Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
) ч Г Л У Б И Н К А - В Н 1 Й ^ Издается по инициативе К луба главных ^ в ПОИ СКАХ ПОСЛЕД НЕГО Д о с о в с к о е с е л о В о л ч ь е о т с о те н д р у г и х с е л о б л а с ти о тл и ч а е тс я « л и ц а н е о б щ и м в ы р а ж е н ь е м » . Ж и в у т т^ о б ы ч н ы е р у с с к и е л ю д и : п а ш у т з е м л ю , в о д я т с к о ти н у , п о в е ч е р а м с м о тр я т те л е в и з о р , ч и та ю т г а з е ты . В р о д е б ы в с е к а к у в с е х , и в м е с те с те м В о л ч ь е с д р у г и м и с е л а м и н е с п у та е ш ь . П о ч е м у ? Н а э то т в о п р о с и п ы та ю тс я о тв е ти т ь ж у р н а л и с ты , п р е д л а г а я в а ш е м у в н и м а н и ю э ти з а м е тк и . Е СТЬ ТАКОЕ СЕЛО Не раз в этом веке Во лчье переходило «из рук в руки». Когда-то было оно там бовским, после образования Липецкой области стало тру- бетчинским, потом лебедян ским. И, наконец, утвердилось как добровское. Но это — на карте, по административно- территориальному делению. А практически долгие годы жило Волчье едва ли не самостий но: для любой власти нема лой проблемой было пр о браться туда через десятки километров бездорожья. Годы «изоляции» бездо рожьем наложили свой отпе чаток и на село, и'на его оби тателей. Крепкие, по-кресть янски прижимистые, в рабо те упорные до невероятнос ти, уважающие самих себя, волченцы сумели добиться такого же уважения и от дру гих, И пусть многочисленные колхозы в селе и округе прак тически никогда не отличались особенно высокими урожаями и надоями (попробуй довези в распутицу молоко до завода), селяне здесь жили крепко. Об ширные подворья давали воз можность ком пенсирова ть и работу в колхозе «за палочку», и многое другое. От Тамбова до Рязани, не говоря уже о Липец ке, Грязях и Т .Д . , на базарах знали и высоко ценили живых поросят и картошку, которыми традиционно торговали волчен цы. Но время шло, и все боль ше действительно нового появ лялось в жизни села. 1969 год — построено третье здание шко лы, которая стала средней. 1974 год — построен клуб. 1984 —■ открыто движение по новой ас фальтированной дороге Лебе дянь — Волчье, и привычной «изоляции» пришел конец. В том же году построен медпункт. Че рез пять лет асфальт связал село с райцентром. НАЦ ИОНАЛЬНЫМ ВОЛЧЕН СКИ Й НАРЯД — Ох, да вам же кофту по казать надо, а я как раз пос леднюю Анютке отдала... Поз вать ее, что ли?»— засуетились Пра 2 ^рд^?р-,,Прхровна Кочетова, , когда мы попросили показать сшитые ее руками традицион ные русские наряды. Анютка — Анна Васильевна Трунова, соседка и с девичес ких еще годов подруга Прас ковьи Петровны , отозвалась охотно. Любят волченские жен щины свой наряд, берегут его самобытность. Охотно убирают- ся-наряжаются: как свадьба в селе, так гуляют по улицам, словно жар-птицы. И узор, и покрой почти тот же, как в старину. А «почти»... Так ведь прежде для поневы, пышной юбки в мелкую складоч ку, овец специально стригли не два раза в год, а один. И выче сывали длинные шерстинки, из них пряли нитку тончайшую, а уж из нее ткали материю для по невы, Иной раз год требовал ся, чтобы поневу сшить. Напрясть-наткать и сейчас умельцы найдутся, да годы уже не те.. Вот и идет в дело ткань магазинная, покупная. П од р у ги р а с с ка зы в аю т , уточняют, вспоминают, а тем временем рядом с кофтой, при несенной Труновой, появляются поневы, атласные и «шленские», из тончайшей шерсти; косынки, между дальними углами которых метра два с гаком. Такие .носи ли лишь замужние , девуш ки надевали платки размером пос кромнее, «шалочки». Зато у дев чат больше воли в выборе цве та. Косынки, как правило, крас ные, разных оттенков, богато ук рашенные вышивкой да бахро мой. А шалочки и голубые, и жаровые (золотистого цвета), и алые. Разные такие шалочки... По нашей просьбе Анна Ва сильевна надевает полный на ряд. И это не просто старинный национальный костюм. Это кос тюм, характерный только для этого села. Можно сказать, во- лченский национальный, в дру гих местах такого не встретишь и по телевизору не увидишь. А подруги все охорашивают кофту, богато украшенную кру жевами. Пристраивают лычку — жесткий каркас из лыка, надева емый под косынку. Натруженные руки выдают их прошлое. Ох, как много работа ли эти женщины, да и все во лченцы их возраста. Недаром в 1947 году 218 человек в селе были награждены медалями «За доблестный труд в годы Вели кой Отечественной войны». Наградили то гда и Прас ковью Кочетову — лучше всех в селе косила она хлеба. Вручную, косой, А сколько других дел надо было переделать! По вечерам же — откуда только силы бра лись — садилась Прасковья Петровна за простенькую швей ную машинку, сделанную на ме ханическом заводе имени Кали нина, и шила. Тогда было не до кружев, не до вышивок. Шила Прасковья' «национальные во лченские» кофты да юбки-поне вы. В них и косили, и доили... Зато теперь уж если сошь ет, то от кружев-вышивок в гла зах сполохи. Шьет, кстати, все на той же машинке — хорошие вещи выпускали на заводе име ни Калинина. Вот, наконец, расправлена последняя складочка, поправле на последняя нитка бус. — Ай улыбнуться тебе, ай нет? - - весело спросила словно помолодевшая Анна Васильев на, встав перед объективом фо тоаппарата. Улыбнись, мать! А вместе с тобой пусть улыбнется старин ное, глубинное русское село — судьбой битое, детьми храни мое и не просто выжившее, а живущее на зависть многим . Улыбнись! Н а с н и м к е : А . Т р ун ов а в «нац и онально м в олченско м » к о с т ю м е . НОВЫЕ «КАДРЫ» ВАЛЕНТИНЫ СЕРВЕТНИК Еще год назад никто в районе и слыхом не слыхивал о доярке с такой экзотической для наших мест фамилией, А сегодня в списках лучших животноводов, которые регулярно печатает районная газета «Знамя Октября», Валентина Николаевна Серветник занимает одно из почетных мест. С начала года уже получила от каждой из 27 коров закрепленной за нею группы по о 11 0 килограммов молока. Валентина — вынужденная переселенка из Узбекистана. К сель скому хозяйству вообще и животноводству а частности отношения не имела, потому что заведовала отделом кадров на городской автоба зе. Но когда пришлось бежать на родину отцов, в Россию, не о специ альности, не о престижности думала, а_о том, чтобы хоть какую-то работу найти, да еще крышу над головой. Так и оказалась горожанка из Узбекистана в Волчьем. _ Работала поначалу свекловичницей, а дочь^^Наташа, по образова нию педагог, в доярки пошла. Потом в местной школе вакансия поя вилась, и Валентина Николаевна заменила Наташу на ферме. Можно сказать, семье Серветник повезло: в начале 90-х за околи цей Волчьего началось строительство квартир в соответствии с реги ональной программой «Миграция», Планировалось целый поселок вы строить, укрепив, таким образом, вымирающую ныне Победу, кро хотную деревеньку. Но три двухквартирных дома все же стоят. Одна из квартир и досталась Валентине Николаевне. Есть крыша над головой. Есть работа —нелегкая, зато каких успе хов удалось добиться всего за год! Есть уважение односельчан. И не беда, что бывшая завкадрами стала дояркой. Рогатые «кадры» Вален тину Николаевну не подводят А в последнее время еще одна, не менее важная ниточка связала село с внешним миром — газопровод. Сегодня в Волчь ем газифицированы все объек ты соцкультбыта и 350 квартир — 70 процентов жилья. Газифи кация продолжается. Совхоз «Кировский», в свое время объединивший окрестные мелкие колхозы, был реоргани зован в ООО, позднее в СХПК. Почти повсеместно такая реор ганизация не изменила ничего, кроме вывески на здании кон торы, но волченцы сумели ис пользовать реорганизацию в своих целях. И правильно сде лали. Получив самостоятель ность, «Кировское» ликвидирова ло громадное овцепоголовье, в свое время навязанное «свер ху», и на вырученные деньги сде лало первые шаги по пути дей ствительного укрепления эконо мики своего села. Нынешний СХПК продолжает эту работу. Зерновой клин кооператива самый большой в районе, и урожайность Хлебов здесь одна из самых высоких. Рен табельность животноводчес кой отрасли невелика, но фермы все же дают при быль. И традиционно креп кими остались личные под ворья селян — об этом за ботятся не только их вла дельцы, но и кооператив. Новая — уже не на сло вах, а на деле — жизнь в селе естественно сочетает ся с очень бережным отно шением к своей истории, к русским традициям. Не слу чайно именно здесь прово дили в нынешнем году рай онный фольклорный празд ник, ставший, по сути, для представителей многих до- бровских сел семинаром . Здесь, как и в прежние века, умеют делать — и делают — традиционные русские куклы. Умеют шить характерные именно для этих мест наци ональные старинные костю мы. Умеют петь песни своих прадедов. Умеют и любят это де лать. В «КИРОВСКОМ » отвозят ЗЕРНО... по СПРАВЕДЛИВОСТИ ХРАБРОВЫ: ФЕДОР ДА МАРЬЯ в н е с у с в ет н ую п у р г у , в быстро с г у щ а ю щ и х с я с у м е р - у о и в а л о с ь к В о л ч ь е м у г р у з о в о е т акси . В п е р е д и ш е л трактор — б е з н а д е ж н о г о б у к с и р а в те г о д ы с ю д а и к а к п р о с в х о р ош ую -т о п о г о д у з и м о й б ы л о н е п рое хат ь . А у ж в п у р г у . . . Н е с к о л ь к о о д н о с е л ь ч а н - п а с с а ж и р о в у ж е н а ч а л и пот и х о н ь к у юзеститься д а молит вы в с п о м и н ат ь . . . И только Ф е д о р Х р а б р о в в с е ш е л в п е р е д и трактора. П р о в а л и в а я с ь в с у г р о б а х , з а д ы х а я с ь от р е ж у щ е г о вет ра , и с к а л , н а х о д и л , терял и с н о в а от ы с кив ал скрыт ую м ^ н о й п е л е н о й к о л е ю . Т а к и д о ш е л д о с е л а , а в с л е д з а н и м и о с тальные д о е х а л и . ра в приемные часы. А Храбро вым не привыкать: вечер ли, ночь ли на дворе — медики всег да примут, как в городской «Ско рой помощи». Сейчас им полегче — а с фальт от села до самого рай центра, и до Лебедяни дорога хорошая. Да и, кроме Волчьего, обслуживают Храбровы Побе ду — поселочек небольшой. А раньше, когда таких деревушек вокруг было несколько, и в каж дой всего по пять-шесть чело век, ходил пешком к ним фель дшер, если не удавалось «по путку» найти, В фельдшерско-акушерском пункте Храбровых уютно. Чис то. Тепло. Хозяин только что вернулся из Победы — ездил вместе с главой сельской ад министрации Н. Селезневым на его мотоцикле. И медицинскую помощь, кому надо, оказал, и хо зяйским глазом, вместе с гла вой, оглядел Победу: все ли в порядке, не нужна ли какая иная помощь? Ведь Федор Дмитри евич не только фельдшер — он еще и председатель сельского Совета народных депутатов. Не случайно односельчане оказали ему такое доверие. За 27 лет, что проработал здесь Храбров, люди много раз убеждались: надежный он человек, добрый и отзывчивый. А ведь на первый взгляд — так себе, невысокий, улыбчивый мужичок, В обращении -мягкий, руки нежные, ласковые. Впро чем, у хорошего фельдшера руки другими не могут быть. А Фе дор Дмитриевич — у любого в Волчьем спроси — фельдшер хороший. Помнят в селе, как од нажды, прыгнув с воза, угодил на свои же вилы один из жите лей села... Так вот,'если бы не Храбров, погиб человек. В дру гой раз спас фельдшер пациен та с прободной язвой — случай, когда необходима уже не фель дшерская помощь, а помощь врачей в хорошо оборудованной больнице. Да мало ли бывало разных случаев?! • Однажды вез Храбров на тракторной тележке роженицу в райцентр, но в дороге начались роды. Так прямо в чистом поле и принял фельдшер нового од носельчанина. После этого случая жена, Мария Михайловна, не выдер жала: окончила акушерские кур сы и сейчас работает вместе с мужем. Двое их в Волченском медпункте. Тут же и живут: половина двухквартирного дома занята медпунктом, а во второй Храб ровы поселились, И им удобно, и пациентам. Не каждый ведь может добраться до фельдше- Е с л и вы п о д у м а е т е , г л я д я н а этот с н и м о к , что п е р е д в а м и с е л ь с к и й н а ч а л ь н и к , то вы о ш и б е тесь. И з к а б и н ы авт ом о б и л я н а в а с смотрит р я д о в о й ш о ф е р И в а н А л е к с е е в и ч П а в л и щ е в . И м ы И м е л и честь с н и м б е с е д о в ат ь . О н , о к а з ы в а ется, о ч е н ь х о р о ш и й 'в о дитель". Т а к и х , к а к о н , е щ е н е д а в н о н а з ы в а л и п е р е д о в и к а м и , а и х ф о т ограф ии у к р а ш а л и с о ответствующие ст енды . П а в л и щ е в — п е р е д о в и к , хотя это с л о в о как -т о н е з ам ет н о выходит и з о б о рот а . В д н и с т р а д ы - 9 7 п е р е в е з 8 1 8 тонн з е р н а , п р и ч е м , к а к ут о чнил , с д а л ь н и х п о л е й . — У нас в «Кировском», — просвещает Иван Алек сеевич, — по справедли вости все делается. Год ра ботаешь на перевозке с ближних полей, на второй год — с дальних. Машина у меня ГАЗ-53, не новая и не самая мощная. У Павлищева — встреч ный интерес: расспраши вает о том, как живут и ра ботают газетчики. Оказы вается, «Липецкую газету» выписывает много лет под ряд. На 98-й подписался еще по льготной цене, а в игре «Фортуна-98» участия не принял. — Я человек не азарт ный. Помнится, пацаном еще был, проиграл в кар ты червонец. И с тех пор завязал. Да и «Стинол» у меня есть — в прошлом . году за перевозку зерна получил. Впрочем, если я рискну и выиграю «Сти нол», то не за это редакции скажу спасибо. Я вам, пользуясь случаем,говорю спасибо за хорошую газе ту. В Волчьем ее ценят за серьезность и основатель ность, за то, что нас, сель ских работяг, поддержива ет, на нашей стороне сто ит. А главное — режиму не подыгрывает, как некото рые. Иван Алексеевич заку рил и, сославшись на дела, укатил. Передовикам долго разговаривать в рабочее время не положено. НУ И ГОЛОВА ЖЕ СЕЛЬСКАЯ ГЛАВА! С главой Волченской сельс кой администрации Николаем Григорьевичем Селезневым мы шли по центральной улице села. Глава удивил обширными поз наниями обо всем, имеющем отношение к Волчьему. — Вот виден новый купол нашей церкви, храма Сергия Радонежского. Реставрируем на деньги, собранные селянами, В прошлом году было собрано 17 миллионов, на них покрыли ко локольню. И сбор денег, и рес таврация храма продолжаются. Может, сегодня он для села и великоват, но прежде Волчье было больше. В 1911 году, по данным Тамбовской епархии, в селе жили 1366 душ мужского пола и 1397 женского. Кстати, тогда была и двухклассная зем ская школа, А сейчас у нас 466 дворов, живут в селе 1038 че ловек. Из них 420 — пенсионе ры. Глава — ходячая энциклопе дия о прошлом и настоящем села. Без шпаргалок и предва рительной подготовки он осы пал нас цифрами и фактами. Мы переспрашивали, уточняли, но Селезнев не сбился ни разу. Одинаково охотно и полно рас сказывал он о закупках молока у населения. На 1 января, ока зывается, в селе было 237 ко ров, сейчас 231, А через мину ту, отвечая на другой вопрос, так ' же основательно говорил о де мографической ситуации, о мно годетных семьях. Лишь один раз он осекся, когда мы спросили о том, за чем главе быть до такой степе ни эрудитом? Селезнев пожал плечами: — Но ведь я же коренной, волченский, вырос здесь. Это все мое... Мое... Повезло селу с гла вой администрации. А может, Селезневу повез ло, что в таком селе вырос? ш 'ШМ ш т I $ Ьл 11(! начать ли мне, бра- тие, заметки эти в манере гъ . 1 «ж новой России? Очень уж соблазнительно попробо- ь.пь себя в столь популяр ном жанре. Итак, жил-был Прези дент. Дела у него в стране шли плоховато. Ну, прямо по булгаковскому Воланду: чего ни хватишься — ниче го нет. В бюджете — денег. У министров — совести. У народа — национальной, по ним ать , идеи. Поскольку найти деньги или совесть Президент не мог, решил он, по крайней мере, идеей обзавестись. И повелел: со чините-ка мне эту самую идею, господа умники. Гля дишь, с нею и у моих «мо лодых реформаторов» на чнет получаться не как всег да, а как хочется. А надобно сказать, что однажды именно реформа торы его всякие идеи и от менили . Называлось это красивым ученым словом «деидеологизация». Ну их на фиг, все эти абстракции да идеалы, объявили рефор маторы. Давайте лучше кон кретно, прагматично и же лательно наличными. Ста нем все поголовно собствен никами и заживем, как в ци вилизованной Америке — при колбасе, вилле и «Мер седесе». А от идей, мол, никакого проку, одни замо рочки... Да только из идеи раз и навсегда распрощаться с идеями ничего хорошего не вышло. Потому что дело было в стране под названи ем Россия. А в России испо- кон веков раньше вопросов «что?» «как.'» и даже «ка- I кой ценой?» принято было задавать вопрос — «во имя чего?». И если отдельных, пусть и весьма многочис ленных, граждан вполне ус траивал ответ: «Во имя кол басного изобилия», то народ в цел 0 1 4 он не воодущевдал. То есть протцв колбасы на род не возражал, одйако только колбасой довольство ваться не умел. Вот Президент и скоман довал прекратить деидеоло гизацию и по-быстрому изо брести государственную идеологию. Скоро сказка сказывает ся, да не скоро дело делает ся. Но нас, разумеется, ин тересует не сказка, а дело. Охотников поупражняться на заданную Президентом тему хватало. Правитель ственная «Российская газе та» затеяла нечто вроде кон курса, чья же русская идея лучше. Сочинители начали усердно скрещивать над рывно-патриотический па фос из оппозиционных жур налов, газет и речей на ми тингах с прогрессивно-ры ночным лексиконом. Но ни какой новой идеологии из их декламаций так и не обра зовалось. Да и не могло образо ваться, поскольку великую идею н ел ь зя придум ать даже по приказу Президен та. А главное — это было и не нужно. Ибо искомая идея давным-давно существова ла. Один уже умерший, но не забытый философ утвер ждал, что возраст ее вооб ще есть возраст самой Рос сии. Впрочем, Президент фи лософов, скорее всего, не читгш. В бытность свою пер вым секретарем обкома он, похоже, нечасто загляды вал в ленинские тома, а сде лавшись «отцом всея Руси» (минус Чечня), вряд ли удо сужился полистать Дани левского, Бердяева или Иль ина. А не то ему наверняка было бы ведомо, что о Рус ской идее все главное ска зано. И что пережила она множество царств, царей и генсеков. Менялась, пере страивалась соответственно каждой эпохе, одевалась в те или иные словесные одежды по моде. О ней мно го спорили. Ее эксплуатиро вали политики и демагоги. Ею оправдывали подчас со всем не добрые дела. Но все му вопреки она сохраняла свое прочное ядро. И спо собна была исподволь про питывать, трансформиро вать, «русифицировать» вся кие чужие теории и учения, которые реформаторы и ре- волюционер|, 1 . ртращнр, щр- били пересаживать в плодо носную российскую почву. Потому-то непрочитан ный или плохо прочитанный Президентом Бердяев и го ворил именно о русском коммунизме. То, что про изошло на Руси в 1917 году, кому-то удобно выдавать за дикий зигзаг истории. Дес кать, явились большевики, совратили Россию и повели ее по тупиковому пути, ни чего общего не имеющему с истинными ее интересами. Но эти торопливые обли чители либо подслеповаты, либо кривят душой. Практика большевизма могла быть — да и была — всякой. Противоречивой. Жестокой. Преступной. Ге роической. Но идеал оста вался идеалом, какие бы деяния им ни пытались оп р авды в а т ь и о св ящ а т ь . Кровь и грязь пятнают руки людей, но не пятнают идеи братства, справедливости и свободы. В конце концов, как предъявлять счет Хрис ту за христианскую цер ковь , благословлявш ую крестовые походы или рас правы конквистадоров над индейцами? Марксизм в чем-то изна чально совпадал с Русской идеей, а в чем-то был ею ра дикально откорректирован. Ее мессианство, пафос со борности и общинности, по требность в общечеловечес ком единении и последнем разрешении всех неприми римых противоречий в духе любви и Божьей справедли вости получили новую обо лочку, но не были утраче ны. Православная этика тайными, контрабандными тропами пробиралась на за претную для нее террито рию «светлого будущего». Священнослужители писа ли о прямых евангельских заимствованиях в мораль ном кодексе строителя ком муни зм а , н аталкиваясь , правда, на нервозный, сер дитый, но не больно-то убе дительный отпор официаль ных атеистов. Романтичес кая мечта осуществить ло зунг: «Мы на горе всем бур жуям мировой пожар разду ем» каким-то непостижи мым образом претворилась в державно-патриотические принципы. Причем они вос принимались большинством россиян не в качестве навя зываемого сверху стереоти па поведения, но как един ственно достойный способ самореализации личности и общества; Короче, на уровне ду ховном , идейном , н р ав ственном разрыва с тыся челетней традицией не слу чилось. Генетическая уко рененность национальной идеи, быть может, как раз и проверяется в эпохи, ког да идею эту подвергают Д ЕРЕВЕНСК ИЕ БЛ ИК И 1 . Г А З - ТОНКО Е Д Е Л О в каки х м ест ах п р о изошли эти истории, ав тор не расскажет даже под самой страшной пыт кой. Но, думаю , герои их узнают себя без труда. У старушки-учительницы на улице Мира долго-долго не работала установленная вро де бы в новом виде газовая отопительная бочка под на званием АОГВ-20. Как с ней ни мудрили приезжавшие по сигналу на «04» мастера, а все — без толку. Побеседо вав с то греющим, то с не греющим агрегатом, старуш ка решила отказаться от «го лубых» услуг райгаза и за явила об этом ультимативно: снимайте к едрене-фене то, что пахнет газом, но не гре ет, и переведите меня на твердое угольное топливо. Тут уж заело и газовиков. Не бывает, дескать, такого, чтобы голубое на черное ме няли. И в бой пошли одни старики , то бишь мастера устранения даже заводских дефектов. Часа через три пос ле многих проб и испытаний АОГВ работал как часы. — Родные мои, как вас отблагодарить через газету, чтобы все люди знали, какие вы мастера? — спросила хо зяйка. — Иванов, Петров и Си доров, — вспомнив популяр ную телепередачу, — изрек О с е л е В о л ч ь е р а с с к а з а л и с п е ц и а л ь н ы е к о р р е с п о н д е нт ы «ЛГ» А л е к с а н д р А Н Д Р Е ЕВ , М и х а и л Л Ы Т К И Н , к о р р е с п о н д е нт ы д о б р о в с к о й р а й о н н о й газеты Е в г е н и й Г У Б А НО В и Э м м а М Е Н ЬШ И К О В А . Фото А л е к с а н д р а АН Д РЕ ЕВ А . _____________________________ бригадир аварийной летучки. Неделю спустя, в район ной газете «Маяк» появилась заметка, в которой учитель ница-пенсионерка с улицы Мира благодарила работни ков райгаза Иванова, Петро ва и Сидорова за оказанную услугу. А по прочтении этой лестной корреспонденции директор предприятия пре дупредил, что если еще хоть раз Иванов, Петров и Сидо ров объявят о своем наличии в кадрах райгаза, то за это будут нести ответственность конкретные лица, отшучива ющиеся телефамилиями. 2 . ГА З ОВИКИ Е Щ Е В Р Е З А Ю Т. . . Завтра у Ивана Иванови ча день рождения. А ему не спится. Отправил домочад цев до утра куда подальше, а сам сидит-кукует при рас крытых дверях и окнах у прохудивш егося газового вентиля. Периодически Иван Иванович позванивает на «скорую помощь райгаза» и слезно просит прислать тех, кто бы помог спасти его от удушья, а дом и соседей — от взрыва. — Ваш заказ принят, — в который раз мило отвечает ему проснувшаяся диспет- черша, — но пока бригада врезает в Солдатском. При вторых петухах Иван Иванович и сам (от греха по дальше) решает покинуть взрывоопасный дом. Но тут прибывает дол гож данн ая «скорая газовая помощь». Иван Иванович помогает бригаде перебраться через крыльцо. А ее руководитель изрекает: «Шеф, бутылки не надо. Мы уже в Солдатском врезали. И еще в машине осталось». 3 . « Н Е ПЬ Е М И НЕ МАНИТСЯ» В селе Борки две соседки толкуют о житье-бытье и пос ледних событиях дня у толь ко что засыпанной газовой траншеи. — Мань, ты зажигала? — Уй, горит, как в аду. — Я тоже пробовала. ЗКа- рит. Только чую, скоро нам опять на печки переходить придется. — С чего б это? — Так вить, когда мужи ки дело на совесть творят, т о ц ^ они завсегда магарыч требу- ют. А этим поставила по за- кончании целую четверть первача на радостях. А они только головами, как лоша ди, мотают. Нет, говорят, бабка, не пьем и не манится. Газ, говорят, как и Восток — дело тонкое... — А может, они намека ли, что с востоку трубы тон кие поставили? Свят, свят! Пойду погляжу, откель они у меня в дом заходят... Дивится «тонкому делу» и председатель сельхозкоо ператива Михаил Разинков: — До десятка раз в день приходилось сталкиваться при прокладке газа по селу ^ с' бригадой Александра Баш катова из Тербунского фили ала Правобережного отделе ния «Липецкгазстроя». И, представьте, ни разу никого даже "под мухой" не видел. Действительно: газ — дело тонкое. А сделали они все на совесть. Иван ПЕРЕКРЕСТОВ. Тербунский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz