Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
) И з д а е т с я п о и н и ц и а т и в е К л у б а г л а в н ы х р е д а к т о р о в и п р и с о д е й с т в и и о б л а с т н о й ЧИТА ТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯИДЕЯ ДОЛЖНАИДТИОТСЕРДЦА Публикация А. Шаповало ва «О русской идее замолви те слово» (предыдущий вы п у с к « Р у с с к о г о п о л я » от 10 .07 .97 г. - р е д . ) меня очень удивила и заставила в зяться за перо. И , если «Липецкая газета» в самом деле выпол няет свои заверения печатать альтернативны е мнения , н а деюсь, что и мое суждение «об общенациональной идее, которая бы консолидировала все политические силы , все слои общества», увидит свет. А лексей Ш аповалов п и шет: «Идея жизненны х ин тересов — вот что является путеводной звездой для Рос сии в тяж елы е дни ее ж и з ни . И сегодня на зн ам ен и реформ должно быть написа но к р у п н ы м и б у к в а м и : «Ж и зн е н н ы е и н т ер е сы — п р евыш е всего!» Эта и д ея должна служить всей матуш ке России и каждому росси янину в отдельности». Разве можно что-то против этих слов сказать? П рекрас ные слова — да и только . Но отчего после прочтения этой статьи возникает такое чув ство, будто автор ее, и зм у чившись звать нас обычны ми словами-лозунгами в пре красное комм унис тич еско е прошлое, решил чуть подма левать их и выдать за что-то новое, за высокую националь ную идею. А ведь беспамят ность чревата ... Конечно , уваж аемы й А. Шаповалов, я не сомневаюсь. что Вы очень хорошо знаете, к а к ам ериканцы на всех ме ридианах Земли используют Ваш л о зу н г , о б ъ я в л я я ту или иную страну точкой ж и з ненно в ажны х для Америки и американцев интересов. Вот какой это резиновый, очень удобный лозунг. Уж чем-чем, а подобными лозунгами мы сыты до упо ра, ибо на нашем российском знамени они были написаны давно, и под этим знаменем мы своими руками соверши ли столько уродливого, уж а сающе-преступного, так и з мордовали душу россиянина, ставшего придатком государ ства, что он и думать забыл, что был создан к ак благород н ая божественная сущность. Все — и хорошее, и пло хое — совершалось в нашей стране под лозунгом «ж и з н енны х и нтересов» : и Ок тябрьская революция 1917 г., и кровь в августе 1993 г ., и позорная для всех россиян чеченская бойня, которая по сей день одаривает нас горь кими плодами (а помните, как президент выступал по теле видению, когда наше недово льство достигло опасной чер ты, чтобы мы потерпели еще немножко , ибо это жизненно важно , необходимо для всех нас? ..). А разве не «жизнен ные интересы » продиктовали нашему правительству необ ходимость и зъ яти я трудовых сбережений, а потом пошли невыплаты денег за работу. зад ерж ка пенсий. «Аппетит приходит во время еды». И прошлый опыт давал хоро шие примеры, когда люди в В еликом С оветском Союзе терпеливо умирали от голода, работая за «палочки» , про ставленные карандашиком в тетрадке. И ГУЛАГи тоже мы строили , исходя из «жизнен ных интересов». Нет, уважаемый Алексей Шаповалов, общ енациональ н а я идея - это то, что идет от сердца людского, что помога ет у к р е п л я т ь в н у т р е н н и й стержень человека, осознав шего свою ценность, свою не о б х о д им о с т ь г о с у д а р с т в у , свое величие , если хотите , свою огромную , питающую его человеческое достоинство любовь к Отечеству. И тут уж сначала - человек, а потом го сударство, ибо без человека нет и не может быть государ ства. Пора нам встать с головы на ноги — тогда и ныть пере станем, что нам тяж к о . Еще бы! Ведь голова не для того нам д ан а Господом Богом , чтоб стоять на ней. Даж е го голевский Собакевич, умею щий делать деньги из ниче го, ж ули к из ж уликов , пре красно понимал: если человек твердо стоит на ногах , если у него хороший дом, крепкое хозяйство, если он здоров и весел, от него будет прок и хозяину , и Отечеству. И до Н.В. Гоголя наши предки зна ли с древнейш их времен о ТВОИДОМ ПЕЧЬ в п р е д ы д у щ и х в ы п у с к а х « Р у с с к о г о п о л я » м ы н а ч а л и р а с с к а з о к р е ст ь я н с к о м д о м е , б е з кот орого , п о н а ш е м у м н е н и ю , прост о н е м ы с л и м а ж и з н ь в р о с с и й с к о й г л у б и н к е . Читатели у ж е у з н а л и , к а к у ю р о л ь и г р а л в и з б е К р а с н ы й у г о л и что д о л ж е н б ы л с д е лать гость, п е р е ст у п а я п о р о г ж и л и щ а . С е г о д н я н а ш р а с с к а з — о с а м о м , п о ж а л у й , г л а в н о м э л е м е нт е к р е ст ь я н с к о г о д о м а — о п е ч к е . Д а , « х о р о ш о сидет ь н а п е ч к е - н о г и в т е п л е н ь ком м е с т е ч ке .. .» . Этот ст ары й ст иш о к -ч ит а л о ч к у с детства п о м н ит к а ж д ы й . В том ч и с л е и тот, кто н и к о г д а н а этой п е ч к е и н е с и д е л . Что ж , о н м н о г о е п от е р я л . . . И т а к , р у с с к а я п еч ь — это . . . Сразу и не скаж еш ь . Это и треск полешек за рас каленной дверцей, и рыжие блики на стене, и мокрые в а л енки в духовке , от которых валит пар. Это и крутобедрый чугунок со щ ами , булькаю щими за печной заслонкой , и стройные дымы из труб в зимний безветренный день — и с то чн и к в дохн о в ен ья х у дож ника . Это и л еж ан к а , на которой рядом с тобой всег д а о б я з а т е л ь н о о к а ж е т с я кошка . П ечка — это все. Без нее нет дома! Печь, как отмечают иссле дователи деревенского быта, наиболее миф ологи зирован ный и символически зн ачи мый предмет крестьянского обихода , она — с а к р ам е н тальный центр дома. Р у с ск о е н ародн о е тво р чес тво т а к ж е вы д е л я е т ее среди прочих предметов осо бо. Под печкой живет домо вой. На печи сидит тридцать лет и три года И лья Муро мец. С ней не ж елает расста ваться и Ем еля-дурачок , от пр авл яясь по Щ учьему веле нию н а см о т р и н ы . П е ч к а встр ечается даж е в чистом поле, чтобы дать совет бег лецам . На печи совершают ся все деревенские сделки и с л у ч аю т с я все ж и т е й с к и е истории. В сякий , кто прожил дет ство в деревне , зн а е т цену теплу , д л я него навсегда по нятие домашнего очага будет а с с о ц и и р о в а т ь с я им енно с печкой . А еще она была при ю том д л я н о в о р ож д ен ны х телятиш ек и козляточек . Их, завернуты х рогож ей , вноси ли вьюжной зимой в дом и бережно ук л ады в али на рас стеленную возле печи соло му, и это сразу надолго с та новилось радостным и гл ав н ы м с о б ы т и е м д л я в с е й ' крестьянской семьи. П ечь с ее звукам и , з ап а хами и цветами (ночью , н а п р и м е р , ж у т к о в а т о с в е т и л и с ь у г о л ь к и ч е р е з щ е л ь дверцы и сказочно отсвечи вали через поддувало) будет помниться всю ж и зн ь , «вы давая» самые разные картин ки. Вот орудует у за гн е тки ухватом бабка, не замечая , к ак белолобый теленок жует ее юбку. Вот котенок пы та ется лапой достать свисаю щую с вытяжной трубы сниз- ку скользких бирючков. Вот сап ож н ич а е т возле теплой духовки дед, держ а в зубах деревянные гвоздики , а вот он ж е колдует возле само дельного аппарата , подстав л я я под горячую струю «пер вача» алюминиевую кружку . В противовес переднему. Красному , углу , в котором хр ан ят ся иконы и человек к а к бы предстает перед л и цом Бо га , печь воплощ ает с а к р а м е н т а л ь н о с т ь ино го типа. В ней готовят пищу, на ней спят , а кое-где исполь зуют даж е в качестве бани, с ней ж е , печкой, по преиму ществу связана и народная медицина (до сих пор первое лекарство от простуды да и всякой другой хвори — пол еж ать на горячих кирпичах). К ак отмечает исследова тель крестьянского быта А. Львов, символика печи отне сена главным образом не к ритуальному или этикетному поведению человека , а к его интимной, «утробной» жизни в таких ее проявлениях , к ак соитие, развитие плода, ро ждение и, с другой стороны, — агония , смерть и посмерт ное существование. Печь играет особую сим волическую роль во внутрен нем пространстве дома, со вмещ ая в себе черты центра и границы . К ак вместилище пищи и домашнего огня она воплощает собой идею дома в аспекте его полноты и бла гополучия и в этом отноше нии соотнесена со столом . Поскольку ж е через печную трубу осуществляется связь с внешним миром, печь со поставима и с дверью, и о к нами . Впрочем, печная тру ба — это специфический вы ход из дома, предназначен ный в основном для сверхъ естественных существ и суб станций : через трубу в дом проникают огненный змей и ч е р т , а вы л е т аю т н а р уж у ведьма, душа умершего, бо ле зн ь , доля , при зы в , обра щенный к нечистой силе. Разные мотивировки полу чало подчас одно и то же дей ствие, связанное с печью. На Украине и в Белоруссии, на пример, было принято, вынув хлеб и ли другую пищ у из печи, положить туда одно или два полена. Делали это в ос новном для того, чтобы по этим поленам на том свете перейти через пекло , через огненную р ек у с ки п ящ ей смолой. Известны и другие мотивировки: вынув хлеб из п ечи , нужно было бросить туда полено, чтобы хлеб не выводился, «чтобы не зевали печь» , то есть не было голо да в хате. Когда кто-нибудь уходил из дома, печь закрывали за слонкой , чтобы человеку по везло в пути и его не помина ли лихом оставшиеся дома. В Новгородской губернии з а крывали печь, садясь ткать чтобы хорошо удалась рабо та. В Полесье хозяйка , вынув из печи хлеб, закры вала ее з а с л о н к о й , и н а ч е , по п о верью, когда она умрет, у нее будет рот «раззявлен» . При приближении грозы заслоня ли трубу, чтобы черт или дру гая нечистая сила не могли туда сп р ята ть ся и гром не ударил в хату . Через трубу звали пропавшую в лесу ско тину в надежде, что она вер нется обратно. В Ж итомирской области рассказывают случай , когда м а ть п о з в а л а ч ер е з трубу сына, служившего в армии , после чего на того н ап ал а смертельная тоска. На Ровен- щине полагали , что во время агонии человека нужно з а кры ть трубу и отворить две ри , иначе душа вылетит че рез трубу и достанется чер ту. Иногда трубу, наоборот, отворяли во время календар ных праздников и во время поминок, чтобы через нее в дом могли проникнуть души умерших . Вот чем была для челове ка печка! Была , потому что все чащ е теперь ее заменяют четырехконфорочная плита, АГВ и газовая колонка . И все реже возле деревенских до мов встречаются аккуратные, ж елты е , к ак смола, поленни цы дров. Н аучно -техничес кий прогресс принес в рус скую деревню массу удобств, но отобрал при этом поэзию сельского быта. Сложат ли песни да ска зки про «голубое топливо» — Бог весть, а вот печка с ее радушием и теп лом в пам яти народной оста н ется . . . А лександр КОСЯКИН . «русской идее», обладающей колоссальнейшей силой: Лю бовь к человеку и Отечеству! — вот что может объединить нас всех без исключения . Но ведь все дело в том, что эта идея , точно лакмусо вая бум ажка , сразу же опре деляет степень пригодности человека для ответственной государственной и любой ру ководящей должности , а че л о в е к у , лю б ящ ем у только себя самого, это ни к чему — любить тех, кто рядом, и за ботиться об интересах Оте чества, а не личного карм а на. Какой срам , когда госу дарственный чиновник или генерал берут в зятки , стро ят терема за наш счет, а мы по телевизору смотрим и слу шаем передачи с рассужде ниями ведущего и выступа ющих, наказуемо ли это юри дически и когда можно , а когда нельзя этого делать. А ведь достаточно просто з а дать вопрос: а любит ли та кой чиновник людей, не на носит ли он урона Отечеству и нравственного урона свое му человеческому достоинст ву? Ведь он к ак человек до лжен прежде всего уважать и любить себя. Но разве мож но любить и уважать в зяточ ника и вора в себе?! Вот что такое «русская идея»; «Любовь к Человеку и Отечеству». Она, эта идея, делает все прозрачным , по нятным , все чистым и чест ным. Недаром говорят: «Бог — это Любовь». Значит, Любовь, как Бог, может все. С такой идеей мы сможем объединиться , под няться , стать по-настоящему Великим , сильным , богатым народом и государством. С уваж ением В. ТОРОПЧИНА . г. Липецк . МЫ ПОСТАВИЛИ ПРОБЛЕМУ... В ПОБЕДЕ ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ На ваш № 133 от 10 .07 .97 года администра ция Добровского района со общает, что статья «Остров невезения с 1 т>омким име нем Победа» обсуждалась на административном совете Волченской сельской адми нистрации и в районной ад министрации с приглашени ем заинтересованных лиц. Факты , указанные в статье, признаны правиль ными. По устранению ука занных недостатков были приняты следующие меры; — два раза в неделю в пос. Победа выезжает авто лавка с товарами первой не обходимости; — для медицинского об служивания жителей пос. Победа (по договоренности с руководством ТОО «Киров ское») один раз в неделю будет выделяться транспорт для подвоза фельдшера; — на 1998 год пос. Побе да включен в проект-план на газификацию. В настоящее время оста ется открытым вопрос о про длении маршрута автобуса Липецк — Екатериновка до с. Б. Хомяки в связи с тем, что данный маршрут обслужи вается автобусом, принад лежащим автопарку г. Ли пецка. Александр СЛАДКИХ, глава администрации района. НОВОСТИ И З Ш У Б И Н Ш гвозди БЫ ДЕЛАТЬ.,. НО СНАЧАЛА НАДО ЗАПАСТИСЬ С о зд ан и е соб ств ен но го у ч а с т к а по п р о и з в о д с т в у гвоздей на НЛМК поставило в трудное положение Добрин- ский райпромкомбинат, спе циализирующийся на выпус ке этого вида продукции . Не имея возможности на равных соперничать с промыш лен ным гиган том , добринские гвоздильщики вместе с тем в уныние не впали , а приоб рели собственную зернодро билку. Р е н ит а Г Р И Г О Р Ь Е В А ^ Т Очень непросто в Москве взять интервью у киноре- ж и с с ^ а , лауреата Государственной премии СССР и пре мии России имени Довженко, лауреата многих между народных и отечественных фестивалей, председателя Ас социации женщин-кинематографистов, члена правления и координатора мехсдународного Фонда гуманитарных инициатив «Грахсданская дипломатия» и, наконец, пред седателя Елецкого землячества Рениты Григорьевой... Человек она очень занятой. Но в Ельце она, обладатель многих званий и титулов, доступна не только местным журналистам, но и многим ельчанам, которых называет своими земляками. А между тем Ренита Андреевна - ко ренная москвичка, однако с середины шестидесятых и по сей день ради поездки в Елец она может отложить любые важные дела, престижную поездку за рубеж, где идут ее фильмы. Неравнодушие Григорьевой к Ельцу заразительно, человеческое обаяние этой русской женщины необыкно венно сильно, как и нравственные принципы, которые она исповедует в искусстве и которые соотносятся с ее собственной жизнью. Сегодня Ренита Григорьева в гостях у читателей «Рус ского поля». — Р е н и т а А н д р е е в н а , чем объяснить , что вот уже более тридцати л ет вас не удержимо притягивает Елец, что д л я вас этот город? — Прежде всего, это ро дина моей мамы — Нины Ва сильевны П оповой , в про шлом очень известного об щественного деятеля . После войны она была председате лем антифашистского коми тета советских женщин , сек ретарем ВЦСПС, членом ЦК КПСС, депутатом Верховно го Совета СССР. В Ельце ее корни . Мои бабушка и дедуш ка , а это бы л а о ч е н ь р е л и г и о з н а я семья , жили на улице Горь кого , я и сейчас захож у в этот дом. Дед Василий Пет рович Попов был хорошим ремесленником и за участие в строительстве в Ельце пер вого в России элеватора царь пожаловал ему золотую ме даль. О бабушке ельчане р ас ск а зы в али к а к о ж енщ ине мудрой, умеющей слуш ать людей. И когда моя мама р а ботала председателем горис полкома и секретарем Крас нопресненского райкома пар тии в Москве, про нее имен но это говорили: она умеет слушать . Мама в дв ен адц а ть лет осталась сиротой, но воспита ние, заложенное родителями и детским домом, где царил развитый всегда в советских лю дях дух ко л лек ти ви зм а , сыграло важную роль в судь бе простой елецкой девочки. Для матери не было более вы сокой ц ели , чем служ ение людям . Такой я ее запомни ла. Когда она получила м еж дународную премию — 100 тысяч рублей, для нее было естественным передать день ги детским домам. И когда мы с мужем , Юрием Вален тиновичем , получили Госу д а р с т в е н н у ю п р ем ию з а фильм «Праздники детства» по Василию Ш укшину , мама ср а зу спросила : «Н еуж ели вы оставите себе?» Мы пере дали деньги Бийскому дет скому дому. Мама долго р або тал а в структурах международного движения за мир, и я нево льно росла среди удивитель ных людей, в нашем доме бы вало много известных ли ч ностей. П рем ьер -министра Индии Индиру Ганди я пом ню с детства, у нее с мамой были теплые и дружеские от ношения. О д н аж ды м а м а б р а л а меня в Америку, где я ей пе реводила, там видела Джона Кеннеди. Яркое впечатление оставил сподвижник Фиделя Кастро — Че Гевора. — Р е н и т а А н д р е е в н а , ваш фильм «Говорит Моск ва» посвящ ен м атери , геро и н я ф ил ьм а в спомин ает о Е л ьц е , но с ам а Н и н а В а сильевна в Елец уже не во з вращ алась ... — У нее была очень н а пряженная жизнь, но она ни когда не забывала о своей родине, много рассказывала. Она умерла в 87 лет и заве щала городу все подарки, ко торые ей дел али по всему свету, а это подлинники к ар тин, уникальные книги с ав тографами знаменитых лю дей, игрушки народов мира, британская энциклопедия с подписью Джона Кеннеди и других и звестных п оли ти ков, альбомы по искусству и многое другое. Сейчас вмес те с городской администра цией мы думаем, где лучше все это р а зм ес ти ть , чтобы люди могли свободно видеть. При ж изни мама никог да не требовала славы , но всегда говорила: «Елец дал мне все». — Дум аю , и город до лж ен гордиться такой з ам е чательной дочерью, которая всю свою ж изн ь п о свя тил а делу мир а , во всех уголках п л а н е т ы н аш а е л ь ч а н к а п р ед с т ав л я л а в ели кий Со ветский Союз. Но вернем ся к вам . В н а чал е д евяносты х годов вы с собратьями по творческо му цеху, писател ям и , уче ными объявили о создании Елецкого зем л яч еств а . Что это было: дань моде? Е л ьча не ведь п он ач алу насторо ж енно в о сп р и н я л и в о яж и столичных интеллигентов в провинцию... — В двух словах не объ яснить , для этого надо вер н у т ь с я в ш е с т и д е с я т ы е годы, когда мне очень захо телось в Елец. Но ехать было не к кому. В Воронеже мои родственники работали с и з вестным в то время хирур гом Овчинниковым, который затем переехал в Елец , где принял священство. Встреча с этим человеком определи л а всю мою д а л ь н ейш ую жизнь . Я вошла в его дом рьяной атеисткой , секретарем ком с о м о л ь с к о й о р г а н и з а ц и и ВГИКа, обладателем каких - то призов за первые студен ч е с к и е р а б о ты , к о т о р ы е вскруж или голову, уверен ной и знающей, кому и как жить. Ожидала увидеть знаме нитого врача , а тут вдруг из маленькой комнаты выходит св ящ ен н ик , на которого я буквально обрушила сцену из «Калины красной» . Пом ните место, где Егор говорит: мол, когда вся страна надры вается , а вы тут в ш каф чике попрятались? Вот и я несла что-то в том ж е духе , дес кать , люди нуждаются в ме дицине , а вы тут опиум для народа разводите! Отец Николай кротко вы слушал мою тираду и ск а зал , что он так долго лечил человеческое тело, что понял: надо начинать с души. Его великая терпимость, необычайная образованность, интеллигентность, а главное — добро та , с р а зи л и м ен я . Уже позднее я где-то прочи тала «Можно поверить в Бога , только увидев отблеск Божес твенного света в человечес ких глазах» . Эти слова я всег да отношу к нему. В Москве я прочитала под аренное мне Евангелие, а че рез год приехала в Елец ок реститься . И в дальнейшем вся моя ж и зн ь шла под ду ховным водительством отче. —Вас крестили с именем Ренита? — Н е т , его п р и д у м а л а мама, взяв начало от слов ре- волюция , наука , искусство. Так было модно в тридцатых , а отче нарек меня М аргари той, что означает «жемчужи на», и при крещении сказал удивительные слова: эту жем- чуж ину я посвящаю России. Он любил Россию, молился за нее, за всех нас и говорил в с е г д а : «Н е с м о т р и т е н а внешнее неблагообразие на шего народа, у него есть еще то, что в мире не осталось, — различие добра и зла» . У отче было живое ощу щение России. «Когда я мо люсь — слышу ее дыхание» , — говорил он. — Россию считают по следним пристанищем, по следним резервуаром духов ности... — Ни у одной другой н а ции нет такого , к ак сказал Николай Рубцов, ощущения смертельной связи со своей Родиной . Это чувствовал и Ш укш ин , это выраж ено во всей нашей традиции и к у л ь туре, отсюда и возникла рус ская идея братства, что так п р е к р а с н о сф о рм у л и р о в а л Достоевский: «Стать челове ком — это стать русским под линно». — Братство... Елецкое землячество одно из его про явлений? В этом объединении очень известные в России люди: Распутин, Крупин, Любовь Соколова, сын Фло ренского —Кирилл и многие другие. Что их связывает с Ельцом? — Та к с л у ч и л о с ь , ч то вслед за мной в шестидеся тых годах в Елец потянулись многие люди, тогда еще не и зв е с тны е . Н аш и прие зды были незаметны для ельчан , мы приходили в дом отче, и всем нам он давал такой при мер любви к Родине, что ни чего не надо было объяснять. Мы не вели богословских разговоров, но невольно вхо дили в ритм ж изни отца Н и ко л ая ; видели , к а к во звра щ а л с я он п о с л е т я ж е л о й службы , но не успевал под нести лож ку ко рту , к а к тут ж е уходил . Потому что на пороге появлялся человек и просил о помощи врача. Ви дели его спр аведли во сть и какую -то очень пронзитель ную совестливость. У этого человека была т а к ая духовность, что каж дый из нас, придя в его дом, об разовывался здесь. И я еще ^ раз повторю: мы пришли к отче никем , а сейчас многие эти люди несут культурный пласт России. Но формирова лись мы в Ельце , на Ш евчен ко , 12, где и сегодня остались труды отче, других свящ ен ников , их проповеди, в кото рых находишь ответы на лю бые ж гучие вопросы. Их расчет на то, что без денежные хозяйства проигно рируют более деш евы е л и пецкие гвозди и будут з а к а зывать их в обмен на зерно в Добринке, оказался верным. Хотя решить все проблемы сразу не удалось, и комби корм пока расходится слабо вато. Тем временем райпром комбинат уже снизил цену на свою сыпучую продукцию до ее с еб е с т о им о с ти , обойдя главных конкурентов в окру ге. Так что гвоздей в Добрин ке скоро снова будет в до статке . ДАЕШЬВСЕОБЩУЮ МУНИЦИПАЛИЩИЮ! Поднятые ныне на щит преимущества частного тру да почем у -то не з а х о т е л и проявить себя в местном Доме быта. Когда несколько лет назад он распался на частные предприятия с романтичес ким и н а зв ан и ям и «Ф ан та з и я » , «Юность» и дру ги е , ф ан т а зи я с тал а п р о я в л я т ь ся сов сем не т ам , где ее ож и д а ли к л и е н ты . То п а рикм ахера , к а к ни зайдеш ь , нет на месте, то мастера по ремонту аппар атуры на дом не дозовеш ься . А тут п о тек л а к р ы ш а к о л л е к т и в н о г о з д а н и я , р ем о н т к о т о р о г о никто не хотел считать сво им делом , да и долги по н а ло гам росли к а к сн еж ны й ком . В дело вмеш алась н а л о гов ая п о ли ц и я . И когд а всем п р е д л ож и л и о б ъ ед и н и т ь с я в м у н и ц и п а л ь н о е п р е д п р и я т и е « Б ы т о в и к » , пронесся вздох облегчения: х в а ти т , н ап л а в а л и с ь сам о стоятельно по бурному ры ночному морю! С первых же дней новый д и р е к т о р Ю лия Ф еф ел о в а активно взялась за наведение в объединенном коллективе дисциплины . Качество обслу ж ивания улучшилось. И те перь, когда кто-то собирает ся пойти к парикмахеру и его спрашивают, к ак он хотел бы подстричься , м ожно у с лы шать ответ: «По-муниципаль- ному!» А совсем недавно стала муниципальной в Добринке и ж и л и щ н о - к о м м у н а л ь н а я служба . И здесь уж е наблю даются добрые сдвиги. ЛОВИСЬ, РЫБКА, БОЛЬШАЯ И. И и Р Е В А Я ! Свое 2 5 -л е ти е о тм е ти л недавно Т алиц кий рыбхоз, по-прежнему считающийся одним из лучш их в области. Х о зяй с т в о п р о д о лж а е т оставаться прибыльным . И отнюдь не за счет в звинчи вания цен на продукцию. Та- ли ц к а я рыба в м агазине са мая деш евая , продается все го по 7,5 тысячи рублей за килограмм . Директор М иха ил Ч ерникин обещ ает, что талицкий карп и впредь не будет дорожать. Нет резона поднимать цену: можно по терять покупателя . Последний сегодня стал разборчивым . Ему подавай к а р п а пож ирнее , поувесис тее. Талицкий в среднем грам мов на 300 тянет . Неплохо, но рыбхозовцам хотелось бы большего. Для того и опробу ют разные новинки. В нынеш нем году впервые стимулятор биовит применили , потратив на него из прибыли 3 милли она рублей. К рупны е суммы п р и х о дится выделять и на комби корм , цены на который з а ставляют удрученно вздыхать и почесывать в затылках . Тем не менее и на жизнь работни- ^ кам рыбхоза от прибыли еще прилично остается. Вместе с премиями в среднем на чело века получается по 700 ты сяч рублей в месяц . Причем , что для селян особенно в аж но, годами ж дать причитаю щ ихся денег не приходится . Новости собрал В яч есл ав ИСКОРНЕВ, соб. корр . «Липецкой г а з е ты » . Добринский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz