Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
Ж И П Е Ц К А Я газета $ тарго 1998 г„ Н» 45-46 (20673-20674)) акон ЛИПЕЦКОМ омдсти ОБ ОБРАЗОВАНИИ ВЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Под образованием в настоящем Закон е понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в ин тересах человека , общества , государства , сопровож дающийся констатацией достижения гражданином (обу чающимся) установленных государством образователь ных уровней (образовательных цензов ). Под получением грахаданином (обучающимся) об разования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза , которое удос товеряется соответствующим документом . Право на образование является одним и з основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Рос сийской Ф едерации . Образование в Липец кой области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Ф едерации , законодательством Российской Ф едерации , настоящим З а ко н ом . Данный Закон обязателен не только для органов об разования и образовательных учреждений области , но и для всех учреждений , организаций , органов власти. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Реализация принципов государственной по литики в области образования Организационной основой политики Липецкой области в сфере образования является областная программа развития образова ния, утверждаемая областным Советом депутатов. Государственная политика области в сфере образования осно вывается на следующих принципах; 1. Гуманистический характер образования, приоритет общече ловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного раз вития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, пат риотизма и любви к Родине, бережного отношения к окружающей природе, к духовным и культурным традициям России, уважения к иным культурам и религиям, к правам и свободам человека. 2. Единство федерального культурного, образовательного и экономического пространства. Направленность системы образо вания на сохранение и развитие русской культуры, российских ду ховных традиций и их особенностей в условиях многонационально го государства. 3. Общедоступность образования, адаптивность системы об разования к уровням и особенностям подготовки обучающихся, воспитанников. 4. Вариативность образования (от однотипных учебных заведе ний к разнообразию их видов, разнообразие учебных планов и про грамм, учебников, форм обучения и воспитания), использование новейших достижений в области образования, создание прогрес сивных методик и программ, внедрение их в образовательный про цесс при обязательном соблюдении государственного образова тельного стандарта. 5. Преемственность в развитии системы образования области. 6. Светский характер образования в государственных и муни ципальных образовательных учреждениях. 7. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреж дений. Статья 2. Законодательство и задачи правового регули рования деятельности системы образования области 1. Закон Липецкой области «Об образовании в Липецкой об ласти» основывается на Конституции Российской Федерации, Граж данском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Фе дерации «Об образовании». Уставе области и другом действующем законодательстве Российской Федерации. 2. Настоящий Закон: — обеспечивает защиту конституционного права граждан об ласти на образование; —является основой для разработки нормативных правовых актов в области образования; — создает правовые гарантии для свободного функционирова ния системы образования в рамках федеральных и областных про грамм; — обеспечивает контроль за деятельностью органов управле ния образованием различных уровней, образовательных учрежде ний Врсоответствии с действующим законодательством; — ра^фаничйвает компетенцию и ответственность в сфере образования органов государственной власти и органов государ ственного управления образованием области; — вводит общие установочные нормы по вопросам, относя щимся к компетенции органов местного самоуправления, в соот ветствии с которыми они осуществляют собственное правовое ре гулирование в области образования; — регулирует вопросы в области образования, которые долж ны решаться одинаково всеми образовательными учреждениями независимо от организационно-правовых форм и подчиненности; — вводит дополнительные нормы по вопросам, относящимся к ведению области, не противоречащие федеральным законам. 3. Физические и юридические лица, нарушившие закон «Об об разовании в Липецкой области», несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 3. Гарантии прав граждан Российской Федера ции, проживающих в Липецкой области, в сфере образова ния 1. Органы законодательной и исполнительной власти области провозглашают образование сферой своих первостепенных инте ресов и признают его приоритетным в программе социально-эко номического развития области. 2. Каждому гражданину Российской Федерации, проживающе му на территории области, гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убежде ний, принадлежности к общественным организациям (объединени ям), возраста, состояния здоровья, социального, им^ественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия суди мости могут быть установлены только законом. 3. Право на образование обеспечивается гражданам путем создания системы образования и соответствующих социально-эко номических условий для получения образования. 4. Гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе — бесплатность среднего профессионально го, высшего профессионального и послевузовского профессио нального образования в государственных и муниципальных обра зовательных учреждениях в пределах государственных образова тельных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 5. Затраты на обучение .фаждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккре дитацию и реализующих образовательные программы общего об разования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обуче ние граждан в государственном или в муниципальном образова тельном учреждении соответствующего типа и вида. 6. В целях реализации права на образование граждан, нуждаю щихся в социальной помощи, возмещаются полностью или частич но расходы на их содержание в период получения ими образова ния. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются законодательством Российской Федерации и области. 7. Гражданам с ограниченными возможностями здоровья со здаются необходимые условия для получения ими образования, в том числе и профессионального, для коррекции нарушений разви тия и социальной адаптации личности на основе специальных пе дагогических подходов. 8. Гражданам, проявившим выдающиеся способности, оказы вается содействие в получении образования посредством предос тавления им специальных областных стипендий. Критерии и поря док предоставления таких стипендий устанавливаются администра цией Липецкой области по представлению государственных орга нов управления образованием. 9. Педагогическим работникам образовательных учреждений гарантируется право на повышение квалификации и выбор формы повышения квалификации в соответствии с действующим законо дательством. Статья 4 . Язык обучения 1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР». 2. Грахадане, проживающие в Липецкой области, имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, пре доставляемых системой образования. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирювания. 3. На территории Липецкой области языком, на которюм ведет ся обучение в государственных образовательных учреждениях, яв ляется русский язык. 4. Во всех образовательных учреждениях, имеющих государ ственную аккредитацию, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федера ции регламентируется государственными образовательными стан дартами. Статья 5 . Образовательные стандарты 1. В Липецкой области действуют государственные образова тельные стандарты, которые включают в себя федеральный и Постановление 41-й сессии Липецкого областного Совета депутатов первого созыва №1400-пс от 12.02.1998 г. О ПРОЕКТЕ ОБЛАаНОГО ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ п Рассмотрев проект областного закона «Об образовании в Липецкой области», принятый в первом чтении, принимая во внимание предложения комитетов областного Совета депутатов по делам семьи детства и молодежи и по социальным вопросам, руководствуясь п. 2 статьи 30 Устава области, облас тной Совет депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять областной закон «Об образовании в Липецкой области» (прилагается). 2. Направить указанный закон главе администрации области на подписание и обнародование. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. _____________________________________ Председатель областного Совета депутатов О. КОРОЛЕВ. областной компоненты. .2. При реализации образовательных программ для обучающих ся с ограниченными возможностями здоровья могут быть уста новлены специальные государственные образовательные стандар ты. 3. Порядок разработки, утверждения и введения областных ком понентов для общеобразовательных учреждений и учреждений на чального профессионального образования определяется государ ственными органами управления образованием области, а для уч реждений среднего и высшего профессионального образования — самими образовательными учреждениями по согласованию с го сударственными органами управления образованием. Глава II . СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Статья 6. Система образования Система образования в Липецкой области представляет собой совокупность взаимодействующих образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, реали зующих преемственные образовательные программы и государ ственные образовательные стандарты, и включает: — дошкольные учреждения; — общеобразовательные учреждения (начального общего, ос новного общего, среднего (полного) общего образования); — учреждения начального профессионального, среднего проф ессионального и высшего профессионального, а также послеву зовского профессионального образования; — специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; — специальные учреждения для обучающихся, воспитанников с девиантным (общественно опасным) поведением; — учреждения дополнительного образования детей и взрослых; — учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попе чения родителей; — учреждения переподготовки и повышения квалификации. К системе образования относятся органы управления образо ванием и подведомственные им учреждения и организации, другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Статья 7 . Образовательные программы 1. Образовательная программа определяет содержание обра зования определенного уровня и направленности. В Липецкой об ласти реализуются образовательные программы, которые подраз деляются на: — общеобразовательные (основные и дополнительные); — профессиональные (основные и дополнительные). 2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личнос ти к жизни в обществе, на создание основы для осознанного вы бора и освоения профессиональных образовательных программ. 3. К общеобразовательным относятся программы; — дошкольного образования; -удж;Л 9 Ная 1 гного общего о б р а з о в а н и я ; ,,, ^^^осношого общего образования;, — среднего (полного) общего образбвания. 4. Профессиональные образовательные программы направле ны на решение задач последовательного повышения профессио нального и, при необходимости, общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации с учетом потребностей хозяйственно-экономического комплекса области. 5. К профессиональным относятся программы : — начального профессионального образования; — среднего профессионального образования; — высшего профессионального образования; — послевузовского профессионального образования. 6. Обязательный минимум содержания каждой основной об щеобразовательной” программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специаль ности) устанавливается соответствующим государственным обра зовательным стандартом. 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом Российской Федерации «Об образовании», типовыми положениями об образовательных учреж дениях соответствующих типов и видов или соответствующим го сударственным образовательным стандартом. Статья 8. Формы получения образования 1. С учетом потребностей и возможностей личности образова тельные программы осваиваются в следующих формах: в образо вательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; форме семейного образования, самообразования, экстер ната. Допускается сочетание различных форм получения образо вания. 2. Для всех форм получения образования в пределах конкрет ной основной общеобразовательной или основной профессиональ ной образовательной программы действует единый государствен ный образовательный стандарт. 3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанав ливаются Правительством Российской Федерации, а в части ком петенции области — администрацией области. Статья 9 . Учредитель (учредители) образовательного уч реждения 1. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения (далее — учредитель) могут быть: — органы государственной власти, органы местного самоуп равления; — отечественные и иностранные организации всех форм со бственности, их объединения (ассоциации и союзы); — общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Липецкой области; — граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Допускается совместное учредительство образовательных уч реждений. Изменение состава учредителей действующих государственных и муниципальных образовательных учреждений допускается в слу чаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования. В случае реорганизации органов государственной власти, ор ганов управления образованием и (или) органов местного самоуп равления права учредителя переходят к соответствующим право преемникам. 2. Учредителями специального учебно-воспитательного учреж дения закрытого типа для детей и подростков с девиантным пове дением могут быть только органы исполнительной власти области. 3. Отношения между учредителем и образовательным учреж дением определяются договором, заключенным между ними в со ответствии с законодательством Российской Федерации и настоя щим Законом. Статья 10. Статус образовательного учреждения 1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. 2. Образовательное учреждение является юридическим лицом. 3. Образовательные учреждения по своим организационно-пра вовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Действие настоящего Закона в области образования распрос траняется на все образовательные учреждения на территории Ли пецкой области независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. 4. Деятельность государственных и муниципальных образова тельных учреждений регулируется типовыми положениями об об разовательных учреждениях соответствующих типов и видов, ут вержденными Правительством Российской Федерации, и разраба тываемыми на их основе уставами этих образовательных учреж дений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. 5. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им обра зовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. 6. Филиалы, отделения, структурные подразделения образова тельного учреждения могут по его доверенности осуществлять пол ностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях. 7. Образовательные учреждения вправе создавать образова тельные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участи ем учреждений, предприятий и общественных объединений. Ука занные образовательные объединения создаются в целях разви тия и совершенствования образования и действуют в соответст вии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности ука занных образовательных объединений регулируется законом. 8. Права и обязанности учреждений дополнительного образо вания, предусмотренные законодательством Российской Федера ции, распространяются и на общественные объединения, основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ. Статья 11. Негосударственные образовательные орга низации 1. Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотрен ных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. 2. Деятельность негосударственных образовательных органи заций регулируется законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. Статья 12. Устав образовательного учреждения 1. В уставе образовательного учреждения в обязательном по рядке указываются: 1. Исходные данные: — наименование, место нахождения (юридический, фактичес кий адрес), статус образовательного учреждения; — учредитель; — организационно-правовая форма образовательного учреж дения; — цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ. 2. Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе; — порядок приема обучающихся, воспитанников; — язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание; — продолжительность обучения на каждом этапе обучения; — порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанни ков; — система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; — режим занятий обучающихся, воспитанников; — наличие платных образовательных услуг и порядок их пре доставления (на договорной основе); — порядок регламентации и оформления отношений образова тельного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их ро дителей (законных представителей). 3. Структура финансовой и хозяйственной деятельности обра зовательного учрёждеййй,'в той числе в части: ' ' ‘ ■'' ' — использования объектов собственности, закрепленных учре дителем за образовательным учреждением; — финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения, — источников и порядка формирования собственности образо вательного учреждения; — осуществления предпринимательской деятельности. 4. Порядок управления образовательным учреждением, в том числе: — компетенция учредителя; — структура, порядок формирования органов управления обра зовательного учрехщения, их компетенция и порядок организации деятельности; — порядок комплектования работников образовательного уч реждения и условия оплаты их труда; — порядок изменения устава образовательного учреждения; — порядок реорганизации и ликвидации образовательного уч реждения; — права и обязанности участников образовательного процес са; — перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения. 2. Устав областного государственного образовательного учреж дения в части использования объектов собственности согласовы вается с органом по управлению государственным имуществом Липецкой области, если иное не предусмотрено действующим за конодательством . Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации и на стоящим Законом, разрабатывается им самостоятельно и утвер ждается его учредителем. 3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения. Локальные акты образовательного учреждения не могут проти воречить его уста^. Статья 13. Общие требования к содержанию образова ния 1. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образо вательными программами), разрабатываемой, принимаемой и ре ализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. 2. Примерные образовательные программы разрабатываются государственными органами управления образованием на основе государственных образовательных стандартов. 3. На основе документов федерального компонента государ ственного стандарта начального профессионального образования разрабатываются областные компоненты госстандарта для состав ления образовательными учреждениями рабочей учебно-програм мной документации. 4. Образовательное учреждение, в соответствии со своими ус тавными целями и задачами, может реализовывать дополнитель ные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами оп ределяющих его статус образовательных программ. 5. Военная подготовка, дополнительно-к программам началь ной допризывной подготовки в гражданских образовательных уч реждениях, может проводиться только на факультативной основе> с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных предста вителей), за счет средств и силами заинтересованных ведомств. Статья 14. Организация образовательного процесса 1. Организация образовательного процесса в образователь ном учреждении регламентируется учебным планом, годовым ка лендарным учебным графиком и расписаниями занятий, разраба тываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением са мостоятельно и в соответствии с законодательством РФ в облас ти образования, типовым положением об образовательном учреж дении и другими нормативными актами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, госу дарственных органов управления образованием области, собствен ным уставом. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуп равления не вправе изменять учебный план и график после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законо дательством Российской Федерации. 3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе сис темы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной ат тестации обучающихся. 4. Завышение требований по образовательной подготовке при итоговой аттестации выпускников по сравнению с требованиями государственных образовательных стандартов не допускается. 5. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, вос питанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. 6. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процес са, с оценками успеваемости обучающегося, а также с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламен тирующими организацию образовательного процесса в учрежде нии. Статья 15. Прием и отчисление обучающихся в образо вательных учреждениях 1. Порядок приёма граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной Законом Российской Федерации «Об образовании», определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения. 2. Учредитель устанавливает порядок приема в государствен ные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, проживающих на территории Липецкой об ласти и имеющих право на получение образования соответствую щего уровня. 3. Прием граждан в государственные и муниципальные обра зовательные учреждения для получения среднего профессиональ ного, высшего профессионального и послевузовского профессио нального образования производится на конкурсной основе по за явлениям граждан. Государственные органы.управления образованием области, исходя из потребности в педагогических кадрах, ежегодно уста навливают квоты целевого приема в учреждения педагогического образования в соответствии с действующим положением. Вне конкурса, при условии успешной сдачи вступительных эк заменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессио нального образования, принимаются дети-сироты и дети, остав шиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым не противопоказано соответствующее обучение по заклю чению медико-социальной экспертной комиссии. 4. По согласию родителей (законных представителей) и мес тного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. 5. По решению органа управления образовательного учрежде ния за совершение противоправных действий, грубые и неоднок ратные нарушения устава образовательного учреждения допуска ется исключение из данного образовательного учреждения обуча ющихся, достигших возраста четырнадцати лет, по согласованию с комиссиями по делам несовершеннолетних. Решение об исключе ниидетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за конных представителей), кроме того, принимается только с согла сия органов опеки и попечительства. Об исключении обучающегося из образовательного учрежде ния последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (за конными представителями) исключенного в месячный срок прини мают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолже ние обучения в другом образовательном учреждении. 6. Решение об отчислении воспитанников учреждений государ ственной поддержки из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае их передачи под опеку (попечитель ство) приемным родителям, на-усыновление принимается государ ственными органами управления образованием области на осно вании ходатайства муниципального органа управления образова нием и согласия руководителя учреждения государственной под держки. Статья 16. Реализация общеобразовательных программ 1. Общеобразовательные программы реализуются в дошколь ных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образо вательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с огра ниченными возможностями здоровья, в образовательных учреж дениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди телей (законных представителей). 2. Образовательные профаммы специальных (коррекционных) образовательных учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспи танников. 3. Образовательные программы дошкольного, начального об щего, основного общего и среднего (полного) общего образова ния являются преемственными, то есть каждая последующая про грамма базируется на предыдущей. 4. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предме там. по усмотрению их родителей (законных представителей), ос тавляются на повторное обучение, переводятся в классы компен сирующего обучения С4»деньшим,.чйсщщ,,рбучд|<дщ1хся на одного пещгогического раф, 9 тникр р § р щ и т е л й |п т у ^ или про должают обучение в форме семейного об^зотайия. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, перево дятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следую щего учебного года возлагается на их родителей (законных пред ставителей). Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образователь ного учреждения. ■5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Статья 17. Дошкольное образование 1. Сеть дошкольных образовательных учреждений области со здана в целях охраны и укрепления здоровья детей, их интеллекту ального и личностного развития. 2. Органы государственной власти Липецкой области гаранти руют финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивают доступность образова тельных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. 3. Органы местного самоуправления организуют и координиру ют методическую, диагностическую и консультативную помощь семь ям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. 4. Родители (законные представители) имеют право выбора до школьного образовательного учреждения с учетом индивидуаль ных особенностей ребенка, его возможностей и потребностей семьи. 5. Отношения между родителями и дошкольным образователь ным учреждением регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. 6. Допускается функционирование дошкольного образователь ного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение деть ми дошкольного образовательного учреждения. 7. Ежемесячная плата родителей за содержание ребенка в му ниципальном дошкольном учреждении не должна превышать 20% текущих расходов на содержание одного ребенка в данном учреж дении. 8. Предприятия и организации, являющиеся собственниками дошкольных учреждений и не имеющие возможности их содержать, могут обращаться в органы местного самоуправления с просьбой о принятии этих учреждений .в муниципальную собственность. 9. Для малокомплектных сельских дошкольных образователь ных учреждений норматив финансирования должен учитывать за траты, не зависящие от количества воспитанников. Статья 18. Общее образование 1. Общее образование включает в себя три ступени: — начальное общее; — основное общее; — среднее (полное) общее образование. 2. Возраст, с которого допускается прием граждан, продолжи тельность обучения на каждой ступени образования определяются уставом образовательного учреждения с учетом обязательных тре бований Закона Российской Федерации «Об образовании», насто ящего Закона. Статья 19. Дополнительное образование 1. Дополнительные образовательные программы и дополни тельные образовательные услуги реализуются в целях всесторон него удовлетворения образовательных потребностей граждан, об щества, государства. 2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализу емые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных уч реждениях профессионального образования за пределами опре деляющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах про фессиональной ориентации, музыкальных и художественных шко лах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, име ющих соответствующие лицензии); посредством индивидуальной педагогической деятельности. 2. Государственные и муниципальные образовательные учреж дения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов, репетиторство и другие услуги), не предус мотренные образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Доход от указанной деятельности реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. Данная деятельность не относится к предпринимательской. Статья 20. Вечернее (сменное) обучение 1. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об обра зовании» гражданам любого возраста (работающим и неработаю щим), проживающим на территории области, предоставляется ре альная возможность получить основное общее, среднее (полное) общее, а также профессиональное образование в форме вечерне го обучения. 2. Педагогические коллективы вечерних (сменных) общеобра зовательных учреждений имеют право самостоятельно определять формы освоения образовательных программ. (Окончание на 5-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz