Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
"ТЩИПЕН,КА Я •/ж газета 4 января 1998 г., № 2 (1566) О В Ы Б О Р А Х Г Л А В Ы А Д М И Н И а Р А Ц И И Л И П Е Ц К О Й О Б Л А С Т И (Продолжение. Начало на 1-3 стр.) 2. Избирательные бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению и под наблюдением областной (окружной) изби рательной комиссии и являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется Центральной избиратель ной комиссией Российской Федерации. Число избирательных бюл летеней, изготовленных в установленном законом порядке, не до лжно превышать более чем на 3 процента число зарегистрирован ных избирателей. 3. Формы и текст избирательного бюллетеня, а также порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются областной (окружной) избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голо сования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. 4. Избирательный бюллетень содержит в ^фавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, основное место работы или Службы, род занятий каждого зарегис трированного кандидата, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат. Принадпехочость кандидата к общественному объедине нию указывается в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата. 5. Справа от указанных в пункте 4 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квад рат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. 6. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 7. Избирательные бюллетени типография после выбраковки передает по акту членам областной (окружной) избирательной ко миссии, разместившей в соответствии с настоящим областным законом заказ на изготовление избирательных бюллетеней. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, ра ботники типографии в присутствии членов областной (окружной) избирательной комиссии, доверенных лиц кандидатов уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем состав ляется акт, который подписывается всеми присутствующими лица ми. ^ 8. Областная (окружная) избирательная комиссия, получившая избирательные бюллетени из типографии, передает их по акту тер риториальным избирательным комиссиям, которые передают бюл летени в таком же порядке участковым избирательным комиссиям. 9. Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осущес твляющих передачу и получение бюллетеней. 10. Передача избирательных бюллетеней в территориальные избирательные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые избирательные комиссии — не позднее чем за 4 дня до дня голосования. 11. Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением тер риториальной избирательной комиссии. При этом число бюллете ней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента. 12. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избиратель ной комиссии, которые заверяются печатью участковой избиратель ной комиссии. 13. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовле ния избирательных бюллетеней участковые избирательные комис сии по указанию областной (окружной) избирательной комиссии вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующих кандидатах. Статья 43. Порядок голосования 1. Голосование на выборах проводится в календарный выход ной день с 8.00 до 22.00 часов по местному времени. В исключи тельных случаях по решению областной (окружной) избирательной комиссии голосование может начинаться и заканчиваться ранее указанного времени, но при той же продолжительности общего вре мени. 2. О времени и месте голосования территориальные и участко вые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массо вой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования — в порядке и сроки, предусмотренные настоящим областным законом, но не позднее чем за 5 дней до дня голосова ния. 3. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. 4. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включен ным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменя ющего его документа, а в случае, если избиратель голосует по для г< пр^йАзвлении Л открепихел(5нргс ;1;^;да^^и|1ги>)Збирательного .................... . ставлф'^,|даис!кё избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя по его прось бе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей чле ном участковой избирательной комиссии с правом решающего го лоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае голосования по открепительному удос товерению для голосования на выборах в списке избирателей де лаются дополнительные отметки. 6 . 'Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор; либо к позиции «Про тив всех кандидатов». 7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в спе циально оборудованной кабине или специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. 8. В случае, если избиратель считает, что при заполнении изби рательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избира тельной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюл летень, делая при этом соответствующую отметку в списке избира телей против фамилии данного избирателя. Испорченный бюлле тень погашается, о чем составляется акт. 9. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно рас писаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюл летень, вправе воспользоваться для этого помощью другого изби рателя, не являющегося членом избирательной комиссии, заре гистрированным кандидатом, уполномоченным представителем из бирательного объединения, избирательного блока, доверенным лицом кандидата, наблюдателем. 10. Заполненные избирательные бюллетени опускаются изби рателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосова ния. 11. Член участковой избирательной комиссии немедленно от страняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются вос препятствовать работе избирательной комиссии либо осуществле нию гражданином своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой из бирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстра ненного члена участковой избирательной комиссии, а также уда ленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотрен ной федеральными законами. Статья 44. Порядок досрочного голосования 1. Избирателю, который в день голосования будет отсутство вать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию, на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена воз можность проголосовать досрочно путем заполнения избиратель ного бюллетеня в помещении соответствующей территориальной (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) избирательной комиссии. Избиратель ная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования и определении результатов выборов. 2. Если избиратель голосует в помещении территориашьной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подпи си двух членов территориальной избирательной комиссии, которые заверяются печатью территориальной избирательной комиссии. Тер риториальная избирательная комиссия составляет список прого лосовавших избирателей. Участковая избирательная комиссия про должает составление поступившего из территориальной избира тельной комиссии списка избирателей, проголосовавших досрочно. 3. Избирательный бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем в конверт и за клеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой избиратель ной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей из бирательной комиссии, а также подписью избирателя, проголосо вавшего досрочно. 4. Запечатанный конверт с избирательным бюллетенем хранит ся у секретаря соответствующей избирательной комиссии, в поме щении территориальной избирательной комиссии до момента пе редачи всех бюллетеней в участковую избирательную комиссию, в помещении участковой избирательной комиссии до дня голосова ния. 5. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии после официального открытия помещения для голосова ния в присутствии членов участковой избирательной комиссии, на блюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего областного закона, перед началом голосования сообщает о коли честве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избиратель ными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших до срочно. После этого он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избиратель ные бюллетени в стационарный ящик для голосования. Число из бирателей. проголосовавших досрочно (отдельно — в территори альной и участковой избирательной комиссии), перед начгшом го лосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосова- Г,ми и з б и р | |е » * \ |^ й а 9 1 ^ 4 )Ф 9 ^ низация голШ)вания вне номещёнйя-дйя го |М И , Зрганизащ ния и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а в списке избирателей против соответствующих фамилий избирате лей делается отметка «Проголосовал досрочно». Статья 45. Порядок голосования избирателей вне поме щения для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить воз можность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здо ровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного за явления или устного обращения (в том числе переданного при со действии других лиц) избирателя о предоставлении ему возмож ности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время пос ле формирования участковой избирательной комиссии, но не позд нее чем за 4 часа до истечения времени голосования непосред ственно в день голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. 3. При регистрации устного обращения в реестре, указанном в пункте 2 настоящей статьи, указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефоног рамму либо сообщение лица, передавшего обращение. По прибы тии членов комиссии к избирателю обращение подтверждается пись менным заявлением. 4. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосова ния, а также в заявление должны быть внесены те же данные об избирателе, которые содержатся в списке избирателей. 5. Участковая избирательная комиссия должна располагать не обходимым количеством, но не более трех переносных ящиков для голосования, которое определяется решением вышестоящей изби рательной комиссии. 6. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям (обращениям), получают под роспись избирательные бюллетени. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с пра вом решающего голоса, которые должны иметь при себе предва рительно опечатанный (опломбированный) в участковой избиратель ной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое ко личество избирательных бюллетеней установленной формы, заве ренную выписку из реестра, указанного в пункте 2 настоящей статьи, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (обращении) о предоставлении возможности проголо совать вне помещения для голосования, поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении возможности проголо совать вне помещения для голосования, а также необходимые пись менные принадлежности для заполнения избирателем избиратель ного бюллетеня. 7. Голосование вне помещения для голосования осуществляет ся с соблюдением требований статьи 43 настоящего областного закона. 8. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель про ставляет Серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение избиратель ного бюллетеня. Члены комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявле нии также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного. 9. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избиратель ные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. 10. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявле ниям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствую щей графе (графах) списка избирателей делается особая отметка «Голосовал вне помещения для голосования». 11. При проведении голосования вне помещения для голосова ния вправе присутствовать члены избирательной комиссии с пра вом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжаю щими для проведения голосования членами участковой избиратель ной комиссии возможности прибытия к месту проведения голосо вания не менее чем двум членам избирательной комиссии с пра вом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разны- 1ЛЬНЫ- пдкф а лосо вания должна исключать возможность нарушения избквательных прав избирателя, а равно искажения волеизъявления й^ирателя. 12. В случае, если избиратель, от которого поступило заявле ние (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой из бирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой избирательной ко миссии не вправе выдать ему в помещении комиссии избиратель ный бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя и установления фак та, что голосование указанным избирателем вне помещения для голосования не производилось. 13. Число письменных заявлений избирателей, а также число выданных, использованных и возвращенных избирательных бюл летеней отмечается в отдельном акте, в котором также указывают ся сведения о членах участковой избирательной комиссии с пра вом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения голосования. Статья 46. Протокол участковой избирательной комис сии об итогах голосования 1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. 2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах го лосования должен содержать; а) номер экземляра; б) обозначение проводимых выборов; в) слово «Протокол»; г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка; д) строки протокола: строка 1: число избирателей, внесенных в список; строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных учас тковой избирательной комиссией; строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избира телям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 — в помещении территориальной избирательной комиссии; строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 6; число избирательных бюллетеней, выданных избира телям на избирательном участке в день голосования; строка 7: число избирательных бюллетеней, выданных избира телям, проголосовавшим вне помещения для голосования; строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; , строка 9: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число действительных избирательных бюллетеней; строка 11: число недействительных избирательных бюллетеней, в том числе отдельными сроками 12 и 13 — число бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 12 статьи 47 настоящего областного закона, и число бюллетеней, не содержа щих отметок ни по одной из позиций; строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избира тельных бюллетенях, включая позицию «Против всех кандидатов». В случае проведения голосования по открепленным удостове рениям для голосования в протокол об итогах голосования вносят ся также строки; строка 13а: число открепительных удостоверений для голосова ния на выборах, полученных участковой избирательной комиссией; строка 136: число открепительных удостоверений для голосова ния на выборах, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования; строка 13в; число избирателей, проголосовавших по открюпи- тельным удостоверениям для голосования на выборах на избира тельном ^астке ; е) перечень жалоб (заявлений) актов и иных документов, при лагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председа теля, секретаря и других членов избирательной комиссии и их под писи; з) дата и время подписания протокола; и) печать избирательной комиссии. 3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 47. Порядок подсчета голосов избирателей и со ставления протокола об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и глас но членами участковой избирательной комиссии с правом решаю щего голоса. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окон чания времени голосования и проводится без перерыва до уста новления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюда тели. 3. После окончания времени голосования члены участковой из бирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего областного закона, подсчитывают, погашают, отрезая левый ни жний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение подписей членов комиссии и печати комиссии, проставленных на бюллетене), затем оглашают и зано сят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, ис порченных избирателями, в строку 5 протокола об итогах голосова ния и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, нахо дящуюся в помещении для голосования. 4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей по избирательным бюллетеням председатель, заместитель предсе дателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглаша ет и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму: число избирателей, внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковой из бирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из кон вертов досрочно проголосовавших избирателей в помещении тер риториальной избирательной комиссии, в указанное число не вхо дят). 5. В случае проведения голосования по открепительным удос товерениям для голосования на выборах в строки 13а, 136 и 13в протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму также заносятся и следующие данные: число открепительных удостоверений для голосования на вы борах, полученных участковой избирательной комиссией; число открепительных удостоверений для голосования на вы борах, выданных участковой избирательной комиссией избирате лям на избирательном участке; число избирателей, проголосовавших по открепительным удос товерениям для голосования на выборах на избирательном участ ке. 6. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, про голосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей). 7. После этого председателем или секретарем избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключа ющее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Даль нейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 20 настоящей статьи. 8. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществля ется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с пра вом решающего голоса. 9. При непосредственном подсчете голосов вправе присутство вать члены участковой избирательной комиссии с правом совеща тельного голоса, наблюдатели, иные лица, перечисленные в пункте 1 статьи 18 настоящего областного закона. 10. Непосредственный подсчет голосов избирателей произво дится в специально отведенных местах, оборудованных таким об разом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательно го голоса. Членам избирательной комиссии, за исключением пред седателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться пись менными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комис сии для всех присутствующих при подсчете. 11. При непосредственном подсчете голосов участковая изби рательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неуста новленной формы. Бюллетени неустановленной формы при под счете голосов не учитываются. 12. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ве дется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней установленной формы, чем число за явлений избирателей, содержащих отметку о количестве получен ных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном перенос ном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется от дельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосова ния и в котором указываются фамилии и инициалы членов избира тельной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительных бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. 13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. ющего голоеа сортируют избирательные бюллетени)" извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голо-' сам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, по данным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллете ни неустановленной формы и недействительные бюллетени. При этом члены участковой избирательной комиссии с правом решаю щего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более избиратель ных бюллетеней не допускается. 15. Затем производится подсчет голосов избирателей по бюл летеням установленной формы. Не менее чем два члена избира тельной комиссии подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату. Полученные данные заносятся в строку 14 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму. 16. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммиру ются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюл летени, по которым невозможно установить волеизъявление изби рателя. В случае возникновения сомнений при признании бюллете ня недействительным участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной сторюне бюллетеня указываются причины его недействительности. Эта запись подтвер ждается подписями не менее трех членов комиссии и заверяется печатью комиссии. Количество недействительных бюллетеней за носится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. 17. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его уве личенную форму число действительных избирательных бюллете ней. 18. Члены участковой избирательной комиссии оглашают и за носят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования. 19. После этого с рассортированными бюллетенями для голо сования вправе визуально ознакомиться члены избирательной ко миссии с правом совещательного голоса, наблюдатели под кон тролем членов участковой избирательной комиссии с правом ре шающего голоса. 20. После этого производится проверка контрольных соотноше ний данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избиратель ная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования. 21. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экзем плярах и подписывается всеми присутствующими членами участко вой избирательной комиссии с правом решающего голоса с про ставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания. 22. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом за пись с указанием причины их отсутствия. Протокол является дей ствительным, если он подписан большинством от установленного числа членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса. 23. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосова ния карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При под писании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протоко ла, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоко ле делается соответствующая запись. 24. По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего областного закона, участковая избирательная комиссия немедлен но после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изгото вить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее. 25. Первый экземпляр протокола участковой избирательной ко миссии об итогах голосования после подписания его всеми при сутствующими членами участковой избирательной комиссии с пра вом решающего голоса незамедлительно направляется в террито риальную избирательную комиссию и возврату в участковую изби рательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протоко ла об итогах голосования приобщаются особые мнения членов учас тковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, пос тупившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на нару шения соответствующих законов, на основании которых проводят ся выборы, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения избирательной комиссии и составленные участковой из бирательной комиссией акты. Заверенные копии указанных доку ментов и решений избирательной комиссии приобщаются ко вто рому экземпляру протокола. 26. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной за коном избирательной документацией, включая избирательные бюл летени, а также печать участковой избирательной комиссии хра нятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатан ном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии. 27. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой из бирательной комиссией. 28. При нлпичии технических средств участковые избиратель ные комиссии вправе использовать при голосовании на выборах эти технические средства для подсчета голосов, в том числе изби рательных бюллетеней. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не име ющей юридической силы информацией. 29. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей. 30. Данные протокола об итогах голосования передаются по техническим каналам связи в электронном виде (в рамках государ ственной автоматизированной информационной системы либо иной технической системы) в территориальную избирательную комис сию с обязательным последующим представлением первого эк земпляра протокола об итогах голосования, а также всей избира тельной документации, включая избирательные бюллетени, в тер риториальную избирательную комиссию при наступлении первой возможности непос[зедственно либо иным способом, обеспечива ющим сохранность избирательной документации и доставку ее по назначению. 31. Порядок использования технической системы передачи ин формации о выборах, порядок и сроки передачи, обработки и ис пользования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи в электронном виде данных протокола об итогах голосования, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Статья 48 . Обработка голосования в территориальных избирательных комиссиях и областной избирательной ко миссии 1 . Первые экземпляры протоколов об итогах голосования учас тковых избирательных комиссий немедленно после их подписания членами избирательной комиссии поступают непосредственно в территориальную избирательную комиссию, определяющую итоги голосования на соответствующей территории. 2. На основании данных протоколов об итогах голосования пос ле предварительной проверки правильности их составления терри ториальная избирательная комиссия путем суммирования содер жащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соот ветствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, осуществляют не посредственно члены территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса. 3. По итогам голосования территориальная избирательная ко миссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе непосредственно участковых избирательных комиссий на соответ ствующей территории, о числе поступивших протоколов непосред ственно участковых избирательных комиссий, на основании кото рых составляется протокол об итогах голосования, а также сум марные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий, установленным пунктом 2 статьи 46 настоящего облас-: тного закона. 4. Протоколы территориальных избирательных комиссий состав ляются в трех экземплярах и подписываются всеми присутствую щими членами территориальной избирательной кокхиссии с правом решающего голоса. К протоколам приобщается составляемая в трех экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответ ствующей территории, включающая в себя полные данные всех поступивших в территориальную избирательную комиссию прото колов об итогах голосования. Член избирательной комиссии с пра вом решающего голоса, который не согласен с протоколом в це- лом или с отдельными его положениями, вправе приложить к про токолу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствую- ’ щая запись. 5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мне ния членов территориальной избирательной комиссии, составляв шей протокол, а также поступившие в указанную избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего облас тного закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) ре шения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений указанной избирательной комиссии приобщаются ко вто рому экземпляру протокола. 6. Первый экземпляр протокола территориальной избиратель ной комиссии после его подписания незамедлительно направляет ся вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах го лосования в областную (окружную) избирательную комиссию. 7. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов терри ториальной избирательной комиссии с правом совещательного го лоса, составлявшей протокол, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего областного закона, присутство вавших при установлении итогов голосования и составлении п р о -^ л токолов, а также с другой документацией, предусмотренной з а к о - ^ В ном, хранится секретарем территориальной избирательной к о м и с - ^ ^ сии в охраняемом помещении. 8. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таб лицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членами43биратвкпъной.^х)миссии,-.составившей .про токол, и членам избирательной комиссии с правом совещательно го голоса, наблюдателям, иным лицам,'указаннанив пункте 1 стал»! 18 настоящего областного закона. 9. В случае, если после подписания протокола об итогах голо сования и (или) сводной таблицы территориальная избирательная комиссия выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов участковых избирательных комис сий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесе нии уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении территориальная комиссия в обязательном порядке ин формирует своих членов с правом совещательного голоса, наблю дателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массо вой информации. В этом случае территориальная избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный». Указанный протокол незамедлительно направляется в областную (окружную) избирательную комиссию. ^ 10. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об Щш- итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосова- т ния или возникновении сомнений в правильности составления про токолов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей из бирательной комиссии, областная (окружная) избирательная ко миссия вправе принять решение о проведении повторного подсче та голосов избирателей территориальной избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующей территории или избирательном участке. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в при сутствии члена (членов) избирательной комиссии с правом решаю щего голоса, составившей и утвердившей протокол, который под лежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей. Избирательная комиссия, осущес твляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комис сии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего областного а закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного ^ подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета го лосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая та кой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на кото ром делается отметка «Повторный подсчет голосов». Протокол не замедлительно направляется в областную (окружную) избиратель ную комиссию. Статья 49. Порядок определения результатов выборов 1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах го лосования, полученных из территориальных избирательных комис сий, путем сложения содержащихся в них данных результаты вы боров определяет областная (окружная) избирательная комиссия. Члены указанной комиссии с правом решающего голоса устанав ливают результаты выборов лично. О результатах выборов состав ляются в трех экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. Областная (окружная) избирательная комиссия признает выборы состоявшимися, если в голосовании приняло участие не менее 25 процентов избирателей от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей. Избранным главой администрации области считается канди дат, получивший в ходе голосования наибольшее число голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами, а также боль шее число голосов, чем против всех кандитатов. При равном коли честве голосов избранным считается кандидат, зарегистрирован ный раньше. Областная (окружная) избирательная комиссия после подписа ния протокола о результатах выборов извещает кандидата, избран ного главой администрации области, и после официального сооб щения о результатах выборов осуществляет регистрацию избран ного главы и выдает ему соответствующее удостоверение. 3. Выборы признаются областной (окружной) избирательной комиссией несостоявшимися в случаях, если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей, внесенных в списки избирате лей, либо если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов изби рателей, поданных против всех кандидатов. В этих случаях назнача- ' ются повторные выборы. 4. Областная (окружная) избирательная комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с до стоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков; в) по решению суда. 5. Документация избирательных комиссий всех уровней, вклю чая бюллетени и открепительные удостоверения, подлежит хране нию. При этом сроки хранения бюллетеней не могут быть менее одного года с® дня опубликования итогов голосования и результа тов выборов, а протоколов и сводных таблиц избирательных ко миссий — менее одного года со дня объявления даты следующих выборов. 6. Порядок хранения и передачи в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласова нию с соответствующими государственными архивными органами. (Окончание на 5-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz