Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

2 7 июн я 1997 г . , № 1 2 3 -1 2 4 (1 437 -14 38 } А « В РОССИ И ВСЕГДА БЫЛ И ДВЕ Л И Н И И Ж И ЗН И . . .» Размыш ления о России пос т сове т ской «А я с собой сво ю Росси ю в д о р о ­ ж ном унош у м еш к е . . .» , опубликованные в «ЛГ» накануне Д ня независимос т и, вызвали неоднозначные чи т а т ельские о тк лики: одни возражали , дру гие с о ­ глашались с высказанной т очкой зрения . Но особенно ин т ересным п о ка за ­ лось одно и з п и с ем — п енсионер ки и з Л и п ец ка , подписавш ейся М ар и ей А н ­ др е е вн о й . В н ем не оказалось ни «за», ни «про т ив» сказанно г о , а сделана попы тк а увяза ть д ень се г одняшний с д н е м вчерашним России (СССР ) в о д ­ ном аспек т е: к т о ж е руководил и руководи т с т раной? Д а н к а к бы генезис ^ а с т и , попы тк а осмысли ть, « о тк уда но ги растут», и в развале Союза , и в б ед а х сегодняшней России . Итак... — Я во многом согласна со сказанным в статье «А я с собой свою Россию в доро­ жном уношу мешке...» И вместе с тем не могу не вы­ сказать возмущения той ис­ терикой, которая раздается порой в адрес «демократов, разваливших Союз, обок­ равших народ и прочее». Не все так просто. Может быть, именно в эти годы я, нищая пенсионерка, научилась по­ нимать и осмыслять проис­ ходящее. Кто же они, «разруши­ тели и душители» — заду­ мываемся ли мы? Сами, сво­ им умом? Наверное, я не открою Америки, но разве не оче­ видно — кто был у власти в СССР и кто теперь? Те же самые люди. То есть те же коммунисты. Именно они, как песчинки в песочных часах, пересыпались из влас­ тных структур времен Бреж ­ нева-Горбачева в сегодняш­ нюю Думу и Совет Федера­ ции, в окружение президен- та-коммуниста. В Госдуме их чуть не две трети — и чем они там зани ­ маются? «Защищают народ», оказывается! То есть лепят свое личное благополучие, устраивают склоки, «отреша­ ют» от власти президента и правительство. Это они, духовные после­ дователи главного коммунис­ та Ленина и соратники Зю­ ганова, довели страну до раз­ вала, а народ до геноцида. Вы посмотрите, как лоснятся их жирные лица от «многотруд­ ной» работы. И если в про­ шлые времена они сдержива­ ли свои аппетиты, боясь на­ казания, то сегодня, став «де­ мократам и» , впились во власть, как клещи. И никто не оторвет их, пока сами, не обожравшись, не отпадут от кормушки. И разве им плохо, ни за что не отвечая, получать мил­ лионы, строить особняки, вояжировать по заграницам, устраивать детей там же и, между делом, «страдать за народ», натравливая его друг на друга? Если кто и виноват в тра­ гедии страны, то только ком­ мунисты. Именно они держа­ ли народы на цепи у сторо­ жевой будки и не заметили, как цепь эту разъела ржав­ чина. Это они сами подруби­ ли сук, на котором сидели, но, как ни странно, не понес­ ли возмездия, а вновь оказа­ лись во власти. И натравливают народ на Ельцина-коммуниста, пыта­ ются свалить вину за свои де­ яния, свою бездеятельность на кого-то другого... Не могу не высказать не­ сколько слов и в адрес нашей областной власти. Кто сегод­ ня на «липецком троне»? На­ ролин, Бородин, Королев — все те же коммунисты. Ни­ какой разницы, только в про­ шлом они жили по указке и себя не забывали, сегодня же они — полновластные хозяе­ ва области. Но как тогда, так и сей­ час в стране, мало соприка­ саясь, были две линии жиз ­ ни — власти и народа. Одни (меньшинство) пользовались привилегиями (сегодня их «возможности» возросли фантастически) и вели «ли­ нию партии», большинство же томилось в очередях, ез­ дило в Москву за колбасой, охотилось за зарубежными тряпками, вкалывало. Так и шли — власть и на­ род — каждый своей доро­ гой. Так идут и посейчас, и расстояние меж ними стано­ вится все больше и больше. Сегодняшние «подпольные коммунисты» предпочитают обещать. Они не сходят со страниц газет, с экранов те­ левизоров. Обливают друг друга грязью, готовы — на словах — разогнать прави­ тельство, а Ельцина разо ­ рвать в клочья. Но это все слова, не о том у них болит голова, не о том забота... А люди никак не поймут, что же мешает и «тем», и «этим» коммунистам навес­ ти порядок в стране, в облас­ ти? Мне больно жить при се­ годняшних коммунистах, тяжко жилось и при вчераш­ них. Вся молодость прошла в трудах за гроши, в нище­ те. И теперь ничуть не луч­ ше. Именно они, коммунис­ ты, все сделали для того, что у народа не осталось никакой надежды — только пить да умирать. И сейчас они ничего не делают сами и народу не дают. Как холопы, то и дело снуют в Америку, к хозяину — должно быть, не могут ни­ как жить без указки, без чу­ жого ума. В с як а я точк а зр ени я имеет право быть обнародо­ ванной. Тем более, челове­ ка неравнодушного. Ком ­ ментировать письмо чита ­ тельницы нет необходимос­ ти — оно достаточно четко отражает чувства определен­ ной части сограждан. Дело в другом. На собственных судьбах испытывая опыт «реф ормирования» , мы имеем возможность срав ­ нивать. И вот здесь-то объ­ яснить происходящее толь­ ко «хамелеонством» ком­ мунистов невозможно. Демонтирована система власти, при которой, выра ­ жаясь формулировкой чи ­ тательницы, «линия влас ­ ти и линия народа», если и не соприкасаясь, но шли параллельно. Сегодняшняя система разруш ила эту «параллельность», власть оказалась «страшно дале ­ ка от народа», и повернуть­ ся к его нуждам уже не в состоянии: принципиально изменен экономический фундамент, базис ее. Что же касается упре­ ков в адрес сегодняшних руководителей области, то и тут есть над чем пораз­ мышлять, памятуя о крат ­ ком и бесславном правле ­ нии областью когортой «пламенных демократов», пришедших к власти в 1991 году. Не забыла ли их «славные деяния» Мария Андреевна? ОН И ХОТЕЛ И БЫ ПОХОРОН И Т Ь НЕ ТЕЛО, А Д ЕЛ О Л ЕН И Н А в последние дни у прези­ дента Ельцина появилось желание сделать еще что-ни­ будь «историческое». Была подсказана «идея» — переза­ хоронить тело В.И. Ленина. Как выразился Б. Ельцин, «по-христианскому обычаю». Но Ленин не был верующим человеком. Он был не только вождем трудящихся, но и великим ученым в целом ряде общественных наук. И, естес­ твенно, был атеистом. Так почему же его надо хоронить по-христианскому обычаю? Враги Ленина выдумали легенду о том, что будто бы он завещал похоронить его рядом с могилой матери на Волковом кладбище в нынеш­ нем Петербурге. Долго иска­ ли повсюду это «завещание», но так и не нашли — его про­ сто не было. Историки окон­ чательно доказали, что это «завещание» — выдумка не­ другов В.И. Ленина. И тем не менее, президент, что назы­ вается, не моргнув глазом. вытащил эту нечистоплотную выдумку и повторил ее все­ народно по телевидению, как якобы действительное заве щание В.И. Ленина. Ученые, врачи на прохо дившем недавно конгрессе физиологов высказались о том, что тело В.И. Ленина не подверглось изменению и что его надо сохранить как вели­ чайший эксперимент в баль­ замировании. Конечно, нынешние влас ти, считающие огромным сво им достижением своевремеи ную выплату мизерных пен­ сий, от которых люди выми рают, хотели бы похоронит^ не тело, а дело Ленина. Но это им не дано. Отсюда «про­ грамма —минимум»—унич­ тожить хотя бы мавзолей В.И. Ленина, который посто янно мозолит им глаза, а тру­ дящимся напоминает, как они жили при Советской власти. Федор МЕЛИХОВ, г. Липецк. НЕ УСТ ОЯЛ И ПОСЕЛ ОК К АМ ЕННЫЙ Х О Ч У Б ЫТ Ь У СЛ Ы Ш АНН ЫМ К У Д А РУ Л И Т О Б Н О В Л ЕН Н О Е П РА В И Т ЕЛ Ь СТ В О ? Д еся ток лет назад здесь стоял посе­ лок Ключи . Сейчас на этом месте поле, а собирают урожай люди, специально приезжающие из соседнего Каликино. До сих пор п лу ги корежат останки былых строений, выворачивают из земли кам ­ ни , еще недавно служившие фундамен ­ том жилых домов. Рядом с небольшими Ключами сто­ я л поселок Каменный: около 80 дворов, начальная школа, магазин... А немного в сторону был поселок Касымово, кото­ рого тоже теперь нет. — Д л я меня это родные места, — грустно оглядывает поле председатель ТОО «Аграрник» Василий Сладкое. — Мать моя родом касымовская. Когда р у ­ ководил добровской «Сельхозтехникой», то часто бывал в Каменном, помогал местной школе, хотя она и не была под ­ шефной. Хорошо помню Ключи, краси ­ вое было место. — А люди куда переселились? — В основном уехали в Лебедянь, Ли ­ пецк, Доброе. Когда сносили «неперспек ­ тивные» деревни, много добрых работ ­ ников ушло в город. И тихо, с горечью, добавил: — Вот ведь, приказ «сверху» выпол ­ нили , снесли селения, а теперь за десят­ ки километров возим сюда работников. Привы кли исполнять указ, не думая о последствиях. Александр АНДРЕЕВ. Фото автора. К ТО ПОБЕД ИТ : Н И К А ИЛ И М ЕРК УРИ Й ? Есть в Л ипец ке место, к которому следовало бы относиться с большим вниманием и заботой. Это площадь Победы . Если вы придете туда, интерес ­ но, увидите вы е е или нет? Только развилки дорог , сплошной поток транспорта, охватывающий коль ­ цом большое неорганизованное пространство, д а ещ е кучи мусора у книжного базара , у рынка и «Мер ­ курия» ... По теперешнему состоя­ нию ее вернее было бы на­ звать Торговой или даже Ба ­ зарной площадью, еще ей подошло бы название Тран­ спортной площади, посколь­ ку там развязки всех мар­ шрутов, стоянки машин. Ви­ димо, возникла она стихий­ но, как сложилось пересече­ ние улиц, так и ладно. Ни­ что не предусмотрено, не ор­ ганизовано. А ведь площадь Победы — это прежде всего мемори­ альное, памятное место. Ска­ жите, ну кто при виде ее ска­ жет, что она названа в честь такого великого историческо­ го события? Площадь мемо­ риальная, и она должна от­ вечать всем требованиям, предъявленным к такого рода уголкам города. Ее нуж­ но отделить от дорог низень­ кой оградкой, а за декоратив­ ной решеткой внутри поса­ дить цветущий кустарник. Еще хорошо бы посадить несколько декоративных де­ ревьев с широкой раскидис­ той кроной, таких, как липа, каштан, клен — с красными листьями осенью. Всего не­ сколько деревьев, чтобы все смотрелось не как сквер или парк, а как площадь. Сделать несколько небольших деко­ ративных клумб, дорожки и скамейки. В композицию мемори­ альных площадей, как пра­ вило, включают мемориаль­ ный памятник, вот и на на ­ шей площади он должен быть. Любой, пусть очень скромный, учитывая наше безденежье, и поставить его так, чтобы к нему можно было подойти, возложить цветы, постоять, вспоминая своих близких, погибших на войне. Какой он будет, это решат архитектор и скульп­ тор — авторы мемориала, но желательно, чтобы липчане ознакомились с проектом предварительно. Дорогие наши старики! Вы, конечно, помните, как все ликовали, когда пришел День Победы, как смеялись и плакали от радости. Как твердили: «Никто не забыт, ничто не забыто». Мы не за ­ были вас, просто души наши очерствели. Но мы исправим­ ся, верьте нам! Нива СЕРОВА, инженер-строитель. г. Липецк. Любой президент, любое правительство имеют право на власть при успешном осущес­ твлении хотя бы пяти функ­ ций государственного управ­ ления. Это — обеспечение су­ веренитета страны и достой­ ного положения ее в мировом сообществе, сохранение тер­ риториальной целостности страны и ее военной безопас­ ности, обеспечение экономи­ ческого развития страны и технологической безопаснос­ ти, обеспечение материально­ го благосостояния народа, вы­ сокого уровня его материаль­ ной и духовной культуры и наконец, защита прав граж­ дан на жизнь, труд, социаль­ ную помощь. Но если не вы­ полняются эти функции, то правительство не имеет ни мо­ рального, ни исторического права на власть. Наш прези­ дент, объявив своей целью воссоздать экономическое мо­ гущество страны, превратить ее в великую державу, за шесть лет правления низвел нас до положения граждан по­ луколониального государства третьего. (л‘йр4> с вымираю­ щим населением и разрушен­ ной экономикой. И сегодня все в страхе перед новой се­ рией непопулярных реформ, с помощью которых прави­ тельство надеется ликвидиро­ вать финансовую недееспособ­ ность государственной власти. Но, не создав ничего по­ лезного, правительство вы­ нуждено залезать в долговую кабалу, закладывать нацио­ нальные богатства, разрушать экономическую, финансовую, технологическую, продоволь­ ственную, военную мощь страны, проводить политику геноцида против собственно­ го народа. Инструментом этой политики является и комму­ нальная реформа. За годы пе­ рестройки больше всех пос­ традали трудящиеся России: они лишились права собствен­ ности на средства производст­ ва, национальные богатства. Б У Д ЕМ П Р О Д О Л Ж А Т Ь ? Н ациональной чертой характера российского I человека всегда было само забвенное увлечение различным и глобальными научными теориями. Со в р ем ен глубокой древности и д о наш их д н е й он обязательно ищет фундаментальное всеобщ ее н а ­ чало , объясняющее все и вся. С одной стороны, [м но ги е всерьез полагают, что это практическое [проявл ение исторического предназначения Р ос ­ си и — быть мировым центром духовных страстей и и с кани й . С другой , совместимость теоретичес­ ки х вы кладо к с реальной жизнью — это иллюзия , I потому что мир развивается, проходит чер ез сп а - \д ы и взлеты, не сверяясь с наш ими теориями. С этих позиций и делает свою попытку найти I н ад еж ны е точки соприкосновения н ауки и практи ­ к и н аш новый автор, проф ессор кафешзы тегюии и истории педагогики Л ГПИ Иван ГУЗЕНКО . Про - ] блемы образования , которые он пытается осмы с - \лить, будут особенно актуальны в грядущ ем X X I I в е ке . П р и з н а ю с ь о т к р о в е н н о : н е б е з н е к о т о р о г о с о м н е н и я я р еш и л вы с ка за т ь с я п о п р о ­ б л е м а м , к о т о р ы е , п о в с е й в и д и м о с т и , н а й д у т п р а к т и ­ ч е с к о е в о п л ощ е н и е т о л ь к о в с л е д у ю щ е м в е ке . На ф о н е п о с т и гш и х Р о с ­ с и ю б е д с т в и й в с е н а с т о л ь ­ к о о б о с т р и л о с ь , мы т а к п о ­ г л о щ е н ы з л о б о й д н я , ч т о с у ж д е н и я о н е о б х о д и м о с т и г л у б о к о г о р е ф о р м и р о в а н и я с и с т е м ы о б р а з о в а н и я , н о ­ вы х п у т я х ее р а з в и т и я м о г у т п о к а з а т ь с я п р е ж д е в р е м е н ­ н ы м и , а т о и в о в с е п у с ты м и р а з д р а ж а ю щ и м п р о ж е к ­ т е р с т в о м . «Д а ч то вы , у в а ­ ж а е м ы й п р о ф е с с о р , — с к а ­ ж у т м н е ч и т а т е л и , — р и с у е ­ т е в аш и п е р с п е к т и в ы , к о г д а ш к о л а с к а т и л а с ь к о с т а т о ч ­ н о м у п р и н ц и п у с у щ е с т в о в а ­ н и я , п е д а г о г и н е п о л у ч а ю т з а р п л а т у , а д е т и п р е в р а щ а ю т ­ ся в го л о д н ы х вол ча т?» Ч то ж , т а к о е м о ж е т с л у ч и т ь с я . Но я и с к р е н н е н а д е ю с ь н а м у д ­ р о с т ь и т в о р ч е с к и й п о т е н ц и ­ а л л и п е ц к о г о у ч и т е л ь с т в а , ч у ж д о го и з л и ш н е м у к о н с е р в а ­ т и з м у . Т ем б о л е е , ч то м н о го е , о ч ем я п иш у , уж е ш и р о к о о б ­ с у ж д а е т с я в н а у ч н о й с р е д е , и я с б л а го д а р н о с т ь ю о п и р а ю с ь на р а з р а б о т к и и з в е с т н ы х у ч е ­ ны х , с р е д и к о т о р ы х М .А . В ей т , Г .Н . В о л к о в , Ь .З . В у л ьф о в , В .П . З и н ч е н к о , Б .Т . Л и х а ч е в , А .Б . О р л о в , Д .Н . У з н а д з е , С .А . Ш м а к о в и д р у г и е . Т ем а , п о п о в о д у к о т о р о й я р еш и л в ы с к а з а т ь с я , в о б щ е м - т о , т р а д и ц и о н н а : о т н о ш е н и я в з р о с л ы х и д е т е й , о б р а з н о г о ­ в ор я , м и р а в з р о с л ы х и м и р а д е т с т в а . И с т о р и ч е с к и и с т и х и й н о с л о ж и л о с ь т а к , ч то м и р в з р о с ­ лы х ф о р м и р у е т м и р д е т с т в а по с в о е м у о б р а з у и п о д о б и ю . Э то в п о л н е с о з в у ч н о т е о р и и п р о ­ гр е с с и в н о й э в о л ю ц и и в е с ьм а п о ч т е н н о г о в о з р а с т а . В е е и д е е « е д и н с т в а р а з в и в а ю щ е ­ го с я м и ра » ч е л о в е к ф а к т и ч е с ­ ки у п о д о б л я е т с я л ю б о м у д р у ­ г о м у б и о л о г и ч е с к о м у в и д у , э в о л ю ц и о н н ы е и з м е н е н и я в к о т о р о м с о з д а ю т в з р о с л ы е о с о б и , т о гд а к а к д е т е н ы ш и — л иш ь о б ъ е к т дл я п е р е д а ч и и з а к р е п л е н и я о п ы т а . Н е л ь з я с к а з а т ь , ч то в т е о р и и э в о л ю ­ ц и и не у ч и ты в а л и с ь о с о б е н ­ н о с т и ч е л о в е ка р а з у м н о го . Но ф а к т и ч е с к и п о л у ч а л о с ь , ч то ч е л о в е ч е с т в о — э т о м и р в з р о с л ы х , а м и р д е т с т в а — п у с т ь в аж н ая , но т о л ь к о ч а с т ь е го . В п р о ч е м , б о л ьш и н с т в у и з н а с к а ж е т с я , н и ч е г о д р у г о г о н е л ь з я и п р и д у м а т ь . К а к ж е и н а че ? М и р д е т с т в а — н е р а в ­ н о ц е н на я ч а с т ь м и р а в зр о слы х и п о д ч и н е н а в з р о с л ы м . С та р ­ ш и е у ч а т и п р и к а з ы в а ю т , а д е т и б е зм о л в н о у с в а и в а ю т и в о с п р о и з в о д я т с к а з а н н о е . У че ны е н а зы в аю т э т о м о н о л о - ги з м о м . Но е с т ь и д р у г о е , б о ­ л е е р е з к о е с л о в о : п р о и з в о л , п о с к о л ь к у м и р в з р о с л ы х н а в я ­ з ы в а е т с в о и з а к о н ы м и р у д е ­ т е й , за с та в л я я п р и н и м а т ь их б е з п р а в а на о т в е т . Но э т о и л лю зи я , ч то и н о ­ го , н е м о ж е т и бы ть . П р и вы ч ­ ны е п р е д с т а в л е н и я с е г о д н я с д е р ж и в а ю т в о з м о ж н о с т ь н а ­ с ущ н ы х и з м е н е н и й в о б р а з о ­ в а н и и , а з н а ч и т , п о б о л ьш о м у с ч е т у , т о р м о з я т р а з в и т и е о б ­ щ е с т в а . М и р в з р о с л ы х с е г о д н я б о ­ лен . С о ц и а л ь н о е н а п р я ж е н и е в н ем в о з р а с т а е т . П р е о б л а д а ­ ю щ и м и ц е н н о с т я м и с т а н о в я т ­ ся с т р е м л е н и е к п о л и т и ч е с к о ­ м у и э к о н о м и ч е с к о м у г о с п о д ­ с т в у , п о р о ж д а ю щ е е б о р ь б у за с ф е р ы в л и я н и я и п е р е д е л м и р а (л о ка л ь ны е и р е ги о н а л ь ­ ны е в о й н ы , к о н ф л и к т ы , р а с ­ ш и р е н и е в о е н н ы х с о ю з о в ) , б е з г р а н и ч н а я э к с п л у а т а ц и я п р и р о д ы в у го д у н а у ч н о -т е х н и ­ ч е с к о м у п р о г р е с с у и м н о г о е д р у г о е , ч то в е д е т к то та л ьн о й к а та с тр оф е . П о э т ом у н е у д и в и ­ те л ьн о , е с л и к аж д о е н о в о е п о ­ к о л е н и е , о б у ч а я с ь и в о с п и т ы ­ в а я с ь на о с н о в е т а к и х ц е н н о с ­ тны х о р и е н т и р о в , н е у к л о н н о и с в о з р а с т а ю щ и м у с к о р е н и е м т о л к а е т ц и в и л и з а ц и ю на т у п и ­ к о в ы й п у т ь р а з в и т и я . И та к , с т е р е о т и п ы т р а д и ц и ­ о н ны х о т н ош е н и й м и р а в з р о с ­ лы х и м и р а д е т е й с к о в а л и и р а з в и т и е т е о р и и о б р а з о в а н и я , в о гн а л и в ж е с т к и е р а м ки п р а к ­ т и к у о б у че н и я . То , ч то з а л о ж е ­ н о в «В ел и кой д и д а к т и к е » Яна А м о са К о м е н с к о го , сы гр а в п о ­ и с т и н е о гр о м н ую р о л ь в п е д а ­ г о ги к е , с XVII в е ка т а к и н е р е ­ а л и зо в а н о п о л н о с тью . И з в с е ­ го п е д а го ги ч е с к о го н а с л е д и я м н о г и х п р о с в е т и т е л е й п р о ­ ш л о го в с о в е рш е н с т в е р а з р а ­ б о т а н а и п р и м е н е н а л и ш ь к л а с с н о -у р о ч н а я с и с т е м а ! Ее п лю сы и м и н у сы и з в е с т н ы , но ч р е з м е р н а я к о н ц е н т р а ц и я в н им а н и я на ней с н а чал а в р о ­ д е бы н е з ам е тн о , а п о то м в се н а с т о й ч и в е е с та л а о г р а н и ч и ­ вать с в о б о д н о е р а з в и т и е д е ­ тей . В чем проявл яю тся э ти о г ­ р а н и ч е н и я ? П о с м о т р и м н а о б у ч е н и е не к а к на р е а л и з а ­ ц и ю к а к и х - т о « н е зы б л ем ы х » п р и н ц и п о в (н а гл я д н о с т и , д о ­ с т у п н о с т и , п о с л е д о в а т е л ь н о с ­ т и , — к с т а т и , э т о о ч е р е д н о й с т е р е о т и п ) . З а н и м и т р у д н о «увидеть» р е б е н к а ( б е з д е т н а я п е д а го ги к а ) , не го в о р я у ж е о т ом , ч то бы с о с т а в и т ь п о л н о е п р е д с т а в л е н и е о м и р е д е т с т ­ ва . Е сли ж е нам н уж ны не п р и н ц и п ы , а н е ч то б о л ьш е е — д е я те л ь н о с т ь и с а м о д е я т е л ь ­ н о с т ь с а м и х д е т е й , т о с т а н ­ д а р т н а я ф о р м а о р г а н и з а ц и и к л а с с н о - у р о ч н о й с и с т е м ы о б у ч е н и я с в о и м о д н о о б р а з и ­ ем я в н о з а д е р ж и в а е т р а з в и ­ т и е с о ц и а л ь н о й а к т и в н о с т и р е б е н к а , а ш а бл о ны п р о ц е с ­ с а о б у че н и я гр о з я т п о д а в и т ь и р а зм ы т ь и н д и в и д у а л ь н о с т ь те х , к то не м о ж е т п р о т и в о с т о ­ я ть т р е б о в а н ию бы ть « ка к все» ( к о нф о р м и зм ) . П о ч е м у -т о с т а ­ л о н о р м о й с ч и та т ь , к п р и м е ­ р у , у ч е н и е « о б я з а т е л ь н ы м и тяж е лы м т р уд ом » , н е с о в м е с ­ т и м ы м с р а з в л е ч е н и е м и л и хо тя бы у в л е ч е н и ем . Э то т о ч ­ н о п о д м е ч е н о п р о ф е с с о р о м Л Г П И С .А . Ш м а к о в ы м и в р я д л и н а й д у тс я в е с о м ы е в о з р а ­ ж е н и я е г о с уж д е н и ям . В е д ь 4 0 п р о ц е н т о в ш к о л ь н и к о в , п о м н е н и ю с а н и т а р н ы х м е д и к о в , и м е ю т п о в ы ш е н н у ю с т е п е н ь н е в р о т и з а ц и и , с в я з а н н у ю с п о в ы ш е н н ы м и у ч е б н ы м и н а ­ г р у з к а м и . С и с т е м а ц е н н о с т е й т в о р ц а «В ел и кой д и д а к т и к и » , не з н а вш а я т а к о го и зъ я н а , и з ­ в р ащ е н а . К л а с с н ы е у р о к и во м н о го м з а м о р а л и з о в а н ы , н о ­ т а ц и о н н ы , р е п р е с с и в н ы . Но к а к ж е в т а к и х у с л о в и я х д е й ­ с т в о в а т ь у ч и те лю , к а к в х о д е п р е д м е тны х з а н я т и й о с у щ е с т ­ ви ть н еф о рм а л ь н о е , с о д е р ж а ­ те л ьн о е , к о л л е к т и в н о е о б щ е ­ ние , е с л и х о т и т е — р а д о с тн о е с в и д а н и е с н а у ко й ? В о б щ е м - т о , с т а н о в и т с я по ня тны м , ч то о б р а з о в а н и е .н е м ож е т ос тава ться в и с т о р и ч е с ­ ки с л о ж и вш и х с я р а м ка х , и мы б у д е м с в и д е те л ям и р о ж д е н и я н о вы х и д е й и п о д х о д о в е го о б ­ н о вл ен и я . Но п о ка ки м н а п р а в ­ л е н и ям н а с с о б и р а ю т с я в е с ти к с о в е рш е н с т в о в а н и ю о б р а з о ­ в а н и я ? В е д ь с к о л ь к о с е й ч а с с о з д а е т с я и «новы х н а п р а в л е ­ ний» в о б р а з о в а н и и , и новы х ш ко л с м о д ны м и и м п о р т ны м и д е в и з а м и и п р о гр а м м а м и . . . Но не гр е ш и м л и мы п е р е д о т е ­ ч е с т в е н н о й о б р а з о в а т е л ь н о й с и с т е м о й , п е р е н о с я э ти н о в ­ ш е с т в а в н аш и у с л о в и я ? П е ­ д а г о г и м н о г и х п о к о л е н и й п р е ­ т е р п е л и д о с т а т о ч н о неудач о т п о пы то к в ти сн у т ь в ж и в ую д е й ­ с т в и т е л ь н о с т ь о б р а з о в а н и я н ем а л о п у с т ь д а ж е б л е с тящ и х т е о р и й , с ам ы х с о б л а з н и т е л ь ­ н ы х п о с т у л а т о в и м е т о д и к . В с п ом н им хотя бы начало ш е с ­ т и д е с я ты х , п о л е т Ю р ия Г а га ­ р и н а — т о гд а мы и м е л и л у ч ­ ш ую в м и р е с и с т е м у о б р а з о ­ в а н и я . П о т о м мы у в л е к л и с ь м а т е м а т и з а ц и е й , з а т е м р е ­ ф о р м и с т с к и й б ум с п р о г р а м ­ м и р о в а н н ы м о б у ч е н и е м , з а ­ х л е с т н у в ш и й п е д а г о г и ч е с к и й м и р , а с е г о д н я т о ж е с а м о е с кл а ды в а е т ся с к ом п ью те р ны м о б у ч е н и е м . В с е э т и н а ч и н а ни я в гр а н и т н ы х « б е р е га х » к л а с ­ с н о - у р о ч н о й с и с т е м ы п р о с т о з а х л е б н у л и с ь , т а к к а к о к а з а ­ л и с ь и ещ е не р а з о каж у т ся н е ­ с о в м е с т и м ы м и с р е а л ь н о й ж и з н ь ю и п р а к т и к о й о б р а з о в а ­ ния . О б р а з н о го в о р я , мы у л у ч ­ ш а л и д о р о г у , ко т о р а я в е д е т в т у п и к . А м о ж е т , п о л у чи в б е с ­ ц е н н ы й о т р и ц а т е л ь н ы й о п ы т н а л ож е н и я на п р а к т и ! ^ о б р а ­ з о в а н и я в с я к и х т е о р и и , м е т о ­ д о л о г и ч е с к и х к а т е го р и й и п р и ­ н ц и п о в и , в з я в на в о о р у ж е н и е н ац ио н а л ь н о е р у с с к о е «авось», п е р е ж д е м , к а к -н и б у д ь п р о ж и ­ вем ? Или , в д у хе с о в р е м е н н о с ­ ти , с ош л е м с я , ч то в м о р е о б ­ щ е с т в е н н ы х и ж и т е й с к и х н е в з ­ г о д н ам не д о т о го ? Н о в е д ь о с т а ю т с я д е т и . Н аш е б у д ущ е е . И о н и в м а с с е с в о е й о з л о б л яю т с я и т у п ею т о т х р о н и ч е с к и х н е у д а ч , с т р а д а ­ н и и , у н и ж е н и и и у п и р а ю т с я в те т у п и к и , д о р о ж к и к к о т о ры м п р о т о р е н ы в з р о с л ы м и . З н а ­ чи т , с н о в а и с н о в а б уд ем и с ­ ка т ь о т в е т на э т и н е п р о с ты е п р о б л е м ы . Т а к д а в а й т е в с е - та ки п о пы та е м с я , хо тя бы п о ка т е о р е т и ч е с к и , у й т и о т н а в я ­ з а н ны х о б р а з о в а н и ю ц е л е й и ц е н н о с т е й , о т т р а д и ц и о н н ы х з а д а ч о б у ч е н и я и в о с п и т а н и я , и с т о р и ч е с к и с л о ж и в щ и х с я п р и н ц и п о в о т н о ш е н и й м и р а в з р о с л ы х и м и р а д е т е й . И т о г ­ д а п о й м е м : м и р д е т с т в а с е го н е о р д и н а р н ы м у с т р е м л е н и е м к т в о р ч е с т в у , с е г о и с к р е н ­ н о с т ью , ч и с т о т о й и у в л е ч е н ­ н о с т ью д о л ж е н с т а т ь р а в н о ­ п р а в н о й ч а с т ью в з р о с л о г о о б ­ щ е с т в а . И не с у б о р д и н а ц и я , п р о и з в о л , м о н о л о ги з м , а р а ­ в е н с т в о , с о р а з в и т и е , с в о б о д а и е д и н с т в о д о л ж н ы бы т ь в з я ­ ты з а о с н о в у и х с о с у щ е с т в о ­ в а н и я . Н е н а в я з ы в а т ь с в о и ц е н н о с т и д о л ж н ы в з р о с л ы е д е т я м , а с о з д а в а т ь у с л о в и я дл я р е гш и з а ц и и п р а в а р е б е н ­ к а бы т ь у с л ы щ а н н ы м и п р и о б ­ щ е н ны м к к у л ь т у р н о м у н а с л е ­ д и ю с т а р ш и х п о к о л е н и й . Ч уть в н им а т е л ь н е е п р и г л я ­ д и м с я к п е д а г о г и ч е с к о й п р а к ­ т и к е п о -н а с т о я щ е м у т в о р ч е с ­ ки х н а с т а в н и к о в ю н ош е с т в а . К и х н е т р и в и а л ь н ы м р еш е н и ям п е д а г о г и ч е с к и х з а д а ч . К и х у м е н и ю п е р е ш а г н у т ь ч е р е з ш л а гб а ум ы с т а н д а р т о в и с т е ­ р е о т и п о в . В э м о ц и о н а л ь н о о к ­ р а ш е н н ы е с о с т а в л я ю щ и е их н е л е г к о г о т р у д а : р а с к о в а н н о ­ м у п о и с к у , ж и т е й с к о й м у д р о с ­ ти , ю м о р у , п р о ф е с с и о н а л ь н о ­ м у о п т и м и з м у . В о в с е м э том гл у б о к и й с м ы с л в о п р е д е л е ­ н и и с в о е г о п у т и к м и р у д е т с т ­ ва . Н о е с л и э т о у ж е е с т ь в ш к о л ь н о й п р а к т и к е , т о д о л ж ­ но б ы т ь о с м ы с л е н н о н а у ко й ? — с п р о с и т д о г а д л и в ы й ч и т а ­ тел ь . И з д е с ь я с к а ж у , ч то е с т ь та ка я п е д а го ги ч е с к а я си с тем а , к о т о р а я с п о с о б н а , п р е о д о л е в п р о т и в о р е ч и я м е ж д у н а у к о й и ж и з н ь ю , о б о с н о в а т ь з а к о н о ­ м е р н о с т ь п е р е х о д а о т т р а д и ­ ц и о н н ы х к н о вы м о т н ош е н и я м м и р а д е т е й и м и р а в з р о с л ы х . В н е й с о в с е м п о д р у г о м у ф о р м и р у ю т с я ц е л и о б р а з о в а ­ ния , в н е й н е т м е с та г и п е р т р о ­ ф и р о в а н н о й к л а с с н о - у р о ч н о й с и с т е м е , с о в с е м и с кл ю ч а е т с я потеряли право на труд и де­ нежные сбережения. Их бла госостояние снизилось в сотни и тысячи раз. Самым ярким показателем геноцида являет ся ежегодное сокращение на­ селения России на полтора миллиона человек. Но прези­ дент снова запускает руку в карманы трудящихся, чтобы получить в бюджет сто восемь триллионов рублей, предна­ значенных для дотаций ком­ мунальному хозяйству. Мо дернизация и реконструкция коммунального хозяйства ля ­ гут дополнительным бреме­ нем на трудящихся. Так что процесс освобождения квар ­ тир пойдет еще интенсивнее. Не зря же Борис Немцов ини­ циирует ликвидацию строи­ тельных огранизаций в армии — зачем строить, если города скоро опустеют. Ведь где-то уже определили будущую чис­ ленность населения России в 60 миллионов человек. Разго­ воры о том, что за коммуналь­ ную реформу заплатят бога­ тые —сладкая ложь, так как абсолютное большинстао на шего населения живе"^^ чер той бедности. Им и платить? Готовится прекращение дотаций по льготам, которое обрушится на самые бедные слои населения: на детей, па больных, на стариков, на учи­ телей и медиков, на ученых и артистов. Воистину, вели ка забота о благе народа! Лю бой здравомыслящий человек не позволит неумелому шофе- РУ управлять автомобилем, в котором едет его семья. По чему же все мы безропотно склоняем головы над занесен­ ной над нами бедой? Почему мы не можем потребовать, заставить президента и пра­ вительство нормально подни­ мать экономику страны, вмес­ то того, чтобы пополнять гос­ бюджет за счет ограбления народа? Владимир ПЕТРОВ, г. Липецк. — ОБРАЗОВАНИЕ ■ п р а к т и к у е м ы й ны н е с п о с о б о ц е н к и з н а н и й у ч ащ и х с я и д е я те л ь н о с ти п е д а го го в , с о ­ в сем д р у г о й у р о в е н ь и ф о р ­ мы с в я з и у ч и т е л я и у ч е н и ­ ка . Э то б у д е т ш к о л а д е й с т ­ вия , п е р с о н а л ь н о го , л и ч н о с ­ т н о го з н а н и я . О н а п о с т р о е ­ н а н а с т р у к т у р н ы х з в е н ь я х о б у че н и я : це л ь — д е й с т в и е — р е зул ь та т . Э то з н а ч и т , ч то у чи тел ь б у д е т д а в а ть зн а н и я не в о о бщ е , а с к о н к р е т н о й ц е л ью , н а п р а в л е н н о й н а б у ­ д ущ ую д е я т е л ь н о с т ь и д а ж е п р о ф е с с и ю у ч ащ и х с я . С к а ­ ж е м , к о м у - т о и з п е д а го го в в м е с те с у ч е н и к а м и т р е б у ­ е т с я н е с к о л ь к о л е т и з у ч а т ь а р и ф м е т и к у , д р у г и м — на о с н о вы м а т а н а л и з а н уж н о в д е с я т ь р а з м е н ьш е . Р е з у л ь ­ т а т и с п о л н е н и я д о л ж е н о б я ­ з а те л ь н о п р о в е р я т ь с я с п о ­ м ощ ью с п е ц и а л ь н ы х а н а л и ­ т и ч е с к и х м е т о д и к . Э то и б у ­ д е т о ц е н к о й т р у д а у ч и те л я , ч то , к с т а т и , о д н о в р е м е н н о и с к л ю ч и т и н т у и т и в н ы й с п о ­ с о б в ы с т а в л е н и я о ц е н о к у ч е н и к а м . Р е а л и за ц и я ц е л е в о й д и ­ а гн о с т и к и в о б р а з о в а н и и о з ­ н а чал а бы н а ч а л о о д н о й и з с а м ы х р а д и к а л ь н ы х р еф о рм в и с т о р и и Р о с с и и . К о н е ч н о , т е п е р ь в с т а е т в о п р о с о т ом , к а к д о л ж н а ф у н к ц и о н и р о ­ ва ть э т а с и с т е м а . Но э т о т е м а о т д е л ь н о го д о с т а т о ч н о н е п р о с т о г о р а з ­ го в о р а о б и д е а л ь н о м о б щ е ­ н и и д е т е й и в з р о с л ы х в п р о ­ ц е с с е о б у ч е н и я и в о с п и т а ­ н ия . Он б у д е т г о р а з д о и н т е ­ р е с н е е , е с л и вы , у в аж а ем ы е ч и та те л и , к о л л е ги , п р е д п о ч ­ т е т е н е ч т о б о л ь ш е е , ч е м т о л ь к о п р о ч т е н и е э т и х з а м е ­ т о к . Б е з в аш и х п и с е м , о т ­ к л и к о в , п р е д л о ж е н и й , д а ж е к р и т и ч е с к и х , п р о д о л ж е н и е м о и х р а з м ы ш л е н и й м о ж е т о к а з а т ь с я г л а с о м , в о п и ю ­ щ и м в п у с т о т у . . . Иван ГУЗЕНКО , проф ессор ЛГПИ , доктор пед а го гичес ки х наук .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz