Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
24 октября 1998 г ., № 210 (20838) Ш ИП ЕЦКАЯ •)ж г а з е т а ОВЫБОРАХДЕПЛА10ВПРЕДПАВИТЕЯЬНЫХОРГАНОВИЕШОГО(АМОУПРАВЛЕНИВВЛИПЕЦКОЙОБЛАСТИ (Продолжение. Начало на 4-й стр.) 2. Журналистам, другим творческим работникам, а также должност ным лицам редакций средств массовой информации, должностным ли цам и творческим работникам государственных, муниципальных телера диокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кам пании через средства массовой информации, если указанные лица явля ются зарегистрированными кандидатами либо доверенными лицами за регистрированных кацдидатов. 3. Нарушение зарегистрированным кандидатом положений настоя щей статьи является основанием для отмены окружной избирательной комиссией своего решения о регистрации кандидата. Статья 4 0 . Гарантии деятельности зарегистрированных канди датов 1. Администрация предприятия, учреждения, организации, коман дир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кан дидата окружной избирательной комиссией до дня официального опуб ликования общих итогов выборов обязаны по заявлению, рапорту заре гистрированного кандидата освободить его от работы, службы в любой день и на любое время в течение этого срока. В этом случае окружная избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает зарегистрированному кандидату де нежную компенсацию в размере среднего заработка за предшествую щие дате регистрации 3 месяца, но не более семикратного минимально го размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выборов. 2. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с ра боты или без его согласия переведен на другую работу. 3. Время^астия зарегистрированного кандидата в выборах засчи тывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 4. Зарегистрированный кандидат без согласия районного, городско го прокурора не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налага емым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение к уголов ной ответственности, арест прокурор обязан известить окружную изби рательную комиссию. 5. Зарегистрированный кандидат в период, указанный в пункте 1 настоящей статьи, имеет право бесплатно пользоваться на территории данного муниципального образования всеми видами общественного тран спорта, за исключением такси и заказных рейсов. 6. Зарегистрированный кандидат вправе назначить до 10 доверен ных лиц. Регистрация доверенных лиц незамедлительно осуществляется окружной избирательной комиссией на основании письменного заявле ния кандидата и заявления самого гражданина о согласии быть доверен ным лицом по форме, установленной окружной избирательной комис сией. 7. Доверенные лица получают от окружной избирательной комиссии удостоверения, осуществляют агитационную и иную деятельность, спо собствующую избранию зарегистрированного кандидата. На указанный в пункте 1 настоящей статьи срок администрация или работодатель обя- К аны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый тпуск. Зарегистрированные кандидаты, назначившие доверенных лиц, □праве в любое время отозвать их, уведомив об этом окружную избира тельную комиссию, которая аннулирует вьщанные данным доверенным лицам удостоверения. 8. Полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой ста туса назначившего их зарегистрированного кандидата. 9. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандида та, с момента официального объявления окружной избирательной ко миссией результатов выборов в средствах массовой информации. В слу чае, если на основании настоящего закона муниципальная избиратель ная комиссия назначит повторное голосование, зарегистрированные кан дидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосова ние, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комис сией повторного голосования. 10. Зар^егистрированный кандидат вправе в любое время, но не поз днее чем за 3 дня до дня голосования, снять свою кандидатуру. ГЛАВА VI. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 4 1 . Право на предвыборную агитацию 1. В период выборов депутатов представительного органа местного самоуправления государство обеспечивает гражданам, общественным объединениям, избирательным объединениям, избирательным блокам, а также зарегистрированным кандидатам свободное проведение агита ции в соответствии с федеральными законами и законами области. 2. Граждане, общественные объединения, избирательные объеди нения, политические партии, избирательные блоки, зарегистрирован ные кандидаты вправе в допускаемых законом формах и законными ме тодами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого заре- гистритованного кандидата. 3. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединени ям, избирательным блокам гарантир^тся равные условия доступа к сред ствам массовой информации. 4. Агитация при проведении выборов может проводиться: через средства массовой информации; путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с из бирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, де монстраций); путем выпуска и распространения агитационных печатных, аудиови зуальных и иных материалов; в других установленных законом формах. ^ 5. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, из бирательный блок, граждане вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации. 6. Предвыборную агитацию запрещено проводить нижеследующим организациям и лицам: органам государственной власти, органам местного самоуправления: лицам, заме'щающим государственные и муниципальные должности; государственным и муниципальным служащем при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей; военнослужащим при исполнении ими своих должностных или слу жебных обязанностей; благотворительным организациям и религиозным объединениям; членам избк^тельных комиссий с правом решающего голоса. Статья 4 2 . Сроки проведения агитации 1. Проведение предвыборной агитации начинается со дня регистра ции кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. 2. В день голосования и в предшествующий день любая предвыбор ная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, со храняются на прежних местах. 3. В течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в средствах массовой информации ре зультатов опросов общественного мнения, прогноз результатов выбо ров и иных исследований, связанных с выборами. 4. Предвыборная агитация в средствах массовой информации, ука занных в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, начинается по заверше нии регистрации кандидатов и проведения жеребьевки между кандида тами с целью распределения эфирного времени и печатной площади, но не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 5. Предвыборная агитация в средствах массовой информации, не указанных в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, может начинаться со дня регистрации кандидата в соответствии с договором, заключенным между кандидатом и средством массовой информации. Статья 4 3 . Общие условия доступа зарегистрированных кан дидатов к средствам массовой информации 1. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств мес тного бюджета или иных средств органов местного самоуправления, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей в местный бюджет по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить заре гистрированным кандидатам равные возможности проведения предвы борной агитации. Перечень указанных средств массовой информации публикуется избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем на десятый день после опубликования решения о назначе нии выборов. 2. Средства массовой информации, не указанные в пункте 1 настоя щей статьи, вправе на договорной основе предоставить зФирное время или печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Предоставле ние эфирного времени и печатной площади по договору должно осу ществляться на равных условиях. Оплата эфирного времени и печатной площади должна осуществлять ся исключительно через соответствующие избирательные фонды. 3. Размер оплаты эфирного времени и печатной площади должен быть опубликован соответствующими средствами массовой информа ции не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Статья 4 4 . Условия проведения предвыборной агитации по те левидению и радио 1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах телерадиокомпаний, ука занных в пункте 1 статьи 43 настоящего закона и осуществляющих теле визионное вещание и радиовещание на территорию муниципального образования в порядке и в сроки, установленные избирательной комис сией муниципального образования в соответствии с настоящим законом. Это эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радио программы собирают наибольшую аудиторию. Время вещания распре деляется между зарегистрированными кандидатами на равных основа ниях. Распределение эфирного^емени осуществляется путем жеребь евки, проводимой избирательной комиссией муниципального образова ния с участием представителей соответствующей телерадиокомпании. На жеребьевке вправе присутствовать лица, указанные в п^кте 1 статьи 29 настоящего закона. Результаты жеребьевки оформляются протоко лом избирательной комиссии. 2. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатно го эфирного времени отводится кандидатам для совместного проведе ния дискуссий, «круглых столов» и иных агитационных мероприятий. Этой долей бесплатного эфирного времени должны пользоваться все заре гистрированные кандидаты на равных основаниях. 3. Телерадиокомпании, относящиеся к средствам массовой инфор мации, указанным в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, обязаны ре зервировать платное эфирное время для проведения агитации зарегис трированными кандидатами. Платное эфирное время должно предос тавляться на условиях договора соответствующему зарегистрированно му кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку по его требованию. Размер оплаты должен быть единым для всех кандида тов. При этом каждый зарегистрированный кандидат вправе использо вать из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на об щее число зарегистрированных кандидатов. Общий объем резервируе мого эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплат ного эс^рного времени, выделяемого в соответствии с пунктом 1 насто ящей статьи. 4. Расходы телерадиокомпаний, связанные с предоставлением заре гистрированным кандидатам бесплатного эфирного времени, покрыва ются за счет текущего бюджетного финансирования телерадиокомпа ний. 5. Теле- и радиопрограммы, связанные с выборами, а также выступ ления зарегистрированных кандидатов не должны прерываться рекла мой товаров или услуг или другими сообщениями рекламного характера. 6. В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о прове дении зарегистрированными кандидатами предвыборной агитации до лжны даваться, как правило, отдельным блоком в начале указанных про грамм без комментариев. 7. Теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в„эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение 6 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Статья 45 . Проведение предвыборной агитации в газетах, хсур- налах и других периодических печатных изданиях 1. Периодические печатные издания, относящиеся к средствам мас совой информации, указанным в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, которые выходят не реже одного раза в неделю и распространяются на территории муниципального образования, за исключением изданий, уч режденных органами местного самоуправления исключительно для пуб ликации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделять на равных условиях (размеры предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и иные условия) печатные площади для публикации материалов, предоставляемых кандидатами. Общий минимальный размер таких площадей устанавливается избира тельной комиссией муниципального образования и публикуется в соот ветствующих изданиях не позднее чем за 55 дней до дня голосования. При этом не менее 40 процентов печатной площади должно предостав ляться бесплатно за счет средств текущего бюджетного финансирова ния соответствующего средства массовой информации. Порядок и сро ки бесплатного предоставления печатной площади зарегистрированным кандидатам определяется путем жеребьевки, проводимой избиратель ной комиссией муниципального образования в присутствии представи телей соответствующих изданий и лиц, указанных в пункте 1 статьи 29 настоящего закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом избирательной комиссии. 2. Предоставление печатных площадей соответствующему зарегис трированному кандидату за плату производится на условиях договора по его требованию. Размер оплаты должен быть единым для всех зарегис трированных кандидатов. При этом каждый зарегистрированный канди дат вправе получить печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления объема печатных площадей, предоставляемых за плату, на общее число зарегистрированных кандидатов. Дата опублико вания печатного материала кандидата определяется жеребьевкой, про водимой редакцией периодического печатного издания с участием за- интадесованных лиц. 3. Специализированные печатные издания (детские, научные, тех нические и другие) могут отказаться от публикации агитационных мате риалов при условии полного неучастия в избирательной кампании в ка кой бы то ни было форме. 4. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на периодические печатные издания, учрежденные зарегистрированными кандидатами, а также выдвинувшими их избирательными объединения ми, избирательными блоками. 5. При публикации результатов опросов общественного мнения, свя занных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опро шенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оцен 1 ^ возможной погрешности. 6. Публикация предвыборных агитационных материалов, осуществля емая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровоадаться редакционными комментариями. Статья 4 6 . Условия проведения агитации посредством прове дения массовых мероприятий 1 . Органы местного самоуправления муниципального образования обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, их до веренным лицам, избирательным объединениям, избирательным бло кам, г;^ппам изб 1 фателей в организации собраний и встреч с граждана ми, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. 2. Заявления о выделении помещений для проведения таких собра ний, встреч, дебатов и дискуссий рассматриваются органами местного самоуправления не позднее 3 дней со дня их подачи. 3. Заявки организаторов митингов, демонстраций и шествий рас сматриваются органами местного самоуправления в соответствии с за конодательством Российской Федерации. 4. По заявке муниципальной или окружных избирательных комиссий пригодные для проведения массовых мероприятий помещения, находя щиеся в муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются на установленное избирательной комиссией время в пользование заре гистрированным кандидатам, их доверенным лицам для встреч с избира телями. В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одному из зарегистрированных кан дидатов, собственник помещения не вправе отказать другому задегис- трированному кандидату. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех зарегистрированных кандида тов при проведении массовых мероприятий. 5. Кандидат вправе заключать договоры об аренде зданий, помеще ний для проведения встреч с избирателями, собраний, митингов, пуб личных дебатов и иных массовых агитационных мероприятий. Размер арендной платы за здания, помещения, находящиеся в муниципальной собственности, должен быть единым для всех кандидатов, и оплата до лжна производиться исключительно из средств избирательного фонда кандидата. 6. Здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федера ции, не могут предоставляться для целей проведения массовых предвы борных мероприятий. 7. Встречи зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц с избирателями-военнослужащими проводятся за пределами воинской части. При проведении таких встреч всем зарегистрированным кандида там и их доверенным лицам, избирательным объединениям и избира тельным блокам обеспечиваются равные условия. Статья 4 7 . Условия выпуска и распространения агитационных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов 1. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения и избирательные блоки вправе выпускать печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы. Один экземпляр каждого агитационного материала должен предоставляться в окружную избирательную комис сию не позднее чем через 2 дня после их выпуска. 2. Все агитационные материалы должны содержать следующую ин формацию: наименование и адреса организаций; фамилии, имена, от чества и адреса лиц, изготовивших данные материалы, наименование организации; фамилия, имя, отчество лиц, заказавших изготовление этих материалов, размер тиража и дату выпуска. Распространение агитацион ных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается. 3. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении или другом объекте с согла сия владельца или собственника указанных объектов. Вывешивание аги тационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, со оружениях, имеющих историческую, культурную и архитектурную цен ность, в помещениях избирательных комиссий и помещениях для голо сования, а также у входа в них запрещается. 4. Глава администрации муниципального образования или иное упол номоченное должностное лицо местного самоуправления по предложе нию избирательной комиссии муниципального образования обязаны не позднее чем за 20 дней до дня выборов на территории каждого избира тельного участка выделить специальные места для вывешивания агита ционных печатных материалов. Они должны быть удобны для посещения избирателями, в пределах каждого избирательного участка должно быть хотя бы одно такое место. Зарегистрированным кандидатам должны быть обеспечены равные условия для размещения агитационных печат ных материалов, в частности, выделена равная площадь. 5. Избирательная комиссия, поставленная в известность в распрос транении подложных агитационных материалов либо материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 2 настоящей статьи, при нимает меры по пресечению такой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с заявлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных материалов. Статья 48 . Недопустимость злоупотребления правом на прове дение агитации 1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установлен ного порядка проведения предвыборной агитации. 2. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупот ребление свободой массовой информации; в частности, агитация, воз буждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституцион ного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны, а также иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами. 3. Зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, изби рательным объединениям, избирательным блокам и их уполномочен ным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять под куп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные мате риальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и агитационную работу), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распрос транять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстра тивных материалов и значков, специально изготовленных для предвы борной агитации, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объ единения, избирательные блоки и их уполномоченные представители и иные лица и организации при проведении агитации не вправе воздей ствовать на избирателей обещаниями передачи им (в том числе по ито гам голосования) денежных средств, ценных бумаг и других материаль ных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это пред усмотрено законом. 4. Зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, избира тельные объединения, избирательные блоки не вправе заниматься бла готворительной деятельностью, в том числе и за пределами избиратель ного округа до опубликования результатов выборов. 5. В период проведения предвыборной агитации средства массовой информации не вправе распространять информацию, способную нане сти ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрирован ных кандидатов, если эти средства массовой информации не м о г^ пре доставить зарегистрированному кандидату возможность опубликовать (передать в эфир) опровержение или иные разъяснения в защиту своей репутации до окончания срока предвыборной агитации. 6. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом пунктов 2-4 настоящей статьи окружная избирательная комиссия, а также иные орга ны, организации и граждане в соответствии со статьей 76 настоящего закона вправе обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата. ГЛАВА VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 4 9 . Финансовое обеспечение подготовки и проведение выборов 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов представительного органа местного самоуправле ния, а также расходы, связанные с деятельностью избирательных комис сий в течение срока их полномочий, производятся за счет финансовых средств, вьщеляемых из бюджета муниципального образования. 2. Указанные расходы предусматриваются отдельной строкой в бюд жете муниципального образования. 3. Финансовые средства на проведение выборов депутатов пред ставительного органа местного самоуправления поступают в распоряже ние избирательной комиссии муниципального образования в десятид невный срок со дня назначения выборов. 4. В случае, если финансовые средства не поступают в распоряже ние избирательной комиссии муниципального образования в указанные сроки, соответствующие расходы оплачиваются за счет кредитов бан ков, которые предоставляются этой избирательной комиссии на конкур сной основе. При этом допустимый объем средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете избирательной комиссии муниципально го образования о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, с учетом изменения установленного федеральным за коном минимального размера оплаты труда. 5. Полученные избирательной комиссией кредиты, включая начис ленные на них проценты, покрываются из бюджета муниципального об разования администрацией местного самоуправления, для которой дан ные кредиты являются долговым обязательством, и должны бьдь возвра щены в срок, не превышающий одного года. При утверждении бюджета муниципального образования на год, следующий за годом проведения выборов, представительный орган местного самоуправления муници пального образования обязан предусмотреть выплату данных кредитов отдельной строкой в бюджете. Возврат кредитов гарантируется бюдже том муниципального образования в соответствии с Федеральным зако ном «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» без принятия решения о вьщаче гарантий. 6. Избирательная комиссия муниципального образования распреде ляет финансовые средства между всеми окружными избирательными комиссиями, а окружные избирательные комиссии — между участковыми избирательными комиссиями. 7. Председатели избирательных комиссий несут ответственность за целевое использование финансовых средств, соответствие финансовых отчетов и документов решениям избирательных комиссий по финансо вым вопросам. Статья 50 . Финансовая отчетность избирательных комиссий 1. Участковые избирательные комиссии представляют финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведе ние выборов, в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем через 10 дней после опубликования результатов выбо ров. 2. Окружные избирательные комиссии представляют в избиратель ную комиссию муниципального образования финансовые отчеты о рас ходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, не позднее чем через 25 дней со дня официального опубликования результатов выборов. 3. Избирательная комиссия муниципального образования представ ляет в представительный орган местного самоуправления финансовый отчет о расходовании средств, выделенных из бюджета муниципального образования для подготовки и проведения выборов, не позднее чем через 2 месяца со дня официального опубликования общих итогов выбо ров. Статья 51 . Формирование избирательных фондов кандидатов 1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фон ды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей в поддержку данных кандидатов. Зарегистрированные канди даты продолжают ведение открытых счетов собственных избиратель ных фондов, для финансирования предвыборной агитации. 2. Средства избирательных фондов кандидатов должны содержаться на специальных временных счетах в банке, которые открываются с раз решения окружной избирательной комиссии. Доходы по указанным вре менным счетам не начисляются и не выплачиваются. 3. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетнос ти по средствам избирательных фондов устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с главным управлением Централь ного банка Российской Федерации в Липецкой области. 4. Право распоряжаться фондом принадлежит кандидатам, создав шим этот фонд. Статья 52 . Источники формирования избирательных фондов 1. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет сле дующих средств: денежных средств, вьщеленных окружной избирательной комиссией после регистрации кандидата; собственных денежных средств кандидата, которые не могут превы шать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом надень назначения выборов, более чем в 20 раз; денежных едедств, выделенных кандидату избирательным объеди нением или избирательным блоком, выдвинувшим кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 30 раз; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. 2. Размер пожертвования гражданина в избирательный фонд канди дата не может превышать минимального размера оплаты труда установ ленного федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 5 раз. Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выбо ров, более чем в 30 раз. Предельный размер расходования средств избирательного фонда не может превышать минимального размера оплаты труда, установлен ного федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 1000 раз. 3. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды кандида тов со стс^ны иностранных государств, предприятий, организаций, граж дан, лиц без гражданства, международных организаций и международ ных общественных движений, российских юридических лиц с иностран ным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процен тов, граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, юриди ческих лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в их уставном капитале, превышаю 1 шю 30 процентов, а также пользующихся льготами по уплате налогов и сборов, воинских частей, военных учреж дений и организаций, правоохранительных органов, благотворительных организаций, религиозных объединений, а также анонимные пожертво вания. » Статья 5 3 . Целевое назначение избирательных фондов 1. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с прове дением избирательной кампании депутатов. 2. Средства избирательных фондов могут использоваться на: финансовое обеспечение организационно-технических мер, направ ленных на сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата; предвыборную агитацию; оплату труда граждан за выполненные ими работы (оказанДЫё"услу ги), непосредственно связанные с проведением избирательной кампа нии; оплату аренды помещений, оборудования, командировочных расхо дов, транспортных расходов, услуг связи, приобретение канцелярских товаров и оплату других расходов^ непосредственно связанных с прове дением избирательной кампании. Статья 5 4 . Запрет на финансирование избирательной кампа нии кандидатов помимо избирательных фондов 1. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую под- ' держку деятельности, способствующей избранию кандидата, только че рез соответствующий избирательный фонд. 2. Юридическим лицам, их филиалам, представительствам и иным подразделениям запрещается бесплатно или по необоснованно зани женным расценкам выполнять работы, оказывать услуги, реализовывать товмы, прямо или косвенно связанные с выборами. 3. Допускается, чтобы гражданин лично, без привлечения третьих лиц, добровольно, бесплатно выполнял работы, оказывал услуги в связи с участием в избирательной кампании кандидата. 4. Кандидатам, избирательным объединениям, избирательным бло кам запрещается использовать для оплаты работ по сбору подписей, ведения предвыборной агитации, осуществления других мероприятий по проведению избирательной кампании иные денежные средства, кро ме средств, поступивших в избирательные фонды кандидатов. В случае, если кандидат при сборе подписей или в период проведения предвы борной агитации, иных мероприятий по проведению избирательной кам пании использовал, помимо средств, собственного избирательного фонда и иные денежные средства, окружная избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регистрации кандидата. В случае, если указан ные нарушения обнаружены после опубликования результатов выборов, окружная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с заявлением о признании избрания кандидата недействительным. Статья 55 . Открытость финансирования избирательной кампа нии кандидатов 1. Банк-держатель счета избирательного фонда кандидата по требо ванию окружной избирательной комиссии обязан не реже одного раза в 7 дней предоставлять в указанную избирательную комиссию информа цию о поступлении и расходовании средств, находящихся на счете этого кандидата. 2. Окружная избирательная комиссия осуществляет контроль за по рядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов. 3. На основе данных, представленных банками, окружная избира тельная комиссия периодически направляет в средства массовой инфор мации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Указанные сведения предоставляются не менее двух раз до дня голосования. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, обязаны за счет средств их текш его финансирования публиковать указанные сведения в течение 3 дней с момента их получения. Статья 5 6 . Прекращение финансовых операций со специаль ными избирательными счетами 1. Все финансовые операции со специальными временными счета ми, открытыми для формирования избирательных фондов, прекращают ся за с^ки до дня голосования. По ходатайству кандидата окружная из бирательная комиссия может продлить срок проведения финансовых операций по оплате ранее произведенных расходов. 2. Финансовые операции со специальными временными счетами, открытыми кандидатами, которые не были зарегистрированы или регис трация которых была отменена в соответствии с настоящим законом, прекращаются банками по указанию соответствующей окружной изби рательной комиссии. Статья 5 7 . Остатки средств избирательных фондов 1. Остатки неизрасходованных денежных средств, находящиеся на специальном счете, кандидат обязан перечислить пропорционально вло женным средствам на счета организаций и лиц, осуществивших пожер твования и перечисления. 2. По истечении 30 дней со дня голосования банк обязан по пись менному указанию избирательной комиссии муниципального образова ния в бесспорном порядке перечислить на счет этой комиссии причита ющуюся ей долю средств. Другие денежные средства, оставшиеся на специальном счете кандидата, по истечении 60 дней со дня голосования по письменному указанию избирательной комиссии муниципального образования банк обязан перечислить вдоход бюджета муниципального образования. Статья 58 . Финансовые отчеты кандидатов 1. Кандидат, зарегистрированный кандидат обязан представлять в окружную избирательную комиссию отчеты о размерах своего избира тельного фонда и источниках его формирования, а также обо всех про изведенных затратах в следующие сроки: при регистрации кандидата; не позднее чем через ЗО дней после опубликования результатов выборов с приложением всех первичных финансовых документов, под тверждающих поступление и расходование средств избирательного фонда. 2. Форма финансового отчета кандидата устанавливается избира тельной комиссией области. 3. Копии финансовых отчетов кандидатов передаются окружной из бирательной комиссией средствам массовой информации не позднее 3 дней со дня их поступления. Статья 59 . Порядок налогообложения средств избирательных фондов Порядок налогообложения средств избирательных фондов, добро вольных пожертвований и иных перечислений в указанные фонды, а также расходов из средств указанных фондов, устанавливается феде ральными законами. Статья 60 . Контрольно-ревизионная служба Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательными комиссиями на подготовку и про ведение выборов, а также для оказания содействия окружным избира тельным комиссиям в осуществлении контроля за источниками поступ ления, правильным учетом и использованием денежных средств избира тельных фондов и для проверки финансовых отчетов кандидатов при избирательной комиссии муниципального образования по решению пред ставительного органа местного самоуправления может создаваться контрольно-ревизионная группа с привлечением специалистов госу дарственных и муниципальных органов и учреждений. ГЛАВА V III. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 6 1 . Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в рас поряжение участковой избирательной комиссии главой администрации муниципального образования. 2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором разме щаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письмен ными принадлежностями (применение карандашей не допускается). 3. Внутри помещения дря голосования или непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и ин формация обо всех зарегистрированных кандидатах, а также об избира тельных объединениях и избирательных блоках, выдвинувших зарегис трированных кандидатов. Образцы заполненных избирательных бюлле теней не должны содержать фамилии кандидатов, баллотирующихся при проведении данных выборов. Информационные материалы о кандида тах, избирательных объединениях или избирательных блоках не должны содержать агитационных призывов. 4. В помещении для голосования должна быть увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. 5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким об разом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов учас тковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья б2. Избирательный бюллетень 1. Каждый избедатель получает один избирательный бюллетень для голосования по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления. 2. Текст избирательного бюллетеня утверждается окружной избира тельной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 3. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. 4. Избирательний бюллетень должен содержать в алфавитном по рядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов, а также их год рождения, адрес места жительства, основное место рабо ты или службы, род занятий. Если кандидат ввдвинут избирательным объединением или избирательным блоком, в бюллетене указывается наименование избирательного объединения или избирательного блока. Принадлежность кандидата к общественному объединению указывается в избирательном бюллетене по желанию кандидата. Справа отданных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня канди датов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. 5. Избирательные бюллетени изготавливаются не позднее чем за 20 дней до дня голосования исключительно по распоряжению и под наблю дением окружной избирательной комиссии и являютсядо 1 ^ ен там и стро гой отчетности. Степень защищенности избирательных бюллетеней Ус танавливается Центральной избирательной комиссией Российской Фе дерации. Количество избирательных бюллетеней, изготовленных для проведения выборов депутатов представительного органа местного са моуправления, не должно превышать числа зарегистрированных избира телей более чем на 3 процента. 6. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 7. Избирательные бюллетени типография после выбраковки переда ет по акту членам избирательной комиссии, разместившей в соответст вии с настоящим законом заказ на изготовление избирательных бюлле теней. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем за казу, работники типографии в присутствии членов избирательной ко миссии, доверенных лиц кандидатов, представителей избирательных обтюдинений, избирательных блоков уничтожают отбракованные и лиш ние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подпи сывается всеми присутствующими лицами. 8. Окружная избирательная комиссия передает по акту бюллетени участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 4 дня до дня голосования. Форма актов сдачи-приемки избирательных бюллетеней устанавливается избирательной комиссией муниципального образова ния. 9. Ответственность за правильность передачи избирательных бюл летеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляю щих передачу и получение бюллетеней. 10. Количество избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением окруж ной избирательной комиссии. При этом количество избирательных бюл летеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не должно превышать числа избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента. 11. До дня голосования бюллетени должны храниться в опечатанном и охраняемом помещении. 12. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верх нем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комис сии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени, не заверенные участковой избирательной комиссией (за исключением бюллетеней, заверенных окружной избира тельной комиссией в случае досрочного голосования в соответствии с настоящим законом), признаются избирательными бюллетенями неус тановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. 13. В случав выбытия некоторых кандидатов после изготовления из бирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указа нию окружной избирательной комиссии вычеркивают в бюллетенях дан ные об этих кандидатах. Статья 63 . Порядок голосования . 1. Окружные и участковые избирательные комиссии оповещают из бирателей о месте и времени голосования не позднее чем за 20 дней до дня проведения голосования через средства массовой информации или иным способом, а о проведении досрочного голосования — не позднее чем за 5 дней до дня голосования. 2. Голосование проводится с 8.00 до 22.00 по местному времени. 3. В 8.00 в день голосования председатель участковой избиратель ной комиссии объявляет помещение для голосования открытым. Пред седатель предъявляет членам избирательной комиссии, присутствую щим избирателям и наблюдателям, пустые стационарные и переносные ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются. 4. Председатель участковой избирательной комиссии после офици ального открытия помещения для голосования сообщает присутствую щим в помещении для голосования о количестве избирателей, проголо совавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запеча танные конверты с избирательными бюллетенями, заполненными изби рателями, проголосовавшими досрочно, и список избирателей, проголо совавших досрочно. Им проверяются сохранность каждого конверта и наличие заверительных подписей и печатей. Затем конверты поочеред но вскрываются, и извлеченные оттуда избирательные бюллетени поме щаются в стационарный ящик для голосования, при этом должна быть соблюдена тайна волеизъявления. Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно в окружной и участковой избирательной комиссии), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и вувеличенную форму протокола об итогах голосования, а в списке избирателей против соответствующих фамилий избирателей делается отметка «Проголосовал досрочно». 5. Председатель участковой избирательной комиссии затем пригла шает избирателей приступить к голосованию. 6. Избиратель предъявляет свой паспорт или заменяющий его доку мент члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, ответ ственному за выдачу бюллетеней. Затем избиратель проставляет в спис ке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя или по его просьбе серия и номео предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа мо гут быть внесены в список избирателей членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность про изведенной записи и расписывается, после чего член избирательной комиссии с правом решающего голоса выдает избирателю избиратель ный бюллетень. 7. Если избиратель не может самостоятельно расписаться в списке избирателей в получении избирательного бюллетеня, он вправе вос пользоваться помощью другого избирателя, за исключением членов учас тковой избирательной комиссии, уполномоченных представителен из бирательного объединения, избирательного блока, кандидатов и их до веренных лиц или наблюдателей. Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в списке избирателей в строке «Подпись избирателя в получении избирательного бюллетеня» с указанием своей фамилии, имени и отчества. 8. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц запрещено. Избирательные бюллетени заполняются в кабинах, иных спе циально оборудованных местах для тайного голосования, где не допус кается прис^ствие других лиц. 9. Присутствие кого-либо другого, кроме избирателя, в кабине, спе циально оборудованном месте или комнате для тайного голосования не допускается. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, спе циально оборудованное место или комнату для тайного голосования для оказания ему помощи любое лицо, за исключением членов участковой избирательной комиссии, уполномоченных представителей избиратель ного объединения, избирательного блока, кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей. 10. При заполнении избирательного бюллетеня избиратель простав ляет любой знак в пустом квадрате, относящемся к кандидату, за которо го он голосует, или к позиции «Против всех кандидатов». 11. В случае, если избиратель считает, что допустил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему ему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень вместо испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирате лю новый избирательный бюллетень и делает при этом соответствую щую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирате ля. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем двумя членами участковой избирательной комиссии составляется акт. 12. Избиратели опускают заполненные избирательные бюллетени в опечатанные (опломбированные) стационарные ящики для голосования. 13. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсут ствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а в слу чае отсутствия заместителя председателя — секретарь или любой дру гой член участковой избирательной комиссии, должным образом упол номоченный ею. 14. В помещении для голосования вправе присутствовать и наблю дать за ходом голосования, подсчетом голосов и оформлением протоко лов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями следующие лица: доверенные лица кандидатов; наблюдатели; иностранные (международные) наблюдатэли; представители средств массовой информации. 15. Зарегистрированные кандидаты впраг е присутствовать при под счете голосов избирателей и оформлении протокола об итогах голосо вания участковой избирательной комиссией. 16. Член участковой избирательной коми хии немедленно отстраня ется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются препятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосо вания. Решение об этом принимается участковой избирательной комис сией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением о привлечении отстраненного члена участковой избира тельной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответ ственности, предусмотренной федеральными законами. (Окончание на 6-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz