Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
4 января 1 ^ 8 г*, № 2 (1566) I^И О Ё Ц К Л .Я •/ж га^^ета о ВЫБОРАХДЕПУТАТОВЛИПЕЦКОГООБЛАСТНОГОСОВЕТАДЕПУТАТОВ (П родолж ение . Н ач ал о н а 5-6 стр .) ГЛАВА V. СТАТУС ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ КАНДИДАТОВ Статья 27. Равенство зарегистрированных кандидатов Вое зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных на стоящим областным законом. Статья 28. Гарантии деятельности зарегистрированных канди датов 1. Администрация предприятия, учреждения, организации, коман дир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кан дидата соответствующей избирательной комиссией до дня официально- го опубликования общих итогов выборов обязаны по заявлению, рапорту • зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы в любой день и на любое время в течение этого срока. В этом случае окружная избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает зарегистрированному кандидату де нежную компенсацию в размере, не превышающем трехкратный размер минимальной оплаты труда. 2. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не ^ может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с ра боты или без его согласил переведен на другую работу. 3. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчиты вается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 4. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без со гласия прокурора области к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судеб ном порядке. При даче согласия на привлечение к уголовной ответствен ность, арест прокурор обязан известить избирательную комиссию, осу ществившую регистрацию кандидата. 5. Зарегистрированный кандидат назначает доверенных лиц. Регис трация доверенных лиц осуществляется незамедлительно окружной из бирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. 6. Дрверенные лица получают от окружной избирательной комиссии удостоверения, осуществляют агитационную и иную деятельность, спо собствующую избранию зарегистрированного кандидата. На указанный в пункте 1 настоящей статьи срок администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачивае мый отпуск. Зарегистрированные кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом окружную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные данным дове- • ренным лицам удостоверения. Зарегистрированный кандидат может иметь до 5 доверенных лиц. 7. Полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой ста туса назначившим их зарегистрированным кандидатом. 8. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандида- с момента официального объявления окружной избирательной ко- 4 у | | ^ миссией результатов выборов в средствах массовой информации. 'т Статья 29. Обеспечение равного статуса зарегистрированных кандидатов 1. Зарегистрированные кандидаты, замещающие согласно федераль ному и областному законам об основах государственной службы государ ственные должности категории «А», не вправе использовать преимуществ своего должностного положения. 2. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государствен- ной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой V информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполне ния служебных обязанностей, представляют в окружную избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации и не вправе использовать преимуществ своего должностного или служебного положения. 3 Перечень нарушений принципа равного избирательного права, связанных с использованием преимуществ должностного и служебного положения, установлен пунктом 5 статьи 22 настоящего областного зако на. 4. Зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность категории «А', вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время (отпуск, выходные и праздничные дни, иные дни отдь!ха). Данное правило не действует при использовании зарегистрированным кандидатом бесплат ного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 настояще го областного закона. 5. Журналистам, другим творческим работникам, а также должност ным лицам редакций средств массовой информации, должностным ли- • цам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний за прещается участвовать в освещении избирательной кампании через сред ства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. 6, Нарушение зарегистрированным кандидатом положений, установ ленных настоящей статьей, является основанием для отмены избира тельной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, решения о регис трации кандидата'^ ■’ ГОВНЧВО- (Ч I в1"И , ГЛАВА VI. АГИТАЦИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ Статья 30. Право на агитацию 1. Настоящий областной закон обеспечивает гражданам, обществен ным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации в порядке, установленном законода тельством. 2. Граждане, общественные объединения, политические партии впра ве в допускаемых законом формах и законными методами вести агита цию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (кандидатов). 3. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. 4. Агитация при проведении выборов может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприя тий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитаци- » онных печатных материалов, в иных установленных законом формах. Зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно определять фор му и характер своей агитации через средства массовой информации. 5. В агитации при проведении выборов не могут участвовать члены избирательных’ комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организа ции, религиозные объединения, а также лица, замещающие государствен ные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или ' служебных обязанностей. 6. При публикации результатов опросов общественного мнения, свя занных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опро шенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку во проса, статистическую оценку' возможной погрешности. Статья 31. Сроки проведения агитации 1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. ^ 2, Сроки проведения зарегистрированными кандидатами предвы- ▼ борной агитации на каналах телерадиокомпаний, подпадающих под дей ствие пункта 1 статьи 32 настоящего закона, определяются настоящим областным законом. 3. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зда ний и помещений избирательных комиссий в установленном настоящим областным законом порядке, сохраняются в день голосования на пре жних местах. 4. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосова ния опубликование в средствах массовой информации результатов опро сов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных ис следований, связанных с выборами, не допускается. Статья 32. Общие условия доступа кандидатов к средствам массовой информации 1. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, органи зации, учреждения либо которые финансируются полностью или частич но за счет средств областного и местного бюджетов, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обя зательных платежей по сравнению с другими средствами массовой ин формации, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам рав ные возможности проведения предвыборной агитации. 2. Средства массовой информации, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Оплата кандидатами эфирного времени и печатной продукции должна осуществляться на равных условиях исключительно через соответствую щие избирательные фонды. Статья 33. Условия проведения агитации через электронные средства массовой информации 1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах телерадиокомпаний, под падающих под действие пункта 1 статьи 32 настоящего областного зако на и осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на тер- /■ ритории, на которой проводятся выборы. Указанное эфирное время до лжно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой областной телерадиокомпанией для проведения агитации на выборах, должен быть не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания телерадиокомпании составляет ме нее двух часов, не менее одной четвертой общего объема времени ве щания. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между за регистрированными кандидатами на равных основаниях. Ц * 2. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатно го эфирного времени отводится кандидатам для совместного проведе ния дискуссии, круглых столов и иных аналогичных агитационных мероп риятий. К использованию этом доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты должны быть допущены на равных осно ваниях. 3. Телерадиокомпании, подпадающие под действие пункта 1 статьи 32 настоящего областного закона, обязаны резервировать платное эфир ное время для проведения агитации кандидатами. Указанное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующему кандидату за плату по его требованию. Размер оплаты должен бьць еди ным для всех кандидатов и опубликован не позднее дня, в который начи нается выдвижение кандидатов. При этом каждый кандидат вправе полу чить из общего обгюма зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число за регистрированных кандидатов. Общий объем резфвируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. 4. Регулирование порядка предоставления эфирного времени заре гистрированным кандидатам на каналах телерадиокомпаний, подпадаю щих под действие пункта 1 статьи 32 настоящего областного закона, осуществляется областной избирательной комиссией в установленном законом порядке. 5. Расходы телерадиокомпаний, связанные с предоставлением за регистрированным кандидатам бесплатного эфирного времени, покры ваются за счет текущего бюджетного финансирования телерадиокомпа ний. Статья 34. Условия проведения агитации через печатные сред ства массовой информации 1. Периодические печатные издания, подпадающие под действие пункта 1 статьи 32 настоящего областного закона и распространяемые на территории области, за исключением изданий, учрежденных органа ми государственной власти и органами местного самоуправления ис ключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами. Общий минимальный размер таких площадей, соотношение в нем частей, предоставляемых периодическими печатными изданиями бес платно за счет средств их текущего бюджетного финансирования и на возмездной основе, устанавливаются областной избирательной комис сией. Для специализированных печатных изданий (детских, техничес ких, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в изби рательной кампании в какой бы то ни было форме. 2. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на периодические печатные издания, учрежденные зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными бло ками, а также входящими в избирательных блоки избирательными объ единениями. Статья 35. Условия проведения агитации посредством прове дения массовых мероприятий 1. Государственные органы, органы местного самоуправления обя заны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избира тельным объединениям, избирательным блокам, группам избирателей в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дис куссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Запрещается предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в Государственный свод особо ценных объектов |^льтурного наследия народов Российской Федерации. 2. Заявления о выделении помещений для проведения встреч кан дидатов, их доверенных лиц с избирателями рассматриваются государ ственными органами, органами местного самоуправления не позднее трех дней со дня их подачи. Заявки организаторов митингов, демон страций и шествий рассматриваются органами местного самоуправле ния в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставля ются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведения массо вых мероприятий одному из кандидатов, собственник помещения не вправе отказать другому кандидату. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для зарегистрированных кан дидатов при проведении массовых мероприятий. 4. При проведении встреч кандидатов с избирателями-военнослу- жащими за пределами воинской части всем кандидатам обеспечиваются равные условия. Статья 36. Условия распространения агитационных печатных материалов 1. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, общественные объединения вправе выпускать агитационные печатные материалы. Экземпляры агитационных печат ных материалов или их копии должны представляться в окружную изби рательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандида та. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержать на именования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса места жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименова ние организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовле ние данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска. Распространение агитационных печатных материа лов, не содержащих указанную информацию, запрещается. 3. Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в поме щениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собствен ников или владельцев указанных объектов. Запрещается вывешивание указанных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, 1 ^льтурную и архитектурную ценность, а также в поме щениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования. 4. Органы местного самоуправления по предложению окружной из бирательной комиссии обязаны предусмотреть на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитаци онных печатных материалов. Зарегистрированным кандидатам должны бьпь обеспечены равные условия для вывешивания таких материалов. Сроки, и порядок организации указанных мест устанавливаются област ной избирательной комиссией. 5. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распрос транении подложных агитационных печатных материалов либо агитаци онных печатных материалов, не содер^ад |^ ,); 1 нфрйиад 1 ^|р,,ут^^ддау! 9 .в пунита,?„на.етря.щей .стят^>и принимает .(^еры.по 'цреЬечен 1 ^| 0 .эл:сж дея тельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранитель ные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных печатных материалов . Статья 37. Недопустимость злоупотреблений правом на про ведение агитации 1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установлен ного порядка проведения предвыборной агитации. 2. При проведении агитации не допускаются злоупотребления сво бодой массовой информации: агитация, .возбуждающая социальную, ра совую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению це лостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребле ния свободой массовой информации, запрещенные федеральными за конами. 3. Кандидатам, избирательным объединениям, избирательным бло кам и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запреща ется осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение орга низационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор под писей и другую агитационную работу), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением пе чатных, в том числе иллюстрированных, материалов и значков, специ ально изготовленных для избирательной кампании, а также предостав лять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Кандидаты, избира тельные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные пред ставители и иные лица и организации не вправе при проведении агита ции воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денеж ных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом. 4. Зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, избира тельные объединения, избирательные блоки не вправе заниматься бла готворительной деятельностью, в том числе и за пределами избира тельного округа, в котором выдвинут кандидат, 5. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего областного закона, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать публикации, способные нанести ущерб чести, досто инству или деловой репутации зерегистрированных кандидатов, если эти средства массовой информации не могут предоставить зарегистри рованному кандидату возможность опубликовать опровержение или иные разъяснения в защигу его репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату возмож ности опубликовать до окончания срока предвыборной агитация опро вержение или иные разъяснения в защиту его репутации в средствах массовой информации, которые опубликовали информацию, способ ную нанести ущерб репутации кандидата, может являться основанием для судебной ответственности данных средств массовой информации. 6. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избира тельным объединением, избирательным блоком пункта 2 настоящей статьи избирательная комиссия, а также иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 4 статьи 54 настоящего областного зако на, вправе обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, изби рательным объединением, избирательным блоком установленных стать ями 30-37 настоящего областного закона иных правил проведения пред выборной агитации избирательная комиссия вправе обратиться в соот ветствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а окружная избирательная комиссия также вправе отменить решение о регистра ции кандидата. ГЛАВА VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 38. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов областного Совета производятся за счет средств, выделяемых из областного бюджета. 2. Расходы избирательных комиссий предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете. 3. В случае, если финансирование выборов не осуществляется за счет средств областного бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств областной избирательной комиссии, на которую настоящим областным законом возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, данные расходы оплачиваются за счет кредитов банков, кото рые предоставляются этой избирательной комиссии на конкурсной ос нове. При этом допустимый объем средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете областной избирательной комиссии о расходо вании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов, с учетом изменения установленного федеральным законом минимально го размера оплаты труда. 4. Полученные кредиты, включая начисляемые на них проценты, пок рываются из областного бюджета администрацией области, для которой эти кредиты являются долговым обязательством, и должны быть возвра щены в срок, не превышающий одного года, если соответствующим законом (нормативным правовым актом) не предусмотрен более корот кий срок. При утверждении бюджета на год, следующий за годом прове дения указанных выборов, областной Совет обязан предусмотреть вы плату данных кредитов отдельной строкой в утверждаемом им бюдже те. Возврат кредитов гарантируется областным бюджетом в силу насто ящего областного закона без принятия решения о выдаче гарантии. 5. Финансовые отчеты областной избирательной комиссии о расхо довании бюджетных средств на выборы представляются соответствен но в областной Совет депутатов. Статья 39. Избирательные фонды, порядок их создания и расходования средств этих фондов 1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фон ды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления окружной избирательной комиссии, осуществлённого в со ответствии со статьей 22 настоящего областного закона, о начале сбора подписей избирателей в поддержку данных кандидатов. Зарегистриро ванные кандидаты продолжают ведение открытых счетов собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации. 2. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет сле дующих средств:- собственных средств кандидата в сумме до 20-кратного размера минимальной оплаты труда; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком — соответственно до 30-крат ного; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц соответ ственно до 20- и 30-кратного; ^ средств, выделенных окружной избирательной комиссией кандида ту после регистрации кандидата. 3. Не допускаются добровольные пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, предприятий. Организаций, граждан, лиц без гражданства, международных организаций, российских юридических лиц о иностранным участием, если доля иностранного ка питала превышает 30 процентов, граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учрежде ний и организаций, юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в их уставном капитале, превышающую 30 процен тов, а также пользующихся льготами по уплате налогов и сборбв, воинс ких частей, правоохранительных органов, благотворительных организа ций, религиозных объединений, а также анонимные пожертвования. 4. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, пере- Рнисляются на специальный счет в банке. Данный счет открывается канди датом с разрешения окружной избирательной комиссии. 5. При проведении выборов депутатов областного Совета порядок открытия и ведения указанньрх счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается областной избирательной ко миссией по согласованию с управлением Центрального банка Российс кой Федерации по Липецкой области. 6. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принад лежит создавшим их кандидатам. 7. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных о прове дением избирательной кампании. 8. Средства избирательных фондов могут использоваться на: а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, на правленных на сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата; б) предвыборную агитацию, в) оплату труда, граждан за выполненные (оказанные) ими работы (услуги), непосредственно связанные с проведением избирательной кам пании; г) оплату аренды помещений, оборудования, командировочных рас ходов, транспортных расходов, услуг связи, приобретение канцелярских товаров и оплату других расходов, непосредственно связанных с прове дением избирательной кампании. 9. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (ма териальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кан дидата, только через соответствующие избирательные фонды. Запре щается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно за ниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представи тельствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализа ция товаров, прямо или косвенно связанных с выборами. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, ока зание им -услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц. 10. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в избирательные фонды кан дидатов. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат, изби рательное объединение, избирательный блок при сборе подписей или в период проведения предвыборной агитации, иных предвыборных ме роприятий помимо средств избирательного фонда, использовали и иные денежные средства, окружная избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регистрации кандидата. В случае, если указанные нару шения обнаружены после опубликования результатов выборов, избира тельная комиссия вправе обратиться в суд с заявлением о признании избрания кандидата недействительным. 11. Банк — держатель счета избирательного фонда зарегистриро ванного кандидата по требованию окружной избирательной комиссии обязан периодически предоставлять ей информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на счете данного зарегистрирован ного кандидата. 12. областная, окружная избирательная комиссия до дня голосова ния периодически направляет в средства массовой информации для опуб ликования сведения о поступлении и расходовании средств избиратель ных фондов. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 огаг ьи 32 настоящего, 1 йблай№РГЛ.зашна,,о.бчазн.и за.счет средств,н^.тв.кущето финансирования. публикаеатъ.укааанныв 1 свед ^ия , передаваемые |ИМ 1 из^ бирательными комиссиями для опубликования, в течение трех дней с момента получения. 13. Кандидат, зарегистрированный кандидат не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов обязаны предста вить в окружную избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего фонда, а также обо всех произведенных затратах. Копии указанных отчетов передаются избирательными крмис- сиями средствам массовой информации для опубликования не позднее трех дней со дня их поступления. 14. Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, кандидат, зарегистрированный кандидат обязаны перечислить пропорционально вложенным средствам на счета органи заций и лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления. По истечении 30 дней со дня голосования банк обязан в бесспорном поряд ке перечислить по письменному указанию избирательной комиссии долю средств, причитающуюся соответствующей избирательной комиссии, на ее счет. Другие денежные средства, оставшиеся на специальном счете кандидата, зарегистрированного кандидата, по истечении 60 дней со дня голосования по письменному указанию областной избирательной комиссии банк обязан перечислить в доход областного бюджета. 15. Порядок налогообложения средств избирательных фондов, до бровольных пожертвований и перечислений в указанные фонды, а также расходов из средств указанных фондов устанавливается федеральными законами. 16. Областная и окружные избирательные комиссии осуществляют контроль за порядком формирования и расходования средств избира тельных фондов кандидатов. Статья 40. Контрольно-ревизионная служба Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и прове дение выборов, а также контроля за источниками поступления, правиль ным учетом и использованием денежных средств избирательных фон дов, для проверки финансовых отчетов кандидатов, зарегистрирован ных кандидатов создается контрольно-ревизионная группа при област ной избирательной комиссии с привлечением специалистов из государ ственных и иных органов и учреждений. Для осуществления контроля и проверки могут также использоваться возможности Контрольно-счет ной комиссии области. ГЛАВА VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ГОЛО СОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 41. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в рас поряжение участковой избирательной комиссии главой администрации соответствующего муниципального образования. 2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором разме щаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письмен ными принадлежностями за исключением карандашей. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ука занным помещением участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются информационные материалы о всех за регистрированных кандидатах.. В указанных материалах не должны со держаться агитационные призывы. На стенде помещаются также образ цы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содер жать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избиратель ном округе. 4. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесе ния в нее данных об итогах голосования по мере их установления. 5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким об разом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов учас тковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 42. Открепительное удостоверение для голосования на выборах В случае и порядке, предусмотренных настоящим областным зако ном, избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в поме щение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, за 15 дней до дня голосования и в день голосова ния, вправе получить в участковой избирательной комиссии данного из бирательного участка открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном учас тке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, где даннь 1 й избиратель обладает активным из бирательным правом. Форма открепительного удостоверения утверждается областной из бирательной комиссией. Статья 43. Избирательный бюллетень 1. Для проведения выборов избиратель получает избирательный бюллетень. 2. Избирательные бюллетени изготовляются исключительно по рас поряжению и под наблюдением областной избирательной комиссии и являются документами строгой отчётности, степень защиты кото()ых определяется Центральной избирательной комиссией Российской Фе дерации. Число избирательных бюллетеней, изготовленных в установ ленном законом порядке, не должно превышать более чем на 3 процен та число зарегистрированных избирателей. 3. Форма и цвет избирательного бюллетеня, а также порядок изго товления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготов лению бюллетеней, утверждаются областной избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бю) 1 летеня, утвер жденный окружной избирательной комиссией, должен быть размещен только на одной его стороне. 4. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фа милию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, основное место работы или службы, род занятий каждого зарегистрированного кандидата, информацию о том. кем выдвинут данный кандидат. Принад лежность кандидата к общественному объединению указывается в изби- .рательном бюллетене по желанию самого кандидата. 5. Справа от указанных в пункте 4 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандида тов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. 6. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 7. Избирательные бюллетени типография после выбраковки переда ет по акту членам областной избирательной комиссии, разместившей в соответствии с настоящим областным законом заказ на изготовление избирательных бюллетеней. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов областной избирательной комиссии, доверенных лиц кандидатов унич тожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем со ставляется акт, который подписывается всеми присутствующими лица ми. 8 . Областная избирательная комиссия, получившая избирательные бюллетени из типографии, передает их по акту окружным избиратель ным комиссиям, которые передают бюллетени в таком же порядке не посредственно участковым избирательным комиссиям. 9. Ответственность за правильность передачи избирательных бюл летеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляю щих передачу и получение бюллетеней, 10. Передача избирательных бюллетеней в окружные избиратель ные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосо вания. а в участковые избирательные комиссии не позднее чем за 4 дня до дня голосования. 11. Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту учас тковой избирательной комиссии, определяетсч решением вышестоя щей избирательной комиссии. При этом число бюллетеней, передавае мых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному учас тку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента. 12. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верх нем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комис сии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. 13. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления из бирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указа нию окружных избирательных комиссий, зарегистрировавших кандида тов, вычеркивают в бюллетенях данные о соответствуюицих кандидатах. Статья 44. Порядок голосования 1 . Голосование на выборах проводится в календарный выходной день с В.00 часов до 22 часов по местному времени. В исключительных случа ях по решению областной избирательной комиссии голосование может начинаться и заканчиваться ранее указанного времени, но при той же продолжительности общего времени. 2. О времени и месте голосования окружные и участковые избира тельные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации, лич ного оповещения избирателей или иным способом, а при проведении досрочного голосования — в порядке и сроки, предусмотренные насто ящим областным законом, но не позднее чем за 5 дней до дня голосова ния. 3. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других изби рателей не допускается. 4. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа, а в случае, если избиратель голосует по открепительному удостоверению для голосования на выборах, —также по предъявлении и открепительного удостоверения. 5. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставля ет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяю щего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт докумен та могут быть внесены в список избирателей членом участковой избира тельной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае голосо вания по открепительному удостоверению для голосования на выборах в списке избирателей делаются дополнительные отметки. 6 . Голосование проводится путем нанесения избирателем в избира тельном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандида тов». 7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специаль но оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. 8 . В случае, если избиратель считает, что при заполнении избира тельного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии дан ного избирателя- Испорченный бюллетень погаща%ТРй,)|-й^а?|у|;|^ 0 ставля- ППЧКПОПММДПФ ■|п. йт'-Иэбиратдат, не имек^щий воэможнос 7 Я"рамсял|!Ш 1 игаот>граспи- саться в получении избирательного бюллетеня, заполнитыФюййетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не явля ющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным канди датом, уполномоченным представителем избирательного объединения избирательного блока, доверенным лицом кандидата, наблюдателем. 10. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирате лями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования 11. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраня ется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать ра боте избирательной комиссии либо осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. При этом ко миссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой избирательной комис сии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к отвегственности, предусмотренной федеральными законами. Статья 45. Порядок досрочного голосования 1. Избирателю, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избиратель ную комиссию, на избирательном участке, на котором он включен в спи сок избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосо вать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помеще нии соответствующей окружной (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления изби рателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голо са избирателя при установлении итогов голосования и определении ре зультатов выборов. 2. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему избирательного бюл летеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов окружной избирательной комиссии, которые заверяются печатью окружной изби рательной комиссии. Окружная избирательная комиссия составляет спи сок проголосовавших избирателей. Участковая избирательная комиссия продолжает составление поступившего из окружной избирательной ко миссии списка избирателей, проголосовавших досрочно. 3. Избирательный бюллетень, заполненный проголосовавшим до срочно избирателем, вкладывается избирателем в конверт и заклеивает ся. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответ ственно окружной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. 4. Запечатанный конверт с избирательным бюллетенем хранится у секретаря соответствующей избирательной комиссии в помещении ок ружной избирательной комиссии до момента передачи всех бюллете ней в участковую избирательную комиссию, в помещении участковой избирательной комиссии до дня голосования. 5. В день голосования председатель участковой избирательной ко миссии после официального открытия помещения для голосования в при сутствии членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 19 настоящего областного закона, пе ред началом голосования сообщает о количестве избирателей, проголо совавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запеча танные конверты с избирательными бюллетенями и список избирате лей, проголосовавших досрочно. После этого он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опуска ет избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. Число избирателей, проголосовавиих досрочно (отдельно — в окружной и участковой избирательной комиссии), перед началом голосования вно.- сится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а в списке избирателей против соответствующих фамилий избирателей делается отметка «Проголосо вал досрочно» Статья 46. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возмож ность участия в голосовании избирателям, которые внесены в списки избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоя тельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалид ности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования. 2. Голоярвание вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обра 1 Ьв|^я 'Ф том числе переданного при содействиии других лиц) избирателя ■^';|^^оставлении ему возможности проголосовать вне помещения для го1>»сования. Заявление (обращение) может быть сдела но избирателем влюбое время после формирования участковой избира тельной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования непосредственно в день голосования. Участковая избира тельная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. 3. При регистрации устного обращения в реестре, указанном в пун кте 2 настоящей статьи, указывается время его поступления и проставля ется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму либо сооб щение лица, передавшего обращение. По прибытии членов комиссии к избирателю обращение подтверждается письменным заявлением. 4. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, а также в заявление должны быть внесены те же данные об избирателе, которые содержатся в списке избирателей. 5. Участковая избирательная комиссия должна располагать необхо димым количеством, но не более трех переносных ящиков для голосова ния, которое определяется решением вышестоящей избирательной ко миссии. (Окончание на 8-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz