Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
3 ноября 1998 г., № 216 (20844) КОЕ-ЧТО О л о в к о а и р у к , РАБОТЕ ПОДСОЗНАНИЯ И ЦИРКОВОМ ФЕСТИВАЛЕ -МОНОЛОГИ о КУЛЬ ТУРЕ —I Мы давно собирались подробно рассказать об иллюзи онисте Анатолии Харламове. О его интересной и «трудо- емкой» (но последнее зрителями совсем не замечается) сольной программе, о его успешном выступлении на меж дународном конкурсе в Москве. И, наконец, решили дать Г-Ш, ...................... м г» ПОА^ПСГЦ и С Ш И Л И М Я Т Ь слово самому Анатолию Алексеевичу — пусть он расска жет обо всем, что считает важным для себя и что способ но привлечь внимание наших читателей. Можно, начну &апо логии застойных времен? Не вообще, нет, а лишь приме нительно к себе. Хозяйство, вы знаете, было у нас тогда целиком плановое. Что, ра зумеется, касалось и твор ческих организаций, в том числе и Липецкой государ ственной филармонии,где я отработал с четверть века. Особенно ж есткий план «спускался» нам по селу. Лет пятнадцать я разъезжал с концертами по районам области, побывав в каждом из них по нескольку раз. И представьте обычную в та ких случаях атмосферу. В небольшом сельском клубе сидят мужички и не сводят с тебя глаз: мол, нас не про ведешь, сейчас выведем фо кусника на чистую воду. Внимательнее, строже ауди тории не приходилось встре чать. Те концерты стали для меня настоящими «горьков скими университетами». Именно на сельчанах я учился завоевывать зрите лей. С тех пор мне, поверь те, уже ничего не страшно. Благодаря липецким му жичкам я не только осмелел на сцене. Они, можно ска зать, привили мне чувство зала. Таким образом, план по селу выполнен мною на все сто процентов. Теперь мое настроение на любой площадке знаете какое? Я выхожу, смотрю на публи ку — и ощущаю, уверяюсь: она моя, она настроена мне благожелательно внимать. «Университеты», то есть накопление опыта, углубле ние профессиональных на выков для иллюзиониста — даже по сравнению с артис тами иных видов искусства — имеют особо постоянное значение. Мир фокусов — сплошной мир задач (ну прямо вспоминаешь шко лу), мир загадок, которые надо отгадать самому и ко торыми надо затем удивить зрителей. Не найду других слов, но он меня манил так, как ребенка влечет разо браться, что жр находится внутри игрушки. Поэтому иллюзионистская «специа лизация» твердо определи лась для меня уже на режис серском отделении Задонско го культпросветучилища (ог ромное спасибо много зани мавшемуся тогда со мной режиссеру из Москвы Ивану Федоровичу Кропивницко- му!), а затем в ансамбле пес ни и пляски Северного мор ского флота. ...Я — действительный член Русского отделения Международного братства магов. И членство в нем цен но для меня, опять же, воз можностью продолжать на капливать опыт, быть в кур се новейших достижений коллег. Мы общаемся, полу чаем соответствующую лите ратуру. И действительно, иначе, чем братством, наш клуб не назовешь. Наша сила, залог нашего успеха в том, что мы вместе. В одиноч ку иллюзионисту не высто ять. Хотя секрет какого-то очень оригинального трюка, приема так и остается секре том его автора. Просто тебе дается намек, и ты ищешь свой вариант демонстрации увиденного и понравившего ся фокуса — не заимствуя, не копируя его, а примеряя на себя, на свое умение. Впо ру ли он мне, разберусь ли, как раскрыть и перед публи кой скрыть его механизм? В общем, всякий хороший фо кус для хорошего артиста — дело сугубо индивидуальное. И сам я, случается, сочиняю «нечто эдакое», что не сопря жено с особыми сложностя ми, если ты отлично освоил ся внутри ситуации, внутри профессии. Сольный концерт иллюзи ониста — занятие нелегкое и специфическое. Программа должна быть многообразной, оттого в нее входят номера, которые обычно выполняет не один артист, и оттого меня иногда спрашивают: где же твое истинное «творчес кое лицо»? Я отвечаю: ведь это все — цирк, иллюзии, все это, по сути, — один жанр, по аналогии, допустим, с жанром эстрадной песни. Л «лицо» мое — так называе мая ментальная магия, то есть трюки на зрителях, вну шаемые им. Вспомните Воль фа Мессинга, Григория Гут мана... Честно скажу, гипно тические фокусы до конца не объяснимы. Тут действуют подсознание, чутье, тут влас тны сосредоточенность и — в позитивном смысле слова — самоуверенность. Первос тепенно важно выискать за какие-то секунды в зале лю дей , предрасположенных тебе подчиниться. Не хочу выразить провокационную мысль (впрочем, она общеиз вестна), но отдельными людь ми можно достаточно легко манипулировать. Они подат ливы, как пластилин, губка, психологически несамостоя тельны и готовы поверить «магу» на слово, когда он убеждает их, что в стакане с водой находится водка или кока-кола. Самоуверенность-то само уверенностью, однако год с лишним назад отправлялся я в Москву на первый Россий ский международный кон гресс иллюзионистов, прово дившийся в связи с 850-ле- тием столицы, не без сомне ний. Чем удивлю публику и строгое жюри? Нет ни слож ной аппаратуры, ни очарова тельных ассистенток. Како во же было мое удивление (с большим, конечно, вздохом облегчения), когда я узнал, что из соперников по мен тальной магии на конкурс ни кто не приехал. Данное обсто ятельство не могло не ока заться для меня выигрыш ным. Но поверьте: двенад цать минут моей работы на сцене при идеально адекват ной реакции такого (I) зала — дорогого стоят. Побывав на конгрессе, посмотрев на международ ный «парад» артистов, я — не обессудьте за велеречи вость — лишний раз попы тался подытожить некоторые впечатления, касающиеся циркового искусства в Рос сии, вне ее и сценических ка честв моей скромной персо ны. И здесь не открою Аме рики, потому что воочию про сматриваются закономернос ти, относящиеся к нашему и «их» искусству вообще. Ба нально, но все упирается в материальную, техническую сторону дела. Там в цирк, в оттракдипны (если они того заслуживают и обстоятельст ва благоприятны) вкладыва ются огромные деньги.В результа те получаются шоу, зрелища, уровень которых по нашему телевидению про дем он стрир ов ал Дэвид Копперфилд. А у нас, не говоря о больших деньгах, не найти умельцев, способных сделать «настоящее» поро лоновое яйцо, что бы оно напрочь ис чезало и натураль но-целехоньким по являлось в руках. К счастью, заграничная техника, оснащенность в це лом не перевешивают, что называется, индивидуально го мастерства наших артис тов. Я участвовал в поездке группы «Русский цирк» по Кипру и побережью Среди земного моря и видел: ее представления для весьма элитной, искушенной публи ки — отнюдь не рядовое раз влекательное событие. Рос сийские циркачи продолжа ют завоевывать награды на международных конкурсах, гастролировать по всему све ту; появляются у нас и част ные цирковые антрепризы. О многом говорит и тот факт, что с недавних пор главным режиссером знаменитого Московского цирка на Цвет ном бульваре работает «аван гардист» Валентин Гнеушев. В общем, мы тут не стоим на месте, развиваемся, совер шенствуемся. Впрочем, на счет иллюзионного жанра я бы высказался поосторожнее. Магия чудес — несколько особая «статья». Во-первых, даже давненько уже опубли кованные, широко известные фокусы с успехом исполня ются на эстраде и по сей день. Во-вторых, этот успех сейчас во многом зависит от того, не столько какие, сколь ко как подать чудеса. То есть, я вновь говорю не про сто о сумме номеров, а о вы страивании из них шоу, те атрализованного действа, что позволяет лучше скрыть лю бые секреты в эффектной «обертке». Лично я, покинув нашу областную филармонию , тоже выступаю в таком теат ре. Он назван «Липецкий те атр чудес», и я являюсь в нем пока что единственным ис полнителем. Увеличить его труппу, по понятным при чинам — не до жиру, лишь бы выжить — нет возмож ности. Но нет худа без до бра. Мой театр очень моби лен, хорошо себя чувствует практически на любой пло щадке, при скромной стои мости билетов самоокупаем и при пятидесяти зрителях. А мечтаю я (причем, трезво рассуждая) не о со бственном шоу с ассистен тами и кучей аппаратуры. Мечтаю — организовать, провести в Липецке цирко вой фестиваль с участием столичных моих коллег и детей, которые заинтересу ются данной идеей. Не сколько москвичей пригла сить особых затрат и труда не составит. Ребята же. уве рен, найдутся. В газете «Зо лотой ключик» я веду спе циальную рубрику — и по лучаю письма от ее читате лей, где дети пишут о сво ем желании показывать фо кусы. Так что, думаю, фес тиваль где-то к концу учеб ного года, если приложить усилия, вполне может со стояться. А там, каких чу дес не бывает, возможно, он станет традиционным, еже годным. И в самом деле, отчего бы Липецку не пре вратиться и в цирковой го род? Чем артисты талантли вого коллектива «Юность» Дворца культуры НЛМК, других ДК хуже, допустим танцоров, которые проводят у нас великолепный конкурс и потом отправляются поко рять публику на большой фестиваль «Черный кот» в Рязань? На эти вопросы с помощью липецких работ ников культуры надо дать только положительный от вет... Записал Константин КЛЮТКИН. «АВТОДОРОВСКИЕ ФОКУСЫ» (Окончание. Начало на 1-й стр.) Как известно, инициатива и предприимчивость, высоко ценимые во все времена и при любом общественном строе, в условиях рыночной экономики приобретают осо бое значение. Благодаря этим качествам, в полной мере присущим руководителю фи лиала Ю. Ионову, возглавля емый им коллектив в про шлом году прямо-таки тво рил чудеса. Буквально из ничего, к примеру, было вы пущено 12 ,8 тысячи тонн асфальта. Как ни копались члены комиссии в счетах пос тавщиков вяжущих матери алов, но документов на 813 тонн битума так и не обнару жили. Из чего же тогда вы пущены эти самые 12,8 ты сячи тонн асфальтобетона? Есть два варианта ответа на этот вопрос. Вариант первый: такого количества материала попросту произведено не было, а указанная в докумен тах цифра не что иное как обычная приписка. Вариант второй: в филиале обосновал ся солдат, умеющий варить кашу из топора, а заодно и готовить асфальтобетон из воздуха. Как бы там ни было, но эти мифические тысячи тонн асфальта были использованы на поверхностной обработке дорог с выравнивающим сло ем толщиной два сантиметра! Так утверждается во всех бухгалтерских отчетах. Из них следует, что в прошлом году было отремонтировано 43,6 километра дорог. Одна ко комиссия с этим решитель но не согласилась и селала совершенно противополож ный вывод: «выравнивающий слой из асфальтобетона два сантиметра сделан не был». Какой конфуз, какой скан дал! Казалось бы, со стыда можно сквозь землю прова литься. Однако руководству АО «Липецкавтодор» и его данковского филиала от это го вывода, надо полагать, ни жарко ни холодно. Потому что сделан он задним числом, когда поезд уже, как гово рится, ушел. Зато удалось главное: за здорово живешь, то бишь за счет приписок, урвать солидный кусок из областного бюджета. Соглас но акту комиссии, с учетом стоимости непроизведенных материалов, неправильных расценок и прочих накруток завышение объемов строи тельно-монтажных работ со ставило в старых ценах семь миллиардов 434 миллиона 393 тысячи рублей! Тут нельзя не признать, что данковские дорожные строители — большие фокус ники, прямо-таки гипнотизе ры. Приходится только удив ляться, как удалось им усы пить бдительность и подчи нить своей воле бывшего на чальника управления автомо бильных дорог областной ад министрации Б. Бондарева. Управление как заказчик до лжно было не только финан сировать дорожные работы, но и строго контролировать их выполнение, качество, расходование средств. На самом же деле, будто в гип нотическом сне, управление послушно выполняло волю руководства «Липецкавтодо- ра», практически безропотно отдавая ему все свои функ ции заказчика. Так, на вы полненные работы по содер жанию дорог сметы не со ставлялись, их объемы про- центовались по «автодоровс- ким» нормативам. Даже де фектные ведомости на повер хностную обработку дорог были составлены специалис тами филиала без малейше го участия управления авто дорог. Вот они и «насосали» из пальца почти семь с по ловиной миллиардов рублей приписок. Есть в редакции письмо одного из акционеров общес тва под интригующим заго ловком: «Липецкавтоодор» — акционерное общество или личный курятник?» Автор предлагают «Липецкой газе те» напечатать его на правах рекламы в качестве открыто го письма общему собранию акционеров ОАО «Липецкав тодор». По некоторым сооб ражениям, редакция не ста ла этого сделать, но считает возможным, с разрешения автора, привести некоторые факты, которые, возможно, заинтересуют обновленное руководство «Липецкавтодо- ра». Речь в письме идет о не благовидных, на взгляд авто ра, поступках руководителя данковского филиала «Ли- пецкавтодора» Ю. Ионова. По мнению рядового акционера, директор развел во вверенном ему подразделении семей ственность. Жену назначил инспектором отдела кадров, а сына — дорожным масте ром. Вообще-то ничего пред осудительного в этом нет, но автора возмущают особые привилегии, предоставлен ные начальником своим род ственникам. Жену, напри мер, ежедневно доставляют на работу и с работы на слу жебном легковом транспорте. Сын за два с половиной года ничем не проявил себя как специалист и больше нахо дится в конторе или разъез жает по городу на личном автомобиле. На базе горюче-смазоч ных материалов, замечает автор письма, организовано личное подворье Ионова. На огороженной бетонным забо ром территории построен... курятник, сделаны два пру да, в которых плещутся утки, нагуливают вес карпы. Кро ме того, есть две телки, па сека, огород. Обслуживают все это хозяйство люди, офор мленные слесарями-операто- рами. Между собой они счи тают себя батраками Ионова и вынуждены мириться с этим, потому что боятся быть уволенными с работы. Такая участь уже постигла одного «слесаря-оператора», застиг нутого за ловлей карпов. Судя по письму в редак цию, К). Ионов действитель но действует с широким раз махом. Кроме солидного под ворья, на центральной базе филиала построено семь частных гаражей. Всех их владельцев автор не называ ет, хотя прозрачно намекает, что часть гаражей принадле жит самому начальнику фи лиала и его сыну. Такие вот фокусы... Раньше за них никого бы по головке не погладили, а спросили бы по всей строгос ти закона. Теперь в нашей жизни многое изменилось... И как тут вслед за класси ком не воскликнуть в отчая нии и тоске: «О, времена! О, нравы!» Анатолий МЕРЛЕВ, соб. корр. "Липецкой газеты". г. Данков. ШМИНИС1РАНАФОНЕХУДОЖКИКА.ХУДОЖНИКНАФОНЕЗАМИНИСТРА (Окончание. Начало на 1-й стр.) Далее гость проинформи ровал о трудностях, обрушив шихся на отечественную куль туру, а значит, и на ее минис терство, в чьих стенах грядет тридцатипроцентное сокраще ние штатов. Однако он не счи тает правильным изображать положение дел в чересчур тра гических тонах. Культура мате риально бедна, но все равно процветает. И липецкие впечат ления подтверждают это. Зам министра, в частности, подме тил у нас некую изюминку, и она пришлась ему особенно по вку су. Имелось в виду создание и сохранение маленьких музеев — того же Плеханова, того же Хренникова, писателя Бунина, графика Жукова, ну и, естес твенно, самого Дома мастера — народного художника России Виктора Семеновича Сорокина. Замминистра призвал хозяев действовать в том же направ лении и намекнул, что находит целесообразным распростра нить липецкий опыт за пределы региона. В заключение Вячеслав Бра гин констатировал : ожидать сколько-нибудь весомой финан совой поддержки министерства не следует. Но оптимистично порекомендовал учиться зара батывать на нужды региональ ной культуры самой региональ ной культуре. У слушателей такой пассаж, признаться, вызвал вежливое недоумение. Они, конечно, со гласны зарабатывать и уже за рабатывают. Но к чему же тог да сводится миссия уважаемо го министерства? Идеологичес кий контроль, слава Богу, в его функции теперь не входит, а на помощь в осуществлении серь езных проектов и программ у него нет денег. Но, может быть, в таком случае оно подлежит со кращению не на тридцать, а на все сто процентов? Хозяева, верные долгу гос теприимства, не ставили, конеч но, вопрос столь прямо и жест ко. Но оптимизма Вячеслава Брагина явно не разделяли. О критическом состоянии культу ры говорили — кто более, кто менее экспрессивно — и замес титель областного главы Люд мила Куракова, и начальник ли пец ко го горотдела культуры Татьяна Минаева, и руководи тель областного театра кукол Вадим Жуков, и директор крае ведческого музея Лидия Кате- ринкина, и директор Дома мас тера художник Вилен Дворянчи ков, и председатель местного отделения Союза художников Юрий Гришко... Свобода свобо де рознь. Одно дело — незави симость в творчестве, другое — независимость человека, кото рому босс объявляет: «Вы сво бодны» — и выставляет его за дверь. Ныне культуре предлага ется именно второй вариант. Но отдавать все культурные цен ности во власть стихии рынка, тем более — нашего, россий ского, кризисного и дикого, — выход очень сомнительный. Мастеров культуры тревожит не одно лишь безденежье. Ре- ж и с с ^ Вадим Жуков, к приме ру, обеспокоен разрывом тра диционных связей между цент ром и провинцией. В результа те театры, прежде всего детс кие, оказались «отрезанными» и от профессиональных драматур гов, и от профессиональной сто личной критики. Отчаяние про звучало в выступлении Юрия Гришко. Да, областное руковод ство пытается чем-то помочь ему и его коллегам по творчес кому цеху. Но этого абсолютно недостаточно. А выжить и са мому одаренному живописцу или скульптору на периферии почти невозможно, ведь состоятель ных покупателей, заказчиков и спонсоров, не безразличных к изобразительному искусству, крайне мало. Московский гость с сочув ствием выслушал своих собе седников. Тут отведенный для беседы час истек, хотя Вячес лав Брагин, похоже, был готов продолжить диалог. Однако ему и другим участникам встречи было подниматься на уже пора второй этаж Дома мастера: там им предстояло познакомиться с новой экспозицией работ Вик тора Сорокина. Это уже третья в нынешнем году сезонная тематическая выставка нашего выдающего ся земляка, поистине живого кл а с си ка . Она называется «Осень». После торжественной церемонии открытия публика, включая заместителя минист ра, благоговейно всматрива лась в полотна старейшего рос сийско го живописца. Виктор Семенович, перешагнувший уже порог 85-летия, вновь по разил зрителей не только ред ким мастерством и талантом, но и неиссякшей молодостью, энергией и жизнелюбием. При сутствие в зале самого автора придавало происходящему осо бую значимость. И стало понятно, почему не было смысла отсрочивать сви дание с сорокинскими пейза жами и натюрмортами ради прод олжения д и с к у с с и и : «Осень» Сорокина — куда бо лее весомый аргумент в поль зу поддержки творцов отечес твенной культуры, нежели лю бые речи и призывы... И. НЕВЕРОВ. ТЖИПЁЦКАЯ газета КАЛЕЙДОСКОП БОГДАН ТИТОМИР ПОДРУЖИЛСЯ С МИККИ РУРКОМ Во время своей последней поездки в США Богдан Титомир был удостоен чести познакомиться с известным голливудским киноактером Микки Рурком, Российский секс-символ быстро нашел общий язык с популярным американским артистом и тот даже предложил Богдану сняться в одной из будущих лент с участием Рурка. Тито мир отказываться не стал — ведь актерс кий опыт после дебюта в роли Карабаса- Барабаса в новогоднем сериале «Новые приключения Буратино» у певца уже есть. ДЕДЫ МОРОЗЫ ВЫШЛИ ПРОСТО ТАК. Сейчас на московских улицах и в мет- ! ро можно увидеть слет дедов морозов в I количестве чертовой дюжины, то бишь 13 человек. «Старшой» Дед Мороз пояснил агентству «Аргументы и факты-Новости», у что вся эта компания — не кто иные, как I сотрудники макаронной фабрики «МАКФА», ^ которые никакой рекламной целй этим I маскарадом не преследуют: на их костю- I мах нет даже значка с названием пред- ; приятия. Просто расхаживают и веселят народ. Такая идея пришла в голову началь- |ству фабрики — выдали они сотрудникам I дедморозовские шубы с шапками да бо- I родами и снарядили в путь. «Мы уже 5 дней I так ходим! Народ смеется, спрашивают: I «А не рано ли?» Мы отшучиваемся: «Са V ■ММд ^VIмим1*1МЛ■ ”ми мое время!» До Нового года, наверное, так походим. А потом начальство еще что-ни будь придумает!» —прокомментировал си туацию главный Дед Мороз с макаронной фабрики. «ХРУСТАЛЬНЫЙ ГРОБ» ДЛЯ НОВЫХ РУССКИХ Необычный аттракцион предлагают по- |сетителям в одном из клубов на Невском I проспекте Санкт-Петербурга. В стеклян ном ящике лежит обнаженная девушка, де- I монстрирующая клиентам прелести сво- ^ его тела. Но с одним условием: желаю- I щие полюбоваться женскими прелестями 1 предварительно покупают выпивку и за пуску не менее, чем на 100 долл., и тра пезничают прямо на крышке этого стек- ^лянного ящика. А чтобы «спящая царевна» 8в «хрустальном гробу» поменяла лозу, кли енту предлагается просунуть туда денеж- I ную купюру. Кстати, только вход в такой клуб стоит 800 рублей. НОВОСИБИРСКИЕ УЧЕНЫЕ СТАВЯТ ОПЫТ НА ФРАНЦУЖЕНКЕ Новосибирский Институт космической I антропоэкологии начал очередной экпе- I римент по изучению способностей ощу- I щать человеческое биополе. На этот раз I объектом для научных исследований I стала француженка мадам Жизель Ме- I лен, у которой более 20 лет назад открыл- I ся дар на расстоянии определять со- I стояние человеческого организма. Ново- 1 сибирские ученые с помощью специаль- I ного оборудования должны подтвердить I достоверность карт полевых структур, I которые будет составлять на своих паци- I ентов мадам Мелен. Исследователи I постараются выяснить механизмы это го космического феномена. Особый интерес для них представляет прогноз потенциальных очагов будущих болезней. По мнению ученых, это — будущее в ди агностике, а значит, и в профилактике болезней. ЖЕРАР ДЕПАРДЬЕ НЕ ЦЕПЛЯЕТСЯ ЗА «РЫЦАРСКИЕ ПОЧЕСТИ» Два года назад один из самых люби- ;мых французских киноакт^ов 49-летний зоран ^Жерар Депардье был и б рыцарем I французского Почетного Легиона. В мае I этого года по пути из Версаля на съемоч- I ную площадку он попал в аварию на сво- I ем мотоцикле. Проба крови, взятая поли- I цией, показала наличие алкоголя в крови. I В конце июля артист был осужден за пьян- I ство за рулем на три месяца тюремного I заключения — условно, денежный штраф |и лишение прав на 15 месяцев. Теперь I против Депардье начато дисциплинарное I расследование: за неподобающее пове- I дение ему грозит исключение из Почет- I ного Легиона. По этому повод Депардье ^заметил, что и сам бы давно отказался от ^«рыцарских почестей», но извещение о I расследовании его дела в комиссии Ле- ^гиона он не получал. Последнее слово в I решении этого деликатного вопроса бу- |дет за президентом Франции Жаком Ши- ^раком. I БАРОН МЮНХГАУЗЕН ЛОПНУЛ БЫ ОТ ЗАВИСТИ I в лесу штата Монтана егеря подстре- I лили оленя с двумя головами. Вместо меч- II ты барона Мюнхгаузена — вишневого де- I рева —между рогами подстреленного жи- I вотного застряла голова сородича, веро- II ятно, его соперника. Биологи предполага- ‘ I ют, что во время битвы рога лесных кра- . I савцев так запутались, что когда один из I них погиб, второй вынужден был тащить '> I "' его тело за собой, пока напавшие на ос- | тавшегося в живых беднягу койоты не объ- I ели большую часть. А подстрелить вели- | кана егерям удалось потому, что «вторая | щ голова» мешала оленю видеть, и он попал ш к В бобровую яму. II I (Агентство "АиФ-Новости"). к 4 'й-"» ■'V- И/ г •’Ф ' Э К О Л О Г И Я И М М АВ10АЬРОП1- ИСНЫЕПОЛОСЫПОЛ. ИШИНА 1И в наше время трудно переоценить роль лесных полос вдоль проезжих частей доро ги. Зимой они служат средством снегозадер жания, летом повышают влажность, плодо родие почв и, что особенно важно, задержи вают вредные выбросы от проходящих ав томобилей: тяжелые металлы, окислы, дру гие опасные вещества для нашего здоровья. Словом, польза от лесополос очевидна. При этом не будем забывать, что они имеют еще и эстетическую ценность, являются укра шением автомагистралей. Кому, скажем, не приятно проехать по дороге, по краям кото рой возвышаются красивые, молодые, ухо женные деревца, под сенью которых можно расслабиться и отдохнуть... К сожалению, сегодня, мягко говоря, наши лесополосы находятся не в самом луч шем состоянии. Их беды начались лет 20 назад — после того, как служба по уходу за зелеными насаждениями «попала под сокра щение». Были ликвидированы должности лесоводов, мастеров-озеленителей и другие. К чему все это привело? Лесополосы из-за плохого ухода пришли в запустение, де ревья от старости гибнут, выпадают, а рес таврационные работы идут низкими темпа ми. Чтобы поправить положение дел, в час тности, дирекцией федеральной автомобиль ной дороги Москва — Воронеж, проходящей и по Липецкой области, создана специаль ная служба по содержанию лесных полос. Возглавил ее выпускник Воронежской ле сотехнической академии Олег Бунин, потом ственный автодорожник. Его отец, Николай Егорович, долгое время работал главным инженером в ДРСУ-9 с. Новая Усмань, мать, Нина Ивановна, трудится инженером здесь по сей день. В настоящее время новая служба занята инвентаризацией имеющихся лесополос, их санитарной оценкой. Дело непростое, ведь протяженность федеральных дорог, прохо дящих через Тульскую, Липецкую и Воро нежскую области, обслуживаемых ФДАД, более 1100 километров. Для реставрации лесополос в Новоусманском районе Вороне жской области создается лесопитомник пло щадью два гектара. Здесь намереваются выращивать саженцы клена, ясеня, тополя, ели, туи, биосты, таволги, спиреи обыкно венной, других деревьев и кустарников. Пройдет немного времени, и зашумят зеленой кроной молодые лесополосы, при нося пользу природе и людям. Сергей ШЕРЕМЕТОВ, пресс-служба ФДАД Москва-Воронеж. ИТОГИ ЦЕР( (Л1ЮШ 1 СОПАМШ 1ШЛМ10Н1|| А ЧЕМ ИЗМЕРИТЬ ЛЮДСКОЕ ГОРЕ? в управлении государственной противо пожарной службы УВД проведено оператив ное совещание по итогам работы за 9 меся цев текущего года. За этот период на тер ритории Липецкой области произошло 1454 пожара, общий ущерб от которых составил 6,3 млн. рублей. При пожарах погибли 78 человек и 59 получили травмы различной степени тяжести. Проведенная подразделениями государ ственной противопожарной службы надзор но-профилактическая работа позволила не сколько сократить количества пожаров, чис ло погибших уменьшилось на 9,3, а трав мированных — на 15,7 процента. Наибольшее количество пожаров, погиб ших и травмированных людей приходится на жилой сектор — 968 пожаров, при этом погибли 60 и 43 травмированы. По вине не трезвых лиц произошло 156 пожаров, во время которых 42 человека погибли. Грамотные, профессиональные действия пожарных позволили ликвидировать в на чальной стадии более 1200 пожаров и заго раний, спасены 63 человека, 48 единиц тех ники, материальных ценностей на сумму более 128 млн. рублей. В начале октября пожарными ПЧ-9 Липецка из задым- леннных квартир жилого дома по ул. Те решковой было спасено пять человек, тро их из них по автомеханической лестнице спас командир отделения Ю. Быков. За нарушения и невыполнения требова ний пожарной безопасности к администра тивной ответственности в виде штрафа были привлечены 4172 человек. Юрий ПРОКОФЬЕВ. " 1 'А. П А М Я Т Ь ОН БЫЛ УЧИТЕЛЕМ УЧИТЕЛЕЙ В этомгоду ИСПОЛНЯЕТСЯ 80 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА КОНСТАНТИНА АЛЕКСАНДРОВИЧА МОСКАЛЕНКО к Только по прошествии многих лет начи наешь в полной мере понимать, какой бес ценный дар преподнесла нам жизнь — не просто знакомство, а совместную работу с та лантливым, бескорыстным, мудрым челове ком. Таким человеком был Константин Мос каленко. В школе № 9 три десятка лет на зад начался эксперимент по его системе, впоследствии продолженный по всей стране и вошедший в историю отечественной педа гогики как «Липецкий опыт». До сих пор у нас трудятся Т.А. Федосеева и Г.Н. Кости на, стоявшие у его истоков. Вслед за ними «по Москаленко» работали уже его прямые ученики — выпускники Липецкого пединсти тута, которые влились в наш коллектив. У нас не только применяли творческие, эвристические приемы Москаленко, но и ста рались способствовать распространению это го феноменального метода среди коллег. Учи теля школы давали открытые уроки, учас твовали в «москаленковских» семинарах, делом и словом доказывая перспективность новаторских разработок Константина Алек сандровича. А когда его не стало, ученики и последо ватели продолжили начатое им. Традицион ным в нашей школе стал День памяти «учи теля учителей». В этот день к нам приходят педагоги-«москаленковцы», его друзья, те, кто был рядом с ним и в трудные, и в радос тные времена. Так было и в тридцатый день сентября нынешнего года. Наши гости, среди кото рых были вдова Константина Александре- вича, ветераны педагогики, посетили от- Г крытые уроки, посмотрели видеофильм о Москаленко, поделились воспоминаниями о нем. I Надеюсь, мое короткое письмо убеди- ло читателей, что для нашей школы все, связанное с Москаленко, по-особому важ- Г, но и дорого. Поэтому коллектив надеется,;; что и педагогическая общественность, и ? городские власти поддержат наше пред- - ложение и просьбу о присвоении средней ? школе № 9 г. Липецка имени Константи- на Москаленко. А что его имя заслуждва-1 ет быть увековеченным, я полагаю, нико- му сегодня доказывать не надо. Это выда- ; ющийся педагог. И не случайно он недав-1 но упомянут в статье «Вел в бой безусых» | писателя А. Гарюгина (см. «Советскую | Россию» за 20 августа с.г.) в контексте, где речь идет о роли отечественной шко лы сознательного труда, нравственного и : интеллектуального совершенствования: «В этом отношении русская', советская, ела-: вянская педагогика К. Ушинского, И. Ульянова, Л. Толстого, героя-педагога | Януша Корчака, А. Макаренко, В. Сухом-; линского, К. Москаленко и С. Шмакова | (липецкая школа) сделала очень много и ] признана всем миром». Лучше не скажешь! Н. РОМАНОВА, I завуч липецкой средней школы № 9. | А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz