Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
ш 25 сентября 1997 г. (1503) Ш И П Е Ц К А Я >/Ж г а з е т а о Уже несколько лет люди, у которых еще не атрофиро валась та часть души, кото рая ощущает боль за страну и свой народ, неустанно кри чат на всех перекрестках : пропаганда насилия, кото рую несут сегодня ТВ, кине матограф и видеобизнес, не минуемо приведет к страш ным последствиям. И что же? Вы заметили какую-нибудь реакцию на эти воззвания со стороны официальных влас тей , законодателей , на ко нец, со стороны наших лю бимых демократических те леведущих? Судя по всему, эта проблема для них мел ковата. Другое дело, если по гибнет со своим «другом» при нцесса Диана, если пройдет слух о готовящемся покуше нии на Главного Реформато ра, если гражданин государ ства (не нашего) незаконно перейдет границу (не нашу) и будет за это задержан, — вот это немедленно вызыва ет у нас бурную реакцию и даже действия на официаль ном уровне. Мне, возможно, возра зят; пропаганда насилия — проблема слишком глобаль ная и абстрактная, со слиш ком уж отдаленными послед ствиями. До нее ли се год ня? Других проблем хвата ет. Это, конечно, очень «по- нашенски» , ибо известно ; гром не грянет — мужик не перекрестится. Но в том-то и дело , что пришла пора перекреститься. Прислушай тесь и вы услышите раскаты грома. Совсем недавно он «прогрохотал» в Москве; там в продаже появились виде окассеты с документами-за писями, детально повеству ющими о том, как чеченцы пытают наших солдат. Со всеми подробностями и зву- ,ковым воспроизведением . Не спорю, — это важнейшее историческое свидетельст во, обвини тельны й д о к у мент, который может и д о лжен быть предъявлен. Его нельзя замалчивать, как и документальные съемки фа шистских концлагерей. Пу гает (а меня лично приводит в ужас) другое: эти видеокас сеты пользуются повышен ным спросом. Попросту го воря, их покупают для... до машне го просм о тра . Так, ГРОМУЖЕГРЕМИТ, ОБ ИГРАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА знаете ли, отдыхаешь пос ле работы с чашкой кофе или бокалом вина и погля дываешь на пытки. Да, фильм «Обыкновен ный фашизм» один раз в жиз ни должен увидеть каждый. А увидев — содрогнуться от боли, съежиться душой в крохотный комочек и испы тать естественное и непре одолимое желание: крепко зажмурить глаза и не видеть, не вид еть ... Но покажите психиатру человека, ко то рый способен смотреть этот фильм ре гулярно , и врач наверняка скажет, что это его потенциальный пациент. А ведь начиналось все так безобидно: с «ужастиков» на кассете, купленной ре бенку. Ну, чтобы сидел у «ви дака» и не приставал к заня тым взрослым. К виду син тетической «крови» на экра не можно ле гко и быстро привыкнуть, как и ко всяко го рода монстрам и вампи рам. Ясно ведь, что это все го лишь страшная сказка . Ребенок и привыкает. Потом на смену сказкам приходят бое ви ки , в которы х тоже льется искусственная кровь, а современная аппаратура очень убедительно воспро изводит хруст костей и скре жет разрезаемой кожи. И те перь уже подросший зритель ловит от этого кайф, по с кольку по законам жанра шейные позвонки хрустят в итоге непременно у «плохо го», его же рвут на части пу лями и размазывают по стен ке. Хэппи-энд называется. Не знаю, что скажут по этому поводу психологи и психиатры, но я убеждена, что нормальный ребенок (и взрослый) должен с о д р о гаться даже тогда, когда киш ки вываливаются у «плохо го». Это естественная реак ция на ф и зи че с кую боль себе подобного. Интересно, кому было выгодно отучать нас от этого? Но есть еще и другая сто рона дела: как прикажете воспитывать и развивать ма лыша, п о д р о с т ка ? С п о мощью чего? Когда моему ребенку исполнилось четы ре года, я начала искать по м а га зи н ам ра звивающ ие игры. Ищу до сих пор. Но ведь были в моем детстве всевозможные викторины с листами-картами по истории, географии, искусству . Как сейчас помню; ответил пра вильно — загорается огонек. Где сейчас эти настольные игры? Зато в любом ларьке можно купить жутковатого вида «трансформер» или гру дастую Ба_рби (вплоть до «бе ременной» модификации). Зато витрины игрушечных отделов заставлены суве нирными моделями инома рок по крутым ценам. Чтобы малыш с детства привыкал к «Вольво» и «Мерсам». Из на стольных же игр за все эти годы мне встретились толь ко игра для юного финан систа (с «покупкой» и «про дажей» игрушечных акций, недвижимости, с «банковски ми кредитами» и т. д.) и «ру летка». Ну, чтобы с детства учились, как деньги зарабо тать и как их спустить. А мы то, дурачки , напрягались, стараясь запомнить тропи ческих животных и литера турные произведения. Предвижу возражение : зато сейчас купить детские книги — не проблема. Оно, конечно, так, — вон сколько роскошных изданий детских сказок . Только «роскошь» эта мало кому по карману. Опять же, дальше с ка зо к дело не идет: попробуй-ка найти на лотках Джека Лон дона, Катаева, О’ Генри, Гай дара! Что прикажете читать нашим чадам от десяти до пятнадцати? Впрочем, они, как правило, и не читают... И вновь вернемся к те леэкрану. С него практичес ки исчезли образователь ные программы. Где «Рос сийские университеты»? Где трансляция спектаклей, ба летов, опер? Нас пичкают либо политикой (в нужной трактовке и с нужным акцен том), либо оболванивающи ми шоу-играми. Ну и, конеч но же, зверскими боевика ми и «мыльными операми». Правда, спустя многие меся цы после закрытия «Россий ских университетов» прези дент, наконец, заговорил о создании нового телекана ла «Культура». Это, конечно, очень на нас похоже: спер ва разрушить, а потом, спох ватившись, попытаться на обломках построить заново, начиная с нуля. Тем не ме нее, дай Бог, чтобы получи лось хотя бы разок не как всегда. А пока... Нелепо надеяться, что душа юного существа будет развиваться сама собой по Божьим законам. Законы эти требуют большого труда и напряжения. Какой подрос ток сам выберет такой путь? Недавно по ТВ показывали группу пятнадцатилетних ре бят на Новом Арбате. «Тусов ка» была явно «элитарной». ИЗ ЗАМЕТОК ГОРОЖАНКИ поскольку среди своих куми ров мальчишки назвали руко водителя группы «Нирвана», Фрейда, Шопенгауэра, Лени на и князя Кропоткина. Ниче го себе джентльменский на- борчик? Впрочем, создава лось явное впечатление, что хорошо знают они только со листа «Нирваны». Все осталь ное — «нахватанные» имена неординарных и модных лич ностей. Меня лично больше всего потряс ответ на вопрос, чего же они хотят в жизни: «Изменить ее!» — твердо за явил лидер тусовки. И пояс нил: «Побить все стекла, раз ломать дома, насадить д е ревья и жить в лесу. И, ко нечно, чтобы в школу не хо дить». Над этим можно и пос меяться; мол, дети, юношес кий максимализм и нигилизм. А, по-моему, пора плакать; в пятнадцать-то лет это уже смахивает на инфатилизм и недоразвитость . Его дед и прадед в эти годы мечтали служить Отечеству. Да и слу жили, и погибали. А этому - пожить бы в лесу и не ходить в школу. Я не ушла от заявленной темы: недоразвитость души - благодатная почва для произ растания жестокости и агрес сии . Лю бимы й молодыми Ф ре йд говаривал , что эти склонности дремлют в под сознании любого человека. Но на то он и человек, чтобы его «сверх-Я» их подавляло. Сегодня у меня все чаще воз никает ощущение, что кому- то выгодно выпустить этого «джинна» из бутылки; пусть насилуют, убивают, грабят. Пусть «тащатся» от кассет с пытками. Пусть дают выход своим самым темным и ни зменным по требнос тям . Лишь бы высших потребнос тей не возникало. Ибо это уже создает опасность для су ществующего порядка вещей. Те, кто мечтает бить стекла и не ходить в школу, револю ций не делают. Зато я уже не один раз слышала от семнад цатилетних: «Мне бы в руки автомат — я хоть в Афган, хоть в Чечню. На чьей стороне? А один фиг, пострелять хочет ся». Гром уже гремит. Чтобы его услышать, просто не надо затыкать уши. Елена БРЕДИС. Ш ГОРОД ПЛОЩ АДЬ МИРА . Фотозарисовка Николая ТКАЧЕНКО. I I НОВОЕ ИЗДАНИЕ ] \ ЖУРНАЛ «ГАРМОНИЯ» I I ЖДЕТ ЧИТАТЕЛЕЙ ] I в Липецке вышел из печати сигнальный эк- \ \ земпляр нового журнала «Гармония». Издание | I его подготовлено и осуществлено отделом рек- \ I ламы и информации научно-производственно- | I го института АО «НЛМК». | I Журнал предполагается выпускать как пе- ^ I риодическое издание: об этом, кстати, говорит | I его профиль — «Культурный вестник НПИ». I Что намечает подарить читателям редкол- \ \ легия журнала? Это, прежде всего, материа лы, вязанные с работой института. Значитель ная часть издания будет отдана освещению во просов познания мира, самосоверщенствования I человека, соверщенствования общественных {связей и отношений. Отдельно планируются разделы и рубрики I по краеведению, истории края и города, чита тели ознакомятся с биографиями выдающих- I ся деятелей прошлого — писателями, учены ми, с известными липчанами. И, р а зв е е тс я , будет регулярная информация о новейших на учных достижениях и открытиях. Чем интересен первый выпуск «Гармонии»? На страницах журнала — фрагменты из «Жи вой этики», очерк о заступнике Земли Русской, преподобном Сергии Радонежском, материалы из архива Международного центра Рерихов. I Интересны и краеведческие материалы — I статья Ю. Клокова и А. Бессуднова «Археоло- I гические исследования металл^гических пред приятий X V I I I века вЛипецкой области», очерк В. Полякова о первом директоре НЛМЗ Яне I Берзине. Разумеется, не все в первом выпуске реше- I но на высоком издательском и редакторском уровне. Главное — определена концепция, а значит, и цель. Остальное — дело времени и творческих усилий издателей «Гармонии». Важ но добиться главного — признания, а затем и любви читателей нового журнала. КУЛЬТУРА ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА НАРОДНОЙ ИГРУШКИ Выставка из личной коллекции художни- I цы Людмилы Тихоновой проходит в Липецке в центре декоративно-прикладного искусства I и народного творчества для детей и юношест- I ва. В экспозиции представлены глиняные и де ревянные игрушки, тряпичные куклы из раз- (личных регионов России: Тульской, Нижегород- !ской. Архангельской, Вологодской, Липецкой и других областей. Выставка проходит в рам ках Всероссийского фестиваля народной игруш- !ки. в ЕЛЬЦЕ ПОБЫВАЛИ I ГОСТИ ИЗ ИНДИИ I Налаживание культурных связей с жите лями древнего Ельца стало основной целью ви- | I зита в город гостей из Индии — старшего со- р ^ветника правительства этой страны Раджата | 8Буруа и представителя Центра тибетской ме- * I дицины Барбары Герке. Их приезд был орга- ^ >низован руководителем елецкого землячества I вМоскве кинорежиссером Ринатой Григорьевой. | 8Наиболее запоминающейся оказалась встреча ^ ’ индийских гостей со студентами в историке- I I культурном центре «Прожектор». Состоялся за- | ^интересованный разговор о многовековых ду- ?ховных связях народов России и Индии, кото- ^ 1рый закончился концертом с участием и ель- й ^чан, и гостей. й БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ПОДЦЕРЖКУ г д е т с к о й г а з е ты 1 Признательность за п^ддерд;ку^)бластнои р ,детской газеты -«Золотой» ключик*-- выразил» председатель Российского детского фонда Аль- ) берт Лиханов в письме на имя главы адми нистрации Липецкой области Михаила Наро^ лина. «Золотой ключик» творчески продолжав ет лучшие традиции детской прессы — тради ции добра, светлого отношения к жизни, гово рится в письме. В этой связи Российский дет ский фонд вручил главному редактору газеты Елене Митиной сертификат оприсвоении «по четного статуса генерального спонсора за осо бый благородный вклад в святое дело защиты детства». А. Лиханов выразил надежду, что администрация области и впредь сделает все возможное, чтобы «Золотой ключик» не пре кратил своего существования, продолжал ос таваться добрым примером для других. ("Липецк-Инфоцентр .) в СОАВТОРСТВЕ С КОСМОСОМ (Окончание. Начало на 1-й стр.) ПРАВНУК ОРУЖЕЙНИКОВ, ВНУК ИКОНОПИСЦА, СЫН в с е л е н н о й Искусствоведы, вероятно, не прочь были бы глубомысленно подискутировать о стиле Пархо менко. Что в его творчестве пре обладает: традиции Востока? Или славянские, точнее — укра инские орнаментальные моти вы? А может, что-то еще? Не будем вмешиваться в их ученый спор. Тем паче, что сам художник не признает никаких влияний. Он нигде не учился своему ре м е сл у -и с ку с с тв у . Это просто пришло к нему где-то лет в трид цать пять. Как наитие, прозре ние, озарение. Посмотрел слу чайно на какую-то же лезяку и понял: в его силах сделать, из нее нечто никем не видан ное. И начал работать — легко, быстро, ра д о с тн о , точно всю жизнь занимался этим. То, что с ним про изошло, ему хочется называть чудом. Да и как тут не уверовать в соавторство Космоса, в таин с твенны е лучи, проникшие в сердце и мозг, придавшие без ошибочность и свобо ду каждому движению, каждому удару молота? Разве мог бы он иначе за вечер торопливо , взахлеб испещрять со тню обрывочков бума ги набросками ваз или подсвечни ков , боясь одного: не успеть за фиксировать набегаю щие , вы тесняющ ие друг друга образы, узо ры? Сложнее всего для Пархоменко — не при думать, а выбрать из уже придуманного, из множества вариантов единственный , ко т о рый д ос тои н в о пл о титься в металле. А может, все же ис ток его чуда в генах? Ему удалось, уж не ведаю, где и как, раскопать свою родослов ную лет на триста вглубь. За ним, утверждает Пархоменко, семь поколений мастеров, изго товлявш их булатное оружие . Первый такой умелец жил в зпо- ^ Ивана Грозного. А дед Юрия Васильевича писал иконы. И те перь все это — через века — оч нулось в нем, внуке, правнуке, п р а п р а в н у ке тех, уш едш их , умельцев... ИЗстихов ЮРИЯ ПАРХОМЕНКО Человека, загадку времен, Создавала, лепила Вселенная, Заложила в основу его Бесконечность! И цепочку генную... Формируя снаружи всех нас Той системой, где жизнь обращается. Гпубоко прячетвнутренний мир, — Там Вселенная наша вращается! С Т У Ч И Т Е И В АМ О Т К Р О Е Т С Я ? Он пришел ко мне, похоже, не собираясь говорить о худо ж е с тв е нн о й ко в ке . Выложил папку со стихами и весело при знался: — Надоели мне железки. Вот пишу стихи. Да только сам не пойму, что получается. Ищу, кто бы объяснил. Когда речь заходит о стихах, он ка к -то теряет привычную , подчас раздражающую самоуве ренность. Кузнец явно озадачен, зачем, почему стали они V него писаться, ложиться на бумагу размашистыми, крупными строч ками. В его неловких, часто коря вых, чуть ли не в духе Тредь яковского, сочинениях удивля ет полное отсу тс твие каких - либо интимных или бытовых мо тивов, чего-либо земного, жи тейского. Только Космос. Все ленная. И на фоне ее — смерт ный, слабый, но, вопреки все му, творящий, созидающий че ловек. Невечный, он одержимо созидает вечное. И тем самым уравнивает себя с мирозданием и, страшно сказать, — с Богом. Что это — высокопарное гра- фоманство или все-таки какой- то зародыш поэзии? По мне — ответ не так уж важен. Интерес но другое: нескладные пархо- м е н ко в с ки е с тр о ки несут на себе отпечаток его личности. Они — своеобразный автопорт рет художника. Потому я и ре шился привести их в этом рас сказе. Впрочем, мне кажется, что, появись у него сегодня возмож ность вновь заняться главным делом жизни — встать к нако вальне, литературные опыты пусть не забудутся, но отодви нутся на второй план. Только встать к наковальне ему не так-то просто... Он приехал в Л ипец к три года назад. Беженец, переселе нец — назовите как вам угодно. В далекой Алма-Ате... простите, в Алматы остались главные тво- ения его рук. И восхитивший ‘ оуди фонтан. И забавные све тильники в виде насекомых или деревьев, где вместо листьев — буквы алфавита — их он делал для детских садов и нередко не брал за это ни гроша... А у него теперь лишь снимки, газетные заметки да шестиминутный ви деофильм, запечатлевший со зданное им. Липецк Пархоменко выбрал не случайно. Ему думалось: уж в городе металлургов художни- ку -кузнецу будет т е ра звер нуться... Не тут-то было! Сегодня он в свои пятьдесят пять обретается в общежитии. Правда, в быту он не слишком привередлив. Жизнь приучила ко всякому. Беспризорное дет ство, армия, почти два десятка лет работы на урановых рудни ках. Короче — научился терпеть. Но едва речь заходит об его деле, как он становится макси малистом, И уже не принимает во внимание ни тяготы экономи ческого кризиса, ни естествен ную осторожность и насторожен ность предпринимателей . Он упрямо твердит не о мастерс кой, а о цехе, где выученные им мастера начнут воплощать в ме талле новые его замыслы — две надцатиметровую люстру, арки, фонари. Хотя не зарекается и от ширпотреба. Пожалуйста, давай те выпускать партии подставок под телевизор, вазочки или ка минные решетки. Разумеется, по его, оригинальным, пархо- менковским, эскизам и черте жам... Потенциальные партнеры и спонсоры почесывают в затыл ках. Оно бы, конечно, неплохо, но... Один из самых стабильных липец ких предпринимателей о т кр о в е н н о с ка зал : и звини , друг, но я тебя не потяну... Может, и правда, не потянет. А может, опасается риска зате вать нечто совсем новое, не привычное. Во всяком случае, все проявляют искреннее любо пытство к Пархоменко и... отсту пают, отступаются, когда надо сделать практические шаги, то есть поставить на кон деньги. Вероятно, Пархоменко недо стает дипломатичности. Он сра зу же кого угодно повергает в растерянность масштабами сво их планов и условий. Но, натол кнись мастер на человека, го тового, действительно, сотруд ничать с ним, он, мне думается, согласится и на более скромную производственную базу. А уж потом, когда все раскрутится и пойдет , замахнется на боль шее... Но пока диалога не получа ется. И он привычно складыва ет рисунки и снимки в папочку, сует папку в баульчик и уходит. Чтобы завтра постучаться еще в чью-то дверь из карельской бе резы или дуба и спросить: — Господа, вам )^дожник не нужен? Вот мои работы. Таких больше ни у кого нет. И никог да не будет. Давайте покажем всему миру, на что в России спо собны... ...Ему нагадали завидно до лгий век — аж сто тридцать лет. Он верит в это предсказание. Стало быть, у него есть запас вре мени. И надежда дождаться бла гословенной эпохи, когда не та лант-самородок должен будет обивать пороги в поисках под держки, а деловые люди, оттес няя друг друга, начнут ломиться в его тесную комнатку в обще житии и наперебой обещать; все для вас устроим, все организу ем, только работайте, только творите, любезный Юрий Ва сильевич! Но уж нам-то с вами навер няка не доведется «жить в эту пору прекрасную». А значит, не увидеть на улицах пархоменков- ских фонарей и не украсить стен его подсвечниками? из стихов ЮРИЯ ПАРХОМЕНКО Дерзаетразум бесконечный Мечты увидеть смысл конечный. И мучаеттворца извечно: Смогу? Успею? Я, не вечный?.. И. НЕВЕРОВ. ВЕЗЕТ ЖЕ ЛЮПЯМ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО РОЗЫСКА ТЫ не мего„, Я5лгсьс«ы1>аюс)> ОТаГоАОвНОГО Р о з ы с к а ! Эта и ст о ри я дейст вит ельно п р о изошла со м ной , корреспондент ом Л Г , два года назад , и нет в ней ни к а п л и вы мы сла . Предст авьт е себе, погожее летнее ут ро 1995 года. То был самы й неж ны й ут ренний час, когда почт и ка ж ды й рос сийский гражданин , только что проснув шись, сидит и м ир но философствует на ночной вазе. Сидит , значит , п о сиж ива ет ваш покорны й слуга и вдруг слышит : требовательный ст ук в ква рт ир у , слы шит , к а к жена пошла от крыват ь вход ную дверь, затем кварт ира наполнилась ш ум ом ч у ж и х голосов. Дальше было еще кош м арней — дверь в мою сантехничес к ую обитель резко распа хнулась , в п ро еме во зник хм у р ы й человек в сером пла ще и, наставив на меня черный ствол пистолета, истошно за кри ча л : — Он здесь!.. Пока голову искали, ноги встали и ушли Утри, читатель, навернувшуюся скупую слезу, радуйся и ликуй, ибо твой любимый автор остался жив! Только пришлось ему несколько коротких минут объяснять хлад нокровно, кто он такой на самом деле, и при этом стыдливо прикрывать свой яблоч ный зад. Напомню, что это вторжение в мою квар тиру было летом 1995 года, но оно — звено в цепи событий, развернувшихся годом раньше. Летом 1994 года, в один из воскресных дней, сидел я, но тогда в мягком кресле, и смотрел телевизор. Жена с детьми была в деревне на даче. Внезапно краем глаза за метил нечто более интересное — с балкона верхнего этажа, на мой балкон, свесились чьи-то ноги! „„„ ' .^1, . В считанные секунды лихорадочно со ображаю, что происходит, и прихожу к вы воду —лезет квартирный вор. Бегу на бал кон с вором разобраться, но вижу, кроме ног уже показались другие части тела, и передо мной предстал бледный, с трясу щимися губами сосед с верхнего этажа — 32-летний Анатолий. — Андрей, меня хотят убить! — сдав лено прошептал он и бессильно опустился на кухонный стул. Я не поверил своим ушам, но предло жил ему срочно позвонить в милицию. — Нет, — со страхом отказался он. — Я задолжал крупную сумму крутым ребя там, и вот они пришли меня убивать. Ми лиция здесь ничего не решит, виноват я сам, если заявлю — еще хуже будет! А вер нуть долг я, может быть, и смогу — роди тели и брат сейчас деньги собирают. Ну ладно, подумал я, в конце концов это его личное дело. Рассказ Анатолия выглядел вполне правдоподобно. Я знал, что сосед занимается перегонкой ино марок из Прибалтики, а значит, вполне мог влезть в долги. Пробыл он до поз днего вечера, затем , попрощавшись, ушел. Второй смертельный трюк Теперь, читатель, вернемся к событи ям лета 1995 года. Ворвавшиеся в мою квартиру вооруженные граждане оказа лись оперативными работниками. Милици онер в сером плаще, продолжая размахи вать пистолетом у моего лица, грозно кри чал: —Вы скрываете преступника, который находится в федеральном розыске! За это статья есть! Еще через мгновение, мимо, опять с моего злополучного балкона, провели с заломленными за спину руками Ана толия. Он вновь повторил свой прошло годний смертельный трюк, спустив шись с седьмого этажа на шестой по балкону. Прошло несколько месяцев, и я уз нал, что сосед действительно виновен в преступлении и осужден Советским судом на пять лет лишения свободы. На милицию я уже не обижаюсь, пусть даже она вторглась в мою частную жизнь, мое, наконец, жилище. Преступника ведь нужно было задержать любой ценой. Удивляет другое: если Анатолий находил ся в розыске, то каким же образом он спо койно продолжал жить в своей квартире (за исключением, конечно, двух эпизодов с балконами) целый год?! Клянусь, сосед никуда не прятался. Почти каждое утро и каждый вечер я видел его во дворе гу ляющим с собакой. А вот признаков ми лицейской засады в кустах, кои щедро по ливал его доберман, не наблюдалось. Не видели такого и соседи всего нашего 108- квартирного дома. Незадолго перед арес том Анатолий уезжал на рыбалку: все нормально, Андрей, все утряслось!" — прокричал он мне радостно, без всякой тени федерального розыска на загорелом лице. Вот так, одни загадки для моего боль шого и доброго сердца. Андрей ТВЕРСКОЙ. Рис. Андрея ИСУПОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz