Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
27 о ктяб ря 1998 г ., № 211 (20839) Ж И П ЕЦ КА Я •/Ж г а з е т а С') ЗАКОНЛИПЕЦКОМОБЛАСТИ О ВЫЕОРАХ ГЛАВАДИИНИаРАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРШОВАНИЙ ВЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовая основа проведения выборов глав адми нистраций муниципальных образований 1. Выборы глав администраций муниципальных образований прово дятся на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», других федеральных законов. Устава Липецкой области, настоящего закона и других законов области, а также уставов соответствующих муниципальных образований. 2. В случае внесения изменений и дополнений в настоящий закон в период проведения избирательной кампании по выборам главы адми нистрации муниципального образования они действуют при проведе нии новых выборов главы администрации муниципального образования. - Статья 2. Основные термины, применяемые в настоящем за коне В настоящем законе используются следующие термины; агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предна значенные для массового распространения, обнародования входе изби рательной кампании; выборы— выборы главы администрации муниципального образова ния; выдвижение кандидата — инициатива избирателей, избиратель ного объединения, избирательного блока в определении кандидата на должность главы администрации муниципального образования , а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы, пред усмотренные федеральным законом и настоящим законом области; глава администрации муниципального образования— выборное должностное лицо, предусмотренное уставом муниципального образо вания, возглавляющее соответствующую администрацию и осуществля ющее исполнительно-распорядительные полномочия по решению во просов местного значения; государственная служба — профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов; государственный служащий— гражданин Российской Федерации, исполняющий в установленном законом порядке обязанности по госу дарственной должности государственной службы; избирательная кампания кандидатов— деятельность кандидатов, их доверенных лиц и поддерживающих их избирателей, направленная на их избрание и включающая организацию сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, предвыборную агитацию и иную ор ганизационную деятельность в соответствии с настоящим законом; избирательные комиссии —коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные федеральным законом, настоящим законом, которые организуют и обеспечивают подготовку и проведение выборов; избирательная комиссия муниципального образования —муни ципальная избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов главы администрации муниципально го образования на всей территории муниципального образования; избирательный округ — единая территория, которая образована в соответствии с федеральным и областным законами, от которой непос редственно избирается глава администрации муниципального образова ния; избирательная кампания — период со дня официального опубли кования решения уполномоченного должностного лица, органа государ ственной власти, органа местного самоуправления о назначении выбо ров до дня официального опубликования результатов выборов; избирательное право активное — право граждан Российской Фе дерации, постоянно или преимущественно проживающих на террито рии соответствующего муниципального образования, избирать главу ад министрации муниципального образования; избирательное право пассивное — право граждан Российской Фе дерации быть избранными главой администрации муниципального обра зования; избиратель — гражданин Российской Федерации (далее гражданин), постоянно или преимущественно проживающий на территории соот ветствующего муниципального образования, имеющий право избирать главу администрации муниципального образования; избирательный блок — добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Изби рательный блок обладает правами избирательного объединения; избирательное объединение — общероссийское, межрегиональ ное, областное, местное политическое общественное объединение (по литическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными вуставе, целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы местного само управления посредством выдвижения кандидатов и организации их пред выборной агитации, участия в организации и деятельности указанных органов; избирательное объединение должно быть создано и зарегис трировано в установленном законом порядке, а его действующий устав — зарегистрирован не позднее, чем за один год до дня голосования; кандидат—тир, выдвинутое в установленном настоящим законом порядке в качцствй пррх^ндрнта на эамещаемую посредствок^ прямых выборов должность главы администраций муниципального образования; кандидат 5йрё»^с'1‘рйроййннь/й —лицо, которое зарегистрировано соответствующей муниципальной избирательной комиссией кандида том на должность главы администрации муниципального образования; местное самоуправление — признаваемая и гарантируемая Кон ституцией Российской Федерации самостоятельная, под свою ответ ственность, деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных тра диций; муниципальная служба — профессиональная деятельность на пос тоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выбор ной; муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть посе ления, иная населенная территория, предусмотренные федеральным и областным законами об общих принципах организации местного само управления, в пределах которых осуществляется местное самоуправле ние, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выбор ные органы местного самоуправления; место постоянного или преимущественного прожйвания граж данина — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специа лизированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а такж^ иное жилое помещение, в кото ром гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; место временного пребывания гражданина — больница, санато рий, дом отдыха, пансионат, следственный изолятор, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом житель ства гражданина, в котором он проживает временно на основаниях, пред усмотренных законодательством Российской Федерации; наблюдатель —лицо, назначенное при проведении выборов канди датом, избирательным объединением, избирательным блоком, общес твенным объединением, созданным и зарегистрированным в установ ленном законом порядке, а также группой избирателей; наблюдатель на выборах уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по про верке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов; наблюдатель иностранный (международный) —лицо, представ ляющее иностранную или международную организацию, приобретаю щее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведени ем выборов в соответствии с порядком, установленным федеральными законами; органы местного самоуправления — представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного са моуправления, избираемые непосредственно гражданами, постоянно или преимущественно проживающими на территории соответствующего му ниципального образования, образуемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Уставами муниципаль ных образований. Уставом области и областными законами; предвыборная агитация — деятельность граждан, кандидатов, из бирательных объединений, избирательных блоков, общественных объ единений, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей при нять участие в выборах, а также голосовать за тех или иных кандидатов или против них. Статья 3. Срок полномочий главы администрации муниципаль ного образования 1. Срок полномочий главы администрации муниципального образо вания устанавливается Уставом и законами Липецкой области (далее области), уставом муниципального образования и не может быть более четырех лет, 2. Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий из бранного главы администрации муниципального образования не допус кается. 3. Норма об изменении установленного законами области и уставом муниципального образования срока полномочий главы администрации муниципального образования вступает в силу после истечения срока полномочий действующего главы администрации муниципального обра зования, а в случае досрочного прекращения его полномочий — после прекращения полномочий. Статья 4. Обязательность проведения выборов Проведение выборов главы администрации муниципального образо вания является обязательным. Они назначаются в сроки, установленные законами области и уставами муниципальных образований. Статья 5. Назначение выборов 1. Выборы главы администрации муниципального образования на значаются представительным органом местного самоуправления соот ветствующего муниципального образования в связи с истечением сро ков полномочий главы администрации муниципального образования, ус тановленных законом области и уставом муниципального образования 2. Выборыназначаются на первое воскресенье после истечения срока полномочий главы администрации муниципального образования. 3. В случае досрочного прекращения полномочий главы администра ции муниципального образования по основаниям, предусмотренным за конами области и уставом муниципального образования, представитель ный орган местного самоуправления назначает выборы главы админис трации муниципального образования на первое воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами со дня досрочного прекращения полно мочий главы администрации муниципального образования. Статья 6. Гарантии своевременного назначения выборов 1. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит выборы в сроки, установленные в настоящем законе, выбо ры проводятся избирательной комиссией муниципального образования соответственно в первое или во второе воскресенье месяца, следующе го за месяцем истечения срока полномочий главы администрации муни ципального образования, в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами со дня досрочного прекращения полно- П О С Т А Н О В Л Е Н И Е пятой с е с с и и Л и п е ц к о г о област но го Совет а депутатов второго с о зы в а № 9 1 - п с от 1 5 1 0 9 8 г о ПРОЕКТЕ О Б Л АШ О ГО ЗАКОНА «0 ВЫБОРАХ ГЛАВ АДМИНИСТРАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ» Р а с см от р е в п р о е кт обл аст но го з а к о н а «О в ы б о р а х г л а в а д м и н и ст р а ц и й м у н и ц и п а л ь н ы х о б р а з о в а н и й в Л и п е ц к о й област и» , п р е д л о ж е н и я п о н е м у комитета област но го Совета депутатов п о за ко но д ат ел ь ст в у и п р а в о в ы м в о п р о с а м и р у ко в о д ст в у я с ь Ф е д е р а л ь н ы м и з а к о н а м и «О б о с н о в ны х гарант иях и зб и р ат ел ьны х п р а в и п р а в а н а участ ие в р е ф е р е н д у м е г р а ж д а н Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и , «О б о б щ и х п р и н ц и п а х о р г а н и з а ц и и м ест но го с а м о у п р а в л е н и я в Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и » , п ун кт ом 2 статьи 3 0 Устава Л и п е ц к о й област и , о б л а с тной Совет депутатов П О С Т А Н О В Л Я Е Т : 1 . Принять о бл аст н о й з а к о н «О в ы б о р а х г л а в а д м и н и ст р ац и й м у н и ц и п а л ь н ы х о б р а з о в а н и й в Л и п е ц к о й области» (п р и л а г а ет с я ) . 2 . Напр авит ь д а н н ы й о бл аст н о й з а к о н в соответст в и и с пун кт ом 2 статьи 3 2 Устава Л и п е ц к о й област и д л я п о д п и с а н и я и о б н а р о д о в а н и я . 3 . Н а ст о ящ е е п о ст а н о в л е н и е вступает в с и л у с о д н я е г о п о д п и с а н и я . Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. мочий главы администрации муниципального образования. 2. Решение представительного органа местного самоуправления или избирательной ком иссии муниципального образования о назначении выборов публикуется не ранее чем за 120 дней, но не позднее чем за 90 дней до дня голосования. 3. В случае, если представительный орган местного самоуправления, а также избирательная комиссия муниципального образования не назна чат в установленный сро к выборы главы администрации муниципального образования, а также при отсутствии избирательной комиссии муници пального образования и невозможности ее формирования, выборы на значаются соответствующим районным, городским судом по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, о р ганов государственной власти, органа местного самоуправления, проку рора. При атом выборы ор ганизует и проводит временная избиратель ная комиссия муниципального образования, которая формируется для под готовки и проведения данных выборов избирательной ком иссией Липецкой области (далее области) в количестве от 5 до 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установ ленных настоящим законом , в течение 7 дней со дня вступления судеб ного решения в законную силу. Статья 7. Избирательные права граждан 1. Гражданин, дости гший возраста 18 лет и постоянно или преиму щественно проживающий на территории соответствующего муниципаль ного образования, вправе избирать главу администрации муниципально го образования, участвовать в иных избирательных действиях, предус мотренных настоящим законом и проводимых законными методами. 2. Гражданин, достигший 21 года, вправе быть избранным главой администрации муниципального образования. 3. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признан ные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения сво боды по приговору суда. 4. Пребывание избирателя вне места его постоянного или преиму щественного проживания во время проведения выборов на территории муниципального образования не может служить основанием для о грани чения его избирательных прав. 5. Глава администрации муниципального образования не имеет пра ва: а) состоять в руководящих органах зарегистрированных политичес ких партий и общественных движений ; б) состоять в правлениях и других органах управления предприятий, учреждений, ор ганизаций; в) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме препо давательской, научной и иной творческой деятельности; г) получать любые доходы , в том числе единовременные от пред приятий, учреждений, ор ганизаций, находящихся в муниципальной со бственности либо действующих на территории муниципального образо вания и связанных с местным бюджетом, получением из него средств, налоговыми либо другими финансовыми льготами; д) быть избранным главой администрации муниципального образо вания более двух раз подряд. Статья 8. Принципы участия избирателей в выборах 1. Избиратели участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямо го избирательного права при тайном голосовании. 2. Участие избирателя в выборах является свободным и доброволь ным. Никто не вправе оказывать на него воздействие с целью принудить его участвовать или не участвовать в выборах и препятствовать его сво бодному волеизъявлению. Статья 9. Принципы участия избирательных объединений, из бирательных блоков в выборах 1. Избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в ,въ1бРрах. гдавь) администрации мунидипал!*цргрюбрзэования на равных основаниях в порядке, установленном настоящим законом. ■'■■ '2. Всё решений избирательных ЪбъейИйейий, избирательных бло ков, связанные с их участием в выборах, принимаются на коллегиальной основе. Статья 10. Органы, осуществляющие подготовку и проведе ние выборов главы администрации муниципального образования 1. Осуществление под готовки и проведения выборов главы адм инис трации муниципального образования, обеспечение реализации и защ и ты избирательных прав граждан возлагаются на избирательные ком ис сии. 2. Избирательные ком иссии в пределах своей компетенции незави симы от органов государственной власти и органов местного самоуправ ления. 3. Решения и акты избирательных комиссий , принятые в пределах их компетенции , установленной федеральными законами, настоящим за коном и иными законами области, обязательны для государственных уч реждений, органов местного самоупрадления, кандидатов, заре ги стри рованных кандидатов избирательных объединений, избирательных бло ков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и и з бирателей. Статья 11. Гласность подготовки и проведения выборов главы администрации муниципального образования 1. Подготовка и проведение выборов главы администрации муници пального образования осуществляется открыто и гласно. 2. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах мас совой информации, указанных в статье 43 настоящего областного за ко на, и передаются в иные средства массовой информации не позднее чем в трехдневный срок. 3 . В муниципальных образованиях, где отсутствуют средства массо вой информации, указанные в статье 43 настоящего закона, решения избирательных ком иссий , органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов, доводятся до сведения населе ния иными доступными способами с учетом местных условий. Статья 12. Право на предвыборную агитацию 1. Граждане, кандидаты, избирательные объединения, избиратель ные блоки, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами осуществлять деятельность, имеющую целью побудить избирателей участвовать в выборах глав ад министраций муниципальных образований, а также голосовать, за или против всех кандидатов. 2. Зарегистрированным кандидатам , избирательным объединени ям, избирательным блокам гарантируются равные условия доступа к му ниципальным средствам массовой информации. Статья 13. Финансирование выборов 1. Расходы избирательных комиссий , связанные с подготовкой и пр о ведением выборов, производятся за счет средств бюджета муниципаль ного образования. 2. Кандидаты финансируют затраты на их избирательную кампанию исключительно из средств создаваемых ими избирательных фондов. ГЛАВА I I . ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ У Ч АШ О В , РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 14. Избирательный округ по выборам главы админис трации муниципального образования Выборы главы администрации муниципального образования прово дятся по округу, составляющему всю территорию муниципального обра зования. Статья 15. Образование избирательных участков 1. Избирательные участки образуются для голосования и подсчета голосов избирателей. Избирательные участки образует глава админис трации муниципального образования по согласованию с муниципальной избирательной комиссией не позднее чем за 30 дней до дня голосова ния, учитывая местные и другие условия в целях создания максимальных удобств для избирателей. 2. Избирательные участки образуются с учетом следующих требова ний: из расчета не более 3000 избирателей в каждом избирательном участке ; границы избирательных участков не должны пересекать границ и з бирательного округа муниципального образования. 3. Избирательные участки мо гут быть образованы в санаториях, пр о филакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно профилактических учреадениях и других местах временного пребыва ния избирателей, на территории муниципального образования в поряд ке и в сроки , установленные пунктом 1 настоящей статьи; в исключитель ных случаях допускается образование таких участков избирательной к о миссией муниципального образования не позднее чем за 5 дней до дня голосования. 4. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от насе ленных пунктов местностях. В таких случаях избирательные участки об разуются командирами воинских частей по решению избирательной ко миссии муниципального образования в сроки , установленные в пункте 1 настоящей статьи. Членам избирательных комиссий , заре гистрирован ным кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, а также представителям средств мас совой информации должен быть обеспечен доступ в помещения для голосования и возможность осуществления их прав в соответствии с настоящим законом по предъявлении соответствующих удостоверений. 5. Глава администрации муниципального образования публикует спи с ки избирательных участков в местной печати не позднее чем за 25 дней до дня голосования на выборах; в этих списках должны быть указаны границы и номера участков, а также места нахождения участковых и зб и рательных ком иссий и помещений для голосования. Статья 16. Регистрация (учет) избирателей 1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий ской Федерации " ре гистрации (учету) подлежат все граждане Россий ской Федерации , обладающие активным избирательным правом. 2. Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на терри тории муниципального образования, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с федеральным зако ном, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Фе дерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жйГтёль- ства в пределах Российской Федерации. 3. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой админис трации муниципального образования, командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. При этом может использо ваться государственная автоматизированная информационная система регистрации (учета) избирателей. 4. Орган исполнительной власти области обязан оказывать необхо димое содействие органам местного самоуправления и избирательным комиссиям при регистрации (учете) избирателей и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях. 5. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к доку ментированной информации (персональным данным) о себе, в том чис ле находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой ин формации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кем и в каких целях используется или использовалась эта информация. Статья 17. Порядок составления списков избирателей 1. Порядок составления списков избирателей устанавливается феде ральными законами, законами области и уставами муниципальных обра зований. Списки избирателей составляются избирательной комиссией муниципального образования на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой администрации муниципального обра зования. Списки избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они прожи вают на территории расположения воинской части, составляются на ос новании сведений, предоставляемых командиром воинской части. Указанные сведения представляются в избирательную комиссию муниципального образования. 2. Списки тех избирателей, которые в день голосования будут нахо диться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, бол|дНицах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании дан ных, предоставляемых руководителями таких учреждений. Избиратель ная комиссия муниципального образования, составившая списки избира телей по месту их временного пребывания, направляет информацию об избирателях, включенных в эти списки, в участковую избирательную ко миссию по месту постоянного или преимущественного проживания та ких избирателей. 3. Список избирателей составляется отдельно по каждому избира тельному участку. 4. При составлении списка избирателей используется государствен ная автоматизированная информационная система регистрации (учета) избирателей. 5. После обобщения и проверки необходимых данных избиратель ная комиссия муниципального образования составляет список избирате лей по форме. 6. В списке избирателей сведения об избирателях располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчест во, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного прожива ния избирателя. 7. Список избирателей составляется в двух экземплярах, которые подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии м ун ици па лж о го образования. Первый экземпляр списка избирателей остается в избирательной комиссии муниципального образования, а вто рой пе ред ае тся 'по а кту соответствующей участковой -тйб»грвтельной'*'н комиссии не позднее чем за 25 дней до дня голосования. После получе ния списка участковой избирательной комиссией его подписывают так же председатель и секретарь участковой избирательной комиссии. Спи со к избирателей заверяется печатями соответственно избирательной комиссией муниципального образования и участковой избирательных комиссий. 8. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и орга низациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей. 9. Исключение гражданина из списка избирателей после его подпи сания председателем и секретарем избирательной комиссии муници пального образования производится только на основании сведений, по лученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (^ет) избирателей. При этом в списке избирателей указывается дата исключения гражданина из списка избирателей и причина такого исклю чения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. 10. Вносить какие-либо изменения всписки избирателей после окон чания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. Статья 18. Порядок включения граждан в списки избирателей 1. Граждане, обладающие на день проведения голосования актив ным избирательным правом, включаются всписки избирателей. Избира тель может быть внесен в список избирателей только на одном избира тельном участке. 2. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка. 3. Избиратели, находящиеся в день голосования в санаториях, про филакториях, домах отдыха, больницах, других стационарных лечебно профилактических учреждениях и других местах временного пребыва ния избирателей, включаются в списки избирателей по месту их пребы вания при условии их постоянного или преимущественного проживания на территории того избирательного округа, в пределах которого нахо дится соответствующее учреждение, место временного пребывания. 4. Студенты и аспиранты, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития. 5. Избиратели, поселившиеся на территории муниципального обра зования после составления списков избирателей и предоставления их для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причи не не включенные в списки, дополнительно включаются участковой из бирательной комиссией в списки избирателей на основании докумен тов, удостоверяющих их личность и подтверждающих их место постоян ного или преимущественного проживания на территории данного изби рательного участка. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинс ких частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не про живали на территории данного муниципального образования, при про ведении выборов главы администрации муниципального образования не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей. Статья 19. Ознакомление избирателей со списками избирате лей, уточнение списков избирателей 1. Списки избирателей предоставляются участковой избирательной комиссией для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. 2. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить вучастковую избирательную комиссию о невключении его в спи сок избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия втечение 24 часов, а в день голосования — в течение 2 чаСов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточ ность, либо выдать письменный ответ с изложением мотивов отклоне ния заявления. .3. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжа ловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в течение 3 дней или, в случае подачи жалобы за 3 или менее дней до дня выборов или в день выборов, — немедленно. ГЛАВА I I I . ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 20. Система избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов главы администрации муници пального образования, защиту избирательных прав граждан осуществля ют: избирательная комиссия муниципального образования (муниципаль ная избирательная комиссия); территориальные избирательные комиссия; участковые избирательные комиссии. 2. В подготовке и проведении выборов главы администрации муни ципального образования участвует избирательная комиссия области в пределах полномочий, предусмотренных статьей 26 настоящего закона. 3. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пре делах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий. 4. Решение избирательной комиссии, противоречащее федераль ным законам или законам области либо принятое с превышением уста новленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия может принять решение по существу вопроса. Статья 21. Сроки формирования, сроки полномочий и числен ный состав избирательной комиссии муниципального образова ния, территориальных и участковых избирательных комиссий 1. Избирательная комиссия муниципального образования формиру ется не позднее 7 дней после официального опубликования решения о назначении дня выборов, в составе 5 -15 членов комиссии с правом ре шающего голоса. Срок полномочий избирательной комиссии муници пального образования истекает в день первого заседания вновь сформи рованной избирательной комиссии муниципального образования. 2. Территориальные избирательные комиссии могут создаваться на территории муниципального образования с большим числом избирате лей. Территориальные избирательные комиссии формируются не по зд нее чем за 55 дней до дня голосования в составе 4 -9 членов комиссии с правом решающего голоса. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии исте кает через 30 дней после официального опубликования результатов вы боров главы администрации муниципального оф а зования . В случае об жалования или опротестования результатов выборов либо итогов голо сования по одному из избирательных участков на соответствующей тер ритории полномочия территориальной избирательной ком иссии пр е кращаются после вынесения окончательного решения по существу жало бы, протеста вышестоящей комиссией или судом. 3. Формирование участковых избирательных комиссий осуществля ется не позднее трех дней после образования избирательного участка. Количество членов участковой избирательной комиссии устанавливается в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на террито рии избирательного участка, и может составлять от 5 до 15 членов ко миссии с правом решающего голоса. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются че рез 1о дней со дня официального опубликования результатов выборов в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступи ло жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов и если по этим фактам не ведется судебное разбира тельство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вы шестоящей комиссией или судом. Статья 22. Прядок формирования избирательной комиссии му ниципального образования, территориальных и участковых изби рательных комиссий 1. Формирование избирательной комиссии муниципального образо вания и территориальных избирательных комиссий осуществляется пред ставительным органом местного самсуправления на основе предложе ний избирательных объединений, избирательных блоков, обществен ных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а учас тковых избирательных комиссий — представительным органом местного самоуправления на основании предложений избирательных объедине ний, избирательных блоков, общественных объединений, собраний и з бирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. 2. Представительный орган местного самоуправления обязан назна чить не менее одной трети состава избирательных комиссий, названных в пункте 1 настоящей статьи, на основании поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имею щих с]юакции в Государственной Думе Федерального Собрания Россий ской Федерации, в законодательном (представительном) органе го су дарственной власти области и представительном органе местного сам о управления. При этом не может быть назначено более одного предста вителя от каждого из избирательных объединений, избирательных бло ков. 3. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодатель ного (представительного) органа государственной власти области, ор га на местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии муниципального образования, территориаль ной и участковой избирательных комиссий сохраняется за избиратель ными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутат ские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Россий ской Федерации , законодательном (представительном) органе области, представительном органе местного самоуправления последнего созыва. 4. Государственные служащие и лица, замещающие должности муни ципальной службы в органах местного самоуправления, не могут состав лять более одной трети от общего числа членов избирательной ком ис сии муниципального образования, территориальной и участковой и зб и рательных комиссий.. 5. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит состав избирательной комиссии муниципального образова ния, территориальной или участковой избирательной комиссии в сроки , установленные в статье 21 настоящего закона, то по решению суда фор мирование избирательной комиссии муниципального образования, тер риториальных и ^ а с т к о в ы х избирательных комиссий производится с о ответственно избирательной комиссией Области или избирательной ко миссией муниципального образования. Статья 23. Полномочия избирательной комиссии муниципаль ного образования Избирательная комиссия муниципального образования: назначает выборы главы администрации муниципального образова ния в случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий главы администрации муниципального образования; .осуществляет контроль за соблюдени?*^| >? 5 ^ в граж дан у 1 ДзсТрящего закона при проведении ,зы^ррра;,,..,,,.^ руководит работой территориальных и участковых избирательных комиссий , рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий, принимает по ним реше ния: обеспечивает всем кандидатам равные условия для участия в пред выборной деятельности; принимает меры с целью обеспечения единообразного применения настоящего закона; устанавливает единую нумерацию избирательных участков; составляет списки избирателей; регистрирует избирательные блоки; распределяет денежные средства между территориальными и участ ковыми избирательными комиссиями , выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходова нием этих средств; осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов; регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостове рение установленного образца; утверждает форму и текст избирательного бюллетеня, форму с пи с ка избирателей, актов сдачи-приема избирательных бюллетеней; устанавливает общее число избирательных бюллетеней, обеспечи вает их изготовление и снабжение ими территориальных и участковых избирательных комиссий; рассматривает сообщения органов местного самоуправления по во просам , связанным с подготовкой и проведением выборов; устанавливает результаты выборов 1 *лавы администрации муниципаль ного образования и сообщает их средствам массовой информации; осуществляет досрочное голосование (в случае отсутствия террито риальной избирательной комиссии); организует повторные выборы; обеспечивает передачу в архив документов, связанных с подготов кой и проведением выборов; организует проведение голосования по отзыву главы администра ции муниципального образования, в случае его отзыва избирателями; осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим за ко ном и уставом муниципального образования. Статья 24. Полномочия территориальной избирательной комис сии 1. Территориальная избирательная комиссия: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граж дан и настоящего закона при проведении выборов на соответствующей терри тории ; координирует работу участковых избирательных комиссий, рассмат ривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий, принимает по ним решения; обеспечивает доставку избирательных бюллетеней и других избира тельных документов участковым избирательным комиссиям ; организует досрочное голосование в помещении территориальной избирательной комиссии; устанавливает на основе протоколов участковых избирательных ко миссий итоги голосования на своей территории и сообщает их средст вам массовой информации; передает протоколы об итогах голосования в избирательную ком ис сию муниципального образования; обеспечивает передачу в избирательную комиссию муниципального образования документов, связанных с подготовкой и проведением вы боров; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим за ко ном и уставом муниципального образования. 2. В случае если на территории данного муниципального образова ния территориальные избирательные комиссии не созданы, их функции выполняет избирательная комиссия муниципального образования. Статья 25. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: информирует население об адресах и номерах телефонов участко вой избирательной комиссии , времени ее работы, а также о дне и месте голосования; уточняет список избирателей, полученный от избирательной ком ис сии муниципального образования в соответствии с установленным по рядком взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, ор ганизациями и учреждениями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей; знакомит граждан со списками избирателей, принимает и рассмат ривает заявления об обнаруженных в них ошибках и неясностях и реша ет вопросы о внесении соответствующих изменений в списки избирате лей; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и друго го оборудования; контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов; организует на избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке; рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона и принимает по ним мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим зако ном и уставом муниципального образования. Статья 26. Участие избирательной комиссии области воргани зации и проведении выборов главы администрации муниципаль ного образования 1. Избирательная комиссия области: контролирует соблюдение избирательных прав граждан; в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 22 настоящего закона, формиру ет избирательные комиссии муниципальных образований; оказывает организационно-техническую , методическую и правовую помощь избирательным комиссиям муниципальных образований, терри ториальным и участковым избирательным комиссиям ; обеспечивает и контролирует соблюдение единых нормативов тех нологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий; (Продолжение на 4 -й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz