Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

ш 25 сентября 1997 г. (1503) Ш И П Е Ц К А Я >/Ж г а з е т а о Уже несколько лет люди, у которых еще не атрофиро­ валась та часть души, кото­ рая ощущает боль за страну и свой народ, неустанно кри ­ чат на всех перекрестках : пропаганда насилия, кото ­ рую несут сегодня ТВ, кине­ матограф и видеобизнес, не­ минуемо приведет к страш­ ным последствиям. И что же? Вы заметили какую-нибудь реакцию на эти воззвания со стороны официальных влас­ тей , законодателей , на ко ­ нец, со стороны наших лю­ бимых демократических те­ леведущих? Судя по всему, эта проблема для них мел­ ковата. Другое дело, если по­ гибнет со своим «другом» при­ нцесса Диана, если пройдет слух о готовящемся покуше­ нии на Главного Реформато­ ра, если гражданин государ­ ства (не нашего) незаконно перейдет границу (не нашу) и будет за это задержан, — вот это немедленно вызыва­ ет у нас бурную реакцию и даже действия на официаль­ ном уровне. Мне, возможно, возра ­ зят; пропаганда насилия — проблема слишком глобаль­ ная и абстрактная, со слиш­ ком уж отдаленными послед­ ствиями. До нее ли се год ­ ня? Других проблем хвата­ ет. Это, конечно, очень «по- нашенски» , ибо известно ; гром не грянет — мужик не перекрестится. Но в том-то и дело , что пришла пора перекреститься. Прислушай­ тесь и вы услышите раскаты грома. Совсем недавно он «прогрохотал» в Москве; там в продаже появились виде­ окассеты с документами-за­ писями, детально повеству­ ющими о том, как чеченцы пытают наших солдат. Со всеми подробностями и зву- ,ковым воспроизведением . Не спорю, — это важнейшее историческое свидетельст­ во, обвини тельны й д о к у ­ мент, который может и д о ­ лжен быть предъявлен. Его нельзя замалчивать, как и документальные съемки фа­ шистских концлагерей. Пу­ гает (а меня лично приводит в ужас) другое: эти видеокас­ сеты пользуются повышен­ ным спросом. Попросту го ­ воря, их покупают для... до­ машне го просм о тра . Так, ГРОМУЖЕГРЕМИТ, ОБ ИГРАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА знаете ли, отдыхаешь пос­ ле работы с чашкой кофе или бокалом вина и погля­ дываешь на пытки. Да, фильм «Обыкновен­ ный фашизм» один раз в жиз­ ни должен увидеть каждый. А увидев — содрогнуться от боли, съежиться душой в крохотный комочек и испы­ тать естественное и непре­ одолимое желание: крепко зажмурить глаза и не видеть, не вид еть ... Но покажите психиатру человека, ко то ­ рый способен смотреть этот фильм ре гулярно , и врач наверняка скажет, что это его потенциальный пациент. А ведь начиналось все так безобидно: с «ужастиков» на кассете, купленной ре ­ бенку. Ну, чтобы сидел у «ви­ дака» и не приставал к заня­ тым взрослым. К виду син­ тетической «крови» на экра­ не можно ле гко и быстро привыкнуть, как и ко всяко­ го рода монстрам и вампи­ рам. Ясно ведь, что это все­ го лишь страшная сказка . Ребенок и привыкает. Потом на смену сказкам приходят бое ви ки , в которы х тоже льется искусственная кровь, а современная аппаратура очень убедительно воспро­ изводит хруст костей и скре­ жет разрезаемой кожи. И те­ перь уже подросший зритель ловит от этого кайф, по с ­ кольку по законам жанра шейные позвонки хрустят в итоге непременно у «плохо­ го», его же рвут на части пу­ лями и размазывают по стен­ ке. Хэппи-энд называется. Не знаю, что скажут по этому поводу психологи и психиатры, но я убеждена, что нормальный ребенок (и взрослый) должен с о д р о ­ гаться даже тогда, когда киш­ ки вываливаются у «плохо­ го». Это естественная реак­ ция на ф и зи че с кую боль себе подобного. Интересно, кому было выгодно отучать нас от этого? Но есть еще и другая сто­ рона дела: как прикажете воспитывать и развивать ма­ лыша, п о д р о с т ка ? С п о ­ мощью чего? Когда моему ребенку исполнилось четы­ ре года, я начала искать по м а га зи н ам ра звивающ ие игры. Ищу до сих пор. Но ведь были в моем детстве всевозможные викторины с листами-картами по истории, географии, искусству . Как сейчас помню; ответил пра­ вильно — загорается огонек. Где сейчас эти настольные игры? Зато в любом ларьке можно купить жутковатого вида «трансформер» или гру­ дастую Ба_рби (вплоть до «бе­ ременной» модификации). Зато витрины игрушечных отделов заставлены суве ­ нирными моделями инома­ рок по крутым ценам. Чтобы малыш с детства привыкал к «Вольво» и «Мерсам». Из на­ стольных же игр за все эти годы мне встретились толь­ ко игра для юного финан­ систа (с «покупкой» и «про­ дажей» игрушечных акций, недвижимости, с «банковски­ ми кредитами» и т. д.) и «ру­ летка». Ну, чтобы с детства учились, как деньги зарабо­ тать и как их спустить. А мы­ то, дурачки , напрягались, стараясь запомнить тропи ­ ческих животных и литера­ турные произведения. Предвижу возражение : зато сейчас купить детские книги — не проблема. Оно, конечно, так, — вон сколько роскошных изданий детских сказок . Только «роскошь» эта мало кому по карману. Опять же, дальше с ка зо к дело не идет: попробуй-ка найти на лотках Джека Лон­ дона, Катаева, О’ Генри, Гай­ дара! Что прикажете читать нашим чадам от десяти до пятнадцати? Впрочем, они, как правило, и не читают... И вновь вернемся к те­ леэкрану. С него практичес­ ки исчезли образователь­ ные программы. Где «Рос­ сийские университеты»? Где трансляция спектаклей, ба­ летов, опер? Нас пичкают либо политикой (в нужной трактовке и с нужным акцен­ том), либо оболванивающи­ ми шоу-играми. Ну и, конеч­ но же, зверскими боевика­ ми и «мыльными операми». Правда, спустя многие меся­ цы после закрытия «Россий­ ских университетов» прези­ дент, наконец, заговорил о создании нового телекана­ ла «Культура». Это, конечно, очень на нас похоже: спер­ ва разрушить, а потом, спох­ ватившись, попытаться на обломках построить заново, начиная с нуля. Тем не ме­ нее, дай Бог, чтобы получи­ лось хотя бы разок не как всегда. А пока... Нелепо надеяться, что душа юного существа будет развиваться сама собой по Божьим законам. Законы эти требуют большого труда и напряжения. Какой подрос­ ток сам выберет такой путь? Недавно по ТВ показывали группу пятнадцатилетних ре­ бят на Новом Арбате. «Тусов­ ка» была явно «элитарной». ИЗ ЗАМЕТОК ГОРОЖАНКИ поскольку среди своих куми­ ров мальчишки назвали руко­ водителя группы «Нирвана», Фрейда, Шопенгауэра, Лени­ на и князя Кропоткина. Ниче­ го себе джентльменский на- борчик? Впрочем, создава­ лось явное впечатление, что хорошо знают они только со­ листа «Нирваны». Все осталь­ ное — «нахватанные» имена неординарных и модных лич­ ностей. Меня лично больше всего потряс ответ на вопрос, чего же они хотят в жизни: «Изменить ее!» — твердо за­ явил лидер тусовки. И пояс­ нил: «Побить все стекла, раз­ ломать дома, насадить д е ­ ревья и жить в лесу. И, ко ­ нечно, чтобы в школу не хо­ дить». Над этим можно и пос­ меяться; мол, дети, юношес­ кий максимализм и нигилизм. А, по-моему, пора плакать; в пятнадцать-то лет это уже смахивает на инфатилизм и недоразвитость . Его дед и прадед в эти годы мечтали служить Отечеству. Да и слу­ жили, и погибали. А этому - пожить бы в лесу и не ходить в школу. Я не ушла от заявленной темы: недоразвитость души - благодатная почва для произ­ растания жестокости и агрес­ сии . Лю бимы й молодыми Ф ре йд говаривал , что эти склонности дремлют в под­ сознании любого человека. Но на то он и человек, чтобы его «сверх-Я» их подавляло. Сегодня у меня все чаще воз­ никает ощущение, что кому- то выгодно выпустить этого «джинна» из бутылки; пусть насилуют, убивают, грабят. Пусть «тащатся» от кассет с пытками. Пусть дают выход своим самым темным и ни­ зменным по требнос тям . Лишь бы высших потребнос­ тей не возникало. Ибо это уже создает опасность для су­ ществующего порядка вещей. Те, кто мечтает бить стекла и не ходить в школу, револю­ ций не делают. Зато я уже не один раз слышала от семнад­ цатилетних: «Мне бы в руки автомат — я хоть в Афган, хоть в Чечню. На чьей стороне? А один фиг, пострелять хочет­ ся». Гром уже гремит. Чтобы его услышать, просто не надо затыкать уши. Елена БРЕДИС. Ш ГОРОД ПЛОЩ АДЬ МИРА . Фотозарисовка Николая ТКАЧЕНКО. I I НОВОЕ ИЗДАНИЕ ] \ ЖУРНАЛ «ГАРМОНИЯ» I I ЖДЕТ ЧИТАТЕЛЕЙ ] I в Липецке вышел из печати сигнальный эк- \ \ земпляр нового журнала «Гармония». Издание | I его подготовлено и осуществлено отделом рек- \ I ламы и информации научно-производственно- | I го института АО «НЛМК». | I Журнал предполагается выпускать как пе- ^ I риодическое издание: об этом, кстати, говорит | I его профиль — «Культурный вестник НПИ». I Что намечает подарить читателям редкол- \ \ легия журнала? Это, прежде всего, материа­ лы, вязанные с работой института. Значитель­ ная часть издания будет отдана освещению во­ просов познания мира, самосоверщенствования I человека, соверщенствования общественных {связей и отношений. Отдельно планируются разделы и рубрики I по краеведению, истории края и города, чита­ тели ознакомятся с биографиями выдающих- I ся деятелей прошлого — писателями, учены­ ми, с известными липчанами. И, р а зв е е тс я , будет регулярная информация о новейших на­ учных достижениях и открытиях. Чем интересен первый выпуск «Гармонии»? На страницах журнала — фрагменты из «Жи­ вой этики», очерк о заступнике Земли Русской, преподобном Сергии Радонежском, материалы из архива Международного центра Рерихов. I Интересны и краеведческие материалы — I статья Ю. Клокова и А. Бессуднова «Археоло- I гические исследования металл^гических пред­ приятий X V I I I века вЛипецкой области», очерк В. Полякова о первом директоре НЛМЗ Яне I Берзине. Разумеется, не все в первом выпуске реше- I но на высоком издательском и редакторском уровне. Главное — определена концепция, а значит, и цель. Остальное — дело времени и творческих усилий издателей «Гармонии». Важ­ но добиться главного — признания, а затем и любви читателей нового журнала. КУЛЬТУРА ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА НАРОДНОЙ ИГРУШКИ Выставка из личной коллекции художни- I цы Людмилы Тихоновой проходит в Липецке в центре декоративно-прикладного искусства I и народного творчества для детей и юношест- I ва. В экспозиции представлены глиняные и де­ ревянные игрушки, тряпичные куклы из раз- (личных регионов России: Тульской, Нижегород- !ской. Архангельской, Вологодской, Липецкой и других областей. Выставка проходит в рам­ ках Всероссийского фестиваля народной игруш- !ки. в ЕЛЬЦЕ ПОБЫВАЛИ I ГОСТИ ИЗ ИНДИИ I Налаживание культурных связей с жите­ лями древнего Ельца стало основной целью ви- | I зита в город гостей из Индии — старшего со- р ^ветника правительства этой страны Раджата | 8Буруа и представителя Центра тибетской ме- * I дицины Барбары Герке. Их приезд был орга- ^ >низован руководителем елецкого землячества I вМоскве кинорежиссером Ринатой Григорьевой. | 8Наиболее запоминающейся оказалась встреча ^ ’ индийских гостей со студентами в историке- I I культурном центре «Прожектор». Состоялся за- | ^интересованный разговор о многовековых ду- ?ховных связях народов России и Индии, кото- ^ 1рый закончился концертом с участием и ель- й ^чан, и гостей. й БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ПОДЦЕРЖКУ г д е т с к о й г а з е ты 1 Признательность за п^ддерд;ку^)бластнои р ,детской газеты -«Золотой» ключик*-- выразил» председатель Российского детского фонда Аль- ) берт Лиханов в письме на имя главы адми­ нистрации Липецкой области Михаила Наро^ лина. «Золотой ключик» творчески продолжав ет лучшие традиции детской прессы — тради­ ции добра, светлого отношения к жизни, гово­ рится в письме. В этой связи Российский дет­ ский фонд вручил главному редактору газеты Елене Митиной сертификат оприсвоении «по­ четного статуса генерального спонсора за осо­ бый благородный вклад в святое дело защиты детства». А. Лиханов выразил надежду, что администрация области и впредь сделает все возможное, чтобы «Золотой ключик» не пре­ кратил своего существования, продолжал ос­ таваться добрым примером для других. ("Липецк-Инфоцентр .) в СОАВТОРСТВЕ С КОСМОСОМ (Окончание. Начало на 1-й стр.) ПРАВНУК ОРУЖЕЙНИКОВ, ВНУК ИКОНОПИСЦА, СЫН в с е л е н н о й Искусствоведы, вероятно, не прочь были бы глубомысленно подискутировать о стиле Пархо­ менко. Что в его творчестве пре­ обладает: традиции Востока? Или славянские, точнее — укра­ инские орнаментальные моти ­ вы? А может, что-то еще? Не будем вмешиваться в их ученый спор. Тем паче, что сам художник не признает никаких влияний. Он нигде не учился своему ре­ м е сл у -и с ку с с тв у . Это просто пришло к нему где-то лет в трид­ цать пять. Как наитие, прозре­ ние, озарение. Посмотрел слу­ чайно на какую-то же­ лезяку и понял: в его силах сделать, из нее нечто никем не видан­ ное. И начал работать — легко, быстро, ра ­ д о с тн о , точно всю жизнь занимался этим. То, что с ним про­ изошло, ему хочется называть чудом. Да и как тут не уверовать в соавторство Космоса, в таин с твенны е лучи, проникшие в сердце и мозг, придавшие без­ ошибочность и свобо­ ду каждому движению, каждому удару молота? Разве мог бы он иначе за вечер торопливо , взахлеб испещрять со ­ тню обрывочков бума­ ги набросками ваз или подсвечни ков , боясь одного: не успеть за ­ фиксировать набегаю­ щие , вы тесняющ ие друг друга образы, узо­ ры? Сложнее всего для Пархоменко — не при­ думать, а выбрать из уже придуманного, из множества вариантов единственный , ко т о ­ рый д ос тои н в о пл о ­ титься в металле. А может, все же ис ­ ток его чуда в генах? Ему удалось, уж не ведаю, где и как, раскопать свою родослов­ ную лет на триста вглубь. За ним, утверждает Пархоменко, семь поколений мастеров, изго­ товлявш их булатное оружие . Первый такой умелец жил в зпо- ^ Ивана Грозного. А дед Юрия Васильевича писал иконы. И те­ перь все это — через века — оч­ нулось в нем, внуке, правнуке, п р а п р а в н у ке тех, уш едш их , умельцев... ИЗстихов ЮРИЯ ПАРХОМЕНКО Человека, загадку времен, Создавала, лепила Вселенная, Заложила в основу его Бесконечность! И цепочку генную... Формируя снаружи всех нас Той системой, где жизнь обращается. Гпубоко прячетвнутренний мир, — Там Вселенная наша вращается! С Т У Ч И Т Е И В АМ О Т К Р О Е Т С Я ? Он пришел ко мне, похоже, не собираясь говорить о худо­ ж е с тв е нн о й ко в ке . Выложил папку со стихами и весело при­ знался: — Надоели мне железки. Вот пишу стихи. Да только сам не пойму, что получается. Ищу, кто бы объяснил. Когда речь заходит о стихах, он ка к -то теряет привычную , подчас раздражающую самоуве­ ренность. Кузнец явно озадачен, зачем, почему стали они V него писаться, ложиться на бумагу размашистыми, крупными строч­ ками. В его неловких, часто коря­ вых, чуть ли не в духе Тредь­ яковского, сочинениях удивля­ ет полное отсу тс твие каких - либо интимных или бытовых мо­ тивов, чего-либо земного, жи ­ тейского. Только Космос. Все­ ленная. И на фоне ее — смерт­ ный, слабый, но, вопреки все­ му, творящий, созидающий че­ ловек. Невечный, он одержимо созидает вечное. И тем самым уравнивает себя с мирозданием и, страшно сказать, — с Богом. Что это — высокопарное гра- фоманство или все-таки какой- то зародыш поэзии? По мне — ответ не так уж важен. Интерес­ но другое: нескладные пархо- м е н ко в с ки е с тр о ки несут на себе отпечаток его личности. Они — своеобразный автопорт­ рет художника. Потому я и ре­ шился привести их в этом рас­ сказе. Впрочем, мне кажется, что, появись у него сегодня возмож­ ность вновь заняться главным делом жизни — встать к нако­ вальне, литературные опыты пусть не забудутся, но отодви­ нутся на второй план. Только встать к наковальне ему не так-то просто... Он приехал в Л ипец к три года назад. Беженец, переселе­ нец — назовите как вам угодно. В далекой Алма-Ате... простите, в Алматы остались главные тво- ения его рук. И восхитивший ‘ оуди фонтан. И забавные све­ тильники в виде насекомых или деревьев, где вместо листьев — буквы алфавита — их он делал для детских садов и нередко не брал за это ни гроша... А у него теперь лишь снимки, газетные заметки да шестиминутный ви­ деофильм, запечатлевший со ­ зданное им. Липецк Пархоменко выбрал не случайно. Ему думалось: уж в городе металлургов художни- ку -кузнецу будет т е ра звер ­ нуться... Не тут-то было! Сегодня он в свои пятьдесят пять обретается в общежитии. Правда, в быту он не слишком привередлив. Жизнь приучила ко всякому. Беспризорное дет­ ство, армия, почти два десятка лет работы на урановых рудни­ ках. Короче — научился терпеть. Но едва речь заходит об его деле, как он становится макси­ малистом, И уже не принимает во внимание ни тяготы экономи­ ческого кризиса, ни естествен­ ную осторожность и насторожен­ ность предпринимателей . Он упрямо твердит не о мастерс­ кой, а о цехе, где выученные им мастера начнут воплощать в ме­ талле новые его замыслы — две­ надцатиметровую люстру, арки, фонари. Хотя не зарекается и от ширпотреба. Пожалуйста, давай­ те выпускать партии подставок под телевизор, вазочки или ка­ минные решетки. Разумеется, по его, оригинальным, пархо- менковским, эскизам и черте­ жам... Потенциальные партнеры и спонсоры почесывают в затыл­ ках. Оно бы, конечно, неплохо, но... Один из самых стабильных липец ких предпринимателей о т кр о в е н н о с ка зал : и звини , друг, но я тебя не потяну... Может, и правда, не потянет. А может, опасается риска зате­ вать нечто совсем новое, не­ привычное. Во всяком случае, все проявляют искреннее любо­ пытство к Пархоменко и... отсту­ пают, отступаются, когда надо сделать практические шаги, то есть поставить на кон деньги. Вероятно, Пархоменко недо­ стает дипломатичности. Он сра­ зу же кого угодно повергает в растерянность масштабами сво­ их планов и условий. Но, натол­ кнись мастер на человека, го ­ тового, действительно, сотруд­ ничать с ним, он, мне думается, согласится и на более скромную производственную базу. А уж потом, когда все раскрутится и пойдет , замахнется на боль­ шее... Но пока диалога не получа­ ется. И он привычно складыва­ ет рисунки и снимки в папочку, сует папку в баульчик и уходит. Чтобы завтра постучаться еще в чью-то дверь из карельской бе­ резы или дуба и спросить: — Господа, вам )^дожник не нужен? Вот мои работы. Таких больше ни у кого нет. И никог­ да не будет. Давайте покажем всему миру, на что в России спо­ собны... ...Ему нагадали завидно до­ лгий век — аж сто тридцать лет. Он верит в это предсказание. Стало быть, у него есть запас вре­ мени. И надежда дождаться бла­ гословенной эпохи, когда не та­ лант-самородок должен будет обивать пороги в поисках под­ держки, а деловые люди, оттес­ няя друг друга, начнут ломиться в его тесную комнатку в обще­ житии и наперебой обещать; все для вас устроим, все организу­ ем, только работайте, только творите, любезный Юрий Ва­ сильевич! Но уж нам-то с вами навер­ няка не доведется «жить в эту пору прекрасную». А значит, не увидеть на улицах пархоменков- ских фонарей и не украсить стен его подсвечниками? из стихов ЮРИЯ ПАРХОМЕНКО Дерзаетразум бесконечный Мечты увидеть смысл конечный. И мучаеттворца извечно: Смогу? Успею? Я, не вечный?.. И. НЕВЕРОВ. ВЕЗЕТ ЖЕ ЛЮПЯМ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО РОЗЫСКА ТЫ не мего„, Я5лгсьс«ы1>аюс)> ОТаГоАОвНОГО Р о з ы с к а ! Эта и ст о ри я дейст вит ельно п р о ­ изошла со м ной , корреспондент ом Л Г , два года назад , и нет в ней ни к а п л и вы ­ мы сла . Предст авьт е себе, погожее летнее ут ро 1995 года. То был самы й неж ны й ут ренний час, когда почт и ка ж ды й рос­ сийский гражданин , только что проснув­ шись, сидит и м ир но философствует на ночной вазе. Сидит , значит , п о сиж ива ­ ет ваш покорны й слуга и вдруг слышит : требовательный ст ук в ква рт ир у , слы ­ шит , к а к жена пошла от крыват ь вход ­ ную дверь, затем кварт ира наполнилась ш ум ом ч у ж и х голосов. Дальше было еще кош м арней — дверь в мою сантехничес­ к ую обитель резко распа хнулась , в п ро ­ еме во зник хм у р ы й человек в сером пла ­ ще и, наставив на меня черный ствол пистолета, истошно за кри ча л : — Он здесь!.. Пока голову искали, ноги встали и ушли Утри, читатель, навернувшуюся скупую слезу, радуйся и ликуй, ибо твой любимый автор остался жив! Только пришлось ему несколько коротких минут объяснять хлад­ нокровно, кто он такой на самом деле, и при этом стыдливо прикрывать свой яблоч­ ный зад. Напомню, что это вторжение в мою квар­ тиру было летом 1995 года, но оно — звено в цепи событий, развернувшихся годом раньше. Летом 1994 года, в один из воскресных дней, сидел я, но тогда в мягком кресле, и смотрел телевизор. Жена с детьми была в деревне на даче. Внезапно краем глаза за­ метил нечто более интересное — с балкона верхнего этажа, на мой балкон, свесились чьи-то ноги! „„„ ' .^1, . В считанные секунды лихорадочно со­ ображаю, что происходит, и прихожу к вы­ воду —лезет квартирный вор. Бегу на бал­ кон с вором разобраться, но вижу, кроме ног уже показались другие части тела, и передо мной предстал бледный, с трясу­ щимися губами сосед с верхнего этажа — 32-летний Анатолий. — Андрей, меня хотят убить! — сдав­ лено прошептал он и бессильно опустился на кухонный стул. Я не поверил своим ушам, но предло­ жил ему срочно позвонить в милицию. — Нет, — со страхом отказался он. — Я задолжал крупную сумму крутым ребя­ там, и вот они пришли меня убивать. Ми­ лиция здесь ничего не решит, виноват я сам, если заявлю — еще хуже будет! А вер­ нуть долг я, может быть, и смогу — роди­ тели и брат сейчас деньги собирают. Ну ладно, подумал я, в конце концов это его личное дело. Рассказ Анатолия выглядел вполне правдоподобно. Я знал, что сосед занимается перегонкой ино­ марок из Прибалтики, а значит, вполне мог влезть в долги. Пробыл он до поз­ днего вечера, затем , попрощавшись, ушел. Второй смертельный трюк Теперь, читатель, вернемся к событи­ ям лета 1995 года. Ворвавшиеся в мою квартиру вооруженные граждане оказа­ лись оперативными работниками. Милици­ онер в сером плаще, продолжая размахи­ вать пистолетом у моего лица, грозно кри­ чал: —Вы скрываете преступника, который находится в федеральном розыске! За это статья есть! Еще через мгновение, мимо, опять с моего злополучного балкона, провели с заломленными за спину руками Ана­ толия. Он вновь повторил свой прошло­ годний смертельный трюк, спустив ­ шись с седьмого этажа на шестой по балкону. Прошло несколько месяцев, и я уз­ нал, что сосед действительно виновен в преступлении и осужден Советским судом на пять лет лишения свободы. На милицию я уже не обижаюсь, пусть даже она вторглась в мою частную жизнь, мое, наконец, жилище. Преступника ведь нужно было задержать любой ценой. Удивляет другое: если Анатолий находил­ ся в розыске, то каким же образом он спо­ койно продолжал жить в своей квартире (за исключением, конечно, двух эпизодов с балконами) целый год?! Клянусь, сосед никуда не прятался. Почти каждое утро и каждый вечер я видел его во дворе гу­ ляющим с собакой. А вот признаков ми­ лицейской засады в кустах, кои щедро по­ ливал его доберман, не наблюдалось. Не видели такого и соседи всего нашего 108- квартирного дома. Незадолго перед арес­ том Анатолий уезжал на рыбалку: все нормально, Андрей, все утряслось!" — прокричал он мне радостно, без всякой тени федерального розыска на загорелом лице. Вот так, одни загадки для моего боль­ шого и доброго сердца. Андрей ТВЕРСКОЙ. Рис. Андрея ИСУПОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz