Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
г N V ' - ; ' ■<‘ , > / * » . - ч г ,.'(:г,-^ - »Г' ■'■^ ^ % , '<«1:48 !Х^ '^4 с Т » - : " 1 - М * ; » ! <* * '****' % й Г д 1 - ' и п р и с о д е й с т в и и о б л а с т н о й о р г а н и з а ц и и С о ю з а ж у р н а л и с т о в ^'' 'О N , г Но народ всегда сильнее преступников. Рано или поз дно гнев пересилит оцепене ние и страх. Но какова будет цена за нравственное очище ние? Какие политические силы воспользуются тоской ляли держаться с достоинст вом, не забывать себя и не опускаться до животного со стояния. Орусских часто говорят, что они Иваны, не помнящие родства. Да, нас часто застав хулить, не осуждать, а лю бить уметь —вот что надо теперь наиболее настояще му русскому. Потому что тот, кто способен любить и не ошибается в том, что ему именно надо любить на ПОДВИЖНИКИ С Е Г О Д Н Я Р У С С К И М ? по порядку? Под проводимые реформы надо подвести идеологичес кое и нравственно-психологи ческое основание. Оно не сбросит демократию, а на против, даст ей опору. «Опытные и мудрые, конеч но, знают, что демократия, как всякая другая форма го сударства, сильна только тог да, когда над ней стоит спра ведливость, когда народ не забыл, что в мире есть Вы сшая Воля, перед которой на родная воля должна прекло няться». Это сказал П. Но- вогородцев, лидер русской правовойшколы, изгнанный из России большевиками. Он призывал поклоняться не на роду как таковому, который мог бытьхороши плох, а иде алам и святыням его. Чем глубже кризис, тем острее нужда в переменах, тем энергичнее должно быть волевое усилие, чтобыбезбо язненно двигаться вперед, тем больше экономические стимулы будут пасовать пе ред нравственными. Для под тверждения сказанного есть смысл напомнить конкретное наблюдение, житейскую, хоть и страшную, историю. Б. Бетельгейм, молодой чело век, психолог по образова нию, оказался в одном из са- •мых печально известных фа шистских концлагерей. Пер- 'воначально концлагеря за мышлялись не средствами уничтожения, а местом, где из человека пытались изго товить послушный автомат. Надо было лишь уничтожить внутренний мир человека, его индивидуальное «я», что бы команда тут же, без ос мысления и критики превра щалась в действие. Экспери мент не удался. Человек без своего внутреннего мира не способен быть даже живым автоматом —он погибает. Бетельгейм обнаружил, что много дольше других дер жатся верующие и священ ники. Им удавалось сохра нить свой внутренний мир, не опуститься до воровства пищи у товарища, до слеж ки за ним и предательства. Уважение к другому обора чивалось самоуважением, со страдание вызывало взаимо помощь и поддержку. Но крепче всех оказались представители аристократи- че- ских фамилий. Опасения пре- датьчесть предков и опо рочить честь потомков оказа лись сильнее страха перед неминуемой гибелью, застав ляли охаивать прошлое. Да, наша жизнь была временами настолько тошной, что заслу живала проклятия. Но мыне должны забывать, что все имеем право и обязгшызаслу жить звание аристократов, ибо являемся гражданами ве ликой страны с ее великой историей. Это наши предки вышли наКуликово поле. Это они не раз держали оборону Смоленска. Наши прадеды посрамили военный гений Наполеона, дошли до Пари жа, а после, потерпев неуда чу на Сенатской площади, с достоинством несли ве^)иги узников. Это наши деды и отцы сломали хребет фаши стскому чудовищу. Мы — наследники нечеловеческих усилий простых крестьян, обиходивших огромные зем ли, ставшие нашей Родиной. Мы — наследники великой русской культуры. Надо не только понять и принять, что нам доверено Историей, нужно принять от ветственность за все, что было в России и с Россией: за все победы и поражения, за радости и горести, за пре ступления —тоже надо при нять ответственность. Упаси Господи заявить или даже подумать, что в бедах вино ватыкто-то другие —комму'-^ нистыили демократы. Такое' заявление означает одно: вы свободиться из-под ответ ственности, переложить ее на других. Если мы примем от ветственность за все проис шедшее и происходящее, то возьмем и ответственность за будущее: славное сохраним, не вываляем в грязи, а По стыдному заступим дорогу. Нельзя рассчитывать, что, отделив себя от прошлого и от тех, кто, по нашему мне нию, виновен за нынешнее состояние, можно начать строить жизнь сызнова. У истории нет начала. Б буду щее мыпридем из настояще го, а оно —плод будущего. Бчера во всем были вино ваты коммунисты. Сегодня "виноватят" демократов, ко торые обличают «перекра сившихся» номенклатурщи ков, пугают общественность ура-патриотами и т.д. «Мы... убеждены, что не будет в нашем обществе никакого прогресса, прежде чем мыне станемсами настоящимирус скими. Признак же настоя щего русского — это знать то, что именно теперь надо не бранить у нас на Руси. Не Руси, —тот уже знает, что и хулить ему надо: знает безошибочно и чего поже лать, что осудить, о чем сетовать, и чего домогать ся ему надо, и полезное слово умеет он лучше и понятнее всякого другого сказать, —полезнее всяко го присяжного обличите ля». Достоевский как ни кто другой имел право на такие слова, и не потому, что гениальный писатель, а оттого, что в молодости пережил увлечение рево люционнымделом и запла тил за него тяжелую пла ту. Он понял разрушаю щую общество и личность революционную страсть к насилию. Это уже потом появилось много разуве рившихся и прозревших. Сегодня прошлое пов торяется. Многие называ ют себя спасителями Рос сии. Ивсе они видят избав ление от зла в уничтоже нии политических против ников. Демократы, комму нисты, патриоты, фашис ты, «жидомасоны», «крас но-коричневые», номенкла тура, «теневики»... Поли тическая жизнь напомина ет водоворот, где противни ки сцепились, стараются Нотовиа дауг друга и не 'Замечают, Что неуклонно и все'быстрее'приближаются к его страшной середине, которая затянет всех их и вместе с ними общество в омут гражданской войны. Любовь пробуждает от ветственность, но не облег чает ее. Однако эту ношу надо принять на плечи с гордостью и радостью. Не нужно бояться. Такой груз подобен хлебу — только хлебу духовному, он не пригибает, а сам себя не сет и помогает идти вперед тому, кто не испугался тя жести. Кто понял неизбеж ность такой ответственнос ти, открыл для себя счастье. Он знает дорогу и поможет ее найти окружа ющим. «Счастлив, кто по сетил сей мир...» Любовь к действитель ной, ане мнимой России от крывает глаза. Чтобы дви гаться вперед, нужны ори ентиры. Ими служат идеа лы. Характер, мировоззре ние народасформировались впрошлом. Надо обернуть ся назад, чтобы идти впе ред. Помнить — значит предвидеть. Ш Ш X» < Ч ' \ » « Б У Р С А К И » К О Н Ц А X X В Е К А Д л я б о л ь ш и н с т в а и з н а с , в ы р о с ш и х в п о р у « р а с ц в е т а с о ц и а л и з м а » , п р е д с т а в л е н и е о д у х о в н о й г и м н а з и и в о з в р а щ а е т к г е р о я м от част и « О ч е р к о в б у р с ы » Н и к о л а я П о м я л о в с к о г о , от част и « К о н д у и т а и Ш в а м б р а н и и » Л ь в а К а с с и л я , с к о т о р ы м и м ы т а кж е н е н а в и д е л и а т м о с ф е р у т ого , к а з а л о с ь , н а в с е г д а у ш е д ш е г о у ч е б н о г о з а в е д е н и я , с м н о г о ч и с л е н н ы м и м о л е б н а м и и о б м о р о к а м и у ч а щ и х с я от д в у х ч а с о в о г о н е п о д в и ж н о г о ст о я н и я , м у ш т р о й и о с к о р б л е н и я м и з а л ю б у ю п р о в и н н о с т ь . К а к и З а к о н Б о ж и й , г е р о и о ч е р к о в н е л ю б и л и и с в о и х п р е п о д а в а т е л е й , а в к а ч е с т в е м е с т и п о д л и в а л и и м в ч е р н и л ь н и ц ы в с я к у ю г а д о ст ь . С т а к и м и , н а в е я н н ы м и и з д ет ст в а в о с п о м и н а н и я м и , ш л а я в н ы н е ш н ю ю Е л е ц к у ю д у х о в н у ю г и м н а з и ю , о т к р ы в ш у ю с я в с т а р и н н о м о с о б н я к е , п о д с в о д а м и к о т о р о г о е щ е с о в с е м н е д а в н о к в а р т и р о в а л к о ж н о - в е н е р о л о г и ч е с к и й д и с п а н с е р . . . Старания ми п режде всего свящ еннослуж ит елей П ра во славной церкв и, нацеленных на возрожден и е церко вно-пр ихо д ской школы, в коротк и е сроки полуразр ушенное здан и е было пре вращено в уютный и краси вый учебный корпус — с клас са ми и библиотекой, столо вой и акто вы м залом. Первая в на шей области духовная гимназия приняла воспитанников вос кресной школы при Вознесенс ком соборе. Сегодня здесь в четырех классах обучаются почти пять десят ребятишек, каждый из которых, прежде чем стать гим назистом, тоже прошел полуго дичную подготовку в воскресной школе. Эти шесть месяцев да ются не только и не столько де тям для знакомства с церковью, ее традициями, сколько родите лям , которые , решая судьбу сына или дочери, за это время сами должны понять — смогут ли поддерживать их православ ное воспитание и вместе с ними вести новый, духовный образ жизни? Внешне гимназисты ничем не отличаются от своих свер стников из обычных елецких ш кол -интернатов — такие же любопытные,, открытые для об щения, в меру озорные, так же толкаются на переменках, зна ют и любят литературных геро ев писателей-классиков, волну ются на контрольных и стараг; тельно рисуют свой мир на уро ках изобразительного искусст ва. В учебном плане присутству ют все традиционные для лю бой школы России предметы, но методику их преподавания пе дагоги выбрали сами, отказав шись от новомодных программ. Кроме того, дети изучают ла тынь, греческий и церковно-сла вянский языки, постигают Закон Божий, проходят духовное чте ние, а на уроках пения разучи вают колядки и занимаются цер ковным песнопением. Непривычное слуху боль шинства из нас священнописа- ние гимназисту доступно с пер вого года обучения, он понима ет и принимает его сообразно возрасту: младшие просто зна комятся с текстс 1 ми, а старшие пытаются сами понять нрав ственные аспекты религиозной книги. Во всех духовных гимназиях заведен такой порядок: во вре мя завтрака и обеда гимназис там читают житие святых, рас сказы о подвижниках благочес тия. У православного воспитания есть свои особенности, форми рующие отличное от нашего миропонимание. Привычный для нас взгляд на эволюцию мира по Дарвину, как известно, не принимается Церковью, утвер ждающей, что мир сотворен Бо гом. Для нас, посещающих хра мы от случая к случаю, святки — между Рождеством Христо вым и Крещением — время га дания, на что маленькие гимна зисты непременно заметят, что гадать грех, что это отголосок язычества на Руси, а святочные вечера даны для молитв и тор жества радости. Учебная неделя в гимназии начинается не с традиционной «линейки» и разноса за хулиган скую выходку то го или иного ученика, а с молебна Святите лю Тихону Задонскому, духовно му покровителю Елецкой цер ковно-приходской школы. В такие дни рядом с детьми стоят на службе и их родители. Опыт духовной жизни практичес ки у каждого лишь начинается, им тоже важно знать, как учить детей жить по-христиански, как правильно отвечать на вопросы и поддерживать атмосферу пра вославной любви, созданной педагогами гимназии. Было бы наивно полагать, что ее подопечные не видят во кру г себя ж есто ко го мира, в котором ох как трудно сохранить внутреннее противоядие вред ным привычкам, которыми пол на улица. Гимназисты приходят и спрашивают: «Почему Коля или Вася нюхали целлофановый па кет, а Катя курила сигареты?» Уберечь от грязи и пошлос ти, конечно, нелегко, а объяс нить ребенку, не вызвав в нем детского интереса испытать на себе прелести наркотического кайфа, — еще сложнее. Вот по чему в гимназии — и этого не скрывают — существуют все же некоторые запреты: посещение кинотеатров, просмотр телеви зионных передач, ломающих психику не только маленьких, но и взрослых зрителей. Когда завуч гимназии Люд мила Раевских рассказывала мне об этом, невольно мелькну ла мысль о затворничестве, в котором пребывают, в силу спе цифики учебного заведения, его воспитанники. Ан нет! Взаперти не сидят — бывают в музеях, на выставках, совершают поез дки в Задонский Богородицкий мужской монастырь к мощам Тихона Задонского. Есть жела ние у педагогов создать при гим назии трудовой лагерь, чтобы со временем участвовать в восста новлении елецких храмов, исто рию которых воспитанники зна ют хорошо. Но не только к религиозным наукам тут особое рвение. За единственной духовной гимна зией в области зорко бдят чи новники. Однако и качество зна ний, и условия, в которых про ходит учебно-воспитательный процесс, соответствуют госу дарственным стандартам. Не давно елецкая гимназия, кста ти, пока единственная в Черно земье, получила лицензию на образовательную деятельность. Безусловно, такой шаг впе ред сделан не только благода ря Господу Богу, но и старани ям педагогического коллектива, который живет единой жизнью со своим и в о спи танни кам и . Здесь не бывает «забытых де тей», как то случается в обыч ной школе, где немного затор моженного ребенка стараются и вовсе не вызывать к доске, чтобы не прерывать напряжен ного темпа современного уро ка. Здесь же ребятишки как на ладони, ведь в классах по 10- 14 человек. На педагогическом языке это называется настоя щей индивидуальной работой. Среди предметников — учи теля с многолетним стажем. И с духовными дисциплинами нет пока проблем, работают здесь священнослужители высокооб разованные, с которыми не ме шало бы иногда сверить со бственные мысли и человеку взрослому. Внимание к духовной гимна зии проявляет местный педаго гический институт, особенно к научной работе. Регулярно со бирается методобъединение. В работе одного из последних за седаний принимал участие ака демик, заведующий кафедрой педагогики Е ти -Е в ге ц и й Бело-- зерцев , отметивший ' свежие" взгляды в действиях' педагогов - гимназии. Желающих обучаться в ду ховной гимназии становится все больше, родители смело дове ряют ей своих детей. Однако принять всех невозможно. Нуж ны новые помещения. В этом смысле пытается помочь сама церковь, восстанавливая полу разрушенные рядом с гимна зией здания — одно из них в ка нун Рождества распахнуло свои двери. . . .П о ки д а я гим н а зию со строгими ликами святых и биб лейскими картинками на стенах, я пыталась понять свое с о бственное отношение к возро ждению церковно-приходских школ, судьбе ребятишек, кото рые придут все же в наш греш ный мир, ко «всеобщей религи- зации всей страны», в которую мы так безрассудно бросились, начав страстно кр'еститься и венчаться, отпевать усопших... Увы, к Богу нельзя привести за руку, и в нашем бренном мире каждому самому дано про биваться сквозь тьму к свету, искать свою дорогу к храму. Сер дцем и разумом... Т ам ар а Ф ЕДЮ КИНА , соб . корр . «Липецкой г. Елец. газеты » . МАСТЕРА 1 | И Помнится, в конце шес тидесятых, когда я работал в Долгоруково, о директо ре районной киносети за служенномработнике куль туры Ярославе Буцане хо дила такая байка. Прихо дит, мол, к нему, Буцану, Петька Исаев —ординарец легендарного комдива. Об шарил его глазищами, как Анку-пулеметчицу, шаш кой для солидности побря цал и ну задавать ему ка верзные вопросы. — Скажи мне, — гово рит, —мастеровой человек, а сможешь ли тысотворить для нашего любимого това рища Чапаева тачанку-са моходку, чтоб он на ней нас на беляков в атаку водил? — Смогу, Петька, смо гу, — отвечает Ярослав Иванович. — Да ну? А, скажем, сани-самокаты, чтобы они пуще любого жеребца по снегам бежали? —Смогу и сани. — А ежели мы тебе аэроплан закажем, чтоб на ем наш дорогой Василий Ивановичорломпарил, смо- гешь? —Нет, Петька, не смо гу. У меня ангара нет, — огорчил гостя Буцан. ...Сказка—ложь, да в ней намек. Те, кто близко знает Ярослава Буцана, убеждены, что сложись его жизнь иначе, быть бы этому мастеру-самородку видным инженером или конструкто ром. Так считают и многие его ученики, приобщившие ся к изобретательству под его руководством в кружке технического творчества, а ныне ставшие директорами крупных предприятий, ин женерами, военспецами, изо бретателями и рационализа торами. Но трудовой путьЯросла ва Ивановича начинался в послевоенную пору, когда киномеханики на селе в по пулярности не уступали даже летчикам. Это и опре делило выбор, о котором Бу цан сегодня нисколько не жалеет. И даже считает, что именно примитивность тех киноустановок, на которых ему пришлось работать на первых порах, и пробудила в нем тягу к изобретательству и рационализации. Бею оте чественную и зарубежную киноаппаратуру, с которой приходилось сталкиваться, Ярослав Иванович изучил, как говорится, до винтика. А описания сделанных им тех нических усовершенствова ний вполне потянули бы на научную диссертацию. ...Однаждымне пришлось быть свидетелем, как Буцан по звонку сельского киноме ханика «лечил» отказавшую аппаратуру на расстоянии. Рецепт, выданный им по те лефону, включал в себя де сятки вариантов, в том чис ле и с применением подруч ных средств. И буквально через полчаса ему сообщили, что «диагноз» подтвердился, «кино будет». Не случайно после того, какЯрослав Буцан возглавил районнуюкинодирекцию, до лгоруковская киносеть обре ла в области славу «безава рийной». А в середине шес тидесятых Ярославу Ивано вичу одному из первых всис теме кинофикаций было при своено звание заслуженного работника культуры РСФСР. Долгоруковские балагу ры, сочинившие байку о Бу цане и Петьке, вместе с тем нисколько не приврали по части санок-самокатов. Та ких «снегоходов» Ярослав Иванович сделал полдесятка, с каждым разом совершенст вуя прежнюю конструкцию. Но первые, которые он смас терил «бог весть из чего» в пятидесятые годы, ему па мятны особо. На испытание чудо-санок, «бегающих» со скоростью семьдесят кило метров в час, сбежался весь райцентр. А после удачного финиша пассажирами «буца- новского бегунка» перебыва ло все районное начальство. Рассказывают, что один из управленцев даже предлагал за «снегоход» солидную сум му, но Буцан заупрямился. Торговать своим «рукодели ем» не в его правилах. Хотя случись ему открыть со бственное производство хо зяйственной и бытовой тех ники, многим известным фирмамнос бы утер. Из скон струированных имсамоделок можно создать солидную вы ставку. Чего стоит, напри мер, портативная пятикилог раммовая электромельница, способная переработать тон ны зерна? Или «игрушеч ная» электротерка для из мельчения овощей и фрук тов? Б общем, не унимается Буцан. Б свои шестьдесят шесть он не помышляет об уходе на отдых. Правда, сей час, когда кинофикация бро шена государством на произ вол судьбы, своим прямым делом заниматься он может нечасто. Однако его мастеро вые руки, его талант у лю дей по-прежнему в почете. И. АЛЕКСЕЕВ, с. Долгоруково. Щ % ' л ЗНАЙ НАШИХ! п МЕРК УРИИ ТОРОПШ вщонск Благодатный дождь пре мий, призов, поздравлений пролился на журналистов «Задонской правды». Побе див по итогам минувшего года в ряде конкурсов об ластного значения, они удостоились и высокогопри знания в столице. Не так давно «Задонская правда» была названа в числе луч ших печатных средств мас совой информации, ставших победителями объявленного Торгово-промышленной па латой РФ и Союзом журна листов России конкурса «Экономическое возрожде ние России-97». Сегодня в кабинете ре дактора «Задонской прав ды» Биталия Первеева мож но увидеть любопытнуюста туэтку (на снимке), которую он и привез из Москвы. Это главный приз конкурса «Се ребряный Меркурий». Б преддверии юбилея — а в апреле нынешнего года районке исполняется 80 лет — такое внимание коллег вдвойне приятно и заслу женно. А. АЛЕКСАНДРОБ. Л Ш Ш М Ш А аЕпнои ппи» Непредсказуема судьба ма лых сел России... Как-то, услышав, что хво- ростянские культработники ез дили в Козельки с концертом, .поинтересовался у них: где вы ступали — в клубе или на фер-. ме?, . Давно, видно, вы не бы вали в Козельках, — улыбнулся в ответ художественный руково дитель ,ДК Анатолий Зверев. — Все, что сейчас от села оста лось — это семь дворов, насе ление — одни пенсионеры. Уж как они нас ждут! Приедем — наказы, наказы. Мы, конечно, все записываем , передаем в сельскую администрацию. Но единственное, что сами-то мо жем сделать, — это согреть пес ней их поистине озябшие души. ...У Козелек особая биогра фия. Начало ее — в духе исто р и ч е с ко го романа . Ко гда -то один помещик выиграл в карты несколько крестьянских семей в Козельском уезде Калужской губернии и поселил их на голом месте в степи в шести километ рах от станции Хворостянка. Так и появились на карте Козельки. Постепенно из нескольких дом иш е к выросло довольно большое село. В пору расцве та, в 60-е годы нашего века, здесь насчитывалось 70 дворов, население доходило до 500 че ловек. Но путешествие во вре мени, как и в пространстве, иногда заканчивается тупиком... Сравнение с тупиком возни кло у меня в тот момент, когда наша машина с бойкой авто трассы свернула в сторону Ко зелек. Мы еще некоторое вре мя ехали по асфальтированной, добротной доро ге с ровным, судя по всему, недавно уложен ным покрытием. И вдруг она не ожиданно кончилась в ...полуис- чезнувшем селе. Один поэт как-то сравнил покинутые усадьбы с утонувши ми кораблями. Там, на море, вокруг пошедшего на дно судна образуются круги волн, а тут — бурьян расходится кругами? В точности этого сравнения убеждаешься, когда въезжаешь в Козельки. Круг бурьяна поу же — вокруг остатков фундамен та, пошире — там, где следы забора. Дикий кустарник так и прет, заполняя, несмотря на припорошивший его снег, про странство между яблонями и вишнями. Д ере в ь я для ко зе л ь с ки х обитателей — главные ориенти ры. Именно по ним восстанав ливали былой облик села 75- летний Василий Андреевич Кур- зяков и его супруга Анна Федо ровна, с которыми я познако мился возле одной из уцелев ших хат. — В о -он гд е ветлы , там раньше школа была, — прищу рив глаза, показала в сторону мини-рощицы Анна Федоровна. — А вон там, — перевела она взгляд в направлении другого «пятачка» кустарников, — фер ма располагалась. Пожалуй, с фермы и начал ся развал. Решило было руко водство бывшего колхоза «Со ветская Россия» перевести скот в соседние Салтычки, а доярок и скотников возить туда на ра боту. Но только не все вышло так, как задумали. Никто каж дый день ездить на ферму не захотел. Одни после ликвидации МТФ в Козельках совсем в Сал тычки перебрались, другие в Хворостянку подались, третьи ~ ,в Липецк. Началась цепная ре акция. Сократилось население — решили школу ликвидировать, г ребятишек возить на занятия в соседнее село на автобусе. Тут уж и вовсе настроения стали «чемоданными». А когда боль шая часть жителей села разъ ехалась, закрылись магазин, клуб, медпункт. Интересуюсь, не скучновато ли живется пенсионерши? Тем временем на шум наших голо сов из хаты вышли сестра Анны Федоровны и сын Виктор. Все вместе начинают не без юмора рассказывать, как смотрят ве черами телевизор. У кого зре ние получше — пересказывает другим действие на экране. А имеющий хороший слух дубли рует реплики Телегероев... Вчетвером и лошаденку за прягают. Ухаживают за нею тоже сообща. Кстати, лошадь Хво- ростянская сельская админис трация выделила, чтобы за хле бом и другими товарами в «ци вилизацию» ездили. Правда, Курзяковы так до сих пор и не поняли, то ли на няли их в качестве хлебовозов, да зарплату забывают платить, то ли продали лошаденку, да ден ь ги за нее не решаются спросить. Да и откуда они? Пен сия-то — всего 200 тысяч (по- старому) рублей. Только на хлеб да лекарства и хватает. Ну, а лошаденка очень при шлась ко двору. На ней обита тели Козелек — и в магазин, и в больницу. В прежние времена трудновато было добраться в р а с п у ти ц у до Х воро с тя н ки . Слишком уж дорога была не важная. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Несколько лет назад метеором пролетел над крыша ми Козелек самолет липецкого генерала Осканова, врезался в землю в десятке метров от ули цы. Вскоре на том месте поя вился памятник. А так как стали ездить к нему делегации, чтобы почтить память летчика, то и хорошую дорогу проложили. Эта дорога для козельцев как соломинка для утопающего. Теп лится надежда, что привлечет она ка ко го -либо энергичного фермера, поселится он в их местах, и не исчезнут Козель ки. — Земли-то у нас хорошие. По земле — можно здесь жить, — вздыхает Василий Андреевич Курзяков. И о чем-то задумы вается. Может быть, вспоминает, как мечтал его дед, чтобы было землицы вдоволь. А тут вот она, землица; Сколько хочешь ее, но никого не удержала. Не может быть, чтобы ослабла ее притя гательная сила. Обязательно, считает Василий Андреевич, по явятся в этих местах фермеры. Что-нибудь, да значит хорошая дорога. Не может быть, чтобы она превратилась в дорогу в никуда... Вячеслав ИСКОРНЕВ , соб . корр . «Липецкой газеты » . Добринский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz