Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

X ,’Д|Д5,| Г »*> «, чИАН г ' ^ : 5 ^л . и при сод ействии областной организации^^^оюзаГж^налистов н ПОДВИЖНИКИ ЗЕМЛЯ ПРАВЕДН ИК А / народ помни л, как в грозную годину Ст алин обратился за помощью и к духовным пас­ тырям. А тут пришел к влас­ ти Никита, и опять начались гонения на церковь. Но если после революции большеви­ ки действовали жестоко и дуболомно, то здесь все было более изощренно и коварно. Атеистическая пропаганда велась в основном на «науч­ ном» уровне, слово «поп» воз­ водилось в ранг (п)анных, а теперь вот и детей от отцов стараются отторгнуть. Несколько дней назад к храму сбежались испуганные прихожане; —Что случилось, батюш­ ка? Почему сегодня не зво­ нили колокола? Что он им мог ответить? В последнее время посыпа­ лись сплошные запреты. На колокольный звон, на напут­ ствие в последний путь уми­ рающего, на крещение детей. Даже обыкновенную пропо­ ведь священник не мог про­ читать пастве просто так. Обязательно ее надо было сначала написать на бумаге и сдать для цензуры местно­ му уполномоченному по де­ лам религии. А тут еще этот мирской староста. По веле­ нию властей он стал настоя­ щим хозяином в храме. Без его согласия и шагу ступить нельзя. Священник же пре­ вратился в обыкновенного на­ емного работника, все дело которого — провести служ­ бу, «раз есть еще у нас та­ кие отсталые верующие», а потом вон из церкви. Приходили к батюшке из дальних деревень, умоляли соборовать умирающего или окрестить ребенка. В глухую вечернюю пору он натягивал неизменные сапоги и брел с десяток километров по не­ пролазной грязи. И как ни висел над ним дамокловым мечом страх суровейшего наказания, но душа после это­ го была радостна: он испол­ нил свой пастырский долг и волю Господню. А духовенство все более считают людьми второго сор­ та. Родились дети, разрос­ лась семья, и тесно уже ста­ ло в маленьком домике. Ре­ шил сделать хоть крохотную пристроечку, пошел на кир­ пичный завод выписать мате­ риал, а там в ответ: — Нам приказано попам ничего не давать! А недавно вызвали и стро­ го так спрашивают: —Вы до каких пор буде­ те по улице в рясе расха- - ^ живать? Специально своим видом о Боге напоминаете? Мы ведь не глупые, по­ нимаем, что нахождение в рясе вне церкви —это тоже пусть безмолвная, но молитва вашему Гос­ поду. — Но как же так? Ведь это же моя форма. Я без нее —все рав­ но, как сол­ дат без галифе, —еще попы­ тался пошутить отец Влади­ мир. Запретили и рясу. Хоро­ шо еще, что не заставили постричься и сбрить бороду. Теперь отец Владимир, от­ правляясь из храма домой, подбирал рясу под длинный плащ, который нельзя было снять даже летом. Ох, стыд- то какой он испытывал, ког­ да прихожане видели сверка­ ющие из-под плаща, ничем не прикрытые сапоги. По установившейся при­ вычке дети священника за­ ходили в алтарь, прислужи­ вали, помогали отцу. Запре­ тили и это, и называлось та­ кое воспитанием молодого поколения в атеистическом духе. Ну это еще ладно. Те­ перь заставляют Игната ли­ шиться такого символа веры, как нательный крестик. Все эти мысли как-то ра­ зом пронеслись в голове отца Владимира, и он наконец под­ нял низко опущенную голо­ ву. — Послушай меня, сын, — твердо и решительно ска­ зал он. — Ты уже большой, многое понимаешь, и ре ­ шать, как жить дальше, тебе самому. Какое бы решение ты ни принял, я постараюсь воспринять его достойно. Но не забудь, что ты рожден христианином. Игнат так и не вступил в пионеры и никогда в жизни не снимал с груди креста. Д В А ЗВ О НК А Игнатий уже давно занял место своего отца в служении в кладбищенский церкви, об­ завелся семьей, у него росли дочки. Наступил 1989 год. Он был необычным для свя­ щенника. Игнатий отвез ма­ тушку в родильный доМ и с нетерпением ждал, что нако­ нец-то родится такой долго­ жданный сын. Уже и имя ему было определено —Вла­ димир, в честь дедушки. Отец Игнатий пришел со службы, хотел позаниматься с девочками, заняться други­ ми неотложными делами, но почему-то в этот раз все ва­ лилось из рук. Какое-то смя­ тение, тревога в душе были, и он почти со страхом смот­ рел на телефон, как на пред­ вестника невероятной беды. И через некоторое время телефон, показалось, просто оглушительно зазвонил. Отец Игнатий неуверенно по­ тянулся к трубке, потом при­ жал ее к уху. Вот оно, то са­ мое... Голос в трубке говорил невозможные, немыслимые слова. Сын родился мертвым, а матушка находится в реа­ нимации. Вот когда отец Иг­ натий поверил Шолохову, что солнце на небосводе и в са­ мом деле может быть черным. И таким же черным все ста­ ло и в комнате, и за окном. Батюшка не успел про­ глотить застрявший в горле комок, как телефон зазвонил снова. Теперь он уже схватил трубку моментально; может быть, ошибка, может быть, все хорошо? Но звонили из районного комитета партии: — Окончательно решено передать главный собор горо­ да — Ново-Казанский — ве­ рующим. Завтра с утра мо­ жете занимать его. До сих пор отец Игнатий видит что-то божественное, сверхъестественное в этих двух звонках. Они прозвуча­ ли почти одномоментно. И если первый принес несрав­ ненное горе, то второй —ве­ личайшую радость. Видимо, Господь решил не бросать н такой беде свое верное чадо. А, может быть, он еще раз хотел показать, что в нашей жизни еще не окончена борь­ ба между темным и светлым, между добром и злом. И отец Игнатий уже на следующее утро пошел при­ нимать собор, который до это­ го долгие годы служил и ма­ газином, и складом, и питей­ ным заведением. Сил, энту­ зиазма появилось столько много, работалось так пло­ дотворно, что прошла всего пара десятков дней, а в собо­ ре совершилась первая ли­ тургия — первое благодаре­ ние Бога в стенах вновь при­ обретенного храма. Сейчас этот храм забота­ ми его настоятеля и паствы блистает во всем своем пер­ возданном благолепии, он — настоящее украшение горо­ да. По утрам жителей будит небесная музыка колоколов, на необозримой вышине сверкает в лучах солнца по­ золоченный крест на куполе, и спешат, спешат в храм ра­ достные прихожане. А сын у отца Игнатия все же появился —Вовка. Он то­ пает маленькими ножками по теплому полу, смеется и дер­ гает папу за бороду. * * * Да, на то они и пастыри, чтобы лечить духовные раны других, а со своими справ­ ляться самим... Е вгений ЗЕЛЕНЕВ. г. Лебедянь. Л АПТИ ЛЫК ОВЫЕ... МАСТЕРА местного ДК Тамарой Паш­ ковой, посетовавшей, что не­ где купить лапти для праз­ днования Масленницы. — Да чего их покупать, я сплету; предложил, для себя самого неожиданно, Чиг- рин. С той, после долгого пе­ рерыва, первой пары лаптей и началась слава трубетчин- ского умельца. Продукция — нарасхват. На стену, на до­ рогие ковры стали вешать "расейский лапоть", хвалить­ ся диковинкой перед друзь­ ями да соседями. А кое-кто и носит. Плетет мастер и крошеч­ ные лапотки-сувениры, и большие — любого размера. Хоть ребенку, хоть взросло­ му — обувай, носи. Ласкает ногу лыковое плетение, лег­ ко, уютно в лапотках. Внучок-москвич, как на лето к деду приезжал, знать не хотел другой обуви... Сей- час-то подрос, вроде стес­ няться начал. А мальцом только в лапотках и бегал. Да и домой, в Москву, обязатель­ но увозил от деда подарочки, чтобы перед мальчишками хвастаться. —Вот иной на меня смот­ рит и думает; балуется дед, непрестижным делом занял­ ся, — посмеивается Алек­ сандр Алексеевич в бороду. — А потом меня же и про­ сит: сплети, мол, пару... Как-то на Всероссийском фестивале в Москве^Алексан­ дра Пахмутова подошла. По­ любовалась, похвалила; моло­ дец, не даешь умереть ста­ рому искусству. Я-то вот не даю, а после меня кто? —до­ бавляет с горечью мастер... «Непрестижное» это ре­ месло не только навыка тре­ бует, но и терпения большо­ го, усидчивости. Приезжали к Чигрину школьники из Липецка, пробовали лыко в . строку тянуть —да куда там, разве за один день такое ос­ воишь! Чтобы лыко драть, надо и место, и время знать. не говоря уже о сноровке. Замачивать да делить-резать тоже надо умеючи. Да еще колодку изготовить нужного размера... И уж потом дохо­ дит очередь до дедовского качетыга. Точно такого, ка­ ким плели свою обувь мужи­ ки-лапотники 300 и 1000 лет назад. —АлександрАндреевич, а много ли работать прихо­ дится? — Ну, как много иль не много... Вот с Липецка, с тракторного завода, приез­ жали недавно — десять пар девчачьих лаптей взяли для фольклорного ансамбля... И еще были —тоже заказали... Да и как не заказать! Вы­ шел старый мастер из ком­ наты, и вскоре вернулся, уве­ шанный лаптями. Улыбает­ ся: выбирай, что любо! АлександрАНДРЕЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Добровский район. Фотоавтора. Н ед а в н о в наш ей о б ла ст и в о ч е ­ р е д н о й р а з п о бы в а л н аш з н а м е н и ­ т ы й з е м л я к , н а р о д н ы й а р т и ст СССР, Г е р о й С о ц и а л и ст и ч е с к о г о Т р у д а к о м п о з и т о р Т и х о н Н и к о л а ­ е в и ч Х р е н н и к о в . Е го п р и е з д бы л п р и у р о ч е н к от м е ч а ем о м у л ет о м эт о го го д а 8 5 - л ет и ю со д н я р о ­ ж дения м а э ст р о . В Л и п е ц к е и Е л ь ­ ц е п р о ш л и его а вт о р с к и е к о н ц е р ­ т ы , к от о ры е , по т р а д и ц и и , б ы л и т е п л о п р и н я т ы з р и т е л я м и . А п а р у м е с я ц е в н а з а д р е д а к ц и я « Л и п е ц к о й г а з е ­ т ы » п о л у ч и л а от с в о е го д а в н е г о а в ­ т о р а и з М о с к в ы , такж е наш е го з е м ­ л я к а В а л е р и я Б о г ­ дано ва п и с ьм о с л ю ­ б о п ы т н ы м и з а ­ м е т к а м и о р о д о ­ с л о в н о й Т и х о н а Х р е н н и к о в а . Е щ е р а з п е р е ч и т а в м а ­ т е р и а л , м ы п р и ­ ш л и к вы в о д у , чт о его п у б л и к а ц и я б у ­ дет ум е ст н а и м е н ­ но с е г о д н я , к о г д а Л и п е ц к вн о в ь за г о ­ в о р и л о н е у в я д а ю ­ щ ем т а л а н т е м эт ­ р а с о в р е м е н н о й к ла с с и ч е с к о й м у зы ­ ки . И т а к , ч т о же о т к ры л о с ь а вт о р у «ЛГ» во в р е м я р а ­ б о т ы в а р х и в а х ст о л и цы ? Работая со ста ­ рыми подшивками губернских газет, освещавших жизнь нашего края в про­ шлом, я обнаружил два коротких сообщения о Хренни­ ковых. Причем были они из Ельца, где, как известно, родился и провел детские и отроческие годы извест­ ный советский композитор. В четвертом номере газеты «Там­ бовские губернские ведомости» за 26 января 1857 года меня заинтересо­ вало объявление такого характера: «В Липецкий городовой магистрат вызываются елецкие купцы 1 гиль­ дии братья Сергей и Николай Пет­ рович Хренниковы и липецкий ме­ щанин Н. Подкопаев — к выслуши­ ванию решения по делу о взыскива­ емых первыми с последнего по век­ селям денег». Второе извещение было опубли­ ковано в 47-м номере газеуы «Орлов­ ские губернские ведомости» за 25 июня 1914 года. Здесь сообщалось, что 25 февраля 1899 года во 2-й час­ ти города Ельца, по Старо-Московс­ кой улице и Покровскому переулку (усадебное место с домом) умер здеш­ ний мещанин Иван Семенович Хрен­ ников, в Елецкий окружной суд вы­ зывались наследники «к имуществу умершего». Недавно я связался с нашим зем­ ляком композитором Тихоном Нико­ лаевичем Хренниковым и попросил его прокомментировать эти газетные сообщения. И вот что он мне расска­ зал. — Купцы Хренниковы — это наши однофамильцы. Я происхожу из бедной семьи, и мой отец всю жизнь служил приказчиком у раз­ ных хозяев, в том числе у этих куп­ цов. Жили они основательно: имели мельницы, торговали хлебом. Круп­ ный торговец Николай Петрович Хренников, упоминаемый в газетном сообщении стосорокалетней давнос­ ти, как мне известно, возил на про­ дажу зерно даже в Европу. Но еще истош раз подчеркну: купцы Хренниковы не имели с нами родственных свя­ зей. Что же касается Ивана Семено­ вича Хренникова, о котором идет речь во второй газетной заметке, то, судя по всему, это мой дедушка. Его я лично не знал и не могу сказать ничего определенного о его жизни. Но, думаю, именно о нем и сообща­ лось в «Орловских губернских ведо­ мостях». Во-первых, моего отца звали Ни­ колай Иванович. Наш небольшой до­ мишко стоял как раз поуказанному вза­ метке адресу: на углу Старо-Московс­ кой улицы и Покров­ ского переулка, на­ против церкви Пок­ рова. И дом был ста- р ы й - п р е с т а р ы й . Кстати, стоит он и поныне там. А вообще мой отец, Николай Ива­ нович Хренников, коренной ельчанин. Мама, Варвара Ва­ сильевна, урожден- и ао р ия с ОДНОФАМИЛЬЦАМИ ВЫШЛА р я СЕМЬИ ХРЕННИКОВЫХ БОКОМ (Н екоторые сведения из родословной и м енитого зе мл яка) ная Харламова, родилась тоже в Ель­ це, жила в родительском доме около собора. Нас было в семье десять че­ ловек детей, я был младшим, деся­ тым ребенком. Отец постоянно слу­ жил, мать была поглощена домаш­ ними хлопотами. Жила семья друж­ но. Достатка большого не было, но основные средства определялись на образование. Старшие братья закон­ чили Московский университет. Один из средних, Глеб, имел красивый певческий голос — лирический те­ нор, учился в Московской консерва­ тории и Московском университете. Когда началась первая мировая во­ йна, Глеб добровольцем отправился на фронт. В 1918 году в одном из пос­ ледних боев под Двинском мой брат был убит. Целый месяц мать проле­ жала совершенно обессилевшей от горя... Напротив нашего дома, как я уже говорил, была церковь Покрова — старинная, большая, с великолепной колокольней. Мы всегда семьей хо­ дили в эту церковь. В ней я прислу­ живал архиерейским костыльником. В начале 30-х годов моего отца арестовали. От него требовали, что­ бы отдал золото. Это при том, что в нашей семье я и золотых колец-то даже не припомню. Возможно, отца перепутали с бывшими богатыми купцами Хренниковыми, но от этого ^.| 1 егче не было. В конце концов отца отпустили. Но месяцы, проведенные в ГПУ, были тяжелыми и надломи­ ли его здоровье: в декабре 1933 года мой отец умер. В конце 1941 года, когда немецко- фашистские войска подошли к Ельцу, мама эвакуировалась в Курган. Там в марте 1942 года она умерла. Публикациюподготовил ВалерийБОГДАНОВ. ПОЭТИЧЕСКИЙ ОСТРОВОК « в жизнь МОЮ ВПОЛЗЛА УЖОМ ГРУСТЬ НАВЕКИ...» Сегодня в поэтической рубрике «Рус­ ского поля» — новое имя. Ирина Ковалюк родилась в 1959 году в Липецке. После окончания с отличием Липецкого пединститута работала учите­ лем русского языка и литературы в сель ­ ской школе. В это ж е время она поступи­ ла в аспирантуру Московского госпедин- ститута имени В. И. Ленина. Несколько лет трудилась в ЛГПИ, а с 1990 года она — преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Липецкого института усовершенствования учителей. Замужем, воспитывает троих детей. Стихи Ирина Ковалюк пишет с детства. В основном — для себя, хотя случалось ей составлять стихотворные связки между номерами школьной художественной самодеятельности, в которой она, как чело­ век творческий, принимала самое активное ^ аст ие . С годами Ковалюк стала ощущать потребность «выговориться сти­ хами» на людях. Стала чаще читать свои произведения в кругу коллег и сослуживцев. Они-то и посоветовали ей опубликовать свои стихи. Когда вы с ними познакомитесь, вы поймете, что Ирина — очень русская поэтесса. Боль страны. Родины — ее боль. Но, вместе с тем, стихи ее глубоко лиричны, идут как бы из груди нараспев причитаю­ щей женщины. Наверное, это не случайно, что первые ее стихи публикуются на страницах «Русского поля». Кстати, посвящает их Ирина всем тем, кто добр и честен. В сегодняшней подборке «Поэтического островка» вы также позна ­ комитесь с новыми работами наших давних авторов — Юрия Макарова из Станового и Эммы Меньшиковой из Доброго. Ирина КОВАЛЮК. Спилилименянапрасно: Подрезалина корню. Валяясь обрубкомгрязным, Лишь память о почкаххраню... 1991 г. О, любящий Блока без страха. Ко мне обратился «на ты». И сердца бескрылаяптаха Упала с большой высоты: «На ты» - словно грань преступаешь - Пороготчуждения - зла. В стихахобращусь к тебе: «Знаешь». А в жизни «на ты»не смогла. Весеннею свежестьюслога Овеялнас блоковскийстих. О, как бесконечнадорога Сдождем пополамнадвоих... 1980 г. БЕРЕЗА Спилилименя, спилили. А я бымогларасти... И светлые слезы пили Из грязно-чужойгорсти. ПЛАЧРОССИЯНКИ В жизнь мою вползлаужом Грустьнавеки: ^зорили отчийдом - нечеловеки. Разорвали, как зверье. Странуна части. Чтобурвать, урвать свое Шальное счастье. Много воливороньюиздалече ДушудолларомклюютЧеловечью! Провинция, провинция, наивнаястрана. Неспешностьюотмеченаи добротойсильна. Былинная сторонушкараспаханныхполей. Безудержная вольница не иссякаетв ней Как ни гони, не тронетсяни рысью, ни в карьер. Живетона, сердечная, всегда на свой манер. Деревня вековечная, ремесленная Русь, Печальница Отечества, еголюбовь и грусть. Поющая - и пьющая, чего греха таить - Но ктоее осмелитсявинитьили хулить? Эмма МЕНЬШИКОВА Пока в столицах-матушкахидетза власть война. Деревня, горемычная, несетсвой крестодна. • Х^нит в себе, бессмертная, идушу, и тепло. Идолею нелегкою гордится всем назло. Здесь память неизбывная тоскуети поет, И песня заунывная туманным сном плывет. А в каждомдоме бабушкинсундуквуглустоит. Которыйветхимковрикомотглаз ч^йх прикрыт. Стучатнетромкоходики, отмериваякруг,. Пуювинциязастенчива, откроетсяне вдруг... ТЕТЯШУРА Хоть еще морозы в силе. Солнцедушувеселит: - Воти зимупережили, - ТетяШура говорит. Поглядитона в окошко Улыбнетсяи опять: - Ну, племянничек, немножко Нам весну осталось ждать!.. Тихимсветлыможиданьем ЖЕСТОКОСТЬ О, как подчас бываеммы бестактны Невежествомкого-торанимвдруг... Рыча самодовольно, мощный трактор Свернулсдороги на цветущийлуг. И напрямик! Беспечнолет славил Пернатыххор, шар солнечный пылал, И отиюльского, сплошногоразнотравья. Луг, как букетживой, благоухал. И вдругземля отгула заудюжала, И с криком птицывзмыли в небеса. Юрий МАКАРОВ Вновьдуша ее полна. Много горяи страданий \ Вжизни видела она. Но, как прежде, веритв чудо Ихорошихждетвестей. Верит, чтвесеннимутром Постучитсясчастье к ней... За окномкудахчуткуры, —- Расправляеткрылья гусь. И в глазаху тетиШуры, Словнольдинки, таетгрусть... Из чашечкицветка, сверкнув, упала Росиночка, как чистаяслеза. А трактористчему-тухмылялся. Уверенныйв жестокойправоте. И трактор, грохоча, все мчался, мчался Полугу, по цветам, по красоте... Идолю птицыв небесахкружили. По-птичьи плача оттакойбеды. А налугувесьдень кровоточили Отгусениц безжалостныхследы... с . Ст ановое. ПРОСТИ НАС. ХРАМ! Д ЕЛ О , д о с т о й н о е в с е й ж и з н и Впервые над феноменом веры я всерьез задумался, пребывая в «колыбели» рус­ ского христианства —славном граде Киеве. Многократно спускаясь по Крещатику к Днепру, к памятнику Влади­ миру Красно Солнышко, идя той самой дорогой крещения, я стал невольно проявлять ин­ терес к судьбам христианства на Руси, его истокам, религии вообще. Было это около 20-ти лет назад, в период моей учебы в аспирантуре (упоминаю об этом лишь для понимания си­ туации). Снаукой все получи­ лось удачно, а вот мое духов­ ное образование, как говорят, вышло «не к тем вратам», к каким обычно принято выхо­ дить на научном поприще. Я вдруг обнаружил в себе пот­ ребность пойти в храм. И с удивлением увидел, что в этом желании я не оди­ нок, что в церковь ходят не одни старики и немощные, но и вполне образованные люди, даже с учеными степенями (еще раз повторюсь—это было почти 20 лет назад, хотя, как похоже на сегодня!) Моим первым храмом был Владимирский собор. В дальнейщем было много других церквей: и православ­ ных, и католических — в Со­ ветском Союзе и «за бугром», построенных когда-то и совсем недавно... Особую роль в моем духов­ ном становлении сыграла по­ ездка по «Золотому кольцу» России. Ее подарил мне и моей семье отец, член партии с 1944 года, уроженец тех мест. Такого забыть нельзя! Су­ дите сами: Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде (раньше Загорск), памятники Углича (одна церковь Спаса- на-Крови, где был умерщвлен царевич Дмитрий, чего сто­ ит!), Ярославль с Кремлем и знаменитой Звонницей, и, ко­ нечно, театром Волкова, Ро­ стов Великий с озером Неро (заиленным, как и наша па­ мять), Александров с речкой Серой, где Иван Грозный бояр топил. И, конечно, мать горо­ дов русских — Волга. И реч­ ка Сить, где произошло зна­ менитое побоище (это уже со­ всем рядом с родиной отца — селом Некоуз. Легенда гласит, что назва­ ние этого древнего села про­ изошло оттого, что когда мон­ голо-татарские кочевники по­ дошли к селу, там никого не осталось и "некого было узить", то есть брать в полон. И огромный храм в селе. Ко­ нечно, заброшенный... В дальнейшем мне много пришлось поездить по стране. Восновном по работе. И слиш­ ком часто я наблюдал стаи ворон, гадивших в пустые глазницы храмов, на нашу историю, на нас с вами. Потому что мы, как Ива­ ны, не помнящие родства... Сегодня, слава Богу, ситу­ ация меняется. И дело здесь не в том, что сам президент Б. Ельцин время от времени де­ монстрирует свою «набож­ ность», посещая по великим праздникам храм, просто мно­ гие из нас стали гораздо чаще там бывать. Кое-кто склонен считать это «новой модой», которая со временем пройдет. Это ложь! Возьмите простой и довольно частый за последнее время пример возведения небольших храмов непосредственно на территории мест лишения сво­ боды. Причем и инициатива, и сам труд принадлежат за­ ключенным. Вспомните, мно­ го ли вы слышали о покаянии заключенных властям? В то же время статистика говорит о том, что более 80 процентов посещающих хра­ мы верят в Бога по-своему, то есть, как они его понимают. Поэтому скорее всего можно говорить не об уменьшении или увеличении количества верующих в нашей стране, а об изменении их структуры. Безусловно, это следствие из­ менения уровня образования населения и жизни в целом. Я не могу сказать, что стал верующим в хом смысле, в котором принято это пони­ мать, хотя атеистом «отрожде­ ния» не был тоже. Видимо, настал тот момент, когда «что- то от Бога» в нас должно сра­ ботать, что позволит жить не­ много правильнее, немного добрее, немного честнее... Для этого особых усилий не надо. Оглянитесь вокруг и вы увидите много такого, чего раньше не замечали. Совесть подскажет, где ваша помощь будет уместна. Кто-то из древних сказал: «Думай о смерти!» Эта про­ стая формула, как ни пока­ жется странным, несет огром­ ный заряд трезвого оптимиз­ ма. Это означает, что напол­ нение жизни зависит от нас самих. Наша жизнь такая ко­ роткая и такая длинная, в за­ висимости от того, как ее про­ жить, чем жить, чем дышать... Мне кажется, что возрожде­ ние храмов в России вполне достойная забота. И забота не столько о дне сегодняшнем, сколько о дне завтрашнем. Когда наши дети вырастут, они обязательно спросят, что же мы им оставили, кроме за­ губленных лесов, отравлен­ ных рек, загазованной атмос­ феры? А главное, почему не научили их верить? Безуслов­ но, в хорошее. А как и во что верить, каждый должен для себя решить сам. Лично я начал с малого: с участия в возрождении кон­ кретного храма. Он стоит в селе Бутырки Грязинского района, именуясь Богоявлен­ ской церковью. Она была за­ ложена в 1775 году, а с 1847 года стала действующей. В прошедшем году нашему хра­ му исполнилось 150 лет. Ра­ боты много. Но, уверен, мы справимся. А еще я призываю земля­ ков оказать посильную по­ мощь в восстановлении храма. С началом весны эта помощь будет всем нам как никогда кстати. Когда человек теряет надежду на государство, его взор обращается к Господу. Будьте же и вы, уважаемые сограждане, милосердны и не дайте угаснуть последней на­ дежде страждущих, помоги­ те в возрождении Богоявлен­ ского храма. Валерий ЗИМИН, с. Бутырки, Грязинский район. ОТРЕДАКЦИИ. По про­ сьбе жителей села Бутырки, занятых на восстановлении местнойцеркви,мыпублику­ емномербанковского счета, на который можно перечис­ лять пожертвования. Р/с 160701506вФАКБАПБ, ре­ гиональныйг. Липецк. БИК 044206730 кор./счет 700161330. Над выпуском работали: Александр Косякин (редак ­ тор), Владимир Грязнов, Валентин Федоров , А лек ­ сандр Андреев, Александр Учаев (макет), Светлана Полстянова и Елена Саблина (верстка), Людмила Бон ­ дарева и Людмила Шабанова (корректура).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz