Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

5 марта 1998 г., № 45>46 (20673-20674) Ж И П Е Ц К А Я ш)ш. газета 1 И Я Г р ч П Н Р П - > и : ■Чь, шшяштштт^тт, Николай ЩЕДРОВ, председатель комитета пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области: «...ТЕПЕРЬ НАС ЗНАЮТ и в БЕЛОРУССИИ» г пубокий экономический кризис охватил у нас практически все сферы производства. Особенно трудно тем, кто связан с селом, аграрным сектором. Продолжается спад производства всех видов сельхозсырья. В результате мы все меньше и меньше закупаем на переработку мяса, молока, овощей, фруктов, сахарной свеклы. Например, только за прошедший год спад по области составил по мясу 19 процентов, молоку — 9, свеклы — 3 . Но пе­ реработчики не только не закрыли ни одно­ го своего предприятия или цеха, а сумели увеличить выработку отдельных продуктов. Все это свидетельствует о том, что отрасль успешнее других работаетв новых экономи­ ческих условиях, грамотно осваивая рынок. Сегодня в наших райцен­ трах из всех предприятий действуют в основном толь­ ко молокозаводы да мясоком­ бинаты. А пока они работа- . , 1 рт, значит, лррце жить смеж- отрасля| 4 |^лсителям на­ ших сел и городов. Иа всю страну известна продукция наших предпри­ ятий-гигантов «Липецкком- плекс», «Липецкмолоко», Данковского мясокомбината, Елецкого птицекомбината, «Липецкпиво», «Ликонф», «Росинка»... Их изделия по­ купают Москва, Урал, юж­ ные регионы России, а теперь нас признали и в Белоруссии. Словом, липецкие продукты успешно конкурируют не только на бескрайнем россий­ ском рынке. В основном перерабатыва­ ющие предприятия работают прибыльно, особенно пище­ вики. Более семи миллиардов составила прибыль на Дан- ковском мясокомбинате, 3,5 миллиарда на Елецком, 2 — на Грязинском, 9 — в АО «Липецкмолоко», около 19 — в «Липецкпиво» и 12 — в «Ро­ синке». И это при том, что они работают с дышащим на ладан сельхозпроизводите­ лем. Значит, курс на предприятиях взят правильный, перспективный. На­ пример, заботясь о завтрашнем дне, переработ­ чики поддерживаю т и крестьянина, реализующего им сырье: помогают ему при­ обрести технику, животно­ водческое оборудование... В прошлом сезоне круп­ но не повезло сахарникам. Вместо традиционных 1,5 миллиона тонн поставки са­ харной свеклы на заводы по­ ставили всего 575 тысяч тонн. В результате предпри­ ятия работали всего один м е сяц , из собственного сырья произвели сахара зна­ чительно меньше, что замет­ но сократило их доходы. Тем не менее область рассчиты­ вает впредь обойтись без за­ воза сахара из других реги­ онов. Сегодня переработчикам не прожить без собственной тор говой с е ти . К аж дое пр едпр ия ти е имеет ряд фирменных магазинов, где реализуют не только свои товары, но также продук­ цию деловых партнеров, по­ лученную путем бартерных Г ра&четов.-Сегодня мощней- цIе^^йдШЕЙкаI%з^щов и ки^ осков имеют «Липецкком- плекс», «Липецкмолоко», Данковский мясокомбинат, другие предприятия. Выго­ да очевидна: собственная продукция не залеживает­ ся, предприятия получают «живые» деньги. Успешно торгуют и наши табачники. Сегодня как никогда на производстве возросла роль руководителя. Нынче дирек­ тор должен быть и организа­ тором, и психологом, и юрис­ том, умело и выгодно стро­ ить взаимоотношения с парт­ нерами. Всем этим требованиям отвечает Анатолий Красноба­ ев, много лет возглавляющий АО «Липецкмолоко». Благо­ даря грамотному руководст­ ву, умелому подбору кадров, освоению самых передовых технологий предприятие про­ чно заняло лидирующее пол­ ожение в отрасли. В прошлом году предприятие больше других закупило сырья, вы- работало масла, сыров, цель­ номолочной продукции. В то же время ряд руко­ водителей растерялись в но­ вых условиях. К сожалению, недобрую роль здесь сыгра­ ла поспешная и непродуман­ ная приватизация. Некото­ рые, обретя самостоятель­ ность, не поняли, что взвали­ ли на себя тяжкую ношу от­ ветственности, дополнитель­ ные заботы. Десятки пред­ приятий из традиционно при­ быльных докатились до убы­ точных. Например, трудней­ шая обстановка сложилась на Данковском, Тербунском, Хворостянском, Добровском молокозаводах. Надо окончательно усво­ ить, что сегодня хорошо жи­ вет тот, кто сам умело ве­ дет производство, вписыва­ ется в условия времени, ви­ дит перспективу, а главное, одерживает верх в конку­ рентной борьбе на рынке продовольствия. В связи с этим перерабатывающие предприятия держат ориен­ тир на углубленную перера­ ботку сырья, внедрение со­ временных безотходны х технологий производства, расширение ассортимента и качества изделий. Уже сегодня многие из них успешно наращивают выход готовой продукции, умело используют вторичное сырье. В этом для нас очень полезным оказался опыт кол­ лег из немецкой фирмы «Ван- •Хее-»-,'-ф«некой- «Валио» и других. За рубежом давно пе­ реориентировались на вы­ пуск продуктов с понижен­ ным содержанием жира. Они более полезны для человека, деш евле стоят , требуют меньших производственных затрат. Переработчиков тревожит и продолжающееся сокраще­ ние производства основных видов сельскохозяйственного сырья. Своевременно сориен­ тировавшись, мы стали боль­ ше продукции закупать у населения за пределами на­ шей области, что, в свою оче­ редь, убедило нас от сокра­ щения объемов переработки. Стремимся предлагать по­ ставщикам более выгодные условия партнерства, вести с ними своевременный рас­ чет... Словом, переработчики должны стать надежными партнерами крестьянина, выпуская только конкурен­ тоспособную продукцию. Татьяна ПЕРМЯКОВА, начальник пищевкусового отдела: «ДАЖЕ ПРЕЗИДЕНТ ПРЕДПОЧИТАЕТ ВОДКУ «от РАЗУМОВСКОЙ» I Липецкие пищевики не раз отмеча- I лись как лучшие в России. Таковыми I остаются и сегодня, несмотря на слож- I ные для всех времена. Свидетельство I тому — популярность в стране наших I конфет, пива, соков, винно-водочных I изделий. Даже президент предпочита- |е т водочку «от Разумовской»! I Традиционно заботясь о качестве, I пищевикам, кроме того, удается уве- I личивать объемы производства. К при- I меру, за прошедший год они выпусти- I ли продукции на 485 миллиардов руб­ елей, что на 43 миллиарда больше пре- I дыдущего. С солидной прибавкой по- I лучили кондитерских и хлебобулочных I изделий, сахара и пива, минеральной |воды и сухого крахмала. I Постоянно удивляет новинками кон- |дитерская фабрика «Ликонф». Только I за прошедший год появилось 14 видов. |А всего кондитеры произвели 3,3 ты- I сячи тонн изделий. Оценить оригиналь- |ный вкус и современное оформление I продукции липецких кондитеров смог- |л и не только земляки, но и жители со- I седних областей. I Коллектив «Ликонфа» пережил I трудные времена, выпавшие на 1995- 1 *96 годы, когда фабрика производила лишь 2 тысячи тонн кондитерских из­ делий в год. Сейчас предприятие рабо- I тает стабильнее и ритмичнее. Вся про- |дукция без задержек отгружается по- |требителю . Полностью отсутствует I брак, увеличивается объем выпуска фа- |сованных изделий. Введены такие не- 8обычные пипщвые компоненты, как I пальмовое масло, кокосовая стружка. 5Появились новые виды ароматизаторов I и красителей. Приступили здесь и к вы- I пуску специальной кондитерской про­ дукции для диабетиков. Словом, от тре­ бований времени на предприятии ста­ раются не отставать. На хлебобулочном производстве фаб­ рики освоен выпуск ряда изделий по старинным российским технологиям. Например, булка «Славянская», бато­ ны «Нарезной» высшего сорта и «Чер­ кизовский». К сожалению, производственные мощности «Ликонфа» используются да­ леко не полностью. Нынешняя их за­ грузка составляет всего 20,3 ^процен­ та. Ее увеличение — главный резерв предприятия. Улучшает работу и Грязинский пи- щекомбинат. Наибольший подъем при­ шелся на заключительный квартал ми­ нувшего года, когда по пищевым кон­ центратам коллектив выработал 41 про­ цент годовой программы. И все же мощ­ ности производства используются толь­ ко на 16 процентов. Не загружены так­ же макаронное производство, линии вы­ работки чая, пряностей. Явно на подъеме липецкие пивова­ ры. Выпуск популярного напитка до­ стиг почти трех миллионов декалитров в год. Львиная доля из этого количест­ ва приходится на «Липецкпиво» — бо­ лее 90 процентов. Одобрены потреби­ телем и прижились новые сорта пива — «Золото скифов», «Петровское», а также безалкогольные напитки «Дикая земляника», «Кола», «Клюква», «Крем- сода», квас «Бородинский». Липчане возобновили выпуск полузабытого на­ питка «Саяны», вырабатываемого из на­ турального сырья. Все это плюс орга­ низация широкой торговли обеспечили получение предприятием солидной при­ были. Вместе с тем производственные мощ­ ности и здесь используются не пол­ ностью; на «Липецкпиво» они задей­ ствованы на 65 процентов, на «Елецпи- во» — на 16. Еще меньше загружены линии по производству безалкогольной продукции. Увеличения выпуска продукции по всем видам добиваются в АО «Росин­ ка». Увеличивается выпуск винно-во­ дочных изделий, фруктовых консервов и соков, минеральной воды. Новинки прошлого года — винные напитки «Кор­ рида», «Забытая мелодия», «Бабье лето», «Вишневый омут», «Помни», водка «Златоглавая» — уже стали до­ статочно популярными. Успешно преодолели трудности ми­ нувшего года и липецкие сахарники. Недостаток местного сырья они воспол­ нили переработкой завезенного сырца. В итоге за год шесть сахзаводов облас­ ти выработали 170 тысяч тонн продук­ ции, что больше прошлогоднего на 36 тысяч. Из трех предприятий крахмало-па­ точного производства ритмично работа^- ет только Чаплыгинский крахмальный завод. За прошлый год он произвел 3,8 тысячи тонн продукции, что почти на треть больше 1996 года. Неплохо работают табачные пред­ приятия. Но, к сожалению, не все. Если усманцы стабильно наращивают произ­ водство, то ельчане работают, так ска­ зать, с переменным успехом. Например, первые выпустили за год около 6 мил­ лиардов штук сигарет и папирос, а вто­ рые только 2 миллиарда и сработали хуже, чем в прошлом году. Так что неиспользованных резервов у работников пищевой отрасли много. Ираида ШКАТОВА, начальник отдела молочной промышленности: «МОЖЕМ РАБОТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШЕ» Впервые за послед­ ние пять летна предпри­ ятиях молочной п р о ­ мышленности области в прошлом году прекрати­ лось сокращение произ­ водства продукции . В последние ж е четыре м е с я ц а н аблю д ал ся даже небольшой рост. В ноябре, например, при­ бавка составила 2 6 , в декабре — 2 4 процента к соответствующему пе­ р и о д у преды дущ его года . Таким образом , можно смело говорить о стабилизации в отрасли. Тем более, что едва ли не по всем показателям, в том числе и по номен­ клатуре выпускаемой продукции, был обеспе­ чен прирост. И немалый. Больше, чем в предыду­ щем году , прои зведен о цельномолочной продукции, сухого, обезжиренного мо­ лока, сыров. Возросло ис­ пользование и вторичного сырья. Значительно обно­ вился ассортимент. Освоено около двадцати новых видов продукции. Это и торты тво­ рожные, и глазированные сырки, четыре вида сычуж­ ных сыров. Осваивались так­ же и новые виды упаковки, особенно на таких предпри­ ятиях , как АО «Лакта», ОАО КМП «Агрос», Грязин­ ский и Лебедянский молоко­ заводы. Конечно, не обошлось и без ошибок. Скажем, сокра­ тилось производство масла, сыров . При этом , если уменьшение выхода масла в какой-то мере было оправда­ но: оказалась низкой рента­ бельность , перенасыщен им, причем по более низкой цене, и рынок, то с сыром дело обстоит хуже, его не­ дополучили около 325 тонн. Таково, повторяю, поло­ жение дел в целом по отрас­ ли. Если же брать отдель­ ные предприятия, то их можно условно разбить на четыре группы. В первую в д о д я ^ ^ ^ д а в д ч й т д а ^ а » , • АО «Лакта», Лебедянски!^и Долгоруковский молзаводы. Наиболее стабильно среди них действует «Липецкмоло­ ко». Здесь превышен уро­ вень производства по всем видам выпускаемой продук­ ции й закупкам сырья. При этом все без исключения вы­ пускаемые здесь изделия рентабельны. Более того, те из них, что становятся що той или иной причине не­ рентабельными, тут же за­ меняются на более качес­ твенные и конкурентоспо­ собные. Надо ли говорить после этого, что у ОАО «Ли­ пецкмолоко» прочное фи­ нансовое положение? Немало интересного и в работе АО «Лакта». Доста­ точно сказать, что объем прои зводств а к уровню предыдущ его года здесь возрос почти вдвое, а в де­ кабре — более чем в 2 ,5 раза, что полностью исполь­ зуется вторсырье, включая сыворотку. Особо следует обратить внимание на объ­ емы закупки молока у насе­ ления, которые достигают 17 процентов к общеобласт­ ным и трети — к объемам по самому предприятию, АО «Лакта» — это единствен­ ное предприятие, имеющее собственную марку продук­ ции, которая выделяется ка­ чеством и внешним видом. На продовольственной вы­ ставке, посвященной 850- летию Москвы, его твердые сычужные сыры удостоены Диплома I степени. Ко второй группе у нас отнесены те предприятия, которые не имеют стабиль­ ных сырьевых источников либо их явно недостаточно. Эти предприятия испытыва­ ют дефицит собственных финансовых ресурсов. И во­ все тяжелое финансовое по­ ложение у тех из них, что оказались в третьей группе и которые выход видят лишь в инвестициях со сто­ роны. Что касается четвер­ той группы, то в ней собра­ лись те, кто уже обанкро­ тился либо на пути к этому. Сюда входят, в частности, Данковский, Усманский, Краснинский, Измалков- • ский молзаводы. Такой расклад свидетель­ ствует о больших внутрен­ них резервах отрасли. Что­ бы привести их в действие, необходимо увеличить за­ купки сырья, особенно в личных подсобных хозяйст­ вах, эффективнее его ис­ пользовать на основе безот­ ходной технологии, расши­ рять ассортимент, повы­ шать качество, улучшать товарный вид, упаковку. Словом, список резервов очень велик. В Липецкой области переработку основ­ ных видов сельскохозяйственной продук­ ции ведут 6 комбикормовых заводов, 18 молокозаводов, 7 мясокомбинатов, 6 са­ харных заводов. За мин^ший год эти предприятия вы­ работали 106 тысяч тонн комбикорма, бо­ лее 33 тысяч тонн мясных и колбасных изделий, около 70 тысяч тонн молочной продукции, 170 тысяч тОнн сахара. Предприятия пищевкусовой промыш­ ленности произвели за год 2780 тонн пива, 3335 тонн кондитерских изделий, 3,8 ты­ сячи тонн крахмала, выработали почти 8 миллиардов штук папирос и сигарет. Самое крупное ш>едприятие молочной промышленности области АО «Липецкмо­ локо» выпускает 52 вида молочных про­ дуктов. За год выработало 45,3 тысячи тонн изделий. Производственные мощнос- ти АО позволяют перерабатывать все по- ЦИФРЫИ ФАКТЫ лучаемое в Липецкой области молоко. Больше всего произвел мясной продук­ ций Елецкий комбинат — 7,2 тысячи тонн. Все комбикормовые заводы области прибыльные. Наиболее рентабельными яв­ ляются Подгоренский мукомольный завод и АО «Золотой колос». Общая прибыль со­ ставила за прошлый год 7 миллиардов рублей. Прибыльных молокозаводов в области 8, мясокомбинатов — 6. Ликероводочные предприятия области вырабатывают более двадцати видов из­ делий. Наибольший ассортимент — в АО «Росинка». Только в прошедшем году здесь освоили 5 видов винных напитков, 2 вида водки. Данные комитета пищевой и перера- батывайущей промышленности админис­ трации области. 'РОСИНКА' НАВЕРНОМПУТИ! ШЩ По-прежнему стабильно работает известное липецкое предприятие «Росинка» . Кроме алкогольной продук­ ции, здесь разливают мине­ ральную воду, производят фруктовые соки и кондитер­ ские изделия. В чем секрет такой ус­ пешной работы? — Во-первых, — поясня­ ет генеральный директор Ла­ риса Разумовская, — помога­ ют тесные контакты с парт­ нерами , поставщиками сырья. Во-вторых, стараемся держать на должном уровне планку качества продукции, объем ассортимента. В ре­ зультате товары наши не за­ леживаются и предприятие получает стабильный доход. Действительно, продук­ ция «Росинки» представлена не только в нашей области, но и по всему Черноземью, в Москве, Санкт-Петербурге, Кемерово, Краснодаре. Хоро­ шо знакомы с ней даже за рубежом, о чем свидетель-. ствуют лестные отклики, по­ ступающие отовсюду, много­ численные награды с пре­ стижных международных выставок и солидных ассоци­ аций. Нгшример, в минувшем году продукция предприятия четырежды отмечалась в ро­ дном Отечестве и за его пре­ делами. Особенно дорог Золо­ той приз «Продукты питания и напитки-1997», учрежден­ ный «Клубом лидеров торгов­ ли» в Испании. Такая известность, заслу­ женное признание успехов предприятия возлагают на коллектив огромную ответ­ ственность. «Росинка» не только наращивает объемы производства, но и постоян­ но расширяет ассортимент продукции. Например, толь-, ко в прошедшем году здесь начали выпуск четырех но­ вых видов ликероводочных изделий. Новинки уже стали популярны в «народе»: водка «Златоглавая», вина «Корри­ да», «Бабье лето». Недавно появились крепленые напит­ ки «Вишневый омут» и «Помни», расширяется ро­ злив минералки, готовится линия спецсоков для диабе­ тиков. Немаловажна и другая сторона. — Около 30 миллиардов составили за 9 месяцев нало­ ги и другие отчисления, — говорит заместитель дирек­ тора по экономике Любовь Юдина. —А сколько перечис­ лили средств на благотвори­ тельные цели! Если видим, что человек действительно нуждается в нашей помощи, никогда не отказываем. Не зря говорится «И станет да­ ющий богаче». О щедрости генерального директора Разумовской хо­ дят легенды. Говорят, ни одно доброе дело в области не обходится без ее вклада, что в конечном итоге работает на авторитет предприятия. Кстати, помогает Лариса Вла­ димировна и в организации подписки для малоимущих граждан на «Липецкую газе­ ту». Поэтому добрые слова признательности и благодар­ ности поступают на «Росин­ ку» отовсюду. Для многих она является примером вер­ ного курса по рыночному оке­ ану, причем с разумной, гу­ манной окраской. Н. СОТНИК. Любовь СТЕКЛЕНЕВА, начальник отдела мясной промышленности: СЕРЬЗЕНАЯРАБОТАСПОСТАВЩИКАМИ ЗАЛОГУСПЕХОВ Успех предприятий мяс­ ной промышленности так же, как и других, зависит, в пер­ вую очередь, от поставок сырья. А они, к сожалению, постоянно сокращаются. Уменьшились поставки его и со стороны. Все это не могло не ска­ заться на конечных резуль­ татах работы предприятий. Объем производства продук­ ции по сравнению с предыду­ щим годом снизился на 12 процентов. Утешает, правда, что в денежном выражении все-таки удалось избежать спада. Как и в предыдущем году, в нашей мясной отрас­ ли продукции произведено почти на 330 млрд, рублей. В то же время замечу, что у нас еще очень велики неис­ пользованные резервы. Если брать физические объемы, то такие производ­ ственные подразделения, как «Липецккомплекс», Данков­ ский и Грязинский мясоком­ бинаты, до среднеобластного показателя не дотянули. Пре­ взошли же его, а также уро­ вень предыдущего года . лишь Талицкий мясо- и Елец­ кий птицеперерабатывающий комбинаты. Елецкий ППК, к примеру, превысил его на 38 процентов. Несколько лучше оказа­ лась ситуация ,с итогами ра­ боты в рублевом выражении. На уровень предыдущего года не вышли лишь «Ли­ пецккомплекс» и Грязинский мясокомбинат. Остальные же предприятия его превзошли, и подчас значительно. Усман­ ский мясокомбинат превысил его на 31 процент, а Еле.цкий ППК — на 39 процентов. Кон­ траст этот объясняется, пре­ жде всего, разным подходом к закупкам сырья. Безусловно, лучше всех этим вопросом занимается Данковский мясокомбинат. В общей сложности здесь заку­ пили 10 тысяч тонн мяса — более четверти от общеоблас­ тного показателя. При этом половина его поступила сюда на переработку из-за преде­ лов области, а почти треть — с сельских подворий. Акти­ визировал закупки сырья у населения и «Липецкком­ плекс» . И все же объемы его, если брать в целом, по-пре­ жнему недостаточны. Закуп­ ки на «Липецккомплексе» меньше, чем, скажем, на Елецком, либо Данковском мясокомбинатах, в то время как мощности последних он превосходит соответственно в 2 и 7 раз. В заключение хотелось бы коротко остановиться еще на одном важном для отрасли показателе — выходе готовой продукции с каждой тонны сырья. В среднем по отрасли он составил 9,0 млн. рублей, на 1,7 млн. больше, чем в предыдущем году. А на Гря­ зинском мясокомбинате он достиг 9,5 млн., «Липецкком­ плексе» — 10 ,4 , Елецком ППК — 14,1 млн. На осталь­ ных же предприятиях выход оказался гораздо меньше. Так что важно не только как можно больше закупать сырья, но и максимально эф­ фективно его использовать, что является одним из важ­ нейших резервов мясной от­ расли области.' Хорошо упакованный товар быстрее расходится На Долгоруковском маслозаводе запуще­ на линия по расфасовке молочной продукции. Теперь кефир, сметана, молоко доставляют­ ся в магазины не в бутылках и флягах, а в компактных мягких упаковках. О пуске линии долгоруковцы мечтали давно. Но затея эта дорогостоящая, и дгше- ко не сразу удалось ее реализовать. Тем не менее успешная работа завода позволила са­ мим скопить необходимые средства и заку­ пить в Новгороде оборудование. Его монтаж трудностей не вызвал. И вот уже молочная продукция в мягкой эстетичной упаковке ре­ ализуется по всему району, а также в сосед­ них Ельце и Тербунах. Увеличивается выпуск продукции для диабетиков Успешно реализуется в области програм­ ма «Сахарный диабет», действие которой рассчитано до 2005 года. Она предусматри­ вает увеличение производства продуктов пи­ тания для больных диабетом, а также его профилактики. Например, мясопереработчи- ки выработали за прошлый год 2 тысячи тонн обезжиренной колбасы, 367 тонн диетичес­ ких сосисок, пищевики — 24 тысячи тонн спе­ циальных консервов и соков. Но, как отмечалось на недавнем совеща­ нии в комитете пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области, не­ достаточно диабетической продукции произ­ водят молоко- и хлебозаводы. Им рекомендо­ вано увеличить выпуск обезжиренного моло­ ка, кефира, йогурта, специальных хлебобу­ лочных изделий, а также кондитерской про­ дукции с пониженным содержанием сахара на основе его заменителей. Выполнение оГ 1 ластной программы «Сахар­ ный диабет» является обязательным для всех производителей продовольствия. Она направ­ лена не только на оказание помощи больным диабетом, но и на сохранение здоровья всего населения. ЕЛЬЧАНЕ НАКОРМЯТ ПЕЛЬМЕНЯМИ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ До стопроцентного уровня довели загрузку производственной линии по выработке пельме­ ней на Елецком мясокомбинате. Заметим при этом; на полную мощность работают сегодня в области единицы предприятий. Ельчане добились успеха путем завоевания потребительского рынка. Сегодня фирменные елецкие пельмени хорошо знают и за пределами области. По две тонны пельменей в смену вырабаты­ вают на заводе. Заявок же на них значительно больше. Поэтому на предприятии всерьез под­ умывают о расширении пельменного производ­ ства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz