Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
I®ИПЕЦКАЯ шш газета 4 января 1998 г., N 0 2 (1566) ОВЫБОРАХДЕПУТАТОВЛИПЕЦКОГООБЛАСТНОГОСОВЕТАДЕПУТАТОВ (Продолжение. Начало на 5-й стр.) ГЛАВА III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 15. Система и статус избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов депутатов областного Совета осуществляют следующие избирательные комиссии: избирательная комиссия Липецкой области (областная избиратель ная комиссия); окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. В городах Липецке и Ельце могут формироваться городские (терри ториальные) избирательные комиссии в целях оказания содействия в работе окружных избирательных комиссий. 2. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту из бирательных прав граждан, осуществляют подготовку и проведение вы боров депутатов областного Совета. 3. Полномочия и порядок деятельности областной и других избира тельных комиссий при подготовке и проведении выборов депутатов об ластного Совета устанавливаются настоящим и другими областными за конами. 4. Совмещение избирательной комиссией полномочий по подготовке и проведению выборов и рёфервндумов областного и местного уровней возможно по решению вышестоящей (соответственно уровню выборов) избирательной комиссий, комиссии референдума, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, согласованного с соответствующими представительными органами государственной власти области, местного самоуправления. 5. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пре делах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных ко миссий. 6. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным или областным законам либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе при нять решение по существу вопроса. 7. Областная избирательная комиссия является государственным ор ганом, осуществляющим подготовку и проведение выборов депутатов областного Совета в соответствии с компетенцией, установленной на стоящим областным законом. 8. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции незави симы от органов государственной власти и органов местного самоуправ ления. 9. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной настоящим областным законом, обязатель ны для органов исполнительной власти области, государственных учреж дений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрирован ных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирате лей. . 10. Финансирование деятельности областной избирательной комис сии и других избирательных комиссий при проведении выборов депута тов областного Совета осуществляется за счет средств областного бюд жета. 11. Государственные органы, органы местного самоуправления, уч реждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям со действие в реализации их полномочий, в частности предоставлять'необ- ходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудо вание, сведения и материалы, давать ответы на обращения избиратель ных комиссий в установленный законом срок, а средства массовой ин формации, указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего областного зако на, должны предоставлять возможность для размещения печатной ин формации избирательных комиссий в порядке, установленном настоя щим областным законом. Общественные объединения, предприятия, уч реждения, организации, средства массовой информации, не указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего областного закона, а также их должност ные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходи мые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в установленный законом срок. Статья 16. Формирование и срок полномочий областной изби рательной комиссии, окружных, участковых избирательных комис сий 1. Формирование областной избирательной комиссии по выборам депутатов областного Совета в составе 14 членов осуществляется об ластным Советом депутатов и администрацией области на основе пред ложений избирательных объединений, избирательных блоков, обществен ных объединений, выборных органов местного самоуправления, област ной избирательной комиссии предыдущего состава. При этом государ ственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. Половина членов избирательной комиссии назначается областным Советом депутатов, другая половина назначается администрацией области. Как областной Совет, так и адми нистрация области обязанб! назначить не менее одной трети назначае мого ими количества членов избирательной комиссии на основе посту пивших предложений каждого из избирательных объединений, избира тельных блоков, имеющих с(юакции в Государственной Думе Федераль ного Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, име ющих фракции в областном Совете депутатов. При этом в избиратель ную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из'избирательных объединений, избирательных блоков, 2. Формирование окружных избирательных комиссий в составе от 6 до 8 членов каждая осуществляется на основе предложений избиратель ных объединений,' избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, со ответствующих избирательных комиссий предыдущего состава, а учас тковых избирательных комиссий в составе от 8 до 10 членов каждая —на основе предложений избирательных объединений,- избирательных бло ков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жи тельства, работы, службы, учебы выборным органом -местного самоуп равления. Выборный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава окружной, участковой избирательной ко миссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государствен- ной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избира тельных блоков, имеющих фракции в областном Совете депутатов и в выборном органе местного самоуправления. При этом может быть на значено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. 3. В случае досрочного прекращения полномочий областного Совета депутатов, выборного органа местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии сохраняется за избира тельными объединениями, избирательными блоками, имевшими депу татские фракции в Го^дарственной Думе Федерального Собрания Рос сийской Федерации, областном Совете депутатов, выборном органе мес тного самоуправления последнего созыва. 4. Формирование окружных и участковых избирательных комиссий осуществляется соответственно не позднее пяти и трех дней после обра зования избирательного округа, участка. 5. Государственные служащие и лица, замещающие должности му ниципальной службы в органах местного самоуправ> 1 ения, не могут со ставлять более одной трети от общего числа членов окружной и участко вой избирательной комиссии по выборам депутатов областного Совета. 6. Областная избирательная -комиссия действует на постоянной ос нове и является юридическим лицом. Срок ее полномрчий четыре года и не может быть менее срока полномочий областного Совета депутатов. 7. Срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов областного Совета равен сроку полномочий областного Сове- • та. 8. Срок полномочий участковой избирательной комиссии прекраща ется через 10 дней со дня официального опубликования результатов вы боров в случав, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) указанных из бирательных комиссий, в результате которых был нарушен порядок голо сования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судеб ное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вы несения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышес тоящей комиссией или судом. 9. Избирательная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее 15 дней после вынесения решения о назначении ее членов. При этом в состав избирательной комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной ко миссии прежнего состава прекращаются. Статья 17. Статус членов избирательных комиссий 1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов госу дарственной власти, органов местного самоуправления, выборные до лжностные лица органов государственной власти и органов местного са моуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их до веренные лица, уполномоченные представители избирательных объеди нений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, а также члены 'избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов. 2. Под непосредственным подчинением в настоящем областном за коне понимаются служебные отношения между руководителем и подчи ненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно распорядительными полномочиями,, то есть имеет право приема на ра боту и \вольнения подчиненного или в пределах должностных полномо чий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязатель ные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыс кания. 3. Член избирательной комиссии не может быть одновременно чле ном вышестоящей или нижестоящей избирательной комиссии. 4. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом реша ющего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных ■комиссий. 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса осво бождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: подаЧи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации ; вступления в законную силу обвинительного приговора судб в отно шении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии решением суда, вступив шим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, без вестно отсутствующим или умершим; смерти члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии на основании заявления соответствующей избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности; появления оснований, предусмотренных пунктом 1настоящей статьи. 6. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего юлоса прекращаются также в случае расформирования избирательной комиссии в соответствии со статьей 18 настоящего областного закона. 7. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан на значить нового члена избирательной комиссии вместо члена, который выбыл по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленны ми пунктами 1 и 2 статьи 16 настоящего областного закона. 8. Председатель областной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, замещает должность в комиссии на постоянной (штатной) основе. Председатель областной избирательной комиссии до лжен иметь, как правило, высшее юридическое образование или ученую степень в области права. 9. Член областной избирательной комиссии с правом решающего голоса может работать в комиссии на постоянной (штатной) основе. 10. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, ра ботающий на постоянной (штатной) основе, не может замещать другие государственные должности, находиться на государствённой или муници пальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачивае мой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творчес кой деятельности. 11. Органы государственной власти области принимают необходи мые меры по материальному и социальному обеспечению замещающих должность на постоянной (штатной) основе членов областной избира тельной комиссии и работников аппарата указанной комиссии. Размер и виды денежного содержания работающих на постоянной (штатной) осно ве членов избирательной комиссии определяются нормативными право выми актами области и не должны быть менее размера и видов денежно го содержания»лиц, замещающих государственные должности категории «А» в администрации области. 12. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, ос вобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Чле ну избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденно му на период подготовки и проведения выборов от основной работы, дополнительная оплата труда может производиться за счет средств, вы деленных на проведение выборов, в размерах и порядке, установленных областной избирательной комиссией. 13. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса на период проведения выборов не может быть привлечен без согласия про курора области к уголовной ответственности, подвергнут мерам адми нистративного взыскания, налагаемым в судебном порядке. '14. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в пе риод проведения выборов не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на дру гую работу. 15. После регистрации окружной избирательной комиссией кандида та данный кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, заре гистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные, комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. 16. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права вьщачи изби рательных бюллетеней, участия в сортировке и. подсчете избирательных бюллетеней, составления протокола об итогах голосования, результатах выборов, права участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии и права подписывать решения избирательной комиссии. 17. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей изби рательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования ; вправе задавать другим участникам заседания избирательной комис сии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; , вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), вклю- .чая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носите лях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и полу чать копии этих документов и материалов (за исключением списков изби рателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих копий; вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 18. Полномочия членов избирательной комиссии с правом совеща тельного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, были избра ны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах депутатов областного Совета; полномочия остальных членов из бирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после официального опубликования ре зультатов выборов. 19. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает уста новленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением выборов, в проведении которых принимает участие данная избирательная комиссия. 20. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совеща тельного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, и переданы друго му лицу. Статья 18. Расформирование избирательной комиссии 1. В случае нарушения окружной, участковой избирательной комис сией избирательных прав граждан, повлекшего признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, областной избиратель ной комиссией в порядке, установленном Федеральным и-настоящим областным законами (в том'чиеле.на аонованиихА(двбного решения) не действительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, указанная избирательная комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной пун ктом 2 статьи 53 настоящего областного закона. 2. С заявлением в суд о расформировании областной избирательной комиссии вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов областного Совета, а также Центральная из бирательная комиссия Российской Федерации. 3. С заявлением в суд о расформировании окружной, участковой из бирательной комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов областного Совета, а также областная избирательная комиссия. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. 4. Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмот рению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии рассматри вается судом коллегиально. 5. Органы государственной власти либо орган местного самоуправ ления, в полномочия которых входит формирование избирательной ко миссии, обязаны сформировать соответствующую избирательную комис сию не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии. 6. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекраще ние полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с пра вом совещательного голоса. Статья 19. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо. Для присутствия на заседаниях указанным лицам не требуется дополнительное разреше ние. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить опо вещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания. На заседаниях также вправе присутствовать уполномоченные представи тели избирательных объединений, избирательных блоков, представители средств массовой информации. 2. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах мас совой информации, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего областно го закона, за счет средств текущего бюджетного финансирования указан ных средств массовой информации и передаются в иные средства мас совой информации в сроки, установленные федеральным и областным законодательством. 3. В день голосования с момента начала работы участковой избира тельной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках впра ве присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, представители средств массовой информации, ино странные (международные) наблюдатели. 4. В помещение участковой избирательной комиссии, сформирован ной на избирательном участке, образованном в воинской части, больни це, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе вре менного содержания, а также в помещение для голосования на этом из бирательном участке должен быть обеспечен доступ всем членам изби рательной комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи. 5. Наблюдатели, представители средств массовой информации, ино странные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих прото колов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повтор ном подсчете голосов избирателей. 6. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письмен ной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объедине нием, избирательным блоком, общественным объединением, чьи интере сы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, места" жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 7. Указанные в пункте 6 настоящей статьи документы могут быть предъ явлены в участковую избирательную комиссию в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в окружную избирательную комиссию — с начала работы по составлению протокола об итогах голосования на соот ветствующей территории до окончания указанной работы. 8. Наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателей; б) находиться в помещении для голосования соответствующего изби рательного участка в день голосования в любое время в период, указан ный в пункте 3 настоящей статьи; в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки изби рателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашен ных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов изби рателей на-избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспе чивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; зна комиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюл летенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования иных доку ментов в период, указанный в пункте 3 настоящей,статьи; д) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; е) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комис сий об итогах голосования и результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо состав ленных ими в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить ука занные копии; ж) обжаловать в порядке, установленном статьей 53 настоящего об ластного закона, действия (бездействие) участковой избирательной ко миссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд; з) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях. 9. Наблюдатель не вправе: а) выдавать избирателям избирательные бюллетени; б) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избира тельных бюллетеней; в) заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллете ни; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; д) принимать непосредственное участие в проводимом членами из бирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избира тельных бюллетеней; е) совершать действия, препятствующие работе избирательной ко миссии; ж) вести агитацию среди избирателей; з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией. 10. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосова ния, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов. 11. Заверение копий протоколов и иных документов избирательных комиссий производится председателем или секретарем избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись «копия верна», расписываются и проставляют печать соответству ющей избирательной комиссии. Статья 20. Полномочия избирательных комиссий 1. Областная избирательная комиссия: обеспечивает единообразную реализацию федерального и областного законодательства о выборах, в том числе на основе рекомендаций и ме тодических указаний Центральной избирательной комиссии; руководит работой окружных и участковых избирательных комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия нижесто ящих избирательных комиссий и принимает по ним решения; обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов; осуществляет контроль за законностью проведения выборов; устанавливает единую нумерацию избирательных округов и избира тельных участков; утверждает форму и цвет избирательного бюллетеня, форму списка избирателей, других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление и снабжение ими избирательных комиссий; рассматривает вопросы материально-технического обеспечения, под готовки и проведения выборов; устанавливает итоги голосования в целом по территории области, публикует их в печати, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; составляет список лиц, избранных депутатами, и передает этот спи сок и необходимые документы в областной Совет депутатов; организует в случае необходимости повторные выборы в областной Совет депутатов; организует подготовку и проведение выборов вместо выбывших де путатов ; распределяет между окружными и участковыми комиссиями денеж ные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, и обес печивает контроль за целевым расходованием этих средств; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим зако ном 2. Окружная избирательная комиссия: осуществляет контроль за исполнением федерального законодатель ства и настоящего закона о выборах в областной Совет депутатов на территории избирательного округа; руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматри вает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) этих из бирательных комиссий и принимает по ним решения; регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выбо рах всем кандидатам в депутаты: утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по из бирательному округу; распоряжается денежными и материальными средствами, выделен ными на подготовку и проведение выборов по избирательному округу; устанавливает итоги голосования и результаты выборов по избира тельному округу передав! их в областную избирательную комиссию, обес печивает передачу в архив документации, связанной с проведением вы боров: контролирует обесггечение участковь 1 х избирательных комиссий по- меищниями, транспортогл, связью и рассматривает иные вопросг.! их ма териально-технического обеопечения; ■ • ' ..щ орггаиизует. подготовку-щироведвние выборов вместо выбывших де путатов: осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим зако ном. 3. Участковая избирательная комиссия: оповещает население о месте нахождения участковой избиратель ной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рас сматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, избиратель ных ящиков и другого оборудования; организует на участке голосование в день выборов, а также досроч ное голосование; производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выбо ров и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим зако ном. Статья 21. Организация деятельности избирательных комис сий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллеги ально. 2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избиратель ной комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседа нии из числа членов избирательной комиссии с правом решающего го лоса. Организацию проведения данного заседания осуществляют пред ставители соответствующих органов, сформировавших эту избиратель ную комиссию. 4. Заседания избирательной комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной ко миссии, а также по требованию не менее одной трети членов избира тельной комиссии с правом решающего голоса. 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обя зан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. 6. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов из бирательной комиссии с правом решающего голоса. Заседание област ной избирательной комиссии является правомочным, если на нем при сутствует не менее двух третей членов избирательной комиссии с пра вом решающего голоса. 7. Решения избирательной комиссии об избрании председателя, за местителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по во просам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несосто- явшимися или недействительными, о проведении повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 15 и пунктами 6, 7 и 8 статьи 54 настоящего областного закона, принимаются на заседании избирательной комиссии большинст вом голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 8. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимают ся большинством голосов от числа присутствующих членов избиратель ной комиссии с правом решающего голоса. 9. При принятии решений избирательной комиссией в случае равно го числа голосов «за» и «против» голос председателя избирательной ко миссии является решающим. 10. Решения избирательной комиссии подписываются председате лем и секретарем избирательной комиссии. 11. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, при нятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мне ние, которое должно бьггь рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трех дневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голо сования, — незамедлительно. 12. Областная избирательная комиссия имеет аппарат, структура и штаты которого устанавливаются комиссией самостоятельно. Работники данного аппарата являются государственными служащими. Избиратель ные комиссии могут привлекать к выполнению работ, связанных с подго товкой и проведением выборов, нештатных работников по трудовым со глашениям. ГЛАВА IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 22. Право выдвижения кандидатов 1. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующе го избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты также могут быть вьщвинуты избирательными объединениями, избирательны ми блоками. 2. Выдвижение кандидатов возможно при условии представления пись менного заявления лица о согласии баллотироваться кандидатом и обя зательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата согласно пункту 6 статьи 4 настоящего областного закона. Указанное заявление вместе с письменным уведомлением о на чале сбора подписей направляется в соответствующую окружную изби рательную комиссию. 3. Установленный настоящим областным законом период выдвиже ния кандидатов (сбора подписей) должен составлять не менее 30 дней. 4. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обя занности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. -И» 5. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем областном законе следует понимать: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осу ществления в служебное время деятельности, способствующей выдви жению и (или) избранию; использование помещений, занимаемых государственными органа ми или органами местного самоуправления, для осуществления деятель ности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут исполь зовать эти же помещения на таких же условиях; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, ин формационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) из бранию; бесплатное или на льготных условиях использование для осущес твления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципаль ной собственности; проведение сбора подписей, предвыборной агитации государствен ными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 32 настоящего областного закона, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации. Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обя занностей перед избирателями. Статья 23. Выдвижение кандидатов непосредственно избира телями 1. Вьщвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы изби рателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с письменным уведомлением об этом окружных избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов.Одновременно с письменным уведомлением представляются документы, указанные в пункте 2 статьи 22 настоящего закона. Соответ ствующая избирательная комиссия в 3 дневный срок проверяет право мерность выдвижения кандидата и выдает письменное подтверждение в приеме документов, после чего начинается сбор подписей в поддержку кандидата. 2. В соответствии с федеральным законодательством не может уста навливаться такое требование к выдвижению кандидата непосредствен но избирателями как необходимость проведения собрания избирателей с определенным числом его участников. Статья 24. Выдвижение кандидатов избирательными объеди нениями, избирательными блоками 1. Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, изби рательные блоки. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата. 2. Выдвижение кандидатов от областных отделений общероссийских избирательных объединений и областных избирательных объединений, зарегистрированных в установленном законом порядке в Управлении юстиции, осуществляется тайным голосованием на их конференциях (со браниях). 3. Избирательные блоки образуются избирательными объединения ми. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на конфе ренциях (собраниях) каждого из избирательных объединений, после чего уполномоченными представителями этих избирательных объединений подписывается совместное решение о создании избирательного блока. Решение о выдвижении кандидатов избирательным блоком принимается на конференции (собрании) представителей избирательных объедине ний, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными предста вителями избирательных объединений, входящих в избирательный блок. Избирательные блоки подлежат регистрации в областной избирательной комиссии непосредственно после их образования. Входящие в избира тельный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самосто ятельных избирательных объединений. 4. В решении о выдвижении кандидатов от избирательных объедине ний (блоков) указываются избирательный округ, по которому выдвигает ся кандидат, данные на этого кандидата и данные на уполномоченных представителей избирательных объединений (блоков). Одновременно с письменным уведомлением в соответствующую окружную избиратель ную комиссию представляются протокол конференции (собрания) изби рательного объединения (блока), копия свидетельства о регистрации из бирательного объединения, зарегистрированный устав объединения и другие документы, указанные в пункте 2 статьи 22 настоящего закона. Соответствующая окружная избирательная комиссия, которую письмен но уведомило через своего уполномоченного представителя избиратель ное объединение, избирательный блок о выдвижении кандидата, в трех- дневный срок проверяет правомерность выдвижения кандидата и выдает письменное подтверждение о приеме документов. После этого начинает- ся сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутою кандидата. Статья 25. Сбор подписей избирателей в поддержку кандида-^^ тов 1. В поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирате лями, избирательными объединениями, избирательными блоками, соби раются подписи избирателей по форме, установленной настоящим об ластным законом (приложения М№ 1, 2). Количество подписей, неабхо» димых для регистрации кандидатов, не может быть менее 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 настоящего областного закона. Максимальное количество подписей не должно превышать уста новленное их предельное число более чем на 15 процентов. 2. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладаю щих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на вьщвижение. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и возна граждение избирателей за внесение подписей, не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах вьщачи заработной платы запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основа нием для признания окружной избирательной комиссией либо судом не действительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кан дидата. 3. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолет нему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат, из бирательное объединение, избирательный блок могут заключать с ли цом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оп- ж лата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата. 4. Избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его доку мента, дату внесения подписи. Статья 26. Регистрация кандидатов 1. Кандидаты при наличии необходимого количества подписей изби рателей, собранных в их поддержку, регистрируются соответствующей окружной избирательной комиссией по письменному заявлению канди дата о самовьщвижении, а также представлению отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их со гласии баллотироваться по данному избирательному округу. 2. Подписи избирателей вместе с соответствующими заявлениями кандидатов представляются в окружную избирательную комиссию не поз днее 25 дней до дня выборов. В последний день подписи принимаются до 18 часов местного времени. 3. Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов, обя зана их проверить, причем проверке могут подлежать либо все представ ленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки. При обнаружении среди проверяемых подписей 2% недостоверных подписей или недостаточного для регис трации соответствующего кандидата количества достоверных подписей избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата. О прове дении каждой проверки должны извещаться все представившие установ ленное количество подписей для регистрации кандидата представители избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, вы двинувших кандидатов, а также сами кандидаты. При проведении про верки подписей, представленных каждым избирательным объединением, избирательным блоком, кандидатом, включая проведение выборки под писей для проверки, вправе присутствовать все представившие установ ленное количество подписей кандидаты, представители кандидатов, из бирательных объединений, избирательных блоков, вьщвинувших канди датов, представители избирателей, осуществивших инициативу выдви жения кандидата. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдви жения кандидата до представления подписей в избирательную комис сию, если это ими специально отмечено. 4. Соответствующая окружная избирательная комиссия в течение 5 дней после дня принятия подписных листов с подписями избирателей, собран ных в подц№жку кандидатов, обязана принять решение о рет истрации кан дидатов либо об отказе в регистрации. 5. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избира тельному округу. 6. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объеди нением, избирательным блоком, в соответствующем решении окружной избирательной комиссии отмечается факт его вьщвижения соответству ющим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своем независимом статусе либо о принадлежности к какому-либо общественному обгюдинению. » 7. В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная избира тельная комиссия обязана в течение суток выдать кандидату либо упол номоченному представителю избирательного объединения, избиратель ного блока, группе избирателей, избирателю копию решения избира тельной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут служить недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, превышение установлен ной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, ^ подвергшихся проверке, нарушение установленного настоящим област ным законом порядка сбора подписей, нарушение порядка создания из бирательного фонда и расходования его средств’ , а также иные основа ния, предусмотренные настоящим областным законом. 8. Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования. 9. Избирательное объединение, избирательный блок в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования, вправе отозвать вы двинутого ими кандидата по решению органа, выдвинувшего кандидата. 10. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо будет зарегистрирован один канди дат, выборы в данном избирательном округе по решению окружной из бирательной комиссии откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последу ющих избирательных действий. 11. При наступлении указанных в пункте 10 настоящей статьи обсто ятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обсто ятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 6 статьи 37 настоящего областного закона, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата. (Продолжение на 7-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz