Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
21 фев р оля 1996 г.^ № 36 -37 (20664-20665) Ш И П Б Ц К А Я га з е та Л И П Е Ц К А Я О Б Л А С Т Ь : Р А З В И Т И Е Ч ЕР ЕЗ И Н В Е С Т И Ц И И В ладимир КО ССОВ , з а м е ститель министра з ка иоми к и Рассии: «СЧИТАЙТЕ, ЧТО У ВАС БЛЕСТЯЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ» Чтобы понять, чем определяется инвестиционная поли тика правительства, нужно оценить положение российской экономикй вконце 1997 года. В этом году наблюдался, пусть символический, но прирост валового продукта. Этот факт можно интерпретировать таким образом: экономика России перестала погружаться в пучину кризиса. Заметьте: кризис, который пережила российская экономика, в два раза боль ше по глубине и продолжительности Великой депрессии в США. Все произошло, как всегда, с русским размахом... Оказавшись на дне, важно теперь понять, как подняться на поверхность. Главный рычаг —массированные капиталь ные вложения. А точкой опоры этого рычага должны стать институциональные преобразования, которые расширяют поле для э 4 ) 4 >ективного вложения инвестиций. Политика рос сийского правительства, в принципе, должна напоминать двуглавого орла: одна голова развернута в сторону тех, кто растет (а это примерно половина экономики), а вторая — к тем, кто лежит. Реанимация лежащих — это особый «жанр». К ним ин вестиции пока не имеют никакого отношения. Это скорее проблема реструктуризации, приведения предприятий внор мальное состояние. И лишь потом целесообразно вклады вать в них инвестиции... Я буду говорить об инвестиционной политике государст ва. В ней грубо можно вычленить два звена: первое — зако нодательная деятельность и второе — непосредственно при влечение инвестиций. Весь мировой рынок капиталовложений составляет 330- 340 млрд, долларов США. И если мы с этого рынка привле чем 10 процентов инвестиций в экономику России, то пос тавим, я считаю, мировой рекорд. Мы сегодня привлекаем лишь 1 процент и только в перспективе, после 2 0 0 0 года, надеемся выйти на те самые 1 0 . А то, что удельный вес инвестиций в Липецкую область составил 8 процентов — это замечательно!.. Уверен: основными капиталовложениями в экономику ^оссии и ныне, и в дальнейшем будут капиталы российско- Жо происхождения. Нет, я нисколько не умаляю значение зарубежных инвестиций. Масштабы нашей экономики ве лики, а значит, в процессах инвестирования никто лишним окажется. Что делает правительство России по управлению пото ком капиталовложений, которые оно распределяет? При фи нансировании расходов из федерального бюджета инвести ции уже который год являются замыкающей статьей, кото рая финансируется лишь после того, как найдутся деньги на все остальное. В цифрах это выглядит так. Государствен ная инвестиционная программа в 1997 году составляла 30 млрд, деноминированных рублей, из коих профинансирова но 8 млрд, рублей. Отсюда — и результат. Растет кредитор ская задолженность, она сегодня поглощает весь объем фе деральной инвестиционной программы. В сложившихся условиях предстоит как бы расчистить эти завалы инвестиционного поля, чтобы иметь какие-то реальные сдвиги... Это в целом. Теперь о том, на что тратит государство инвестиции, какова здесь политика. Она состоит в том, что инвестиции в безвозвратные бюджеты, производственную сферу (коммерчески окупаемые,прцекты),государство надрав-., лять не должно. ^Это дело цастры^ инвестщ)рв. А заботу го^ сударства —о том, о чём ему положено заботиться по зако ну: о безопасном функционировании транспорта, проведе нии военной реформы, решении социальных задач и та к далее. Мы в принципе не отказываемся делать инвестиции в производственную сферу, но отказываемся делать их по методу распределения. Где критерий — кому дать в первую очередь, а кому отказать? Вместо «распределительства* вво дится система конкурсной поддержки частных инвесторов из государственного бюджета... В новом бюджете на 1998 год, который, надеюсь, будет принят, записан принцип об автоматическом наполнении доходной части бюджета развития. Это 15 процентов от всех государственных инвестиций. На 15 процентов инвестиций законодатель устанавливает режим автоматического напол нения доходной части бюджета развития. Основная статья — доходы от продажи принадлежащего государству иму щества... Вот этот механизм и является краеугольным кам нем выстраивания инвестиционной политики, направленной на поддержку частных инвесторов... В бюджете развития предусмотрено три вида конкурсов: поддержка угольной отрасли, поддержка конверсионных программ и поддержка высокоэффективных проектов лю бой направленности. Есть постановление правительства, в котором расписаны проект поддержки высокоэффективных конкурсных проектов и механизм предоставления льгот из бюджета развития. Условия предоставления гарантий тако вы: инициатор проекта из своих денег вкладывает 2 0 про центов, на 80 процентов остальных он должен взять кредит в коммерческом банке — под государственную гарантию в его пользу. Правительство может выдать гарантии россий скому инвестору в пользу кредитующего банка, которые покрывают 40 процентов риска невозврата выданного кре дита. Это не просто гарантия — она распространяется и на тот долг, который к началу ее действия не выплачен... На проекты высокой социальной значимости установле на гарантия для покрытия 70 процентов риска, а для очень важных — до 85 процентов. После подписания Закона о бюджете должен быть выработан механизм выдачи гаран тий. Некоторые наблюдения относительно увиденного. По всей России мыежегодно сталкиваемся с одним и темже «джент льменским набором* ошибок и упущений в предоставлении инвестиционных проектов. Проблема первая — маркетинг, проблема вторая —кто реальный собственник предприятия, третья — создание управляющей команды, способной «де лать деньги*. Когда эти вопросы остаются без ответа в пред ложенном проекте, сразу встает еще один, весьма тревож ный: «Ну а дальше?..* Несколько цифр. В выступлениях сказано, что из числа проектов, предложенных на прошлой конференции, про финансировано мало. Могу привести по этому поводу ста тистику — если профинансироно 5 процентов от того, что рассматривалось, то считайте, что у вас блестящие резуль таты! Второе замечание. Есть такой показатель — внутренняя норма рентабельности. Из опыта знаю: западные инвесторы начинают рассматривать проект в том случае, если внутрен няя норма рентабельности не меньше 45 процентов. Я рас сматривал предложенные проекты и почти не нашел ни од ного, который бы отвечал этому показателю. Это следует учитывать. И понимать, что заключение инвестиционных проектов — тяжелая марафонская дистанция. И преодоле вать ее надо упорно, не меняя курса. Рад, что Липецкая область взяла верный курс. Искренне желаю вам успехов. Вшчеслав БАЛАК ИН , з а м е ститель предселателя Га сстрая РФ: «ЭКОНОМИКУ ВЫВ13ЕТ ЛОКОМОТИВ под НАЗВАНИЕМ «ЖИЛИЩНОЕ с т р о и т Е л ь а в о » Сегодня много говорят об иностранных инвестициях, и это кажется закономерным. Но давайте обратимся к циф рам. По данным Госкомстата, доля иностранного капитала в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет 0,5 процента. Даже если эта цифра занижена и нам удастся увеличить ее в два-три раза, все же, на мой взгляд, пробле ма экономического роста связана, в первую очередь, с повы шением нашей внутренней инвестиционной активности. Здесь же произошел самый настоящий обвал. К уровню 90- го года мы имеем сейчас только 23 процента инвестиций от всех источников финансирования. Это в среднем по стране. А в некоторых регионах уровень их упал до 5 процентов... Участники п е р в о й м еж д у н а р о д н о й ко нф ер ен ц ии встретились вновь уж е к а к старые з н а комы е , объ е д и н е н ны е ясно й целью . П р ош ел всего год , а нас колько и зм е н и л с я инвестиционной климат. Речь не столько о потрясшем весь м и р и н аш у э ко н ом и к у ф инансовом к р и з и с е , который р а н о и л и п о зд но с м е е т с я п о дъ ем ом д е л о в о й активности, с коль ко о м ен яющ ей с я н а г л а з а х провинц иальной психологии , е с л и год н а з а д ещ е н а д о было убеждать директ орский ко р п ус в н асущ ной необходимости привлечения капиталов в п е р е в о о р уж е н и е производства , объяснять р а з н и ц у м е ж д у инвестициями и гуманитарной полющью , говорить о качестве б и з н е с -п л ан о в , то сегодня «классы начальной школы» явно п о за д и . Н ач ал ся зтап конкретной , в чем-то рутинной работы, которая уж е приносит свои плоды . Достаточно сказать, что объ ем иностранных инвестиций в э ко н ом и к у области з а год увеличился вдво е и достиг 3 0 м иллионов д о л л а р о в . Р е з к о вы рос экспорт местных предприятий , о соб ен но з а счет д о л и промыш лен - чого производства . Экспертные оц ен ки н е з а ви с имы х агентств однозначны : н аш р егион вош ел в число н а и б о л е е привлекательных д л я инвестирования . И это н е случайно . К ом п л е к с законодат ельных и орга - н и з а ц и о н н !м м е р , м ощ ны й промыш ленны й потенциал, вы сокий в с р а в н е н ии с д р у г им и областями уро вень потребительского ры н ка — им ен н о это дает возможность прогнозировать д а л ь н е йш и й рост и н в е с тиций и претворение в ж и з н ь новы х проектов. П р и е хавш и е в Л и п е ц к представители 6 2 иностранных и 2 7 отечественных к ом п ан и й могут рассчитывать н а то, что и х п р ед л ож е ни я будут восприняты н е только с интересом , но и прагматично , п о -д е л о в ом у . И х ждут лю д и , готовые работать. И б у д ущ е е области определяет ся им ен н о им и . к % •« • I ' Л?» I I * ’ % штг\ Нужно отдавать себе отчет, что средства федерального бюджета очень ограничены. Предусмотренные в нем средст ва на инвестиции ненамного больше дебиторской задолжен ности. Основными источниками инвестиций становятся сред ства самих предприятий. В, переходный период рыночные рычаги работают далеко не в полную силу, И я убежден, что если мы в ближайшее время не решим проблему акти- визациц амортизационной политики, добиться инвестици онного роста нам не удастся. О чем идет речь? Сейчас, в лучшем случае, только по ловина начисляемой амортизации идет на инвестиции, а не две трети, как в странах с рыночной экономикой. Нужно срочно выводить из баланса те фонды, которые не функцио нируют. Амортизация ложится на себестоимость и вздувает цены на продукцию. Наши расчеты свидетельствуют: цены на стройматериалы в результате этого увеличиваются на 26 процентов. Учтите при этом лишние кадры и технику на обслуживание неработающих мощностей. Вот что ведет к неконкурентоспособности нашей продукции даже на внут реннем рынке и постоянно повышает потребность в инвес тициях... Есть и другой резерв — средства населения. Особенно это касается жилищного строительства. Без срочного при нятия закона об ипотеке мы не двинемся вперед. Кто имел деньги, тот уже построил жилье, а теперь стремится вло жить средства в дома и квартиры, но уже в других странах. Одна надежда, что людям будут даны залоговые льготы для строительства жилья... Строительный комплекс страны обладает большим по тенциалом, хотя он оказался раздробленным. В России сей час в пять раз больше строительных организаций, чем было в советское время. Львиную долю составляют фирмы мало го бизнеса с численностью до 50 человек. Это не только ко личественное, но качественно иное состояние стройкомплек- са. Может ли небольшая организация нанять квалифициро ванного сметчика (с зарплатой в полторы тысячи долларов в месяц), который сделает хотя бы расчеты для участия в подрядных торгах? Конечно, нет! Мы много говорим о рынке, но мало —о конкретной его инфраструктуре. Ведь инвестиции — это не только отноше ния между заказчиком и подрядчиком. Большую роль здесь должен играть и предполагаемый потребитель. Получая инвестиции, нужно знать: а купят ли вашу продукцию? Покупатель сегодня ждет высокого качества и низкой цены. Первым де.лом нужно остановить поток низкокачествен ных товаров на наш рынок. Во-вторых, определиться с це нами в строительстве. Сейчас берутся сметные цены и нор мы, в лучшем случае, 91, а порою даже 84 годов, и на них «накручиваются» коэффициенты в 10 тысяч раз. Разве мо жет так существовать рынок? Нужно создавать сметную нормативную базу, чтобы не было необоснованного завыше ния цен... Вытянуть российскую экономику может локомотив под названием «жилищное строительство*. Резервы внутренне го инвестирования у нас есть. И вполне реально за счет при нятия экстренных мер «столкнуть» строите.льство, а за ним уже и промышленность с мертвой точки... Се р гей Ш и СУНОВ. гене р а льный дире к тар Центра па привлечению иностранных нивестнинй при М инистерстве з ко иоми кн Ро ссии: «у ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ЕСТЬ ШАНСЫ ВЫЙТИ В ЛИДЕРЫ» В прошлом году в России начался региональный инвес- К о л л а ж В л а д и м и р а Ф Л О Р О В А . ТИЦИОННЫЙ бум, обострясил К0НКУ1Л'НЦШ1 между решонз- ми. Появились лидеры: Москва, Санкт-Петербург, Новго род и Нижний Новгород. Нужно отметить, что в админис трации Липецкой области очень грамотно налажена работа по созданию целой инфраструктуры привлечения инвести ций, а значит, и у этого региона есть шансы войти в число лидеров. Мировая практика свидетельствует: надо уметь «продать» инвесторам свой «товар». Сегодня 60 процентов инвести ций приходится на Москву и Московскую область. Чем же может привлечь инвесторов конкретный регион? Прежде всего их интересует перспективность рынка сбыта. Наш центр ежедневно получает запросы от различных западных компаний, ищущих возможности для создания промышленных предприятий. Но эти компании рассчиты вают на льготный инвестиционный режим. В этом отноше нии некоторые регионы опередили федеральный центр, и Липецкая область была одной из первых. Иностранцы заин тересованы и в снижении затрат на производство. Рабочая сила и услуги вМоскве дорожают. Регионы, конечно, в этом смысле .предпочтительнее. И все же Россия пока представляется иностранцам пят нистым одеялом: одни области известны, другие выглядят «белыми пятнами*. Продвигать проекты на местах пока сложно и долго. Часто, сделав запрос в какую-то область, мы месяцами ждем ответа. Это поизводит на инвесторов плохое впечатление. Надеюсь, что липчанам удастся избе жать таких ошибок. Наталья ЛАВР, ру ково д итель прое к та Со д ей ствия рестру к туризаиии предприятий - Российс к ий центр приватизаиии: «КАК НАЙТИ ЗАВЕТНЫЙ КЛЮЧ?» На проведение реструктуризации предприятий наше пра вительство получило от Международного банка реконструк ции и развития 85 миллионов долларов. Что может иметь конкретное предприятие от реализации этой программы? Мы предоставляем возможность нанять на наши средства про фессиональных консультантов, которые помогут провести работы по адаптации к рыночной экономике, повышению прибыльности и э( 1 )фективности производства. То есть под сказать, как сделать предприятие привлекательным для инвесторов. Есть соблазн пространно говорить о политических и эко номических рисках, несовершенстве законодательства. Тем более что все предприятия существуют в сходной экономи ческой среде. И тем не менее факт остается фактом: одни получают инвестиции, а большинство — не получает. Про шел год после первой конференции в Липецке. Интересно бы узнать, какой процент инвестиционных проектов был профинансирован. Об этом нам не говорят, но, думаю, про цент явно не велик. В чем причина? Деньги ведь у инвести ционных фондов есть, бизнес-планы представлены в боль шом количестве. Главная проблема в одном: большинство предприятий просто не готово к приему инвестиций и не может гаранти ровать получение прибыли в близком будущем. Структура этих предприятий все еще ориентирована на плановую эко номику, слабо развиты финансовые службы, отдел марке тинга. В рамках нашего проекта будет разрабатываться страте гия предприятий по переходу на международную систему учета, повышению продажи. У нас составлен список из 35 лучших консалтинговых компаний, которые победили втен дере и одобрены правительством. Это профессионалы. И они помогут добиться той инвестиционной привлекательности, которая является заветным ключом к успеху... За КИО ШАБАНОВ , г ене р а льный диое к тоо АО « С таоитедья: « д и р е к т о р с к и й к о рп у с д о лж е н П О Д Е Л И Т Ь С Я В Л А С Т Ь Ю » Поиском инвестиций мыначали заниматься еще три года назад. Уже тогда было ясно: налоговое законодательство не позволяет нормально развиваться честно работающим кол лективам. Наше АО за эти годы вложило большие средства в производство, что позволило в прошлом году вдвое увели чить чистую прибыль, и все же без помощи инвесторов не льзя было и думать о серьезной перспективе... С чем чаще всего сталкиваются инвесторы? С боязнью директоров потерять свое влияние и власть на заводе. Ведь прямые инвестиции впредприятие —это обязательное вклю чение «чужих» представителей в совет директоров, приня тие решений с их согласия. У иных наших руководителей, как мне кажется, настроения такие: на мой век авось хва тит, буду добивать предприятие до конца... «Стройдеталь» пошло по другому пути. Мы не побоялись, что Европейский банк реконструкции и развития и Венчурный фонд «РЛБО- Черноземье» войдут в совет директоров и финансовые во просы будут находиться под их контролем. И поняли: ин вестора прежде всего интересует, насколько директор готов к претворению в жизнь намеченной программы. Конечно, их интересует и глубокий анализ рынка сбыта, и,перспекти ва развития. «Стройдеталь» предоставило программу (а по том ее доработало совместно ЕБРР) сроком до 2004 года. Мычетко представляем, какой будет оборот, где рынки сбыта нашей продукции. В переговорах с Венчурным фондом нам очень помогла администрация области. Руководство и специалисты да пре красно осознали то, что еще не дошло до некоторых произ водственников: если мы не привлечем средства в экономику — наша жизнь не изменится к лучшему. Ипоследнее: предоставляемые государством льготыпред приятию и инвесторам со временем вернутся в бюджет в виде налогов. Так что, думаю, пришло время вкладывать деньги в отечественную промышленность. Успех дела зависит и от того, насколько профессиональ на и команда на предприятии, насколько сплочена и пра вильно видит конечные цели проекта. Причем специалис ты, менеджеры должны владеть определенной частью ак ций, а значит, быть прямо заинтересованымн в резу.тьтатах. Б о у и ОНДЕРй Ш НйЕН. м ене дж е р по иивестиииям: о Р И С К Е И Г А Р А Н Т И И Н а п л ен ар н ом з а с е д а н и и конф еренц ии «Липецк : развитие ч е р е з инвестиции» с д о к л а д о м «Основ ные н апр авл ени я работы фонда РАБО Черноземье» выступил м е н е д ж е р по инвестициям В енчурного фонда Е вропейс ко го б ан ка реконструкции и р а з вития голл анд ец Е. О н д ерд ел и нд ен . Региональный В енчурны й фонд сегодня у сп еш но реализует и н вестиционные проекты с л и п е ц ким АО «Стройде таль» н а с ум м у 2 , 5 млн . до л л ар о в . Н а о ч е р е д и — второй этап работы. П р е д л а г а ем читателю б е с е д у корреспондент а «ЛГ» с г -н ом О н д ерд ел и нд ен ом . —Вы давно работаете у нас в Чернозс.мье?' ''-"- V•^-:Ти‘Д?,Дта^;^,'Мк^етыре гбда.ирфШоЗД^к^'ВЩ вот уже'год — здесь... —За минувший год ннвсстнинонный климат ВобАЙети н.'шени.тся? —Да, сделано, считаю, немало. Учтите: для нас привле чение венчурного капитала в предприятия России — тоже дело новое. Но мы уже можем прогнозировать результаты, видим, цего нам ждать от вложения их в экономику облас ти. — Что наиболее важно для вас, как инвесторов? —В первую очередь —иметь хороший бизнес-план. Без этого долгосрочное партнерство невозможно. Организуя свою деятельность здесь, мы полагали, что уже есть немало пред приятий с хорошим бизнес-планом, которые определили стратегию своего развития. Ксожалению, оказалось, что это не так. Наработок много, но недостаточно для успешного вхождения в рынок. Мы сотрудничаем с АО «Стройдеталь». Да, у его дирек тора была намечена стратегия. Но нам пришлось немало по работать совместно, чтобы сформировать бизнес-план. И эти усилия в минувшем году уже дали какие-то положительные результаты. —Что еще вы учитываете, решая вопрос об инвестиро вании? — Для нас, долгосрочных инвесторов, принципиальное значение имеют три фактора: менеджмент, менеджмент и менеджмент! Руководство «Стройдетали» сориентировалось верно. Оно давно начало поиск собственной ниши в рыночной экономи ке. Это очень важно. Многие предприятия сегодня думают о новых проектах, хотя уже располагают хорошей продукцией, с которой нужно выходить на рынок. Вот тут-то и необхо дим солидно поставленный менеджмент. И мы охотно вло жим средства в предприятие, где это понимают, поскольку с выходом на рынок сразу начинаем зарабатывать деньги. Ну, и конечно, надо иметь перспективный план. А с этим, признаться, ясности для нас пока нет. — То есть фондовый рынок области еще недостаточно прозрачен для инвесторов? — Вот именно. И нам пока трудно судить о перспекти вах и масштабах нашей деятельности. —Ваша оценка инвестиционных рисков в области? —Думаю, область очень перспективная для размещения капиталов, риска здесь намного ниже, чем в других регио нах. Обнадеживает и активная поддержка со стороны адми нистрации области, очевидная стабильность экономики. Еще для меня привлекателен менталитет липчан: здесь живут грамотные, энергичные люди, способные воспринимать но вое и упорно идти к цели. Ваша область —наиболее благо приятная для работы... —Как бы вы оценили деятельность администрации по привлечению инвестиций? —Только на отлично! —Вам приходится встречаться со многими специалис тами области. В чем проигрывают они в сравнении с зару бежными? — Когда я знакомлюсь с предложениями, то сразу бро сается в глаза, что они неполны. Недостаточно знаний о маркетинге, рынке. Впрочем, иногда даже не знаний, а прак тического опыта. Хотя порой приходится сталкиваться с па радоксальным явлением: знаний у руководителя хоть от бавляй, но он не до конца их использует. Когда же находим общий язык — результаты получаются отличные. — Если сравнить сегодняшнюю выставку товаров на ших производителей с прошлогодней, заметна ли разни ца? — Уровень качества представленной на выставке про дукции возрос. Это, конечно, далеко до идеала, но прогресс очевиден. Тут я повторюсь: не сам бизнес-план, как бы хо рош он ни был, важен для нас, а исходные позиции, способ ность предприятия двигаться вперед, надежная основа, га рантия для реализации бизнес-плана. Представленная про дукция как раз и является такой гарантией. —А не пугает ли вас то обстоятельство, что наши пред приятия практически лишены оборотных средств? — Это ненормально с точки зрения экономики, но все же не препятствие для инвестирования. Сейчас предприятия, производя продукцию, осуществляют платежи бартером. И многие не знают, как перейти к денежным расчетам, где найти рыночную нишу, которая даст возможность опериро вать «живыми» деньгами. Не сегодня, не завтра, так после завтра. Туда, где такая перспектива имеется, мы даем обо ротные средства, ибо знаем: предприятие через два-три года будет получать «живые» деньги, сможет отказаться от бар тера. То есть — речь о долгосрочной стратегии развития. Есть она — есть и надежда, что все будет как надо. Тогда можно и рисковать...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz