Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
V г Щ г ’' ;- |1 в редакт оров районных газет области Ч АСУ А сколько маяты было с погребением в «зонах трез вости*! Уже самое первое дело — рытье могилы — пре вращалось в неразрешимую проблему. В том же Репце помнят, как копачи зимой работали семь часов! Без во дки, хоть какие деньги сули, никто не возьмется. Если случалось помирать кому-то в этих самых «зонах*, бедо вали родственники люто. Не сколько бутылок удавалось достать по справкам сельсо вета, остгшьное — у местных ш инкарей . Т ак , оберегая идейность и нравственность, НЕшрочь забывали о людях. Сегодня, конечно, не то: ни каких запретов. Но и учас тия, как и прежде, малова то. Нынче в деревнях сидят с покойником «монашки-чи талки*. Службу несут они ночью и, как правило, добро совестно. И это очень важно, ведь по свидетельству святых отцов, душе человека бывает очень страшно при выходе из тела, особенно в первые три дня. А сопровождает ее Ан гел-хранитель, данный ей при Святом Крещении, и духи злобы (бесы), причем вид их ужасен. Вот тут и по могает молитва облегчить страдания. Но в эти черные дни не очень-то увидишь ко миссаров да командиров на ших дней. Почему-то нет их рядом с людьми, отяжелев шими от горя... Дела, знаете ли... Но как бы там ни было, а все в конце концов устроит ся как надо. По-людски, по- христиански. Вынесут умер- I шего из его последнего жи- лища вперед ногами, споют, кто знает, песнь в честь Свя той Троицы: «Святый Боже, Святый Крепадй , Святый.,, Бессмертный, помилуй нас», повяжут мужики на рукава полотенца и понесут на сво их плечах гроб на кладби ще..._ 1 егодня, отказавшись от оголтелого атеиз- ^ма, восстав от дурно го сна, люди снова возвраща ются к православным тради циям соборования. Посыла ют за священником, заказы вают молебны, зажигают пе ред иконами свечи. А вот в церковь для отпевания, как встарь, покойников практи чески не вносят. Этот древ ний обряд я не раз наблюдал только в Усмани, в местном храме, и больше не. видел нигде. Между тем душа пос ле смерти проходит страш ные мытарства, и чтобы по мочь ей, и совершается цер ковное отпевание. Гроб ста вят посреди церкви лицом усопшего к алтарю и по че тырем сторонам возжигают свечи. Но многое порушено за годы безверия в душах лю дей и в мирской жизни. Не сколько лет назад задонские монахи решили было восста- _____„ „ „ сыхающую лужу, пока на- щт МОНОЛОГИ О ГЛАВНОМ конец не засыпали ее за «федеральные* деньги. В а х и м и ь I новить кладбищенскую цер ковь-часовню. Здание-то при вели в порядок, а вот изба вить его от дикого запаха не смогли. Местный совхоз до лгие годы хранил здесь... ядох 1 ш каты. собый разговор — о сельских погостах и кладбищах. Именно там и собрано основное насе ление наших городов и сел, именно там мы можем оце нить свое душевное состоя ние и культурный уровень, ибо «любовь к отеческим гро бам* — она либо есть, либо отсутствует. Мне довелось бывать на армянских кладбищах в са мое трудное для республики время — во время последне го землетрясения. Людей хо ронили в жуткой спешке в общих траншеях и, не опоз нав, просто под номерами: «356, 357*... Но даже эта скорбная лихорадка (тела лежали на газонах и улич ных перекрестках) не могла заслонить перспективу: было ясно, что со временем на каждой могиле появятся и красивое надгробие, и цветы. Потому что рядом были именно такие могилы, любо вно ухоженные, свидетель ствующие о высокой культу ре нации. Что характерно — в Армении, зажатой со всех сторон горами, на каждом кладбище — покой и про стор, так не похожие на наши сутолоку плит, крестов и ог радок. И вот вопрос: как же так, в России, где земли не меряно, где ширь и удаль просторов, негде практичес ки ни разместить могилу, ни устроить семейный некро поль? Моя старая тетка бывает на кладбище, что под Задо нском за деревней Поповка, раз в год, на Пасху. И то — если подвезут добрые люди, свои ноги не ходят. И вся кий раз она слезами облива ется: в могилу ее матери опустили два года назад ка кую-то «ничейную* старуш ку. «Крест на кресте... — шепчет всякий раз тетка На стя, — грех-то какой...* Что-то неладное происхо дит на наших курганах. Да и вспоминаем-то мы о них все больше в пасхальные дни, когда приходим сюда пить водку да крошить на могиль ные плиты разноцветные яйца. Кое-где коммунальни ки в зимние дни времени да ром не теряют — на кладби ще работают бригады по рас чистке в буквальном смысле завалов, но кардинально про блему не решить и им, пото му что спроектированы и ус троены сельские кладбища так, что порядка здесь те перь, пожалуй, не добиться: без денег, методом самообло ж ения , многое не попра вишь. В селе Н. Казачье долгие годы покойников носили за селом, лесом, обходя непро- глубинной Бехтеевке ка- йй, кие-то злоумышленники чуть было не спалили сель- ; ский погост — пал остано- вили местные жители, вы- йдя всем селом на тушение огня. В иных поселениях на кладбищах и вовсе чув- I - ствуешь себя муторно: все в таком виде, будто Соло- - ' вей-разбойник насвистал. ^ - Периодически на про блему обращают внимание. В Усманском, Чаплыгинс- ком районах пытались ре шать ее на районном адми нистративном уровне. Хо рошую идею высказывал однажды на страницах на шей газеты глава админис- трации Задонского района А.Свиридов, предлагав- К?-: ший заняться благоустрой- ством скорбных мест оби- тания наших предков в рамках специальной соци альной программы, кото рая и явилась бы провер кой нашей совестливости, памятливости и справедли вости перед «отчич и де- д и ч ^ .____ изнь коротка и эта истина касается бук вально всех. И из всех рус ских слов, может быть, на иболее точные и справед ливые были сказаны дав но: все там будем. А пото- , му надо торопиться. Жить. И совершать поступки. А вообще как бы вам сделать так, чтобы наши старики пожили еще, даже сверх отпущенного? А гро бы на чердаках пусть бы полежали. Подольше... А лекс ан др КОСЯ КИН. ----- ПОСЛЕСЛОВИЕ----- шШш *. Ж » Шш ШШ ЦЕНЫ СКАЧУТ. ЦЕННОСТИ НЕ МЕНЯЮТСЯ Ж урна листск ое братство не распадается под ударами времени, под напором суетности, поли тических страстей , духовной смуты — зкурналис- тск ая друж ба выдерж иваетиспытания расстояни ями, границами, к арьерой. Из далекого Китая или Соединенных Штатов отыс кивает нас давний наш то варищ и коллега Игорь Ба- дарин. Собкор большой сто личной газеты, он по-пре жнему почитает долгом сво им передать очерк или ин тервью для «ЛГ*, для ее читателей, а заодно послать весточку и добрые пожела ния землякам . А Женя Емельянова оказалась за границей не по своей воле — когда она много лет на зад уехала из Липецка в Прибалтику, ее новое мес тожительство еще не назы вали «Ближним зарубежь ем». И вот сегодня она при любой оказии переправля ет нам свои горькие, острые корреспонденции — свиде тельства о том, что происхо дит в Латвии, Литве, Эсто нии, как складывается судь ба русскоязычного их насе ления. Ставший москвичом Юрий Дюкарев, имея воз можность печататься (и пе чатаясь) в десятках изданий, регулярно пишет для нас, с гордостью представляется са мым знаменитым собеседни кам — министрам, депута там, прославленным артис там, литераторам, режиссе рам — парламентским обоз ревателем «Липецкой газе ты*. Эти примеры можно мно жить. В адрес «ЛГ* регуляр но поступают и конверты с письмами, и пакеты с мате риалами, снимками, а то и книгами, на чьих обложках и переплетах знакомые име на людей, в прошлом связан ных с липецкой журналисти кой... В одной из последних бан деролей мы нашли скромную к н иж к у , озаглавленную «Земляки*. Слава Богу, ее автор не в Прибалтике и не на «вольной Украине». Толя Рощупкин живет в Ростове. Работал первым заместите лем главного редактора в об ластной газете «Молот», те перь возглавляет отдел Зако нодательного собрания Ро стовской области. А корни его — здесь, в нашем крае. Потому-то, перелистав его сборник прозы, мы то и дело натыкались на местные на звания, на имена известных нам липчан. Да и иные сю жеты, оробенно документаль ные, были знакомы — ког да-то Анатолий уже писал об этом в очерках и корреспон денциях, публиковавшихся в нашей газете. Допустим, ис тория тербунца Ивана Яков левича Пахомова, чье детст во совпало с войной. Его судьба очень напоминает судьбу его тезки Бани Со лнцева из катаевского «Сына полка». Не случайно Анато лий Рощупкин подчеркнул это сходство в самом назва нии своей документальной повести —«Сын эскадрона*. О ком же еще рассказы вает Рощупкин? Если корот ко — прежде всего о людях русского села. Об их любви и труде, об их сбывшихся и несбывшихся надеждах, о нравственной силе народа, которого не сломили ни во йна, ни бюрократическое без душие и жестокость минув ших десятилетий, ни нынеш ние, быть может, еще более безжалостные и бесстыдные эксперименты на живом теле, над живой душой Рос сии. Творческие ориентиры и эталоны Анатолия очевидны. Он и сам поминает в коро теньком авторском вступле нии тех, кто ему, как лите ратору, сродни: Лихоносова, Распутина, Белова ... И с грустной иронией рассказы вает, как приобрел за симво лическую цену лихоносовс- кий томик, лежавший невос требованным рядом с детек- К АК ДЕЛА . КОЛЛЕГИ? - | тивами в лакированных обложках, стоившими в со тню раз дороже прозы та лантливейшего деревенщи ка. «Да, у каждого времени свои цены, свои ценности, — итожит Анатолий. — Б сборнике «Земляки* я ста раюсь вести речь о чувст вах, нравственных катего риях, которые не подлежат уценке. Надеюсь, читатель согласится со мной*. Мы тоже надеемся на это. И еще хотим добавить любопытный штрих. Кни га назван а «Зем ляки» . Между тем среди ее героев есть и липчане, и ростовча не, и коренные жители Чер ноземья, и колоритные ка заки юга России. Но все- таки автор прав: по боль шому счету ведь все мы — дети одной страны, одного народа, одной культуры, все мы россияне, а значит — земляки. И неважно, где мы сегодня живем — в Ли пецке или Прибалтике, в Ростове или Сан-Францис ко. Важно, что мы верим в Россию, трудимся для Рос сии, служим ей. В том чис ле — и правдивым, чест ным, умным словом, как Евгения Емельянова, Игорь Бадарин, Юрий Дюкарев или ростовский земляк липчан Анатолий Рощуп кин... И. НЕВЕРОВ. Обычный ст андарт ный гроб, обитый матери алом, стоит сегодня от 230 до 250 тысяч рублей. В ен ки — тканевые, б у мажные, металлические — от 20 до 200 тысяч руб лей. В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О погребении и похоронном деле» часть ритПу'альных уОлуг может Щ о п лат ит ь государство. Практика же'свидетель ствует об обратном: увы, не может. Утешение одно — не только этот, но и прочие законы в нашей стране не выполняются. ИЗ ПРАВОСЛАВНОГО ОБЫЧАЯ В церквах невозможно отпевать и поминать некре щеных и иноверцев. Нель зя оставлять покойника в храме долее одного дня. Нельзя жечь свечи на мо гиле усопшего, а только перед крестом или иконой. Устанавливать’памятники и венки на могилах — не православный обычай. Не льзя помещать фотогра фию усопшего на надгро бие, а тем более на святой Крест. Нельзя отпевать са моубийц. И уж совсем не православно губить де- 1 ^ ревья, бросая сосновые вет- ки во время похоронной процессии. Так отчего же мы все делаем наоборот?! Нельзя, но мы делаем! ^ , / ДЕРЕВЕНСКИЕ Б АЙ КИ П Р О о д е я л о . . . Не сек рет , что все больш е появляется у нас семей , г де супруг и . . . как бы этР помяг че — не зарег истрированы. Эмансипированные дамы ж е лаю т сохранить формальную свободу, и всег да найдется муж ик , к оторый на это сог ласен . Так ое сож ительство мож ет быть не менее долг им и не менее друж ным, чем и официальное супруж ест во: Но мож ет :быть и наоборот . . . « Ш есть лет ж или вместе Алек сандр и Лю дми ла . Уж е и дочк а подрастать стала| и общ ее хо зяй ству завелооь.тНот^ ^ сак говрр| р-ря,- ,^ ^ с попу«ш тал. я ^ у Й Р л и « разбеж аться» :' ДКло-тб^ ^ ллевреЛг коли^ Шт'СйНгРмпа в’паспорте . . . И тут заботливый папа подумал о будущ ем до- 1чери: вырастет, замуж захочет, приданое г ото вить н адо. . . И реш ил, что за те годы,* что вели | они в доме Людмилы совместн ое хозяйство, и он к ое- что заработал. Пошел к Людмиле — к ак объяснял он потом на суде — пог оворить и отк рыто взять для будущ его приданог о дочери три одеяла . Приш ел. А дома — ник ого, з а 1 фыто. Однак о дом - то известный , сам все запоры в нем делал — к ороче , влез папа че ре з ок но и . . . взял три одеяла . Вернувш ись, мама , к онечно, заметила пропа ж у. И побеж ала в милицию , г де сра зу ж е назвала имя похитителя. Д а тот и не отпирался . . . Одеяла вернули. Следствие провели. Суд на значили. Нак ануне заседания папа опять заволно вался: вдруг посадят, да надолго — останется тог да доченьк а бе з одеял . . . К ороче , он снова залез в тот ж е самый дом и снова спер одно из тех ж е самых одеял: Лю дмила на эт о т ра з не заме тила . Мож ет , взволнована была. Суд состоялся в назначенный день, Алек сандр получил два г ода исправработ. А через неделю зак рутился новый виток сле дст ви я . ; . , ■: Муж ик и! А равным обра зом бабы и прочие грахсданочки. Мож ет, все - так и лучше о детях з а ботиться вместе , а не врозь? И для детей так луч ш е . Д а и для взрослых . .. - А. ВИ К ТОРОВ. ! Добровск ий район. ИИ район. Этотнеобычный праздник состоялся в просторной избе Екатерины Стефановны Потаповой, которая ж иветна самой окраине села Яблонова. И хотя проходил он без пышного застолья и крепких напитков, весело было всем: и его учас тникам, и тем зрителям, которые по старинному обычаю тол пились возле окон и в прихожей. А величался тотзимний вечер не иначе, как «Праздник матани». Автору этих строк тоже посчастливилось быть свидете лем этого яркого, самобытного празднества. И пока шли последние приготовления, я успел познакомиться со мно гими его участниками. ЧАПЛЫГИНСКИЙ РАЙОН - | И в Д О М Е С К О Р Б И И Д ЕТ Ж И З Н Ь К огда преж де случалось поп а д ать в эту обитель ск орби или даж е просто проходить мимо — тяж кая тоск а наваливалась на душу. П си хоневрологическ ий интернат. « Дур дом» , к ак говорятв народе . И этим все ск азано. Становится понятным, почему люди сторонятся этого м е с та. Но и здесь идетж изнь. . . Аура болезни, всегда окру жавшая это место, не исчезла, но... Как-то светлее, что ли, ста ло на огороженной железным за бором территории Демкинского психоневрологического интерна та. По крайней мере так мне по казалось в очередной приезд сюда. — Три года назад директором у нас стгща Любовь Михайловна Аксенова, — рассказывает стар ший фельдшер Юрий Иванович Хрупов. —Приехала она из При балтики, где руководила интер натом общего типа. И пошли дела. Расчистили территорию от диких кустов и деревьев, снесли несколько старых строений. Двадцать девять лет прорабо тал в этом интернате Юрий Ива нович. Человек, почти всю жизнь отдавший уходу за обиженными природой, хорошо знает, что им нужно. И если он говорит, что сейчас лучше, значит, так оно и есть, ^ В корпусах, где живут паци енты интерната, много нового. Линолеумом покрыты полы. На подоконниках, на стенах -гг .гор шки с живыми цветами. Преоб ражаются и двухместные палаты, все больше походят они на жи лые комнаты. Заглянул в столовую. Будний день. Чистота, порядок стали здесь привычными, как и разно образные блюда. Вот и сегодня — салаты, тефтели, котлеты. По-до машнему ароматный парок под нимается над кастрюлей с бор щом. Улыбчивая повариха Алла Поливкина охотно поясняет: — А у нас каждый день так. Алла тоже беженка, как и ди ректор интерната. Только Любовь Михайловна приехала из Прибал тики, Алла — из Казахстана. Не удержался от вопроса: —Как же угораздило вас най ти работу в «психушке»? — А почему вы думаете, что тут нельзя работать? — улыбну лась Алла. — Конечно, привы кнуть надо, но, в общем-то, на род здесь хороший, тихий. Мно гого не понимает, но на добро добром отвечает. Любит игры раз ные, разучивает и показывает на своей сцене простенькие пьески. Да вы в наш красный уголок за йдите. ...Светлана Богданова, непос редственный организатор всей культурной жизни интерната, охотно подтвердила: — Да, любят наши пациенты шашки, шахматы. Кстати, недав но заняли второе место в области по шахматам среди аналогичных учреждений. Многие любят чи тать — конечно, то, что понять в состоянии. Недавно сами поста вили на сцене «Репку*. Всем очень понравилось. Каждую пят ницу у нас дискотека: два часа танцуем. Пациенты у нас, конеч но же, больные, но ведь живые люди, и хочется им жить. Честно скажу, за все блага мира не согласился бы по доброй воле остаться здесь, несмотря на действительно вкусную пищу. еженедельную дискотеку и даже второе место в области по шахматам. И тем выше заслуга Любови Михайловны Аксено вой, Юрия Ивановича Хрупова, фельдшера Антонины Горноста евой, повара Аллы Поливкиной и других, благодаря усилиям которых жизнь пациентов пси хоинтерната, уже привычно без радостная, становится похожей на нормальную человеческую жизнь. На этот раз из Демкино я возвращался с легкой душой. И легкость эта была связана не только с осознанием того, что у людей, живущих в здешнем психоневрологическом интерна те, многое изменилось и еще будет меняться к лучшему, но и с тем, что я лишний раз смог укрепиться в своей вере в непо колебимые нравственные устои нашего народа. Может, и гром ко сказано, но — в точку. Ну где еще вы найдете та ких красивых внутренне людей! Готовых при любых обстоятель ствах, порой себе в ущерб, про тянуть руку помощи ближнему, особенно, если природа его в чем-то обделила. Нет, что ни говорите: пока будут на Руси такие люди, как те, с которы ми я познакомился в Демкин- ском интернате, будет жива и Россия. Александр АНДРЕЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Б А Б Ы 1 С А Т И Вот один из них — Николай Леонть евич Потапов. Он уже разменял восьмой десяток лет. Был участником войны, но хорошо еще выглядит, легок в походке, приветлив. Играть на балалайке Николай Леонть евич начал еще в детстве, когда старший брат Федор подарил ему, можно сказать, кусок бревна с туго натянутыми стальны ми нитями. С тех пор он так и прилип к инструменту. В ребятах ходил с ним на матаню. Бывало, что и на фронте веселил своих боевых товарищей. Не расставался с балалайкой и в те годы, когда работал в колхозной кузне. А сейчас, на пенсии, тем более не представляет без нее жизни. Вот и сегодня решил тряхнуть стариной, вновь пришел на матаню с инструментом, как и полсотни с лишним лет назад. Рядом с Потаповым еще один местный балалаечник —Михаил Николаевич Томо- зов. Годками он чуть помоложе, но тоже уже на пенсии. Сорок лет отработал на трак торе. —Хороший инструмент, — с гордостью произносит Михаил Николаевич. —А если к нему добавить мандалину да бас — и никакой оркестр не нужен. Солидный стаж игры на балалайке име ет и Иван Тимофеевич Томозов, здешний лесник. Из-под звонких струн его инстру мента в любой момент может зазвучать не только веселая плясовая, но и мелодия на мотивы многих русских народных песен. Ждали своего выхода на круг матани и такие известные гармонисты на селе, как В. Потапов, В. Сапронов, плясуньи и час тушечницы А. Юрикова, сестры Е. Пота пова, А. Ролдугина, Р. Бартенева и многие другие. Все они родились и выросли в Яб- лонове. Здесь зарабатывали себе пенсион ный стаж, учились петь и плясать. — Золотой фонд нашей самодеятельнос ти, — сказала про них художественный руководитель местного Дома культуры Н. Бартенева. Отрадно и то, что за пожилыми людь ми тянется молодежь. В празднике прини мали участие школьники. Например, из вестный далеко за пределами района об разцовый детский фольклорный коллектив «Хорошки». Однако не это отличало посиделки у Екатерины Потаповой от проходивших в ее избе ранее. В гости к жителям Яблонова приехала творческая бригада Российского телевидения во главе с режиссером Влади миром Куропаткиным и известным по мно гим художественным фильмам и детским передачам заслуженным артистом России Юрием Черновым. Пока самодеятельные артисты готови лись к выступлению, я спросил Юрия Ни колаевича о первых впечатлениях. — По всему видно, что народ у вас до брый, приветливый, — ответил Чернов. — А главное, талантливый. К сожалению, ог раничен в материальных возможностях. Как, впрочем, и вся сельская культура страны. Задыхается от безденежья, — и он тут же вспомнил произнесенную его героем в фильме «Доживем до понедель ника* фразу, ставшую' ныне уже крыла той: «После Петра Первого России не вез ло на царей*. — Слова оказались пророческими, — добавил Юрий Николаевич. — Не везет нам на верховную власть. Потому и пожи наем такие печальные плоды. ...Более трех часов веселили себя и гос тей самодеятельные артисты. Расходились по селу под звонкие страдания, которые наигрывал В. Сапронов. А я, воспользо вавшись предоставившейся возможностью, разговорился с режиссером телевидения В. Куропаткиным. — Краснинский район для меня — малая родина, — сказал Владимир Ивано вич. — Здесь жили мои предки. Я посто янно вспоминаю умных и добрых людей— моих земляков. Кстати, Куропаткин не первый раз сни мает сюжеты о Липецком крае. Вот и сей час он приехал в Краснинский район, что бы отснять несколько эпизодов для твор ческого объединения «Лад* и создающей ся новой программы, которая пока носит условное название «Россияне*. —Культуре нелегко сегодня, — заклю чил В. Куропаткин. — Это ведет к духов ному обнищанию жителей России. Мно гие из них не выдерживают тяжких ис пытаний и легко спиваются или доброволь но уходят из жизни. Мы же в своей работе стремимся отыскать те глубинные пласты народного творчества, ту огромную волю к самовыживанию, которые могли бы спас ти Россию, вытащить ее из духовного ому та. Мы не должны быть Иванами, не пом нящими родства. Духовная связь поколений, негаснущая память о своих предках, сохранение и при умножение лучших житейских традиций — все это довелось увидеть гостям из сто лицы на краснинской земле. Николай ШАТОХИН, заместитель редактора районной газеты «Заря». г . Ш. * ‘ Р г : *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz