Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

3 ноября 1998 г., № 216 (20844) КОЕ-ЧТО О л о в к о а и р у к , РАБОТЕ ПОДСОЗНАНИЯ И ЦИРКОВОМ ФЕСТИВАЛЕ -МОНОЛОГИ о КУЛЬ ТУРЕ —I Мы давно собирались подробно рассказать об иллюзи­ онисте Анатолии Харламове. О его интересной и «трудо- емкой» (но последнее зрителями совсем не замечается) сольной программе, о его успешном выступлении на меж­ дународном конкурсе в Москве. И, наконец, решили дать Г-Ш, ...................... м г» ПОА^ПСГЦ и С Ш И Л И М Я Т Ь слово самому Анатолию Алексеевичу — пусть он расска­ жет обо всем, что считает важным для себя и что способ­ но привлечь внимание наших читателей. Можно, начну &апо­ логии застойных времен? Не вообще, нет, а лишь приме­ нительно к себе. Хозяйство, вы знаете, было у нас тогда целиком плановое. Что, ра­ зумеется, касалось и твор­ ческих организаций, в том числе и Липецкой государ­ ственной филармонии,где я отработал с четверть века. Особенно ж есткий план «спускался» нам по селу. Лет пятнадцать я разъезжал с концертами по районам области, побывав в каждом из них по нескольку раз. И представьте обычную в та­ ких случаях атмосферу. В небольшом сельском клубе сидят мужички и не сводят с тебя глаз: мол, нас не про­ ведешь, сейчас выведем фо­ кусника на чистую воду. Внимательнее, строже ауди­ тории не приходилось встре­ чать. Те концерты стали для меня настоящими «горьков­ скими университетами». Именно на сельчанах я учился завоевывать зрите­ лей. С тех пор мне, поверь­ те, уже ничего не страшно. Благодаря липецким му­ жичкам я не только осмелел на сцене. Они, можно ска­ зать, привили мне чувство зала. Таким образом, план по селу выполнен мною на все сто процентов. Теперь мое настроение на любой площадке знаете какое? Я выхожу, смотрю на публи­ ку — и ощущаю, уверяюсь: она моя, она настроена мне благожелательно внимать. «Университеты», то есть накопление опыта, углубле­ ние профессиональных на­ выков для иллюзиониста — даже по сравнению с артис­ тами иных видов искусства — имеют особо постоянное значение. Мир фокусов — сплошной мир задач (ну прямо вспоминаешь шко­ лу), мир загадок, которые надо отгадать самому и ко­ торыми надо затем удивить зрителей. Не найду других слов, но он меня манил так, как ребенка влечет разо­ браться, что жр находится внутри игрушки. Поэтому иллюзионистская «специа­ лизация» твердо определи­ лась для меня уже на режис­ серском отделении Задонско­ го культпросветучилища (ог­ ромное спасибо много зани­ мавшемуся тогда со мной режиссеру из Москвы Ивану Федоровичу Кропивницко- му!), а затем в ансамбле пес­ ни и пляски Северного мор­ ского флота. ...Я — действительный член Русского отделения Международного братства магов. И членство в нем цен­ но для меня, опять же, воз­ можностью продолжать на­ капливать опыт, быть в кур­ се новейших достижений коллег. Мы общаемся, полу­ чаем соответствующую лите­ ратуру. И действительно, иначе, чем братством, наш клуб не назовешь. Наша сила, залог нашего успеха в том, что мы вместе. В одиноч­ ку иллюзионисту не высто­ ять. Хотя секрет какого-то очень оригинального трюка, приема так и остается секре­ том его автора. Просто тебе дается намек, и ты ищешь свой вариант демонстрации увиденного и понравившего­ ся фокуса — не заимствуя, не копируя его, а примеряя на себя, на свое умение. Впо­ ру ли он мне, разберусь ли, как раскрыть и перед публи­ кой скрыть его механизм? В общем, всякий хороший фо­ кус для хорошего артиста — дело сугубо индивидуальное. И сам я, случается, сочиняю «нечто эдакое», что не сопря­ жено с особыми сложностя­ ми, если ты отлично освоил­ ся внутри ситуации, внутри профессии. Сольный концерт иллюзи­ ониста — занятие нелегкое и специфическое. Программа должна быть многообразной, оттого в нее входят номера, которые обычно выполняет не один артист, и оттого меня иногда спрашивают: где же твое истинное «творчес­ кое лицо»? Я отвечаю: ведь это все — цирк, иллюзии, все это, по сути, — один жанр, по аналогии, допустим, с жанром эстрадной песни. Л «лицо» мое — так называе­ мая ментальная магия, то есть трюки на зрителях, вну­ шаемые им. Вспомните Воль­ фа Мессинга, Григория Гут­ мана... Честно скажу, гипно­ тические фокусы до конца не объяснимы. Тут действуют подсознание, чутье, тут влас­ тны сосредоточенность и — в позитивном смысле слова — самоуверенность. Первос­ тепенно важно выискать за какие-то секунды в зале лю­ дей , предрасположенных тебе подчиниться. Не хочу выразить провокационную мысль (впрочем, она общеиз­ вестна), но отдельными людь­ ми можно достаточно легко манипулировать. Они подат­ ливы, как пластилин, губка, психологически несамостоя­ тельны и готовы поверить «магу» на слово, когда он убеждает их, что в стакане с водой находится водка или кока-кола. Самоуверенность-то само­ уверенностью, однако год с лишним назад отправлялся я в Москву на первый Россий­ ский международный кон­ гресс иллюзионистов, прово­ дившийся в связи с 850-ле- тием столицы, не без сомне­ ний. Чем удивлю публику и строгое жюри? Нет ни слож­ ной аппаратуры, ни очарова­ тельных ассистенток. Како­ во же было мое удивление (с большим, конечно, вздохом облегчения), когда я узнал, что из соперников по мен­ тальной магии на конкурс ни­ кто не приехал. Данное обсто­ ятельство не могло не ока­ заться для меня выигрыш­ ным. Но поверьте: двенад­ цать минут моей работы на сцене при идеально адекват­ ной реакции такого (I) зала — дорогого стоят. Побывав на конгрессе, посмотрев на международ­ ный «парад» артистов, я — не обессудьте за велеречи­ вость — лишний раз попы­ тался подытожить некоторые впечатления, касающиеся циркового искусства в Рос­ сии, вне ее и сценических ка­ честв моей скромной персо­ ны. И здесь не открою Аме­ рики, потому что воочию про­ сматриваются закономернос­ ти, относящиеся к нашему и «их» искусству вообще. Ба­ нально, но все упирается в материальную, техническую сторону дела. Там в цирк, в оттракдипны (если они того заслуживают и обстоятельст­ ва благоприятны) вкладыва­ ются огромные деньги.В результа­ те получаются шоу, зрелища, уровень которых по нашему телевидению про­ дем он стрир ов ал Дэвид Копперфилд. А у нас, не говоря о больших деньгах, не найти умельцев, способных сделать «настоящее» поро­ лоновое яйцо, что­ бы оно напрочь ис­ чезало и натураль­ но-целехоньким по­ являлось в руках. К счастью, заграничная техника, оснащенность в це­ лом не перевешивают, что называется, индивидуально­ го мастерства наших артис­ тов. Я участвовал в поездке группы «Русский цирк» по Кипру и побережью Среди­ земного моря и видел: ее представления для весьма элитной, искушенной публи­ ки — отнюдь не рядовое раз­ влекательное событие. Рос­ сийские циркачи продолжа­ ют завоевывать награды на международных конкурсах, гастролировать по всему све­ ту; появляются у нас и част­ ные цирковые антрепризы. О многом говорит и тот факт, что с недавних пор главным режиссером знаменитого Московского цирка на Цвет­ ном бульваре работает «аван­ гардист» Валентин Гнеушев. В общем, мы тут не стоим на месте, развиваемся, совер­ шенствуемся. Впрочем, на­ счет иллюзионного жанра я бы высказался поосторожнее. Магия чудес — несколько особая «статья». Во-первых, даже давненько уже опубли­ кованные, широко известные фокусы с успехом исполня­ ются на эстраде и по сей день. Во-вторых, этот успех сейчас во многом зависит от того, не столько какие, сколь­ ко как подать чудеса. То есть, я вновь говорю не про­ сто о сумме номеров, а о вы­ страивании из них шоу, те­ атрализованного действа, что позволяет лучше скрыть лю­ бые секреты в эффектной «обертке». Лично я, покинув нашу областную филармонию , тоже выступаю в таком теат­ ре. Он назван «Липецкий те­ атр чудес», и я являюсь в нем пока что единственным ис­ полнителем. Увеличить его труппу, по понятным при­ чинам — не до жиру, лишь бы выжить — нет возмож­ ности. Но нет худа без до­ бра. Мой театр очень моби­ лен, хорошо себя чувствует практически на любой пло­ щадке, при скромной стои­ мости билетов самоокупаем и при пятидесяти зрителях. А мечтаю я (причем, трезво рассуждая) не о со­ бственном шоу с ассистен­ тами и кучей аппаратуры. Мечтаю — организовать, провести в Липецке цирко­ вой фестиваль с участием столичных моих коллег и детей, которые заинтересу­ ются данной идеей. Не­ сколько москвичей пригла­ сить особых затрат и труда не составит. Ребята же. уве­ рен, найдутся. В газете «Зо­ лотой ключик» я веду спе­ циальную рубрику — и по­ лучаю письма от ее читате­ лей, где дети пишут о сво­ ем желании показывать фо­ кусы. Так что, думаю, фес­ тиваль где-то к концу учеб­ ного года, если приложить усилия, вполне может со­ стояться. А там, каких чу­ дес не бывает, возможно, он станет традиционным, еже­ годным. И в самом деле, отчего бы Липецку не пре­ вратиться и в цирковой го­ род? Чем артисты талантли­ вого коллектива «Юность» Дворца культуры НЛМК, других ДК хуже, допустим танцоров, которые проводят у нас великолепный конкурс и потом отправляются поко­ рять публику на большой фестиваль «Черный кот» в Рязань? На эти вопросы с помощью липецких работ­ ников культуры надо дать только положительный от­ вет... Записал Константин КЛЮТКИН. «АВТОДОРОВСКИЕ ФОКУСЫ» (Окончание. Начало на 1-й стр.) Как известно, инициатива и предприимчивость, высоко ценимые во все времена и при любом общественном строе, в условиях рыночной экономики приобретают осо­ бое значение. Благодаря этим качествам, в полной мере присущим руководителю фи­ лиала Ю. Ионову, возглавля­ емый им коллектив в про­ шлом году прямо-таки тво­ рил чудеса. Буквально из ничего, к примеру, было вы­ пущено 12 ,8 тысячи тонн асфальта. Как ни копались члены комиссии в счетах пос­ тавщиков вяжущих матери­ алов, но документов на 813 тонн битума так и не обнару­ жили. Из чего же тогда вы­ пущены эти самые 12,8 ты­ сячи тонн асфальтобетона? Есть два варианта ответа на этот вопрос. Вариант первый: такого количества материала попросту произведено не было, а указанная в докумен­ тах цифра не что иное как обычная приписка. Вариант второй: в филиале обосновал­ ся солдат, умеющий варить кашу из топора, а заодно и готовить асфальтобетон из воздуха. Как бы там ни было, но эти мифические тысячи тонн асфальта были использованы на поверхностной обработке дорог с выравнивающим сло­ ем толщиной два сантиметра! Так утверждается во всех бухгалтерских отчетах. Из них следует, что в прошлом году было отремонтировано 43,6 километра дорог. Одна­ ко комиссия с этим решитель­ но не согласилась и селала совершенно противополож­ ный вывод: «выравнивающий слой из асфальтобетона два сантиметра сделан не был». Какой конфуз, какой скан­ дал! Казалось бы, со стыда можно сквозь землю прова­ литься. Однако руководству АО «Липецкавтодор» и его данковского филиала от это­ го вывода, надо полагать, ни жарко ни холодно. Потому что сделан он задним числом, когда поезд уже, как гово­ рится, ушел. Зато удалось главное: за здорово живешь, то бишь за счет приписок, урвать солидный кусок из областного бюджета. Соглас­ но акту комиссии, с учетом стоимости непроизведенных материалов, неправильных расценок и прочих накруток завышение объемов строи­ тельно-монтажных работ со­ ставило в старых ценах семь миллиардов 434 миллиона 393 тысячи рублей! Тут нельзя не признать, что данковские дорожные строители — большие фокус­ ники, прямо-таки гипнотизе­ ры. Приходится только удив­ ляться, как удалось им усы­ пить бдительность и подчи­ нить своей воле бывшего на­ чальника управления автомо­ бильных дорог областной ад­ министрации Б. Бондарева. Управление как заказчик до­ лжно было не только финан­ сировать дорожные работы, но и строго контролировать их выполнение, качество, расходование средств. На самом же деле, будто в гип­ нотическом сне, управление послушно выполняло волю руководства «Липецкавтодо- ра», практически безропотно отдавая ему все свои функ­ ции заказчика. Так, на вы­ полненные работы по содер­ жанию дорог сметы не со­ ставлялись, их объемы про- центовались по «автодоровс- ким» нормативам. Даже де­ фектные ведомости на повер­ хностную обработку дорог были составлены специалис­ тами филиала без малейше­ го участия управления авто­ дорог. Вот они и «насосали» из пальца почти семь с по­ ловиной миллиардов рублей приписок. Есть в редакции письмо одного из акционеров общес­ тва под интригующим заго­ ловком: «Липецкавтоодор» — акционерное общество или личный курятник?» Автор предлагают «Липецкой газе­ те» напечатать его на правах рекламы в качестве открыто­ го письма общему собранию акционеров ОАО «Липецкав­ тодор». По некоторым сооб­ ражениям, редакция не ста­ ла этого сделать, но считает возможным, с разрешения автора, привести некоторые факты, которые, возможно, заинтересуют обновленное руководство «Липецкавтодо- ра». Речь в письме идет о не­ благовидных, на взгляд авто­ ра, поступках руководителя данковского филиала «Ли- пецкавтодора» Ю. Ионова. По мнению рядового акционера, директор развел во вверенном ему подразделении семей­ ственность. Жену назначил инспектором отдела кадров, а сына — дорожным масте­ ром. Вообще-то ничего пред­ осудительного в этом нет, но автора возмущают особые привилегии, предоставлен­ ные начальником своим род­ ственникам. Жену, напри­ мер, ежедневно доставляют на работу и с работы на слу­ жебном легковом транспорте. Сын за два с половиной года ничем не проявил себя как специалист и больше нахо­ дится в конторе или разъез­ жает по городу на личном автомобиле. На базе горюче-смазоч­ ных материалов, замечает автор письма, организовано личное подворье Ионова. На огороженной бетонным забо­ ром территории построен... курятник, сделаны два пру­ да, в которых плещутся утки, нагуливают вес карпы. Кро­ ме того, есть две телки, па­ сека, огород. Обслуживают все это хозяйство люди, офор­ мленные слесарями-операто- рами. Между собой они счи­ тают себя батраками Ионова и вынуждены мириться с этим, потому что боятся быть уволенными с работы. Такая участь уже постигла одного «слесаря-оператора», застиг­ нутого за ловлей карпов. Судя по письму в редак­ цию, К). Ионов действитель­ но действует с широким раз­ махом. Кроме солидного под­ ворья, на центральной базе филиала построено семь частных гаражей. Всех их владельцев автор не называ­ ет, хотя прозрачно намекает, что часть гаражей принадле­ жит самому начальнику фи­ лиала и его сыну. Такие вот фокусы... Раньше за них никого бы по головке не погладили, а спросили бы по всей строгос­ ти закона. Теперь в нашей жизни многое изменилось... И как тут вслед за класси­ ком не воскликнуть в отчая­ нии и тоске: «О, времена! О, нравы!» Анатолий МЕРЛЕВ, соб. корр. "Липецкой газеты". г. Данков. ШМИНИС1РАНАФОНЕХУДОЖКИКА.ХУДОЖНИКНАФОНЕЗАМИНИСТРА (Окончание. Начало на 1-й стр.) Далее гость проинформи­ ровал о трудностях, обрушив­ шихся на отечественную куль­ туру, а значит, и на ее минис­ терство, в чьих стенах грядет тридцатипроцентное сокраще­ ние штатов. Однако он не счи­ тает правильным изображать положение дел в чересчур тра­ гических тонах. Культура мате­ риально бедна, но все равно процветает. И липецкие впечат­ ления подтверждают это. Зам­ министра, в частности, подме­ тил у нас некую изюминку, и она пришлась ему особенно по вку­ су. Имелось в виду создание и сохранение маленьких музеев — того же Плеханова, того же Хренникова, писателя Бунина, графика Жукова, ну и, естес­ твенно, самого Дома мастера — народного художника России Виктора Семеновича Сорокина. Замминистра призвал хозяев действовать в том же направ­ лении и намекнул, что находит целесообразным распростра­ нить липецкий опыт за пределы региона. В заключение Вячеслав Бра­ гин констатировал : ожидать сколько-нибудь весомой финан­ совой поддержки министерства не следует. Но оптимистично порекомендовал учиться зара­ батывать на нужды региональ­ ной культуры самой региональ­ ной культуре. У слушателей такой пассаж, признаться, вызвал вежливое недоумение. Они, конечно, со ­ гласны зарабатывать и уже за­ рабатывают. Но к чему же тог­ да сводится миссия уважаемо­ го министерства? Идеологичес­ кий контроль, слава Богу, в его функции теперь не входит, а на помощь в осуществлении серь­ езных проектов и программ у него нет денег. Но, может быть, в таком случае оно подлежит со ­ кращению не на тридцать, а на все сто процентов? Хозяева, верные долгу гос­ теприимства, не ставили, конеч­ но, вопрос столь прямо и жест­ ко. Но оптимизма Вячеслава Брагина явно не разделяли. О критическом состоянии культу­ ры говорили — кто более, кто менее экспрессивно — и замес­ титель областного главы Люд­ мила Куракова, и начальник ли­ пец ко го горотдела культуры Татьяна Минаева, и руководи­ тель областного театра кукол Вадим Жуков, и директор крае­ ведческого музея Лидия Кате- ринкина, и директор Дома мас­ тера художник Вилен Дворянчи­ ков, и председатель местного отделения Союза художников Юрий Гришко... Свобода свобо­ де рознь. Одно дело — незави­ симость в творчестве, другое — независимость человека, кото­ рому босс объявляет: «Вы сво­ бодны» — и выставляет его за дверь. Ныне культуре предлага­ ется именно второй вариант. Но отдавать все культурные цен­ ности во власть стихии рынка, тем более — нашего, россий­ ского, кризисного и дикого, — выход очень сомнительный. Мастеров культуры тревожит не одно лишь безденежье. Ре- ж и с с ^ Вадим Жуков, к приме­ ру, обеспокоен разрывом тра­ диционных связей между цент­ ром и провинцией. В результа­ те театры, прежде всего детс­ кие, оказались «отрезанными» и от профессиональных драматур­ гов, и от профессиональной сто­ личной критики. Отчаяние про­ звучало в выступлении Юрия Гришко. Да, областное руковод­ ство пытается чем-то помочь ему и его коллегам по творчес­ кому цеху. Но этого абсолютно недостаточно. А выжить и са­ мому одаренному живописцу или скульптору на периферии почти невозможно, ведь состоятель­ ных покупателей, заказчиков и спонсоров, не безразличных к изобразительному искусству, крайне мало. Московский гость с сочув­ ствием выслушал своих собе­ седников. Тут отведенный для беседы час истек, хотя Вячес­ лав Брагин, похоже, был готов продолжить диалог. Однако ему и другим участникам встречи было подниматься на уже пора второй этаж Дома мастера: там им предстояло познакомиться с новой экспозицией работ Вик­ тора Сорокина. Это уже третья в нынешнем году сезонная тематическая выставка нашего выдающего­ ся земляка, поистине живого кл а с си ка . Она называется «Осень». После торжественной церемонии открытия публика, включая заместителя минист­ ра, благоговейно всматрива­ лась в полотна старейшего рос­ сийско го живописца. Виктор Семенович, перешагнувший уже порог 85-летия, вновь по­ разил зрителей не только ред­ ким мастерством и талантом, но и неиссякшей молодостью, энергией и жизнелюбием. При­ сутствие в зале самого автора придавало происходящему осо­ бую значимость. И стало понятно, почему не было смысла отсрочивать сви­ дание с сорокинскими пейза­ жами и натюрмортами ради прод олжения д и с к у с с и и : «Осень» Сорокина — куда бо­ лее весомый аргумент в поль­ зу поддержки творцов отечес­ твенной культуры, нежели лю­ бые речи и призывы... И. НЕВЕРОВ. ТЖИПЁЦКАЯ газета КАЛЕЙДОСКОП БОГДАН ТИТОМИР ПОДРУЖИЛСЯ С МИККИ РУРКОМ Во время своей последней поездки в США Богдан Титомир был удостоен чести познакомиться с известным голливудским киноактером Микки Рурком, Российский секс-символ быстро нашел общий язык с популярным американским артистом и тот даже предложил Богдану сняться в одной из будущих лент с участием Рурка. Тито­ мир отказываться не стал — ведь актерс­ кий опыт после дебюта в роли Карабаса- Барабаса в новогоднем сериале «Новые приключения Буратино» у певца уже есть. ДЕДЫ МОРОЗЫ ВЫШЛИ ПРОСТО ТАК. Сейчас на московских улицах и в мет- ! ро можно увидеть слет дедов морозов в I количестве чертовой дюжины, то бишь 13 человек. «Старшой» Дед Мороз пояснил агентству «Аргументы и факты-Новости», у что вся эта компания — не кто иные, как I сотрудники макаронной фабрики «МАКФА», ^ которые никакой рекламной целй этим I маскарадом не преследуют: на их костю- I мах нет даже значка с названием пред- ; приятия. Просто расхаживают и веселят народ. Такая идея пришла в голову началь- |ству фабрики — выдали они сотрудникам I дедморозовские шубы с шапками да бо- I родами и снарядили в путь. «Мы уже 5 дней I так ходим! Народ смеется, спрашивают: I «А не рано ли?» Мы отшучиваемся: «Са V ■ММд ^VIмим1*1МЛ■ ”ми мое время!» До Нового года, наверное, так походим. А потом начальство еще что-ни­ будь придумает!» —прокомментировал си­ туацию главный Дед Мороз с макаронной фабрики. «ХРУСТАЛЬНЫЙ ГРОБ» ДЛЯ НОВЫХ РУССКИХ Необычный аттракцион предлагают по- |сетителям в одном из клубов на Невском I проспекте Санкт-Петербурга. В стеклян­ ном ящике лежит обнаженная девушка, де- I монстрирующая клиентам прелести сво- ^ его тела. Но с одним условием: желаю- I щие полюбоваться женскими прелестями 1 предварительно покупают выпивку и за­ пуску не менее, чем на 100 долл., и тра­ пезничают прямо на крышке этого стек- ^лянного ящика. А чтобы «спящая царевна» 8в «хрустальном гробу» поменяла лозу, кли­ енту предлагается просунуть туда денеж- I ную купюру. Кстати, только вход в такой клуб стоит 800 рублей. НОВОСИБИРСКИЕ УЧЕНЫЕ СТАВЯТ ОПЫТ НА ФРАНЦУЖЕНКЕ Новосибирский Институт космической I антропоэкологии начал очередной экпе- I римент по изучению способностей ощу- I щать человеческое биополе. На этот раз I объектом для научных исследований I стала француженка мадам Жизель Ме- I лен, у которой более 20 лет назад открыл- I ся дар на расстоянии определять со- I стояние человеческого организма. Ново- 1 сибирские ученые с помощью специаль- I ного оборудования должны подтвердить I достоверность карт полевых структур, I которые будет составлять на своих паци- I ентов мадам Мелен. Исследователи I постараются выяснить механизмы это­ го космического феномена. Особый интерес для них представляет прогноз потенциальных очагов будущих болезней. По мнению ученых, это — будущее в ди­ агностике, а значит, и в профилактике болезней. ЖЕРАР ДЕПАРДЬЕ НЕ ЦЕПЛЯЕТСЯ ЗА «РЫЦАРСКИЕ ПОЧЕСТИ» Два года назад один из самых люби- ;мых французских киноакт^ов 49-летний зоран ^Жерар Депардье был и б рыцарем I французского Почетного Легиона. В мае I этого года по пути из Версаля на съемоч- I ную площадку он попал в аварию на сво- I ем мотоцикле. Проба крови, взятая поли- I цией, показала наличие алкоголя в крови. I В конце июля артист был осужден за пьян- I ство за рулем на три месяца тюремного I заключения — условно, денежный штраф |и лишение прав на 15 месяцев. Теперь I против Депардье начато дисциплинарное I расследование: за неподобающее пове- I дение ему грозит исключение из Почет- I ного Легиона. По этому повод Депардье ^заметил, что и сам бы давно отказался от ^«рыцарских почестей», но извещение о I расследовании его дела в комиссии Ле- ^гиона он не получал. Последнее слово в I решении этого деликатного вопроса бу- |дет за президентом Франции Жаком Ши- ^раком. I БАРОН МЮНХГАУЗЕН ЛОПНУЛ БЫ ОТ ЗАВИСТИ I в лесу штата Монтана егеря подстре- I лили оленя с двумя головами. Вместо меч- II ты барона Мюнхгаузена — вишневого де- I рева —между рогами подстреленного жи- I вотного застряла голова сородича, веро- II ятно, его соперника. Биологи предполага- ‘ I ют, что во время битвы рога лесных кра- . I савцев так запутались, что когда один из I них погиб, второй вынужден был тащить '> I "' его тело за собой, пока напавшие на ос- | тавшегося в живых беднягу койоты не объ- I ели большую часть. А подстрелить вели- | кана егерям удалось потому, что «вторая | щ голова» мешала оленю видеть, и он попал ш к В бобровую яму. II I (Агентство "АиФ-Новости"). к 4 'й-"» ■'V- И/ г •’Ф ' Э К О Л О Г И Я И М М АВ10АЬРОП1- ИСНЫЕПОЛОСЫПОЛ. ИШИНА 1И в наше время трудно переоценить роль лесных полос вдоль проезжих частей доро­ ги. Зимой они служат средством снегозадер­ жания, летом повышают влажность, плодо­ родие почв и, что особенно важно, задержи­ вают вредные выбросы от проходящих ав­ томобилей: тяжелые металлы, окислы, дру­ гие опасные вещества для нашего здоровья. Словом, польза от лесополос очевидна. При этом не будем забывать, что они имеют еще и эстетическую ценность, являются укра­ шением автомагистралей. Кому, скажем, не приятно проехать по дороге, по краям кото­ рой возвышаются красивые, молодые, ухо­ женные деревца, под сенью которых можно расслабиться и отдохнуть... К сожалению, сегодня, мягко говоря, наши лесополосы находятся не в самом луч­ шем состоянии. Их беды начались лет 20 назад — после того, как служба по уходу за зелеными насаждениями «попала под сокра­ щение». Были ликвидированы должности лесоводов, мастеров-озеленителей и другие. К чему все это привело? Лесополосы из-за плохого ухода пришли в запустение, де­ ревья от старости гибнут, выпадают, а рес­ таврационные работы идут низкими темпа­ ми. Чтобы поправить положение дел, в час­ тности, дирекцией федеральной автомобиль­ ной дороги Москва — Воронеж, проходящей и по Липецкой области, создана специаль­ ная служба по содержанию лесных полос. Возглавил ее выпускник Воронежской ле­ сотехнической академии Олег Бунин, потом­ ственный автодорожник. Его отец, Николай Егорович, долгое время работал главным инженером в ДРСУ-9 с. Новая Усмань, мать, Нина Ивановна, трудится инженером здесь по сей день. В настоящее время новая служба занята инвентаризацией имеющихся лесополос, их санитарной оценкой. Дело непростое, ведь протяженность федеральных дорог, прохо­ дящих через Тульскую, Липецкую и Воро­ нежскую области, обслуживаемых ФДАД, более 1100 километров. Для реставрации лесополос в Новоусманском районе Вороне­ жской области создается лесопитомник пло­ щадью два гектара. Здесь намереваются выращивать саженцы клена, ясеня, тополя, ели, туи, биосты, таволги, спиреи обыкно­ венной, других деревьев и кустарников. Пройдет немного времени, и зашумят зеленой кроной молодые лесополосы, при­ нося пользу природе и людям. Сергей ШЕРЕМЕТОВ, пресс-служба ФДАД Москва-Воронеж. ИТОГИ ЦЕР( (Л1ЮШ 1 СОПАМШ 1ШЛМ10Н1|| А ЧЕМ ИЗМЕРИТЬ ЛЮДСКОЕ ГОРЕ? в управлении государственной противо­ пожарной службы УВД проведено оператив­ ное совещание по итогам работы за 9 меся­ цев текущего года. За этот период на тер­ ритории Липецкой области произошло 1454 пожара, общий ущерб от которых составил 6,3 млн. рублей. При пожарах погибли 78 человек и 59 получили травмы различной степени тяжести. Проведенная подразделениями государ­ ственной противопожарной службы надзор­ но-профилактическая работа позволила не­ сколько сократить количества пожаров, чис­ ло погибших уменьшилось на 9,3, а трав­ мированных — на 15,7 процента. Наибольшее количество пожаров, погиб­ ших и травмированных людей приходится на жилой сектор — 968 пожаров, при этом погибли 60 и 43 травмированы. По вине не­ трезвых лиц произошло 156 пожаров, во время которых 42 человека погибли. Грамотные, профессиональные действия пожарных позволили ликвидировать в на­ чальной стадии более 1200 пожаров и заго­ раний, спасены 63 человека, 48 единиц тех­ ники, материальных ценностей на сумму более 128 млн. рублей. В начале октября пожарными ПЧ-9 Липецка из задым- леннных квартир жилого дома по ул. Те­ решковой было спасено пять человек, тро­ их из них по автомеханической лестнице спас командир отделения Ю. Быков. За нарушения и невыполнения требова­ ний пожарной безопасности к администра­ тивной ответственности в виде штрафа были привлечены 4172 человек. Юрий ПРОКОФЬЕВ. " 1 'А. П А М Я Т Ь ОН БЫЛ УЧИТЕЛЕМ УЧИТЕЛЕЙ В этомгоду ИСПОЛНЯЕТСЯ 80 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА КОНСТАНТИНА АЛЕКСАНДРОВИЧА МОСКАЛЕНКО к Только по прошествии многих лет начи­ наешь в полной мере понимать, какой бес­ ценный дар преподнесла нам жизнь — не просто знакомство, а совместную работу с та­ лантливым, бескорыстным, мудрым челове­ ком. Таким человеком был Константин Мос­ каленко. В школе № 9 три десятка лет на­ зад начался эксперимент по его системе, впоследствии продолженный по всей стране и вошедший в историю отечественной педа­ гогики как «Липецкий опыт». До сих пор у нас трудятся Т.А. Федосеева и Г.Н. Кости­ на, стоявшие у его истоков. Вслед за ними «по Москаленко» работали уже его прямые ученики — выпускники Липецкого пединсти­ тута, которые влились в наш коллектив. У нас не только применяли творческие, эвристические приемы Москаленко, но и ста­ рались способствовать распространению это­ го феноменального метода среди коллег. Учи­ теля школы давали открытые уроки, учас­ твовали в «москаленковских» семинарах, делом и словом доказывая перспективность новаторских разработок Константина Алек­ сандровича. А когда его не стало, ученики и последо­ ватели продолжили начатое им. Традицион­ ным в нашей школе стал День памяти «учи­ теля учителей». В этот день к нам приходят педагоги-«москаленковцы», его друзья, те, кто был рядом с ним и в трудные, и в радос­ тные времена. Так было и в тридцатый день сентября нынешнего года. Наши гости, среди кото­ рых были вдова Константина Александре- вича, ветераны педагогики, посетили от- Г крытые уроки, посмотрели видеофильм о Москаленко, поделились воспоминаниями о нем. I Надеюсь, мое короткое письмо убеди- ло читателей, что для нашей школы все, связанное с Москаленко, по-особому важ- Г, но и дорого. Поэтому коллектив надеется,;; что и педагогическая общественность, и ? городские власти поддержат наше пред- - ложение и просьбу о присвоении средней ? школе № 9 г. Липецка имени Константи- на Москаленко. А что его имя заслуждва-1 ет быть увековеченным, я полагаю, нико- му сегодня доказывать не надо. Это выда- ; ющийся педагог. И не случайно он недав-1 но упомянут в статье «Вел в бой безусых» | писателя А. Гарюгина (см. «Советскую | Россию» за 20 августа с.г.) в контексте, где речь идет о роли отечественной шко­ лы сознательного труда, нравственного и : интеллектуального совершенствования: «В этом отношении русская', советская, ела-: вянская педагогика К. Ушинского, И. Ульянова, Л. Толстого, героя-педагога | Януша Корчака, А. Макаренко, В. Сухом-; линского, К. Москаленко и С. Шмакова | (липецкая школа) сделала очень много и ] признана всем миром». Лучше не скажешь! Н. РОМАНОВА, I завуч липецкой средней школы № 9. | А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz