Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Ш И П Е Ц К А Я •'Ж газета 7 марта 1998 г„ N6 48 (20676) ! 4 I I / > ю р т а ]С( 7 .гс г)аг{ь-г св а тл гГ г ко 7 {.а 71 П 7 {.ятя.а^ Ися. — ЯЯ 7 ^ 7 Ю — 7 СГТ 7 СобрГ}Г.вП 7 СС 7 Ш^ > ■ I | | Ж с л о в Б У Д 1 Т М А Л О • • • Женщины! Как много а этом слове для мужчин! Они самые-самые — любя­ щие и любимые, красивые и непосредственные, з а ­ ботливые и терпеливые, капризные и трудолюби­ вые. Что ни скажи о них — все будет мало, недоста­ точно. неполно. Словом щршазить само оу- чзни, от кЪто^го' они неотдепимы. Так уж получилось, что .на фотографиях, которые вгу виаите, и основном мо­ лодые женщины Но, может, здесь проявилась и какая- то спонтанная закономер­ ность. Восьмое марта — эго весна, а весна — это молодость, цветенье а том числе и привлекательных, обещающих, манящих, дразнящих улыбок. (Вот настанет бабье лето, тог­ да , наивное , и улыбки ста­ нут чуть другими). Посмотрите, АО чего ж хороши в ЛипеикРМ таю женщины! На работе, в творчестве и просто так. Но не станем забб!Ы 1 ТЬ и а бабушках, и о тех, л пустим, находится яа больничной койке или за ­ нят, казалось бы, кмужски- ми» занятиями. Все они, прежде всего, — женщины. Они — хранительницы се­ мейного очага, от них ис­ ходит сердечное тепло, до­ брота и иадежнооть, они — надежда и опара мужчин, дочерей и внукаа. Будьте счастливы, наши дорогие - И сегедня, в канун вашего праздника, и всегда! ^ Фото Евгения САМОХВАЛОВА. Ее педагогическая карьера складывалась на редкость удач­ но. Директор вечерних школ сельской молодежи, методист роно. Но неожиданно для всех стала рядовым воспитателем. После участия в проверке шко­ лы-интерната, преподаватели которой то ли в шутку, то ли всерьез посоветовали Оводовой и ее коллеге — тоже методисту — хоть один день побывать в их роли, с утреннего подъема и до «спокойной ночи». У подруги не­ рвы сдали быстро и она отсту­ пила. А Наталья Леонидовна, как сама признается, от обще­ ния с интернатовским семейст­ вом разволновалась до слез. Поняла; здесь ее место. С тех пор минуло четырнад­ цать лет. Выросли, ушли «в люди» ее бывшие воспитанни­ ки. И большинство не потеряно из виду. Вместе с директором листаем заведенный в школе с 1986 года журнал ребячьих су­ деб. Документ интереснейший. В нем все — кто и где нынче обитает, как обустроен. Скупые строчки Оводова комментирует с чисто женской обстоятельностью. Все про всех знает. Вот бывшие интернатов­ цы Галя Боровских и Игорь Боб­ ров. Свою семью создали, вос­ питывают пятилетнего малыша. На цементном заводе Галя — лучшая автоматчица, о ней даже в газете писали. Школу и На­ талью Леонидовну не забыва­ ет, иногда звонит ей домой, ин­ тересуется жизнью, работой, поздравляет с праздниками. В честь любимого педагога назвала дочь Наташенькой Люба К. Да не уберегла малыш­ ку — не оказалось в критичес­ кий момент рядом с Любой че­ ловека, который бы мог помочь, подсказать. Ясное дело — ни мамы, ни бабушки, ни свекро­ ви. А в больнице к матери и восьмимесячному ребенку от­ неслись крайне невнимательно. Узнав о том, Наталья Леонидов­ на начала разбираться. Да кон­ цов в этой истории не найти было. Потом Люба жила у Ово­ довой дома, нашла у нее душев­ ную поддержку... А вот братья-близнецы Александр и Алексей Т. В ин­ тернат поступили, пережив страшную трагедию, оставившую в душах незаживающую рану, — на их глазах отец убил мать. Все детство братьев прошло в этой школе, под присмотром и почти материнской опекой вос­ питателей. Сейчас работают в Усманском районе тракториста­ ми, тянут какие-то коммуника­ ции. И взяли в свою бригаду од- ноклассника-выпускника Викто­ ра Тенякова. Так вместе и тру­ дятся. Наталья Леонидовна расска- зывпт Г) Лоночкп Спколоппй, ставшей медсестрой, Катеньке Меренковой, художнике хохлом­ ской росписи, — воспитатели не дали ей зарыть талант в зем­ лю. Для каждого из бывших пи­ томцев у директора находится доброе слово. Но проскальзывают среди строк и такие пометки: «тюрь­ ма», «блудит», «погиб». Их не­ много, этих отметок, не боль­ ше, чем социальных изъянов в самом нашем обществе, ко дво­ ру которого интернатовцы не очень-то приходятся. Порой бе­ гут назад в школу. От издева­ тельств и насмешек, житейской и бытовой незащищенности. С У ^ Ь ^ ПОГОДА В БОЛЬШОМ ДОМЕ 4 Коллективу учителей меня представил шустрый па ­ цаненок — улыбка до ушей и озорные глазенки: «Это — мой лучший друг!» И тутже убежал по каким-то своим, надо полагать, важным делам . «Друга» я видел первый раз в жизни, однако интуитивно почувствовал, что в этих стенах питомцы рады гостям. Как всякие дети. Д аж е внешне мало чем отличаются здешние ребята от своих сверстников. Только одним: они обижены Богом и судь­ бой, которые поделили их жизнь на прежнюю и нынеш­ нюю, в которой нет мачех и отчимов, зато есть старшие друзья. А среди них самая-самая — Наталья Леонидов­ на ОВОДОВА. Главная хозяйка Елецкой школы-интерна­ та для детей-сирот с отклонениями в развитии. — Каходый из наших воспи­ танников — «золотой», — убеж­ дена Наталья Леонидовна. — Но если иной питомец специально­ го интерната читает и пишет, это еще не значит, что он способен адаптироваться в реальной жиз­ ни. Тут подчас мнение педаго- гов-практиков расходится с оценкой медико-психологичес­ кой комиссии. К сожалению, при­ строить некоторых выпускников в дома-интернаты — проблема. Зато парней на воинский учет ставят. Без этого им паспорт не выдают. —Бывает, —продолжает ди­ ректор, — ребята задают педа­ гогам вопросы, которые ставят в тупик. У себя мы учим их до­ броте, милосердию, вежливос­ ти, а потом подом п кииотоатп парк, где они видят совсем иное поведение взрослых. Спрашива­ ют: почему они так грубы, поче­ му сквернословят?.. Среди ин- тернатовских-то самые плохие и обидные слова, ну, что-то типа «ушастый», «губастый». Школа их искореняет, а за ее стенами улица, а то и телевидение учат отборному мату-перемату. Насчет оценки «золотой», прозвучавшей из уст директора, не стоит скептически улыбать­ ся и кивать на специфику учеб­ ного заведения. В этой оценке — вся Наталья Леонидовна, по единодушному мнению коллег, — педагог от Бога. Любовь к профессии у нее тождественна любви к детям. Учителя и воспитатели пове­ дали: — Никогда не ругает ребят, а только осуждает их дурные поступки. — Умеет слушать и понять ученика. — Не забывает выпускников интерната. — Новатор в своем предме­ те. Она ведь еще и учитель ма­ тематики. Уроки у нее нетради­ ционные, с элементами позна­ вательной игры, приближены к жизни. Ученики не просто учат­ ся арифметическим действиям, а считать, например, в сберкас­ се, магазине. — Это натолкнуло на мысль выпустить для дотой книжипу- памятку о том, как вести себя на почте, в поликлинике, общес­ твенных местах... Чтоб имели социально-бытовую ориента­ цию. — Наталья Леонидовна пер­ вая дает «открытые» уроки. Та­ кой вот личный пример колле­ гам. — Директорствовать в шко­ ле-интернате, притом специаль­ ном, — это, по нынешним вре­ менам, сродни гражданскому подвигу. Это я — о Наталье Ле­ онидовне, — подытожила оцен­ ки пожилая учительница. Кстати, «мобилизовали» на этот подвиг Оводову сами же педагоги, единодушно реко­ мендовав ее на должность «ди­ ректрисы». И, как видим, не ошиблись. В коллективе нет раздоров, а споры — только педагогичес­ кие, творческие. Не хуже ди- ректора-мужчины вникла Ово­ дова в хозяйственные дела, в свою очередь тоже «мобили­ зовав» этим летом коллектив на ремонт помещений соб­ ственными силами. К учебно­ му году «сдали» 20 сияющих, будто пасхальное яичко, спа­ лен и 13 кабинетов. В своих заботах Наталья Леонидовна находит поддержку и понима­ ние районной власти — в си­ ротах ее интернат не значит­ ся. Об одном только болит душа директора — побыстрей бы газифицировать школу. Уголь в ней — чуть ли не ос­ новная статья расходов. А теперь — портрет Ово­ довой в несколько ином ракур­ се. Она — «Женщина года». Удостоена этого звания про­ шлой зимой на районном праз­ днике, где ее представляли пе­ дагоги и воспитанники. Ребя­ та не просто порадовали зал проникновенными выступлени­ ями, но и удивили ельчан сво­ ими творческими способностя­ ми. Особенно любимица На­ тальи Леонидовны — Юля Кор­ ниенко, победительница сто­ личного конкурса «Хрусталь­ ный башмачок». Но, как всякий человек и руководитель, Оводова живет не только заботами методичес­ кими и педагогическими, хло­ потами о злополучном угле и организации банных дней. Ее коллеги-женщины доверитель­ но (они-то уж все знают!) со­ общили: «Наталья Леонидовна — гармоничная личность!» Во- первых — дружит со спортом: увлекается баскетболом, лы­ жами, регулярно посещает пла­ вательный бассейн. Во-вторых, — певунья отменная. «Погода в доме» из репертуара Лари­ сы Долиной — ее «коронная» песня. Возможно, не случайно. Но любит и классическую му­ зыку. Неравнодушна к поэзии — на ее директорском столе часто можно увидеть томики стихов классиков и современ­ ных авторов. Для полного портрета ос­ тается добавить, что у Натальи Леонидовны педагогическая семья, а погода в ее доме без осадков и колебаний темпера­ туры. Муж работает в педин­ ституте, младший сын — в сельской школе. Вот только старший «отбился от рук» и стал медиком, занялся наукой и сейчас продолжает образо­ вание в США. Что ж, у каждо­ го свое призвание... Самое гляпнпр бьпь пму до конца верным. Трудно сказать, как сложи­ лась бы у Оводовой жизнь, не будь той «роновской» провер­ ки. Все решил случай. К счастью, для питомцев этого большого дома на окраине Ельца. И к счастью того смеш­ ного пацаненка, что встретил меня у дверей учительской. В его жизни имя Натальи Лео­ нидовны, делающей погоду и в интернатовском доме, навер­ няка будет многое значить. Александр ДЕМЕНТЬЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». ВМЕСТО РЕПОРТАЖА « П А Р У С » К А К Ш К О Л А К Л О У Н Е С С Ы ■ Пантомима — жанр не , ^ слов, жанр пластики и жес- тов. Значит ли это, что лю- дям, сполна живущим лишь > \ в таком «жанре», пантомима ' ' дается наиболее легко? Се- ; Ч'' годня — праздничный кон- " церт в ДК «Парус», ДК об­ щества глухих, я сижу на ' Ц генеральной репетиции и, глядя на молодых самодея­ тельных артистов, склонен ответить на этот вопрос поло- жительно. Пластика, жесты — их единственно возмож­ ный язык, и они репетиру­ ют весело, свободно, упоен- но. А рядом с ними — Лари­ са Попова, известная в Ли­ пецке пародистка-мим-клоу- несса. Лариса показывает, восклицает, делает замеча­ ния — и ребята, хоть и не без дурашливой отсебятины, понимают ее с полуслова, ви­ доизменяют рисунок мизан­ сцены. В общем, все как в нор­ мальном театре — артисты импровизируют, режиссер I нервничает. Но видно, что концерт готовится некоей '”'^1 дружной семьей, где равно учитываются интересы «гла­ вы» и «домочадцев». Конеч­ но, можно играть и потонь­ ше, соблюдать чистоту жан- )а, не прибегать к грубова­ тым преувеличениям. Одна- ко Лариса, словно читая мои ■ мысли, успевает заметить, что такой стиль — своего рода компромисс между нею и артистами. Раз так больше , нравится и исполнителям, и ■ >^зрителям — пусть будет так. ; ' Главное — сделать радо­ стными всех, кто придет на концерт — участвовать в нем, смотреть его. И в самом деле, познакомившись с ви­ деозаписями некоторых предыдущих программ «Па­ руса», я убедился, что они являют собой вполне полно­ ценные шоу с песнями, тан­ цами, сценками, с соответ­ ствующим шоу настроем на сцене и настроением в зале. Конечно, Ларисе (она не имеет навыков еур.топерево- да) порой приходится доби­ ваться желаемого с «треть­ его» слова. Ребята, из кото­ рых энергия бьет через край, вдруг начинают бурно жес­ тикулировать между собой и как бы перестают замечать режиссера. Тогда Лариса смело вклинивается в разго­ вор, наводит порядок — до следующей непредвиденной паузы. Но все равно: взаимо­ понимание тут таково, что стоит говорить о чем-то вро­ де школы Л. Поповой, ка­ ковую она успеха создать за шесть с лишним лет занятий в «Парусе». У Ларисы с ребятами очень теплые — и уважи­ тельные с их стороны — от­ ношения, она видит, на­ сколько они восприимчивы, доверчивы, хотят играть, и потому каждый лишний раз непременно отправляется не в самый ближний и удобный для себя путь — в «Парус». Это говорит и о ее желании, даже потребности здесь ра­ ботать, о ее творческой энер­ гии, не уступающей энергии питомцев Ларисы. Назову, кстати, тех, с кем уже доста­ точно долго она занимается и за кем я с удовольствием наблюдал позавчера на репе­ тиции: Рома Ситников (бра­ во!), Саша Зайцев, Дима Лап­ шин, Света Фролова, Мари­ на Котова, Ирина Кожухова. ...Ларису Попову отлич­ но знают по выступлениям в Нижнем парке (месте ее «службы»), на других пло­ щадках. Отчего бы не выво­ дить на них и артистов из «Паруса»? Константин КЛЮТКИН. ■ и В иктор ОСКОЛКОВ «Прости, что понял я не сразу...» П Р О ^ Сегодня тебя оскорбили с утра, И муж снова запил, и болен ребенок, И плату вносить за квартиру пора, И в тридцать тебе уже будто за сорок, И сетка морщинок густеет у глаз, И бедность не скрыть под накидкой дешевой, И сил твоих тает последний запас Без отдыха, ласки и доброго слова. И , света невзвидя. Сама не своя. Ты грубо кричишь на детей и на мужа За то, что огонь твой еще не остужен. Еще не истрачена нежность твоя... Я рвался вдаль нетерпеливо, Я от земного был далек. И забывал, к а к сиротливо '■Горел твой чистый огонек. ■В плену фальшивого экстаза ; Не то ценя, не тех любя, ■. Прости, что понял я не сразу, ; К а к горек воздух без тебя. ; Что сны, миры и все такое... ; Они не стоили, мой друг, ■Минуты твоего покоя ; И ласки этих нежных рук. ■И если был мне рай завещан, ; Он здесь, не в дальнем далеке, — ; В тебе, нужнейшая из женщин, \ В твоем призывном огоньке. ш и все же вечность в нас живет Средь наших призрачных забот. Таясь за хрупкими чертами, В нас искру Божью бережет. Не ощущаемую нами. Твой тихий взгляд, твой нежный рот И белой шеи поворот — Все не исчезнет, не умрет. Увековеченное в детях, А если очень повезет. То, может быть, и в строчках этих. ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР • • • О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней... Ф . и . Т Ю Т Ч Е В . Помню, в молодости, д а и потом, в перио­ ды личных разочарований и неудач, добрую щемящую зависть вызывали у меня не юные влюбленные, с неприкрытым пылом целующи­ еся в подъезде или даже в ожидании автобу­ са, а пожилые пары, медленно прогуливаю­ щиеся по парку и бережно поддерживающие друг друга. Вот бывает ж е в жизни так, что люди сохраняют и проносят любовь до ста­ рости! К ак им это удается, в чем секрет? Женский День — это День Любви. Потому что даже самая эмансипированная женщина, признается она открыто в этом или нет, меч ­ тает обрести настоящее и непременно разде ­ ленное чувство. Вот и наш сегодняшний рас ­ сказ — о любви. Не о первом чувстве, кото­ рое дурманит голову и застит глаза, а о люб­ ви немолодых уж е людей , встретившихся двадцать один год назад и до сих пор сохра­ нивших в памяти тотдень. Наши гости — р е ­ жиссер Липецкого академического театрадра ­ мы, создатель музыкальных спектаклей Яков Лившиц и его супруга, педагог по вокалу, в прошлом актриса оперы и оперетты Лилия Мартынова. Правда, правильнее сказать, что это мы у них в гостях. Первое, чтоделает Яков Михайлович , — включает запись концерта Лилии Александровны: «Вы только послушай­ те ее голос! Разве я мог не влюбиться в эту женщину?» ОН. Конечно, я отлично помню тот день. Я тогда приехал работать в Саратовский музыкальный театр и ходил смотреть все спектакли. Шел «Тогда в Севилье», Лилия Александровна играла Лауру. Ну, во-первых, я никогда не слышал та­ кого голоса в оперетте. Во-вторых, она была необыкновенно органич­ на на сцене. Да и что скрывать, очень хороша. Чем моложе чело­ век, тем большее значение прида­ ет он внешности. Может быть, к со­ жалению. Но мне тогда было уже около пятидесяти, и я сразу ощу­ тил, что встретил ту женщину, ко­ торую ждал. — Лилия Александровна, а вы тоже сразу влюбились? ОНА. Нет, я не сразу обратила на него внимание. Просто потому, что была очень занята. У меня умер муж, я одна растила дочь, ездила на гастроли, подрабатывала пре­ подаванием, да еще была активной общественницей — и партийной, и профсоюзной. Я привыкла рассчи­ тывать только на себя. Но тут он начал чуть ли не каждый день зво­ нить, предлагать помощь в каких- то бытовых делах — вроде покрас­ ки полов. Вообще он был напорист, как танк, —устоять было невозмож­ но. — Вы, Яков Михайлович, мо­ жете себе представить, чтобы у Лилии Александровны не было бы такого голоса, чтобы она вообще не имела к театру никакого отношения? Вы бы тогда влюбились в нее? ОН. Я этого представить не могу. У меня первая семья распа­ лась как раз потому, что жена была абсолютно равнодушна к моей ра­ боте. Ей было непонятно, где и почему я задерживаюсь, чем живу. Я вообще убежден, что брак будет прочным в том случае, если людей объединяют либо общие идеи, либо общая профессия. Есть ли в люб­ ви иррациональное? Конечно —это страсть и эмоции. Чем моложе че­ ловек, тем больше это доминиру­ ет. Но с годами страсть утихает. И тогда вдруг выясняется, что боль- ше-то людей ничего не связывает. Я думаю, именно из-за этого такой большой процент разводов при ран­ них браках. Мы живем вместе два десятка лет, и с каждым годом наши отношения все лучше. Согла­ ситесь, ведь с возрастом общность взглядов куда важнее, чем страсть. ОНА. Я могу разбудить его посреди ночи из-за какой-нибудь чисто профессиональной идеи. И знаю; он меня поймет, а не устро­ ит скандал за то, что я не даю ему спать. Что же касается огромного количества разводов, то мне кажет­ ся, что причина еще и в том, что молодежь более избалована, чем мы в свое время. Говорят, сегодня студентам трудно жить. А разве нам было легко? Когда мне в послево­ енные годы из дома присылали десяток картофелин, это было счастьем. Молодые сегодня больше хо­ тят брать, чем отдавать. Причем преобладают материальные по­ требности. Им очень трудно идти на компромиссы, подстраиваться, подчиняться. А без этого семьи быть не может. — А кто у вас в семье ли­ дер? ОН. Мы оба — лидеры. Но в чисто личной, семейной жизни больше подчинясь я, в плане твор­ ческом — Лиля. ОНА. Когда мы поженились, то все знакомые предрекали, что это брак на год — не больше. Дескать, два медведя в одной берлоге не уживутся. На самом деле: к момен­ ту нашей встречи у меня за плеча­ ми был уже большой творческий путь, я была одной из ведущих ак­ трис Саратовского театра оперет­ ты. Плюс все те проблемы, кото­ рые мне приходилось в одиночку решать. Я и сама знаю, что я не только сильный, но и очень взрыв­ ной, импульсивныи человек, со мною жить нелегко. Но знаете, эта пословица о медведях ничего не значит, когда люди любят друг дру­ га. — Неужели два сильных че­ ловека могут жить вместе и не конфликтовать? ОНА. Мы никогда по-крупному не ругались. Но не было недели, чтобы мы не цапанулись. Потому что оба очень вспыльчивые, но зато оба и отходчивые. Ссоры хватает ровно на пятнадцать минут. И в этом тоже наше совпадение. К тому же я — Весы, и с юности всегда ста­ ралась быть максимально объек­ тивной, искать причину всех про­ блем пре>кде всего в себе. —Яков Михайлович, а вас не пугало, что у Лилии Алексан­ дровны была двенадцатилетняя дочь, с которой предстояло наладить отношения? ОН. Девочка на удивление лег­ ко приняла меня. Может быть, по­ тому, что я никогда не лез «с вос­ питанием»? Я вообще считаю, что детей не надо специально воспи­ тывать — будь для них примером, и этого достаточно. Дети не пере­ носят нотаций, нравоучений. Я не помню, чтобы мне читали мораль. Правда, отец меня, случалось, драл. И все равно я его обожал, потому что он никогда не ударил меня не­ справедливо, мне доставалось только за дело. Но сам я за всю жизнь не поднял руки на ребенка. ОНА. Я согласна, что жизнь ро­ дителей воспитывает лучше любых нравоучений. Не верю, когда гово­ рят; «Такая хорошая семья, а сын — отщепенец. И откуда он такой взялся?» Значит, в семье была ка­ кая-то червоточина. Меня мой отец научил главному — преданности до конца своему делу. Он был врач, хирург. В сущности, создал боль­ ницу завода «(Свободный сокол». Ее долгое время так и называли — «Мартыновская больница». Потому что, когда он приехал в Липецк в 1933 году, начинать пришлось с са­ райчика. Это потом уже выросли корпуса. Его преданность профес­ сии была бескорыстной —он и при­ личную квартиру-то получил только в пенсионном возрасте. Отец всег­ да был для меня примером служе­ ния. — На ваш взгляд, что уходит сегодня из человеческих отно­ шений, что новое появляется? ОН. Меня пугает какое-то все­ общее ожесточение, агрессивность, даже ненависть. Пугает и все воз­ растающий эгоизм, к которому по­ чему-то привела наша свобода. ОНА. Раньше люди были бли­ же. Может быть, их сближали ком­ муналки? Хотя точнее сказать—пат­ риархальность, Вот она, к сожале­ нию, уходит. Уходит традиция жить большими семьями. Сегодня люди на западный манер стараются сра­ зу же отделить детей, как только они выросли —«кыш, ты-уже взрос­ лый, живи своей жизнью!» Моло­ дежь не знает, да и не хочет знать своих предков, истории своей семьи. Что же тогда говорить об истории своей страны, семь деся­ тилетий которой сегодня просто пе­ речеркиваются? ОН. Скоро будет пятьдесят пять лет, как погиб мой отец, но я до сих пор чту его память. У нас с Лилей на самом видном месте — фотографии наших родителей. И шестилетний внук, которого к нам привозят на лето, знает о своих прабабушках и прадедушках, кого как звали и кто кем был. Нельзя воспитать нормального человека без родовой памяти. Вообще дети «списывают» поведение со своих родителей, так что во всех их гре­ хах и бедах надо винить только себя. Когда наша дочь Лена — сей­ час она актриса Оренбургского му­ зыкального театра — ехала посту­ пать в ГИТИС, я попросил друга- режиссера, профессора этого вуза посмотреть ее. Так она позвонила ему и сказала: «Вам привет от мамы с папой, но по блату я поступать не буду». Она до сих пор во мно­ гом остается "белой вороной", жить ей трудно, но я горжусь ею. ОНА. А вот это фотография моего педагога, которому я всем в своей жизни обязана, — Марии Николаевны Растропович, тетки выдающегося виолончелиста. Она была в свое время сценической партнершей Шаляпина. Теперь-то я понимаю, что именно она, пре­ подаватель Тамбовского музучили- ща, дала мне все, а не профессура консерватории. ОН. А я свою профессиональ­ ную школу получил в Харьковском театре имени Шевченко. Именно там, семнадцатилетним, я понял, что главное в жизни — это дело, которому ты служишь. Что нельзя ставить спектакль только для са­ мовыражения, он всегда должен быть адресован зрителю. ГРАММАТИКА ЛЮБВИ — Ну вот, мы от любви опять вернулись к творчеству... ОНА. А для нас это нераздели­ мо, мы этим живем. Вообще мы очень благодарны Липецкому теат­ ру и его руководителю Владимиру Михайловичу Пахомову за то, что нам продлили творческую жизнь уже на восемь лет и в пенсионном воз­ расте дали возможность занимать­ ся любимым делом, а не подраба­ тывать разносом телеграмм. Воз­ можность жить полнокровной жизнью. — Лилия Александровна, я все-таки верну вас к любви. Пока Яков Михайлович вышел из комнаты, скажите, что вы больше всего ценили в мужчи­ не? ОНА. Порядочность, силу, на­ дежность. — Интересно, как на этот вопрос ответит супруг: что для вас важнее всего в женщине? ОН. Порядочность, доброта. В молодости ведь как — красивая, значит, можно поволочиться. А с возрастом начинаешь понимать, что важнее другое. Добрая ли женщи­ на? Порядочный ли человек? — Не сговариваясь, вы оба попали в одну точку. Наверное, так и должно быть в счастли­ вой семье. А можно мне объе­ динить любовь и творчество в один вопрос: во что вы сейчас влюблены на сцене, в своей работе? ОН. в идею постановки мюзик­ ла «Моя прекрасная леди» по пьесе Бернарда Шоу. В этом году мне будет семьдесят, и очень хочется осуществить эту мечту. Тем более, что Владимир Михайлович Пахомов в одном из интервью "ЛГ" заме­ тил, что это входит в планы театра. Для меня это был бы лучший по­ дарок к юбилею. Вас удивляет, что почти в семьдесят лет я еще строю творческие перспективы? Я просто никак не могу поверить в реаль­ ность этого юбилея. И не ощущаю своих семи десятков... ОНА. Да вы просто не видели, как он танцует! Какой же тут воз­ раст?! Я предлагаю именно на этой фразе и попрощаться с наши­ ми радушными хозяевами. По­ тому что в ней соединилось все, о чем шла здесь речь: и любовь, и общее дело, и пре­ данность этому делу и друг дру­ гу- Елена БРЕДИС. ш^ш ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz