Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
Ж И П ЕЦ КА Я •/Ж г а з е т а 24 октября 1998 г ., Мв 210 (20838) ОВЫБОРАХДЕПУТАТОВЛЕРДСАГВЕИ1ТЫ1)1ХОРГАНОВИЕСТНОГОСАМОУПРАВЛЕНИВВЛИПЕЦКОЙОБЛАСТИ (Окончание. Начало на 3 -5 стр.) Статья 64 . Досрочное голосование 1. Избиратель, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти вучастковую избирательную комиссию, может проголосоватьдосрочно, заполнив избирательный бюл летень в помещении окружной избирательной комиссии (за 15-4 дня до дня.голосования) или участковой избирательной комиссии (не ранее чем .за 3 дня до дня голосования) соответствующей территории, на которой проживает такой избиратель. Для этого в помещении соответствующей избирательной комиссии должны присутствовать не менее двух членов этой комиссии с правом решающего голоса. Досрочное голосование про водится только в установленное решением соответствующей окружной или участковой избирательной комиссией время, которое должно быть доведено до сведения избшэателей через средства массовой информа ции или иным способом. Избирательная комиссия обязана при этом обес печить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъяв ления избирателя, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования и определе ния результатов выборов.. . ‘ 2. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему избирательного бюл летеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов окружной избирательной комиссии, которые заверяются печатью комиссии. Окруж ная избирательная комиссия составляет список досрочно проголосовав ших избирателей отдельно по каждому избирательному участку. Участко вая избирательная комиссия продолжает составление списка избирате лей, проголосовавших досрочно. 3. Получение избирателем бюллетеня должно быть удостоверено подписью избирателя в списке избирателей, проголосовавших досрочно. Избиратель помещает заполненный избирательный бюллетень в конверт, который зрем заклеивается и передается дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. Два члена комиссии ставят свои под писи на месте склейки на конверте, которые заверяются печатью комис сии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. 4. Запечатанные конверты с избирательными бюллетенями хранятся у секретаря окружной избирательной комиссии в помещении окружной избирательной комиссии до момента передачи всех бюллетеней в учас тковую избирательную комиссию, а в помещении участковой избиратель ной комиссии— до дня голосования. 5. Окружные избирательные комиссии передают список избирате лей, проголосовавших досрочно, и конверты с заполненными избиратель ными бюллетенями соответствующей участковой избирательной комис сии не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Участковая избиратель ная комиссия обязана проверить список избирателей, проголосовавших досрочно, и число запечатанных конвертов с избирательными бюллетеня ми, переданными участковой избирательной комиссией и полученными ею, после чего председатель и секретарь окружной и участковой избира тельной комиссии подписывают акт сдачи-гшиемки документов. Статья 6 5 . Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования I . Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возмож ность участия в голосовании всем избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избира тельном участке, и которые по состоянию здоровья или любой другой уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях вучастковой избирательной комиссии должно быть необходи мое количество (но не более трех) переносных избирательных ящиков, которое определяется окружной избирательной комиссией. Каждому пе реносному избирательному ящику участковой избирательной комиссией присваивается порядковый номер. . 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устно го обращения (в том числе и переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне поме щения для голосования. Заявление (обращение) может быт сделано изби рателем в любое время после формирования ^астковой избирательной комиссии, но не позднее 18 часов вдень голосования. Участковая избира тельная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. При регистрации устного обращения в реестре ука зывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму, либо сообщение лица, передавшего обра щение. При прибытии членов участковой избирательной комиссии к изби рателю устное обращение подтверадается письменным заявлением. 3. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должны содержаться те же данные об изби рателе, что и в списке избирателей, и должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, 4. Голосование вне помещения для голосования обеспечивают два члена участковой избирательной комиссии, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой из бирательной комиссии переноснрй ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, заверен ную выписку из реестра заявлений (обращений) избирателей, содержа щую необходимые данные об избирателе и поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также письменные принадлежности, необ ходимые для заполнения"избирателем избирательного бюллетеня. 5. При проведении голосования вне помещения для голосования впра ве присутствовать не менее 2 членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирател!^^^, комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведенйя Голо сования членами участковой избирательной комиссии возможности прибы тия к месту проведения голосования наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, 6. После получения избирательного бюллетеня избиратель простав ляет на письменном заявлении о предоставлении возможности проголо совать вне помещения для голосования серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа, своей подписью удостоверяет получе ние избирательного бюллетеня, после чего заполняет избирательный бюллетень с соблюдением тайны голосования. Члены избирательной ко миссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи изби рательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного. 7. Голосование вне помещения для голосования не может нарушать право избирателя на тайну голосования, оказывать влияние или искажать волеизъявление избирателя или любым другим образом нарушать избира тельные права граждан. 8. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявле ниям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллете ни только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистри рованы в соответствующем реестре. * 9. В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (обра щение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член учас тковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении изби рательной комиссии бюллетень до возвращения членов комиссии, выез жавших по заявлению (обращению) данного избирателя, и установления факта, что голосование указанным избирателем не производилось. 10. По возвращении членов комиссии, выезжавшим по заявлениям, в помещение для голосования в списке избирателей ими проставляются серии и номера паспортов или заменяющих их документов избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, и одновременно в со ответствующей графе (графах) делается особая отметка «Голосовал вне помещения для голосования». Количество письменных-заявлений избира- . телей, а.также использованных и возвращенных избирательных бюллете ней отмечается в отдельном акте, который прилагается к протоколу учас тковой избирательной комиссии. В данном акте также указываются сведе ния о членах учасп^овой избирательной комиссии с правом совещательно го голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. I I . Переносные ящики для голосования должны находиться на виду у членов комиссии, наблюдателей, иностранных (международных) наблю дателей, а также представителей средств массовой информации и не могут вскрываться до начала подсчета голосов избирателей. Статья 66 . Протокол участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. 2. Протокол участковой избирательной комиссии должен содержать: а) номер экземпляра; б) обозначение выборов депутатов представительного органа мес тного самоуправления по соответствующему избирательному округу; в) слово «Протокол»; г) наименование избирательной комиссии с указанием номера изби рательного участка; д) строки протокола: строка 1. Число'избирателей, внесенных в список избирателей; строка 2. Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; строка 3. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4, — в поме щении окружной избирательной комиссии; стрбка 5. Число погашенных избирательных бюллетеней; стоока 6. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке вдень голосования; строка 7. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; строка 8. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в пере носных ящиках для голосования; строка 9. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стацио нарных ящиках для голосования; строка 1о. Число действительных избирательных бюллетеней; строка 11. Число недействительных избирательных бюллетеней, в том "числе отдельными строками 12 и 13, — число бюллетеней,-признанных недействительными вследствие обнаружения в переносных избиратель ных ящиках большего количества избирательных бюллетеней, чем число заявлений избирателей, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из П03ИЦИЙ; строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, подан ных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюлле тенях, включая позицию «Против всех кандидатов»; е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагае мых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии и их под писи; з ) дата и время подписания протокола; и) печать избирательной комиссии. 3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 6 7 . Подсчет голосов избирателей на избирательном участке 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что только избиратели, находящиеся в поме щении для голосования, могут получить избирательные бюллетени и про голосовать. Сразу после окончания голосования начинается подсчет голо сов, который проводится непосредственно членами участковой избира тельной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до опреде ления итогов голосования. 2. При подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой из бирательной комиссии с правом совещательного голоса, зарегистриро ванные кандидаты и ихдоверенные лица, наблюдатели, иностранные (меж дународные) наблюдатели, а также представители средств массовой ин формации. 3. После окончания времени голосования члены участковой избира тельной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдате лей, иностранных (мевдународных) наблюдателей, а также представите лей средств массовой информации подсчитывают и погашают неисполь зованные избирательные бюллетени. При погашении бюллетеня отреза ется его нижний левый угол с лицевой стороны бюллетеня. Затем оглаша ется количество неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, ис порченных избирателями при проведении голосования, и заносится встроку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования. 4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей по изби рательным бюллетеням председатель, заместитель председателя или сек ретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму: число избирателей, внесенных в список избирателей; _число избирательных бюллетеней, полученныхучастковой избиратель ной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досроч но проголосовавших избирателей в помещении окружной избирательной комиссии, в указанное число не входят). 5. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избира тельном участке вдень голосования (устггнавливается по количеству под писей избирателей в списке избирателей); число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголо совавшим вне помещения для голосования (устанавливается по количест ву соответствующих отметок в списке избирателей). 6. После этого председателем или секретарем избирательной комис сии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со спис ком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соот ношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответ ствии с пунктом 18 настоящей статьи. 7. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присут ствующих при подсчете. Членам избирательной комиссии, за исключени ем председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. 8. При непосредственном подсчете голосов участковая избиратель ная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной фор мы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учиты ваются. 9. Председатель комиссии затем проверяет печати на всех ящиках для голосования и предлагает членам комиссии, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, а также представителям средств массовой информации удостовериться в том, что ящики должным образом опечатаны. 10. Члены комиссии с правом решающего голоса затем вскрывают пе реносные ящики для голосования и отдельно подсчитывают количество соответствующих избирательных бюллетеней, содержащихся внутри каж дого ящика. Количество избирательных бюллетеней установленной фор мы, содержащихся в переносных ящиках, определяется отдельно по каждо му ящику, а общее количество извлеченных бюллетеней установленной формы заносится встроку 8 протокола об итогах голосования и вего увели ченную форму. Если количество соответствующих избирательных бюлле теней внутри переносного ящика превышает количество письменных заяв лений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне по мещения для голосования, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все избирательные бюллетени, содержащиеся в этом пере носном ящике для бюллетеней, решением участковой избирательной ко миссии признаются недействительными, В таком случае к протоколу ко миссии прилагается акт, отражающий этот факт, с указанием фамилий и инициалов членов участковой избирательной комиссии, обеспечивающих проведение голосования с использованием ящика для голосования. Число признанных вэтом случае недействительных бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. 11. Стационарные ящики для голосования вскрываются после провер ки неповрежденности печатей (пломб) на них. 12. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избира тельные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При этом членыучастковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюлле тени для визуального контроля всем присутствующим при непосредствен ном подсчете бюллетеней. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается. 13. Затем производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии подсчитываю! избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату и по позиции «Против всех кандидатов». Полученные данные заносятся в - йтЯВДЛ.'^гЛРЙтокола об итртэу. голосования, ё также в его увеличенную форму. ..................... ........: . . 14. Яёдействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными признаются избирательные бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателей, включая избирательные бюллетени, в которых отметка проставлена в нескольких квадратах или не проставлена ни в одном из квадратов, В случае сомнения избирательная комиссия решает вопрос голосованием. При принятии ре шения о признании избирательного бюллетеня недействительным, учас тковая избирательная комиссия указывает причины недействительности на оборотной стороне избирательного бюллетеня. Эта запись подтвер ждается подписями не менее 3 членов участковой избирательной комис сии и заверяется печатью комиссии. Число недействительных бюллете ней заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. 15. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и зано сят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней. 16. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, огла шают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также В его увеличенную форму число бюллетеней установленной формы, находя щихся в стационарных ящиках для голосования. 17. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательною’ голоса, наблюдатели, иностранные (международные) на блюдатели, представители средств массовой информации под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 18. Затем производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об.итогах голосования, 19. Протокол об итогах голосования заполняется втрех экземплярах, которые подписывают все присутствующие члены участковой избиратель ной комиссии с правом решающего голоса, проставляя дату и время (час, минуты) его подписания. 20. Если во время заполнения протокола об итогах голосования неко торые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он под писан большинством членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса. 21. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования ка рандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решаю щего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 22. По требованию члена участковой избирательной комиссии, на блюдателя, кандидата или его доверенного лица участковая избиратель ная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосо вания обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее, 23. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комис сии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ■ незамедлительно направляется в окружную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мне ния членов участковой избирательной комиссии с правом решающего го лоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на на рушения настоящего закона, а также принятые по данным жалобам (заяв лениям) решения избирательной комиссии и составленные участковой избирательной комиссией акты. Заверенные копии указанных докумен тов и решений избирательной комиссии приобщаются ко второму экзем пляру протокола. 24. Второй экземпляр протокола вместе с избирательными докумен тами, предусмотренными настоящим законом, включая избирательные бюллетени, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии. 25. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеоб щего ознакомления в месте, установленном ^астковой избирательной комиссией. 26. В соответствии с настоящим законом участковые избирательные комиссии вправе использовать для организации голосования и подсчета голосов на выборах технические средства подсчета голосов. При исполь зовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших изби рателей. 27. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральным и област ным законодательством, данные протокола об итогах голосования пере даются по техническим каналам связи в электронном виде в окружную избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования, а также всей прила гаемой к нему избирательной документации. Статья 68 . Порядок определения результатов выборов 1. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых избирательных комиссий, путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная ко миссия определяет результаты выборов. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов составляется втрех экземплярах протокол, в который заносятся данные о количестве участковых избирательных ко миссий на соответствующей территории, о количестве поступивших про токолов участковых избирательных комиссий; на основании которых со ставляется протокол о результатах выборов, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий, и сводная таблица об итогах голосования. При этом вправе присутствовать зарегис трированные кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, иностран ные (международные) наблюдатели, а также представители средств мас совой информации. 2. Протокол окружной избирательной комиссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. К протоколу при общается сводная таблица об итогах голосования на территории избира тельного округа, составляемая в трех экземплярах и включающая в себя полные данные всех поступивших в окружную избирательную комиссию протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования. Член окружной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его частями, вправе приложить к протоколу осо бое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 3. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения чле нов окружной избирательной комиссии, а также поступившие в данную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона и приня тые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений окружной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 4. Первый экземпляр протокола окружной избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в муниципальную избирательную комиссию вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования. _ 5. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром свод кой таблицы об итогах голосования и списками членов окружной избира тельной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, канди датов и их доверенных лиц, иностранных (международных) наблюдате лей, представителей средств массовой информации, прис^ствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также с другой документацией, предусмотренной настоящим законом, хранится секретарем окружной избирательной комиссии в охраняемом помеще нии до окончания работы комиссии. 6. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного го лоса, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. 7. В случае, если после подписания протокола о результатах выборов и (или) сводной таблицы и направления в избирательную комиссию муни ципального образования их первых экземпляров, окружная избирательная комиссия выявила в них неточность (описку, опечатку или ошибку всложе нии данных протоколов участковых избирательных комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в прото кол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязатель ном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой ин формации. В этом случае окружная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов, на котором делается отметка «Повтор ный». Указанный протокол незамедлительно направляется в избиратель ную комиссию муниципального образования. 8. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования или возникновении со мнений в правильности составления протоколов, поступивших из участко вой избирательной комиссии, окружная избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирате лей участковой избирательной комиссией либо о самостоятельном прове дении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем участке. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутст вии члена (членов) окружной избирательной комиссии с правом решаю щего голоса участковой избирательной комиссией, составившей и утвер дившей протокол, который подлежит проверке, или окружной избира тельной комиссией. Избирательная комиссия, осуществляющая проведе ние повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного го лоса, наблюдателей, кандидатов и их доверенных лиц, представителей средств массовой информации, которые вправе присутствовать при про ведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторно го подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, Осуществив шая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на кото ром делается отметка «Повторный подсчет голосов». Протокол незамед лительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. 9. Выборы признаются окружной избирательной комиссией не состо явшимися в случае, если в них приняло участие менее 25 процентов изби рателей, зарегистрированных по избирательному округу, либо если коли чество голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее количес тво голосов, меньше, чем количество голосов избирателей, поданных про тив всех кандидатов. 10. Окружная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными: в случае, если допущенные при проведении голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; в случае, если они признаны недействительными не менее, чем на одной четвертой части избирательных участков; по решению суда. 11. В случаях, указанных в пунктах 9-10 настоящей статьи, назначают ся повторные выборы по соответствующему избирательному округу. 12. Кандидат, получивший наибольшее по отношению к другим кан дидатам количество голосов избирателей, а также больше числа голосов, чем против всех кандидатов, признается избранным. При равном количес тве голосов, полученных кандидатами, избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее, 13. В соответствующие строки протокола окружной избирательной комиссии заносятся результаты суммирования данных, протоколов об ито гах голосования, полученных из участковых избирательных комиссий, и одно из следующих решений, принимаемых окружной избирательной ко миссией: , о признании избранным кандидата с указанием его фамилии, имени, отчества; • о признании выборов недействительными; о признании выборов несостоявшимися. Статья 69 . Определение общих итогов выборов избирательной комиссией муниципального образования 1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов по избирательным округам избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем через 2 дня со дня голосо вания подводит общие итоги выборов депутатов представительного орга на местного самоуправления, 2. Избирательная комиссия муниципального образования признает недействительными выборы по избирательному округу: в случае, если допущенные при проведении голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков; по решению суда. 3. Общие итоги выборов заносятся в протокол избирательной комис сии муниципального образования, который подписывается всеми присут ствующими членами избирательной комиссии; к протоколу приобщается сводная таблица о результатах голосования на территории муниципально го образования, включающая в себя полные данные протоколов всех ок ружных избирательных комиссий. Протокол избирательной комиссии и сводная таблица о результатах голосования составляются втрех экземпля рах. Член избирательной комиссии муниципального образования, не со гласный с общими итогами выборов, содержащимися в протоколе комис сии в целом или с отдельными его частями, вправе приложить особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 4. Избирательная комиссия муниципального образования предостав ляет заверенные копии своего протокола и сводной таблицы по запросу кандидатов и их доверенных лиц, наблюдателей, иностранных (междуна родных) наблюдателей, а также представителей средств массовой ин формации. 5. При определении общих итогов выборов и составлении протокола избирательной комиссии муниципального образования вправе присутство вать зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации. 6. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения чле нов избирательной комиссии муниципального образования, а также пос тупившие вданную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоя щего закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений окруж ной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру про токола. 7. Первый экземпляр протокола избирательной комиссии муниципаль ного образования направляется вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования во вновь избранный представительный орган местного самоуправления. 8. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром свод ной таблицы об итогах голосования и списками членов избирательной комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов и их доверенных лиц, иностранных (междуна родных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении общих итогов выборов и составле нии протоколов, а также с другой документацией, предусмотренной на стоящим законом, хранится секретарем избирательной комиссии муни ципального образования. 9. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам избирательной комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса, наблюдателям, кандидатам и их доверенным ли цам. Статья 7 0 . Повторные выборы 1. Если выборы были признаны решением уполномоченной избира тельной комиссии несостоявшимися или недействительными, по избира тельному округу проводятся повторные выборы депутата представитель ного органа местного самоуправления. При признании выборов несо стоявшимися повторные выборы проводятся втрехмесячный срок со дня первоначальных выборов, а при признании выборов недействительными — не позднее чем через три месяца со дня признания выборов недействи тельными. При этом сроки избирательных действий могут быть по реше нию избирательной комиссии муниципального образования сокращены на одну треть, за исключением действий, проведение которых предус мотрено в течение последних 15 дней до дня голосования. 2. Избирательная комиссия муниципального образования объявляет о дате проведения повторных выборов не позднее чем через 7 дней со дня голосования на первоначальных выборах. 3. Подготовка и проведение повторных выборов производится изби рательными комиссиями, проводившими первоначальные выборы. Избирательная комиссия муниципального образования вправе при нять решение о формировании отдельных окружных и участковых комис сий в новом составе. Статья 7 1 . Дополнительные выборы депутатов 1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата предста вительного органа местного самоуправления избирательная комиссия му ниципального образования проводит дополнительные выборы депутата в первое или второе воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Если до окончания срока полномочий представительного органа мес тного самоуправления остается менее одного года, дополнительные вы боры не проводятся при условии, что число вакансий не препятствует осуществлению полномочий представительным органом местного само управления в соответствии с законами области, уставом муниципального образования либо регламентом представительного органа местного са моуправления. Формирование окружной, участковых избирательных комиссий, вы движение и регистрация кандидатов и другие избирательные действия осуществляются в порядке, установленном настоящим законом. По решению представительного органа местного самоуправления полномочия окружной избирательной комиссии могут быть возложены на избирательную комиссию муниципального образования. Статья 72 . Использование государственной автоматизирован ной информационной системы При проведении выборов депутатов представительного органа мес тного самоуправления может использоваться государственная автомати зированная информационная система в порядке, предусмотренном Фе деральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, настоящим и другими областными законами. Статья 73 . Хранение и передача в архив избирательных доку ментов 1. Первые экземпляры протоколов и сводных таблиц, составленных избирательными комиссиями, а также жалобы (заявления) о нарушениях настоящего закона, поступившие в избирательные комиссии, и принятые по ним решения избирательной комиссии хранятся не менее года со дня объявления даты следующих выборов депутатов представительного орга на местного самоуправления. Иные документы избирательных комиссий, включая избирательные бюллетени, хранятся не менее года со дня опуб- ликования итогов голосования и результатов выборов. 2. Документы, связанные с подготовкой и проведением выборов де- " путатов представительного органа местного самоуправления, хранятся и передаются в архив в порядке, установленном Центральной избиратель ной комиссией Российской Федерации, Статья 74 . Обнародование итогов голосования и результатов выборов 1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, по каждому избирательному округу, по муниципальному образованию в целом при выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избира тельной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных ко миссий представляются для ознакомления избирателям, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) на блюдателям, представителям средств массовой инс^рмации по их требо ванию. Указанные данные представляет соответствующая избирательная комиссия, 2. Окружная избирательная комиссия направляет данные о результа тах выборов депутата представительного органа местного самоуправле ния в средства массовой информации в течение одних суток после опре деления результатов выборов. 3. Официальное опубликование общих итогов выборов депутатов пред ставительного органа местного самоуправления, включая данные о коли честве голосов, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется избирательной комиссией муни ципального образования не позднее 30 дней со дня голосования. 4. Избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия публикуютданные, которые содержатся в прото колах соответствукрщей избирательной комиссии об общих итогах выбо ров и результатах выборов и данные, которые содержатся в протоколах^^ непосредственно нижестоящих избирательных комиссий о результата>(^В"' выборов и об итогах голосования. Официальное опубликование полных^^ данных об общих итогах выборов и результатах выборов по избиратель ным округам осуществляется избирательной комиссией муниципального образования в течение 3 месяцев со дня голосования. Статья 75 . Регистрация избранных депутатов 1. В соответствии с федеральными законами, законами области, уста вом муниципального образования кандидат, избранный депутатом пред ставительного органа местного самоуправления, в письменной форме уве домляет избирательную комиссию муниципального образования о сложе нии с себя всех обязанностей или полномочий либо о прекращении дея тельности, не совместимых со статусом депутата. 2, После официального опубликования общих итогов выборов избира тельная комиссия муниципального образования регистрирует избранных депутатов и выдает им удостоверения об избрании при условии выполне ния ими требований, установленных впредыдущей части настоящей статьи. Глава IX. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭТИ НАРУШЕНИЯ Статья 7б. Обжалование решений и действий (бездействия), на рушающих избирательные права граждан 1. Решения и действия (бездействие) органов государственной влас ти, органов местного самоуправления, общественных обтюдинений и до лжностных лиц могут быть обжалованы в суде. 2. Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии муни ципального образования, окружных и участковых избирательных комис сий обжалуются в районные, городские суды. 3. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими из бирательными комиссиями, 4. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, в суд могут обратиться избиратели, канди даты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблю датели, а также избирательные комиссии. 5. В случаях, предусмотренных федеральными законами, настоящим законом и другими законами области, суд может отменить решение соот ветствующей избирательной комиссии об итогах голосования или резуль татах выборов или иное решение избирательной комиссии. 6: Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, мог/т быть ■обжалованы в вышестоящую йзбирательную комиссию. 7. Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии муни ципального образования, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в избтательную комиссию области. 8. Вышестоящая избирательная комиссия или избирательная комис сия области вправе принять решение по существу жалобы. 9. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную ко-- миссию не является обязательным условием для обращения в суд. 10. В случае принятия жалобы судом и обращения гражданина с анало гичной жалобой в избирательную комиссию избирательная комиссия при останавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в за конную силу. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жа лобе. 11. Решения по жалобам, поступившим входе избирательной кампа нии, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествую щего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобе, потребуют дополнительной проверки, решения по ним принима ются не позднее чем вдесятидневный срок. По жалобе на решение изби рательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы. 12. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевре менное рассмотрение жалоб. Статья 77 . Основания для отмены регистрации кандидата, от мены решения избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов 1. Регистрация кандидата может быть отменена (аннулирована) в слу чав: нарушения правил выдвижения и регистрации кандидата; нарушения правил ведения предвыборной агитации и финансирова ния избирательной кампании; использования кандидатами и их доверенными лицами должностного или служебного положения в целях избрания; установления фактов подкупа избирателей кандидатами, их доверен- ’ ными лицами или иными лицами и организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов; по иным основаниям, установленным Федеральным законом «Об ос новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и другими федеральными законами, настоящим законом и инуми законами области. 2. В случае, если после установления соответствующей избиратель ной комиссией или определении результатов выборов суд установит, что нарушения, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. 3. Районный, городской суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке, о результатах выборов по избирательному округу в случае нарушения правил составле ния списков избирателей, порядка формирования избирательных комис сий, пфядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствова ние наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты водеизъявления избирателей. 4. Суд соответствующего уровня, окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования могут отменить решение участковой, окружных избирательных комиссий об итогах голо сования, о результатах выборов в случаях, предусмотренных Федераль ным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими феде ральными законами, настояатим законом и иными законами области, уста вом муниципального образования, регламентирующих проведение выбо ров депутатов представительного органа местного самоуправления. 5. Отмена решений участковых избирательных комиссий об установ лении итогов голосования более чем на одной четверти избирательных участков влечет за собой признание недействительными выборов депута та представительного органа местного самоуправления по данному изби рательному округу. 6. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее 2 месяцев со дня ее подачи, а в случаях, предусмотренных настоящим зако ном, в иные сроки. Суд вправе принять решение при отсутствии (неявки по двум приглашениям) представителей одной из заинтересованных сто рон. Статья 78 . Ответственность за нарушение избирательных прав грах(дан Лица, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, несут уголовную, административную или иную ответственность в соот ветствии с действующим законодательством. Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 79 . Вступление закона в силу 1. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубли кования. 2. Признать утратившим силу областной закон «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Липецкой области» от 12.10.1995 г. № 22 -03 со дня вступления в силу настоящего областного закона. 3. В соответствии с настоящим и другими законами области, уставом муниципального образования, в случае отзыва избирателями депутата п^дставительного органа местного самоуправления, избирательная ко миссия муниципального образования осуществляет полномочия соответ ствующей окружной комиссии по проведению голосования об отзыве депутата избирателями. Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ. г.Липецк 20.10.98 г. № 6 -0 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz