Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

7Щ И И Е1ДК А Я •/ М г а з е т а июля 1997 г., N8142 ЭКСКЛЮЗИВ- в БИЗНЕСЕ, КАК НА ВЕЛОСИПЕДЕ: ЕСЛИ НЕ ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД, УПАДЕШЬ 23 июля будет отмечаться пятилетие Липецкой торгово-промышленной палаты. Накануне этого события корреспондент агентства «Липецк-Инфо- центр» встретился с президентом Липецкой ТПП Лилией Погудиной. — Пять лет —юбилей до­ статочно скромный, но несо­ мненно, что у вашей органи­ зации уже есть своя истсшия. —В 1989 году на базе оюро товарных экспертиз был создан Липецкий филиал Центрально­ черноземной ТПП, в которую тогда входили всего пять пред­ приятий. Спустя три года была образована Липецкая палата, мы вышли в самостоятельное плавание и сегодня объединя­ ем уже свыше 100 предприятий, организаций и фирм. И такое динамичное развитие не случай­ но: процессы децентрализации экономики, переход к рыночной организации хозяйства невоз­ можны без соответст^ю- щей инфраструктуры биз­ неса, одним из важных элементов которой явля­ ются торгово-промыш­ ленные палаты. — Говорят, что в бизнесе —как на вело­ сипеде: либо вы еде­ те, либо падаете. —Мы вместе с пред­ принимателями стараем­ ся постоянно двигаться вперед. Генеральное на­ правление —содействие развитию цивилизован­ ных рыночных отношений в регионе. Его определя­ ют тенденции развития российского бизнеса: мы внимательно следим за проблемами предприятий и в рамках своих полномочий ста­ раемся им помогать. При этом используем возможности всей системы ТПП России, которая со­ стоит из более чем ста регио­ нальных, десятка смешанных па­ лат и двадцати зарубежных пред­ ставительств. В рамках этой сис­ темы существует единое инфор­ мационное пространство—элек­ тронные сети российского дело­ вого сотрудничества, регулярно проводятся различные обучаю­ щие мероприятия, региональные палаты получают аналитические материалы по различным аспек­ там бизнеса. К тому же мы пос­ тоянно повышаем квалификацию своих экспертов, осваиваем но­ вые виды услуг, а при необходи­ мости —привлекаем высококва­ лифицированных специалистов со стороны. —как вы относитесь к точ­ ке зрения, что нынешний эко­ номический кризис во многом порожден неумением, а то и нежеланием конкретных руко­ водителей идти в ногу со вре­ менем? — Полностью ее разделяю. Российская экономика столь до­ лго развивалась в отличных от рынка условиях, до сих пор за­ частую столь не приспособлена к современным реалиям, что, скажем, применение элементар­ ных цивилизованных приемов маркетинга приносит просто фантастические результаты. Мы можем научить главному: расхо­ довать деньги максимально эф­ фективно, не выбрасывая их без счета, будьте всевозможные на­ логи, реклама или судебные из­ держки. Тем руководителям и специалистам, которые осозна­ ют нехватку специального «ры­ ночного» образования, мы можем предложить кур^сы без отрыва от производства, причем, здесь они получат не только юридические, экономические и психологичес­ кие знания, но и приобретут прак­ тические навыки в процессе раз­ личных тренингов. Кроме того, мы организуем обучение в сто­ личных вузах, стажировки на за­ рубежных предприятиях, которые уже прошли десятки липецких специалистов. — Какие из ваших услуг пользуются наибольшим спросом у предпринимате­ лей? —Сегодня грамотная оценка основных фондов предприятия позволяет правильно определить налогооблагаемую базу—и наши оценщики буквально завалены работой. К традиционным полно­ мочиям палаты относится выда­ ча сертификатов происхождения — этот документ дает право по­ лучения таможенных льгот поку­ пателям продукции липецких производителен. Если предпри­ ятие заранее позаботится о том, чтобы его оформить, то сущес­ твенно поможет своим партнерам пройти таможенные барьеры. По­ добная «культура обслуживания» весьма важна для налаживания взаимовыгодных отношений, ведь постоянный покупатель — это гарантированный сбыт. Поль­ зуются популярностью проводи­ мые нами ежемесячные семина­ ры по налогообложению для бух­ галтеров предприятий, немало работы и у отдела переводов, ибо сегодня любая импортная про­ дукция должна быть снабжена ин­ формацией на русском языке. —Торгово-промышленная палата — структура негосу­ дарственная, вместе с тем в ее задачи входит защита ин­ тересов предпринимательст­ ва перед органами власти. Как складываются ваши вза­ имоотношения с властными структурами? —В отношениях с властью мы прошли непростой путь от снис­ ходительного любопытства к нам до разработки совместных про­ ектов поддержки малого бизне­ са, проведения совместных семи­ наров, деловых встреч и так да­ лее. Мы участвуем в процессе за­ конотворчества: так, совсем не­ давно принят областной закон об упрощенной системе налогооб­ ложения, в котором учтены наши поправки. Сейчас мы постоянно контактируем с областной адми­ нистрацией, налоговой инспек­ цией, липецкой таможней. Цент­ ром стандартизации и метроло­ гии, судебными органами —все­ ми, с кем сталкиваются в своей деятельности предприниматели. В спорные вопросы мы всегда стараемся внести идею прими­ рения и компромисса, так как это единственный эффективный путь выхода из конфликтных си­ туаций. — Лилия Даниловна, в заключение расскажите о том, как Липецкая ТПП пред­ ставляет интересы регио­ нального бизнеса на внут­ реннем и внешнем рынках, и о ваших планах на пер­ спективу. —Укрепление международ; ных и межрегиональных связей является одним из приоритет­ ных направлений нашей дея­ тельности. За последние годы подписаны соглашения о со­ трудничестве с ТПП Белорус­ сии, Литвы, Турции, Словаки1^ Польши, ассоциацией ТПП Египта, налажен информацион­ ный обмен с региональными российскими палатами. Мы по­ лучаем разнообразную коммер­ ческую информацию со всех континентов и, соответственно, повсеместно распространяем данные о Липецкой области, ее экономическом потенциале. Не так давно у нас появилась своя страничка в компьютерной сети «Интернет», где мы размести­ ли инвестиционные предложе­ ния липецких предприятий. Относительно планов на бу- ЭЦК) годы, Пприоритетными направ­ лениями нашей деятельности по-прежнему останься поддер­ жка малого предприниматель­ ства, содействие развитию предприятий-товаропроизводи- телей, развитие международ­ ных связей, совершенствование инфраструктуры бизнеса. («Липецк-Инфоцентр» — специально для «Липецкой газеты»). с ЧЕГО НА ЧА ТВ РЕКЛА И Н А Я ПА УЗА ( РЕКЛАМНЫМЩИТОМ ИЛИНАЩИТЕ Приезжая после столицы в наш милый городок, поражаешься его провинциальной неиспорченности приметами цивилизации. Если конкретнее, то речь пойдет о пресловутых рекламных щитах, заполонив­ ших подъездные дороги к Москве и ее улицы. Да тот же ближайший областной центр Воронеж выгля- I дит совсем иначе: стеклянные остановки с рекла­ мой, щиты размером с десятиэтажный дом. Почему же Липецк отстал? Его наружная реклама пока на­ ходится, пожалуй, в эмбриональном состоянии. И дело не только в эстетической ценности. Посмот- : рим на ситуацию с позиции наших предприятий и фирм, нуждающихся в продаже товаров, С этим вопросом я обратился в профессиональ­ ные рекламные агентства, готовые выполнить эту работу. Их у нас, по-моему, больше, чем заказчи­ ков. Оказывается, причин холодности к подобной разновидности рекламы очень много. Во-первых, в целом наши фирмы и предприятия поставлены в более жесткие условия, чем западные. Существует 5-процентный налог на рекламу. К тому же тратить на нее более 2 процентов от прибыли весьма не выгодно, начинаются различные накрутки. Что про­ исходит? Вы еще не продали товар, а вас уже обло- [ жили податями. Сэкономили на рекламе — не про- ! дали товар. Значит, и прибыли нет, государство не I получит других налогов. Вторая причина касается только наружной рек- I ламы. Масса согласований в ГАИ, управлении архи- I тектуры и прочих инстанциях явно превосходит же- ; лание рекламодателей тратить время на эти хлопо- ; ты. Небольщие и средние фирмы к тому же счита- I ют, и не без оснований, что дорогостоящий реклам­ ный щит может вызвать рост расценок доброволь­ но-принудительной охраны. Бандиты, мол, рассудят однозначно: есть деньги на наружную рекламу — значит нужно делиться. Поэтому на нащих улицах вы увидите рекламу только солидных банков и фирм, способных защитить себя. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и нашу провинциальную заторможенность. По моим наблю­ дениям, в Липецк все новое приходит с опозданием на пару лет. Скажем, разукрашенные рекламой трам­ ваи уже давно колесили по улицам того же Вороне­ жа. У нас же только стали появляться. Нравится реклама кому-то или нет, но ясно одно: в современном мире бизнес без нее не воз­ можен. Конечно, у русских собственное отношение даже к ней. Мы были воспитаны на том, что хоро­ шую вещь рекламировать не будут, ее и так не до­ станешь. Сегодня можно купить все, гораздо слож­ нее продать даже качественный товар. Выигрыва­ ет тот, кто умеет это делать. Например, господин ■■Довгань», который размещает заказы на предпри­ ятиях, которые до этого затаривались продукцией. Но он умеет продавать. Чем плоха, скажем, елец­ кая водка? Но подать свой товар ельчане явно не могут. Не в этом ли причина того, что завод про­ стаивает. По пальцам можно перечислить крупные липецкие предприятия и фирмы, в штатах которых есть профессиональные журналисты, способные на­ писать грамотный рекламный текст. Впрочем, вернемся к нашим ■■баранам», то бишь рекламным щитам. Мы рещили составить рейтинг Липецка. Третье место, на наш взгляд, заняла внеш­ няя реклама фирмы ■■Парсек», которая взяла коли­ чеством. На втором — магазин ■■Янтарь», украсив­ ший площадь рядом с Центральным рынком огром­ ным телевизором ■■Сони». Наконец, лидером сезо­ на стало АО ■■НЛМК», установивщее в нескольких местах часы с движущимися ■■картинками», что име­ ет и практическую пользу для липчан. А вот ■■почет­ ное» последнее место отдадим рекламе страховой компании ■■Ковчег», что на торце здания управле­ ния здравоохранения (напротив ЦУМа). Этот щит не обновлялся, наверное, лет пять, да и о самой фирме уже давно ничего не слышно. Напоследок — поучительная история. Фирма ■■Пепси-кола» пришла в Россию лет двадцать назад. ■■Кока-кола» лишь недавно и уже обошла свою из­ вечную конкурентку. И дело не в том, что по вкусу один напиток лучше другого. А в чем же? Конечно, в умелой рекламной кампании. Может быть, когда- нибудь таким образом Елецкий ликероводочный победит фирму ■■Довгань» или даже ■■Смирнофф». Ведь реклама — двигатель торговли. Правда, рабо­ тает этот движок исключительно на деньгах. Но это тот случай, когда вкладываешь рубль, получаешь — два. А поскупишься — и останешься ни с чем. чя няпопнпе тело «ВАЛЕНТИНА» - МЕЧТА о ЖЕНСКОМ РАЕ Спросите мужчину, что он больше всего ценит в ж енщ ин е . Конечно , он ответит — д уш у . И при этом посмотрит на ноги. А если «зубки жемчуг , и губки коралл» , то устоять сможет только полный слепец . Впрочем , шутки в сторону, ведь речь идет о д ел е серьезном — о ж ен с ко й красоте, которая, к а к и з ­ вестно, страшная сила . Что ж е способно п р евр а ­ тить Золуш ку в прекрасную принцессу? Нет, н е во ­ лш ебн ая палочка , а косметический салон . Одна из первых «фей» этого сложного искусства н а л и п ец ­ кой з ем л е В. Кунина . Она и поведала мне историю н аш ей местной косметологии. — Ядавно иду к своей мечте, — говорит Валентина Михайлов­ на. —Этого хотела бы, наверное, каждая женщина: создать свой маленький рай, где можно отдох­ нуть, расслабиться, почувство­ вать себя королевой. Только одни создают такую обстановку дома. а я всегда думала сделать это делом жизни. Получив медицинское образование, Кунина еще в семидесятых годах за­ кончила курсы при НИИ косметологии в Москве. Потом ездила еще три раза, изучала все нов­ шества. Тогда же в Ли­ пецке был открыт первый косметический кабинет, где она и начала рабо­ тать. Времена, когда иде­ алом женщины была оде­ тая в серые тона, не вы­ деляющаяся из толпы работница, проходили. Дамы вспомнили, что они дамы, а не только ударницы тру­ да и универсалы кухни и стирки. Да и экология стала влиять на состояние кожи и здоровье не лучшим образом. —Многому я научилась у ли­ пецкой первооткрывательницы этой профессии Сапожниковой, которой очень благодарна, — вспоминает Валентина Михай­ ловна: —Наш кабинет просущес­ твовал не более пяти лет. Потом переехали в новый Салон красо­ ты на Зегеля. К сожалению, всю нащу работу передали службе быта, которая сделал ставку на декоративные услуги. Я же счи­ таю, что косметология —прежде всего направление медицины, требующее индивидуального подхода. Из сказанного понятно, поче­ му Валентина Михайловна пере- щла из салона в областную боль­ ницу, Но продолжала ждать и ве­ рить, что ее мечта сбудется. И как только появилась возможность заняться индивидуально-трудо­ вой деятельностью, она открыла косметический салон ■■Валенти­ на». Главной проблемой были средства на покупку оборудова­ ния — ну, какие деньги у россий­ ского медика? В аренду были взяты крохотное помещение, ку­ шетка и простейший инструмент. Для этого продала всю мебель в доме. Чтобы приобрести тумбоч­ ку под кассовый аппарат, при­ шлось расстаться со стенкой. И, конечно, долги, долги, долги, с которыми до сих пор не удается расплатиться. Свое дело в нача­ ле требует средств более значи­ тельных, чем удается заработать. А если остановиться в этой веч­ ной гонке за приобретением со­ временного оборудования,то не выдержишь конкуренции. Так постепенно собирались престиж­ ные аппараты. Дело у Куниных —семейное, дочь Татьяна закончила школу известной испанской космети­ ческой фирмы ■■Леди Анна», по­ лучила четыре диплома междуна­ родного образца по различным направлениям. И это тоже стои­ ло больших денег. А тут еще уда­ лось взять в аренду помещение в здании отеля ■■Металлург». Ре­ монт женщины делали своими си­ лами, сами разработали интерь­ ер — у Татьяны художественное образование. Как человека, далекого от тонкостей косметологии, меня прежде всего приятно удивила комфортная обстановка: тонкие ароматы духов, убаюкивающая музыка, ласкающий глаз интерь­ ер в светлых тонах с большим ко­ личеством цветов. Да, здесь и без процедур можно вылечиться. — Да, мы стремимся, чтобы наш кабинет стал своеобразным клубом, где врачует сама обста­ новка, —подтвердила Валентина Михайловна. — Не меньше, чем в косметических услугах, люди в наше время нуждаются в прият­ ном общении, понимании и до­ бром совете. Кстати, комфорт умеют ценить иностранцы. На­ пример, итальянцы обязательно заказывают кофе из ресторана прямо сюда. Я надеюсь, что ког­ да-нибудь у меня или хотя бы у дочери будет небольшой, но свой салон. Или вернее клуб красоты и здоровья, где комфорт будет на уровне. Мне тоже хочется, чтобы меч­ та Валентины Михайловны сбы­ лась. Во-первых, потому, что у нас эта сфера услуг так не раз­ вита. Наши бизнесмены предпо­ читают делать деньги на спеку­ лятивных операциях. Желающих обслуживать земляков пока не­ много. Во-вторых, столько труда вкладывает эта женщина в люби­ мое дело, не получая пока ниче­ го взамен! Разбогатеть не уда­ лось, а работать приходится в две смены в прямом смысле слова. Дело в том, что Кунину, как опыт­ ного специалиста, пригласили подготовить к открытию косме­ тический центр при управлении здравоохранения. И она не смог­ ла отказать в помощи будущим конкурентам. Поэтому с утра — на службу, а вторая половина дня до полуночи посвящена своему детищу. Да по ночам еще отве­ чает на письма. Какие? Вот не­ давно женщина из Воловского района прислала слезное посла­ ние: большой косметический не­ достаток, что делать? Настоящая беда у человека, надо помочь. О свободном времени и думать не­ чего. В отпуске моя собеседни­ ца не была все пять лет, зато пу­ тешествует по странам благода­ ря рассказам клиентов. Такое вот нелегкое свое дело. И последнее: как хочется, чтобы все женщины могли уде­ лить внимание своей внешности, стать еще привлекательнее. Мы с фотографом только подиви­ лись, каких высот достигла ме­ дицина в этой области. Тут вам и ри ск уй и пей ШАМПАНСКОЕ? Почти все мы попали в рыночное варево, как кур во щи. Многие даже помогли себя «ощипать» государству и различным «а-атличным компаниям». По этому пово­ ду можно долго проклинать судьбу, время перемен и ре­ форматоров. Но много ли в этом проку? Не лучше ли постараться овладеть меха­ низмами этих самых рыноч­ ных отношений. В последнее время ко мне часто обращаются на улице достаточно молодые и здоро­ вые мужчины и даже жен­ щины с просьбой: дай тыся­ чу, на хлеб не хватает. По­ чему-то попрошайничать у нас стало незазорно. И в то же время в Липецке вы не найдете ни одного чистиль­ щика обуви. Дело-то самое простое, не требующее пер­ воначального капитала. Но наш менталитет сегодня та­ ков, что тысячу легче по­ просить, чем «унижать свое человеческое достоинство», обслуживая другого. Хотя как раз это-то и не унизи­ тельно. По моим наблюдениям, именно сфера обслуживания в малом Ш 1 знесе остается ва­ кантный. Торгуют, челно- чат, перепродают сегодня многие. А, скажем, летние уличные кафе в Липецке до нынешнего года практиче­ ски отсутствовали. И вдруг они «выросли», как грибы в этом сезоне, буквально во всех бойких местах. И жела­ ющих скоротать в них вре­ мя хватает. В этом году поя­ вилось много небольших час­ тных парикмахерских — на два-три кресла, косметичес­ кие салоны, тренажерные залы и сауны. Во всем мире именно на обслуживании людей, развлечениях, оздо­ ровлении и отдыхе делают­ ся большие деньги. Почему «новые русские» сегодня готовы заплатить огромные деньги за сафари в Африке? Конечно, экзоти­ ка. Но ведь и в наших кра­ сивейших местах можно ор­ ганизовать охоту в лучших русских традициях — на ло­ шадях, с борзыми собаками и т.д. Конечно, дело не в фор­ мах предпринимательства. Все они по-своему перспек­ тивны. С чего же начать? Согласен, государство оказы­ вает пока явно недостаточ­ ную помощь малому бизне­ су, но он существует, о чем порою даже не догадывают­ ся. Так, недавно утвержде­ на программа поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 1997- 2000 годы. Но сначала вкратце о дис­ позиции сил на предприни­ мательском «фронте». В об­ ласти насчитывается 7500 малых предприятий, на ко­ торых с учетом вторичной занятости работают 100 ты­ сяч человек. 28 тысяч чело­ век занимаются предприни­ мательством без образования юридического лица. А сколь­ ко неучтенных «теневых* бизнесменов. Кстати, среди «индивидуалов» лишь 0,5 процента занимаются пос­ реднической деятельностью, 2,9 процента производством. Зато торговлей, бытовым и коммунальным обслужива­ нием более 90 процентов. В нашем обществе про- ^ изошли необратимые карди­ нальные изменения. Треть населения так или иначе свя­ зана с предпринимательст­ вом. За все годы реформ фак­ тически только малый биз­ нес был единственным рас­ тущим сектором экономики, обеспечивающим новыми рабочими местами. Причем можно привести немало примеров , когда «подняться» начинающим бизнесменам помог област­ ной фонд поддержки пред­ принимательства и инвести­ ций. С его помощью реали­ зовано 30 проектов, в про­ шлом году на эти нужды было направлено 8 миллиар­ дов рублей. Немалые суммы выделили областной фонд за­ нятости, федеральный фонд поддержки предпринима­ тельства. Уже в этом году по 500 миллионов получили ЗАО «Литоп» на организа­ цию производства хлебобу­ лочных и колбасных изде­ лий, а АОЗТ «Елецкая пуш­ нина» — на расширение зве­ роводческой фермы. Кредит в 450 миллионов вы д ел ^ ^ ^ ЗАО «Прогресс-Л» на п е р Я ^ работку свинцового лома. Подписано семистороннее соглашение о сотрудничест­ ве по развитию малого пред­ принимательства, созданы общественный комитет, со­ циально-деловой центр. Сло- ^ вом, появилось столько ор­ ганизаций, что можно толь­ ко позавидовать. Еще большие возможнос­ ти открывает новая програм­ ма. В ней предусмотрены расширение финансовой под­ держки, льготное кредитова­ ние проектов, формирование лизингового фонда, оказание информационно-правовой поддержки, совершенствова­ ние законодательной базы. Предполагается открыть в Липецке учебно-деловой центр морозовского проекта, бизнес-инкубатор. Уже в этом году только на подпрог- рамму финансово-кредитной^В поддержки будет выделено 30 миллиардов рублей. Раз­ личные фирмы представили 36 инвестиционных проек­ тов. Среди них немало круп­ ных, сумма кредита которых составляют 10 миллиардов рублей. Конечно, нужно все тща­ тельно просчитать и быть абсолютно уверенным в сво­ их силах и успехе начатого дела. Но главное — шанс стать преуспевающим биз­ несменом сегодня есть поч­ ти у каждого, кто полон энергии, сил и желания ра­ ботать. Как знать, может, и у вас есть предприниматель­ ские таланты. Ваши предло­ жения и проекты готовы рас­ смотреть в центре экономи­ ческих реформ управления экономики при администра­ ции области. Стоит рис ­ кнуть, и, возможно, будет повод выпить шампанского за удачу в деле. Своем деле. мультилифтинг для глубокого пи­ тания лица, и микропиллинг — отшелушивание отмирающих клеток кожи, ее шлифовка и по­ лировка, и брассаж, и лифтодер- мия, и многое другое. Надеюсь, женщины поймут, о чем идет речь. Или вот, скажем, современ­ ный метод перманентного маки­ яжа — косметика для деловых женщин. Одноразовыми иглами придается рельеф и цвет губам, очертания бровям. Одно слово: таутаж! Гарантия — пять лет вы­ глядите ярко и эффектно, и ни­ какой косметики. А, может быть, вас не устраивает, как бы это сказать, лищняя растительность на ногах? Нет проблем! Электро­ эпиляция избавит от этой непри­ ятности на всю жизнь. Впрочем, пусть эти секреты останутся меж­ ду вами, девочками. Забота муж­ чины — оценивать гармонию и красоту, не разлагая ее на со­ ставные части, и уж тем более не вникая в ■■секреты» косметики. Хотя... в последнее время и муж­ чины стали ■■баловаться» косме­ тическими процедурами. Конеч­ но, это удовольствие доступно не всем, хотя цены на порядок ниже московских. Известная в мире испанская фирма ■■Жермен де Капучино», узнав о существовании ■■Вален­ тины» и уровне ее работы, реши­ ла провести здесь презентацию своей продукции. Это признание, так сказать, на профессиональ­ ном мировом уровне. Но главное для Валентины Михайловны — благодарные улыбки ее клиентов, ради которых она и взвалила на себя нелегкую ношу. На сним ке : Татьяна Кунина — когда работа в радость. Фото Ал ексея ЩУРОВА . РЫНОК и л и БАЗА Р? ТОРГОВАЛИСЬ- ВЕСЕЛИЛИСЬ, ВЫШЛОСОЛНЦЕ- «ОТРУБИЛИСЬ». Липецк — город особый. Почему? Потому что у нас есть «Петровский рынок» с его неповторимым «лицом». Посещение его оставляет массу впечатлений. Во-первых, до него еще надо добраться, заплатив за маршрутку. А ведь еще и вход платный. Тысяча — деньги небольшие. Но ведь посещает рынок в иные дни чуть ли не полгоро­ да! Сумма набегает весьма приличная. И клиент вправе рассчитывать на определенный уровень услуг. Кстати, рынки ближайших областных центров удобно располо­ жены, оборудованы, некоторые даже под крышей. Но плата там с покупателей не берется. Причина, видимо, в конкуренции. В Липецке же до последнего времени (да по большому счету и сейчас) «Петровский» держал мо­ нополию. И что хорошего это дало? В очередной раз я побывал на «Петровском» в жар­ кий душный день. Толпа была столь плотной, что не хватало воздуха. И вот, когда солнце стояло в зените, женщины со слабым здоровьем стали падать, как пере­ спевшие плоды. На рынке нет своего медпункта. Прихо­ дится вызывать «Скорую». Пока приедет, как рассказы­ вают врачи, больной нередко успевает оклематься и ис­ чезнуть. Но ведь может случиться и серьезный сердеч­ ный приступ. Но и у абсолютно здорового человека после хожде­ ния по рядам голова начинает кружиться. А ряды сплошь заполнены дешевым ширпотребом, произведенным, ви­ димо, в одном турецком кооперативе. Оригинальную фир­ менную вещь здесь найдешь нечасто. Впрочем, вам пред­ ложат и туфли «Саламандра» по 120 тысяч рублей, и костюмы «Адидас» по еще более смехотворной цене. Немцы были бы поражены такой дешевизной. Но даже сами продавцы не скрывают, что товар левый, из треть­ их стран. Что еще запомнилось? В воздухе смрад от шащлыч- ных. Реклама из репродуктора о продаже видеокассет с крутыми боевиками и лечении энуреза зачитывалась глу­ хим голосом человека, мечтающего об облегчении. Я пос­ пешил в то самое место, где, извините, облегчаются. Объ­ ект система «М» и «Ж» оставил впечатления, что де литься ими даже не хочется. По пути домой я наслаждался вновь обретенной сво­ бодой передвижения и размышлял о том, почему бы в Липецке не открыть еще один рынок в пустующих це­ хах, скажем, станкозавода. И посетителем было бы удоб­ но — центр города, крыша над головой, можно даже поставить примерочные кабины. И заводу выгодно: пой дут деньги за аренду. Кстати, в соседнем областном цен­ тре так и сделали. Между прочим, именно там я и поку­ паю вещи, поскольку цены ниже и выбор богаче. Мо­ жет, и Липецку хватит числиться особым городом? Не спорю, что «Петровский» — это окно в рынок. Но если прорубить побольше таких окон, то всем станет светлее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz