Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
ч о р г а н и з а ц и и С о ю з а ж у р н а л и с т о в Р Ф СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ IПОСТИГШвЕЛВ 1 1 1 )> — А к а к долго продолжа лись в аш и в стречи ? — До самой смерти отче. И все эти годы рядом с ним мы проходили духовные уни верситеты . К ак это происхо дило? Вот богадельня — дом для престарелы х . Отче про сто бл аго словл ял , и я шла выполнять туда любую гр я з ную работу. На моих руках умир али брошенные детьми и родными старики , но я шла к ним с напутствием отче, который говорил , что умира ющему очень важно , чтобы в этот момент с ним был кто- то. Ездила в дом престарелых я несколько лет , мама заво лновалась , не попала ли я в какую секту , написала отче. Он ей ответил умным пись мом . К с т а ти , м еж ду ними долго продолжалась перепис к а . Она — член ЦК КПСС и он — свящ енник , но оба мыс лили одними христианскими зап о в ед ям и . Б л а го д ар я их связи остались невзорванны- ми несколько храмов в Ель це . С п исьм ам и отче мама ходила по разным кремлевс ким кабинетам ... — У ж е н е т д авн о отца Н и к о л а я , но не тол ько и з Москвы , но и с А л т а я в его дом едут лю ди , об этом т е перь хорошо знаю т в Ельце... — Когда он был прикован к постели тяжелой болезнью, уж е тогда в его дом приез ж али новые люди , а когда ум ер , с н а ч а л а у нас было ощущение потерянности , но потом мы поняли , что с нами осталась н аш а духовная оби тель, в которой отче дал т а кие заповеди, что их хватит не на одну ж и зн ь . И вот что удивительно . Отче был духовным сыном последнего оптинского стар ца Н ект ари я , ельчанина , в миру Н иколая Тихонова, ко торый , в свою очередь, был духовным сыном оптинского старца Амвросия , к которо му за благословением ехали Достоевский, Гоголь, Соловь ев. А отец Н ектарий был ду ховным наставником Гумиле ва, Ахматовой, Блока . Этим ж е крестом отче осенял Р ас путина, Крупина. Вот что та кое Елец. Здесь все о п р ед е л я е тс я удивительными личностями . Вспомним отца И с а аки я , в прошлом настоятеля Возне сенского собора, который был духовным отцом Немировича- Д ан ч ен ко , писавш его ему: «Я вам всем обязан» , и рус ского религиозного философа Сергия Булгакова , несколь ко лет жившего в Ельце . Об этом говорит огромная переписка , мы собрали инте ресн ейш ие м а т е р и а лы , со здали фонд отца И сааки я — это еще нераскры тая страни ца в истории Ельца . — Елец уже и гр а е т зн а чительную роль в духовной ж и зн и России , что подтвер ж даю т и недавно отм ечен ны е д а ты — 600 -лети е осво бож дения Руси от Т ам е р л а н а и 850-летие города. К акие зам еч ател ьны е слова ск а зал В алентин Р аспу тин ! «Если бы можно очертить границы вечной Руси , сп асающ ей ся от саморазрушения , то в этих гр аниц ах гл а в ны м надо пос т а ви т ь град Е л ец —ст ар ей ший , мудрейш ий и св етлей ш ий , г л а з ам и неперечитан - я ы й , д а вш и й с л а в у и д о блесть России в ее историчес ком и духовном деянии» . К а к близки душе эти сло ва . Они и спасут, и сохранят , и защ и т я т . Особенно в наш е смутное вр ем я , когда ж и зн ь почему-то н апом ин ает про гулку по минному полю и когда осознаеш ь необходи мость во звр ащ ени я п лан ки духовных ценностей, очищ е н и я нравов . — Я хорошо знала Васи л и я Ш укшина , мы учились вместе во ВГИКе, он нас при г л аш а л к себе в дер евню Сростки, на Алтай . Я виде л а , к а к бесконечно он любил свою родину , к а к сердцем чувствовал , что народ у нас мудрый . Помните его крик на всю Россию в «К алине красной»: «Господи, прости меня!» — он разбудил мно гих . Д ей стви тельно , ру сск ая душ а может и грешить, но в ней поколениями залож ены понятия вечной истины , ко торым изменить нельзя , они подспудно хранятся в нашем народе. — А к а к бы ть с той его частью , которая откры то со ж ал е е т о том, что «угораз дило» родиться в России? — Н е л ь з я см о тр е т ь на поверхность, где подчас тво р и т ся с тр аш н о е , особенно сегодня. Россия нынче, к ак больной организм , у которо го ск ач е т тем п ер атур а . И , может, лучш е , что идет а к тивный процесс, а не медлен ное загнивание , к а к это про исходит в так называемом ци вилизованном мире ... — Ваш ф ил ьм «М альчи ки» по Достоевскому, снятый в Е льце , отмечен гл авны м призом первого международ ного Ф е сти в аля сл авян ско го кино «Золотой витя зь» . Ф ильм серьезный , он о тр а зил не только облик в р ем е ни, но и его суть. А скажите , как он теперь пробивается на экран чер е з в ал пошлости и хал туры ? — К счастью, фильм прак тически постоянно на экр а не. А в год 175-летия со дня рождения Достоевского был сделан новый тираж , и к ар тина вновь пошла по всему миру. С ней у нас был связан эпизод, о котором не могу не рассказать . Во время съемок нам очень хотелось сделать кадр в комнате отче, когда Алеша Карамазов идет круп ным планом . И вот на Днях российской культуры в Япо нии , - а открывались они на ш им ф ил ьм ом , я п о ех а л а туда, - иду по центральной улице и вдруг виж у огром ный плакат: в Японии комна та нашего отче! Значит , там поняли , к а к а я была залож е на суть. В этом фильме вся моя ж и зн ь , я двадцать лет шла к нему, в комнате отче писала сценарий. В Ленинграде, после про см о тр а «М ал ьч и к о в» , мне разрешили остаться на ночь в музее Достоевского, в его кабинете. При свете л амп а ды я читала рукопись писа теля . И в его «Бесах», а Досто евский был великий пророк, я увидела весь наш двадца тый век. Так что «Мальчики» — это прелю дия , дай Бог , может, я осуществлю и еще одну свою м ечту — сниму «Бесов». А з н а е т е , в з а п и с н о й к н и ж к е Достоевского есть фрагмент разговора , не во шедшего в текст , где речь идет о Ельце! Там сказано б у к в а л ь н о с л е д ую щ е е : «Здесь, в Ельце, существует скл ад с оруж и ем » . . . Когда мы снимали «Мальчиков», а нашим консультантом был п р а в н у к Д о с т о е в с к о г о — Дмитрий Андреевич, он себя постоянно сп р аш и в ал : где мог встречать название Ель ца? В записной книж ке пр а деда. — Сегодня сн ять кино , наверное , несбы точная м еч та? — Конечно. Фильм стоит 23 миллиарда рублей, и я бы прежде подумала, какой не обходимости картину долж на сделать . Может, лучш е эти деньги отдать на строи тельство кинотеатра , где по к а з ы в а т ь о т е ч е с т в е н н ы е фильмы , а смотреть у нас, слава Богу, есть что, хватит и на двадцать первый век. Зачем снова делать «Зо луш ку» и ли «К ащ ея Б е с смертного», когда новое по коление детей их не видело? — Р енита Андреевна , вы с 1993 год а в о з г л а в л я е т е Елецкое землячество . В чем видите свою задачу? — Прежде всего в зем л я чество объединились те, для которых Елец действительно стал духовной родиной , и когда мы пришли к мысли со браться вместе, то ф актичес ки оно оформилось из тех людей, которые видят свою зад ач у в п опы тке вернуть все, что было накоплено. Мы участвовали в ра зр а ботке государственной Про граммы «Возрождение м а лых городов России», куда Елец вошел первой строкой, и помогаем властям решать какие-то вопросы в Москве, участвуем во всех торж ес твенных мероприятиях , при возим им ениты х гостей , и ельчане это приветствуют. Когда три года н азад в городе открывали историко- культурный центр «Прожек тор», мы с Юрием Валенти новичем без колебания реши ли передать в дар Ельцу до рогую для нас награду - «Зо лотого Витяза». А в нынешнем году лау реатами этого престижного Фестиваля стали ельчане — Лариса Кучеркова и Алексей Родионов с фильмом о Буни не. Они емко показали , к ак п р о и с х о д и л о р ож д е н и е и осознание того, когда Бунин с к а зал : «Тут я п онял , что рожден в России». У многих людей в зале были слезы ... — Две награды в один го род — это событие и редкий случай , согласитесь. — И я воспринимаю это к а к б о л ьш ую р а д о с т ь и счастье. Известный кинодо кументалист Ролан Сергиен ко , автор ц и к л а «Колокол Чернобыля», кстати, он тоже член Елецкого землячества, п р ед л ож и л п ер еим ено в ать «Прожектор» в «Золотой Ви тязь» . У нас на этот счет есть некоторые наработки, о них мы рассказали в администра ции — реакция положитель ная. В Ельце есть с кем осу ществлять интересные идеи, здесь подобран уникальный состав людей, благодаря ко торым за последние годы в городе открылись театр, шко ла искусств, духовная гим н а з и я , к аф ед р а историко - культурного наследия. Ель чан е поним аю т , что такое культура ... — Наш разговор был бы неполным без упоминания еще об одном Григорьеве — вашем сыне Василии, кото рого миллионы телезрителей знают, как руководителя программы «Куклы» на НТВ. Знает ли он родину сво их дедов? — В Ельце он бывал не раз, здесь крестился , с отче он сажал ивочки возле тамер- ланской усыпальницы у со бора. Ему 37 лет , он окончил ВГИК, стал сценаристом. З а н и м а л с я э к о л о г и ч е с к и м и программами, ездил в Черно быль, Черновцы, на Северный полюс. Вместе с французской фирмой пока зал серьезный материал на экологическом конгрессе в Рио-де-Жанейро. Как мать я очень пережива л а за эту рабо ту . Но еще больше приходится пережи вать теп ерь , ко гд а еж е н е дельно выходят «Куклы» , и особенно после того, к а к Ге неральная прокуратура воз будила уголовное дело за ос корбление высших должнос тных лиц государства. Буд то они сами себя не оскорбля ют тем, что делают. Иногда я думаю: что общего у этих людей с настоящей Москвой? — Вашу семью тоже кос нулись допросы, вас вызы вали к следователям? — И п родолж ало сь это почти год. В Генпрокурату ре я сказала , что «Куклы» еще смягчаю т, они гораздо с и м п а ти ч н е е о р и ги н а л о в . Потом Ильюшенко посадили, в действиях нашего сына не нашли состава преступления. —В защиту «Кукол» вы ступили многие, вы ощуща ли эту поддержку? — Поддержка была мас сированной, и тем , кто ра з дул «дело», ничего не оста валось, как закрыть его. Ког да Вася пошел на пресс-кон ференцию , то ска зал : «Все равно пропадать. Кукол по садим между собой». Все ви дели эту передачу. Но дальше было интерес но. Вася пошел в прокурату ру за справкой , а там мнут ся , мол, не знаем , что и ск а зать: искового заявления как такового нет, а значит, нет и ответчика . К ак всегда, сра ботало телефонное право. — Вы и ваш муж как-то влияете на работу сына? — У программы крепкая к о м а н д а , в л и л и с ь с в еж и е силы , думаю, что с создате лями «Кукол» ельчане встре тятся . Что касается нас, то мы, конечно, в чем-то подска зы ваем , во всяком случае , запели персонажи с подачи Юрия Валентиновича. Он у нас человек музыкальный . В «К уклах» работает и жена Василия, ритм у них на п р яж енны й , ведь передачи выходят еженедельно. Ну а мне бы хотелось, что бы сын остался в кинематог рафе, и с другими работами. В 1996 году он получил приз «ТЭФИ». Планов у нас много. — Спасибо за беседу, же лаем творческих успехов всей вашей семье. Беседу вела Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты». г. Елец. Фото Владимира ДУРНЕВА. под СЕНЬЮ . ПОМАЗОВСКОИ РОЩИ... З абл удш ие дети России , осуж д енны е ... Сколько их по городам и в есям — Бог весть. Впрочем , есть на этот счет и статистика (весьма , конечно, приблизительная) осторожной России . Однако она не дает ответа на глав ный вопрос : к а к чувствует себя мающ аяся д уш а з а к о лю чей проволокой, о чем тоскует и плачет?.. Усманская воспитательно трудовая колония для несовер шеннолетних считается одной из лучших в стране. Малолетние преступники здесь не просто от бывают срок, они мучительно ищут согласия с собственной со вестью. И в этом им помогает начальник колонии Александр Костерев, который старается в каждом насильнике и убийце уви деть человека. ...Вековые сосны и красави цы березы составляют сказоч ную, знаменитую в здешних мес тах Помазовскую рощу, к кото рой некогда примыкал женский монастырь. В память о нем ос талась большая башня колоколь ни — дело рук талантливых рус ских мастеров. Еще одно не ме нее красивое здание монастыря было уничтожено пожаром в трид цатые годы, а на месте много численных келий насельниц вы росли большие корпуса средней школы, здравпункта, общежития Усманской ВТК, где и отбывают наказание преступившие закон несовершеннолетние граждане большой России. Высоким забо ром с рядами колючей проволо ки они отделены от общества. Но нет для них преграды к Богу. В одном из помещений быв шего монастырского здания, в котором находится общежитие воспитанников четырех отрядов, есть место и для богослужения — своего рода небольшая цер ковь. Создана она по инициативе начальника колонии и протоиерея Свято-Успенского храма отца Владимира. Каждый, кому доведется по бывать здесь, непременно уви дит необычайной красоты иконос тас, резные царские врата с изо бражением Христа, Божией Ма тери и святых. В алтаре - пре стол, аналой, пирамида лампад, кресты. Евангелие. К аналою про ложена ковровая дорожка, со тканная самими воспитанниками и «бабой Настей»—пожилой жен щиной, помнящей еще жизнь мо настыря, куда она, будучи девоч кой, ходила вместе с родителя ми. — Теперь мы часто наблюда ем такую картину, — рассказы вает А. Костерев. — Соверщив какое-либо нарушение правил внутреннего распорядка, за что полагается дисциплинарное на казание, воспитанник после это- 24 сентября 1900 года , несмотря на ненастную и хо лодную погоду, в Ливенском у е здном С обрании в ели сь ж ар ки е баталии . Поначалу было рассмотрено заявление земского начальника 7 учас тка. «При станции Тербуны Елецко-Валуйского учас тка Ю го -В осточны х ж е л е з ны х дорог в течение последних двух лет образовался торго вы й поселок, где сбы вается хлеб крестьянами и другими землевладельцами со зн ачи тельного района Ливонского и Елецкого уездов. П ривоз хлебов осенью и зимою до стигает одной тысячи (!) под вод в день. П ри таком скоп лении народа в поселке, име ющ ем 4 п и т ей ны х з а в е д е ния , нет агента полиции . И хотя н азнач аю тся на деж ур ство десятские и сотские из б л и зл еж ащ и х с ел ен ий , но эти полицейские чины , тя го тясь таким нарядом , отры вающим их от дом а , я в л я ются не аккуратно , зачастую пьянствую т вместе с при е з жими кр естьян ами , продав ц ам и хлебов . Главно е ж е , что они не подготовляются к умению предупредить и пр е следовать беспорядки и пр е ступления, почти ежедневно там повторяющиеся . Посему необходимо учре дить здесь ответственную по лицейскую власть . И я ... хо датайствую об учреждении д о л ж н о с т и п о л и ц е й с к о г о у р я д н и к а и с к лю ч и т е л ь н о для поселка при станции Тер буны...» Управа , представив это заявление на рассмотрение земского Собрания, была со гласна с подобным предложе нием, при этом отмечалось, что «на содержание урядни к а необходимо внести в сме ту 600 рублей». Члены финансовой комис сии, рассмотрев заявление , пришли к выводу: «По докла ду У пр авы об учреж дении должности урядника на стан ции Тербуны комиссия пола г а л а бы настоящ ий доклад отклонить. В противном слу- и с т о к и БЛАГОУСТРАИВАЛИ В ТЕРБУНАХ ПОЛИЦЕЙСКОГО УРЯДНИКА... к 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЕЛКА чае нужно будет учреж дать должность урядн ик а на дру гих станци ях , а расход этот был бы не по силам уездно му земству». На следующем заседании земского Собрания обсужде ние этого вопроса приняло более острый характер . Сто ронники введения должнос ти урядника настаивали на том, что станция Тербуны на ходится в особом положении. В ней очень сильно развита хлебная ссыпка и находятся четыре конкурирующих пи тейных заведения . Поэтому бесчинств здесь больше, чем в других местах. К тому же станция расположена не при селении, а в поле. Это ослаб ляет полицейский надзор и со стороны сельских властей . Н аконец , утверждали пред ставители полицейской упра вы , если земство признает расход в 600 рублей для бюд ж ета значительным , то мож но было бы ограничиться вне сением в смету только 250 рублей 55 копеек (считая 200 рублей на жалованье урядни к а , 50 рублей на обмундиро вание и 55 копеек на ремонт вооружения). При этом поли ц ей ски е руч али сь , что о с тальную сумму — квартир ные деньги - согласятся пла тить сами жители поселка, или ж е квартира может быть оплачена в натуральном виде. Ь КАК ПРЕДСЕДАТЕЛЬ БИНОКЛЬ КУПИЛ М О Н О Л О Г НЕСОСТОЯВШ ЕГОСЯ ГЕРОЯ го по собственной инициативе идет в церковь и коленопрекло ненный долго стоит перед алта рем, раскаиваясь в своем гре хе... Действует в колонии и вос кресная школа, где под руковод ством педагога Н. Романовой ребята постигают Слово Божие. Многое в этой церкви, как и во обще в колонии, сделано руками воспитанников. Вместе с протои ереем Владимиром они по кру пицам собирали все, что теперь украшает их храм, где в тяжелую минуту они могут уединиться от мирской суеты, чтобы в молитве успокоить душу. Каждый праздник и воскрес ный день посещают эту церковь и отец Владимир, и отец Георгий (Кондратюк), чтобы соверщить богослужение. Они причащают ребят, служат молебны. И день ото дня все больще юных душ от крываются перед Богом. Кстати, в каждой комнате у колонистов на самом почетном месте висят иконы. Разве это не признак духовного возрождения человека, его приобщения к вы- сщей истине? Е. АГЕЕВ, бывший учитель. г. Усмань. — Не п о в ер иш ь , дру г , еж ели бы тот застой , при коем у нас пшеничный колос чуть ли не в початок к у ку рузы вырастал , еще лет п я ток продержался , я бы, г л я дишь, Героем Соцтруда стал и на своей «Волге» раскаты в а л . Ч его рж еш ь -т о ? Ей- Богу, не брешу!.. А началось у меня такое резкое повышение произво дительности труда ч ер е з . . . бинокль. Прислали к нам в Красотыновку нового предсе дателя . Сначала, ск аж у тебе голую правду , его и изби- рать-то не хотели. Не хвата ло ему, по нашему народно му мнению, видового автори тета — ну, чтобы морда с тыкву и брюхо, будто в ем меш ок пш еницы за т аи л ся . Только верно зацеплено , что встречают по одежке , а про вожают по уму. Башковитым о к а з а л с я новый пред , к а к Карл Маркс, только без бо роды. Заведет, бывало, нам со свояком Васькой арифме тику про то, сколько мы с ним за жизнь «Волг» пропили, да так в душу репьем вмаслит- ся , что после такой беседы всю ночь цельные гаражи с легковуш ками мерещатся. И еще примечать мы ста ли , что наш новый пред, буд то Ванга к а к а я , все про нашу ж и зн ь и дей ствия , к а к ни таись, узнает . Торганем мы, скажем , с кумом с бункера полтонны зерна за литруху . Вроде бы, со сноровкой опе рацию проводим, с опытом, а он наутро нас «похмелять» п ри е зж а е т : мол , хорошо у соседа Иван Ивановича клю ет петух пш еничку , которую мы ему загнали? Прямо не жизнь , а наваж дение у нас пошло: ни вы пить, ни спереть. От такой безнадеги и скуки стал наш колхозный народ вкалывать от зари дотемна. Даже мы с Васькой, на что уж каленые орехи, и то в себе внутрен ние перемены обнаруживать начали . Придешь, бывало, в день получки к кассе и, нет надобностей трояк на пох м е л к у з а н им а т ь . Н а свои кровные карманов не хвата ет. Скукота, одним словом. И р еш и л и т о г д а мы с Васькой от такой беспросвет ной житухи вычислить, в чем кроется нечистая сила пред седательской ясновидности. Колхоз наш , к ак ты знаешь, своей географией на буграх лежит . И приметили мы за нашим руководителем высо тную болезнь. Другие, с к а ж ем , страдаю т любовью к тенечку в лесополосе, а это го, к ак магнитом, на верхо туру тянет . Вот задумали мы со свояком подглядеть, к ак он на самом высоком бугре колдовать будет. Забрались , зн ачи т , туда пораньш е , чтобы провести ориентировку на местности, ж дем . Колхоз наш к а к на л а д ош к е в и д ен , т о л ь к о в ум ен ьш ен ны х м а сш т аб а х . Глядим , вскорости и предсе дательский "уазик" прямо на нас стал снизу жуком караб каться . Тут мы и рассекре тили евойную тайну . О казы вается, он отсюда все колхоз ные владения через бинокль разглядывал . И нам дал по глядеть, как на другом краю колхозной территории мой шурин Мишка под копенку с ком бай н а зерно ссы п ал , чтобы потом со мной или с Васькой ночью для п етуха забрать. Хотели мы , было, со сво яком спереть у преда это тех ническое вооружение, а по том раздумали, себе ж е хуже сделаем. Ваське вскорости за т р у д о в ы е у с п е х и м е д а л ь дали , а меня к ордену пред ставили . Васька и поныне на заработанном благодаря би ноклю «Жигуленке» р а ск а ты в ает . Я ж е н епроп и ты х трояков на целую «Волгу» скопил . А вот купить не ус пел. Ельцин с Гайдаром на благо реформ и народа отн я ли. Преда вскорости от нас забрали . А я с горя по той свистну той у м ен я п р а в и тельством «Волжанке» снова запил . Чего гы гыкаеш ь? Ей- ей, не вру! Но и эти доводы не смог ли поколебать противников идеи со зд ани я на станции Тербуны специального поли цейского участка . Спор мог длиться бесконечно. В итоге, дабы утихомирить страсти , было предлож ено оставить сей вопрос открытым . Собра ние приняло оное единоглас но. Из постановления Ливен- ского земства от 27 сентяб ря 1900 года: « ...возбудить ходатайство об учреждении на станции Тербуны пеш аго урядника , если от местных жителей поступит заявление о том, что они обязую тся от вести ему квар ти ру натурою и внести в смету н а 1901 год на ж алование , обмундирова ние и п оправку в оо ]^ж ен и я )ф ядн ик а 255 руб. 55 коп» . Прошел год. Х одатайст во о назначении урядника на станцию Тербуны возобновил гласный Ливанского земства М. Зубов. В прошении в Со брание он отмечал, что мест ные жители не желают «дать к в ар ти ры д л я ур ядн ик а д а ром» , поэтому он просит «ас сигновать к вар ти рны е день ги, потому что н а знач ен ие урядника — дело интересное к а к д л я ж е л е зн о й дороги , т а к и д л я М инистерства ф и нансов, т а к к а к на этой стан ции винная л а в к а торгует до 500 рублей в день» . И снова Собрание отложи ло этот вопрос «для н авед е н и я точны х спр авок о к в а р тирны х ден ьгах д л я урядни к а» . 11 с е н т я б р я у ж е 1906 года ливанский уездный ис правник послал уведомление в Ливанскую уездную земуп- раву , «что очередное Ливен- ское уездное зем собрание в 1905 году постановило хода т а й с т в о в а т ь п ер ед П р а в и тельством о принятии на счет последнего расхода по содер ж анию полицейского уряд н и к а в поселке при станции Тербуны , но до настоящ его врем ени н и к а к и х р а с п о р я ж ений по сему предм ету не п о следовало . В виду этого имею честь покорнейше про сить земскую управу не от к а за т ь внести в предстоящее земское Собрание вопрос: не будет ли призн ано во зм ож ным внести в смету Ливен- ского зем с тв а на 1907 год расход на содерж ание Тер- бунского урядника и на наем арестантской при нем...» И з з а к лю ч е н и я Л ив ен - ской управы : «П р едставл яя отношение господина ливен- ского и с п р а в н и к а , у п р а в а полагает : в виду полного ис т ощ ен и я зем ской к а с сы и непоступления зем ских п л а теж ей , в смету на содерж а ние урядника и арестантской ничего не вносить» . Сегодня, когда Тербуны готовятся к своему столетию, здесь насчитывается поряд ка полутора сотен «урядни ков» и прочих полицейских чинов. В основном решены проблемы с их благоустрой ством . П о выш а е т ся ж а л о ванье. Поэтому навести поря док среди местных мужиков , к ак и 100 лет назад, приез ж ающих по осени в Тербуны на ярм арку , есть кому. Про гресс, выходит, — налицо ... Подготовил Валерий БОГДАНОВ, краевед . 2 . КАК ВЗАРЕЧНОМ «ЗЕЛЕНОГОЗМИЯ» ОДОЛЕЛИ К ак и звестно , по числу п о к л о н яю щ и х с я м о гущ е с твенным богам Бахусу и Вак ху ни одна религия не срав нится . Уж что только не де лалось , чтобы обратить их «паству» в иную веру — а все без толку . Но вот в селе З а речном, что в двадцати кило метрах от Тербунов, похоже, нашли и на них управу. А помогла в этих борени я х « н а гл ядн а я а ги т а ц и я » , прием ами которой хорошо владеет бывший партработ н и к , а ныне пр едседа тел ь здешнего сельхозкооперати ва «Победа» А натолий Ро- дкин. Тут надо оговориться сра зу, что народ зареченский на всю округу трудолюбием и кр естьян ской хв аткой с л а вится: уложит в землю зер но, а на этом месте килограм мовый колос вырастает. Но, к а к с к а з а л один в е ли к и й , который зн ал , что говорил: нет такого таланта , который бы нельзя было пропить. Пос тигла эта напасть и заречен- ских мужиков . Иной из них — «золотые руки и баш ка на правильном месте» , сл у ч а лось , поддавшись влиянию «зеленого змия» , так «запа шет», что после этого месяц- другой ущерб хозяйству от рабатывает и контору за к и лометр обходит. Вот на этом «человечес ком факторе» и была постро ена председательская «иде ология» . Прослышав , что на соседней Орловщине действу ет доктор, к которому, «что бы и зл еч и т ь с я от «дури» , даж е профессора и генералы из самой Москвы п ри е зж а ют», он предложил проявить смелость нескольким м уж и кам , на собственной пр акти ке убедившимся в том, что водка селянам — зло. Вылазка первого органи зованного «антиалкогольного десанта» на специально вы деленной для этих целей лег ковушке превзошла все ож и дания . Исцеленные м уж ики , может быть, сами того не ве дая , рассказы вая о «пережи том», стали пропагандистами здорового образа ж и зни . По их словам выходило, что хотя генералов при полной амуни ции среди пациентов докто ра с Орловщины увидеть не удалось, но людей профессор ского обличья и приехавших на ином арках , нагляделись досыта. И плату за изгнание «беса» в р а ч е в а т е л ь бер е т вполне божескую . В перево де на «самопальную» — все го ящ ик . Вскоре эта устная агита ция была подкреплена и «на глядной» . Прошедшие «чис тилище» мужики , на удивле ние всем, стали трезвенника ми . Словом, за первым «де сантом» последовал второй, потом третий. Число избавив ш ихся от пагубной страсти перевалило уж е за дюжину . Р а з у м е е т с я , п о д с к о ч и л а вверх и производительность труда . Вот та к а я история . К ста ти , если вы посчитаете, что все это - выдумка , рекомен дую отправиться в Заречное , где в конторе кооператива вам по секрету поведают о том, что председатель уж е к ом плектует группу для очеред ной экспедиции на Орловщи ну . И если дело и дал ьш е пойдет таким и темпами , то, глядиш ь , к концу года село Зар ечно е с т ан ет зоной п о вальной трезвости ... Б ай ки собрал И ван ПЕРЕКРЕСТОВ , соб. корр . «Липецкой г а з е ты » . с. Тербуны. Выпуск подготовили : А л ек с ан др КОСЯКИН (р ед а к тор), В ладимир ГРЯЗНОВ , И в ан ПЕРЕКРЕСТОВ , В яч ес л а в ИСКОРНЕВ, Т ам а р а ФЕДЮКИНА , Андрей ИСУПОВ (рисунки ), В л адим ир ДУРНЕВ (фото), Виктор ЛИСОВС КИЙ (м акет) .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz