Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
V I X I и п р и с о д е й с т в и и о б л а с т н о й о р г а н и з а ц и и С о ю з а ж у р н а л и с т о в ' ' '■ -'"Й I щ ГОВОРЯТ АВТОРЫ « м о л о д о й ГВАРДИИ» ПУПКИ пшнноаи, шыуры, 1 иттотизкА Авторами «Молодой гвардии» были Михаил Пришвин и Александр Твардовский, именно в этом издательстве выпустивший в 1942 году первый вариант своего «Ва силия Теркина», фантаст Иван Ефремов и выдающийся педагог Василий Сужомлин- ский, хранитель Пушкинского заповедника Степан Гейченко и историк Борис Рыба ков, философ Алексей Лосев и биолог Игорь Акимушкин... Это лишь несколько имен, но и они говорят о масштабе, качестве и духовной ценности того, что делало и делает издательство. Сегодня мы предлагаем небольшие публицистические фраг менты трех известных прозаиков, чья творческая судьба связана с «МГ». Так берут на пробу крупицы массивных золотых слитков, дабы убедиться, что это золото и в самом деле высшей пробы... ШЕСТОЕ чуваво ...Куча кирпичей еще не дом. Это уже знали и так говорили три тысячи лет назад в древней Ассирии. Информационный оглу шающий шквал или же «осколочные» све дения о том, о сем могут лишь подменить, но не заменить подлинные знания, которые приходят все-таки тогда, когда человек сам хочет познать бессмертный шедевр, будь то эпопея Толстого, полотно Рембрандта или концерт Скрябина. В отсутствии эстетичес кой подготовки ничего постыдл''го нет. Пос тыдна презрительная самонадеянность, вы сокомерное нежелание преодолеть свое не понимание музыки, живописи, поэтическо го слова. Тут возникает парадоксальнейшее положение: совершенно наивное невежест во себя таковым не ощущает и не страдает от своей бездуховности. Это горькая беда. И, напротив, чем больше знает человек, чем больше развито его «шестое чувство» — чув ство прекрасного, тем больше томит его ду ховная жажда. Но тем наполненнее, содер жательнее его жизнь во всех ипостасях: от призвания до увлечения, от любви до высо чайшего понимания, кто он и что он на этой земле... ... История — это не только и не столь ко летопись событий и деяний личностей, сколько то, что отложилось и осело в психи ке и сознании современного человека от свя зи его с корняадг.даадвщимц.д^'лубину ве ков. История не только управляет нами из вне — она черре нас шверит |Де»ь сегодняш ний и готовит завтрашний. Нужно уметь, поднимаясь над частностями, осмысливать жизнь в таких широких категориях, как судьба цивилизации. Есть непреходящие ка тегории этического ряда, есть-вековые тра диции гуманизма, и только ориентируясь на них, можно спасти человека от невежества и недомыслия, трагического бездушия —%ртвсе го, что делает его нечеловеком и что грозит трагедией поистине глобального масштаба. Борьба за человеческое в человеке про должается, и продолжается не только сло вом —подчас она требует оружия. ]^манизм больше всего отвергает равнодушие, а эго изм с позиции гуманиста преступен. Наси лие тоже может быть выражением л^бви. Кандалы рабства можно и должно разрубать мечом. Винтовка оправданна, когда она слу жит освобождению закабаленного, сиррго и обездоленного. Мир знает ситуации, цогда страдания других заставляют взять в,^>уки меч и.прикрыть беззащитного. Умыва;фщий руки Понтий Пилат — одна из самы^ не приглядных в душевной своей слабостр фи гур на библейском иконостасе. А что касается зла, то его на земле еще более чем предостаточно. Но лишь в фрьбе с ним и может окрепнуть и восторжество вать добро. Этому и служит вся мировая культура. Попытайтесь представить, себе людей без вершинных шедевров мы^ите- лей и художников. Попытайтесь, и в созна нии возникнет нечто вроде холодной и по груженной во мрак пустыни, где бродят оди нокие, исполненные ненависти и недсшерия фигуры с атомными дубинками в рука^ Нет, совремецдрч ,чел,^.ве.^сд^р ,вре, .к^лйтуры, которая для него' е р ^ ' с^ет,, вдяйеяде-^ до бро, непредставим,б.'Й невозможно. Юрий БОНДАРЕВ, автор повестей и романов «Последние залпы», «Батальоны просят огня», «Тишина», «Горячий снег», «Выбор» и многих др^угих, автор сценария киноэпопеи «Освобождение». ВОЗВРАЩЕНИЕ К СЕБЕ Мы теперь уже понимаем, что политиза ция нашей жизни, что всенепременная, как утренний кусок хлеба, газетная порция при вели нас в какое-то крайнее озверение и при водят все больше и больше. Однако наста нет момент, воспротивятся в каждом из нас человеческие начала, и мы станем читать только порядочные газеты, брать только не обходимую информацию. Придет время, ког да мы вернемся, в конце концов, к литера туре, к вечным проблемам и Родины нашей, и мира, и человека. От таких проблем, от своего будущего мы никогда не откажемся. И то состояние, в ко тором сейчас находится наше общество, — не есть состояние народа. Это разные вещи — общество и народ. Совершенно разные вещи. ...Никогда не поздно написать о том свет лом и добром, что есть в каждом из нас, что сейчас невольно задвинуто обстоятельства ми и событиями. И задвинуто так, что многие считают это в порядке вещей. Они теперь выступают в совсем ином качестве, в каком-то нечелове ческом качестве. А литература как бы им поддакивает. Выходит немало изданий, ко торые заставляют забыть о лучшем в людях, насаждают насилие, жестокость, вседозво ленность. Но ведь первейшее предназначе ние литературы — призывать человека,к ис полнению своей главной роли — быть Чело веком. Думаю, что ли^'ература к этому.пред назначению вернется, а тогда и человек вер нется к своей главной роли. 5 Народ всегда носитель духовности. Пусть сейчас духовность, которая векамц була и есть ныне в русском народе, задвинута. Нет- нет, мы от нее не отказываемся. Идет битва за Россию. Ведь не просто так битва идет за что-то. Битва идет за Россию, за то, чтобы воссоздать единое духовное пространство. Поэтому народу надо говорить правдунадо писать для него правду, нам надо все 1 у 1 дей ствовать по правде. Духовность спасет Рос сию! н Валентин РАСПУТИН , автор книг «Последний срок», «Деньги для Марии», «Прощание с Матерой» и других. УВЕРУЙ, ЧТО ВСЕ БЫЛО НЕ ЗРЯ... Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлет жат пересмотру: честность, трудолюбие, со вестливость, доброту... Мы из всех истори ческих катастроф вынесли и сохранили в чис тоте великий русский язык... Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания — не отдавай всего этого за по нюх табаку... Мы умели жить. Помни это... Василий Ш УКШ ИН , автор многих сборников рассказов, романов «Я пришел дать вам волю...*, повести «До третьих петухов», режиссер фильмов «Ваш сын и брат», «Печки- лавочки», «Калина красная» и других. Посетители персональной выставки Михаила Березне- ва в областном краеведчес ком музее с признатель ностью говорят о некоем пси хотерапевтическом воздейст вии его пейзажной живопи си. Мол, низкий поклон ху дожнику, который предлага ет уставшим от бестолкового мельтешения жизни, иссуе- тившимся душам погрузить ся в умиротворяющее созер цание природы, ее заповед ных уголков, не тронутых пока грубой дланью цивили зации, не испорченных люд ской жадностью или глу постью. Березнев, действи тельно, нежно й бережно ве рен натуре. Он благоговейно следует духу русской клас сики и, не боясь упреков в несовременности или консер ватизме, берет уроки у Ва сильева и Шишкина, а рабо тая над излюбленными ноч ными пейзажами — и у вос хитительного Архипа Куин- джи. Знаменательно, что Берез нев словно бы миновал, не заметил опыт импрессионис тов, чье влияние определило судьбу сотен его собратьев по жанру. Он как бы через го ловы Мане или русского им прессиониста Коровина обра тился к девятнадцатому веку России. Не мгновенное впе чатление, не трепетная ми молетность, готовая сменить ся другой мимолетностью, вдохновляют его, но, напро тив — упорное по-стоянство, с каким природа возвращает ся к самой себе, повторяет закаты и рассветы, зимы и весны, дожди и летний зной. Если угодно, этому художни ку всего важнее противопос тавить пестроте любых мега полисов, американизирован ному масскульту, бестолков щине быта незыблемость, полноту и самодостаточность природного бытия. Оно для Березнева полпред вечности, напоминание о неразменян- ном на пятаки Божьем замыс- ^^емира. И не случайно имен- изобразить в пространстве одаЬгб полотна все четыре времени года или все фазы суток, когда слева верхуш ки деревьев освещены розо вым утренним солнцем, а справа на них уже наполза ют сумеречные вечерние тени... Естественно, такая живо пись, сколь бы строго ни су дили о ней взыскательные профессионалы, отвечает ка ким-то глубинным, быть мо жет, полуосознанным нашим потребностям, дает ощуще ние покоя и неистребимости надежды. Но, мне кажется, свести все сделанное Берез- невым лишь к этому было бы неточно. Есть принципиаль ные нюансы, и они особенно очевидны благодаря тому, что на выставке собрано где-то около полусотни его картин. Не сравнивая масштабы ТВОРЧЕСТВО Д Р У Г А Я Р О С С И Я даровании, я все-таки риск нул бы озаглавить наиболее ценный для меня сквозной мотив этих произведений строчками Блока: «Россия, нищая Россия, мне избы бед ные твои, твои мне версты ве ковые, как слезыПервые люб-' вй». Березнев не только лю буется речным откосом или могучими деревьями на лес ной опушке. Он все-таки от нюдь не Кашпировский, во оружившийся кистью и при званный хоть ненадолго вы ключить нас из неуютной, тревожной, напрягающей нервы реальности. Худож ник охотно пишет, вписыва ет в свои пейзажи людей — мужика на возу с сеном или старушку, медленно пересе кающую пыльную пустын ную улочку заштатного го родка. Его все настойчивее притягивают люди, чей то ли счастливый, то ли, наоборот, горький удел — жить здесь, вдали от больших домов, шум ных тусовок, политических драчек и карьерных амбиций. Он признается: в последнее время ему хочется работать над портретами. На выставке их немного, но они, мне пред ставляется, помогают лучше понять суть, сверхзадачу пейзажных полотен. Березне- ву крайне любопытны... нет, то слово — ему милы и близки лица и судьбы, кото рые с чьей-то легкой, но не доброй руки причисляются к «уходящей натуре». «Ста рый егерь», «Дед Павлуш ка», «Последние жители уга сающего хутора» — эти бе- резневские персонажи су ществуют параллельно ин дустриальной, компьютер ной, ориентированной на аб солютный комфорт реальнос ти столиц. Но глухая, непри тязательная, терпеливая и натруженная провинция, по Березневу, куда человечнее и мудрее, чем то, от чего она отделена невидимой чертой. С ностальгической присталь ностью вглядывается худож ник в своих героев, пробуя разгадать их тайну, прочи тать в их глазах некий завет, нужный и ценный для тех, кто идет им на смену. ЛЕГЕНПАИ БЫЛЬ И СТАЛ ПОСЕЛОК ГОРОДОМ,,, г руппа юных членов эколого-краеведческого клуба «Ро- сич» при Среднелукавской школе Грязинского района во главе с преподавателем С. Соколиковым прислали в «ЛГ» цикл собранных ими материалов по истории Грязей. Они предлохсили опубликовать их именно в эти дни, когда ис полняется 6 0 лет с момента реорганизации поселка в город. Оставляя большую часть их изысканий для одно го из выпусков краеведческой страницы «Былое», мы пока печатаем лишь два небольших отрывка... В наших краях бытует леген да о том, как глубокой, ненаст ной осенью 1695 года Петр Пер вый ехал из Москвы в Воронеж, где намеревался наладить ра боту верфей по строительству судов для Азовского флота. В районе нынешних Грязей каре та царя завязла по самые сту пицы колес в жирном чернозе ме. Тогда государь вылез из ка реты, уперся плечом и сдвинул ее с места. Петр Алексеевич отер руки платком и усмехнул ся: «Ну и грязи!» С тех пор так и пошло: Грязи да Грязи... Это легенда. А что же было на самом деле? Раньше на мес те Грязей, там, где теперь ули ца Первомайская, стояла дере венька Дмитриевка. Находилась она на земле князей Волконс ких и насчитывала 21 крестьян ский двор. После отмены кре постного права в России стала бурно развиваться промышлен ность, началось интенсивное строительство железных дорог. Это коснулось и наших мест. Рядом с Дмитриевкой пролегла железнодорожная ветка Воро неж — Козлов. В начале февра ля 1868 года по ней пошли гру зовые составы, а в июле про следовал первый пассажирский поезд. Одновременно здесь на чала действовать железнодо- Михаилу Березневу сорок пять. Он много лет назад сде лал свой выбор, не смущаясь тяготами, безденежьем, не уверенностью в себе, сопро вождающими художника чаще всего до конца пути, неторопливо учился, да и по сей день учится, ремеслу, дабы в какой-то вожделен ный срок прорваться на тер риторию подлинного искус ства. Экспозиция в музее сви детельствует: эти прорывы ему, пусть не столь часто, но удаются. Количество и нрав ственная доминанта сделан ного им, беззащитная, про стодушная искренность луч ших его вещей не могут не вызывать встречной откры тости и симпатий зрителей. Именно эти симпатии по могают ему жить в наше не ласковое ко всякому творцу время. Вряд ли бы Березнев нашел деньги, чтобы опла тить мастерскую или поме щение для экспозиции. Но те, кто обратил внимание на его полотна, поддержали ху дожника, дали крышу для ра боты, предоставили возмож- рожная станция, а затем воз ник поселок, названный по име ни старинного села, находивше гося поблизости. Грязями. Со временем Грязи превра тились в крупный железнодо рожный узел с четырьмя основ ными направлениями: Москва, Царицын, Орел и Ростов. 15 июня 1883 года произошло слияние всех железных дорог. А вот что представлял в то время поселок Грязи по сведе ниям, данным полицейским над зирателем Успенским: «Поселок Грязи... занимает пространство с базарною и ярмарочною пло щадью 22 десятины земли. ... В поселке имеется три трактирных заведения и две гостиницы с номерами для приезжих, два портерных заведения, один оп товый винный склад, ведерная лавка и ренсковый погреб, че тыре больших бакалейных лав ки, три мануфактурных с галан терейною торговлей и колбас ное заведение... Жителей посел- ность показать свои про изведения широкой пуб лике. Вот и нынешняя выставка открылась бла годаря бескорыстию кол лектива нашего краевед ческого музея. Жаль, конечно, что на откры тии не было никого из «курирующих* культу ру. Зато пришел липец кий депутат Виктор Мешков, хотя он воз главляет далекую от живописи комиссию по самоуправлению. Не по службе пришел, а по душе, поскольку давно приметил Березнева. Виктор Михайлович на ходит, что художник, безусловно, заслуживает содействия власти. Кста ти сказать, не исключе но, что в скором времени работы Березнева будут показаны в Москве в Гос думе. На сей счет, как я слышал, собирается по хлопотать глава обладми нистрации и вице-спикер парламента Олег Коро лев. И . Н. ка Грязи мужского пола 680 человек и женского — 720, обоего пола 1400 че ловек постоянных и 860 человек обоего пола вре менно проживающих...» Сегодня Грязи — тре тий по величине и значе нию город нащей области. Крупный пищевой комби нат, завод железобетонных изделий, мотовозоремонт ный завод, культиваторный, цементный заводы, АО «Гидравлик» и ряд других предприятий вступили в строй после Великой Оте чественной войны. Здесь многое сделано для разви тия культуры, досуговой базы. А название... Оно стало привычным, и врядли кто ассоциирует его с не пролазной грязью. Напро тив: город по заслугам чис лится одним из самых чис тых и благоустроенных в области. Р УМЕЛЫХ ИЛЮБ03НАШ1ЬНЫХ Издательский центр «Мо делист-конструктор* напо минает тем, кто не успел под писаться на журналы «Моде лист-конструктор», «Морс кая коллекция», «Бронекол- лекция» и «Мастер на всё руки», — это не поздно сде лать и сейчас. Кроме того, приобретать эти издания можно в киосках Роспечати, в книжных магазинах многих городов. «Моделист-конструктор» (подписной индекс 70558). Самодеятельное конструиро вание транспортной,сельско хозяйственной, спортивной и бытовой техники, мебели и усадебных построек, спор тивных и стендовых моделей, электронных устройств, ис тория техники. «Мастер на все руки» (подписной индекс 72650). Чертежи и схемы для само стоятельного изготовления мебели, усадебных и дачных построек, бытовой техники, обновление интерьеров и ре комендации по ремонту квар тир. «Морская коллекция» (подписной индекс 73474). История флота и корабле строения в чертежах, схемах, фотографиях и справочных материалах «Бронеколлекция» (под писной индекс 73160). Исто рия танкостроения в черте жах, фотографиях и справоч ных материалах ЧИТАЮТ НЕТШЬКОЗРЯЧИЕ «Школьный вестник» пе чатается для слепых детей рельефно-точечным шриф том. Индекс для подписки 70864. Издается с июня 1938 года, печатает материалы по вопросам социальной реаби литации, знакомит незрячих школьников с новостями культуры, спорта, фифлопе- дагогики, фифлопсихологии, фифлотехники, пропаганди рует достижения слепых и слабовидящих в различных областях деятельности. Боль шое место в журнале отво дится литературным произ ведениям. Подписаться на наш журнал можно в любом отделении связи РФ. ШКОЛАТВОРЦОВ Люди старшего поколения хорошо помнят доброго дру га молодых лет —довоенный журнал «Юный художник». 20 лет назад выпуск журна ла возобновлен, среди его учредителей — Российская Академия художеств,-: Союз художников России. Темати ческий диапазон журнала заметно расширился, стало выходить приложение в по мощь начинающим. В своих многочисленных рубриках журнал представляет мало известных мастеров и про славленных художников, рассказывает об отдельных ярких явлениях в искусстве и целых художественных направлениях в сочном кон тексте истории, быта, духов ного климата. А параллель но идут иллюстрации — жи вопись, графика, скульпту ра, архитектура, дизайн, фольклорное искусство, де коративное творчество, сце нография... Журнал дает обстоятель ные уроки по изобразитель ному искусству, публикует практические советы масте ров, организует конкурсы детского рисунка, знакомит с жизнью и успехами худо жественных школ и студий страны. «Юный художник», не смотря на его задорное под ростковое название, читают сегодня профессиональные и самодеятельные художники, педагоги и студенты вузов, связанных с искусством, уча щиеся и учителя художес твенных школ и студий, а также все, кому дорого оте чественное культурное на следие, интересны пути раз вития современного искусст ва. Индекс журнала — 71124 по Каталогу Роспечати, ин декс приложения (Библиоте ка «Юного художника») — 48624. Добро пожаловать в Храм Искусства! ЧГОТАКОЕ'аМ"? «Ст.М» — это журнал «Студенческий меридиан* для молодых честолюбцев, стрем ящ ихся пополнить ряды знаменитостей, добить ся максимального успеха в своем деле. Наши практикумы помо гут распознать и развить заложенный в вас талант, стать энергичным и преуспе вающим, инициативным и умным, здоровым и краси- вым. Мы познакомим вас с теми, кто реализовал свой дар на все 100! И стал хозя ином своей судьбы. Подписной индекс 70932 в Объединенном каталоге "Подписка-99", том 1, стр. 205. СЛУШАЙП"ПУЛЬС"! «Пульс» — ежемесячный красочный журнал информа ции и развлечений для моло дых и всей семьи. Музыка, кино, видео, театр.. Фантас тика. Компьютеры. Советы девушкам. Юмор. Перепис ка, конкурсы и призы. Заме чательные постеры и плака ты самых любимых и попу лярных российских и зару бежных певцов, певиц и групп. Журнал издается с 1990 года в Москве для читателей, живущих в России и других странах СНГ. Распространя ется в основном по подписке. Все данные о журнале вы найдете на стр. 248 каталога агентства «Роспечать». Наши подписные индек сы: для индивидуальных под писчиков — 79442; для библиотек — 71146. Не тратьте свое дорогое время на поиски «Пульса» в киосках, лучше прямо сейчас поспешите на почту (в отде ление связи) по месту ваше го жительства и оформите подписку на 1999 год. Сделайте себе подарок к новому году! ЗДРАВС1ВУЙ1Е, Я-"МУРЗИЛКА"! «Мурзилка)р — современ ный литературно-художес твенный журнал меж дународного уровня для детей 6 - 1 2 лет. В нем печатаются материалы, дополняю щие программу началь ной школы по русскому языку, чтению, матема тике, истории, изобрази тельному искусству, во просам безопасности жизнедеятельности и др. В 1999 году читате лей журнала ждут но вые рассказы, сказки, стихи; интереснейшие публикации к 200 -ле- тию с днй рождения А.С. Пушкина, специ ально подготовленные писателями для млад ших школьников. Журнал издается с приложениями-склад ками; самоделки, крос сворды , галерея ис кусств, Мурзилкины со веты, конкурсы и вик торины для всей семьи. Ж 2 ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz