Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

г N V ' - ; ' ■<‘ , > / * » . - ч г ,.'(:г,-^ - »Г' ■'■^ ^ % , '<«1:48 !Х^ '^4 с Т » - : " 1 - М * ; » ! <* * '****' % й Г д 1 - ' и п р и с о д е й с т в и и о б л а с т н о й о р г а н и з а ц и и С о ю з а ж у р н а л и с т о в ^'' 'О N , г Но народ всегда сильнее преступников. Рано или поз­ дно гнев пересилит оцепене­ ние и страх. Но какова будет цена за нравственное очище­ ние? Какие политические силы воспользуются тоской ляли держаться с достоинст­ вом, не забывать себя и не опускаться до животного со­ стояния. Орусских часто говорят, что они Иваны, не помнящие родства. Да, нас часто застав­ хулить, не осуждать, а лю­ бить уметь —вот что надо теперь наиболее настояще­ му русскому. Потому что тот, кто способен любить и не ошибается в том, что ему именно надо любить на ПОДВИЖНИКИ С Е Г О Д Н Я Р У С С К И М ? по порядку? Под проводимые реформы надо подвести идеологичес­ кое и нравственно-психологи­ ческое основание. Оно не сбросит демократию, а на­ против, даст ей опору. «Опытные и мудрые, конеч­ но, знают, что демократия, как всякая другая форма го­ сударства, сильна только тог­ да, когда над ней стоит спра­ ведливость, когда народ не забыл, что в мире есть Вы­ сшая Воля, перед которой на­ родная воля должна прекло­ няться». Это сказал П. Но- вогородцев, лидер русской правовойшколы, изгнанный из России большевиками. Он призывал поклоняться не на­ роду как таковому, который мог бытьхороши плох, а иде­ алам и святыням его. Чем глубже кризис, тем острее нужда в переменах, тем энергичнее должно быть волевое усилие, чтобыбезбо­ язненно двигаться вперед, тем больше экономические стимулы будут пасовать пе­ ред нравственными. Для под­ тверждения сказанного есть смысл напомнить конкретное наблюдение, житейскую, хоть и страшную, историю. Б. Бетельгейм, молодой чело­ век, психолог по образова­ нию, оказался в одном из са- •мых печально известных фа­ шистских концлагерей. Пер- 'воначально концлагеря за­ мышлялись не средствами уничтожения, а местом, где из человека пытались изго­ товить послушный автомат. Надо было лишь уничтожить внутренний мир человека, его индивидуальное «я», что­ бы команда тут же, без ос­ мысления и критики превра­ щалась в действие. Экспери­ мент не удался. Человек без своего внутреннего мира не способен быть даже живым автоматом —он погибает. Бетельгейм обнаружил, что много дольше других дер­ жатся верующие и священ­ ники. Им удавалось сохра­ нить свой внутренний мир, не опуститься до воровства пищи у товарища, до слеж­ ки за ним и предательства. Уважение к другому обора­ чивалось самоуважением, со­ страдание вызывало взаимо­ помощь и поддержку. Но крепче всех оказались представители аристократи- че- ских фамилий. Опасения пре- датьчесть предков и опо­ рочить честь потомков оказа­ лись сильнее страха перед неминуемой гибелью, застав­ ляли охаивать прошлое. Да, наша жизнь была временами настолько тошной, что заслу­ живала проклятия. Но мыне должны забывать, что все имеем право и обязгшызаслу­ жить звание аристократов, ибо являемся гражданами ве­ ликой страны с ее великой историей. Это наши предки вышли наКуликово поле. Это они не раз держали оборону Смоленска. Наши прадеды посрамили военный гений Наполеона, дошли до Пари­ жа, а после, потерпев неуда­ чу на Сенатской площади, с достоинством несли ве^)иги узников. Это наши деды и отцы сломали хребет фаши­ стскому чудовищу. Мы — наследники нечеловеческих усилий простых крестьян, обиходивших огромные зем­ ли, ставшие нашей Родиной. Мы — наследники великой русской культуры. Надо не только понять и принять, что нам доверено Историей, нужно принять от­ ветственность за все, что было в России и с Россией: за все победы и поражения, за радости и горести, за пре­ ступления —тоже надо при­ нять ответственность. Упаси Господи заявить или даже подумать, что в бедах вино­ ватыкто-то другие —комму'-^ нистыили демократы. Такое' заявление означает одно: вы­ свободиться из-под ответ­ ственности, переложить ее на других. Если мы примем от­ ветственность за все проис­ шедшее и происходящее, то возьмем и ответственность за будущее: славное сохраним, не вываляем в грязи, а По­ стыдному заступим дорогу. Нельзя рассчитывать, что, отделив себя от прошлого и от тех, кто, по нашему мне­ нию, виновен за нынешнее состояние, можно начать строить жизнь сызнова. У истории нет начала. Б буду­ щее мыпридем из настояще­ го, а оно —плод будущего. Бчера во всем были вино­ ваты коммунисты. Сегодня "виноватят" демократов, ко­ торые обличают «перекра­ сившихся» номенклатурщи­ ков, пугают общественность ура-патриотами и т.д. «Мы... убеждены, что не будет в нашем обществе никакого прогресса, прежде чем мыне станемсами настоящимирус­ скими. Признак же настоя­ щего русского — это знать то, что именно теперь надо не бранить у нас на Руси. Не Руси, —тот уже знает, что и хулить ему надо: знает безошибочно и чего поже­ лать, что осудить, о чем сетовать, и чего домогать­ ся ему надо, и полезное слово умеет он лучше и понятнее всякого другого сказать, —полезнее всяко­ го присяжного обличите­ ля». Достоевский как ни­ кто другой имел право на такие слова, и не потому, что гениальный писатель, а оттого, что в молодости пережил увлечение рево­ люционнымделом и запла­ тил за него тяжелую пла­ ту. Он понял разрушаю­ щую общество и личность революционную страсть к насилию. Это уже потом появилось много разуве­ рившихся и прозревших. Сегодня прошлое пов­ торяется. Многие называ­ ют себя спасителями Рос­ сии. Ивсе они видят избав­ ление от зла в уничтоже­ нии политических против­ ников. Демократы, комму­ нисты, патриоты, фашис­ ты, «жидомасоны», «крас­ но-коричневые», номенкла­ тура, «теневики»... Поли­ тическая жизнь напомина­ ет водоворот, где противни­ ки сцепились, стараются Нотовиа дауг друга и не 'Замечают, Что неуклонно и все'быстрее'приближаются к его страшной середине, которая затянет всех их и вместе с ними общество в омут гражданской войны. Любовь пробуждает от­ ветственность, но не облег­ чает ее. Однако эту ношу надо принять на плечи с гордостью и радостью. Не нужно бояться. Такой груз подобен хлебу — только хлебу духовному, он не пригибает, а сам себя не­ сет и помогает идти вперед тому, кто не испугался тя­ жести. Кто понял неизбеж­ ность такой ответственнос­ ти, открыл для себя счастье. Он знает дорогу и поможет ее найти окружа­ ющим. «Счастлив, кто по­ сетил сей мир...» Любовь к действитель­ ной, ане мнимой России от­ крывает глаза. Чтобы дви­ гаться вперед, нужны ори­ ентиры. Ими служат идеа­ лы. Характер, мировоззре­ ние народасформировались впрошлом. Надо обернуть­ ся назад, чтобы идти впе­ ред. Помнить — значит предвидеть. Ш Ш X» < Ч ' \ » « Б У Р С А К И » К О Н Ц А X X В Е К А Д л я б о л ь ш и н с т в а и з н а с , в ы р о с ш и х в п о р у « р а с ц в е т а с о ц и а л и з м а » , п р е д с т а в л е ­ н и е о д у х о в н о й г и м н а з и и в о з в р а щ а е т к г е р о я м от част и « О ч е р к о в б у р с ы » Н и к о л а я П о ­ м я л о в с к о г о , от част и « К о н д у и т а и Ш в а м б р а н и и » Л ь в а К а с с и л я , с к о т о р ы м и м ы т а кж е н е н а в и д е л и а т м о с ф е р у т ого , к а з а л о с ь , н а в с е г д а у ш е д ш е г о у ч е б н о г о з а в е д е н и я , с м н о г о ч и с л е н н ы м и м о л е б н а м и и о б м о р о к а м и у ч а щ и х с я от д в у х ч а с о в о г о н е п о д в и ж н о г о ст о я н и я , м у ш т р о й и о с к о р б л е н и я м и з а л ю б у ю п р о в и н н о с т ь . К а к и З а к о н Б о ж и й , г е р о и о ч е р к о в н е л ю б и л и и с в о и х п р е п о д а в а т е л е й , а в к а ч е с т в е м е с т и п о д л и в а л и и м в ч е р ­ н и л ь н и ц ы в с я к у ю г а д о ст ь . С т а к и м и , н а в е я н н ы м и и з д ет ст в а в о с п о м и н а н и я м и , ш л а я в н ы н е ш н ю ю Е л е ц к у ю д у х о в н у ю г и м н а з и ю , о т к р ы в ш у ю с я в с т а р и н н о м о с о б н я к е , п о д с в о д а м и к о т о р о г о е щ е с о в с е м н е д а в н о к в а р т и р о в а л к о ж н о - в е н е р о л о г и ч е с к и й д и с п а н с е р . . . Старания ми п режде всего свящ еннослуж ит елей П ра во ­ славной церкв и, нацеленных на возрожден и е церко вно-пр ихо д ­ ской школы, в коротк и е сроки полуразр ушенное здан и е было пре вращено в уютный и краси ­ вый учебный корпус — с клас­ са ми и библиотекой, столо вой и акто вы м залом. Первая в на­ шей области духовная гимназия приняла воспитанников вос ­ кресной школы при Вознесенс­ ком соборе. Сегодня здесь в четырех классах обучаются почти пять­ десят ребятишек, каждый из которых, прежде чем стать гим ­ назистом, тоже прошел полуго ­ дичную подготовку в воскресной школе. Эти шесть месяцев да ­ ются не только и не столько де ­ тям для знакомства с церковью, ее традициями, сколько родите ­ лям , которые , решая судьбу сына или дочери, за это время сами должны понять — смогут ли поддерживать их православ­ ное воспитание и вместе с ними вести новый, духовный образ жизни? Внешне гимназисты ничем не отличаются от своих свер ­ стников из обычных елецких ш кол -интернатов — такие же любопытные,, открытые для об ­ щения, в меру озорные, так же толкаются на переменках, зна ­ ют и любят литературных геро ­ ев писателей-классиков, волну­ ются на контрольных и стараг; тельно рисуют свой мир на уро ­ ках изобразительного искусст ­ ва. В учебном плане присутству­ ют все традиционные для лю ­ бой школы России предметы, но методику их преподавания пе ­ дагоги выбрали сами, отказав­ шись от новомодных программ. Кроме того, дети изучают ла ­ тынь, греческий и церковно-сла ­ вянский языки, постигают Закон Божий, проходят духовное чте­ ние, а на уроках пения разучи­ вают колядки и занимаются цер­ ковным песнопением. Непривычное слуху боль ­ шинства из нас священнописа- ние гимназисту доступно с пер ­ вого года обучения, он понима ­ ет и принимает его сообразно возрасту: младшие просто зна ­ комятся с текстс 1 ми, а старшие пытаются сами понять нрав ­ ственные аспекты религиозной книги. Во всех духовных гимназиях заведен такой порядок: во вре­ мя завтрака и обеда гимназис ­ там читают житие святых, рас ­ сказы о подвижниках благочес­ тия. У православного воспитания есть свои особенности, форми­ рующие отличное от нашего миропонимание. Привычный для нас взгляд на эволюцию мира по Дарвину, как известно, не принимается Церковью, утвер ­ ждающей, что мир сотворен Бо­ гом. Для нас, посещающих хра ­ мы от случая к случаю, святки — между Рождеством Христо ­ вым и Крещением — время га ­ дания, на что маленькие гимна ­ зисты непременно заметят, что гадать грех, что это отголосок язычества на Руси, а святочные вечера даны для молитв и тор ­ жества радости. Учебная неделя в гимназии начинается не с традиционной «линейки» и разноса за хулиган­ скую выходку то го или иного ученика, а с молебна Святите­ лю Тихону Задонскому, духовно­ му покровителю Елецкой цер ­ ковно-приходской школы. В такие дни рядом с детьми стоят на службе и их родители. Опыт духовной жизни практичес­ ки у каждого лишь начинается, им тоже важно знать, как учить детей жить по-христиански, как правильно отвечать на вопросы и поддерживать атмосферу пра ­ вославной любви, созданной педагогами гимназии. Было бы наивно полагать, что ее подопечные не видят во ­ кру г себя ж есто ко го мира, в котором ох как трудно сохранить внутреннее противоядие вред­ ным привычкам, которыми пол­ на улица. Гимназисты приходят и спрашивают: «Почему Коля или Вася нюхали целлофановый па­ кет, а Катя курила сигареты?» Уберечь от грязи и пошлос­ ти, конечно, нелегко, а объяс ­ нить ребенку, не вызвав в нем детского интереса испытать на себе прелести наркотического кайфа, — еще сложнее. Вот по ­ чему в гимназии — и этого не скрывают — существуют все же некоторые запреты: посещение кинотеатров, просмотр телеви­ зионных передач, ломающих психику не только маленьких, но и взрослых зрителей. Когда завуч гимназии Люд ­ мила Раевских рассказывала мне об этом, невольно мелькну­ ла мысль о затворничестве, в котором пребывают, в силу спе ­ цифики учебного заведения, его воспитанники. Ан нет! Взаперти не сидят — бывают в музеях, на выставках, совершают поез ­ дки в Задонский Богородицкий мужской монастырь к мощам Тихона Задонского. Есть жела ­ ние у педагогов создать при гим ­ назии трудовой лагерь, чтобы со временем участвовать в восста ­ новлении елецких храмов, исто ­ рию которых воспитанники зна ­ ют хорошо. Но не только к религиозным наукам тут особое рвение. За единственной духовной гимна ­ зией в области зорко бдят чи ­ новники. Однако и качество зна ­ ний, и условия, в которых про ­ ходит учебно-воспитательный процесс, соответствуют госу ­ дарственным стандартам. Не­ давно елецкая гимназия, кста ­ ти, пока единственная в Черно­ земье, получила лицензию на образовательную деятельность. Безусловно, такой шаг впе­ ред сделан не только благода­ ря Господу Богу, но и старани­ ям педагогического коллектива, который живет единой жизнью со своим и в о спи танни кам и . Здесь не бывает «забытых де ­ тей», как то случается в обыч­ ной школе, где немного затор ­ моженного ребенка стараются и вовсе не вызывать к доске, чтобы не прерывать напряжен­ ного темпа современного уро ­ ка. Здесь же ребятишки как на ладони, ведь в классах по 10- 14 человек. На педагогическом языке это называется настоя ­ щей индивидуальной работой. Среди предметников — учи ­ теля с многолетним стажем. И с духовными дисциплинами нет пока проблем, работают здесь священнослужители высокооб ­ разованные, с которыми не ме ­ шало бы иногда сверить со ­ бственные мысли и человеку взрослому. Внимание к духовной гимна ­ зии проявляет местный педаго ­ гический институт, особенно к научной работе. Регулярно со ­ бирается методобъединение. В работе одного из последних за ­ седаний принимал участие ака ­ демик, заведующий кафедрой педагогики Е ти -Е в ге ц и й Бело-- зерцев , отметивший ' свежие" взгляды в действиях' педагогов - гимназии. Желающих обучаться в ду ­ ховной гимназии становится все больше, родители смело дове ­ ряют ей своих детей. Однако принять всех невозможно. Нуж­ ны новые помещения. В этом смысле пытается помочь сама церковь, восстанавливая полу ­ разрушенные рядом с гимна ­ зией здания — одно из них в ка ­ нун Рождества распахнуло свои двери. . . .П о ки д а я гим н а зию со строгими ликами святых и биб ­ лейскими картинками на стенах, я пыталась понять свое с о ­ бственное отношение к возро ­ ждению церковно-приходских школ, судьбе ребятишек, кото ­ рые придут все же в наш греш ­ ный мир, ко «всеобщей религи- зации всей страны», в которую мы так безрассудно бросились, начав страстно кр'еститься и венчаться, отпевать усопших... Увы, к Богу нельзя привести за руку, и в нашем бренном мире каждому самому дано про ­ биваться сквозь тьму к свету, искать свою дорогу к храму. Сер­ дцем и разумом... Т ам ар а Ф ЕДЮ КИНА , соб . корр . «Липецкой г. Елец. газеты » . МАСТЕРА 1 | И Помнится, в конце шес­ тидесятых, когда я работал в Долгоруково, о директо­ ре районной киносети за­ служенномработнике куль­ туры Ярославе Буцане хо­ дила такая байка. Прихо­ дит, мол, к нему, Буцану, Петька Исаев —ординарец легендарного комдива. Об­ шарил его глазищами, как Анку-пулеметчицу, шаш­ кой для солидности побря­ цал и ну задавать ему ка­ верзные вопросы. — Скажи мне, — гово­ рит, —мастеровой человек, а сможешь ли тысотворить для нашего любимого това­ рища Чапаева тачанку-са­ моходку, чтоб он на ней нас на беляков в атаку водил? — Смогу, Петька, смо­ гу, — отвечает Ярослав Иванович. — Да ну? А, скажем, сани-самокаты, чтобы они пуще любого жеребца по снегам бежали? —Смогу и сани. — А ежели мы тебе аэроплан закажем, чтоб на ем наш дорогой Василий Ивановичорломпарил, смо- гешь? —Нет, Петька, не смо­ гу. У меня ангара нет, — огорчил гостя Буцан. ...Сказка—ложь, да в ней намек. Те, кто близко знает Ярослава Буцана, убеждены, что сложись его жизнь иначе, быть бы этому мастеру-самородку видным инженером или конструкто­ ром. Так считают и многие его ученики, приобщившие­ ся к изобретательству под его руководством в кружке технического творчества, а ныне ставшие директорами крупных предприятий, ин­ женерами, военспецами, изо­ бретателями и рационализа­ торами. Но трудовой путьЯросла­ ва Ивановича начинался в послевоенную пору, когда киномеханики на селе в по­ пулярности не уступали даже летчикам. Это и опре­ делило выбор, о котором Бу­ цан сегодня нисколько не жалеет. И даже считает, что именно примитивность тех киноустановок, на которых ему пришлось работать на первых порах, и пробудила в нем тягу к изобретательству и рационализации. Бею оте­ чественную и зарубежную киноаппаратуру, с которой приходилось сталкиваться, Ярослав Иванович изучил, как говорится, до винтика. А описания сделанных им тех­ нических усовершенствова­ ний вполне потянули бы на научную диссертацию. ...Однаждымне пришлось быть свидетелем, как Буцан по звонку сельского киноме­ ханика «лечил» отказавшую аппаратуру на расстоянии. Рецепт, выданный им по те­ лефону, включал в себя де­ сятки вариантов, в том чис­ ле и с применением подруч­ ных средств. И буквально через полчаса ему сообщили, что «диагноз» подтвердился, «кино будет». Не случайно после того, какЯрослав Буцан возглавил районнуюкинодирекцию, до­ лгоруковская киносеть обре­ ла в области славу «безава­ рийной». А в середине шес­ тидесятых Ярославу Ивано­ вичу одному из первых всис­ теме кинофикаций было при­ своено звание заслуженного работника культуры РСФСР. Долгоруковские балагу­ ры, сочинившие байку о Бу­ цане и Петьке, вместе с тем нисколько не приврали по части санок-самокатов. Та­ ких «снегоходов» Ярослав Иванович сделал полдесятка, с каждым разом совершенст­ вуя прежнюю конструкцию. Но первые, которые он смас­ терил «бог весть из чего» в пятидесятые годы, ему па­ мятны особо. На испытание чудо-санок, «бегающих» со скоростью семьдесят кило­ метров в час, сбежался весь райцентр. А после удачного финиша пассажирами «буца- новского бегунка» перебыва­ ло все районное начальство. Рассказывают, что один из управленцев даже предлагал за «снегоход» солидную сум­ му, но Буцан заупрямился. Торговать своим «рукодели­ ем» не в его правилах. Хотя случись ему открыть со­ бственное производство хо­ зяйственной и бытовой тех­ ники, многим известным фирмамнос бы утер. Из скон­ струированных имсамоделок можно создать солидную вы­ ставку. Чего стоит, напри­ мер, портативная пятикилог­ раммовая электромельница, способная переработать тон­ ны зерна? Или «игрушеч­ ная» электротерка для из­ мельчения овощей и фрук­ тов? Б общем, не унимается Буцан. Б свои шестьдесят шесть он не помышляет об уходе на отдых. Правда, сей­ час, когда кинофикация бро­ шена государством на произ­ вол судьбы, своим прямым делом заниматься он может нечасто. Однако его мастеро­ вые руки, его талант у лю­ дей по-прежнему в почете. И. АЛЕКСЕЕВ, с. Долгоруково. Щ % ' л ЗНАЙ НАШИХ! п МЕРК УРИИ ТОРОПШ вщонск Благодатный дождь пре­ мий, призов, поздравлений пролился на журналистов «Задонской правды». Побе­ див по итогам минувшего года в ряде конкурсов об­ ластного значения, они удостоились и высокогопри­ знания в столице. Не так давно «Задонская правда» была названа в числе луч­ ших печатных средств мас­ совой информации, ставших победителями объявленного Торгово-промышленной па­ латой РФ и Союзом журна­ листов России конкурса «Экономическое возрожде­ ние России-97». Сегодня в кабинете ре­ дактора «Задонской прав­ ды» Биталия Первеева мож­ но увидеть любопытнуюста­ туэтку (на снимке), которую он и привез из Москвы. Это главный приз конкурса «Се­ ребряный Меркурий». Б преддверии юбилея — а в апреле нынешнего года районке исполняется 80 лет — такое внимание коллег вдвойне приятно и заслу­ женно. А. АЛЕКСАНДРОБ. Л Ш Ш М Ш А аЕпнои ппи» Непредсказуема судьба ма ­ лых сел России... Как-то, услышав, что хво- ростянские культработники ез ­ дили в Козельки с концертом, .поинтересовался у них: где вы­ ступали — в клубе или на фер-. ме?, . Давно, видно, вы не бы­ вали в Козельках, — улыбнулся в ответ художественный руково­ дитель ,ДК Анатолий Зверев. — Все, что сейчас от села оста ­ лось — это семь дворов, насе­ ление — одни пенсионеры. Уж как они нас ждут! Приедем — наказы, наказы. Мы, конечно, все записываем , передаем в сельскую администрацию. Но единственное, что сами-то мо ­ жем сделать, — это согреть пес ­ ней их поистине озябшие души. ...У Козелек особая биогра ­ фия. Начало ее — в духе исто­ р и ч е с ко го романа . Ко гда -то один помещик выиграл в карты несколько крестьянских семей в Козельском уезде Калужской губернии и поселил их на голом месте в степи в шести километ­ рах от станции Хворостянка. Так и появились на карте Козельки. Постепенно из нескольких дом иш е к выросло довольно большое село. В пору расцве­ та, в 60-е годы нашего века, здесь насчитывалось 70 дворов, население доходило до 500 че­ ловек. Но путешествие во вре­ мени, как и в пространстве, иногда заканчивается тупиком... Сравнение с тупиком возни ­ кло у меня в тот момент, когда наша машина с бойкой авто ­ трассы свернула в сторону Ко ­ зелек. Мы еще некоторое вре­ мя ехали по асфальтированной, добротной доро ге с ровным, судя по всему, недавно уложен­ ным покрытием. И вдруг она не ­ ожиданно кончилась в ...полуис- чезнувшем селе. Один поэт как-то сравнил покинутые усадьбы с утонувши­ ми кораблями. Там, на море, вокруг пошедшего на дно судна образуются круги волн, а тут — бурьян расходится кругами? В точности этого сравнения убеждаешься, когда въезжаешь в Козельки. Круг бурьяна поу ­ же — вокруг остатков фундамен­ та, пошире — там, где следы забора. Дикий кустарник так и прет, заполняя, несмотря на припорошивший его снег, про ­ странство между яблонями и вишнями. Д ере в ь я для ко зе л ь с ки х обитателей — главные ориенти­ ры. Именно по ним восстанав­ ливали былой облик села 75- летний Василий Андреевич Кур- зяков и его супруга Анна Федо ­ ровна, с которыми я познако ­ мился возле одной из уцелев­ ших хат. — В о -он гд е ветлы , там раньше школа была, — прищу­ рив глаза, показала в сторону мини-рощицы Анна Федоровна. — А вон там, — перевела она взгляд в направлении другого «пятачка» кустарников, — фер­ ма располагалась. Пожалуй, с фермы и начал­ ся развал. Решило было руко ­ водство бывшего колхоза «Со­ ветская Россия» перевести скот в соседние Салтычки, а доярок и скотников возить туда на ра ­ боту. Но только не все вышло так, как задумали. Никто каж ­ дый день ездить на ферму не захотел. Одни после ликвидации МТФ в Козельках совсем в Сал­ тычки перебрались, другие в Хворостянку подались, третьи ~ ,в Липецк. Началась цепная ре ­ акция. Сократилось население — решили школу ликвидировать, г ребятишек возить на занятия в соседнее село на автобусе. Тут уж и вовсе настроения стали «чемоданными». А когда боль ­ шая часть жителей села разъ ­ ехалась, закрылись магазин, клуб, медпункт. Интересуюсь, не скучновато ли живется пенсионерши? Тем временем на шум наших голо ­ сов из хаты вышли сестра Анны Федоровны и сын Виктор. Все вместе начинают не без юмора рассказывать, как смотрят ве ­ черами телевизор. У кого зре ­ ние получше — пересказывает другим действие на экране. А имеющий хороший слух дубли ­ рует реплики Телегероев... Вчетвером и лошаденку за ­ прягают. Ухаживают за нею тоже сообща. Кстати, лошадь Хво- ростянская сельская админис ­ трация выделила, чтобы за хле­ бом и другими товарами в «ци­ вилизацию» ездили. Правда, Курзяковы так до сих пор и не поняли, то ли на­ няли их в качестве хлебовозов, да зарплату забывают платить, то ли продали лошаденку, да ден ь ги за нее не решаются спросить. Да и откуда они? Пен­ сия-то — всего 200 тысяч (по- старому) рублей. Только на хлеб да лекарства и хватает. Ну, а лошаденка очень при ­ шлась ко двору. На ней обита ­ тели Козелек — и в магазин, и в больницу. В прежние времена трудновато было добраться в р а с п у ти ц у до Х воро с тя н ки . Слишком уж дорога была не ­ важная. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Несколько лет назад метеором пролетел над крыша­ ми Козелек самолет липецкого генерала Осканова, врезался в землю в десятке метров от ули­ цы. Вскоре на том месте поя ­ вился памятник. А так как стали ездить к нему делегации, чтобы почтить память летчика, то и хорошую дорогу проложили. Эта дорога для козельцев как соломинка для утопающего. Теп­ лится надежда, что привлечет она ка ко го -либо энергичного фермера, поселится он в их местах, и не исчезнут Козель­ ки. — Земли-то у нас хорошие. По земле — можно здесь жить, — вздыхает Василий Андреевич Курзяков. И о чем-то задумы ­ вается. Может быть, вспоминает, как мечтал его дед, чтобы было землицы вдоволь. А тут вот она, землица; Сколько хочешь ее, но никого не удержала. Не может быть, чтобы ослабла ее притя­ гательная сила. Обязательно, считает Василий Андреевич, по ­ явятся в этих местах фермеры. Что-нибудь, да значит хорошая дорога. Не может быть, чтобы она превратилась в дорогу в никуда... Вячеслав ИСКОРНЕВ , соб . корр . «Липецкой газеты » . Добринский район.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz