Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
И11Е1ДКАЯ т ) ш . г а з е т а 2 3 с ен тя б р я 1 9 9 7 г . , № 1 8 7 мУУЛ. . ...... ........ ..... ..... АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ Г Г / а ,\ГЛ^СГ 'Л 7. Шк Г{Г)(» {ЛА Д ПРЕСС-СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИИ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ДЕПУТАТА Лев РОХЛИН, председатель комитета Госдумы по обороне: ДАЙТЕ НАРОДУ АРМИЯ. РЕФОРМАИЛИ УНИЧТОЖЕНИЕ? За полтора года работы в Комитете Госу дарственной Думы по обороне мы, члены ко митета, неоднократно инициировали рассмот рение вопросов состояния армии и безопас ности страны на парламентских слушаниях, приглашали на них первых лиц страны, извес тных ученых и конструкторов. С их помощью вырабатывали предложения по решению про блем армии и направляли их в правительство и президенту. К сожалению, нашими предло жениями никто не воспользовался. Год назад, в июне 1996 года, мы попроси ли правительство дать прогноз экономичес кого развития страны на ближайшую и отда ленную перспективу для того, чтобы иметь воз можность составить реальное представление о том, в каких экономических и финансовых условиях будет проходить военная реформа, на что можно рассчитывать, вырабатывая кон цепцию безопасности страны. По сей день мы не получили ответа. А тем временем ситуация складывалась так: единственное, что сегодня обеспечивает нашу безопасность — стратегические ядерные силы — вслед за другими войсками вступили в пе риод развала. Гарантийные сроки нынешних ракет и систем их обеспечения приближаются к завершению. С 2005 года начнется их об вальный выход из строя, который завершится к 2009-2010 годам. Программа ракетного пе ревооружения отстает от планового графика на три года, и шансов на ее реализацию с каж дым днем становится все меньше... Весной этого года руководство Главкома ракетных войск стратегического назначения (нынешнего министра обороны) в Московском институте теплотехники поставило перед кон структорами и ответственными сотрудниками Главкомата РВСН вопрос: что делать? Было решено подготовить парламентские слушания по проблеме стратегических ядерных сил. А для того, чтобы руководство страны вновь не отмахнулось от рассмотрения жизненно важ ной для государства проблемы, решили, что провести их необходимо спикеру-одной из па лат Федерального Собрания. Президент никак не отреагировал. И это стало последней каплей, убедившей нас в не желании исполнительной власти решать важ нейшие государственные проблемы. Тогда и прозвучало мое обращение к президенту и во еннослужащим . Тогда мы начали создание нашего движения. СУПОМ из ЛЕБЕДЫ СЫТ НЕ БУДЕШЬ Общественное мнение — единственное, к чему можно обратиться за поддержкой. И та кую поддержку мы нашли, Более шестидеся ти всероссийских организаций откликнулись на нашу инициативу и заявили о вхождении в движение. Признаемся, мы не рассчитывали на столь широкую поддержку. Но еще больще нас по разило то, что мы узнали. Население многих регионов влачит полуголодное существование. На судоремонтном заводе в городе Полярном Мурманской области офицеры не получают • денежного довольствия одиннадцать месяцев. Люди, как во времена, казалось бы, безвоз вратно канувщие в историю, научились гото вить пищу из лебеды. В то же время известно, что некоторые наши соотечественники за несколько послед них лет умудрились сколотить такие состоя ния, которые соперничают с богатством извес тнейших фамилий мира, столетиями создавав шими свой капитал. Оборонные заводы стоят. У них нет госу дарственного заказа и не предвидится. Сек вестр оборонных статей бюджета обеспечит только одно: полный развал заводов и инсти тутов. В то же время им не разрешают постав лять свою продукцию на экспорт. Директора опускают руки. Вся их инициатива разбивает ся о двери кабинетов московских чиновников. А президент при этом наложил вето на закон «О военно-техническом сотрудничестве», ко торый давал шанс для поддержки производ ства за счет экспорта. Конверсия на оборон ных предприятиях тоже не проведена. Причи на — провал государственной программы кон версии. Заводы и научно-исследовательские институты сократили число своих сотрудников в несколько раз. Потеряны мно 'ие конструк торские школы, остановлено развитие пер спективных научных направлений. В стране не производятся боеприпасы. Это «достижение» обеспечено, в том числе и приватизацией не больших, но очень важных заводов по произ водству графитовых элементов, без которых не может быть сделано ни одной ракеты. Эти заводы остановлены, их оборудование разру шено. Остановлено производство порохов. Не выпускается броневой лист. Происходят и другие удивительные вещи. Например, атомные подводные лодки после капитального ремонта, в который вложены миллиарды рублей, выводятся в отстой и спи сываются на разделку. Готовятся к утилизации даже лодки с титановыми корпусами, которые могут служить более 100 лет. Обещания президента обеспечить всех увольняемых офицеров жильем — блеф. Гу бернаторы, а именно им поручено решить не менее половины жилищных проблем военно служащих, удивлены этими обещаниями. У них нет денег даже для обеспечения жильем тех, кто давно уволился и скитается по углам в ожидании квартиры уже много лет. И таких в стране около 150 тысяч. Скоро их число удво ится. Идея правительства добыть деньги для ре шения этих проблем за счет продажи высво бождаемой инфраструктуры Вооруженных Сил уже дала свой результат. В Москве выставле но на аукцион общежитие, стоящее на балан се Управления военной торговли. А это зна чит, что вскоре тридцать девять семей воен нослужащих будут освобождены от коммуналь ной тесноты и получат возможность вдоволь надышаться свежим воздухом городских улиц. Приватизировав всю страну, А.Чубайс по лучил в бюджет 7 триллионов рублей. Сколь ко можно получить от приватизации (читай: от продажи) полуразрушенных казарм стройбата и убогих помещений военторгов? ВМЕаО АРМИИ - полиция? Блеф проявляется не только в лживых обе щаниях военным. Разрушается не только обо ронный потенциал страны. Идет уничтожение и других важнейших отраслей экономики. Об манывается весь народ. В частности, развали вается продовольственный комплекс, и дела ется это очень изощренно. Например, в Санкт- Петербург из-за рубежа в виде гуманитар ной помощи долгое время поступало сухое молоко. Люди привыкли к «дармовому» про дукту. Свежее молоко перестало пользовать ся спросом . Молочные фермы вынуждены были резко сократить поголовье коров. И тут же гуманитарная помощь прекратилась. Была объявлена цена на импортное сухое молоко, которая круто пошла вверх. В Пскове по такому же сценарию, с по мощью дешевых куриных окорочков, постав ляемых из-за рубежа, было разорено мест ное птицеводство. Во всероссийском масштабе сейчас идет уничтожение зернового производства. Зава ливая страну дешевым импортным зерном, зарубежные поставщики создали условия, при которых потребители стали отказывать ся покупать зерно отечественных произво дителей. Собрали новый урожай, а закрома еще полны прошлогодним зерном. Свернув свое зерновое производство, мы окончательно попадем в зависимость от пос тавок продовольствия из-за рубежа. А это значит, что со временем смена власти в стра не не будет иметь значения. Ибо никакая власть уже не сможет проявить и признаков самостоятельности и будет вынуждена вы полнять приказы поставщиков. Концепция реформ не может быть выра ботана за месяц и не может быть плодом умо заключений одного человека. Для такой ра боты требуется целенаправленная деятель ность всего государства, знания тысяч уче ных, конструкторов, аналитиков, дипломатов, военных. Соединенные Штаты десять лет проводили свою военную реформу. Из них шесть лет вели эксперименты и готовили за конодательную базу. А у нас пытаются в од ночасье наверстать то, о чем шесть лет толь ко болтали. Тот факт, что разговор идет о реформе армии, а не о военной реформе страны в целом, подтверждает, что власти удовлет ворены состоянием полицейских сил, не со бираются сокращать их, не собираются обоз начать рамки их компетенции и ответствен ности. Не решив социально-экономических про блем страны, обманув надежды людей и за гнав народ в крайне тяжелое положение, режим, желая удержать власть, пытается обе зопасить себя от проявлений народного не довольства. Безопасность страны его мало волнует. Ни одна реформа не может быть прове дена без достаточного финансового обес печения. Для его обоснования нужна кон цепция реформы и расчеты, опирающиеся на реальные экономические возможности страны. Однако у нас все происходит наобо рот.- Еще нет концепции, а президент уже объявляет, что на оборону будет выделять ся не более 3,5% от ВВП. Мы знаем, откуда эта цифра. Уже более трех лет на ней наста ивает Международный валютный фонд. Сегодня внутренний валовой продукт страны (ВВП) снижается, и если эта тенден ция сохранится (а другого не предвидится), то 3,5%, выделяемые на оборону, — прямой путь к финансовому удушению Вооруженных Сил. На 1998 год оборонный бюджет плани руется в сумме 83,5 триллиона рублей. С учетом инфляции 50 процентов в год, в це нах 1996 года эта цифра будет составлять около 45 триллионов. То есть при сокраще нии армии в два раза оборонный бюджет будет сокращен в три раза. А это значит, что армия в 1998 году будет финансироваться хуже, чем в тяжелейшем для нее 1996-м. Можно ли при этом верить в сказку пре зидента о том, что после такого сокращения армия станет у нас “сильнее американской и сильнее армий НАТО"? ПОРА СФОРМИРОВАТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО НАРОДНОГОДОВЕРИЯ Не может быть процветающей армии и оборонной промышленности в нищей и го лодной стране. Невозможно изменить по ложение в деле обороны и безопасности страны, не изменив в целом политический курс руководства. Нынешний режим не только не собира ется идти на компромиссы, но не хочет даже вести диалог с оппонентами. Он готовится использовать всю силу созданного им поли цейского аппарата и угрожает. Режим поте рял чувство реальности и забыл о той де мократии, на заявлениях о верности кото рой он пришел к власти. Время лицемерия кончилось. Режим снял маску. Политические методы борьбы в этих ус ловиях тоже не дадут результата, если не объединятся все, кому дорога Россия, кому небезразлична судьба ее народа. Мы предлагаем обратиться к опыту са мой демократической страны мира — США, пример с которой нас все время учат брать. Там помощник президента Никсона лишь пы тался заглянуть в бумаги помощника сопер ника на выборах... И вся Америка взбудора жилась, требуя импичмента. У нас на такие шалости никто не обращает внимания. Но в стране происходят куда более серьезные и опасные вещи: население ежегодно умень шается на полтора миллиона человек. За пять лет это 7,5 миллиона — столько поте ряла Германия во второй мировой войне. Снизилась не только рождаемость, но и про должительность жизни людей. Это сродни геноциду. Число бездомных детей сегодня больше, чем после гражданской и Великой Отечественной войн. Граждане России имеют полное право спросить за это с представителей власти, в том числе и с президента, и потребовать их ухода. Пора сформировать правительство народного доверия и подготовить условия для новых свободных выборов. Создаваемое нами движение стремится объединить представителей самых разных организаций. Спектр их политических взгля дов колеблется от левого до правого края. Инициаторы движения не ставят перед со бой задачу прихода к власти. Мы хотим лишь одного — дать народу еще один шанс сде лать свой выбор. В своих намерениях мы готовы идти до конца. Оборонная направ ленность нашего движения не должна сму щать. Сильная армия — не самоцель, а идея, достижение которой возможно лишь в про цветающей стране, населенной умным и гор дым народом. ХРОНИКА СЕЛОВБЕДЕ Тульский губернатор, председат ель Р о с а п у о - тзомсою за В асилий СТА РО Д УБЦ ЕВ н а п р а в и л п и с ь м о п р е д с е д ат е л ю Го суд а р ст ве н н о и Д у м ы Г е н н а д и ю С е л е з н е в у . Речь идет о выполнении у к а з а п р е з и д е нт а № 1 0 4 2 «Об А г р о п р о м ыш л е н н ом бан ке Р о с с и й с ко й Ф ед ерации (Аг ропром бан ке России )» «Проводимые в стране аграрные преобразования, сводимые, в основном, к и зм енениям формы со бственности и либерализа ции цен, — пишет В.Старо дубцев, — превратили от расль сельского хозяйства из прибыльной в убыточ ную. За счет диспаритета цен из АПК изъято более 200 триллионов рублей , что равно 30 госбюджетам 1997 года для села. С убыт ком закончили 1996 год 80 процентов всех хозяйств. Экономическое положение продолжает ухудшаться и в текущем году». Как отмечается в пись ме, в последйее время на заседаниях коллегии Мин сельхозпрода России, раз личных форумах, проводи мых им совместно с Росаг ропромсоюзом, а также в официальных письмах, пос тупающих в их адрес от многих республик, краев и обл ас тей , спра в ед л и в о критикуются серьезные не достатки финансово-кре д и т н о го об сл уж ивания сел ьхо зп рои звод и тел ей , возникшие д ополни тель ные трудности а их работе. «Сложилась порочная практика, когда за счет ми зерно го госбюджета для АПК по существу финанси руются коммерческие бан ки, а на покрытие процен тных ставок по кредитам из бюджета АПК изымается ежегодно 1,5-2 триллиона рублей. Реально сельско хозяйственным производст вом управляет коммерчес кий банк «СБС-Агро», а не правительство», — подчер кивает В. Стародубцев. ПОЛКУ «НЕПРИКАСАЕМЫХ» ПРИБЫЛО Депутаты Ю р и й НИ- КИФОРЕНКО и Е вгений БУЧЕНКОВ направили з а п р о с Генеральном у п р о кур о р у РФ Ю рию Скура тову «О п р о в е р к е п р и частности О.Н. Сысуева к грубым нар уш ени ям з а конодательства и финан с о вой д и сц и п л и ны в быт ность его главой а д м и нистрации города Сама ры» . «В период работы Сысу ева Олега Николаевича гла вой администрации города Самары, — говорится в де путатском запросе, — его имя тесно связывалось с грубыми финансовыми на рушениями , потворством уголовным элементам, что п о д тв ерж д а е тся ходом следствия сотрудни ками УВД Самарской области». Как говорится в запро се, Сысуев состоял в близ ких приятельских отноше ниях с Виктором Сидорен ко, председателем комите та по управлению имущес твом Самарской области. В марте 1996 года прокура тура завела на Сидоренко уголовное дело по статье 170 УК РСФСР, то есть за злоупотребление служеб ным положением. В мате риалах дела имеются дока зательства о личном учас тии Сысуева в «спасении» Сидоренко и других нару ш и телей . Так, 6 апреля 1995 года Сидоренко взял кр е д и т в комм е р че с ком банке на сумму семь мил лиардов рублей — кредит якобы предназначался для н е коей фирмы «Энон». Часть кредита — два мил лиарда рублей — была пе речислена на счета АСЗТ «Трапеза», хозяином кото рой являлся сам Сидорен ко. Д епу та ты сообщ аю т : следствие, судя по матери алам печати (журнал «Профиль» №19 за 1997 год), выявило, что мэр Са мары С.Сысуев задним чис лом, а именно 10 апреля 1995 года, разрешил коми тету по управлению иму ществом города Самары в индивидуальном порядке заключать кредитные дого вора с ком м е р ч е с ким и структурами, что было за прещено федеральным за конодательством. Сысуев издал свой до кум ен т не только задним числом, но и даже не зарегистрировал его. Фактически распоря жение Сысуева не имело юридической силы, однако использовалось для обога щения мошенников. Нам известно, пишут де- путать!, что фирма «Энон» в лице Сидоренко не верну ла к назначенному сроку взятый кредит, И Сысуев издал новое постановле ние (№ 105) «О выплате семи миллиардов и про центов за счет городского бюджета». «В России, к со жалению, лица типа Сысу ева выдвигаются на самые ответственные участки го сударственно го управле ния, становятся «неприка саемыми» в номенклатуре 1^емля» ,— подчеркивают Ю.Никифоренко и Е.Бучен- ков. И депутаты Госдумы настаивают на тщательном и принципиальном рассле довании всех приведенных в их запросе фактов. НАЛОГОВЫЙКОДЕКС:ВОЗМОЖНЫАЛЫЕРНА1ИВЫ? В комитетах Государственной Д ум ы началась напр я ж енная работа над Налоговым ко де ксом . К а к известно, Г о сд ум а приняла в п е р в ом чтении правительственный вариант этого законопроекта с тем усло вием , что он б у дет усовершенствован и доп о л н е н ко второму и треть ем у чтениям. Налоговый ко д е кс вызывает нем ало с п о р о в и нареканий ср е д и законодателей ниж ней палаты, к чи сл у которых относится и председатель подкомитета Государственной Д умы по м а л ом у предпринимательст в у Иван ГРАЧЕВ (фракция «Яблоко»). И .Грачев — автор р яд а законопроектов, отстаиваю щ и х интересы малого би знеса и отечественных товаро производителей. Корреспондент «Думской панорамы» о б ратился к И. Грачеву с п росьбой прокомментировать свою по зи ц ию в отношении Налогового коде кса . — Нормальная налоговая кий и средний бизнес про реформа должна содейство вать развитию отечественно го товаропроизводству, а не губить его. Представленный правительством проект Нало гового кодекса может вооб ще погубить малый бизнес в России, который еще как-то держит на плаву нашу эконо мику. — Чем конкретно он вас не устраивает? — Во-первых, он крайне противоречив , гром о здо к , написан тяжелым язы ком . Кодекс состоит из 650 стра ниц и содержит 1150 статей. Это «китайская грамота», одо леть которую не у каждого хватит терпения. Едва ли та кой талмуд станет настольной книгой бухгалтеров, налого вых и нспекторо в и судей. Они просто будут бояться от крыть его лишний раз. Во- вторых, практически все его положения направлены на удушение малого предпри нимательства, выкачивание из него налогов до такой степе ни, что и без того едва сво дящий концы с концами мел- сто не выживет. Взяв за точ ку отсчета чистую прибыль, получается, что для малых предприятий налоги и сборы по действующим законам со ставят 103-107 процентов от .самой прибыли. Что же тогда останется самому предпри нимателю? Создается такое впечатле ние, что разработчики специ ально поставили новый НК в противоречие с Гражданским кодексом. Искажены понятия «коммерческая деятельность» и «малое предприятие». Д а лее, количество налогов в НК хотя и значительно уменьше но и доведено до 30 вместо д вухсо т , но все равно их очень много. А, как извест но, чем больше налогов, тем труд нее их с об и р а ть . В-третьих, НК наделяет ис полнительную власть б е с предельными полномочиями, и именно Минфин и налого вые службы принимают ре шения, какая деятельность является экономической , а какая—нет. Это расширение полномочий исполнительной ПОЛОЖЕНИЕ - ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ Президент внес на рассмотрение Государствен ной Думы проект федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». Распоряже ние президента о подготовке законопроекта было сделано еще в мае 1995 года. Перечень обстоятельств. Чрезвычайное положение вводится в соответствии с Конституцией и данным зако ном, как на всей территории России, так и в отдельных ее местностях. Суть ЧП — осо бый режим деятельности ор ганов государственной влас ти и органов местного само управления , предприятий , организаций и учреждений, их должностных лиц и об щественных объединений . Законом допускаются как о г раничения прав и свобод граждан, так и возложение на них дополнительных обязан ностей . ' Чрезвычайное п о ложение — временная мера и вводится исключительно в интересах обеспечения без опасности граждан и защиты конституционного строя. служащих основаниями для введения ЧП, выглядит так: — чрезвычайные ситуации социально-политическо го и кримино генно го характера, такие, как попытки захвата или присвоения власти, на си л ь с тв е н н о го и зм енения конституционного строя либо его основ; — террористические акты, блокада отдельных местнос тей; — массовые беспорядки; — межнациональные, меж конфессиональные и ре гио нальные конфликты, сопро вождающиеся насилием, у г рожающим жизни и безопас ности граждан, нормальной деятельности государствен ных и общественных инсти- власти совершенно не свой ственно нормальному нало говому законодательству. Бо лее того, по новому НК на логовый инспектор получает право без решения прокуро ра, без суда и следствия не только входить в помещение, но фактически арестовывать любого гражданина. Там это, правда, называется принуди тельной доставкой для выяс нения вопросов, интересую щих налоговую службу. Но вый НК не сбдержит в себе идеи развития конкурентной среды. Все вышеперечисленное позволяет мне сказать, что данный Налоговый кодекс не только не решает ни одной из ключевых проблем ны нешнего налогового законо дательства, но по большин ству позиций их усугубляет. Если говорить совсем кратко — он антирыночный. Вот по чему я готовлю принципиаль но новый документ альтерна тивного Налогового кодекса. — В чем преимущества, с вашей точки зрения, аль тернативного документа? — Первое — это снижение налогового пресса, ограниче ние налогового бремени с 60 процентов до 35. Второе - уменьшение количества на логов с 30 до четырех-пяти. Д олевое р а сп ре д е л е н ие всех налогов по уровню влас ти: федеральный уровень , субъекты федерации и уро вень местной власти. Третье — Налоговый кодекс будет написан ясным, доступным русским языком, понятным как специалистам, так и до- тутов; — чрезвычайные ситуации техногенного, экологическо го и природного характера. Чрезвычайное положение вводится указом президента, о чем незамедлительно со общается Совету Федерации и Го с уд а р с тве н н ой Д ум е . Указ президента до населе ния незамедлительно дово дят каналы общероссийских теле- и радиокомпаний, пос ле чего члены Совета Феде рации обязаны прибы ть к месту заседания в м а кс и мально короткие сроки без всякого специального вызо ва. Указ передается на утвер ждение Совета Федерации. Если указ не утвержден, то он утрачивает силу с момен та вступления в силу соответ ствующ е го постановления Совета Федерации, либо по истечении 72 часов с момен та обнародования указа. Срок действия ЧП на всей терри тории России не может пре вышать 30 суток, а вводимо го в отдельных местностях — 60 суток. Законопроект определя ет меры и временные о гра -- ничения, применяемые в ус ловиях ЧП. Среди них, в час тности — особый режим въез- мохозяйкам. И наконец, НК д олж ен с о о т в е т с т в о в а т ь Гражданскому кодексу . З а щищать права собственника, не душить его, а взращивать и лелеять; не покушаться на собственность в случае невы платы налога, а дать возмож ность предпринимателю вы платить налог деньгами. — А если все-таки Дума примет вариант , предло женный правительством? . — Постараюсь внести свои “ попра в ки при обсуж дении закона во втором чтении. С этой целью я вошел в рабо чую группу по доработке пра вительственно го варианта. Ведь если данный Налоговый кодекс не будет отвечать ин тересам отечественного то варопроизводителя и пред принимателя, он все равно будет меняться и дорабаты ваться, Это диктуется объек тивной реальностью нынеш него развития экономики Рос сии. Развитие России неотде лимо от реформ , которые ориентированы на развитие малого бизнеса. Нынешний предприниматель олицетво ряет наш рынок. И надо сде лать все возможное, чтобы налоговая политика страны содействовала развитию ры ночных отношений в стране, а не убивала их на корню . Цель налоговой политики не в том, чтобы забрать всю при быль у предпринимателя, а в том, чтобы создать условия для процветания предприни мательства, что повлечет за собой приток средств в госу- Щ Л дарственную казну. ш да и выезда, а также ограни чение свободы передвиже ния на территории, где вве дено чрезвычайное положе ние: введение особо го по рядка продажи, приобрете ния и распределения продо вольствия и предметов пер вой необходимости: запре щение проведения с о б р а ний, митингов, уличных шес твий и демонстраций; запре щение забастовок и ограни чение движения транспорт ных средств и их досмотр. Дополнительно могут вво диться: комендантский час, ограничение свободы СМИ путем введения предвари тельной цензуры, приоста новление деятельности по литичес ки х партий и иных общественных объединений, препятствующих нормализа-1 ции обстановки. ^ Для обеспечения режима ЧП и спол ь зую тся силы и средства органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, воинских час тей МВД. А также, в отдель ных случаях, воинские части гражданской обороны. Правосудие на террито рии, где введено чрезвычай ное положение, осуществля ется только судом. для кого АМНИСТИЯ? Президент внес на рассмотрение депута тов проекты постановле ний об амнистии и ее применении. «Полагаю, что объявле ние амнистии явится не только проявлением акта гуманизма со стороны го сударства в отношении не которых категорий осуж денных, — отмечает прези дент в пояснительной за писке, — но, кроме того, позволит смягчить крайне напряженную обстановку, сложившуюся в местах ли шения свободы, и даст возможность привести ус ловия содержания осуж денных и арестованных в соответствие с общеприз нанными стандартами». По мнению Б.Ельцина, с учетом состояния преступ ности в стране амнистия не должна носить всепрощен- ческого характера. Она не может распространяться на лиц, совершивших та кие преступления , как умышленное убийство , умышленное нанесение тяжких телесных поврежде ний, изнасилование, раз- бой, бандитизм , рэкет , кражи с проникновением в жилище, а также на повтор но осужденных к лишению свободы за умышленные преступления. И непремен ным условием применения амнистии должно быть пра вопослушное поведение осужденного во время от бывания наказания. По амнистии предлага ется освободить от отбы вания наказания грежде всего участников боевых действий по защите Роди ны, беременных женщин и женщин, имеющих несо вершеннолетних детей , инвалидов I и II групп, боль ных активной формой ту беркулеза, престарелых и несовершеннолетних. На ряду с освобождением от наказания по амнистии в некоторых случаях предус матривается сократить осужденным неотбытую часть наказания. На предлагаемых усло виях амнистия может кос нуться примерно 445 тысяч человек, из которых 35 ты сяч будут освобождены из мест лишения свободы. НАШЕПРАВЗОНАТЬ- БЕСПЛАТНОИЗАДЕНЬТИ Президент внес на рассмотрение Государствен ной Думы проект федерального закона «О праве на информацию». Отношения в сфере про изводства и распространения информации, а также в сфе ре получения информации по запросам журналистов и редакций на сегодня регули руются рядом законов — «О средствах массовой инфор мации», «О порядке освеще ния деятельности органов го сударственной власти в госу дарственных средствах мас совой информации», «О не коммерческих ор гани заци ях», «Об общественных объ единениях» и другими. Одна ко в нащем законодательст ве нет нормативного акта о механизме реализации пра ва каждого свободно искать, получать и передавать ин формацию. Даже закон «Об информа ции, информатизации и за щите информации» не запол няет этого вакуума, так как в нем отсутствуют нормы, рас крывающие право граждан на информацию и механизм ре ализации этого, права. Пред лагаемый закон базируется на том, что право на информа цию — неотъемлемое право человека и гражданина. Он устанавливает обязанность го суд ар с тв енны х ор ганов , органов местного самоуправ ления, организаций — неза висимо от форм собственнос ти и организационно-право вой формы — по обеспече нию права на информацию. О беспе чени е права на информацию состоит в сле дующем: обязанности госу дарственных органов и орга нов местного самоуправле ния публиковать принятые ими правовые акты в установ ленном законодательством порядке; обязанности ор га нов и организаций сообщать для всеобщего сведения ин формацию о своей деятель ности и правовом статусе, а также информацию в тех слу чаях, если распространение та кой инф орм ации может предотвратить угрозу жизни или здоровью граждан; если требуется пресечь распрос транение недостоверной ин формации или если инфор мация имеет общ ественно значимый характер. О р ганы и о р га н и за ц и и должны пред ос тавля ть по просьбе—запросу — обратив шегося запрашиваемую ин формацию для озна ком ле ния, давать необход имы е разъяснения и выдавать ко пии. В проекте закона пере числены случаи, при которых инф ормация не подлежи т предоставлению и защищает интересы личности, общест ва, государства от распрос транения информации, кото рая может принести вред этим интересам . В частности , в предоставлении информации может быть отказано, если она содержит сведения, со ставляющие государственную тайн^, об оперативно-розыс- кнои и следственной д е я тельности, о судебном рас смотрении гражданских и уго ловных дел в случаях, когда разглащение этих сведений запрещено законом или мо жет нарущить право челове ка на объективное судебное рассмотрение его дела, со здать угрозу жизни или здо ровью граждан, составляю щие коммерческую или слу жебную тайну, о частной жиз ни другого лица без его со гласия. Одна из важнейших га рантий реализации права на информацию — бесплатность предоставления инф орм а ции, затрагивающей права и свободы личности обратив- щегося. Организация, основ ной деятельностью которой является предоставление ин формации на коммерческой основе, самостоятельно оп ределяет размер платы за нее. СПИРТ - под КОНТРОЛЬ На предварительное об суж д ен ие — д л я сбора отзы вов , зам е ч а ни й и п о пра во к — в комитеты и ком и с с и и , депутатские объединения Государственной Д ум ы и в Со вет Ф ед ерации направлены д в а правительственных з а конопроекта, предусматривающих упор яд о чение п р о и з водства и оборота этилового спирта и алкогольной п р о д у к ц и и . Первый из них разработан для усиления государствен ной монополии на производ ство и оборот этилового спир та и алкогольной продукции, обеспечения реального госу д ар с тв ен н о го контроля на отечественном рынке алко гольной продукции, пресече ния возможности незаконно го ввоза и производства спир та, недоброкачественной ал когольной продукции, ликви дации путей «ухода» от упла ты налогов и защиты отечес твенных товаропроизводите лей. Для э то го к о н кр е т н о предлагается внести измене ния в ныне действующий за кон. В частности, речь идет о передаче полномочий по лицензированию производ ства и оптовой торговли эти лового спирта и алкогольной продукции, независимо от их объемов, федеральным орга нам исполнительной власти. Повышается роль органов ис полнительной власти субъек тов федерации при согласо вании решений о выдаче ли цензий. Запрещается сдача в аренду имущества организа ций по производству этило вого спирта, алкогольной и непищевой спиртосодержа щей продукции, производст во этой пр од у кци и из д а вальческого сырья, бартер ные операции и расчеты на личными деньгами за ее пос тавки. Законопроект четко фор мулирует, что «ввоз на тамо женную территорию Россий ской Федерации этилового спирта разрешается органи зациям, имеющим лицензии на импорт этилового спирта». Также организации, осущес твляющие поставку этилово го спирта на экспорт, долж ны сообщать уполномочен ному правительством феде ральному ор гану и с п о л н и тельной власти об объемах поставки и получателях спир та. Правительственный зако нопроект предполагает за прет на реализацию этилово го спирта в розницу, регули рование отпускны х цен на этиловый спирт, осуществле ние государственно го ко н троля за его качеством. Законопроект расшифро вывает понятие «алкогольная п р од у кци я» . Это — с п и р т питьевой, водка, ликерово д очны е и зд е л и я , ко н ья ки (бренди), кальвадос, вино ви ноградное и плодовое и иная пищевая продукция с содер жанием э тил ово го спирта , произведенная из пищевого сырья, за исключением пива. Точно так же действие зако на не распространяется на «вино домашнего приготов ления, произведенное путем е с т е с т в е н н о го б рож ения гражданином (ф и зическим лицом) не в целях сбыта». Второй правительствен ный законопроект определя ет порядок взимания сбора за выдачу лицензии на прои з водство и оборот этилового спирта и алкогольной про д укции и размер сбора . В большинстве случаев за вы дачу лицензий ра злично го характера этот сбор состав ляет 500 установленных за коном размеров минималь ной месячной оплаты труда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz