Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

ИПЕЦКАЯ а . г а з е т а с ^ Ц Е Т И ^ О С С ^ СИЛА СЛАБЫХ НАЧИНАЕТСЯ С ДОБРОТЫ СИЛЬНЫХ О шефах, подшефных и о будущем без протянутой руки ^ у входа в Липецкую об­ ластную ш колу-интернат для слепых и слабовидящих детей действительно помеще­ на изящная, выполненная в художественном фонде, вы­ веска; «Нашими шефствую­ щими предприятиями явля­ ются листопрокатный цех № 5 АО «НЛМК* и АО «Ли- пецкоблгаз». ...Это очень страшно: ре­ бенок родился незрячим. И&и стал таким из-за болезни, несчастного случая. Родите­ ли детей, которые учатся в Липецком интернате (между прочим, и из других облас­ тей Центрального Черно­ земья — там таких школ не существует), делятся на тех, кого просто нет (когда ребе­ нок-сирота или когда родите­ ли вроде бы есть, но лучше бы, как говорится, их и не было...), и тех, кто помогает интернату, взявшемуся дать полноценное образование их сыну или дочери, чем толь­ ко могут... Да могут-то иног­ да очень мало. Нужна была система. Не та, по которой из богатого « зонсора (а в Липецке тако- ым, при всех огромных трудностях, остается Ново­ липецкий металлургический комбинат) регулярно бы «ка­ чались» в пользу школы средства. Система должна была, по мысли Игоря Ива- 1 ^новича Батищева, семь лет назад возглавившего интер­ нат, давать полную ясность в главном: а что станется с детьми, которым будут помо­ гать шефы? Уйдут со школь­ ным аттестатом на пенсию по инвалидности? И общество, хотя бы те же липецкие ме­ таллурги, будут продолжать содержать их? Свои главные сегодняш­ ние «тезисы» Батищев может четко сформулировать, даже если его среди ночи разбу­ дить: — помогать нам надо так, чтобы дорога не вела бы на­ ших детей из школьного ин­ терната в собесовский; — я не прошу каждый день рыбу — мне необходи­ мо достаточное количество удочек, чтобы я каждого вос­ питанника эту рыбу научил ловить. Тогдашний начальник листопрокатного цеха № 5 Бладимир Петрович Настич все это понял. И не работники цеха пое­ хали в спецшколу знакомить­ ся с «убогонькими, слепень­ кими» ребятишками, а дети дали в цеховом красном угол­ ке концерт. Концерт хоро­ ший, настоящий — с ребята­ ми уже тогда занимались профессиональные музыкан­ ты и хореографы. Металлур­ ги удивились: да это, оказы­ вается, умные, веселые люди и держатся на сцене даже изящнее зрячих своих свер­ стников! После концерта ар­ тисты и зрители сели за сто­ лы — с пирожными, с моро­ женым, с газировкой — пей сколько хочешь! С этой праздничной встре­ чи обе стороны и начали вы­ полнять постановление гла­ вы администрации области Михаила Тихоновича Наро­ лина о шефстве предприятий над интернатскими учрежде­ ниями области. Если шефы помогали обо­ рудовать школе лингафон­ ный кабинет, они знали — в интернате открываются эк­ спериментальные группы по изучению английского язы­ ка с первого класса. Значит, у самых способных, стара­ тельных учеников есть пер­ спектива получить профессии «переводчик» и «програм­ мист». С компьютерным классом то же самое — существуют шведские компьютеры с обычной клавиатурой, но ря­ дом расположена подвижная строка рельефно-точечного шрифта Брайля для незря­ чих. И даже принтер, печа­ тающий по Брайлю, есть. Значит, эти ребята не отста­ нут в компьютерной грамот­ ности от своего поколения. Ну, а уж всякие хозяй­ ственные проблемы: строи­ тельство гаража, овощехра­ нилища, ежегодный ремонт школы... Каждый в интерна­ те знает, что с летним ремон­ том помогают металлурги. И в этом году на празднике пос­ леднего звонка выступил председатель цехкома Генна­ дий Васильевич Лизнев: — Ребята, идите на кани­ кулы со спокойной душой. Ваше дело — отдохнуть, на­ браться сил к первому сен­ тября. А школу мы подгото­ вим. Благостная картина? Да нет, нормальная! Так же, как нормально то, что мальчику- сироте работник пятого лис­ топрокатного на очередной какой-то школьный праздник принес игрушку — пистоле­ тик (помнил, знал, что ма­ лыш о таком мечтает). Юрий Кастырин, работавший до НЛМК профессиональным фЬ'тографом, приезжает в ин­ тернат даже в свое свободное время. Дед Мороз и Снегу­ рочка с НЛМК перед зимни­ ми каникулами обходят все классы школы с подарками. Генеральный директор АО «НЛМК» Иван Васильевич Франценюк и директор соци­ ально-бытовой сферы комби­ ната Михаил Федорович Дер­ гилев без вопросов оставля­ ют для сирот спецшколы по двадцать путевок на осенние и весенние каникулы в ла­ герь комбината «Прометей». Летом, правда, труднее — суметь бы обеспечить путев­ ками детей самих металлур­ гов; но этим летом, напри­ мер, путевки в лагерь «Бе­ резка» дала администрация области. Строительные мате­ риалы, инструменты (а это жизненно важно для интер­ ната) — тоже все с НЛМК. Воспитанники спецшколы бывают на экскурсиях в цехе. Какой тут труд — все видели. Видели остаточным зрением, слуховым внимани­ ем — этому учат незрячего человека. Возил Батищев своих де­ тей и на другую «экскурсию» — в общежитие к одному выпускнику этой спецшколы десятилетней давности. Ре­ бята спотыкались о батареи пустых бутылок, ощупывали постель без простыней и по­ нимали, что бесполезно вес­ ти разговор с молодым незря­ чим мужчиной, который, как говорится, лыка не вязал. — Вот и весь реализм, когда одна только инвалид­ ность и никакого смысла, а вся «реабилитация» — 300 метров до ближайшей пив­ ной. И еще Батищев говорит: — Я не мог бы нашим шефам в глаза смотреть, если бы они считали нас побируш­ ками. И не должно это их шефство уходить в песок. Так вот что важно: в лис­ топрокатном цехе № 5 и «Облгазе» помогают Липец­ кой областной школе для сле­ пых и слабовидящих детей, зная , что эти дети, став взрослыми, не пойдут на ули­ цу с протянутой рукой. У каждого — специальность, свои обязанности перед об­ ществом. Ребята идут в хо­ рошие вузы, техникумы, в Липецкое и Кисловодское медицинские училища —а во все времена в опыте челове­ чества лучшими специалис­ тами по лечебному массажу были слепые. С Курским му­ зы кальным училищем у спецшколы договор — и там учатся его выпускники. Не­ которые, став специалистами • Р И ятпальные ппемьепы (педагогами, например), воз­ вращаются в свою школу уже на работу. Есть ребята с очень серьезными перспекти­ вами — например, Алеша Геращенко, сын человека, воевавшего в Афганистане. У Алексея-трубача много лау­ реатских званий, наград, а самая престижная — это по­ беда на первом международ­ ном конкурсе незрячих му­ зыкантов имени Луи Брайля. Какие времена переживают сейчас металлурги — всем известно. Но в школе не со­ мневаются: раз приехали к ним, на улицу Механизато­ ров, специалисты из пятого листопрокатного, значит, все сделают. Потом приедут ны­ нешний начальник цеха Александр Иванович Чеглов. главный электрик А лек ­ сандр Иванович Лякин и главный механик Виктор Яковлевич Скрынников. Как рассердился один из них в прошлом году на сварщиков сделали прочно, но грязно, неэстетично, швы торчат — позор для марки НЛМК! Пе­ ределали... ...За последние годы мы все сумели затвердить мысль о том, что уровень цивилизо­ ванности общества определя­ ется по его отношению к са­ мым слабым. Суть шефства, о котором идет речь, следо­ вало бы уточнить: это такое отношение к слабым, чтобы они смогли стать сильнее для дальнейшей самостоятельной и достойной жизни. Что чувствует человек, идущий домой после тяже­ лой смены и встречающий (на улице, в магазине, в автобу­ се...) нищего? Вопрос нелег­ кий. Подать —самое простое. Делать то, что делают в лис­ топрокатном цехе № 5 АО «НЛМК* и «Липецкоблга- зе»,— гораздо труднее. Но зато гораздо мудрее и чело­ вечнее. Ольга ВАСИЛЬЕВА. МЕСЬЕАМИЛЬКАР: СЧАСТМЩЕ Наверняка еще не раз и не два по отношению к Елецкому муни­ ципальному драматическому театру «Бенефис» будутупотребляться слова «первый», «впервые». Новая его работа — «Любовь по кон­ тракту» (по пьесе «Месье Амилькар» француза Ива Жамиака) пред­ варяется именно такими словами. Данной премьерой театр завер­ шил первый «полноценный» сезон в стационарных условиях. «Лю­ бовь по контракту» — первая постановка в «Бенефисе» (не знаю, ка к насчет представлений для детей) его художественного руково­ дителя В. Назарова, с редкостным для главрежа «самоограниче­ нием» пропустившего ранее вперед двух своих коллег. Впервые те­ атр обратился к зарубежной пьесе, и в ней перед ельчанами дебю ­ тировала в главной женской роли актриса В. Малявская. Сразу же возникает во­ прос: почему В. Назаров ос­ тановился на «Месье Амиль- каре», «хорошо сделанной пьесе» образца 1975 года и вскоре отыгранной многими труппами страны? И потом, ^ о нам сегодня до «ихних», буржуазных нравов: подума­ ешь, иллюзия чувств на кон­ трактной основе. Временный островок покупного счастья для заглавного персонажа сегодня на фоне, допустим, благоустройства отдельных «новых русских», выглядит наивным, бессмысленным мирг^жом. Однако некоторая недоуменность вопроса в све­ те рампы «Бенефиса» быст­ ро исчезает. До такой окон­ чательной степени, что выбор В. Назарова кажется наибо­ лее, оптимально удачным. Все предельно просто. «Месье Амилькар» —это сам Театр, пусть и далеко не в наивысших своих достиже­ ниях, но зато Театр на каж­ дый день, на каждый сезон, театр (обойдемся уже без большой буквы), сполна де­ монстрирующий, моделиру­ ющий «иллюзионность» сце­ нического действия. Проис­ ходящее в «Месье Амилька- ре», если хотите, — проек­ ция взаимоотношений театра со зрителем , «наглядный ^рок» для не искушенных «живым» искусством драмы ельчан. Для них театр в но­ винку, по сути, так же, как предложение месье несколь­ ким случайным людям изо­ бразить с ним и для него кар­ тины семейного счастья. Да, зрителям комфортно воссо­ здают на сцене «слепок» с жизни. Персонажи спектак­ ля , напротив, вынуждены (пусть и за вознаграждение) сами участвовать в «мыльной опере» длиной в месяц по правилам, жестко заданным Амилькаром. Но и внутри спектакля , и вокруг него учитывается, прежде всего, степень вовлеченности в игру — от неприятия до обаяния ее, опять же, иллюзионнос- ти, иллюзорности. Итак, некто, о котором мы ничего не знаем, кроме того, что он рогоносец, в дан­ ный момент одинок и распо­ лагает немалыми средства­ ми, решает купить себе, со­ чинить для себя месяц семей­ но-дружеской идиллии. Для чего нанимаются актриса Элеонора (В. Малявская) на роль супруги, девица легко­ го поведения с присвоением ей имени Виржиния (Н. Мор- гуненко) на роль дочери и безработный Машу, переиме- нованный Александром Амилькаром (В. Петров) в Леона (А. Скоров) на роль старого друга. Условия оговорены, став­ ки (гонорар) назначены, игра началась —но с такими скри­ пом, с напрягом, сбоями, что приходится констатировать: и наниматель, и нанимаемые попали действительно в дву­ смысленное положение. «Ак­ теры» слишком неумело, на­ тужно пытаются соответство­ вать замыслу «режиссера». Мораль, выходит, шита бе­ лыми нитками: насильно мил не будешь, чувства за день­ ги не покупаются и т.д.? Не надо, впрочем, торопиться с выводами. Потому что (по аналогии со зрителями, в про­ цессе спектакля образующи­ ми единый зрительный зал) «семейка» понемногу сбива­ ется в некий конгломерат, где на почве чувств мнимых возникают, пульсируют чув­ ства взаправдашние и нешу­ точные. Зыбкость, переливчатость обоих этих состояний, выяв­ ление их безусловно интерес­ ны В. Назарову, и он с голо­ вой погружает в них актеров, перед которыми, понятно, встают задачи двойной слож­ ности — сыг­ рать «номи­ нальных» и плюс требуе­ мых Амилька- ру персона­ жей. Тема те­ атра в театре — это почти всег­ да тема двой- ничества, мас­ ки, каковая за­ частую при ­ растает к лицу, сливает­ ся с ним. Но п е р с о н а ж и спектакля, вна­ чале невольни­ ки навязанных им масок, чем дальше, тем менее тяготятся ими. Воис­ тину с помощью — а не толь­ ко по принуждению Амиль- кара —и Элеонора, и Виржи­ ния, и ее приятель Поло (С. Бельский) открывают, обре­ тают качества, «дремавшие» в них прежде. Режиссер, вчитавшись в пьесу, адекватно решает ее в эстетике «хорошо сделан­ ного спектакля». Похоже, В. Назаров не из тех, кто свое­ вольно обращается с драма­ тургическим материалом, пе­ релицовывая его ради зани­ мательного «концепта» (о единственном, пожалуй, ис­ ключении скажу чуть ниже). Может быть, В. Назаров даже немного осерьезнил и осентименталил пьесу, в про­ граммке обозначенную коме­ дией. Уж больно очевидно «Любовь по контракту» кре­ нится к мелодраме. Разумеется, моменты раз­ рядки в спектакле нередки. Весьма тут показательна сце­ на с простодушной матерью Элеоноры Мелией (Л. Соловь­ ева), принявшей «легенду» о замужестве дочери за чис­ тую монету. Наоборот, «мо­ нументально»-импозантен, строг Амилькар. Затем, прав­ да, В. Петров доказывает пос­ тулат насчет обманчивости внешнего вида месье, разво­ рачивая перед нами драму «маленького человека». В иную сторону преображается Леон-Машу. А. Скоров пос­ ледовательно, убедительно прочеркивает путь своего ге­ роя от неудачника до любим­ ца фортуны. Только вот чес­ тность, с какой он блюдет контракт, носит, оказывает­ ся, формально-педантичный оттенок. «Шлюха удача» по­ манила Машу, и месье, гото­ вый уже раскрыть перед ним настоящие дружеские объ­ ятья, оказывается с носом. Игра В. Малявской —оп­ ределенного рода плетение актерских «кружев». Она тонко воплощает и внутрен­ нюю независимость своей ге­ роини от Амилькара, к чему заданное тем представление отнюдь не располагает, и по­ рывы Элеоноры навстречу ему. Следующий пример точ­ ного попадания в образ — Н. Моргуненко-Виржиния. Это очаровательное и взбал­ мошное «дитя порока г гирует на происходящее со всей непосредственностью молодости. Как раз в силу младых еще лет Виржинии, ее неокончательной еще ис­ порченности, незащищен­ ности перед миром взрослых она столь мило, искренне бе­ рется быть единственным ча­ дом странного семейства Амилькаров. «Бенефису» с его матери­ альными, как повсюду в на­ шем искусстве, проблемами легче было бы, по логике, выпустить спектакль про бом­ жей или о стиле «черного кабинета», чем сооружать на сцене небедный интерьер квартиры Амилькара. Тем не менее художник В. Луник су­ мел проявить изобретатель­ ность. Его прямоугольные конструкции-жалюзи прида­ ют действию «стильный» ха­ рактер. В нужные моменты они приоткрываются, пока­ зывая стоящих по ту сторо­ ну персонажей, и —вновь за­ крываются. Жалюзи —слов­ но намек на воображаемую границу между заглавным и остальными героями, на двойственность и переменчи­ вость основной ситуации в мелодраме (открыто — за­ крыто, видно — не видно, появился персонаж —•и про­ пал). Наконец, об исключении — о существенном вторже­ нии режиссера в пьесу. У автора Амилькар под занавес стреляется; финита ля коме­ ди я , месяц покупного счастья закончился, настал час сведения всяческих сче­ тов, в том числе и с жизнью. В. Назаров оставляет героя в живых, да не одного, а с Элеонорой. С выстрелом — оно, понятно, получилось бы эффектнее, жестче, неотвра­ тимее. Режиссер же месье пожалел, проникся к нему сочувствием, сполна понял его — и, значит, простил. Счастье для Амилькара еще возможно. Но режиссер, по- моему, «пожалел» и зрите­ лей. Зачем для них в ходе все­ го спектакля «Бенефиса» ус­ траивать эдакую безнадегу? Пусть попривыкнут, проник­ нутся самим существом теат­ ра, а там, глядишь, и Макбе­ та можно будет вывести на сцену... Константин КЛЮТКИН. Фото Владимира ДУРНЕВА. КАЛЕЙДОСКОП УКРАИНСКИЕ СПЕЦСЛУЖБЫ ЕЛЬЦИНУ: «ТРИ ГОДА ТЫ НАМ СНИЛСЯ...» Визит в Киев Бориса Ельцина закон­ чился благополучно и в том смысле, что прошел без инцидентов. Милиционеры, стоявшие вдоль обочин, и перекрытые улицы — только видимая часть системы безопасности. В домах, возвышавшихся над маршрутами следования кортежа, ос­ мотрели чердаки и подвалы. Двери в них забили 150-миллиметровыми гвоздями и опечатали, а окна замуровали. Особен­ но рискованным считается общение вы­ сокого гостя с народом и выступление на открытой местности. А потому улицы не только подметали, но и осматривали на предмет обнаружения взрывчатки. При­ мерно за час до приезда Ельцина с по­ мощью специально обученных собак об­ следовали близлежащие кусты. Интерес­ но. что поляки, например, к приезду папы Иоанна Павла II мобилизовали 33 тыся­ чи полицейских, сотрудников госохраны и личных папских телохранителей. ЕФИМ ШИФРИН - ЧЕЛОВЕК С СИЛЬНОЙ ВОЛЕЙ «Когда-то я курил беспощадно, очень много и очень долго — двадцать два года подряд! — рассказывает Ефим Шифрин. — Причем во время премьер, трудных съемок или в других стрессовых ситуа­ циях курил практически непрерывно». Ар­ тист докурился до того, что как-то раз перед концертом у него пропал голос! И пришлось выбирать одно из двух: или сцену, или курение. О том, что артист выбрал, нам догадаться нетрудно. Инте­ ресно. что бросить курить ему помогло одно обстоятельство. Он обещал покон­ чить с этой привычкой маме, а именно в тот год ее не стало. СТУПНЯ РАССКАЖЕТ ПРАВДУ Ширина, длина, форма, эластичность и цвет ступни отражают состояние здо­ ровья особы, которая опирается на нее, а кроме того, информирует о психичес­ ких особенностях, привычках и склоннос­ тях к определенному поведению. Большие ступни выдают личность с развитым ин­ теллектом, эстетическими запросами. В плане физического здоровья у таких лю­ дей чрезмерной активностью отличают­ ся печень, желудок, почки, селезенка. Малые ступни обычно имеют люди актив­ ные. отличающиеся терпимостью, обла­ дающие хорошим сердцем, легкими и ки­ шечным трактом. Широкая ступня неред­ ко свидетельствует об эстетической ода­ ренности и склонности к метафизике. Уз­ кая ступня отличает человека, склонного к большой физической активности. ВЫБИРАЙТЕ ЖЕНИХА ПО НОСУ По носу можно выбрать и любовников, и подруг, и компаньонов, так как нос мо­ жет многое рассказать о своем хозяине. Как считают ученые-бионики, длинный нос говорит о консервативности и интел­ лектуальности, сверхдлинный — о кап­ ризно-спекулятивном характере его об­ ладателя. Костлявый нос чаще всего бы­ вает у гордых упрямцев, короткий —у лич­ ностей с дружелюбным, открытым харак­ тером. Если кончик носа висит, «как оре­ шек». — его хозяин скорее всего занима­ ет прочное положение в обществе и про­ цветает. Если нос похож на клюв орла — человек наверняка мстителен и даже одержим манией. Вздернутый, курносый нос говорит о том, что человек имеет очень свободную сексуальную жизнь и не умеет хранить тайны. ЦЫГАНКА ГАДАЛА, ЗА РУЧКУ БРАЛА Опытный хиромант, мельком взглянув на руки незнакомого человека, способен многое о нём рассказать. Загадочное пе­ ресечение линий на наших ладонях — это не для дилетантов. Но вот присмотреть­ ся к форме рук нам по силам. Хирологи считают широкую массивную ладонь с ко­ роткими пальцами примитивной и утвер­ ждают, что чем больше размеры ладони преобладают над длиной пальцев, тем сильнее в человеке звериные инстинкты и меньше способности к умственному труду. Если форма руки приближена к квадрату и пальцы также имеют прямо­ угольное завершение, это свидетельству­ ет об очень практичном, деловом складе ума человека. Как правило, такие руки до­ стаются предприимчивым бизнесменам и ортодоксальным политикам. Удлинен­ ные формы и выделяющиеся суставы — это рука философская. Их обладатели склонны к углубленным исследованиям абстрактных тем, сидят за фолиантами, мрачны и недоверчивы к миру реально­ му. Любят нервно, друзей у них мало. Самые красивые и, увы, самые «несчас­ тливые» руки — артистические. Изыскан­ ная утонченность ладони, суженные кон­ цы пальцев говорят о том, что их хозяин романтичен, деликатен и легкораним. Та­ кие люди верят в высокие чувства и од­ новременно склонны к адюльтеру. ЗЛОЙ ГЛОЙ с ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ в Москве в одной из больниц лежит мальчик из Пермской области Леня Кра­ савин, болезнь которого врачи до сих пор не могут определить. Все случилось про­ шлым летом. Мальчик гулял с родителя­ ми, и вдруг в небе появился предмет, по­ хожий на акулу. Из передней части «аку­ лы» открылся люк, и из него выпорхнуло что-то вроде облачка, которое сразу ис­ парилось. И тут же на руке мальчика родители увидели буквы: «АБД-Глой». «Письмо» из космоса исчезло через пол­ часа. Именно после этого Леня почувство­ вал себя плохо, и с каждым днем ему становилось все хуже. Мальчика помес­ тили в местную больницу, а затем вынуж­ дены были отправить в Москву. Возмож­ но, происшедшее с Леней — мистика, но появление на руке четких зафиксирован­ ных знаков — конкретное доказательст­ во случившегося. В этой связи газета на­ поминает предупреждение уфологов об опасности контактов с неопознанными летающими объектами. АиФ—Новости. бывший ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Если доживем до 11 августа 1998 года, поздравлю Бас и с 10-летним «служебным» юбилеем. Ценю культурное обхождение и учтивость! Равняюсь на Бас, рафинирован­ ного интеллигента. А то Вы все — «паркет^ ный гентеал», «кэгэбэшник», «придворный авгур»! Откуда такое пренебрежение к на­ шей с вами работе, коллега? Вы только ни­ кому не передавайте, что я Вас поздравил. Неудобно, не поймут — «камарилья вчераш­ них майоров», «звездочеты»! Кстати, а где Вы были 3-4 октября 1993 года? Гусинс­ кий, в отличие от майоров, в Лондоне. А Вы? Ну, признайтесь, я тоже никому не скажу! Оставляю все это еп1ге поив. Желаю Вам благоразумия и счастья взахлеб. Начальник Службы генерал-лейтенант А.В. Коржаков.» После этого Александр Васильевич, по его словам, сделал ксерокопии из личного дела агента «Алексеева» и вложил их тоже в конверт, присовокупил заодно и публика­ цию из «Итогов» с подчеркнутыми места­ ми, задевшими его. И, сам запечатав кон­ верт, поручил секретарю отправить его как секретную почту и вручить лично в руки Киселеву. Так и было сделано. И... Киселев под­ тверждает: да, это имело место, но квали­ фицирует присланные копии как фальсифи­ кацию. Отправив «посылочку», Коржаков стал наблюдать за реакцией своего адресата по телевизору. «Несвежий вид ведущего, — пишет он в своей книге, — меня сразу ус­ покоил — даже волосы были не столь тща­ тельно зачесаны, как всегда. Женя явно не­ рвничал: гораздо чаще, чем обычно, произ­ носил свое фирменное «э-ээ». Значит, про­ читал и все понял». Неприятности, связанные с этой исто­ рией, у Коржакова начались после того, как его уволили. То есть, уточняет он, вслед за тем, как у Ельцина случился пятый инфаркт. Экс-охранника пригласили в Генпрокурату­ ру, где Юрий Скуратов и главный военный прокурор обсудили с ним «деликатный» во­ прос. Мол, в прокуратуре был Киселев, при­ нес заявление. Он обвиняет Коржакова «в шантаже и попрании закона о государствен­ ной тайне, в том, что генерал мешает ему заниматься нормальной политической дея­ тельностью и журналистской работой». В конце было приписано, что все ксерокопии —фальшивка. Это последнее обстоятельство особенно позабавило Коржакова. Так в чем он все- таки виноват? В том, что пустил в дело фаль­ шивку? Или в том, что эта «фальшивка» нарушает государственную тайну, служит средством шантажа и т.д.? По словам гене­ рала, он стал по слогам читать двум глав­ ным юристам страны свое послание Кисе­ леву, чтобы те указали ему, где и как он прибег к шантажу или попрал журналист­ скую независимость Киселева? Ничего та­ кого они не обнаружили. Только Скуратов якобы заметил: «Александр Васильевич, раз Киселев агент, значит, вы разгласили госу­ дарственную тайну. А это — уголовно нака­ зуемое дело...» Но Коржаков возразил: мол, и это сде­ лал сам Киселев, когда обратился в Гендро- куратуру. Ведь генерал всего лишь напра­ вил личное послание Киселеву, а тот пошел к Скуратову с заявлением... Собеседники, по словам Коржакова, согласились с ним. Теперь, когда вся эта история получила огласку, открываются новые обстоятельст­ ва. В конфликт втянут не просто экс-тело­ хранитель Ельцина, а депутат Госдумы. То есть Коржакову ничего особо не грозит — парламент своих «не сдает». А без соответ­ ствующей санкции у Генпрокуратуры руки связаны. Что касается общественного мне­ ния, то оно вряд ли поставит под сомнение исключительную информированность вче­ рашнего ближайшего сподвижника и слуги Ельцина. А вот с самим Кг . м все не так про­ сто. С однс сторо! него — стопроцент­ ная гарант. 1 я, что, если сообщение Коржа­ кова соответствует действительности, то госбезопасность ни в коем случае не под­ ставит своего агента. «Это непререкаемый закон спецслужб», — признает Коржаков. По его словам, когда Генпрокуратура сде­ лала соответствующий запрос в ФСБ, ему оттуда просигналили: «Мы не имеем права давать положительный ответ. Мы знаем, что дело есть, но у нас инструкция — не отве­ чать на подобные письма положительно». Коржаков дал совет: «Вы так и напишите — согласно Закону о государственной тай­ не не имеем права дать на ваш запрос по­ ложительный ответ*. Но, утверждает Кор­ жаков, под нажимом Чубайса пришла от­ писка: дела агента Алексеева не существу­ ет. Она, собственно, устроила на тот момент и Коржакова: ведь тогда выходит, он ника­ кой гостайны не разглашал... Но, с другой стороны, сам Киселев уже признался в печати, что после службы во­ енным переводчиком в Афганистане с 1981 по 1984 год преподавал персидский язык (фарси) в Высшей школе КГБ имени Дзер­ жинского. Бывший начальник Первого глав­ ного управления КГБ СССР (внешняя раз­ ведка), генерал-лейтенант КГБ в отставке Леонид Шебаршин в журнале «Люди» (№ 2, 1997 г.) именует это учебное заведе­ ние (внимание!) — «Краснознаменным Ан- дроповским Институтом (Институтом раз­ ведки)». Можно ли было в те времена учить раз­ ведчиков, не будучи разведчиком самому? Похоже, это риторический вопрос. Ну, до­ пускали ли беспартийных читать лекции в системе политпроса или в институте мар­ ксизма-ленинизма? Хотя бы и фарси? А ведь таким лекторам не обязательно следовало иметь допуск, чтобы знать свою специфи­ ческую аудиторию в лицо... Короче, в конфликте Коржаков —Кисе­ лев точку ставить пока рано... Юрий ДЮКАРЕВ. СПОРТ РЕЗУЛЬТАТ МЕЖДУНАРОДНОГО РАНГА Команда управления спортивных соору­ жений АО «НЛМК» вернулась из Твери, где приняла участие в международных со­ ревнованиях по стрелковому пятиборью. Наряду с другими 17 командами из Шве­ ции, Швейцарии, Финляндии и других стран новолипчане выступили в трех видах соревнований, в которых раньше вообще не практиковались. Например, в стрельбе по движущейся со скоростью три метра в се­ кунду мишени (фигура кабана, косули). Дебют удался: в общем зачете команда заняла шестое место. Для стрельбы меж­ дународного ранга это очень хороший ре- зул ,тат. Юрий ПРОКОФЬЕВ. «ЗАРНИЦА» - НЕ ПРОСТО ИГРА в этом месяце в липецких оздоровитель­ ных лагерях «Прометей», «Салют», «Елоч­ ка», «Лесная сказка», «Чайка» дети не только отдыхали, но и учились. Под руко­ водством мастеров производственного обу­ чения курсов гражданской обороны В. Лок­ тева, Н. Твердохлебова, Ю. Бучко и дру­ гих приобретали навыки действий в чрез­ вычайных ситуациях. Участвовали ребята и в игре «Зарница» — ориентировались на местности, преодолевали в противогазах «за­ раженную» зону, оказывали первую меди­ цинскую помощь при «ушибах», «перело­ мах», тушили «пожары», делали искус­ ственное дыхание «пострадавшим». Полученные навыки и знания пригодят­ ся ребятам, как пригодились добринскому восьмикласснику Саше Зайцеву, спасшему тонущего двухлетнего ребенка и сделавше­ му ему искусственное дыхание до приезда медиков. Владимир МИХАЙЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz