Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
п и с ь м о ЧИТА ТЕЛЯ ИДЕЯ ЖИВЕТ, но НЕ ПОБЕЖДАЕТ Национальная идея нынче темадля спекуляций: все причащаются. Например, в Москве в сентябре в Саха- ровском центре М. Нойман организовал на этутему се минар для молодых политиков. И так ее, идею, для рус ских выразил: терпение, культура, народовластие. Впро чем, и Жириновский претендуетна лидерство в этой об ласти, и Анпилов туда же. Но почему-то нигде и никем, как по команде, не по минается мудрое осмысление национальной идеи Алек сандром Солженицыным. Ее сущность он выразил кратко: сбережение Рос сии, сохранение народа. Писатель исходит из незыб лемой веры в величие России, хотя и прямо говорит о том, чтоРоссия сейчас в обвале. Россия — это особая ци- предкам и потомкам. Не к вилизация. Наше время, по убеждению писателя, рубеж ное не для одной России. Мы присутствуем при последней стадии экономического эк сперимента, выясняющего ценность двух представлений о человеке, определяющих миропорядок. Первое порож дено евроамериканским обра зом жизни: человек йо влас ти биологических сил, ж и вотных инстинктов, лишь эк сплуатируя эти силы можно построить общество матери ального благоденствия . Здесь экономика и деньги решают все. Второе, выстра данное в том числе и русским кул ь турн о -и с торич ес ким опытом: чтобы качество жиз ни улучшилось, необходимы духовные стимулы поведе ния, стремление к нравствен ному совершенствованию. Экономика не решает всех проблем и главную из них — ущербность духа. Еще Л . Толстой видел два пути вы хода из нужды: увеличение дохода или сокращение пот ребности. Приоритет второго пути в наше время становит ся все более очевидным. К а к возродить Россию, исходя из ее исторического положения, после омертвле ния почти в столетие, после рокового ущерба в нацио нальном характере? Эпоха реформ требует и великих ре форматоров, любящих, кроме власти, еще и народ, понима ющих мудрое веление време ни: собирание земли, народа русского. Еще несколько лет назад в телефонном разгово ре с только что избранным Председателем Президиума Верховного Совета РСФСР Б. Ельциным писатель не убо ялся произнести горькие сло ва: чтобы России избежать исторического небытия, надо обуЗЕТЬСЯ, УОДИНЕТЬСЯ, уйти в эгоизм внутренне “О сущес твования. Это — отбросить Кавказское подбрюшье (не посильная ноша — Чечня почти всех убедила в этом); объединение славянских на родов (Беловежское соглаше ние не только довершило рас пад Союза, оно кровоточит до сих пор, а украинские и ка захские националисты при говорили писателя к смерти). Это — отдать Японии несчас тные Курилы в обмен на эко номическую помощь, а не жить по пословице о собаке на сене. И какой же это вы звало гневный переполох у лжепатриотов! И важнейшее, в чем упреждал он Ельцина: не берите на прокат идеи за падного рынка, западного образа жизни, а обернитесь на характер русского народа, на особенности историческо го опыта страны. Но что по лучилось, мы хорошо знаем: прихватизация под соусом дерьмократии. Экономические просчеты и грубые ошибки государ ственного строительства «ки нули» народ в безнадегу, в беспамятство, в беспрекос ловное покорство и отупляю щее терпение. А по Солже ницыну не терпение следует начертать на триедином ко- лоре, а ответственное служе ние каждого своему Отечес тву. Оно, это служение, мо жет исходить из непогашен ной любви к России, к своим топору зовет Русь писатель в своей последней кн и ге «Россия в обвале» (Россия уже объелась насильем и смертью), но бороться сло вом, противиться жизнедей- ством. Народу необходима ду ховная скрепа. В России ос новой культуры и государ ственности искони было пра вославие. После крушения коммунистической идеоло гии для нас вновь вспыхнул его свет. Православная цер ковь, частично обновленная, также должна войти, по мыс ли писателя, одной из состав ляющих в русскую нацио нальную идею. Православие — материнское начало для славян. Оно определяет на правленность вечного спора Запада и Востока. Государственность в со временной России в хаосе после владычества политики интернационализма пополам с шовинизмом. Ленинско-ста линско -хрущ ев ские идеи культурно-территориальной автономии привели к раз дроблению единого государ ства на удельные княжества. О демократии в России на западный образец говорит;ь нелепо: значит уподобиться дугарю-медведю. Народ при терпелся ко всякому обману и без огляда голосует то за Жириновского, то за Мавро ди, п ри е зж и х генералов, даже артистов, осталось про голосовать еще за манну не бесную. Нынешняя власть обручи лась с прежней, погрязла в западной идеологии: все про дается и покупается, все во власти денег, потребительс кой жажды. По мнению пи сателя, гражданское общес тво, народоправие могут ут вердиться только снизу, на пример, через земство или иные самодеятельные, без контроля власти, формы. Западный мир замешан на идеологии власти денег. Он улавливает блуждающую че ловеческую душу соблазном материальным и обманной идейкой, что богатый чело век станет благодетелем для небогатого, вопреки мудрос ти народной: сытый голодно го не разумеет. Ублюдочный российский капитализм, по выражению одного честного младорефор- матора, антинароден в при нципе: доллары в России ус пешнее всего делать, как убе дились наши нувориши, не увеличивая производство то варов для населения, а наго няя цены в расчете на его состоятельную часть. Под держку своим мафиозным планам дельцы находят в без действии государственной власти, которая, по мнению Солженицына, «не выполня ет своих обязанностей перед обществом». Мало того, в презрении к народу-кормиль- цу у нас объясняются даже вице-премьеры. Вопрос сбережения Рос сии — это в первую, очередь возрождение духовных сил народа, его достоинства че рез живое чувство любви к Отечеству. Хочется надеять ся, что эта идея писателя рано или поздно, а пробьет себе дорогу. Борис ПЕТЕЛИН. г. Липецк. ИЗ по чт ы "ЛГ" ТОПОР НАД СИРЕНЬЮ Липчане любят свой город и очень переживают, когда видят, как уродуется его светлый облик нера дивыми людьми. Вотчто пишут в "ЛГ ' ее читатели. Мы, жильцы домов № 26, 28«а», 30, 30«а», что на ули це адмирала Макарова, обра щаемся к вам с просьбой по мочь навести порядок в на ших дворах. В середине про шлого лета в срочном поряд ке работниками ЖЭУ № 2 АО «НЛМК» были сняты все де ревянные ограждения пали садников около домов, сруб лена сирень и все кустарни ки насаждения, посаженные жильцами. А ведь они укра шали наши дома, делали дво ры уютней. С какой целью это было сделано, мы до сих пор не знаем. Кто решился на это — не ведаем. Теперь возле до мов стало пустынно и уныло. Нас вроде к а к успокоили: «Вот уберем старые деревян ные ограждения и установим металлические, красивые». Ломать не строить, это давно известно. Но жаль, что работ ники Ж ЭУ № 2 пошли по та кому пути. У ж е на дворе снег, а палисадники у домов вытоптаны и открыты для собак и личных автомашин, для всех кто не знает слова «порядок». Похоже, работни ки ЖЭУ -2 не думают о бла гоустройстве района, домов, хотя по долгу .службы долж ны заниматься этим. Особо с каж ем о доме № 30«а». Он заселен 20 лет назад. Мы сами привозили сюда из Борино чернозем, разбивали клумбы и высажи вали цветы, а в палисаднике вдоль дома — сирень. К аж дый год весной и летом у нас N0 241 (20869) . под окнами она цвела, и мы не могли ею надышаться. Но вот летом 1997 года мастер ЖЭУ -2 Т. Пирогова дала указание дворникам сру бить под корень топором всю сирень, оставив по краям лишь два куста. По ее же указанию пришла группа сантехников и сломала ог раждение, которое могло еще нашему дому послужить. Жильцы нашего дома — пен сионеры-инвалиды и одиноч ки , для которых место обще ния — их двор. Зачем же бьшо превращать его в пустырь, где нет даже травы?. Второй вопрос: ну когда же мусорные ящики будут ограждены? Мусор вывозит ся не каждый день, ящики переполнены и даже слабым ветром мусор разносится по всей площади. Народный ансамбль «Горицвет» знают хоро шо не только в Усмани, но и за ее пределами. Талантливый коллектив постоянно принимает участие в конкурсах народной песни, выступа- , е г в дом ах культуры перед жителями нашей : области. & На снимке: солистки народного ансамбля «Го- ш рицвет» Вера Найденова и Елена Базарная. ш. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. I НА БУДУЩЕЙ НЕДЕЛЕ КУДА СХОДИТЬ, что ПОСМОТРЕТЬ... Дом мастера (Ленина, 2) Проводится выставка работ Виктора Сорокина «Осень». Ежед невно с 12 до 19 часов, кроме понедельника и вторника. Областной краеведческий музей (Ленина, 25) Выставка работ липецкого художника Михаила Березнев. С 10 до 16 часов ежедневно, кроме понедельника. Выставочный зал (Ленина, 9) Экспозиция работ липецких художников. Фотовыставка «Путешествие». С 12 до 19 часов ежедневно, кроме понедельника. Центральная городская детская библиотека (Липовская, 2-а) 14 декабря'. «Путешествие в Сказкоград». Литературная игра. Начало в 11.20. 17 декабря. «И чувства добрые я лирой пробуждал». Подведе ние итогов городского конкурса «Самая добрая книга». Начало в 15 часов. 20 декабря. В клубе семейного общения проводится теат рализованная игровая программа. Начало в 12 часов. Областная юношеская библиотека (Неделина, 31. Комплекс «Каскад») 15 декабря. В библиотеке проводится День журнала «До машний адвокат». Начало в 14 часов. «Абитуриент-99». Справочное консультирование по вопросам образования и культуры. Начало в 15 часов. 16 декабря. Приглашает клуб «Исторические среды». Начало в 15 часов. 17 декабря. Школа экологии «Живи, природа». Начало в 12 часов. Областной Дворец культуры ' (Космонавтов, 54) 15 декабря. Встреча в клубе «Эколог». Начало в 18 ,часов. 19 декабря. Концерт народного ансамбля эстрадного танца «Ритм». Начало в 18 часов. 20 декабря. Концерт Клары Новиковой. Начало в 17 часов. В 19 часов проводится танцевальный вечер «Для тех, кому за тридцать». ЗАМЕТКИ ОБОЗРЕВА ТЕЛЯ СКАЗАВШИЕ «ОТНЮДЬ» И ГОТОВЫЕ ОТНЯТЬ... К ак известно, в иностранных языках нет точного ана лога русскому понятию «интеллигенция». Это исключи тельно наше, отечественное, изобретение, которым мы, с одной стороны, всегда гордились и которое, с другой сто роны, никак не могли толком устроить: мешает, беспоко ит, будоражит. Короче, не вмещается в рамки. И это цри том, что в период советской власти интеллигенцию упор но именовали прослойкой, то есть чем-то вроде джема в рабоче-крестьянском пироге. Иногда, правда, джему до зволялось сильнее пропитать коржи, как , например, в зна менитые шестидесятые. Но во все времена российской ин теллигенции жилось, мягко говоря, не сладко: при Стали не ее отправляли в ГУЛАГ , при Брежневе — в цсихушки. Что сегодня, кстати, является одним из наиболее убойных аргументов демократов против всего, что хоть как-то свя зано с коммунистической идеей. Используя эту, уже порядком надоевшую аргумента цию, реформаторы объявили себя спасителями и освобо дителями интеллигенции, которую осчастливили свободой слова и мнений. Впрочем, так ли уж ценен их «подарок» интеллигенции? Да и подарок ли это вообще? Иностранных аналогов слову «интеллигент» нет пре жде всего потому, что прагматичный западный ум не в состоянии осознать и перцвадщть то огромдо,е„.крди 1 ^ество требований и критериев, которые это понятие подразуме вает: и не только интеллект, и не только нравственность, и не только культура, и не только жертвенность, и не толь ко ... Короче, лишь Россия могла такое сочинить и поро дить. Причем отсутствие одного какого-нибудь качества сразу ставит под вопрос интеллигентность человека вооб ще... В самом начале реформ кто-то сказал, что Гайдар ни когда не добьется больших успехов на политической аре не, поскольку знает и часто использует слово «отнюдь». В этом снобистском заявлении откровенно звучало: народ ни когда не примет и не поддержит интеллигента. Автор вы сказывания использовал явную подмену понятий, забыв, что правильная речь отнюдь не исчерпывает и в малой сте пени сути интеллигентности. Достаточно одного эпизода, о котором напоминают читателям «Известия»: в 1992 году Егор Гайдар, тогдашний премьер-министр, приехал в Я ку тию, пощелкал калькулятором и сказал, что якутское золо то, в общем-то, не нужно, дешевле купить за границей. Так Егор Тимурович признал, что ему не нужны тысячи стара телей и их семьи, которые сегодня просто вымирают. Во прос «на засыпку»: мог ли интеллигент принять такое и ему подобные решения, не найдя способы спасти людей, мог ли он поставить цену золота выше цены человеческой жизни? И еще: интеллигентен ли человек, который неделю назад, брызгая слюной с экрана, упорно объединял союзом слова «коммунисты и нацисты», как это сделал опять же внучок легендарного писателя, говоря об убийстве Старо войтовой? Невозможно вообразить, чтобы русский интелли гент мог нанести такое оскорбление миллионам россиян, погибшим и ныне живущим, что спасли в свое время мир от нацизма, будучи убежденными членами компартии. И не с идеологической ли подачи нашего Мальчиша-Плохиша сегодня в Волгограде планируется воздвигнуть памятник «примирения и покаяния», каковой должен ка к бы симво лизировать общность наших павших солдат с погибшими фашистами? Наверное, с точки зрения получения кредитов и инвестиций от Германии это выгодно, но ведь должен быть предел кощунству... Подмена понятий страшна в данном случае тем, что эле ментарно образованного человека мы причисляем к интел лигентам. Правильно говорит телекомментатор — уже ин теллигент, хотя ему, в общем-то, «по штату положено» ста вить правильные ударения и не говорить «ложи» вместо «клади». Страшно это и тем, что сегодня российскую интел лигенцию начинают обвинять в том, в чем она, ка к говорит ся, ни сном ни духом не виновата. Выступает в «Независимой газете» Марина Салье — до ктор геолого-минералогических наук, профессор, председа тель Свободной демократической партии России. Да одно перечисление ее регалий, казалось бы, свидетельствует об интеллигентности! А прочтешь статью и опять — «отнюдь». Потому как цель всей публикации Марины Евгеньевны — призвать несчастных, разрозненных демократов к объеди нению именем все той же Старовойтовой. Впрочем, ее цель — ее дело. Но какова аргументация! «Демократия многоли ка в своих ипостасях. Одна из них, важнейшая, — гарантия соблюдения прав меньшинства, защита этих прав». Иными словами, демократы должны объединиться, чтобы отстоять права такого меньшинства, как Гайдар, Чубайс, Немцов и сама Салье? И хоть сама Марина Евгеньевна прекрасно от- дае'(; себе отчет, что о^д'дла 5 К;^^еньшинств^,,.цо,дяе.равн 9 ,;, ^ пусть большинство народа сдохнет, а н а м ч т р б ы чаю по пить. А ведь слово «ипостась» —' это вам покруче, чем сло во «отнюдь». Но доктор Салье никак не желает понять, что процветание меньшинства за счет гибели большинства очень сильно напоминает геноцид, апартеид и всякие другие не красивые явления с красивыми иностранными названиями; Если отбросить мысли и идеи, которые высказывают наши политические лидеры самого разного толка и окраса, если пропустить мимо ушей грамматические и лексические ошиб ки , которыми пестрит их речь, то лично меня больше всего отталкивает в них редкостное самодовольство. Представьте себе мысленно их лица — и вы со мной согласитесь. У кого из них вы замечали мучительную растерянность и обречен ность Андрея Дмитриевича Сахарова? Лидер должен в лю бой ситуации быть уверенным в себе и неуязвимым. Он не может позволить себе самокритики и сомнений в правиль ности собственной позиции. Значит — он не может позво лить себе быть интеллигентом. А точнее — настоящий рус ский интеллигент и вправду никогда не станет официаль ным лидером. В этом наша трагедия. А может — и счастье. Человек, который боится причинить боль, не должен рвать ся в хирурги. Весь тоталитарный режим не сделал для «вымывания» интеллигенции столько, сколько сделали демократы эпохи реформ. И речь не только об «утечке» мозгов, которая нача лась после поднятия «железного занавеса». В конце кон цов, каждый выбирает по себе. Как сказал известный дра матург и прозаик Юлиу Эдлис в интервью «Независимой газете»: «Разве уехавший великий Ростропович как музы кант выше оставшегося великого Рихтера? А затем царед- ворство, я не побоюсь этого слова, сделало Ростроповича фигурой государственной». К ак вы понимаете, слово «госу дарственный» звучит здесь явно негативно. Итак , речь о прикармливании интеллигенции, которым немедленно за нялись новые демократические власти. И ведь что самое обидное — многие откликнулись и среагировали. И уже не поворачивается язык назвать интеллигентами прекрасных режиссеров Никиту Михалкова и Эльдара Рязанова. Потому как стали обслуживать и прислуживать. Пусть даже сегодня Никита Сергеевич ринулся в махровый монархизм — такая суетливость интеллигенту не к лицу. Не случайно «Извес тия» пишут о фильме, посвященном Святославу Рихтеру, так: «Говорит великий человек, жизненным кредо которого было молчание, человек, который никогда не давал оценки своим современникам.» Молчание — не как знак согласия, а как . отказ соучаствовать словоблудием в какой бы то ни было мышиной возне. За него говорила Музыка. Сегодня, к сожа лению, многим оказалось собственного творчества мало: пот ребовались должности, мелькание На экранах ТВ, приглаше ния на тусовки. И когда Дмитрий Сергеевич Лихачев с бла годарными словами принимает из рук Ельцина орден Анд рея Первозванного, мне больно и обидно. Потому что до это го момента он был для меня олицетворением интеллигента. Потому что поэт Юрий Левитанекий, когда ему вручали Го сударственную премию, вместо слов благодарности президенту заявил во всеуслышание о безнравственности войны в Чеч не. После слов Левитанского все становится на свои места. Ибо главное в этой жизни — не повертеть хвостом. Новый демократический режим сделал страшную вещь: он стал изживать русскую духовность, а значит — уничто жать руеякую интедлигецщш,.Шх0МУ.Что главная идеоло- , г^Iя,рыночных рефощ — , 9 щ;^Дс 1 9 .р^м„^б?^,мржешь. Если раньше нам твердили «прежде думай о Р 9 дине»^,,то сегодня требуют, чтобы мы думали исключительно о себе и собствен ном благополучии. Тот же Юлиу Эдлис печально констати рует, что внутренняя свобода художника сегодня оберну лась эгоцентризмом: «Свобода стала не свободой для меня и для всех остальных, а свободой только для меня. Чтобы за щитить свое достоинство, свою суверенность, мне надо кого- то подавить, кого-то оттолкнуть». Когда популярный ра диоведущий Александр Гордон навсегда возвращается из Америки в Россию, потому как не может жить в том общес тве, — это симпатично. Но когда он тут же заявляет, что отсутствие идеологии — это лучшая идеология, ка к и от сутствие общей задачи, то становится как-то неуютно. По тому как Гордон выдает странную для русского интелли гента формулу: «Если ты все время будешь думать только о себе и о тех людях, кому ты обязан, тогда, может. Родина и получится». Если эту мысль развить, то получится не Роди на, а... режиссер Захаров. Он ради родного театра готов лю бые должности занять и все остальные театры в России при крыть. А ка к же быть с жертвенностью, присущей всему русскому народу и российской интеллигенции в особеннос ти? А жертвенность нынешнему режиму «не по карману», поскольку она напрямую связана с совестью, которая болит не из-за собственных горестей, а из-за бед всех сирых и обез доленных. Российская интеллигенция в лице своих лучших пред ставителей всегда противопоставляла себя власти. Потому ка к никогда во власть не рвалась и никогда не могла при нять ее правил игры. Наши демократы, надо отдать им до лжное, сумели затащить интеллигенцию на свою сторону баррикад, чем и начали ее неминуемое уничтожение. Без ГУЛАГа и психушек. Гораздо надежнее и эффективнее. Как- то Лев Анненский жестко сказал, что у нас уже нет интел лигенции — есть место, где она была, и оно до сих пор че шется. Сегодня мы уже не чешемся — лениво почесываем ся. Так уж вышло: свобода доступа к кормушке — важней шая из свобод... Елена БРЕДИС. Э К О Л О Г И Я и м ы им ароить ГОРОД СВОЕЙ МЕЧТЫ Липецкие детские библиотеки на про тяжении многих лет помогают выстраивать взаимоотношения человека и природы. Надежным их партнером в выполнении программы экологического образования и воспитания детей и подростков стали Гос комэкологии области. Липецкий городской комитет. Опыт этого сотрудничества и его результаты отмечаются и на общероссийс ком уровне. На начальном этапе было сделано все необходимое для материализации идей эко логического образования. Проводились раз личные мероприятия — встречи, беседы, лекции, заседания за «круглым столом», конференции, семинары и т.п. Это помог ло установить связи не только с различны ми организациями, работающими с деть ми, но и отдельными энтузиастами. Парал лельно формировалась и комплексная про грамма детских библиотек по экологичес кому просвещению, выявлялись ее «точки роста». Детские библиотеки, работавшие исключительно на интересе ребенка, ока зались в нашем городе наиболее благодат ным местом для экологического просвеще ния. Традиционными стали конкурсы детско го экологического творчества: литератур ные, художественные и другие, воспиты вающие чувство любви к природе, разви вающие творческие способности. Ребята, прошедшие через местные конкурсы, ста новились участниками всероссийских и международных. Читатели детских библи- "ок — победители городского конкурса < Снига. Природа. Фантазия», проходивше го прошлым летом, Н . Колычев (с рисунка ми «Пансионат для начальников, которые не берегут природу» и «Город моей мечты»), Е. Гниломедова («Живи, Земля»), И . Ша- лавина («Береги это») заняли ведущие места на международной выставке в Китае. А Е. Сысоева со стихотворением «Пожалейте природу» и Н . Виноградова с экологичес кой фантазией «Маленькая сказочка про большую беду со счастливым концом» ста ли победителями заочного тура Всероссий ского конкурса «Зеркало прирОды-98». Наградой для них стала поездка в Москву на фестиваль юных экологов, профинанси рованная Госкомитетом экологии. Да и сами библиотекари, при поддержке экологов, старались творчески подходить к просвеще нию и образованию детей, донести свой опыт до других. Надо сказать, российским коллегам было что перенять у липчан в ходе смотра-конкурса библиотек России. У нас, к примеру, помимо всего прочего, есть уже концепция по созданию на базе Централь ной городской детской библиотеки детско го экологического информационного цент ра. Он, по моему убеждению, сыграет свою роль в развитии детского экологического творчества, в просвещении ребят. ...Став людьми взрослыми, нынешние дети в будущем веке не допустят тех эко логических безобразий, которых еще так много в нашем Липецке, в области, в Рос сии. Галина ГУРЬЕВА, зам. директора центральной библиотечной системы по работе с детьми. Н и к о л а й К А Р П О Л Ь к э к с к л ю з и в . 'шШ «ПРЕЖДЕ ВСЕГОЯ- ПЕДАГОГ» Карполь... Для любителей спорта эта фа милия как пароль успеха. Под руководством Николая Васильевича Карполя сборные СССР дважды добивались олимпийских побед — в 1980 и 1988 годах, становились чемпионками мира и Европы. Буквально месяц назад сбор ная России в Японии завоевала «бронзу» миро вого чемпионата. Сейчас 11 медалисток ( 7 — в составе «Ура лочки» и 4 — в составе «Уралтрансбанка») при ехали в Липецк. «Уралочка» — защищать свое традиционное звание лучшей команды стра ны. «Уралтрансбанк» и «Малахит» (молодежная сборная России) — бороться за высокие мес та. И все три команды из Екатеринбурга тре нируются под руководством Карполя. Липча не, наблюдавшие за играми чемпионата, не меньше внимания уделяли и знаменитому на ставнику. На интервью с корреспондентом «ЛГ» тре нер согласился охотно. — Вокруг каждой дучи студентом начал рабо тать тренером. И эта проф ессия показалась мне инте ресной. Увлекла. — Вы считаетесь трене- ром-новдтором, который внес много нового в волей бол. Откуда вы черпаете идеи? — Все, что считается ор ганизацией игры, — из тео рии игр и теории математи чес кой . Противостояние средств защиты и средств нападения на волейбольной площадке имеет математи ческое обоснование. Я учил знаменитости витает немало слухов. Про вас говорят, что вы по пр^офессии физик-ядер щик. Это правда? — Отчасти. Я мате матик, закончил физ мат пединститута. — Почему же вы изменили специальнос ти? —- Я не чувствую измены. Учился на пе дагога и сейчас осталось прежде всего педаго гом. «А спорт? Еще бу- математику — и это приго дилось. — Сейчас в Липецке вы ступают три ваших коман ды. Значит, ежедневно 3 по единка и 3 тренировки. И все время вы со своими воспи танницами. Откуда силы? — Црежде всего, думаю, это заслуга родителей, кото рые вырастили меня здоро вым. К тому же, уверен, — чем больше тратишь, тем больше получаешь, это каса ется и здоровья. — Свежи в памяти вос поминания об Олимпийских играх в Атланте. Удивитель ное дело — американские операторы и режиссеры, ко торые вели трансляции, очень много и охотно пока зывали вас крупным планом — ваши эмоции, жестикуля цию. Однажды секунд 30 в кадре были только вы и Еле на Година. Вы тогда ни сло ва не произнесли, только смотрели. Но как! — У американских теле визионщиков есть чему по учиться. Они не только пока зывали старты, финиши, за битые мячи. Меня выбрали ка к наиболее эмоционально го тренера, но в кадре посто янно оказывались еще две фигуры. Самым спокойным тренером оказался настав ник американской мужской баскетбольной команды — он был абсолютно безмяте жен, не вмешивался в дела своих подопечных, да в этом и не было необходимости — слишком велико их преиму щество. И еще один был очень интересный тренер — хор ватской гандбольной коман ды. Он настолько экспанси вен, что был дисквалифици рован, выдворен с площадки и вел игру по телефону с три буны. Приятно, когда професси оналам -телевизионщикам удается передать эти мгнове ния на телеэкран. Все это только обогащает спортив ную жизнь, ее понимание. — Согласен с вами, но такие, допустим, тренерские сопереживания, эмоции тре буют и огромных нервных затрат. Вы не боитесь, что заболит сердце? — Мне 60 лет. Ду маю, все основное в во лейболе прожито , до стигнуто. Так что мне бояться нечего. — Весной мне дове лось беседовать с глав ным тренером мужской национальной сборной по волейболу Геннадием Шипулиным. Вы для него — непререкаемый авторитет, ка к и для подавляющего боль шинства любителей, профессионалов. А не было ли у вас желания еще в чем-нибудь про явить себя, например, в политике, ведь ваши за слуги, несомненно, при влекли бы избирателей? — Я свою работу считаю творческой. А тот, кто изменяет твор честву и уходит в поли тику, — или выработал ся, или и не был спосо бен творить. — Значит, о полити ках вы не самого высо кого мнения? — Почему? Полити ка — это тоже профес сия. Но и здесь необхо димо творчество. Имен но оно дает возможность жить более интересно и лучше проявить себя. Беседовал Сергей ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ. ■ ■ в ■ I ■ ШШ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz