Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
) г ч / Издается по инициативе К л уб а главных у ■ А ЧТО В СТОЛИЦЕ? • ЕСЛ И БЫ М АР К С БЫ Л Ф ЕР М ЕР О М . . . После того, как Госдума одобрила в четвертом чтении про ект бюдж ета- 97, корреспондент «Думской панорамы» по про сьбе редакции «Липецкой газеты» встретился с депутатами из Аграрной депутатской группы и попросил их ответить на вопрос: «Какие протекционистские меры нужны, чтобы изба вить наше сельское хозяйство от попрошайничества по отно шению к бюджету?» В беседе приняли участие три депутата. Геннадий КУЛИК : «Считаю, что пока не вер нем и не создадим новые экономические рычаги для восстановления хотя бы приблизительного паритета цен, который сложился у нас в стране между продук цией сельского хозяйства и промышленности в 90-е годы, мы без государствен ной поддержки и без кре дитов жить не сможем. Возьмите фермерское хо зяйство. Даже если бы в фермеры подался Карл Маркс, у него бы не вышло. Все посыпалось. Диспа ритет цен сегодня поставил на колени и коллективные, и государственные, и част ные сельхозпредприятия. Население стало забивать скот. Сожалею, что прави тельство не нашло возмож ным в бюджете-97 объяс нить официальную аграр ную политику, чтобы все понимали, как предполага ется решать эту проблему». Алексей ЧЕРНЫШЕВ: «Сейчас дискутируется во прос о форме собственнос ти на землю. Некоторые депутаты считают, что от ношения собственности на селе надо менять. Но вот официальная справка: се годня площадь сельхозуго дий, находящихся в част ной собственности по Рос сии, составляет 84% про цента, в то время как со бственность государства со ставляет лишь 15,7% про цента. Я убежден, что не форма собственности на землю, а экономические условия являются главным для успешного развития сельского хозяйства». Владимир ПЛОТНИ КОВ: «Приведу цифру, ко торая меня потрясла. Ока зывается, в Норвегии сель скохозяйственные земли составляют только 3 про цента от общей территории. И Норвегия, защищая свой рынок, устанавливает тамо женные пошлины в разме ре 200, а по некоторым ви дам ввозимой продукции до 300 процентов стоимости. То есть там ввезти продук цию, которую не выращи вают в стране, далеко не просто. На долю же России приходится половина всех черноземных земель плане ты, и мы при этом завозим больше 40 процентов сель хозпродукции, которая из давна выращивается на на шей территории. Таможен ные пошлины у нас — чис то условные. Поэтому я считаю справедливыми уп реки законодателям и пра вительству, которые не за щищают свой рынок, сво их товаропроизводителей через этот хорошо прове ренный и успешно работа ющий в других странах ме ханизм». («Думская панорама») У читателей « Русск ого поля» есть уник альная возмож ность побеседрвоть с наместни к ом Задонск ог о Бог ородиц к ог о монастыря владык ой НИ К ОНОМ . КТО МЫ и З А Ч Е М М Ы Воздуху ста ло как будто больше. И света. И тепла. И не стучитволосатый кулак по трибуне. И можно говорить, и думать, и даж е мечтать. Но отчего-то на сердце тяж есть, а в голове — вопроог!. Почемуж е ж изнь все не становится луч ше? Видно, мы слишком многое себе по зволяли в прошлом, да не отвыкли от дурных привычек и сегодня. Врать даж е тогда, когда отчаянно хочется сказать правду, плевать в собственный колодец и пить из него же, содрогаясь ототвра щения. Измозолив руки на списанных у классиков лозунгах, мы, как сказал поэт, все хорошее в себе доистребили, но снова принимаем на веру чужие мысли. А вера, затравленная, сосланная на задворки нашей души, но не сломлен ная, не покорившаяся, возвращаетнас к нашим истокам. И мы, каж ется, начи наем понимать, что и теперешний оте чественный кризис возник потому, что общество в погоне за сиюминутным потеряло нравственную основу, забыв о ценностях вечных. Колбаса и дам ские сапож ки к нам вернулись. Вер нутся ли любовь, доброта, достоинство — вот вопрос. Тысячелетний опытхристианства на Руси показываетнам, ныне живущим, блуждающим в потемках и страдаю щим: именно Церковь мож етвылечить народ, если он тяжко нравственно за немог. Именно отэтой истины оттал кивались ж урналисты еще «Ленинско го знамени» , первыми в регионе начи навшие тему духовного возрож дения нации, печатавшие на своих страницах Вечную книгу — Библию; именно ее, эту истину, исповедовали, когда уже в «Липецкой газете» начинали кампа нию по поддерж ке Задонского Бого родицкого монастыря и других пору ганных святынь в нашей области. Сегодня мы обращаемся к нашим православным читателям с предлож е нием. Давайте задумаемся над тем, что есть наша жизнь и зачем мы в этом мире. Наверняка у вас накопилось мно го подобных вопросов. Присылайте их нам, задавайте по телефонам: в Ли пецке — 25-01-75 , в Задонске —2-22- 53. А ответитвам на них на страницах « Русского поля» духовный пастырь. Епископ Задонский владыка Никон. ЛЕБЕДЯНСКИЙ РАЙОН З А М Щ А Н И Е С Т А Р О Г О Б Е Ж Е Н Ц А Пока мерз на автобусной останов ке, познакомился с Ниной Шкоди- ной. Женщина в летах, но бойкая на язык. Выведав, что еду к Колыхало- ву, напросилась в попутчики. — Как же, знаю его с девичьих лет. Можно сказать, земляки. Дере веньки наши соседствовали... Вот так с помощью случайной знакомой разыскал я в сложной па утине машзаводских улочек дом че ловека, для которого лозоплетение стало одной из немногих радостей в жизни. А навели меня на Колыхалова работники Дома ремесел. Точнее даже, открывшаяся в его стенах вы ставка изделий прикладного искус ства, среди многочисленных экспо натов которой видное место занима ли мастерски сработанные из обыч ной лозы, какой в Придонье непро ходимые гущи, колыхаловские кор зинки, лукошки, хлебницы, вазы и прочие безделушки, так необходимые каждой семье, украшающие наш быт. ...Застал Колыхалова за работой. Облачившись в валенки и теплый шушун (действо происходило на ве ранде), он колготился над сваленной в углу горкой подуготовых изделий. Бросив тоскливый взгляд на прерван ную работу, пригласил меня в дом, промолвив: — Что ж, можно и побеседовать. Вполне понятно, что разговор наш был посвящен удивительному ремес лу, которому Александр Николаевич посвятил более пятидесяти лет жиз ни. — Началось все еще в войну, — говорит он. — Приехал к нам в Оль ховские Выселки,беженец. Жить не где: ни кола, ни двора. Поначалу избенку смастерил, потом закуту поставил. И все из плетня и глины. Деревенские пацаны подсобили ему с заготовкой хвороста и отстали. А на меня словно колдовство снизош ло. Как утро, я к нему; дедок, научи плести... Вот тогда и увидел Колыхалов, как лозу в чугуне варят, кору с нее дерут да стенки с донышками выво дят, чтобы ни один комелек наружу не вылез. Первым его произведени ем стала кошелка для корма. Потом мастерил рыболовные ковши, пока не увлекся постельнями для саней. Отец-то Александра погиб в первый же год войны, на руках у матери ос талось четверо едоков. А за каждую' постельню колхоз платил три пуда ржи. Почти всю свою сознательную жизнь Колыхалов проработал шофе ром. Последние годы колесил на го- - родском «Икарусе». Не до хобби как- то было. Заработал вторую группу инвалидности, решил, как говорит-, ся, бросить якорь. Тут-то, чтобы «не умереть от скуки», и потянулся вновь к лозе. Талант, что шило, в мешке не утаишь. Заметили в городе и способ ности Колыхалова. За последние во семь-десять лет не было в Лебедяни такой выставки народных ремесел, где бы не экспонировались его изде лия. Намекнул ему: чем не ремесло, чтобы озолотеть? — Не в деньгах счастье, — воз разил Александр Николаевич. — Хотя и мог бы. Каждая корзинка — это 30 тысяч рублей, а мне требует ся на нее не более шести часов рабо ты. Однако забава моя — это утеше ние души, лучшее лекарство от всех хворей. Иной раз так перехватит ды халку, кажется, все, конец. Глот нешь таблетку и — за лозу. Гля дишь, и боЛь отступила. Когда прошлым летом в Лебедя ни открылся Дом ремесел, сам заве дующий районным отделом культу ры Алексей Колыхалов приехал уго варивать своего однофамильца воз главить кружок лозоплетения. Сегодня под началом мастера тонкости этого ремесла постигают десятка полтора энтузиастов, причем не только детвора, но и взрослые, уважаемые в городе люди. Занима ются кружковцы два раза в неделю. Сами и лозу готовят. Наставник до волен: —Уже все плетут безделушки на выбор, а я только подсказываю... Выговорившись и измочалив за это время несколько сигарет (вот ведь зараза, от которой не может отвыкнуть!), хозяин дома бросил взгляд на ожидавшие его изделия. Мне этого было достаточно, чтобы смекнуть: делу время, а потехе час. Евгений КАРПУХИН, соб. корр. «Липецкой газеты». К ПОСЛЕДНЕМУ и ветры перемен, и сквозняки перестроек , и пыльные бури реформ — все пасуют против одной- единственной проблемы, от которой не дано уйти никому, ибо все блек нет и теряет смысл перед. . . последним вздохом. Рано или поздно, но уходят все: сытые и голодные, самодовольные и скромные, преуспевающие и ж алкие, верующие и нехристи. И кроме философских начертаний эта вечная проблема имеет и совершенно конкретное со держ ание: как по-людск и проводить в последний путь ближ него? В российск ой глубинке на этот счет — свои понятия, традиции, ритуалы... Н есколько лет назад я понял: границы меж- ; жизнью и смертью ■!сьма и весьма призрач ны. Особенно в деревне. ...Гроб хранился в са- 1 )ае и потихоньку старел. Она потрогала его крутые бока шершавой ладонью ■■ довольная, сказала: — Черным обобью, в Iнашем селе красным не \ принято... Сладил эту домовину Iродственник Полины Плаг Iтоновны. Наверное, не раз : во время работы она под- Iходила к нему и, пока мас- ^тер пил холодный квас, I трогала оструганные до- Iски, постукивала кулач- Iком, примерялась. — Теперь по мне, ни- : где не жмет, не давит, — !щурилась в улыбке. Помню, ине тогда ста- !ло не по себе. Полина IПлатоновна'Широкожу- Iхова хоть и была пенсио- Iнеркой, но' выглядела Iженщиной брйкой. Еще с : полчаса на:;ад просила Iпохлопотать «насчет Iгаза», которвгй «молодым I да начальству только и : тянут». А у самой-то вон I что на уме( Даже гроб Iприпасен. — А как же?.. Позо- : вет Господь — бегай тог- Iда, ищи. Сын далеко от- [ сюда, а на селе одни ба- \ бенки навроде меня. Кто Iпоможет? А так — все ] под рукой. И у мамы !моей десять лет гроб на \ чердаке своего часа дожи- \ дался. А как же... У тетки Маришы, Ма рины Кузьминичны Провото- ровой, сгорел по ее же недо гляду дом, точнее, верх дома. Больше всего причитгига она по гробу; «Сухой был, глад кий, мне бы его в сенцах до гадаться схоронить...» Расспрашивая земляков, откуда пошла такая запасли вость, слышал одно и то же: так, мол, принято, порядок такой. А одна тетка добавила: — Недавно племянника хоронили, так ему такой гроб в городе смастерили, что при шлось нашивать. На досках ! э к 11 н Ш [ я т , ч т о л и ? ; . I -4Еще тогда подумалось: живет, значит, в крестьяни не убеждение, что в городе его непременно облапошат, а потому на чужого дядю не надейся. Но вот сегодня, спустя годы, выясняю: с ка чеством этих деревянных из делий на Задонском комби нате коммунальных предпри ятий' дело налажено (как, впрочем, и с количеством — свой столярный цех готовит их впрок разных размеров), а традиция ладить гробы на месте осталась. Причем не только в Репце и не только в селах Задонского района. А. Числов, начальник местных коммунальщиков, вспомнил, как один из его рабочих за казал в «столярке» гроб для тещи. Ну, посочувствовали ему ребята, а он: «Да вы что — живая она, просто попро сила загодя побеспокоить с я . . . П ока возможность есть...» И вее же загадка: как это так спокойно, философски отно сятся к этому дгшеко не ря довому и, увы, последнему событию в жизни старики? Темы этой не боятся, не крес тятся на образа и глаз не пря чут. Напротив, охотно рас суждают о том, как это дела ется здесь и там. Там — это в городе. Городские о смерти не думают. Некогда им. Случись несчастье, теряются, начина ют бегать по магазинам да по людям — ведь в доме даже платка черного нет. Соседи узнают о несчастье разве что на третий день: «Из шестого подъезда? Лысый такой, все с собакой гулял? Надо же, молодой еще... Что, старый? Все равно жалко...» Даже плач, задушенный в теснине подъезда, не расскажет сосе дям о несчастье, не позовет их разделить горе. Нет, го родские о смерти не думают. Да и что им? У них там по хоронные бюро —небось вы ручат. Вообще по деревенским понятиям городские похоро ны — срам один. Это как же надо безалаберно, безответ ственно жить, чтобы не под готовиться по-человечески к смерти! Деревенский старик, если еще есть силенки, не позволит, чтобы его похоро ны легли обузой на чьи-то плечи. Наша старуха зара нее, да не раз, переберет в сундуке нехитрое свое «со борное», договорится с «чи талкой», распорядится, кого позвать и где положить... И вообще в деревне все по-дру гому. Плач из любого угла слышен, он — как сигнал к вселенской скорби. Ритуал здесь тоже свой. Вынесут во двор две краше ные табуретки и поставят на них гроб: прощайтесь, люди, с добрым человеком. И про стят ему на последней его дороге все: и то, что жену по пьяному- делу из дома выго-"’'^ нял на мороз, и что в трид цать девятом топор у Митро- хи-хромого украл... Вспом нят и простят. С Богом! И потянется скорбная процес сия по селу, и профессио нально заголосит какая-ни будь баба, и будет тот плач не бездарным воплем, но по эзией. ...А еще любят вспоми нать мои старики стыдобное время, когда КПСС дотяги валась руководить и похорон ным делом. В каждой дерев- -не расскажут вам историю про то, как «влетало партей- ным за то, что мать (или дру га) хоронили по христианско му обряду, с попом». Помнят об этом крепко и неодобри тельно качают головами, и сейчас защищают безвинно пострадавших, которые вы полнили последнюю волю покойных. А было и так: ус траивали проводы в два эта па, один — для старух — подруг покойной — со свеча ми да причитаньями, другой — для «партейного» сына. В общем — тьфу! ■ ж в изделиях усманск ого хлебозавода есть частица тру д а тестовода М арии Китаевой. Работаетона, что называ ется , с душой , поэтому и отмечаютее в коллективе. Ф о т о Ал е к се я Щ У РОВА . Т О РГ ОВ Л Я - Д О Р ОГО Е У Д ОВО Л ЬС Т В И Е Местные депутаты в очередной раз продемонстрирова ли, что не намерены мириться с трудным положением рай онного бюджета. На последней сессии райсовета они приня ли решение о взимании специальных сборов с физических и юридических лиц, торгующих на территории района. Разработано и утверждено положение, регламентирую щее, с кого и сколько брать. Ставки за один день торговли для физических лиц — 15 процентов, для юридических — 25 процентов от минимального размера оплаты труда. Не которые категории граждан освобождены от сборов. К ра дости старушек, торгующих овощами с огородов и поно шенными вещами из своих сундуков, они попали в одну из таких категорий. А вот коммерсантам придется раскоше литься. У покупателей, правда, появилось опасение: не приве дет ли нововведение к тому, что представители частного бизнеса для компенсации потерь взвинтят цены на свои то вары. Но пессимистам возражают, польза обязательно пере кроет издержки. Ведь по мере пополнения районного бюд жета появятся дополнительные средства на решение акту альных проблем. Ну, а денежки? А ДЕ Н Е Ж К И П О Т ОМ . . . Судисполнителям Галине Карповой, Светлане Антюфее вой, Елене Афанасьевой даже засады приходится устраи вать на должников, чтобы с решением суда в руках катего рически потребовать выплаты определенной этим докумен том суммы, а в случае отказа описать имущество. Очень уж хочется помочь тем, кому эти деньги причитаются. Если раньше приходилось гоняться за злостными али ментщиками, то ныне — за людьми солидными^ при до лжностях. В колхозе имени Нестерова был такой случай. (Собрался некто В. Фонов на пенсию, пришел в бухгалтерию за расчетом. За несколько месяцев зарплату не получал. Сумма задолженности накопилась солидная, 6 миллионов рублей. Уже прикинул, куда их израсходует, а в бухгалте рии ему говорят: — Вы отдыхайте, наш дорогой ветеран, а денежки мы нет денег. Обратился ве нам потом выдадим. Месяц за месяцем проходит теран в суд. В правлении колхоза затянули старую песню про отсут ствие средств, но когда возникла угроза описания имущес тва, наличные нашлись. Начали постепенно рассчитывать ся с пенсионером. Таких случаев вмешательства суда в решение проблемы неплатежей в районе уже н е сколько. В добринской о р г а н и з а ции ДПМК о п и с а л и служебную « В о л г у » , после чего женам али ментщиков была выпла ч ена задо лж енн ость по алимен там в сумме 9 м и л л и о нов руб лей... О д н а к о большинст во добрин- цев все же надеется, что проблему неплатежей можно ре шить мирными способами. Ведь и специальный Координа ционный совет по типу областного в районе активно работа ет, да и прозвучавшие по телевидению заверения прави тельства, что к лету с долгами по зарплате и пенсиям у нас будет покончено, в очередной раз людей успокоили. Народ- то у нас смирный... О Б ЕД Ы ПО . . . В ЗА И М О ЗА Ч ЕТ У У работников районного отдела народного образования в ходу модное ныне словечко «взаимозачет*. Прозвучало оно — и как по волшебству Добринский элеватор безогово рочно отпустил для нужд школьных столовых крупы са мых различных видов. Причем без денег, а в счет погаше ния задолженности районному бюджету. Сельхозкоопера тивы на тех же условиях выделяют мясо, молоко и другие продукты. Проблемы в школьных столовых ныне лишь с чаем и моющими средствами. Ни то, ни другое в пределах района не производится. А ликвидировать наличность и перейти на взаимозачеты в масштабах страны наше правительство еще не решилось... 90 - Л ЕТ И Е О Т М ЕТ И Л Н А . . . СО БС Т В Е ННУ Ю ЗА РПЛ А Т У Когда Николаю Васильевичу Кулакову из Дубового ис полнилось 90 лет, весь сельхозкооператив «Пушкинский» поздравил его через «районку», а директор Михаил Баба нов лично попросил газетчиков потеплее написать о ветера не. Чем же так расположил Кулаков к себе земляков? Ныне Николай Васильевич — единственный в районе, а возможно, и в области, человек, который в 90 лет все еще получает... зарплату. Правда, зарплата эта минимальная, всего 75 тысяч рублей, но честно заработанная. Кулаков все еще полезен своему коллективу, в котором отработал много лет агрономом. Сейчас он ведет наблюде ния на метеопосту, расположенном рядом с его домом. До тошно записывает показания приборов, пунктуально зано сит в тетрадь, сколько осадков выпало, сверяет цифры с данными :)а предшествующие годы и несет все это в конто- ру... I Когда ветерана спрашивают о секрете его долголетия, он непременно улыбается и говорит, что нужно побольше есть меда и других пчелиных продуктов. Почаще надо общаться с природой. Это успокаивает и отвлекает от мирских волне ний. Сам Николай Васильевич в свое время позаботился о том, чтобы благотворное воздействие природы ощутил каж дый житель Дубового. Вместе с бывшим директором хозяй ства В. Тутыхиным он был инициатором появления в селе необыкновенно красивого парка, которым сегодня гордятся его жители. соб, Новости района собрал Вячеслав ИСКОРНЕВ, корр. «Липецкой газеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz