Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
27 о ктяб ря 1998 г ., № 211 (20839) Ш И П ЕЦ КА Я • /Ж г а з е т а [ о ВЫБОРАХ ГЛАВАДМИНИаРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВЛИПЕЦКОЙ ОБЛАШ (Продолжение. Начало на 3 -4 -й стр .) 3. Время^астия зарегистрированного кандидата в выборах засчи тывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 4. Зарегистрированный кандидат без согласия соответственно рай онного, городского прокурора не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на при влечение к уголовной ответственности, аресте прокурор обязан извес тить избирательную комиссию муниципального образования. 5. Зарегистрированный кандидат в период, указанный в пункте 1 настоящей статьи, имеет право бесплатно пользоваться на территории данного муниципального образования всеми видами общественного тран спорта, за исключением такси и заказных рейсов. 6. Зарегистрированный кандидат вправе назначить до 10 доверен ных лиц. Регистрация доверенных лиц незамедлительно осуществляется избирательной комиссией муг^иципального образования на основании письменного заявления кандидата и заявления самого гражданина о со гласии бытьдоверенным лицом. Форма указанных заявлений устанавли вается избирательной комиссией муниципального образования. ^ 7. Довоенные лица получают от избирательной комиссии муници- ^Впального образования по установленной ею форме удостоверения, осу- ^ ществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избра нию зарегистрированного кандидата. На указанный в пункте 1 настоя щей статьи срок администрация или работодатель обязаны предостав лятьдоверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Зарегис трированные кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию муници пального образования, которая аннулирует выданные данным доверен ным лицам удостоверения. 8. Полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой ста туса назначившего их зарегистрированного кандидата. 9. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандида та, с момента официального объявления избирательной комиссией му ниципального образования результатов выборов в средствах массовой информации. ГЛАВА V I . ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 41. Право на предвыборную агитацию 1. В период выборов главы администрации муниципального образо вания государство обеспечивает гражданам, общественным объедине ниям, избирательным объединениям, избирательным блокам, а также зарегистрированным кандидатам свободное проведение агитации в со ответствии с федеральными законами и законами области. 2. Граждане, общественные объединения, избирательные объеди нения, политические партии, избирательные блоки, зарегистрирован ные кандидаты вправе в допускаемых законом формах и законными ме тодами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого заре гистрированного кандидата. 3. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединени- ^Рм , избирательным блокам гарантируются равные условия доступа к сред ствам массовой информации. 4. Агитация при проведении выборов может проводиться: через средства массовой информации; путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с из бирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, де монстраций); путем выпуска и распространения агитационных печатных, аудиови зуальных и иных материалов; в других установленных законом формах. 5. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, из бирательный блок, граждане вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации. 6. Предвыборную агитацию запрещено проводить нижеследующим организациям и лицам: органам государственной власти, органам местного самоуправления; лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим при исполнении ими сво их должностных или служебных обязанностей; военнослужащим при исполнении ими своих должностных или слу жебных обязанностей; благотворительным организациям и религиозным объединениям; членам избирательных комиссий с правом решающего голоса. Статья 42. Сроки проведения агитации 1. Проведение предвыборной агитации начинается со дня регистра ции кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. 2. В день голосования и в предшествующий день любая предвыбор ная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, со храняются на прежних местах. 3. В течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в средствах массовой информации ре зультатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выбо ров и иных исследований, связанных с выборами. 4. Предвыбор|^ая |(гитация,.в средствах массовой информации, ука-, занных в пункте 1 статьи 43 йастойщего засона, начинается по заверше-' НИИ регистрации кандидатов и проведения жеребьевки между кандидат., тами с целью распределения эфирного времени и печатной площади, но не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 5. Предвыборная агитация в средствах массовой информации, не указанных в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, может начинаться со дня регистрации кандидата в соответствии с договором, заключенным между кандидатом, зарегистрированным кандидатом и средством мас совой информации. Статья 43. Общие условия доступа зарегистрированных кан дидатов к средствам массовой информации 1. Средства массовой информации, ^вредителями (соучредителями) которых являются муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств мес тного бюджета или иных средств органов местного самоуправления, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей в местный бюджет, обязаны обеспе чить зарегистрированным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации. Перечень таких средств массовой информации публикуется избирательной комиссией муниципального образования, не позднее чем за 55 дней до дня голосования. 2. Средства массовой информации, не указанные в пункте 1 настоя щей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время или печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Предоставле ние эфирного времени и печатной площади по договору должно осу ществляться на равных условиях. Оплата эфирного времени и печатной площади осуществляется через соответствующие избирательные фон ды. 3. Размер оплаты эфирного времени и печатной площади должен быть опубликован соответствующими средствами массовой информа ции. Статья 44. Условия проведения предвыборной агитации по те левидению и радио 1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах муниципальных и иных местных телерадиокомпаний, указанных в пункте 1 статьи 43 настояще го закона и осуществляющих теле- и радиовещание на территорию му- ■* ниципального образования, в порядке и сроки, установленные избира тельной комиссией муниципального образования в соответствии с на стоящим законом. Это эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Вре мя вещания распределяется между зарегистрированными кандидатами на равных основаниях. Распределение эфирного времени осуществля ется путем жеребьевки, проводимой избирательной комиссией муници пального образования с участием представителей соответствующей те лерадиокомпании. На жеребьевке вправе присутствовать лица, указан ные в пункте 1 статьи 29 настоящего закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом избирательной комиссии. 2. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатно го эфирного времени отводится зарегистрированным кандидатам для совместного проведения дискуссий, "круглых столов" и иных агитацион ных мероприятий. Этой долей бесплатного эфирного времени все заре гистрированные кандидаты должны пользоваться на равных основа ниях. 3. Телерадиокомпании, относящиеся к средствам массовой инфор мации, указанным в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, обязаны ре зервировать платное эфирное время для проведения агитации зарегис трированными кандидатами. Платное эфирное время должно предос тавляться на условиях договора соответствующему зарегистрированно му кандидату, избирательномуюбъединению, избирательному блоку по их требованию. Размер оплаты должен быть единым для всех зарегис трированных кандидатов. При этом каждый зарегистрированный канди дат вправе использовать из общего объема зарезервированного эфир ного времени время в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше об щего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответст вии с пунктом 1 настоящей статьи. 4. Расходы телерадиокомпаний, связанные с предоставлением заре гистрированным кандидатам бесплатного эфирного времени, покрыва ются за счет текущего бюджетного финансирования телерадиокомпа ний. 5. Теле- и радиопрограммы, связанные с выборами, а также выступ ления зарегистрированных кандидатов не должны прерываться рекла мой товаров или услуг или другими сообщениями рекламного характера. 6. В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о прове дении зарегистрированными кандидатами предвыборной агитации до лжны даваться, как правило, отдельным блоком в начале указанных про грамм без комментариев. 7. Теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится втечение 6 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Статья 45. Проведение предвыборной агитации в газетах, жур налах и других печатных средствах массовой информации 1. Периодические печатные издания, относящиеся к средствам мас совой информации, указанным в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, которые выходят не реже одного раза в неделю и распространяются на территории муниципального образования, за исключением изданий, уч- , режденных органами местного самоуправления исключительно для пуб ликации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделять на равных условиях (по размерам предоставляе мой печатной площади, месту на полосе, виду шрифта и другим значи мым условиям) печатные площади для публикации материалов, предос тавляемых зарегистрированными кандидатами. Общий минимальный раз мер таких площадей устанавливается избирательной комиссией муници пального образования и публикуется в соответствующих изданиях, не позднее чем за 55 дней до дня голосования. При этом не менее 40 процентов печатной площади должно предоставляться бесплатно за счет средств текущего бюджетного финансирования соответствующего сред ства массовой информации. Порядок и сроки бесплатного предоставле ния площади зарегистрированным кандидатам определяется путем же ребьевки, проводимой избирательной комиссией муниципального об разования в присутствии прюдставителей соответствующих изданий и лиц, указанных в пункте 1 статьи 29 настоящего закона. Результаты же ребьевки оформляются протоколом избирательной комиссии. 2. Предоставление печатных площадей соответствующему зарегис трированному кандидату за плату производится на условиях договора по его требованию. Размер оплаты должен быть единым для всех зарегис трированных кандидатов. При этом каждый зарегистрированный канди дат вправе получить печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления объема печатных площадей, предоставляемых за плату, на общее число зарегистрированных кандидатов. Дата публика ции материала кандидата определяется жеребьевкой, проводимой ре дакцией периодического печатного издания с участием заинтересован ных лиц. 3. Специализированные печатные издания (детские, научные, тех нические и другие) могут отказаться от публикации агитационных мате риалов при условии полного неучастия в предвыборной агитации в какой бы то ни было форме. 4. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на периодические печатные издания, учрежденные зарегистр>ированными кандидатами, а также выдвинувшими их избирательными объединения ми, избирательными блоками. 5. При публикации результатов опросов общественного мнения, свя занных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опро шенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. 6. Публикация предвыборных агитационных материалов, осуществля емая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями. Статья 46. Условия проведения агитации посредством прове дения массовых мероприятий 1. Органы местного самоуправления муниципального образования обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, их до веренным лицам, избирательным объединениям, избирательным бло кам, группам избирателей в организации собраний и встреч с граждана ми, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. 2. Заявления о выделении помещений для проведения таких собра ний, встреч, дебатов и дискуссий рассматриваются органами местного самоуправления не позднее 3 дней со дня их подачи. 3. Заявки организаторов митингов, демонстраций и шествий рас сматриваются органами местного самоуправления в соответствии с за конодательством Российской Федерации. 4. По заявке избирательной комиссии муниципального образования пригодные для проведения массовых мероприятий помещения, находя щиеся в муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются на установленное избирательной комиссией время в пользование заре гистрированным кандидатам, их доверенным лицам, уполномоченным представителям избирательных объединений и избирательных блоков Для встреч с избирателями. В случае если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одйому из заре гистрированных кандидатов, избирательному объединению, избиратель ному блоку, собственник помещения не вправе отказать другому заре гистрированному кандидату, избирательному объединению, избиратель ному блоку. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить рав ные возможности для всех зарегистрированных кандидатов, избиратель ных объединений, избирательных блоков при проведении массовых мероприятий. 5. Зарегистрированный кандидат вправе заключатьдоговоры об арен де зданий, помещений для проведения встреч с избирателями, собра ний, митингов, публичных дебатов и иных массовых агитационных ме роприятий. Размер арендной платы за здания, помещения, находящиеся вм^иципальной собственности, должен быть единым для всех кандида тов, и оплата должна производиться из средств избирательного фонда кандидата. 6. Здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федера ции, не могут предоставляться для целей проведения массовых предвы борных мероприятий. 7. Встречи зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями-военнослужащими проводятся за пределами воинской части. При проведении таких встреч всем зарегистрированным кандида там и их доверенным лицам, избирательным объединениям и избира тельным блокам обеспечиваются равные условия. Статья 47. Условия выпуска и распространения агитационных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов 1. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения и избирательные блоки вправе выпускать печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы. Один экземпляр каждого агитационного материала должен предоставляться в избирательную комиссию муници пального образования не позднее чем через 2 дня после их выпуска. 2. Все агитационные материалы должны содержать следующую ин формацию; наименование и адреса организаций, фамилии, имена, от чества и адреса лиц, изготовивших данные материалы, наименование организации, фамилия, имя, отчество лица, заказавших изготовление этих материалов, размер тиража и дату их выпуска. Распространение агита ционных материалов, не содержащих указанную информацию, запреща ется. 3. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении или другом объекте с согла- ■ сия владельца или собственника указанных обг>ё|Фов. Вывешивание аги тационных пе1)йтных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, со оружениях, имеющих историческую, культурную и архитектурную цен ность, в помещениях избирательных комиссий и помещениях для голо сования, а также у входа в них— запрещается, 4. Глава администрации муниципального образования или иное упол номоченное должностное ;шцо (орган) местного самоуправления по предложению избирательной комиссии муниципального образования обязаны не позднее чем за 20 дней до дня выборов на территории каждого избирательного участка выделить специальные места для выве шивания агитационных печатных материалов. Они должны быть удобны для посещения избирателями, в пределах каждого избирательного учас тка должно быть хотя бы одно такое место. Зарегистрированным канди датам должны быть обеспечены равные условия для размещения агита ционных печатных материалов, в частности, должна быть выделена рав ная площадь. • 5. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распрос транении подложных агитационных материалов либо материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 2 настоящей статьи, при нимает меры по пресечению такой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с заявлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных материалов. Статья 48. Недопустимость злоупотребления правом на прове дение агитации / 1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установлен ного порядка проведения предвыборной агитации. 2. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупот ребление свободой массовой информации, в частности, агитация, воз буждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституцион ного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны, а также иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами. 3. Зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, изби рательным объединениям, избирательным блокам и их уполномочен ным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим впредвыборной агитации, запрещается осуществлять под куп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные мате риальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и агитационную работу), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распрос транять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстра тивных, материалов и значков, специально изготовленных для избира тельной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объ единения, избирательные блоки и их уполномоченные представители и иные лица и организации при проведении агитации не вправе воздей ствовать на избирателей обещаниями передачи им (в том числе по ито гам голосования) денежных средств, ценных бумаг и других материаль ных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это пред усмотрено законом. 4. Зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, избира тельные объединения, избирательные блоки не вправе заниматься бла готворительной деятельностью, в том числе и за пределами муници пального образования, до опубликования результатов выборов. 5. В период проведения предвыборной агитации средства массовой информации не вправе распространять информацию, способную нане сти ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрирован ных кандидатов, если эти средства массовой информации не могут пред оставить зарегистрированному кандидату возможность опубликовать (передать в эфир) опровержение или иные разъяснения в защиту своей репутации до окончания срока предвыборной агитации. 6. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом пунктов 2-4 настоящей статьи избирательная комиссия муниципального образова ния, а также иные органы, организации и граадане, в соответствии со ст. 75 настоящего закона, вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата. ГЛАВА V I I . ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 49. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов главы администрации муниципального образования, а также расходы, связанные с деятельностью избирательных комиссий в тече ние срока их полномочий, производятся за счет финансовых средств, выделяемых из бюджета муниципального образования. 2. Расходы на проведение выборов предусматриваются отдельной строкой в бюджете муниципального образования. 3. Финансовые средства на проведение выборов главы администра ции муниципального образования поступают в распоряжение избира тельной комиссии муниципального образования в десятидневный срок со дня назначения выборов. 4. В случае, если финансовые средства не поступают в распоряже ние избирательной комиссии муниципального образования в указанные сроки, соответствующие расходы оплачиваются за счет кредитов бан ков, которые предоставляются этой избирательной комиссии на конкур сной основе. При этом допустимый объем средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете избирательной комиссии муниципально го образования о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов главы администрации муниципального образова ния, с учетом изменения установленного федеральным законом мини мального размера оплаты труда. 5. Полученные избирательной комиссией кредиты, включая начис ленные на них проценты, покрываются из бюджета муниципального об разования администрацией местного самоуправления, для которой дан ные кредиты являются долговым обязательством, и должны быть возвра щены в срок, не превышающий одного года. При утверждении бюджета муниципального образования на год, следующий за годом проведения выборов, представительный орган местного самоуправления муници пального образования обязан предусмотреть выплату данных кредитов отдельной строкой в бюджете. Возврат кредитов гарантируется бюдже том муниципального образования в соответствии с Федеральным зако ном «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», без принятия решения о выдаче гарантии. 6. Избирательная комиссия муниципального образования распреде ляет финансовые средства между всеми территориальными избиратель ными комиссиями, а территориальные избирательные комиссии — меж ду участковыми избирательными комиссиями. В случае отсутствия тер риториальной избирательной комиссии финансовые средства между участковыми избирательными комиссиями распределяет избирательная комиссия муниципального образования. 7. Председатели избирательных комиссий несут ответственность за целевое использование финансовых средств, соответствие финансовых отчетов и документов решениям избирательных комиссий по финансо вым вопросам. Статья 50. Финансовая отчетность избирательных комиссий 1. Участковые избирательные комиссии представляют финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведе ние выборов, в соответствующую территориальную избирательную ко миссию. а при ее отсутствии в избирательную комиссию муниципально го образования, не позднее чем через 10 дней после опубликования результатов выборов. 2. Территориальные избирательные комиссии представляют в изби рательную комиссию муниципального образования финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выбо ров, не позднее чем через 25 дней со дня опубликования результатов выборов. 3. Избирательная комиссия муниципального образования представ ляет в представительный орган местного самоуправления муниципаль ного образования финансовый отчет о расходовании средств, выделен ных из бюджета муниципального образования для подготовки и прове дения выборов, не позднее чем через два месяца со дня официального опубликования общих итогов выборов. Статья 51. Формирование избирательных фондов кандидатов 1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фон ды для финанс 1 фования избирательной кампании после письменного уведомления избирательной комиссии муниципального образования о начале сбора подписей в поддержку данных кандидатов. Зарегистриро ванные кандидаты продолжают ведение открытых счетов собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации. 2. Средства избирательных фондов кандидатов должны содержаться на специальных временных счетах в банке. Данный счет открывается с разрешения избирательной комиссии муниципального образования. Доходы по указанным временным счетам не начисляются и не выплачи ваются. 3. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетнос ти по средствам избирательных фондов устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с главным управлением Централь ного банка Российской Федерации в Липецкой области. 4. Право распоряжаться фондом принадлежит кандидатам, создав шим этот фонд. Статья 52. Источники формирования избирательных фондов 1. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет сле дующих средств: денежных средств, выделенных избирательной комиссией муници пального образования после регистрации кандидата; собственных денежных средств кандидата, которые не могут превы шать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 20 раз; денежных средств, выделенных кандидату избирательным объеди нением или избирательным блоком, выдвинувшим кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 30 раз; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. 2. Размер пожертвования грахзданина в избирательный фонд канди дата не может превышать минимального размера оплаты труда, установ ленного федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 5 раз. Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выбо ров, более чем в 30 раз. Предельный размер расходования средств избирательного фонда не может превышать минимального размера оплаты ^уда, установлен ного федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 1000 раз. 3. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды кандида тов со стороныиностранных государств, предприятий, организаций, граж дан, лиц без гражданства, международных организаций и международ ных общественных движений, российских юридических лиц с иностран ным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процен тов, граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, юриди ческих лиц, имеющих государственную или мунищшальную долю в их уставном капитале, превышающую 30 процентов, а также пользующихся льготами по уплате налогов и сборов, воинских частей, военных учреж дений и организаций, правоохранительных органов, благотворительных организаций, религиозных объединений, а также анонимные пожертво вания. Статья 53. Целевое назначение избирательных фондов 1. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанныхх.тщфве^ дением избирательной.кампании.кандидатов. 2. Средства избирательных фондов могут использоваться на: финансовое обеспечение организационно-технических мер, направ ленных на сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата; предвыборную агитацию: оплату труда граждан за выполненные ими работы (оказанные услу ги), непосредственно связанные с проведением избирательной кампа нии; оплату аренды помещений, оборудования, командировочных расхо дов, транспортных расходов, услуг связи, приобретение канцелярских товаров и оплату других расходов, непосредственно связанных с прове дением избирательной кампании. Статья 54. Запрет на финансирование избирательной кампа нии кандидатов помимо избирательных фондов 1. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую под держку деятельности, способствующей избранию кандидата, только че рез соответствующий избирательный фонд. 2. Юридическим лицам, их филиалам, представительствам и иным подразделениям запрещается бесплатно или по необоснованно зани женным расценкам выполнять работы, оказывать услуги, реализовывать товары, прямо или косвенно связанные с выборами. 3. Допускается, чтобы гражданин лично, без привлечения третьих лиц, добровольно, бесплатно выполнял работы, оказывал услуги всвязи с участием в избирательной кампании кандидата. 4. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам запрещается использовать для оплаты работ по сбору подписей, ведения предвыборной агитации, осу ществления других мероприятий по проведению избирательной кампа нии иные денежные средства, кроме средств, поступивших в избира тельные фонды кандидатов. В случае, если кандидат, зарегистрирован ный кандидат при сборе подписей или в период проведения предвы борной агитации, иных мероприятий по проведению избирательной кам пании, использовал, помимо средств собственного избирательного фонда и иные денежные средства, избирательная комиссия муниципального образования вправе отменить свое решение о регистрации кандидата. В случае, если указанные нарушения обнаружены после опубликования результатов выборов, избирательная комиссия муниципального образо вания вправе обратиться в суд с заявлением о признании избрания кан дидата недействительным. Статья 55. Открытость финансирования избирательной кампа нии кандидатов 1. Банк-держатель счета избирательного фонда зарегистрированно го кандидата по требованию избирательной комиссии муниципального образования обязан не реже одного раза в 7 дней предоставлять в ука занную избирательную комиссию информацию о поступлении и расхо довании средств, находящихся на счете этого кандидата. 2. Избирательная комиссия муниципального образования осущес твляет контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов. 3. На основе данных, предоставленных банками, избирательная ко миссия муниципального образования периодически направляет в сред ства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов. Указанные сведения предоставляются не менее двух раз до дня голосования. Сред ства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, обязаны за счет средств их текущего финансирования публико вать указанные сведения в течение 3 дней с момента их получения. Статья 56. Прекращение финансовых операций со специаль ными избирательными счетами 1. Все финансовые операции со специальными временными счета ми, открытыми для формирования избирательных фондов, прекращают ся за сутки по дня голосования. По ходатайству кандидата избирательная комиссия муниципального образования может продлить срок проведе ния финансовых операций по оплате ранее произведенных расходов. 2. Финансовые операции со специальными временными счетами, открытыми кандидатами, которые не были зарегистрированы или регис трация которых была отменена в соответствии с настоящим законом, прекращаются банками по указанию избирательной комиссии муници пального образования. Статья 57. Остатки средств избирательных фондов 1. Остатки неизрасходованных денежных средств, находящиеся на специальном счете, кандидат обязан перечислить пропорционально вло женным средствам на счета организаций и лиц, осуществивших пожер твования и перечисления. 2. По истечении 30 дней со дня голосования банк обязан по пись менному указанию избирательной комиссии муниципального образова ния в бесспорном порядке перечислить на счет этой комиссии причита ющуюся ей долю средств. Д[эугие денежные средства, оставшиеся на специальном счете кандидата, по истечении 60 дней со дня голосования по письменному указанию избирательной комиссии муниципального образования банк обязан перечислить вдоход бюджета муниципального образования. Статья 58. Финансовые отчеты кандидатов 1. Кандидат, зарегистрированный кандидат обязан представлять в избирательную комиссию муниципального образования отчеты о разме рах своего избирательного фонда и источниках его формирования, а также обо всех произведенных затратах в следующие сроки; при регистрации кандидата; не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов с приложением всех первичных финансовых документов, под тверждающих поступление и расходование средств избирательного фонда. 2. Форма финансового отчета кандидата устанавливается избира тельной комиссией области. 3. Копии финансовых отчетов кандидатов передаются избиратель ной комиссией муниципального образования средствам массовой ин формации не позднее 3 дней со дня их поступления. Статья 59. Порядок налогообложения средств избирательных фондов Порядок налогообложения средств избирательных фондов, добро вольных пожертвований и иных перечислений в указанные фонды, а также расходов из срюдств указанных фондов устанавливается феде ральными законами. Статья 60. Контрольно-ревизионная служба Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и прове дение выборов, а также для контроля за источниками поступления, пра вильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчетов кандидатов при избиратель ной комиссии муниципального образования по решению представитель ного органа местного самоуправления может создаваться контрольно ревизионная группа с привлечением специалистов государственных и муниципальных органов и учреждений. ГЛАВА V I I I . ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 61. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется врас поряжение участковой избирательной комиссии главой администрации муниципального образования. 2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором разме щаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письмен ными принадлежностями (применение карандашей не допускается). 3. Внутри помещения для голосования или непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и ин формация обо всех зарегистрированных кандидатах, а также об избира тельных объединениях и избирательных блоках, выдвинувших змегис- трированных кандидатов. Образцы заполненных избирательных бюлле теней не должны содержать фамилии кандидатов, баллотирующихся при проведении данных выборов. Информационные материалы о кандида тах, избирательных объединениях или избирательных блоках не должны содержать агитационных призывов. 4. В помещении для голосования должна быть увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления, 5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким об разом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов учас тковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 62. Избирательный бюллетень 1. Каждый избиратель получает один избирательный бюллетень для голосования по выборам главы администрации муниципального образо вания. 2. Текст избирательного бюллетеня, а также порядок изготовления бюллетеней, их число и требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 3. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. 4. Избирательный бюллетень должен содержать в алфавитном по рядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов, а также их год рождения, адрес места жительства, основное место рабо ты или службы, род занятий. Если кандидат выдвинут избирательным объединением или избирательным блоком, в бюллетене указывается наименование избирательного объединения или избирательного блока. Принадлежность кандидата к общественному объединению указывается в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце пере чня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с располо женным справа от нее пустым квадратом. 5. Избирательные бюллетени изготовляются не позднее чем за 20 дней до дня голосования исключительно по распоряжению и под наблю дением избирательной комиссии муниципального образования и явля ются документами строгой отчетности. Степень защищенности избира тельных бюллетеней устанавливается Центральной избирательной ко миссией Российской Федерации. Количество избирательных бюллете ней, изготовленных соответственно для проведения выборов главы ад министрации муниципального образования, не должно превышать числа зарегистрированных избирателей более чем на 3 процента. 6. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 7. Избирательные бюллетени типография после выбраковки переда ет по акту членам избирательной комиссии муниципального образова ния. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем зака зу, работники типографии в присутствии членов избирательной комис сии муниципального образования, доверенных лиц кандидатов, пред ставителей избирательных объединений, избирательных блоков унич тожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем со ставляется акт, который подписывается всеми присутствующими лица ми. 8. Избирательная комиссия муниципального образования передает по акту бюллетени территориальным избирательным комиссиям не поз днее чем за 18 дней до дня голосования. Территориальная избиратель ная комиссия передает по акту бюллетени участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 4 дня до дня голосования. Форма актов сдачи-приемки избирательных бюллетеней, устанавли вается избирательной комиссией муниципального образования. 9. Ответственность за правильность передачи избирательных бюл летеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляю щих передачу и получение бюллетеней. 10. Количество избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением муници пальной (территориальной) избирательной комиссии. При этом коли чество избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избира тельной комиссии, не должно превышать числа избирателей, включен ных в список избирателей по избирательномуучастку на день'передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента. 11. До дня голосования бюллетени должны храниться в опечатанном и охраняемом помещении. 12. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верх нем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комис сии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени, не заверенные участковой избирательной комиссией (за исключением бюллетеней, заверенных территориальной избирательной комиссией в случае досрочного голосования в соответст вии с настоящим законом), признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. 13. В случае выбытия некоторых зарегистрированных кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избиратель ные комиссии по указанию избирательной комиссии муниципального образования вычеркивают в бюллетенях данные об этих кандидатах. Статья 63. Порядок голосования 1. Т^риториальные и участковые избирательные комиссии опове щают избирателей о месте и времени голосования не позднее чем за 20 дней до дня проведения голосования через средства массовой инфор мации или иным способом, а о проведении досрочного голосования—не позднее чем за 5 дней до дня голосования. 2. Голосование проводится с 8.00 до 22.00 по местному времени в календарный выходной день. 3. В 8.00 в день голосования председатель участковой избиратель ной комиссии объявляет помещение для полосования открытым. Пред седатель предъявляет членам избирательной комиссии, присутствую щим избирателям и наблюдателям пустые стационарные и переносные ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются. 4. Председатель участковой избирательной комиссии после офици ального открытия-помещения дня голосования сообщает присутствую щим в помещении для голосования о количестве избирателей, проголо совавших досрочно, предъявляет для визуалъного ознакомления запеча танные конверты с избирательными бюллетенями, заполненными изби рателями, проголосовавшими досрочно, и список избирателей, проголо совавших досрочно. Им проверяются сохранность каждого конверта и наличие заверительных подписей и печатей. Затем конверты поочеред но вскрываются, и извлеченные оттуда избирательные бюллетени поме щаются в стационарный ящик для голосования, при этом должна быть соблюдена тайна волеизъявления. Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно — в муниципальной или территориальной и участко вой избирательной комиссии), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а всписке избирателей—против соот ветствующих фамилий избирателей делается отметка «Проголосовал досрочно». 5. Председатель участковой избирательной комиссии затем пригла шает избирателей приступить к голосованию. 6. Избиратель предъявляет свой паспорт или заменяющий его доку мент члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, ответ ственному за выдачу бюллетеней. Затем избиратель проставляет вспис ке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа мо гут быть внесены в список избирателей членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность про изведенной записи и расписывается, после чего член избирательной комиссии с правом решающего голоса выдает избирателю избиратель ный бюллетень. 7. Если избиратель не может самостоятельно расписаться в списке избирателей в получении избирательного бюллетеня, он вправе вос пользоваться помощьюдругого избирателя, за исключением членов учас тковой избирательной комиссии, уполномоченных представителей из бирательного объединения, избирательного блока, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей. Лицо, оказавшее по мощь избирателю, расписывается в списке избирателей в строке «Под пись избирателя в получении избирательного бюллетеня» с указанием своей фамилии, имени и отчества. 8. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц запрещено. Избирательные бюллетени заполняются в кабинах, иных спе циально оборудованных местах для тайного голосования, где не допус кается присутствие других лиц. 9. Присуп^ствие кого-либо другого, кроме избирателя, в кабине, спе циально оборудованном месте или комнате для тайного голосования не допускается. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, спе циально оборудованное место или комнату для тайного голосования для оказания ему помощи любое лицо, за исключением членов участковой избирательной комиссии, уполномоченных представителей избиратель ного объединения, избирательного блока, зарегистрированных канди датов, их доверенных лиц и наблюдателей. 10. При заполнении избирательного бюллетеня, избиратель про ставляет любой знак в пустом квадрате, относящемся к кандидату, за которого он голосует, или к позиции «Против всех кандидатов». 11. В случае, если избиратель считает, что допустил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавш( му избирательный бюлле тень, с просьбой выдать ему новый избират зльный бюллетень вместо испорченного. Член избирательной комиссии выдарт избирателю новый избирательный бюллетень и делает при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорчен ный избирательный бюллетень погашается, о чем двумя членами учас тковой избирательной комиссии составляется акт. 12. Избиратели опускают заполненные избирательные бюллетени в опечатанные (опломбированные) стационарные ящики для голосования. 13. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсут ствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а в слу чае отсутствия заместителя председателя — секретарь или любой дру гой член участковой избирательной комиссии, должным образом упол номоченный ею. (Окончание на 6 -й стр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz