Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

29 апреня 1998 г., № 88 (20716) ЖИПЕЦК ЛЯ г а з е т а к 80-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ Л И П Е Ц К И Х ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ в Ж> РШ СШ ТШ с БШ И ТШ 1 т “Ч” \ \ ^ \ V ' 1 ^Ш 1 «*- 1921 год. Липецкие чекисты про­ долж ают упорную и незатихающую борьбу с остатками банд. В людных местах для населения уезда выве­ шивается специальное обращение местного органа безопасности. Этот документ, дошедший до нас с той далекой поры, лучше других харак ­ теризует обстановку на территории Липецкого края: «За последнее вре м я волна бандитского дви ж ения прокати ­ л ась чере з Липецкий уе зд . Бан ­ да Карася , преследуе м ая крас ­ ной конницей , как саранча про ­ неслась через несколько волос ­ т ей Липецкого уезда , грабя ло ­ шадей у крес т ьян, убивая пред ­ с тав и тел ей Соввласти и ч е с т ­ ных гр а ж д а н ... Карась и 135 бан ­ дитов убито в бо ю . Но м ел кие о с т а т ки б анды , скрываясь от рук револ юц ионного правосудия, н еболь ш и м и группа м и бродят по л е са м Л и п у е з д а , заходя в с е л а и гр абя н а с е л е н и е . Для борьбы с бандита м и -насильни - ка м и и гр аби тел я м и -р азори те - ля м и кр ес тьянс ко го хозяйства д о л ж н о бы ть п о д н я то вс е крестьянство. Кто че м м о ж ет — вила м и и топора м и дол ж ны под ­ няться на борьбу . Крестьянин дол ж ен быть начеку. Необходи ­ м о сплотить и соорганизовать крестьян в э т о м д е л е о кон ча ­ т ельного искоренения б анд ...» . ...Узловая станция Богоявленск в ту пору кипела разного рода лю­ дом. Тут были и чумазые, оборван ­ ные беспризорники, и пронырливые « меш очник и» , и целые семьи крестьян из голодных губерний. За ­ теряться в толпе больш ог о труда не составляло. Вот уже не один месяц местные чекис­ ты, наблюдавшие за этой раз ­ нош ерстной публик ой, были озабочены главной задачей — отыскать концы опасного бан ­ дита по прозвищу Лобан. Его банда действовала в обширном районе Богоявленск — Кочетовк а — Раненбург — Ряж ск , скрываясь после оче ­ редных вылазок в Хоботовских лесах. Она грабила и террори ­ зировала население, нападала на поезда с продовольствием. Основной действующей фигу­ рой бандитов, их идейным вдох­ новителем был сам главарь. Чек исты установили, что Лобан частеньк о заезж ал в одно из сел недалеко от Хобо- тово погулять у знакомой вдо­ вы. Было принято реш ение брать ег о именно там. Под покровом темноты чекисты во­ шли в село и около дома вдо­ вы устроили засаду. Не один час пришлось просидеть в ож и­ дании. Но вот в избе заж глась лампа . Пробравш ись через задний ход, чекисты ворвались в комнату: — Руки вверх! Пьяный бандит был з а ­ стиг нут врасплох. В течение нескольких дней в лесу и в из ­ бах было выловлено еще двад­ цать два ег о сообщ ник а . С бандой было покончено. Немало проблем сотрудни ­ кам уездной ЧК доставляли не только бандиты с обрезами за пазухами, прятавшиеся по ле ­ сам и оврагам. Все чаще ста ­ ли заявлять о себе преступ ­ ные группы, орудовавшие на ж елезных дорогах. Они дей ­ ствовали скрытно и тихо, без стрельбы и лишних ж ертв, но ущерб от их «работы» нередко был соизмерим с вооруженным налетом настоящей банды. Через станцию Грязи в ту пору проходило много пасса ­ ж ирских и товарных составов. По перегону от Грязей до Ми ­ чуринска часто вскрывали то­ варные вагоны с ценностями. Грабители почему- то знали, что и в каком вагоне находится. В очередной раз ночью со станции Песковатка передали, что вскрыт вагон с мануфак ­ турой , расхищены вагоны с сукном. За расследование это­ го дела взялись чекисты. Вск о­ ре все версии отпали, кроме одной — корень грабеж а надо искать там, где сортируют ва ­ гоны. Созрел план. Один из чек истов, одев ­ шись в простую рабочую одеж ­ ду, стал расхаж ивать вдоль ж елезнодорож ног о полотна, наблюдая за переписчик ом вагонов. Постороннему челове­ ку за проволочное заграж де ­ ние заходить не разрешалось. И вдруг к ограж дению подхо­ дит незнакомый мужчина. — Петька! — кричит он пе­ реписчику. — Ты захватил па ­ пиросы, что на перроне прода ­ вались? СЛОВООБА 1 МАМАТЕР Вряд ли кто-нибудь затруднится ответить на вопрос, что было бы, если бы в свое время в области не построили металлургический комбинат. Скорее всего мы жили бы в захолустном провинциальном городке, в котором бы не было тех спортивных комплексов и учреждений культуры, которые есть сейчас, д а что там говорить — многого бы не было. Кто спорит? Базис есть базис. Но давайте на минуту представим, что было бы, если бы сорок лет назад в области не было открыто музыкальное училище. Замотанные своими ежедневными бытовыми про­ блемами, мы редко задумываемся над тем, какую роль в нашей жизни играет то, что в свое время было названо идеологами достаточно уничижительным сло ­ вом «надстройка». Вроде было бы здание, а уж надстраивать его или не над ­ страивать — не суть важно. И все-таки давайте представим себе такую ситуа­ цию, припомнив давно сказанное: не хлебом единым. У директора липецкого музыкального училища Владимира Павловича ПЛОТНИКОВА на этотвопрос есть вполне конкретный и в чем-то даже прозаичный ответ: — Что было бы? Да эле ­ ментарно: не было бы муни­ ципального симфоническ ог о оркестра и орк естра народных инструментов, не было бы ду­ ховых орк естров, не было бы ансамбля областной филармо­ нии «Мозаика» с его многочис­ ленными дипломами и звани ­ ями лауреата, не было бы ка­ мерного хора, не было бы мно­ гих самодеятельных и профес­ сиональных коллективов. Пото­ му что все они в основном укомплек тованы нашими вы­ пускниками, их руководители — питомцы училища. Даж е ор ­ к естр знаменитых хореографи­ ческих коллективов «Раздолье» и «Родничок» на 90 процентов состоит из наших выпускников. Кто- то скажет: «Ну и что? Ве ­ лика важность!» Но обратите внимание на процессы, кото­ рые начались в общ естве . Москвичи уже отметили, что в концертном зале имени Чай ­ ковского и Большом зале кон­ серватории остается все мень­ ше свободных мест. А разве не то же самое мы наблюда­ ем на концертах нашего сим ­ фонического орк естра? Люди устали от оболванивающ ей «попсы» , потянулись к подлин­ ной культуре. Лишить их этого — преступление, причем в на ­ циональных масштабах. И я не считаю преувеличением или хвастовством заявить, что ини­ циатор открытия музучилища и его первый дирек тор Василий Михайлович Лутов сделал для области огромное дело. В чем- то не меньшее, чем открытие металлургического комбината. У Василия Михайловича была удиви тельн а я сп о собн ост ь разглядеть и специалиста, и человека. В том, что у нас се ­ годня такой коллектив, — пре­ ж де всего его заслуга. А у нас удивительный коллектив! Вы мож ете себе представить, что­ бы в творческом учреж дении не было места зависти, скло­ кам, интригам, сплетням? Со ­ г ласитесь, что больш инство самых талантливых творческих коллективов грешат этим. А у нас этого нет на протяж ении всех четырех десятилетий. По­ тому что это было залож ено Луговым. И его традиции жи­ вут по сей день. Не берусь говорить отлица всех своих бывших сокурсни­ ков, но для меня лично до сих пор остается А1та Ма1ег имен­ но наше музучилище. Несмот­ ря на то, что потом был инсти­ тутискусств и факультет жур­ налистики. Нигде и никогда потом, с момента госэкзаме- нов в училище, не возникало у меня ощущения второй семьи и второго дома. Я никогда не забуду маленького и ветхого здания на Интернациональной, где не хватало классов и где за место под лестницей боро­ лись, как за место под солн­ цем. Счастлив был тот, кому удавалось прийти ни свет ни заря и занять его со своим ба­ яном, трубой или гитарой. Счастливчик не замечал шума и гвалта на переменах, сосе­ да, занимающегося рядом в коридоре, приучался маши­ нально отвечать на многочис­ ленные приветствия. Мы жили Музыкой. Она жила в нас. Я до сих пор люблю запах подгорев­ шего молока, потому чтоон на­ поминаетмне запах училищно­ го буфета, в котором мы поку­ пали пирожки с повидлом по пять копеек и стакан того са­ мого молока. И мы были счас­ тливы высшим, иррациональ­ ным счастьем. Мы принципи­ ально отказывались думать о том, где и как будем зараба­ тывать на кусок хлеба. Потому что Музыка искупала все. Ни­ когда потом, за всю мою пос­ ледующую жизнь, я не испы­ тывала таких Моментов Исти­ ны, как на концертах, один на один с инструментом. Спаси­ бо судьбе за то, что эти четы­ ре года были в моей жизни. — Иск усство невозмож но без горения, без самосж ига- ния. Меняются ли студенты? Увы, да. Но я бы уточнил: ме ­ няются п оср е д ст ве н н ости . Раньше и они загорались об ­ щим пламенем, подхватыва ­ лись общим мощным течени­ ем. Се г одня их прагматизм переломить куда слож нее. Но — Захватил. — Дай закурить одну. Петька протягивает через решетку папиросу, но наблю­ давший эту сцену чекист заме ­ тил, что незнак омец не заку­ рил, а положил ее за ухо. Его задерж али как только он покинул территорию стан ­ ции. Когда разорвали папиро­ су, в ней обнаруж или малень­ кий клочок бумаги, на котором были написаны номера ваго­ нов с ценностями. Переписчик и его связной были арестованы. Таким обра ­ зом была раскрыта шайка гра­ бителей, орудовавшая на ж е­ лезной дороге. Чуть позж е липецкие чекис­ ты блестяще провели другую оперативную комбинацию по выявлению преступной группы расхитителей. С грязинского элеватора зерно грузили в ва ­ гоны, но стоило эшелону прой­ ти две- три станции, как в уез ­ дную ЧК поступал тревож ный сигнал: на одном из вагонов наруш ена пломба . Чек исты выезжали, проверяли... Одна ­ ко никаких следов хищений на месте не обнаруж ивалось. Пе ­ ревешали все зерно — не хва­ тает десять центнеров. Началась кропотливая опе ­ ративная проработка. Выясни­ лось: хлеб в вагоны загруж а­ ют с весов. Сколько его там — знает только весовщик , кото­ рый и заполняет документацию. А что если именно он загру­ талантливые ребята остаются так ими ж е, к ак ими были и двадцать лет назад. Главное для них — служ ение искусству. Без выгоды, без ожидания ди ­ видендов. Кто- то назовет их непрактичными. Но разве не на таких непрактичных держ ится ж изнь? Я не знаю, где берут они силы противостоять миру, который их окруж ает. Кстати, после летних каник ул очень многие приходят другими людь­ ми — более практичными и ци­ ничными. И нам надо прило­ ж ить огромные силы для того, чтобы вернуть их в мир духов­ ных ценностей . Вы мож ете спросить: а нужно ли это? Не сделаем ли мы их «белыми во­ ронами» ? На это есть один от­ вет: спасение души. Разве это сегодня не является главной целью всех тех,к то связан с культурой и иск усством? Имен­ но такие ребята будут нести свет людям. Без них у нации просто нет будущего. Но се ­ годня готовится распоряж ение правительства о том, чтобы ввести своего рода «ценз пот­ ребности» в специалистах . Иными словами: нет рабочих мест для пианистов — нечего им и поступать учиться. Все долж но быть подчинено пот ­ ребностям рынка. Но перевод культуры на рыночные рельсы означает только одно: полное ее уничтож ение. Мы стенаем по поводу того, что в годы ста ­ линских оепоессий была фи­ зически уничтож ена интелли­ генция. А разве сегодня дела ­ ется не то ж е самое? Если подобное распоряж ение будет принято, то в ближ айшее вре­ мя самый талантливый ребе ­ нок не смож ет получить музы- калоное образование Уже се ­ годня коммерческое обучение у нас стоит около 6 миллионов старыми за год. Кому это под силу? Пока что у нас утверж ­ ден план «бесплатного» приема 90 человек в год Но эта циф­ ра постоянно урезается. Ск а ­ жите кому будет плохо от того, что в области станет больше культурных людей? Разве не с отсутствием культуры связаны большинство наших социаль­ ных проблем: и растущая пре­ ступность, и наркомания, и не­ мотивированн ая а г р е сси в ­ ность? Нельзя забывать, что музык альное училище — не обыч 1 Ное учебное заведение Ведь мы не просто даем про­ фессиональные навык и, мы воспитываем и прививаем внут­ реннюю, духовную культуру. Д о ­ бавьте ко всему сказанному то, что пока в нашей стране не ры­ нок, п Гхнар К ултура ниое- веденная на базарные отноше­ ния, — это уже не культура. В( пм чего МПС удппш'ь ж ает зерна меньше, а в на ­ кладной проставляет полож ен­ ный вес? Однако излишки дер ­ ж ать на складе опасно — мо­ ж ет нагрянуть ревизор. Значит, сразу же после отправки ва ­ гонов под покровом ночи лиш ­ нее зерно прячется. Склады ох­ раняются, отсюда вывод: в этом деле замешаны двое — весовщик и сторож . С другой стороны, весовщ ик стольк о зерна сам не перетаскает. Зна ­ чит — к этому делу имеют от­ ношение и рабочие склада. А как же сорванная плом­ ба? Выходит, чтобы замести следы, расхитители с каждым эш елоном посылают своег о человек а, к оторый, проехав две- три станции, срывает ее. Легко и просто — дескать, кра­ жа произошла в пути. Чекисты установили слеж ­ ку за домом весовщика. В одну из ночей на тропинке, ведущей к его калитке, показалось пять человеческих силуэтов. Сг иба ­ ясь под тяж естью груза, они шли друг за другом. У боковой стены незнакомцы сбросили с себя мешки и стали подавать их в проем окна. Через несколько минут че­ кисты постучались в дом кла­ довщик а. Расхитители пьян ­ ствовали, обмывая очередное удавшееся дельце. Через не ­ которое время все они пред­ стали перед судом. К концу 1921- го года насту­ пил заметный перелом в про­ тиводействии различного рода преступных групп. Это иллюс­ трирует очередной документ — обращ ение местног о органа безопасности к населению Ли­ пецкого уезда: «Разло ж ение в бандит ­ ских шайках благодаря пос ­ л ед н е м у и р е ш и тельно м у разгро м у достигает о гро м ­ ных р а з м е р о в . Гл ав ари ш аек , оконча т ельно разуве ­ р и в ш и с ь в у с п е ш н о с т и св оей п р е с т у п н о й з а т е и , с д а ю т с я С о в в л а с ти . Крестьянство везде и пов ­ с ю ду поднялось на борьбу с м елки м и остатка м и бан ­ д и т о в . Р а й п о л и т к о м и с - с и я , . . прини м ая во вни м а ­ ние полней шую б есс мы с ­ л енность дальней шего со ­ противления бандитов Сов ­ власти, указывает, что вся ­ кий добровольно явив ш ий ­ ся бандит сохраняет сво ю ж изнь и наказания по суду б у д у т в с я ч е с к и с м я г ч е ­ ны ...». Пришло время залечивать раны, нанесенные граж данской войной. Люди учидис!? ж ить без страха за свою ж изнь. И хотя в последующие .-трды ор ­ ганами государственной, без ­ опасности на территории Ли ­ пецкой области, было .вскрыто и лик видировано неск ольк о десятков бандитских групп, с бандитизмом после 1921- го в Липецк ом уезде в широк их масштабах было покончено. В этом немалая заслуга, моло­ дых органов государственной безопасности, делом доказав­ ших свой высокий профессио­ нализм и стремлен ие.', отстаи ­ вать интересы.народа.,. Сергей КОНСТАНТИНОВ. На снимке, датиро­ ванном 1926 -м годом, запечатлена группа ли ­ пецких чекистов, вто­ рой справа в кожанке стоитА. Зегель, во вто­ ром ряду в центре сидит Я. Янкин. Фото из архива. достичь в этой жизни, я обя­ зана в первую очередь муз- училищу. Сказанное в полной мере относится и к моей ны­ нешней профессии — журна­ листике. Это ни в коем случае не натяжка и не преувеличе­ ние. Профессиональные заня­ тия музыкой развивают глав­ ное —огромную трудоспособ­ ность, истовую преданность своему делу и — ответствен­ ность. Во всяком случае, все это развивала и развивает ат­ мосфера Липецкого музыкаль­ ного училища. Знаетели вы, что влюбленность в своего педа­ гога помогает горы свернуть? Особенно, если этот педагог сам держится на уровне вы­ сочайшей профессиональной планки. И ты просто не мо­ жешь себе позволить опус­ титься ниже. Я до сих пор од­ ним из самых близких людей считаю Элеонору Витольдовну Заборскую. Удивительноедело — ей никогда не требовалось повышать голос или устраивать разнос. Достаточно было пе­ рехода с привычного «Ленусик» на чопорное «вы» — и все. это было хуже любого скандала, — это было трагедией И когда проходя по коридору она хо­ лодно и царственно кивала в СОБСТ ВЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ «ЛИПЕ ЦКОЙ ГАЗЕТЫ» , Тамара ФЕДЮКИНА СООБЩАЕТ: - КОМУ «САЛЯМИ», А КОМУ И КОПЫТЦА ОТ ХРЮШЕК Заметно поредели очереди к колбасным витринам фирменных магазинов Елецко- ; го акционерного общества «Мясокомби- нат» после того, как на его продукцию под- ; нялись цены. Конечно, и прибавка в 4-7 процентов не останавливает от покупки тех, кто привык баловать себя «Салями» или «Московской», за килограмм которых иному пенсионеру надо выкладывать пя- тую часть своего месячного денежного «до- вольствия». Многим же малообеспеченным людям сегодня уже и вареная колбаска не по кар- ' ману, а если цены отпустят еще, что, судя по сложной ситуации на мясокомбинате, не I исключено, то придется радоваться исклю- | чительно субпродуктам, стоимость которых I „ осталась прежней, а потому очереди за поч- | ками, рожками и ножками растут на гла- : ' зах. СКОРБЬ В КАМНЕ ! И СЕРДЦАХ ГОРОЖАН Обновленным предстанет перед ельча- :| нами к майским праздникам Комсомольс- ^кий сквер, где полным ходом идет рекон- ' струкция. . Уже поставлен на фундамент обработан- ^ный мастерами камень Скорби (проект ар- ' хитектора из Ельца Александра Шашина) в память воинам-ельчанам, погибшим в 1 :1 мирно^е время. Он будет соседствовать с р аллеей пионеров и комсомольцев-героев, отдавших жизни в гражданской и Великой 5 ; Отечественной войнах. После реконструкции сквер, несомнен­ но, станет любимым местом отдыха ель- чан. ТЕМЫ РОДИНЫ И ПРИРОДЫ РОЖДАЛИ В ПОЭТЕ ИСКРЕННОСТЬ ЧУВСТВ Устный альманах «Елецкая быль» вы­ пущен в историко-культурном центре «Про­ жектор». Он был посвящен 150-летию елец­ кого поэта-самоучки Егора Назарова, о ко­ тором до нас дошли скудные сведения. Но точно известно: наш талантливый земляк оказал большое литературное влияние на молодую поросль, в среде которой уже тог­ да вьщелялся Иван Бунин. Впамять о поэте было сказано много теп­ лых слов, звучали романсы на его стихи, классическая музыка. ЛУЧШЕ СРАЗУ ЗА РЕШЕТКУ, ЧЕМ ПОД ОБВАЛ ПОТОЛКА Есть опасения, что убийцы, насильники, крупные мздоимы и прочие уголовные эле­ менты даже под конвоем больше не пере­ ступят порог городской прокуратуры. И не потому что им этого не хочется, а потому что обоснованно боятся за свою драгоцен­ нуюжизнь, которой запросто могут лишить­ ся под падающей с потолка штукатуркой. А куски летят такие, что мало не пока­ жется. Недавно почти над головой следо­ вателя рухнул пласт площадью два на пол­ тора метра. К счастью, никто не пострадал, но где гарантия, что так будет всегда? Здание елецкой прокуратуры выглядит сегодня хуже заурядной забегаловки—пос­ ледний раз в нем проводился ремонт лет пятнадцать назад. Но никто из высокого начальства, похоже, не видит такого позо­ ра... з ш ш ш ш ш ПАЛЫ Ч - ГРОЗА МЕЛКИХВОРИШЕК 7 3-ЛЕ Т НИЙ СТОРОЖ ЧАПЛЫГИНСКОЙ с р е д н е й ШКОЛЫ № 1 НОЧЬЮ В ОДИНОЧКУ ЗАДЕРЖАЛ И ДО УТРА КАРАУЛИЛ ТРИДЦАТИЛЕТНЕГО ЗЛОУМЫШЛЕННИКА, ПРОБРАВШЕГОСЯ В ШКОЛЬНУЮ СТОЛОВУЮ. Мн е часто приход ится ходить через двор чаплыги нс кой средней шко л ы № 1. Живу рядом. Е ст естве нно, часто встречаю д ир ек­ тор а шко лы Ан а то лия Антошенко. В тот раз он меня ^тросто огорошил, сообщив, что школьный сторож Палыч задержал вора. И всю ночь его караулил... Пару минут спустя мы уже были с Палы­ чем (Владимиром Павловичем Пономаревым) знакомы, и он рассказывал мне о своих ноч­ ных подвигах. ...Услышав подозрительный металличес­ кий стук, школьный сторож подошел к две­ ри в столовую и увидел, что она, как и сосед­ няя дверь в спортзал, взломана. Не раздумы­ вая, Пономарев вошел в помещение и стал последовательно его осматривать. Затем он перешел на кухню, где и обнаружил чью-то спортивную сумку. Рядом, из-под разделоч­ ного стола, торчал чей-то ботинок. _—Я подал голос, после чего из-под стола вылез парень, —вспоминает мой собеседник. —Он сразу увидел, что я совсем старик. Схва­ тил вот эту самую швабру. А я — вот это, чем в кастрюлях мешают. А потом исхитрил­ ся, и —нож ему к горлу: «Не дергайся!». Он и утих. При этом Палыч показал мне нож: обыч­ ный, такие в киосках едва ли не на каждом углу продаются. Он и стал единственным ору­ жием сторожа. Задержав визитера, Пономарев поневоле задумался: как дальше быть? Телефон — в учительской, на втором этаже. Милицию вы­ звать нельзя. Вот и решил старик дожидать­ ся сменщика, который придет утром: вдво- ем-то они разберутся... Долгие часы до прихода сменщика карау­ лил сторож «гостя». —Владимир Павлович, —спросил я у По­ номарева, —не боялись, что маханет вориш­ ка с плеча —и только и видели и вас, и ваш ножичек? — Да не успел бы он, — авторитетно и абсолютно серьезно ответил Палыч. —Я же в разведке служил, в отдельном разведба- тальоне. Под Кутной, на севере Польши, было: мы в поиске, в расположении немцев, а тут из-за угла фриц с автоматом вывернул­ ся и поднимает этот автомат — в меня це­ лится. Так пока он его поднимал, я и авто­ мат вырвал, й фрица грохнул. Потом разо­ брались —офицер был, а мы как раз за офи­ цером и шли. За того покойника мне коман­ дир потом нагоняй дал, а за операцию в це­ лом («языка» мы все равно взяли, и хороше­ го) нас наградили. Меня — орденом Крас­ ной Звезды. —Да ведь тогда вы молодым были, быст­ рым... — Оно так, конечно. Моложе был, но и сейчас кое на что способен. Так что —нет, не успел бы он убежать. А потом, когда Толик Скуратов, сменщик мой, подошел и вовсе спо­ койно стало. А тям и милицию вызвали... —А все же, .по-честному, —было страш­ но? — А то нет? Ему же — тридцать лет, а мне — 73. У меня перочиный нож, а что у него в карманах —мне неизвестно... Но дело­ то в чем: раз я сторож — значит, надо сторо­ жить, охранять. Дело-то свое надо делать? Надо. А «страшно или не страшно» — это второй вопрос. Александр АНДРЕЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». г. Чаплыгин. ответ на приветствие, у тебя возникала только одна мысль: скорее домой, скорее за ин­ струмент, чтобы вернуть ее уважение, ее любовь. Да про­ стят меня другие педагоги — наверное, любой студент муз­ училища мог бы то же самое сказать о своем Учителе. Я же знаю одно: именно Элеоноре Витольдовне я обязана непри­ ятием халтуры в любых ее про­ явлениях, и прежде всего — в том,чем занимаешься. Я глу­ боко убеждена: человек, полу­ чивший профессиональное му­ зыкальное образование, будет потом совершенно иначе отно­ ситься к своемуделу, каким бы оно ни было. А ведь мы все чаще говорим о том, что при­ чиной многих наших бед явля­ ется именно непрофессиона­ лизм и безответственность. — В ответ на многочислен­ ные наши просьбы в послед­ нее время на уровне области нам все чаще отвечали: ищите иные источники финансирова ­ ния. Расшифровывалось это как спон сорск ая помощ ь и средства от платного обунечия Нам предлагается самим за ­ рабатывать на инструменты, оборудование, ноты Смешно повторять банальную истину о том, что во всем мире культу­ ра и искусство дотируются из бюдж ета. Во всем мире они считаются национальным до ­ стоянием. Сумеет ли наша об­ ласть стать оазисом в мерт ­ вой пустыне растущего бе с­ культурья? Не знаю. Могу ска ­ зать только одно: мы будем до последнего отстаивать принци­ пы бесплатного и общедоступ ­ ног о обра зова н ия . Ст ол ь ­ ко,сколько хватит сил. А пока что педагоги скидываются на подарки нашим ветеранам в связи с юбилеем. Что смож ем купить на эти гроши? Ск азать трудно. Но меценаты, а по-но­ вому — спонсоры, что- то не спешат помочь в подготовке к п редстоящ ему праздник у. Впрочем, для них это, быть мож ет, и вовсе не праздник . Сегодня нам безотказно помо­ гает, чем мож ет, руководитель ИЧП «Русский вернисаж » Вя ­ чеслав Черкасов. Хотя он не мож ет помочь так, как могли бы помочь город и область. Но у нас нет главного греха — уны­ ния. Мы не только убеж дены в том, что это будет настоящий праздник — как в больш ой друж ной семье Мы, несмотря ни на что, продолж аем стро­ ить планы. И один из главных Ю БИЛЕЙ — это создание непрерывной, трехступенчатой системы му- : зык альног о образования в : области: школа при музучили- | ще, само училище и колледж . I Это вполне реально, посколь- : ку не будет проблем в созда- ; НИИ школы — на базе нашего : сек тора педпрактики — и кол- : ледж а — путем объединения ; музыкального и культпросвет- I училищ. Главное — уже есть | материальная база и вы со - : копрофессиональные педаго- ^ ги. Мы, как это ни странно се- I годня, уверены, что общие уси- ; ЛИЯ и добрая воля наших зем- : ляков позволят сделать Ли- : пецк не только центром ме- ; таллургии, но и центром куль- : туры. ... Странноедело: почти за I два десятка лет, что прошли : после моего последнего экза- : мена, мои преподаватели в : училище не изменились внеш- I не. Это не преувеличение, это ? факт. Быть может, когда в ду- : шах царит музыка время ог- ступает утрачивая свою власть над людьми? Елена БРЕДИС. ( [ ' ' Л И 1 1 / 1 1 . 1 I Я — студентка отделения теории музыки. Еще в детстве мне хотелось понять, отчего одни мелодии приводят в вос­ торг, другие — вызывают печаль или — завораживают) заставляя глубоко задуматься. Почему определенные рщг* .мы вызывают такую бурную реакцию моих сверстников? Как композиторы «пишут» музыку? Сто тысяч «почему?*! Теперь можно с уверенностью сказать, что поступление в Липедкое музыкальное училище имени К. Игумнова и ста­ ло тон дорогой, идя по которой, я надеюсь найти ответы на те свои детские вопросы и стать профессионалом, изучаю­ щим язык музыки, познающимисториюмира звуков. Рань­ ше, в «доучилищной* жизни, у меня было много хороших учителей—в в общеобразовательной, и в музыкальнойшко­ лах. Но именно здесь пришло осознание, что мои препода­ ватели —не только «наполняют» знаниями, но и «выстраи­ вают» меня, как личность. Иногда мне кажется, что, доби­ ваясь от своих учеников этого совершенства, они и сами как бы проходят нее еще и еще раз с каждым из нас заново. Жизнь человека иногда сравнивают с раз;п 1 чны.ми пе­ риодами чсловечсс 1 :ой культуры. Детство —Древний Еги- нет, школа —Древняя Греция... А .музыкальное училище — :по, пожалуй, зноха Возрождения. Тогда ведь музыка зву­ чала везде — на улицах и площадях, в садах и виноградни­ ках, в ломах и церквях. А преподаватели пре.дстают перед тобой как .люди Роноссане.а, таь м 1 Ю 1 ооГ|рз.}ны и\ дарова­ ния и мастерство. Каждый и :1 них — Личность, они так нс моложн друг иа друга. Л вот тебе иногда очень хочется быть хоть не.м 1101 'о такой, как... Людмила Ештщьевна Микулич с первой встречи пора- ;»ила умением сразу ; 1 адать на уроке четкий ритм работы, когда тебе хочется сделать каЛГЯюжво больше и ни в коем случае не ошибиться; ведь ни один неверно спетый иятер- ва.!, ниодно нарушение законов гармонии не будут пропу­ щены. Прошло совсем немного времени —в у тебя зазву­ чали гармонизированные мелодии, тебе удаются трудные диктанты, открылись стройные гармонии старинных ла­ дов. И вместе с тем ты понимаешь, что главные вершины теории музыки еще впередии твое восхождение к нимтоль­ ко начинается. «С фортепиано — на «гы»! Это зивчит, что для тебя, как для вспояштеля, нет ничего невозможного. Так мож­ но сказать о Вере Нико.таевне Шипиловой, моем препо­ давателе по к.тассуфортепиано. Никогда прежде я не пред­ полагала, что нз одной клавиши несколькими способами можно извлекать столь разнообразное по качеству звуча­ ние. Вера Николаевна никогда не бывает равнодушной в исполняемой учеником музыке! Эмоционально в энергич­ но она вместе с нами раскрывает стиль и динамику произ­ ведения, будь то стремительный «Этюд* Крамера или ли­ рический «Ноктюрн» Шопена. Всегда сосредоточенная и собранная Людмила Анатоль­ евна Федорова преподает музыкальную литературу. Мир музыки после этих уроков стал для меня невероятно ог­ ромным, в нем живут своей вечной жизнью и со.чнечиый Моцарт, в жизнерадостный Гайдн, и страстный Бетховен —их музыкальный почерк теперь узнаваем и понятен. Не буду скрывать: все училищные «ужастякн» о том, как сложно учиться па «теоретическом», во многом прав­ дивы. Но тем, кто учится здесь, дано почувствовать ра­ дость по:шания. И все чаще и чаще приходит ощущение того, что «Му:<мка — Таина» с | | 1 а 1111 иу :<а страницей рас­ крывает свои самые .заветные секреты. Дарья ДРОЗДОВА, первокурсница.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz