Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

27 о ктяб ря 1998 г ., № 211 (20839) Ж И П ЕЦ КА Я •/Ж г а з е т а С') ЗАКОНЛИПЕЦКОМОБЛАСТИ О ВЫЕОРАХ ГЛАВАДИИНИаРАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРШОВАНИЙ ВЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовая основа проведения выборов глав адми­ нистраций муниципальных образований 1. Выборы глав администраций муниципальных образований прово­ дятся на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», других федеральных законов. Устава Липецкой области, настоящего закона и других законов области, а также уставов соответствующих муниципальных образований. 2. В случае внесения изменений и дополнений в настоящий закон в период проведения избирательной кампании по выборам главы адми­ нистрации муниципального образования они действуют при проведе­ нии новых выборов главы администрации муниципального образования. - Статья 2. Основные термины, применяемые в настоящем за­ коне В настоящем законе используются следующие термины; агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предна­ значенные для массового распространения, обнародования входе изби­ рательной кампании; выборы— выборы главы администрации муниципального образова­ ния; выдвижение кандидата — инициатива избирателей, избиратель­ ного объединения, избирательного блока в определении кандидата на должность главы администрации муниципального образования , а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы, пред­ усмотренные федеральным законом и настоящим законом области; глава администрации муниципального образования— выборное должностное лицо, предусмотренное уставом муниципального образо­ вания, возглавляющее соответствующую администрацию и осуществля­ ющее исполнительно-распорядительные полномочия по решению во­ просов местного значения; государственная служба — профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов; государственный служащий— гражданин Российской Федерации, исполняющий в установленном законом порядке обязанности по госу­ дарственной должности государственной службы; избирательная кампания кандидатов— деятельность кандидатов, их доверенных лиц и поддерживающих их избирателей, направленная на их избрание и включающая организацию сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, предвыборную агитацию и иную ор­ ганизационную деятельность в соответствии с настоящим законом; избирательные комиссии —коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные федеральным законом, настоящим законом, которые организуют и обеспечивают подготовку и проведение выборов; избирательная комиссия муниципального образования —муни­ ципальная избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов главы администрации муниципально­ го образования на всей территории муниципального образования; избирательный округ — единая территория, которая образована в соответствии с федеральным и областным законами, от которой непос­ редственно избирается глава администрации муниципального образова­ ния; избирательная кампания — период со дня официального опубли­ кования решения уполномоченного должностного лица, органа государ­ ственной власти, органа местного самоуправления о назначении выбо­ ров до дня официального опубликования результатов выборов; избирательное право активное — право граждан Российской Фе­ дерации, постоянно или преимущественно проживающих на террито­ рии соответствующего муниципального образования, избирать главу ад­ министрации муниципального образования; избирательное право пассивное — право граждан Российской Фе­ дерации быть избранными главой администрации муниципального обра­ зования; избиратель — гражданин Российской Федерации (далее гражданин), постоянно или преимущественно проживающий на территории соот­ ветствующего муниципального образования, имеющий право избирать главу администрации муниципального образования; избирательный блок — добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Изби­ рательный блок обладает правами избирательного объединения; избирательное объединение — общероссийское, межрегиональ­ ное, областное, местное политическое общественное объединение (по­ литическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными вуставе, целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы местного само­ управления посредством выдвижения кандидатов и организации их пред­ выборной агитации, участия в организации и деятельности указанных органов; избирательное объединение должно быть создано и зарегис­ трировано в установленном законом порядке, а его действующий устав — зарегистрирован не позднее, чем за один год до дня голосования; кандидат—тир, выдвинутое в установленном настоящим законом порядке в качцствй пррх^ндрнта на эамещаемую посредствок^ прямых выборов должность главы администраций муниципального образования; кандидат 5йрё»^с'1‘рйроййннь/й —лицо, которое зарегистрировано соответствующей муниципальной избирательной комиссией кандида­ том на должность главы администрации муниципального образования; местное самоуправление — признаваемая и гарантируемая Кон­ ституцией Российской Федерации самостоятельная, под свою ответ­ ственность, деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных тра­ диций; муниципальная служба — профессиональная деятельность на пос­ тоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выбор­ ной; муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть посе­ ления, иная населенная территория, предусмотренные федеральным и областным законами об общих принципах организации местного само­ управления, в пределах которых осуществляется местное самоуправле­ ние, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выбор­ ные органы местного самоуправления; место постоянного или преимущественного прожйвания граж­ данина — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специа­ лизированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а такж^ иное жилое помещение, в кото­ ром гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; место временного пребывания гражданина — больница, санато­ рий, дом отдыха, пансионат, следственный изолятор, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом житель­ ства гражданина, в котором он проживает временно на основаниях, пред­ усмотренных законодательством Российской Федерации; наблюдатель —лицо, назначенное при проведении выборов канди­ датом, избирательным объединением, избирательным блоком, общес­ твенным объединением, созданным и зарегистрированным в установ­ ленном законом порядке, а также группой избирателей; наблюдатель на выборах уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по про­ верке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов; наблюдатель иностранный (международный) —лицо, представ­ ляющее иностранную или международную организацию, приобретаю­ щее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведени­ ем выборов в соответствии с порядком, установленным федеральными законами; органы местного самоуправления — представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного са­ моуправления, избираемые непосредственно гражданами, постоянно или преимущественно проживающими на территории соответствующего му­ ниципального образования, образуемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Уставами муниципаль­ ных образований. Уставом области и областными законами; предвыборная агитация — деятельность граждан, кандидатов, из­ бирательных объединений, избирательных блоков, общественных объ­ единений, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей при­ нять участие в выборах, а также голосовать за тех или иных кандидатов или против них. Статья 3. Срок полномочий главы администрации муниципаль­ ного образования 1. Срок полномочий главы администрации муниципального образо­ вания устанавливается Уставом и законами Липецкой области (далее области), уставом муниципального образования и не может быть более четырех лет, 2. Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий из­ бранного главы администрации муниципального образования не допус­ кается. 3. Норма об изменении установленного законами области и уставом муниципального образования срока полномочий главы администрации муниципального образования вступает в силу после истечения срока полномочий действующего главы администрации муниципального обра­ зования, а в случае досрочного прекращения его полномочий — после прекращения полномочий. Статья 4. Обязательность проведения выборов Проведение выборов главы администрации муниципального образо­ вания является обязательным. Они назначаются в сроки, установленные законами области и уставами муниципальных образований. Статья 5. Назначение выборов 1. Выборы главы администрации муниципального образования на­ значаются представительным органом местного самоуправления соот­ ветствующего муниципального образования в связи с истечением сро­ ков полномочий главы администрации муниципального образования, ус­ тановленных законом области и уставом муниципального образования 2. Выборыназначаются на первое воскресенье после истечения срока полномочий главы администрации муниципального образования. 3. В случае досрочного прекращения полномочий главы администра­ ции муниципального образования по основаниям, предусмотренным за­ конами области и уставом муниципального образования, представитель­ ный орган местного самоуправления назначает выборы главы админис­ трации муниципального образования на первое воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами со дня досрочного прекращения полно­ мочий главы администрации муниципального образования. Статья 6. Гарантии своевременного назначения выборов 1. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит выборы в сроки, установленные в настоящем законе, выбо­ ры проводятся избирательной комиссией муниципального образования соответственно в первое или во второе воскресенье месяца, следующе­ го за месяцем истечения срока полномочий главы администрации муни­ ципального образования, в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами со дня досрочного прекращения полно- П О С Т А Н О В Л Е Н И Е пятой с е с с и и Л и п е ц к о г о област но го Совет а депутатов второго с о зы в а № 9 1 - п с от 1 5 1 0 9 8 г о ПРОЕКТЕ О Б Л АШ О ГО ЗАКОНА «0 ВЫБОРАХ ГЛАВ АДМИНИСТРАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ» Р а с см от р е в п р о е кт обл аст но го з а к о н а «О в ы б о р а х г л а в а д м и н и ст р а ц и й м у н и ц и п а л ь н ы х о б р а з о в а н и й в Л и п е ц к о й област и» , п р е д л о ж е н и я п о н е м у комитета област но го Совета депутатов п о за ко но д ат ел ь ст в у и п р а в о в ы м в о п р о с а м и р у ко в о д ст в у я с ь Ф е д е р а л ь н ы м и з а к о н а м и «О б о с н о в ны х гарант иях и зб и р ат ел ьны х п р а в и п р а в а н а участ ие в р е ф е р е н д у м е г р а ж д а н Р о с с и й ­ с к о й Ф е д е р а ц и и , «О б о б щ и х п р и н ц и п а х о р г а н и з а ц и и м ест но го с а м о у п р а в л е н и я в Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и » , п ун кт ом 2 статьи 3 0 Устава Л и п е ц к о й област и , о б л а с ­ тной Совет депутатов П О С Т А Н О В Л Я Е Т : 1 . Принять о бл аст н о й з а к о н «О в ы б о р а х г л а в а д м и ­ н и ст р ац и й м у н и ц и п а л ь н ы х о б р а з о в а н и й в Л и п е ц к о й области» (п р и л а г а ет с я ) . 2 . Напр авит ь д а н н ы й о бл аст н о й з а к о н в соответст­ в и и с пун кт ом 2 статьи 3 2 Устава Л и п е ц к о й област и д л я п о д п и с а н и я и о б н а р о д о в а н и я . 3 . Н а ст о ящ е е п о ст а н о в л е н и е вступает в с и л у с о д н я е г о п о д п и с а н и я . Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. мочий главы администрации муниципального образования. 2. Решение представительного органа местного самоуправления или избирательной ком иссии муниципального образования о назначении выборов публикуется не ранее чем за 120 дней, но не позднее чем за 90 дней до дня голосования. 3. В случае, если представительный орган местного самоуправления, а также избирательная комиссия муниципального образования не назна ­ чат в установленный сро к выборы главы администрации муниципального образования, а также при отсутствии избирательной комиссии муници ­ пального образования и невозможности ее формирования, выборы на ­ значаются соответствующим районным, городским судом по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, о р ­ ганов государственной власти, органа местного самоуправления, проку ­ рора. При атом выборы ор ганизует и проводит временная избиратель­ ная комиссия муниципального образования, которая формируется для под готовки и проведения данных выборов избирательной ком иссией Липецкой области (далее области) в количестве от 5 до 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установ­ ленных настоящим законом , в течение 7 дней со дня вступления судеб ­ ного решения в законную силу. Статья 7. Избирательные права граждан 1. Гражданин, дости гший возраста 18 лет и постоянно или преиму ­ щественно проживающий на территории соответствующего муниципаль­ ного образования, вправе избирать главу администрации муниципально­ го образования, участвовать в иных избирательных действиях, предус ­ мотренных настоящим законом и проводимых законными методами. 2. Гражданин, достигший 21 года, вправе быть избранным главой администрации муниципального образования. 3. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признан ­ ные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения сво ­ боды по приговору суда. 4. Пребывание избирателя вне места его постоянного или преиму ­ щественного проживания во время проведения выборов на территории муниципального образования не может служить основанием для о грани ­ чения его избирательных прав. 5. Глава администрации муниципального образования не имеет пра ­ ва: а) состоять в руководящих органах зарегистрированных политичес­ ких партий и общественных движений ; б) состоять в правлениях и других органах управления предприятий, учреждений, ор ганизаций; в) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме препо ­ давательской, научной и иной творческой деятельности; г) получать любые доходы , в том числе единовременные от пред ­ приятий, учреждений, ор ганизаций, находящихся в муниципальной со ­ бственности либо действующих на территории муниципального образо ­ вания и связанных с местным бюджетом, получением из него средств, налоговыми либо другими финансовыми льготами; д) быть избранным главой администрации муниципального образо ­ вания более двух раз подряд. Статья 8. Принципы участия избирателей в выборах 1. Избиратели участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямо го избирательного права при тайном голосовании. 2. Участие избирателя в выборах является свободным и доброволь­ ным. Никто не вправе оказывать на него воздействие с целью принудить его участвовать или не участвовать в выборах и препятствовать его сво ­ бодному волеизъявлению. Статья 9. Принципы участия избирательных объединений, из­ бирательных блоков в выборах 1. Избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в ,въ1бРрах. гдавь) администрации мунидипал!*цргрюбрзэования на равных основаниях в порядке, установленном настоящим законом. ■'■■ '2. Всё решений избирательных ЪбъейИйейий, избирательных бло­ ков, связанные с их участием в выборах, принимаются на коллегиальной основе. Статья 10. Органы, осуществляющие подготовку и проведе­ ние выборов главы администрации муниципального образования 1. Осуществление под готовки и проведения выборов главы адм инис ­ трации муниципального образования, обеспечение реализации и защ и ­ ты избирательных прав граждан возлагаются на избирательные ком ис ­ сии. 2. Избирательные ком иссии в пределах своей компетенции незави­ симы от органов государственной власти и органов местного самоуправ­ ления. 3. Решения и акты избирательных комиссий , принятые в пределах их компетенции , установленной федеральными законами, настоящим за ­ коном и иными законами области, обязательны для государственных уч­ реждений, органов местного самоупрадления, кандидатов, заре ги стри ­ рованных кандидатов избирательных объединений, избирательных бло­ ков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и и з ­ бирателей. Статья 11. Гласность подготовки и проведения выборов главы администрации муниципального образования 1. Подготовка и проведение выборов главы администрации муници ­ пального образования осуществляется открыто и гласно. 2. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах мас­ совой информации, указанных в статье 43 настоящего областного за ко ­ на, и передаются в иные средства массовой информации не позднее чем в трехдневный срок. 3 . В муниципальных образованиях, где отсутствуют средства массо ­ вой информации, указанные в статье 43 настоящего закона, решения избирательных ком иссий , органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов, доводятся до сведения населе­ ния иными доступными способами с учетом местных условий. Статья 12. Право на предвыборную агитацию 1. Граждане, кандидаты, избирательные объединения, избиратель­ ные блоки, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами осуществлять деятельность, имеющую целью побудить избирателей участвовать в выборах глав ад ­ министраций муниципальных образований, а также голосовать, за или против всех кандидатов. 2. Зарегистрированным кандидатам , избирательным объединени ­ ям, избирательным блокам гарантируются равные условия доступа к му­ ниципальным средствам массовой информации. Статья 13. Финансирование выборов 1. Расходы избирательных комиссий , связанные с подготовкой и пр о ­ ведением выборов, производятся за счет средств бюджета муниципаль­ ного образования. 2. Кандидаты финансируют затраты на их избирательную кампанию исключительно из средств создаваемых ими избирательных фондов. ГЛАВА I I . ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ У Ч АШ О В , РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 14. Избирательный округ по выборам главы админис­ трации муниципального образования Выборы главы администрации муниципального образования прово ­ дятся по округу, составляющему всю территорию муниципального обра ­ зования. Статья 15. Образование избирательных участков 1. Избирательные участки образуются для голосования и подсчета голосов избирателей. Избирательные участки образует глава админис ­ трации муниципального образования по согласованию с муниципальной избирательной комиссией не позднее чем за 30 дней до дня голосова ­ ния, учитывая местные и другие условия в целях создания максимальных удобств для избирателей. 2. Избирательные участки образуются с учетом следующих требова­ ний: из расчета не более 3000 избирателей в каждом избирательном участке ; границы избирательных участков не должны пересекать границ и з ­ бирательного округа муниципального образования. 3. Избирательные участки мо гут быть образованы в санаториях, пр о ­ филакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно ­ профилактических учреадениях и других местах временного пребыва­ ния избирателей, на территории муниципального образования в поряд ­ ке и в сроки , установленные пунктом 1 настоящей статьи; в исключитель­ ных случаях допускается образование таких участков избирательной к о ­ миссией муниципального образования не позднее чем за 5 дней до дня голосования. 4. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от насе­ ленных пунктов местностях. В таких случаях избирательные участки об ­ разуются командирами воинских частей по решению избирательной ко ­ миссии муниципального образования в сроки , установленные в пункте 1 настоящей статьи. Членам избирательных комиссий , заре гистрирован ­ ным кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, а также представителям средств мас­ совой информации должен быть обеспечен доступ в помещения для голосования и возможность осуществления их прав в соответствии с настоящим законом по предъявлении соответствующих удостоверений. 5. Глава администрации муниципального образования публикует спи с ­ ки избирательных участков в местной печати не позднее чем за 25 дней до дня голосования на выборах; в этих списках должны быть указаны границы и номера участков, а также места нахождения участковых и зб и ­ рательных ком иссий и помещений для голосования. Статья 16. Регистрация (учет) избирателей 1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий ­ ской Федерации " ре гистрации (учету) подлежат все граждане Россий ­ ской Федерации , обладающие активным избирательным правом. 2. Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на терри­ тории муниципального образования, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с федеральным зако­ ном, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Фе­ дерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жйГтёль- ства в пределах Российской Федерации. 3. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой админис­ трации муниципального образования, командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. При этом может использо­ ваться государственная автоматизированная информационная система регистрации (учета) избирателей. 4. Орган исполнительной власти области обязан оказывать необхо­ димое содействие органам местного самоуправления и избирательным комиссиям при регистрации (учете) избирателей и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях. 5. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к доку­ ментированной информации (персональным данным) о себе, в том чис­ ле находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой ин­ формации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кем и в каких целях используется или использовалась эта информация. Статья 17. Порядок составления списков избирателей 1. Порядок составления списков избирателей устанавливается феде­ ральными законами, законами области и уставами муниципальных обра­ зований. Списки избирателей составляются избирательной комиссией муниципального образования на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой администрации муниципального обра­ зования. Списки избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они прожи­ вают на территории расположения воинской части, составляются на ос­ новании сведений, предоставляемых командиром воинской части. Указанные сведения представляются в избирательную комиссию муниципального образования. 2. Списки тех избирателей, которые в день голосования будут нахо­ диться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, бол|дНицах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании дан­ ных, предоставляемых руководителями таких учреждений. Избиратель­ ная комиссия муниципального образования, составившая списки избира­ телей по месту их временного пребывания, направляет информацию об избирателях, включенных в эти списки, в участковую избирательную ко­ миссию по месту постоянного или преимущественного проживания та­ ких избирателей. 3. Список избирателей составляется отдельно по каждому избира ­ тельному участку. 4. При составлении списка избирателей используется государствен­ ная автоматизированная информационная система регистрации (учета) избирателей. 5. После обобщения и проверки необходимых данных избиратель­ ная комиссия муниципального образования составляет список избирате­ лей по форме. 6. В списке избирателей сведения об избирателях располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчест­ во, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного прожива­ ния избирателя. 7. Список избирателей составляется в двух экземплярах, которые подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии м ун ици па лж о го образования. Первый экземпляр списка избирателей остается в избирательной комиссии муниципального образования, а вто­ рой пе ред ае тся 'по а кту соответствующей участковой -тйб»грвтельной'*'н комиссии не позднее чем за 25 дней до дня голосования. После получе­ ния списка участковой избирательной комиссией его подписывают так­ же председатель и секретарь участковой избирательной комиссии. Спи­ со к избирателей заверяется печатями соответственно избирательной комиссией муниципального образования и участковой избирательных комиссий. 8. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и орга­ низациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей. 9. Исключение гражданина из списка избирателей после его подпи­ сания председателем и секретарем избирательной комиссии муници­ пального образования производится только на основании сведений, по­ лученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (^ет) избирателей. При этом в списке избирателей указывается дата исключения гражданина из списка избирателей и причина такого исклю­ чения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. 10. Вносить какие-либо изменения всписки избирателей после окон­ чания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. Статья 18. Порядок включения граждан в списки избирателей 1. Граждане, обладающие на день проведения голосования актив­ ным избирательным правом, включаются всписки избирателей. Избира­ тель может быть внесен в список избирателей только на одном избира­ тельном участке. 2. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка. 3. Избиратели, находящиеся в день голосования в санаториях, про­ филакториях, домах отдыха, больницах, других стационарных лечебно­ профилактических учреждениях и других местах временного пребыва­ ния избирателей, включаются в списки избирателей по месту их пребы­ вания при условии их постоянного или преимущественного проживания на территории того избирательного округа, в пределах которого нахо­ дится соответствующее учреждение, место временного пребывания. 4. Студенты и аспиранты, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития. 5. Избиратели, поселившиеся на территории муниципального обра­ зования после составления списков избирателей и предоставления их для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причи­ не не включенные в списки, дополнительно включаются участковой из­ бирательной комиссией в списки избирателей на основании докумен­ тов, удостоверяющих их личность и подтверждающих их место постоян­ ного или преимущественного проживания на территории данного изби­ рательного участка. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинс­ ких частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не про­ живали на территории данного муниципального образования, при про­ ведении выборов главы администрации муниципального образования не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей. Статья 19. Ознакомление избирателей со списками избирате­ лей, уточнение списков избирателей 1. Списки избирателей предоставляются участковой избирательной комиссией для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. 2. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить вучастковую избирательную комиссию о невключении его в спи­ сок избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия втечение 24 часов, а в день голосования — в течение 2 чаСов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточ­ ность, либо выдать письменный ответ с изложением мотивов отклоне­ ния заявления. .3. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжа­ ловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в течение 3 дней или, в случае подачи жалобы за 3 или менее дней до дня выборов или в день выборов, — немедленно. ГЛАВА I I I . ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 20. Система избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов главы администрации муници­ пального образования, защиту избирательных прав граждан осуществля­ ют: избирательная комиссия муниципального образования (муниципаль­ ная избирательная комиссия); территориальные избирательные комиссия; участковые избирательные комиссии. 2. В подготовке и проведении выборов главы администрации муни­ ципального образования участвует избирательная комиссия области в пределах полномочий, предусмотренных статьей 26 настоящего закона. 3. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пре­ делах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий. 4. Решение избирательной комиссии, противоречащее федераль­ ным законам или законам области либо принятое с превышением уста­ новленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия может принять решение по существу вопроса. Статья 21. Сроки формирования, сроки полномочий и числен­ ный состав избирательной комиссии муниципального образова­ ния, территориальных и участковых избирательных комиссий 1. Избирательная комиссия муниципального образования формиру­ ется не позднее 7 дней после официального опубликования решения о назначении дня выборов, в составе 5 -15 членов комиссии с правом ре­ шающего голоса. Срок полномочий избирательной комиссии муници­ пального образования истекает в день первого заседания вновь сформи­ рованной избирательной комиссии муниципального образования. 2. Территориальные избирательные комиссии могут создаваться на территории муниципального образования с большим числом избирате ­ лей. Территориальные избирательные комиссии формируются не по зд ­ нее чем за 55 дней до дня голосования в составе 4 -9 членов комиссии с правом решающего голоса. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии исте ­ кает через 30 дней после официального опубликования результатов вы­ боров главы администрации муниципального оф а зования . В случае об ­ жалования или опротестования результатов выборов либо итогов голо ­ сования по одному из избирательных участков на соответствующей тер ­ ритории полномочия территориальной избирательной ком иссии пр е ­ кращаются после вынесения окончательного решения по существу жало­ бы, протеста вышестоящей комиссией или судом. 3. Формирование участковых избирательных комиссий осуществля­ ется не позднее трех дней после образования избирательного участка. Количество членов участковой избирательной комиссии устанавливается в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на террито­ рии избирательного участка, и может составлять от 5 до 15 членов ко ­ миссии с правом решающего голоса. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются че­ рез 1о дней со дня официального опубликования результатов выборов в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступи ­ ло жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов и если по этим фактам не ведется судебное разбира ­ тельство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вы­ шестоящей комиссией или судом. Статья 22. Прядок формирования избирательной комиссии му­ ниципального образования, территориальных и участковых изби­ рательных комиссий 1. Формирование избирательной комиссии муниципального образо ­ вания и территориальных избирательных комиссий осуществляется пред­ ставительным органом местного самсуправления на основе предложе­ ний избирательных объединений, избирательных блоков, обществен­ ных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а учас­ тковых избирательных комиссий — представительным органом местного самоуправления на основании предложений избирательных объедине­ ний, избирательных блоков, общественных объединений, собраний и з ­ бирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. 2. Представительный орган местного самоуправления обязан назна­ чить не менее одной трети состава избирательных комиссий, названных в пункте 1 настоящей статьи, на основании поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имею ­ щих с]юакции в Государственной Думе Федерального Собрания Россий­ ской Федерации, в законодательном (представительном) органе го су ­ дарственной власти области и представительном органе местного сам о ­ управления. При этом не может быть назначено более одного предста­ вителя от каждого из избирательных объединений, избирательных бло­ ков. 3. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодатель­ ного (представительного) органа государственной власти области, ор га ­ на местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии муниципального образования, территориаль­ ной и участковой избирательных комиссий сохраняется за избиратель­ ными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутат­ ские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Россий­ ской Федерации , законодательном (представительном) органе области, представительном органе местного самоуправления последнего созыва. 4. Государственные служащие и лица, замещающие должности муни­ ципальной службы в органах местного самоуправления, не могут состав­ лять более одной трети от общего числа членов избирательной ком ис ­ сии муниципального образования, территориальной и участковой и зб и ­ рательных комиссий.. 5. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит состав избирательной комиссии муниципального образова ­ ния, территориальной или участковой избирательной комиссии в сроки , установленные в статье 21 настоящего закона, то по решению суда фор ­ мирование избирательной комиссии муниципального образования, тер ­ риториальных и ^ а с т к о в ы х избирательных комиссий производится с о ­ ответственно избирательной комиссией Области или избирательной ко ­ миссией муниципального образования. Статья 23. Полномочия избирательной комиссии муниципаль­ ного образования Избирательная комиссия муниципального образования: назначает выборы главы администрации муниципального образова­ ния в случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий главы администрации муниципального образования; .осуществляет контроль за соблюдени?*^| >? 5 ^ в граж ­ дан у 1 ДзсТрящего закона при проведении ,зы^ррра;,,..,,,.^ руководит работой территориальных и участковых избирательных комиссий , рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий, принимает по ним реше­ ния: обеспечивает всем кандидатам равные условия для участия в пред ­ выборной деятельности; принимает меры с целью обеспечения единообразного применения настоящего закона; устанавливает единую нумерацию избирательных участков; составляет списки избирателей; регистрирует избирательные блоки; распределяет денежные средства между территориальными и участ­ ковыми избирательными комиссиями , выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходова­ нием этих средств; осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов; регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостове­ рение установленного образца; утверждает форму и текст избирательного бюллетеня, форму с пи с ­ ка избирателей, актов сдачи-приема избирательных бюллетеней; устанавливает общее число избирательных бюллетеней, обеспечи­ вает их изготовление и снабжение ими территориальных и участковых избирательных комиссий; рассматривает сообщения органов местного самоуправления по во ­ просам , связанным с подготовкой и проведением выборов; устанавливает результаты выборов 1 *лавы администрации муниципаль­ ного образования и сообщает их средствам массовой информации; осуществляет досрочное голосование (в случае отсутствия террито­ риальной избирательной комиссии); организует повторные выборы; обеспечивает передачу в архив документов, связанных с подготов­ кой и проведением выборов; организует проведение голосования по отзыву главы администра­ ции муниципального образования, в случае его отзыва избирателями; осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим за ко ­ ном и уставом муниципального образования. Статья 24. Полномочия территориальной избирательной комис­ сии 1. Территориальная избирательная комиссия: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граж ­ дан и настоящего закона при проведении выборов на соответствующей терри тории ; координирует работу участковых избирательных комиссий, рассмат­ ривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий, принимает по ним решения; обеспечивает доставку избирательных бюллетеней и других избира ­ тельных документов участковым избирательным комиссиям ; организует досрочное голосование в помещении территориальной избирательной комиссии; устанавливает на основе протоколов участковых избирательных ко ­ миссий итоги голосования на своей территории и сообщает их средст­ вам массовой информации; передает протоколы об итогах голосования в избирательную ком ис ­ сию муниципального образования; обеспечивает передачу в избирательную комиссию муниципального образования документов, связанных с подготовкой и проведением вы­ боров; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим за ко ­ ном и уставом муниципального образования. 2. В случае если на территории данного муниципального образова­ ния территориальные избирательные комиссии не созданы, их функции выполняет избирательная комиссия муниципального образования. Статья 25. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: информирует население об адресах и номерах телефонов участко­ вой избирательной комиссии , времени ее работы, а также о дне и месте голосования; уточняет список избирателей, полученный от избирательной ком ис ­ сии муниципального образования в соответствии с установленным по ­ рядком взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, ор ганизациями и учреждениями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей; знакомит граждан со списками избирателей, принимает и рассмат­ ривает заявления об обнаруженных в них ошибках и неясностях и реша­ ет вопросы о внесении соответствующих изменений в списки избирате ­ лей; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и друго го оборудования; контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов; организует на избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке; рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона и принимает по ним мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим зако ­ ном и уставом муниципального образования. Статья 26. Участие избирательной комиссии области воргани­ зации и проведении выборов главы администрации муниципаль­ ного образования 1. Избирательная комиссия области: контролирует соблюдение избирательных прав граждан; в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 22 настоящего закона, формиру­ ет избирательные комиссии муниципальных образований; оказывает организационно-техническую , методическую и правовую помощь избирательным комиссиям муниципальных образований, терри ­ ториальным и участковым избирательным комиссиям ; обеспечивает и контролирует соблюдение единых нормативов тех­ нологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий; (Продолжение на 4 -й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz