Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
1 Ш " И 1 1 Е 1 Д К А Я • ^ ж г а з е т а 18 июля г., №138-139 (1452-1453) ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Глава I. Общие положения Статья 1. Защита растений в Липецкой области 1. Под защитой растений понимается осуществление комплекса научно обоснованнь 1 х агротехнических, мологических и хими ческих мероприятий, направленных на предупреждение и борь бу с вредными объектами, вызывающими угнетение, поврежде ние сельскохозяйственных культур и порчу сельхозпродукции; вредителями (жуками, бабочками, тлей, саранчой, клеща ми, нематодами, червями, слизнями, грызунами); болезнями (грибными, бактериальными, вирусными); сорной растительностью и другими вредными орггшизмами, наносящими урон посевам и посадкам в открытом и закрытом грунтах, окультуренным угодьям (лугам, лесополосам и т.п.), используемых в хозяйственных целях. 2. Защита растений достигается: реализацией государственных целевых программ предупреж дения и ликвидации карантинных и особо опасных вредных объ ектов и осуществлением зональных интегрированных систем за щиты растений, направленных на предотвращение массового размножения и распространения вредителей, болезней и сорня ков и предупреждение потерь урожая при соблюдении экологи ческих нормативов охраны почв, водных ресурсов и атмосферы от загрязнения; осущ^твлением государственной политики по подготовке спе циалистов по защите растений, производству биологических и химических средств и организации научных исследований в об ласти защиты растений; соблюдением всеми государственными органами и обществен ными организациями, учреждениями, предприятиями, фермер скими хозяйствами и иными хозяйствующими субъектами, неза висимо от их подчиненности и форм собственности, должностны ми лицами и гражданами-землепользователями законодательст ва по защите растений. 3. Защита растений организовывается государственной служ бой защиты растений и осуществляется во взаимодействии с ве домственной, производственной службами и специалистами, за нимающимися вопросами защиты растений от вредных организ мов, государственной инспекцией по карантину растении по об ласти и согласовывается с государственными службами по охра не земель и окружащей природной среды, органом государствен ного санэпиднадзора области. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем за коне Вредный объект —организм, отрицательно действующий на растения или посев. Пестициды ■—химические вещества, используемые для борь бы с вредными организмами, повреждающими растения, вызы вающими порчу сельскохозяйственной продукции, материалов, изделий, а также для борьбы с паразитами-переносчиками забо леваний человека. Регламент —ограничение для каждого препарата, обеспечи вающее эффективное и безопасное его применение. Стандарт —норма установления единых требований, предъ являемых к сырью, материалам, готовой продукции и оформле ния документов. Сертификат на продукцию —документ, удостоверяющий со стояние продукции растительного происхождения в соответствии с ГОСТом. Сертификат на технику —документ, удостоверяющий состо яние техники в соответствии с ГОСТом. Токсикология —наука о ядах и их действии на организм. Статья 3. Законодательство области по защите растений 1. Законодательство области по защите растении состоит из настоящего закона и издаваемых в соответствии с ним норматив ных правовых актов органов местного самоуправления в преде лах их компетенции. 2. Законодательство по защите растений области регулирует отношения в области защиты растений между районами, землев ладельцами и землепользователями и устанавливает единую сис тему, общие правовые, экономические и организационные осно вы защиты растений в интересах предупреждения массового рас пространения вредных объектов, сохранения урожая и получе ния экологически чистой растениеводческой продукции. Статья 4. Полномочия области по вопросам защиты растений В компетенцию органов государственной власти области и соответствующих органов управления государственной службой защиты растений входит: формирование и проведение на территории области единой государственной политики в области защиты растений; разработка, утверждение и контроль за реализацией регио нальных программ по предупреждению и ликвидации карантин ных и особо опасных (по установленному перечню) вредных объ ектов и проведению научных исследований по проблемам защи ты растений и охране почв от загрязнения; финансирование за счет федерального, областного и местных бюджетов работ по своевременному выявлению и ликвидации очагов карантинных и особо опасных вредителей, болезней рас тений и сорняков (по установленному перечню); обеспечение рациональной организации и эффективной дея тельности государственной службы защиты растений; осуществление государственной сертификации отечественных и импортных препаратов и технических средств, предназначен ных для защиты растений; сотрудничество с международными организациями, зарубеж ными государствами по вопросам защиты растений; координгщия деятельности землевладельцев и землепользо вателей по проведению комплекса мер по защите растений. Глава II. Государственная служба защиты растений Статья 5. Организация государственной службы защиты рас тений 1. Задачей государственной службы защиты растений облас ти является: осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства по защите растений на всей территории облас- ти; организация систематических обследований сельскохозяй ственных культур и угодий для определения их фитосанитарного состояния, сроков и методов проведения борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; разработка долгосрочных и краткосрочных прогнозов появ ления вредителей, болезней и сорняков для обоснования защит ных мероприятий против вредных объектов; внедрение комплексных систем по защите растений от вред ных объектов с учетом экологической обстановки; осуществление государственного контроля за своевременным Постановление тридцать пятого заседания Липецкого областного Собрания депутатов № 1036-пс от 01 .07 .97 г. о П Р О Е К Т Е О Б Л А С Т Н О Г О З А К О Н А «О З АЩ И Т Е Р А С Т ЕН И Й В Л И П ЕЦ К О Й ОБЛАСТИ» Рассмотрев проект областного закона «О з а щите растений в Л ипец кой области», представ ленный администрацией области, предложения по нем у комитета по вопросам агропромышленного комплекса , земельны х отношений и экологии о б ластного Собрания депутатов и руководствуясь п. 2 ст. 3 0 Устава области, областное Собрание д е путатов ПОСТАНОВЛЯЕТ; 1. Принять областной за кон «О защите расте ний в Л ипец кой области». 2. Направить указанный областной за кон гла ве администрации области д л я подписания и о б народования . 3. Настоящее постановление вступает в си л у со д н я его подписания . Председатель областного Собрания депутатов О. КОРОЛЕВ и качественным проведением защитных мероприятии всеми зем лепользователями и соблюдением ими установленных регламен тов применения пестицидов и биопрепаратов, а также правил их хранения; транспортировки и соблюдения техники безопасности при работе с ними; обеспечения контроля за качеством растениеводческой про дукции, выращенной сельхозпроизводителями всех форм собствен ности, на содержание пестицидов, нитратов, тяжелых металлов, белка, микотоксинов и радионуклидов; определение потребности пестицидов, биопрепаратов и дру гих средств защиты; планирование и распределение средств защиты растений в соответствии с фитосанитарной обстановкой по районам области, создание резерва пестицидов для ликвидации массового распрос транения вредителей, болезней, сорняков; оказание платных услуг отечественным, зарубежным объеди нениям, ассоциациям, фирмам, землепользователям всех форм собственности и частным лицам, а также обеспечение садоводов, огородников и фермеров химическими и биологическими препа ратами в мелкой расфасовке и другое. 2. В систему государственной службы защиты растений об ласти входят: областная станция защиты растений со специали зированными лабораториями (диагностики и прогнозов появле ния и развития вредителей и болезней, биологических методов защиты растений, контрольно-токсикологическими); районные станции защиты растений с пунктами сигнализа ции и Щ)ОГНОЗОВ. 3. Начальник областной станции защиты растений одновре менно ПО должности является главным государственным инспек тором по защите растений области, а его заместители —замести телями главного государственного инспектора по ЗЕнците расте ний области. Начальник районной станции защиты растений одновремен но по должности является государственным инспектором по за щите растений района. 4. На должность начальника областной станции защиты рас тений —главного государственного инспектора по защите расте ний области и его заместителей, начальников районных станций защиты растений, заведующих лабораториями, главных и стар ших специалистов и других руководящих работников структур ных подразделений назначаются лица с высшим специальным образованием, имеющие практический опыт работы по защите растений не менее трех лет. Начальник областной станции защиты растений — главный государственный инспектор по защите растений области назна чается и освобождается от должности Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с управлени ем сельского хозяйства администрации области. 5. Финансирование и материально-техническое обеспечение государственной службы защиты растений области осуществля ется за счет федерального бюджета и других источников финан сирования, определяемых Правительством Российской Федера ции и администрацией области. Статья 6. Взаимодействие государственной службы защиты растений с другими органами управления области Государственная служба защиты растений области в своей деятельности по вопросам защиты растений, токсикологии пес тицидов, биологических и других средств, охране окружающей среды взаимодействует с центром госсанэпиднадзора в Липецкой области, областным комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов, государственными службами по карантину растений и ветеринарии, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, упргшлением лесами, научными учреждения ми области. Глава III. Государственный надзор по защите растений Статья 7. Государственный надзор по защите растений 1. Государственный надзор по защите растений — деятель ность органов управления и учреждений государственной служ бы защиты растений, направляемая на предупреждение массово го размножения и распространения вредителей, болезней расте ний и сорняков и организацию своевременных мероприятий по защите урожая, обнаружению и пресечению нарушения законо дательства Российской Федерации и области по защите растений и охране окружающей природной среды. Государственный надзор по защите растений включает: выявление и установление причин и условий появления и распространения массовых вредных объектов и негативных пос ледствий борьбы с ними; разработку рекомендаций, обязательных для исполнения при возделывании сельскохозяйственных культур всеми хозяйствую щими субъектами; осуществление контроля за проведением организационно-хо зяйственных, агротехнических, биологических и химических мер, соблюдением регламентов применения, хранения и транспорти ровки средств защиты растений землевладельцами и землеполь зователями; организацию проведения мониторинга пашни на содержание остаточных количеств средств защиты растений; пресечение нарушений правил по защите растений и привле чение лиц, их совершивших, к ответственности в установленном законодательством порядке. И синицу УПУС1ИЛИ, и КАЗНУ ОПУСТОШИЛИ кончание. Начало на 1-й стр.) Можно до хрипоты кос- рить неуклюжие реформы непонятно на кого работа- дие законы, но почему-то тех же рыночных услови- ; куряне залили Елец сво- (I пивом, елецкая водка льше границ города не |Одвигается и, несмотря на нкурентоспособность, сда- позиции привозной. Чем же объяснить такой юномен»? Даже не иску- шному в экономике чело- ку статистика деятельнос- АО «Елецкое пиво» ска та бы многое: можно бы дать ниже, да некуда. Кол- ктив доработался до того, э двухмесячную програм- семилетней давности те- рь выполняет аж за год. некоторым видам безал- гольной продукции сниже- е объемов производства евысило 80 процентов, еди торская задолж ен - ;ть в несколько раз превы- ет дебиторскую , сотни ллионов рублей не возвра- ны в бюджеты и фонды X уровней. Однако при всех экономи- ких минусах коллектив [ не менее сохранил свои (ы, своевременно получа- 1 арплату, а она выше сред- 'ородской и составляет I тысяч рублей в месяц. Понятно, кредиторы спи сывать долги не собираются, и когда осенью «приперли» завод к стенке, пивовары клятвенно божились, что летом финансовые дела поп равят. Но вот и лето в разга ре, а изнывающему от жаж ды горожанину налили на весь город три бочки бестар ного пива, несколько емкос тей кваса, а за десять дней июня , как п ок а зала проверка, в торговлю дали около ста ящиков прохлади тельных напитков и скудный ассортимент пива, объемы продажи которого не увели чились. Тогда в какой же сезон намереваются пивовары ук реплять финансовую ситуа цию предприятия? Впрочем, как собираются они выходить из тупика, по нять на заседании так и не удалось — выступления сто рон переходили в перебран ку, которая не делала чести ни представителям власти, ни генеральному директо- ру... Но оставим амбиции и зададимся вопросом, вовсе непраздным для коллектива; найдет ли он свою нишу на рынке? На первых порах у него рождались неплохие идеи: завод одним из первых в го роде открыл фирменный пивной бар (правда, впослед ствии его не раз закрывали из-за нарушений санитарных норм содержания), на пред при ятии пробурили со бственную артезианскую скважину, что обещало сни зить затраты на производст во безалкогольной продук ции. И наконец коллектив освоил выпуск сухого пива, которым собирался завалить всю Россию. Последнюю идею удалось осуществить не без помощи властей, которые два года назад из скромных поступ лений по программе «Возро ждение» выкроили-таки 200 миллионов рублей на суля щий немалую выгоду про ект. Сам завод довложил в него еще 600 миллионов и стал работать на... склад. В январе нынешнего года производство вынуждено было остановиться, потому что скопилось 9 тонн гото вой, но никому не нужной продукции на сум т^ 250 миллионов рублей. В свое время в Ельце многие выска зывались против затеи с су хим пивом, считая ее непер спективной. И основания для опасений были: в Елец, как и во все города России, хлынуло баночное, с годо вым сроком реализации , пиво. У елецкого же срок годности семидневный. И хотя оно дешевле завозного, но очередей за ним почему- то нет. 2. Государственный надзор по защите растений осуществля ется должностными лицами, в порядке, определяемом Положе нием о государственном контроле по защите растений Российс кой Федерации. 3. Должностные лица государственной службы защиты рас тений предоставляют сотрудникам органов государственного са нитарного надзора требуемую ими информацию по вопросам хра нения средств защиты растений, их химического состава и тех нологии применения. Статья 8. Права государственных инспекторов по защите растений 1. Главный государственный инспектор по защите растений области, государственные инспекторы по защите растений рай онов и их заместители имеют право: беспрепятственно посещать сельскохозяйственные угодья, складские помещении с сельскохозяйственной продукцией, пес тицидами, биологическими и другими средствами защиты расте ний, семенные хранилища, приусадебные участки, коллектив ные сады и огороды хозяйств, предприятий и организаций, неза висимо от форм их собственности и принадлежности, для провер ки их фитосанитарного состояния, проводимых мертприятий по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, соблю дения технологии проведения защитных работ, установленных правил и регламентов при хранении и применении средств защи ты растений, выполнения нормативов охраны окружающей при родной среды от загрязнения; требовать от всех хозяйства предприятий, организаций и дру гих землепользователей, независимо от их форм собственности и подчиненности, предоставления необходимых материалов и све дений о фитосанитарном состоянии посевов и насаждений, се менного и посадочного матетиала, о проводимых мероприятиях по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, а также отчетов о наличии и движении пестицидов и заявок на них; ' приостанавливать работы по борьбе с вредителями, болезня ми растений и сорняками, проводимые с нарушением техноло гий и регламентов, инструкций и рекомендаций, до устранения выявленных нарушений; запрещать использование (эксплуатацию) хозяйствами, пред приятиями, организациями и другими землевладельцами и зем лепользователями складов, хранилищ и других производствен ных помещений для хранения химических и биологических средств защиты растении, протравленного (обработанного пести цидами) семенного и посадочного материала, не отвечающих са нитарно-гигиеническим требованиям и технике безопасности, экологическим нормативам; отбирать образцы растениеводческой продукции (без компен сации их стоимости владельцу или землепользователю), а также почвы для установления в них остаточных количеств пестицидов и других средств защиты растений; в зависимости от характера и вида совершенного правонару шения при осуществлении работ по защите сельскохозяйствен ных культур от вредителей, болезней и сорняков, степени вины правонарушителя и причиненного вреда направлять акты и пред ставления специально упЬлйомоченным государственным орга нам, выполняющим функции по охране окружающей природной среды, в правоохранительные органы, в суды для оформления иска о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, а при ухудшении состояния здоровья (острых и хроничес ких отравлений) в органы санэпиднадзора; давать научно обоснованные рекомендации землевладельцам, землепользователям, организациям и гражданам, занимающим ся производством, хранением и реализацией сельскохозяйствен ной продукции по вопросам защиты растений, технологии и рег ламентам применения, хранения и транспортировки пестицидов, биологических и других средств защиты растений, составлению планов и отчетов; вьщавать сертификаты установленного образца на качество сельскохозяйственной продукции и пестициды; предъявлять в установленном порядке рекламации к органи зациям, производящим и реализующим средства защиты расте ний, не отвечающие требованиям ГОСТов и технических усло вий. Статья 9. Основные гарантии деятельности должностных лиц, осуществляющих государственный надзор по защите рас тений 1. Должностные лица, осуществляющие государственный над зор по защите растений, в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и настоящим законом. 2. Исполнительные органы государственной власти и местно го самоуправления обязаны оказывать помощь государственным инспекторам по защите растений при исполнении ими служеб ных обязанностей. Статья 10. Контроль за торговлей и применением средств защиты растений 1. Право реализации пестицидов и других средств защиты растении имеют предприятия всех форм собственности, получив шие разрешение областной станции защиты растений и органов государственного санитарного надзора области и получивших лицензию. 2. Непригодные для применения химические средства защи ты растений подлежат ликвидации в соответствии с законода тельством Российской Федерации. 3. Контроль за торговлей средствами защиты растений осу ществляют станции защиты растений, органы госсанэпиднадзо ра области и соответствующие службы УВД. Глава IV. Средства защиты растений и их применение Статья 11. Средства защиты растений и их применение 1. Для защиты посевов, насаждений, лугов и пастбищ от вре дителей, болезней и сорняков применяются биологические, хи мические и другие средства согласно списку разрешенных средств защиты растений для применения в сельском и лесном хозяйст вах, специальные наземные и авиационные машины и аппара ты, прюшедшие обязательные государственные испытания, апро бированные и рекомендованные научно-исследовательскими уч реждениями для использования в сельском и лесном хозяйствах. 2. Государственные испытания средств защиты растений про водятся научно-исследовательскими учреждениями и токсиколо гическими лабораториями системы Министерства сельского хо зяйства и продовольствия Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук и департамента госсанэ пиднадзора Министерства здравоохранения РФ, разрабатывают ся нормативы их применения и допустимого 5 фовня остаточного количества пестицидов в сельскохозяйственной продукции и объ ектах окружающей природной среды и регистрируются в уста новленном порядке. 3. Предприятиям, учреждениям, организациям, фермерским и крестьянским хозяйствам, другим землевладельцам и земле пользователям, предпринимателям, гражданам запрещается про изводить, закупать за рубежом, использовать и реализовать сред ства защиты растений, не прошедшие государственные испыта ния и регистрацию, а также запрещенные и непригодные к при менению препараты. 4. Наземная и авиационная спецаппаратура, применяемая для внесения химических и биологических средств защиты растений, должна быть подготовлена, испытана Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, об ластным центром по сертификации авиационно-химических ра бот и иметь сертификат соответствия ГОСТу. 5. Сельскохозяйственная продукция, выращенная товаропро изводителями всех форм собственности, подлежит реализации и переработке только при наличии сертификата, удостоверяющего отсутствие в этой продукции остаточных количеств пестицидов и других токсикантов выше установленных допустимых норм. 6. Сертификат выдается производителю продукции уполно моченным, в соответствии с существующим законодательством, органом на основании проведенных исследований на показатели безопасности и тестов на базе аккредитованных лабораторий. Продукция, содержащая пищевые токсиканты и другие нор мируемые показатели выше допустимых норм, не подлежит реа лизации. Решение о ее использовании принимается комиссионно с привлечением уполномоченных органов в соответствии с су ществующим законодательством. 7. Землепользователи независимо от форм собственности пе ред началом работ обязаны обращаться в местные органы: служ бы защиты растений, охраны природы и госсанэпиднадзора за получением разрешения по завозу и хранению средств защиты растений. Разрешается применение только тех средств защиты расте ний, на которые имеются методы определения остаточных коли честв в продуктах растениеводства и объектах внешней среды. Глава V. Обязанности предприятий, учрехсдений и организаций, землевладельцев, землепользователей и граждан по защите растений Статья 12. Обязанности предприятий, учреждений и орга низаций, землевладельцев, землепользователей и граждан по защите растений При возделывании сельскохозяйственных культур, хранении и реализации сельскохозяйственной продукции предприятия, учреждения и организации, землевладельцы, землепользовате лями области, независимо от форм собственности и подчинения, а также граждане обязаны: систематически проводить комплекс рекомендуемых мероп риятий по борьбе с вредителями, болезняци и сорняками в целях предупреждения массового их развития и распространения на смежные территории и предотвращения ущерба урожая; строго соблюдать установленные правила и регламенты при хранении и транспортировке средств защиты растений, техноло гию их применения, не допуская случаев загрязнения окружаю щей Природной среды и продукции растениеводства пестицида ми и другими токсичными веществами, вредного воздействия их на человека и теплокровных животных; предоставлять специалистам государственной службы защи ты растений, государственной инспекции по карантину растений по области информацию о фитосанитарном состоянии посевов и насаждений, проведении мероприятий по защите урожая, произ водстве, применении и движении средств защиты растений, а также возможность беспрепятственного посещения обследуемых объектов. Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства по защите растений области Статья 13. Ответственность за нарушения законодательства по защите растений области Физические и юридические лица, виновные в нарушении тре бований настоящего закона и установленных правил по защите растений от вредителей, болезней и сорняков, несут уголовную, административную и иную ответственность в установленном по рядке в соответствии с действующим законодательством. Глава VII. Введение в действие закона Статья 14. Введение в действие закона Областной закон «О защите растений в Липецкой области» вступает в силу со дня его опубликования. Глава администрации Липецкой области г. Липецк, 05.07.97 г., № 70-03 М. НАРОЛИН в АО не хотят переходить от производства «живого» пива к пастеризованному, которое в рыночных услови ях , безусловно, выгоднее, что сразу поняли в соседних областях. Но если бы и за хотели ельчане перейти на новую технологию — не по лучилось бы по причине без денежья: стерилизационная установка стоит больше мил лиарда рублей. До нее ли, если в цехах работает 70 цро- центов изношенного обору дования, ветшающего день ото дня? Не помогают привлечь покупателя даже бесплатные дегустации, которые завод устраивает в крупных мага зинах города. Торговля не спешит заключать договоры, считая: ситуация на рынке не в пользу АО «Елецкое пиво». Вот такая обстановка сло жилась на старейшем пред приятии. Как найти выход? Глава администрации Ельца предложил выразить недове рие генеральному директору Ю. Чернокожих и обратить ся к коллективу с предложе нием избрать нового руково дителя. Предложение Соко вых не прошло. Депутаты, видимо, не решились взять на себя ответственность, а потому пошли по традицион ному пути: решили создать для проверки деятельности АО комиссию. А казна? О ней больше не вспоминали, так что и спус тя неделю после бурных де батов елецкой безалкоголь ной продукции на прилавках в родном городе так и не прибавилось... Тамара ФЕДЮКИНА, собкор. «Липецкой газеты». г. Елец - й е н а в я з ч и в ы й с е р в и с — ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ЛИПЕЦКА В ВОРОНЕЖ, ИЛИ П о ч е м у п а с с а ж и р предпочит ает частный и з в о з Более десяти лет я не сколько раз в месяц отправ ляюсь по маршруту «Липецк — Воронеж». Все эти годы пользовался таким демокра тичным видом транспорта, как автобус и электричка. К услугам частников прибегал только в крайних случаях — не по журналистской зарпла те такая роскошь. Так что на зазывные речи водителей приходилось отвечать кислой улыбкой: «пусть богатые ка таются ». Но нынешней весной я неожиданно стал привержен цем частного транспорта. Как говорят в крутых боевиках, мне сделали предложение, от которого я не смог отказать ся. И не я один. Судите сами, за поездку платишь ту же цену, что и за автобусный билет. Зато сколько преиму ществ. По-хозяйски хлопнул дверцей машины, и вей, ве терок, до самой столицы Чер ноземного края. Машина мчится по прямой дороге максимум полтора часа, а автобус тащится больше двух,останавливаясь и захо дя в Хлевное. Частный извоз, как раз новидность предпринима тельства, существовал даже в самые антирыночные време на. Сколько с этим явлением ни боролось государство, тол ку не было. Ну а как сегодня живет частник, составляю щий все большую конкурен цию автотранспортным предприятиям? В очередной поездке на частном «жигуленке» в Воро неж я завязал непринужден ную беседу с молодым води телем. Он оказался словоохот лив, но до определенного предела. Его паспортные дан ные не сообщаю по понятным причинам. А рассказ о бизне се на колесах к вашим услу гам. —Сам я с Задонска. Рабо ты у нас не найдешь. Вот нас человек пятнадцать, имеющих машины, и калымят на доро гах. Предпочитаем возить лю дей из Задонска в Липецк и обратно. Дело в том, что всех своих пассажиров я знаю в лицо. А значит, прокола быть не может. — Какие проколы? —На нас охотятся все: на логовая, транспортная мили ция, работники вокзала. Если часто мелькаешь у касс, уже привлекаешь к себе внимание. Могут подсадить «утку» —че ловека с налоговой. Если ли цензии нет, для начала «ош курят* на 400 тысяч. Потом будут более серьезные непри ятности. А в Воронеже еще сами водители-частники стро го следят за своей террито рией, чужаков они не любят. И все же при всем риске желающих заниматься изво зом прибавляется. Они ездят по всем направлениям. Дело, безусловно, выгодное. Вот не большой расчет. С каждого пассажира до Воронежа берет ся по 25 тысяч, а их в машине четверо. К тому же и обратно частник идет не пустой. Ми нус затраты на бензин, в ре зультате за одну ходку —пол торы сотни чистой прибыли. Можно ведь напрячься и два раза съездить. Дальнейшие расчеты (за месяц и год такой работы) вы можете произвес ти сами. Почему же частнику вы годно заниматься извозом, а автобусники твердят о низкой доходности своего дела и пос тоянно повышают цены на би леты? Ведь «Икарус» в тот же Воронеж везет 42 человека по билетам да еще нелегально может дюжину прихватить. Это по приблизительным рас четам за поездку туда и обрат но приносит около 2 миллио нов рублей. Даже если вы честь зарплату водителя и рас ходы на бензин, все равно ос тается большая сумма. Куда же она уплывает? Кроме уп латы налогов, нужно содер жать на эти деньги целую ар мию обслуживающего и руко водящего аппарата. Вот и не хватает средств, приходиться вздувать цены за проезд. А частник, как пелось в одной песенке: сам себе лоцман, сам себе боцман и сам себе капи тан. Он тонко подходит и к це нам, и к запросам клиента. Теперь вернемся в «Жигу ли», которые мчат нас по трас се. Водитель разоткровенни- чился и рассказал о своем не таком уж маленьком бизне се. У него в Задонске еще свой «КамАЗ». — Какая схема — спра шиваете. Еду в Липецк, на пятачок, где десятки машин и клиентов ищут друг друга. Конкуренция большая, поя вилось много современных иностранных грузовиков «Ман», «Ивеко», «Мерседес». Я недавно нашел заказ —от везти партию сахара в Сара тов. Расценки 5 тысяч за ки лометр. Миллиона три я по лучу с рейса. Водителю — тысяч семьсот. Горючее и все расходы за мой, естественно, счет. А они немаленькие: наемные водители машину не жалеют, ведь чужая, ез дят с охотой, а вот ремонти ровать — нет желающих. * * * Такой вот бизнес. Если частный извоз выжил во вре мена гонений на предприни мательство, значит, будет он существовать еще очень до лго. Автотранспортные пред приятия разоряются, так и не освоив законы рынка. Так что все заняты своим делом: налоговая ловит «уклонив тов», частники стараются уйти от непомерных поборов государства, автопредприя тия вздувают цены, мы, пас сажиры, делаем выбор. А он за теми, кто предоставляет лучшие услуги за меньшие деньги. Игорь СЕРОВ, пассажир
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz