Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКАЯ газета КОНФЕРЕНЦИИ щпвый ш н ц ш 1ИПЕ11ШВ Ш ВОКНОГОКОаДЕТСВ НЕВОаРЕВОВАННЫМ На днях в областном Дворце куль туры состоялась традиционная конфе ренция работников высших и средне специальных учебных заведений. На чалась она с обстоятельного доклада, сделанного первым заместителем на чальника Департамента образования и науки области Валентиной Кисенко. С первых же минут Валентина Петровна обрушила на слушателей гору статис тических данных, сухой язык которых лишь ярче очерчивал острейшие про блемы, с которыми пришлось стол кнуться высшей школе. Главная беда, констатировал докладчик, — хроническое недофинансирование. Одна лишь задолженность по студенческим стипендиям достигла полутора миллионов рублей. В об щежитиях, не имея собственного жилья, вы нуждены ютиться свыше ста преподавателей вузов, среди них — восемь докторов наук. Но не все так плохо... Как было отмечено на конференции, за последние годы сущес твенно возрос кадровый потенциал вузов об ласти. Сегодня уже 53 процента преподавате лей являются кандидатами и докторами наук. Конечно, кадры куются не на пустом месте. На сегодняшний день в липецких вузах обуча ются 489 аспирантов. А Липецкий государ ственный технический университет (ЛГТУ) вы шел на третье (!) место в Центральном Черно земье по уровню финансирования научных раз работок. С высоким кадровым потенциалом липец ких вузов как-то уж слишком резко контрасти рует последнее в Центральном Черноземье место, которое наш регион занимает по коли честву студентов на 10 тысяч жителей. В об ласти этот показатель равен 159, в среднем же по России он составляет 220. Эту прозвучавшую в докладе информацию дополнил ректор ЛГТУ Сергей Коцарь. Даже в Магнитогорске, заметил он, где в свое время удалось побывать Сергею Леонидовичу, есть своя консерватория. В Липецке же нет даже мединститута. Мириться с таким положением вещей нельзя. Беспокоит ректора ЛГТУ и недобросовест ная конкуренция со стороны столичных вузов. По словам Сергея Коцаря, местные СМИ уже не раз вводили в заблуждение липчан, утвер ждая, что уровень подготовки специалистов в Липецком филиале института международно го права и экономики на несколько порядков выше, чем в ЛГТУ. Еще более категорично по этому вопросу высказался директор Липецкого машиностро ительного колледжа Виктор Загорский. По его словам, филиалы московских вузов, не имея своей материальной базы и не желая тратить ни копейки на ее развитие, переводят в сто лицу все зарабатываемые ими деньги. И сно ва в числе "неблагонадежных" недвусмыслен но был назван институт международного пра ва и экономики. С большим интересом было встречено вы ступление ректора ЛЭГИ Юрия Филоненко. Дело в том, что эколого-гуманитарный инсти тут является негосударственным вузом, его учредители — ЛГТУ, ЛГПИ, Госкомэкология об ласти..т Одним из достоинств негосударственного сектора образования, по мнению Юрия Яков левича, являются его мобильность и оператив ность. В самом деле, эколого-гуманитарному институту за короткий сро к удалось ор ганизо вать подготовку студентов по таким «экзоти ческим» для нашего региона специальностям, как охрана окружающей среды, коммерция, го сударственное и муниципальное управление. Только за девять месяцев этого года в ЛЭГИ издано 36 учебных пособий. Их стоимость — от 5 до 15 рублей, что вполне по карману ря довому студенту. И вот последняя новость — в ближайшее время институт начнет издавать свой журнал «Экология Центрального Черно земья». Отметил Юрий Яковлевич и недостатки не государственных вузов. Это, прежде всего, слабое развитие материальной базы и боль шое число преподавателей, работающих по со вместительству. Подводила итоги конференции заместитель главы администрации области Людмила Кура- кова. По словам Людмилы Валентиновны, все реформы высшей школы, проводимые прави тельством России, сводятся лишь к урезанию расходов на образование. Вот почему адми нистрация области выступает против подобных нововведений. Людмила Куракова считает, что Департа мент науки и образования должен стать свое образным центром, координирующим работу высшей школы. Филиалы московских вузов, конечно же, должны учитывать интересы ре гиона. И у администрации области есть воз можности повлиять на них. Людмила Валентиновна коснулась и дру гой «больной» темы — сегодня выпускники ву зов области практически не востребованы на рынке труда. "Под занавес" Людмила Куракова и замес титель председателя областного Совета д е путатов Александр Никонов вручили Почетные грамоты большой группе работников высших и средне-специальных учебных заведений. Среди награжденных — доцент кафедры пси хологии ЛГПИ Юрий Косолапов, ректор ЛГТУ Сергей Коцарь, заместитель директора Липец кого училища культуры Екатерина Константи нова, ректор ЛЭГИ (Орий Филоненко, дирек тор металлургического колледжа Николай Раз- воротнев и другие. Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО. I I I * \ ' ,Ш ' У . СобственньЕй корреспондент «Липецкой газетьЕ» Тамара ФЕДЮКИНА сообЕцает. ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ? Непредсказуемая экономическая и фи- , нансовая политика в стране заставляет предприятия принимать, казалось бы, аб сурдные решения: вместо наращивания мощностей —останавливать цеха. На такие меры пошел недавно и коллек тив ТОО «Энергомеханический завод», хотя здесь стабильно растут объемы производ ства, вовремя платятся,налоги. При этом продукция электротехнического и энергети- ческого назначения ельчан пользуется спро- I сом по всей России и привлекает потреби- ' телей доступной ценой, хорошим качеством и сроком исполнения заказов. Однако се годня даже эти условия оказались не под ' силу многим регионам. Работать на склад — себе дороже, по тому завод, продавая остатки готовой про дукции, немедленно вкладывает деньги в материалы и комплектующие. Таким обра зом коллективу уже однахсдыудалось спас- , ти собственный капитал, который могла пог лотить неудержимая инфляция. В это вре мя на заводе вели мониторинг цен на входе и внимательно следили за финансовой по литикой конкурентов. ОСУЖДЕННЫЕ ГОТОВЫ ВЫПУСКАТЬ КИРПИЧ, но... Пять лет назад учреждение ЕОУ323/3 со- . вместно с елецкой дирекцией программы , «Возрождение» приступило к строительст- ' ву цеха по производству керамического кир- , пича мощностью 10 миллионов штук в год. Выгода проекта ни у кого не вызывала со мнений, ибо сырья достаточно — по под счетам специалистов, его не переработать . за 150 лет. И лежит оно в елецкой земле, . где добычу известняка ведет Лавский карь- . ер. Качество глины отменное, оно зареко мендовало себя при производственных опытных испытаниях. Сам же кирпич мож но использовать не только при кладке, но и для облицовки наружных стен зданий. По путно возможно наладить и выпуск керами ческой черепицы. Потребность впродукции есть, и не толь- ' ко в нашей области. Однако за последние годы из программы «Возрождение» на объ ект не выделено ни рубля. И подрядчики, а это в основном липецкие организации, ос тановили работу. Хотя новый цех смонти рован уже почти на 90 процентов, для его ( пуска необходимо, по меньшей мере, еще ' 5 миллионов рублей. ТАК И НЕ РАССТАЛСЯ С КОМСОМОЛОМ у известного елецкого коллекционера ’ Евгения Крикунова вошло в традицию удив- лять земляков неожиданными выставками. , Последняя открылась в художественном отделе краеведческого музея в канун 80- летия комсомола и словно вернула посети телей на майскую демонстрацию прошлых лет —так много знамен, плакатов, портре- , тов вохсдей, вымпелов и другой советской символики было представлено в зале. Экспонаты, которые еще недавно были наградами лучших комсомольских органи- ' заций города и молодых людей, у предста вителей разных поколений ельчан вызыва- ^ ли разные оценки, однако большинство из заглянувших на выставку искренне благо дарили ее устроителя, который не дал по гибнуть историческим ценностям и свиде тельствам. ВМЕСТО КЕФИРА И МОРКОВКИ ВЫСТРОИЛИСЬ ПОЛЛИТРОВКИ к шестидесяти тысячам литров бимбе- ра, выявленного в Ельце работниками ми лиции и ФСБ в нынешнем году, на днях до бавилось еще 1,5 тысячи литров подполь ной водки. Ее изготовителей взяли белым днем в нескольких домах, где одновременно были изъяты не только орудия труда, но и деньги —миллион рублей. Производство, судя по всему, было отлажено по всем правилам, во всяком случае, только результатами эк спертизы можно было отличить самопаль ный товар от заводского. По этой причине преступному «синдикату» не было необхо димости пользоваться услугами старушек —самопальная водка могла партиями ухо дить на реализацию через магазины. Однако и этот канал был перекрыт со трудниками правоохранительных органов. ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДИСПАНСЕР БЬЕТ ТРЕВОГУ Несколько лет подряд сотрудники физ- ' культурного диспансера изучают фиэичес- ; кое развитие шестилеток, обучающихся в '' детских дошкольных учреждениях города. В нынешнем году они посмотрели ребяти- \ шек девяти детсадов и получили неутеши- ^ тельные результаты — почти 22 процента : детей имеют отклонения в здоровье. Это, I по мнению специалистов, проявляется в " снижении мышечной силы, массы веса, ^ жизненной емкости легких, в других пато- ^ логиях. I’ В общеобразовательных школах физи- I; ческое развитие еще хуже — нездоровых ^ учащихся даже по сравнению с прошлым I годом стало в два раза больше. По этой I причине из 909 человек —400 пришлось пе- I реводить в спецгруппы, а многих и вовсе I освобождать от уроков физкультуры. И все же даже эта статистика не отра жает истинного положения дел со здоровь ем подрастающего поколения ельчан. Ведь .далеко не все из них, по словами главного Ё врача физкультурного диспансера Алексан- ^ дра Невструева, попадают в поле зрения Ёспециалистов. в ШАГЕ ОТ БДИ! Два года назад всю страну обошло со общение о случае заболевания в нашей об ласти животных и людей сибирской язвой. Казалось бы, факт этот должен был пос лужить уроком для специалистов и руко водителей хозяйств, побудить их тщатель но следить за состоянием забиваемого ско та, принимать необходимые меры для вы явления его заболеваний. Однако не тут- то было. Не так давно в лебедянском СХПК «Покрово-Казацкий» из-за недомогания были пущены под нож две буренки. Обе туши затем поместили в общую холодиль ную камеру. На другой день главврач коо ператива направил соответствующие мате риалы в ветлабораторию для бактериоло гического и биохимического исследования, так как возникло подозрение на сибирс кую язву. Между тем в хозяйстве, не до жидаясь окончательных результатов ана лизов из лаборатории, раздали мясо сво им рабочим в счет зарплаты. В срочном порядке специалистам гос- ветслужбы и санэпидемнадзора района пришлось в соответствии с инструкцией проводить комплекс необходимых в таком случае профилактических мероприятий. Мясо было изъято у населения, а то, что оставалось на складе, включая субпродук ты, сожгли. Люди подверглись медосмот ру, соответствующему контролю. В этой истории удивляет и позиция до лжностных лиц хозяйства. Халатность и пренебрежение к ветеринарным требовани ям со стороны ветврача СХПК Л. Дегиева и его директора А. Колотвинова могли при вести к самым тяжелым последствия и до рого стоить. Н. САВЧЕНКОВ, главный специалист управления ветеринарии администрации области. ПОД БУНИНСКОИ ЗВЕЗДОЙ Лауреатом областной литературной премии име ни И.А. Бунина этого года стал Владимир Топор ков, автор нескольких книг прозы. Депутат Госу дарственной Думы, секретарь областной органи зации КПРФ, член Союза писателей России. Почти два десятка лет жизни его прошли на бунинской земле — в Становлянском районе, и творчество ве ликого писателя соединено в сознании Владими ра Федоровича с конкретными образами этой з а поведной земли, запечатленной в творениях Ива на Алексеевича. Наша встреча с лауреатом состоялась в его д о машнем кабинете. А накануне он получил из сто лицы еще одно приятное известие — на заседании ттезидиума Российской Академии словесности он был удостоен звания академика. — К Бунину приходят разными путями, и счаст лив тот, кто «встретился» с творчеством писателя смо лоду — чтобы всю жизнь не расставаться с его книгами. Как открывался Бунин для вас? — С Буниным, с его уди вительным творчеством я столкнулся первый раз в жизни в 1957 году. В то вре мя я пытался «освоить» бол гарский язык и выписывал га зету «Отечественный фронт». На ее страницах од нажды был опубликован бу нинский рассказ «Господин из Сан-Франциско». Я про читал его и даже в болгарс ком переводе ощутил красо ту и мощь этого шедевра — его глубокую философию, поразительную образность, колоритный язык. После этого я уже не мог не инте ресоваться писателем и его творчеством. А затем, так сложилась судьба, я почти двадцать лет проработал в Становом — на земле, где корни бунинско го рода, где «поселено» мно жество героев его произве дений. Однажды по работе я оказался в селе Грунин Вор- гол. У полуразрушенной сельской церкви находилось кладбище. Я прошелся по нему и наткнулся на плиту из белого мрамора, где было начертано — «Алексей Ни колаевич Бунин», даты ро ждения и смерти. Это было надгробие отца писателя. К сожалению, сохранить ее мы не сумели: плита и могила А.Н. Бунина оказа лись затерянными навсег да... Становлянская земля — это та часть исторической, бунинской России, которую он и отразил в своих пре красных книгах. Она на все времена и останется бунин ской, запечатленной в сло ве. Да, многие из деревушек [ай наших! исчезли, как нет следов от былых дворянских усадеб, но они продолжают жить в книгах писателя. Каменка — родовое имение Буниных, прообраз Суходола, где я много раз бывал. Озерки, хутор Бутырки, Огневка, где жили прототипы его вели кой повести «Деревня», Ба- евка, отраженная в расска зе «Во ржи»... Практически каждый день тогдашней работы — это соприкосновение с бу нинской землей — от обра зов, им запечатленных, до конкретных географических примет, п ей заж ей , л ан дшафтов. Но и когда я ока зался в Липецке, связь с бу нинскими краями не прерва лась. Уже председателем облисполкома мне пришлось принимать решение (да и ак тивное участие в его реали зации) об увековечении па мяти писателя на его роди не — установке памятной стелы у хутора Бутырки. Сюда Бунина привезли четы- рехлетним из Воронежа. Правда, на открытие ее меня не пригласили: началась «демократизация», я ока зался в опале... А последняя по времени встреча с Буниным состоя лась совсем недавно. По приглашению французских коммунистов я ездил во Францию на празднование юбилея газеты «Юманите». Вот там-то, в Париже, я поп росил друзей свозить меня в Сент-Женевьев-де-Буа, на могилу писателя. Покло нился великому сыну Рос сии, положил букет цве тов... Не скрою, у его могилы ощутил какое-то особое со стояние, горько-щемящее. Ведь что ни говори, а он был глубоко русский человек, волею обстоятельств оказав шийся на чужбине. Бунин должен бы покоиться в рус ской земле... — Мне кажется, что в сегодняшнюю Россию Бу нин возвращаться вряд ли захотел бы. Глубоко искрен ний, честный, прямой, он не принимал «двойных стан дартов» ни в чем. Тем бо лее в отношении к Родине, России, к ее языку, культу ре, истории. — Трудно, зная Бунина по многочисленным воспо минаниям о нем, его граж данскую позицию в самые трагические для России годы, не согласиться с ва шим утверждением. — Бунин был не только великим художником сло ва. Он глубоко мыслил и как философ, не был вер хоглядом в п олитике . Страстная публицистика его остается непревзойден ным образцом и посейчас. Нам трудно судить, как от несся бы писатель к сегод няшней российской д ей ствительности , к новым «революционерам и преоб разователям», но все-таки, зная жизнь автора «Окаян ных дней», можно предпо ложить — как! Бряд ли он, заявивший в 20-м году: «С Троцким и его «товарища ми» мне не по пути», ока зался бы в одном строю с Гайдаром, Чубайсом, Лиф- шицем и прочими Уринсо нами, этими радикал-боль шевиками нового времени. — Что ж, автор «Окаян ных дней», думается, нашел бы соответствующую оцен ку сегодняшним смутным дням России. Так, как мог бы сказать только он. Я же позволю провести одну па раллель. Недавно мне дове лось встретиться и погово рить с Александром Зиновь евым, другим русским из гнанником — уже нашего времени. Он был резким и страстным критиком поряд ков в СССР. Так вот, в бе седе возник вопрос о его ны нешнем восприятии России. И он ответил прямо: я из антикоммуниста стал борцом за... коммунизм. Потому что сегодняшняя российская «демократия» есть не что иное, как целенаправленный геноцид русского народа. Да, сказал он, в прошлом я не воспринимал многое и желал изменений, но сегодня не могу принять ничего из про исходящего в России. Был вопрос и об оценке действий оппозиции режиму. Он отве тил так: «Вы действуете пра вильно, но вам не хватает петроградских баб, которые в феврале семнадцатого свер гли царя!» То есть он вот так образно дал понять — пока народ широко не поддержит оппозицию, победы не будет. Но эта ситуация, разумеет ся, преходящая: люди все бо лее начинают понимать, что происходит, что приобрели и что потеряли в результате «реформ». Теперь социализм воспринимается иначе, чем десять лет назад. — История государства российского насчитывает не одно столетие. И сегодняш ние «окаянные дни» не за вершают ее. У России слиш ком велик исторический за кром, слишком велики куль турные вершины, подняв шие русскую цивилизацию на небесные высоты. И одно из эпохальных явлений ее — творчество Бунина. Ну жен ли он будет нам в гря дущем тысячелетии? — Бунин будет нужен во все времена, в любые эпохи. Доколе в подлунном мире будет жив русский язык. А он будет жить всегда, пос кольку у нас есть Пушкин, Толстой, Бунин... Да разве перечислишь все то, чем бо гата наша Россия! — Другими словами, со кровенная душа России — в ее Слове. Вот почему, за вершая нашу беседу, при помним один бунинский за вет. Он не случаен: ...Умейте же беречь. Наш дар бесценный — речь! — Сегодня этот завет Бу- нина-художника, Бунина- мыслителя особенно актуа лен. Как и само творчество писателя, наполненное бес конечной сыновней любовью к России. Беседовал Владимир ПЕТРОВ, член Союза писателей России. На снимке: писатели В. Топорков (слева) и В. Пет ров во время беседы. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. ФИРМА«НИКАС»: ВПЕРЕДИ- ЗАПАДНЫЙРЫНОК зысканных и утонченных французов трудно чем-либо удивить. Даже если это выставка, и на ней все самое современное и модное. Ну, разве что чем-то из ряда вон выходящим. Именно таким предстала перед многочисленными посетителями выставки в Марселе необычная продукция липец кой фирмы «Никас». Образцы модной одежды и не скольких изделий из натурального шелка, выпол ненные в стиле батик, сразу же привлекли всеоб щее внимание. Нельзя было не заметить высокий уровень мастерства наших художников по росписи ткани, их богатую творческую фантазию, тщатель ность и тонкость работы. Профессионализм и яр кий самобытный стиль одновременно. Директор ООО «Никас» О. Сушкова, в единственном числе представлявшая свой товар, удивлялась увиден ному и услышанному здесь не меньше. К нам по дошла компания молодежи, рассказывала Ольга Васильевна, с интересом посмотрела на наш то вар и в восхищении качала головой: «Умеют, вы ходит, в России что-то делать!» Пробиться на престиж ную выставку было трудно. Можно даже сказать, невоз можно. Учитывая всеоб щую нищету и разразив шийся кризис. Первона чально намечалась поездка от Международной ассоци ации делового и культурно го сотрудничества «Исто ки», но вскоре выяснилось, что это в нынешних усло виях нереально . Однако шанса своего «Никасу» упускать не хотелось, и тог да фирма обратилась за по мощью к областной адми нистрации. Вышли на рус ское торговое представи тельство в Париже. Хлопо тать за липчан взялся Вик тор Ярошенко, который по ручил кому-то из русских в Марселе взять на себя забо ты по участию нашей фир мы на этой выставке. Боль ше никого из России на та кой представительной де монстрации самой разнооб разной продукции не было. Но и этого оказалось доста точно, чтобы произвести впечатление на избалован ных французов и деловых лю дей . Тамошние дамы причисляли изящную шел ковую одежду к продукции "от кутюр", а один предста витель фирмы по производ ству женского белья сразу же положил глаз на блес тящее вечернее платье. Вы полнено оно было ориги нально: элементы росписи шелковой ткани соединя лись ниткой бисера, а свер ху к платью легко прикреп лялась золотистая кольчуж- ка, которую можно свобод но снимать. Французский ценитель сразу сообразил, что можно замечательным образом сочетать дефиле ни жнего белья с нашим укра шением. Радовали глаз по сети тел ей выставки и платья «Золотой ноктюрн», «Зимняя вишня», «Ангел света». Дебют липецких то варов на международной выставке превзошел все ожидания . «Мы ехали в Марсель для того, чтобы изучить спрос и свои твор ческие возможности, — де лится впечатлениями О. Сушкова. — Нам важно было знать, нужны ли наши товары на Западе, осваивать ли его рынок или ориенти роваться только на отечес твенного покупателя.» Те перь окончательно решили: выходить за рубеж надо обя зательно. Никаких сомне ний на этот счет уже быть не может. И не только де монстрировать свою непов торимую одежду, но и свою не менее интересную про дукцию — художественное панно . Это тож е батик . Шелковые картины хоро ши, например, для офор мления интерьера офисов. Работа Елены Темченко «Состояние души», судя по всему, была весьма примет ной. А тот же Виктор Яро шенко, изумленный твор чеством наших художников по ткани, даже предложил организовать выставку кар тин в русском торгпредст ве в Париже. Теперь, кажется, самое время спросить не менее удивленного читателя о том, где же находится ООО «Никас», сумевшее, несмот ря ни на что, выйти на ев ропейский рынок и бросить вызов зарубежным произво дителям. Сообщаем, что на ходится оно на улице Зеге- ля, 15, в подвальных поме щениях обычного много этажного дома. Здесь распо лагаются его художествен ные мастерские. Условия для работы далеко не луч шие, однако все это компен сируется мастерством и эн тузиазмом. Начиналось все в 1993 году, когда при худграфе Липецкого пединститута была создана студия «Арт- класс». Через два года, по лучив лицензию, взялись за профессиональную подго товку: по договору с Цент ром занятости, населения админи страции области обучают безработных. Са мых талантливых художни ков по росписи ткани остав ляли работать у себя ,с дру гими заключали договор на надомную работу, с треть ими установили деловые от ношения, обязуясь реализо вать их картины. Выгодно со всех сторон: творческой, профессиональной, коммер ческой. Нельзя сказать, что дела здесь процветают. Тем не менее зарплату получа ют художники стабильно, регулярно отчисляются на логи в бюджет. Так и рабо тают, делая свою фирмен ную продукцию, на кото рую у липчан особый спрос, и обучая других нелегкому, но благодарному ремеслу. То, что попадает к поку пателю из стен этих мастер ских, можно назвать по-раз ному: товар, изделие, про дукция. Сами же художни ки предпочитаю т слово "произведение". Как какая- нибудь книга или картина. Потому что создатель его вкладывает в свой труд весь талант, профессиональное мастерство и свою душу. Это как любимое дитя, на которое смотришь и не на радуешься. Все делается в единичном эк зем пл яр е , дубликата тут быть не мо жет. Художникам трудно и порой больно расставаться со своим любимым дети щем. Художник Наталья Соболева призналась, что она никогда не предложит свое творение человеку, ко торый в нем не особо нуж дается, потому что тут надо не просто продать, а пере дать другому что-то родное, может быть, частичку себя самого, своего я. В этих шелковых шарфах, плат- ках, блузках, брючных кос тюмах, галстуках, всяких салфетках, ширмах, што рах, скатертях и настенных панно непременно есть за ряд положительной энер гии. Вот холодно человеку, неуютно, делилась Н. Со болева, а надел он наш шар фик, и стало теплее душе и телу. Потому как расписная шелковая материя имеет чудесное свойство. Призна юсь: я ничего не купил, но ушел отсюда в самом хоро шем расположении духа и действительно с теплотою в сердце. Виктор МАНАЕНКОВ. На сйимках: директор учебно-производственного центра «Никас» Ольга Ва сильевна Сушкова; худож ники росписи по тканям Наталья Круглова (слева)и Наталья Соболева; фирмен ное шелковое платье на французском м анек ен е смотрелось очень эффектно. Фото Евгения САМОХВАЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz