Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
29 апреня 1998 г., № 88 (20716) ЖИПЕЦК ЛЯ г а з е т а к 80-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ Л И П Е Ц К И Х ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ в Ж> РШ СШ ТШ с БШ И ТШ 1 т “Ч” \ \ ^ \ V ' 1 ^Ш 1 «*- 1921 год. Липецкие чекисты про долж ают упорную и незатихающую борьбу с остатками банд. В людных местах для населения уезда выве шивается специальное обращение местного органа безопасности. Этот документ, дошедший до нас с той далекой поры, лучше других харак теризует обстановку на территории Липецкого края: «За последнее вре м я волна бандитского дви ж ения прокати л ась чере з Липецкий уе зд . Бан да Карася , преследуе м ая крас ной конницей , как саранча про неслась через несколько волос т ей Липецкого уезда , грабя ло шадей у крес т ьян, убивая пред с тав и тел ей Соввласти и ч е с т ных гр а ж д а н ... Карась и 135 бан дитов убито в бо ю . Но м ел кие о с т а т ки б анды , скрываясь от рук револ юц ионного правосудия, н еболь ш и м и группа м и бродят по л е са м Л и п у е з д а , заходя в с е л а и гр абя н а с е л е н и е . Для борьбы с бандита м и -насильни - ка м и и гр аби тел я м и -р азори те - ля м и кр ес тьянс ко го хозяйства д о л ж н о бы ть п о д н я то вс е крестьянство. Кто че м м о ж ет — вила м и и топора м и дол ж ны под няться на борьбу . Крестьянин дол ж ен быть начеку. Необходи м о сплотить и соорганизовать крестьян в э т о м д е л е о кон ча т ельного искоренения б анд ...» . ...Узловая станция Богоявленск в ту пору кипела разного рода лю дом. Тут были и чумазые, оборван ные беспризорники, и пронырливые « меш очник и» , и целые семьи крестьян из голодных губерний. За теряться в толпе больш ог о труда не составляло. Вот уже не один месяц местные чекис ты, наблюдавшие за этой раз нош ерстной публик ой, были озабочены главной задачей — отыскать концы опасного бан дита по прозвищу Лобан. Его банда действовала в обширном районе Богоявленск — Кочетовк а — Раненбург — Ряж ск , скрываясь после оче редных вылазок в Хоботовских лесах. Она грабила и террори зировала население, нападала на поезда с продовольствием. Основной действующей фигу рой бандитов, их идейным вдох новителем был сам главарь. Чек исты установили, что Лобан частеньк о заезж ал в одно из сел недалеко от Хобо- тово погулять у знакомой вдо вы. Было принято реш ение брать ег о именно там. Под покровом темноты чекисты во шли в село и около дома вдо вы устроили засаду. Не один час пришлось просидеть в ож и дании. Но вот в избе заж глась лампа . Пробравш ись через задний ход, чекисты ворвались в комнату: — Руки вверх! Пьяный бандит был з а стиг нут врасплох. В течение нескольких дней в лесу и в из бах было выловлено еще двад цать два ег о сообщ ник а . С бандой было покончено. Немало проблем сотрудни кам уездной ЧК доставляли не только бандиты с обрезами за пазухами, прятавшиеся по ле сам и оврагам. Все чаще ста ли заявлять о себе преступ ные группы, орудовавшие на ж елезных дорогах. Они дей ствовали скрытно и тихо, без стрельбы и лишних ж ертв, но ущерб от их «работы» нередко был соизмерим с вооруженным налетом настоящей банды. Через станцию Грязи в ту пору проходило много пасса ж ирских и товарных составов. По перегону от Грязей до Ми чуринска часто вскрывали то варные вагоны с ценностями. Грабители почему- то знали, что и в каком вагоне находится. В очередной раз ночью со станции Песковатка передали, что вскрыт вагон с мануфак турой , расхищены вагоны с сукном. За расследование это го дела взялись чекисты. Вск о ре все версии отпали, кроме одной — корень грабеж а надо искать там, где сортируют ва гоны. Созрел план. Один из чек истов, одев шись в простую рабочую одеж ду, стал расхаж ивать вдоль ж елезнодорож ног о полотна, наблюдая за переписчик ом вагонов. Постороннему челове ку за проволочное заграж де ние заходить не разрешалось. И вдруг к ограж дению подхо дит незнакомый мужчина. — Петька! — кричит он пе реписчику. — Ты захватил па пиросы, что на перроне прода вались? СЛОВООБА 1 МАМАТЕР Вряд ли кто-нибудь затруднится ответить на вопрос, что было бы, если бы в свое время в области не построили металлургический комбинат. Скорее всего мы жили бы в захолустном провинциальном городке, в котором бы не было тех спортивных комплексов и учреждений культуры, которые есть сейчас, д а что там говорить — многого бы не было. Кто спорит? Базис есть базис. Но давайте на минуту представим, что было бы, если бы сорок лет назад в области не было открыто музыкальное училище. Замотанные своими ежедневными бытовыми про блемами, мы редко задумываемся над тем, какую роль в нашей жизни играет то, что в свое время было названо идеологами достаточно уничижительным сло вом «надстройка». Вроде было бы здание, а уж надстраивать его или не над страивать — не суть важно. И все-таки давайте представим себе такую ситуа цию, припомнив давно сказанное: не хлебом единым. У директора липецкого музыкального училища Владимира Павловича ПЛОТНИКОВА на этотвопрос есть вполне конкретный и в чем-то даже прозаичный ответ: — Что было бы? Да эле ментарно: не было бы муни ципального симфоническ ог о оркестра и орк естра народных инструментов, не было бы ду ховых орк естров, не было бы ансамбля областной филармо нии «Мозаика» с его многочис ленными дипломами и звани ями лауреата, не было бы ка мерного хора, не было бы мно гих самодеятельных и профес сиональных коллективов. Пото му что все они в основном укомплек тованы нашими вы пускниками, их руководители — питомцы училища. Даж е ор к естр знаменитых хореографи ческих коллективов «Раздолье» и «Родничок» на 90 процентов состоит из наших выпускников. Кто- то скажет: «Ну и что? Ве лика важность!» Но обратите внимание на процессы, кото рые начались в общ естве . Москвичи уже отметили, что в концертном зале имени Чай ковского и Большом зале кон серватории остается все мень ше свободных мест. А разве не то же самое мы наблюда ем на концертах нашего сим фонического орк естра? Люди устали от оболванивающ ей «попсы» , потянулись к подлин ной культуре. Лишить их этого — преступление, причем в на циональных масштабах. И я не считаю преувеличением или хвастовством заявить, что ини циатор открытия музучилища и его первый дирек тор Василий Михайлович Лутов сделал для области огромное дело. В чем- то не меньшее, чем открытие металлургического комбината. У Василия Михайловича была удиви тельн а я сп о собн ост ь разглядеть и специалиста, и человека. В том, что у нас се годня такой коллектив, — пре ж де всего его заслуга. А у нас удивительный коллектив! Вы мож ете себе представить, что бы в творческом учреж дении не было места зависти, скло кам, интригам, сплетням? Со г ласитесь, что больш инство самых талантливых творческих коллективов грешат этим. А у нас этого нет на протяж ении всех четырех десятилетий. По тому что это было залож ено Луговым. И его традиции жи вут по сей день. Не берусь говорить отлица всех своих бывших сокурсни ков, но для меня лично до сих пор остается А1та Ма1ег имен но наше музучилище. Несмот ря на то, что потом был инсти тутискусств и факультет жур налистики. Нигде и никогда потом, с момента госэкзаме- нов в училище, не возникало у меня ощущения второй семьи и второго дома. Я никогда не забуду маленького и ветхого здания на Интернациональной, где не хватало классов и где за место под лестницей боро лись, как за место под солн цем. Счастлив был тот, кому удавалось прийти ни свет ни заря и занять его со своим ба яном, трубой или гитарой. Счастливчик не замечал шума и гвалта на переменах, сосе да, занимающегося рядом в коридоре, приучался маши нально отвечать на многочис ленные приветствия. Мы жили Музыкой. Она жила в нас. Я до сих пор люблю запах подгорев шего молока, потому чтоон на поминаетмне запах училищно го буфета, в котором мы поку пали пирожки с повидлом по пять копеек и стакан того са мого молока. И мы были счас тливы высшим, иррациональ ным счастьем. Мы принципи ально отказывались думать о том, где и как будем зараба тывать на кусок хлеба. Потому что Музыка искупала все. Ни когда потом, за всю мою пос ледующую жизнь, я не испы тывала таких Моментов Исти ны, как на концертах, один на один с инструментом. Спаси бо судьбе за то, что эти четы ре года были в моей жизни. — Иск усство невозмож но без горения, без самосж ига- ния. Меняются ли студенты? Увы, да. Но я бы уточнил: ме няются п оср е д ст ве н н ости . Раньше и они загорались об щим пламенем, подхватыва лись общим мощным течени ем. Се г одня их прагматизм переломить куда слож нее. Но — Захватил. — Дай закурить одну. Петька протягивает через решетку папиросу, но наблю давший эту сцену чекист заме тил, что незнак омец не заку рил, а положил ее за ухо. Его задерж али как только он покинул территорию стан ции. Когда разорвали папиро су, в ней обнаруж или малень кий клочок бумаги, на котором были написаны номера ваго нов с ценностями. Переписчик и его связной были арестованы. Таким обра зом была раскрыта шайка гра бителей, орудовавшая на ж е лезной дороге. Чуть позж е липецкие чекис ты блестяще провели другую оперативную комбинацию по выявлению преступной группы расхитителей. С грязинского элеватора зерно грузили в ва гоны, но стоило эшелону прой ти две- три станции, как в уез дную ЧК поступал тревож ный сигнал: на одном из вагонов наруш ена пломба . Чек исты выезжали, проверяли... Одна ко никаких следов хищений на месте не обнаруж ивалось. Пе ревешали все зерно — не хва тает десять центнеров. Началась кропотливая опе ративная проработка. Выясни лось: хлеб в вагоны загруж а ют с весов. Сколько его там — знает только весовщик , кото рый и заполняет документацию. А что если именно он загру талантливые ребята остаются так ими ж е, к ак ими были и двадцать лет назад. Главное для них — служ ение искусству. Без выгоды, без ожидания ди видендов. Кто- то назовет их непрактичными. Но разве не на таких непрактичных держ ится ж изнь? Я не знаю, где берут они силы противостоять миру, который их окруж ает. Кстати, после летних каник ул очень многие приходят другими людь ми — более практичными и ци ничными. И нам надо прило ж ить огромные силы для того, чтобы вернуть их в мир духов ных ценностей . Вы мож ете спросить: а нужно ли это? Не сделаем ли мы их «белыми во ронами» ? На это есть один от вет: спасение души. Разве это сегодня не является главной целью всех тех,к то связан с культурой и иск усством? Имен но такие ребята будут нести свет людям. Без них у нации просто нет будущего. Но се годня готовится распоряж ение правительства о том, чтобы ввести своего рода «ценз пот ребности» в специалистах . Иными словами: нет рабочих мест для пианистов — нечего им и поступать учиться. Все долж но быть подчинено пот ребностям рынка. Но перевод культуры на рыночные рельсы означает только одно: полное ее уничтож ение. Мы стенаем по поводу того, что в годы ста линских оепоессий была фи зически уничтож ена интелли генция. А разве сегодня дела ется не то ж е самое? Если подобное распоряж ение будет принято, то в ближ айшее вре мя самый талантливый ребе нок не смож ет получить музы- калоное образование Уже се годня коммерческое обучение у нас стоит около 6 миллионов старыми за год. Кому это под силу? Пока что у нас утверж ден план «бесплатного» приема 90 человек в год Но эта циф ра постоянно урезается. Ск а жите кому будет плохо от того, что в области станет больше культурных людей? Разве не с отсутствием культуры связаны большинство наших социаль ных проблем: и растущая пре ступность, и наркомания, и не мотивированн ая а г р е сси в ность? Нельзя забывать, что музык альное училище — не обыч 1 Ное учебное заведение Ведь мы не просто даем про фессиональные навык и, мы воспитываем и прививаем внут реннюю, духовную культуру. Д о бавьте ко всему сказанному то, что пока в нашей стране не ры нок, п Гхнар К ултура ниое- веденная на базарные отноше ния, — это уже не культура. В( пм чего МПС удппш'ь ж ает зерна меньше, а в на кладной проставляет полож ен ный вес? Однако излишки дер ж ать на складе опасно — мо ж ет нагрянуть ревизор. Значит, сразу же после отправки ва гонов под покровом ночи лиш нее зерно прячется. Склады ох раняются, отсюда вывод: в этом деле замешаны двое — весовщик и сторож . С другой стороны, весовщ ик стольк о зерна сам не перетаскает. Зна чит — к этому делу имеют от ношение и рабочие склада. А как же сорванная плом ба? Выходит, чтобы замести следы, расхитители с каждым эш елоном посылают своег о человек а, к оторый, проехав две- три станции, срывает ее. Легко и просто — дескать, кра жа произошла в пути. Чекисты установили слеж ку за домом весовщика. В одну из ночей на тропинке, ведущей к его калитке, показалось пять человеческих силуэтов. Сг иба ясь под тяж естью груза, они шли друг за другом. У боковой стены незнакомцы сбросили с себя мешки и стали подавать их в проем окна. Через несколько минут че кисты постучались в дом кла довщик а. Расхитители пьян ствовали, обмывая очередное удавшееся дельце. Через не которое время все они пред стали перед судом. К концу 1921- го года насту пил заметный перелом в про тиводействии различного рода преступных групп. Это иллюс трирует очередной документ — обращ ение местног о органа безопасности к населению Ли пецкого уезда: «Разло ж ение в бандит ских шайках благодаря пос л ед н е м у и р е ш и тельно м у разгро м у достигает о гро м ных р а з м е р о в . Гл ав ари ш аек , оконча т ельно разуве р и в ш и с ь в у с п е ш н о с т и св оей п р е с т у п н о й з а т е и , с д а ю т с я С о в в л а с ти . Крестьянство везде и пов с ю ду поднялось на борьбу с м елки м и остатка м и бан д и т о в . Р а й п о л и т к о м и с - с и я , . . прини м ая во вни м а ние полней шую б есс мы с л енность дальней шего со противления бандитов Сов власти, указывает, что вся кий добровольно явив ш ий ся бандит сохраняет сво ю ж изнь и наказания по суду б у д у т в с я ч е с к и с м я г ч е ны ...». Пришло время залечивать раны, нанесенные граж данской войной. Люди учидис!? ж ить без страха за свою ж изнь. И хотя в последующие .-трды ор ганами государственной, без опасности на территории Ли пецкой области, было .вскрыто и лик видировано неск ольк о десятков бандитских групп, с бандитизмом после 1921- го в Липецк ом уезде в широк их масштабах было покончено. В этом немалая заслуга, моло дых органов государственной безопасности, делом доказав ших свой высокий профессио нализм и стремлен ие.', отстаи вать интересы.народа.,. Сергей КОНСТАНТИНОВ. На снимке, датиро ванном 1926 -м годом, запечатлена группа ли пецких чекистов, вто рой справа в кожанке стоитА. Зегель, во вто ром ряду в центре сидит Я. Янкин. Фото из архива. достичь в этой жизни, я обя зана в первую очередь муз- училищу. Сказанное в полной мере относится и к моей ны нешней профессии — журна листике. Это ни в коем случае не натяжка и не преувеличе ние. Профессиональные заня тия музыкой развивают глав ное —огромную трудоспособ ность, истовую преданность своему делу и — ответствен ность. Во всяком случае, все это развивала и развивает ат мосфера Липецкого музыкаль ного училища. Знаетели вы, что влюбленность в своего педа гога помогает горы свернуть? Особенно, если этот педагог сам держится на уровне вы сочайшей профессиональной планки. И ты просто не мо жешь себе позволить опус титься ниже. Я до сих пор од ним из самых близких людей считаю Элеонору Витольдовну Заборскую. Удивительноедело — ей никогда не требовалось повышать голос или устраивать разнос. Достаточно было пе рехода с привычного «Ленусик» на чопорное «вы» — и все. это было хуже любого скандала, — это было трагедией И когда проходя по коридору она хо лодно и царственно кивала в СОБСТ ВЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ «ЛИПЕ ЦКОЙ ГАЗЕТЫ» , Тамара ФЕДЮКИНА СООБЩАЕТ: - КОМУ «САЛЯМИ», А КОМУ И КОПЫТЦА ОТ ХРЮШЕК Заметно поредели очереди к колбасным витринам фирменных магазинов Елецко- ; го акционерного общества «Мясокомби- нат» после того, как на его продукцию под- ; нялись цены. Конечно, и прибавка в 4-7 процентов не останавливает от покупки тех, кто привык баловать себя «Салями» или «Московской», за килограмм которых иному пенсионеру надо выкладывать пя- тую часть своего месячного денежного «до- вольствия». Многим же малообеспеченным людям сегодня уже и вареная колбаска не по кар- ' ману, а если цены отпустят еще, что, судя по сложной ситуации на мясокомбинате, не I исключено, то придется радоваться исклю- | чительно субпродуктам, стоимость которых I „ осталась прежней, а потому очереди за поч- | ками, рожками и ножками растут на гла- : ' зах. СКОРБЬ В КАМНЕ ! И СЕРДЦАХ ГОРОЖАН Обновленным предстанет перед ельча- :| нами к майским праздникам Комсомольс- ^кий сквер, где полным ходом идет рекон- ' струкция. . Уже поставлен на фундамент обработан- ^ный мастерами камень Скорби (проект ар- ' хитектора из Ельца Александра Шашина) в память воинам-ельчанам, погибшим в 1 :1 мирно^е время. Он будет соседствовать с р аллеей пионеров и комсомольцев-героев, отдавших жизни в гражданской и Великой 5 ; Отечественной войнах. После реконструкции сквер, несомнен но, станет любимым местом отдыха ель- чан. ТЕМЫ РОДИНЫ И ПРИРОДЫ РОЖДАЛИ В ПОЭТЕ ИСКРЕННОСТЬ ЧУВСТВ Устный альманах «Елецкая быль» вы пущен в историко-культурном центре «Про жектор». Он был посвящен 150-летию елец кого поэта-самоучки Егора Назарова, о ко тором до нас дошли скудные сведения. Но точно известно: наш талантливый земляк оказал большое литературное влияние на молодую поросль, в среде которой уже тог да вьщелялся Иван Бунин. Впамять о поэте было сказано много теп лых слов, звучали романсы на его стихи, классическая музыка. ЛУЧШЕ СРАЗУ ЗА РЕШЕТКУ, ЧЕМ ПОД ОБВАЛ ПОТОЛКА Есть опасения, что убийцы, насильники, крупные мздоимы и прочие уголовные эле менты даже под конвоем больше не пере ступят порог городской прокуратуры. И не потому что им этого не хочется, а потому что обоснованно боятся за свою драгоцен нуюжизнь, которой запросто могут лишить ся под падающей с потолка штукатуркой. А куски летят такие, что мало не пока жется. Недавно почти над головой следо вателя рухнул пласт площадью два на пол тора метра. К счастью, никто не пострадал, но где гарантия, что так будет всегда? Здание елецкой прокуратуры выглядит сегодня хуже заурядной забегаловки—пос ледний раз в нем проводился ремонт лет пятнадцать назад. Но никто из высокого начальства, похоже, не видит такого позо ра... з ш ш ш ш ш ПАЛЫ Ч - ГРОЗА МЕЛКИХВОРИШЕК 7 3-ЛЕ Т НИЙ СТОРОЖ ЧАПЛЫГИНСКОЙ с р е д н е й ШКОЛЫ № 1 НОЧЬЮ В ОДИНОЧКУ ЗАДЕРЖАЛ И ДО УТРА КАРАУЛИЛ ТРИДЦАТИЛЕТНЕГО ЗЛОУМЫШЛЕННИКА, ПРОБРАВШЕГОСЯ В ШКОЛЬНУЮ СТОЛОВУЮ. Мн е часто приход ится ходить через двор чаплыги нс кой средней шко л ы № 1. Живу рядом. Е ст естве нно, часто встречаю д ир ек тор а шко лы Ан а то лия Антошенко. В тот раз он меня ^тросто огорошил, сообщив, что школьный сторож Палыч задержал вора. И всю ночь его караулил... Пару минут спустя мы уже были с Палы чем (Владимиром Павловичем Пономаревым) знакомы, и он рассказывал мне о своих ноч ных подвигах. ...Услышав подозрительный металличес кий стук, школьный сторож подошел к две ри в столовую и увидел, что она, как и сосед няя дверь в спортзал, взломана. Не раздумы вая, Пономарев вошел в помещение и стал последовательно его осматривать. Затем он перешел на кухню, где и обнаружил чью-то спортивную сумку. Рядом, из-под разделоч ного стола, торчал чей-то ботинок. _—Я подал голос, после чего из-под стола вылез парень, —вспоминает мой собеседник. —Он сразу увидел, что я совсем старик. Схва тил вот эту самую швабру. А я — вот это, чем в кастрюлях мешают. А потом исхитрил ся, и —нож ему к горлу: «Не дергайся!». Он и утих. При этом Палыч показал мне нож: обыч ный, такие в киосках едва ли не на каждом углу продаются. Он и стал единственным ору жием сторожа. Задержав визитера, Пономарев поневоле задумался: как дальше быть? Телефон — в учительской, на втором этаже. Милицию вы звать нельзя. Вот и решил старик дожидать ся сменщика, который придет утром: вдво- ем-то они разберутся... Долгие часы до прихода сменщика карау лил сторож «гостя». —Владимир Павлович, —спросил я у По номарева, —не боялись, что маханет вориш ка с плеча —и только и видели и вас, и ваш ножичек? — Да не успел бы он, — авторитетно и абсолютно серьезно ответил Палыч. —Я же в разведке служил, в отдельном разведба- тальоне. Под Кутной, на севере Польши, было: мы в поиске, в расположении немцев, а тут из-за угла фриц с автоматом вывернул ся и поднимает этот автомат — в меня це лится. Так пока он его поднимал, я и авто мат вырвал, й фрица грохнул. Потом разо брались —офицер был, а мы как раз за офи цером и шли. За того покойника мне коман дир потом нагоняй дал, а за операцию в це лом («языка» мы все равно взяли, и хороше го) нас наградили. Меня — орденом Крас ной Звезды. —Да ведь тогда вы молодым были, быст рым... — Оно так, конечно. Моложе был, но и сейчас кое на что способен. Так что —нет, не успел бы он убежать. А потом, когда Толик Скуратов, сменщик мой, подошел и вовсе спо койно стало. А тям и милицию вызвали... —А все же, .по-честному, —было страш но? — А то нет? Ему же — тридцать лет, а мне — 73. У меня перочиный нож, а что у него в карманах —мне неизвестно... Но дело то в чем: раз я сторож — значит, надо сторо жить, охранять. Дело-то свое надо делать? Надо. А «страшно или не страшно» — это второй вопрос. Александр АНДРЕЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». г. Чаплыгин. ответ на приветствие, у тебя возникала только одна мысль: скорее домой, скорее за ин струмент, чтобы вернуть ее уважение, ее любовь. Да про стят меня другие педагоги — наверное, любой студент муз училища мог бы то же самое сказать о своем Учителе. Я же знаю одно: именно Элеоноре Витольдовне я обязана непри ятием халтуры в любых ее про явлениях, и прежде всего — в том,чем занимаешься. Я глу боко убеждена: человек, полу чивший профессиональное му зыкальное образование, будет потом совершенно иначе отно ситься к своемуделу, каким бы оно ни было. А ведь мы все чаще говорим о том, что при чиной многих наших бед явля ется именно непрофессиона лизм и безответственность. — В ответ на многочислен ные наши просьбы в послед нее время на уровне области нам все чаще отвечали: ищите иные источники финансирова ния. Расшифровывалось это как спон сорск ая помощ ь и средства от платного обунечия Нам предлагается самим за рабатывать на инструменты, оборудование, ноты Смешно повторять банальную истину о том, что во всем мире культу ра и искусство дотируются из бюдж ета. Во всем мире они считаются национальным до стоянием. Сумеет ли наша об ласть стать оазисом в мерт вой пустыне растущего бе с культурья? Не знаю. Могу ска зать только одно: мы будем до последнего отстаивать принци пы бесплатного и общедоступ ног о обра зова н ия . Ст ол ь ко,сколько хватит сил. А пока что педагоги скидываются на подарки нашим ветеранам в связи с юбилеем. Что смож ем купить на эти гроши? Ск азать трудно. Но меценаты, а по-но вому — спонсоры, что- то не спешат помочь в подготовке к п редстоящ ему праздник у. Впрочем, для них это, быть мож ет, и вовсе не праздник . Сегодня нам безотказно помо гает, чем мож ет, руководитель ИЧП «Русский вернисаж » Вя чеслав Черкасов. Хотя он не мож ет помочь так, как могли бы помочь город и область. Но у нас нет главного греха — уны ния. Мы не только убеж дены в том, что это будет настоящий праздник — как в больш ой друж ной семье Мы, несмотря ни на что, продолж аем стро ить планы. И один из главных Ю БИЛЕЙ — это создание непрерывной, трехступенчатой системы му- : зык альног о образования в : области: школа при музучили- | ще, само училище и колледж . I Это вполне реально, посколь- : ку не будет проблем в созда- ; НИИ школы — на базе нашего : сек тора педпрактики — и кол- : ледж а — путем объединения ; музыкального и культпросвет- I училищ. Главное — уже есть | материальная база и вы со - : копрофессиональные педаго- ^ ги. Мы, как это ни странно се- I годня, уверены, что общие уси- ; ЛИЯ и добрая воля наших зем- : ляков позволят сделать Ли- : пецк не только центром ме- ; таллургии, но и центром куль- : туры. ... Странноедело: почти за I два десятка лет, что прошли : после моего последнего экза- : мена, мои преподаватели в : училище не изменились внеш- I не. Это не преувеличение, это ? факт. Быть может, когда в ду- : шах царит музыка время ог- ступает утрачивая свою власть над людьми? Елена БРЕДИС. ( [ ' ' Л И 1 1 / 1 1 . 1 I Я — студентка отделения теории музыки. Еще в детстве мне хотелось понять, отчего одни мелодии приводят в вос торг, другие — вызывают печаль или — завораживают) заставляя глубоко задуматься. Почему определенные рщг* .мы вызывают такую бурную реакцию моих сверстников? Как композиторы «пишут» музыку? Сто тысяч «почему?*! Теперь можно с уверенностью сказать, что поступление в Липедкое музыкальное училище имени К. Игумнова и ста ло тон дорогой, идя по которой, я надеюсь найти ответы на те свои детские вопросы и стать профессионалом, изучаю щим язык музыки, познающимисториюмира звуков. Рань ше, в «доучилищной* жизни, у меня было много хороших учителей—в в общеобразовательной, и в музыкальнойшко лах. Но именно здесь пришло осознание, что мои препода ватели —не только «наполняют» знаниями, но и «выстраи вают» меня, как личность. Иногда мне кажется, что, доби ваясь от своих учеников этого совершенства, они и сами как бы проходят нее еще и еще раз с каждым из нас заново. Жизнь человека иногда сравнивают с раз;п 1 чны.ми пе риодами чсловечсс 1 :ой культуры. Детство —Древний Еги- нет, школа —Древняя Греция... А .музыкальное училище — :по, пожалуй, зноха Возрождения. Тогда ведь музыка зву чала везде — на улицах и площадях, в садах и виноградни ках, в ломах и церквях. А преподаватели пре.дстают перед тобой как .люди Роноссане.а, таь м 1 Ю 1 ооГ|рз.}ны и\ дарова ния и мастерство. Каждый и :1 них — Личность, они так нс моложн друг иа друга. Л вот тебе иногда очень хочется быть хоть не.м 1101 'о такой, как... Людмила Ештщьевна Микулич с первой встречи пора- ;»ила умением сразу ; 1 адать на уроке четкий ритм работы, когда тебе хочется сделать каЛГЯюжво больше и ни в коем случае не ошибиться; ведь ни один неверно спетый иятер- ва.!, ниодно нарушение законов гармонии не будут пропу щены. Прошло совсем немного времени —в у тебя зазву чали гармонизированные мелодии, тебе удаются трудные диктанты, открылись стройные гармонии старинных ла дов. И вместе с тем ты понимаешь, что главные вершины теории музыки еще впередии твое восхождение к нимтоль ко начинается. «С фортепиано — на «гы»! Это зивчит, что для тебя, как для вспояштеля, нет ничего невозможного. Так мож но сказать о Вере Нико.таевне Шипиловой, моем препо давателе по к.тассуфортепиано. Никогда прежде я не пред полагала, что нз одной клавиши несколькими способами можно извлекать столь разнообразное по качеству звуча ние. Вера Николаевна никогда не бывает равнодушной в исполняемой учеником музыке! Эмоционально в энергич но она вместе с нами раскрывает стиль и динамику произ ведения, будь то стремительный «Этюд* Крамера или ли рический «Ноктюрн» Шопена. Всегда сосредоточенная и собранная Людмила Анатоль евна Федорова преподает музыкальную литературу. Мир музыки после этих уроков стал для меня невероятно ог ромным, в нем живут своей вечной жизнью и со.чнечиый Моцарт, в жизнерадостный Гайдн, и страстный Бетховен —их музыкальный почерк теперь узнаваем и понятен. Не буду скрывать: все училищные «ужастякн» о том, как сложно учиться па «теоретическом», во многом прав дивы. Но тем, кто учится здесь, дано почувствовать ра дость по:шания. И все чаще и чаще приходит ощущение того, что «Му:<мка — Таина» с | | 1 а 1111 иу :<а страницей рас крывает свои самые .заветные секреты. Дарья ДРОЗДОВА, первокурсница.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz