Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

) И з д а е т с я п о и н и ц и а т и в е К л у б а г л а в н ы х р е д а к т о р о в и п р и с о д е й с т в и и о б л а с т н о й ЧИТА ТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯИДЕЯ ДОЛЖНАИДТИОТСЕРДЦА Публикация А. Шаповало­ ва «О русской идее замолви ­ те слово» (предыдущий вы ­ п у с к « Р у с с к о г о п о л я » от 10 .07 .97 г. - р е д . ) меня очень удивила и заставила в зяться за перо. И , если «Липецкая газета» в самом деле выпол ­ няет свои заверения печатать альтернативны е мнения , н а ­ деюсь, что и мое суждение «об общенациональной идее, которая бы консолидировала все политические силы , все слои общества», увидит свет. А лексей Ш аповалов п и ­ шет: «Идея жизненны х ин ­ тересов — вот что является путеводной звездой для Рос­ сии в тяж елы е дни ее ж и з ­ ни . И сегодня на зн ам ен и реформ должно быть написа­ но к р у п н ы м и б у к в а м и : «Ж и зн е н н ы е и н т ер е сы — п р евыш е всего!» Эта и д ея должна служить всей матуш ­ ке России и каждому росси­ янину в отдельности». Разве можно что-то против этих слов сказать? П рекрас ­ ные слова — да и только . Но отчего после прочтения этой статьи возникает такое чув ­ ство, будто автор ее, и зм у ­ чившись звать нас обычны ­ ми словами-лозунгами в пре­ красное комм унис тич еско е прошлое, решил чуть подма­ левать их и выдать за что-то новое, за высокую националь­ ную идею. А ведь беспамят­ ность чревата ... Конечно , уваж аемы й А. Шаповалов, я не сомневаюсь. что Вы очень хорошо знаете, к а к ам ериканцы на всех ме­ ридианах Земли используют Ваш л о зу н г , о б ъ я в л я я ту или иную страну точкой ж и з ­ ненно в ажны х для Америки и американцев интересов. Вот какой это резиновый, очень удобный лозунг. Уж чем-чем, а подобными лозунгами мы сыты до упо­ ра, ибо на нашем российском знамени они были написаны давно, и под этим знаменем мы своими руками соверши­ ли столько уродливого, уж а ­ сающе-преступного, так и з­ мордовали душу россиянина, ставшего придатком государ­ ства, что он и думать забыл, что был создан к ак благород­ н ая божественная сущность. Все — и хорошее, и пло­ хое — совершалось в нашей стране под лозунгом «ж и з ­ н енны х и нтересов» : и Ок­ тябрьская революция 1917 г., и кровь в августе 1993 г ., и позорная для всех россиян чеченская бойня, которая по сей день одаривает нас горь­ кими плодами (а помните, как президент выступал по теле­ видению, когда наше недово­ льство достигло опасной чер­ ты, чтобы мы потерпели еще немножко , ибо это жизненно важно , необходимо для всех нас? ..). А разве не «жизнен­ ные интересы » продиктовали нашему правительству необ­ ходимость и зъ яти я трудовых сбережений, а потом пошли невыплаты денег за работу. зад ерж ка пенсий. «Аппетит приходит во время еды». И прошлый опыт давал хоро­ шие примеры, когда люди в В еликом С оветском Союзе терпеливо умирали от голода, работая за «палочки» , про ­ ставленные карандашиком в тетрадке. И ГУЛАГи тоже мы строили , исходя из «жизнен ­ ных интересов». Нет, уважаемый Алексей Шаповалов, общ енациональ ­ н а я идея - это то, что идет от сердца людского, что помога­ ет у к р е п л я т ь в н у т р е н н и й стержень человека, осознав­ шего свою ценность, свою не­ о б х о д им о с т ь г о с у д а р с т в у , свое величие , если хотите , свою огромную , питающую его человеческое достоинство любовь к Отечеству. И тут уж сначала - человек, а потом го­ сударство, ибо без человека нет и не может быть государ­ ства. Пора нам встать с головы на ноги — тогда и ныть пере­ станем, что нам тяж к о . Еще бы! Ведь голова не для того нам д ан а Господом Богом , чтоб стоять на ней. Даж е го­ голевский Собакевич, умею­ щий делать деньги из ниче ­ го, ж ули к из ж уликов , пре­ красно понимал: если человек твердо стоит на ногах , если у него хороший дом, крепкое хозяйство, если он здоров и весел, от него будет прок и хозяину , и Отечеству. И до Н.В. Гоголя наши предки зна­ ли с древнейш их времен о ТВОИДОМ ПЕЧЬ в п р е д ы д у щ и х в ы п у с к а х « Р у с с к о г о п о л я » м ы н а ­ ч а л и р а с с к а з о к р е ст ь я н с к о м д о м е , б е з кот орого , п о н а ш е м у м н е н и ю , прост о н е м ы с л и м а ж и з н ь в р о с ­ с и й с к о й г л у б и н к е . Читатели у ж е у з н а л и , к а к у ю р о л ь и г р а л в и з б е К р а с н ы й у г о л и что д о л ж е н б ы л с д е ­ лать гость, п е р е ст у п а я п о р о г ж и л и щ а . С е г о д н я н а ш р а с с к а з — о с а м о м , п о ж а л у й , г л а в ­ н о м э л е м е нт е к р е ст ь я н с к о г о д о м а — о п е ч к е . Д а , « х о р о ш о сидет ь н а п е ч к е - н о г и в т е п л е н ь ком м е с ­ т е ч ке .. .» . Этот ст ары й ст иш о к -ч ит а л о ч к у с детства п о м н ит к а ж д ы й . В том ч и с л е и тот, кто н и к о г д а н а этой п е ч к е и н е с и д е л . Что ж , о н м н о г о е п от е р я л . . . И т а к , р у с с к а я п еч ь — это . . . Сразу и не скаж еш ь . Это и треск полешек за рас­ каленной дверцей, и рыжие блики на стене, и мокрые в а ­ л енки в духовке , от которых валит пар. Это и крутобедрый чугунок со щ ами , булькаю ­ щими за печной заслонкой , и стройные дымы из труб в зимний безветренный день — и с то чн и к в дохн о в ен ья х у ­ дож ника . Это и л еж ан к а , на которой рядом с тобой всег­ д а о б я з а т е л ь н о о к а ж е т с я кошка . П ечка — это все. Без нее нет дома! Печь, как отмечают иссле­ дователи деревенского быта, наиболее миф ологи зирован ­ ный и символически зн ачи ­ мый предмет крестьянского обихода , она — с а к р ам е н ­ тальный центр дома. Р у с ск о е н ародн о е тво р ­ чес тво т а к ж е вы д е л я е т ее среди прочих предметов осо­ бо. Под печкой живет домо­ вой. На печи сидит тридцать лет и три года И лья Муро­ мец. С ней не ж елает расста­ ваться и Ем еля-дурачок , от­ пр авл яясь по Щ учьему веле­ нию н а см о т р и н ы . П е ч к а встр ечается даж е в чистом поле, чтобы дать совет бег­ лецам . На печи совершают­ ся все деревенские сделки и с л у ч аю т с я все ж и т е й с к и е истории. В сякий , кто прожил дет­ ство в деревне , зн а е т цену теплу , д л я него навсегда по­ нятие домашнего очага будет а с с о ц и и р о в а т ь с я им енно с печкой . А еще она была при ­ ю том д л я н о в о р ож д ен ны х телятиш ек и козляточек . Их, завернуты х рогож ей , вноси­ ли вьюжной зимой в дом и бережно ук л ады в али на рас ­ стеленную возле печи соло­ му, и это сразу надолго с та ­ новилось радостным и гл ав ­ н ы м с о б ы т и е м д л я в с е й ' крестьянской семьи. П ечь с ее звукам и , з ап а ­ хами и цветами (ночью , н а ­ п р и м е р , ж у т к о в а т о с в е т и ­ л и с ь у г о л ь к и ч е р е з щ е л ь дверцы и сказочно отсвечи ­ вали через поддувало) будет помниться всю ж и зн ь , «вы ­ давая» самые разные картин ­ ки. Вот орудует у за гн е тки ухватом бабка, не замечая , к ак белолобый теленок жует ее юбку. Вот котенок пы та ­ ется лапой достать свисаю ­ щую с вытяжной трубы сниз- ку скользких бирючков. Вот сап ож н ич а е т возле теплой духовки дед, держ а в зубах деревянные гвоздики , а вот он ж е колдует возле само ­ дельного аппарата , подстав­ л я я под горячую струю «пер­ вача» алюминиевую кружку . В противовес переднему. Красному , углу , в котором хр ан ят ся иконы и человек к а к бы предстает перед л и ­ цом Бо га , печь воплощ ает с а к р а м е н т а л ь н о с т ь ино го типа. В ней готовят пищу, на ней спят , а кое-где исполь­ зуют даж е в качестве бани, с ней ж е , печкой, по преиму­ ществу связана и народная медицина (до сих пор первое лекарство от простуды да и всякой другой хвори — пол­ еж ать на горячих кирпичах). К ак отмечает исследова­ тель крестьянского быта А. Львов, символика печи отне­ сена главным образом не к ритуальному или этикетному поведению человека , а к его интимной, «утробной» жизни в таких ее проявлениях , к ак соитие, развитие плода, ро­ ждение и, с другой стороны, — агония , смерть и посмерт­ ное существование. Печь играет особую сим ­ волическую роль во внутрен­ нем пространстве дома, со­ вмещ ая в себе черты центра и границы . К ак вместилище пищи и домашнего огня она воплощает собой идею дома в аспекте его полноты и бла­ гополучия и в этом отноше­ нии соотнесена со столом . Поскольку ж е через печную трубу осуществляется связь с внешним миром, печь со­ поставима и с дверью, и о к ­ нами . Впрочем, печная тру ­ ба — это специфический вы ­ ход из дома, предназначен ­ ный в основном для сверхъ ­ естественных существ и суб­ станций : через трубу в дом проникают огненный змей и ч е р т , а вы л е т аю т н а р уж у ведьма, душа умершего, бо­ ле зн ь , доля , при зы в , обра­ щенный к нечистой силе. Разные мотивировки полу­ чало подчас одно и то же дей ствие, связанное с печью. На Украине и в Белоруссии, на пример, было принято, вынув хлеб и ли другую пищ у из печи, положить туда одно или два полена. Делали это в ос новном для того, чтобы по этим поленам на том свете перейти через пекло , через огненную р ек у с ки п ящ ей смолой. Известны и другие мотивировки: вынув хлеб из п ечи , нужно было бросить туда полено, чтобы хлеб не выводился, «чтобы не зевали печь» , то есть не было голо­ да в хате. Когда кто-нибудь уходил из дома, печь закрывали за слонкой , чтобы человеку по­ везло в пути и его не помина­ ли лихом оставшиеся дома. В Новгородской губернии з а ­ крывали печь, садясь ткать чтобы хорошо удалась рабо­ та. В Полесье хозяйка , вынув из печи хлеб, закры вала ее з а с л о н к о й , и н а ч е , по п о ­ верью, когда она умрет, у нее будет рот «раззявлен» . При приближении грозы заслоня­ ли трубу, чтобы черт или дру­ гая нечистая сила не могли туда сп р ята ть ся и гром не ударил в хату . Через трубу звали пропавшую в лесу ско ­ тину в надежде, что она вер­ нется обратно. В Ж итомирской области рассказывают случай , когда м а ть п о з в а л а ч ер е з трубу сына, служившего в армии , после чего на того н ап ал а смертельная тоска. На Ровен- щине полагали , что во время агонии человека нужно з а ­ кры ть трубу и отворить две­ ри , иначе душа вылетит че­ рез трубу и достанется чер ­ ту. Иногда трубу, наоборот, отворяли во время календар ­ ных праздников и во время поминок, чтобы через нее в дом могли проникнуть души умерших . Вот чем была для челове­ ка печка! Была , потому что все чащ е теперь ее заменяют четырехконфорочная плита, АГВ и газовая колонка . И все реже возле деревенских до­ мов встречаются аккуратные, ж елты е , к ак смола, поленни­ цы дров. Н аучно -техничес ­ кий прогресс принес в рус­ скую деревню массу удобств, но отобрал при этом поэзию сельского быта. Сложат ли песни да ска зки про «голубое топливо» — Бог весть, а вот печка с ее радушием и теп ­ лом в пам яти народной оста­ н ется . . . А лександр КОСЯКИН . «русской идее», обладающей колоссальнейшей силой: Лю­ бовь к человеку и Отечеству! — вот что может объединить нас всех без исключения . Но ведь все дело в том, что эта идея , точно лакмусо­ вая бум ажка , сразу же опре­ деляет степень пригодности человека для ответственной государственной и любой ру­ ководящей должности , а че­ л о в е к у , лю б ящ ем у только себя самого, это ни к чему — любить тех, кто рядом, и за ­ ботиться об интересах Оте­ чества, а не личного карм а ­ на. Какой срам , когда госу­ дарственный чиновник или генерал берут в зятки , стро­ ят терема за наш счет, а мы по телевизору смотрим и слу­ шаем передачи с рассужде­ ниями ведущего и выступа­ ющих, наказуемо ли это юри­ дически и когда можно , а когда нельзя этого делать. А ведь достаточно просто з а ­ дать вопрос: а любит ли та­ кой чиновник людей, не на ­ носит ли он урона Отечеству и нравственного урона свое­ му человеческому достоинст­ ву? Ведь он к ак человек до­ лжен прежде всего уважать и любить себя. Но разве мож ­ но любить и уважать в зяточ­ ника и вора в себе?! Вот что такое «русская идея»; «Любовь к Человеку и Отечеству». Она, эта идея, делает все прозрачным , по­ нятным , все чистым и чест­ ным. Недаром говорят: «Бог — это Любовь». Значит, Любовь, как Бог, может все. С такой идеей мы сможем объединиться , под­ няться , стать по-настоящему Великим , сильным , богатым народом и государством. С уваж ением В. ТОРОПЧИНА . г. Липецк . МЫ ПОСТАВИЛИ ПРОБЛЕМУ... В ПОБЕДЕ ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ На ваш № 133 от 10 .07 .97 года администра­ ция Добровского района со­ общает, что статья «Остров невезения с 1 т>омким име­ нем Победа» обсуждалась на административном совете Волченской сельской адми­ нистрации и в районной ад­ министрации с приглашени­ ем заинтересованных лиц. Факты , указанные в статье, признаны правиль­ ными. По устранению ука­ занных недостатков были приняты следующие меры; — два раза в неделю в пос. Победа выезжает авто­ лавка с товарами первой не­ обходимости; — для медицинского об­ служивания жителей пос. Победа (по договоренности с руководством ТОО «Киров­ ское») один раз в неделю будет выделяться транспорт для подвоза фельдшера; — на 1998 год пос. Побе­ да включен в проект-план на газификацию. В настоящее время оста­ ется открытым вопрос о про­ длении маршрута автобуса Липецк — Екатериновка до с. Б. Хомяки в связи с тем, что данный маршрут обслужи­ вается автобусом, принад­ лежащим автопарку г. Ли­ пецка. Александр СЛАДКИХ, глава администрации района. НОВОСТИ И З Ш У Б И Н Ш гвозди БЫ ДЕЛАТЬ.,. НО СНАЧАЛА НАДО ЗАПАСТИСЬ С о зд ан и е соб ств ен но го у ч а с т к а по п р о и з в о д с т в у гвоздей на НЛМК поставило в трудное положение Добрин- ский райпромкомбинат, спе­ циализирующийся на выпус­ ке этого вида продукции . Не имея возможности на равных соперничать с промыш лен ­ ным гиган том , добринские гвоздильщики вместе с тем в уныние не впали , а приоб­ рели собственную зернодро­ билку. Р е н ит а Г Р И Г О Р Ь Е В А ^ Т Очень непросто в Москве взять интервью у киноре- ж и с с ^ а , лауреата Государственной премии СССР и пре­ мии России имени Довженко, лауреата многих между­ народных и отечественных фестивалей, председателя Ас­ социации женщин-кинематографистов, члена правления и координатора мехсдународного Фонда гуманитарных инициатив «Грахсданская дипломатия» и, наконец, пред­ седателя Елецкого землячества Рениты Григорьевой... Человек она очень занятой. Но в Ельце она, обладатель многих званий и титулов, доступна не только местным журналистам, но и многим ельчанам, которых называет своими земляками. А между тем Ренита Андреевна - ко­ ренная москвичка, однако с середины шестидесятых и по сей день ради поездки в Елец она может отложить любые важные дела, престижную поездку за рубеж, где идут ее фильмы. Неравнодушие Григорьевой к Ельцу заразительно, человеческое обаяние этой русской женщины необыкно­ венно сильно, как и нравственные принципы, которые она исповедует в искусстве и которые соотносятся с ее собственной жизнью. Сегодня Ренита Григорьева в гостях у читателей «Рус­ ского поля». — Р е н и т а А н д р е е в н а , чем объяснить , что вот уже более тридцати л ет вас не ­ удержимо притягивает Елец, что д л я вас этот город? — Прежде всего, это ро­ дина моей мамы — Нины Ва­ сильевны П оповой , в про ­ шлом очень известного об­ щественного деятеля . После войны она была председате­ лем антифашистского коми ­ тета советских женщин , сек ­ ретарем ВЦСПС, членом ЦК КПСС, депутатом Верховно­ го Совета СССР. В Ельце ее корни . Мои бабушка и дедуш ка , а это бы л а о ч е н ь р е л и г и о з н а я семья , жили на улице Горь­ кого , я и сейчас захож у в этот дом. Дед Василий Пет­ рович Попов был хорошим ремесленником и за участие в строительстве в Ельце пер­ вого в России элеватора царь пожаловал ему золотую ме­ даль. О бабушке ельчане р ас ­ ск а зы в али к а к о ж енщ ине мудрой, умеющей слуш ать людей. И когда моя мама р а ­ ботала председателем горис­ полкома и секретарем Крас­ нопресненского райкома пар ­ тии в Москве, про нее имен­ но это говорили: она умеет слушать . Мама в дв ен адц а ть лет осталась сиротой, но воспита­ ние, заложенное родителями и детским домом, где царил развитый всегда в советских лю дях дух ко л лек ти ви зм а , сыграло важную роль в судь­ бе простой елецкой девочки. Для матери не было более вы­ сокой ц ели , чем служ ение людям . Такой я ее запомни­ ла. Когда она получила м еж ­ дународную премию — 100 тысяч рублей, для нее было естественным передать день­ ги детским домам. И когда мы с мужем , Юрием Вален­ тиновичем , получили Госу­ д а р с т в е н н у ю п р ем ию з а фильм «Праздники детства» по Василию Ш укшину , мама ср а зу спросила : «Н еуж ели вы оставите себе?» Мы пере­ дали деньги Бийскому дет­ скому дому. Мама долго р або тал а в структурах международного движения за мир, и я нево­ льно росла среди удивитель­ ных людей, в нашем доме бы­ вало много известных ли ч ­ ностей. П рем ьер -министра Индии Индиру Ганди я пом­ ню с детства, у нее с мамой были теплые и дружеские от­ ношения. О д н аж ды м а м а б р а л а меня в Америку, где я ей пе­ реводила, там видела Джона Кеннеди. Яркое впечатление оставил сподвижник Фиделя Кастро — Че Гевора. — Р е н и т а А н д р е е в н а , ваш фильм «Говорит Моск­ ва» посвящ ен м атери , геро ­ и н я ф ил ьм а в спомин ает о Е л ьц е , но с ам а Н и н а В а ­ сильевна в Елец уже не во з­ вращ алась ... — У нее была очень н а ­ пряженная жизнь, но она ни­ когда не забывала о своей родине, много рассказывала. Она умерла в 87 лет и заве­ щала городу все подарки, ко ­ торые ей дел али по всему свету, а это подлинники к ар ­ тин, уникальные книги с ав ­ тографами знаменитых лю ­ дей, игрушки народов мира, британская энциклопедия с подписью Джона Кеннеди и других и звестных п оли ти ­ ков, альбомы по искусству и многое другое. Сейчас вмес­ те с городской администра­ цией мы думаем, где лучше все это р а зм ес ти ть , чтобы люди могли свободно видеть. При ж изни мама никог­ да не требовала славы , но всегда говорила: «Елец дал мне все». — Дум аю , и город до ­ лж ен гордиться такой з ам е ­ чательной дочерью, которая всю свою ж изн ь п о свя тил а делу мир а , во всех уголках п л а н е т ы н аш а е л ь ч а н к а п р ед с т ав л я л а в ели кий Со­ ветский Союз. Но вернем ся к вам . В н а ­ чал е д евяносты х годов вы с собратьями по творческо ­ му цеху, писател ям и , уче­ ными объявили о создании Елецкого зем л яч еств а . Что это было: дань моде? Е л ьча ­ не ведь п он ач алу насторо ­ ж енно в о сп р и н я л и в о яж и столичных интеллигентов в провинцию... — В двух словах не объ­ яснить , для этого надо вер­ н у т ь с я в ш е с т и д е с я т ы е годы, когда мне очень захо ­ телось в Елец. Но ехать было не к кому. В Воронеже мои родственники работали с и з ­ вестным в то время хирур ­ гом Овчинниковым, который затем переехал в Елец , где принял священство. Встреча с этим человеком определи­ л а всю мою д а л ь н ейш ую жизнь . Я вошла в его дом рьяной атеисткой , секретарем ком ­ с о м о л ь с к о й о р г а н и з а ц и и ВГИКа, обладателем каких - то призов за первые студен­ ч е с к и е р а б о ты , к о т о р ы е вскруж или голову, уверен ­ ной и знающей, кому и как жить. Ожидала увидеть знаме­ нитого врача , а тут вдруг из маленькой комнаты выходит св ящ ен н ик , на которого я буквально обрушила сцену из «Калины красной» . Пом­ ните место, где Егор говорит: мол, когда вся страна надры ­ вается , а вы тут в ш каф чике попрятались? Вот и я несла что-то в том ж е духе , дес­ кать , люди нуждаются в ме­ дицине , а вы тут опиум для народа разводите! Отец Николай кротко вы­ слушал мою тираду и ск а ­ зал , что он так долго лечил человеческое тело, что понял: надо начинать с души. Его великая терпимость, необычайная образованность, интеллигентность, а главное — добро та , с р а зи л и м ен я . Уже позднее я где-то прочи ­ тала «Можно поверить в Бога , только увидев отблеск Божес­ твенного света в человечес­ ких глазах» . Эти слова я всег­ да отношу к нему. В Москве я прочитала под­ аренное мне Евангелие, а че­ рез год приехала в Елец ок ­ реститься . И в дальнейшем вся моя ж и зн ь шла под ду­ ховным водительством отче. —Вас крестили с именем Ренита? — Н е т , его п р и д у м а л а мама, взяв начало от слов ре- волюция , наука , искусство. Так было модно в тридцатых , а отче нарек меня М аргари­ той, что означает «жемчужи ­ на», и при крещении сказал удивительные слова: эту жем- чуж ину я посвящаю России. Он любил Россию, молился за нее, за всех нас и говорил в с е г д а : «Н е с м о т р и т е н а внешнее неблагообразие на ­ шего народа, у него есть еще то, что в мире не осталось, — различие добра и зла» . У отче было живое ощу­ щение России. «Когда я мо­ люсь — слышу ее дыхание» , — говорил он. — Россию считают по­ следним пристанищем, по­ следним резервуаром духов­ ности... — Ни у одной другой н а ­ ции нет такого , к ак сказал Николай Рубцов, ощущения смертельной связи со своей Родиной . Это чувствовал и Ш укш ин , это выраж ено во всей нашей традиции и к у л ь ­ туре, отсюда и возникла рус­ ская идея братства, что так п р е к р а с н о сф о рм у л и р о в а л Достоевский: «Стать челове­ ком — это стать русским под­ линно». — Братство... Елецкое землячество одно из его про­ явлений? В этом объединении очень известные в России люди: Распутин, Крупин, Любовь Соколова, сын Фло­ ренского —Кирилл и многие другие. Что их связывает с Ельцом? — Та к с л у ч и л о с ь , ч то вслед за мной в шестидеся­ тых годах в Елец потянулись многие люди, тогда еще не­ и зв е с тны е . Н аш и прие зды были незаметны для ельчан , мы приходили в дом отче, и всем нам он давал такой при ­ мер любви к Родине, что ни ­ чего не надо было объяснять. Мы не вели богословских разговоров, но невольно вхо­ дили в ритм ж изни отца Н и ­ ко л ая ; видели , к а к во звра ­ щ а л с я он п о с л е т я ж е л о й службы , но не успевал под­ нести лож ку ко рту , к а к тут ж е уходил . Потому что на пороге появлялся человек и просил о помощи врача. Ви­ дели его спр аведли во сть и какую -то очень пронзитель­ ную совестливость. У этого человека была т а ­ к ая духовность, что каж дый из нас, придя в его дом, об­ разовывался здесь. И я еще ^ раз повторю: мы пришли к отче никем , а сейчас многие эти люди несут культурный пласт России. Но формирова­ лись мы в Ельце , на Ш евчен­ ко , 12, где и сегодня остались труды отче, других свящ ен ­ ников , их проповеди, в кото­ рых находишь ответы на лю­ бые ж гучие вопросы. Их расчет на то, что без­ денежные хозяйства проигно­ рируют более деш евы е л и ­ пецкие гвозди и будут з а к а ­ зывать их в обмен на зерно в Добринке, оказался верным. Хотя решить все проблемы сразу не удалось, и комби ­ корм пока расходится слабо­ вато. Тем временем райпром­ комбинат уже снизил цену на свою сыпучую продукцию до ее с еб е с т о им о с ти , обойдя главных конкурентов в окру­ ге. Так что гвоздей в Добрин­ ке скоро снова будет в до­ статке . ДАЕШЬВСЕОБЩУЮ МУНИЦИПАЛИЩИЮ! Поднятые ныне на щит преимущества частного тру ­ да почем у -то не з а х о т е л и проявить себя в местном Доме быта. Когда несколько лет назад он распался на частные предприятия с романтичес­ ким и н а зв ан и ям и «Ф ан та ­ з и я » , «Юность» и дру ги е , ф ан т а зи я с тал а п р о я в л я т ь ­ ся сов сем не т ам , где ее ож и д а ли к л и е н ты . То п а ­ рикм ахера , к а к ни зайдеш ь , нет на месте, то мастера по ремонту аппар атуры на дом не дозовеш ься . А тут п о тек ­ л а к р ы ш а к о л л е к т и в н о г о з д а н и я , р ем о н т к о т о р о г о никто не хотел считать сво ­ им делом , да и долги по н а ­ ло гам росли к а к сн еж ны й ком . В дело вмеш алась н а ­ л о гов ая п о ли ц и я . И когд а всем п р е д л ож и л и о б ъ ед и ­ н и т ь с я в м у н и ц и п а л ь н о е п р е д п р и я т и е « Б ы т о в и к » , пронесся вздох облегчения: х в а ти т , н ап л а в а л и с ь сам о ­ стоятельно по бурному ры ­ ночному морю! С первых же дней новый д и р е к т о р Ю лия Ф еф ел о в а активно взялась за наведение в объединенном коллективе дисциплины . Качество обслу­ ж ивания улучшилось. И те ­ перь, когда кто-то собирает­ ся пойти к парикмахеру и его спрашивают, к ак он хотел бы подстричься , м ожно у с лы ­ шать ответ: «По-муниципаль- ному!» А совсем недавно стала муниципальной в Добринке и ж и л и щ н о - к о м м у н а л ь н а я служба . И здесь уж е наблю­ даются добрые сдвиги. ЛОВИСЬ, РЫБКА, БОЛЬШАЯ И. И и Р Е В А Я ! Свое 2 5 -л е ти е о тм е ти л недавно Т алиц кий рыбхоз, по-прежнему считающийся одним из лучш их в области. Х о зяй с т в о п р о д о лж а е т оставаться прибыльным . И отнюдь не за счет в звинчи ­ вания цен на продукцию. Та- ли ц к а я рыба в м агазине са ­ мая деш евая , продается все­ го по 7,5 тысячи рублей за килограмм . Директор М иха­ ил Ч ерникин обещ ает, что талицкий карп и впредь не будет дорожать. Нет резона поднимать цену: можно по­ терять покупателя . Последний сегодня стал разборчивым . Ему подавай к а р п а пож ирнее , поувесис­ тее. Талицкий в среднем грам­ мов на 300 тянет . Неплохо, но рыбхозовцам хотелось бы большего. Для того и опробу­ ют разные новинки. В нынеш­ нем году впервые стимулятор биовит применили , потратив на него из прибыли 3 милли ­ она рублей. К рупны е суммы п р и х о ­ дится выделять и на комби ­ корм , цены на который з а ­ ставляют удрученно вздыхать и почесывать в затылках . Тем не менее и на жизнь работни- ^ кам рыбхоза от прибыли еще прилично остается. Вместе с премиями в среднем на чело ­ века получается по 700 ты ­ сяч рублей в месяц . Причем , что для селян особенно в аж ­ но, годами ж дать причитаю ­ щ ихся денег не приходится . Новости собрал В яч есл ав ИСКОРНЕВ, соб. корр . «Липецкой г а з е ты » . Добринский район.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz