Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
ЮБИЛЕЙ ОЧЕМРАССКАЗАЛА КНИГАПРИКАЗОВ Задонской средней киколе № 1 исполнилось 60 лет Город был маленький, а школа большая. Выше ее были только колокольня и пожар ная каланча. Но каланчу и колокольню снес ли, а школу не тронули, потому что в ней в разное время учились все — и гении, и про стые люди, и злодеи. Весной о красные кирпичные стены шко лы бился «пенный прибой» цветущих ябло невых садов, а соловьи отвлекали учеников от теорем Пифагора, деепричастных обо ротов и «лишних людей» вместе с тургенев скими девушками. И ни учителя, ни даже сам директор ничего не могли поделать с соловьями. Осенью к школе незаметно под в и т ь с я ее давний сосед — древний город ской парк. Он задумчиво раскачивался сво ими дряхлеющими тополями и что-то бор мотал стариковское. И тогда по аллеям по свистку физрука бежали мальчишки и дев чонки, поднимая с земли тучи шуршащих листьев и тонкие нити паутинки. Зимой к школе приходили зайцы, оставляя на снегу цепочки замысловатых следов, а в кочегар ка '’ рилась красной пастью печь, чтобы де тям было тепло и чтобы они могли сушить на батареях свои мокрые варежки... Уже потом, спустя годы, став дядями и тетями, мы приходили в свою школу и удив лялись: какая она все же маленькая! И как вообще это могло случиться: мы стали на столько большими, что наша школа стала маленькой! Мы бродили по коридорам и слышали какой-то до боли знакомый стук. И нам ка залось, что это стучат старые часы, а это стучало сердце. Часы же висели над древ ней обшарпанной тумбочкой, на которой всегда дремали старенькая уборщица и ста рый школьный звонок. Иногда они просы пали нужную минуту, и тогда учитель нерв но поглядывал на свои часы, а ученик, не дождавшись спасительной трели, «хватал» двойку. История знала отчаянных мальчи шек, которые умудрялись утащить из-под носа дневальной звонок и звякнуть раньше времени! Каждому человеку школа запоминается двумя вещами: неумолчным гвалтом пере менки, вмещавшей в себя все радости бы тия, и пугающей, леденящей душу тиши ной с повисшей в ней одной (но какой!) — фразой: «К доске пойдет...» Позже она, эта фраза, станет рефреном всей твоей жизни, которая будет снова и снова вызывать тебя «к доске», когда — не отвертеться и не спря таться за чужую спину. И вот Задонской средней школе № 1 шестьдесят. И каждый прожитый год — со бытие, дата, судьба. Потому что вчерашние дети становятся гражданами. Патриотами. Героями. Возьмем для примера только один срок, одну дату — 1941 год. Вот книга приказов по школе. Обычный гросбух в сером пере плете. 132 прошнурованные страницы. От веденные карандашом поля, за которые то и дело выбегает бойкое директорское перо, сопровождаемое аккуратными чернильны ми кляксами. Приказы, параграфы, даты... Все, как и везде, у любого столоначальни ка. Если б не надпись на обложке: «Начата 13 января 1938 года. Окончена 4 августа 1946 года». И ниже: «Хранить 75 лет». А между этими двумя датами было Вре мя. Самое страшное, наверное, в нашей судьбе... Уходили на войну маль.чишки, вчераш ние отличники и .дзоечнй.кй, уходили на войну девочки, мечтавщие р принцах и не обы кновенной любви.^ И летрли, черной стаей в Задонск похоронки. Съежившийся от забот, утрат, горя,' предчувствия и тяже лой на износ работы городок тянул из себя последние жилы ради фронта, ради побе ды. А здесь, в школе, продолжал каждое утро звенеть звонок, перепачканный мелом учитель ходил по нетопленому классу, не доросшие до войны пацаны «стреляли» на переменке у прохожих «чинарики» и, запи наясь, читали у доски: «Зима! Крестьянин, торжествуя...» В этой школе учился мой отец. В сорок первом он закончил десять классов и вмес те с другими вчерашними выпускниками отправился рыть окопы где-то под Смолен ском, а после, оставив матери записку, сбе жал ранним утром на фронт к своему отцу. И нашел его! И воевал какое-то время вмес те с ним. Потом, поправляясь после ране ния, работал в своей школе военруком. А затем снова ушел на войну, только уже «японскую». Позже в этой школе учился и я. И мои ми учителями были бывшие фронтовики В. Севостьянов, И. Зобов, А. Иванов, В. Па нов, Д. Кобзева. Многих из них уже нет в живых, они ушли от нас, как говорят, до сро ка — достала война. И вот — эта книга. До кумент и свидетель школьных буден. Что это была за жизнь? Прежде всего — суровая. Опоздала на работу делопроизводитель школы М. Во- робьевская — приказ: «За нарушение Указа Президиума Верховного Совета СССР... пе редать дело на т. Воробьевскую Задонско му нарсуду». Та же мера была применена к пионервожатой Т. Яковлевой. Не церемо нились в ту пору и с шалопаями. Листая пожелтевшие страницы, с удив лением обнаружил: гордость школы, буду щая разведчица, зверски замученная фашис тами Клава Челядина была совсем не па инькой: «За оскорбление учителя Медин- цева Л.В. ученице Челядиной объявить вы говор». Не всегда распоряжения директора зву чали сухо, по-канцелярски. Вот выписка из приказа № 2 по школе от 13.02.1942 года: «15 февраля — Всесоюзный воскресник. В этот день трудящиеся Советского Союза еще раз продемонстрировали свою любовь, свою преданность Родине, партии Ленина — Сталина, свою кровную связь с воинами РККА, беспощадно уничтожающей фашис тскую мразь. Приказываю: 15 февраля в 8 часов утра явиться в школу преподавательскому соста ву и учащимся, имея при себе лом, лопату или топор. Провести беседу о Красной Ар мии, ее подвиге, о Ленина — Сталине — ко дню годовщины РККА». Вскоре после начала войны школьники организовали сбор средств на танковую ко лонну имени Орловских партизан, а также на танк имени Саши Чекалина. После этого на имя директора школы А. Севостьянова пришла благодарственная телеграмма за подписью Сталина. Кроме этого школьники собирали посыл ки с теплыми вещами и отправляли их на фронт. В 1942-м ученики 9 класса приняли решение полным составом пойти добро вольцами на фронт. Добровольцем ушел на войну и сын директора В. Севостьянов, д о лгие годы потом возглавлявший педагоги ческий коллектив Задонской средней шко лы номер один. На торжественном вечере по случаю юбилея Владимир Александрович читал сти хи. О войне, о мире и о любви... Праздник прошел скромно, по-домаш нему. После старомодных вальсов педаго ги-ветераны долго не могли отдышаться. Они смотрели на неугомонную танцующую молодежь и вспоминали свои «школьные годы КОСЯКИН . г. Задонск. I ^ И П Ё Ц К А Я • / Ж г а з е т а I п о СООБЩЕНИЯМ АГВтт "ПОСЛЩЩИЕ известия " I I НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА КАДРОВ I I ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ '4 I КОМПАНИИ «ТОКУР-ЗОЛОТО» I С ОБЪЯВИЛ ГОЛОДОВКУ ^ Печально известная горнорудная компания «Токур-золото» терпит фиаско. На шумную рек- ламу покупать ее акции откликнулись многие а не только на Амуре, но и за его пределами. :: Однако, как оказалось, не все то золото, что блестит в названии. Не дождавшись зарплаты ^ в течение двух лет, объявил голодовку началь- I ник отдела кадров компании Владимир Игна- | тонко. Его жена не работает, последние посо , бия были выплачены ей за сентябрь прошлого ^ года. Игнатенко требует от руководства, обос- й новавшегося, по некоторым данным, в Моек- ^ ве, полной выплаты заработанного с индекса- Ш ’ цией, северными надбавками, а также возме- ш ! щения морального ущерба в размере 20 млн. I рублей. ! ФРЕГАТ «КУРЬЕР» ОТПРАВИЛСЯ В ПЛАВАНИЕ Когда трехмачтовый парусник «Курьер» входил в Невскую гавань, посмотреть на ди- КОВИН 1 П собралось много горожан. Фрегат яв лял собой копию знаменитого парусника, пос троенного на Архангельской верфи в 1702 году. ! Это четвертое судно, воссозданное по архив ным документам и чертежам на верфи «Аван гард» в Петрозаводске. В свою нынешнюю «Курьер» направится по пути Вели- тва Петра I I ~ навигацию кого Посольс Западную Европу, осуществленному 300 лет назад. Вчера фре- ^гат снялся с якоря и взял курс на Хельсинки. По пути следования он навестит Турку, Сток гольм и Кальмар, порты Германии, город За- андам в Голландии, где в середине сентября начнется международный фестиваль, посвя щенный 300-летию Великого Посольства. Эки паж парусника везет специальную «жалован ную грамоту» от президента Бориса Ельцина: недавно Борис Николаевич побывал на «Курь ере», вручил этот документ —послание друж бы и мира странам-участницам фестиваля. ^ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ! НАЙДЕНЫ ГРИБЫ ОГРОМНЫХ РАЗМЕРОВ Два гигантских гриба-дождевика возле за бора родного предприятия нашел механик ООО «Илин» в Тарусе Калужской области Валентин I Карякин. Они достигали в диаметре 30 см. О своей необычной находке механик сообщил местным журналистам. Те, любопытства ради, взвесили грибы. Один дождевик, по сообще нию редактора газеты «Октябрь» Галины Мар киной, потянул на 1 кг 200 граммов, другой — <на 1 кг 350 граммов. ЛИКВИДИРУЮТСЯ ПОСЛЕДСТВИЯ стихийных БЕДСТВИЙ в Павловском районе Краснодарского края пронесся смерч. По словам очевидцев, столб достигал высоты 20 метров при порывах ветра ’ до 30 метров в секунду. Разрушены здания, порваны линии электропередачи, нарушена связь. Станицы Новопетровская, Незамяевс- кая. Веселая и некоторые хутора остались без электроэнергии. Серьезно пострадали посевы сельскохозяйственных культур. Ущерб от сти хии уточняется. В то же время в Крыловском районе в результате проливных дохедей сло жилась чрезвычайная ситуация. Глава район ной администрации Павел Кульнев сообщил, что за последние два дня выпала почти двух- ! месячная норма осадков. Земля уже не впи тывает влагу, и примерно с 900 гектаров зем ли вода хлынула на станицы, что вызвало под- , топление более 100 домов. В некоторых слу- I чаях вода поднялась до окон первого этажа. ВОР ПОГИБ ВО ВРЕМЯ КРАЖИ КАБЕЛЯ Трагически закончилась попытка злоумыш- : ленника украсть цветной металл с работающей , электрической подстанции Хабаровска. Высо кое напряжение оставило от человека горсть пепла. Другому повезло больше — попав под напряжение в 6000 вольт, он сумел скрыться. Как сообщили в пресс-центре АО «Хабаровск энерго», в последнее время участились слу чаи разукомплектования оборудования под станций и других объектов. Воруют цветной металл с целью продажи в многочисленные пункты приема. Злоумышленники стараются I выбрать ту часть оборудования, которая нахо- I дится в рез^ве не под напряжением, но иног- |да они ошибаются. Теперь для предотвраще- I ния аварий из-за грабителей на электросетях I все оборудование, и основное, и резервное, I находится под высоким напряжением. Друго- 1го пути отпугнуть воров нет, поскольку для I охраны многих сотен мелких объектов у энер- I гетиков просто нет денег. (Окончание. Начало на 1-й стр.) Главная причина сбоев — в традиционной раскач ке, низкой технической го товности к страде. Вот, ска жем, в СХПК «Рассвет» осо бенно большую тревогу вы зывает горох. Там на воору жении единственная жатка ЖРБ, а из 67 гектаров в валки он уложен лишь на 20. И под валками уже рос сыпи зерна. Но если в «Рассвете» уже намолотили без малого 400 тонн пшеницы, то в со седнем СХПК «Искра», как говорится, ждут у моря по годы. К примеру, день 2 ав густа выдался знойным, тем не менее на приколе стоял весь уборочный парк. Толь ко в третьем часу дня меха низаторы неспешно приня лись «сниматься с якорей». Да и то не все. В. Челяди- нова, к примеру, пришлось поднять с дивана: смотрел телевизор и задремал нена роком. Столь спокойную жизнь механизатор угото вил сам себе, изуродовав «Дон-1500», не выезжая в поле, по дороге на заправ ку. Только в последний мо мент хватились ремонтиро вать уборочную технику в сельхозкооперативах «Куй- манский», «Культура» и иже с ними, а в итоге уло жили в валки общими уси лиями не более сотни гек таров хлебов. Не дошел че ред до косовицы в СХПК «Грязновский». По вине инженерной службы, воз главляет которую С. Терно вых, в ремонте нуждается буквально весь уборочный парк , вклю чая четыре «Дона-1500». Другими словами, в Ле бедяни, как всегда: одни ко сят и молотят, другие... Ду мается, все понятно. ...И З Д О Б Р О Г О Александр АНДРЕЕВ Скоро уже полдень, а за меститель главы Добров- ской районной администра ции по сельскому хозяйст ву Анатолий Журов так и не покинул своего кабинета. —Так вышло, что имен но здесь я сейчас нужнее всего, — пояснил Анатолий Иванович. —Хозяйства рай она с трудом, но подготови лись к жатве. Хлеба непло хие, средняя урожайность — не ниже 23 центнеров с гек тара. Погода стоит хорошая. Но уборочные работы могут остановиться в любой час по банальнейшей причине — нет горючего. Вчера удалось прошлом под товарный кре дит горючего, запчастей и ос тального — 28 миллиардов рублей, вернули же продук цией не более пяти процен тов от этой суммы. Сегодня желающих предоставить но вый кредит, естественно, нет, платить же живыми деньга ми возможности тоже нет. Получается замкнутый круг: целый день останавливалась вся техника в агрофирме «До- бровская», СХПК «Борисов ский». Представляете: со лнечным днем на созревших хлебных полях стоят с пус тыми баками исправные ком байны. Такого просто не до лжно быть. Но, повторяю, было. И я не дам гарантии, что через день-два подобная «выбить» два бензовоза со лярки , направили самым нуждающимся. Сегодня с утра я опять на телефоне, звоню, куда только можно — ищу, прошу, умоляю. И мне тоже с утра названивают, с одним вопросом: где горю чее? —Неужели своевременно не создали в районе нужного запаса? — не удержался я от вопроса. — Не создали. И, на сколько я знаю, впервые. Ко нечно, можно назвать причи ну — отсутствие денег. Но если честно, то в первую оче редь надо говорить о другом. Добровский район стал, по мнению областной продоволь ственной корпорации, едва ли не безнадежным должником: общая стоимость взятых в без горючего не убрать хлеб, хотя это единственный шанс погасить долги. — Но ведь если область сегодня не поможет, то завт ра район останется без хле ба, и те же самые преслову тые долги выплачены не бу дут никогда? — Ну, «никогда» — это сильно сказано. Но в принци пе я и сам так же думаю. Уве рен, что и в Липецке это по нимают, потому и сижу на те лефоне. Ищу, прошу. Для нормального проведения жат вы и осеннего сева району требуется около 700 тонн ди зельного топлива, 500 тонн бензина. Получить такое ко личество сразу мы и не на деемся. Собираем по крохам. Ситуация и в самом деле серьезная. Ведь уже было: на эпидемия не охватит целиком весь район... Конечно, мы делаем все, чтобы подобного не допустить, но... — Вторая серьезнейшая проблема, — продолжает А. Журов, — состояние техни ки. Самые «молодые» ком байны в районе — выпуска 1990 года, да и тех немного. Основную же массу давно пора списать, а мы работаем. Сегодня на жатве задейство вано 98 комбайнов, в основ ном «Доны», техника посто янно ломается. Не успели восстановить один комбайн, как вышел из строя сосед ний... И так без конца. В ито ге мы намолотили вдвое меньше зерна, чем на ту же дату прошлого года. И это при нынешней-то урожайнос ти. А ведь известно, что че рез десять дней после на чала жатвы зерно осыпает ся в массовом порядке, воз никают так называемые «естественные потери». Примерно центнер на гек таре в день. Наши десять дней уже на исходе, а по расчетам остается убрать около 15 тысяч гектаров. — То есть будете терять 1500 тонн зерна в день? — Потери предстоят большие. И они будут еще больше, если не удастся ре шить хотя бы проблему с горючим. Я не жалуюсь ни на кого, понимаю: прежде все го, мы сами виновны в слу чившемся. Не сумели во время рассчитаться с долга ми. Но без помощи области нам не вырваться из за мкнутого круга... * * * Столь же грустная кар тина на жатве складыва ется и в других районах. Тербунском, например, от куда мы тоже получили со общение: из имевпшхся в прошлом году 219 комбай нов здесь сохранилось все го 179. А из них в хозяйст вах оказались способными работать на уборке хлебов от силы 150. И это на 38,3 тысячи гектаров, занятых сегодня зерновыми. В от дельных хозяйствах на грузка на комбайн зашка ливает аж за 500 гектаров, то есть значительно превы шает нормативную. Если добавить к этому, что да леко не везде в районе про является должная забота о людях в поле, хромает дисциплина, станет понят но, почему тербунцы чуть ли не хуже всех в области ведут уборку хлебов. То же самое можно ска зать и о воловцах, данков- чанах, долгоруковцах, из- малковцах, где обмолоче но чуть более десятой час ти зерновых. А между тем хлеба уже перестаивают, осыпаются. Агропромышленный отдел «ЛГ». Еще два года назад, ког да Ельцин ликвидировал те лерадиокомпанию «Останки но», на месте которой вдруг, как гриб после дождя, воз никло так называемое Общес твенное Российское телевиде ние (ОРТ), стало ясно: этим дело не закончится. Во-пер вых, без работы осталось не сколько сот телерадиоспе- цов, которые, чтобы выжить, даже занялись... продажей футболок, наладив производ ство по нанесению; на них красочной символики. Во-вто рых, хоть 51 процент акций ОРТ формально числится за государством, финансовый, а стало быть, и весь остальной контроль здесь стали приби рать к рукам такие люди, как Борис Березовский. Им всег да «мало». И, наконец, в-третьих, на развалинах «Останкино» воз никло сразу 4 канала: «Ра дио-1», «Маяк», «Юность» и «Орфей». Вместе о «Радио России», которое со времен Олега Попцова действует на ПО П О Д Р О Б Н О С ^ КАКОМУ РАДИОТЕПЕРЬ СЛУШАТЬМОСКВУ? Очень скоро, включив радио, мы не обнаружим на привычных для нас кана лах и волнах полюбившиеся радиостанции. Это вытекаетчлз Указа Бориса Ель- = цина «О совершенствовании структуры государственного радиовещания в Рос сийской Федерации», который он подписал 4 августа. С подробностями из Москвы — наш обозреватель. ВГТРК, они как бы состави ли пятиконечную «звездоч ку» государственных средств массовой коммуникации. Но при этом каждый «кончик» —самостоятельный, не зави сящий друг от друга ни ор ганизационно, ни финансово. А это — конкуренция, и еще какая. Особенно, если учесть, что хоть «табачок и врозь», но денежки-то из одного кар мана — из бюджета страны. А их не хватает. Только за первое полугодие всем вмес те недодали почти триллион рублей. Вот почему федеральная служба телевидения и радио вещания давно «пробивает» идею «сокращения» числа радиостанций. Указ Ельцина свидетельствует, что ей это удалось. Во-первых, первый канал (или, как выражаются радийщики, «первая кноп ка») теперь будет целиком за «Радио России». У этой ра диостанции, говорят социоло ги, почти в 10 раз рейтинг выше, чем у общегосудар ственного «Радио-1» — быв шего Всесоюзного радио. Поэтому с последним нам предстоит расстаться. А «Ра дио России» будет отныне выходить в эфир 22 часа в сутки. «Юностью», и если у .вас трехпрограммный приемник проводного вещ ания , то круглые сутки он —к вашим услугам, за изъятием часов технической «отключки», которая в разных регионах выпадает на разное время. Кстати, кроме «Юности», тут по-прежнему можно будет услышать и «Полевую поч ту». Что касается «третьей кнопки», то на нее «посадят» местное радио. Сторонники этой «трех- кнопочной» идеи, идущей на смену «пятцрадийной», счи тают, что она здорово «очис тит» эфир: высвободит радио мощности для продажи их коммерческим радиостанци ям, сэкономит несколько сот миллиардов рублей на техни ческое перевооружение сис тем вещания, застаййт реги ональное радиорукйВодство меньше игнорировать Моск ву. Юрий ДЮКАРЕВ. г. Москва. «Маяк» объединяется с ------------- МОНОЛОГИ ОБ ИСКУССТВЕ МУЗЫКА: ВЗГЛЯД«ИЗНУТРИ» ИСУДОВОЛЬСТВИЕМ Август. «Классическая» пора театрально-концертно го межсезонья. Все липецкие творческие коллективы — в отпуске. Но искусство не сезонно, оно непреры висто, и ему совсем ни к чему вот сейчас уходить в от пуск, допустим, со страниц газет. Поэтому мы и хотим предложить сегодня нашим читателям монолог скри пачки липецкого муниципального симфонического ор кестра, выпускницы Астраханской филармонии Елены Шеврикуко . С ней наш корреспондент Константин Клюткин встретился вскоре после окончания очеред ного, восьмого, сезона этого коллектива, и посему на строение у Елены было соответствующее. Вроде бы о работе можно на время позабыть. С другой ж е сторо ны, почему бы о ней и не поговорить, как бы слегка «ог лянуться назад», подытожить кое-какие впечатления. И не только, оказывается, те, что связаны с оркест ром. Е. Шеврикуко также играет в квартете лекторий- ной группы, руководимой Игорем Резниковым ^Липец кая филармония) и преподает в музыкальной школе № 10 . —Я хожу на репетиции ор кестра, работаю в нем для себя, для своего удовольствия. Деньги, зарплата — второсте пенны, пусть и семья моя, в лучшем случае, среднеобеспе ченная (муж по специальнос ти тоже музыкант). Поверьте, я не кокетничаю. Хотя труд ор кестрантов можно назвать и ка торжным, имею в виду даже чисто физические усилия. Но эта привычка к тренажу у меня с детства, когда я еще училась в липецкой школе искусств но мер один. Руки наши — я гово рю не только о себе, и об осталь ных скрипачах оркестра —• ни когда, кажется не устают, они как бы сами вспоминают знако мую или разучивают новую ме лодию. Вообще, музыканты, по- моему, очень схожи со спортсме нами и артистами балета: пос тоянные тренаж, занятия, под держание формы. Если в это не войдешь, этим не проникнешь ся — значит, внутренний дис комфорт, и надо искать себе дру гие занятия... Репетиции бывают разные. Их сложность идет по нараста ющей. Разбор (в основном, на словах) произведения, затем — «разгребание», наша «кухня», заучивание, уточнение каких-то деталей. Наконец, самое слож ное — сведение вещи воедино. Тут, как правило, страшно под жимает время, его всегда не хватает. Думаете, на концерте, как на театральной премьере, можно, воодушевившись, навер стать упущенное? Нет, не ду маю. Оркестр — совсем иное, нежели актерский ансамбль. Если актеры способны быстро исправить положение голосом, пластикой, нервами, то на кон церте же имеет значение толь ко музыка, «чистая» музыка, взаимосогласие, сыгранность дирижера и оркестрантов. Дирижеры, от которых все и зависит, тоже бывают, разуме ется, разными. Я пришла в ли пецкий оркестр, когда им руко водил бывший военный. Думаю, тут больше ничего говорить не надо. Если военная музыка «в крови» —в симфоническом пла не серьезных задач не решить. Военного сменил молодой дири жер Александр Сиднев. При нем наш оркестр очень вырос, мы исполняли — и, считаю, совсем неплохо — сложнейшие про граммы: Скрябин, Чайковский, Рахманинов, Шостакович, хоро шо показались со скрябинской программой в Москве. Сиднев, безусловно, творческий человек, но он (нисколько не в осужде ние) преследовал и свои цели. Александр учился на нас, он на нас готовил репертуар себе. Сей час Сиднев, я слышала, главный дирижер какого-то российского оперного театра, не самого из вестного, но все равно один из лидеров солидного коллектива. Этот сезон мы закончили с Гарием Минеевичем Оганезо вым. Он — преподаватель Воро нежского института искусств, с нами работает первый год. Пер вый год дирижером в оркестре — почти всегда хорошая пора. Обе стороны присматриваются, «притираются» друг к другу, дирижер, в основном, спокоен, доволен музыкантами. Хотя спо койный, ровный тон отношений Гария Минеевича с нами — ха рактерная, постоянная его чер та. Он — опытнейший педагог, и лишь, по-моему, из сугубо педагогических принципов иногда грозился нам, струнни кам, к которым он относится на редкость лояльно, предложить сыграть партии поодиночке. А это примерно то же, что вывес ти плохо выучившего урок школьника к доске. Совсем другая ситуация в филармоническом квартете. Тут каждый музыкант постоянно должен быть «отличником», у каждого ответственность и за себя, и за ансамбль. Совсем дру гие у нас здесь и зрители. С уверенностью, кстати, скажу, что у симфонического оркестра есть своя публика, не только родственники и знакомые оркес трантов, коллеги—педагоги му зыкальных школ, но и те, кого уже просто знаешь в лицо, кто старается не пропускать ни од ного нашего концерта. Доволь но много приходит молодых людей. Да, чуть не забыла: в ми нувшем сезоне оркестр впервые выступил в оперном жанре, ис полнив с артистами-вокалиста- ми комическую оперу Перголе- зи «Служанка-госпожа». Дири жировал Леонид Александров из Минска. Публика очень теп ло приняла наш дебют. Так вот, квартет с Игорем Резниковым и вокалистами, а также драматическими актера ми, готовит за сезон четыре пре мьеры, и по поводу этого, знае те ли, слово «успех», зрительс кий успех, не всегда примени мо. Слушатели у нас в основном школьники, и если в какой-то школе нашу лекторийную груп пу действительно ждут, собира ют на концерт небольшую «спо койную» аудиторию из двух трех, лучше всего средних, классов, то он, как правило, вос принимается хорошо. Если же иначе, если зал забит ребятами от мала до велика и в нем с по мощью обязательно находящих ся «нарушителей спокойствия» начинается шум —о каком тог да восприятии серьезной музы ки может идти речь? Конечно, многое зависит от самой про граммы. До конца ведь не пред угадаешь, будут ли ее с инте ресом, ни на что не отвлекаясь, слушать или нет, затронет ли она школьников или окажется сложна, скучна для них. Пожа луй, наибольшая удача за сезон — композиция по пушкинской «Метели». Потому что — про любовь, предчувствием которой, так сказать, полны мальчики и девочки... Работать в оркестре и филар монии, по идее, вполне достаточ но для того, чтобы не работать в школе. Но мне и там нравит ся. Нравятся дети. Особенно когда у них получается вместе, в ансамбле скрипачей, которым я руковожу. При знакомстве с ребенком я почти сразу опреде ляю: станет ли он «нормально» играть на скрипке, не иссякнет ли вскоре его интерес к ней, не будет ли потом он вымучивать себя и родителей. Даже если я и вижу, что ребенок, при опре деленных исходных способнос тях, не «потянет» на все годы учебы в музыкальной школе, то что я смогу сделать? Отговорить его и родителей? Ведь на такой случай есть неотразимый аргу мент: пусть лучше дитя зани мается музыкой, пусть лучше ему привьются задатки куль турного человека, чем какие- либо иные. Нет, я не возра жаю. Действительно, совсем не обязательно ребенку превра щаться в профессионального музыканта. В самом деле, надо закон чить школу, училище, а то и консерваторию —и потом, по том отправляться по вечерам на окраину города в ДК «Стро итель» на репетиции. Что на зывается — приехали, доби лись, чего хотели, после до лгих лет ежедневного упорно го труда. Но для меня, повто ряю, репетиции, занятия му зыкой — удовольствие. Они, не обессудьте за банальность, —моя жизнь. Да, у меня, как и у всех нас, хватает всяких житейских повседневных про блем. Однако они, к счастью, не довлеют надо мной. С дру гой стороны, и разговоры о тяжелом положении культуры мне приелись. Культура, ис кусство самодостаточны. Они есть и всегда будут независи мо от людей, к ним напрочь равнодушных , от людей, бьющих себя в грудь ради яко бы их, культуры с искусством, спасения. Мое дело, простите, ма ленькое — играть на скрипке, учить детей. Я «внутри» му зыки. Зачем же мне вдаваться в дискуссии насчет того, что вне ее? Возможно, вы хотели от меня хотя бы немного «гло бальных» размышлений, пре тензий к вышестоящим това рищам от культуры, рассказа о конфликтах, неизбежных в любом творческом коллективе, но тогда это не ко мне. Для меня, если взять симфоничес кий оркестр, главное — чтобы дирижер был мною доволен, будь хоть он трижды бывшим руководителем полковых му зыкантов. Я отвечаю за себя, свою работу, своих детей музыкальной школе, я считаю, что мне в жизни повезло. На такой «высокой» и, поверьте, искренней ноте позвольте за кончить. Приходите на наши концерты! Если понравится — для меня это тоже будет удо вольствием. Монолог Елены ШЕВРИКУКО записал Константин КЛЮТКИН 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz