Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
29 о ктяб р я 1998 г . , № 213 (20841) Ш ИП ЕЦКАЯ •^Ж г а з е т а о ЮБИЛЕЙ ТРИ ГРАНИ ТАЛАНТА Рассказы Владимира ПЕТРОВА П ервое впечатление отрассказов Вла д им и р а Петрова: он ничего не придумы вает, не сочиняет, а — вспоминает. Ну д а л вот ем у Бог такую особую память: ц еп кую , п одробн ую , а главное ~ м у д рую . Она хранит образы детства, ю нос ти, природы , д а в н е й и н ед ав н е й боли или счастья и к а к бы диктует писателю самые точные и проникновенные слова. Тот, кто з н а к ом с книгами Петрова, может продолжить мою мысль. Д а , Вла д им и р памятлив на свое, личное , интим но пережитое. Но в н ем , а значит и в его п р о зе , ощущаются^ и воздействие, н а - ; стойчивая работа памяти иной — с ем е й ной, генетической, родовой , в конечном итоге -т н ародной . Поэтому, наверное , Петров, неутомимо вчитывающийся в тома отечественных философов^ бого-^^ словов, историков, так естественно п е реходит от чистой словесности к д о к у - : менталистике и публицистике. Иной р а з ! — д а ж е в границах одного произведения , к а к это случилось, наприм ер , в р а с с к а з е «У Сталина болела голова ...» Э кспе - <: римент рискованный , н е всякий е го при мет, НО:похоже, автор готов поступиться ■жанровой и стилистической б е з у п р е ч ностью в обм ен на право прямого обра щ ения к читателю. Он вообщ е н е боится вызвать чь е -л и б о н е с о г л а с и е , спровоцироват ь н а спор . В том ж е р а с с к а з е «У Сталина б о л ел а голова ...» Петров откровенно д е й - КЛЮЧ I Стоял один из тех редких дней пред- |осенья, что выпадают порой перед наступ- ^лением долгого ненастья. Это ка к бы крат кий миг отдохновения природы, ее умирот ворения, очищения перед грядущими испы таниями. В прозрачном, словно бы застывшем в очаровании воздухе, наполненном небесной , лазурью, все замерло. В застылости этой была не просто недолгая недвижность, а I сладкий обморок счастливого мгновения, которому, казалось, не будет конца... А на 5берегу Воронежа, неожиданно, охватила мяг кая, просветленная печаль — от вида слов- I но застывшей, но неустанно бегущей, как 'само время, реки, от легких лодочек лози- I новой листвы, дремлющих на водной глади, от серебристых нитей тенетника, парящих ‘ в бездне, от хрустальной тишины. Ушло нелегкое для меня лето, полное ствует по поговорке «клин клином выши бают...» Наглядевшись на происходящ ее в Р о ссии , писатель пол ем и ч ес ки проти вопоставляет ничтожности и подлости р а з рушителей Р о ссии величие вохсдя-соби- рателя, вохщя-победителяф И словно бы н е замечает , что превращает реального исторического деятеля в мифическую фи гуру, отсекая все меш ающ ее , противоре ч ащ е е этой з а д а ч е . Т а ко й вот острый, д р а зд н ящ и й п р и е м . . . Есть у Владимира Петрова и ещ е одна «ипостась». О н журналист ; н е см ущ аю щ ийся н и ка кой небла год арной газетной поденщины . Зато за-Это е м у благодарны тысячи читателей «Липецкой газеты», ко торые усердно ищут н а наш их страницах его обстоятельные экономические обо зре ния и статьи. Вот такой он, наш товарищ Володя Пет ров . Не простой, н е легкий , но по-настоя щ ем у одаренны й ,: Сегодня ем у исполняв ется 5 0 . Это возраст силы , опыта, з р е лости, Совсем недавно ош удост оет пре - м ии Ивана Бунина, о ж и зни и творчестве которого написал отличную книгу , Только что вышел а свет внушительный однотом ни к е го прозы . А впереди -г- новые труды и планы . Осуществления и х мы в се — и коллеги , и читатели - г ж д е м с интересом и над еж дой . И . НЕВЕРОВ . скорби и страданий; мелькание недужных дней его почти не задело моего сознания — так изболелась душа. Здесь, на берегу, я слов но очнулся, ожил средь целительного безмя- тежья, безглагольности и приветливого по коя... В природе происходило великое таинство осеннего равноденствия — лето словно пере ливало остатки своего тепла, цветения, лас ки в осень. И дар его уже переходил в жар кие краски, сполохами опаляющих листву. Сегодняшний день, похоже, завершал тор жественный обряд поворота лета на осень — так пронзительно-щемяще была его прощаль ная нежность. Пляж , пустынный и чистый, светился. И почему-то в этот полуденный час никого не было на тихих берегах, словно сама природа решила побыть наедине с Богом. Песок чуть поскрипывал под ногами, и звук этот лишь дополнял величие летнего исхода. И вдруг в обморочной тишине разнесся нежный и мелодичный звон, то затихая, то возникая вновь. Звук лился невесть откуда: будто ангельская дудочка роняла серебрис тые росинки с небес. Это было так пленительно-таинственно, что я замер, ощутив себя счастливым свидетелем великой мистерии. Звуки падали и падали, словно отсчитывая пос ледние мгновения уходящего лета. Они возникали из тиши ны, проплывали, казалось, сквозь сердце и вновь тихо рас творялись в тишине. ... А потом я обнаружил источник волшебной мелодии: это звучал обычный домашний ключ на цепочке, кем-то за ботливо повешенный на крюк металлической трубы, на кото рую летом натягивалась волейбольная сетка. Забытая находка ушедшего лета... Но разгадка не развеяла моего очарования. Я знал, что ключ издавал волшебные звуки не случайно — без его мело дичного звона хрустальная тишина благобловенного дня была бы менее слышима и глубока. Это звучгшо уходящее Время, и мне посчастливилось ощутить его неостановимый бег. С каждой серебряной нотой, уходящей в тишину, уменьшался срок и моей земной жизни. Но от этой мысли не становилось печальней — я слышал голос ангельской дудочки. Я слы шал Вечность... Ведь жизнь коротка, но она же и бесконеч на. И миг ее — это миг Вечности. • День покоя и безмятежности природы — день Великого Сретенья, когда встречаются миг и Вечность. Оттого-то во царяется тогда в природе очарованная тишина, побыть средь которой — счастье... ллаочки Буря была грозной. Дождь лил с клубящихся мятежных небес * потоками. Все смешалось — небо и земля. Лишь перемещался в| пространстве, колеблясь, сжимаясь и разжимаясь, огромный с е -« дой занавес. Густой туман из мельчайших дождинок закрывал все § вокруг. Город исчез. Дом, казалось, потерял опору — внизу была ? не земная твердь, а морская хлябь. Уши закладывало от рева,! гула, стрекота, шипения... * Красива и величественна стихия, если смотреть на нее из надежного укрытия, из сухой и чистой комнаты. Но не приведи Бог > оказаться теперь где-нибудь в дороге, в поле, в лесу. И словно предупреждая людскую опрометчивость, время от времени сотря- ^ сал взбаламученное небо грозный рокот. А затем клубящееся 8 пространство озмялось зелено-блеДным, в душу проникающим ? светом. Оно как бы размыкалось, становилось объемным — буд- ? то преисподняя открывалась на миг. ; И еще томительней и мрачней становилось после огненного * всплеска. Томление это разрывали, раскалывали страшные громовые а удары, долго повторяющие самих себя в темной глубине... ? В эти тревожные, грозные минуты произошла беда. Ласточки- ■* но гнездо, что лепилось в уголку балкона, как раз у пожарного з люка, вослед особенно тяжкому удару грома неожиданно легко г отделилось и рухнуло. Вся семейка — две взрослые птицы и вы- ? водок из четырех птенцов — в страхе метнулась во тьму, тревож- < но трепеща крылышками и пронзительно крича. И тут же верну-! лась назад, под козырек балкона, судорожно цепляясь за бетон- з ную стену... I Вечер густел, буря успокоилась. Лишь неустанно лил и лил ? дождь да неслись по небу темные тучи с бело-свинцовыми под-! палинами по краям. Было странно наблюдать этот бег и невесть * откуда падающие потоки воды — будто ливень возникал из пусто-: ты. « А птицы словно замерли, застыли, прилипнув к холодной б е - ; тонной поверхности, лишь изредка тревожно вскрикивая. Выводок, к счастью, уже встал на крыло, а потому большей? беды не произошло — все оказались целы. А ведь они были еще ? слабы, теплыми вечерами, учась летать, то один, то другой пте- з нец возвращался к родному балкону — отдохнуть на полу, распус- ? тив крылышки и сторожко поглядывая вокруг... . I Прошла тревожная ночь. Утро наступило ясное, солнечное. Все г в мире сверкало и искрилось от капель ночного дождя. Еще до- ? борматывали свое ручьи, но уже вовсю разносилось чириканье з воробьев, свист чижей, редкое карканье грачей, неспешно проха- ? живающих по умытой траве. Ласточки к моему позднему пробуж- ? дению уже успели потрудиться. Когда я осторожно выглянул из- ;> за гардины на балкон, то два ряда свежих комочков ила и глины | оказались уже налепленными на месте старого гнезда. Птицы то | и дело подлетали, приклеивали новый кусочек и, радостно щебет-1 нув, камнем падали вниз, в русло недалекого лога. Вместе со I взрослыми строили свой дом и птенцы... I А я неожиданно подумал — вот теперь им не страшно буду-1 щее. Ведь на пороге своей птичьей жизни они преодолели нелег-1 кое испытание. ^ Плакали ли они в эту жуткую и горькую ночь? Ведь так посту- ^ пили бы мы, люди. Или перенесли удар судьбы как-то иначе, по- I своему, по-птичьи? Но с первым лучом солнца они сразу же при-1 нялись за дело. | На другой день гнездо было восстановлено, но немного ина-1 че: край, что крепился к балкону, был укреплен двойным рядом I глины, а конус гнезда стал округлей. Вход был уже не у самой I поверхности, а опущен чуть ниже; основание не разрывалось те-1 перь по периметру. | Когда гнездо подсохло, птицы понесли в клювиках пух, тра-1 В И Н К И . И еще месяц жили они в новом доме — до отлета. Вот урок, преподнесенный ласточками нам, людям; беду мож-1 но одолеть не скорбью и горем, а бодростью духа и делом. Не I надо бояться начать все заново. Начать сначала — значит про-1 должить и утвердить жизнь. .| Вопреки любому испытанию, любому удару судьбы. «В тот ДЕНЬ У СТАЛИНА БОЛЕЛА ГОЛОВА...» 1 . ? Я почти не помню смут- ; ную весну пятьдесят треть- ;;его. Года смерти Сталина. ;Детская память не схвати ла, как в кулачок, не сберег ла что-то чрезвычайно важ- ;ное из потока впечатлений, ! наполнявших жизнь взрос лых. Но ощущение темной тревоги, общей растеряннос- :ти, неясных ожиданий, ко- торьсми был пропитан воз- ;дух той далекой весны, — ; помню. Это не память — чув- ! ство... ; Пятьдесят шестой год стал как бы рубежным для моего повзросления: в созна ние ворвался целый мир, о : существовании которого я и не подозревал. Мир неведо мый, невидимый, таинствен но-манящий, далекий. Но 4уже — слышимый, как ро- 4кот прибоя. В тот год в дома пришло радио. Всю весну и лето на деревенских улицах шла напряженная работа: с помощью трактора прокла дывали провод, розоватую пахучую «лапшу», струйкой сбегавшую с огромной к а туш ки вглубь взрезанной земли. А после того как про копали канаву к дому и про били в краснокирпичной, с известковыми прожилками, стене дыру, протянули про вод и в избу, где укрепили на стене черную коробочку с двумя желтоглазыми отвер стиями на круглой крышке. Несколько дней я жил в ожидании чуда... И вот однажды отец при шел с работы со свертком. Молча положил его на стол и, загадочно улыбаясь, на чал неспешно разворачивать серую, гремящую бумагу. Мы сгрудились вокруг. — Радио! — произнес он торжественно и поднял над нашими головенками черно блестящий ящичек. Все во мне замерло от восторга и ощущения тайны, сокрытой в нем... Сердце мое замерло: по дому, наполняя каждый уго лок его, полились во.тшебные звуки. Они теснились, пере плетались, клубились; одни исчезали, но на смену появ лялись новые; то гневно бур лили, то журчали, как руче ёк по камешкам; то шумели, •как деревья под ветром, то ласково лепетали, обволаки вая томливой негой. Я помню то первоначаль ное оцепенение, почти испуг, что появилось со звуками музыки, возникавшими отку да-то из глубин радиоприем ника . Это было недолгое, мгновенное чувство — а за тем внутри моего детского существа засияла, засверка ла, ширясь и крепчая, лику ющая радость! Не знаю, что исполнял невидимый симфо нический оркестр, первый в моей жизни. Но звуки музы ки , воспринятые чистой дет ской душой, не показались тогда сложными, напротив — волшебными. И воспринима лись так, как никогда впос ледствии: каждый звук, нота жили ка к бы отдельно и од новременно в удивительном созвучии, единстве. Я, может быть, услышал тогда не толь ко саму музыку, не только ряд гармонически выстроен ных нот, а то, что составля ло волшебную суть их соеди нения — серебряную нить гармонии... Радио стало жить в нашем доме не гостем, а щедрым волшебником, даря раздоль ные русские песни, которые впитывались, кажется, всем существом моим, — я и сей час помню неповторимое оча рование напевных мелодий и высокий лад таких понятных ребячьему сердцу слов: Звезда полей, звезда России милой. Страны единственной прекрасная звезда... X X X Подари мне сокол, подари мне сокол Боевую саблю подари... X X X А я остаюся с тобою, ро дная моя сторона Не нужен мне берег ту рецкий, чужая земля не нуж на Все остальное, что слыша лось из радиоприемника, не имело для детского сознания ясного смысла. Это был мир взрослых, а я еще не утерял своего, детского, не замут ненного опытом и знаниями. Мир был ясен и прост... Но несколько темных дней (я и посейчас ощущаю их смутную темноту), когда проходил двадцатый съезд партии, впечатались в созна ние и память ярко. Коротким, - каким-то загадочным и вмес- 1 н, тещ тем будто бы привычным и понятным словом «Ста лин». Именно это слово час то и много повторялось тог да — голосами суровыми и осуждающими. Оно звучало в обрамлении множества дру гих — с интонациями упре ка и укора. Но, может быть, оттого, что слов было много, я не запомнил ни одного, уловив только вот эту интонацию осуждения и отчуждения. Только одна фраза врезалась в сознание — ее я храню в памяти многие годы: «...В тот день у Сталина болела голо ва...». Ее через каждый час в выпусках известий произ носил один и тот же человек — диктор Левитан. О чем говорил он — не помню, только вот это: "В тот день у Сталина болела голо ва..."! 2 . Фраза эта разделила мир надвое: одна половина людей осуждала Сталина (сказано же — «болела голова»), дру гая защищала (именно пото му, что ведь «болела голо ва»). • Слушая горячие, осто рожные, с недомолвками и оглядками споры взрослых, я тогда же принял сторону тех, кто не судил, а защищал Сталина — уже мертвого. Воюя на пустыре за домом с воображаемым врагом , я громко кричал, размахивая деревянной саблей: «За Роди ну! За Сталина!» Ведь имен но об этом вспоминали те, кто не давал Сталина в обиду. И даже строгое наставление родителей не убавило моего горячего сочувствия к тому, с чьим именем шли в бой... До меня уже стал дохо дить сложный и загадочный смысл слова «Сталин» — не просто человеку принадле жащего, но чему-то несоиз меримо большему, необъят ному. За ним выстраивался целый ряд других высоких слов: полководец, вождь, строитель и защитник вели кого государства — Союза Советских Социалистических Республик, гимн которого так возвышенно волновал, наполняя гордостью и силой. Я не мог принять и понять лишь одного значения этого слова, о чем твердило ежед невно радио, что в первую очередь Сталин — «злодей». Почему? Разве Победа — зло дейское, дело? И разве слезы взрослых — о злодее?.. Памятная фраза из детст ва стала для меня как бы сре доточием одной из великих загадок уходящего века. В ней сгустился некий и бытий- ственный, и сакральный смысл, напрямую связанный с судьбой моей родины, Рос сии. Новые и новые познания, что приобретал я, не высве чивали сути ее, а лишь рас ширяли масштабы и глуби ну, заставляя с разных сто рон подходить к осмыслению непростого вопроса — о чем же в тот таинственный, суд ный, день болела голова у Сталина? Кем был он, объявший своим именем жестокий и трудный русский век — «ти раном миллионов» или же, напротив, «отцом народов»? Он, могучей волей и над человеческой мудростью своей направивший энергию миллионов на решение не подъемных, казалось, задач? Задач решенных и реше нием этим явивших миру ве ликое чудо — могучую дер жаву... Более того — с этим име нем связано начало трудных лет еще невиданной цивили зации, основой которой был дух созидания и творчества, коллективистского сознания и труда. При нем стало сбываться историческое ожидание на рода — связываться насиль ственно разорванная русская история, разрубленная теми, кто хамски-самонадеянно по пытался «задрать подол ма- тушке-Расее»... О чем же «болела у Ста лина голова»? Не о том ли, что тысяче летие русской истории — на исходе его — пигмеи попы таются повернуть вспять? А его имя, эти же пигмеи, в мстительной злобе превра тят в символ жестокости, ти ранства и государственного невежества? Но Сталин видел куда дальше сегодняшних корыс толюбивых властолюбцев. Это он. Победитель, перед кото рым по-солдатски вытягива лись руководители других государств, смиренно просил — дай Бог пожить стране и народу в мире и покое хотя бы полвека. - Это он прой6рИйЙЭ'т?фед^ ‘ упреждал тех, ктрщещредал г его имя и дело — на мою мо гилу враги натащат горы мусора, но история сметет его прочь. Не о том ли болела голо ва? А может быть, отгадка в словах, сказанных им однаж ды Александре Коллонтай? «Многие дела нашей пар тии и народа будут извраще ны и оплеваны прежде всего за рубежом, да и в нашей стране тоже. Сионизм, рву щийся к мировому господст ву, будет жестоко мстить нам за наши успехи и достиже ния. Он все еще рассматри вает Россию как варварскую страну, ка к сырьевой прида ток'. И мое имя будет тоже оболгано, оклеветано. Мне припишут множество злоде яний... Они попытаются раз валить Советский Союз...» В наши страшные годы, когда сталинские тревоги и опасения сбььвись, мне, ка жется, стал ясен смысл за гадочной фразы, услышан ной десятилетия назад. Как и яснее проступила в потоке мировой Истории гигантская фигура человека по имени «Стгшин»... Жестокий век! Волею Гос пода поставленный у руля России именно в эти суровые десятилетия, он, вопреки подлости и коварству окру жающего мира, ведомого ми ровым капиталом, сумел из • праха и пепла оживить пти цу Феникс — Православную Россию, которая составляла сокровенную суть великого Союза народов. Позже «новые революци онеры» назовут ее «империей зла, тюрьмой народов, этой страной...» И вновь попыта ются цинично и подло, в са монадеянном троцкистском угаре «задрать подол» — при слепом одобрении тех, кто обрел человеческое и граж данское достоинство именно в «империи зла»... Война против России шла все время, що решительное наступление началось через полвека — именно об этих десятилетиях мирного и со зидательного труда мечтал Сталин. Пожирая то, что созда-1 но народом за эти годы, пиг-1 меи, прежде всего, измаза-1 ли грязью, демонизировали | его, Сталина,^ имя. Ибо как | "же й чем иначе отвлечь люд: | ' ские умы от истинной сути I; дьявольского замысла и со-1 бственных ]’рязных дел? И добились своего впол-1 не — «освобожденные от ти-1 рании и сталинского насле-1 дия» народы предали и | себя, и завоевания отцов. У Великая держава п ош л а« «распивочно и на вынос»... | Сталин через полвека | прозревал великие потрясе-1 ния. Но неужто не мог он | провидеть и пути выхода из I нового исторического испы-1 тания, выпавшего на долю || русского народа? | За годы «реформ» | взрыхлена историческая I; почва России. Значит, до-11 лжен выйти и сеятель, что-1 бы бросить зерно. Но Как | уразуметь путь? | Сталин в канун грядуще-1 го нашествия врага знал в I чем тайна Святогорова. | Знал, как разбудить дрем-1 лющую силу Ильи Муром-1 ца. И народ выстоял, побе-1 Дил. Это еще один из великих | исторических уроков Стали-1 на: бесплодно зерно сеяте-1 ля, брошенное не в ту поч-1 ву... I «Вы же выслушайте зна-1 чение притчи о сеятеле: ко | всякому, слушающему ело-1 во о Царствии и не разуме-1 ющему, приходит лукавый | и похищает посеянное в сер-1 дце его... А посеянное на каменис-1 тых местах означает того, I кто слышит слово и тотчас I с радостью принимает его; | но не имеет в себе корня | и непостоянен; когда наста-1 нет скорбь или гонение за | слово, тотчас соблазняется. | А посеянное в тернии оз -1 начает того, кто слышит | слово, но забота века сего и | обольщение богатства за-1 слушает слово, и оно быва-1 ет бесплодно. Посеянное же на доброй | земле означает слышащего * слово и разумеющегс, кото-1 рый и бывает плодоносен...» ; Имеющий уши — да; слышит! ВШОВНЕВО БВ ПЕРЕКН (Окончание. Начало на 1-й стр.) Напоследок решили за глянуть в маячивший на ок раине комплекса модуль, рас крытый и проржавевший, как вдруг наперерез из при вольно разросшегося повсю ду густого, выше человечес кого роста, бурьяна выскочи ла то ли такая крупная ов чарка, то ли волк. Больше в бывшем комплексе, кроме двух угрюмых мужиков, про следовавших куда-то за стро ения, мы не встретили, как говорится, ни души. Увиденную грустную кар тину дополнили работники конторы СХПК . На входной двери конторы висел приказ директора сель.козкооперати- ва, запрещающий въезд на территорию комплекса на личном транспорте. А то-де, как это случалось до сих пор, тут же на сей счет приводи лись конкретные примеры, обязательно что-нибудь при хватят в частную собствен ность. Комплекс, хотя и пуст, полуразрушен, стоит, ка к выяснилось, на балансе хо зяйства, и на него начисля ется амортизация — 2,5 про цента от трех миллионов руб лей его сегодняшней, по оценкам, стоимости. Однако убытки этим не.ограничива ются. Комплекс снабжал поро сятами для откорма подворья рабочих. Он, наконец, обес печивал работой около ста человек. Теперь животново ды-профессионалы, высокок лассные специалисты, вы нуждены сменить место ра боты, а то и вовсе оказались не у дел. , Как могли довести До та кого состояния одну из круп нейших в области фабрик мяса, а заодно и хозяйство, которое, кстати , до пере стройки возглавля.ш глава нынешней райадминистра- ции? Опять рынок виноват? Да разве нынче на ту же свинину нет спроса? На том же Данковском мясокомбина те, собирающем сейчас бук вально по крохам сырье во всей округе, были бы рады- радешенки, если под боком действовал бы мощный сви нокомплекс. Обидно и то, что была реальная возможность реанимировать его, а заодно и СХПК . В качестве подсоб ного хозяйства его взяла было не кто-нибудь, а извес тная во всей стране фирма «ЛогоВАЗ». И денег "ж и вых" полмиллиона рублей вы-д€лйла,'^и" 200- ^Кйней, и технику. Казалось, в районе обеими руками ухватятся за спасительную соломинку. Ан нет. Когда в «ЛогоВАЗе» предложили сменить дирек тора, в Данкове взбрыкнули, мол, не позволим тут хозяй ничать чужакам. Теперь логовазовцы пыта ются отсудить те средства, что затратили на С Х П К . Между тем ^гюди в хозяйст ве уже длительное время не получают зарплату. Из-за того, что землю стало нечем обрабатывать, одной пашни здесь 7 тысяч гектаров, часть ее пришлось сдать в аренду. А за вспашку каждой остав шейся сотни требуется отда вать до 30 тонн пшеницы. Кстати, о бедственном по ложении С Х П К «Ленинс кий» наша газета уже писа ла. В частности, в материале «Не в ту степь», в сентябре этого года, где район в целом подвергся критике за серьез ные упущения в социально- экономическом развитии. Ну и что? А все по-прежнему. Куда ни глянь, везде провал. И вместо того, чтобы по-де ловому отреагировать на кри тику, местные власти, похо же, обиделись на газету. То же самое касается и Тербунского, и Воловского районов. Сколько уже мину ло со времени публикаций в «ЛГ» («Перестройка в доли не нищих» № 135, июль т .г., «Голоса воловцев ныне доро го стоят» № 154, август т .г.), в которых речь шла, по сути, о тех же просчетах, что и у данковцев, а в ответ ни сло ва. Хотя есть постановление главы администрации облас ти, опреде.тяющее порядок и сроки реагирования на кри тику в средствах массовой информации. Плохо, конечно. И уж со всем непонятно, когда иные руководители, становясь в позу, заявляют в ответ на критику, что ни одного номе ра «ЛГ» не выпишут, И это говорится о газете, ^шреди- телями которой являются об ластная админи.'трация и об ластной Совет депугатг>в. Иван ЛЕСНИКОВ, редактор агропромыпшен- ного отдела «ЛГ». НА ЭКРАНАХ «ОКТЯБРЯ» РУССКИЙ КОСМОНАВТ в УЕВАНКЕ И «ЗВЕЗДА КОМЕДИИ № Ь Модная ныне среди кине матографистов мира космичес кая тема дважды обозначена в ноябрьском репертуаре ки ноконцертного зала «Октябрь». Фантастический боевик «Кос мический десант» (США) — это попытка «спрогнозировать» далекое будущее планеты Зем ля. На первый взгляд кажется, что сверхновый мир вполне справедлив. Все, живущие на Земле, объединились в единое государство, где нет расовой дискриминации. Правда, есть специфическое обстоятельст во — гражданство предостав ляется лишь отслужившим в ар мии, однако молодежь так и рвется туда. Столь благородно- сознательный порыв связан с тем, что землянам постоянно, фатально угрожает цивилизация инопланетных чудовищ-жуков. Постановщик «Космическо го десанта» голландец Пол Вер ховен, работающий на студиях Голливуда с 1987 года, пожалуй, наиболее преуспевающий в США режиссер из бывших ев ропейцев. Получивший широкую известность благодаря мрач ным фантазиям и черным ко медиям, П. Верховен и в «им перии кино» остается верен себе. Вспомним его «Робота- полицейского», но прежде все го — «Основной инстинкт» с М. Дугласом и Ш. Стоун, который стал чемпионом международно го проката 1992-го года и на делал много шума со скандаль ным оттенком. Именно после «Основного инстинкта» журнал «Премьер» определил производ ственный титул П. Верховена как «творца секса и насилия». Сюжет другого ноябрьского космического фильма — «Арма геддон» (США) режиссера Май кла Бэя — во многом напоми нает историю в уже прошедшем на наших экранах «(Столкнове нии с бездной». И тут, и там Земле угрожает падающий на нее астероид. В «Армагеддоне» для предотвращения катастро фы принимается решение: этот самый астероид взорвать, при бегнув к помощи профессиона- лов-бурильщиков, добытчиков нефти, которые должны за 12 дней стать астронавтами и ко торыми командует «обыкновен ный» супермен в исполнении Брюса Уиллиса. Невероятные испытания выпадут на долю этой команды; конечно же, мир будет спасен. Фильм, следует заметить, вызвал оживленное обсуждение в... Государственной Д /ме и тем самым обеспечил себе допол нительную рекламу. Дело в том, что новоявленные американские астронавты по пути к астероиду залетели на нашу отечествен ную станцию «Мир» заправить ся топливом. Там они встрети ли русского космонавта Льва Андропова (Александр Балуев), который — вот что не устроило думцев — наряжен в бушлат, ушанку с милицейской кокардой и к тому же постоянно под шофе. С другой стороны, имен но такой забубенный однофа милец бывшего Генсека спасет потом американцев от гибели. А теперь о комедиях. Нашим зрителям хорошо знаком аме риканский актер Эдди Мэрфи. В новой работе режиссера Бетти Томас «Доктор Дулиттл» Э. Мэр фи играет доктора, автомобиль которого едва не задавил бро дячую собаку.‘Ибпытанный при этом шок привел к появлению у доктора способности понимать язык зверей и птиц и даже го ворить с ними на оном. Участие Э. Мэрфи в филь ме «Доктор Дулиттл» лишний раз показало неистощимый творческий «запас прочности» этого талантливого негритянско го артиста, имя которого не схо дит с экранов уже 16 лет. Его же исполнительская карьера на чалась не с кино, а с молодеж ных клубов, где он выступал с собственными миниатюрами и заставлял публику хохотать до слез. Кинодебютом Э. Мэрфи стала лента «48 часов». Потом последовала искрометная коме дия «Поменяться местами». Гро мадный успех актеру принес полицейский из Бевфли-Хиллз. Комизм поведения большинст ва персонажей Эдди не засло няет — оттеняет их привлека тельные черты: чувство со бственного достоинства, бес страшие, умение держать дан ное слово. Часто в статьях об Э. Мэрфи встречаются опреде ления типа «всемирная звезда кинокомедии № 1», и они в при нципе имеют под собой осно вание. Веецма остроумная и не стандартная комедия Стива Одекерка «Нечего терять» с участием Мартина Лоренса и Тима Роббинса, по сути, схожа с головокружительным аттрак ционом «американские горки». Два человека, находящиеся в кризисной ситуации и ранее не знакомые, совершают совмес тное путешествие, полное не ожиданных, острых, наизабав нейших ситуации... Подготовил Юрий РАЗУМОВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz