Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
^ К |С с ен тя б |> й 1997 г., № 179-180 (1493-1494) С1 О? е%»!«<т1Жй»Мйе1« С ЕМ Е Й И ЬШ ^ Р А З ГОЮ СПРАШ И ВАЙ 1Е , М А Л Ь Ч И К И ? Есть остроумный и горький афоризм о том, что Россия — страна, у которой не предсказуемо не только будущее, но и прошлое. И сторики, близкие к официальным кругам , а тем паче публицисты внесли в это изрядную лепту . Сегодня они огулом поносят все, что вчера такж е огульно восхваляли . И совсем неизвестно, что станут говорить завтра. Да и мы с вами порядком запутались , заплутались на перекрестках памяти . Кто-то даж е готов при нять самые мрачные оценки нашей Победы в Великой Отечественной войне. А кто-то не желает и слу шать о трагедии ГУЛАГа. Что и к а к можем мы в расколотом мире рассказать о прошлом детям? Как научить их видеть деяния отцов, дедов, прадедов в ясном свете всей правды , не нанося им духовных увечий, не подрывая их патриотического самосознания? А м альчики спрашивают. Им некогда ждать, пока взрослые согласуют свои позиции. Пока трещины в сердцах и душ ах не будут заделаны . Пока минуют растерянность и неопределенность межвременья . Они смотрят старые советские фильмы , слушают разговоры старших , листают книги и хотят понять, что такое колхоз, почему тогда повсеместно были пионерские организации , к ак им относиться к Ленину, Деникину , Колчаку , Чапаеву , к царям и декабристам . Так что им говорить? Дожидаться , когда их просветят в школе? Но история Отечества начинается по программе в стар ших классах . Не говоря уж о том, что и учителя истории далеко не идеальны , и смотрят на вещи по- разному , и в учебниках разнобоя хватает ... А главное — что, теперь наши пацаны и девчонки до 12-13 лет так и не будут иметь представления о том, за что их дед получил медаль, почему у бабушки хранят- ся письма с фронта или случайные весточки с Соловков? Как вы справляетесь с этими отнюдь не безобидными сложностями? К примеру, что вы рассказывае те детям об СССР? А если шире — о чем вы вообще говорите с ними, когда они задают неудобные вопросы и касательно прошлого, и о происходящем в стране сегодня? Давайте поделимся друг с другом опытом. Посоветуемся. Продумаем. В конце концов, даж е поспорим. Страницы семейного клуба откры- ", ты для ваших писем. Ждем отклика! ЗА М Е Т О К ГО РОЖ АН КИ — Ну что ты! К аки е мо гут быть деньги у Детского фонда, будь он хоть трижды всероссийский . Но все равно — приятно . Ты ж е помнишь афоризм: «Счастье — это ког да тебя понимаю т ...» — А тебя понимают? — Мои читатели — пони мают. И откликаются . В пер вую очередь, конечно, дети. Но вообще-то у нас газета не столько детская , сколько для семейного чтения . — Сколько же писем вам приходит? к — З а три месяца летних 'к а н и к у л — семьсот с л иш ним . А за год — где-то 2200. У ребят обостренная ж аж д а общ ения . Они и друзей ищут с нашей помощью. Это же так романтично — знакомиться по переписке, отыскивать ро дную душу . Ты человека в глаза не видел, но знаешь: вы в чем-то похожи , у вас одни увлечения , т а к сказать , одна групп а к р о ви . В «Золотом ключике» в каждом номере есть полоса приглаш ений к заочному знакомству . — А о чем вообще чаще всего пишут дети? — Д а обо всем! С тихи , ск а зки , истории из ж и зни . Между прочим, их письма по могли открыть рубрику «Рас скажу я о себе». Они с пора зительной искренностью пи ш ут о своей семье, ш коле , д р у з ь я х , с ел е и ли городе . кПрргчем сельские мальчишки " и девчонки особенно активны и откровенны . —Чем же, по-твоему, это объясняется? — В городской ж и зн и у т рачиваются какие -то тради ции* душевная огзьичивосгь*:я доброта. Атмосф©ра,онеаь.уж,, п р а гм а ти ч н а я , дыш ать не чем. И суеты много. А вот читаю я письмо двух брати ш ек из Добровского района, и вдруг выясняется : телеви зор у них есть, но они поня тия не имеют, что там идет модный ам ериканский муль т и п л и к а ц и о н н ы й с е р и а л - «уж астик» . Им он не слиш ком интересен. Они погруже ны в иное. Природа , домаш ние хлопоты , кни ги , игры . Думаю, что и сельские учи теля теснее, чем их городс кие коллеги , общаются с ре бятами . Я говорю это не в укор педагогам из городов. Среди них есть в ели кол еп ные, талантливы е , абсолют но бескорыстные люди . Но ритм существования не тот. Ч е л о в е ч е с к и е к о н т а к т ы , творческое начало у юных , да и неюных, горожан вытес няю тся чисто потребитель скими привычками — сиде нием у «видака» , нескончае мой «попсой» по плейеру . Я не обобщаю, но, согласись, это довольно типичный вари ант нынешнего городского досуга. И явно не лучший . — Да, зрелища теперь многим заменяют книгу, бе седу. К слову: педагоги и ро дители сплошь и рядом се туют, что дети перестали читать, падает уровень гра мотности. Это так? — Наверное. Вот мы и ста раемся в «Золотом ключике» провоцировать интерес к чте нию. Наши игры , допустим «Семь п яд ей » , побуж даю т обращаться не только к ху дожественным произведени ям , но и к энциклопедиям , справочникам , словарям . А сколько ответов идет на крос сворды! Нет, все-таки пока у нас в России ребята еще не выбрали вместе с кока-колой и убогую «массовую культу ру» . Они продолжают удив лять. Во всяком случае, меня. — Чем? — Эрудицией. Сообрази тельностью . Талантом. Вооб рази: маленькая школа в селе Средняя Л укавка Грязинско- го района. И все 30 учени ков пишут — кто в стихах , кто в прозе. Они готовят дет ские подборки для районной га зе ты . Мы их публикуем под рубрикой «Проба пера». Есть там , к примеру, замеча тельный третьеклассник Ан тон Соколиков... — Ну, я давно знаю, как ты умеешь угадывать ода ренных ребят... —■А что пх' угадывать! Они все способные. И надо им помочь. Д ля этого мы наде емся создать в Липецке Дом детской прессы. С помещени ем теперь проблем нет. Вочш только бы решить вопросы финансирования . — А почему именно Дом прессы, а не поэзии или му зыки? — А потому что мне боль но за российскую нашу пе чать . И страшно, когда мои р еб я т а у е зж аю т в М оскву учиться на факультете ж ур н а ли с ти ки . Они т а к легко могут стать жертвами тгшош- них коррумпированных изда ний . В качестве образца им преподносится какая-нибудь ц и н и ч н а я , б е з з а с т ен ч и в а я Дарья Асламова . Я считаю, русский ж урналист сегодня должен формироваться в про винции . Тогда он приобретет иммунитет к пошлости, про дажности* услужливости . А судьба русской прессы , ты ведь понимаешь, тесно свя зана с судьбой России. Нын че газеты и ТВ стали источ ником больших бед. Они под т а ч и в аю т н ародную н р а в ственность и веру. — А ты с помощью «Зо- т тшшт. П Р Я М А Я РЕЧЬ В З Р О С Л Ы Е СЕГОДНЯ ЛОМАЮТСЯ БЫ аРЕЕ , Ч Е М И Х Д Е Т И За глаза, а то и в глаза ее иногда называют «тетушка Тортила». Она не обижается. Кажется, ей даже приятно. В конце концов, в старой, но не старе ющей сказке именно мудрая и добрая черепаха Тортила вручила озорному мальчишке Буратино золотой ключик счастья. А в реальности «Золотой клю чик» (естественно, в кавычках, поскольку это название газеты) даритдетворе она, журналист Елена Митина. Следующий номер "Ключика" будет сотым. Эпиграфом к ее газете я бы выбрал известные слова: «Когда учу —развле каю, когда развлекаю — учу». Инициатор и бессменный редактор «Золотого ключика», Митина наслушалась немало восторженных отзывов. Ее детище при знано изданием нового типа и удостоено премии Союза журналистов России. А недавно получена очередная награда — сертификат Всероссийского дет ского фонда за особые заслуги в благородном деле защиты детства. — Я была безумно тронута, — призналась мне Лена. И тут, зная о жестком режиме экономии, который вынуждена соблюдать редакция, я, вероятно, бестактно, поинтересовался: — А деньгами фонд вам не помог? .лотого зглючика» пы таеш ься к ак подешевле купить и по зту веру сохранить ! — Пытаюсь. Нам , я уже говорила, пишут обо всем. Но в и р еб яч .ьи х ' п и с ь м а х н е т нытья , 'Жалоб. А ведь пово дов Жай' будто хватает . Н е сп р а в ед ли в о с т ь в зр о с лы х , грубость, невнимание роди телей, распад семей ... Но со своей га зе той они сп еш ат поделиться чем-то добрым и светлым . Потому что «Золо той ключик» так их настраи вает. Он накапливает положи тельную энергию созидания и излуцает ее. По крайней мере, я на это рассчитываю . —А у тебя нет опасения, что оптимизм, мажор «Клю чика» в дальнейшем сослу жит твоим читателям пло хую службу? Им предстоит жить в отнюдь не романтич ном, не очень-то добром мире, где за место под солн цем надо уметь драться, ра ботать локтями. А ты их де зориентируешь, и они ока жутся аутсайдерами — час тично и по твоей вине. — Иногда от таких мыс лей я не могу уснуть. Но что ты предлагаешь: начать про свещать их насчет бизнеса. дорож е п родать , обойти и утопить конкурентов? Я же пробую научить детей жить , а-нв 'выживат.ь. Любить лю дей, откликаться на чужую нужду, помогать, дарить теп ло. Я не могу иначе. И все- таки думаю, что это достой нее и н асущ не е им енно в наш е безж алостное врем я . Может быть , с этих ребят жизнь и начнет меняться в лучшую сторону? — Боюсь, среди родите лей найдется немало тех, кто назовет тебя идеалисткой... — Ну и пусть. Идеалист — это же человек с идеала ми! Но ты прав в одном: взрос лы е н ы н ч е ч а с то т е р яю т себя , лом аю тся , приним ая ч уж и е и ч уж ды е п р ави л а игры . А дети, к ак ни стран но, устойчивее, мудрее. Они скорее, чем мы, разбирают ся , где черное, а где белое, где правда, где лож ь ... —Ты не чувствуешь себя одиночкой, которая безна дежно старается выгрести наперекор течению? Против тебя — «дикий рынок», на силие по т а и «видакам», со тни томов «ужастиков» и секса, а ты... — Я не одна. В Липецке много «чокнутых», к ак я . Возьми наш академический театр , с его п рекрасным , чистым детским репертуа ром, театр кукол , областной Дворец культуры — вот где с детьми умеют работать. Кстати, и мне абсолютно бес платно во всем готовы по мочь... — Ты перечисляешь только творческие коллек тивы... — Пожалуйста. Вот дру гой пример. Ты ведь в кур се — теперь «Золотой клю чик» уж е не приложение , а самостоятельное издание. И в числе его учредителей — областная администрация , департамент науки и обра зования , наше издательст во. Люди пошли на это, по ним ая , что и самая малень к ая газета потребует затрат. Но они не умыли руки , пос кольку речь — о детях . Так что хотя мне и бывает очень трудно, но я не одна. А ког да и д е али с ты б ерутся за руки , то это уж е реальная си л а . Р е а л ь н а я и добрая сила. Беседовал И. НЕВЕРОВ. М АЛОСОЛЬНЫ Х О ГУРЧИКАХ , ОДИНОЧЕСТВЕ И ЛЮ БВИ Трудно подсчитать, сколько поколений росси ян было приучено решать продовольственную про грамму собственными си лами. Раньше это вроде бы объяснялось дефици том продуктов и консервов, существовавшим в годы советской власти. Однако вот уже семь лет, как наши советские товарищи пре вратились в российских господ, но и сегодня эти «господа» продолжают по осени вкалывать на своих кухонных «мини-заводах». О причинах говорить не будем —они очевидны. Мы стоим, обливаясь потом, около плиты, на ко торой пылают все конфор ки, и проклинаем не по- осеннему жаркий день. Мама произносит«истори ческую» фразу, которую она повторяет из года вгод: «Ну разве эти проклятые ка питалисты занимаются та ким адским трудом? Разве у них женщины превраща ются в лошадь? Они идут в магазин и покупают все, что надо». Я предпочитаю промолчать и не спорить, дабы не подливать масла в полыхающий огонь, на котором кипит очередная кастрюля с рассолом. Од нако через некоторое вре мя мама сама, тяжко вздохнув, добавляет: «С другой стороны — о чем только мы с тобой за эти дни не переговорили. Да и вообще — рядом, вместе. В сущности, это и есть семья». Тут уж я позволяю себе подхватить и развить эту мысль. На самом деле — дико, абсурдно, но этот ка торжный труд ради того, чтобы зимой достать из подвала баночку огурчиков или перца, да-да, в том I числе и этот катюР^кнеЩь Iтруд создает то самае,жта называется семьей. Уни кальный живой организм, в котором все взаимосвя заны, взаимозависимы. Та же моя мама, вспо миная свое детство на Ал тае, любит с умилением рассказывать, как по вече рам ходили в гости целы ми семьями и сообща ле пили дикое количество пельменей, запасаясь на месяц вперед, которые по том выносили на мороз. Один вечер лепили для одной семьи, на следую щий—для другой. Заметь те: мать не жалуется, дес кать, это было так скучно, так тошно. Напротив, она до сих пор, с детства, пом нит многочисленные си бирские и украинские пес ни (на Алтай тогда из раз ных краев попадали люди), что пелись на этих посидел ках. А уж что говорить о том, как им, детям, было интересно наравне со взрослыми лепить пельме ни, больше походившие на растоптанные башмаки. Была семья. Была об щность. Была некая атмос фера, аромат которой она помнит до сих пор. И наше с ней сегодняшнее упахи- вание с заготовками («Не помнишь, сколько сделали помидор? По сколько банок на неделю получается? Надо бы еще десяточек») рождает ту же общность и —представьте себе! —оп ределенное чувство удов летворения: ну вот, теперь еще купить картошки— и семейный стол зимой от катаклизмов гарантирован. Женщины постарались. Конечно, на Западе жен щины этим не занимаются. Более того, они практичес ки не готовят — все реша ется за три минуты с по мощью полуфабрикатов. Но, как говорится, попро бовали — убедились: не вкусно. Да в том-то вся и штука, что у них не возни кает особого желания при готовить для мужа что-ни будь вкусненькое, ожидая его с работы. Вкусненькое можно заказать в рестора не. Смешно, конечно, увя зывать гастрономические и вкусовые особенности с кризисом семьи, но думаю, что некоторая связь все- таки имеется. Кризис со циального института семьи начался на Западе очень давно, будучи связан с дви- жением эмансипации. Женщины добились рав ных прав, финансовой и психологической независи мости, но... потеряли глав ное. То самое что, со бственно, и делало их жен щинами. То есть храни тельницами домашнегб очага. Одна дама, переехав шая в Америку, объясняла мне пристрастие амери канцев к русским женщи нам следующим образом. Русская женщина, став в чужой стране финансово независима, все равно бу дет больше держаться за мужа и стараться сохра нить семью. Опятьже, аме риканцам нравятся наши милые русские привычки, кои мы стали считать ар хаизмом: русская жена и с работы тебя ждет, и на стол к приходу все горячее подает, и испечет к праз днику вкусненькое. Амери канки же относятся к браку весьма прагматично: вы годно или не выгодно. При чем, поразмыслив недолго, могут бросить мужа, пос кольку одинокой женщине с ребенком государство выплачивает очень прилич ное пособие. Для западной женщины важны свобода и независимость, для рус ской — любовь, муж, до машний очаг. Впрочем, какое намдело до западных кризисов? Но ведь мы уж если повторя ем, то все полностью. Не стоит объяснять и доказы вать, что у нас сегодня име ет место аналогичный кри зис, разве что в меньших масштабах. Пока. Свиде тельство тому—постоянно растущее количество оди ноких людей. Но одно дело, когда судьба не сложи лась, когда человек сам страдает от такой невезу хи, и совсем другое — ког да это, так сказать, при нципиальное одиночество. Началось оно в крупных столичных городах, когда отдельные женщины стали провозглашать одиночест во своим жизненным кре до: «Я могу сама себя обес печить. У меня есть любо вник, который водит меня в театры и рестораны. За чем же мне влезать вхомут, и стирать ему рубашки, варить обеды, штопать носки?» Сегодня вирус со знательного одиночества поразил и провинцию. Вольной жизни хотят мужи ки. Отсутствия забот хотят молодые женщины. А по сути, и те, и другие боятся ответственности. А может, у них просто постепенно стал атрофироваться тот нерв, который нестерпимо ноет и болит, если женщи не некому стирать рубаш ки и варить обеды. Если мужику' некого защитить и утешить, '-экому помочьзс- бить гвоздь. Должен бо леть, ибо гак замышле'то природой. .'-Но-вернемея,кюсенним заготовкам. Может, не так уж все замечательно в удобствах западной циви лизации? Может, это даже хорошо, что большинству российских женщин поку пать импортные консервы не по карману? 'Может, пусть они лучше' творят, выдумывают, колдуют на своих кухнях, предвкушая, как зимой мужья и дети будут восторгаться плода ми их кулинарного искус ства? И пусть девчушки с завистью смотрят на то, как это мама умеет все делать. И приставать с предложе ниями помочь. И пусть с детства впитывают аромат семьи, где каждый забо тится о каждом и все об общем будущем. Хотя бы о ближайшей зиме с банкой соленых огурцов на столе. Елена Б РЕДИ С М А М И Н О П Ы Т СПИТЕ ПОД СОСНОЙ ! Если мы обратимся к н а ш ему недавнему опы ту , то вспомним: раньш е малыш ей поили рыбьим жиром. Сейчас его днем с огнем не сыщешь. А ведь рыбий ж ир — это три- витамин , необходимый для роста и р а зв и ти я ребен к а . Что ж е делать? Я дл я своих детей , а те перь и внуков, сама готовлю лекарство , обогащенное три- витамином . Беру 0 ,5 к г сы рого репчатого лука , заливаю доверху нежареным подсол н ечным м аслом , доб авляю один яичны й ж елток , 200 г тертой моркови, 200 — 300 г ягод облепихи и все это в те чение часа тушу на водяной бане. Затем жидкость сливаю и храню в холодильнике . Полученное масло нужно вводить м алыш ам в пищ у , начиная с нескольких капель и конч ая одной чайной л ож кой в день. Этим же маслом м ож но протирать к ож у р е бенка при стоматите , всевоз можных опрелостях. Закапы вать в носик . Хорошо прини м ать его и беременным ж ен щ инам . Мои дети росли на тривитамине и потому мало болели. Д л я п роф и л ак ти ки про студных заболеваний прим е н ял а следующее . Мои дети «спали под сосной» у себя в кроватке . Я собирала иголки со сны , з а л и в а л а их на 20 минут горячей водой, смывая с них таким образом воско вой н але т . Затем сущила и дел ал а п одуш ечку д л я р е бенка. Он спал и дыш ал воз духом , обогащенным фитон цидами сосны. То есть пока не окрепла его иммунная сис т ем а , м а лы ш ды ш а л с т е ри л ьны м во здухом . После года я поил а детей водой , приготовленной на сух ари ках черного хлеба, чем лечи л а киш ечник и укрепляла нервную систему. Гайморит — это результат того, к а к мы небрежно отно симся к сопливым детям. Они затягиваю т все это в нос, а оттуда вся грязь попадает в лобные пазухи . И уж е у со всем м аленьких иногда визу а л ь н о зам е тн о у т о лщ ен и е носоглоточной кости и н али чие надбровных дуг. Это уже гной попал в лобные пазухи и заполнил височную кость. Вот таким сопливым детям в первую очередь надо спать «под сосной». На другой день у них могут начаться обиль ные выделения из носа. Не отчаи в айтесь , продолж айте лечение: со временем выде ления прекратятся и все пути трубчатых костей очистятся от гноя , прекратится кисло родное голодание головного мозга. Попробуйте все это снача л а на себе и убедитесь, что после такой процедуры ваша голова к а к будто бы вымыта изнутри . И если- вы хотите , чтобы ваш ребенок был ум ным , психически здоровым , л е ч и т е его нос с р а н н е г о детства . Хорошо такж е в нос з а капывать сок зеленого виног рада или сок зеленой вишни , сливы , смешанный с мумие (сколько растворится) — не сколько капель. Это рецепт Авиценны . Сок зеленого ви нограда с мумие хорошо очи щает ушную полость и рас творяет серные пробки. Помните: через гнойный нос воздух поступает в лег кие уж е зараж енный . Отсю да часты е во спал ения л е г ких , которые сегодня п р ак тически у детей не вылечи вают, а только заглуш аю т . Да и к а к можно вылечить легкие , если воспалительный процесс рядом постоянно, а мы глушим ребенка л е к ар ствами , разруш ая у него пе чень и почки! А причина так наглядно видна. Почему бы в детских са дах не сделать несколько т а ких подушечек с зайчиками и волками , положив туда со сновые и голки , и не класть их спящим сопливым детям? Валентина ПЕТРЕНКО, народный целитель. (П е р е п е ч ат а н о с р а з р еш е н и я ж у р н а л а «С ем ья . З ем л я . У рож ай» . В ы х о д ит в К р а с н о д а р е д в а р а з а в м е с я ц , оф ор м ит ь п о д п и с к у м ож но в п о ч т о в ы х от д е л е н и я х Л и п е ц к а и о б л а ст и . И н д е к с и з д а н и я — 7 2 4 6 0 , к ат а л ож н а я ц ена на м е с яц — 5 т ы ся ч р у б л е й ) . ОСУПРУЖЕСТВЕ: СЮМОРОМ ИНЕОЧЕНЬ — Ну как мне не ссо риться с женой, если она противоречит мне на каждом шагу! В чем именно? — Когда я возвраща юсь домой и говорю ей: «Добрый вечер!» — она каждый раз отвечает мне: «Доброе утро». Осмотрев больную, врач говорит ее мужу: — Невроз, которым страдает ваша жена, не опасен. Она может про жить с ним долгие годы. —А я, доктор? А я?.. — Луиза, — обраща ется муж к жене, — если я умру раньше, чем ты, выходи замуж только за Карела. — Почему именно за Карела? —Только за Карела и ни за кого другого! Ни кто другой не сделал мне в жизни столько пакос тей. — Ты знаешь, я слы шал, что умные женщи ны не бывают хорошими женами. —Почему? — Да потому, что не выходят замуж. ИЗ С Т А РЫ Х ТЕТРАПЕИ Евгений ЕВТУШЕНКО ХРАНИТЕЛЬНИЦА ОЧАГА Собравеле-елесдорог расшвырянногосебя, япереступаюпорог страныподназваньем«семья». Пустьнетупрощениямне, здесьбудуяпонят, прощен, истыдномне вэтойстране за все, из чегояпришел. Набитыйопилкамилев, зубами вцепляясьвпальто, сдираетего, повелев статьвугол, изнает - за что. Заштопанныйгрустныйжираф облизываетменя, губамитащазарукав впещеру, гдеспятсыновья. Ивгазовыхсинихочах кухонноймосковскойплиты недремлющийвечныйочаг ивечнаяженщина - ты. Ворочаетугольялет взолезолотойкочерга, ивызолоченсилуэт хранительницыочага. Очерченазолотомгрудь. Ребеноксосетглубоко... Всембомбамтебянеспугнуть, когдатыдаешьмолоко. Сгодамивсебольшепуглив идажезапуганподчас когда-тосчастливыйотлив твоихфиолетовыхглаз. Тебядалекозанесло, но, какзолотаяпчела, тызнаешьсвое ремесло, хранительницаочага. Я, головуочертя, растаптывалвсенабегу. Разрушилядваочага, атретий, дрожа, берегу. ш г п -л? Мне слышитсятопотшагов. Идутсквозьвселенскийбедлам растаптывателиочагов поженскимидетскимтелам. Дорогамиженскихморщин онимаршируютвперед. Вглазахгуманистов-м^ин мерцаетпалаческийлед. Нотлеющиеугольки растоптанныхочагов .вцепляютсявкаблуки, сжигая заснувших врагов. Акакочищаетсясуть всего, чтовнутриикругом, когдаосвещается путь иженщиной, иочагом. Семья - этослитые «я». Яспрашиваю- когда встране подназваньем«семья» исчезнут игнет, ивражда? Ответьмне вночнойтишине, хранительница, жена- неужтоивэтойстране когда-нибудьбудетвойна?!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz