Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Ш И П ЕЦ КА Я •/Ж г а з е т а 27 октября 1998 г ., № 211 (20839) О ВЫБОРАХ ГЛАВАРИНИПРАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВЛИПЕЦКОЙ ОБЛАПИ (Окончание. Начало на 3 -5 -й стр.) 14. в помещении для голосования вправе присутствовать и наблю­ дать за ходом голосования, подсчетом голосов и составлением протоко­ лов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями следующие лица: доверенные лица кандидатов; наблюдатели; иностранные (международные) наблюдатели; представители средств массовой информации. 15. Зарегистрированные кандидаты вправе присутствовать при под­ счете голосов избирателей и оформлении протокола об итогах голосо­ вания участковой избирательной комиссией. 16. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраня­ ется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются нарущить тайну голосо­ вания, препятствуют работе избирательной комиссии либо осуществле­ нию гражданином своих избирательных прав. Рещение об этом прини­ мается участковой избирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением о привлечении от­ страненного члена участковой избирательной комиссии, а также удален­ ного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной фе­ деральными законами. Статья 64. Досрочное голосование 1. Избиратель, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избиратель­ ную комиссию, может проголосовать досрочно, заполнив избиратель­ ный бюллетень в помещении муниципальной (территориальной) изби­ рательной комиссии (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой избирательной комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) соответствующей территории, на которой проживает такой избиратель. Для этого в помещении соответствующей избирательной комиссии до­ лжны присутствовать не менее двух членов этой комиссии с правом решающего голоса. Досрочное голосование проводится только в уста­ новленное решением соответствующей муниципальной (территориаль­ ной) или участковой избирательной комиссией время, которое должно быть доведено до сведения избирателей через средства массовой ин­ формации или иным способом. Муниципальные (территориальные) и участковые избирательные комиссии при досрочном голосовании обяза­ ны обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя, проголосовавшего досрочно, при установлении итогов голосования. 2. Если избиратель голосует в помещении муниципальной (террито­ риальной) избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемо­ го ему избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся под­ писи двух членов муниципальной (территориальной) избирательной ко­ миссии, которые заверяются печатью комиссии. Муниципальная (терри­ ториальная) избирательная комиссия составляет список проголосовав­ ших избирателей отдельно по каждому избирательному участку. Получе­ ние избирателем бюллетеня должно быть удостоверено подписью из­ бирателя в этом списке избирателей. Участковая избирательная комис­ сия продолжает составление списка избирателей, проголосовавших до­ срочно. 3. Избиратель помещает заполненный избирательный бюллетень в конверт, который затем заклеивается и передается дежурному члену муниципальной (территориальной) или участковой избирательной ко­ миссии. Два члена комиссии ставят свои подписи на месте склейки на конверте, которые заверяются печатью комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. 4. Запечатанные конверты с избирательными бюллетенями хранятся у секретаря муниципальной (территориальной) избирательной комис­ сии в помещении муниципальной (территориальной) избирательной комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую избира­ тельную комиссию, а в помещении участковой избирательной комиссии —до дня голосования. 5. Муниципальные (территориальные) избирательные комиссии пе­ редают список избирателей, проголосовавших досрочно, и конверты с заполненными избирательными бюллетенями соответствующей участко­ вой избирательной комиссии не позднее чем за 3 дня до дня голосова­ ния. Участковая избирательная комиссия обязана проверить список из­ бирателей, проголосовавших досрочно, и число запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями, переданными участковой избиратель­ ной комиссии и полученными ею, после чего председатель и секретарь муниципальной (территориальной) и участковой избирательной комис­ сии подписывают акт сдачи-приемки документов по форме, установлен­ ной избирательной комиссией муниципального образования. Статья 65. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возмож­ ность участия в голосовании всем избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избира­ тельном участке, и которые по состоянию здоровья или любой другой уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необхо­ димое количество (но не более трех) переносных избирательных ящи­ ков, которое определяется муниципальной избирательной комиссией.. Каждому переносному избирательному ящику участковой избиратель-, ной комиссией присваивается порядковый номер. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования .и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе и переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сдела­ но избирателем в любое время после формирования участковой избира­ тельной комиссии, но не позднее 18 часов вдень голосования. Участко­ вая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (об­ ращения) в специальном реестре. При регистрации устного обращения в реестре указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму, либо сообщение лица, передавшего обращение. При прибытии членов участковой избиратель­ ной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается пись­ менным- заявлением. 3. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должны содержаться те же данные об изби­ рателе, что и в списке избирателей, и должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, 4. Голосование вне помещения для голосования обеспечивают два члена участковой избирательной комиссии, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходи­ мое количество избирательных бюллетеней установленной формы, за­ веренную выписку из реестра заявлений (обращений) избирателей, со­ держащую необходимые данные об избирателе и поступивших заявле­ ниях (обращениях) избирателей, о предоставлении возможности прого­ лосовать вне помещения для голосования, поступившее письменные за­ явления избирателей о возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также письменные принадлежности, необходимые для заполнения избирателем избирательного бюллетеня. 5. При проведении голосования вне помещения для голосования впра­ ве присутствовать не менее 2 членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избиратель­ ная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведе­ ния голосования членами участковой избирательной комиссии возмож­ ности прибытия к месту проведения голосования наблюдателям, назна­ ченным разными кандидатами, избирательными объединениями, изби­ рательными блоками. 6. После получения избирательного бюллетеня избиратель простав­ ляет на письменном заявлении о предоставлении возможности проголо­ совать вне помещения для голосования серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа, своей подписью удостоверяет получе­ ние избирательного бюллетеня, после чего заполняет избирательный бюллетень с соблюдением тайны голосования. Члены избирательной комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о по­ лучении нового бюллетеня взамен испорченного. 7. Голосование вне помещения для голосования не может нарушать право избирателя на тайну голосования, оказывать влияние или искажать ■волеизъявление избирателя или любым другим образом нарушать изби­ рательные права граждан. 8. Членыучастковой избирательной комиссии, выехавшие по заявле­ ниям (обращениям) избирателей, вправе выдавать избирательные бюл­ летени только тем избирателям, заявления (обращения) которых заре­ гистрированы в соответствующем реестре. к В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (об­ ращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помеще­ ния для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответ­ ствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении избирательной комиссии бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного из­ бирателя, и установления факта, что голосование указанным избирате­ лем не производилось. 10. По возвращении членов комиссии, выезжавших по заявлениям граждан, в помещение для голосования в списке избирателей ими про­ ставляются серии и номера паспортов или заменяющих их документов избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, и од­ новременно в соответствующей графе (графах) делается особая отмет­ ка «Голосовал вне помещения для голосования». Количество письменных заявлений избирателей, а также использованных и возвращенных изби­ рательных бюллетеней отмечается в отдельном акте, который прилага­ ется к протоколу участковой избирательной комиссии. В данном акте также указываются сведения о членах участковой избирательной комис­ сии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. 11. Переносные ящики для голосования должны находиться на виду у всех членов комиссии, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации и не могут вскрываться до начала подсчета голосов избирателей. Статья 66. Протокол участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об ито­ гах голосования на соответствующем избирательном участке. 2. Протокол участковой избирательной комиссии должен содержать: а) номер экземпляра; б) обозначение выборов главы администрации муниципального об­ разования: в) слово «Протокол»; г) наименование избирательной комиссии с указанием номера изби­ рательного участка; д) строки протокола; строка 1. Число избирателей, внесенных в список избирателей. строка 2. Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; строка-3. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4, —впоме­ щении муниципальной (территориальной) избирательной комиссии; строка 5. Число погашенных избирательных бюллетеней; строка 6. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; строка 7. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; строка 8. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в пере­ носных ящиках для голосования; строка 9. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стаци ­ онарных ящиках для голосования; строка 10. Число действительных избирательных бюллетеней; строка 11. Число недействительных избирательных бюллетеней, в том числе отдельными строками 12 и 13, число бюллетеней, признанных недействительными вследствие обнаружения в переносных избиратель­ ных ящиках болйшего количества избирательных бюллетеней, чем число заявлений избирателей, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций; строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, по ­ данных за каждую из позиций , содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая позицию «Против всех кандидатов»] е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагае­ мых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии и их подписи ; з) дата и время подписания протокола; и) печать избирательной комиссии. 3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в прото ­ кол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 67. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно. По истечении времени голосования председатель участковой избира ­ тельной ком иссии объявляет о том, что только избиратели, находящиеся в помещении для голосования, могут получить избирательные бюллете­ ни и проголосовать. Сразу после окончания голосования начинается под ­ счет голосов, который проводится непосредственно членами участко­ вой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до определения итогов голосования. 2. При подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, заре гистри ­ рованные кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массо - . вой информации. 3. После окончания времени голосования члены участковой избира ­ тельной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюда­ телей, иностранных (международных) наблюдателей, а также предста­ вителей средств массовой информации подсчитывают и погашают неис­ пользованные избирательные бюллетени. При по гаш ении бюллетеня отрезается его нижний левый угол с лицевой стороны . Затем оглашается количество неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, и спор ­ ченных избирателями при проведении голосования, и заносится в стро ­ ку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования. 4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей по и з ­ бирательным бюллетеням председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и за ­ носит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличен­ ную форму: число избирателей, внесенных в спи со к избирателей; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избира­ тельной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей в помещении муниципальной (территориальной) избирательной комиссии , в указанное число не вхо­ дят). 5. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на и зби ­ рательном участке в день голосования (устанавливается по числу подпи ­ сей избирателей в списке избирателей); число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголо­ совавшим вне помещения для голосования (устанавливается по количес­ тву соответствующих отметок в списке избирателей). 6. После этого председателем или секретарем избирательной ко ­ миссии обеспечивается хранение спи ска избирателей , исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контроль­ ных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи. 7. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом , чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. Членам избирательной комиссии , за и с ­ ключением председателя (заместителя председателя) и секретаря из ­ бирательной комиссии , запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. .- , ,8 .Л р и ,ьеп о сре д с твенц рм подсчете голосов участковая ,избиратель­ ная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной фор­ мы .'Бкзллетени неустановленной формьГпри подсчете 'голосов не учи­ тываются. 9. Председатель комиссии затем проверяет печати на всех ящиках для голосования и предлагает членам ком иссии , зарегистрированным , кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (меж ­ дународным) наблюдателям, а также представителям средств массовой информации удостовериться в том, что ящики должным образом опеча­ таны. 10. Члены комиссии с правом решающего голоса вскрывают пере­ носные ящики для голосования и отдельно подсчитывают количество соответствующих избирательных бюллетеней, содержащихся внутри каж­ до го ящика. Количество избирательных бюллетеней установленной фор­ мы, содержащихся в переносных ящиках, определяется отдельно по каж ­ дом у ящику, а общее число извлеченных бюллетеней установленной формы заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. Если количество соответствующих избирательных бюллетеней внутри переносного ящика для голосования превышает ко ­ личество письменных заявлений избирателей о предоставлении возмож ­ ности проголосовать вне помещения для голосования, содержащих от­ метку о количестве полученных бюллетеней, все избирательные бюлле­ тени, содержащиеся в этом переносном ящике для бюллетеней, реше­ нием участковой избирательной комиссии признаются недействитель­ ными. В таком случае к протоколу ком иссии прилагается акт, отражаю­ щий этот факт, с указанием фамилий и инициалов членов участковой избирательной комиссии , обеспечивающих, проведение голосования с использованием ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола об ито­ гах голосования и в е го увеличенную форму. 11. Стационарные ящики для голосования вскрываются после про ­ верки неповрежденности печатей (пломб) на них. 12. Члены участковой избирательной ком иссии сортируют избира ­ тельные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящи­ ков для голосования, по голосам , поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам , поданным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюл­ летени. При этом члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и пред­ ставляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете бюллетеней. Одновременное оглаше­ ние содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускает­ ся. 13. Затем производится подсче т голосов избирателей по бюллете­ ням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной ко ­ миссии подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату и по позиции «Против всех кандидатов». Полученные данные заносятся в строку 14 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму. 14. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными признаются избирательные бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателей, вклю­ чая избирательные бюллетени, в которых отметка проставлена в не ­ скольких квадратах или не проставлена отметка ни в одном из квадратов. В случае сомнения избирательная комиссия решает вопрос голосовани­ ем. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня не ­ действительным, участковая избирательная комиссия указывает причи­ ны недействительности на оборотной стороне избирательного бюлле­ теня. Эта запись подтверждается подписями не менее 3 членов участко­ вой избирательной комиссии и заверяется печатью комиссии . Число не­ действительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. 15. Члены участковой избирательной ком иссии подсчитывают и за ­ носят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней, 16. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, огла­ шают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму число бюллетеней установленной формы, находя­ щихся в стационарных ящиках для голосования. 17. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с пра ­ вом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международ­ ные) наблюдатели, представители средств массовой информации под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решаю­ щего голоса. 18. Затем производится проверка контрольных соотношений дан ­ ных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае если кон ­ трольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдель­ ным строкам протокола об итогах голосования. 19. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах, которые подписывают все присутствующие члены участковой избира­ тельной комиссии с правом решающего голоса, проставляя дату и время (час, минуты) его подписания. 20. Если во время заполнения протокола об итогах голосования не­ которые члены участковой избирательной комиссии с правом решающе­ го голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он под ­ писан большинством членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса. 21. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений . При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решаю ­ щ е го голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствую ­ щая запись. 22. По требованию члена участковой избирательной комиссии , на­ блюдателя, заре гистрированного кандидата или е го доверенного лица, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания пр о ­ токола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или пре ­ доставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосова­ ния, а также заверить ее. 23. Первый экземпляр протокола участковой избирательной ком ис ­ сии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующи­ ми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в территориальную избиратель­ ную комиссию , а в случае ее отсутствия в избирательную комиссию му­ ниципального образования и возврату в участковую избирательную ко ­ миссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосо­ вания приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, а также принятые по данным жалобам (заявлениям) решения избирательной ко ­ миссии и составленные участковой избирательной комиссией акты. З а ­ веренные копии указанных документов и решений избирательной ко ­ миссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 24. Второй экземпляр протокола вместе с избирательными доку ­ ментами, предусмотренными настоящим законом , включая избиратель­ ные бюллетени, а также печать участковой избирательной комиссии хра­ нятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии. 25. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для все­ общего ознакомления в месте, установленном участковой избиратель­ ной комиссией . 26. В соответствии с настоящим и другими законами области учас­ тковые избирательные комиссии вправе использовать для организации голосования и подсчета голОсов на выборах технические средства под­ счета голосов. При использовании технических средств подсчета голо­ сов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об об ­ щем числе проголосовавших избирателей. 27. В случаях и в порядке, предусмотренными федеральными и об ­ ластными законами, данные протокола об итогах голосования передают­ ся по техническим каналам связи в электронном виде в муниципальную (территориальную) избирательную комиссию с обязательным последу­ ющим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосо­ вания, а также всей прилагаемой к нему избирательной документации. Статья 68. Обработка итогов голосования вмуниципальной (тер­ риториальной) избирательной комиссии 1. На основании данных первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования после предварительной проверки правильности составления протоколов муниципальная (терри­ ториальная) избирательная комиссия путем суммирования содержащих­ ся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории . Данные протоколов участковых избирательных комиссий суммируются непосредственно членами муниципальной (территориаль­ ной) избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. По итогам голосования муниципальная (территориальная) избира­ тельная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий на соответствующей терри­ тории, о числе поступивших протоколов участковых избирательных ко ­ миссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосо­ вания, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий. 3. Протокол муниципальной (территориальной) избирательной ко ­ миссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присут­ ствующими членами избирательной комиссии с правом решающего го ­ лоса. К протоколу приобщается составляемая в трех экземплярах свод ­ ная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, включающая в себя полные данные всех поступивших в муниципальную (территориальную) избирательную комиссию протоколов участковых и з ­ бирательных комиссий об итогах голосования. Член муниципальной (тер­ риториальной) избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его частями, вправе приложить к протоколу осо ­ бое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 4. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов муниципальной (территориальной) избирательной комиссии , а также поступившие в данную комиссию жалобы (заявления) на наруше­ ния настоящего закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и реше­ ний муниципальной (территориальной) избирательной комиссии при ­ общаются ко второму экземпляру протокола. 5. Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии после е го подписания незамедлительно направляется вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования в избира­ тельную комиссию муниципального образования. 6. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром свод ­ ной таблицы об итогах голосования и списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдате­ лей, зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой ин ­ формации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также с другой документацией, предусмот­ ренной настоящим законом , хранится секретарем территориальной и з ­ бирательной комиссии в охраняемом помещении до окончания работы комиссии. 7. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной табли­ цы об итогах голосования предоставляется для ознакомления и снятия копий членам территориальной избирательной комиссии..С,рраеом,срве- щательного голоса, наблюдателям, зарегистрированным кандидатам и их доверенным Лицам.' ' ■ . ..... .. 8. В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы и направления их первых экземпляров в избира­ тельную комиссию муниципального образования, территориальная из ­ бирательная комиссия выявила в них неточность (описку, опечатку или ошибку в сложении данных протоколов участковых избирательных ко ­ миссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представите­ лей средств массовой информации. В этом случае территориальная и з ­ бирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный». Протокол незамедлительно направляется в избирательную комиссию муниципального образования. 9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возни­ кновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) свод ­ ных таблиц, поступивших из участковой избирательной комиссии, муни ­ ципальная (территориальная) избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей учас­ тковой избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем участке. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии чле­ на (членов) муниципальной (территориальной) избирательной ком ис ­ сии с правом решающего голоса, участковой избирательной комиссией , составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или муниципальной (территориальной) комиссией , принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей. Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствую- ' щей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблю­ дателей, зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц, пред ­ ставителей средств массовой информации, которые вправе присутство­ вать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По ито­ гам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосова­ ния, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Прото­ кол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную ко ­ миссию. Статья 69. Порядок определения результатов выборов 1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосова­ ния, полученных из территориальных (участковых) избирательных ко ­ миссий, путем суммирования содержащихся в них данных избирательная комиссия муниципального образования определяет результаты выбо­ ров. Члены избирательной комиссии муниципального образования с пра­ вом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О ре ­ зультатах выборов составляется в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены избиратель­ ной комиссии муниципального образования с правом решающего голо­ са. При этом вправе присутствовать зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, иностранные (международные) наблю­ датели, а также представители средств массовой информации. 2. Выборы признаются избирательной комиссией муниципального образования несостоявшимися в случае, если в них приняло участие ме­ нее 25 процентов от общего числа зарегистрированных избирателей. 3. Избирательная комиссия муниципального образования признает выборы несостоявшимися, если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов и з ­ бирателей, поданных против всех кандидатов. 4. Избирательная комиссия муниципального образования признает результаты выборов недействительными: в случае, если допущенные при проведении голосования или уста­ новлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; в случае, если они признаны недействительными не менее, чем на одной четвертой части избирательных участков; по решению суда. 5. В случаях, указанных в пунктах 2-4 настоящей статьи, назначаются повторные выборы. 6. Кандидат, получивший наибольшее число голосов по сравнению с другими кандидатами и больше числа голосов, чем против всех кандида­ тов, признается избранным . При равном количестве голосов, получен­ ных кандидатами, избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее. 7. В соответствующие строки протокола избирательной комиссии муниципального образования заносятся результаты суммирования дан ­ ных протоколов об итогах голосования, полученных из территориальных (участковых) избирательных комиссий, и одно из следующих решений, принимаемых избирательной комиссией ; о признании избранным кандидата с указанием е го фамилии, имени, отчества; о признании выборов недействительными; о признании выборов несостоявшимися. Статья 70. Повторные выборы 1. Если выборы были признаны несостоявшимися или недействи­ тельными в соответствии с пунктами 2 -4 статьи 69 настоящего закона, проводятся повторные выборы главы администрации муниципального образования. При признании выборов несостоявшимися повторные вы­ боры проводятся в трехмесячный сро к со дня первоначальных выборов, а при признании выборов недействительными — не позднее, чем через 3 месяца со дня признания выборов недействительными. При этом сро ­ ки избирательных действий могут быть по решению избирательной ко ­ миссии муниципального образования сокращены на одну треть, за ис ­ ключением действий , проведение которых предусмотрено в течение последних 15 дней до дня голосования. 2. Избирательная комиссия муниципального образования объявляет о дате проведения повторных выборов и публикует её в средствах мас­ совой информации не позднее , чем через 7 дней со дня голосования. 3. Подготовка и проведение повторных выборов производятся изби ­ рательными комиссиями, проводившими первоначальные выборы. Из­ бирательная комиссия муниципального образования вправе принять ре­ шение о формировании отдельных территориальных и участковых ко­ миссий в новом составе. Статья 71. Использование государственной автоматизирован­ ной информационной системы При проведении выборов главы администрации муниципального об­ разования может использоваться государственная автоматизированная информационная система в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральны­ ми законами, настоящим и другими областными законами. Статья 72. Хранение и передача в архив избирательных доку­ ментов 1. Первый экземпляр протокола и сводной таблицы, составленные избирательной комиссией муниципального образования, а также жало­ бы (заявления) о нарушениях настоящего закона, поступившие в избира­ тельную комиссию муниципального образования, и принятые по ним решения избирательной комиссии, а также первые экземпляры прото­ колов и сводных таблиц территориальных избирательных комиссий, пер­ вые экземпляры протоколов участковых избирательных комиссий хра­ нятся не менее года со дня объявления даты следующих выборов главы администрации муниципального образования. Иные документы избира­ тельных комиссий, включая-избирательные бюллетени, хранятся не ме­ нее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов. 2. Документы, связанные с подготовкой и проведением выборов главы администрации муниципального образования, хранятся и переда­ ются в архив в порядке, установленном Центральной избирательной ко­ миссией Российской Федерации. Статья 73. Обнародование итогов голосования и результатов выборов 1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, по каждой территории, на которую распространяется деятельность территориаль­ ной избирательной комиссии, результаты выборов главыадминистрации муниципального образования в объеме данных, содержащихся в прото­ коле соответствующей избирательной комиссии и непосредственно ни­ жестоящих избирательных комиссий представляются для ознакомления избирателям, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, инос­ транным (международным) наблюдателям, представителям средств мас­ совой информации по их требованию. Указанные данные предоставляет соответствующая избирательная комиссия. 2. Избирательная комиссия муниципального образования направля­ ет данные о результатах выборов главы администрации муниципального образования в средства массовой информации в течение одних суток щосле определения результатов выборов. 3. Официальное опубликование результатов выборов главы адми­ нистрации муниципального образования, включая данные о количестве голосов, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется избирательной комиссией муниципаль­ ного образования не позднее 30 дней со дня голосования. , 4. Избирательная комиссия муниципального образования, террито­ риальная избирательная комиссия публикуют данные, которые содер жатся в протоколах соответствующей избирательной комиссии об и-.т; гах голосования и результатах выборов и данные, которые содержатся протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий о' итогах голосования. Официальное опубликование полных данных о ре­ зультатах выборов и итогах голосования осуществляется в течение 3 месяцев со дня голосования. Статья 74. Регистрация избранного главы администрации му­ ниципального образования 1. В соответствии с федеральными законами, настоящим законом области, уставом муниципального образования, кандидат, избранный главой администрации муниципального образования, вписьменной форме уведомляет избирательную комиссию муниципального образования о сложении с себя всех обязанностей или полномочий и о прекращении деятельности, не совместимых со статусом главы администрации муни­ ципального образования, 2. После официального опубликования результатов выборов главы администрации муниципального образования избирательная комиссия муниципального образования регистрирует избранного главу админис­ трации муниципального образования и выдает ему удостоверение об избрании при условии выполнения им требований, установленных впре­ дыдущем пункте настоящей статьи, ГЛАВА IX. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭТИ НАРУШЕНИЯ Статья 75. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права грахсдан 1. Решения и действия (бездействие) органов государственной влас­ ти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы всуд. 2. Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии му­ ниципального образования, территориальных и участковых избиратель­ ных комиссий обжалуются в районные, городские суды. 3. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими , избирательными комиссиями. 4. С жалобами на решения и действия (бёздейств'ие), нарушающие избирательные права граждан, в суд могут обратиться избиратели, кан­ дидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избиратель­ ные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. 5. В случаях, предусмотренных федеральными законами, настоящим и другими законами области, суд может отменить решение соответству­ ющей избирательной комиссии об итогах голосования или результатах выборов или иное решение избирательной комиссии. 6. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию. 7. Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии му­ ниципального образования, нарушающие избирательные права граждан, могут бьЕть обжалованы в избирательную комиссию области. 8. Вышестоящая избирательная комиссия или избирательная комис­ сия области вправе принять решение по существу жалобы. 9. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную ко­ миссию не является обязательным условием для обращения в суд, 10. В случае принятия жалобы судом и обращения гражданина с ана­ логичной жалобой в избирательную комиссию избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе. 11. Решения по жалобам, поступившим входе избирательной кампа­ нии, принимаются в пятидневньЕй срок, но не позднее дня, предшеству­ ющего дню голосования, а вдень голосования или вдень, следующий за днем голосования, — немедленно. В'случае, если факты, содержащиеся в жалобе, потребуют дополнительной проверки, решения по ним при­ нимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем вдвухмесячный срок со дня подачи жалобы. 12. С удье и органьЕ прокуратуры обязаньЕ организовать свою работу (в том числе и в вьЕходныедни) таким образом, чтобыобеспечить своев­ ременное рассмотрение жалоб. Статья 76. Основания для отмены регистрации кандидата, от­ мены решения избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов 1. Регистрация кандидата может бьЕть отменена (аннулирована) в случае: нарушения правил выдвижения и регистрации кандидата; наотшения правил ведения предвыборной агитации и финансирова­ ния избирательной кампании; использования кандидатами и их доверенными лицами должностно­ го или служебного положения в целях избрания; установления фактов подкупа избирателей кандидатами, их дове­ ренными лицами или иными лицами и организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов; по иным основаниям, установленным Федеральным законом «Об основньЕХ гарантиях избирательных прав и права на участие в референ­ думе граждан Российской Федерации», другими федеральными закона­ ми, настоящим и другими законами области. 2. В случае, если после установления соответствующей избиратель­ ной комиссией итогов голосования или определении результатов выбо­ ров суд установит, что нарушения, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, имели место и не позволяют с достоверностью определить ре­ зультаты волеизъявления избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. 3. Районный, городской суд может отменить решение избиратель­ ной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избира­ тельном участке, территории, в мунициЕ^альном образовании в целом также вслучае нарушения правил составления списков избирателей, по­ рядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их про­ ведением), определения результатов выборов, других нарушений изби­ рательного законодательства, если эти действия (бездействие) не поз­ воляют с достоверностью определить результаты волеизъявления изби­ рателей. 4. Районный, городской суд, избирательная комиссия муниципаль­ ного образования могут отменить решение участковой, территориаль­ ной избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах вы­ боров в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­ дан Российской Федерации», другими федеральными законами, настоя­ щим идругими законами области, регламентирующих проведение выбо­ ров главы администрации муниципального образования. 5. Отмена решений участковых избирательных комиссий об установ­ лении итогов голосования более чем на одной четверти избирательных участков влечет за собой признание недействительными выборов главы администрации муниципального образования. 6. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее 2 месяцев со дня ее подачи, а в случаях, предусмотренных настоящим законом, в иные сроки. Суд вправе принять решение при отсутствии (неявки по двум приглашениям) представителей одной из заинтересо­ ванных сторон. Статья 77. Ответственность за нарушение избирательных прав грахсдан Лица, нарушающие избирательньЕе права граждан при проведении выборов главьЕ администрации муниципального образования, несут уго­ ловную, административную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. ГЛАВА X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 78. Вступление закона в силу 1. Настоящий закон вступает всилу со дня его официального опубли­ кования. 2. Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившим силу областной закон «О выборах главы местной администрации (главы местного самоуправления)» от 14.02.1995 г. № 3-03. Глава администрации Липецкой области г. Липецк, 20.10.98 г. № 7-03. О. КОРОЛЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz