Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

1 Ш " И 1 1 Е 1 Д К А Я • ^ ж г а з е т а 18 июля г., №138-139 (1452-1453) ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Глава I. Общие положения Статья 1. Защита растений в Липецкой области 1. Под защитой растений понимается осуществление комплекса научно обоснованнь 1 х агротехнических, мологических и хими­ ческих мероприятий, направленных на предупреждение и борь­ бу с вредными объектами, вызывающими угнетение, поврежде­ ние сельскохозяйственных культур и порчу сельхозпродукции; вредителями (жуками, бабочками, тлей, саранчой, клеща­ ми, нематодами, червями, слизнями, грызунами); болезнями (грибными, бактериальными, вирусными); сорной растительностью и другими вредными орггшизмами, наносящими урон посевам и посадкам в открытом и закрытом грунтах, окультуренным угодьям (лугам, лесополосам и т.п.), используемых в хозяйственных целях. 2. Защита растений достигается: реализацией государственных целевых программ предупреж­ дения и ликвидации карантинных и особо опасных вредных объ­ ектов и осуществлением зональных интегрированных систем за­ щиты растений, направленных на предотвращение массового размножения и распространения вредителей, болезней и сорня­ ков и предупреждение потерь урожая при соблюдении экологи­ ческих нормативов охраны почв, водных ресурсов и атмосферы от загрязнения; осущ^твлением государственной политики по подготовке спе­ циалистов по защите растений, производству биологических и химических средств и организации научных исследований в об­ ласти защиты растений; соблюдением всеми государственными органами и обществен­ ными организациями, учреждениями, предприятиями, фермер­ скими хозяйствами и иными хозяйствующими субъектами, неза­ висимо от их подчиненности и форм собственности, должностны­ ми лицами и гражданами-землепользователями законодательст­ ва по защите растений. 3. Защита растений организовывается государственной служ­ бой защиты растений и осуществляется во взаимодействии с ве­ домственной, производственной службами и специалистами, за­ нимающимися вопросами защиты растений от вредных организ­ мов, государственной инспекцией по карантину растении по об­ ласти и согласовывается с государственными службами по охра­ не земель и окружащей природной среды, органом государствен­ ного санэпиднадзора области. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем за­ коне Вредный объект —организм, отрицательно действующий на растения или посев. Пестициды ■—химические вещества, используемые для борь­ бы с вредными организмами, повреждающими растения, вызы­ вающими порчу сельскохозяйственной продукции, материалов, изделий, а также для борьбы с паразитами-переносчиками забо­ леваний человека. Регламент —ограничение для каждого препарата, обеспечи­ вающее эффективное и безопасное его применение. Стандарт —норма установления единых требований, предъ­ являемых к сырью, материалам, готовой продукции и оформле­ ния документов. Сертификат на продукцию —документ, удостоверяющий со­ стояние продукции растительного происхождения в соответствии с ГОСТом. Сертификат на технику —документ, удостоверяющий состо­ яние техники в соответствии с ГОСТом. Токсикология —наука о ядах и их действии на организм. Статья 3. Законодательство области по защите растений 1. Законодательство области по защите растении состоит из настоящего закона и издаваемых в соответствии с ним норматив­ ных правовых актов органов местного самоуправления в преде­ лах их компетенции. 2. Законодательство по защите растений области регулирует отношения в области защиты растений между районами, землев­ ладельцами и землепользователями и устанавливает единую сис­ тему, общие правовые, экономические и организационные осно­ вы защиты растений в интересах предупреждения массового рас­ пространения вредных объектов, сохранения урожая и получе­ ния экологически чистой растениеводческой продукции. Статья 4. Полномочия области по вопросам защиты растений В компетенцию органов государственной власти области и соответствующих органов управления государственной службой защиты растений входит: формирование и проведение на территории области единой государственной политики в области защиты растений; разработка, утверждение и контроль за реализацией регио­ нальных программ по предупреждению и ликвидации карантин­ ных и особо опасных (по установленному перечню) вредных объ­ ектов и проведению научных исследований по проблемам защи­ ты растений и охране почв от загрязнения; финансирование за счет федерального, областного и местных бюджетов работ по своевременному выявлению и ликвидации очагов карантинных и особо опасных вредителей, болезней рас­ тений и сорняков (по установленному перечню); обеспечение рациональной организации и эффективной дея­ тельности государственной службы защиты растений; осуществление государственной сертификации отечественных и импортных препаратов и технических средств, предназначен­ ных для защиты растений; сотрудничество с международными организациями, зарубеж­ ными государствами по вопросам защиты растений; координгщия деятельности землевладельцев и землепользо­ вателей по проведению комплекса мер по защите растений. Глава II. Государственная служба защиты растений Статья 5. Организация государственной службы защиты рас­ тений 1. Задачей государственной службы защиты растений облас­ ти является: осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства по защите растений на всей территории облас- ти; организация систематических обследований сельскохозяй­ ственных культур и угодий для определения их фитосанитарного состояния, сроков и методов проведения борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; разработка долгосрочных и краткосрочных прогнозов появ­ ления вредителей, болезней и сорняков для обоснования защит­ ных мероприятий против вредных объектов; внедрение комплексных систем по защите растений от вред­ ных объектов с учетом экологической обстановки; осуществление государственного контроля за своевременным Постановление тридцать пятого заседания Липецкого областного Собрания депутатов № 1036-пс от 01 .07 .97 г. о П Р О Е К Т Е О Б Л А С Т Н О Г О З А К О Н А «О З АЩ И Т Е Р А С Т ЕН И Й В Л И П ЕЦ К О Й ОБЛАСТИ» Рассмотрев проект областного закона «О з а ­ щите растений в Л ипец кой области», представ­ ленный администрацией области, предложения по нем у комитета по вопросам агропромышленного комплекса , земельны х отношений и экологии о б ­ ластного Собрания депутатов и руководствуясь п. 2 ст. 3 0 Устава области, областное Собрание д е ­ путатов ПОСТАНОВЛЯЕТ; 1. Принять областной за кон «О защите расте­ ний в Л ипец кой области». 2. Направить указанный областной за кон гла­ ве администрации области д л я подписания и о б ­ народования . 3. Настоящее постановление вступает в си л у со д н я его подписания . Председатель областного Собрания депутатов О. КОРОЛЕВ и качественным проведением защитных мероприятии всеми зем­ лепользователями и соблюдением ими установленных регламен­ тов применения пестицидов и биопрепаратов, а также правил их хранения; транспортировки и соблюдения техники безопасности при работе с ними; обеспечения контроля за качеством растениеводческой про­ дукции, выращенной сельхозпроизводителями всех форм собствен­ ности, на содержание пестицидов, нитратов, тяжелых металлов, белка, микотоксинов и радионуклидов; определение потребности пестицидов, биопрепаратов и дру­ гих средств защиты; планирование и распределение средств защиты растений в соответствии с фитосанитарной обстановкой по районам области, создание резерва пестицидов для ликвидации массового распрос­ транения вредителей, болезней, сорняков; оказание платных услуг отечественным, зарубежным объеди­ нениям, ассоциациям, фирмам, землепользователям всех форм собственности и частным лицам, а также обеспечение садоводов, огородников и фермеров химическими и биологическими препа­ ратами в мелкой расфасовке и другое. 2. В систему государственной службы защиты растений об­ ласти входят: областная станция защиты растений со специали­ зированными лабораториями (диагностики и прогнозов появле­ ния и развития вредителей и болезней, биологических методов защиты растений, контрольно-токсикологическими); районные станции защиты растений с пунктами сигнализа­ ции и Щ)ОГНОЗОВ. 3. Начальник областной станции защиты растений одновре­ менно ПО должности является главным государственным инспек­ тором по защите растений области, а его заместители —замести­ телями главного государственного инспектора по ЗЕнците расте­ ний области. Начальник районной станции защиты растений одновремен­ но по должности является государственным инспектором по за­ щите растений района. 4. На должность начальника областной станции защиты рас­ тений —главного государственного инспектора по защите расте­ ний области и его заместителей, начальников районных станций защиты растений, заведующих лабораториями, главных и стар­ ших специалистов и других руководящих работников структур­ ных подразделений назначаются лица с высшим специальным образованием, имеющие практический опыт работы по защите растений не менее трех лет. Начальник областной станции защиты растений — главный государственный инспектор по защите растений области назна­ чается и освобождается от должности Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с управлени­ ем сельского хозяйства администрации области. 5. Финансирование и материально-техническое обеспечение государственной службы защиты растений области осуществля­ ется за счет федерального бюджета и других источников финан­ сирования, определяемых Правительством Российской Федера­ ции и администрацией области. Статья 6. Взаимодействие государственной службы защиты растений с другими органами управления области Государственная служба защиты растений области в своей деятельности по вопросам защиты растений, токсикологии пес­ тицидов, биологических и других средств, охране окружающей среды взаимодействует с центром госсанэпиднадзора в Липецкой области, областным комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов, государственными службами по карантину растений и ветеринарии, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, упргшлением лесами, научными учреждения­ ми области. Глава III. Государственный надзор по защите растений Статья 7. Государственный надзор по защите растений 1. Государственный надзор по защите растений — деятель­ ность органов управления и учреждений государственной служ­ бы защиты растений, направляемая на предупреждение массово­ го размножения и распространения вредителей, болезней расте­ ний и сорняков и организацию своевременных мероприятий по защите урожая, обнаружению и пресечению нарушения законо­ дательства Российской Федерации и области по защите растений и охране окружающей природной среды. Государственный надзор по защите растений включает: выявление и установление причин и условий появления и распространения массовых вредных объектов и негативных пос­ ледствий борьбы с ними; разработку рекомендаций, обязательных для исполнения при возделывании сельскохозяйственных культур всеми хозяйствую­ щими субъектами; осуществление контроля за проведением организационно-хо­ зяйственных, агротехнических, биологических и химических мер, соблюдением регламентов применения, хранения и транспорти­ ровки средств защиты растений землевладельцами и землеполь­ зователями; организацию проведения мониторинга пашни на содержание остаточных количеств средств защиты растений; пресечение нарушений правил по защите растений и привле­ чение лиц, их совершивших, к ответственности в установленном законодательством порядке. И синицу УПУС1ИЛИ, и КАЗНУ ОПУСТОШИЛИ кончание. Начало на 1-й стр.) Можно до хрипоты кос- рить неуклюжие реформы непонятно на кого работа- дие законы, но почему-то тех же рыночных услови- ; куряне залили Елец сво- (I пивом, елецкая водка льше границ города не |Одвигается и, несмотря на нкурентоспособность, сда- позиции привозной. Чем же объяснить такой юномен»? Даже не иску- шному в экономике чело- ку статистика деятельнос- АО «Елецкое пиво» ска­ та бы многое: можно бы дать ниже, да некуда. Кол- ктив доработался до того, э двухмесячную програм- семилетней давности те- рь выполняет аж за год. некоторым видам безал- гольной продукции сниже- е объемов производства евысило 80 процентов, еди торская задолж ен - ;ть в несколько раз превы- ет дебиторскую , сотни ллионов рублей не возвра- ны в бюджеты и фонды X уровней. Однако при всех экономи- ких минусах коллектив [ не менее сохранил свои (ы, своевременно получа- 1 арплату, а она выше сред- 'ородской и составляет I тысяч рублей в месяц. Понятно, кредиторы спи­ сывать долги не собираются, и когда осенью «приперли» завод к стенке, пивовары клятвенно божились, что летом финансовые дела поп­ равят. Но вот и лето в разга­ ре, а изнывающему от жаж­ ды горожанину налили на весь город три бочки бестар­ ного пива, несколько емкос­ тей кваса, а за десять дней июня , как п ок а зала проверка, в торговлю дали около ста ящиков прохлади­ тельных напитков и скудный ассортимент пива, объемы продажи которого не увели­ чились. Тогда в какой же сезон намереваются пивовары ук­ реплять финансовую ситуа­ цию предприятия? Впрочем, как собираются они выходить из тупика, по­ нять на заседании так и не удалось — выступления сто­ рон переходили в перебран­ ку, которая не делала чести ни представителям власти, ни генеральному директо- ру... Но оставим амбиции и зададимся вопросом, вовсе непраздным для коллектива; найдет ли он свою нишу на рынке? На первых порах у него рождались неплохие идеи: завод одним из первых в го­ роде открыл фирменный пивной бар (правда, впослед­ ствии его не раз закрывали из-за нарушений санитарных норм содержания), на пред­ при ятии пробурили со­ бственную артезианскую скважину, что обещало сни­ зить затраты на производст­ во безалкогольной продук­ ции. И наконец коллектив освоил выпуск сухого пива, которым собирался завалить всю Россию. Последнюю идею удалось осуществить не без помощи властей, которые два года назад из скромных поступ­ лений по программе «Возро­ ждение» выкроили-таки 200 миллионов рублей на суля­ щий немалую выгоду про­ ект. Сам завод довложил в него еще 600 миллионов и стал работать на... склад. В январе нынешнего года производство вынуждено было остановиться, потому что скопилось 9 тонн гото­ вой, но никому не нужной продукции на сум т^ 250 миллионов рублей. В свое время в Ельце многие выска­ зывались против затеи с су­ хим пивом, считая ее непер­ спективной. И основания для опасений были: в Елец, как и во все города России, хлынуло баночное, с годо­ вым сроком реализации , пиво. У елецкого же срок годности семидневный. И хотя оно дешевле завозного, но очередей за ним почему- то нет. 2. Государственный надзор по защите растений осуществля­ ется должностными лицами, в порядке, определяемом Положе­ нием о государственном контроле по защите растений Российс­ кой Федерации. 3. Должностные лица государственной службы защиты рас­ тений предоставляют сотрудникам органов государственного са­ нитарного надзора требуемую ими информацию по вопросам хра­ нения средств защиты растений, их химического состава и тех­ нологии применения. Статья 8. Права государственных инспекторов по защите растений 1. Главный государственный инспектор по защите растений области, государственные инспекторы по защите растений рай­ онов и их заместители имеют право: беспрепятственно посещать сельскохозяйственные угодья, складские помещении с сельскохозяйственной продукцией, пес­ тицидами, биологическими и другими средствами защиты расте­ ний, семенные хранилища, приусадебные участки, коллектив­ ные сады и огороды хозяйств, предприятий и организаций, неза­ висимо от форм их собственности и принадлежности, для провер­ ки их фитосанитарного состояния, проводимых мертприятий по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, соблю­ дения технологии проведения защитных работ, установленных правил и регламентов при хранении и применении средств защи­ ты растений, выполнения нормативов охраны окружающей при­ родной среды от загрязнения; требовать от всех хозяйства предприятий, организаций и дру­ гих землепользователей, независимо от их форм собственности и подчиненности, предоставления необходимых материалов и све­ дений о фитосанитарном состоянии посевов и насаждений, се­ менного и посадочного матетиала, о проводимых мероприятиях по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, а также отчетов о наличии и движении пестицидов и заявок на них; ' приостанавливать работы по борьбе с вредителями, болезня­ ми растений и сорняками, проводимые с нарушением техноло­ гий и регламентов, инструкций и рекомендаций, до устранения выявленных нарушений; запрещать использование (эксплуатацию) хозяйствами, пред­ приятиями, организациями и другими землевладельцами и зем­ лепользователями складов, хранилищ и других производствен­ ных помещений для хранения химических и биологических средств защиты растении, протравленного (обработанного пести­ цидами) семенного и посадочного материала, не отвечающих са­ нитарно-гигиеническим требованиям и технике безопасности, экологическим нормативам; отбирать образцы растениеводческой продукции (без компен­ сации их стоимости владельцу или землепользователю), а также почвы для установления в них остаточных количеств пестицидов и других средств защиты растений; в зависимости от характера и вида совершенного правонару­ шения при осуществлении работ по защите сельскохозяйствен­ ных культур от вредителей, болезней и сорняков, степени вины правонарушителя и причиненного вреда направлять акты и пред­ ставления специально упЬлйомоченным государственным орга­ нам, выполняющим функции по охране окружающей природной среды, в правоохранительные органы, в суды для оформления иска о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, а при ухудшении состояния здоровья (острых и хроничес­ ких отравлений) в органы санэпиднадзора; давать научно обоснованные рекомендации землевладельцам, землепользователям, организациям и гражданам, занимающим­ ся производством, хранением и реализацией сельскохозяйствен­ ной продукции по вопросам защиты растений, технологии и рег­ ламентам применения, хранения и транспортировки пестицидов, биологических и других средств защиты растений, составлению планов и отчетов; вьщавать сертификаты установленного образца на качество сельскохозяйственной продукции и пестициды; предъявлять в установленном порядке рекламации к органи­ зациям, производящим и реализующим средства защиты расте­ ний, не отвечающие требованиям ГОСТов и технических усло­ вий. Статья 9. Основные гарантии деятельности должностных лиц, осуществляющих государственный надзор по защите рас­ тений 1. Должностные лица, осуществляющие государственный над­ зор по защите растений, в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и настоящим законом. 2. Исполнительные органы государственной власти и местно­ го самоуправления обязаны оказывать помощь государственным инспекторам по защите растений при исполнении ими служеб­ ных обязанностей. Статья 10. Контроль за торговлей и применением средств защиты растений 1. Право реализации пестицидов и других средств защиты растении имеют предприятия всех форм собственности, получив­ шие разрешение областной станции защиты растений и органов государственного санитарного надзора области и получивших лицензию. 2. Непригодные для применения химические средства защи­ ты растений подлежат ликвидации в соответствии с законода­ тельством Российской Федерации. 3. Контроль за торговлей средствами защиты растений осу­ ществляют станции защиты растений, органы госсанэпиднадзо­ ра области и соответствующие службы УВД. Глава IV. Средства защиты растений и их применение Статья 11. Средства защиты растений и их применение 1. Для защиты посевов, насаждений, лугов и пастбищ от вре­ дителей, болезней и сорняков применяются биологические, хи­ мические и другие средства согласно списку разрешенных средств защиты растений для применения в сельском и лесном хозяйст­ вах, специальные наземные и авиационные машины и аппара­ ты, прюшедшие обязательные государственные испытания, апро­ бированные и рекомендованные научно-исследовательскими уч­ реждениями для использования в сельском и лесном хозяйствах. 2. Государственные испытания средств защиты растений про­ водятся научно-исследовательскими учреждениями и токсиколо­ гическими лабораториями системы Министерства сельского хо­ зяйства и продовольствия Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук и департамента госсанэ­ пиднадзора Министерства здравоохранения РФ, разрабатывают­ ся нормативы их применения и допустимого 5 фовня остаточного количества пестицидов в сельскохозяйственной продукции и объ­ ектах окружающей природной среды и регистрируются в уста­ новленном порядке. 3. Предприятиям, учреждениям, организациям, фермерским и крестьянским хозяйствам, другим землевладельцам и земле­ пользователям, предпринимателям, гражданам запрещается про­ изводить, закупать за рубежом, использовать и реализовать сред­ ства защиты растений, не прошедшие государственные испыта­ ния и регистрацию, а также запрещенные и непригодные к при­ менению препараты. 4. Наземная и авиационная спецаппаратура, применяемая для внесения химических и биологических средств защиты растений, должна быть подготовлена, испытана Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, об­ ластным центром по сертификации авиационно-химических ра­ бот и иметь сертификат соответствия ГОСТу. 5. Сельскохозяйственная продукция, выращенная товаропро­ изводителями всех форм собственности, подлежит реализации и переработке только при наличии сертификата, удостоверяющего отсутствие в этой продукции остаточных количеств пестицидов и других токсикантов выше установленных допустимых норм. 6. Сертификат выдается производителю продукции уполно­ моченным, в соответствии с существующим законодательством, органом на основании проведенных исследований на показатели безопасности и тестов на базе аккредитованных лабораторий. Продукция, содержащая пищевые токсиканты и другие нор­ мируемые показатели выше допустимых норм, не подлежит реа­ лизации. Решение о ее использовании принимается комиссионно с привлечением уполномоченных органов в соответствии с су­ ществующим законодательством. 7. Землепользователи независимо от форм собственности пе­ ред началом работ обязаны обращаться в местные органы: служ­ бы защиты растений, охраны природы и госсанэпиднадзора за получением разрешения по завозу и хранению средств защиты растений. Разрешается применение только тех средств защиты расте­ ний, на которые имеются методы определения остаточных коли­ честв в продуктах растениеводства и объектах внешней среды. Глава V. Обязанности предприятий, учрехсдений и организаций, землевладельцев, землепользователей и граждан по защите растений Статья 12. Обязанности предприятий, учреждений и орга­ низаций, землевладельцев, землепользователей и граждан по защите растений При возделывании сельскохозяйственных культур, хранении и реализации сельскохозяйственной продукции предприятия, учреждения и организации, землевладельцы, землепользовате­ лями области, независимо от форм собственности и подчинения, а также граждане обязаны: систематически проводить комплекс рекомендуемых мероп­ риятий по борьбе с вредителями, болезняци и сорняками в целях предупреждения массового их развития и распространения на смежные территории и предотвращения ущерба урожая; строго соблюдать установленные правила и регламенты при хранении и транспортировке средств защиты растений, техноло­ гию их применения, не допуская случаев загрязнения окружаю­ щей Природной среды и продукции растениеводства пестицида­ ми и другими токсичными веществами, вредного воздействия их на человека и теплокровных животных; предоставлять специалистам государственной службы защи­ ты растений, государственной инспекции по карантину растений по области информацию о фитосанитарном состоянии посевов и насаждений, проведении мероприятий по защите урожая, произ­ водстве, применении и движении средств защиты растений, а также возможность беспрепятственного посещения обследуемых объектов. Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства по защите растений области Статья 13. Ответственность за нарушения законодательства по защите растений области Физические и юридические лица, виновные в нарушении тре­ бований настоящего закона и установленных правил по защите растений от вредителей, болезней и сорняков, несут уголовную, административную и иную ответственность в установленном по­ рядке в соответствии с действующим законодательством. Глава VII. Введение в действие закона Статья 14. Введение в действие закона Областной закон «О защите растений в Липецкой области» вступает в силу со дня его опубликования. Глава администрации Липецкой области г. Липецк, 05.07.97 г., № 70-03 М. НАРОЛИН в АО не хотят переходить от производства «живого» пива к пастеризованному, которое в рыночных услови­ ях , безусловно, выгоднее, что сразу поняли в соседних областях. Но если бы и за­ хотели ельчане перейти на новую технологию — не по­ лучилось бы по причине без­ денежья: стерилизационная установка стоит больше мил­ лиарда рублей. До нее ли, если в цехах работает 70 цро- центов изношенного обору­ дования, ветшающего день ото дня? Не помогают привлечь покупателя даже бесплатные дегустации, которые завод устраивает в крупных мага­ зинах города. Торговля не спешит заключать договоры, считая: ситуация на рынке не в пользу АО «Елецкое пиво». Вот такая обстановка сло­ жилась на старейшем пред­ приятии. Как найти выход? Глава администрации Ельца предложил выразить недове­ рие генеральному директору Ю. Чернокожих и обратить­ ся к коллективу с предложе­ нием избрать нового руково­ дителя. Предложение Соко­ вых не прошло. Депутаты, видимо, не решились взять на себя ответственность, а потому пошли по традицион­ ному пути: решили создать для проверки деятельности АО комиссию. А казна? О ней больше не вспоминали, так что и спус­ тя неделю после бурных де­ батов елецкой безалкоголь­ ной продукции на прилавках в родном городе так и не прибавилось... Тамара ФЕДЮКИНА, собкор. «Липецкой газеты». г. Елец - й е н а в я з ч и в ы й с е р в и с — ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ЛИПЕЦКА В ВОРОНЕЖ, ИЛИ П о ч е м у п а с с а ж и р предпочит ает частный и з в о з Более десяти лет я не­ сколько раз в месяц отправ­ ляюсь по маршруту «Липецк — Воронеж». Все эти годы пользовался таким демокра­ тичным видом транспорта, как автобус и электричка. К услугам частников прибегал только в крайних случаях — не по журналистской зарпла­ те такая роскошь. Так что на зазывные речи водителей приходилось отвечать кислой улыбкой: «пусть богатые ка­ таются ». Но нынешней весной я неожиданно стал привержен­ цем частного транспорта. Как говорят в крутых боевиках, мне сделали предложение, от которого я не смог отказать­ ся. И не я один. Судите сами, за поездку платишь ту же цену, что и за автобусный билет. Зато сколько преиму­ ществ. По-хозяйски хлопнул дверцей машины, и вей, ве­ терок, до самой столицы Чер­ ноземного края. Машина мчится по прямой дороге максимум полтора часа, а автобус тащится больше двух,останавливаясь и захо­ дя в Хлевное. Частный извоз, как раз­ новидность предпринима­ тельства, существовал даже в самые антирыночные време­ на. Сколько с этим явлением ни боролось государство, тол­ ку не было. Ну а как сегодня живет частник, составляю­ щий все большую конкурен­ цию автотранспортным предприятиям? В очередной поездке на частном «жигуленке» в Воро­ неж я завязал непринужден­ ную беседу с молодым води­ телем. Он оказался словоохот­ лив, но до определенного предела. Его паспортные дан­ ные не сообщаю по понятным причинам. А рассказ о бизне­ се на колесах к вашим услу­ гам. —Сам я с Задонска. Рабо­ ты у нас не найдешь. Вот нас человек пятнадцать, имеющих машины, и калымят на доро­ гах. Предпочитаем возить лю­ дей из Задонска в Липецк и обратно. Дело в том, что всех своих пассажиров я знаю в лицо. А значит, прокола быть не может. — Какие проколы? —На нас охотятся все: на­ логовая, транспортная мили­ ция, работники вокзала. Если часто мелькаешь у касс, уже привлекаешь к себе внимание. Могут подсадить «утку» —че­ ловека с налоговой. Если ли­ цензии нет, для начала «ош­ курят* на 400 тысяч. Потом будут более серьезные непри­ ятности. А в Воронеже еще сами водители-частники стро­ го следят за своей террито­ рией, чужаков они не любят. И все же при всем риске желающих заниматься изво­ зом прибавляется. Они ездят по всем направлениям. Дело, безусловно, выгодное. Вот не­ большой расчет. С каждого пассажира до Воронежа берет­ ся по 25 тысяч, а их в машине четверо. К тому же и обратно частник идет не пустой. Ми­ нус затраты на бензин, в ре­ зультате за одну ходку —пол­ торы сотни чистой прибыли. Можно ведь напрячься и два раза съездить. Дальнейшие расчеты (за месяц и год такой работы) вы можете произвес­ ти сами. Почему же частнику вы­ годно заниматься извозом, а автобусники твердят о низкой доходности своего дела и пос­ тоянно повышают цены на би­ леты? Ведь «Икарус» в тот же Воронеж везет 42 человека по билетам да еще нелегально может дюжину прихватить. Это по приблизительным рас­ четам за поездку туда и обрат­ но приносит около 2 миллио­ нов рублей. Даже если вы­ честь зарплату водителя и рас­ ходы на бензин, все равно ос­ тается большая сумма. Куда же она уплывает? Кроме уп­ латы налогов, нужно содер­ жать на эти деньги целую ар­ мию обслуживающего и руко­ водящего аппарата. Вот и не хватает средств, приходиться вздувать цены за проезд. А частник, как пелось в одной песенке: сам себе лоцман, сам себе боцман и сам себе капи­ тан. Он тонко подходит и к це­ нам, и к запросам клиента. Теперь вернемся в «Жигу­ ли», которые мчат нас по трас­ се. Водитель разоткровенни- чился и рассказал о своем не таком уж маленьком бизне­ се. У него в Задонске еще свой «КамАЗ». — Какая схема — спра­ шиваете. Еду в Липецк, на пятачок, где десятки машин и клиентов ищут друг друга. Конкуренция большая, поя­ вилось много современных иностранных грузовиков «Ман», «Ивеко», «Мерседес». Я недавно нашел заказ —от­ везти партию сахара в Сара­ тов. Расценки 5 тысяч за ки­ лометр. Миллиона три я по­ лучу с рейса. Водителю — тысяч семьсот. Горючее и все расходы за мой, естественно, счет. А они немаленькие: наемные водители машину не жалеют, ведь чужая, ез дят с охотой, а вот ремонти ровать — нет желающих. * * * Такой вот бизнес. Если частный извоз выжил во вре мена гонений на предприни мательство, значит, будет он существовать еще очень до­ лго. Автотранспортные пред приятия разоряются, так и не освоив законы рынка. Так что все заняты своим делом: налоговая ловит «уклонив тов», частники стараются уйти от непомерных поборов государства, автопредприя­ тия вздувают цены, мы, пас сажиры, делаем выбор. А он за теми, кто предоставляет лучшие услуги за меньшие деньги. Игорь СЕРОВ, пассажир

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz