Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
организации Союза журналистов Кучковича, а завтра казнит и нас, так промыслим об этом князе!» Убить князя пореши ли ночью. В условленный час заговорщики вооружились и пошли к Андреевой спальне, но вдруг внезапный ужас князя по кровавому следу: Андрей сидел за лестничным столпом. Убийцы отсекли князю руку и прикончили его. Великолепные палаты Андрея Боголюбского были напал на них, они бросились бежать из сеней, зашли в погреб, напились вина и, ободрившись, опять пошли к спальне. Выломали дверь. Андрей вскочил, хотел схва тить меч, который был всег да при нем, но меча не ока залось. Его заблаговременно украл ключник, бывший в заговоре. Одного из убийц Андрей успел сбить с ног, как .вбежали остальные и броси- |лись на князя. Со всех сто рон секли его мечами, сабля ми, кололи копьями. Нако нец Андрей упал, убийцы, думая, что дело кончено, вышли из спальни, дрожа всем телом, но, как скоро они вышли, Андрей поднялся на ноги и, громко стоная, начал спускаться по ступенькам вниз. Убийцы услыхали сто ны, зажгли свечи и нашли разрушены во время татаро- монгольского нашествия. От них уцелела лишь одна баш ня, именно та, где убили Ан дрея. Кровь, которая текла из его ран, намертво въелась в камни, и ее следы заметны до сих пор. Не сохранился и храм. Петр I, как известно, прору бал «окно в Европу». Вот и игумену монастыря (а он был мужским вплоть до настоя щего времени, пока не поя вился о. Петр с сестрами — авт.) показалось, что в церк ви мало света. И он решил прорубить широкие окна. Окна прорубили, сломали хоры и храм рухнул. Тогда из тех же камней построили новый храм. В нем сейчас хранится чаша Андрея Бого любского, из которой он ода ривал строителей, и крест, поставленный им в честь по- беды над болгарами. Боголюбовский монас тырь посещали многие зна менитости, в том числе и последний российский импе ратор Николай II. Постоял у места гибели Боголюбского, поднялся по ступенькам. Их, кстати, 33. Русскую историю недаром называют неевкли довой, в том смысле, что уж слишком часто пересекают ся исторические параллели. Вот и в данном случае—Ан дрей Боголюбский и Нико лай II. Начало самодержав ной идеи и ее бесславный конец. Большой храм, в котором шла праздничная служба, был построен в свое время на пожертвования богатой мос ковской купчихи из знаме нитого рода Алексеевых и ос вящен в честь Боголюбовс- кой иконы Божией Матери. Кстати, это первая икона, на писанная на Руси, до этого все иконы привозились из Византии. Внешним обли ком храм удивительно напо минает Владимирский собор Богородицкого мужского мо настыря в Задонске. Уж не один ли архитектор возводил их? В обычные дни служба ведется в церкви Благовеще ния, гораздо меньшей по раз меру. А вот еще одна церковь Боголюбовского монастыря — Успения Божией Матери. Построена она в стиле Вла димирских Золотых ворот. * * * Боголюбовский женский монастырь—настоящая Рус ская святыня. И о. Петру вместе с сестрами предстоит возродить ее к жизни, как возвродили они к жизни За донский скит с его храмами. Задача архитрудная, не хва тает всего самого необходи мого — бедность наших мо Р А К У ^ ^ С Полвека с чем-то назад какой-нибудь пострел с гу манитарным образованием мог бы, вынырнув из-за угла, шутейно продеклами ровать по поводу: «Три де вицы под окном пряли поз дно вечерком...» Та, что слева, притворно бы ой кнула и, откинув за спину косу, сказала б, довольная: «И посидеть спокойно не дадут...» Та, что в центре, улыбнулась бы своим по- ^таенным мыслям да бро сила бы в озорника щеп кой. Ата, что крайняя спра ва, тихо вздохнула бы и поднялась: «Корову доить надо, мать-то моя совсем обезножела...» Их жизнь пришлась на крутой поворот Истории. всем удалось вписать ся в тот поворот, но они, Бог миловал, уцелели. И запомнили: бабий крик и скрип подвод по деревне — коллективизация, чер ный «воронок» у крыльца соседа — борьба с «врага ми народа», робкие шаги почтальона — война. Тогда они были моло дыми и могли бежать в пыли за машиной, увозив шей из родного села их мужей и женихов на войну. На год. На все четыре. На всегда. А потом,накричав шись в подушку, они воз вращались в поле, где уже отвоевавшийся однорукий бригадир был для них и царь, и Бог, и воинский начальник. А когда засыпа ли дети , они затепляли лампадку и, глядя в глаза ‘ Богоматери, просили ее уберечь мужа и детей от самого страшного. А для себя ничего не просили. ' ■ Щ Ш . 1атери. потому что и так было ясно, кому тащить воз... Они умели все тогда, но прежде всего — ждать. И выходили за калитку, и, приставив ладонь ко лбу, долго глядели за околицу, покуда слезы ни застила ли глаза... А в сундуке, по сыпанном нафталином , уже лежал черный плат как черная мета времени. Не насмеявшись вдо воль, недолюбив, недогу ляв, они так и остались в черном, признав его на век своим цветом. Деревенс кие женщины . Ма Вдовы. Бабы... Вынянчив в своих подо лах послевоенное поколе ние, они стали жить чуть- чуть получще, перейдя с лебеды на квас, а с кваса на щи со сметаной. Но ста ли ли они жить счастливо? Да и может ли быть счас тливой женщина в неспо койном мире, где твоих близких все время стере жет война — то с немца ми, то с афганцами, то с чеченцами, а то и со свои ми?.. И разве может дать хоть какую-то надежду на спокойную старость госу дарство, если, как скряга. выдает заработанное в ли холетье жалкими крохами, частями? Но почему дети-то не едут в свои деревни, к сво им матерям, а маются в очумелых городах в поис ках земного рая? Вот он — главный для них вопрос! — Мой-то Вовка гово рит: на иномарку коплю... Ну, на машину нерусскую. А я ему в письме: зачем жилы-то из себя тянуть — вон «Запорожец» от отца остался — бери да езди... — Наташка звонила. Со- обчает: стиральную маши ну купила. Сама жмыхает, сама сушит, сама и гладит. Говорит, за мильон! Но я думаю — брешет... — А мои пишут— мол, в июле внучат привезут. Та ких же, небось, худющих, как в прошлое лето. Но ничего, я их молочком-то отпою... — И то правда, доить пора — вон и стадо идет. Ну бабы, пошли встречать, што ли... А. АЛЕКСАНДРОВ. Фото Георгия КОСТЫЛЕВА. УСМА н е к и й РАЙОН МЕДИКИ БЕЗ РАБОТЫ НЕОСТАНУТСЯ Выпускной вечер состоялся в Усман- ском медицинском училище. Медсес тринское отделение успешно закончили 29 молодых специалистов, четверо — с отличием. Причем впервые за последние годы диплом получил и «медбрат» Юрий Денисов. В отличие от выпускников других сред них учебных заведений, медики будут тру доустроены. Об этом сообщила коррес понденту «ЛГ» зам. директора по учебной работе Татьяна Маньшина. Юрий ПРОКОФЬЕВ. настырей общеизвестна, а помощи мало. Да и быт са мих сестер еще очень и очень неустроен, ведь им по сути дела вновь пришлось начинать с нуля. Но труд ности не страшат ни о. Пет ра, ни сестер. В случившем ся они видят помысел Бо жий: Господу было угодно, чтобы они появились здесь. А потому, не покладая рук, работают над восстановлени ем обители. За время, проведенное мной в монастьще, я имел возможность наблюдать его деятельность как бы изнут ри. И хочу еще раз подчер кнуть — легкой жизни здесь нет. Для нас, мирских, остается загадкой, как люди ее выдерживают: ночью они молятся, днем работают, мало спят и не очень хоро шо питаются? Но выдержи вают. На лицах сестер я не заметил уныния, как раз, напротив, они светились ра достью. Объяснение простое: среди них нет ни одной, кто пришел бы в монастырь не по призванию. «Плоть ро ждает плоть, дух рождает дух», — сказано Христом. Религией потребительства, которую нам сейчас упорно навязывают из-за рубежа, удовлетвориться нельзя. Тут вот еще что достой но внимания: не сама рабо та — а отношение к ней, не обязанность труда — а вос приятие его, не сам пот — а то чувство, с которым про ливает его человек. Именно из монастьшей ушло в мир полное глубочайшего смыс ла выражение: труд есть молитва. Потому и сопут ствует здесь радость каждо му труду. и незаметно преобража ется Боголюбовский монас тырь. Верю, придет время и народ русский скажет о. Петру и сестрам великое «спасибо». * * * ...Провожали нас опять колокольным звоном. Но мне было грустно, словно я оставил на Владимирской земле частичку своего серд ца. Александр СУТОРМИН. Липецк — Владимир. На снимках: духовник отец Петр; купола Боголю- бовского монастыря. ЧАПЛЫГИНСКИИ р а й о н На остановке рейсово го автобуса было немно голюдно. Постукивая нога об ногу в войлочных сапо гах и борясь таким обра зом с морозом, в ожида нии автобуса томилась очень полная женщина лет тридцати. Рядом стояли, важно задрав не в меру напудренные носики, две девятиклассницы. Они были одеты почти как близнецы: в одинаковые, не по сезону жиденькие головные шарфики, кожа ные удлиненные куртки и черные, обтягивающие тонкие ноги, штанишки. — Что, девки, мерзне те? — спросил, как видно, имея в виду всех ожидаю щих, веселый красноще кий дедок, идущий вдоль шоссе по направлению к райцентру. — А автобуса- то, милые, не будет. Так что пешочком! — И он, от чего-то развеселившись, бодро зашагал дальше. Но тут к остановке под катил обшарпанный «жигу- ХРАМ ЗАЩ ИТНИКА ЗЕМЛИ НАШ ЕЙ Не так уж много в Рос сии храмов, освященных в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. Не постом и молитвою, не кротостью и терпением, а неустанными ратными труда ми во имя укрепления Свя той Руси заслужил Алек сандр Ярославич эту великую честь. Однако об этом совсем еще недавно говорить было не принято. Вот о Ледовом Побоище и о славной победе над шведами на Неве, о том, что один из боевых орденов в годы Великой Отечествен ной войны был назван его именем — об этом хоть кни ги пиши, хоть фильмы сни май. А о том, что давно для православных князь стал святым, о том, что с храмов Александра Невского так же сшибали кресты, как и с дру гих, так же оскверняли их, используя то под склад, то под конюшни — нельзя. Вро де как и не было этого... Не избежал общей судь бы российских храмов и этот, что стоит в чаплыгинском селе Соловые. По старым фотографиям судя, редкост ной красоты был. И архитек турное решение тоже редкое: внутри — ни единой колон ны, прямо на стены опирает ся купол традиционно полу круглого потолка. Но это было когда-то... В 1993 году из Москвы на родину родителей приехал погостить Иван Ильич Васин. К тому времени вместо хра ма здесь руины стояли. Раз рушенные людьми настоль ко, что уже и под склад ис пользовать их было нельзя. И загорелся настырный мос квич: вот бы восстановить святыню! Восстановить... А как? Чем? За какие деньги? Од нако, как оказалось в даль нейшем, и сама идея нема лого стоит. Главное — не от ступать. Сельский сход в июле 1994 года принял решение о восстановлении сельской церкви. Тем же летом люди расчистили ее помещение от хлама, потом за дело взялись мастера. Понемногу храм за ново покрыли железом, обно вили все шесть куполов. На стелили полы, а в будущем алтаре, который пока даже иконостасом не огорожен. Стихи рождаются в муках. И проза тоже. У них есть еще одно и, пожалуй, главное общее свойство — они рождаются... в глубинке. Конечно, многие художники слова, особенно теперь, живут и в городах, но мы-то помним имена: Пушкин, Толстой, Бунин, Пришвин, Шукшин... Творчество великих всегда питали чистые ключи родной сторонки. Но ведь из тех же по-прежнему незамутненных родников пьем и мы, пусть не такие гениальные, но так же любящие свою малую родину. Впрочем, как знать — гд ^ по каким сельским тропинкам бродят сегодня будущие бунины и аксаковы. Может, по задонским, измалковским, сюеднематренским... Словом, во всех уголках Липецкого края есть люди самых разных профессий, возрастов и устремлений, пишущие... в тетрадочку, для себя. Но сколько раз уже так бывало: сегодня — для себя, а завтра ММ4МК»»’ ленок». Вихрастый парень за рулем махнул девчонкам, предлагая подвезти. Под ружки переглянулись, хи хикнули в свои шарфики и побежали к машине. Полная женщина тоже было напра вилась за ними, однако из другой двери авто высунул ся чернявый парень и крик нул: — А ты куда, тетка? — Да я туда же. — Куда тебя сажать с та кими габаритами?! Молодежь громко рас смеялась, захлопала двер цами, «жигуленок» покатил, выпуская белый дымок. Женщина отошла к оста новке и зябко поежилась. «Несправедливо, — по думала она, — зачем этим пигалицам ехать? Так — время убить, а мне подарки детям к Новому году да к столу что-нибудь подкупить. Ведь один день всего остал ся, и чего я, глупая, до сей поры дожидалась? А теперь вот попробуй, доберись...» Мимо проезжали маши ны, но ни один из водите лей не останавливался. Кто- то показывал то влево, то вправо, пытаясь объяснить — мол, не по пути, большин ство же вовсе не обращало внимания на поднятую вы соко руку в большой, цве тастой варежке. — Ну вот. Еще одна, пос ледняя, — тихо вслух про говорила женщина. — Если не возьмет, придется домой возвращаться. Не замер зать же. Проехав чуть дальше ос тановки, машина неожидан но сбавила скорость и бес шумно остановилась. — Батюшки! — выдохну ла женщина и, обратив вни мание, что на машине отсут ствовали номера, шепотом добавила: — Новая! — Куда тебе? — крикнул в плавно открывающееся окошко сущий мордоворот в узкой спортивной шапоч ке. — В райцентр... — несме ло отозвалась попутчица. — Сколько дашь? паркет положили. — Люди простые помога ют, чем могут, — рассказала при нашей встрече Мария Елецкая, исполняющая при храме обязанности старосты и завхоза, — а вот власти местные нас игнорируют. И администрация сельская, и руководитель местного сель хозкооператива — последний даже ни разу не зашел хотя бы посмотреть, как дела идут. С другой стороны, рай онная администрация помог ла крепко. Смотрите сами: стоит газовая котельная — без помощи района ее не было бы. Сейчас здесь начали стро ить и дом для священника. На Пасху приезжал из Чып- лыгина отец Александр, на стоятель собора Святой Тро ицы. Но ведь когда храм вос становят, освятят, нужен бу дет свой, постоянный батюш ка, а ему ведь и жить где-то надо. В селе Соловые очень на деются, что вскоре храм, со зданный людьми в честь за щитника земли нашей — князя Александра Невского, снова засияет былым велико лепием. И в ртом добрый знак, что засияет, возродит ся и сама Россия. Александр АНДРЕЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты» На снимке: так выглядит сегодня храм Святого Бла говерного князя Александ ра Невского в селе Соловые. Фото автора. ^НОВОЕ ИМ Я — для всех нас. Так зачем же ждать этого «завтра»? На страницах «Русского поля» для начинающих поэтов и будущих гениев всегда найдется местечко в рубрике «Новое имя». Гпавное, чтобы автор был талантлив. Сегодня мы представляем одного из них. Елена Донская закончила Воронежский госуниверситет. По специальности — программист, но судьба, как это часто и бывает, забросила ее в деревню, о чем она, кажется, нисколько не жалеет. Работает в службе социальной защиты населения. Ухаживает за местными старушками, а в свободное время пишет «для души». Как это у нее получается, судить вам, друзья. Александр КОСЯКИН, обозреватель «Липецкой газеты». : >»шсч'»х>ж — Десятка у меня. — Садись, хрен с тобой. Все равно туда еду. Женщина радостно пос пешила, неуклюже засколь зив по накатанной доро жной полосе. Водитель тем временем,лениво потянув шись назад , приоткрыл дверцу. Новоиспеченная попутчица, не обращая вни мания на боль в коленях, которую ей причиняли узкие резинки допотопных рейту- зов с начесом, лихо прыг нула на заднее сиденье. Машина здорово осела. Хо зяин автомобиля бросил не довольный взгляд в салон ное зеркало... ...Ах, а могло бы все быть и не так. Она в шикар ной дорогой серебристой шубе, как бы нехотя подхо дит к дверце. Из-под не большой аккуратной мехо вой шляпки кокетливо вы глядывает каштановый ло кон. Хозяин «мерседеса», едва увидев столь солидную даму, спешно выскакива ет из-за руля и, нажав руч ку, подобострастно откры вает дверцу. После чего замирает в глубоком двух минутном «пардоне». Наконец, автомобиль легко трогается. Водитель начинает перебирать маг нитофонные кассеты, но в конце концов вкрадчивым голосом спрашивает: — Простите, а вам ка кая музыка больше нра вится?.. ...Пока женщина пере бирала в памяти свои лю бимые хиты, из динамика, расположенного почти у самого ее левого уха, со лист группы «Любэ» из вестил о том, что «батяня- комбат» не прятался за спины ребят. Она вздрог нула и, переведя взгляд на окно, всю оставшуюся до рогу до райцентра с без различием смотрела на убегающие вдаль засне женные дома и деревья ИЗ ПОЧТЫ о « р усской ид ее » зам олви те с л о в о Сегодня Россия ищет об щенациональную идею, кото рая бы консолидировала все политические силы, все слои общества, имея ясное пред ставление , куда держим путь, что строим, каково наше новое место в мире. Общенациональная идея должна возникнуть из пото ка жизни, базироваться на общечеловеческих ценнос тях , отражать жизненные интересы, а жизненные ин тересы — гарантия стабиль ности, гражданского мира и согласия. Миром правят ин тересы общества и государст ва, коллектива и семьи, са мого человека. Идея жизнен ных интересов выстрадана в тысячелетней российской ис тории, она созрела в коллек тивной психологии. На осно ве этой идеи можно создать общенациональный идеал — концепцию экономической системы и социальный образ жизни. Экономические и соци альные процессы в стране становятся все более сложны ми и разнообразными, и в этих условиях требуется идея жизненных интересов. Настоящая экономика появляется только тогда, ког да во главе всех проводимых реформ поставлен жизнен ный интерес. Реформы долж ны служить каждому чело веку, выражать интересы всех социальных групп, а не чиновников и «новых рус ских». Сейчас, как говорится, куда ни кинь — всюду клин. Для того, чтобы зажить по- человечески, надо руковод ствоваться здравым смыслом, когда трудолюбие в гармонии с жизненными интересами, а интересы в ладу с верой и со вестью. Это позволит ликви дировать пропасть между бо гатым меньшинством и бед ным большинством, покажет людям как несправедлива власть богатства над бед ностью и нищетой. Идея жизненных интере сов может и должна сыграть роль локомотивов российс кой экономики, создания ус ловий для того, чтобы было больше богатых и меньше бедных, чтобы общий соци альный уровень был достой ным. В основе всех концеп ций внутренней и внешней политики должно быть по ложение о вступлении Рос сии в мировую цивилизацию, где она будет иметь свое эко номическое и политическое представление о будущем, основанное на современных материальных, социальных достижениях нашего време ни Наше общество нуждает ся в идеологии, в которой отражался бы современный взгляд на мир, общество, го сударство и самого человека. Сегодня нужна идеология здравого смысла, которая обладала бы самостоятель ностью, оказывала влияние на построение свободного, развивающегося стабильного общества. Рынок всех про блем не решает. Нельзя за бывать, что передовая идео логия является движущей силой развития общества. Она должна пробуждать ве ликий смысл жизни, уваже ние к человеку как творцу всех благ и достижений Его Величества труда. Она долж на быть православной и гу манной, патриотической. Старшее поколение знает, какую пагубную роль может играть идеология в жизни народа, если она идет от аб солютизации, неограничен ной верховной власти и ис кусственного воплощения придуманных идей в жизнь. Поэтому здесь все должно быть продумано и взвешенно. Кризисное состояние на шей экономики ставит перед россиянами доказательства такого факта: только общена циональная идея общих и личных жизненных интере сов может стать двигателем социального прогресса Рос сийского государства. Идея жизненных интере сов — вот что является путе водной звездой для России в тяжелые дни ее жизни. И се годня на знамени реформ до лжно быть написано крупны ми буквами: «Жизненные интересы — превыше всего!» Эта идея должна служить всей матушке России и каж дому россиянину в отдельнос ти. Алексей ШАПОВАЛОВ. с. Талицкий Чамлык, Добринский район. Р е д а кт о р в ы п у с к а А л е к с а н д р К О С Я К И Н .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz