Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

V г Щ г ’' ;- |1 в редакт оров районных газет области Ч АСУ А сколько маяты было с погребением в «зонах трез­ вости*! Уже самое первое дело — рытье могилы — пре­ вращалось в неразрешимую проблему. В том же Репце помнят, как копачи зимой работали семь часов! Без во­ дки, хоть какие деньги сули, никто не возьмется. Если случалось помирать кому-то в этих самых «зонах*, бедо­ вали родственники люто. Не­ сколько бутылок удавалось достать по справкам сельсо­ вета, остгшьное — у местных ш инкарей . Т ак , оберегая идейность и нравственность, НЕшрочь забывали о людях. Сегодня, конечно, не то: ни­ каких запретов. Но и учас­ тия, как и прежде, малова­ то. Нынче в деревнях сидят с покойником «монашки-чи­ талки*. Службу несут они ночью и, как правило, добро­ совестно. И это очень важно, ведь по свидетельству святых отцов, душе человека бывает очень страшно при выходе из тела, особенно в первые три дня. А сопровождает ее Ан­ гел-хранитель, данный ей при Святом Крещении, и духи злобы (бесы), причем вид их ужасен. Вот тут и по­ могает молитва облегчить страдания. Но в эти черные дни не очень-то увидишь ко­ миссаров да командиров на­ ших дней. Почему-то нет их рядом с людьми, отяжелев­ шими от горя... Дела, знаете ли... Но как бы там ни было, а все в конце концов устроит­ ся как надо. По-людски, по- христиански. Вынесут умер- I шего из его последнего жи- лища вперед ногами, споют, кто знает, песнь в честь Свя­ той Троицы: «Святый Боже, Святый Крепадй , Святый.,, Бессмертный, помилуй нас», повяжут мужики на рукава полотенца и понесут на сво­ их плечах гроб на кладби­ ще..._ 1 егодня, отказавшись от оголтелого атеиз- ^ма, восстав от дурно­ го сна, люди снова возвраща­ ются к православным тради­ циям соборования. Посыла­ ют за священником, заказы ­ вают молебны, зажигают пе­ ред иконами свечи. А вот в церковь для отпевания, как встарь, покойников практи­ чески не вносят. Этот древ­ ний обряд я не раз наблюдал только в Усмани, в местном храме, и больше не. видел нигде. Между тем душа пос­ ле смерти проходит страш­ ные мытарства, и чтобы по­ мочь ей, и совершается цер­ ковное отпевание. Гроб ста­ вят посреди церкви лицом усопшего к алтарю и по че­ тырем сторонам возжигают свечи. Но многое порушено за годы безверия в душах лю­ дей и в мирской жизни. Не­ сколько лет назад задонские монахи решили было восста- _____„ „ „ сыхающую лужу, пока на- щт МОНОЛОГИ О ГЛАВНОМ конец не засыпали ее за «федеральные* деньги. В а х и м и ь I новить кладбищенскую цер­ ковь-часовню. Здание-то при­ вели в порядок, а вот изба­ вить его от дикого запаха не смогли. Местный совхоз до­ лгие годы хранил здесь... ядох 1 ш каты. собый разговор — о сельских погостах и кладбищах. Именно там и собрано основное насе­ ление наших городов и сел, именно там мы можем оце­ нить свое душевное состоя­ ние и культурный уровень, ибо «любовь к отеческим гро­ бам* — она либо есть, либо отсутствует. Мне довелось бывать на армянских кладбищах в са­ мое трудное для республики время — во время последне­ го землетрясения. Людей хо­ ронили в жуткой спешке в общих траншеях и, не опоз­ нав, просто под номерами: «356, 357*... Но даже эта скорбная лихорадка (тела лежали на газонах и улич­ ных перекрестках) не могла заслонить перспективу: было ясно, что со временем на каждой могиле появятся и красивое надгробие, и цветы. Потому что рядом были именно такие могилы, любо­ вно ухоженные, свидетель­ ствующие о высокой культу­ ре нации. Что характерно — в Армении, зажатой со всех сторон горами, на каждом кладбище — покой и про­ стор, так не похожие на наши сутолоку плит, крестов и ог­ радок. И вот вопрос: как же так, в России, где земли не меряно, где ширь и удаль просторов, негде практичес­ ки ни разместить могилу, ни устроить семейный некро ­ поль? Моя старая тетка бывает на кладбище, что под Задо­ нском за деревней Поповка, раз в год, на Пасху. И то — если подвезут добрые люди, свои ноги не ходят. И вся­ кий раз она слезами облива­ ется: в могилу ее матери опустили два года назад ка ­ кую-то «ничейную* старуш­ ку. «Крест на кресте... — шепчет всякий раз тетка На­ стя, — грех-то какой...* Что-то неладное происхо­ дит на наших курганах. Да и вспоминаем-то мы о них все больше в пасхальные дни, когда приходим сюда пить водку да крошить на могиль­ ные плиты разноцветные яйца. Кое-где коммунальни­ ки в зимние дни времени да­ ром не теряют — на кладби­ ще работают бригады по рас­ чистке в буквальном смысле завалов, но кардинально про­ блему не решить и им, пото­ му что спроектированы и ус­ троены сельские кладбища так, что порядка здесь те­ перь, пожалуй, не добиться: без денег, методом самообло­ ж ения , многое не попра ­ вишь. В селе Н. Казачье долгие годы покойников носили за селом, лесом, обходя непро- глубинной Бехтеевке ка- йй, кие-то злоумышленники чуть было не спалили сель- ; ский погост — пал остано- вили местные жители, вы- йдя всем селом на тушение огня. В иных поселениях на кладбищах и вовсе чув- I - ствуешь себя муторно: все в таком виде, будто Соло- - ' вей-разбойник насвистал. ^ - Периодически на про­ блему обращают внимание. В Усманском, Чаплыгинс- ком районах пытались ре­ шать ее на районном адми­ нистративном уровне. Хо­ рошую идею высказывал однажды на страницах на­ шей газеты глава админис- трации Задонского района А.Свиридов, предлагав- К?-: ший заняться благоустрой- ством скорбных мест оби- тания наших предков в рамках специальной соци­ альной программы, кото­ рая и явилась бы провер­ кой нашей совестливости, памятливости и справедли­ вости перед «отчич и де- д и ч ^ .____ изнь коротка и эта истина касается бук­ вально всех. И из всех рус­ ских слов, может быть, на­ иболее точные и справед­ ливые были сказаны дав­ но: все там будем. А пото- , му надо торопиться. Жить. И совершать поступки. А вообще как бы вам сделать так, чтобы наши старики пожили еще, даже сверх отпущенного? А гро­ бы на чердаках пусть бы полежали. Подольше... А лекс ан др КОСЯ КИН. ----- ПОСЛЕСЛОВИЕ----- шШш *. Ж » Шш ШШ ЦЕНЫ СКАЧУТ. ЦЕННОСТИ НЕ МЕНЯЮТСЯ Ж урна листск ое братство не распадается под ударами времени, под напором суетности, поли ­ тических страстей , духовной смуты — зкурналис- тск ая друж ба выдерж иваетиспытания расстояни ­ ями, границами, к арьерой. Из далекого Китая или Соединенных Штатов отыс­ кивает нас давний наш то­ варищ и коллега Игорь Ба- дарин. Собкор большой сто­ личной газеты, он по-пре­ жнему почитает долгом сво­ им передать очерк или ин­ тервью для «ЛГ*, для ее читателей, а заодно послать весточку и добрые пожела­ ния землякам . А Женя Емельянова оказалась за границей не по своей воле — когда она много лет на­ зад уехала из Липецка в Прибалтику, ее новое мес­ тожительство еще не назы­ вали «Ближним зарубежь­ ем». И вот сегодня она при любой оказии переправля­ ет нам свои горькие, острые корреспонденции — свиде­ тельства о том, что происхо­ дит в Латвии, Литве, Эсто­ нии, как складывается судь­ ба русскоязычного их насе­ ления. Ставший москвичом Юрий Дюкарев, имея воз­ можность печататься (и пе­ чатаясь) в десятках изданий, регулярно пишет для нас, с гордостью представляется са­ мым знаменитым собеседни­ кам — министрам, депута­ там, прославленным артис­ там, литераторам, режиссе­ рам — парламентским обоз­ ревателем «Липецкой газе­ ты*. Эти примеры можно мно­ жить. В адрес «ЛГ* регуляр­ но поступают и конверты с письмами, и пакеты с мате­ риалами, снимками, а то и книгами, на чьих обложках и переплетах знакомые име­ на людей, в прошлом связан­ ных с липецкой журналисти­ кой... В одной из последних бан­ деролей мы нашли скромную к н иж к у , озаглавленную «Земляки*. Слава Богу, ее автор не в Прибалтике и не на «вольной Украине». Толя Рощупкин живет в Ростове. Работал первым заместите­ лем главного редактора в об­ ластной газете «Молот», те­ перь возглавляет отдел Зако­ нодательного собрания Ро­ стовской области. А корни его — здесь, в нашем крае. Потому-то, перелистав его сборник прозы, мы то и дело натыкались на местные на­ звания, на имена известных нам липчан. Да и иные сю­ жеты, оробенно документаль­ ные, были знакомы — ког­ да-то Анатолий уже писал об этом в очерках и корреспон­ денциях, публиковавшихся в нашей газете. Допустим, ис­ тория тербунца Ивана Яков­ левича Пахомова, чье детст­ во совпало с войной. Его судьба очень напоминает судьбу его тезки Бани Со­ лнцева из катаевского «Сына полка». Не случайно Анато­ лий Рощупкин подчеркнул это сходство в самом назва­ нии своей документальной повести —«Сын эскадрона*. О ком же еще рассказы­ вает Рощупкин? Если корот­ ко — прежде всего о людях русского села. Об их любви и труде, об их сбывшихся и несбывшихся надеждах, о нравственной силе народа, которого не сломили ни во­ йна, ни бюрократическое без­ душие и жестокость минув­ ших десятилетий, ни нынеш­ ние, быть может, еще более безжалостные и бесстыдные эксперименты на живом теле, над живой душой Рос­ сии. Творческие ориентиры и эталоны Анатолия очевидны. Он и сам поминает в коро­ теньком авторском вступле­ нии тех, кто ему, как лите­ ратору, сродни: Лихоносова, Распутина, Белова ... И с грустной иронией рассказы­ вает, как приобрел за симво­ лическую цену лихоносовс- кий томик, лежавший невос­ требованным рядом с детек- К АК ДЕЛА . КОЛЛЕГИ? - | тивами в лакированных обложках, стоившими в со­ тню раз дороже прозы та ­ лантливейшего деревенщи­ ка. «Да, у каждого времени свои цены, свои ценности, — итожит Анатолий. — Б сборнике «Земляки* я ста­ раюсь вести речь о чувст­ вах, нравственных катего­ риях, которые не подлежат уценке. Надеюсь, читатель согласится со мной*. Мы тоже надеемся на это. И еще хотим добавить любопытный штрих. Кни­ га назван а «Зем ляки» . Между тем среди ее героев есть и липчане, и ростовча­ не, и коренные жители Чер­ ноземья, и колоритные ка ­ заки юга России. Но все- таки автор прав: по боль­ шому счету ведь все мы — дети одной страны, одного народа, одной культуры, все мы россияне, а значит — земляки. И неважно, где мы сегодня живем — в Ли ­ пецке или Прибалтике, в Ростове или Сан-Францис­ ко. Важно, что мы верим в Россию, трудимся для Рос­ сии, служим ей. В том чис­ ле — и правдивым, чест­ ным, умным словом, как Евгения Емельянова, Игорь Бадарин, Юрий Дюкарев или ростовский земляк липчан Анатолий Рощуп­ кин... И. НЕВЕРОВ. Обычный ст андарт ­ ный гроб, обитый матери ­ алом, стоит сегодня от 230 до 250 тысяч рублей. В ен ки — тканевые, б у ­ мажные, металлические — от 20 до 200 тысяч руб ­ лей. В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О погребении и похоронном деле» часть ритПу'альных уОлуг может Щ о п лат ит ь государство. Практика же'свидетель ­ ствует об обратном: увы, не может. Утешение одно — не только этот, но и прочие законы в нашей стране не выполняются. ИЗ ПРАВОСЛАВНОГО ОБЫЧАЯ В церквах невозможно отпевать и поминать некре­ щеных и иноверцев. Нель­ зя оставлять покойника в храме долее одного дня. Нельзя жечь свечи на мо­ гиле усопшего, а только перед крестом или иконой. Устанавливать’памятники и венки на могилах — не православный обычай. Не­ льзя помещать фотогра­ фию усопшего на надгро­ бие, а тем более на святой Крест. Нельзя отпевать са­ моубийц. И уж совсем не­ православно губить де- 1 ^ ревья, бросая сосновые вет- ки во время похоронной процессии. Так отчего же мы все делаем наоборот?! Нельзя, но мы делаем! ^ , / ДЕРЕВЕНСКИЕ Б АЙ КИ П Р О о д е я л о . . . Не сек рет , что все больш е появляется у нас семей , г де супруг и . . . как бы этР помяг че — не зарег истрированы. Эмансипированные дамы ж е ­ лаю т сохранить формальную свободу, и всег да найдется муж ик , к оторый на это сог ласен . Так ое сож ительство мож ет быть не менее долг им и не менее друж ным, чем и официальное супруж ест ­ во: Но мож ет :быть и наоборот . . . « Ш есть лет ж или вместе Алек сандр и Лю дми ­ ла . Уж е и дочк а подрастать стала| и общ ее хо ­ зяй ству завелооь.тНот^ ^ сак говрр| р-ря,- ,^ ^ с попу«ш тал. я ^ у Й Р л и « разбеж аться» :' ДКло-тб^ ^ ллевреЛг коли^ Шт'СйНгРмпа в’паспорте . . . И тут заботливый папа подумал о будущ ем до- 1чери: вырастет, замуж захочет, приданое г ото ­ вить н адо. . . И реш ил, что за те годы,* что вели | они в доме Людмилы совместн ое хозяйство, и он к ое- что заработал. Пошел к Людмиле — к ак объяснял он потом на суде — пог оворить и отк рыто взять для будущ его приданог о дочери три одеяла . Приш ел. А дома — ник ого, з а 1 фыто. Однак о дом - то известный , сам все запоры в нем делал — к ороче , влез папа че ­ ре з ок но и . . . взял три одеяла . Вернувш ись, мама , к онечно, заметила пропа ­ ж у. И побеж ала в милицию , г де сра зу ж е назвала имя похитителя. Д а тот и не отпирался . . . Одеяла вернули. Следствие провели. Суд на ­ значили. Нак ануне заседания папа опять заволно ­ вался: вдруг посадят, да надолго — останется тог ­ да доченьк а бе з одеял . . . К ороче , он снова залез в тот ж е самый дом и снова спер одно из тех ж е самых одеял: Лю дмила на эт о т ра з не заме тила . Мож ет , взволнована была. Суд состоялся в назначенный день, Алек сандр получил два г ода исправработ. А через неделю зак рутился новый виток сле дст ­ ви я . ; . , ■: Муж ик и! А равным обра зом бабы и прочие грахсданочки. Мож ет, все - так и лучше о детях з а ­ ботиться вместе , а не врозь? И для детей так луч ­ ш е . Д а и для взрослых . .. - А. ВИ К ТОРОВ. ! Добровск ий район. ИИ район. Этотнеобычный праздник состоялся в просторной избе Екатерины Стефановны Потаповой, которая ж иветна самой окраине села Яблонова. И хотя проходил он без пышного застолья и крепких напитков, весело было всем: и его учас­ тникам, и тем зрителям, которые по старинному обычаю тол­ пились возле окон и в прихожей. А величался тотзимний вечер не иначе, как «Праздник матани». Автору этих строк тоже посчастливилось быть свидете­ лем этого яркого, самобытного празднества. И пока шли последние приготовления, я успел познакомиться со мно­ гими его участниками. ЧАПЛЫГИНСКИЙ РАЙОН - | И в Д О М Е С К О Р Б И И Д ЕТ Ж И З Н Ь К огда преж де случалось поп а ­ д ать в эту обитель ск орби или даж е просто проходить мимо — тяж кая тоск а наваливалась на душу. П си ­ хоневрологическ ий интернат. « Дур­ дом» , к ак говорятв народе . И этим все ск азано. Становится понятным, почему люди сторонятся этого м е с ­ та. Но и здесь идетж изнь. . . Аура болезни, всегда окру ­ жавшая это место, не исчезла, но... Как-то светлее, что ли, ста­ ло на огороженной железным за ­ бором территории Демкинского психоневрологического интерна­ та. По крайней мере так мне по­ казалось в очередной приезд сюда. — Три года назад директором у нас стгща Любовь Михайловна Аксенова, — рассказывает стар­ ший фельдшер Юрий Иванович Хрупов. —Приехала она из При­ балтики, где руководила интер­ натом общего типа. И пошли дела. Расчистили территорию от диких кустов и деревьев, снесли несколько старых строений. Двадцать девять лет прорабо­ тал в этом интернате Юрий Ива­ нович. Человек, почти всю жизнь отдавший уходу за обиженными природой, хорошо знает, что им нужно. И если он говорит, что сейчас лучше, значит, так оно и есть, ^ В корпусах, где живут паци­ енты интерната, много нового. Линолеумом покрыты полы. На подоконниках, на стенах -гг .гор­ шки с живыми цветами. Преоб­ ражаются и двухместные палаты, все больше походят они на жи ­ лые комнаты. Заглянул в столовую. Будний день. Чистота, порядок стали здесь привычными, как и разно­ образные блюда. Вот и сегодня — салаты, тефтели, котлеты. По-до­ машнему ароматный парок под­ нимается над кастрюлей с бор­ щом. Улыбчивая повариха Алла Поливкина охотно поясняет: — А у нас каждый день так. Алла тоже беженка, как и ди­ ректор интерната. Только Любовь Михайловна приехала из Прибал­ тики, Алла — из Казахстана. Не удержался от вопроса: —Как же угораздило вас най­ ти работу в «психушке»? — А почему вы думаете, что тут нельзя работать? — улыбну­ лась Алла. — Конечно, привы­ кнуть надо, но, в общем-то, на­ род здесь хороший, тихий. Мно­ гого не понимает, но на добро добром отвечает. Любит игры раз­ ные, разучивает и показывает на своей сцене простенькие пьески. Да вы в наш красный уголок за ­ йдите. ...Светлана Богданова, непос­ редственный организатор всей культурной жизни интерната, охотно подтвердила: — Да, любят наши пациенты шашки, шахматы. Кстати, недав­ но заняли второе место в области по шахматам среди аналогичных учреждений. Многие любят чи­ тать — конечно, то, что понять в состоянии. Недавно сами поста­ вили на сцене «Репку*. Всем очень понравилось. Каждую пят ­ ницу у нас дискотека: два часа танцуем. Пациенты у нас, конеч­ но же, больные, но ведь живые люди, и хочется им жить. Честно скажу, за все блага мира не согласился бы по доброй воле остаться здесь, несмотря на действительно вкусную пищу. еженедельную дискотеку и даже второе место в области по шахматам. И тем выше заслуга Любови Михайловны Аксено­ вой, Юрия Ивановича Хрупова, фельдшера Антонины Горноста­ евой, повара Аллы Поливкиной и других, благодаря усилиям которых жизнь пациентов пси­ хоинтерната, уже привычно без­ радостная, становится похожей на нормальную человеческую жизнь. На этот раз из Демкино я возвращался с легкой душой. И легкость эта была связана не только с осознанием того, что у людей, живущих в здешнем психоневрологическом интерна­ те, многое изменилось и еще будет меняться к лучшему, но и с тем, что я лишний раз смог укрепиться в своей вере в непо­ колебимые нравственные устои нашего народа. Может, и гром­ ко сказано, но — в точку. Ну где еще вы найдете та­ ких красивых внутренне людей! Готовых при любых обстоятель­ ствах, порой себе в ущерб, про­ тянуть руку помощи ближнему, особенно, если природа его в чем-то обделила. Нет, что ни говорите: пока будут на Руси такие люди, как те, с которы­ ми я познакомился в Демкин- ском интернате, будет жива и Россия. Александр АНДРЕЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Б А Б Ы 1 С А Т И Вот один из них — Николай Леонть­ евич Потапов. Он уже разменял восьмой десяток лет. Был участником войны, но хорошо еще выглядит, легок в походке, приветлив. Играть на балалайке Николай Леонть­ евич начал еще в детстве, когда старший брат Федор подарил ему, можно сказать, кусок бревна с туго натянутыми стальны­ ми нитями. С тех пор он так и прилип к инструменту. В ребятах ходил с ним на матаню. Бывало, что и на фронте веселил своих боевых товарищей. Не расставался с балалайкой и в те годы, когда работал в колхозной кузне. А сейчас, на пенсии, тем более не представляет без нее жизни. Вот и сегодня решил тряхнуть стариной, вновь пришел на матаню с инструментом, как и полсотни с лишним лет назад. Рядом с Потаповым еще один местный балалаечник —Михаил Николаевич Томо- зов. Годками он чуть помоложе, но тоже уже на пенсии. Сорок лет отработал на трак­ торе. —Хороший инструмент, — с гордостью произносит Михаил Николаевич. —А если к нему добавить мандалину да бас — и никакой оркестр не нужен. Солидный стаж игры на балалайке име­ ет и Иван Тимофеевич Томозов, здешний лесник. Из-под звонких струн его инстру­ мента в любой момент может зазвучать не только веселая плясовая, но и мелодия на мотивы многих русских народных песен. Ждали своего выхода на круг матани и такие известные гармонисты на селе, как В. Потапов, В. Сапронов, плясуньи и час­ тушечницы А. Юрикова, сестры Е. Пота­ пова, А. Ролдугина, Р. Бартенева и многие другие. Все они родились и выросли в Яб- лонове. Здесь зарабатывали себе пенсион­ ный стаж, учились петь и плясать. — Золотой фонд нашей самодеятельнос­ ти, — сказала про них художественный руководитель местного Дома культуры Н. Бартенева. Отрадно и то, что за пожилыми людь­ ми тянется молодежь. В празднике прини­ мали участие школьники. Например, из­ вестный далеко за пределами района об­ разцовый детский фольклорный коллектив «Хорошки». Однако не это отличало посиделки у Екатерины Потаповой от проходивших в ее избе ранее. В гости к жителям Яблонова приехала творческая бригада Российского телевидения во главе с режиссером Влади­ миром Куропаткиным и известным по мно­ гим художественным фильмам и детским передачам заслуженным артистом России Юрием Черновым. Пока самодеятельные артисты готови­ лись к выступлению, я спросил Юрия Ни­ колаевича о первых впечатлениях. — По всему видно, что народ у вас до­ брый, приветливый, — ответил Чернов. — А главное, талантливый. К сожалению, ог­ раничен в материальных возможностях. Как, впрочем, и вся сельская культура страны. Задыхается от безденежья, — и он тут же вспомнил произнесенную его героем в фильме «Доживем до понедель­ ника* фразу, ставшую' ныне уже крыла ­ той: «После Петра Первого России не вез­ ло на царей*. — Слова оказались пророческими, — добавил Юрий Николаевич. — Не везет нам на верховную власть. Потому и пожи­ наем такие печальные плоды. ...Более трех часов веселили себя и гос­ тей самодеятельные артисты. Расходились по селу под звонкие страдания, которые наигрывал В. Сапронов. А я, воспользо­ вавшись предоставившейся возможностью, разговорился с режиссером телевидения В. Куропаткиным. — Краснинский район для меня — малая родина, — сказал Владимир Ивано­ вич. — Здесь жили мои предки. Я посто­ янно вспоминаю умных и добрых людей— моих земляков. Кстати, Куропаткин не первый раз сни­ мает сюжеты о Липецком крае. Вот и сей­ час он приехал в Краснинский район, что­ бы отснять несколько эпизодов для твор­ ческого объединения «Лад* и создающей­ ся новой программы, которая пока носит условное название «Россияне*. —Культуре нелегко сегодня, — заклю­ чил В. Куропаткин. — Это ведет к духов­ ному обнищанию жителей России. Мно­ гие из них не выдерживают тяжких ис­ пытаний и легко спиваются или доброволь­ но уходят из жизни. Мы же в своей работе стремимся отыскать те глубинные пласты народного творчества, ту огромную волю к самовыживанию, которые могли бы спас­ ти Россию, вытащить ее из духовного ому­ та. Мы не должны быть Иванами, не пом­ нящими родства. Духовная связь поколений, негаснущая память о своих предках, сохранение и при­ умножение лучших житейских традиций — все это довелось увидеть гостям из сто­ лицы на краснинской земле. Николай ШАТОХИН, заместитель редактора районной газеты «Заря». г . Ш. * ‘ Р г : *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz