Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

23 декабря 1998 г., № 247 (20875) Первые впечатления, которые я испытала, попав в это учреждение , — неподдельный восторг и . . . оби ­ д а . Ну п о ч ем у р ан ьш е такого не было? Почему мое детство прошло не так весело и интересно, к а к у этих ребятишек? Прохожу по миниатюрным кори ­ дорчикам , вдыхаю сладковато-мо­ лочный запах готовящегося обеда . Вокруг мелькают симпатичные р е - ВСЕ ЛЕТИ — НАШИ бячьи м о р д аш ки . О зорны е глаза светятся любопытством: кто на сей раз к нам пожаловал? Так сказочное государство, под чрезмерно официальным названием «начальная школа-детский сад № 59», расположенное в Липецке в с а ­ мом центре 19 микрорайона , при ­ няло меня в свои владения. 4 вско­ ре и уходить отсюда уже не хоте­ ло сь . . . МЫ НАЧИНАЛИ С НУЛЯ — Вижу, вам у нас понрави­ лось, — поймав мой взгляд, улыб­ нулась Раиса Гладышева, заве­ дующая этим учреждением. — Что ж, без ложной скромности ска­ жу: нас любят. Родители приво­ дят своих чад чуть ли не со всего города. А бабушки, дедушки, папы и мамы нашего микрорай­ она частенько приходят на кон­ церты, которые воспитатели го- . товят вместе с детьми. И оста- ' ются очень довольны. Этот мини-городок в течение нескольких лет сумел буквально завоевать свое место под солн­ цем. Давно идет по городу слава о юных артистах из здешнего цирка «Светлячок», из музыкаль­ но-драматической студии «Бала­ ганчик», созданных на базе сада. Все достижения — результат упорной, кропотливой работы коллектива. Но заметен он стал не сразу. — Мы начинали с нуля, — рас­ сказывает Раиса Антоновна, — в восемьдесят втором году мне предложили возглавить новый детский сад. Тогда он еще толь­ ко строился. Пришлось, помогая строителям, самой и краски вы­ бирать, и стройматериалы. Очень уж хотелось сделать что-то не­ обычное, чтобы детям жилось как в сказке. Замысел удался. К моменту сдачи объекта каждая комната для групп была окрашена в от- кдельный цвет— новшество по тем гвременам. С любовью отделан­ ные помещения пришлись ма­ леньким хозяевам по душе. Уже тогда много внимания уделялось эстетике. А теперь... Такому разнообразию все­ возможных игр, рабочего инвен­ таря можно только позавидовать. Миниатюрные парикмахерские, аптеки, магазины, настоящий де­ ревянный кукольный дом, мини­ гостиная, прекрасные спортив­ ный и музыкальный залы, обору­ дованные всем необходимым классы... Именно здесь, играя, учась друг у друга, юные липча­ не и постигают жизнь. А еще они обучаются различ­ ным наукам. Вот уже третий год здесь проводится эксперимент. Начиная с полутора лет дети жи­ вут общ ей дружной семьей вплоть до пятого класса обще­ образовательной школы, не вы­ ходя за стены милого их сердцу учреждения. Здесь они, чередуя игры,спортивные мероприятия и развлечения, учатся читать, пи­ сать и даже изучают английский язык начиная с четырех лет. Уро­ ки ведут опытные учителя, зани­ маясь с ребятишками по извест­ ной сегодня многим педагогам программе «1-4». Они же помо­ гают ученикам и с домашним за- « воспитайте мальчика , ВОСПИТАЙТЕ ДЕВОЧКУ, ЧТОБ НА БЕЛОМ СВЕТЕ ПРОДОЛЖАТЬСЯ ВАМ...» данием. По результатам кон­ трольных работ, тестирования, уровень обученности школьников очень высокий. Так что, возвра­ щаясь вечером с работы, роди­ тели могут быть спокойны за школьные успехи своего чада. Необычную форму работы с подрастающим поколением быс­ тро заметили в сфере образова­ ния. С февраля нынешнего года садик обрел статус «начальной школы-детского сада». Тем не менее, коллектив продолжает внедрять что-то новое, разраба­ тывает оригинальные программы. — Конечно, ни о к а к ^ экспе­ рименте речь бы не шла, если у нас не было бы хорошей мате­ риальной базы, — откровеннича­ ет Раиса Гладышева, — и мы очень благодарны за помощь своим шефам из акционерных обществ «Хлебозавод N° 5», «Ли- пецкмолоко»,^ так^ке горжилуп- равлению № 1. Но еще больше я благодарна администрации го­ рода, городскому управлению образования и, конечно, своему коллективу. Люди, работающие со мной, — педагоги по призва­ нию. И в этом смысле я — счас­ тливый человек. КОГДА КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ — Знаете, у нас есть даже свой гимн — своеобразная визит­ ная карточка учреждения, — до­ полняет своего начальника за ­ мдиректора Лариса Данковцева. И тут же хорошо поставленным голосом нежно поет; — «Воспи­ тайте мальчика, воспитайте де ­ вочку, чтоб на белом свете про­ должаться вам...» Работать в детский сад она пришла совсем юной, закончив машиностроительный техникум. Малыши, почувствовав ласку и доброту, мгновенно потянулись к Ларисе. Да и она поняла, что ее призвание — дети. Закончила ЛГПИ , и теперь, помимо до ­ лжностных обязанностей,куриру- 'ет раздел художественно-эстети­ ческого воспитания,возглавляет музыкально-драматическукэшту- дию «Балаганчик». Сколько ска­ зок уже показано зрителям! «Бре­ менские музыканты», «Приключе­ ния Буратино», «Снежная Коро­ лева»... Даже взрослые с нетер­ пением ждут каждой новой пре­ мьеры. А что уж говорить про ре­ бят! Нину Морхову — еще одного заместителя директора — весь — Я согласна с мнением, что плохих детей не бывает, есть пло­ хое воспитание, — говорит Раи­ са Антоновна. — Малыши — они такие живые, им все интересно. Но развивать их интересы необ­ ходимо в нужном направлении. У самой Раисы Антоновны двое сыновей. Старший в детст­ ве занимался танцами, младший до сих пор увлекается шахмата­ ми. Хотя... На самом деле сыно­ вей и дочек у нее гораздо боль­ ше — более трехсот. Потому что за всех своих питомцев она пе­ реживает, как за родных детей. — Вот скоро будем выпускать первых наших ласточек в обще­ образовательную школу, в сред­ нее звено. А потом станем наби­ рать новых ребятишек. Так и пой­ дет все своим чередом. Из задуманного, пожалуй, реализовать удалось все. Преем­ ственность — детский сад -шко­ ла, как говорится, — налицо. Хотя, считает Гладышева, можно и кое- что «доработать». К примеру, не­ плохо было бы расширить кол­ лектив. Профессионалов все же не хватает. Требуется специалист для театральной студии. Но это уже дело времени. А пока нужно закрепить то, коллектив уважительно называет «мозговым центром». Опыта ра­ боты ей не занимать. Закончила Московский институт культуры, трудилась воспитателем. А те­ перь... Ни одно мероприятие не обходится без ее участия. А про Ларису Орлову — ин­ структора по физической культу­ ре — вообще можно рассказы­ вать до бесконечности . С о ­ бственно, вся работа начальной школы-детского сада специали­ зируется на физической подго­ товке малышей: это и лечебная гимнастика, и различные секции (баскетбол, акробатика). Кстати, об акробатике. Лари­ са Эриковна — дипломант и лау­ реат всероссийских конкурсов «Мастер педагогического труда» — разработала авторскую «Про­ грамму обучения детей основам акробатики». Заниматься начина­ ет с ребятишками четырехлетне­ го возраста и... делает из них .НДСТрящих артистов. Кто хоть раз " ‘побывал на представлении цир- 43 «Светлячок», наверняка согла- ■ 0 1 ТСЯ с этим мнением. Четкость "•'движений, пластика, артистизм, шикарные костюмы и сам воз­ раст исполнителей еще никого не оставили равнодушным. Но са­ мое главное — здоровье детей. Подмечено, что процент заболе­ ваемости здесь значительно ниже, чем в других учебных за­ ведениях. Регулярные физичес­ кие нагрузки приносят огромную пользу. ...Беседуя с воспитателями, просматривая по «видео» кассе­ ту с записями праздников, я не­ вольно ловила себя на мысли: как удалось сплотить воедино такой коллектив? Ведь творческие люди — натуры сложные. — Случалось всякое, — не скрывает заведующая, — была большая текучесть кадров — не все выдерживали наш ритм ра­ боты. Остались настоящие про­ фессионалы: Ирина Евсюкова, Инна Соловьева, Галина Черны­ шова, Вера Токарева, Лидия Шадрина — всех не перечислишь. Могу сказать лишь одно: когда люди увлечены общим делом, остальное придет само собой. Не случайно ведь в городских кон­ курсах «Воспитатель года» педа­ гоги нашего учреждения занима­ ют первые места. ЭКСПЕРИМ ЕНТ ЗАВ ЕРШ ЕН . РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ . Наверное, самое главное в любом деле — увидеть результат своего труда. Ребенок попадает в детский сад совсем маленьким, несмышленым, а выходит с до­ вольно объемным багажом зна­ ний. . Культура, воспитанность, умение общаться в коллективе, прекрасное физическое развитие — вот что стремится дать своим подопечным любой воспитатель. что есть. С уверенностью можно сказать, что школа-детский сад, •повторяя слова Раисы Антонов­ ны, развивается «в нужном на­ правлении». Воспитателей и ре­ бятишек часто приглашают на различные мероприятия, город­ ские праздники. День города. День учителя. День Победы. Где уже только не выступали малень­ кие артисты! И везде — аплодис­ менты, восхищенные взгляды... Каждый день у ребят запол­ нен до отказа. Скучать не прихо­ дится. — Не тяжело ли малышам работать в таком режиме? — спрашиваю я Раису Антоновну. — Да что вы, это у нас рабо­ та, а для них — игра. А играть они готовы хоть целый день напро­ лет. Главное, чтобы было инте­ ресно. Вот и приходится новые номера придумывать, шить кос­ тюмы. Мы вместе с ними и поем, .и танцуем. С родителями тесно сотрудничаем. А впрочем, вы сами все видите. И для меня и для моих коллег школа-сад — это и работа, и дом. Различий уже не существует... Наталья ТОНКИХ. На снимках: за советом — - к заведующей; на уроках нам совсем не скучно. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. Г а р р и к О Г Л Н Щ З О В : «ОРКЕПР - ПУТЬ К ВИРТУОЗНОМУ МАСТЕРСТВУ» Несколько слов о профес­ сии дирижера . Это исполни­ тельская профессия — точно такая же, как пианист, скрипач. Но она несколько отличается: дирижер практически не игра­ ет — он руководит, он как бы аккумулирует большую группу исполнителей своей творчес­ кой концепцией . Он должен быть психологом, уметь орга ­ низовать большой коллектив, потому что у каждого — свои индивидуальные особенности, каждый исполнитель — это лич­ ность. Моя музы кальная жизнь развивалась по ступеням, как и у большинства дирижеров, — училище, консерватория, аспи­ рантура. После окончания му- зучилища работал руководите­ лем различных оркестров— ду­ хового, эстрадного, народных инструментов, руководство хо­ ром. Все это мне, неопытному музыканту, разрешалось д е ­ лать в замечательном Дворце культуры далекого удмуртско­ го города 1^лазова: я был един­ ственным сп еци ал и с том со средним музыкальным образо­ ванием. Лишь потом понял, на­ сколько это полезно и важно уметь ориентироваться в раз ­ личных оркестрах, ансамблях, стилях, решать разные творчес­ кие задачи, научиться общению с музыкантами, которыми ру­ ководишь. Я так подробно ос ­ танавливаюсь на начальном, «самодея тельном » п ер и о д е своей музыкальной карьеры, потому что лишь сегодня, пос­ ле нескольких десятилетий ра ­ боты, сполна ощущаю значи­ мость первых шагов к профес­ сионализму. Более тридцати лет назад я возглавил музыкально-драма­ тический театр в Житомире. За ­ кончил аспирантуру в С в ер ­ дловске у очень известно го дирижера М арка Павермана — профессора, народного артис­ та РСФСР, первого лауреата Всесоюзного конкурса (кроме него, лауреатами этого конкур- Вот уже десятый, юбилейный, сезон прово­ дит Липецкий муниципальный симфонический оркестр. За это время коллектив вырос, прежде всего качественно, приобрел постоянную публи­ ку. В чем немалая заслуга его нынешнего худо­ жественного руководителя и главного дирижера Г. Оганезова. Сегодня мы предоставляем слово Гаррию Минеевичу, са были Рахлин, Мравинский, Мелик-Пашаев, К. Иванов). Это плеяда, собственно, и опреде ­ лила нашу советскую дирижер­ скую школу. Работал с оркестрами р аз ­ ных городов — Кур гана ,'Томс ­ ка, Свердловска, Одессы, Кие­ ва, Барнаула и т. д ., достаточ­ но много гастролировал. Д ири ­ жеры, надо заметить, как пра­ вило, долго не возглавляют оркестры — в среднем до д е ­ сяти лет, потому что творчески повторяются. Дирижер , даже несмотря на свою очень боль­ шую значимость в том или ином коллективе, должен его менять. Сейчас работаю в Вороне­ же в институте искусств, пре ­ подаю на кафедре оркестрово­ го дирижирования и параллель­ но провожу с Воронежским ака­ демическим симфоническим оркестром концерты. Это бы­ вает эпизодически — от пяти до десяти концертов в год, сей­ час даже реже, потому что мно­ го занят в Липецке. Вообще, так заведено, что дирижеры работают в нескольких местах. Это чаще связано не с мате -, риальной, а с творческой пот­ ребностью. В Липецке я уже четвертый сезон. Работа оркестра на с е ­ годняшний день, смею сказать, стабилизировалась. Тоже были поиски: он привыкал ко мне, я — к нему. «Сошлись» на об­ щности главной нашей цели — ведь все мы отлично понима­ ем, что публика неинтересные программы не посещает. Очень благодарная, грамот­ ная и знающая в Липецке пуб­ лика. Она в состоянии разо ­ браться в любом стиле — с ка ­ жем , в сложной симфоничес­ кой музыке и в легкой, эстрад ­ ного направления. Были вы­ ступления чуть-чуть слабее — и они прошли стороной, зри ­ теля не задели. Мы поняли, что такие программы не нужны. Четкая репертуарная политика — основа нашей работы. Мы понимаем: если неграмотно , несвоевременно и неинтерес­ но подобран репертуар — он просто-напросто городу не ну­ жен. Ни тому городу, который нас содержит — администра­ ция, управление культуры, ни тому городу, который нас слу­ шает — публика, зрители. Ну вот, скажем , открытие нынешнего сезона , казалось бы, получилось эклектичное. И Глинка , и такой эстрадный , броский Энеску, туг же совре­ менный автор Вершинин, и тут же композитор Лядов с музы­ кой н а р о д н о г о п л а н а . Мы умышленно это сделали — для того чтобы показать, что сим ­ фонический оркестр — много­ жанровый, многоликий. И слу­ шателям такая многоликость, полистилистичность обязатель­ но нужна: они в состоянии «пе­ реварить» сочинения и двадца­ того века, и, например, XVII — XVIII веков — барокко или ран­ ний классицизм, им просто не­ обходима такая музыкальная информация. Оркестр липецкий (это мое мнение как художественного руководителя) — один из самых благодатных творческих кол­ лективов для дирижера. Испол­ нители не заражены пренебре­ жительным отношением к сво­ ему труду, у них нет задачи единственно заработать день­ ги, — хотя все, конечно, мате­ риально нуждаются (зарплаты у музы кантов , как и у всех творческих работников, невы­ сокие). Мы не ждем , когда нам повысят зарплату, — мы наце­ лены совершенно на другое: нам нравится этот творческий путь. Коллектив выполняет большой объем разной рабо­ ты — иногда внезапной(напри­ мер, творческий вечер Хренни­ кова со сложной музыкой стал известен за две недели до на­ чала — и мы с удовольствием и старательно под го товили и провели его). Наша работа плановая. Все сезоны отличались разнообра­ зием , и этот не станет исклю­ чением. Он посвящен 200 -л е - тию со дня рождения А. С. Пуш­ кина. Мы, естественно, вкрап­ ляем в кажд ую п р о гр ам м у произведения, связанные с его именем, и стараемся не толь­ ко формально отметиться, а по­ казать, насколько величие од­ ного гения воплощается в ве­ личии других гениев — в музы­ ке — через сюжеты Пушкина, через его тексты, через его идеи. Сейчас надо бы выделить ещ е одну интересную особен­ ность — более тесное содру­ жество с камерным хор ом ,ко ­ торое раньше было эпизодич­ ным. Готовится на февраль со­ вместно с ним «Реквием» Мо ­ царта, а к закрытию сезона, в день рождения Пуш кина , — опера «Алеко» Рахманинова по «Цыганам» Пушкина в концер­ тном исполнении. Готовим так­ же «Аиду» Верди, тоже в подо­ бном исполнении — вот уже три такие крупные работы, где на­ деемся на участие не только камерного хора, но и других хоровых коллективов города. Выпустим ряд не менее ин­ тересных программ. Например, в «Вечере виртуозной музыки» уже есть возможность ярко продемонстрировать незауряд­ ное исполнительское мастер­ ство оркестра . Молодежная группа наших скрипачей плани­ рует показать «Перпетуум мо- биле» чешского композитора Новачека, также сложное про­ изведение. Исполнят — пока­ жут правомерность участия молодых артистов , недавно окончивших музыкальное учи­ лище (некоторые ещ е учатся) в таком сложном коллективе, как симфонический оркестр. Н а д ею с ь , п р о д о л ж и т с я творческое содружество с со ­ временными композиторами, будем стараться пропаганди­ ровать их музыку — и местных, и авторов других регионов. Ду ­ маю, что такие обширные пла­ ны вполне осуществимы и на­ верняка воплотятся в жизнь, поскольку мы пользуемся под­ держкой мэра города, имеем грамотное, четкое руководство городского управления культу­ ры и все время ощущаем пос­ тоянное внимание к себе го ­ родских властей. Записала Елена БОЙКОВА. На снимке: Г. Оганезов и липецкий оркестр — закон­ чен еще один концерт... ШИПЕЦКАЯ • / Ж г а з е т а СПОРТКУРЬЕР «ГАЗОВИК» - ЧЕМПИОН ЕЛЬЦА в Ельце завершилось открытое пер­ венство города по волейболу, в котором приняли участие десять команд, в том числе задонский «Автодор». Гости ус­ пешно выступили в турнире, заняв вто­ рое место. А победителем турнира стал елецкий «Газовик».! На третьем месте — студенты Елецкого пединститута. «ЧЕРНЫЙ ДРАКОН» БЫЛ СИЛЬНЕЙШИМ в Воронеже прошел открытый чем­ пионат области по спортивному у-шу, ко­ торый организовала и провела регио­ нальная федерация «Шаолинь-пай». В со­ ревнованиях приняли участие большое количество клубов и школ, входящих в эту федерацию. Нашу область представ­ лял добринский клуб «Черный дракон». Два первых, два вторых и одно третье места —таков итог выступлений добрин- ской команды. Все четверо спортсменов из «Черного дракона» были награждены почетными грамотами и ценными по­ дарками, а президент федерации С. Куз­ нецов вынес личную благодарность до- бринцам за участие в турнире и пригла­ сил их участвовать в чемпионате Черно­ земья и международных соревнованиях «Шаолиньский дракон». УСПЕХ СОПУТСТВОВАЛ ХОЗЯЕВАМ ЛЬДА в 21-й раз во Дворце спорта «Звезд­ ный» прошел традиционный Всероссий­ ский турнир по фигурному катанию «Ли­ пецкие узоры». В нем приняли участие юные спортсмены Москвы, Норильска, Санкт-Петербурга, Тамбова и Липецка. Успешно выступили хозяева льда. Ма­ рия Мухортова была второй в Группе де- вушек-одиночек, выступавших по про­ грамме кандидатов в мастера спорта, Татьяна Кокорева в младшей возрастной группе заняла третье место. Среди старших юношей "серебря­ ным" призером стал Сергей Добрин, а Сергей Корев — "бронзовым". «Липец­ кие узоры» стали своеобразной провер­ кой перед предстоящим в январе в Мос­ кве чемпионатом России среди юных фи­ гуристов младшего и среднего возраста «Хрустальный конек». ДАНКОВСКИЕ ПЛОВЦЫ ПОБЫВАЛИ В РЯЗАНИ По установившейся традиции в Ряза­ ни открытым первенством области по плаванию среди школьников стартовал новый спортивный сезон. В этих сорев­ нованиях приняли участие воспитанни­ ки Данковской ДЮСШ. Победителями и призерами стали члены команды Ирина Броскина, Елена Сафонова и Алексей Де­ довский, братья Алексей и Александр Шебановы, Людмила Коротеева, Анна Усова и Александр Маслак. МИРОВОЙ РЕКОРД ВЕТЕРАНА в Ельце прошел турнир по гиревому спорту. Он оказался представительным и богатым на высокие результаты. Поч­ ти во всех весовых категориях победи­ ли мастера спорта, а вне официальной программы был установлен и мировой рекорд . Соревнования проходили во Дворце культуры «Эльта», а спор за по­ беду вели рколо 80 атлетов из Липецка, Ельца, Усмани, Становлянского, Крас- нинского и Елецкого районов. ^ Первый чемпиок мираГ прошедшего первенства в Липецке, в 1993 году, 55- летний Алексей Воротынцев из Станово­ го добился рекордного достижения в не­ традиционном поднятии гири: в течение часа он вырвал снаряд весом в 16 кг по­ переменно левой и правой рукой 1723 (!) раза и превзошел прежнее достиже­ ние литовца Бразаускаса на 77 под­ ъемов. Рекорд, установленный в присут­ ствии трех судей международной кате­ гории и соблюдением всех необходимых условий. В командном зачете первенствовали спартаковцы Ельца, опередившие кол­ лективы Елецкой дистанции пути и Ус­ мани. Среди юношей тройка призеров выглядит так: Краснинский район, «Спар­ так» (Елец) и Елецкий район. . В личном зачете лучшими стали: 60 кг —чемпион мира 1993 года Михаил Ро­ дионов (Становое), 65 кг —Владимир Не­ стеров (Елецкий район), 70 кг — Андрей Юнин (Елец), 75 кг — Геннадий Черны­ шов (Усмань), 80 кг — Илларий Кораб­ лев, 90 кг — Игорь Новиков, свыше 90 кг — Игорь Богданов (все — Елец). Подготовил Юрий КУЛИНИЧ. V!? к ВОПРОСУ ОБ АДЕКВАТНОМ ПОЧТЕНИИ П о ч т и о д н о в р е м е н н о и с п о л н и л о с ь 8 0 л е т А . С о л ж е н и ц ы н у и 9 5 — Г . Г а з д а н о в у . О д ­ н а к о е с л и А л е к с а н д р а И с а е в и ч а у н а с з н а ­ е т п р а к т и ч е с к и в с я к и й , т о Г а й т о ( Г е о р г и ю И в а н о в и ч у ) Г а з д а н о в у , о с е т и н у п о н а ц и о ­ н а л ь н о с т и , с п о п у л я р н о с т ь ю в Р о с с и и и т е м б о л е е в С С С Р ( п о ч е м у — с к а ж е м ч у т ь н и ж е ) п о в е з л о н е с р а в н е н н о м е н ь ш е . Х о т я т о , ч т о о н п е р в о к л а с с н ы й , м и р о в о й з н а ч и м о с т и п и с а т е л ь , к т о м у ж е п р о ж и в ш и й ж и з н ь с т о л ь ж е , в п р и н ц и п е , д р а м а т и ч н о , к а к и А . С о л ж е н и ц ы н , н и у к о г о и з м а с с ы а н а л и ­ з и р о в а в ш и х е г о т в о р ч е с т в о л и т е р а т о р о в с о ­ м н е н и й н е в ы з ы в а л о . П о с и л е т а л а н т а Г . Г а з д а н о в а с р а в н и в а л и с В . Н а б о к о в ы м , И . Б у н и н ы м , И . Б а б е л е м , Б . П и л ь н я к о м . О п е р в о м р о м а н е п и с а т е л я — « В е ч е р у К л э р » — в о с т о р ж е н н о о т о з в а л с я М . Г о р ь к и й . Т а к п о ч е м у л и ш ь в 9 0 - м г о д у М о с к в а ( и з д а т е л ь с т в о « Х у д о ж е с т в е н н а я л и т е р а т у ­ р а » ) п о з н а к о м и л а н а ш и х ч и т а т е л е й с о с б о р ­ н и к о м р о м а н о в Г . Г а з д а н о в а ? Д л я о т в е т а д о с т а т о ч н о с а м ы м к о н с п е к т и в н ы м о б р а з о м у к а з а т ь о с н о в н ы е м о м е н т ы б и о г р а ф и и Г е ­ о р г и я И в а н о в и ч а . Р о д и л с я в П е т е р б у р г е ; е г о : п р е д к и н е м а л о с д е л а л и д л я р а з в и т и я р у с с к о - о с е т и н с к и х с в я з е й ; 1 5 - л е т н и м ( ! ) ю н о ш е й Г а й т о о т п р а в л я е т с я в Д о б р о в о л ь ­ ч е с к у ю а р м и ю ( н е с т о л ь к о п о п о л и т и ч е с ­ к и м м о т и в а м , с к о л ь к о р а д и п о и с к а « н о в ы х о щ у щ е н и й » ) . З а т е м с о т к а т о м б е л ы х в К р ы м — Т у р ц и я , и н а к о н е ц , с 2 3 - г о г о д а и д о к о н ц а с в о е й ж и з н и — п и с а т е л ь н е д о ­ ж и л д н я д о 6 8 - л е т и я — Ф р а н ц и я , у ч е б а в С о р б о н н е , р а б о т а , в о с н о в н о м . . . н о ч н ы м т а к ­ с и с т о м . Б г о д ы в о й н ы — у ч а с т и е в д в и ж е ­ н и и С о п р о т и в л е н и я , к о н т а к т ы с с о в е т с к и ­ м и п а р т и з а н а м и ; н о с 5 3 - г о г о д а — с л у ж б а в п а р и ж с к о м о т д е л е н и и р а д и о с т а н ц и и « С в о ­ б о д а » . Г . Г а з д а н о в — п и с а т е л ь к о н т р а с т о в . Р о с ­ с и й с к о е д е т с т в о и о т р о ч е с т в о т е с н о с п а я н ы у е г о л и р и ч е с к и х г е р о е в с р е а л и я м и и п е р ­ с о н а ж а м и с у г у б о ф р а н ц у з с к о г о т о л к а . О н ч а с т о ж а л о в а л с я н а с в о ю н е у с т р о е н н о с т ь , о д и н о ч е с т в о к а к э м и г р а н т а , з а т о е г о р о м а ­ н ы и р а с с к а з ы э с т е т и ч е с к и с о в е р ш е н н ы , д а е щ е с н е п р е м е н н ы м и с о б е с е д н и к а м и и о с о ­ б е н н о « р о к о в ы м и » , м а г н е т и з и р у ю щ и м и с о б е с е д н и ц а м и . О н п и щ е т к н и г у « Н о ч н ы е д о р о г и » о н и щ е т е р у с с к о й э м и г р а ц и и и п а ­ р и ж с к и х т р у щ о б — и в м е с т е с т е м и з - п о д е г о п е р а в о з н и к а е т н а с к в о з ь « б у р ж у а з н ы й » р о м а н « П о л е т » с г л а в н ы м г е р о е м - м у л ь т и - м и л л и о н е р о м . З а м е т н ы х м а т е р и а л ь н ы х в ы ­ г о д п и с а т е л ь с т в о Г . Г а з д а н о в у н е п р и н о с и ­ л о , н о о н , к а к п р а в и л о , о с т а в а л с я а р и с т о к ­ р а т о м д у х а , в ы с т р а и в а л у в л е к а ю щ у ю ч и ­ т а т е л я с л о в е с н у ю в я з ь , п о л н у ю т о н ч а й ш и х п с и х о л о г и ч е с к и х н а б л ю д е н и й , н е р е д к о н е ­ о ж и д а н н ы х с ю ж е т н ы х п о в о р о т о в и с в о б о д ­ н о й , э к с п е р и м е н т а л ь н о й р о м а н н о й ф о р м ы . С д р у г о й с т о р о н ы , Г . Г а з д а н о в п о н и м а л , ч т о р е а л ь н о д о с т и г н у т ь н е к о е г о ч у в с т в у е м о г о в с е б е п и с а т е л ь с к о г о и д е а л а — н е в о з м о ж ­ н о . Б с е г д а з а п р е д е л а м и к н и г и о с т а е т с я ч т о - т о н е в ы с к а з а н н о е , н е д о с к а з а н н о е , н е д о к о н ц а с х в а ч е н н о е н а л е т у в о о б р а ж е н и я и м и м о л е т н ы х , н е ч а я н н ы х н а б л ю д е н и й . Б т в о р е н и я х Г . Г а з д а н о в а п р о д о л ж а л а с ь п о д л и н н о р у с с к а я л и т е р а т у р а с е е « в н у т ­ р е н н и м м о р а л ь н ы м з н а н и е м » . П о э т о м у д а ж е т о , ч т о , д о п у с т и м , в е щ а л о с ь н е б е з е г о п о м о щ и « С в о б о д о й » , н и в к о е м с л у ч а е н е с п о с о б н о « п е р е в е с и т ь » р о м а н ы Г . Г а з д а ­ н о в а — у н и к а л ь н ы е х у д о ж е с т в е н н ы е с в и ­ д е т е л ь с т в а 2 0 - 5 0 - х г о д о в X X в е к а , п о с т а ­ в и в ш и е п и с а т е л я в о д и н р я д т а к ж е с М . П р у с т о м , Э . М . Р е м а р к о м , Ф . С . Ф и т ц д ж е ­ р а л ь д о м , Г . Г е с с е . . . К о н е ч н о , н е д о Г . Г а з д а н о в а с е й ч а с о т е ­ ч е с т в е н н ы м и з д а т е л я м — о н и в п е р в у ю о ч е ­ р е д ь о з а б о ч е н ы б у л ь в а р н ы м ч т и в о м . У п о ­ м я н у т ы й в ы ш е с б о р н и к 9 0 - г о г о д а ( н а з в а ­ н и е п о о д н о м у и з р о м а н о в — « П р и з р а к А л е к с а н д р а Б о л ь ф а » ) , в ы п у щ е н н ы й с т о т ы ­ с я ч н ы м т и р а ж о м , о к а з а л с я в ч и с л е « п о с ­ л е д н и х л а с т о ч е к » т о й н а с т о я щ е й , с е р ь е з ­ н о й л и т е р а т у р ы , к о т о р а я т е п е р ь в ы х о д и т х о р о ш о е с л и т и р а ж о м в п я т ь и ч у т ь б о л е е т ы с я ч э к з е м п л я р о в . 9 5 - л е т и е Г . Г а з д а н о в а п о э т о м у о т м е ч е н о в Р о с с и и д о с т а т о ч н о с к р о м н о . Б э т о й с в я з и н а д о з а м е т и т ь : в ед ь с л е д у ю щ и й г о д б у д е т ю б и л е е м н е т о л ь к о А . С ! . П у ш к и н а . П р и в с е м б е з у с л о в н о м к н е м у п о ч т е н и и н е с л е д у е т з а б ы в а т ь , ч т о 1 9 9 9 г о д — г о д с т о л е т и я Б . Н а б о к о в а и А . П л а т о н о в а , т о ж е г е н и е в ( д а ж е у ч и т ы ­ в а я с о л и д н ы й а н г л о я з ы ч н ы й п е р и о д п е р ­ в о г о ) р у с с к о й к у л ь т у р ы . Х о р о ш о б ы в о з ­ д а т ь а д е к в а т н о е п о ч т е н и е и и м . Константин КЛЮ ТКИН . «ЕВА» НА ПОДИУМЕ Красивые девушки в элегантных нарядах уве­ ренно стучат каблучками по подиуму. Их строй­ ные ножки, грациозная походка, эффектные позы и яркие одежды с первой же минуты очаровыва­ ют публику. Где ж е учатся модели всем премуд­ ростям профессии? Оказывается, не только в сто­ личных модельных агентствах, но и в липецком театре моды «Ева». МИР МОДЫ П о я в и л а с ь н а с в е т « Е в а » в о в с е н е и з р е б р а А д а м а , а б л а г о д а р я и н и ц и ­ а т и в е Г а л и н ы Р я з а н о в о й . О н а д а в н о у в л е ч е н а , у с п е ­ л а п о р а б о т а т ь п р о ф е с с и о ­ н а л ь н о й м а н е к е н щ и ц е й . Н а ч и н а л о с ь в с е т р и г о д а н а з а д о с е н ь ю с о б ъ я в л е н и й , р а з в е ш е н н ы х в г о р о д с к и х ш к о л а х . Н а н и х о т к л и к н у ­ л и с ь д е в ч о н к и , г р е з я щ и е о с л а в е С и н д и К р о у ф о р д и К л а у д и и Ш и ф е р и л и , к а к м и н и м у м , м е ч т а ю щ и е н а ­ у ч и т ь с я к р а с и в о д в и г а т ь с я . Т а к и р о д и л с я э т о т т е а т р . . . О с о б о ж е с т к и х т р е б о в а ­ н и й к т е м , к т о п р и х о д и т в « Е в у » , н е т . Г г ш и н а у б е ж д е ­ н а : м о д е л ь н е о б я з а т е л ь н о д о л ж н а б ы т ь и д е а л ь н о й к р а с а в и ц е й . Г л а в н о е — щ а р м , о б а я н и е , э н е р г и я . Г л а в н о е — в н и м а н и е у д е л я ­ е т с я з а н я т и я м п л а с т и к о й . К р о м е т о г о , н а к а ж д о м з а ­ н я т и и д е в у ш к и с о т н и р а з п о д н и м а ю т с я н а п о д и у м , д о в о д я п о х о д к у д о с о в е р ­ ш е н с т в а . И , к о н е ч н о ж е , в « Е в е » у ч а т п р а в и л ь н о н а н о ­ с и т ь м а к и я ж , п о з и р о в а т ь п е р е д к а м е р о й . . . К о г д а д о л г о д е м о н с т р и ­ р у е ш ь о д е ж д у , н е и з б е ж н о п р и х о д и т ж е л а н и е п р и д у ­ м а т ь ч т о - т о с в о е , о р и г и ­ н а л ь н о е . Б у к в а л ь н о з а т р и д н я в « Е в е » с о з д а л и п е р в у ю к о л л е к ц и ю п л а т ь е в и з . . . п о л и э т и л е н а с л ю б о п ы т ­ н ы м д и з а й н о м . Б ы с т у п и в в н о в ы х н а р я д а х н а г о р о д с к и х п р а з д н и к а х , д е в у ш к и с р а з у ж е п р и в л е к л и в н и м а н и е . И — н а ч а л и г о т о в и т ь н о в у ю к о л л е к ц и ю у ж е и з н а с т о я щ е ­ г о , к р а с и в о г о м а т е р и а л а . Е е п о к а з в « Л у н о х о д е » п р е в р а ­ т и л с я в н а с т о я щ е е ш о у . О п ­ р а в д ы в а я с т а т у с т е а т р а , к а ж ­ д а я д е в у ш к а н е п р о с т о д е ­ м о н с т р и р о в а л а п л а т ь е , а с о ­ з д а в а л а н а с ц е н е о п р е д е л е н ­ н ы й о б р а з — « х у л и г а н к и » , « с к р о м н и ц ы » , « к а п р и з у л и » . П л а т ь я н а с т о л ь к о п о н р а в и ­ л и с ь з р и т е л я м , ч т о м н о г и е з а х о т е л и и х п р и о б р е с т и . Б ж и з н и « Е в ы » н е т м е с ­ т а с к у к е . Н а д о л г о з а п о м н и л ­ с я м о д е л я м п о к а з н а р я д о в о т ф и р м ы « Ю т а » н а о т к р ы т и и в ы с т а в к и « Л и п е ц к а я в е с н а » . З а д в а д ц а т ь м и н у т н у ж н о б ы л о п р е д с т а в и т ь о к о л о с т а к у п а л ь н и к о в . Б р а з д е в а л к е т в о р и л о с ь ч т о - т о н е в о о б р а з и ­ м о е , е щ е н е р а з у в ж и з н и д е в ч о н к и н е п е р е о д е в а л и с ь с т а к о й ф а н т а с т и ч е с к о й с к о ­ р о с т ь ю . А о д н а ж д ы з и м о й , в д е н ь ф о т о с е с с и и , у д а р и л с и л ь н е й ш и й м о р о з . Д е в ч о н ­ к и ж у т к о м е р з л и в о т к р ы т ы х п л а т ь я х , н о с ъ е м к и д о в е л и д о к о н ц а . С е й ч а с в т е а т р е з а н и м а ­ ю т с я д е с я т ь д е в у ш е к . М е ж ­ д у п р о ч и м , т о л ь к о б р ю н е т к и и л и ш а т е н к и . Б л о н д и н к и п о ­ ч е м у - т о в « Е в е » п о к а н е п р и ­ ж и л и с ь . М л а д ш е й н е т а к д а в ­ н о и с п о л н и л о с ь ш е с т н а д ­ ц а т ь , с т а р ш е й ч у т ь - ч у т ь з а д в а д ц а т ь , к т о - т о з а к а н ч и в а ­ е т ш к о л у , к т о - т о у ж е у ч и т ­ с я в и н с т и т у т е . Н о , н е с м о т ­ р я н а з а г р у ж е н н о с т ь , з а н я ­ т и й в т е а т р е д е в у ш к и н е б р о с а ю т . Р а з в е м о ж н о о т к а ­ з а т ь с я о т в о з м о ж н о с т и х о т ь н е с к о л ь к о м и н у т п о б ы т ь к о р о л е в о й п о д и у м а ? Г а л и ­ н а Р я з а н о в а м е ч т а е т с о ­ з д а т ь н а б а з е « Е в ы » п о с т о ­ я н н у ю с т у д и ю м о д ы , г д е бы о д е ж д у н е т о л ь к о д е м о н ­ с т р и р о в а л и , а и с о з д а в а л и . А п о к а « Е в а » р а д у е т н а с с в о и м и в ы с т у п л е н и я м и . П о с л е д н е е и з н и х с о с т о я ­ л о с ь н а д н я х в о б л а с т н о м Д К в р а м к а х м у з ы к а л ь н о ­ г о к о н к у р с а « Л у ч ш е м е н я т о л ь к о я » . Д е в ч о н о к , к а к в с е г д а , ж д а л у с п е х . Сергей МАЛЮКОВ. Фото Анатолия ЕВСТРОПОВА. На снимке: «Ева» на подиуме.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz