Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

1 января 1998 г ., № 1 (1565) / I Щ ИОЕЩ КАЯ •/Ж газета Сл БЛЮ НЕ ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ, ЕГО КАНУН... Поводов, чтобы взять новогоднее интервью именно у этой, еще очень молодой, актрисы, предостаточно. Во-первых, Елена Оленина недавно удостоена своеобразного титула звезды сезона -97 в Липецком академическом театре драмы. Во-вторых, она только что в качестве режиссера, хореографа, оформителя и исполнительницы выпустила новую версию эстрадно-пародийного обозрения «Кому улыбаются звезды». В-третьих, буквально через три дня у Лены еще одна премьера — спектакль «Красная Шапочка», где она играет главную роль и помогает постановщику народному артисту России Владимиру Пахомову, прежде всего, как балетмейстер. В-четвертых, 1998 год будет годом Лены, поскольку по японскому гороскопу она — Тигр. В-пятых, согласитесь, приятно накануне праздников встретиться с красивой, обаятельной и одаренной женщиной, обеспечив себе массу положительных эмоций на целый год. — Выбрав актерскую профессию, вы не опа­ сались, Леночка, что вас так или иначе будут сравнивать с мамой — народной артисткой Рос­ сии Ольгой Овчиннико- • - вой? и сравнение может оказаться не в вашу пользу... —Конечно, я об этом ду­ мала. Но я выросла за ку­ лисами. И просто не пред­ ставляла себе другого вы­ бора. Но твердо решила: всего добиваться самосто­ ятельно, без помощи роди­ телей. Даже псевдоним себе взяла. В Москве сра­ зу поступила и в мхатов­ скую школу-студию, и в щу­ кинское училище. Училась у мхатовцев, играла на зна­ менитой сцене. А на треть­ ем курсе меня вдруг при­ гласил крупнейший наш ре­ жиссер руководитель теат­ ра имени Маяковского Ан­ дрей Гончаров. Да еще на главную роль в шекспиров­ ском спектакле. Было не­ легко. Пять часов репети­ ций без перерыва, плюс три часа—танцы. Итак изо дня в день. Даже когда у тебя грипп, температура. —В Москве вы попро­ бовали себя в разных и п о с т а с я х : ы а и и ы а п | . вести «Колесо истории» с Леонидом Якубовичем, успешно прошли конкурс ведущих на центральном телеканале, выступили в полуфинале всероссий­ ского конкурса красоты. Вам, кстати, очень хоте­ лось выйти в финал? —Ни в коем случае! Мне просто было любопытно. А станешь финалисткой — значит, надо заключать до­ говоры, ездить, рекламиро­ вать... Для этого пришлось бы бросить театр. А мне без театра нельзя. Все осталь­ ное —хобби, а театр —это жизнь... — Вы вернулись в Ли­ пецк, в театр, где начи­ нали. Кто-то сочтет, что это неудачный вариант — променять столицу на провинцию, пренебречь карьерой телеведущей, возможностью за кр е ­ питься в большом мос­ ковском театре... —Явернулась не в про­ винцию, я вернулась к ре­ жиссеру, с которым мне по- настоящему нравится рабо­ тать. — Вы о Владимире Михайловиче Пахомове? - Д а . — Говорят, вы, готовя одновременно два спек­ такля , трудитесь по двадцать часов в сутки, репетируете днем, вече­ ром, ночью. У вас такая сильная воля и целеус­ тремленность? — Да нет у меня ника­ кой воли. Вот упрямство — есть. А главное — боюсь подвести товарищей, Вла­ димира Михайловича. Ябы себе этого не простила. Хотя вообще-то я ленивая. И поспать люблю, и в ти­ шине побыть, почитать. Но сейчас ничего не успеваю. Только театр... —Не обидно, что при­ ходится идти на жертвы? — Ну, бывает... Знаете, как говорит моя Красная Шапочка: яже живая девоч­ ка, а не камень... Но все равно — я не жалею, что приходится столько рабо­ тать. По натуре я человек спокойный, размеренный, пожалуй, вне театра и не слишком интересный. А в театре, соприкоснувшись с материалом, репетируя, я как удар током получаю — чувствую энергию, заво­ жусь... — Вы любите репети­ ровать? — Мне всегда больше нравился не день рожде­ ния, а канун его, когда го­ товишь угощение, убира­ ешь дом, наряжаешься. А премьера —это ведь тоже день рождения. И на репе­ тициях мы все к нему гото­ вимся... — Леночка, а я-то со­ бирался говорить с вами не о вашей работе, не о спектаклях, не о театре. Думал сделать легкое новогоднее интервью, спросить, что вы в жиз­ ни любите, как проводи­ те праздники , какое блюдо предпочитаете... —Ну, так спросите... I — Хорошо. Вы люби- I те готовить? | — Очень! Я пеку заме- I нательные пирожки с капус- | той, и вообще многое | умею. Могу поделиться ре- I центами салатов. Хотите? | —Спасибо, но я, чес- I тно признаюсь, готовить | не умею... | —Тогда я научу вас, как | делать чай с молоком .I Раньше я его терпеть не | могла, а теперь поняла, что | мы его неправильно дела- | ем. Молоко, оказывается, | надо кипятить вместе с во- | дой в соотношении один к | двум. И только потом зава- | ривать чай. Удивительно | вкусно получается! | — Леночка, у нас же | впереди Новый год, а вы | о чае. Уж лучше скажите | о напитках покрепче. Вы | бы что выбрали для I праздничного стола? I — Или очень хороший | коньяк, или сухое белое | вино. Любое, но белое. А | потом, извините, все-таки I чай. С молоком или по дру- | тому какому-нибудь рецеп- | ту. I —Как вы собираетесь | встречать Новый год? | — Еще не знаю. Знаю I только, что 31 декабря и 1 | января у меня репетиции. | —Даже первого янва- | ря?.. } Даже. Ничего не по- I делаешь. Премьера будет | сразу после праздника... I I Записал | И. НЕВЕРОВ. На предновогоднем концерте в областном Дворце культуры Липецкого муниципального симфонического оркестра (главный дирижер Гаррий Оганезов) высту­ пил пианист из Москвы заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов Юрий РОЗУМ. Вот что он сказал хсурналисту «ЛГ». —Юрий Александрович, вы музыкант с именем. Какие международные конкурсы принесли вам звание лауреата? — В 1979 году на конкурсе имени королевы Софии в Мадриде я завоевал третью премию. Через год в Барселоне — первую. А в 1984 в Монреале — вторую. — Где проходит большая часть вашей жизни? В Моск­ ве? На гастролях? — За границей . В Москве бываю один месяц в году. Гра­ фик мой расписан на два года вперед. Самый большой ме­ неджмент у меня в Германии . В общем, мне устраивают десятки концертов и в той ж е Германии, и Ш вейцарии , И та­ лии , И спании ... ПУНКТ «ЗВЕЗДНОГО» МАРШРУТА — При такой «востребованности», наверное, не стоит спрашивать, когда вам как музыканту жилось лучше: до перестройки или сейчас? — Да, для меня все началось, когда были открыты гра­ ницы . В России я десятки лет был никому не нужен. А те­ перь, когда играю там , — ж еланный гость и здесь. — Какие звания вам присвоены там, «за кордоном»? — Весь 1997 год я ж и л между Европой, Америкой и Австралией . И в Австралии мне было присвоено звание по­ четного п р ^ е с с о р а Мельбурнского университета. —Юрий Александрович, растолкуйте, почему тогда Ли­ пецк особой точкой отмечен в вашем «звездном» маршру­ те? — Личные симпатии . Три года назад я приезж ал сюда играть на закры тие сезона, и мне все здесь очень понрави­ лось. — Что вы можете сказать о главном дирижере нашего оркестра? — Гаррий Минеевич — это дириж ер , с которым на ред кость удобно работать. Он замечательно ориентируется и в романтической, и в классической, и в современной музыке. Я выступал со многими прекрасными дирижерами : Федосе­ евым , Дударовой, Аббадо, Дэ Прист и не хочу умалить хоть сколько-нибудь их достоинств. Но с Гаррием Минеевичем мы к а к одна душа. Так понимаем друг друга, что почти ничего не обсуждаем. Чувствуем одинаково. — Как вы оцениваете возможности самого оркестра? Каковы его перспективы? — В оркестре создана настоящ ая творческая атмосфера. Ему по силам любой репертуар. Буду пытаться содейство вать поездкам оркестра за рубеж ... Беседу вела Вера КОРЧА1’ИНА. ТАКАЯ РАЗНОЦВЕТНАЯ ЖИЗНЬ.. ^ II Александр РОЛДУГИН, руководитель ансамбля «Мозаика» Липецкой филармонии. — Жизнь многолика. Черное, белое —все в ней одновременно, все спле­ тено. Потрясла череда ка­ тастроф в России и с граж­ данами бывшего СССР на земле и в воздухе. «Фи­ нал» старого года навева- не прсщо/ 1 - . жатся л44..такиещобытия> в ш - м . а д ? V ' ■ Зато совсем уже из другой «оперы»: очень по­ радовала победа киевско­ го «Динамо» над «Барсело­ ной». Даром что вроде бы уже не наша команда, а все равно — не восприни­ маешь ее чужой, иностран­ ной. Не могу не сказать о са­ мом главном лично для меня событии года. Вес­ ной в Москве я выступал на международном конкур­ се исполнителей на наро­ дных инструментах и стал его лауреатом. Это до сих пор меня «греет», стимули­ рует, радует, дает силы: чтобы на концертах никто не остался равнодушным с нашей музыке... ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Д ед Мороз, настоящийдед, с манией величия, крас­ ным носом и президентскими полномочиями. Снегурочка, дочь Деда Мороза, дама приятная во всех отношениях. Серый волк, ближайший сподвижник Деда Мороза, с крепкими зубами ихорошей выдершой. Рыжий лис, умный лис. Черный лис, молодой лис, все при всем. К Бармалей, любитель грызть кости, таскать за косы Щ женщин и делать публичные заявления. Илья Муромец, богатырь неопределенных лет, спа- лицей сидит на печи, наливается соком, дозревает. Колобок, похож на перезрелое яблоко, катается сам по себе, говорит с английским акцентом и русско-пат­ риотичными жестами. Нечисть —все те,кто мирно жить нехочет и не ува­ жает налоговой декларации. Бюджет — калач с изюмом, весь залапанный и из­ рядно попорченный мышами, который, впрочем, так никто и не увидит. Зайцы — массовка, используемая на выборах и в Икругих массовых сценах. Вечно ждет отДеда Мороза ^Аорковки, по праздникам естпирог с капустой, по суб­ ботам смотрит программу Доренко. Луна — то кривая, как ухмылка валютной проститут­ ки, то круглая, как золотая монета. Светитвсе время не в ту сторону. Сказочник — лицо неопределенной (может быть, и кавказской) национальности. Действие первое На авансцену выходит старый Сказочник с уни­ верситетским ромбиком на лацкане и грустными глазами. Он долго молчит и наконец говорит одну фразу: «Все мы были когда-то зайцами с длинны­ ми ушами, а кому везло, то и волками...» СКАЗОЧ­ НИК уходит, а занавес открывается. На поляне, обсаженной кремлевскими елями, собралась полусказочная тусовка: богатыри, зве­ ри лесные и, конечно, нечисть. Поодаль на пенеч­ ке в одиночестве сидит Дед Мороз. Все ждут Сне­ гурочку и подарков. С тем и другим заминка. Прав­ да, периодически в круг вступают претендентки: г;з заявится похожая нз Новодворскую (делает книксен и очередное заявление), то явится в об­ личье Хакамады (морщит лобик и нервно закури- Ш СКАЗОЧНИК ПРИХОДИТ ИЗ-ЗАШИРМЫ... в кукольном театре главное, конечно, не куклы, а люди. Ар­ тисты. А особенно интересно, когда они появляются из ширмы- «табакерки», чтобы работать «вживую», убеждая, что они — и опытные кукловоды, и хорошие драматические актеры, что нет у них никакого комплекса профессиональной неполноценности. Николай Чибисенков, один из ведущих артистов Липецкого областного театра кукол, занят в ряде спектаклей, где не отго­ рожен от юных зрителей никакими ширмами. Да к тому же не в одной, а в нескольких ролях поочередно. Характерный пример — «Прыгающая принцесса» чешского автора В. Дворского. Сказка — на двух актеров. Партнерша Николая — Людмила Черных. Он играет здесь короля, принца и злого колдуна, да еще и лицо от театра, прямо обращающееся в зал, мудрый рассказчик... Когда я смотрел этот спектакль, у меня возникло неожидан­ ное сомнение: педагогично ли кукольникам ставить сказку для малышни о замужестве и женитьбе, да еще поданных отнюдь не идиллически? Потом Николай сформулировал покруче: «Да, «При­ нцесса» у нас вполне эротический спектакль». И смягчающе до­ бавил: «Ну и что? Ведь играют же дети в семью, в дочки-мате­ ри? Глаадае*|Ках это, подавать на сцене. Чтобы ни 1 грана ,шш - лости, пере)(^иа. Пока, тьфу-тьфу, у нас вроде бы получается». Играет Николай и в цравнительно новой постановке театра -«Как Иван-дурак за счастьем ходил» В. Седова. Я был на од­ ной из репетиций и вновь убедился: если на них царит не ре­ жиссерский диктат, если прежде чем принимается решение, ак­ терам предоставлена возможность поимпровизировать, такие ре­ петиции смотреть интереснее готового спектакля. Николай вы­ ходил... котлом, в который попадает Иван. И каждый раз у него получалось чуть-чуть иначе, хотя всегда очень остроумно и не­ ожиданно. «Кого угодно надо уметь играть, делать лицом, — го ­ ворил мне актер. — И быть увлекательным, убедительным. Ина­ че дети, с их чуткостью к фальши, неискренности, тебя не при­ мут». ПЬЕМ, БРАТЦЫ, ПЬЕМ За год ^кители области потратили уйму денег на алкогольные напитки. В среднем на каждого из нас, Включая ма­ лолетних и древних старцев, пришлось почти по 300 пзысяч риблей на «подогрев» организма. ЛИПЧАНЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЧАСТНИКОВ Из Всех Видов бытовых услуг Лите- ли области потратили более всего денег на пошив одеукды, на посещение парик­ махерских и... похороны. Прямо по Ильфу и Петрову. Но самое большие траты были Все Же за зкилищно-коммуналъные услуги. При­ чем все чаще люди прибегают к помощи предпринимателей, называемых «физи­ ческими лицами». ^^ет^Ае•т^г^ П о - м о е м У ; это ие Воронежский институт искусств, первый выпуск актеров те­ атров кукол — и вот уже двенадцать лет Чибисенков в липецкой труппе, руководимой Вадимом Васильевичем Жуковым. И все так же неутомим, жаден к работе, как в самом начале. Тряпич­ ные куклы дают ему массу возможностей для самовыражения, для того, чтобы донести до зала и чувства, и необычную мысль. Скажем, в «послужном списке» Николая есть спектакль^АМ II», поставленный у нас французским режиссеромЛовдОмФетрие. Актер сыграл с ростовой куклой мысли^с^ав^^бго героя, его вто­ рое «я». Режиссер выстраивал с участием Николая любопыт­ ные, странноватые мизансцены, а в итоге получилось очень любопытное зрелище. В ушедшем году Н. Чибисенков попробовал себя в роли со­ всем уж непривычной — сочинил пьесу. Что будет с этим проек-. том — актер пока не знает. Неопределенность связана с тем, что на постановку нужны средства. Пусть же в 1998-м ему пове­ зет, и наши дети увидят новый, веселый, озорной и поучитель­ ный спектакль! Константин КЛЮТКИН. На снимке: Л . Черных и Н. тающая принцесса». Чибисенков в сказке «Пры- «ИУ, ЗДИН, ПЫ 0 Г 0 ДИТЕ 1 » Новогоднее представление в трех действиях вает), то ввалятся разодетые а-ля Лолита девахи. Каждую БАРМАЛЕИ норовит ущипнуть за мягкое место, а в случае сопротивления таскает за воло­ сы. Но Дед Мороз воротит нос и велит скандиро­ вать: «Сне-гу-роч-ка!» Наконец на поляну выбегает не совсем юное, но и не совсем старое создание. Дед Мороз. Вот и она — дочка моя доподлинная. Пусть не такая красавица, зато своя, плоть, понимаешь, от плоти. Снегурочка. Здравствуй, Дедушка Мороз, отчего не весел? Дед Мороз (обескураживающе). Мешок с подарка­ ми, понимаешь, сперли. А там и бюджет, и лакомство такое — стабилизация называется, и прочие пряники- конфеты. И как эдакое могло получиться, ума не прило­ жу. Черный лис. Особенно если прилаживать нечего... Рыжий лис. Правильнее говорить: «прикладывать». Серый волк: Ну, вы! Шибко грамотные! УДеда горе, значит, и нам горевать вместе с ним. Пока... Дед Мороз (ощупывает свою голову). Тут помню, тут —не помню. Швецию —помню. Я еще там местным, шведским. Зайцам чевой-то обещал. А потом — словно по башке чем ударили. Сползший с печи Илья Муромец (сердито): Деда Мороза — в отставку! Замахивается было палицей, но быстро ос­ тывает и, отпросившись по малой нухще, скры­ вается в декорациях. На поляну выкатыва­ ется КОЛОБОК. Колобок. Я от бабуш­ ки ушел, я от дедушки ушел... Серый волк (брезгли­ во пинает его ногой). Да кому ты нужен... из теста- то... Был бы хоть с ливер­ ной начинкой... В меру распоясавшийся Бармалей. А мешок-то зажилили! Мне из него лично были сапоги-скороходы обещаны, однозначно! В это время РЫЖИЙ ЛИС и ЧЕРНЫЙ ЛИС удаля­ ются за елку. Дед Мороз (недовольно). А чего-то вы там все шеп­ четесь, молодые да ранние? Только книжки писать и умеете! А ну, марш на поиски пропажи! Не сыщете к Новому году, взыщу по всей строгости и даже, может быть, выгоню из своего леса к такой-то лещиной мате­ ри! Нечисть из-за стволов скалит зубы. Под друж­ ное хихиканье зайцев лисы уходят. Беззубая ЛУНА строит с неба рожи и светит совсем не в том на­ правлении. Действие второе Темный лес. Ни фига не видно. То есть ни зги. Но молодые порученцы Деда Мороза находят ис­ комый мешок. Правда, он наполовину пуст — Не­ чисть выгребла все самое ценное. Рыжий лис. Только, чур, я понесу мешок. Черный лис. Ладно, неси, а на поляне мне отдашь, чтоб я вручил его Деду... Рыжий лис. Да ты што, в натуре! Он же тебя и так любит, вон даже чаще других по холке гладит... Черный лис. А тебя зато умным называет. Рыжий лис (завистливо). А тебя —красивым, а меня все рыжим да конопатым... Нечисть из-за стволов скалит зубы. Кривая, как ручка пивной кружки. Луна светит нехотя и опять не в том направлении. Действие третье Та же поляна. Те же действующие лица. Снова приплелся ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Подходит к ДЕДУ МО­ РОЗУ. Илья Муромец. Дал бы ты мне свой тулупчик лоно сить, а? Бармалей. А мне хотя б примерить. Пусть Зайцы посмеются... Серый волк (выступает вперед и показывает зубы богатырю). Ступай-ступай! Тебе и на печке неплохо жи­ вется. Тут многие хотели б примерить тулупчик... Илья Муромец. Ужо я вам! (Уходит, волоча за со­ бой палицу). Вбегают запыхавшие ЛИСЫ и кладут к ногам Деда Мороза мешок с подарками. Получив похва­ лу, отходят, оглядываясь на Луну. ЛУНА подмиги­ вает им с небес. Возле мешка начинается возня — идет раздача подарков. Быстро соскочивший с печи ИЛЬЯ МУ­ РОМЕЦ получает красные шаровары. БАРМАЛЕЙ — колокольчик на шею. СЕРЫЙ ВОЛК — скатерть- самобранку и т.д. Дед Мороз. А где же тут подарок моим Зайцам — бюджет с морковкой? Серый волк. А он, видать, шапкой-невидимкой на­ крылся... В это время из пустого мешка выкатывается ко­ пейка. ДВД м о р о з поднимает ее, трет о шерша­ вую свою щеку, шепчет слово заморское «деноми­ нация» и бросает в толпу: «Вот все, что осталось. Зайцы!» Молодые Зайцы смеются, старые плачут. Нечисть ухмыляется из-за стволов. На темном небе со смеху покатывается Луна. Занавес. Александр КОСЯКИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz