Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
4 Щ ИПЕЦКАЯ •'Ж газета 24 октября 1998 г ., № 210 (20838) ОВЫБОРАХДЕПУ1АТ0ВПРЕДаАВШЬНЫХОРГАНОВЙЕОНОГО(АМОУПРАВЛЕНИВВЛИПЕЦКОЙОБЛАСТИ (Продолжение. Начало на 3 -й стр.) осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов; устанавливает результаты выборов по избирательному округу и пе редает их в избирательную комиссию муниципального образования, обес печивает передачу в архив муниципального образования документации, связанной с подготовкой и проведением выборов; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы ма териально-технического обеспечения выборов; организует досрочное голосование избирателей в помещении ок ружной избирательной комиссии; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим и дру гими законами области, уставом муниципального образования. Статья 25 . Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: информирует насел.эние об адресах и номерах телефонов участко вой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования; уточняет список избирателей, полученный от избирательной комис сии муниципального образования в соответствии с установленным по рядком взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, организациями и учреждениями, осуществляющими ре гистрацию (учет) избирателей; знакомит граждан со списками избирателей, принимает и рассмат ривает заявления об обнаруженных в них ошибках и неясностях и реша ет вопросы о внесении соответствующих изменений в списки избирате лей; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов; организует на избирательном участке голосование вдень выборов, а также досрочное голосование; . производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке; рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона и принимает по ним мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим зако ном и уставом муниципального образования. Статья 26 . участие избирательной комиссии области в органи зации и проведении выборов депутатов представительных орга нов местного самоуправления 1. Избирательная комиссия области; контролирует соблюдение избирательных прав граждан; по решению суда формирует избирательные комиссии муниципаль ных образований; оказывает организационно-техническую, методическую и правовую помощь избирательным комиссиям муниципальных образований, ощзуж- ным и участковым избирательным комиссиям; обеспечивает и контролирует соблюдение единых нормативов тех нологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий; обеспечивает единообразное использование на территории облас ти государственной автоматизированной информационной системы; издает инструкции и дает разъяснения для обеспечения единооб разного применения настоящего закона; контролирует обеспечение избирательных комиссий помещения ми, транспортом, связью; обобщает итоги выборов депутатов представительных органов мес тного самоуправления по области; отменяет решения избирательных комиссий муниципальных обра зований в случаях и в порядке, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе рендуме граждан Российской Федерации»; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим законом и иными законами области. Статья 27 . Статус членов избирательных комиссий 1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов го сударственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных бло ков, выдвинувших кандидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непос редственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандида тов. В настоящем законе под непосредственным подчинением в соот ветствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избиратель ных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде рации» понимаются служебные отношения между руководителем и под чиненным, при которых первый обладает в отношении последнего влас тно распфядительными полномочиями, то есть имеет право принимать его на работу, увольнять или в пределах должностных полномочий отда вать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные .для исполне ния, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания. 2. Член избирательной комиссии не может быть одновременно чле ном вышестоящей или нижестоящей избирательной комиссии. После регистрации кандидата окружной избирательной комиссией он вправе назначать по одному члену с правом совещательного голоса в зарегистрировавшую его избиратель 1 ^ю комиссию и нижестоящие ко миссии. 3. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом реша ющего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий. 4. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса осво бождается от своих обязанностей до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отно шении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии недееспособным, огра ниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим реше нием суда, вступившим в законную силу; смерти члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии систематически не вы полняющим обязанности на основании заявления соответствующей из бирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу; появления оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса также прекращаются в случае расформирования комиссии в соот ветствии с настоящим законом. 5. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан на значить новою члена избирательной комиссии вместо выбывшего по вышеуказанным обстоятельствам не позднее чем в месячный срок со дня выбытия. 6. Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены из бирательных комиссий с правом решающего голоса могут работать в комиссиях в период подготовки и проведения выборов с отрывом от основной работы. 7. Председателю, заместителю председателя, секретарю и членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, со храняется и выплачивается средний заработок по месту основной рабо ты. Дополнительная оплата труда указанным лицам, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, может производиться в размерах и порядке, установленных избирательной ко миссией муниципального образования, за счет средств, выделенных на проведение выборов. 8. Председатель, заместитель председателя, секретарь, иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период прове дения выборов не может быть привлечен без согласия прокурора облас ти к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. 9. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в пе риод проведения выборов не может быть по инициативе администра ции (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. 10. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голо са при решении вопросов подготовки и проведения выборов, за исклю чением права выдавать избирательные бюллетени, участвовать в сорти ровке и подсчете избирательных бюллетеней, составлять протокол об итогах голосования, результатах выборов, участвовать в голосовании по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательном комиссии, и подписывать решения избирательном комиссии. 11. Член избирательной комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса: заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей изби рательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательной комис сии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), вклю чая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носите лях соответствующей и нижестоящей избирательных комиссий, и полу чать копии этих документов и материалов (за исключением списков из бирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих ко пии; вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комис сии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 12. Полномочия членов избирательной комиссии муниципального образования с правом соведательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистра ции кандидатов на следующих выборах депутатов представительного органа местного самоуправления, а полномочия остальных членов изби рательной комиссии муниципального образования с правом совещатель ного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после офици ального опубликования результатов выборов. Полномочия членов окруж ных, участковых избирательных комиссии с правом совещательного го лоса прекращаются по истечении срока полномочий соответствующих избирательных комиссий. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает уста новленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в организации которых принимает участие данная избирательная комиссия. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательно го голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назна чившего данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу. Статья 28 . Расформирование избирательной комиссии 1. В случае нарушения избирательной комиссией муниципального образования, окружной, участковой избирательной комиссией избира тельных прав граждан, повлекшего признание недействительными ито гов голосования на соответствующей территории либо результатов вы боров 8 порядке, установленном настоящим законом в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», из бирательная комиссия может быть расформирована на основании реше ния районного, городского суда. 2. С заявлением в суд о расформировании окружной, участковой избирательной комиссии вправе обратиться группа депутатов числен ностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодатель ного (представительного) органа государственной власти области либо группа депутатов соответствующего представительного органа местно го самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутетов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия области. 3. Заявление о расформировании избирательной комиссии прини мается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом коллегиально. 4. Орган местного самоуправления, в полномочия которого входит формирование комиссии, обязан сформировать соответствующую из бирательную комиссию не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии. 5. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекраще ния полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Статья 29 . Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо. Для присутст вия на заседаниях указанным лицам не требуется дополнительное раз решение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспе чить оповещение указанных лиц и их свободный доступ на заседания. На заседаниях также вправе присутствовать представители средств массо вой информации. 2. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах мас совой информации, указанных в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, за счет средств текущего бюджетного финансирования этих средств массовой информации и передаются в иные средства массовой инфор мации не позднее чем через 2 дня после их принятия. 3. В день голосования с момента начала работы участковой избира тельной комиссии и до получения сообщения о принятии окружной из бирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, включая наблюдателей от групп избирателей, пред ставители средств массовой информации, иностранные (международ ные) наблюдатели. 4. Наблюдатель от группы избирателей должен представить в учас тковую либо окружную избшэательную комиссию или избирательную комиссию муниципального образования подписной лист (листы) по фор ме, установленной настоящим законом (приложение № 3), с подписями не менее 30, но не более 50 граждан Российской Федерации, имеющих право голосовать на соответствующем участке, в округе, в муниципаль ном образовании, а также предъявить свой паспорт или заменяющий его документ. Избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственно ручно указывает в нем фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его доку мента, дату внесения подписи. Подписной лист заверяет своей под писью сборщик подписей с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, а также лицо, выступающее в качестве на блюдателя на выборах от группы избирателей, с указанием своей фами лии, имени, отчества и даты внесения своей подписи. Наблюдатель от группы избирателей должен обладать активным избирательным правом. Наблюдатель от избирателей несет ответственность за правильность сведений, указанных в подписном листе, которые могут быть проверены соответствующей избирательной комиссией. 5. Всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, иным ли цам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформиро ванной на избирательном участке, образованном в воинской части, боль нице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избиратель ном участке. 6. Наблюдатели, представители средств массовой информации, инос транные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих про токолов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей. 7. Полномочия наблюдателя, назначенного зарегистрированным кан дидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, об щественным объединением, должны быть удостоверены в письменном заявлении зарегистрированным кандидатом, избиратёльным объедине нием, избирательным блоком, общественным объединением, чьи инте ресы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, име ни и отчества, адреса места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заме няющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 8 . Указанные в пунктах 4 и 7 документы могут быть предъявлены в участковую избирательную комиссию, а в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в окружную избирательную кбмиссию, избиратель ную комиссий КТуниципального образования с начала работ й'пбгсостав- лению протокола об и гогах голосования на соответствующей.террито- рии и о результатах выборов до окончания этой работы. 9 Наблюдатели вправе: знакомиться со списками избирателей; находиться в помещении для голосования соответствующего изби- оательного участка в лень голосования в любое воемя в пеоиол. указан ный в пункте 3 настоящей статьи; присутствовать при голосовании избирателей .вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избира телей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирате лей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечиваю щих им ободаимость содержания бюллетеней для голосования; знако миться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюл летенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных до кументов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия — к замещающему его лицу с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколом окружной избирательной ко миссии о результатах выборов, изготавливать или получать от соответ ствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и при ложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных этими комиссиями в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в том числе список лиц, прис^ствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана вьщать или заверить ука занные копии; , обжаловать в порядке, установленном настоящим законом, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избиратель ной комиссии в вышестоящую комиссию или в суд; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в со ответствующих комиссиях. 10. Наблюдатель не вправе; выдавать избирателям избирательные бюллетени; расписываться за избирателя по его просьбе в получении избира тельных бюллетеней; заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени; предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса; совершать действия, препятствующие работе избирательной комис сии; вести агитацию среди избирателей; участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией. 11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосова ния, а также с протоколом окружной избирательной комиссии о резуль татах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей изби рательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информа ции избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об ито гах голосования или результатах выборов. 12. Копии протоколов и иные документы избирательных комиссий заверяются председателем или секретарем избирательной комиссии. При этом указанные лица делают в заверяемом документе запись «Копия верна», расписываются и ставят печать соответствуювдей избирательной комиссии. 13. Иностранные (международные) наблюдатели получают разре шение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государ ственной власти и избирательной комиссии области и аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Дея тельность иностранных (меходународных) наблюдателей регулируется федеральными законами. Статья 3 0 . Организация деятельности избирательных комис сий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллеги ально. 2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава, 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избира тельной комиссии избираются из числа членов избирательной комиссии тайным голосованием на первом ее заседании. Организацию проведе ния данного заседания осуществляет уполномоченный представитель органа, сформировавшего эту комиссию. 4. Заседания избирательной комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной ко миссии, а также по требованию не менее одной трети членов избира тельной комиссии с правом решающего голоса, 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. 6. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов изби рательной комиссии с правом решающего голоса. 7. Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии по во просам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несосто- явшимися или недействительными, о проведении повторного голосова ния или повторных выборов, об отмене решения избирательной комис сии в порядке, предусмотренном настоящим законом, принимаются на заседании соответствующей избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с пра вом решающего голоса. 8. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимают ся большинством голосов от числа присутствующих членов избиратель ной комиссии с правом решающего голоса. 9. При принятии решений избирательной комиссией в случае равно го числа голосов «за» и «против» голос председателя избирательной комиссии является решающим. 10. Решения избирательной комиссии подписываются председате лем и секретарем избирательной комиссии. 11. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, при нятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мне ние, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трех дневный срок, а вдень голосования и вдень, следующий за днем голосо вания, — незамедлительно. 12. Избирательная комиссия муниципального образования, окруж ные и участковые избирательные комиссии могут привлекать к выполне нию работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, внештат ных даботников по трудовым соглашениям. Статья 3 1 . Содействие в реализации полномочий избиратель ных комиссий 1. Государственные органы, органы местного самоуправления, госу дарственные и муниципальные учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны ока зывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномо чий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, да вать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и в день выборов — незамедлительно. 2. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, должны предоставлять избирательным комиссиям возможность для размещения своей печатной информации в порядке, установленном федеральными законами, настоящим законом, иными за конами области. 3. Общественные объединения, предприятия, учреждения, органи зации, средства массовой информации, не указанные в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, а также их должностные лица обязаны предостав лять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и вдень выборов — незамедлительно. Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 3 2 . Право выдвижения кандидатов 1. Кандидаты могут быть вьщвинуты избирателями и в порядке само выдвижения. Кандидаты могут быть выдвинуты также избирательными объединениями, избирательными блоками. 2. Выдвижение кандидатов возможно при условии представления письменного заявления лица о согласии баллотироваться кандидатом и обязательства в случае избрания прекратить деятельность, не совмести мую со статусом депутата согласно пункту 5 статьи 7 настоящего закона. Указанное заявление вместе с письменным уведомлением о намерении сбора подписей направляется в окружную избирательную комиссию, а в случае, если данная комиссия не сформирована в сроки, установленные настоящим законом, — в избирательную комиссию муниципального об разования. 3. Окружная избирательная комиссия в течение трех дней проверяет правомерность вьщвижения кандидата и выдает письменное подтвер ждение о приеме документов. После этого начинается сбор подписей изб |^ телей в поддержку выдвинутого кандидата. етатья 3 3 . Выдвижение кандидатов непосредственно избира телями 1. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями прово дится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, груп пы избирателей, обладающих активным избирательным правом при го лосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом окружной избирательной комиссии. В уведомлении должны быть указаны фами лия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и адрес места жительства кандидата. 2. Одновременно с письменным уведомлением инициаторы сбора подписей направляют в 01 фужную избирательную комиссию заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избира тельному округу с обязательством в случае избрания прекратить дея тельность, несовместимую со статусом депутата. В случае наличия у кандидата не снятой или не погашенной судимости, гражданства иного государства в заявлении также указываются эти сведения, в том числе соответствующая статья (статьи) Уголовного кодекса Российской Феде рации, наименование иностранного государства. Статья 34 . Выдвижение кандидатов избирательными объеди нениями, избирательными блоками 1. Избирательное объединение или избирательный блок вправе вы двигать одного кандидата по одномандатному округу. Избирательное обгюдинение, избирательный блок вправе вьщвигать кандидата, не явля ющегося членом входящих в них общественных объединений. 2. Выдвижение кандидатов осуществляется тайным голосованием на съездах, конференциях, собраниях областных или местных избиратель ных объединений. Уполномоченные представители избирательного объединения пред ставляют в окружную избирательную комиссию протокол с решением съезда, конференции или собрания избирательного объединения. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны данные о кан дидате, перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 33 настоящего закона. Одновременно с этим документом в окружную избирательную ко миссию представляются: заверенная копия свидетельства о регистрации соответствующего общественного объединения, заверенная копия за регистрированногоустава общественного объединения, составуполно-. моченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, Даты'рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объеди нения, а также доверенность на уполномоченных представителей изби рательного объединения. 3 Избирательные блоки образуются избирательными объединения ми. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на одних и тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объедине ний. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съез де, конфменции, собрании каждого из избирательных объединений либо их областных, местных отделений, после чего подписывается со вместное решение о создании избирательного блока. Решение о выдви жении кандидата избирательным блоком принимается на конференции представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений. Избирательные блоки подлежат регистрации в избира тельной комиссии муниципального образования непосредственно пос ле их образования по представлении в избирательную комиссию муни ципального образования заверенных копий свидетельств о регистрации общественных объединений, входящих в избирательный блок, зарегис трированных уставов общественных объединений, списков уполномо ченных представителей избирательного блока с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного блока, а также дове ренности на уполномоченных представителей избирательного объеди нения. 4. Избирательная комиссия муниципального образования обязана не позднее чем через 3 дня после получения соответствующих документов зарегистрировать избирательный блок или принять мотивированное решение об отказе в регистрации, которое может быть обжаловано в суд. 5. Уполномоченные представители избирательного блока представ ляют в окружную избирательную комиссию протокол конференции пред ставителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны данные о кандидате, перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 33 настоящего закона. Статья 35 . Сбор подписей избирателей в поддержку кандида тов 1. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов начинается со дня вручения соответствующей избирательной комиссией кандидату, отдельному избирателю., уполномоченному представителю группы из бирателей, представителям избирательного объединения, избиратель ного блока, выдвинувшим кандидата, письменного подтверждения о пред ставлении ими документов, предусмотренных статьями 32-34 настоя щего закона. 2. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, должно составлять не менее 2 процентов от числа избирателей, заре гистрированных на территории избирательного округа. Максимальное количество подписей не должно превышать установленное их предель ное число более чем на 15 процентов. 3. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в прило жениях № 1 и N 0 2 к настоящему закону. 4. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рабо ты, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избиратель ным объединением, избирательным блоком, в подписном листе кроме указанных данных сообщается принадлежность кандидата к соответству ющему избирательному объединению, избирательному блоку. 5. Избиратель ставит подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или выдвинутых путем самовыдвижения либо избирателем, группой избирателей, но толь ко один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избира тель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату рожде ния, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи. Подписной лист заверяет своей подписью лицо, собиравшее подпи си избирателей, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты роадения, серии и номера паспорта или заменя ющего его документа и уполномоченным представителем избиратель ного объединения, избирательного блока, или кандидатом. 6. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершенно летнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только через изби рательный фонд кандидата. 7. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладаю щих активным избирательным правом, на территории соответствующе го избирательного округа. Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, рав но как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесенные подписи, не допускается. Сбор подписей избирателей производится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где сбор под писей не запрещен законом. Сбор подписей запрещается в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное наруше ние указанных запретов может быть основанием для признания недей ствительности собранных подписей и (или) отмены регистрации канди дата окружной избирательной комиссией либо судом. Статья 3 6 . Регистрация кандидатов 1. Для регистрации кандидатов, выдвинутых непосредственно изби рателем, избирателями, путем самовыдвижения, а равно избирательны ми объединениями, избирательными блоками, кандидат, избиратель, группа избирателей либо уполномоченный представитель избиратель ного объединения, избирательного блока не позднее чем за 35 дней до дня голосования представляет в окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. В последний день подписные листы принимаются до 21 часа местного времени. Регистрация производится при наличии необходи мого количества достоверных подписей избирателей, собранных в под держку кандидата, письменного заявления лица о его согласии баллоти роваться кандидатом поданному избирательному округу и обязательст ва в случае избрания прекратить деятельность, н,е совместимую со ста тусом депутата. Окружная избирательная комиссия вправе при содействии соответ ствующих государственных и муниципальных органов организовать про верку достоверности данных о кандидате, содержащихся в представлен ных документах. 2. Количество представленных подписей избирателей в поддержку кандидата не должно превышать их число, установленное в пункте 2 статьи 35 настоящего закона. 3. Подписные листы представляются в окружную, избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов окружная избирательная комиссия выдает уполномо ченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. 4. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие по рядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению окружной избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных ко миссий, эксперты. Их заключения могут служить основанием для призна ния данных в подписных листах недостоверными. 5. Проверке достоверности подписей избирателей могут подлежать либо все представленные подписи либо часть этих подписей, отобран ныхдля проверки посредством случайной выборки (жребия). При прове дении выборки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему из бирательному округу, или их уполномоченные представители, уполно моченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, представители избирателей, осущес твивших инициативу выдвижения кандидата. Избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени прове дения каждой проверки подписных листов. Избирательная комиссия не вправе отказать иным лицам, направленным кандидатом, избиратель ным объединением, избирательным блоком, изъявившим желание, при сутствовать при проводимой проверке. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки. 6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кан дидата до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию, если это ими специально отмечено. 7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись. 8. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе про водить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подпис- нь 1 х листах, не вызывая их в избирательную комиссию. 9. Опрос проводится не менее чем двумя членами окружной либо нижестоящей избирательной комиссии. Опрашивается непосредствен но тот избиратель, чья подпись проверяется, 10. Недостоверными считаются; подписи лиц, указавших в подписном листе сведения, не соответ ствующие действительности. Подпись признается недостоверной при наличии соответствующей справки органа внутренних дел либо заключе ния эксперта; подложные подписи, а именно, подписи, в отношении которых уста новлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе; подлог подписи устанавливается по письменному заявлению избирателя, на правленному в окружную избирательную комиссию. 11. Не являются недостоверными, но не включаются в общее коли чество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандида та: подписи лиц, на день внесения подписи не обладающие активным избирательным правом; подписи лиц, не указавших в подписном листе все требуемые сведе ния; подписи избирателей, собранные до получения письменного под тверждения о приеме документов о выдвижении кандидата окружной избирательной комиссией, 12. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостовер ной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе. 13. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 2 процентов от числа проверенных подписей производится до полнительная проверка еще 10 процентов подписей в указанном выше порядке. В случае обнаружения при дополнительной проверке более 2 процентов недостоверных подписей от числа проверенных, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится. 14. Регистрация кандидата также не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подпи сей, признанных недействительными и недостоверными, недостаточно для регистрации. 15. Для определения достоверности данных, содержащихся в под писных листах с подписями избирателей, окружные избирательные ко миссии вправе использовать государственную автоматизированную ин формационную систему регистрации (учета) избирателей. 16. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывается > руководителем рабочей группы ,(членом..о 1 «руж«ой!мзбирательной ко миссии с правом решающего голоса) и представляется избирательной ' комиссии для принятия соответствующего решенияч-Копйя протокола до заседания окружной избирательной комиссии передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, изби рательного блока. 17. Окружная избирательная комиссия обязана проверить соответ ствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона в течение 5 дней со дня поступления подписных листов и принять реше ние о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. 18. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объ единением, избирательным блоком, в решении окружной избиратель ной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим изби рательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвину тый избирателями, вправе заявить о своем независимом статусе либо о принадлежности к какому-либо общественному объединению, что так же отмечается в решении комиссии о регистрации кандидата. 19. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о ре гистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются средст вам массовой информации. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избира тельному округу. 20. В случае отказа в регистрации кандидата окружная избиратель ная комиссия обязана в течение суток после принятия решения выдать кандидату, соответствующему избирателю, избирателям либо уполно моченному представителю избирательного объединения, избиратель ного блока копию решения избирательной комиссии с изложением ос нований отказа. Основаниями отказа могут служить нарушение порядка выдвижения кандидата, недостаточное количество представленных до стоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, превышение установленной предельной доли недостоверных подписей среди под писей, подвергшихся проверке, нарушение порядка сбора подписей, нарушение порядка создания избирательного фонда кандидата и расхо дования его средств, а также иные основания, предусмотренные феде ральными законами. 21. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кан дидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в суд. Жалоба (заявление) должна быть рассмотрена в течение 3 дней. 22. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо один заре гистрированный кандидат, выборы в данном избирательном округе по решению окружной избирательной комиссии откладываются на срок не более 3 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осу ществления последующих избирательных действий. 23. При наступлении указанных в предыдущем ™нкте настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 6 статьи 48 настоящего закона, все дополнительные расходы, понесенные в связи с этим окружной избира тельной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся за счет этого кандидата. Глава V. СТАТУС КАНДИДАТА Статья 3 7 . Равноправие кандидатов 1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязан ности. Статья 3 8 . Недопустимость использования кандидатами пре имуществ своего должностного или служебного положения 1. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные до лжности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. 2. В настоящем законе под использованием преимуществ должнос тного или служебного положения в соответствии с Федеральным зако ном «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует понимать: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих к осу ществлению в служебное время деятельности, способствующей выдви жению и (или) избранию; использование помещений, занимаемых государственными органа ми или органами местного самоуправления, для осуществления деятель ности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не м о г^ исполь зовать эти помещения на таких же условиях; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, ин формационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) из бранию; использование бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собствен ности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федераль ным законодательством о государственной охране; проведение сбора подписей, предвыборной агитации государствен ными или муниципальными служащими входе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 43 насто ящего закона, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации. Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятство вать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями. Статья 3 9 . Обеспечение равного статуса зарегистрированных кандидатов 1. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государствен ной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполне ния служебных обязанностей и не позднее 3 дней со дня регистрации представляют в окружную избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения). (Продолжение на 5 -й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz