Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

27 о ктяб ря 1998 г ., № 211 (20839) ( БУДЕТ В ШКОЛЕ МУЗЕИ П А М Я Т Ь Школа № 72 носит имя Героя России Феодосия Гануса. Председатель областного совета ветеранов Семен Наумович Чеботаев счи­ таетсвоим долгом создать в школе музей героя и в этом он не одинок. В активном сборе материалов о жизни Героя помогают ветераны НЛМК, му­ зей. На снимках: Семен Наумович Чеботаев и член совета ветеранов АО «НЛМК» Николай Федосеевич Малышко передают очередные экспонаты. Фото Николая ТКАЧЕНКО. К 1 0 0 -Л Е Т ИЮ М Х А ТА Т 1 АТР главной ЩНИЧЕСКОИИР ДВАДРГОВЕКА Вчера в Москве начались торжества, посвящен­ ные вековому юбилею Московского художествен­ ного академического театра. На праздник съеха­ лись известные во всем мире мастера сценичес­ кого искусства. В число нескольких человек, при­ глашенных из нестоличных российских трупп, во­ шел и художественный руководитель липецкого академического театрадрамы имени Л . Н. Толстого народный артист РФ В. Пахомов. Свою встречу с корреспондентом «ЛГ» накануне отъезда на юби­ леи Владимир Михайлович начал со следующей фразы: «В нашем театре есть отличные артисты, получившие профессиональное образование в Москве — Юлия Ивановна Ганина, Ольга Овчинни­ кова, Татьяна Ф ирсов у Михаил Янко; но самая кровная связь со МХАТом — у меня и у молодой актрисы Елены Олениной». После чего журналист посчитал абсолютно закономерным выслушать сначала В. Пахомова, а затем и Елену. Вот что они рассказали. Эстетико в театре вытекаё^ йз ^1ги1(й в. ПАХОМОВ: — В 61-м году я поступил в ГИТИС (ныне РАТИ — Российская академия театрального искусства) к Ан­ дрею Александровичу Гончаро- ву. Тогда было, в общем, хо­ рошее, оттепельское время, и мне повезло. Я мог наблюдать происходившие и нарождав­ шиеся на драматической, и не только на ней, сцене явления, так сказать,изнутри. Неболь­ шая деталь: в общежитии на Трифоновке наш курс прожи­ вал вместе с учениками Юрия Петровича Любимова; с них вскоре начался знаменитей­ ший театр на Таганке. Со второго года обучения нам уже полагалась практика. Конечно, не постановка пьес, а познание всей театральной «кухни», всего процесса созда­ ния спектаклей. И я выбрал МХАТ. Не в последнюю оче­ редь благодаря советам мое­ го друга, также одессита, Вла­ димира Захарова, работавше­ го в нем. Володя говорил: «Ра­ зумеется, ты можешь пойти в любой театр. Но так ли уж тебе нужны, к примеру, ново­ модные образования на мос­ ковских сценах? С этим ты всегда успеешь познакомить­ ся. Не успеешь — с тем, что уходит, что пока еще есть и что впредь ты не увидишь». И я со второго по пятый курс, что называется, не выходил из-за кулис МХАТа. ...МХАТ, детище Станис­ лавского и Немировича-Дан­ ченко, — самая великая, са­ мая главная театральная идея, конструкция двадцатого века. И в художественном, и в ор­ ганизационно-сценическом отношении. Я еще застал под­ линно классические мхатовс­ кие спектакли, которые смот­ рел неоднократно: «Три сест­ ры», «Горячее сердце», «Мер­ твые души». Последние два, кстати, любил посещать с суп­ ругой Никита Сергеевич Хру­ щев. Я видел гениальных, не­ подражаемых Еланскую, Тара­ сову, Грибова, Петкера, Кто­ рова, Болдумана, Массальско­ го, Яншина, Кедрова, Белоку­ рова... Моей практикой руко­ водил уже бывший на пенсии Иван Иванович Гудков, идеаль­ ный завпост (заведующий пос­ тановочной частью), чей портрет висел в фойе театра чуть ли не вослед портретам его двух ос­ нователей. А какие невероятные по ны­ нешним меркам во МХАТе ис­ поведовались этические начала! В отношениях между прослав­ ленными мастерами и рядовы­ ми работниками цехов тоже. Однажды заболела старушка, которая одевала на каждый спектакль Грибова. Он, человек грузный, не мог это делать са­ мостоятельно. И вот приходит в гримерную к Грибову другая одевальщица, тоже женщина в высшей степени внимательная, чуткая, знающая, деликатней­ шим образом пытается заш^|у- ровать ему ботинки, а Грибов не удерживается и восклицает: «Ну где же Карповна?!» Его на­ чинают успокаивать, приговари­ вая, что с ботинками будет ис­ ключительно так, как он поже­ лает. Еле-еле уговорили. Такая вот была любовь, привязанность к тем, кто во МХАТе находится постоянно с тобой. Случались, конечно, и эпи­ зоды, к которым применимо слово «розыгрыши». Идут «Мер­ твые души». Великий трагик и комик Борис Ливанов потряса­ юще играет Ноздрева. Мы же, «группа молодых товарищей» во главе с Володей Захаровым, за кулисами в моменты, когда Ли­ ванов явно видит нас боковым зрением, предельно картинно — жестами, мимикой — выража­ ем свои восторженные чувства от его игры. (Тут надо заметить, что мне выдали пропуск с по­ меткой права выхода на сцену. А знаете, как строго следили за присутствием там не занятых в спектакле. Я же посторонним не считался — практикант ведь, изучаю тонкости постановочной части.) Ливанов, глядя на нас, становится страшно доволен, еще «прибавляет» в игре, закан­ чивает наконец и заметно уста­ лый, в поту, тем не менее — радостный, находит силы эдак снисходительно (мол, учитесь, пока жив) похлопать каждого из нас по животу. А другая большая глава моей «дружбы» со МХАТом свя­ зана с Липецком, с участием в Липецких театральных встречах и приездами к нам на гастроли Ефремова, Евстигнеева, Таба­ кова, Смоктуновского, Невинно­ го, Пенькова. То были чудесные дни, дни общения с талантли­ выми актерами и интересными, остроумными людьми. И глава эта требует, безусловно, от­ дельного подробного разгово­ ра. ...За год до смерти Станис­ лавский решил писать книгу о театральной этике, то есть о том, чем жив театр, на чем он дер­ жится — о сложной, из тысяч соприкосновений системе чело­ веческих взаимоотношений в те­ атре. Выходит, эту книгу он счи­ тал итоговой, основополагающей для творчества, и жаль, что он ее не дописал. И все равно: кни­ га об этике существует, исходя из повседневной практики МХА­ Та, из по-настоящему уважи­ тельного (не заискивающего!) отношения молодых актеров к старшим. Вполне допустимо сле­ дующее. Мягко говоря, самоу­ веренность сегодняшней теат­ ральной молодежи «помогает» ей неплохо чувствовать себя на сцене. Но по большому счету, пренебрежение мхатовскими этическими законами не позво­ ляет молодым дорасти до уров­ ня подлинного мастерства. Выше школы МХАТа, выше понимания, чем в нем, что та­ кое артист, я не встречал — и среди не одних мхатовских ко­ рифеев. И потому даже любой мхатовский некорифей, в при­ нципе, являл собой пример слу­ жения театральному искусству лучше, чем артист какого-то иного театра. И именно мхатов­ ская идея и этика движет мои­ ми усилиями в липецкой труп­ пе. Здесь — самая лучшая атмосфера Е. ОЛЕНИНА: МХАТ для меня — и школа-студия, и сам театр — стал словно вторым до­ мом, где все — «родное», по­ нятное, близкое, где испытыва­ ешь только положительные эмо­ ции, Я поступала также в Щу­ кинское училище (при театре имени Евгения Вахтангова). Туда вошла, там роскошные лестни­ цы, зеркала, и я, робкая про­ винциалочка, что-то засмуща­ лась. А вошла в студию МХАТа с ее скромным интерьером — сразу 01 дутила себя «в своей тарелке», И люди приветливые, вежливые; сплошные «здрась- те», благожелательные лица. Такие вроде бы малозначащие обстоятельства привели к мыс­ ли, что надо постараться по­ пасть прежде всего в студию МХАТа. Да и основной конкурс для абитуриентов здесь прово­ дился на день раньше по срав­ нению со «Щукой». Я, к счастью, получила за него хорошую оцен­ ку — и, ура, поступила. К Алле Борисовне Покровской, извест­ ной актрисе театра «Современ­ ник», когда-то закончившей так­ же школу МХАТа. Алла Борисовна, прекрасно относившаяся к своим студен­ там, ругала их, пожалуй, лишь в двух случаях. Когда они чего-то не хотели делать, ленились, пассивничали и когда иная де­ вушка, выйдя на сцену, стреми­ лась, в основном, поэффектнее, поманернее подать себя. «Что­ бы я тебя такой красивой не ви­ дела, умей быть не красоткой, а актрисой» — отчитывала она провинившуюся. Другие педаго­ ги также поддерживали высокую «марку» МХАТа. Ольга Всеволо­ довна Всеволодская-Глушкевич, совсем немолодая бывшая ба­ лерина — она одевалась бук­ вально на каждый урОк и экза­ мен как на праздник, и ее слог практически весь очень мило состоял из речевых оборотов, наверное, дореволюционных лет. Виталий Яковлевич Виленкин, знавший близко многих «стари­ ков» театра, сильно огорчался, если кто-то из актеров, да еще во время спектакля, не умел «держать» стихотворную стро­ ку... Насчет МХАТа я хочу почти повторить слова Владимира Михайловича. Какая бы атмос­ фера, если оглядываться на прежние десятилетия, ни цари­ ла сейчас в здании в Камергер­ ском переулке — она в любом случае лучше атмосферы ос­ тальных театров. Монтировщи­ ки декораций напоминают тени — ходят неслышно, никому ни­ сколько не мешают; освобож­ дают сцену после каждого спек­ такля до последнего гвоздика в полу, так, что по ней приятно пройтись и босиком. А освети­ тели наверху — миражи мира­ жами, существа, растворив­ шиеся, воплотившиеся в по­ даче света. Ни разу (!) не ви­ дела во МХАТе тетенек со швабрами, вениками, пылесо­ сами, хотя при каждой удоб­ ной минуте шла на спектакли, репетиции. Чистота поддержи­ валась сама собой, что ли? И тебе все всегда рады в теат­ ре. МХАТ для меня — ну пря­ мо как слово "человек", зву­ чащее, по Горькому, гордо. Из спектаклей особенно нравились «Ундина» Жана Ануя и мольеровский «Тартюф». В сказочной «Ундине» за одно представление выходила Ру­ салкой, придворной дамой, служанкой. Волшебные офор­ мление и костюмы, которые приходилось быстро менять, сложный грим, полет моей дамы в воздухе к восторгу детей, хоть и внеудобной,зато надежной страховке — это было сложно, здорово, ска­ зочно. А что творил, творит до сих пор в «Тартюфе» Станис­ лав Любшин! И актеры, с ко­ торыми репетировал Анатолий Эфрос, не уставали вспоми­ нать малейшие подробности его работы над спектаклем. Предполагаю — и у Анатолия Васильевича во МХАТе воз­ никали недопонимания, но уж так устроены люди, что пом­ нят в основном хорошее. Де­ лали бы они почаще друг дру­ гу хорошее в самой жизни, в течение ее, а не после, в ме­ муарах! Почему оказалась у Гон­ чарова в театре имени Мая­ ковского? Он «положил на меня глаз» во время конкур­ са третьекурсников театраль­ ных училищ — я играла в че­ ховском «Предложении», При­ чем режиссерам (например, ермоловцу Владимиру Андре­ еву), которых я тоже заинте­ ресовала, АндрейДлександро- вич говорил, что уже твердо взял меця к себе, о чем я, ра­ зумеется, и не подозревала. Ну, в итоге «завлекли» глав­ ными ролями в «Как вам это понравится?» Щекспира, «Кошке на раскаленной кры­ ше» Тенесси Уильямса, воло- динской «Ящерице». Дальше упорнейших, нервных, но ма­ лорезультативных репетиций Щекспира не пошло. К тому же на их фоне возникли, осо­ бенно после окончания шко­ лы-студии в 95-м году, житей­ ская неустроенность, неопре­ деленность, обещания, кото­ рые не выполнялись. И я вер­ нулась в Липецк, О чем ни­ сколько не жалею. ...Гастролировали не так давно в нашем театре мхатов цы — Любшин, Алексей Жар ков, Римма Коростелева. И они сразу же узнали меня, уго­ варивали поехать с ними! Даже и не знаю, что к этому еще добавить... Записал Константин КЛЮТКИН. На снимке: Е. Оленина и В. Пахомов. К А Л Е Й Д О С К О П : ПИВОВАРЫ НА СТРАЖЕ ЗАКОНА, в канадской провинции Британская Ко- лумбия власти ежегодно теряют 45 милли- онов долларов в год из-за нелегального про­ изводства спиртного. Самогонщики и под- > польные винокуры не платят налогов, но в 1$: то же время, предлагая посетителям рес­ торанов местную бурду вместо французско­ го вина, неплохо наживаются. Полицейские сбились с ног в попытках отловить пред- к приимчивых самогонщиков. Ежегодно они закрывают около 300 подпольных лавочек. Но это не дает никакого эффекта. Поэтому и: . власти решили прекратить тратить деньги и силы на поиски самогонщиков, перепо-:» ручив это дело их официальным конкурен-:: там. Больше всего от происков нелегалов страдают местные пивовары. Им и пред- .ложено бороться с самогонщиками. Влас-»; ' ти ожидают от этого большего эффекта. ^ И с к в о з ь МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ... Обычно люди, приходящие к колдунам, магам и ясновидящим, уходят от них пол- ' ностью удовлетворенными. За свои деньги I они «снимают порчу», «программируются на удачу», «ясно видят будущее», «навсегда привораживают мужа» и так далее. Но со- № трудникам венгерской налоговой службы н е ' повезло: полгода они проверяли финансо­ вое положение Национальной ассоциации:» ведьм и ведьмаков, пытаясь заставить слу- г; - жителей потусторонних сил поделиться с государством частью своих весьма солид­ ных заработков. Ведьмы и ведьмаки пла­ тить налоги категорически отказались. И р ' тогда налоговики подали в суд. Однако хит- роумные адвокаты выстроили свою систе- му защиты так успешно, что суд признал » Ассоциацию свободной от уплаты налогов. Ассоциация ведьм была признана своеоб- 1;^ " разным вариантом религиозной организа- » ции, которые осво6ох(дены от налогов, а , заработки ясновидящих решено считать всего лишь пожертвованиями. Правда, за­ меститель председателя Ассоциации ведьм ; считает, что дело не только в работе за- г щитников, а в защите космических сил. Он ' даже предвидел такой исход судебного раз­ бирательства, увидев приговор суда в м а - ' гическом хрустальном шаре. ЧЕСТЬ НАЦИИ Японское правительство присудило еже-;:::; годную премию «Честь нации» кинорежис­ серу Акире Куросаве, увы, посмертно. В» этом году вклад в искусство создателя;; «Семи самураев» оценили не только зрите- ли и жюри престижных конкурсов, но и офи- » ; циальный Токио. Ежегодно только один че- ш ловек получает одно из самых престижных званий Страны Восходящего солнца. Цере-. мония вручения прошла, как всегда, 1 о к -» тября в официальной резиденции премьер- , министра Японии. Премию получил сын ве- - ' ликого режиссера. НЬЮ-ЙОРК, НЬЮ-ЙОРК. Город, который никогда не спит, — та- ков образ Нью-Йорка, созданный кинема-; тографом. Именно в Нью-Йорке происходит; действие половины крупномасштабных гол- ливудских полотен. Но вот Нью-Йорку на- доело быть лишь театром действия. Скоро; он станет городом, где делают кино, и по -; пытается оспорить славу «фабрики грез» у ; Лос-Анджелеса. Уже разработан проект; строительства гигантской киностудии и;: нескольких звукостудий в Нью-Йорке. В на- чале следующего года начнется строитель-; ство нового Голливуда. Х О К К ^ КРОМЕ ТОРТАхлыаов ПОЛУЧИЛ... ПРИГЛАШЕНИЕ в СБОРНУЮ «Динамо» (Москва) —ХК «Липецк» — 4:0 (0:0, 2:0, 2:0). Шайбы забросили: Афиногенов (Пет­ ренко, Марков, 21), Чубаров (Белов, Попу­ гаев, 25), Петренко (Афиногенов, 4), Попу­ гаев (Батыршин, 51). Штраф: 6:8. П о т р адиции , п о с л е д о м а ш н и х встреч динамовцы вручают призы луч ­ шим игрокам матча — и одноклубнику , и кому-то и з гостей. По итогам этой игры с л а д к и е при зы — торты — достались вратарям, С одной стороны, нашим чи­ тателям покажется парадоксальным та­ кое реш ение хоккейного жюри — д и н а ­ мовский голкипер сохранил свои воро ­ та «сухими», наш Чистов пропустил че ­ тыре шайбы . С другой стороны, к а к бы наш хо ккей ни развивался в городах и весях, где бы ни объявлялись новые л и ­ д еры популярной игры в Отечестве, в Москве , к а к известно, проживают опыт­ нейш ие специалисты, авторитетнейшие игроки. Так что, думается, мнение их н е ­ ошибочно. Более того, именно после это­ го матча Чистов, кроме торта, получил приглаш ение в . . . сборную России . Прокомментировать это известие мы попросили главного тренера Х К «Липецк» Виктора СЕМЫКИНА. — То, что Виктор Чистов получит приз луч­ шего игрока матча, не вызывало сомнений уже после первого периода. Парировал 19 (!) брос­ ков, нейтрализовал все выходы один на один. Увы, но, повторяю, не в равных составах игра­ ем мы с соперниками по суперлиге. Все коман­ ды укомплектованы классными игроками, для них созданы и соответствующие условия. Мы же который раз проявляем бойцовский харак­ тер, пытаемся найти тактические решения, с по­ мощью которых нам и удается добиваться ус­ пеха в отдельных встречах. В этой игре не растерялся один Чистов, дей­ ствовал, как всегда, надежно, стабильно. Поэ­ тому и обратили на него внимание тренеры сбор­ ной. С 1 по 4 ноября его проверят на смотринах главной команды, и если он выдержит испыта­ ние, то имеет шанс в начале ноября уже сыг­ рать в международном турнире. Мы рады, что его заметили специалисты высокого уровня. Что касается матча с «Динамо», противо­ поставить хозяевам нам было нечего. Более того, ошеломляюще подействовала атмосфера легендарной ледовой арены в Лужниках —у мно­ гих наших ребят попросту затряслись руки. Но болельщики пусть не переживают, пусть настраиваются на наши домашние игры. 13 но­ ября мы принимаем ЦСКА, а 15 — "Металлург" из Новокузнецка. А пока давайте поболеем за ХК «Липецк» заочно. Им еще предстоят два матча на выезде — в Москве с «Крыльями Советов» и в Хабаровске с местным «Амуром», со­ ответственно 29 и 31 октября. Виктор ВЛАДИМИРОВ. Ф У Т БО Л НИКТО НЕ ХОТЕЛ ОТ ЗАНУДЫ К ФИЛОСОФУ I I У Ц к Е У ли страны Восточной Европы по-» Г11г| Станут ; лигоном для американских идеологических; концепций, своеобразным третьим миром,: наводненным штампами масскультуры?: Вопрос, который волнует не только педа -; ГОГОВ и культурологов. Наверное, нет ни о д - ; ного родителя, не задумывавшегося — по- работят ли юные умы дядюшка Скрудж и « Микки. Недавно опубликованное !мышонок I исследование американской славистки I Эдит Клоус утверхсдает, что Россия сможет» I противостоять западной культурной экспан- з I сии. Серьезное научное исследование име- ло своим предметом мультфильмы о мед- вежонке Винни Пухе. Исследовательница I провела скрупулезное сравнение интерпре-; . тации образа Винни Пуха в русском и ам е -: I»риканском варианте, что и позволяет ей судить о «своеобразии русского пути».;; Смотрите сами: в американской версии; || Кролик — учитель, в русском варианте — ; пародийный педант. Диснеевский ослик Иа- < а Иа — зануда, а русский Иа —философ. Эво-; .люционировал и сам Винни. Американский медвежонок — тупой обжора, а в русском варианте — это поэт эзотерического тол -; ка, восходящий к русским футуристам. БЕДНЫЙ «КЭМЕЛ» То ли к счастью, то ли к несчастию, но ;| скоро с наших прилавков полностью исчез­ нут «Кэмел» и «Салем», сделанные в Рос- » сии. Табачная корпорация «Рейнолдс» при- » няла решение остановить производство в . нашей стране на неограниченный с р о к .;; ;;;Это нелегкое решение, с 1992 года «Рей­ нолдс» вложил в производство в России около 400 миллионов долларов, благодаря чему, впрочем, сосредоточил в своих руках » |^одну пятую всего табачного рынка. Амери- » канская компания надеялась быстро вер- ;;! нуть свои затраты, но учесть наши эконо- к мические неурядицы не сумела. Так что рос-»; сийскому курильщику придется вернуться.» к «Приме» и «Яве», ведь привозные сигаре- р ты фирмы «Рейнолдс» окажутся многим не » 1по карману. ш ЗАМЕТИЛИ НЕ СРАЗУ % в Париже от рук вандалов серьезно пос -»; Страдал Собор Парижской Богоматери. Не-» ш известные злоумышленники украли голову ц мстатуи, украшавшей западный фасад Со-1 бора. Причем пропажу заметили не сразу ,: щтак как эта часть собора закрыта строи -» тельными лесами — идет реставрация. Ког- » !!!да же реставраторы стали изучать повреж-» дения, то выяснилось, что на самом деле« I»пострадала не одна, а пять скульптур —^ || вначале вандалы пытались оторвать голо-» I вы у них, однако им это не удалось. Теперь 1:^французским реставраторам придется;; ^ вместо косметической реставрации занять- ^ й ся серьезной работой, к тому же надехеды,; Щ что полиция найдет украденную голову, ш мало. Последний раз аналогичное преступ-; й ление произошло в Копенгагене, там неиз-; » вестные преступники отпилили голову Р у -; р салочке. Но вскоре «трофей» вандалов н а - ; '1. шли в супермаркете, куда его подкинули. ф ("Глобус") ^ Б И Б Л И О Т Е К А Р И П ТЕПЛ А ГА Ю Т ВЕРНИТЕ ДОЛГ, И ВАС АМНИСТИРУЮТ... Из 2200 читателей Липецкой областной медицинской библиотеки примерно двести числятся в должниках. У них на руках мно­ го месяцев, а то и лет находятся примерно 1000 кни г и журналов. К а к заметила за­ меститель директора библиотеки Тамара Козлова, по большей части это пользую­ щаяся особым спросом литература по ги­ некологии, акушерству, хирургии. Где-то полсотни должников не возвращают книги аж с 1992 года. Согласитесь, стаж прилич­ ный. Ряд изданий, похоже, очень уж при­ вычно занял место в квартирах и кабине­ тах некоторых специалистов областной кли­ нической больницы, больницы и станци^! «Скорой помощи*, ТМО Усмани, Грязей, Доброго, Чаплыгина, Добринки... Решив помочь своим забывчивым чита­ телям, работники библиотеки объявляют всеобщую амнистию: с 26 октября по 26 ноября каждый должник может вернуть книги и журналы, и при этом с него не будут брать даже полагающуюся за задер­ ж к у литературы пеню. А поскольку есть подозрение, что кое-кто забыл, где имен­ но находится библиотека, нас попросили напомнить ее адрес и телефон: Московс­ кая, 57а, звонить по номеру 31-76-52. Вос­ пользуйтесь случаем, дорогие читатели, восстановить свою добрую репутацию у библиотекарей! (Соб. инф.) ХОРОШАВИН АНАТОЛИИ ИВАНОВИЧ Ушел из жизни Анатолий Ивано­ вич Хорошавин. С его именем связа­ ны стан о вл ен и е и ра зви ти е института «Л ип е ц к гр аж д а н п р о е к т » , з а с т р о й к а г. Л и п е ц ка и го р о д о в области . А.И. Хорошавин родился 1 мая 1937 года в г. Липецке. Здесь он закончил среднюю школу № 2. В 1959 году окон­ чил Московский инженерно-строитель­ ный институт им. Куйбышева. Трудовую деятельность начал в г. Дубна Московской области, с 1962 по 1966 год работал в тресте «Жилстрой». С 1966 года по 1989 год — бессмен­ ный главный инженер, а с 1989 года —директор института «Липецкграждан­ проект». А.И. Хорошавин более 30 лет воз­ главлял проектирование жилых и об­ щественных зданий в городе и облас­ ти. Под его руководством выпущено ог­ ромное количество проектов, он стоял у истоков панельного домостроения, всего градостроительного комплекса области, современной застройки и ин­ женерного благоустройства. Безграничная скромность, энцик­ лопедические знания, порядочность, огромное трудолюбие, преданность делу, полное отсутствие зависти со­ бирали вокруг него людей самых раз­ ных характеров. Заслуженный строитель России, А.И. Хорошавин пользовался непрере­ каемым авторитетом у строителей об­ ласти, он неоднократно избирался в городской и районный Советы депута­ тов, был награжден медалью ВДНХ СССР за успехи в развитии строитель­ ства. Доброго, жизнерадостного, отзыв­ чивого человека не стало с нами. Но его' дело, воплощенное в построенные здания и сооружения, всегда будет окружать нас и хранить память о нем в наших сердцах. Областной Совет депутатов. Администрация области «Динамо» (Липецк) — «Водник» (Липецк) — 0:0. Стадион «Динамо.»..,470'зрителей. Судьи: М. Беляев (Добринка), В. Кукин, С. Сухомлинов (оба — Липецк). Предупреждены: Болдырев и Третьяков (оба — «Водник»). Судя по игре, «Воднику» и «Динамо» было тесно не только в турнирной таблице. На протя­ жении двух таймов у поклонников обеих команд складывалось впечатление, что лидерам облас­ тного чемпионата явно не хватает простора и на футбольном поле, обычном и привычном по своим стандартам. По крайней мере, практи­ чески все 90 минут мяч беспокойно порхал и суетился в поисках свободных участков газона или неприкрытых футболистов и везде наты­ кался на противоборствующих игроков, одина­ ково сильно жаждущих завладеть им. Хоть не­ надолго. Но даже это не всегда удавалось. А что поделаешь? Именно такую игру пред­ ложили лидеры друг другу, памятуя о создав­ шейся турнирной ситуации. Кстати, особо ин­ тригующей. В этом -р предпоследнем — туре коллекти­ вы могли полностью завершить свои разборки сезона-98. «Водник», одержав победу, досрочно становился первой командой области. «Дина­ мо», добившись успеха, догоняло соперника и практически получало шанс сохранить свое чем­ пионское звание в еще одном — дополнитель­ ном — очном поединке. Сама интрига и предопределила тактику ко­ манд. Поскольку судьбу матча в общем-то рав­ ных соперников мог решить один-единственный гол, всю игру «Водник» и «Динамо» старались защищать собственные ворота и разрушать малейшую попытку противника посягнуть на их безопасность. И в целом это соперникам уда­ лось. Понятно, игра получилась сумбурной, хао­ тичной. Но, повторяю, борьба шла на каждом пятачке поля, в каждый игровой ситуации. Ис­ кренне. Футболисты сражались до последней минуты — никто не хотел ничьей. В конце встречи некоторым преимуществом завладели динамовцы. Возможно, тому способ­ ствовали и замены. В частности, когда обычно невозмутимый тренер «Динамо» Владимир Ши­ ряев, не выдержав, сам вышел на поле в сере­ дине второго тайма. Мог отличиться динамовец Александр Широких, мощно пробивший под пе­ рекладину со штрафного, но вратарь Юрий Вос­ триков в великолепном прыжке перевел мяч на угловой. Могли замкнуть нападающие «Дина­ мо» и острые передачи с флангов, но в своей штрафной самоотверженно действовали защит­ ники «Водника», управляемые мудрым Никола­ ем Анненковым. В итоге — ничья. Она перед последним ту­ ром, конечно же, устраивает больше «Водник». Но за саму игру — бескомпромиссную, откро­ венную — поклонники поприветствовали обе команды. Поблагодарили болельщики и опыт­ ных арбитров, которые, несмотря на жесткую, отчаянную борьбу игроков, сумели отлично спра­ виться со своими обязанностями. Владимир КУРГАННИКОВ. КСТАТИ Продолжается борьба и за бронзовые награды. Победив в Ельце «Спартак-Мясо- комбинат» со счетом 4:3 , их практически обеспечили себе футболисты команды «Пламя». Они теперь опережают «Спартак» (Казинка) на три очка. Спартаковцы в Дан­ кове сыграли вничью — 1:1 с ФК «Химик» и потеряли важные два очка. Оба претен­ дента на третье место последние встречи проводят на своем поле: «Пламя» прини­ мает ФК «Химик», а спартаковцы — «Дон», который на своем поле одержал убеди­ тельную победу над ФК «Елец» с результа­ том 4 :0 . Кстати, футболисты Лебедяни имеют в запасе несыгранный матч с ФСК «Металлург» и в случае успешного исхода смогут войти в пятерку сильнейших. Сейчас уже ясно, что первая гр ^ п а попрощается с явным аутсайдером — «Тор­ педо» (Грязи), потерпевшим дома очеред­ ное поражение от чаплыгинского «Авангар­ да» — 1:3, и, скорее всего, с «Металлур- гом-Сокол», несмотря на его победу в мат­ че с елецкой «Липецкэлектросвязью» — 3:1. Остальные матчи 29-го тура закончи­ лись так: ФК «Долгорукове» — «Пищевик» (Усман^ — 2:1, ФСК «Металлург» — «Крис­ талл» (плавица) — 2:0. Юрий КУЛИНИЧ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz