Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

]НИ11ЕЩИА1Н •/М газета 4 января 1998 г., № 2 (1566) О В Ы Б О Р А Х Г Л А В Ы А Д М И Н И а Р А Ц И И Л И П Е Ц К О Й О Б Л А П И (Продолжение. Начало на 1-й стр.) 6. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведе­ ния об избирателях, включаемых в список избирателей, располага­ ются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам,ули- цам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фами­ лия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет—дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущес­ твенного проживания избирателя. Список избирателей подписывает­ ся председателем и секретарем территориальной избирательной ко­ миссии, а после передачи указанного списка в участковую избира­ тельную комиссию —также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. На избирательных участка^, образованных на территории воинской части, список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно террито­ риальной и участковой избирательных комиссий. 7. Соответствующая территориальная избирательная комиссия передает по акту участковым избирательным комиссиям списки из­ бирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 25 ^ 1 ней до дня голосования. 8. Участковая избирательная комиссия производит уточнение спис­ ка избирателей в соответствии с установленным порядком организа­ ции взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющи­ ми регистрацию (учет) избирателей. 9. Список избирателей представляется участковой избиратель­ ной комиссией для всеобщего ознакомления и дополнительного уточ­ нения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. 10. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключе­ нии его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования — в течение 2-х часов с момента обращения, но не позднее момента окон­ чания голосования, участковая избирательная комиссия обязана про­ верить заявление, а также представленные документы, и либо устра­ нить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и сек­ ретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих ор­ ганов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная запись заверяется под­ писью председателя участковой избирательной комиссии. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вы­ шестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахожде­ ния участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмот­ реть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования —немедлен­ но. 11. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей за­ прещается. Сп-атья 13. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. 2. Избирательные участки образуются главой администрации му­ ниципального образования по согласованию с территориальной из­ бирательной комиссией на основании данных о численности избира­ телей, зарегистрированных на территории избирательного участка в соответствии с пунктом 3 статьи 11 настоящего областного закона, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 30 дней до дня голосования на выборах. 3. Границы избирательных участков не должны пересекать грани­ цы других избирательных участков. 4. В местах временного пребывания избирателей (больницах, са­ наториях, домах отдыха и других местах временного пребывания) могут образовываться избирательные участки в срок, установленный пунк­ том 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях — не позднее чем за 5 дней до дня голосования. 5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены настоящим областным законом. 6. Списки избирательных участков с указанием их границ и номе­ ров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и поме­ щений для голосования должны быть опубликованы главой админис­ трации муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования на выборах. ГЛАВА Ш. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 14. Система и статус избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов главы администрации об­ ласти осуществляют следующие избирательные комиссии: окружая избирательная комиссия, ео полноцрчия осуществляет избирательная комиссия Липецкой области (рбластная избиратель­ ная комиссия); ................. ' территориальные (районные, городские) избирательные комис­ сии. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько тер­ риториальных избирательных комиссий; участковые избирательные комиссии. 2. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, осуществляют подготовку и проведе­ ние выборов главы администрации области. 3. Полномочия и порядок деятельности областной (окружной) и д|5угих избирательных комиссий при подготовке и проведении выбо­ ров главы администрации области устанавливаются настоящим и дру­ гими областными законами. 4. Совмещение избирательной комиссией полномочий по подго­ товке и проведению выборов и референдумов областного и местного уровней возможно по решению вышестоящей (соответственно уров­ ню выборов) избирательной комиссии, комиссии референдума, ко­ торое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, согласованного с соответствую­ щими представительными органами государственной власти облас- ти| местного самоуправления. 5. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избиратель­ ных комиссий. 6. Решение избирательной комиссии, противоречащее федераль­ ным или областным законам; либо принятое с превышением уста­ новленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избиратель­ ной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная ко­ миссия вправе принять решение по существу вопроса. 7. Областная избирательная комиссия является государственным органом, осуществляющим подготовку и проведение выборов главы администрации области в соответствии с компетенцией, установлен­ ной настоящим областным законом. 8. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции неза- высимы от органов государственной власти и органов местного са­ моуправления. 9. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пре­ делах их компетенции, установленной настоящим областным зако^ ном, обязательны для органов исполнительной власти области, госу­ дарственных учреждений, органов местного самоуправления, канди­ датов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, до­ лжностных лиц и избирателей. 10. Финансирование деятельности (окружной) избирательной ко­ миссии и других избирательных комиссий при проведении выборов главы администрации области осуществляется за счет средств об­ ластного бюджета. 11. Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным ко­ миссиям содействие в реализации их полномочий, в частности пре­ доставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, тех­ ническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на об­ ращения избирательных комиссий в установленный законом срок, а средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 31 на­ стоящего областного закона, должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в по­ рядке, установленном настоящим областным законом. Обществен­ ные объединения, предприятия, учреждения,.организации, средства массовой информации, неуказанные в пункте 1 статьи 31 настояще­ го областного закона, а также их должностные лица, обязаны пре­ доставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и ма­ териалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в ус­ тановленный законом срок. Статья 15. Формирование и срок полномочий областной (окружной) избирательной комиссии, территориальных и учас­ тковых избирательных комиссий 1. Формирование областной (окружной) избирательной комис­ сии по выборам главы администрации области в составе 14 членов осуществляется областным Советом депутатов и администрацией об­ ласти на основе предложений избирательных объединений, избира­ тельных блоков, общественных объединений, выборных органов мес­ тного самоуправления, областной избирательной комиссии предыду­ щего состава. При этом государственные служащие не могут состав­ лять более одной трети от общего числа членов избирательной ко­ миссии. Половина членов избирательной комиссии назначается об­ ластным Советом депутатов, другая половина назначается админис­ трацией области. Как областной Совет, так и администрация области обязаны назначить не менее одной трети назначаемого ими количес­ тва членов избирательной комиссии на основе поступивших предло­ жений каждого из избирательных объединений, избирательных бло­ ков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Со­ брания Российской Федерации, а также на основе поступивших пред­ ложений избирательных объединений, избирательных блоков, имею­ щих фракции в областном Совете депутатов. При этом в избиратель­ ную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. 2' Формирование территориальных избирательных комиссий в составе от 6 до 8 членов каждая осуществляется на основе предло­ жений избирательных объединений, избирательных блоков, общес­ твенных объединений, собраний избирателей, по месту жительства. работы, службы, учебы, соответствующих избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых избирательных комиссий в со­ ставе от 8 до 10 членов каждая — на основе предложений избира­ тельных объединений, избирательных блоков, общественных объеди­ нений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы выборным органом местного самоуправления. Выборный ор­ ган местного самоуправления обязан назначить не менее одной тре­ ти состава территориальной, участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объ­ единений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государствен­ ной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в областном Совете депу­ татов и в выборном органе местного самоуправления. При этом мо­ жет быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. 3. В случае досрочного прекращения полномочий областного Со­ вета депутатов, выборного органа местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии сохраня­ ется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе Федераль­ ного Собрания Российской Федерации, областном (Зовете депута­ тов, выборном органе местного самоуправления последнего созыва. 4. Формирование территориальных избирательных комиссий осу­ ществляется не позднее семи дней после официального опубликова­ ния решения о назначении дня выборов. 5. Формирование участковых избирательных комиссий осущес­ твляется не позднее трех дней после образования избирательного участка. 6. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной Службы в органах местного самоуправления, не мо­ гут составлять более одной трети от общего числа членов территори­ альной, участковой избирательной комиссии. 7. Областная (окружная) избирательная комиссия действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок ее полно­ мочий четыре года и не может быть менее срока полномочий главы администрации области. 8. Срок полномочий территориальной, участковой избирательной комиссии прекращается через 10 дней со дня официального опубли­ кования результатов выборов в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб и протестов на дейст­ вия (бездействие) указанных избирательных комиссий, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия территориальной, участковой комиссии прекращаются после выне­ сения окончательного решения по существу жалобы, протеста вы­ шестоящей комиссией или судом. 9. Избирательная комиссия собирается на свое первое заседа­ ние не позднее 15 дней после вынесения решения о назначении ее членов. При этом в состав избирательной комиссии должно быть на­ значено не менее двух третей членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава пол­ номочия избирательной комиссии прежнего состава прекращаются. Статья 16. Статус членов избирательных комиссий 1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голо­ са не могут быть депутаты законодательных (представительных) ор­ ганов государственной власти, органов местного самоуправления, вы­ борные должностные лица органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, упол­ номоченные представители избирательных объединений, избирателе^ ных блоков, выдвинувших кандидатов, а также члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие ро­ дственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов. 2. Под непосредственным подчинением в настоящем областном законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последне­ го властн'ораспорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах до­ лжностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощре­ ния и дисциплинарного взыскания. 3. Член избирательной комиссии не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей избирательной комиссии. 4. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полно­ мочий этих избирательных комиссий. 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, ' в случае: подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации; " ........ , ‘ ''вступления в законную'СЩпуюбвинйтелытого’приговора суда в от­ ношении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии решением суда, всту­ пившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособ­ ным, безвестно отсутствующим или умершим; смерти члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии на основании заявле­ ния соответствующей избирательной комиссии решением суда, всту­ пившим в законную силу, систематически не выполняющим обязан­ ности; появления оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. 6. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решаю­ щего голоса прекращаются также в случае расформирования изби­ рательной комиссии в соответствии со статьей 17 настоящего облас­ тного закона. 7. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо члена, кото­ рый выбыл по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными пунктами 1 и 2 статьи 15 настоящего областного закона. 8. Председатель областной (окружной) избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, замещает должность в комис­ сии.на постоянной (штатной) основе. Председатель областной (ок­ ружной) избирательной комиссии должен иметь, как правило, вы­ сшее юридическое образование или ученую степень в области права. 9. Член областной (окружной) избирательной комиссии с правом решающего голоса может работать в комиссии на постоянной (штат­ ной) основе. 10. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, не может замещать другие государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и дру­ гой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, науч- ■ ной и иной творческой деятельности. 11. ' Органы государственной власти области принимают необхо­ димые меры по материальному и социальному обеспечению заме­ щающих должность на постоянной (штатной) основе членов област­ ной (окружной) избирательной комиссии и работников аппарата ука­ занной комиссии. Размер и виды денежного содержания работаю­ щих на постоянной (штатной) основе членов избирательной комис­ сии определяются нормативными правовыми актами области и не должны быть менее размера и видов денежного содержания лиц, за­ мещающих государственные должности категори «А» в администра­ ции области. 12. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от ос­ новной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Члену избирательной комиссии с правом решающего голо­ са, освобожденного на период подготовки и проведения выборов от основной работы, дополнительная оплата труда может производить­ ся за счет средств, выделенных на проведение выборов, в размерах и , порядке, установленных областной избирательной комиссией. 13. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса на период проведения выборов не может быть привлечен без согла­ сия прокурора области к уголовной ответственности, подвергнут ме­ рам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. 14. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть по инициативе админис­ трации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переве­ ден на другую работу. 15. После регистрации окружной избирательной комиссией кан­ дидата данный кандидат вправе назначить в избирательную комис­ сию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избиратель­ ные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. 16. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по во­ просам подготовки и проведения выборов, за исключением права выдачи избирательных бюллетеней, участия в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, составления протокола об итогах голо­ сования, результатах выборов, права участия в голосовании при при­ нятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответству­ ющей избирательной комиссии и права подписывать решения изби­ рательной комиссии. 17. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей из­ бирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствую­ щей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательной ко­ миссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комис­ сий и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), требовать заве­ рения этих копий; вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комис­ сии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 18. Полномочия членов избирательной комиссии с правом сове­ щательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах главы администрации области; полномочия ос­ тальных членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после офици­ ального опубликования результатов выборов. 19. Член избирательной комиссии с правом совещательного го­ лоса в период, на который распространяются его полномочия, обла­ дает установленными настоящей статьей правами, связанными с под­ готовкой и проведением выборов, в проведении которых принимает участие данная избирательная комиссия. 20. Полномочия члена избирательной комиссии с правом сове­ щательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, и пе­ реданы другому лицу. Статья 17. Расформирование избирательной комиссии 1. В случае "нарушения областной (окружной) избирательной ко­ миссией, территориальной, участковой избирательной комиссией из­ бирательных прав граждан, повлекшего признание Центральной из­ бирательной комиссией Российской Федерации, областной (окруж­ ной) избирательной комиссией в порядке, установленном Федераль­ ным и настоящим областным законами (в том числе на основании судебного решения) недействительными итогов голосования на со­ ответствующей территории либо результатов выборов, избиратель­ ная комиссия может быть расформирована судом соответственно под­ судности, установленной пунктом 2 статьи 53 настоящего областного закона. 2. С заявлением в суд о расформировании областной (окружной) избирательной комиссии вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов областного Совета, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. 3. _Сзаявлением в суд о расформировании территориальной, учас­ тковой избирательной комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов об­ ластного Совета, представительного органа местного самоуправле­ ния, а также областная избирательная комиссия. Центральная изби­ рательная комиссия Российской Федерации. 4. Заявление о расформировании комиссии принимается к рас­ смотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комис­ сии рассматривается судом коллегигшьно. 5. Органы государственной власти либо орган местного самоуп­ равления, в полномочия которых входит формирование избиратель­ ной комиссии, обязаны сформировать соответствующую избиратель­ ную комиссию не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии. 6. Расформирование избирательной комиссии не влечёт прекра­ щение полномочий членов соответствующей избирательной комис­ сии с правом совещательного голоса. Статья 18. Гласность в деятельности избирательных комис­ сий 1. На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо. Для присут­ ствия на заседаниях указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обес­ печить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания. На заседаниях также вправе присутствовать уполномо­ ченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, представители средств массовой информации. 2. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего областного закона, за счет средств текущего бюджетного финанси­ рования указанных средств массовой информации и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные феде­ ральным и областным законодательством. 3. В день голосования с момента начала работы участковой изби­ рательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышесто­ ящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избиратель­ ных участках вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, представители средств мас­ совой информации, иностранные (международные) наблюдатели. 4. В помещение участковой избирательной комиссии, сформиро­ ванной на избирательном участке, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изо­ ляторе временного содержания, а также в помещение для голосова­ ния на этом избирательном участке должен быть обеспечен доступ всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи. 5. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голо­ сования, определении результатов выборов, составлении соответству- . ющих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей; ■■^ г- г гэпс-,' 6. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в пись­ менной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объ­ единением, избирательным блоком, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фа­ милии, имени и отчества, места жительства, а также номера избира­ тельного участка, наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении пас­ порта или заменяющего его документа. Предварительное уведомле­ ние о направлении наблюдателя не требуется. 7. Указанные в пункте 6 настоящей статьи документы могут быть предъявлены в участковую избирательную комиссию в Период, ука­ занный в пункте 3 настоящей статьи, в территориальную и окружную избирательную комиссию —с начала работы по составлению прото­ кола об итогах голосования до окончания указанной работы. 8. Наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателей; б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом го­ лосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в ус­ ловиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незапол­ ненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирате­ лей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протоко­ ла об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; д) обращаться к председателю участковой избирательной комис­ сии, а в случае его отсутствия —к лицу, его замещающему, с предло­ жениями и замечаниями по вопросам организации голосования; е) знакомиться с протоколом участковой избирательной комис­ сии об итогах голосования, а также с протоколами иных избиратель­ ных комиссий об итогах голосования и результатах выборов, изго­ тавливать либо получать от соответствующей избирательной комис­ сии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избиратель­ ные комиссии, либо составленных ими в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии; ж) обжаловать в порядке, установленном статьей 53 настоящего областного закона, действия (бездействие) участковой избиратель­ ной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую изби­ рательную комиссию или в суд; з) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях. 9. Наблюдатель не вправе: а) выдавать избирателям избирательные бюллетени; б) расписываться за избирателя по его просьбе в получении из­ бирательных бюллетеней; в) заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюл­ летени; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете из­ бирательных бюллетеней; е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; ж) вести агитацию среди избирателей; з ) участвовать в принятии решений соответствующей избиратель­ ной комиссией. 10. Представители средств массовой информации вправе знако­ миться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосова^я или результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии ука­ занных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информации избирательная комис­ сия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов. 11. Заверение копий протоколов и иных документов избиратель­ ных комиссий производится председателем или секретарем избира­ тельной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись «копия верна», расписываются и проставляют печать соответствующей избирательной комиссии. Статья 19. Полномочия избирательных комиссий 1. Областная (окружная) избирательная комиссия: обеспечивает единообразную реализацию федерального и 01 блас- тного законодательства о выборах, в том числе на основе рекомен­ даций и методических указаний Центральной избирательной комис­ сии РФ; регистрирует кандидатов на должность главы администрации об­ ласти и их доверенных лиц, выдает им удостовенения установленного образца; руководит работой территориальных (районных, городских) и учас­ тковых избирательных комиссий; устанавливает единую нумерацию избирательных участков; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия ни­ жестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения; обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыбор­ ной деятельности для всех кандидатов и избирательных объединений (блоков); осуществляет контроль за законностью проведения выборов; утверждает форму и текст избирательных бюллетеней, списков избирателей, других избирательных документов, порядок их хране­ ния, утверждает образцы печатей и избирательных комиссий, обес­ печивает их изготовление и снабжение ими избирательных комис­ сий; рассматривает вопросы материально-технического обеспечения, подготовки и проведения выборов; устанавливает результаты голосования в целом по территории области, публикует их в печати, обеспечивает передачу в архив доку­ ментации, связанной с проведением и организацией выборов; устанавливает лицо, избранное главой администрации области, выдает ему удостоверение об избрании; организует в случае необходимости повторные выборы главы ад­ министрации области: организует подготовку и проведение выборов в случае досрочно­ го прекращения полномочий главы администрации области; распределяет между территориальными и участковыми комисси­ ями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим за­ коном. 2. Территориальная (районная, городская) избирательная комис­ сия: осуществляет контроль за организацией и проведением выборов главы администрации области на соответствующей территории; содействует работе участковых избирательных комиссий; совместно с окружной избирательной комиссией на соответству­ ющей территории обеспечивает соблюдение равных условий участия в выборах всех кандидатов и избирательных объединений (блоков); организует доставку бланков и другой выборной документации, а также бюллетеней участковым избирательным комиссиям; оказывает организационно-техническую помощь участковым из­ бирательным комиссиям в проведении голосования на избиратель­ ных участках; осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим за­ коном. 3. Участковая избирательная комиссия: оповещает население о месте нахождения участковой избиратель­ ной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рас­ сматривает заявления об ошибках и неточности в списке избирате­ лей и решает вопросы о внесении в него соответствующих измене­ ние; обеспечивает подготовку помещений для голосования, избира­ тельных ящиков и другого оборудования; организует на участке голосование в день выборов, а также до­ срочное голосование; производит подсчет голосов, определяет результаты голосова| ния на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подгото.чки вы- ’ боров и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим за­ коном. Статья 20. Организация деятельности избирательных ко­ миссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется колле­ гиально. ^ 2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избира­ тельной комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии с правом реша­ ющего голоса. Организацию проведения данного заседания осущес­ твляют представители соответствующих органов, сформировавших эту комиссию. 4. Заседания избирательной комиссии созываются председате­ лем или по его поручению заместителем председателя избиратель­ ной комисси, а также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. 6. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Засе­ дание областной (окружной) избирательной комиссии является пра­ вомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 7. Решения избирательной комиссии об избрании председателя^» заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, п<.^^р вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выбо -^^ ров, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании вы­ боров несостоявшимися или недействительными, о проведении пов­ торных выборов, рр отмене решения избирательной комиссии в по- "”ряд|<:е, предусмотрённбм пунктом 6 статьи 14 й ‘ пунктами 6, 7 и 8 статьи 53 настоящего областного закона, принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 8. Решения избирательной комиссии по иным вопросам прини­ маются большинством голосов от числа присутствующих членов из­ бирательной комиссии с правом решающего голоса. 9. При принятии решений избирательной комиссией в случае рав­ ного числе голосов «за» и «против» голос председателя избиратель­ ной комиссии является решающим. 10. Решения избирательной комиссии подписываются председа­ телем и секретарем избирательной комиссии. 11. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отраже­ но в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем ко­ миссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позд­ нее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следую- ^ щий за днем голосования, —незамедлительно. -Щ 12. Областная (окружная) избирательная комиссия имеет аппа- ^ рат, структура и штаты которого устанавливаются комиссией самос­ тоятельно. Работники данного аппарата являются государственными служащими. Избирательные комиссии могут привлекать к выполне­ нию работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, не­ штатных работников по трудовым соглашениям. ГЛАВА IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ Статья 21. Право выдвижения кандидатов 1. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателем, группой изби­ рателей и в порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть выдви­ нуты также избирательными объединениями, избирательными бло­ ками. 2. Выдвижение кандидатов возможно при условии представления письменного заявления лица о согласии баллотироваться кандида­ том и обязательства в случае избрания прекратить деятельность, не­ совместимую со статусом главы администрации области согласно пункту 6 статьи 4 настоящего областного закона. Указанное заявле­ ние вместе с письменным уведомлением о начале сбора подписей направляется в областную (окружную) избирательную комиссию. 3. Установленный настоящим областным законом период выдви­ жения кандидатов (сбора подписей) должен составлять не менее 30 дней. 4. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обя­ занности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципаль­ ные должности, не вправе использовать преимущества своего до­ лжностного или служебного положения. 5. Под использованием преимуществ должностного или служеб­ ного положения в настоящем областном законе следует понимать: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служеб­ ной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствую­ щей выдвижению и (или) избранию; использование помещений, занимаемых государственными орга­ нами или органами местного самоуправления, для осуществления де­ ятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в слу­ чае, если иные кандидаты, либо зарегистрированные кандидаты, не могут использовать эти же помещения на таких же усл-^чиях; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функциониро­ вание государственных учреждений или органов местного самоуп­ равления для осуществления деятельности, способствующей выдви­ жению и (или) избранию; бесплатное или на льготных условиях использование для осущес­ твления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избра­ нию, транспортных средств, находящихся в государственной или му­ ниципальной собственности; проведение сбора подписей, предвыборной агитации государ­ ственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оп­ лачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) ко­ мандировок; преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидата­ ми, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой ин­ формации, указанным в пункте 1 статьи 31 настоящего областного закона, в целях проведения сбора подписей или предвыборной аги­ тации. Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятство­ вать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями. Статья 22. Выдвижение кандидатов непосредственно из­ бирателями 1. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями про­ водится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с письменным уведомлением об этом областной (окружной) избирательной комиссии. Одновре­ менно с письменным уведомлением представляются документы, ука­ занные в пункте 2 статьи 21 настоящего закона. Областная (окруж­ ная) избирательная комиссия в трехдневный срок проверяет право­ мерность выдвижения кандидата и выдает письменное подтвержде­ ние о приеме документов, после чего начинается сбор подписей в поддержку кандидатов. (Продолжение на 3-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz