Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
27 о ктяб ря 1998 г ., № 211 (20839) ( БУДЕТ В ШКОЛЕ МУЗЕИ П А М Я Т Ь Школа № 72 носит имя Героя России Феодосия Гануса. Председатель областного совета ветеранов Семен Наумович Чеботаев счи таетсвоим долгом создать в школе музей героя и в этом он не одинок. В активном сборе материалов о жизни Героя помогают ветераны НЛМК, му зей. На снимках: Семен Наумович Чеботаев и член совета ветеранов АО «НЛМК» Николай Федосеевич Малышко передают очередные экспонаты. Фото Николая ТКАЧЕНКО. К 1 0 0 -Л Е Т ИЮ М Х А ТА Т 1 АТР главной ЩНИЧЕСКОИИР ДВАДРГОВЕКА Вчера в Москве начались торжества, посвящен ные вековому юбилею Московского художествен ного академического театра. На праздник съеха лись известные во всем мире мастера сценичес кого искусства. В число нескольких человек, при глашенных из нестоличных российских трупп, во шел и художественный руководитель липецкого академического театрадрамы имени Л . Н. Толстого народный артист РФ В. Пахомов. Свою встречу с корреспондентом «ЛГ» накануне отъезда на юби леи Владимир Михайлович начал со следующей фразы: «В нашем театре есть отличные артисты, получившие профессиональное образование в Москве — Юлия Ивановна Ганина, Ольга Овчинни кова, Татьяна Ф ирсов у Михаил Янко; но самая кровная связь со МХАТом — у меня и у молодой актрисы Елены Олениной». После чего журналист посчитал абсолютно закономерным выслушать сначала В. Пахомова, а затем и Елену. Вот что они рассказали. Эстетико в театре вытекаё^ йз ^1ги1(й в. ПАХОМОВ: — В 61-м году я поступил в ГИТИС (ныне РАТИ — Российская академия театрального искусства) к Ан дрею Александровичу Гончаро- ву. Тогда было, в общем, хо рошее, оттепельское время, и мне повезло. Я мог наблюдать происходившие и нарождав шиеся на драматической, и не только на ней, сцене явления, так сказать,изнутри. Неболь шая деталь: в общежитии на Трифоновке наш курс прожи вал вместе с учениками Юрия Петровича Любимова; с них вскоре начался знаменитей ший театр на Таганке. Со второго года обучения нам уже полагалась практика. Конечно, не постановка пьес, а познание всей театральной «кухни», всего процесса созда ния спектаклей. И я выбрал МХАТ. Не в последнюю оче редь благодаря советам мое го друга, также одессита, Вла димира Захарова, работавше го в нем. Володя говорил: «Ра зумеется, ты можешь пойти в любой театр. Но так ли уж тебе нужны, к примеру, ново модные образования на мос ковских сценах? С этим ты всегда успеешь познакомить ся. Не успеешь — с тем, что уходит, что пока еще есть и что впредь ты не увидишь». И я со второго по пятый курс, что называется, не выходил из-за кулис МХАТа. ...МХАТ, детище Станис лавского и Немировича-Дан ченко, — самая великая, са мая главная театральная идея, конструкция двадцатого века. И в художественном, и в ор ганизационно-сценическом отношении. Я еще застал под линно классические мхатовс кие спектакли, которые смот рел неоднократно: «Три сест ры», «Горячее сердце», «Мер твые души». Последние два, кстати, любил посещать с суп ругой Никита Сергеевич Хру щев. Я видел гениальных, не подражаемых Еланскую, Тара сову, Грибова, Петкера, Кто рова, Болдумана, Массальско го, Яншина, Кедрова, Белоку рова... Моей практикой руко водил уже бывший на пенсии Иван Иванович Гудков, идеаль ный завпост (заведующий пос тановочной частью), чей портрет висел в фойе театра чуть ли не вослед портретам его двух ос нователей. А какие невероятные по ны нешним меркам во МХАТе ис поведовались этические начала! В отношениях между прослав ленными мастерами и рядовы ми работниками цехов тоже. Однажды заболела старушка, которая одевала на каждый спектакль Грибова. Он, человек грузный, не мог это делать са мостоятельно. И вот приходит в гримерную к Грибову другая одевальщица, тоже женщина в высшей степени внимательная, чуткая, знающая, деликатней шим образом пытается заш^|у- ровать ему ботинки, а Грибов не удерживается и восклицает: «Ну где же Карповна?!» Его на чинают успокаивать, приговари вая, что с ботинками будет ис ключительно так, как он поже лает. Еле-еле уговорили. Такая вот была любовь, привязанность к тем, кто во МХАТе находится постоянно с тобой. Случались, конечно, и эпи зоды, к которым применимо слово «розыгрыши». Идут «Мер твые души». Великий трагик и комик Борис Ливанов потряса юще играет Ноздрева. Мы же, «группа молодых товарищей» во главе с Володей Захаровым, за кулисами в моменты, когда Ли ванов явно видит нас боковым зрением, предельно картинно — жестами, мимикой — выража ем свои восторженные чувства от его игры. (Тут надо заметить, что мне выдали пропуск с по меткой права выхода на сцену. А знаете, как строго следили за присутствием там не занятых в спектакле. Я же посторонним не считался — практикант ведь, изучаю тонкости постановочной части.) Ливанов, глядя на нас, становится страшно доволен, еще «прибавляет» в игре, закан чивает наконец и заметно уста лый, в поту, тем не менее — радостный, находит силы эдак снисходительно (мол, учитесь, пока жив) похлопать каждого из нас по животу. А другая большая глава моей «дружбы» со МХАТом свя зана с Липецком, с участием в Липецких театральных встречах и приездами к нам на гастроли Ефремова, Евстигнеева, Таба кова, Смоктуновского, Невинно го, Пенькова. То были чудесные дни, дни общения с талантли выми актерами и интересными, остроумными людьми. И глава эта требует, безусловно, от дельного подробного разгово ра. ...За год до смерти Станис лавский решил писать книгу о театральной этике, то есть о том, чем жив театр, на чем он дер жится — о сложной, из тысяч соприкосновений системе чело веческих взаимоотношений в те атре. Выходит, эту книгу он счи тал итоговой, основополагающей для творчества, и жаль, что он ее не дописал. И все равно: кни га об этике существует, исходя из повседневной практики МХА Та, из по-настоящему уважи тельного (не заискивающего!) отношения молодых актеров к старшим. Вполне допустимо сле дующее. Мягко говоря, самоу веренность сегодняшней теат ральной молодежи «помогает» ей неплохо чувствовать себя на сцене. Но по большому счету, пренебрежение мхатовскими этическими законами не позво ляет молодым дорасти до уров ня подлинного мастерства. Выше школы МХАТа, выше понимания, чем в нем, что та кое артист, я не встречал — и среди не одних мхатовских ко рифеев. И потому даже любой мхатовский некорифей, в при нципе, являл собой пример слу жения театральному искусству лучше, чем артист какого-то иного театра. И именно мхатов ская идея и этика движет мои ми усилиями в липецкой труп пе. Здесь — самая лучшая атмосфера Е. ОЛЕНИНА: МХАТ для меня — и школа-студия, и сам театр — стал словно вторым до мом, где все — «родное», по нятное, близкое, где испытыва ешь только положительные эмо ции, Я поступала также в Щу кинское училище (при театре имени Евгения Вахтангова). Туда вошла, там роскошные лестни цы, зеркала, и я, робкая про винциалочка, что-то засмуща лась. А вошла в студию МХАТа с ее скромным интерьером — сразу 01 дутила себя «в своей тарелке», И люди приветливые, вежливые; сплошные «здрась- те», благожелательные лица. Такие вроде бы малозначащие обстоятельства привели к мыс ли, что надо постараться по пасть прежде всего в студию МХАТа. Да и основной конкурс для абитуриентов здесь прово дился на день раньше по срав нению со «Щукой». Я, к счастью, получила за него хорошую оцен ку — и, ура, поступила. К Алле Борисовне Покровской, извест ной актрисе театра «Современ ник», когда-то закончившей так же школу МХАТа. Алла Борисовна, прекрасно относившаяся к своим студен там, ругала их, пожалуй, лишь в двух случаях. Когда они чего-то не хотели делать, ленились, пассивничали и когда иная де вушка, выйдя на сцену, стреми лась, в основном, поэффектнее, поманернее подать себя. «Что бы я тебя такой красивой не ви дела, умей быть не красоткой, а актрисой» — отчитывала она провинившуюся. Другие педаго ги также поддерживали высокую «марку» МХАТа. Ольга Всеволо довна Всеволодская-Глушкевич, совсем немолодая бывшая ба лерина — она одевалась бук вально на каждый урОк и экза мен как на праздник, и ее слог практически весь очень мило состоял из речевых оборотов, наверное, дореволюционных лет. Виталий Яковлевич Виленкин, знавший близко многих «стари ков» театра, сильно огорчался, если кто-то из актеров, да еще во время спектакля, не умел «держать» стихотворную стро ку... Насчет МХАТа я хочу почти повторить слова Владимира Михайловича. Какая бы атмос фера, если оглядываться на прежние десятилетия, ни цари ла сейчас в здании в Камергер ском переулке — она в любом случае лучше атмосферы ос тальных театров. Монтировщи ки декораций напоминают тени — ходят неслышно, никому ни сколько не мешают; освобож дают сцену после каждого спек такля до последнего гвоздика в полу, так, что по ней приятно пройтись и босиком. А освети тели наверху — миражи мира жами, существа, растворив шиеся, воплотившиеся в по даче света. Ни разу (!) не ви дела во МХАТе тетенек со швабрами, вениками, пылесо сами, хотя при каждой удоб ной минуте шла на спектакли, репетиции. Чистота поддержи валась сама собой, что ли? И тебе все всегда рады в теат ре. МХАТ для меня — ну пря мо как слово "человек", зву чащее, по Горькому, гордо. Из спектаклей особенно нравились «Ундина» Жана Ануя и мольеровский «Тартюф». В сказочной «Ундине» за одно представление выходила Ру салкой, придворной дамой, служанкой. Волшебные офор мление и костюмы, которые приходилось быстро менять, сложный грим, полет моей дамы в воздухе к восторгу детей, хоть и внеудобной,зато надежной страховке — это было сложно, здорово, ска зочно. А что творил, творит до сих пор в «Тартюфе» Станис лав Любшин! И актеры, с ко торыми репетировал Анатолий Эфрос, не уставали вспоми нать малейшие подробности его работы над спектаклем. Предполагаю — и у Анатолия Васильевича во МХАТе воз никали недопонимания, но уж так устроены люди, что пом нят в основном хорошее. Де лали бы они почаще друг дру гу хорошее в самой жизни, в течение ее, а не после, в ме муарах! Почему оказалась у Гон чарова в театре имени Мая ковского? Он «положил на меня глаз» во время конкур са третьекурсников театраль ных училищ — я играла в че ховском «Предложении», При чем режиссерам (например, ермоловцу Владимиру Андре еву), которых я тоже заинте ресовала, АндрейДлександро- вич говорил, что уже твердо взял меця к себе, о чем я, ра зумеется, и не подозревала. Ну, в итоге «завлекли» глав ными ролями в «Как вам это понравится?» Щекспира, «Кошке на раскаленной кры ше» Тенесси Уильямса, воло- динской «Ящерице». Дальше упорнейших, нервных, но ма лорезультативных репетиций Щекспира не пошло. К тому же на их фоне возникли, осо бенно после окончания шко лы-студии в 95-м году, житей ская неустроенность, неопре деленность, обещания, кото рые не выполнялись. И я вер нулась в Липецк, О чем ни сколько не жалею. ...Гастролировали не так давно в нашем театре мхатов цы — Любшин, Алексей Жар ков, Римма Коростелева. И они сразу же узнали меня, уго варивали поехать с ними! Даже и не знаю, что к этому еще добавить... Записал Константин КЛЮТКИН. На снимке: Е. Оленина и В. Пахомов. К А Л Е Й Д О С К О П : ПИВОВАРЫ НА СТРАЖЕ ЗАКОНА, в канадской провинции Британская Ко- лумбия власти ежегодно теряют 45 милли- онов долларов в год из-за нелегального про изводства спиртного. Самогонщики и под- > польные винокуры не платят налогов, но в 1$: то же время, предлагая посетителям рес торанов местную бурду вместо французско го вина, неплохо наживаются. Полицейские сбились с ног в попытках отловить пред- к приимчивых самогонщиков. Ежегодно они закрывают около 300 подпольных лавочек. Но это не дает никакого эффекта. Поэтому и: . власти решили прекратить тратить деньги и силы на поиски самогонщиков, перепо-:» ручив это дело их официальным конкурен-:: там. Больше всего от происков нелегалов страдают местные пивовары. Им и пред- .ложено бороться с самогонщиками. Влас-»; ' ти ожидают от этого большего эффекта. ^ И с к в о з ь МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ... Обычно люди, приходящие к колдунам, магам и ясновидящим, уходят от них пол- ' ностью удовлетворенными. За свои деньги I они «снимают порчу», «программируются на удачу», «ясно видят будущее», «навсегда привораживают мужа» и так далее. Но со- № трудникам венгерской налоговой службы н е ' повезло: полгода они проверяли финансо вое положение Национальной ассоциации:» ведьм и ведьмаков, пытаясь заставить слу- г; - жителей потусторонних сил поделиться с государством частью своих весьма солид ных заработков. Ведьмы и ведьмаки пла тить налоги категорически отказались. И р ' тогда налоговики подали в суд. Однако хит- роумные адвокаты выстроили свою систе- му защиты так успешно, что суд признал » Ассоциацию свободной от уплаты налогов. Ассоциация ведьм была признана своеоб- 1;^ " разным вариантом религиозной организа- » ции, которые осво6ох(дены от налогов, а , заработки ясновидящих решено считать всего лишь пожертвованиями. Правда, за меститель председателя Ассоциации ведьм ; считает, что дело не только в работе за- г щитников, а в защите космических сил. Он ' даже предвидел такой исход судебного раз бирательства, увидев приговор суда в м а - ' гическом хрустальном шаре. ЧЕСТЬ НАЦИИ Японское правительство присудило еже-;:::; годную премию «Честь нации» кинорежис серу Акире Куросаве, увы, посмертно. В» этом году вклад в искусство создателя;; «Семи самураев» оценили не только зрите- ли и жюри престижных конкурсов, но и офи- » ; циальный Токио. Ежегодно только один че- ш ловек получает одно из самых престижных званий Страны Восходящего солнца. Цере-. мония вручения прошла, как всегда, 1 о к -» тября в официальной резиденции премьер- , министра Японии. Премию получил сын ве- - ' ликого режиссера. НЬЮ-ЙОРК, НЬЮ-ЙОРК. Город, который никогда не спит, — та- ков образ Нью-Йорка, созданный кинема-; тографом. Именно в Нью-Йорке происходит; действие половины крупномасштабных гол- ливудских полотен. Но вот Нью-Йорку на- доело быть лишь театром действия. Скоро; он станет городом, где делают кино, и по -; пытается оспорить славу «фабрики грез» у ; Лос-Анджелеса. Уже разработан проект; строительства гигантской киностудии и;: нескольких звукостудий в Нью-Йорке. В на- чале следующего года начнется строитель-; ство нового Голливуда. Х О К К ^ КРОМЕ ТОРТАхлыаов ПОЛУЧИЛ... ПРИГЛАШЕНИЕ в СБОРНУЮ «Динамо» (Москва) —ХК «Липецк» — 4:0 (0:0, 2:0, 2:0). Шайбы забросили: Афиногенов (Пет ренко, Марков, 21), Чубаров (Белов, Попу гаев, 25), Петренко (Афиногенов, 4), Попу гаев (Батыршин, 51). Штраф: 6:8. П о т р адиции , п о с л е д о м а ш н и х встреч динамовцы вручают призы луч шим игрокам матча — и одноклубнику , и кому-то и з гостей. По итогам этой игры с л а д к и е при зы — торты — достались вратарям, С одной стороны, нашим чи тателям покажется парадоксальным та кое реш ение хоккейного жюри — д и н а мовский голкипер сохранил свои воро та «сухими», наш Чистов пропустил че тыре шайбы . С другой стороны, к а к бы наш хо ккей ни развивался в городах и весях, где бы ни объявлялись новые л и д еры популярной игры в Отечестве, в Москве , к а к известно, проживают опыт нейш ие специалисты, авторитетнейшие игроки. Так что, думается, мнение их н е ошибочно. Более того, именно после это го матча Чистов, кроме торта, получил приглаш ение в . . . сборную России . Прокомментировать это известие мы попросили главного тренера Х К «Липецк» Виктора СЕМЫКИНА. — То, что Виктор Чистов получит приз луч шего игрока матча, не вызывало сомнений уже после первого периода. Парировал 19 (!) брос ков, нейтрализовал все выходы один на один. Увы, но, повторяю, не в равных составах игра ем мы с соперниками по суперлиге. Все коман ды укомплектованы классными игроками, для них созданы и соответствующие условия. Мы же который раз проявляем бойцовский харак тер, пытаемся найти тактические решения, с по мощью которых нам и удается добиваться ус пеха в отдельных встречах. В этой игре не растерялся один Чистов, дей ствовал, как всегда, надежно, стабильно. Поэ тому и обратили на него внимание тренеры сбор ной. С 1 по 4 ноября его проверят на смотринах главной команды, и если он выдержит испыта ние, то имеет шанс в начале ноября уже сыг рать в международном турнире. Мы рады, что его заметили специалисты высокого уровня. Что касается матча с «Динамо», противо поставить хозяевам нам было нечего. Более того, ошеломляюще подействовала атмосфера легендарной ледовой арены в Лужниках —у мно гих наших ребят попросту затряслись руки. Но болельщики пусть не переживают, пусть настраиваются на наши домашние игры. 13 но ября мы принимаем ЦСКА, а 15 — "Металлург" из Новокузнецка. А пока давайте поболеем за ХК «Липецк» заочно. Им еще предстоят два матча на выезде — в Москве с «Крыльями Советов» и в Хабаровске с местным «Амуром», со ответственно 29 и 31 октября. Виктор ВЛАДИМИРОВ. Ф У Т БО Л НИКТО НЕ ХОТЕЛ ОТ ЗАНУДЫ К ФИЛОСОФУ I I У Ц к Е У ли страны Восточной Европы по-» Г11г| Станут ; лигоном для американских идеологических; концепций, своеобразным третьим миром,: наводненным штампами масскультуры?: Вопрос, который волнует не только педа -; ГОГОВ и культурологов. Наверное, нет ни о д - ; ного родителя, не задумывавшегося — по- работят ли юные умы дядюшка Скрудж и « Микки. Недавно опубликованное !мышонок I исследование американской славистки I Эдит Клоус утверхсдает, что Россия сможет» I противостоять западной культурной экспан- з I сии. Серьезное научное исследование име- ло своим предметом мультфильмы о мед- вежонке Винни Пухе. Исследовательница I провела скрупулезное сравнение интерпре-; . тации образа Винни Пуха в русском и ам е -: I»риканском варианте, что и позволяет ей судить о «своеобразии русского пути».;; Смотрите сами: в американской версии; || Кролик — учитель, в русском варианте — ; пародийный педант. Диснеевский ослик Иа- < а Иа — зануда, а русский Иа —философ. Эво-; .люционировал и сам Винни. Американский медвежонок — тупой обжора, а в русском варианте — это поэт эзотерического тол -; ка, восходящий к русским футуристам. БЕДНЫЙ «КЭМЕЛ» То ли к счастью, то ли к несчастию, но ;| скоро с наших прилавков полностью исчез нут «Кэмел» и «Салем», сделанные в Рос- » сии. Табачная корпорация «Рейнолдс» при- » няла решение остановить производство в . нашей стране на неограниченный с р о к .;; ;;;Это нелегкое решение, с 1992 года «Рей нолдс» вложил в производство в России около 400 миллионов долларов, благодаря чему, впрочем, сосредоточил в своих руках » |^одну пятую всего табачного рынка. Амери- » канская компания надеялась быстро вер- ;;! нуть свои затраты, но учесть наши эконо- к мические неурядицы не сумела. Так что рос-»; сийскому курильщику придется вернуться.» к «Приме» и «Яве», ведь привозные сигаре- р ты фирмы «Рейнолдс» окажутся многим не » 1по карману. ш ЗАМЕТИЛИ НЕ СРАЗУ % в Париже от рук вандалов серьезно пос -»; Страдал Собор Парижской Богоматери. Не-» ш известные злоумышленники украли голову ц мстатуи, украшавшей западный фасад Со-1 бора. Причем пропажу заметили не сразу ,: щтак как эта часть собора закрыта строи -» тельными лесами — идет реставрация. Ког- » !!!да же реставраторы стали изучать повреж-» дения, то выяснилось, что на самом деле« I»пострадала не одна, а пять скульптур —^ || вначале вандалы пытались оторвать голо-» I вы у них, однако им это не удалось. Теперь 1:^французским реставраторам придется;; ^ вместо косметической реставрации занять- ^ й ся серьезной работой, к тому же надехеды,; Щ что полиция найдет украденную голову, ш мало. Последний раз аналогичное преступ-; й ление произошло в Копенгагене, там неиз-; » вестные преступники отпилили голову Р у -; р салочке. Но вскоре «трофей» вандалов н а - ; '1. шли в супермаркете, куда его подкинули. ф ("Глобус") ^ Б И Б Л И О Т Е К А Р И П ТЕПЛ А ГА Ю Т ВЕРНИТЕ ДОЛГ, И ВАС АМНИСТИРУЮТ... Из 2200 читателей Липецкой областной медицинской библиотеки примерно двести числятся в должниках. У них на руках мно го месяцев, а то и лет находятся примерно 1000 кни г и журналов. К а к заметила за меститель директора библиотеки Тамара Козлова, по большей части это пользую щаяся особым спросом литература по ги некологии, акушерству, хирургии. Где-то полсотни должников не возвращают книги аж с 1992 года. Согласитесь, стаж прилич ный. Ряд изданий, похоже, очень уж при вычно занял место в квартирах и кабине тах некоторых специалистов областной кли нической больницы, больницы и станци^! «Скорой помощи*, ТМО Усмани, Грязей, Доброго, Чаплыгина, Добринки... Решив помочь своим забывчивым чита телям, работники библиотеки объявляют всеобщую амнистию: с 26 октября по 26 ноября каждый должник может вернуть книги и журналы, и при этом с него не будут брать даже полагающуюся за задер ж к у литературы пеню. А поскольку есть подозрение, что кое-кто забыл, где имен но находится библиотека, нас попросили напомнить ее адрес и телефон: Московс кая, 57а, звонить по номеру 31-76-52. Вос пользуйтесь случаем, дорогие читатели, восстановить свою добрую репутацию у библиотекарей! (Соб. инф.) ХОРОШАВИН АНАТОЛИИ ИВАНОВИЧ Ушел из жизни Анатолий Ивано вич Хорошавин. С его именем связа ны стан о вл ен и е и ра зви ти е института «Л ип е ц к гр аж д а н п р о е к т » , з а с т р о й к а г. Л и п е ц ка и го р о д о в области . А.И. Хорошавин родился 1 мая 1937 года в г. Липецке. Здесь он закончил среднюю школу № 2. В 1959 году окон чил Московский инженерно-строитель ный институт им. Куйбышева. Трудовую деятельность начал в г. Дубна Московской области, с 1962 по 1966 год работал в тресте «Жилстрой». С 1966 года по 1989 год — бессмен ный главный инженер, а с 1989 года —директор института «Липецкграждан проект». А.И. Хорошавин более 30 лет воз главлял проектирование жилых и об щественных зданий в городе и облас ти. Под его руководством выпущено ог ромное количество проектов, он стоял у истоков панельного домостроения, всего градостроительного комплекса области, современной застройки и ин женерного благоустройства. Безграничная скромность, энцик лопедические знания, порядочность, огромное трудолюбие, преданность делу, полное отсутствие зависти со бирали вокруг него людей самых раз ных характеров. Заслуженный строитель России, А.И. Хорошавин пользовался непрере каемым авторитетом у строителей об ласти, он неоднократно избирался в городской и районный Советы депута тов, был награжден медалью ВДНХ СССР за успехи в развитии строитель ства. Доброго, жизнерадостного, отзыв чивого человека не стало с нами. Но его' дело, воплощенное в построенные здания и сооружения, всегда будет окружать нас и хранить память о нем в наших сердцах. Областной Совет депутатов. Администрация области «Динамо» (Липецк) — «Водник» (Липецк) — 0:0. Стадион «Динамо.»..,470'зрителей. Судьи: М. Беляев (Добринка), В. Кукин, С. Сухомлинов (оба — Липецк). Предупреждены: Болдырев и Третьяков (оба — «Водник»). Судя по игре, «Воднику» и «Динамо» было тесно не только в турнирной таблице. На протя жении двух таймов у поклонников обеих команд складывалось впечатление, что лидерам облас тного чемпионата явно не хватает простора и на футбольном поле, обычном и привычном по своим стандартам. По крайней мере, практи чески все 90 минут мяч беспокойно порхал и суетился в поисках свободных участков газона или неприкрытых футболистов и везде наты кался на противоборствующих игроков, одина ково сильно жаждущих завладеть им. Хоть не надолго. Но даже это не всегда удавалось. А что поделаешь? Именно такую игру пред ложили лидеры друг другу, памятуя о создав шейся турнирной ситуации. Кстати, особо ин тригующей. В этом -р предпоследнем — туре коллекти вы могли полностью завершить свои разборки сезона-98. «Водник», одержав победу, досрочно становился первой командой области. «Дина мо», добившись успеха, догоняло соперника и практически получало шанс сохранить свое чем пионское звание в еще одном — дополнитель ном — очном поединке. Сама интрига и предопределила тактику ко манд. Поскольку судьбу матча в общем-то рав ных соперников мог решить один-единственный гол, всю игру «Водник» и «Динамо» старались защищать собственные ворота и разрушать малейшую попытку противника посягнуть на их безопасность. И в целом это соперникам уда лось. Понятно, игра получилась сумбурной, хао тичной. Но, повторяю, борьба шла на каждом пятачке поля, в каждый игровой ситуации. Ис кренне. Футболисты сражались до последней минуты — никто не хотел ничьей. В конце встречи некоторым преимуществом завладели динамовцы. Возможно, тому способ ствовали и замены. В частности, когда обычно невозмутимый тренер «Динамо» Владимир Ши ряев, не выдержав, сам вышел на поле в сере дине второго тайма. Мог отличиться динамовец Александр Широких, мощно пробивший под пе рекладину со штрафного, но вратарь Юрий Вос триков в великолепном прыжке перевел мяч на угловой. Могли замкнуть нападающие «Дина мо» и острые передачи с флангов, но в своей штрафной самоотверженно действовали защит ники «Водника», управляемые мудрым Никола ем Анненковым. В итоге — ничья. Она перед последним ту ром, конечно же, устраивает больше «Водник». Но за саму игру — бескомпромиссную, откро венную — поклонники поприветствовали обе команды. Поблагодарили болельщики и опыт ных арбитров, которые, несмотря на жесткую, отчаянную борьбу игроков, сумели отлично спра виться со своими обязанностями. Владимир КУРГАННИКОВ. КСТАТИ Продолжается борьба и за бронзовые награды. Победив в Ельце «Спартак-Мясо- комбинат» со счетом 4:3 , их практически обеспечили себе футболисты команды «Пламя». Они теперь опережают «Спартак» (Казинка) на три очка. Спартаковцы в Дан кове сыграли вничью — 1:1 с ФК «Химик» и потеряли важные два очка. Оба претен дента на третье место последние встречи проводят на своем поле: «Пламя» прини мает ФК «Химик», а спартаковцы — «Дон», который на своем поле одержал убеди тельную победу над ФК «Елец» с результа том 4 :0 . Кстати, футболисты Лебедяни имеют в запасе несыгранный матч с ФСК «Металлург» и в случае успешного исхода смогут войти в пятерку сильнейших. Сейчас уже ясно, что первая гр ^ п а попрощается с явным аутсайдером — «Тор педо» (Грязи), потерпевшим дома очеред ное поражение от чаплыгинского «Авангар да» — 1:3, и, скорее всего, с «Металлур- гом-Сокол», несмотря на его победу в мат че с елецкой «Липецкэлектросвязью» — 3:1. Остальные матчи 29-го тура закончи лись так: ФК «Долгорукове» — «Пищевик» (Усман^ — 2:1, ФСК «Металлург» — «Крис талл» (плавица) — 2:0. Юрий КУЛИНИЧ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz