Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
Ш И П ЕЦ КА Я •/Ж г а з е т а 27 октября 1998 г ., № 211 (20839) О ВЫБОРАХ ГЛАВАРИНИПРАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВЛИПЕЦКОЙ ОБЛАПИ (Окончание. Начало на 3 -5 -й стр.) 14. в помещении для голосования вправе присутствовать и наблю дать за ходом голосования, подсчетом голосов и составлением протоко лов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями следующие лица: доверенные лица кандидатов; наблюдатели; иностранные (международные) наблюдатели; представители средств массовой информации. 15. Зарегистрированные кандидаты вправе присутствовать при под счете голосов избирателей и оформлении протокола об итогах голосо вания участковой избирательной комиссией. 16. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраня ется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются нарущить тайну голосо вания, препятствуют работе избирательной комиссии либо осуществле нию гражданином своих избирательных прав. Рещение об этом прини мается участковой избирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением о привлечении от страненного члена участковой избирательной комиссии, а также удален ного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной фе деральными законами. Статья 64. Досрочное голосование 1. Избиратель, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избиратель ную комиссию, может проголосовать досрочно, заполнив избиратель ный бюллетень в помещении муниципальной (территориальной) изби рательной комиссии (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой избирательной комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) соответствующей территории, на которой проживает такой избиратель. Для этого в помещении соответствующей избирательной комиссии до лжны присутствовать не менее двух членов этой комиссии с правом решающего голоса. Досрочное голосование проводится только в уста новленное решением соответствующей муниципальной (территориаль ной) или участковой избирательной комиссией время, которое должно быть доведено до сведения избирателей через средства массовой ин формации или иным способом. Муниципальные (территориальные) и участковые избирательные комиссии при досрочном голосовании обяза ны обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя, проголосовавшего досрочно, при установлении итогов голосования. 2. Если избиратель голосует в помещении муниципальной (террито риальной) избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемо го ему избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся под писи двух членов муниципальной (территориальной) избирательной ко миссии, которые заверяются печатью комиссии. Муниципальная (терри ториальная) избирательная комиссия составляет список проголосовав ших избирателей отдельно по каждому избирательному участку. Получе ние избирателем бюллетеня должно быть удостоверено подписью из бирателя в этом списке избирателей. Участковая избирательная комис сия продолжает составление списка избирателей, проголосовавших до срочно. 3. Избиратель помещает заполненный избирательный бюллетень в конверт, который затем заклеивается и передается дежурному члену муниципальной (территориальной) или участковой избирательной ко миссии. Два члена комиссии ставят свои подписи на месте склейки на конверте, которые заверяются печатью комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. 4. Запечатанные конверты с избирательными бюллетенями хранятся у секретаря муниципальной (территориальной) избирательной комис сии в помещении муниципальной (территориальной) избирательной комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую избира тельную комиссию, а в помещении участковой избирательной комиссии —до дня голосования. 5. Муниципальные (территориальные) избирательные комиссии пе редают список избирателей, проголосовавших досрочно, и конверты с заполненными избирательными бюллетенями соответствующей участко вой избирательной комиссии не позднее чем за 3 дня до дня голосова ния. Участковая избирательная комиссия обязана проверить список из бирателей, проголосовавших досрочно, и число запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями, переданными участковой избиратель ной комиссии и полученными ею, после чего председатель и секретарь муниципальной (территориальной) и участковой избирательной комис сии подписывают акт сдачи-приемки документов по форме, установлен ной избирательной комиссией муниципального образования. Статья 65. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возмож ность участия в голосовании всем избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избира тельном участке, и которые по состоянию здоровья или любой другой уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необхо димое количество (но не более трех) переносных избирательных ящи ков, которое определяется муниципальной избирательной комиссией.. Каждому переносному избирательному ящику участковой избиратель-, ной комиссией присваивается порядковый номер. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования .и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе и переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сдела но избирателем в любое время после формирования участковой избира тельной комиссии, но не позднее 18 часов вдень голосования. Участко вая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (об ращения) в специальном реестре. При регистрации устного обращения в реестре указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму, либо сообщение лица, передавшего обращение. При прибытии членов участковой избиратель ной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается пись менным- заявлением. 3. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должны содержаться те же данные об изби рателе, что и в списке избирателей, и должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, 4. Голосование вне помещения для голосования обеспечивают два члена участковой избирательной комиссии, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходи мое количество избирательных бюллетеней установленной формы, за веренную выписку из реестра заявлений (обращений) избирателей, со держащую необходимые данные об избирателе и поступивших заявле ниях (обращениях) избирателей, о предоставлении возможности прого лосовать вне помещения для голосования, поступившее письменные за явления избирателей о возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также письменные принадлежности, необходимые для заполнения избирателем избирательного бюллетеня. 5. При проведении голосования вне помещения для голосования впра ве присутствовать не менее 2 членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избиратель ная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведе ния голосования членами участковой избирательной комиссии возмож ности прибытия к месту проведения голосования наблюдателям, назна ченным разными кандидатами, избирательными объединениями, изби рательными блоками. 6. После получения избирательного бюллетеня избиратель простав ляет на письменном заявлении о предоставлении возможности проголо совать вне помещения для голосования серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа, своей подписью удостоверяет получе ние избирательного бюллетеня, после чего заполняет избирательный бюллетень с соблюдением тайны голосования. Члены избирательной комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о по лучении нового бюллетеня взамен испорченного. 7. Голосование вне помещения для голосования не может нарушать право избирателя на тайну голосования, оказывать влияние или искажать ■волеизъявление избирателя или любым другим образом нарушать изби рательные права граждан. 8. Членыучастковой избирательной комиссии, выехавшие по заявле ниям (обращениям) избирателей, вправе выдавать избирательные бюл летени только тем избирателям, заявления (обращения) которых заре гистрированы в соответствующем реестре. к В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (об ращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помеще ния для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответ ствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении избирательной комиссии бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного из бирателя, и установления факта, что голосование указанным избирате лем не производилось. 10. По возвращении членов комиссии, выезжавших по заявлениям граждан, в помещение для голосования в списке избирателей ими про ставляются серии и номера паспортов или заменяющих их документов избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, и од новременно в соответствующей графе (графах) делается особая отмет ка «Голосовал вне помещения для голосования». Количество письменных заявлений избирателей, а также использованных и возвращенных изби рательных бюллетеней отмечается в отдельном акте, который прилага ется к протоколу участковой избирательной комиссии. В данном акте также указываются сведения о членах участковой избирательной комис сии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. 11. Переносные ящики для голосования должны находиться на виду у всех членов комиссии, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации и не могут вскрываться до начала подсчета голосов избирателей. Статья 66. Протокол участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об ито гах голосования на соответствующем избирательном участке. 2. Протокол участковой избирательной комиссии должен содержать: а) номер экземпляра; б) обозначение выборов главы администрации муниципального об разования: в) слово «Протокол»; г) наименование избирательной комиссии с указанием номера изби рательного участка; д) строки протокола; строка 1. Число избирателей, внесенных в список избирателей. строка 2. Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; строка-3. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4, —впоме щении муниципальной (территориальной) избирательной комиссии; строка 5. Число погашенных избирательных бюллетеней; строка 6. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; строка 7. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; строка 8. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в пере носных ящиках для голосования; строка 9. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стаци онарных ящиках для голосования; строка 10. Число действительных избирательных бюллетеней; строка 11. Число недействительных избирательных бюллетеней, в том числе отдельными строками 12 и 13, число бюллетеней, признанных недействительными вследствие обнаружения в переносных избиратель ных ящиках болйшего количества избирательных бюллетеней, чем число заявлений избирателей, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций; строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, по данных за каждую из позиций , содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая позицию «Против всех кандидатов»] е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагае мых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии и их подписи ; з) дата и время подписания протокола; и) печать избирательной комиссии. 3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в прото кол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 67. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно. По истечении времени голосования председатель участковой избира тельной ком иссии объявляет о том, что только избиратели, находящиеся в помещении для голосования, могут получить избирательные бюллете ни и проголосовать. Сразу после окончания голосования начинается под счет голосов, который проводится непосредственно членами участко вой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до определения итогов голосования. 2. При подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, заре гистри рованные кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массо - . вой информации. 3. После окончания времени голосования члены участковой избира тельной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюда телей, иностранных (международных) наблюдателей, а также предста вителей средств массовой информации подсчитывают и погашают неис пользованные избирательные бюллетени. При по гаш ении бюллетеня отрезается его нижний левый угол с лицевой стороны . Затем оглашается количество неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, и спор ченных избирателями при проведении голосования, и заносится в стро ку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования. 4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей по и з бирательным бюллетеням председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и за носит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличен ную форму: число избирателей, внесенных в спи со к избирателей; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избира тельной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей в помещении муниципальной (территориальной) избирательной комиссии , в указанное число не вхо дят). 5. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на и зби рательном участке в день голосования (устанавливается по числу подпи сей избирателей в списке избирателей); число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголо совавшим вне помещения для голосования (устанавливается по количес тву соответствующих отметок в списке избирателей). 6. После этого председателем или секретарем избирательной ко миссии обеспечивается хранение спи ска избирателей , исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контроль ных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи. 7. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом , чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. Членам избирательной комиссии , за и с ключением председателя (заместителя председателя) и секретаря из бирательной комиссии , запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. .- , ,8 .Л р и ,ьеп о сре д с твенц рм подсчете голосов участковая ,избиратель ная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной фор мы .'Бкзллетени неустановленной формьГпри подсчете 'голосов не учи тываются. 9. Председатель комиссии затем проверяет печати на всех ящиках для голосования и предлагает членам ком иссии , зарегистрированным , кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (меж дународным) наблюдателям, а также представителям средств массовой информации удостовериться в том, что ящики должным образом опеча таны. 10. Члены комиссии с правом решающего голоса вскрывают пере носные ящики для голосования и отдельно подсчитывают количество соответствующих избирательных бюллетеней, содержащихся внутри каж до го ящика. Количество избирательных бюллетеней установленной фор мы, содержащихся в переносных ящиках, определяется отдельно по каж дом у ящику, а общее число извлеченных бюллетеней установленной формы заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. Если количество соответствующих избирательных бюллетеней внутри переносного ящика для голосования превышает ко личество письменных заявлений избирателей о предоставлении возмож ности проголосовать вне помещения для голосования, содержащих от метку о количестве полученных бюллетеней, все избирательные бюлле тени, содержащиеся в этом переносном ящике для бюллетеней, реше нием участковой избирательной комиссии признаются недействитель ными. В таком случае к протоколу ком иссии прилагается акт, отражаю щий этот факт, с указанием фамилий и инициалов членов участковой избирательной комиссии , обеспечивающих, проведение голосования с использованием ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола об ито гах голосования и в е го увеличенную форму. 11. Стационарные ящики для голосования вскрываются после про верки неповрежденности печатей (пломб) на них. 12. Члены участковой избирательной ком иссии сортируют избира тельные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящи ков для голосования, по голосам , поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам , поданным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюл летени. При этом члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и пред ставляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете бюллетеней. Одновременное оглаше ние содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускает ся. 13. Затем производится подсче т голосов избирателей по бюллете ням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной ко миссии подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату и по позиции «Против всех кандидатов». Полученные данные заносятся в строку 14 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму. 14. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными признаются избирательные бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателей, вклю чая избирательные бюллетени, в которых отметка проставлена в не скольких квадратах или не проставлена отметка ни в одном из квадратов. В случае сомнения избирательная комиссия решает вопрос голосовани ем. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня не действительным, участковая избирательная комиссия указывает причи ны недействительности на оборотной стороне избирательного бюлле теня. Эта запись подтверждается подписями не менее 3 членов участко вой избирательной комиссии и заверяется печатью комиссии . Число не действительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. 15. Члены участковой избирательной ком иссии подсчитывают и за носят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней, 16. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, огла шают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму число бюллетеней установленной формы, находя щихся в стационарных ящиках для голосования. 17. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с пра вом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международ ные) наблюдатели, представители средств массовой информации под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решаю щего голоса. 18. Затем производится проверка контрольных соотношений дан ных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае если кон трольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдель ным строкам протокола об итогах голосования. 19. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах, которые подписывают все присутствующие члены участковой избира тельной комиссии с правом решающего голоса, проставляя дату и время (час, минуты) его подписания. 20. Если во время заполнения протокола об итогах голосования не которые члены участковой избирательной комиссии с правом решающе го голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он под писан большинством членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса. 21. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений . При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решаю щ е го голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствую щая запись. 22. По требованию члена участковой избирательной комиссии , на блюдателя, заре гистрированного кандидата или е го доверенного лица, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания пр о токола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или пре доставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосова ния, а также заверить ее. 23. Первый экземпляр протокола участковой избирательной ком ис сии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующи ми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в территориальную избиратель ную комиссию , а в случае ее отсутствия в избирательную комиссию му ниципального образования и возврату в участковую избирательную ко миссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосо вания приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, а также принятые по данным жалобам (заявлениям) решения избирательной ко миссии и составленные участковой избирательной комиссией акты. З а веренные копии указанных документов и решений избирательной ко миссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 24. Второй экземпляр протокола вместе с избирательными доку ментами, предусмотренными настоящим законом , включая избиратель ные бюллетени, а также печать участковой избирательной комиссии хра нятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии. 25. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для все общего ознакомления в месте, установленном участковой избиратель ной комиссией . 26. В соответствии с настоящим и другими законами области учас тковые избирательные комиссии вправе использовать для организации голосования и подсчета голОсов на выборах технические средства под счета голосов. При использовании технических средств подсчета голо сов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об об щем числе проголосовавших избирателей. 27. В случаях и в порядке, предусмотренными федеральными и об ластными законами, данные протокола об итогах голосования передают ся по техническим каналам связи в электронном виде в муниципальную (территориальную) избирательную комиссию с обязательным последу ющим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосо вания, а также всей прилагаемой к нему избирательной документации. Статья 68. Обработка итогов голосования вмуниципальной (тер риториальной) избирательной комиссии 1. На основании данных первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования после предварительной проверки правильности составления протоколов муниципальная (терри ториальная) избирательная комиссия путем суммирования содержащих ся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории . Данные протоколов участковых избирательных комиссий суммируются непосредственно членами муниципальной (территориаль ной) избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. По итогам голосования муниципальная (территориальная) избира тельная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий на соответствующей терри тории, о числе поступивших протоколов участковых избирательных ко миссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосо вания, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий. 3. Протокол муниципальной (территориальной) избирательной ко миссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присут ствующими членами избирательной комиссии с правом решающего го лоса. К протоколу приобщается составляемая в трех экземплярах свод ная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, включающая в себя полные данные всех поступивших в муниципальную (территориальную) избирательную комиссию протоколов участковых и з бирательных комиссий об итогах голосования. Член муниципальной (тер риториальной) избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его частями, вправе приложить к протоколу осо бое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 4. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов муниципальной (территориальной) избирательной комиссии , а также поступившие в данную комиссию жалобы (заявления) на наруше ния настоящего закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и реше ний муниципальной (территориальной) избирательной комиссии при общаются ко второму экземпляру протокола. 5. Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии после е го подписания незамедлительно направляется вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования в избира тельную комиссию муниципального образования. 6. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром свод ной таблицы об итогах голосования и списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдате лей, зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой ин формации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также с другой документацией, предусмот ренной настоящим законом , хранится секретарем территориальной и з бирательной комиссии в охраняемом помещении до окончания работы комиссии. 7. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной табли цы об итогах голосования предоставляется для ознакомления и снятия копий членам территориальной избирательной комиссии..С,рраеом,срве- щательного голоса, наблюдателям, зарегистрированным кандидатам и их доверенным Лицам.' ' ■ . ..... .. 8. В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы и направления их первых экземпляров в избира тельную комиссию муниципального образования, территориальная из бирательная комиссия выявила в них неточность (описку, опечатку или ошибку в сложении данных протоколов участковых избирательных ко миссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представите лей средств массовой информации. В этом случае территориальная и з бирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный». Протокол незамедлительно направляется в избирательную комиссию муниципального образования. 9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возни кновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) свод ных таблиц, поступивших из участковой избирательной комиссии, муни ципальная (территориальная) избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей учас тковой избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем участке. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии чле на (членов) муниципальной (территориальной) избирательной ком ис сии с правом решающего голоса, участковой избирательной комиссией , составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или муниципальной (территориальной) комиссией , принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей. Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствую- ' щей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблю дателей, зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц, пред ставителей средств массовой информации, которые вправе присутство вать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По ито гам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосова ния, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Прото кол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную ко миссию. Статья 69. Порядок определения результатов выборов 1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосова ния, полученных из территориальных (участковых) избирательных ко миссий, путем суммирования содержащихся в них данных избирательная комиссия муниципального образования определяет результаты выбо ров. Члены избирательной комиссии муниципального образования с пра вом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О ре зультатах выборов составляется в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены избиратель ной комиссии муниципального образования с правом решающего голо са. При этом вправе присутствовать зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, иностранные (международные) наблю датели, а также представители средств массовой информации. 2. Выборы признаются избирательной комиссией муниципального образования несостоявшимися в случае, если в них приняло участие ме нее 25 процентов от общего числа зарегистрированных избирателей. 3. Избирательная комиссия муниципального образования признает выборы несостоявшимися, если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов и з бирателей, поданных против всех кандидатов. 4. Избирательная комиссия муниципального образования признает результаты выборов недействительными: в случае, если допущенные при проведении голосования или уста новлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; в случае, если они признаны недействительными не менее, чем на одной четвертой части избирательных участков; по решению суда. 5. В случаях, указанных в пунктах 2-4 настоящей статьи, назначаются повторные выборы. 6. Кандидат, получивший наибольшее число голосов по сравнению с другими кандидатами и больше числа голосов, чем против всех кандида тов, признается избранным . При равном количестве голосов, получен ных кандидатами, избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее. 7. В соответствующие строки протокола избирательной комиссии муниципального образования заносятся результаты суммирования дан ных протоколов об итогах голосования, полученных из территориальных (участковых) избирательных комиссий, и одно из следующих решений, принимаемых избирательной комиссией ; о признании избранным кандидата с указанием е го фамилии, имени, отчества; о признании выборов недействительными; о признании выборов несостоявшимися. Статья 70. Повторные выборы 1. Если выборы были признаны несостоявшимися или недействи тельными в соответствии с пунктами 2 -4 статьи 69 настоящего закона, проводятся повторные выборы главы администрации муниципального образования. При признании выборов несостоявшимися повторные вы боры проводятся в трехмесячный сро к со дня первоначальных выборов, а при признании выборов недействительными — не позднее, чем через 3 месяца со дня признания выборов недействительными. При этом сро ки избирательных действий могут быть по решению избирательной ко миссии муниципального образования сокращены на одну треть, за ис ключением действий , проведение которых предусмотрено в течение последних 15 дней до дня голосования. 2. Избирательная комиссия муниципального образования объявляет о дате проведения повторных выборов и публикует её в средствах мас совой информации не позднее , чем через 7 дней со дня голосования. 3. Подготовка и проведение повторных выборов производятся изби рательными комиссиями, проводившими первоначальные выборы. Из бирательная комиссия муниципального образования вправе принять ре шение о формировании отдельных территориальных и участковых ко миссий в новом составе. Статья 71. Использование государственной автоматизирован ной информационной системы При проведении выборов главы администрации муниципального об разования может использоваться государственная автоматизированная информационная система в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральны ми законами, настоящим и другими областными законами. Статья 72. Хранение и передача в архив избирательных доку ментов 1. Первый экземпляр протокола и сводной таблицы, составленные избирательной комиссией муниципального образования, а также жало бы (заявления) о нарушениях настоящего закона, поступившие в избира тельную комиссию муниципального образования, и принятые по ним решения избирательной комиссии, а также первые экземпляры прото колов и сводных таблиц территориальных избирательных комиссий, пер вые экземпляры протоколов участковых избирательных комиссий хра нятся не менее года со дня объявления даты следующих выборов главы администрации муниципального образования. Иные документы избира тельных комиссий, включая-избирательные бюллетени, хранятся не ме нее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов. 2. Документы, связанные с подготовкой и проведением выборов главы администрации муниципального образования, хранятся и переда ются в архив в порядке, установленном Центральной избирательной ко миссией Российской Федерации. Статья 73. Обнародование итогов голосования и результатов выборов 1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, по каждой территории, на которую распространяется деятельность территориаль ной избирательной комиссии, результаты выборов главыадминистрации муниципального образования в объеме данных, содержащихся в прото коле соответствующей избирательной комиссии и непосредственно ни жестоящих избирательных комиссий представляются для ознакомления избирателям, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, инос транным (международным) наблюдателям, представителям средств мас совой информации по их требованию. Указанные данные предоставляет соответствующая избирательная комиссия. 2. Избирательная комиссия муниципального образования направля ет данные о результатах выборов главы администрации муниципального образования в средства массовой информации в течение одних суток щосле определения результатов выборов. 3. Официальное опубликование результатов выборов главы адми нистрации муниципального образования, включая данные о количестве голосов, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется избирательной комиссией муниципаль ного образования не позднее 30 дней со дня голосования. , 4. Избирательная комиссия муниципального образования, террито риальная избирательная комиссия публикуют данные, которые содер жатся в протоколах соответствующей избирательной комиссии об и-.т; гах голосования и результатах выборов и данные, которые содержатся протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий о' итогах голосования. Официальное опубликование полных данных о ре зультатах выборов и итогах голосования осуществляется в течение 3 месяцев со дня голосования. Статья 74. Регистрация избранного главы администрации му ниципального образования 1. В соответствии с федеральными законами, настоящим законом области, уставом муниципального образования, кандидат, избранный главой администрации муниципального образования, вписьменной форме уведомляет избирательную комиссию муниципального образования о сложении с себя всех обязанностей или полномочий и о прекращении деятельности, не совместимых со статусом главы администрации муни ципального образования, 2. После официального опубликования результатов выборов главы администрации муниципального образования избирательная комиссия муниципального образования регистрирует избранного главу админис трации муниципального образования и выдает ему удостоверение об избрании при условии выполнения им требований, установленных впре дыдущем пункте настоящей статьи, ГЛАВА IX. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭТИ НАРУШЕНИЯ Статья 75. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права грахсдан 1. Решения и действия (бездействие) органов государственной влас ти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы всуд. 2. Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии му ниципального образования, территориальных и участковых избиратель ных комиссий обжалуются в районные, городские суды. 3. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими , избирательными комиссиями. 4. С жалобами на решения и действия (бёздейств'ие), нарушающие избирательные права граждан, в суд могут обратиться избиратели, кан дидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избиратель ные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. 5. В случаях, предусмотренных федеральными законами, настоящим и другими законами области, суд может отменить решение соответству ющей избирательной комиссии об итогах голосования или результатах выборов или иное решение избирательной комиссии. 6. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию. 7. Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии му ниципального образования, нарушающие избирательные права граждан, могут бьЕть обжалованы в избирательную комиссию области. 8. Вышестоящая избирательная комиссия или избирательная комис сия области вправе принять решение по существу жалобы. 9. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную ко миссию не является обязательным условием для обращения в суд, 10. В случае принятия жалобы судом и обращения гражданина с ана логичной жалобой в избирательную комиссию избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе. 11. Решения по жалобам, поступившим входе избирательной кампа нии, принимаются в пятидневньЕй срок, но не позднее дня, предшеству ющего дню голосования, а вдень голосования или вдень, следующий за днем голосования, — немедленно. В'случае, если факты, содержащиеся в жалобе, потребуют дополнительной проверки, решения по ним при нимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем вдвухмесячный срок со дня подачи жалобы. 12. С удье и органьЕ прокуратуры обязаньЕ организовать свою работу (в том числе и в вьЕходныедни) таким образом, чтобыобеспечить своев ременное рассмотрение жалоб. Статья 76. Основания для отмены регистрации кандидата, от мены решения избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов 1. Регистрация кандидата может бьЕть отменена (аннулирована) в случае: нарушения правил выдвижения и регистрации кандидата; наотшения правил ведения предвыборной агитации и финансирова ния избирательной кампании; использования кандидатами и их доверенными лицами должностно го или служебного положения в целях избрания; установления фактов подкупа избирателей кандидатами, их дове ренными лицами или иными лицами и организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов; по иным основаниям, установленным Федеральным законом «Об основньЕХ гарантиях избирательных прав и права на участие в референ думе граждан Российской Федерации», другими федеральными закона ми, настоящим и другими законами области. 2. В случае, если после установления соответствующей избиратель ной комиссией итогов голосования или определении результатов выбо ров суд установит, что нарушения, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, имели место и не позволяют с достоверностью определить ре зультаты волеизъявления избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. 3. Районный, городской суд может отменить решение избиратель ной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избира тельном участке, территории, в мунициЕ^альном образовании в целом также вслучае нарушения правил составления списков избирателей, по рядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их про ведением), определения результатов выборов, других нарушений изби рательного законодательства, если эти действия (бездействие) не поз воляют с достоверностью определить результаты волеизъявления изби рателей. 4. Районный, городской суд, избирательная комиссия муниципаль ного образования могут отменить решение участковой, территориаль ной избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах вы боров в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж дан Российской Федерации», другими федеральными законами, настоя щим идругими законами области, регламентирующих проведение выбо ров главы администрации муниципального образования. 5. Отмена решений участковых избирательных комиссий об установ лении итогов голосования более чем на одной четверти избирательных участков влечет за собой признание недействительными выборов главы администрации муниципального образования. 6. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее 2 месяцев со дня ее подачи, а в случаях, предусмотренных настоящим законом, в иные сроки. Суд вправе принять решение при отсутствии (неявки по двум приглашениям) представителей одной из заинтересо ванных сторон. Статья 77. Ответственность за нарушение избирательных прав грахсдан Лица, нарушающие избирательньЕе права граждан при проведении выборов главьЕ администрации муниципального образования, несут уго ловную, административную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. ГЛАВА X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 78. Вступление закона в силу 1. Настоящий закон вступает всилу со дня его официального опубли кования. 2. Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившим силу областной закон «О выборах главы местной администрации (главы местного самоуправления)» от 14.02.1995 г. № 3-03. Глава администрации Липецкой области г. Липецк, 20.10.98 г. № 7-03. О. КОРОЛЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz