Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

V I X I и п р и с о д е й с т в и и о б л а с т н о й о р г а н и з а ц и и С о ю з а ж у р н а л и с т о в ' ' '■ -'"Й I щ ГОВОРЯТ АВТОРЫ « м о л о д о й ГВАРДИИ» ПУПКИ пшнноаи, шыуры, 1 иттотизкА Авторами «Молодой гвардии» были Михаил Пришвин и Александр Твардовский, именно в этом издательстве выпустивший в 1942 году первый вариант своего «Ва­ силия Теркина», фантаст Иван Ефремов и выдающийся педагог Василий Сужомлин- ский, хранитель Пушкинского заповедника Степан Гейченко и историк Борис Рыба­ ков, философ Алексей Лосев и биолог Игорь Акимушкин... Это лишь несколько имен, но и они говорят о масштабе, качестве и духовной ценности того, что делало и делает издательство. Сегодня мы предлагаем небольшие публицистические фраг­ менты трех известных прозаиков, чья творческая судьба связана с «МГ». Так берут на пробу крупицы массивных золотых слитков, дабы убедиться, что это золото и в самом деле высшей пробы... ШЕСТОЕ чуваво ...Куча кирпичей еще не дом. Это уже знали и так говорили три тысячи лет назад в древней Ассирии. Информационный оглу­ шающий шквал или же «осколочные» све­ дения о том, о сем могут лишь подменить, но не заменить подлинные знания, которые приходят все-таки тогда, когда человек сам хочет познать бессмертный шедевр, будь то эпопея Толстого, полотно Рембрандта или концерт Скрябина. В отсутствии эстетичес­ кой подготовки ничего постыдл''го нет. Пос­ тыдна презрительная самонадеянность, вы­ сокомерное нежелание преодолеть свое не­ понимание музыки, живописи, поэтическо­ го слова. Тут возникает парадоксальнейшее положение: совершенно наивное невежест­ во себя таковым не ощущает и не страдает от своей бездуховности. Это горькая беда. И, напротив, чем больше знает человек, чем больше развито его «шестое чувство» — чув­ ство прекрасного, тем больше томит его ду­ ховная жажда. Но тем наполненнее, содер­ жательнее его жизнь во всех ипостасях: от призвания до увлечения, от любви до высо­ чайшего понимания, кто он и что он на этой земле... ... История — это не только и не столь­ ко летопись событий и деяний личностей, сколько то, что отложилось и осело в психи­ ке и сознании современного человека от свя­ зи его с корняадг.даадвщимц.д^'лубину ве­ ков. История не только управляет нами из­ вне — она черре нас шверит |Де»ь сегодняш­ ний и готовит завтрашний. Нужно уметь, поднимаясь над частностями, осмысливать жизнь в таких широких категориях, как судьба цивилизации. Есть непреходящие ка­ тегории этического ряда, есть-вековые тра­ диции гуманизма, и только ориентируясь на них, можно спасти человека от невежества и недомыслия, трагического бездушия —%ртвсе­ го, что делает его нечеловеком и что грозит трагедией поистине глобального масштаба. Борьба за человеческое в человеке про­ должается, и продолжается не только сло­ вом —подчас она требует оружия. ]^манизм больше всего отвергает равнодушие, а эго­ изм с позиции гуманиста преступен. Наси­ лие тоже может быть выражением л^бви. Кандалы рабства можно и должно разрубать мечом. Винтовка оправданна, когда она слу­ жит освобождению закабаленного, сиррго и обездоленного. Мир знает ситуации, цогда страдания других заставляют взять в,^>уки меч и.прикрыть беззащитного. Умыва;фщий руки Понтий Пилат — одна из самы^ не­ приглядных в душевной своей слабостр фи­ гур на библейском иконостасе. А что касается зла, то его на земле еще более чем предостаточно. Но лишь в фрьбе с ним и может окрепнуть и восторжество­ вать добро. Этому и служит вся мировая культура. Попытайтесь представить, себе людей без вершинных шедевров мы^ите- лей и художников. Попытайтесь, и в созна­ нии возникнет нечто вроде холодной и по­ груженной во мрак пустыни, где бродят оди­ нокие, исполненные ненависти и недсшерия фигуры с атомными дубинками в рука^ Нет, совремецдрч ,чел,^.ве.^сд^р ,вре, .к^лйтуры, которая для него' е р ^ ' с^ет,, вдяйеяде-^ до­ бро, непредставим,б.'Й невозможно. Юрий БОНДАРЕВ, автор повестей и романов «Последние залпы», «Батальоны просят огня», «Тишина», «Горячий снег», «Выбор» и многих др^угих, автор сценария киноэпопеи «Освобождение». ВОЗВРАЩЕНИЕ К СЕБЕ Мы теперь уже понимаем, что политиза­ ция нашей жизни, что всенепременная, как утренний кусок хлеба, газетная порция при­ вели нас в какое-то крайнее озверение и при­ водят все больше и больше. Однако наста­ нет момент, воспротивятся в каждом из нас человеческие начала, и мы станем читать только порядочные газеты, брать только не­ обходимую информацию. Придет время, ког­ да мы вернемся, в конце концов, к литера­ туре, к вечным проблемам и Родины нашей, и мира, и человека. От таких проблем, от своего будущего мы никогда не откажемся. И то состояние, в ко­ тором сейчас находится наше общество, — не есть состояние народа. Это разные вещи — общество и народ. Совершенно разные вещи. ...Никогда не поздно написать о том свет­ лом и добром, что есть в каждом из нас, что сейчас невольно задвинуто обстоятельства­ ми и событиями. И задвинуто так, что многие считают это в порядке вещей. Они теперь выступают в совсем ином качестве, в каком-то нечелове­ ческом качестве. А литература как бы им поддакивает. Выходит немало изданий, ко­ торые заставляют забыть о лучшем в людях, насаждают насилие, жестокость, вседозво­ ленность. Но ведь первейшее предназначе­ ние литературы — призывать человека,к ис­ полнению своей главной роли — быть Чело­ веком. Думаю, что ли^'ература к этому.пред­ назначению вернется, а тогда и человек вер­ нется к своей главной роли. 5 Народ всегда носитель духовности. Пусть сейчас духовность, которая векамц була и есть ныне в русском народе, задвинута. Нет- нет, мы от нее не отказываемся. Идет битва за Россию. Ведь не просто так битва идет за что-то. Битва идет за Россию, за то, чтобы воссоздать единое духовное пространство. Поэтому народу надо говорить правдунадо писать для него правду, нам надо все 1 у 1 дей­ ствовать по правде. Духовность спасет Рос­ сию! н Валентин РАСПУТИН , автор книг «Последний срок», «Деньги для Марии», «Прощание с Матерой» и других. УВЕРУЙ, ЧТО ВСЕ БЫЛО НЕ ЗРЯ... Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлет жат пересмотру: честность, трудолюбие, со­ вестливость, доброту... Мы из всех истори­ ческих катастроф вынесли и сохранили в чис­ тоте великий русский язык... Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания — не отдавай всего этого за по­ нюх табаку... Мы умели жить. Помни это... Василий Ш УКШ ИН , автор многих сборников рассказов, романов «Я пришел дать вам волю...*, повести «До третьих петухов», режиссер фильмов «Ваш сын и брат», «Печки- лавочки», «Калина красная» и других. Посетители персональной выставки Михаила Березне- ва в областном краеведчес­ ком музее с признатель ­ ностью говорят о некоем пси­ хотерапевтическом воздейст­ вии его пейзажной живопи­ си. Мол, низкий поклон ху­ дожнику, который предлага­ ет уставшим от бестолкового мельтешения жизни, иссуе- тившимся душам погрузить­ ся в умиротворяющее созер­ цание природы, ее заповед­ ных уголков, не тронутых пока грубой дланью цивили­ зации, не испорченных люд­ ской жадностью или глу­ постью. Березнев, действи­ тельно, нежно й бережно ве­ рен натуре. Он благоговейно следует духу русской клас­ сики и, не боясь упреков в несовременности или консер­ ватизме, берет уроки у Ва­ сильева и Шишкина, а рабо­ тая над излюбленными ноч­ ными пейзажами — и у вос­ хитительного Архипа Куин- джи. Знаменательно, что Берез­ нев словно бы миновал, не заметил опыт импрессионис­ тов, чье влияние определило судьбу сотен его собратьев по жанру. Он как бы через го­ ловы Мане или русского им­ прессиониста Коровина обра­ тился к девятнадцатому веку России. Не мгновенное впе­ чатление, не трепетная ми­ молетность, готовая сменить­ ся другой мимолетностью, вдохновляют его, но, напро­ тив — упорное по-стоянство, с каким природа возвращает­ ся к самой себе, повторяет закаты и рассветы, зимы и весны, дожди и летний зной. Если угодно, этому художни­ ку всего важнее противопос­ тавить пестроте любых мега­ полисов, американизирован­ ному масскульту, бестолков­ щине быта незыблемость, полноту и самодостаточность природного бытия. Оно для Березнева полпред вечности, напоминание о неразменян- ном на пятаки Божьем замыс- ^^емира. И не случайно имен- изобразить в пространстве одаЬгб полотна все четыре времени года или все фазы суток, когда слева верхуш­ ки деревьев освещены розо­ вым утренним солнцем, а справа на них уже наполза­ ют сумеречные вечерние тени... Естественно, такая живо­ пись, сколь бы строго ни су­ дили о ней взыскательные профессионалы, отвечает ка­ ким-то глубинным, быть мо­ жет, полуосознанным нашим потребностям, дает ощуще­ ние покоя и неистребимости надежды. Но, мне кажется, свести все сделанное Берез- невым лишь к этому было бы неточно. Есть принципиаль­ ные нюансы, и они особенно очевидны благодаря тому, что на выставке собрано где-то около полусотни его картин. Не сравнивая масштабы ТВОРЧЕСТВО Д Р У Г А Я Р О С С И Я даровании, я все-таки риск­ нул бы озаглавить наиболее ценный для меня сквозной мотив этих произведений строчками Блока: «Россия, нищая Россия, мне избы бед­ ные твои, твои мне версты ве­ ковые, как слезыПервые люб-' вй». Березнев не только лю­ буется речным откосом или могучими деревьями на лес­ ной опушке. Он все-таки от­ нюдь не Кашпировский, во­ оружившийся кистью и при­ званный хоть ненадолго вы­ ключить нас из неуютной, тревожной, напрягающей нервы реальности. Худож­ ник охотно пишет, вписыва­ ет в свои пейзажи людей — мужика на возу с сеном или старушку, медленно пересе­ кающую пыльную пустын­ ную улочку заштатного го­ родка. Его все настойчивее притягивают люди, чей то ли счастливый, то ли, наоборот, горький удел — жить здесь, вдали от больших домов, шум­ ных тусовок, политических драчек и карьерных амбиций. Он признается: в последнее время ему хочется работать над портретами. На выставке их немного, но они, мне пред­ ставляется, помогают лучше понять суть, сверхзадачу пейзажных полотен. Березне- ву крайне любопытны... нет, то слово — ему милы и близки лица и судьбы, кото­ рые с чьей-то легкой, но не­ доброй руки причисляются к «уходящей натуре». «Ста­ рый егерь», «Дед Павлуш­ ка», «Последние жители уга­ сающего хутора» — эти бе- резневские персонажи су­ ществуют параллельно ин­ дустриальной, компьютер­ ной, ориентированной на аб­ солютный комфорт реальнос­ ти столиц. Но глухая, непри­ тязательная, терпеливая и натруженная провинция, по Березневу, куда человечнее и мудрее, чем то, от чего она отделена невидимой чертой. С ностальгической присталь­ ностью вглядывается худож­ ник в своих героев, пробуя разгадать их тайну, прочи­ тать в их глазах некий завет, нужный и ценный для тех, кто идет им на смену. ЛЕГЕНПАИ БЫЛЬ И СТАЛ ПОСЕЛОК ГОРОДОМ,,, г руппа юных членов эколого-краеведческого клуба «Ро- сич» при Среднелукавской школе Грязинского района во главе с преподавателем С. Соколиковым прислали в «ЛГ» цикл собранных ими материалов по истории Грязей. Они предлохсили опубликовать их именно в эти дни, когда ис ­ полняется 6 0 лет с момента реорганизации поселка в город. Оставляя большую часть их изысканий для одно­ го из выпусков краеведческой страницы «Былое», мы пока печатаем лишь два небольших отрывка... В наших краях бытует леген­ да о том, как глубокой, ненаст­ ной осенью 1695 года Петр Пер­ вый ехал из Москвы в Воронеж, где намеревался наладить ра­ боту верфей по строительству судов для Азовского флота. В районе нынешних Грязей каре­ та царя завязла по самые сту­ пицы колес в жирном чернозе­ ме. Тогда государь вылез из ка­ реты, уперся плечом и сдвинул ее с места. Петр Алексеевич отер руки платком и усмехнул­ ся: «Ну и грязи!» С тех пор так и пошло: Грязи да Грязи... Это легенда. А что же было на самом деле? Раньше на мес­ те Грязей, там, где теперь ули­ ца Первомайская, стояла дере­ венька Дмитриевка. Находилась она на земле князей Волконс­ ких и насчитывала 21 крестьян­ ский двор. После отмены кре­ постного права в России стала бурно развиваться промышлен­ ность, началось интенсивное строительство железных дорог. Это коснулось и наших мест. Рядом с Дмитриевкой пролегла железнодорожная ветка Воро­ неж — Козлов. В начале февра­ ля 1868 года по ней пошли гру­ зовые составы, а в июле про­ следовал первый пассажирский поезд. Одновременно здесь на­ чала действовать железнодо- Михаилу Березневу сорок пять. Он много лет назад сде­ лал свой выбор, не смущаясь тяготами, безденежьем, не­ уверенностью в себе, сопро­ вождающими художника чаще всего до конца пути, неторопливо учился, да и по сей день учится, ремеслу, дабы в какой-то вожделен­ ный срок прорваться на тер­ риторию подлинного искус­ ства. Экспозиция в музее сви­ детельствует: эти прорывы ему, пусть не столь часто, но удаются. Количество и нрав­ ственная доминанта сделан­ ного им, беззащитная, про­ стодушная искренность луч­ ших его вещей не могут не вызывать встречной откры­ тости и симпатий зрителей. Именно эти симпатии по­ могают ему жить в наше не­ ласковое ко всякому творцу время. Вряд ли бы Березнев нашел деньги, чтобы опла­ тить мастерскую или поме­ щение для экспозиции. Но те, кто обратил внимание на его полотна, поддержали ху­ дожника, дали крышу для ра­ боты, предоставили возмож- рожная станция, а затем воз­ ник поселок, названный по име­ ни старинного села, находивше­ гося поблизости. Грязями. Со временем Грязи превра­ тились в крупный железнодо­ рожный узел с четырьмя основ­ ными направлениями: Москва, Царицын, Орел и Ростов. 15 июня 1883 года произошло слияние всех железных дорог. А вот что представлял в то время поселок Грязи по сведе­ ниям, данным полицейским над­ зирателем Успенским: «Поселок Грязи... занимает пространство с базарною и ярмарочною пло­ щадью 22 десятины земли. ... В поселке имеется три трактирных заведения и две гостиницы с номерами для приезжих, два портерных заведения, один оп­ товый винный склад, ведерная лавка и ренсковый погреб, че­ тыре больших бакалейных лав­ ки, три мануфактурных с галан­ терейною торговлей и колбас­ ное заведение... Жителей посел- ность показать свои про­ изведения широкой пуб­ лике. Вот и нынешняя выставка открылась бла­ годаря бескорыстию кол­ лектива нашего краевед­ ческого музея. Жаль, конечно, что на откры­ тии не было никого из «курирующих* культу­ ру. Зато пришел липец­ кий депутат Виктор Мешков, хотя он воз­ главляет далекую от живописи комиссию по самоуправлению. Не по службе пришел, а по душе, поскольку давно приметил Березнева. Виктор Михайлович на­ ходит, что художник, безусловно, заслуживает содействия власти. Кста­ ти сказать, не исключе­ но, что в скором времени работы Березнева будут показаны в Москве в Гос­ думе. На сей счет, как я слышал, собирается по­ хлопотать глава обладми­ нистрации и вице-спикер парламента Олег Коро­ лев. И . Н. ка Грязи мужского пола 680 человек и женского — 720, обоего пола 1400 че­ ловек постоянных и 860 человек обоего пола вре­ менно проживающих...» Сегодня Грязи — тре­ тий по величине и значе­ нию город нащей области. Крупный пищевой комби­ нат, завод железобетонных изделий, мотовозоремонт­ ный завод, культиваторный, цементный заводы, АО «Гидравлик» и ряд других предприятий вступили в строй после Великой Оте­ чественной войны. Здесь многое сделано для разви­ тия культуры, досуговой базы. А название... Оно стало привычным, и врядли кто ассоциирует его с не­ пролазной грязью. Напро­ тив: город по заслугам чис­ лится одним из самых чис­ тых и благоустроенных в области. Р УМЕЛЫХ ИЛЮБ03НАШ1ЬНЫХ Издательский центр «Мо­ делист-конструктор* напо­ минает тем, кто не успел под­ писаться на журналы «Моде­ лист-конструктор», «Морс­ кая коллекция», «Бронекол- лекция» и «Мастер на всё руки», — это не поздно сде­ лать и сейчас. Кроме того, приобретать эти издания можно в киосках Роспечати, в книжных магазинах многих городов. «Моделист-конструктор» (подписной индекс 70558). Самодеятельное конструиро­ вание транспортной,сельско­ хозяйственной, спортивной и бытовой техники, мебели и усадебных построек, спор­ тивных и стендовых моделей, электронных устройств, ис­ тория техники. «Мастер на все руки» (подписной индекс 72650). Чертежи и схемы для само­ стоятельного изготовления мебели, усадебных и дачных построек, бытовой техники, обновление интерьеров и ре­ комендации по ремонту квар­ тир. «Морская коллекция» (подписной индекс 73474). История флота и корабле­ строения в чертежах, схемах, фотографиях и справочных материалах «Бронеколлекция» (под­ писной индекс 73160). Исто­ рия танкостроения в черте­ жах, фотографиях и справоч­ ных материалах ЧИТАЮТ НЕТШЬКОЗРЯЧИЕ «Школьный вестник» пе­ чатается для слепых детей рельефно-точечным шриф­ том. Индекс для подписки 70864. Издается с июня 1938 года, печатает материалы по вопросам социальной реаби­ литации, знакомит незрячих школьников с новостями культуры, спорта, фифлопе- дагогики, фифлопсихологии, фифлотехники, пропаганди­ рует достижения слепых и слабовидящих в различных областях деятельности. Боль­ шое место в журнале отво­ дится литературным произ­ ведениям. Подписаться на наш журнал можно в любом отделении связи РФ. ШКОЛАТВОРЦОВ Люди старшего поколения хорошо помнят доброго дру­ га молодых лет —довоенный журнал «Юный художник». 20 лет назад выпуск журна­ ла возобновлен, среди его учредителей — Российская Академия художеств,-: Союз художников России. Темати­ ческий диапазон журнала заметно расширился, стало выходить приложение в по­ мощь начинающим. В своих многочисленных рубриках журнал представляет мало­ известных мастеров и про­ славленных художников, рассказывает об отдельных ярких явлениях в искусстве и целых художественных направлениях в сочном кон­ тексте истории, быта, духов­ ного климата. А параллель­ но идут иллюстрации — жи­ вопись, графика, скульпту­ ра, архитектура, дизайн, фольклорное искусство, де­ коративное творчество, сце­ нография... Журнал дает обстоятель­ ные уроки по изобразитель­ ному искусству, публикует практические советы масте­ ров, организует конкурсы детского рисунка, знакомит с жизнью и успехами худо­ жественных школ и студий страны. «Юный художник», не­ смотря на его задорное под­ ростковое название, читают сегодня профессиональные и самодеятельные художники, педагоги и студенты вузов, связанных с искусством, уча­ щиеся и учителя художес­ твенных школ и студий, а также все, кому дорого оте­ чественное культурное на­ следие, интересны пути раз­ вития современного искусст­ ва. Индекс журнала — 71124 по Каталогу Роспечати, ин­ декс приложения (Библиоте­ ка «Юного художника») — 48624. Добро пожаловать в Храм Искусства! ЧГОТАКОЕ'аМ"? «Ст.М» — это журнал «Студенческий меридиан* для молодых честолюбцев, стрем ящ ихся пополнить ряды знаменитостей, добить­ ся максимального успеха в своем деле. Наши практикумы помо­ гут распознать и развить заложенный в вас талант, стать энергичным и преуспе­ вающим, инициативным и умным, здоровым и краси- вым. Мы познакомим вас с теми, кто реализовал свой дар на все 100! И стал хозя­ ином своей судьбы. Подписной индекс 70932 в Объединенном каталоге "Подписка-99", том 1, стр. 205. СЛУШАЙП"ПУЛЬС"! «Пульс» — ежемесячный красочный журнал информа­ ции и развлечений для моло­ дых и всей семьи. Музыка, кино, видео, театр.. Фантас­ тика. Компьютеры. Советы девушкам. Юмор. Перепис­ ка, конкурсы и призы. Заме­ чательные постеры и плака­ ты самых любимых и попу­ лярных российских и зару­ бежных певцов, певиц и групп. Журнал издается с 1990 года в Москве для читателей, живущих в России и других странах СНГ. Распространя­ ется в основном по подписке. Все данные о журнале вы найдете на стр. 248 каталога агентства «Роспечать». Наши подписные индек­ сы: для индивидуальных под­ писчиков — 79442; для библиотек — 71146. Не тратьте свое дорогое время на поиски «Пульса» в киосках, лучше прямо сейчас поспешите на почту (в отде­ ление связи) по месту ваше­ го жительства и оформите подписку на 1999 год. Сделайте себе подарок к новому году! ЗДРАВС1ВУЙ1Е, Я-"МУРЗИЛКА"! «Мурзилка)р — современ­ ный литературно-художес­ твенный журнал меж­ дународного уровня для детей 6 - 1 2 лет. В нем печатаются материалы, дополняю­ щие программу началь­ ной школы по русскому языку, чтению, матема­ тике, истории, изобрази­ тельному искусству, во­ просам безопасности жизнедеятельности и др. В 1999 году читате­ лей журнала ждут но­ вые рассказы, сказки, стихи; интереснейшие публикации к 200 -ле- тию с днй рождения А.С. Пушкина, специ­ ально подготовленные писателями для млад­ ших школьников. Журнал издается с приложениями-склад­ ками; самоделки, крос­ сворды , галерея ис­ кусств, Мурзилкины со­ веты, конкурсы и вик­ торины для всей семьи. Ж 2 ^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz