Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
4 Ш И П ЕЦ К А Я • /Ж г а з е х а 27 октября 1998 г ., N9 211 (20839) О ВЫБОРАХ ГЛАВАДМИНИаРАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХОБРАЗОВАНИЙ ВЛИПЕЦКОЙ ОБЛАПИ (Продолжение. Начало на 3 -й стр.) обеспечивает единообразное использование на территории облас ти государственной автоматизированной информационной системы; издает инструкции и разъяснения для обеспечения единообразного применения настоящего закона; контролирует обеспечение избирательных комиссий помещения ми, транспортом, связью; обобщает итоги выборов глав администраций муниципальных обра зований по области; отменяет решения избирательных комиссий муниципальных обра зований в случаях и порядке, установленных Федеральном законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ думе граждан Российской Федерации»; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим законом и иными законами области. Статья 27. Статус членов избирательных комиссий 1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов го сударственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кан дидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голо са, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчине нии у кандидатов, зарегистрированных кандидатов. В настоящем законе под непосредственным подчинением в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" понимаются служеб ные отношения между руководителем и подчиненным, при которых пер вый обладает в отношении последнего властно-распорядительными пол номочиями, то есть имеет право принимать его на работу, увольнять или в пределах должностных полномочий отдавать ему приказы, распоряже ния и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощре ния и дисциплинарного взыскания. 2. Член избирательной комиссии не может быть одновременно чле ном вышестоящей или нижестоящей избирательной комиссии. 3. После регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией он вправе назначить в избирательную комиссию муниципаль ного образования и в нижестоящие комиссии по одному члену комиссии с правом совеицательного голоса. Полномочия назначенного лица удос товеряются письменным заявлением кандидата в соответствующую из бирательную комиссию с указанием его фамилии, имени, отчества, года роадения, места жительства, серии и номера паспорта или заменяюще го его дбкумента. При обращении в избирательную комиссию назначен ное лицо одновременно с заявлением кандидата предъявляет свой пас порт или заменяющий его документ. Каких-либо других документов, под тверждающих назначение кандидатом члена комиссии с правом совеща тельного голоса, не требуется. 4. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом реша ющего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий. 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса осво бождается от своих обязанностей до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отно шении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии недееспособным, огра ниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим реше нием суда, вступившим в законную силу; смерти члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии систематически не вы полняющим обязанности на основании заявления соответствующей из бирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу; появления оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса также прекращаются в случае расформирования комиссии всоот ветствии с настоящим законом. 6. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан на значить нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего по вышеуказанным обстоятельствам не позднее чем в месячный срок со дня его выбытия. 7. Председатель, заместитель председателя и секретарь муници пальной, территориальной и участковой избирательных комиссий, а так же члены избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссиях в период подготовки и проведения выборов с отрывом от основной работы. 8. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, осво божденному от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется и выплачивается средний заработок по месту ос новной работы. Дополнительная оплата труда члена избирательной ко миссии с правом решающего голоса, освобожденного от основной рабо ты на период подготовки и проведения выборов, может производиться в размер№й педяадкетуьтайовленных избирательной комиссией муни- ципальноготобраэования; с учетом средств, выделенных на проведение ' выборов. 9. Председатель, заместитель председателя, секретарь, иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период прове дения выборов не может быть привлечен без согласия прокурора облас ти к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. 10. Члей избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть по инициативе администра ции (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. 11. Член избирательной комиссии с правом совеищтельного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голо са при решении вопросов подготовки и проведения выборов, за исклю чением права выдавать избирательные бюллетени, участвовать в сорти ровке и подсчете избирательных бюллетеней, составлять протокол об итогах голосования, результатах выборов, участвовать в голосовании по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и подписывать решения избирательной комиссии. 12. Член избирательной комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса: заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей изби рательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательной комис сии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), вклю чая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носите лях соответствующей и нижестоящей избирательных комиссий, и полу чать копии этих документов и материалов (за исключением списков из бирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих коп ий; вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комис сии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 13. Полномочия членов муниципальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначив шие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандида тов на следующих выборах главы администрации муниципального обра зования, а полномочия остальных членов избирательной комиссии муни ципального образования с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после официального опубликования ре зультатов выборов. Полномочия членов территориальных, участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращают ся по истечении срока полномочий соответствующих избирательных комиссий. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает уста новленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в организации которых принимает участие соответствующая избирательная комиссия. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательно го голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назна чивших его, и переданы другому лицу. Статья 28. Расформирование избирательной комиссии 1. В случае нарушения избирательной комиссией муниципального образования, территориальной, участковой избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшего признание недействительны ми итогов голосования на соответствующей территории либо результа тов выборов в порядке, установленном настоящим законом в соответст вии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера ции", избирательная комиссия может быть расформирована на основа нии решения районного, городского суда. 2. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной тре ти от общего числа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия области. 3. Заявление о расформировании избирательной комиссии прини мается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом коллегиально. 4. Орган местного самортравления, в полномочия которого входит формирование комиссии, обязан сформировать соответствующую из бирательную комиссию не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии. 5. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекраще ния полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Статья 29. Гласность вдеятельности изб|фательных комиссий 1. На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо. Для присутст вия на заседаниях указанным лицам не требуется дополнительное раз решение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспе чить оповещение указанных лиц их свободный доступ на заседания. На заседаниях также вправе присутствовать представители средств массо вой информации. 2. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах мас совой информации, указанных в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, за счет средств текущего бюджетного финансирования этих средств массовой информации и передаются в иные средства массовой инфор мации не позднее чем через 2 дня после их принятия. 3. В день голосования с момента начала работы участковой избира тельной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, перечисленные впункте 1 настоящей статьи. а также наблюдатели, включая наблюдателей от групп избирателей, пред ставители средств массовой информации, иностранные (международ ные) наблюдатели. 4. Наблюдатель от группы избирателей должен представить в участ ковую либо территориальную избирательную комиссию или избиратель ную комиссию муниципального образования подписной лист (листы) с подписями не менее 30,но не более 50 граждан Российской Федерации, имеющих право голосовать на соответствующем участке, территории, в муниципальном образовании, а также предъявить свой паспорт или за меняющий его документ. Избиратель, ставя подпись в подписном листе (приложение № 3), собственноручно указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, год рождения, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи. Под писной лист заверяет своей подписью сборщик подписей с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты роходе- ния, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, а также лицо, выступающее в качестве наблюдателя от группы избирателей, с указанием своей фамилии, имени, отчества и даты внесения своей под писи. Наблюдатель от группы избирателей должен обладать активным избирательным правом. Наблюдатель от группы избирателей несет от ветственность за правильность сведений, указанных в подписном лис те, которые могут быть проверены соответствующей избирательной комиссией. 5. Всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, иным ли цам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформиро ванной на избирательном участке, образованном в воинской части, за крытом административно-территориальном образовании, больнице, са натории, доме отдыха, следственном изоляторе временного содержа ния, а также в помещение для голосования на этом избирательном учас тке. 6. Наблюдатели, представители средств массовой информации, ино странные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих про токолов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей. 7. Полномочия наблюдателя, назначенного зарегистрированным кан дидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, об щественным объединением, должны быть удостоверены в письменном заявлении зарегистрированным кандидатом, избирательным объедине нием, избирательным блоком, общественным объединением, чьи инте ресы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, име ни и отчества, адреса места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заме няющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 8. Указанные в пактах 4 и 7 документы могут быть предъявлены в участковую избирательную комиссию, а в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, — в муниципальную (территориальную) избиедтель- ную комиссию с начала работы по составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории и о результатах выборов до окончания этой работы. 9. Наблюдатели вправе; знакомиться со списками избирателей; находиться в помещении для голосования соответствующего изби рательного участка в день голосования в любое время в период, указан ный в пункте 3 настоящей статьи; присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избира телей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирате лей на избирательном участке на расстоянии и вусловиях, обеспечиваю щих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знако миться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюл летенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных до кументов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия — к замещающему его лицу с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комис сий об итогах голосования и результатах выборов, изготавливать или получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо состав ленных этими комиссиями в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в том числе список лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии; обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего зако на, действия (бездействие) участковой избшательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в со ответствующих комиссиях. 10‘‘'ШбйюАатель не вправе: . к л 1 атбяомп . выдавать избирателям избирательные бюллетени; ~ расписываться за избирателя по его просьбе в получении избира тельных бюллетеней; заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени; предпринимать действия, нарушающие тайну голосования: принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса: совершать действия, препятствующие работе избирательной комис сии; вести агитацию среди избирателей; участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией. 11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосова ния, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоко лов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информации избирательная комиссия обязана заве рить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов. 12. Копии протоколов и иных документов избирательных комиссий заверяются председателем или секретарем избирательной комиссии. При этом указанные лица делают в заверяемом документе запись "Копия верна", расписываются и ставят печать соответствующей избирательной комиссии. 13. Иностранные (международные) наблюдатели получают разре шение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом и при наличии приглашения органов государствен ной власти области, избирательной комиссии области и аккрюдитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Дея тельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральными законами. Статья 30. Организация деятельности избирательных комис сий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллеги ально. 2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избира тельной комиссии избираются из числа членов избирательной комиссии тайным голосованием на первом ее заседании. Организацию проведе ния данного заседания осуществляет уполномоченный представитель органа, сформировавшего эту комиссию. 4. Заседания избирательной комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной ко миссии, а также по требованию не менее одной трети членов избира тельной комиссии с правом решающего голоса. 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. 6. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов изби рательной комиссии с правом решающего голоса. 7. Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии по во просам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несосто- явшимися или недействительными, о проведении повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии в порядке, предусмотрен ном пунктом 4 статьи 20 и пунктами 6-8 статьи 75 настоящего закона, принимаются на заседании соответствующей избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 8. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимают ся большинством голосов от числа присутствующих членов избиратель ной комиссии с правом решающего голоса. 9. При принятии решений избирательной комиссией в случае равно го числа голосов «за» и «против» голос председателя избирательной комиссии является решающим. 10. Решения избирательной комиссии подписываются председате лем и секретарем избирательной комиссии. 11. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, при нятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мне ние, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем втрех дневный срок, а вдень голосования и вдень, следующий за днем голосо вания, — незамедлительно. 12. Избирательные комиссии муниципальных образований, терри ториальные и участковые избирательные комиссии могут привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, внештатных работников по трудовым соглашениям. Статья 31. Содействие в реализации полномочий избиратель ных комиссий 1. Государственные органы, органы местного самоуправления, го сударственные и муниципальные учреждения, организации, предпри ятия с государственным участием, а также ихдолжностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их пол номочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, тран спорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материа лы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятиднев ный срок, а за 5 дней до выборов и вдень выборов— незамедлительно. 2. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, должны предоставлять избирательным комиссиям возможность для размещения своей печатной информации в порядке, установленном федеральными законами, настоящим законом и иными законами области. 3. Общественные объединения, предприятия, учреждения, органи зации, средства массовой информации, не указанные в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, а также их должностные лица обязаны предостав лять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы. давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и в день выборов— незамедлительно. ГЛАВА IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 32. Право выдвижения кандидатов 1. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями и в порядке само выдвижения. Кандидаты могут быть выдвинуты также избирательными объединениями, избирательными блоками. 2. Выдвижение кандидатов возможно при условии представления письменного заявления лица о согласии баллотироваться кандидатом и обязательства вслучае избрания прекратить деятельность, не совмести мую с замещением должности главы администрации муниципального образования согласно п. 5 ст. 8 настоящего закона. Указанное заявление вместе с письменным уведомлением о намерении сбора подписей на правляется в избирательную комиссию муниципального образования. Статья 33. Выдвижение кандидата непосредственно избирате лями 1. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями прово дится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, груп пы избирателей, обладающих активным избирательным правом при го лосовании за данного кандидата с письменным уведомлением об этом избирательной комиссии муниципального образования и последующем сбором подписей в поддержку кандидата. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занима емая должность (род занятий) и адрес места жительства кандидата. 2. Одновременно с письменным уведомлением инициаторы сбора подписей направляют в избирательную комиссию муниципального обра зования заявление кандидата о его согласии баллотироваться надолжность главы администрации муниципального образования с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом главы администрации. В случае наличия у кандидата неснятой или непо гашенной судимости, гражданства иного государства в заявлении также указываются эти сведения, в том числе соответствующая статья (статьи) Уголовного кодекса Российской Федерации, наименование соответству ющего иностранного государства. Статья 34. Выдвижение кандидатов избирательными объеди нениями, избирательными блоками 1. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдви нуть только одного кандидата. Избирательное объединение, избира тельный блок вправе выдвигать кандидата, не являющегося членом вхо дящих в них общественных объединений. 2. Выдвижение кандидатов осуществляется тайным голосованием на съездах, конференциях, собраниях местных, областных избирательных объединений либо областных, местных отделений общероссийских или межрегиональных избирательных объединений. Уполномоченные представители избирательного объединения пред ставляют в избирательную комиссию муниципального образования про токол с решением съезда, конференции, собрания избирательного объ единения либо его областного, местного отделения. В решении о вы движении кандидата должны быть указаны данные о кандидате, пере численные в статье 33 настоящего закона. Одновременно с этим доку ментом в избирательную комиссию муниципального образования пред ставляются: заверенная копия свидетельства о регистрации соответству ющего общественного объединения, заверенная копия зарегистриро ванного устава общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также доверенность на уполномоченных представителей избирательного объ единения. 3. Избирательные блоки образуются избирательными объединения ми. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на одних и тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объедине ний. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съез де, конференции, собрании каждого из избирательных объединений либо их областных, местных отделений, после чего подписывается со вместное решение о создании избирательного блока. Решение о выдви жении кандидата избирательным блоком принимается на конференции представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений. Избирательные блоки подлежат регистрации в избира тельной комиссии муниципального образования непосредственно пос ле их образования с представлением в избирательную комиссию муни ципального образования документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. 4. Избирательная комиссия муниципального образования обязана не позднее чем через 3 дня после получения соответствующих документов зарегистрировать избирательный блок или принять мотивированное решение об отказе в регистрации, которое может быть обжаловано в суд. 5. Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в избирательную комиссию муниципального образования протокол с решением конференции представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, о выдвижении кандидата. В этом решении должны быть указаны данные о кандидате, перечисленные в статье 33 настоящего закона-.л.. ... . ....... . Статья 35. Сбор подписей избирателей в поддержку кандида- 1. Избирательная комиссия муниципального образования в трехднев ный срок со дня получения письменного уведомления и других докумен тов, указанных в статьях 32-34 настоящего закона, проверяет правомер ность выдвижения кандидата и выдает письменное подтверждение о приеме документов, после чего начинается сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. 2. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, должно составлять не менее 2 процентов от числа избирателей, заре- гистрирюванных на территории муниципального образования. Предель ное количество подписей, представляемых для регистрации кандидата, не должно превышать установленное законом необходимое для регис трации количество подписей более чем на 15 процентов. 3. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в прило жениях № 1 и № 2 к настоящему закону. 4. При сборе подписей в поддержу кандидата в каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в подписном листе кроме ука занных данных сообщается принадлежность кандидата к соответствую щему избирательному объединению, избирательному блоку. 5. Избиратель ставит подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или выдвинутых путем самовыдвижения либо избирателем, группой избирателей, но толь ко один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избира тель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места житель ства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи. Подписной лист заверяет своей подписью лицо, собиравшее подпи си избирателей, с собственноручным указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера пас порта или заменяющего его документа и уполномоченным представите лем избирательного объединения, избирательного блока или кандида том. 6. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершенно летнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата. 7. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладаю щих активным избирательным правом, на территории соответствующе го муниципального образования. Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подпи сей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграж дение избирателей за внесенные подписи, не допускается. Сбор подпи сей избирателей производится по месту работы, службы, учебы, житель ства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где сбор подписей не запрещен законом. Сбор подписей задрещается в процес се и вместах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нару шение указанных запретов может быть основанием для признания не действительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кан дидата избирательной комиссией муниципального образования либо судом. Статья 36. Регистрация кандидатов 1. Для регистрации кандидатов, выдвинутых непосредственно изби рателем, избирателями, путем самовыдвижения, а равно избирательны ми объединениями, избирательными блоками, кандидат, избиратель, груп па избирателей либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не позднее чем за 35 дней до дня голосования представляет в избирательную комиссию муниципального образования подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. В последний день подписные листы принимают ся до 18 часов местного времени. Регистрация производится при нали чии необходимого количества достоверных подписей избирателей, со бранных в поддержку кандидата, письменного заявления лица о его со гласии баллотироваться кандидатом на соответствующую должность и обязательства в случае избрания прекратить деятельность, не совмести мую со статусом главы администрации. Избирательная комиссия муниципального образования вправе при содействии соответствующих государственных и муниципальных орга нов организовать проверку данных о кандидате, содержащихся в пред ставленных документах. 2. Количество представленных подписей избирателей в поддержку кандидата не должно превышать их число, установленное в пункте 2 статьи 35 настоящего закона. 3. Подписные листы представляются в избирательную комиссию му ниципального образования всброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов избирательная комиссия муниципального образования выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. 4. Избирательная комиссия муниципального образования проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных лис тах в поддержку каждого кандидата. По решению избирательной комис сии муниципального образования для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной ко миссии и привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты. Их заключения могут служить основанием для признания данных в подписных листах недостоверными. 5: Проверке подлежат либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством случайной вы борки (жребия). О каждом проведении проверки должны извещаться все кандидаты, представившие установленное количество подписей для ре гистрации. При проведении проверки подписей избирательной комис сией муниципального образования, включая проведение выборки под писей для проверки, вправе присутствовать все представившие установ ленное количество подписей кандидаты, представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата. 6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кан дидата до представления подписей в избирательную комиссию муници пального образования, если это ими специально отмечено. 7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись. 8. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе про водить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подпис ных листах, не вызывая их в избирательную комиссию. 9. Опрос проводится не менее чем д^мя членами избирательной комиссии муниципального образования либо нижестоящей избиратель ной комиссии. Опрашивается непосредственно тот избиратель, чья под пись проверяется. 10. Недогтоверными считаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недостовер ной при наличии соответствующей справки органа внутренних дел, либо заключения эксперта; подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых уста новлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные или не расписывался в соответствующем подписном листе; под лог подписи устанавливается по письменному заявлению избирателя, направленному в избирательную комиссию муниципального образова ния, либо по заключению эксперта. 11. Не являются недостоверными подписями, но не включаются в общее количество подписей избирателей, необходимых для регистра ции кандидата; подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом на день внесения подписи; подписи лиц, не указавших вподписном листе все требуемые сведе ния; подписи избирателей до получения от избирательной комиссии му ниципального образования письменного подтверждения о приеме доку ментов о выдвижении кандидата. 12. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостовер ной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом. 13. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 2 процентов от числа проверенных подписей производится до полнительная проверка еще 10 процентов подписей в указанном выше порядке. В случае обнаружения при дополнительной проверке более 2 процентов недостоверных подписей от числа проверенных дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится. 14. Регистрация кандидата также не производится втом случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подпи сей, признанных недействительными и недостоверными, недостаточно для регистрации. 15. Для определения достоверности данных, содержащихся в под писных листах с подписями избирателей, избирательная комиссия муни ципального образования вправе использовать государственную автома тизированную информационную систему регистрации (учета) избира телей. 16. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы (членом избирательной комиссии муни ципального образования с правом решающего голоса) и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. Копия протокола до заседания избирательной комиссии передается кандида ту, уполномоченным представителям избирательного объединения, из бирательного блока. 17. Избирательная комиссия муниципального образования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона в течение 5 дней со дня поступления подписных листов и принять решение о регистрации кандидата либо мотивирован ное решение об отказе в регистрации. 18. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объ единением, избирательным блоком, в решении избирательной комис сии муниципального образования отмечается факт его выдвижения со ответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своем независи мом статусе либо о принадлежности к какому-либо общественному объ единению, что также отмечается в решении комиссии о регистрации кандидата, 19. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о ре гистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются средст вам массовой информации, 20. В случае отказа в регистрации кандидата избирательная комис сия муниципального образования обязана в течение ^ о к после приня тия решения выдать кандидату, соответствующему избирателю, избира телям либо уполномоченному представителю избирательного объеди нения, избирательного блока копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут служить нару шение порядка выдвижения кандидата, недостаточное количество пред ставленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандида та, превышение установленной предельной доли недостоверных под- ,..,писей среди подписей, подвергшихся проверке, нарушение порядка сбора подписей, нарушение порядка создания избирательного фонда " кандййй'^а и расходоваййя' ёгЬ ббейб'тб,‘Н’'?а16кеййШ'Ьст(6йания, предус мотренные федеральным законодательством. 21. Решение избирательной комиссии муниципального образования о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть об жаловано в суд. Жалоба (заявление) должна быть рассмотрена в течение 3 дней. 22. Кандидат вправе снять свою кандидатуру, но не позднее, чем за три дня до голосования, 23. В случае, если ко дню голосования не останется ни одного заре гистрированного кандидата либо останется только один зарегистриро ванный кандидат, выборы по решению избирательной комиссии муни ципального образования откладываются на срок не более 4 месяцев для дополнительного вьщвижения кандидатов и осуществления последую щих избирательных действий. 24. При наступлении указанных в предыдущем пункте настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 6 статьи 48 настоящего закона, все дополнительные расходы, понесенные в связи с этим избирательной комиссией муниципального образования на подготовку и проведение выборов, относятся за счет этого кандидата. ГЛАВА V. СТАТУС КАНДИДАТА Статья 37. Равноправие кандидатов Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 38. Недопустимость использования кандидатами пре имуществ своего должностного или служебного положения 1. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные дол жности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. 2. В настоящем законе под использованием преимуществ должнос тного или служебного положения в соответствии с Федеральным зако ном «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует понимать: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих к осу ществлению в служебное время деятельности, способствующей выдви жению и (или) избранию кандидатов; использование помещений, занимаемых государственными органа ми или органами местного самоуправления, для осуществления деятель ности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата, в слу чае, если другие не могут использовать эти помещения на таких же условиях; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, ин формационных услуг, организационной техники, обеспечивающих фун кционирование государственных учреждений или органов местного са моуправления, для осуществления деятельности, способствующей вы движению и (или) избранию кандидата; использование бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собствен ности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федераль ным законодательством о государственной охране; проведение сбора подписей, предвыборной агитации государствен ными или муниципальными служащими в рабочее время или в ходе слу жебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации, указанным в п^кте 1 статьи 43 насто ящего закона, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации. Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятство вать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями. Статья 39. Обеспечение равного статуса зарегистрированных кандидатов 1. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государствен ной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на едемя их участия ввыборах освобождаются от выполне ния служебных обязанностей и не позднее трех дней со дня регистра ции представляют в избирательную комиссию муниципального образо вания заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения). 2. Журналистам, другим творческим работникам, а также должност ным лицам редакций средств массовой информации, должностным ли цам и творческим работникам государственных, муниципальных телера диокомпаний запрещается участвовать восвещении избирательной кам пании через средства массовой информации, если указанные лица явля ются зарегистрированными кандидатами либо доверенными лицами за регистрированных кандидатов. 3. Нарушение зарегистрированным кандидатом положений настоя^ щей статьи является основанием для отмены избирательной комиссией муниципального образования своего решения о регистрации кандидата. Статья 40. Гарантии деятельности зарегистрированных канди датов 1. Администрация предприятия, учреждения, организации, коман дир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кан дидата избирательной комиссией муниципального образования до дня официального опубликования общих итогов выборов обязаны по заявле нию, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от рабо ты, службы влюбой день и на любое время втечение этого срока. В этом случае избирательная комиссия муниципального образования за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию вразмере сред него заработка за предшествующие дате регистрации 3 месяца, но не более семикратного минимального размера оплаты труда, установлен ного федеральным законом на день назначения выборов. 2. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с ра боты или без его согласия переведен на другую работу. (Продолжение на 5-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz