Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
> - 206 (1519-1520) й « м ы Н А С ТА И В А Е М : НЕ М ЕШ А Й Т Е Н А М РАССЛ ЕДО ВА ТЬ У Г О Л О В Н Ы Е Д Е Л А » ЭКСКЛЮЗИВ "Л Г" ш Ш: (О к ончание. Нача ло на 1-й ст р.) Са мое главное — требуется пересмотр свы е 40 законов и 200 нормативных актов. И, онечно, создавать на ровном месте кризис ет никакой необходимости. Вот почему, ког да такое распоряжение поступило от прези дента, мы встретились с моим коллегой из Минюста Сергеем Владимировичем Степаши ным, все объективно рассмотрели и предло жили сделать передачу поэтапно. На первом этапе подготовить всю законодательную базу, а одновременно готовить соответствующие механизмы. Это — непростое дело. Даже в рамках своего министерства у нас были пре цеденты, когда охрану и строительство тру довых учреждений от внутренних войск в другую систему мы передавали почти 3 года. Именно поэтому все прошло безболезненно, с положительным результатом, как и было предусмотрено. Так нужно и тут. Указом президента пре дусматривается создать правительственную комиссию. Ее возглавит скорее всего один из замов Виктора Степановича Черномырдина, но, конечно, не министр внутренних дел. Мы вместе с министром юстиции будем просто членами этой комиссии. Когда состоится пе редача? Будут через год законы — мы гото вы через год, через полгода — через полго да. Единственно, будем настаивать (и у нас с коллегами нет разногласий на сей счет), что бы сохранить за собой функции оперативно розыскной деятельности в этих учреждени ях. Ведь с помощью последних мы дополни тельно раскрываем свыше 60 тысяч преступ лений в год. В противном случае пришлось бы поднимать вопрос о том, чтобы следствен ные изоляторы оставались в ведении МВД. Это, кстати, соответствует их сути, поэтому они и называются следственными. Но нам бы этого не хотелось. Разделить единый меха низм на следственные изоляторы, тюрьмы и исправительные учреждения — это значит, по сути, выстроить еще одну систему, значи тельно ее удорожить. — Как выглядят цифры по наркомании? — По нашей оценке, порядка 2,5 милли она человек в стране наркотики пробовали, и 200-300 тысяч человек нуждаются в лечении, во врачебном вмешательстве. Проблема, действительно, очень серьез ная. Только за первое полугодие мы изъяли 13 тонн наркотиков. У нас есть специальное управление — по борьбе с незаконным оборо том наркотиков. Очень активно сотруднича ем с зарубежными подобными структурами и соответствующими полицейскими ведом ствами. У нас на сей счет заключены согла шения со странами СНГ и дальнего зарубе жья. — Не считаете ли вы, что в последнее время проблема собираемости налогов отхо дит как бы на второй план? Что — она уже потеряла актуальность? — Я бы так не сказал. Просто утвержден ный в марте 1997 года председателем прави тельства межведомственный план первооче редных мер пополнения доходной части бюд жета в сентябре практически себя исчерпал. Он дал серьезные положительные результа ты. . « 1 , , . . За это время выявлено более 400 тысяч предприятий и организаций, которые не сда вали отчетность либо сдавали «нулевые» ба лансы. Им доначислено перевести в бюджет около 2 триллионов рублей. А, скажем, про верка более 450 посреднических фирм, кото рые осуществляли преимущественно бартер ные операции с крупными предприятиями- недоимщиками, уклоняющимися таким обра зом от уплаты налогов, позволила доначис лить в бюджет более 1 триллиона рублей. Я уж не говорю про оперативно-следствен ные группы, которые мы создали совместно с другими правоохранительными органами, с учетом их разных функций для подрыва эко номической преступности. Это — вообще уни кальный опыт. Нам удалось выявить 176 ты сяч преступлений такого характера. Что мы предпринимаем теперь? Совмест но с налоговой службой, налоговой полици ей, валютно-экспортньпя контролем, ФСБ, то есть со всеми взаимодействующими органа ми, составлен и согласован такой же новый межведомственный план — на остаток 1997- го и на весь 1998 год. Он готов, но я просто :ду встречи с председателем правительства уверен, что он будет подписан. —Как выотноситесь к заявлениям о том, что дело Собчака — это попытка свести с ним политические счеты? — Откровенно говоря, в связи с расследо ванием этого дела меня очень удивляет пози ция отдельных средств массовой информации и некоторых уважаемых людей. Получается довольно странная ситуация. С одной сторо ны, президент перед всем миром на Федераль ном Собрании выступает и требует наведения , порядка, что вполне логично и правильно, если оценивать реальную криминогенную об становку. Почти на каждой пресс-конферен ции вы, журналисты, задаете вопрос: назови те хоть одно дело высокопоставленных чинов ников, которые злоупотребляют служебным положением, связаны с коррупцией, взяточ ничеством и так далее. С другой стороны — как только делается попытка показать такое дело, сразу начина ется истерия. Как это понять? К какому пра вовому государству мы идем? Вот уж поисти не: «Умом Россию не понять!..» 12 раз Анатолию Александровичу Собча- ^ к у оперативно-следственная группа предла- Игала явиться и объясниться. Следователь, ^ соответственно, присылал повестку. Ну, если я не воровал, не брал взяток, чего мне боять ся? Приду и скажу: что вы хотите от меня? Готов ответить на все ваши вопросы. Офицер из оперативно-следственной груп пы по поручению следователя предложил Собчаку проехать для дачи показаний в ка честве свидетеля. Анатолий Александрович сел в машину, тут же достал мобильный те лефон, сообщил об этом Нарусовой (жена Соб чака, депутат Госдумы. —К). Д.) и адвокату. Началась истерия... Я разговаривал с Юрием Ильичом Скура товым (генпрокурор. — Ю. Д.), с Николаем Дмитриевичем Ковалевым (директор ФСБ. — Ю. Д.). Мы не просто настроены — мы на стаиваем, чтобы нам не мешали расследовать уголовные дела. Хорошо, не доверяют милиции. В какой- то степени имея на то основания, с учетом ' анализа тех или иных злоупотреблений или нарушений. Но в чем вина Генеральной про куратуры? Почему не доверяют ей? Или, на конец, суду? Почему надо мешать правоохранительным органам? Разве мы не стремимся к правово му государству? Мы — «прозрачны», есть любая форма контроля: Дума, правительство, президентские структуры. Контрольное уп равление. Мы готовы всем показать, чем мы занимаемся. _____ Юрий ДЮКАРЕВ. парламентский обозреватель «ЛГ». г. Москва. « Г О Д И Н ЧАС С А Л Ь Б Е Р ТО М Л И Х А Н О В Ы М Д е с ят ь лет н а з а д , у ч р е д и в С о в ет с ки й д ет с к и й ф о н д , этот ч е л о в е к о с ущ е ст в и л м ечт у с в о е й ж и з н и . Л у ч ш е с ка з ат ь : п р и ст у п и л к е е о с ущ е ст в л е н и ю , в е д ь с открытием Ф о н д а в с е только н а ч и н а л о с ь . . . М ы в с е п о м н и м то в р е м я : п е р в ы е т е л е м а р аф о ны , с б о р ы от кот оры х п о ш л и д л я п о м о щ и д ет я м Ч е р н о б ы л я , д ет ям А р м е н и и . . . П е р в а я л о т ^ е я С ов ет с ко го д ет с к о г о ф о н д а . К р а с и в ы е почт овы е м а р к и с н а д б а в к о й . Н а д б а в к а — в Д ет с к и й ф о н д . Плакаты с о с м е ш н ы м и , тро гат е л ь ны м и к л ю в а м и трех пт енцов и н о м е р о м счет а Ф о н д а . И с а м А л ь б е рт Л и х а н о в н а т риб уне С ъ е з д а н а р о д н ы х депут ат ов . От н е г о л ю д и у с л ы ш а л и ст р аш н ую п р а в д у : у н а с есть б е с п р и з о р н ы е д ет и , р е б ят а м г о л о д н о и п л о х о в д ет с к и х д о м а х , в ст р ан е м н о г о д ет е й - и н в а л и д о в . . . Пот ом н а ст у п и л и в р е м е н а , к о г д а стало в р о д е и н е д о Ф о н д а : р у х н у л С о в ет с ки й С о ю з . Н а ч а л и с ь событ ия , к а к и е п р е ж д е и в оо б р а зит ь с е б е б ы л о н е в о з м о ж н о . «Крутость» ср е д ст в м а с с о в о й и н ф о р м а ц и и н е м и н о в а л а и Ф о н д с Л и х а н о в ы м : з н а е м , з н а е м , к у д а д е н ь г и -т о д е л и ! С е й ч а с и это п р о ш л о . И трудно найт и и н ф о р м а ц и ю о Р о с с и й с к о м д ет с к о м ф о н д е . Н е м а л о л ю д е й у в е р е н о , что о н у ж е н е с у щ е ствует. Н о к р а с и в ы й т рехэт ажны й о с о б н я к в А р м я н с к о м п е р е у л к е в М о с - кве^ в с в о е в р е м я подняты й Д ет с к и м ф о н д о м и з р у и н , стоит. И Ф о н д д ейст вует . т ш 'т ш ш Д О В Р О Т Ы — с самого начала сюда, в Ар мянский переулок, приходят те, кто, как правило, уже побывал и на Но вой, и на Старой площади. В мини стерствах и ведомствах их не просто «отшивают», но дают адрес Детско го фонда. Люди полагают, что здесь теперь создана как бы государствен ная касса по выдаче денег бедству ющим, попавшим в тяжелую ситуа цию. На самом деле мы никогда ни чего не получали от государства, за исключением «точечных», програм мных, очень незначительных «вли ваний». Все, что Детский фонд име ет, мы собрали или заработали сами. С самого начала нас активно под держивали беднейшие слои обще ства. Наши капиталы складывались из «трешек» и «пятерок». Мы полу чали целые «простыни» подписей из домов ветеранов. У них там пенсия тогда была 120 рублей... Я и сейчас уверен, что народный благотворительный фонд в России, несмотря на все экономические ка тастрофы, возможен. Если из 150 миллионов населения (ну, скажем, минус 50 миллионов — это дети и совсем уж неимущие) каждый давал бы в день по рублю (нынешнему, ничего не стоящему!), то это было бы 100 миллионов в день. И на эти деньги... три операции на открытом сердце в Бакулевском институте мож но сделать на эти деньги! Мы были первым благотворитель ным фондом в стране. И до сих пор остались самым крупным и самым значительным. Й'ащи отделения — на семидесяти территориях России. Отделения Фонда, теперь самостоя тельные, остались на Украине, в Бе лоруссии, в Узбекистане, везде. Вопрос денег — очень важный, но меня всегда угнетает, когда разго воры начинаются именно с этого. Во- обще-то люди не знают, на что же опирается любая благотворительная организация. А она опирается на три закона: «О благотворительных орга низациях», «Об общественных объ единениях» и «О некоммерческих организациях». Все эти законы край не несовершенны. Скажем, закон о благотворительности «списан» с аме риканского, он не соответствует на шей практике. В Соединенных Шта тах Америки любые суммы освобож даются от налогов, если они переда ются благотворительному фонду. Там благотворительность называют тре тьим сектором экономики и относят ся к ней очень серьезно. Получить статус благотворительного фонда очень непросто. У нас же в стране сегодня благотворительную органи зацию могут создать вообще... три человека. С особым «успехом» бла готворительные фонды создаются при банках, что противоестественно, потому что у банков всегда, конеч но, есть деньги. Так вот, повторяю, в США любые суммы, идущие на благотворитель ность, освобождаются от налогов. Во- вторых, зачет этих сумм в налого вом отчете гражданина или органи зации происходит только по серти фикату , выданному соответствую щим фондом. А у нас сейчас можно просто перечислить деньги, скажем, школе, может, и не самой бедной... Почему несовершенен наш закон? Он требует , чтобы 80 процентов средств, собранных в течение года, обязательно были истрачены на бла готворительность. Обязательно в те чение года! Такая технология, нося щая чисто диспетчерский характе ре, не годится. Наш Фонд, по край ней мере, в нынешних условиях, дол жен сначала заработать деньги, при влечь их и сам же профинансировать свои программы, которые он же и осуществляет. Это тройная работа, которая не характерна ни для одно го благотворительного фонда в тех цивилизованных государствах, на которые мы все равно ссылаемся. У Советского детского фонда были грандиозные программы . В 1988-90 годах мы подарили, напри мер, 1500 автобусов и грузовиков детским домам. Ничего подобного все наше государство сейчас сделать не может. Нет таких денег! Даже один этот пример свиде тельствует: в прежнее время, когда наш Фонд был освобожден от нало гов (а теперь мы их платим!), мы мог ли оказать мощную материальную поддержку. Сейчас к Фонду отноше ние как к коммерческой организа ции. Деньги — это, конечно, вечная проблема. Тем не менее, за прошлый год наши вложения (я имею в виду, и у центрального аппарата, и у всех наших отделений) составили поряд ка 17 миллиардов рублей. А в поза прошлом году было 12. Так что все больше и больше нам удается при влечь средств и вложить в детство. О наших наиболее актуальных программах. Последние три года — это программа «Глухие дети». 11 тысяч детей получили бесплатно слу ховые аппараты фирмы «Отикон». А если сюда прибавить аппараты фир мы «Сименс» (с этой фирмой работа ют некоторые южные отделения на шего Фонда), то это будет уже 15 тысяч слуховых аппаратов. Сколько глухих детей в России, честно говоря, не знает н^усто^ хотя статистика называет"2,00 тысяч. Ко нечно, на фоне двухсот тысяч пят надцать тысяч — немного. Но это беднейшие, самые несчастные дети. Мы слуховые аппараты раздаем детям персонально —бесплатно и на вечно. А «Отикон» ведь может слу жить всю жизнь. Во многих облас тях России программа «Глухие дети» реализована от начала и до конца. В Ярославской области все глухие дети обеспечены аппаратами, и не только в интернатах, в школах, а й в селе. Если же сравнить все это с опы том Дании, то там государство про плачивает фирме «Отикон» заказ на бесплатную выдачу таких аппаратов всем нуждающимся. У нас этого нет. Я спрашиваю у Альберта Анато льевича, нет ли у него ощущения, что начало Советского детского фон да, когда многие жертвовали, было, прежде всего , эмоциональным всплеском в обществе... — Это была нормальная реакция людей на то, о чем раньше они не знали. Но тогда было другое обще ственное устройство. Не было тако го падения уровня жизни народа, как сейчас. Да, раньше нас поддерживали беднейшие. Сегодня они нас поддер жать не могут, став еще беднее. Да и как человек отдаст Детскому фон ду, например, 30 рублей? Это физи чески невозможно — на почте за пе ревод возьмут больше. Даже этот ин струмент сломан, даже эти ниточки порваны! А раньше был открыт наш счет единый в Сбербанке, и все сбер- банки бесплатно принимали деньги, бесплатно их нам переводили. У нас теперь нет условий для раз вития благотворительности. Мы вы живаем не благодаря власти, а во преки ей. И это самое чудовищное. Наше государство стало гораздо бо лее тоталитарным в социальном смыс ле. Из богатых выжать?.. К ним и подойти-то трудно, они сегодня в ох ране, как новогодняя елка в игруш ках. А вот обычный человек... Сего дня у него нет цивилизованного спо соба участвовать в благотворительно сти. Мы — не церковь, у нас кружек для пожертвований нет. Есть лоте рея Детского фонда, которая с тру дом идет на фоне огромного количе ства коммерческих лотерей. Мы по лучаем в месяц от лотереи, смешно сказать, шесть миллионов. Что это такое для федерального фонда? Нам этих денег хватает только, чтобы про финансировать клуб «Бригантина» — есть такой в Москве, в нем занима ются 400 детей. Еще одна наша программа — «ДД — детский диабет». Или другая — «Детский церебральный паралич». Уже создали по России 26 центров, где с ребенком работают на основа нии пионерной технологии примене ния «космических костюмов». Эф фект поразительный. Матери плачут от счастья: ребенок, который только ползал, начал ходить! Самое главное, что в Москву-то теперь такого ребен ка везти не надо — ведь это тяжело, просто физически тяжело. Да еще нужно три курса лечения, один курс стоит миллионов 7-6, а то и 10. А в наших центрах это делается бесплат но. Много лет назад на пленумах на шего Фонда, в присутствии государ ственных лиц, я говорил об идее со циального партнерства. Та же фир ма «Отикон» дает нам слуховые ап параты с огромной скидкой — 30-50 процентов. Когда Министерство со циальной защиты попыталось это сделать без нас, купить аппараты напрямую, им сказали: платите! 500 долларов за аппарат. И это понятно, потому что фирма-производитель имеет в своей стране определенные льготь 1 _и,^в^:вою очередь, пре^остав- яяеТ э ^ льготы р 1 б щ е ^ в д а д р ^ о ^ г низации, а не министерству. Даже экономически государству выгодно социальное партнерство с нашим Фондом. Как государству цивилизо ванно создать условия для развито го гражданского общества? Да поддержите же структуру, ко торая что-то делает, строит, придай те ей хотя бы моральный авторитет, не разрушайте ее! Ведь к нам, в Фонд, идут те, кто изгнан отовсюду. Недавно к нам приходила женщи на. Они создали семейный детский дом еще до появления Детского фон да. Мы же тогда бросились иниции ровать эту идею законодательно , было постановление правительства. А в этом семейном детском доме, ко торый возник еще до постановления, детей усыновляли. Когда была созда на система семейных детских домов, я сказал: давайте, несмотря на то, что они ребятишек усыновили, будем их финансировать. А сейчас Мини стерство образования учредило По ложение о приемной семье. Учреди ли приемную семью, но вопреки се мейным детским домам. И что полу чилось? Да просто власть отказала этой семье в статусе семейного дет ского дома. Вот живи, как хочешь. Ну и что дальше? Дали мы этой жен щине одежду для детей, шубу, на писали куда следует письма, но все зависит от власти. Мы лишены теперь законодатель ной опоры в этом новом деле — се мейные детские дома. Их мы созда ли 368 по России и 576 в бывшем Советском Союзе. Это тоже наша про грамма. Так же, как и «Дар жизни». С по мощью американцев делаются опера ции на открытом сердце. Такая опе рация в США стоит от тридцати ты сяч долларов до ста тысяч. Наши дети оперируются бесплатно. Фонд организует отбор этих детей, амери канские врачи один раз в год приез жают, смотрят, и мы ребятишек от правляем в США, имея особые скид ки от "Аэрофлота". Операция на открытом сердце сде лана четыремстам детям. Много это или мало? Я считаю, что очень мно го. Мой вопрос Альберту Анатолье вичу — о судьбе программы Совет ского детского фонда «Слепые дети». — Эту программу мы начали с Минздравом СССР и провели два эта па. На третьем все остановилось. Мы полностью профинансировали, под писали тогда договоры с восемью или десятью глазными центрами, от Ле нинграда до Красноярска. Были со зданы бригады врачей, они объеха ли все интернаты для слепых детей. Осмотрели всех детей — 13 тысяч. Вместе с местными педиатрами на каждого ребенка оформили карточ ку-заключение. Отобрали полторы тысячи детей, которые нуждались в стационарном лечении. И всех тогда пролечили на средства Детского фон да. Дальше оставалось самое тяже лое — дети, нуждающиеся в опера ции. Их, каж ется , было отобрано около пятисот. Но тут разрушился Советский Союз, и началось такое... Вот этот третий этап мы и не дотя нули. Конечно, все эти программы — «Глухие дети», «Слепые дети» •—мы могли бы вести дальше, если бы име ли хоть какую-то государственную поддержку. У меня была записка Ельцину. Я предлагал от имени пре зидента подарить всем слепым детям хотя бы такую вещь, как часы для слепых. У нас был исполнитель — японская или корейская фирма, ко торая вообще могла мгновенно этот заказ выполнить. Стоимость часов — около 20 долларов. Какой бы это был красивый жест, даже с точки зрения социальной политики! — Президент не согласился? — Нет, никакой реакции на мое письмо не было. Понимаете, соци альные программы для детей, осо бенно инвалидные программы, — это украшение личности политического лидера. Ну, ладно, поддержал он этих инвалидов на колясках, кото рые на Килимандж аро поднима лись... Для этого нашли деньги. Но при всем уважении к самим людям, к их упорству это все-таки соци альная показуха. Другие инвалиды, а их тысячи, — коляску починить не могут! К с т а т и , с ей ч ас мы н аш им и скромными силами создали в Фонде такой магазин — «Особый'ребенок». Мы хотим'собрать здесь все, что вы пускается в нашей стране для детей- инвалидов, и продавать это по мак симально низким ценам. Слуховые аппараты, глюкометры, всякие кор сеты, коляски , приспособления раз ного рода... Вот это мы теперь будем продавать в нашем магазине. А обо ронные предприятия Волгограда рас пределили между собой образцы и будут производить. Мы хотели бы, чтобы наш магазин стал, может быть, даже главным для всех детей-инва- лидов страны. Чтобы и люди об этом знали, и их губернаторы знали. Го сударство этим не интересуется . Бизнеса в этом не сделаешь... — Ощущение такое, что в нашей стране для богатых людей вовсе не престижно то, о чем вы говорите... — Непрестижно. Во-первых, бо гатые еще не «нахватались». Во-вто рых, их богатство носит полукрими- нальный характер. В-третьих, эконо мическая нестабильность нашего го сударства... Она сдерживает и тех, кто , допустим, честно заработал . Многие боятся. Многие люди поря дочные боятся держать деньги в бан ке, прячут в «чулок». — И все-таки люди подают ни щим, и в большом числе. Значит, есть потребность... Однако в этом есть и другая сторона дела. В Липецке, на пример, «работали» таджикские женщины с детьми. Кланы такие. Мужчины потом вечером приезжа ли на автомобилях за ними и за «за работком». Длилось это несколько лет. Местная печать обращалась к жителям города с подробными разъяснениями: это — криминал, не подавайте! Все равно подавали, хотя и меньше. — Вы знаете, когда у человека просят, ему не составляет труда по дать 100 рублей, 300 рублей. Но вот пойти в Сбербанк и перечислить 100 рублей в Фонд — это проблема. Это хлопотно, никто не выдержит. А как проинформировать людей? Напеча тать, например, номер счета в «Ком сомольской правде» — это будет сто ить несколько миллионов. — О том, как Российский детский фонд устроил бесплатную столовую для детей города Южи Ивановской области, журналисты ведь не писали?.. — Мы-то просто три месяца кор мили 700 детей этого города. Там все го одна фабрика, которую кому-то продали... В общем, к весне дети го рода голодали. Непонятно, почему понадобилось вмешательство район ной администрации, чтобы нарезать людям участки под картошку. Р ай онный ведь город. Думаю, что у жи телей какие-то огородные возможно сти существуют. Во время войны, я это помню, всем выдавали по месту работы кусок земли под картошку. Не знаю, может, в этом городке все окрестности проданы. Но вообще иж дивенчество бедняка — это тоже про блема. Тех, кто живет от бутылки до бутылки , там очень много. Такой пьяный фон, он вообще сегодня ха рактерен для России всей... — В Вашем предисловии к пер вому номеру журнала Детского фон да «Дитя человеческое» вы писали об ответственности за детей. Если в стране рождается столько внебрач ных детей, то вопрос уже не к госу дарству, а людям, произведшим их на свет. Когда я это прочитала, то подумала, что ведь в теперешней прессе таких рассуждений почти не встретишь... — Мне стыдно за сегодняшних журналистов! Нашу прессу постави ли на колени. Если прочтешь газету перед сном, ложишься, как в моги лу. Никакой надежды, ничего нет. Но ведь, несмотря на весь сегодняш ний бедлам, позитивное в жизни есть. Вот хоть наши семейные детские дома. Почему это неинтересно? По тому что непрестижно. Престижно сегодня быть богатым, сверхбога тым. Где идея «человек человеку — друг»? Сегодня человек деньги дает взаймы другу — берет с него про центы. В прежние времена прееса игра ла организующую роль;'^Детский фонд мне удалось создать именно с помощью прессы. После одной моей большой публикации меня позвал Ни колай Иванович Рыжков. И три с по ловиной часа со мной разговаривал о проблемах детства. Сейчас же я:дро- битьоя во, влрр'^ные не могу! Вся философия?'всеЗ^^з'^рвое устройство нашей власти такое, что ей никто не нужен. Ни детские орга низации и движения, никто. Это же преступление перед будущим и на стоящим, что все прихлопнуто, при крыто! Общественные организации и движения государством отвергнуты с порога! Раньше у Фонда было пра во законодательной инициативы, мы могли предложить свой закон. Сей час ни у кого таких прав нет. Государство просто отстранило дет ство. Я думаю, что это не просто «про колы», забывчивость, не успевают или денег нет. Формируется поколение, у которого нет этой общественно-соци альной памяти, этого чувства. Поэто му понизился болевой порог. Кого-то убивают — кого это трогает? А в детс кой среде то же самое. В первый год существования Фонда я обращался к Рыжкову 20 раз, по де вяти вопросам были приняты правитель ственные решения, включая вопрос о всех бывших малолетних узниках фа шистских концлагерей, проживающих на территории Советского Союза! Разук рупнили группы в домах ребенка всей страны. Были группы по 13-15 детей, мы их сократили до пяти. Практичес ки на каждую мою бумагу была реак ция. Сейчас существует так называе мое правительственное поручение, и там указывается: ответить автору. Дело всегда и кончается тем, что автору от вечают. Для чего мне эта переписка? У правительства не хватает денег на пре зидентскую программу «Дети России». На президентскую программу! Но я не могу позволи ть себе «бортануть» все это наше дело. Ведь за Фондом — и дети, и все наши со трудники во всей стране, которые ра ботают вообще за гроши, работают все эти десять лет! — Однако же все, что вы делае те в этом невозможном состоянии, в это невозможное время, наверное, и есть самое главное? — Это есть наше тихое сопротив ление нынешней жизни ... Ольга КЛЕКОВКИНА. | Липецк — Москва — Липецк. Недавно в Москву приезжал премьер-министр Великобрита нии Тони Блэер. Он объявил, что лейбористское правительство намерено в 1998 году увеличить расходы на здравоохранение на 11 млрд, фунтов стерлингов. На строительство клиник будет выделено 1 млрд. 300 млн. фун тов стерлингов. В будущем году появится 14 новых больниц. Российское же правитель ство как будто забыло о реаль ных нуждах народа и не прини мает адекватных мер. В первом полугодии в бюджете на зар плату медработников выделено около 30% от запланированных сумм. Нет ни одного региона, где расходы на здравоохране ние полностью бы соответство вали бюджетным показателям. Ростовская область получила 73% от плана. Кемеровская об ласть — 50%. В Ярославской области питание профинансиро- БЮРЕТ -98 ОПАСЕНДЛЯЗДОРОВЬЯ вано на 50%, а зарплата на 30. В первоначальном проекте бюджета на 1998 год расходы на здравоохранение планирова лось уменьшить на 3,4 трлн, рублей. В проекте бюджета не учтена программа помощи ма теринству и детству, програм ма по борьбе с туберкулезом. Предусмотрено сокращ ение финансирования программы «Анти-СПИД», хотя уже офи циально признано, что в России началась эпидемия СПИДа. Проблема борьбы со СПЙДом беспокоит особенно. Эпидемия с каждым днем разрастается. Как известно, ВИЧ — очень ковар ная инфекция, и не всегда при обследовании можно выявить, что человек болен. Возникла опасность заражения банков крови, доноров и реципиентов. В республиках СНГ, преж де всего на Украине, резко так же увеличилось число ВИЧ-ин фицированных. Подвергаясь го нениям на родине, многие из них ищут прибежище в России. Некоторые субъекты Федерации предлагают расширить круг обследуемых на СПИД, но где в зя т ь на это ден ьги ? Ведь средств не хватает даже на ле чение уже выявленных больных и на проведение санитарно-эпи демиологического обследования по цепочке. Расходы на санэпидемнад- зор в этом году снижены на 13%. Каждый раз, когда нуж но провести обследование кон тактов больного, приходится обращаться к руководителю ре гиона, чтобы на это специально перечислили деньги. Созданные центры борьбы со СПИДом бед ствуют — не получают достаточ но денег на лекарственные пре параты и зарплату сотрудни кам. Сравним с си т у ац и ей в США. Там программа обследо вания на СПИД расширена. Комплексная терапия делает обследование не таким страш ным, а негативные результаты — не такими печальными. За счет государства больным ока зывают медпомощь. Новые ме тодики и препараты позволяют продлить их жизнь и сделать их неопасными для окружающих. Многие получают возможность жить со своей семьей. А наше правительство как будто нарочно закрывает глаза на реальную угрозу для всей страны. Называя здравоохране ние приоритетной отраслью, оно самым варварским способом вычеркивает эту сферу из фи н ан совы х п л ан о в . На мой взгляд, это — верх цинизма. От читываясь перед парламентом, члены правительства называют МНЕНИЕ цифры, ничего не говорящие большинству населения, но не упоминают о реальных и понят ных всем вещах, о решении со циальных проблем. Представи тели исполнительной власти должны перейти на новый, по нятный язык общения с насе лением, иначе пропасть недове рия к ним будет постоянно уве личиваться. Работу правительства счи таю неудовлетворительной, оно должно уйти в отставку. Управ лять страной — не право, а при вилегия, которая дается наро дом и которую народ вправе ото брать. Ольга БЕКЛЕМИЩЕВА, заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz