Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
) И П Е Ц К Л Я г а я е т ; ы ч т % ' ____ I Д а , н а р о д н а я артистка Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и , о д н а и з в ед ущ и х актрис Л и п ец ко го а к а д е м и ч е с к о г о театра д р ам ы Светлана П о гр еб н я к н е любит давать интервью и, в о общ е , сторонится журналистов . М е н я з а р а н е е п р е д у п р е д и л и , что «разговорить» е е будет непросто. Т еп ерь , п о сл е знакомст ва со Светланой П авловной н е н а с ц е н е , а в д о м аш н е й обстановке, я р и с к ую заявить: г о сп о д а , вы ош ибли сь . Е сл и п е р е д тобою — я р ка я , творческая личность, то общаться с н е й все гд а интересно . А е сл и интересно — то и л е г к о . . . — Я на самом деле всю жизнь сторонилась журна листов. Почему? Какое-то внутреннее ощущение, что все, что я ни скажу о театре, окажется неточным.»- Ведь мысль изреченная есть ложь. Что же тогда говорить о чув ствах? Какая разница, что я буду говорить? Главное то, что я делаю на сцене. И как бы обо мне потом ни писали, как быни оценивали мои ра боты, это не повлияет на мое состояние на сцене. Нет, это не значит, что я не обращаю внимания на критику. Серь езные, профессиональные за мечания —всегда вкопилоч- ку. А все остальное, все раз говоры вокруг театра —суе та. Что изменится от того, будут меня хвалить или ру гать? Плохо я играю или хо рошо — я делаю это честно и искренне. Настолько, на сколько мне дано. Всегда ли мне хватало аплодисментов? Честное сло во, они — не главное. Я вот не могу ответить на ваш во прос, сколько всего ролей я сыграла, —- ей-Вогу, не счи тала. Да и какая разница, пятьдесят пять или только пять? Я люблю своюпрофес сию. И никогда не сожалела о выбранном пути, хотя бы вают моменты, когда страш но устаешь, нет сил, не хва тает запаса энергии. Но аль тернативы у меня нет и не было. На сцене я люблю и ненавижу, радуюсь и стра даю. Сцена, наверное, ком пенсирует мне то, чего недо дала жизнь. Я верю, что каждому че ловеку от Бога отпущено оп ределенное количество энер гии. Кому-то ее может хва тить на все, у кого-то хвата ет только на профессию или только на семью. Но влюбом случае каждый человек — это космос. И вы, и я, и дру гие. И все мы вместе —час тицы другого, огромного. Космоса. Наверное, поэтому я никогда не страдала от оди ночества. Когда ощущаешь себя частицей целого, то ка кое же может быть одиночес тво? * * * — Ох, уж этот любимый вопрос журналистов: как вы сталй актрисой, всегда ли мечтали об этом? В школе я очень любила математику. Во П Р И Х О Д И М и * З Е М Л Ю , всяком случае, больше, чем литературу. Почему? Может, потому, что в математике нет лжи. Выже помните, как тог да преподавалась, да и сей час преподается литература: стереотипы образов, оценок, стереотипы мышления, под которые ты обязан подстро иться. Ведь никто не говорит: прочтите и поделитесь свои мимыслями, впечатлениями. После школыЯпошла ра ботать на завод и поступила в Челябинский политехни ческий институт, на прибо ростроительный факультет. Но бэыстро затосковала. Да так, что к середине второго курса решилась бросить его. Дома ничего не говоридд, уходила каждое утро и сиде ла вскверике. Тогда-то и уви дела объявление о наборе в театральную студию. Вот вы сейчас подумаете, что я все- таки мечтала стать актрисой, а я на самом деле этого не помню. Но, наверное, что-то меня вело. Во всяком случае, потом я никогда не могла представить себя инженером. Хотя, уже занимаясь в сту дии, продолжала читать на учно-популярную, а не худо жественную литературу. Представляете? А потом я литературу для себя открыла, и это было пот рясающе. Это даже сегодня не передать словами. Выл период бешеного увлечения Толстым и Тургеневым, был период влюбленности вФол кнера и Пруста. Это было так, будто маленькими глот ками смакуешь хорошее вино. Не так давно я откры ла для себя Карлоса Каста неду и была буквально окол дована. Но вообще-то я чело век Толстого и Тургенева, а « « С Ф ЕСТИВАЛЬ Ш ш тттт я Ч Т О Б Ы Л Ю Б И Л . . . МОНОЛОГАКТРИСЫ, КОТОРАЯИЗБЕГАЕТДАВАТЬИНТЕРВЬЮ не Достоевского. Возможно, я допустила ошибку, прочтя совсем девочкой роман «Бесы». Мне стало так страшно и мерзко, что я уже не могла вернуться к Федо руМихайловичу. Обидно. Вы спрашиваете, как я могла пойти в театр, если остро ощущала придуманность, искусственность литерату ры? Но ведь в театре, кроме литературы, существую еще и я. И если я войду в этот придуманный образ и напол нюего тем, что сама пережи ла вжизни, это уже не будет фальшью. * * * —Как я отношусь к «дик тату режиссера»? Прежде всего, я не воспринимаю это как диктат. Режиссер —ско рее кормчий. Каждый из нас, конечно, воспринимает свою роль по-своему, может внут- нее был такой гениальный та лант характерной актрисы. То есть ТО, чего мне не было дано. Что касается актеров, ТО я искренне восхищаюсь очень многими, но, может быть, больше других Ростис лавомПляттом. Вообще в со ветском и российском теат ральном искусстве было столько звезд колоссальной величины, что остается толь ко поражаться талантливос ти нашего народа. — Испытываю ли я за висть и ревность к актрисам и актерам, с которыми рядом работаю? Пожалуй, нет. Хотя нормальное честолюбие и у меня есть. Просто мне всегда хотелось быть лучше самой себя, а не кого-то дру гого. Не спорю: очень труд но побороть зависть, когда идет речь о распределении ролей. Но это нормальное чувство. Лично мне хочется играть буквально все, даже мужские роли. И так, я ду маю, у каждого актера. Да, у меня до сих пор осталось ощущение недосказанности и недореализованности. Но и это нормально. Вот чего я всегда старалась максималь но избегать, так это перено са личных симпатий и анти патий на сцену. Стоит толь ко один раз обозначить свое негативное отношение к партнеру — и дальше пош- ло-поехало, будет расти, как снежный ком. Вообще мне ренне в чем-то не соглашать ся е постановщиком. Но ведь мывйдим только свой кусок, своего героя. Урежиссера же изначально видение целого спектакля. И задача актера —воспринять его концепцию и органично вписаться внее. Признаться, в начале работы над спектаклем мне всегда это бывает непросто. Но по том вдруг наступает момент, когда ты чувствуешь, что душа твоя начинает резони ровать, попадает втон. И все становится легко. Я ко всем своим режиссерам отношусь с благодарностью и симпа тией. Это ведь только моя проблема — сумею я что-то взять от режиссера или нет. —Что я считаю своей на иболее удачной работой? Не знаю. Это ведь зритель до лжен оценивать. Кстати, твое внутреннее ощущение на сцене очень часто не совпа дает с тем, как воспринима ет тебя з1)итель. Так что это вопрос не ко мне. Но, конеч но, мне ближе спектакль-ис поведь, а не спектакль-про поведь. Я всегда ощущала себя исключительно лирико- драматической актрисой, а не комедийной, не характерной. Хотя среди моих кумиров я прежде всего назову Фаину Георгиевну Раневскую. На верное, именно потому, что у Г. неинтересно в театре все то, что не касается непосред ственно работы. * * * —Хотелали я, чтобымоя дочь стала актрисой? Пожа луй, я хотела одного —что бы она сама выбрала себе путь. Я не давила, не отгова ривала, не советовала. Это целиком ее решение — пой ти на сцену. Сашенька вооб ще внутренне очень самосто ятельный человек, не любит «ценных указаний». Даже когда сама их просит, все рав но не любит. Я не могу ей сказать: «Нельзя, запре щаю» — в таком случае она обязательно сделает наобо рот. Изнаете, своим нежела нием принимать мои советы она меня воспитывает. Она вносит какой-то баланс вмое ощущение своего «я» и его внешние проявления. Хотела быя, чтобы Саша вышла замуж за актера? Это ведь совершенно неважно, за кого выйти замуж и выйтили вообще. Я бы хотела, чтобы в ее жизни была любовь. Я убеждена: человек приходит на эту землю, чтобылюбить. Я недавно прочитала, что у любви бывает семь катего рий, и самая высшая —Бо жественная любовь. Это ког да тыпринимаешь и любишь человека таким, какой он есть. Не предъявляешь тре бований и претензий, не пы таешься приукрасить, изме нить, подстраивая под свой идеал. Понять — это про стить. Любить — это пони мать и прощать. Умею ли я прощать? Пожалуй, да. Но, к сожалению, не умею забы вать. Все прощаю, но помню. И никогда не возвращаюсь к тому, что уже ушло. Как ска зано: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. — Эти старые споры на счет того, не вытеснят ли кино и телевидение театр, мне кажутся несостоятель ными. Вразные периодылю дей больше или меньше тя нуло втеатральные залы. Но нелепо говорить, что театр может вообще отступить под натиском того же ТВ. Когда- то я тоже мечтала сниматься в кино, но это быстро про шло. Со временем я поняла: подлинная жизнь — только втеатре. Это не громкие сло ва. За спектакль на самом деле проживаешь целую жизнь. Разве это можно срав нить с кинофильмом, кото рый снимается отдельными короткими эпизодами, порой даже не в хронологическом порядке? Недаром крупней шие актеры кино продолжа ли с наслаждением работать в театре и никогда не счита ли, что это в их жизни вто рично. Фотография, даже са мая высокохудожественная, не может вытеснить живо пись. Даже самые выдающи еся кино—и телефйльмы не могут перечеркнуть театр. Потому что это — эмоции, мысли, чувства, непосред ственно.и наорямуто.направ- ленньщ, д,,ЗРЦ 59 Д 59 ., 1 Роя'рму что это всегда живои обмен мыслями и чувствами с за лом. —Считаюли я себя счас тливымчеловеком? Пожалуй —да. Судьба все-таки выве ла меня на тот единственный путь, который был мне пред назначен. Это замечательный путь. А если я не очень за нята в театре, я все свобод ное время читаюто, что люб лю... И сегодня я убеждена: самый большой грех —уны ние и отчаяние. Записала Елена БРЕДИС. В эти дни у Светланы Павловны юбилей. Навер ное, будут и традиционные поздравления, и застолье. Но главным событием для нее, истинной актрисы, станет завтрашний бенефис: на сце не академического театра им. Л. Толстогомногочислен ные поклонники ее таланта увидят одну из лучших ра бот Светланы Павловны в спектакле "Вишневый сад". с в ш в И Г Р Ш С * в « в о в ьшв ___ __ лг-илоолл пп ПОВО Д У уху дшения С В А Д 1 Б ® ^30ДУ ухуд ения демографичес- молодые липчане сыгра 1996-м эти цифры были меньше ( пео- « ™ ц к « роддомах поавились « З Д в в Л О Т » Гддомах полвились »а оввт ещо ооо п . » . - - ш в й т в « м о в т 1 » о * л о т » . у .в „ в посввдвев студенты. Если еще несколько „ьм о к ^ и делать поблажки студентам д ^ ^ н а ™11ят'1.^Г(да липецкому авиапредпри ию и не ш л о . о х . я о в о г у « ст у ден ч еск ой весне»! Д О Р О Г I - „ г^ п е н ч е с ка я весна». Готовиться к За окном — февраль. И, значит, скор ^ колледжей начали заранее. жизнь чего мы всем им желаем. Так уж получилось, что открытие городского фес- тивгшя авторской песни «Шестиструнка» пришлось на День святого Валентина —праздник всех влюбленных. Может быть, поэтому в областном краеведческом му зее, где проходил фестиваль, звучало много лиричес ких песен, да и зрительская аудитория состояла в ос новном из 15-25-летних. А вот участники подобрались самые разные. Самому юному из них —четырнадцать лет. Выступали и те, кто уже долгие годы участвует в подобных конкурсах. Перед жюри стояла непростая задача. Как выбрать самых лучших, если каждый автор по-своему неповто рим? Но требования, увы, едины для всех. Оценива лись артистизм, музыкальность, исполнительское мас терство, сценическая культура. В итоге во второй тур прошли восемнадцать чело век. Причем репертуар исполнителей мог удовлетво рить вкус любого слушателя: от песен, написанных на стихи липецких поэтов, до фольклора и англоязычных композиций. Очень тепло зрители встретили гостей — чаплыгинский ансамбль «Элегия». Кстати, он стал од ним из победителей и получил в подарок гитару — бесценный инструмент для настоящего барда. Такие И 1Ш 1 же призы полу чили Аркадий Карпов в номи нации «За луч шую авторскую песню» и Елена Козадерова в номинации «За лучшее испол нение авторской песни». А самый старший участник «Шестиструнки» Юрий Федотов стал победителем в номинации «За преданность и верность авторской пес не». Организаторы фестиваля —управление по физи ческой культуре, спорту и делам молодежи админис трации Липецка и городской комитет Российского Со юза молодежи —наградили его аудиоплейером. Не остались без призов и другие исполнители. Все получили дипломы лауреатов фестиваля и томики со стихами Владимира Высоцкого. це целый ряд концертов. П О С О Р В И У Ю Т С Я ности. Соревноваться за звание лучш ни, Ельца и Данкова. _ — - ИЗ ПОЭТИЧЕСКО Й ТЕТРАДИ л В алерий СЕМЕНИХИН «живи НАКРАЕШКЕШ . . . » Новые стихи Вот новые стихи. И в пыль доселе сделанное сразу ложится, внутренним приказом переведенное в утиль.. Не поспеваю за тобой. мой внутренний, мой ясновидец, горю и тлею чередой, — мой дух в плену своих гостиниц оплачивает свой постой, за каждш^Ик^цою строфой приоткрывая глыбы прозы, как свет —за каждою ■ тюрьмой, как Крест — за лепестками Розы. Так я играю в пустяки в пределах старого дивана с медведем Пухом у реки с ничейным именем — Нир 1 вана. Отпавший от высоких сфер, стыдящийся, вживотном теле, среди базара и шинели я постигаю свой пример. И если Небом нам дано творить в себе другое небо, насущного не молим хлеба, но только Света, раз темно. Единый, в таинстве небес, в иллюзии вещей и теней я слышу музыку сплетений, разъединений и чудес. Все, порожденное Умом, сиюминутные забавы, и отрезвление потом — Б лагодарение венчают каменные лавы... Благодарю за звездный сев, за торжество забытых истин, когда трепещущие листья неслышно валятся с дерев. з я С Т А Г И Т Т Ш Р У « Ю Н О С Т Ь » - Л В А А Ч Л Т Ь ^ п о к о ' ^ Г е Г я Т а ш Г ^ я Й ^ ми эстрадн^'ми миниатюрами и Д Р У™ ^ " '^ ""е гГ р Л. Грачеву с лети и выпускники поздравляют праздником и желают им новых твор » ^ „ „ „ . « / • « м е и я й т в V В А М П Р И Е Х А Л А « К А М И т А » в с т р е ч а й т е , А „ " и ы для народного ансамбля песни Февраль и март - я®^“ " Х а з " о в Т н и я «Каш Ведь Р е б я т а - желанные Оогсем н а д а , » . - » » с л п » п и . селе Хла . впереди ещ ------------ Сад Не садом битого стекла — Жизнь раскрывалась по-иному; каймой мушиного крыла, лучом, окрасившим солому, замедленною стрекозой над острою речной осокой, слепою выпуклой слезой, полдневной выбитой дорогой... В июле высохла листва — из сердца зелени возьму я, и кистью прикоснусь едва к траве в истоме поцелуя. А после, вымазан пыльцой, в шмелях, в венке из повилики, века раскалывая в миги, к тебе я поверну лицо. И тихо попрошу: —Уста замкни для ненависти, стань здесь, на свету —я обведу твою фигуру в том саду, где, в завершенье теорем, Земли и Неба хватит всем. я еемь «Летать учитесь — Я вас от мерзости охраню привычек. Я щит, люби Мою броню и не люби своих обличий. Я взмах, когда не видно птиц. Я боль, когда улыбка в лицах. Я весь —порыв испепелиться, свеченье Солнца, Лун, зарниц. Сотрутся расы — нет вещей, ни покаянья, ни гордыни, - узнай, что Я во всем — отныне и Я всегда. Я луч лучей. ЯКрасота и Я Любовь. Разорванный, в одно сведу я веками пролитуюкровь. Распятый, встану. торжествуя, на высоту своих вершин, о единении радея: нет эллина, нет иудея — Мой дух средь вечности — один — свершает таинство усилий, тысячелетий топчет пыль. В любой стране, эпохе иль влюбой тюрьме, в прожилках лилий — Я есть. Я буду, Я Один. Нет времени во Мне —Я вечен. Я —человек, вочеловечен. Я —камень, в камне Жизнь Моя. Рассекши ствол, найди Меня. Во множестве Я целен весь. Я тайна тайного —Я , есть». Афинская статуя В холодный мрамор красоту впечатал грех, лаская форму. Зов Персефоны, как во льду, застыл в устах... Но можно ль шторму живому —буйство воспретить, дать радуге ограниченье, луча исчислить истонченье и жесткой гранью закрепить?.. Я мертвых кукол не люблю. Здесь все течет —Луна и люди, несовершенство кораблю несет уже волна прелюдий. Ограниченье Духа есть попытка вырезать из тени многообразие явлений: огранич&нье —все, что есть. Адам, повернутый к Творцу. теперь лицом, а не спиною. Сын блудный, возвратись к Отцу: ограничение любое лишь мучает и тяготит — мы ищем внутреннего боя, ломая ложный монолит. Нашедшим внутренний огонь не утолить его базаром, ни счетной книгой — только тронь: он поядающим пожаром уносит празднества личин, сметает хрупкие скорлупы, натягивая цепь причин, живое разделив и трупы... Есть нечто плотное — я сам — стена меж Истиной и мною. Есть свет восторженным глазам за малым «я», за темнотою. ПОЧТА о " З Ъ Щ \ 0 й Ъ О А Е ЗШ ' ш ттэт! ^ г о т о ш е в к ^ 3 Ребята из шоу-стVДии ; ^ “ Р ^Р ^ |аднародны й фестиваль Студенческих теат^ они поедут в Брянск на седьмой м е а д р м ^ ^ программу Р“ . ^ со .рем е»» -х артистм . п ор .д ..» .ть — Наталья ГОРДЕЕВА. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. Привет , «Ступеньки»! т о ж Т Т е щ ! 'м у з ы ^ ^ ^ ^ ^ " '^ Е щ е Т у бакайте ( « з в е т н а я > ^ п е в и ч ^ - ° 'СРисгине Ор- бы о н «утек» к у 7 а -н и б ^ л ь и 7 («мальчик босоногий» — не уж ели л е н е г 'н я Агутине и других , которые считают с е б я Р з 7 е /л а м ^ ^ ^ так и нет?) и х не понимаю , н б п о с л е Может, я просто ВОПЛИ п о д плохой а к к о м п а н е м е V ^ е д ь « Т а к Х г ' ' 7 я ^ ^ ^ ^ ' ' и ЧИСТО поют. М не кажется итг, « 'а к е та!» так нежно совершенство ! А тот кто с ра в ни вал и1 с ^ °р п о ним аю их. Они сах нам ра в ны к нет н о о л н ^ ^ и п с " ^ (Да^и^не с ко льТо^^х%а%1тТ^^^^^^^ значит, у ва с есть и х а д о е с я Н я п ^ е ^ с ^ ^ ^ ^ ^реб ят интервью, «звезРной б о л е з ^ ю я заболели м е р у любопытной дё в б ч ке в п ё о с ь Х р а с 1 1 Т з Т т ? о ° с в п е ^ ^ ^ ® у что ж. Пока «Ступеньки»! П о ка ! И не кашляйте! С и с к р е н н е й п р и з н ат е л ь н о ст ью От Р е д а к ц и и : Н а д е хщ а , п о з в о н и п о % Т е Т о н у \ 2 5 - 0 0 - 6 9 , м ы д а д и м тебе а д р е с Г Д м ит р и я Ф е д от о в а . \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz