Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
ПАМЯТЬ РАСШВВОЛГОГРАДЕ БЕРЕЗКА Недавно из Волгоградской области возвратилась липецкая делегация, в которпю входили липчане- участники Сталинградской битвы, представители школы № 72, носящей имя Героя Российской Ф е дерации Феодосия Гануса; ремонтно-механическо- го цеха АО «НЛМК», где до войны работал Феодо сий Григорьевич. В ее составе были и О/ш Героя Олег с супругой. Липчане приняли участие в торжествах, приуро ченных к 5 5 -й годовщине со дня начала героичес кой обороны города на Волге. Корреспондент «ЛГ» попросил земляков рассказать об этой поездке. Семен ЧЕБОТАЕВ, пред седатель областного совета ветеранов войны: — В исторической битве под Сталинградом сложили головы 84 наших земляка, среди них и Феодосий Ганус, погибший 19 января 1943 года вместе с экипажем тя желого танка «КВ» в бою за хутор Новая Надежда Горо- дищенского района. В ходе поездки на Волгу наша делегация передала в Государственный музей в Волгограде и в Городищенс- кий музей списки погибших в этой битве липчан и липец кую землю, взятую у Вечно го огня на площади Героев нашего областного центра. Мы также ходатайствовали перед Волгоградским город ским Советом депутатов и главой администрации Во лгограда о занесении на сте лу памятника на аллее Геро ев и символическую плиту на Мамаевом кургане имени Ге роя России, участника Ста линградской битвы Феодосия Гануса. И уже до нашего отъ езда в Липецк волгоградские власти приняли соответству ющее решение. Николай М АЛЫШ КО , председатель секции ветера нов войны АО «НЛМК»: — Наша поездка пресле довала и конкретную цель: мы выполняли постановле ние совета директоров, сове та ветеранов войны и труда акционерного общества «Но волипецкий металлургичес кий комбинат» от 11 июля этого года. Согласно этому документу в ремонтном цехе, где до призыва в Красную Армию работал Феодосий, был изготовлен бронзовый ба рельеф Героя. А мы должны были доставить его на волгог радскую землю. Там, в полу тора километрах от хутора Новая Надежда, на месте гибели экипажа тяжелого танка «КВ» в 1968 году был установлен обелиск героям. На нем были начертаны фа милии четырех танкистов. К сожалению, йк'ящащего зем ляка отсутствовало. И вот, наконец,‘Справедливость вос торжествовала. Как известно, благодаря ходатайствам Ли пецкого областного совета ве теранов войны, руководст ва областного Собрания депу татов и администрации об ласти, АО «НЛМК» Феодо сию Ганусу Указом Прези дента России посмертно при своено звание Героя Россий ской Федерации. Старожилы Новой Надеж ды поведали нам о том неза бываемом бое. Во время на ступательной операции «КВ» ворвался в расположение про тивника. Гусеницами и огнем уничтожил 15 пулеметных гнезд, пять блиндажей. По чуяв нависшую опасность, фашисты сосредоточили на нем огонь своих батарей. Не равный бой продолжался око ло пяти часов. У экипажа кончилось горючее и боеза пас. Гитлеровцы попытались взять советских танкистов в плен. Но ничего из этой за теи не вышло. Тогда они об лили машину горючей смесью и подожгли. Танкис ты не сдались. Предпочли мученическую смерть плену. Кстати, тогда в танке за живо сгорели не четыре тан киста, а пять. Пятым был заряжающий Феодосий Га нус, о котором долгое время никто ничего не знал. И вот, спустя более полу века, на месте гибели героев собрались «те, кому выпало жить», чтобы почтить их па мять. На митинге выступили глава местной администра ции, ветераны-участники Сталинградской битвы, уча щиеся средней школы. Нас приветствовали курсанты Ка- чинского военного училища. На памятнике мы прочи тали надпись «Великие под виги ваши бессмертны. Сла ва о вас переживет века» и фамилии теперь уже пяти героев. Пятая — нашего зем ляка Феодосия Гануса. Его барельеф, изготовленный ру ками мастеров НЛМК, мы передали на вечное хранение в Городищенский музей. А его сотрудники вручили представителям липецкой школы № 72 для экспониро вания в своем музее осколки снарядов, гильз , другие предметы, найденные на мес те того незабываемого боя... Мы почтили память геро ев минутой молчания. Насту пившую тишину лишь на мгновение нарушил ветерок, донесший шелест листьев березы. Кто знает, может быть, она хотела таким обра зом что-то еще сказать нам о тех «огнях-йожарищах»? Потом у членов делегации были встречи в Волгограде, где мы ознакомились с музе ем «Панорама разгрома не мецко-фашистских войск под Сталинградом», посетили бывший наблюдательный пункт, откуда руководили сражением военачальники Чуйков, Крылов, Родимцев и другие. Были на знаменитом Мамаевом кургане. Каждый воочию убедился — Родина помнит и ценит своих Геро ев. Записал Владимир ОСИПОВ. КАКЖЕРОССИИ БЕЗВОЕННО-МОРСКОГОФЛОТА? Горжусь тем, что в России рожден. Признателен Отчиз не за то, что она помогла мне, не имевшему дворянского титула, сыну рядового колхозника, стать офицером Военно- Морского флота. Этот флот воспитал таких прославленных флотоводцев как адмиралы О. Макаров, Н. Кузнецов, тако го легендарного подводника, как капитан 2 ранга Маринес- ко, ставшего личным врагом Гитлера... Они для меня —пример верного служения Родине, наро ду. Многие мои сверстники, продолжая славные боевые тра диции, в послевоенные годы уверенно несли службу на всех широтах и меридианах Мирового океана, вносили свой вклад в укрепление боевой мощи флота, который к середине 80-х годов по ядерной мощи подводных лодок и морской авиа ции превосходил любой флот мира. Я тогда служил штурманом дивизиона торпедных кате ров. В море мы выходили до 25 раз в месяц —хватало и ГСМ, и боезапаса, не то что сейчас. Порой терялось чувство дня и ночи. Шла интенсивная боевая подготовка. В итоге большинство членов наших экипажей были классными спе циалистами, мастерами военного дела. Недаром все учеб но-боевые задачи выполнялись с первого предъявления и '^найлучшйьГобразом, а наш дивизион за минные постанов ки, торпедные и артиллерийские стрельбы был удостоен призов командующего дважды Краснознаменным Балтий ским флотом. Тогда все матросы, мичманы и офицеры были одеты, обуты, накормлены, а задержки с выплатами денежного содержания никому даже не снились. Сегодня узнаем, что юноша умирает в учебном отряде от голода, еще не успев стать настоящим матросом, побывать в море. Спрашивается, во имя каких таких целей и идеалов приносятся в жертву молодые люди, будущее страны? О ка ком флоте, его чести и достоинстве может идти речь, если его не удостаивают даже возможности участвовать в воен ном параде в Москве? А нынешние теоретики, обосновывающие статус Вели кой державы, имеющей морские границы на десятки ты сяч километров, утверждают, что ей ни к чему современ ные флоты, корабли, что, мол, можно обойтись без ядервых подводных лодок, без опытных флотоводцев, моряков, уве ренно владеющих приемами защиты Родины. Они выдви нули контрактную доктрину, как похоронное покрывало для Вооруженных Сил и Флота, уже лежащего на боку, как кор- мущку для чиновников военного ведомства, не способных разрешить даже локального конфликта. Зато «бродят по земле моей Отчизны» призраки монар хии, императора, налицо «лошадиная гонка» реформиро вания Вооруженных Сил. К чему и куда приведут нас ре форматоры, одному Богу известно. Ну, а пока начальник политотдела заменен попом. Вполне возможно, это угодно Всевышнему, ну а России угодно нынешнее состояние Во оруженных Сил? Вряд ли... Василий КУВШИНОВ, капитан 3 ранга запаса. г. Липецк. — А с чего начиналась твоя офицерская служба? — Сперва Краснознамен ный Черноморский флот. Как раз тогда создавались авиа несущие корабли — первые советские авианосцы. Ну, я сам и вызвался служить на крейсере «Киев» - первом оте чественном авианосце этой серии, на самолетах верти кального взлета и посадки Як- 36М . Было очень интересно. Первый выход «Киева» на бо евую службу в Средиземное море близкие к руководству НАТО СМИ сопровождали об винениями в мнимом наруше нии СССР Конвенции о режи ме черноморских проливов. Кричали, что на борту «Киева» базируется около ста самоле тов Як-36 и тридцать проти володочных вертолетов. А у нас всего-то 2 2 посадочных места. Но повод для шумихи был. Во время полетов бри гада заводских маляров дежу рила в ангаре корабля. Как только самолет после посад ки опускали вниз на лифте, они тут же перекрашивали бортовые номера с порядко вым нарастанием и вновь под нимали на палубу. Вот НАТО и всполошилось... Самолеты, еще не запу щенные в серию, проходили обкатку в условиях жаркого морского климата. Очень час то из-за жары не запускались подъемно-маршевые двигате ли. Машины отрывались от раскаленной' палубы на два- три метра и плюхались обрат но. Тогда английские СМИ заявили, что русские летчики боятся взлетать. Это наши-то ребята! Да они же просто ге рои. Они знали, как реагирует еще не доведенный до необ ходимых кондиций самолет на экстремальные климатические условия, но летали. Летали над морем, несмотря на всю опас ность. На самолете стояли три двигателя: один — маршевый, как у обычного самолета, с по воротными насадками сопла, и два подъемно-маршевых, установленных вертикально. Они-то •и отказывали. -Даже если взлетел,-то сядешь ли- — неизвестно. Производить по садку на сухопутный аэродром запрещено - техника новая, секретная, а кругом натовские базы. Оставалось только ка тапультироваться в море, пря мо к акулам. А спастись от них практически невозможно. И все-таки, повторяю, наши ле тали... За четырнадцать лет эксплуатации суммарный на лет на этих самолетах соста вил 29425 часов. За это вре мя произошло 37 летных про исшествий: восемь катастроф с гибелью летчиков, 2 1 ава рия и восемь поломок, что свидетельствовало о недоста точной надежности самолета. Сама идея вертикального взлета прекрасна, но закулис ные интриги высшего коман дования армии и военно-про мышленного комплекса тор мозили усовершенствование Як-38 (Як-ЗбМ). В июле 1991 года был выполнен последний полет на самолете этого типа. Их вывели в резерв и стали постепенно резать. Кстати, впоследствии конструкторским бюро Яковлева был создан истребитель вертикального взлета Як-41. Испытания двух опытных образцов начались в 1991 году. Один из них при по садке на корабль «Адмирал Горшков» упал на полетную па- к л у б лубу корабля и загорелся. Пос ле чего, а также из-за отсутст вия средств на дальнейшую опытно-конструкторскую разра ботку дальнейшие испытания прекратили. На зтом эра само летов вертикального взлета и посадки в России была завер шена. Но мы в то время всего это го не предвидели. И работали одержимо . Из Средиземного моря после двухнедельного бар- ражирования около острова Крит и берегов Ливана прямым ходом вдоль северной Африки отправились к Гибралтарскому проливу. Глядя с борта корабля на побережье Алжира, я и не думал, что через 18 лет судьба вновь забросит меня в эти мес та, но уже на само побережье. Конечным пунктом нашего первого путешествия был з а полярный город — военно-мор ская база Краснознаменного Северного флота Североморск. Там я и прослужил пять с пол овиной лет. Насмотрелся и на полярные ночи, когда круглые сутки светит электрическая лам почка, а солнце вообще не всхо дит, и на северное сияние, и на снежные заряды-метели, когда в двух метрах — сплошная бе лая стена. Готового аэродрома для на шего полка не было. Электри ческие провода тянули сами по снежной тундре, сваи для анга ров вбивали в вечную мерзлоту ломами и кирками. Одновремен но несли боевую службу, часто ходили на корабле, как это на зывалось — «за угол» — то есть к берегам Норвегии. Тогда это был плацдарм НАТО у наших северных границ. Ходили по их фиордам как у себя дома. Нор вежцы даже голоса не подава ли. «Киев» представлял сам по себе внушительную силу. О г ромный корабль длиной около 300 метров с 14 километрами коридоров и 2 2 0 0 помещений, с сильным ударным ракетным комплексом из восьми устано вок крылатых ракет, большим запасом торпед, зенитного, ра кетного и пушечного вооруже ния. В море выходил только в составе ударной группировки надводных кораблей и подвод ных лодок. Вся эта армада пос тоянно дежурила в Северной Атлантике и Средиземном море. Над «Киевом» без перерывов висели самолеты, а вокруг бар ражировали корабли средизем номорской эскадры НАТО во главе с американским авианос цем «Нимиц». Опасались. Чув ствовали силу и мощь государ ства. Зато сейчас диктуют ус ловия как победители побежден ным... В то время советский авиа носный флот набирал силу. Че рез два года вслед за «Киевом» со стапелей Николаевского ко раблестроительного в море вы шли корабли такого же класса: «Минск», затем «Новороссийск», «Баку» («Адмирал Горшков»). Вскоре был заложен пятый тя желый авианесущий крейсер «Рига». Впоследствии его не раз переименовывали — «Леонид Брежнев», «Тбилиси», «Адмирал Флота Советского Союза Куз нецов». На нем базировались самолеты последних типов МиГ- 29К, Су-27К и учебно-трениро вочный Су-25УТГ. В конце кон цов остановились на Су-27К. В 1985 году началось строи тельство шестого ТАКР «Варат». В 1988 году началась закладка седьмого, на этот раз - атом ного, ТАКР с увеличенным во доизмещением. Он получил на звание «Ульяновск». ПЛАТА Ну, а се год ня «Киев» и «Минск» разрезаны на метал лолом. И проданы в Южную Ко рею. С ноября 1991 ВМФ из-за общего сокращения военных расходов приостановленны пла тежи Черноморскому судостро ительному заводу в Николаеве, средств для продолжения стро ительства «Варяга» и «Ульянов ска» нет. В результате прави тельство Украины приняло ре шение о прекращении работ по достройке этих кораблей, и они тоже были разрезаны на метал лолом. Такова трагическая история корабельной авиации и авиане сущих кораблей нашей страны. Но это не помешало руководст ву России с помпой отпраздно вать 3 0 0 -л е ти е Российского флота. Гибнущего флота! В 1982 году я получил на правление в Липецк. Министер ство обороны приняло решение о проведение исследований на самолетах Як-38, об изучении возможности их применения на сухопутных аэродромах и пло щадках в горной местности. Час тично испытания были проведе ны в Афганистане — в боевых условиях. Меня же направили в Центр исследований боевого применения и переучивания лет ного состава фронтовой авиа ции. За время службы в Липец ке довелось работать на 1 2 ти пах и модификациях авиатехни ки. Много опытных и талантли вых исследователей-летчиков и инженеров трудились рядом со мной. Судьба этих офицеров сложилась по-разному. Некото рые сломались, не нашли себя в условиях так называемой ры ночной экономики, не смогли торговать колготками и пампер- „сами^ Можно ли их осуждать за это? Не знаю. Всю жизнь гото вились они совсем к- другому делу... — Ты упомянул о коман дировке в Африку. Расскажи подробнее. — Нет, сначала была спец- командировка в Ирак. Там шла война с Ираном. В общей слож ности она продолжалась около девяти лет. Ее нельзя назвать войной в нашем понимании. Не было стремительных наступле ний, захватов больших террито рий. Это была позиционная во йна. Авиация Ирака имела под авляющий успех. Вся авиатех ника там была советского про изводства, и применялась она грамотно. Иракцы вообще лю бознательные и толковые спе циалисты. Я проработал там ровно два года, причем послед ний год преподавал в военно- воздушном колледже в Багда де. Руководство Ирака э н е р гично поддерживало свои Во оруженные Силы. Выпускнику военного училища вместе с первым офицерским званием вручалась машина, как прави ло, «Мерседес» или «Тойота», и деньги на солидную виллу. Армия в Ираке с уважением относится к своему президен ту. Утверждения наших СМИ о попы тках го с уд ар с тв е н н о го переворота в Багдаде военны ми — это не что иное, как пропа гандистские трюки, причем с чу жого голоса. Несмотря на слабую дина мичность боевых действий, ра кетные обстрелы Багдада и дру гих городов Ирака осуществля лись часто. Погибло много мир ных жителей. Часто обстрелива ли и наш колледж. Одна ракета упала в непосредственной бли зости от учебного корпуса, где я читал лекции. У меня пропал слух на два дня — легкая контузия. ^ — Почему же, имея столЛ хорошую оснащенность во-™ енной техникой, обладая мно голетним опытом боевых дей ствий, иракская армия потер пела поражение от коалиции стран во главе с США? — Потому и потерпела, что оказалась одна против коалиции, то есть — против множества ар мий. А у Ирака союзников не ока залось. Горбачев предал Садда ма Хусейна спустя пять лет пос ле заверений в искренней друж бе и уважении к иракскому на роду. Правда, предал он не од ного Саддама. Пальцев на руках не хватит сосчитать. Но даже в этой ситуации победа для США досталась не так легко, как пред ставили ее СМИ. Например, дей ствия авиации многонациональ ных сил были, скажем мягко, да леки от эталона. У них в Ираке количество потерь на 1 0 0 0 бое вых вылетов было семь само летов, а во Вьетнаме разрекла мированны е «Патриоты» н е ^ смогли поразить даже старень-в кие СКАДы. Но это не все. Мало кому из вестно, что крылатые ракеты морского базирования порази ли не 85 процентов целей, а толь ко 50, что самолеты-«невидим- ки» Р-117 выполнили свою за дачу , гораздо хуже, чем было объявлено, поразив 60 процен тов целей, а не 90. Кроме того, танки расстреливали друг друга, авиация расстреливала свои танки. Все это было. Но все-таки силы коалиции значительно пре восходили возможности малень кого арабского государства. Вторая командировка за гра ницу у меня была уже во време на расцвета «рыночной экономи ки» в России — в Алжир. Там так же шла война, но — гражданс кая. Трудно сказать, что страш нее: боевые действия между армиями двух разных государств или такая вот резня. Скажу лишь, что последнее гораздо трагичнее. Сын идет на отца, брат на бра та. В основе же - борьба за власть между элитами кланов. А расплачивается кровью и жиз нями простой народ. В мою задачу входило обуче ние офицеров ВВС правитель ственной армии Алжира методам эксплуатации российской авиатех ники, находящейся на вооружении этой страны. Ну, и первичная лет ная подготовка военных пилотов на авиационном тренажере. По сравнению с иракскими военны ми специалистами у алжирцев ощущались апатия, безразличие. Возможно, сказывалось то, что не все были уверены в правоте сво его правительства, нежелание во евать против своих сограждан и единоверцев. АМАЛЬЧИКИ ВСЕРЫХ ШИНЕЛЯХ ПО-ПРЕЖНЕМУПЯРЧТУ ВСВОИХРЮКЗАКАХ'МАРШАЛЬСКИЙЖЕЗЛ п ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ в армии снова есть кому воевать. В ходе весеннего при зыва в войска направлено 214 ,2 тысячи человек. Под ружье удалось поставить 85 процентов личного состава (от пот ребного). Не стало меньше «уклонистов». Более 31 тысячи потен циальных новобранцев сейчас находятся в бегах. На этом фоне проявляется устойчивое недовольство офицерами сво им положением. Многие оставляют службу. Участились слу чаи суицида. Есть факты неподчинения и открытого бунта. Такого в среде офицерства давно не было. Значит, наша доблестная армия деградирует и потихоньку умирает? Не будем спешить с выводами... «Майор липецкого УВД Ва силий Торопцев будучи в коман дировке в (Неверной Осетии спас двух детей , провалившихся под лед на пруду. Спас, накинул пальто и пошагал в гостиницу. А в Липецке об этом узнали слу чайно — из газеты «Северная Осетия». «...Старший лейтенант Лево- бер еж н о го РОВД г. Л ип ец ка Юрий Уваров, пересекая Пет ровский мост, не подозревал, что через несколько секунд ока жется в ледяной купели. При чем по собственной воле. Уви дев внезапно упавшую в воду женщину, офицер милиции, не раздумывая ни секунды, бро сился ее спасать...» Все эти факты взяты из раз ных номеров «Липецкой газеты». И говорят они не о военных до блестях людей в погонах, а о чисто человеческих качествах — мужестве, долге, ответственнос ти ... Но всех их, эти качества, объединяет такое емкое поня тие, как честь. Честь защитника Отечества. И — полузабытое: офицерская честь. Что же до воинской доблести, то есть при меры и на сей счет. Офицеры Липецкого СОБРа С. Ситников и С. Безрукавников, геройски погибшие более года назад в Чечне, капитан Соколенко, кото рого наш город проводил в пос ледний путь совсем недавно. Офицерами не рождаются... В них превращаются, вырастая из сандалий, те самые мальчи ки, что ещ е вчера в слезах не сли мамам свои разбитые ко ленки, курили тайком первую си гарету, щупали с отвращением перед зеркалом худые свои пле чи, мечтали о золотых аксель бантах и скрепящ ей кобуре . Правда, жизнь оказывается по том сложнее, романтика уступа ет дорогу будням, где все впе ремежку: подшитый собственно ручно подворотничок, первые стрельбы и ненавистный бетон ный плац, наконец, выпуск с шампанским и водкой «вдогон ку» и служба там , куда «за шлют», и девушка, навсегда на реченная «офицерской женой» — все понимающая и потому вы носливая и терпеливая. И всю жизнь, где бы ни про ходила служба, человека в по гонах сопровождает плакат на стен е казармы : «Есть такая профессия — защищать Роди ну!» Есть? Наши военкомы потирают сегодня руки: в области отме чается повышенный интерес молодежи к воинским специаль ностям. В военных училищах снова конкурс. Но не спешите радоваться за нашу «несокру шимую и легендарную». Причи на, как утверждают специалис ты, проста и прозаична, как кир зовый сапог. Коррумпирован ность цивильных вузов' пере крывает доступ в них мальчиш кам, а если и прорвешься, уче ба станет в копеечку. А после окончания военного училища ты получаешь диплом, гражданскую специальность и... возможность тут же уйти в отставку. Конечно, есть суворовцы и нахимовцы, эта генетическая поросль нашей армии, есть юно ши со «взором горящим», при звание которых — быть коман дирами, есть профессия и есть профессионалы, без которых держава — сирота. И все же престиж Вооруженных Сил про должает падать. Об армию давно вытирают ноги. Сегодня — особенно усер дно. Но началось это не вчера и не во время перестройки (на которую, как прежде на застой, вешают теперь всех собак), а намного раньше. И когда вче рашних фронтовиков выталкива ли из очередей под хриплые кри ки «Инвалид! Д а на тебе пахать можна-а!» — зто было не нача ло. Наш сегодняшний позор з а кладывался в то самое время, когда о русском офицере были сказаны первые без пиетета слова. Когда бывшие унтера да фельдфебели стали копаться в его родословной, брезгливо морщась: «Фи, да с ним гувер неры по саду ходили...» И даль ше злорадно загибали пальцы, ставя каждое лыко в строку: на фортепьянах играли, на фарфо ре едали, языки учили, к дамс кой ручке прикладывались — в общем, ничего не делали и клас сового чутья не имели. Но оставалась История, хоть и задрапированная временем, но живая и живородящая. А в ней блистали Суворов и Куту зов, пил на виду у неприятеля шампанское, воодушевляя со лдат Милорадович, про которо го знаменитый Ермолов сказал: «Находясь с вами, надо иметь запасную жизнь». Там, в этой Истории, были Багратион и Ско белев, поэт Денис Давыдов и поручик Лермонтов, Крымская кампания и Порт-Артур, граф Толстой и неугомонный Куприн — все бывшие офицеры. И вот: Нева «Аврору» колыхнула. Натужно вздулась и пальнула В толпу непрошеных гостей, В Петровых и своих детей. Была и постыдная эпоха, уже не воспринимавшая всерьез эти истины: «Пока свободою горим, пока сердца для-чести живы. Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» И р у с с к о е оф и ц е р с т в о раскололось на два л а геря — белое и кра сное , а т р ещ и н а прош ла в аккурат ч е р е з с е р д ц е Р оссии . Причем у тех , кто «за веру, царя и О т е ч е с тво», не было в ту псюу н и к а к и х ш а н с о в з а р а б о т а т ь удовлетворительною оц енку л етопи сц ев . Та кой ш анс по лучил обласканны й кл а с с и кам и м а р к с и зм а -л е н и н и зм а п р о л е т а р и а т . Что го во ри ть про корниловцев , мар ковцев и тем более д ени ки нц ев , з а щ ищ авш и х «свою» Родину от больш евиков д о п о с л е д н е го п а тр о н а ... в собственную грудь или висок? Не успев утопить в грязи сивашских болот последних бе логвардейцев, новая власть и ее пропагандистская машина нача ли лепить образ старорежимно го офицера-неврастеника. И за- ложила-таки его в подкорку це лых поколений советских людей. Табачный дым ресторана, визг скрипки, полупьяный штабс-ка питан (или поручик) в расстег нутом кителе, гимн «Боже, царя храни» и, понятное дело, слезы по утраченному. Это клише — социальный заказ — выполнял ся с удивительным тщанием. Война с фашистами подня ла репутацию офицера на небы валую высоту. Но все же это был уже другой офицер. Он лю бил (или ненавидел) Сталина больше, чем «просто» русскую землю, он долго ходил в окро вавленных бинтах, брался пос ле Победы за все самое тяже лое и поднимал страну из руин, он спешил любить (мало ли что могло случиться завтра?) и ему, вчерашнему пахарю или фезе- ушнику, было не до политесов и светских манер. Те, старые традиции, оказа лись подрастерянными и подза бытыми, с новыми пришли в армию замполиты и... «дедовщи на». И только недавно , как всхлип по утраченному, раздал ся с т а р о р е ж и м ны й гим н и взвился в выси небесные Ан дреевский флаг. Дело, разуме ется, не в разрекламированной пощечине, которую кто-то из офицеров отвесил кому-то— все равно дуэль будет в душном за сиженном мухами зале район ного суда. И уж тем более не в саблях, что волочат теперь по тротуарам новоявленные подъ есаулы и «георгиевские» кава леры. Доблестъ этих «героев» не выходит з а рам ки обычной пьяной драки, хоть и для них воскресли вдруг слова «долг» и «честь». Нет-нет, есть иные при меры. Офицер, не желающий при нять еще одну присягу очеред ному марионетке, потому что уже дал однажды (и навсегда!) слово служить Родине, — он совесть России. Комэск, подни мающий в небо с чужого аэрод рома «свои» самолеты со зна менем полка на борту— ее, Рос сии, надежда. Майор спецназа, загородивший собой необстре лянных солдат в Грозном, — ее опора. Как-то у нас в редакции гос тили летчики Липецкого гарни зона. Пришли старшие офице ры с двумя-тремя звездами на погонах и ...усмешкой на устах. Асы, до которых и американс ким летунам не дотянуться, м е сяцами сидят бе з зарплаты . Полковник, уходя на службу, просит у жены мелочь на си га реты. Так вот эти ребята чести своей не уронили, не закатили истерику, а служат, потому что любят небо и Отечество. Безо всяких там иносказаний. Служат, несмотря на то, что их предали и в Чечне, и в самой России. И если правда то, что граница наша пока на замке, то ключ от этого замка находится в руках этих ребят. Надежных руках. И все же много непонятно го в нашей армейской действи тельности. Служба Родине для воина — святая обязанность, приказ командира — закон. Но над всеми этими канонами ви сит, как вечная полярная звез да, вопрос: во имя чего? Кровь, слезы,похоронки, первые поло сы газет с траурными рамками? Ради какой такой идеи? Армия ведь не для того, чтобы попол нять черные страницы «Книги Памяти» и кладбищенские квар талы. Более того, она и не для геройства, ибо многие подвиги совершаются в оправдание без дарности старших командиров и во исправление тупости поли тиков. ...А наши расплодившиеся генералы заняты своими важ ными делами. Одни, словно тя желовесы , сопят и валтузят друг дружку пудовыми кулака ми, не слыша рева трибун, а ог лядываясь только на первые ряды самых именитых зрителей и подсказчиков. Другие — ле зут в политику, как пацаны в чу жой сад за малиной: их ловят, порют нещадно, но— запретный плод сладок — они снова ищут щель в заборе. Третьи «просто» воруют. Все что под руку под вернется — от портянок до во енных эсминцев. И не боятся ни Божьего суда, ни людского. Потому что потеряны и истин ная вера, и офицерская честь. Последние разоблачения звез дных генералов с их бесчислен ными дачами , ненасытными женами и совершенно бессо вестными пресс -конфменция - ми для журналистов убеждают ещ е раз: армия наша больна, у нее что-то с головой. Но лече ние, назначенное президентом — поголовное сокращение ге нералитета — мера паллиатив ная, хоть и оправданная. Увы- увы, человек с лампасами все чаще ассоциируется с лихоим цем и горлохватом. И все-таки армия жива. Бу дут в ней еще и свои Жуковы, и т^ачевские . Потому что люди в незапятнанных мундирах в вой сках есть и сегодня. Как и маль чики в серых шинелях, прячу щие «маршальский жезл» в сво их рюкзаках... Александр КОСЯКИН, обозреватель «Липецкой газеты». Р .5 . Только что прези дент подписал серию указов о реформировании (прежде всего сокращении) армии. Это означает, что практи чески каждый третий офи цер окажется в скором вре мени на улице...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz