Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

4 Щ ИПЕЦКАЯ •'Ж газета 24 октября 1998 г ., № 210 (20838) ОВЫБОРАХДЕПУ1АТ0ВПРЕДаАВШЬНЫХОРГАНОВЙЕОНОГО(АМОУПРАВЛЕНИВВЛИПЕЦКОЙОБЛАСТИ (Продолжение. Начало на 3 -й стр.) осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов; устанавливает результаты выборов по избирательному округу и пе­ редает их в избирательную комиссию муниципального образования, обес­ печивает передачу в архив муниципального образования документации, связанной с подготовкой и проведением выборов; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы ма­ териально-технического обеспечения выборов; организует досрочное голосование избирателей в помещении ок­ ружной избирательной комиссии; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим и дру­ гими законами области, уставом муниципального образования. Статья 25 . Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: информирует насел.эние об адресах и номерах телефонов участко­ вой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования; уточняет список избирателей, полученный от избирательной комис­ сии муниципального образования в соответствии с установленным по­ рядком взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, организациями и учреждениями, осуществляющими ре­ гистрацию (учет) избирателей; знакомит граждан со списками избирателей, принимает и рассмат­ ривает заявления об обнаруженных в них ошибках и неясностях и реша­ ет вопросы о внесении соответствующих изменений в списки избирате­ лей; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов; организует на избирательном участке голосование вдень выборов, а также досрочное голосование; . производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке; рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона и принимает по ним мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим зако­ ном и уставом муниципального образования. Статья 26 . участие избирательной комиссии области в органи­ зации и проведении выборов депутатов представительных орга­ нов местного самоуправления 1. Избирательная комиссия области; контролирует соблюдение избирательных прав граждан; по решению суда формирует избирательные комиссии муниципаль­ ных образований; оказывает организационно-техническую, методическую и правовую помощь избирательным комиссиям муниципальных образований, ощзуж- ным и участковым избирательным комиссиям; обеспечивает и контролирует соблюдение единых нормативов тех­ нологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий; обеспечивает единообразное использование на территории облас­ ти государственной автоматизированной информационной системы; издает инструкции и дает разъяснения для обеспечения единооб­ разного применения настоящего закона; контролирует обеспечение избирательных комиссий помещения­ ми, транспортом, связью; обобщает итоги выборов депутатов представительных органов мес­ тного самоуправления по области; отменяет решения избирательных комиссий муниципальных обра­ зований в случаях и в порядке, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­ рендуме граждан Российской Федерации»; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим законом и иными законами области. Статья 27 . Статус членов избирательных комиссий 1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов го­ сударственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных бло­ ков, выдвинувших кандидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непос­ редственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандида­ тов. В настоящем законе под непосредственным подчинением в соот­ ветствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избиратель­ ных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде­ рации» понимаются служебные отношения между руководителем и под­ чиненным, при которых первый обладает в отношении последнего влас­ тно распфядительными полномочиями, то есть имеет право принимать его на работу, увольнять или в пределах должностных полномочий отда­ вать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные .для исполне­ ния, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания. 2. Член избирательной комиссии не может быть одновременно чле­ ном вышестоящей или нижестоящей избирательной комиссии. После регистрации кандидата окружной избирательной комиссией он вправе назначать по одному члену с правом совещательного голоса в зарегистрировавшую его избиратель 1 ^ю комиссию и нижестоящие ко­ миссии. 3. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом реша­ ющего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий. 4. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса осво­ бождается от своих обязанностей до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отно­ шении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии недееспособным, огра­ ниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим реше­ нием суда, вступившим в законную силу; смерти члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии систематически не вы­ полняющим обязанности на основании заявления соответствующей из­ бирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу; появления оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса также прекращаются в случае расформирования комиссии в соот­ ветствии с настоящим законом. 5. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан на­ значить новою члена избирательной комиссии вместо выбывшего по вышеуказанным обстоятельствам не позднее чем в месячный срок со дня выбытия. 6. Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены из­ бирательных комиссий с правом решающего голоса могут работать в комиссиях в период подготовки и проведения выборов с отрывом от основной работы. 7. Председателю, заместителю председателя, секретарю и членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, со­ храняется и выплачивается средний заработок по месту основной рабо­ ты. Дополнительная оплата труда указанным лицам, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, может производиться в размерах и порядке, установленных избирательной ко­ миссией муниципального образования, за счет средств, выделенных на проведение выборов. 8. Председатель, заместитель председателя, секретарь, иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период прове­ дения выборов не может быть привлечен без согласия прокурора облас­ ти к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. 9. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в пе­ риод проведения выборов не может быть по инициативе администра­ ции (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. 10. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голо­ са при решении вопросов подготовки и проведения выборов, за исклю­ чением права выдавать избирательные бюллетени, участвовать в сорти­ ровке и подсчете избирательных бюллетеней, составлять протокол об итогах голосования, результатах выборов, участвовать в голосовании по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательном комиссии, и подписывать решения избирательном комиссии. 11. Член избирательной комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса: заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей изби­ рательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательной комис­ сии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), вклю­ чая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носите­ лях соответствующей и нижестоящей избирательных комиссий, и полу­ чать копии этих документов и материалов (за исключением списков из­ бирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих ко­ пии; вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комис­ сии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 12. Полномочия членов избирательной комиссии муниципального образования с правом соведательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистра­ ции кандидатов на следующих выборах депутатов представительного органа местного самоуправления, а полномочия остальных членов изби­ рательной комиссии муниципального образования с правом совещатель­ ного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после офици­ ального опубликования результатов выборов. Полномочия членов окруж­ ных, участковых избирательных комиссии с правом совещательного го­ лоса прекращаются по истечении срока полномочий соответствующих избирательных комиссий. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает уста­ новленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в организации которых принимает участие данная избирательная комиссия. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательно­ го голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назна­ чившего данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу. Статья 28 . Расформирование избирательной комиссии 1. В случае нарушения избирательной комиссией муниципального образования, окружной, участковой избирательной комиссией избира­ тельных прав граждан, повлекшего признание недействительными ито­ гов голосования на соответствующей территории либо результатов вы­ боров 8 порядке, установленном настоящим законом в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», из­ бирательная комиссия может быть расформирована на основании реше­ ния районного, городского суда. 2. С заявлением в суд о расформировании окружной, участковой избирательной комиссии вправе обратиться группа депутатов числен­ ностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодатель­ ного (представительного) органа государственной власти области либо группа депутатов соответствующего представительного органа местно­ го самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутетов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия области. 3. Заявление о расформировании избирательной комиссии прини­ мается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом коллегиально. 4. Орган местного самоуправления, в полномочия которого входит формирование комиссии, обязан сформировать соответствующую из­ бирательную комиссию не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии. 5. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекраще­ ния полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Статья 29 . Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо. Для присутст­ вия на заседаниях указанным лицам не требуется дополнительное раз­ решение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспе­ чить оповещение указанных лиц и их свободный доступ на заседания. На заседаниях также вправе присутствовать представители средств массо­ вой информации. 2. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах мас­ совой информации, указанных в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, за счет средств текущего бюджетного финансирования этих средств массовой информации и передаются в иные средства массовой инфор­ мации не позднее чем через 2 дня после их принятия. 3. В день голосования с момента начала работы участковой избира­ тельной комиссии и до получения сообщения о принятии окружной из­ бирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, включая наблюдателей от групп избирателей, пред­ ставители средств массовой информации, иностранные (международ­ ные) наблюдатели. 4. Наблюдатель от группы избирателей должен представить в учас­ тковую либо окружную избшэательную комиссию или избирательную комиссию муниципального образования подписной лист (листы) по фор­ ме, установленной настоящим законом (приложение № 3), с подписями не менее 30, но не более 50 граждан Российской Федерации, имеющих право голосовать на соответствующем участке, в округе, в муниципаль­ ном образовании, а также предъявить свой паспорт или заменяющий его документ. Избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственно­ ручно указывает в нем фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его доку­ мента, дату внесения подписи. Подписной лист заверяет своей под­ писью сборщик подписей с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, а также лицо, выступающее в качестве на­ блюдателя на выборах от группы избирателей, с указанием своей фами­ лии, имени, отчества и даты внесения своей подписи. Наблюдатель от группы избирателей должен обладать активным избирательным правом. Наблюдатель от избирателей несет ответственность за правильность сведений, указанных в подписном листе, которые могут быть проверены соответствующей избирательной комиссией. 5. Всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, иным ли­ цам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформиро­ ванной на избирательном участке, образованном в воинской части, боль­ нице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избиратель­ ном участке. 6. Наблюдатели, представители средств массовой информации, инос­ транные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих про­ токолов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей. 7. Полномочия наблюдателя, назначенного зарегистрированным кан­ дидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, об­ щественным объединением, должны быть удостоверены в письменном заявлении зарегистрированным кандидатом, избиратёльным объедине­ нием, избирательным блоком, общественным объединением, чьи инте­ ресы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, име­ ни и отчества, адреса места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заме­ няющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 8 . Указанные в пунктах 4 и 7 документы могут быть предъявлены в участковую избирательную комиссию, а в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в окружную избирательную кбмиссию, избиратель­ ную комиссий КТуниципального образования с начала работ й'пбгсостав- лению протокола об и гогах голосования на соответствующей.террито- рии и о результатах выборов до окончания этой работы. 9 Наблюдатели вправе: знакомиться со списками избирателей; находиться в помещении для голосования соответствующего изби- оательного участка в лень голосования в любое воемя в пеоиол. указан­ ный в пункте 3 настоящей статьи; присутствовать при голосовании избирателей .вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избира­ телей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирате­ лей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечиваю­ щих им ободаимость содержания бюллетеней для голосования; знако­ миться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюл­ летенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных до­ кументов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия — к замещающему его лицу с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколом окружной избирательной ко­ миссии о результатах выборов, изготавливать или получать от соответ­ ствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и при­ ложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных этими комиссиями в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в том числе список лиц, прис^ствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана вьщать или заверить ука­ занные копии; , обжаловать в порядке, установленном настоящим законом, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избиратель­ ной комиссии в вышестоящую комиссию или в суд; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в со­ ответствующих комиссиях. 10. Наблюдатель не вправе; выдавать избирателям избирательные бюллетени; расписываться за избирателя по его просьбе в получении избира­ тельных бюллетеней; заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени; предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса; совершать действия, препятствующие работе избирательной комис­ сии; вести агитацию среди избирателей; участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией. 11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосова­ ния, а также с протоколом окружной избирательной комиссии о резуль­ татах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей изби­ рательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информа­ ции избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об ито­ гах голосования или результатах выборов. 12. Копии протоколов и иные документы избирательных комиссий заверяются председателем или секретарем избирательной комиссии. При этом указанные лица делают в заверяемом документе запись «Копия верна», расписываются и ставят печать соответствуювдей избирательной комиссии. 13. Иностранные (международные) наблюдатели получают разре­ шение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государ­ ственной власти и избирательной комиссии области и аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Дея­ тельность иностранных (меходународных) наблюдателей регулируется федеральными законами. Статья 3 0 . Организация деятельности избирательных комис­ сий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллеги­ ально. 2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава, 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избира­ тельной комиссии избираются из числа членов избирательной комиссии тайным голосованием на первом ее заседании. Организацию проведе­ ния данного заседания осуществляет уполномоченный представитель органа, сформировавшего эту комиссию. 4. Заседания избирательной комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной ко­ миссии, а также по требованию не менее одной трети членов избира­ тельной комиссии с правом решающего голоса, 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. 6. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов изби­ рательной комиссии с правом решающего голоса. 7. Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии по во­ просам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несосто- явшимися или недействительными, о проведении повторного голосова­ ния или повторных выборов, об отмене решения избирательной комис­ сии в порядке, предусмотренном настоящим законом, принимаются на заседании соответствующей избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с пра­ вом решающего голоса. 8. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимают­ ся большинством голосов от числа присутствующих членов избиратель­ ной комиссии с правом решающего голоса. 9. При принятии решений избирательной комиссией в случае равно­ го числа голосов «за» и «против» голос председателя избирательной комиссии является решающим. 10. Решения избирательной комиссии подписываются председате­ лем и секретарем избирательной комиссии. 11. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, при­ нятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мне­ ние, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трех­ дневный срок, а вдень голосования и вдень, следующий за днем голосо­ вания, — незамедлительно. 12. Избирательная комиссия муниципального образования, окруж­ ные и участковые избирательные комиссии могут привлекать к выполне­ нию работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, внештат­ ных даботников по трудовым соглашениям. Статья 3 1 . Содействие в реализации полномочий избиратель­ ных комиссий 1. Государственные органы, органы местного самоуправления, госу­ дарственные и муниципальные учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны ока­ зывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномо­ чий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, да­ вать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и в день выборов — незамедлительно. 2. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, должны предоставлять избирательным комиссиям возможность для размещения своей печатной информации в порядке, установленном федеральными законами, настоящим законом, иными за­ конами области. 3. Общественные объединения, предприятия, учреждения, органи­ зации, средства массовой информации, не указанные в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, а также их должностные лица обязаны предостав­ лять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и вдень выборов — незамедлительно. Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 3 2 . Право выдвижения кандидатов 1. Кандидаты могут быть вьщвинуты избирателями и в порядке само­ выдвижения. Кандидаты могут быть выдвинуты также избирательными объединениями, избирательными блоками. 2. Выдвижение кандидатов возможно при условии представления письменного заявления лица о согласии баллотироваться кандидатом и обязательства в случае избрания прекратить деятельность, не совмести­ мую со статусом депутата согласно пункту 5 статьи 7 настоящего закона. Указанное заявление вместе с письменным уведомлением о намерении сбора подписей направляется в окружную избирательную комиссию, а в случае, если данная комиссия не сформирована в сроки, установленные настоящим законом, — в избирательную комиссию муниципального об­ разования. 3. Окружная избирательная комиссия в течение трех дней проверяет правомерность вьщвижения кандидата и выдает письменное подтвер­ ждение о приеме документов. После этого начинается сбор подписей изб |^ телей в поддержку выдвинутого кандидата. етатья 3 3 . Выдвижение кандидатов непосредственно избира­ телями 1. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями прово­ дится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, груп­ пы избирателей, обладающих активным избирательным правом при го­ лосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом окружной избирательной комиссии. В уведомлении должны быть указаны фами­ лия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и адрес места жительства кандидата. 2. Одновременно с письменным уведомлением инициаторы сбора подписей направляют в 01 фужную избирательную комиссию заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избира­ тельному округу с обязательством в случае избрания прекратить дея­ тельность, несовместимую со статусом депутата. В случае наличия у кандидата не снятой или не погашенной судимости, гражданства иного государства в заявлении также указываются эти сведения, в том числе соответствующая статья (статьи) Уголовного кодекса Российской Феде­ рации, наименование иностранного государства. Статья 34 . Выдвижение кандидатов избирательными объеди­ нениями, избирательными блоками 1. Избирательное объединение или избирательный блок вправе вы­ двигать одного кандидата по одномандатному округу. Избирательное обгюдинение, избирательный блок вправе вьщвигать кандидата, не явля­ ющегося членом входящих в них общественных объединений. 2. Выдвижение кандидатов осуществляется тайным голосованием на съездах, конференциях, собраниях областных или местных избиратель­ ных объединений. Уполномоченные представители избирательного объединения пред­ ставляют в окружную избирательную комиссию протокол с решением съезда, конференции или собрания избирательного объединения. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны данные о кан­ дидате, перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 33 настоящего закона. Одновременно с этим документом в окружную избирательную ко­ миссию представляются: заверенная копия свидетельства о регистрации соответствующего общественного объединения, заверенная копия за­ регистрированногоустава общественного объединения, составуполно-. моченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, Даты'рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объеди­ нения, а также доверенность на уполномоченных представителей изби­ рательного объединения. 3 Избирательные блоки образуются избирательными объединения­ ми. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на одних и тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объедине­ ний. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съез­ де, конфменции, собрании каждого из избирательных объединений либо их областных, местных отделений, после чего подписывается со­ вместное решение о создании избирательного блока. Решение о выдви­ жении кандидата избирательным блоком принимается на конференции представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений. Избирательные блоки подлежат регистрации в избира­ тельной комиссии муниципального образования непосредственно пос­ ле их образования по представлении в избирательную комиссию муни­ ципального образования заверенных копий свидетельств о регистрации общественных объединений, входящих в избирательный блок, зарегис­ трированных уставов общественных объединений, списков уполномо­ ченных представителей избирательного блока с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного блока, а также дове­ ренности на уполномоченных представителей избирательного объеди­ нения. 4. Избирательная комиссия муниципального образования обязана не позднее чем через 3 дня после получения соответствующих документов зарегистрировать избирательный блок или принять мотивированное решение об отказе в регистрации, которое может быть обжаловано в суд. 5. Уполномоченные представители избирательного блока представ­ ляют в окружную избирательную комиссию протокол конференции пред­ ставителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны данные о кандидате, перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 33 настоящего закона. Статья 35 . Сбор подписей избирателей в поддержку кандида­ тов 1. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов начинается со дня вручения соответствующей избирательной комиссией кандидату, отдельному избирателю., уполномоченному представителю группы из­ бирателей, представителям избирательного объединения, избиратель­ ного блока, выдвинувшим кандидата, письменного подтверждения о пред­ ставлении ими документов, предусмотренных статьями 32-34 настоя­ щего закона. 2. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, должно составлять не менее 2 процентов от числа избирателей, заре­ гистрированных на территории избирательного округа. Максимальное количество подписей не должно превышать установленное их предель­ ное число более чем на 15 процентов. 3. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в прило­ жениях № 1 и N 0 2 к настоящему закону. 4. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рабо­ ты, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избиратель­ ным объединением, избирательным блоком, в подписном листе кроме указанных данных сообщается принадлежность кандидата к соответству­ ющему избирательному объединению, избирательному блоку. 5. Избиратель ставит подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или выдвинутых путем самовыдвижения либо избирателем, группой избирателей, но толь­ ко один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избира­ тель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату рожде­ ния, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи. Подписной лист заверяет своей подписью лицо, собиравшее подпи­ си избирателей, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты роадения, серии и номера паспорта или заменя­ ющего его документа и уполномоченным представителем избиратель­ ного объединения, избирательного блока, или кандидатом. 6. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершенно­ летнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только через изби­ рательный фонд кандидата. 7. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладаю­ щих активным избирательным правом, на территории соответствующе­ го избирательного округа. Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, рав­ но как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесенные подписи, не допускается. Сбор подписей избирателей производится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где сбор под­ писей не запрещен законом. Сбор подписей запрещается в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное наруше­ ние указанных запретов может быть основанием для признания недей­ ствительности собранных подписей и (или) отмены регистрации канди­ дата окружной избирательной комиссией либо судом. Статья 3 6 . Регистрация кандидатов 1. Для регистрации кандидатов, выдвинутых непосредственно изби­ рателем, избирателями, путем самовыдвижения, а равно избирательны­ ми объединениями, избирательными блоками, кандидат, избиратель, группа избирателей либо уполномоченный представитель избиратель­ ного объединения, избирательного блока не позднее чем за 35 дней до дня голосования представляет в окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. В последний день подписные листы принимаются до 21 часа местного времени. Регистрация производится при наличии необходи­ мого количества достоверных подписей избирателей, собранных в под­ держку кандидата, письменного заявления лица о его согласии баллоти­ роваться кандидатом поданному избирательному округу и обязательст­ ва в случае избрания прекратить деятельность, н,е совместимую со ста­ тусом депутата. Окружная избирательная комиссия вправе при содействии соответ­ ствующих государственных и муниципальных органов организовать про­ верку достоверности данных о кандидате, содержащихся в представлен­ ных документах. 2. Количество представленных подписей избирателей в поддержку кандидата не должно превышать их число, установленное в пункте 2 статьи 35 настоящего закона. 3. Подписные листы представляются в окружную, избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов окружная избирательная комиссия выдает уполномо­ ченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. 4. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие по­ рядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению окружной избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных ко­ миссий, эксперты. Их заключения могут служить основанием для призна­ ния данных в подписных листах недостоверными. 5. Проверке достоверности подписей избирателей могут подлежать либо все представленные подписи либо часть этих подписей, отобран­ ныхдля проверки посредством случайной выборки (жребия). При прове­ дении выборки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему из­ бирательному округу, или их уполномоченные представители, уполно­ моченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, представители избирателей, осущес­ твивших инициативу выдвижения кандидата. Избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени прове­ дения каждой проверки подписных листов. Избирательная комиссия не вправе отказать иным лицам, направленным кандидатом, избиратель­ ным объединением, избирательным блоком, изъявившим желание, при­ сутствовать при проводимой проверке. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки. 6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кан­ дидата до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию, если это ими специально отмечено. 7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись. 8. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе про­ водить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подпис- нь 1 х листах, не вызывая их в избирательную комиссию. 9. Опрос проводится не менее чем двумя членами окружной либо нижестоящей избирательной комиссии. Опрашивается непосредствен­ но тот избиратель, чья подпись проверяется, 10. Недостоверными считаются; подписи лиц, указавших в подписном листе сведения, не соответ­ ствующие действительности. Подпись признается недостоверной при наличии соответствующей справки органа внутренних дел либо заключе­ ния эксперта; подложные подписи, а именно, подписи, в отношении которых уста­ новлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе; подлог подписи устанавливается по письменному заявлению избирателя, на­ правленному в окружную избирательную комиссию. 11. Не являются недостоверными, но не включаются в общее коли­ чество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандида­ та: подписи лиц, на день внесения подписи не обладающие активным избирательным правом; подписи лиц, не указавших в подписном листе все требуемые сведе­ ния; подписи избирателей, собранные до получения письменного под­ тверждения о приеме документов о выдвижении кандидата окружной избирательной комиссией, 12. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостовер­ ной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе. 13. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 2 процентов от числа проверенных подписей производится до­ полнительная проверка еще 10 процентов подписей в указанном выше порядке. В случае обнаружения при дополнительной проверке более 2 процентов недостоверных подписей от числа проверенных, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится. 14. Регистрация кандидата также не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подпи­ сей, признанных недействительными и недостоверными, недостаточно для регистрации. 15. Для определения достоверности данных, содержащихся в под­ писных листах с подписями избирателей, окружные избирательные ко­ миссии вправе использовать государственную автоматизированную ин­ формационную систему регистрации (учета) избирателей. 16. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывается > руководителем рабочей группы ,(членом..о 1 «руж«ой!мзбирательной ко­ миссии с правом решающего голоса) и представляется избирательной ' комиссии для принятия соответствующего решенияч-Копйя протокола до заседания окружной избирательной комиссии передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, изби­ рательного блока. 17. Окружная избирательная комиссия обязана проверить соответ­ ствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона в течение 5 дней со дня поступления подписных листов и принять реше­ ние о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. 18. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объ­ единением, избирательным блоком, в решении окружной избиратель­ ной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим изби­ рательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвину­ тый избирателями, вправе заявить о своем независимом статусе либо о принадлежности к какому-либо общественному объединению, что так­ же отмечается в решении комиссии о регистрации кандидата. 19. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о ре­ гистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются средст­ вам массовой информации. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избира­ тельному округу. 20. В случае отказа в регистрации кандидата окружная избиратель­ ная комиссия обязана в течение суток после принятия решения выдать кандидату, соответствующему избирателю, избирателям либо уполно­ моченному представителю избирательного объединения, избиратель­ ного блока копию решения избирательной комиссии с изложением ос­ нований отказа. Основаниями отказа могут служить нарушение порядка выдвижения кандидата, недостаточное количество представленных до­ стоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, превышение установленной предельной доли недостоверных подписей среди под­ писей, подвергшихся проверке, нарушение порядка сбора подписей, нарушение порядка создания избирательного фонда кандидата и расхо­ дования его средств, а также иные основания, предусмотренные феде­ ральными законами. 21. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кан­ дидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в суд. Жалоба (заявление) должна быть рассмотрена в течение 3 дней. 22. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо один заре­ гистрированный кандидат, выборы в данном избирательном округе по решению окружной избирательной комиссии откладываются на срок не более 3 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осу­ ществления последующих избирательных действий. 23. При наступлении указанных в предыдущем ™нкте настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 6 статьи 48 настоящего закона, все дополнительные расходы, понесенные в связи с этим окружной избира­ тельной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся за счет этого кандидата. Глава V. СТАТУС КАНДИДАТА Статья 3 7 . Равноправие кандидатов 1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязан­ ности. Статья 3 8 . Недопустимость использования кандидатами пре­ имуществ своего должностного или служебного положения 1. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные до­ лжности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. 2. В настоящем законе под использованием преимуществ должнос­ тного или служебного положения в соответствии с Федеральным зако­ ном «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует понимать: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих к осу­ ществлению в служебное время деятельности, способствующей выдви­ жению и (или) избранию; использование помещений, занимаемых государственными органа­ ми или органами местного самоуправления, для осуществления деятель­ ности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не м о г^ исполь­ зовать эти помещения на таких же условиях; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, ин­ формационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) из­ бранию; использование бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собствен­ ности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федераль­ ным законодательством о государственной охране; проведение сбора подписей, предвыборной агитации государствен­ ными или муниципальными служащими входе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 43 насто­ ящего закона, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации. Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятство­ вать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями. Статья 3 9 . Обеспечение равного статуса зарегистрированных кандидатов 1. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государствен­ ной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполне­ ния служебных обязанностей и не позднее 3 дней со дня регистрации представляют в окружную избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения). (Продолжение на 5 -й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz