Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
ИПЕЦКАЯ а . г а з е т а с ^ Ц Е Т И ^ О С С ^ СИЛА СЛАБЫХ НАЧИНАЕТСЯ С ДОБРОТЫ СИЛЬНЫХ О шефах, подшефных и о будущем без протянутой руки ^ у входа в Липецкую об ластную ш колу-интернат для слепых и слабовидящих детей действительно помеще на изящная, выполненная в художественном фонде, вы веска; «Нашими шефствую щими предприятиями явля ются листопрокатный цех № 5 АО «НЛМК* и АО «Ли- пецкоблгаз». ...Это очень страшно: ре бенок родился незрячим. И&и стал таким из-за болезни, несчастного случая. Родите ли детей, которые учатся в Липецком интернате (между прочим, и из других облас тей Центрального Черно земья — там таких школ не существует), делятся на тех, кого просто нет (когда ребе нок-сирота или когда родите ли вроде бы есть, но лучше бы, как говорится, их и не было...), и тех, кто помогает интернату, взявшемуся дать полноценное образование их сыну или дочери, чем толь ко могут... Да могут-то иног да очень мало. Нужна была система. Не та, по которой из богатого « зонсора (а в Липецке тако- ым, при всех огромных трудностях, остается Ново липецкий металлургический комбинат) регулярно бы «ка чались» в пользу школы средства. Система должна была, по мысли Игоря Ива- 1 ^новича Батищева, семь лет назад возглавившего интер нат, давать полную ясность в главном: а что станется с детьми, которым будут помо гать шефы? Уйдут со школь ным аттестатом на пенсию по инвалидности? И общество, хотя бы те же липецкие ме таллурги, будут продолжать содержать их? Свои главные сегодняш ние «тезисы» Батищев может четко сформулировать, даже если его среди ночи разбу дить: — помогать нам надо так, чтобы дорога не вела бы на ших детей из школьного ин терната в собесовский; — я не прошу каждый день рыбу — мне необходи мо достаточное количество удочек, чтобы я каждого вос питанника эту рыбу научил ловить. Тогдашний начальник листопрокатного цеха № 5 Бладимир Петрович Настич все это понял. И не работники цеха пое хали в спецшколу знакомить ся с «убогонькими, слепень кими» ребятишками, а дети дали в цеховом красном угол ке концерт. Концерт хоро ший, настоящий — с ребята ми уже тогда занимались профессиональные музыкан ты и хореографы. Металлур ги удивились: да это, оказы вается, умные, веселые люди и держатся на сцене даже изящнее зрячих своих свер стников! После концерта ар тисты и зрители сели за сто лы — с пирожными, с моро женым, с газировкой — пей сколько хочешь! С этой праздничной встре чи обе стороны и начали вы полнять постановление гла вы администрации области Михаила Тихоновича Наро лина о шефстве предприятий над интернатскими учрежде ниями области. Если шефы помогали обо рудовать школе лингафон ный кабинет, они знали — в интернате открываются эк спериментальные группы по изучению английского язы ка с первого класса. Значит, у самых способных, стара тельных учеников есть пер спектива получить профессии «переводчик» и «програм мист». С компьютерным классом то же самое — существуют шведские компьютеры с обычной клавиатурой, но ря дом расположена подвижная строка рельефно-точечного шрифта Брайля для незря чих. И даже принтер, печа тающий по Брайлю, есть. Значит, эти ребята не отста нут в компьютерной грамот ности от своего поколения. Ну, а уж всякие хозяй ственные проблемы: строи тельство гаража, овощехра нилища, ежегодный ремонт школы... Каждый в интерна те знает, что с летним ремон том помогают металлурги. И в этом году на празднике пос леднего звонка выступил председатель цехкома Генна дий Васильевич Лизнев: — Ребята, идите на кани кулы со спокойной душой. Ваше дело — отдохнуть, на браться сил к первому сен тября. А школу мы подгото вим. Благостная картина? Да нет, нормальная! Так же, как нормально то, что мальчику- сироте работник пятого лис топрокатного на очередной какой-то школьный праздник принес игрушку — пистоле тик (помнил, знал, что ма лыш о таком мечтает). Юрий Кастырин, работавший до НЛМК профессиональным фЬ'тографом, приезжает в ин тернат даже в свое свободное время. Дед Мороз и Снегу рочка с НЛМК перед зимни ми каникулами обходят все классы школы с подарками. Генеральный директор АО «НЛМК» Иван Васильевич Франценюк и директор соци ально-бытовой сферы комби ната Михаил Федорович Дер гилев без вопросов оставля ют для сирот спецшколы по двадцать путевок на осенние и весенние каникулы в ла герь комбината «Прометей». Летом, правда, труднее — суметь бы обеспечить путев ками детей самих металлур гов; но этим летом, напри мер, путевки в лагерь «Бе резка» дала администрация области. Строительные мате риалы, инструменты (а это жизненно важно для интер ната) — тоже все с НЛМК. Воспитанники спецшколы бывают на экскурсиях в цехе. Какой тут труд — все видели. Видели остаточным зрением, слуховым внимани ем — этому учат незрячего человека. Возил Батищев своих де тей и на другую «экскурсию» — в общежитие к одному выпускнику этой спецшколы десятилетней давности. Ре бята спотыкались о батареи пустых бутылок, ощупывали постель без простыней и по нимали, что бесполезно вес ти разговор с молодым незря чим мужчиной, который, как говорится, лыка не вязал. — Вот и весь реализм, когда одна только инвалид ность и никакого смысла, а вся «реабилитация» — 300 метров до ближайшей пив ной. И еще Батищев говорит: — Я не мог бы нашим шефам в глаза смотреть, если бы они считали нас побируш ками. И не должно это их шефство уходить в песок. Так вот что важно: в лис топрокатном цехе № 5 и «Облгазе» помогают Липец кой областной школе для сле пых и слабовидящих детей, зная , что эти дети, став взрослыми, не пойдут на ули цу с протянутой рукой. У каждого — специальность, свои обязанности перед об ществом. Ребята идут в хо рошие вузы, техникумы, в Липецкое и Кисловодское медицинские училища —а во все времена в опыте челове чества лучшими специалис тами по лечебному массажу были слепые. С Курским му зы кальным училищем у спецшколы договор — и там учатся его выпускники. Не которые, став специалистами • Р И ятпальные ппемьепы (педагогами, например), воз вращаются в свою школу уже на работу. Есть ребята с очень серьезными перспекти вами — например, Алеша Геращенко, сын человека, воевавшего в Афганистане. У Алексея-трубача много лау реатских званий, наград, а самая престижная — это по беда на первом международ ном конкурсе незрячих му зыкантов имени Луи Брайля. Какие времена переживают сейчас металлурги — всем известно. Но в школе не со мневаются: раз приехали к ним, на улицу Механизато ров, специалисты из пятого листопрокатного, значит, все сделают. Потом приедут ны нешний начальник цеха Александр Иванович Чеглов. главный электрик А лек сандр Иванович Лякин и главный механик Виктор Яковлевич Скрынников. Как рассердился один из них в прошлом году на сварщиков сделали прочно, но грязно, неэстетично, швы торчат — позор для марки НЛМК! Пе ределали... ...За последние годы мы все сумели затвердить мысль о том, что уровень цивилизо ванности общества определя ется по его отношению к са мым слабым. Суть шефства, о котором идет речь, следо вало бы уточнить: это такое отношение к слабым, чтобы они смогли стать сильнее для дальнейшей самостоятельной и достойной жизни. Что чувствует человек, идущий домой после тяже лой смены и встречающий (на улице, в магазине, в автобу се...) нищего? Вопрос нелег кий. Подать —самое простое. Делать то, что делают в лис топрокатном цехе № 5 АО «НЛМК* и «Липецкоблга- зе»,— гораздо труднее. Но зато гораздо мудрее и чело вечнее. Ольга ВАСИЛЬЕВА. МЕСЬЕАМИЛЬКАР: СЧАСТМЩЕ Наверняка еще не раз и не два по отношению к Елецкому муни ципальному драматическому театру «Бенефис» будутупотребляться слова «первый», «впервые». Новая его работа — «Любовь по кон тракту» (по пьесе «Месье Амилькар» француза Ива Жамиака) пред варяется именно такими словами. Данной премьерой театр завер шил первый «полноценный» сезон в стационарных условиях. «Лю бовь по контракту» — первая постановка в «Бенефисе» (не знаю, ка к насчет представлений для детей) его художественного руково дителя В. Назарова, с редкостным для главрежа «самоограниче нием» пропустившего ранее вперед двух своих коллег. Впервые те атр обратился к зарубежной пьесе, и в ней перед ельчанами дебю тировала в главной женской роли актриса В. Малявская. Сразу же возникает во прос: почему В. Назаров ос тановился на «Месье Амиль- каре», «хорошо сделанной пьесе» образца 1975 года и вскоре отыгранной многими труппами страны? И потом, ^ о нам сегодня до «ихних», буржуазных нравов: подума ешь, иллюзия чувств на кон трактной основе. Временный островок покупного счастья для заглавного персонажа сегодня на фоне, допустим, благоустройства отдельных «новых русских», выглядит наивным, бессмысленным мирг^жом. Однако некоторая недоуменность вопроса в све те рампы «Бенефиса» быст ро исчезает. До такой окон чательной степени, что выбор В. Назарова кажется наибо лее, оптимально удачным. Все предельно просто. «Месье Амилькар» —это сам Театр, пусть и далеко не в наивысших своих достиже ниях, но зато Театр на каж дый день, на каждый сезон, театр (обойдемся уже без большой буквы), сполна де монстрирующий, моделиру ющий «иллюзионность» сце нического действия. Проис ходящее в «Месье Амилька- ре», если хотите, — проек ция взаимоотношений театра со зрителем , «наглядный ^рок» для не искушенных «живым» искусством драмы ельчан. Для них театр в но винку, по сути, так же, как предложение месье несколь ким случайным людям изо бразить с ним и для него кар тины семейного счастья. Да, зрителям комфортно воссо здают на сцене «слепок» с жизни. Персонажи спектак ля , напротив, вынуждены (пусть и за вознаграждение) сами участвовать в «мыльной опере» длиной в месяц по правилам, жестко заданным Амилькаром. Но и внутри спектакля , и вокруг него учитывается, прежде всего, степень вовлеченности в игру — от неприятия до обаяния ее, опять же, иллюзионнос- ти, иллюзорности. Итак, некто, о котором мы ничего не знаем, кроме того, что он рогоносец, в дан ный момент одинок и распо лагает немалыми средства ми, решает купить себе, со чинить для себя месяц семей но-дружеской идиллии. Для чего нанимаются актриса Элеонора (В. Малявская) на роль супруги, девица легко го поведения с присвоением ей имени Виржиния (Н. Мор- гуненко) на роль дочери и безработный Машу, переиме- нованный Александром Амилькаром (В. Петров) в Леона (А. Скоров) на роль старого друга. Условия оговорены, став ки (гонорар) назначены, игра началась —но с такими скри пом, с напрягом, сбоями, что приходится констатировать: и наниматель, и нанимаемые попали действительно в дву смысленное положение. «Ак теры» слишком неумело, на тужно пытаются соответство вать замыслу «режиссера». Мораль, выходит, шита бе лыми нитками: насильно мил не будешь, чувства за день ги не покупаются и т.д.? Не надо, впрочем, торопиться с выводами. Потому что (по аналогии со зрителями, в про цессе спектакля образующи ми единый зрительный зал) «семейка» понемногу сбива ется в некий конгломерат, где на почве чувств мнимых возникают, пульсируют чув ства взаправдашние и нешу точные. Зыбкость, переливчатость обоих этих состояний, выяв ление их безусловно интерес ны В. Назарову, и он с голо вой погружает в них актеров, перед которыми, понятно, встают задачи двойной слож ности — сыг рать «номи нальных» и плюс требуе мых Амилька- ру персона жей. Тема те атра в театре — это почти всег да тема двой- ничества, мас ки, каковая за частую при растает к лицу, сливает ся с ним. Но п е р с о н а ж и спектакля, вна чале невольни ки навязанных им масок, чем дальше, тем менее тяготятся ими. Воис тину с помощью — а не толь ко по принуждению Амиль- кара —и Элеонора, и Виржи ния, и ее приятель Поло (С. Бельский) открывают, обре тают качества, «дремавшие» в них прежде. Режиссер, вчитавшись в пьесу, адекватно решает ее в эстетике «хорошо сделан ного спектакля». Похоже, В. Назаров не из тех, кто свое вольно обращается с драма тургическим материалом, пе релицовывая его ради зани мательного «концепта» (о единственном, пожалуй, ис ключении скажу чуть ниже). Может быть, В. Назаров даже немного осерьезнил и осентименталил пьесу, в про граммке обозначенную коме дией. Уж больно очевидно «Любовь по контракту» кре нится к мелодраме. Разумеется, моменты раз рядки в спектакле нередки. Весьма тут показательна сце на с простодушной матерью Элеоноры Мелией (Л. Соловь ева), принявшей «легенду» о замужестве дочери за чис тую монету. Наоборот, «мо нументально»-импозантен, строг Амилькар. Затем, прав да, В. Петров доказывает пос тулат насчет обманчивости внешнего вида месье, разво рачивая перед нами драму «маленького человека». В иную сторону преображается Леон-Машу. А. Скоров пос ледовательно, убедительно прочеркивает путь своего ге роя от неудачника до любим ца фортуны. Только вот чес тность, с какой он блюдет контракт, носит, оказывает ся, формально-педантичный оттенок. «Шлюха удача» по манила Машу, и месье, гото вый уже раскрыть перед ним настоящие дружеские объ ятья, оказывается с носом. Игра В. Малявской —оп ределенного рода плетение актерских «кружев». Она тонко воплощает и внутрен нюю независимость своей ге роини от Амилькара, к чему заданное тем представление отнюдь не располагает, и по рывы Элеоноры навстречу ему. Следующий пример точ ного попадания в образ — Н. Моргуненко-Виржиния. Это очаровательное и взбал мошное «дитя порока г гирует на происходящее со всей непосредственностью молодости. Как раз в силу младых еще лет Виржинии, ее неокончательной еще ис порченности, незащищен ности перед миром взрослых она столь мило, искренне бе рется быть единственным ча дом странного семейства Амилькаров. «Бенефису» с его матери альными, как повсюду в на шем искусстве, проблемами легче было бы, по логике, выпустить спектакль про бом жей или о стиле «черного кабинета», чем сооружать на сцене небедный интерьер квартиры Амилькара. Тем не менее художник В. Луник су мел проявить изобретатель ность. Его прямоугольные конструкции-жалюзи прида ют действию «стильный» ха рактер. В нужные моменты они приоткрываются, пока зывая стоящих по ту сторо ну персонажей, и —вновь за крываются. Жалюзи —слов но намек на воображаемую границу между заглавным и остальными героями, на двойственность и переменчи вость основной ситуации в мелодраме (открыто — за крыто, видно — не видно, появился персонаж —•и про пал). Наконец, об исключении — о существенном вторже нии режиссера в пьесу. У автора Амилькар под занавес стреляется; финита ля коме ди я , месяц покупного счастья закончился, настал час сведения всяческих сче тов, в том числе и с жизнью. В. Назаров оставляет героя в живых, да не одного, а с Элеонорой. С выстрелом — оно, понятно, получилось бы эффектнее, жестче, неотвра тимее. Режиссер же месье пожалел, проникся к нему сочувствием, сполна понял его — и, значит, простил. Счастье для Амилькара еще возможно. Но режиссер, по- моему, «пожалел» и зрите лей. Зачем для них в ходе все го спектакля «Бенефиса» ус траивать эдакую безнадегу? Пусть попривыкнут, проник нутся самим существом теат ра, а там, глядишь, и Макбе та можно будет вывести на сцену... Константин КЛЮТКИН. Фото Владимира ДУРНЕВА. КАЛЕЙДОСКОП УКРАИНСКИЕ СПЕЦСЛУЖБЫ ЕЛЬЦИНУ: «ТРИ ГОДА ТЫ НАМ СНИЛСЯ...» Визит в Киев Бориса Ельцина закон чился благополучно и в том смысле, что прошел без инцидентов. Милиционеры, стоявшие вдоль обочин, и перекрытые улицы — только видимая часть системы безопасности. В домах, возвышавшихся над маршрутами следования кортежа, ос мотрели чердаки и подвалы. Двери в них забили 150-миллиметровыми гвоздями и опечатали, а окна замуровали. Особен но рискованным считается общение вы сокого гостя с народом и выступление на открытой местности. А потому улицы не только подметали, но и осматривали на предмет обнаружения взрывчатки. При мерно за час до приезда Ельцина с по мощью специально обученных собак об следовали близлежащие кусты. Интерес но. что поляки, например, к приезду папы Иоанна Павла II мобилизовали 33 тыся чи полицейских, сотрудников госохраны и личных папских телохранителей. ЕФИМ ШИФРИН - ЧЕЛОВЕК С СИЛЬНОЙ ВОЛЕЙ «Когда-то я курил беспощадно, очень много и очень долго — двадцать два года подряд! — рассказывает Ефим Шифрин. — Причем во время премьер, трудных съемок или в других стрессовых ситуа циях курил практически непрерывно». Ар тист докурился до того, что как-то раз перед концертом у него пропал голос! И пришлось выбирать одно из двух: или сцену, или курение. О том, что артист выбрал, нам догадаться нетрудно. Инте ресно. что бросить курить ему помогло одно обстоятельство. Он обещал покон чить с этой привычкой маме, а именно в тот год ее не стало. СТУПНЯ РАССКАЖЕТ ПРАВДУ Ширина, длина, форма, эластичность и цвет ступни отражают состояние здо ровья особы, которая опирается на нее, а кроме того, информирует о психичес ких особенностях, привычках и склоннос тях к определенному поведению. Большие ступни выдают личность с развитым ин теллектом, эстетическими запросами. В плане физического здоровья у таких лю дей чрезмерной активностью отличают ся печень, желудок, почки, селезенка. Малые ступни обычно имеют люди актив ные. отличающиеся терпимостью, обла дающие хорошим сердцем, легкими и ки шечным трактом. Широкая ступня неред ко свидетельствует об эстетической ода ренности и склонности к метафизике. Уз кая ступня отличает человека, склонного к большой физической активности. ВЫБИРАЙТЕ ЖЕНИХА ПО НОСУ По носу можно выбрать и любовников, и подруг, и компаньонов, так как нос мо жет многое рассказать о своем хозяине. Как считают ученые-бионики, длинный нос говорит о консервативности и интел лектуальности, сверхдлинный — о кап ризно-спекулятивном характере его об ладателя. Костлявый нос чаще всего бы вает у гордых упрямцев, короткий —у лич ностей с дружелюбным, открытым харак тером. Если кончик носа висит, «как оре шек». — его хозяин скорее всего занима ет прочное положение в обществе и про цветает. Если нос похож на клюв орла — человек наверняка мстителен и даже одержим манией. Вздернутый, курносый нос говорит о том, что человек имеет очень свободную сексуальную жизнь и не умеет хранить тайны. ЦЫГАНКА ГАДАЛА, ЗА РУЧКУ БРАЛА Опытный хиромант, мельком взглянув на руки незнакомого человека, способен многое о нём рассказать. Загадочное пе ресечение линий на наших ладонях — это не для дилетантов. Но вот присмотреть ся к форме рук нам по силам. Хирологи считают широкую массивную ладонь с ко роткими пальцами примитивной и утвер ждают, что чем больше размеры ладони преобладают над длиной пальцев, тем сильнее в человеке звериные инстинкты и меньше способности к умственному труду. Если форма руки приближена к квадрату и пальцы также имеют прямо угольное завершение, это свидетельству ет об очень практичном, деловом складе ума человека. Как правило, такие руки до стаются предприимчивым бизнесменам и ортодоксальным политикам. Удлинен ные формы и выделяющиеся суставы — это рука философская. Их обладатели склонны к углубленным исследованиям абстрактных тем, сидят за фолиантами, мрачны и недоверчивы к миру реально му. Любят нервно, друзей у них мало. Самые красивые и, увы, самые «несчас тливые» руки — артистические. Изыскан ная утонченность ладони, суженные кон цы пальцев говорят о том, что их хозяин романтичен, деликатен и легкораним. Та кие люди верят в высокие чувства и од новременно склонны к адюльтеру. ЗЛОЙ ГЛОЙ с ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ в Москве в одной из больниц лежит мальчик из Пермской области Леня Кра савин, болезнь которого врачи до сих пор не могут определить. Все случилось про шлым летом. Мальчик гулял с родителя ми, и вдруг в небе появился предмет, по хожий на акулу. Из передней части «аку лы» открылся люк, и из него выпорхнуло что-то вроде облачка, которое сразу ис парилось. И тут же на руке мальчика родители увидели буквы: «АБД-Глой». «Письмо» из космоса исчезло через пол часа. Именно после этого Леня почувство вал себя плохо, и с каждым днем ему становилось все хуже. Мальчика помес тили в местную больницу, а затем вынуж дены были отправить в Москву. Возмож но, происшедшее с Леней — мистика, но появление на руке четких зафиксирован ных знаков — конкретное доказательст во случившегося. В этой связи газета на поминает предупреждение уфологов об опасности контактов с неопознанными летающими объектами. АиФ—Новости. бывший ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Если доживем до 11 августа 1998 года, поздравлю Бас и с 10-летним «служебным» юбилеем. Ценю культурное обхождение и учтивость! Равняюсь на Бас, рафинирован ного интеллигента. А то Вы все — «паркет^ ный гентеал», «кэгэбэшник», «придворный авгур»! Откуда такое пренебрежение к на шей с вами работе, коллега? Вы только ни кому не передавайте, что я Вас поздравил. Неудобно, не поймут — «камарилья вчераш них майоров», «звездочеты»! Кстати, а где Вы были 3-4 октября 1993 года? Гусинс кий, в отличие от майоров, в Лондоне. А Вы? Ну, признайтесь, я тоже никому не скажу! Оставляю все это еп1ге поив. Желаю Вам благоразумия и счастья взахлеб. Начальник Службы генерал-лейтенант А.В. Коржаков.» После этого Александр Васильевич, по его словам, сделал ксерокопии из личного дела агента «Алексеева» и вложил их тоже в конверт, присовокупил заодно и публика цию из «Итогов» с подчеркнутыми места ми, задевшими его. И, сам запечатав кон верт, поручил секретарю отправить его как секретную почту и вручить лично в руки Киселеву. Так и было сделано. И... Киселев под тверждает: да, это имело место, но квали фицирует присланные копии как фальсифи кацию. Отправив «посылочку», Коржаков стал наблюдать за реакцией своего адресата по телевизору. «Несвежий вид ведущего, — пишет он в своей книге, — меня сразу ус покоил — даже волосы были не столь тща тельно зачесаны, как всегда. Женя явно не рвничал: гораздо чаще, чем обычно, произ носил свое фирменное «э-ээ». Значит, про читал и все понял». Неприятности, связанные с этой исто рией, у Коржакова начались после того, как его уволили. То есть, уточняет он, вслед за тем, как у Ельцина случился пятый инфаркт. Экс-охранника пригласили в Генпрокурату ру, где Юрий Скуратов и главный военный прокурор обсудили с ним «деликатный» во прос. Мол, в прокуратуре был Киселев, при нес заявление. Он обвиняет Коржакова «в шантаже и попрании закона о государствен ной тайне, в том, что генерал мешает ему заниматься нормальной политической дея тельностью и журналистской работой». В конце было приписано, что все ксерокопии —фальшивка. Это последнее обстоятельство особенно позабавило Коржакова. Так в чем он все- таки виноват? В том, что пустил в дело фаль шивку? Или в том, что эта «фальшивка» нарушает государственную тайну, служит средством шантажа и т.д.? По словам гене рала, он стал по слогам читать двум глав ным юристам страны свое послание Кисе леву, чтобы те указали ему, где и как он прибег к шантажу или попрал журналист скую независимость Киселева? Ничего та кого они не обнаружили. Только Скуратов якобы заметил: «Александр Васильевич, раз Киселев агент, значит, вы разгласили госу дарственную тайну. А это — уголовно нака зуемое дело...» Но Коржаков возразил: мол, и это сде лал сам Киселев, когда обратился в Гендро- куратуру. Ведь генерал всего лишь напра вил личное послание Киселеву, а тот пошел к Скуратову с заявлением... Собеседники, по словам Коржакова, согласились с ним. Теперь, когда вся эта история получила огласку, открываются новые обстоятельст ва. В конфликт втянут не просто экс-тело хранитель Ельцина, а депутат Госдумы. То есть Коржакову ничего особо не грозит — парламент своих «не сдает». А без соответ ствующей санкции у Генпрокуратуры руки связаны. Что касается общественного мне ния, то оно вряд ли поставит под сомнение исключительную информированность вче рашнего ближайшего сподвижника и слуги Ельцина. А вот с самим Кг . м все не так про сто. С однс сторо! него — стопроцент ная гарант. 1 я, что, если сообщение Коржа кова соответствует действительности, то госбезопасность ни в коем случае не под ставит своего агента. «Это непререкаемый закон спецслужб», — признает Коржаков. По его словам, когда Генпрокуратура сде лала соответствующий запрос в ФСБ, ему оттуда просигналили: «Мы не имеем права давать положительный ответ. Мы знаем, что дело есть, но у нас инструкция — не отве чать на подобные письма положительно». Коржаков дал совет: «Вы так и напишите — согласно Закону о государственной тай не не имеем права дать на ваш запрос по ложительный ответ*. Но, утверждает Кор жаков, под нажимом Чубайса пришла от писка: дела агента Алексеева не существу ет. Она, собственно, устроила на тот момент и Коржакова: ведь тогда выходит, он ника кой гостайны не разглашал... Но, с другой стороны, сам Киселев уже признался в печати, что после службы во енным переводчиком в Афганистане с 1981 по 1984 год преподавал персидский язык (фарси) в Высшей школе КГБ имени Дзер жинского. Бывший начальник Первого глав ного управления КГБ СССР (внешняя раз ведка), генерал-лейтенант КГБ в отставке Леонид Шебаршин в журнале «Люди» (№ 2, 1997 г.) именует это учебное заведе ние (внимание!) — «Краснознаменным Ан- дроповским Институтом (Институтом раз ведки)». Можно ли было в те времена учить раз ведчиков, не будучи разведчиком самому? Похоже, это риторический вопрос. Ну, до пускали ли беспартийных читать лекции в системе политпроса или в институте мар ксизма-ленинизма? Хотя бы и фарси? А ведь таким лекторам не обязательно следовало иметь допуск, чтобы знать свою специфи ческую аудиторию в лицо... Короче, в конфликте Коржаков —Кисе лев точку ставить пока рано... Юрий ДЮКАРЕВ. СПОРТ РЕЗУЛЬТАТ МЕЖДУНАРОДНОГО РАНГА Команда управления спортивных соору жений АО «НЛМК» вернулась из Твери, где приняла участие в международных со ревнованиях по стрелковому пятиборью. Наряду с другими 17 командами из Шве ции, Швейцарии, Финляндии и других стран новолипчане выступили в трех видах соревнований, в которых раньше вообще не практиковались. Например, в стрельбе по движущейся со скоростью три метра в се кунду мишени (фигура кабана, косули). Дебют удался: в общем зачете команда заняла шестое место. Для стрельбы меж дународного ранга это очень хороший ре- зул ,тат. Юрий ПРОКОФЬЕВ. «ЗАРНИЦА» - НЕ ПРОСТО ИГРА в этом месяце в липецких оздоровитель ных лагерях «Прометей», «Салют», «Елоч ка», «Лесная сказка», «Чайка» дети не только отдыхали, но и учились. Под руко водством мастеров производственного обу чения курсов гражданской обороны В. Лок тева, Н. Твердохлебова, Ю. Бучко и дру гих приобретали навыки действий в чрез вычайных ситуациях. Участвовали ребята и в игре «Зарница» — ориентировались на местности, преодолевали в противогазах «за раженную» зону, оказывали первую меди цинскую помощь при «ушибах», «перело мах», тушили «пожары», делали искус ственное дыхание «пострадавшим». Полученные навыки и знания пригодят ся ребятам, как пригодились добринскому восьмикласснику Саше Зайцеву, спасшему тонущего двухлетнего ребенка и сделавше му ему искусственное дыхание до приезда медиков. Владимир МИХАЙЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz