Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

1997 г . / № 196 (1510 ) ТРИ «ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ» ОДНОГО ТЕАТРА Пахомов не только декла ­ р и р у е т , что у р о с си й с ко го театра иная стезя. Он со сво ­ им и е д и н о м ы ш л е н н и к а м и настойчиво движется по ней ш аг за шагом ... Так вышло, что три пре ­ мьеры открывающегося сезо ­ на дают как бы срез много ­ летней творческой програм ­ мы Липецкого академическо ­ го, знаменуя главные векто- поиска. Никто этого зара - ]^Ш е е не планировал , просто ^ ^ а с т е р а сцены п о сл ед ов а ­ тельны и верны себе. М у зы к а л ь н а я с к а з к а «Аленький цветочек» — оче ­ редной их вклад в «тю зов ­ ский» репертуар. Театр креп ­ ко д е р ж и т о б ещ а н и е , п р о ­ з в у ч а вш е е д а в ны м -д а в н о : растить своего зрителя, при ­ общая юных липчан к своему искусству чуть ли не с д е т ­ ского сада. Над спектаклями для этого зрителя здесь ра ­ ботают не м енее увлеченно и энергично, чем над основ ­ ным, «взрослым», репер туа ­ ром. Еще одна «визитная кар ­ точка» сезона — композиция по б у н и н с к и м д н е в н и к а м , письмам , рассказам «Я был хороший моряк». Это законо ­ мерное звено в постижении великой русской классики. А точнее — в постижении рус ­ ской душ и , р у с с ко го духа , русского мира и русского пути • сквозь «магический кристалл» ['течественной литературы и яскусства. Третья «визитка» — впро ­ чем, ее «предъявят» нам пер ­ вой, и уже сегодня вечером, на открытии се зо н а , — по ­ становка комедии Луиджи Пи ­ ранделло «Человек, зверь и добродетель» . Имя выдаю ­ щегося итальянского проза ­ ика и д р ам а тур га по праву войдет в хронику театра , за ­ няв м е с то по с о с е д с тв у с Л о п е д е В е га , М ол ь е ром , Теннеси Уильямсом, чьи про ­ изведения уже шли на этой сц ен е . Таким будет начало сезо ­ на. А далее эти три основные линии продолжатся прем ь ­ ер ам и «Красной ш апочки» , мюзикла по комедии «Пигма- Л И О Н » Б ер н ард а Шоу , «К у ­ кольно го дом а» И б с ен а и, конечно ж е , «Тремя се с тр а ­ ми» — кажется, единственно ­ го творения Ч е хова -драм а - турга, которого пока не было в липецкой театральной «че- ховиане». Но все это, и не только это, поэже. А пока — первый спек ­ такль семьдесят седьмого се ­ зона «толстовцев»: Пирандел­ ло, «Человек, зверь и добро ­ детель». Слово — режиссеру Николаю ЧЕБЫКИНУ. ЗАЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ АНЕКДОТЫ? Сюжет у Пиранделло и в самом дел е анекдотичный . Его даже можно пересказать соответствующим обр азом . Например: возвращается до ­ мой муж -моряк , а его жена ждет ребенка от другого че ­ ловека... Ну, и так далее . Но если бы речь шла просто об а н е к д о т е , то П и р ан д ел л о , художник философичный и парадоксальный, был бы тут ни при чем. Простота и ко ­ медийная легкость этого ав ­ тора обманчивы. За ними — за гад ка . За ними — вечный вопрос: как должно жить че ­ ловеку, как найти согласие с самим собой, со своей при ­ родой? Не знаешь ответа — п о т е р я еш ь и р а з р уш иш ь себя . Мир пьесы странен . Его населяют персонажи, у кото ­ рых н е т н ас то ящ ей семьи , которым не нужны или б е з ­ различны дети. Они жестоки друг к другу, хотя по отноше ­ нию к себе каждый требует человечности и понимания. Д а , П и р ан д ел л о можно » | ^ р а т ь по-разному . Есть со- Я М | а з н уйти в область чистой "К ом е д и и положений, фарса, буффонады. А с другой сто ­ роны, сделать его чересчур серьезным , психологичным, а то и трагическим . Поэтому, стремясь к точному прочте ­ нию пьесы, стараясь вопло ­ тить дух Пиранделло, мы ра ­ ботали трудно и увлеченно. Думаю , этот итальянец в чем-то сродни нашему Гого ­ лю. Как и в гоголевской «Же- нитьбе», его смех оборачива ­ е т с я в ко н е ч н о м с ч е т е грустью и горечью. Он тоже написал о маленьких людях. Им хочется быть счастливы ­ ми, но они не умеют. Нас не очень интересовала итальян­ ская специфика , националь ­ ный тем п е р ам ен т п е р с о н а ­ жей. У меня есть надежда, что зритель б удет смо треть на героев нашей истории, в чем- то узнавая в них себя. ^ ВТОРАЯ ВСТРЕЧА Один и з ведущих акте- нашего театра н аро ­ дный артист России М иха ­ ил ЯНКО сегодня выйдет на сцену в спектакле «Чело ­ век, зверь и добродетель». Вот что он говорит о своей новой роли. — С Пиранделло у меня связано одно воспоминание. Студентами театрального вуза мы поставили спектакль по его знаменитой пьесе «Шесть персонажей в поисках авто ­ ра». Но в нем усмотрели кра ­ молу, что-то вроде неправо ­ мерного противопоставления ф а н т а з и и и р е а л ь н о с т и . С п е к т а к л ь был з а п р е щ е н . Верю, что вторая моя встре ­ ча с замечательным итальян­ ским драматургом будет бо- | лее счастливой. . И пьеса в целом , и моя ^роль великолепны . Правда , это не та комедия , которую «положи на рампу» и она сама з аи гр а е т . Мы работали над н ею о ч ен ь с е р ь е з н о . О на была вчерне готова уже в ап ­ реле. И все-таки многое по ­ надобилось изменить , уточ ­ нить. Я играю роль ярко коме ­ дийную. Знаете , в современ ­ ных пьесах все либо черное, либо серое . А тут — яркие , сочные краски . И есть мно- го с л о й н о с т ь , с е р ь е з н а я Ь О И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СЕ РД ЦЕ ВМЕСТО ЭПИГРАФА из П И С Ь М А Ч И Т А Т Е Л Я С Е Р ГЕ Я С М Ы С Л О В А : Л и п ч а н е , и д я в театр, хотят найти ответ н а в о п р о с : что такое н аш а ж и зн ь ? О н и рассчитывают н а м уд ры й совет театра в р а з р еш е н и и еж е д н е в ны х жит ей ­ с к и х п р о б л е м и . . . видят галантных к а в а л е р о в и д а м в ш л я п ка х . Н и в к о е м с л у ­ ч а е нельзя^ отказываться от к л а с с и к и . Но н а д о ставить значит ельно больш е спект аклей , « срисов анны х с ж и зн и » . Хотя это и н е д о л ж н а быть «чернуха» . И З Б Е С Е ДЫ С Н А Р О Д НЫ М А Р Т И С Т О М Р О С С И И Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы М Р У К О ­ В О Д И Т Е Л Е М Л И П Е Ц К О Г О ГО С УД А РС ТВ ЕН НО ГО А К А Д ЕМ И Ч Е С К О ГО ТЕА ТРА Д Р А ­ МЫ И М . Л . Т О Л С Т О Г О В Л А Д И М И Р О М П А Х О М О В Ы М : — Я п о н и м аю : есть зрители , ув ер е н ны е , что с о в р ем е н ны м сп ект аклем м о ­ жет быть только спектакль с п е р с о н а ж а м и в п и д ж а к а х , д ж и н с а х и кр о с с о в к а х . В чем-то о ни правы . Но к л а с с и к а потому и к л а с с и к а , что о н а в с е гд а про н а с . И п е р е д ч е л о в е к о м в д ж и н с а х настойчиво возникает гамлет овский в оп р о с «Быть и л и н е быть?» П о д ры ц а р с к им и латами, под к а м з о л о м и ф р а ком с е р д ц е болело о том ж е , о ч ем оно болит п о д футболками и п и д ж а к а м и . Но в п р и н ц и п е мы в ов с е н е ч у р а ем с я с о в р ем е н н о й тематики. Вот только девяносто пять п р о ц е н ­ тов ны н еш н е й драм ат ургии к а к р а з и являются той с а м о й «чернухой» и «порну ­ хой» . К тому ж е художест венны й уров ен ь этих п ь е с к р а й н е н и з к и й . Главны е ге р о и — ал ко г о л и ки , проститутки, н а р ком а ны , гомосексуалисты . В « ср и со в ан ­ ны х с ж и зн и » д и а л о г а х — грубый нат урализм , мат. М н е это уж е н е инт ересно . Я в ерю : у р у с с к о г о театра и н а я ст езя ... мысль. Ну, что ещ е актеру нужно? — М и х а и л , вы в с е д а л ь ­ ш е у х о д и т е о т р о л е й , к а к с к а з а л и бы в с т а р и н у , г е - р о е в - л ю б о в н и к о в , р о м а н ­ т и ч е с к и х , б л а г о р о д н ы х , с н и с к а в ш и х в а м с т о л ь к о п о к л о н н и к о в и п о к л о н н и ц . С е г о д н я вы п о я в л я е т е с ь в г р о т е с к н о м г р и м е , в г р о ­ т е с к н ы х с и т у а ц и я х . Н е о п а ­ с а е т е с ь , ч т о п о к л о н н и ц ы в а м э т о г о н е п р о с т я т ? — За поклонниц спокоен. Я всегда играл героев с вы­ раженным мужским началом. И это, по-моему, зритель чув­ ствует в работах любых жан ­ ров, любой стилистики. По ­ лагаю, и в новом спектакле мой п е р с о н аж им енно т а ­ ков ... ГДЕ ГЕРОЙ «БЕЗГЕРОЙНОГО» ВРЕМЕНИ? На вопросы журналиста «ЛГ» отвечает х у д о ж е с ­ твенный руководитель Л и ­ пецкого а кад ем и чес ко го театра имени Льва Толсто­ го Владимир ПАХОМОВ. Ж у р н а л и с т . Ваши колле­ ги , Владимир Михайлович , мне уже говорили, что рабо ­ та над спектаклем по Пиран ­ делло длилась очень долго. Почему? П а х о м о в . Поставить эту комедию нам предложил ве ­ ликолепный х у д о ж н и к -с ц е ­ нограф, давний друг театра, наш соратник Владимир Ма- куш ен ко . Вм есте с Ольгой Твардовской он оформил в Липецке ряд спектаклей, мы с ним на многое смотрим оди ­ наково — и в театре, и в жи з ­ ни. Поэтому он и Твардовс ­ кая, много и успешно трудив ­ шиеся с ведущими москов ­ скими режиссерами, скажем. Фокиным, Захаровым, охот ­ но сотрудничают с нами. И вот Макушенко привез пьесу. Веселую, остроумную. У него уже была идея ее оформле ­ ния, так что именно сц ено ­ гр аф ия о п р ед е л и л а и з н а ­ чальную интонацию, ж анро ­ вое решение спектакля. По ­ том Николай Чебыкин с акте ­ рами приступил к репетици ­ ям. Как режиссер он сделал немало. И тем не менее и у него, и у меня было ощуще ­ ние , что спектакль ещ е не готов. Не хвалясь, замечу: да, на той стадии в большинстве театров уже объявили бы о премьере. Получилась вещь зрелищная, занятная. Но мы сочли нужным продолжать р е п е т и ц и и . П и р ан д ел л о только внешне прост. По су ­ ществу, он сложен и глубок. И хотелось, чтобы эта слож ­ ность и глубина были п ере ­ даны убедительно и полно. Чтобы зритель погрузился в а тм о сф ер у , одно вр ем енн о пронизанную весельем , и г ­ рой и — грустью, сочувстви­ ем к людям. Лишь в этом слу­ чае имеет смысл обращаться к Пиранделло. Ж у р н а л и с т . В ероя тно , им е н н о т а к о е с о ч е т а н и е улыбки и сострадания роднит лучшие постановки театра , будь то Ч ехов , Г о рь кий , Мольер или тот же Пирандел ­ ло. Кстати, планируя, кроме П и р а н д е л л о , ещ е и «Мою прекрасную леди» — мюзикл по Бернарду Шоу, вы не опа ­ саетесь получить упрек в «за ­ падничестве»? П а х о м о в . Русский чело ­ век, а значит и русское ис ­ кусство во все времена были отзывчивы на живые, мудрые, честные голоса в мировой культуре. Нельзя осмыслить свое национальное своеоб ­ разие , не сопоставив его с многообразием мира. Так что при чем тут западничество? Да, Мольер, Пиранделло, да, хочу поставить ибсеновский «Кукольный дом», да , Б ер ­ нард Шоу. И все это ес тес ­ твенно вписывается в нашу программу, все это живет ря­ дом с Чеховым, Островским, Толстым. А мы еще мечтаем о Шекспире, подступаемся к нему, строим разные планы... Ж у р н а л и с т . А почему вы, театр драматический, выбра­ ли для постановки музыкаль­ ную, а не оригинальную вер ­ сию «Пигмалиона»? П а х о м о в . По двум причи ­ нам. Первая. Мы театр др а ­ м атический , но поющий . У нас многие актеры владеют вокалом. И в нашем р епер ­ туаре есть уже хорошо встре ­ ченные зрителями музыкаль­ ные спектакли , назову, д о ­ пустим, композицию на сти ­ хи Пушкина и музыку Чайков­ ского «Мы рождены для вдох­ новенья» . Почти все наши д е тс ки е сп ектакли идут на музыке. И не только Гладко ­ ва, как «Бременские музы ­ канты», но и Римского-Корса ­ кова , ка к « С к а з к а о ц а р е Салтане». В премьерной де т ­ ской постановке нового с е ­ з о н а «Аленький цве точек» звучат фольклорные русские мелодии. М не каж ется , это о п ти ­ мально для Липецка, где нет своего театра оперы и даже оперетты . Провинциальная труппа должна быть универ ­ сальной. Живые голоса пою ­ щих актеров воздействуют на публику сильнее, нежели за ­ писи даже самых выдающих­ ся певцов. У нас, к сожале ­ нию, нет живого оркестра. Но есть прекрасные музыканты. И есть режиссер Яков Лив ­ шиц, который умеет и любит делать музыкальные спектак ­ ли. И в нем — вторая причи­ на о б р ащ е н и я к м ю з и к л у | «Моя прекрасная леди». Мои | коллега семь лет вынашива-1 ет идею большого, «взросло-1 го», мюзикла. Я рад, что т е - 1 перь он о с ущ е с тв и т с в о ю ! мечту. I Думаю, это и в интересах щ зрителя. Когда у нас гас тро -1 ли ро в ал и во р о н еж цы , т о | именно оперетта имела о г - 1 ромный успех. Несмотря н а ! то , что это была «Летучая || мышь», не раз и не два ш е д -1 шая по телевидению. Значит, I людей привлекает такое и с - 1 крящееся , мажорное и к р а - 1 сивое искусство . К о н е ч н о , ! музыкальная и н те р п р е та ц и я ! Шоу драматически куда слож- й нее, чем простенькие услов -1 ные сюжеты к л а с с и ч е с к и х ! оперетт. Так что это до пол -1 нительный аргумент в поль -1 зу новой нашей работы. А к -1 терам будет не только что петь, но и что играть, А зри ­ телям будет над чем поду ­ мать. Ж у р н а л и с т . Возвращаясь к письму нашего читателя о классических и современных постановках, вы не сформу-1 лируете кредо вашего ко л -1 лектива в репертуарной п о - | литике? й П а х о м о в . Мне кажется, я | не смогу это выразить т о ч - | нее, чем великолепный п и -1 сатель, критик, театровед и I л и т е р а т у р о в е д В л а д и м и р ! Лакшин . Когда -то он, х о р о -1 шо знавший наш театр, с к а -1 зал примерно так: у Пахомо- ® ва была х у д о ж е с тв е н н а я идея, что весь театр двадца ­ того века таит в себе загадку Чехова. И, возглавив липец ­ кий театр, он поставил перед своим коллективом и перед собой задачу — понять Чехо ­ ва, а через Чехова — приро ­ ду русской культуры и рус ­ ского человека, а затем — и культуру мировую. Вот, кста ­ ти, почему нам необходимы и Шоу, и Ибсен, и Шекспир. На старте нового сезона мы предлагаем композицию для «малой сцены» по Буни­ ну «Я был хороший моряк». И не только по Бунину, но и, так сказать, по Рахманинову — в спектакле бунинская про ­ за соединена с рахманинов- ской музыкой. Знаете, когда- то обком партии требовал от театра, чтобы там непремен ­ но шли пьесы местных авто­ ров. Вот теперь и я поставил «местного» автора — Ивана Бунина, великого художника, родившегося на нашей л и ­ пецкой земле . Эта премьера должна быть особой . На ней будет вру ­ чаться премия Бунина нашим землякам. Я вхожу в комис ­ сию по этим премиям. К сло ­ ву, сейчас ее статус несколь­ ко поменялся. Ее лауреата ­ ми могут стать не только по ­ эты и прозаики, но и истори ­ ки, педа го ги , краеведы . На этом я давно настаивал, пос ­ кольку убежден: премия до ­ лжна не просто отмечать чей- то успех, но и стимулировать новые работы, новые усилия, в том числе и в сфере про ­ светительской, научной. А на будущий год было бы I замечательно, если бы и наш | б унинс кий сп ек такль , воз - ; можно, уже по другим п р о - ' изведениям писателя, а глав ­ ное — вручение премий про ­ шли в Озерках, на «малой р о -1 дине» мастера. Там энтузиас ­ ты восстанавливают бунин ­ скую усадьбу. Правда, им не хватает на это средств. Так вот, если мы все наметим цель — провести в октябре 1998 года бунинские торжес ­ тва в уже восстановленном имении, я думаю, работы там ускорятся и, наконец, завер ­ шатся ... Вы считаете, я отклонил­ ся ЦТ темы разговора — нача ­ ло сезона? Но мы. восприни ­ маем свой театр не как нечто ав то ном н о е , о тдельное от культурной, духовной ситуа ­ ции в области. Объединение усилий по сохранению и ук ­ реплению духовного начала — тоже важнейшая составная часть нашей программы. Ж у р н а л и с т . А что же все- та ки с пьесам и , то чн ее — спектаклями о «человеке в джинсах»? Появятся ли они в репертуаре? П а х о м о в . Надеюсь, Но, к сожалению , наиболее круп ­ ные драматурги пока молчат. Скажем, Александр Гельман. При Советской власти он на ­ писал острые вещи — ту же «Премию», некоторые другие пьесы, А сейчас... Я спросил у него, чем это объясняется. Он ответил, что ищет героя. Найдет ли? Ощущение, что мы живем в слишком уж «безгеройное» время, свойственно многим художникам. Михаил Ульянов откровенно признался: мне не хочется сегодня играть, мне некого играть, посколь­ ку я считаю , что главное в искусстве — сильный, герои ­ ческий характер. А кто в со ­ в р ем е н н о й Р о с с и и м ож е т послужить прототипом для такого персонажа? Действительно: кто? М а ­ фиози? «Новые русские» вро ­ де Брынцалова? Ж у р н а л и с т . Но ведь ког ­ да -то Горький писал о купцах, о п ромы ш л е нн и ка х , и это были люди масштабные, ин ­ тересные, сложные... П а х о м о в . Вот именно! Из их среды выходили Морозо ­ вы, М ам о н то вы , Щ укины , Третьяковы — патриоты, д е ­ ятели. Они не деньги з ар а ­ батывали, а России служили. Сейчас я не вижу таких фи ­ гур, И это наша беда. И теат ­ ра, и всей России. Ж у р н а л и с т . Она преодо ­ лима? П а х о м о в . Ее надо преодо ­ леть. И искусство пытается этому помочь. Потому и мы в своем театре ставим спектак ­ ли не о путанах или опустив ­ шихся бомжах, а о тех, кто способен и болью своей, и любовью, и победой, и тра ­ гедией пробудить в зрителе чувство достоинства , нрав ­ ственную неуспокоенность , тягу к добру и надежду. И . Н Е В Е Р О В . Н а с н и м к а х : сц ены и з сп ект аклей (фото в в е р ­ х н е м р я д у ) Я был х о р о ­ ш и й м о р я к " ; (Лото в н и ­ ж н е м р я д у ) Ч е л о в е к , з в е р ь и до б ро д ет ел ь " . Ш П О ГН Ч Ш Й ИГРЫ В ПРЯТКИ к с 6 по 12 октября / 1997 года ВОДОЛЕЮ при решении крупных проблем следует прежде всего придер­ живаться принципа: семь раз отмерь, один — отрежь. Только полностью убедившись в целесообразности начинания, можете приступать к его реализации. Наиболее благоприятный день — суббота. РЬ /БЬ^ почувствуют на предстоящей неделе значительное облегчение в том, что довлело над ними все последнее вре­ мя. Вы получите широкий диапазон сво­ боды действий — время принимать кар ­ динальные решения. Наиболее благопри­ ятный день — вторник. Счастливое чис­ ло — два. ОВНУ предстоящая неделя сулит ра ­ дужные перспективы на любовном фрон­ те. Не забывайте об этом, если вы стре- ; митесь несколько «освежить» остроту ; ощущений и расширить круг своих сер- : дечных друзей. Тем не менее, на забы- : вайте, что чрезмерность — палка о двух ; концах. ТЕЛЬЦЫ, постарайтесь не вмеши­ ваться в дела, которые вас непосредствен­ но не касаются. Если вы слишком про­ никнетесь проблемами посторонних, они могут обернуться вашими собственными заботами. А лучше всего на предстоящей неделе заняться путешествиями.'. Одним словом, постарайтесь отдать эти семь дней отдыху где-нибудь на природе или подальше от родных мест. У БЛИЗНЕЦОВ на предстоящей не­ деле ожидаются кардинальные и быст­ рые изменения в отношениях с партне­ рами и коллегами по работе. Возможны некоторые щекотливые моменты в лич ­ ной жизни, однако вы их благополучно преодолеете, поскольку на сей раз все ваши сердечные неурядицы будут подо­ бны искре, а не пламени. У РАКА появится шанс преуспеть во многих делах. Это касается как практи­ ческой, так и научной деятельности. Воз­ можны также успехи в том, что касается материальных приобретений. В начале недели подумайте о путешествии. Наибо­ лее благоприятный день — среда, счас­ тливое число — девять. ЛЬВУ предстоит напряженная рабо­ та. У вас многое получится, однако для этого вам придется приложить немалые усилия, так что к концу недели вас, воз­ можно, настигнет усталость. Остерегай­ тесь выяснения отношений с лицом про­ тивоположного пола. Излишнее усердие у ДЕВ на предсто­ ящей неделе может привести лишь к до­ полнительным трудностям. Отложите ваше рвение до следующей недели и не обращайте большого внимания на мелкие неприятности. Влагоприятный день — четверг, счастливое число — три. У ВЕСОВ — это неделя семейного счастья. Все внимание уделите своим близким, особенно детям, и к концу не­ дели вы почувствуете настоящее удов­ летворение. Наиболее благоприятный день — суббота, счастливое число — шесть. СКОРПИОНУ желательно прислуши­ ваться к советам окружающих. Не отме­ тайте их, даже если по началу они пока­ жутся вам никчемными. Будьте предель­ но внимательны в своих деловых связях. Благоприятные дни — вторник и воскре­ сенье. Счастливое число — семь. СТРЕЛЬЦУ надлежит на предстоя­ щей неделе, собрав всю волю в кулак, выполнять взятые им на себя обязаннос­ ти. Будет трудно, порой вам покажется, что вы в критическом положении. Но главное — не пасовать перед трудностя­ ми, и тогда все закончится благополуч­ но. КОЗЕРОГУ звезды сулят глубокие душевные переживания. В какой-то мо­ мент вы, возможно, даже почувствуете безнадежность. Однако в конце концов все образуется, а утраты обернутся приоб­ ретениями. Благоприятный день — сре­ да. Счастливое число — пять. СО СМЕРТЬЮ ВЫСТАВКИ РАБОТЫ Л И П ЕЦ К И Х М А СТЕРИ Ц - И А К ОН К УРСЕ В И ВАН ОВО Девять произведений пяти липецких авто­ ров вошли в экспозицию первой российской выставки-конкурса лоскутного шитья «Лоскут­ ная мозаика России», которая открылась в Иваново. На нее были отобраны лучшие рабо­ ты мастеров почти из 30 регионов страны. Липецкую область на выставке представляют изделия мастера дома ремесел из Лебедяни Елены Иванниковой, швеи мебельной фабри­ ки из Усмани Таисии Ясаковой, библиотекаря из поселка Матырский Елены Пастуховой, домохозяйки из Липецка Зои Ролдугиной, а также сотрудницы методического центра об­ ластного ДК Людмилы Тихоновой. Спонсором участия липецких мастериц лоскутного шитья во всероссийском вернисаже выступило швей­ ное предприятие «Корсар». («Липецк-Инфоцентр ») (Окончание. Начало на 1-й стр.) В ночь на 22 августа 1994 года Владимир Ульянов в компании друзей и родственников гулял в ресторане. Затем на микроавтобусе «Крайслер» гостей стали развозить по домам. Чуть позже в иномарке остались трое — Уль­ янов, его приятель Дунец и случайная попут­ чица. Неожиданно Ульянов заехал в свой гараж, где взял автомат Калашникова. Примерно в 3 часа 15 минут утра микроавтобус остано­ вился около стационарного милицейского пос­ та — на перекрестке улиц 60 лет СССР и Мер­ кулова. Ульянов вышел с автоматом из машины, направился к посту и, распахнув дверь, с по­ рога расстрелял двух дежуривших там сер­ жантов ППС Кротова и Багирова. Затем, хладнокровно вернувшись к иномар­ ке, тут же сбыл автомат своему ночному по­ путчику — Дунцу. С места происшествия они отправились в одну из квартир на 9-м микро­ районе, где автомат был спрятан. После этого Ульянов ударился в бега, а Дунец еще некото­ рое время прятал автомат в садовом домике. Преступление раскрыли быстро. Уже 13 сентября Ульянова взяли под стражу. Таким образом, хотя процесс везде именуют «делом Ульянова», на скамье подсудимых оказались двое. Только Ульянов обвиняется в убийстве и незаконном приобретении оружия, а Ген­ надий Дунец в сокрытии преступления и тоже в незаконном приобретении оружия. Прежний судебный процесс, на котором Ульянову объявили по приговору высшую меру наказания, вел Н. Усик. После обжалования грозного приговора в Верховном суде России дело вновь вернулось в областной суд. Ульянов упирает на то, что якобы с одной из его жертв — милиционером Багировым у него сложились неприязненные отношения, и шел он «разобраться» только с ним, а Кро­ това в будке увидел не сразу, после того, как уже нажал курок, дескать, убил человека по неосторожности. В 1992 году Ульянов, будучи не совсем трезв, был задержан нарядом милиции и пре­ провожден в отделение. По его словам, здесь и произошла их встреча с Багировым. Ульянов утверждает, что милиционер всячески его уни­ жал и с тех самых пор не давал ему прохода. Эта версия подсудимого с треском лопну­ ла еще на первом судебном разбирательстве. Доподлинно выяснено, что Багиров в 1992 году в милиции не работал, он еще учился в институте. Более того, в день задержания ; Ульянова у ресторана «Чайка» Багиров был у родителей в Грузии. Досаждать Ульянову он вообще никак не мог по той простой причине, что до своей ги ­ бели проработал в милиции всего... четыре месяца и даже не успел получить форменную одежду. Зачем же Ульянову было оговаривать жер ­ тву? Если пристально взглянуть на него, си­ дящего теперь в железной клетке (буквально, в зале суда), а так же проследить растущую с каждым днем уверенность в его поведении, то можно утверждать — этот человек два года играл в прятки со смертью и, похоже, эту стращную по своей сути игру выиграл. Теперешнее заседание началось с того, что Ульянов потребовал отвода судьи А. Ху­ торного (на этом процессе председательству­ ет он), объяснил свое недоверие к Александ­ ру Михайловичу подсудимый так: во-первых. Хуторной является подчиненным Н. Усика (вел первый процесс), значит, возможно пред- ■ взятое отношение, а во-вторых, якобы у него, ■ Ульянова, есть сведения, что Хуторного пе ­ реводят на работу в другой суд. Народные заседатели удалились в сове­ щательную комнату и минут через сорок ре- шили процесс все же продолжать под предг седательством Хуторного, ибо приказа о пе­ реводе его в другой суд не существует, да и о каком-то предвзятом отношении к подсу­ димому говорить невозможно, нет оснований. Однако Ульянов давать показания суду от­ казался. Он требует участия в процессе вто­ рого адвоката. Напомним, что его защиту ве­ дет адвокат из Воронежа. Ульянов, вроде бы, нашел себе еще и липецкого адвоката. Одна­ ко у Хуторного по этому поводу возражений нет. Пусть приходит на процесс и второй ад ­ вокат. Еще в начале судебного заседания на во­ прос судьи: «Есть ли в зале свидетели?», в ответ воцарилась гробовая тишина. Свидете­ ли не пришли. Да и вообще народу в зале всего от силы человек десять. Видимо, все это разбирательство уже столько длится, что успело порядком всем надоесть. Не надоело оно только Владимиру Ульяно­ ву. Впечатление такое, что ему выгодно тя ­ нуть время. Собственно, его-то он уже и вы ­ играл. Пока суд да дело, смертник получил реальный шанс выжить: в России введен мо­ раторий на смертную казнь. Ведет он на суде себя очень уверенно, конечно, прекрасно по­ нимая, что если даже прежний приговор ос­ тавят в силе, жить он будет наверняка. Заседание закончилось в шестом часу ве­ чера. Процесс решили продолжить на следу­ ющий день. А сколько он продлится вообще^ говорить трудно. Во всяком случае, ожидать скорого приговора вряд ли приходится. Андрей ТВЕРСКОЙ. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 7. Автор песни «Учкудук». 9. Известный артист цирка и кино. 10. Историчес ­ кая область на севере Франции. 13. Минерал, раз ­ новидность агата. 16. Фамилия известных советс ­ ких легкоатлеток 60 -х гг. 17. Цветные карандаши без оправы. 18. Заусенец, образующийся у поко ­ вок при штамповке. 19. Роман Драйзера. 22. М я г ­ кая хлопчатобумажная ткань с начесом. 24 . Про ­ зрачный слоистый минерал. 25. Английский метал ­ лург XIX в. 29. Горячее вино, прокипяченное с са ­ харом и пряностями. 31. Самый большой остров в Малой Курильской гряде. 32 . Певческий голос. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Река в Австралии. 3. Рос­ сийская футбольная команда высшей лиги. 4. Италь­ янская сосна. 6. Автор картины «Герника». 8. Цветное непрозрачное стекло для мо ­ заики. 11. Украинский гуманист, философ и поэт XVIII в. 12. Специалист, изучающий птиц. 14. Звезда вторая после Сириуса по блеску. 15. Механизм прокатного стана, 20. Вид театрального помещения. 21. Пер ­ сонаж повести Гоголя «Мертвые дущи». 23. Крепостное военное укрепление пятиу ­ гольной формы. 26. Горная система в Азии. 27 . Административная единица в Монго ­ лии, Бурятии. ПО ДУГАМ: 2. Химический элемент, тугоплавкий металл . 7 . Голубь особой породы, способный кувыркаться при по ­ лете. 28. Русский флотоводец. 30. Нидер ­ ландский математик и инженер, ввел упот ­ ребление десятичной дроби. С о с т а в и л В . ГО Н Ч А Р О В . ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ 2 7 СЕНТЯБРЯ ПО ГОРИЗОНТАЛИ : 7 . Лученок , 9. Рубикон. 10. Евпатория. 13. Седан . 16. Талер . 17 . Барибал . 18 . Тальк. 19. К е ­ наф. 22 . Казакин. 24 . Зефир. 25. Догма . 29. Сикорский. 31 . Авдотка. 32 . Лагутин. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Пукирев. 2. М ой ­ ва. 4. Рубин. 6. Кочубей. 8. Рутений. 11. Капитолий . 12. Сарафанов. 14. Бальзак. 15. Наречие. 20. Галера. 21 . Кентавр. 23. Смургис. 26 . Фиакр. 27 . Мираж. ПО ДУГАМ: 2. Менчик. 5. Сириус. 28 . Штопор. 30 . Трибуц.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz