Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
2 7 июн я 1997 г . , № 1 2 3 -1 2 4 (1 437 -14 38 } А « В РОССИ И ВСЕГДА БЫЛ И ДВЕ Л И Н И И Ж И ЗН И . . .» Размыш ления о России пос т сове т ской «А я с собой сво ю Росси ю в д о р о ж ном унош у м еш к е . . .» , опубликованные в «ЛГ» накануне Д ня независимос т и, вызвали неоднозначные чи т а т ельские о тк лики: одни возражали , дру гие с о глашались с высказанной т очкой зрения . Но особенно ин т ересным п о ка за лось одно и з п и с ем — п енсионер ки и з Л и п ец ка , подписавш ейся М ар и ей А н др е е вн о й . В н ем не оказалось ни «за», ни «про т ив» сказанно г о , а сделана попы тк а увяза ть д ень се г одняшний с д н е м вчерашним России (СССР ) в о д ном аспек т е: к т о ж е руководил и руководи т с т раной? Д а н к а к бы генезис ^ а с т и , попы тк а осмысли ть, « о тк уда но ги растут», и в развале Союза , и в б ед а х сегодняшней России . Итак... — Я во многом согласна со сказанным в статье «А я с собой свою Россию в доро жном уношу мешке...» И вместе с тем не могу не вы сказать возмущения той ис терикой, которая раздается порой в адрес «демократов, разваливших Союз, обок равших народ и прочее». Не все так просто. Может быть, именно в эти годы я, нищая пенсионерка, научилась по нимать и осмыслять проис ходящее. Кто же они, «разруши тели и душители» — заду мываемся ли мы? Сами, сво им умом? Наверное, я не открою Америки, но разве не оче видно — кто был у власти в СССР и кто теперь? Те же самые люди. То есть те же коммунисты. Именно они, как песчинки в песочных часах, пересыпались из влас тных структур времен Бреж нева-Горбачева в сегодняш нюю Думу и Совет Федера ции, в окружение президен- та-коммуниста. В Госдуме их чуть не две трети — и чем они там зани маются? «Защищают народ», оказывается! То есть лепят свое личное благополучие, устраивают склоки, «отреша ют» от власти президента и правительство. Это они, духовные после дователи главного коммунис та Ленина и соратники Зю ганова, довели страну до раз вала, а народ до геноцида. Вы посмотрите, как лоснятся их жирные лица от «многотруд ной» работы. И если в про шлые времена они сдержива ли свои аппетиты, боясь на казания, то сегодня, став «де мократам и» , впились во власть, как клещи. И никто не оторвет их, пока сами, не обожравшись, не отпадут от кормушки. И разве им плохо, ни за что не отвечая, получать мил лионы, строить особняки, вояжировать по заграницам, устраивать детей там же и, между делом, «страдать за народ», натравливая его друг на друга? Если кто и виноват в тра гедии страны, то только ком мунисты. Именно они держа ли народы на цепи у сторо жевой будки и не заметили, как цепь эту разъела ржав чина. Это они сами подруби ли сук, на котором сидели, но, как ни странно, не понес ли возмездия, а вновь оказа лись во власти. И натравливают народ на Ельцина-коммуниста, пыта ются свалить вину за свои де яния, свою бездеятельность на кого-то другого... Не могу не высказать не сколько слов и в адрес нашей областной власти. Кто сегод ня на «липецком троне»? На ролин, Бородин, Королев — все те же коммунисты. Ни какой разницы, только в про шлом они жили по указке и себя не забывали, сегодня же они — полновластные хозяе ва области. Но как тогда, так и сей час в стране, мало соприка саясь, были две линии жиз ни — власти и народа. Одни (меньшинство) пользовались привилегиями (сегодня их «возможности» возросли фантастически) и вели «ли нию партии», большинство же томилось в очередях, ез дило в Москву за колбасой, охотилось за зарубежными тряпками, вкалывало. Так и шли — власть и на род — каждый своей доро гой. Так идут и посейчас, и расстояние меж ними стано вится все больше и больше. Сегодняшние «подпольные коммунисты» предпочитают обещать. Они не сходят со страниц газет, с экранов те левизоров. Обливают друг друга грязью, готовы — на словах — разогнать прави тельство, а Ельцина разо рвать в клочья. Но это все слова, не о том у них болит голова, не о том забота... А люди никак не поймут, что же мешает и «тем», и «этим» коммунистам навес ти порядок в стране, в облас ти? Мне больно жить при се годняшних коммунистах, тяжко жилось и при вчераш них. Вся молодость прошла в трудах за гроши, в нище те. И теперь ничуть не луч ше. Именно они, коммунис ты, все сделали для того, что у народа не осталось никакой надежды — только пить да умирать. И сейчас они ничего не делают сами и народу не дают. Как холопы, то и дело снуют в Америку, к хозяину — должно быть, не могут ни как жить без указки, без чу жого ума. В с як а я точк а зр ени я имеет право быть обнародо ванной. Тем более, челове ка неравнодушного. Ком ментировать письмо чита тельницы нет необходимос ти — оно достаточно четко отражает чувства определен ной части сограждан. Дело в другом. На собственных судьбах испытывая опыт «реф ормирования» , мы имеем возможность срав нивать. И вот здесь-то объ яснить происходящее толь ко «хамелеонством» ком мунистов невозможно. Демонтирована система власти, при которой, выра жаясь формулировкой чи тательницы, «линия влас ти и линия народа», если и не соприкасаясь, но шли параллельно. Сегодняшняя система разруш ила эту «параллельность», власть оказалась «страшно дале ка от народа», и повернуть ся к его нуждам уже не в состоянии: принципиально изменен экономический фундамент, базис ее. Что же касается упре ков в адрес сегодняшних руководителей области, то и тут есть над чем пораз мышлять, памятуя о крат ком и бесславном правле нии областью когортой «пламенных демократов», пришедших к власти в 1991 году. Не забыла ли их «славные деяния» Мария Андреевна? ОН И ХОТЕЛ И БЫ ПОХОРОН И Т Ь НЕ ТЕЛО, А Д ЕЛ О Л ЕН И Н А в последние дни у прези дента Ельцина появилось желание сделать еще что-ни будь «историческое». Была подсказана «идея» — переза хоронить тело В.И. Ленина. Как выразился Б. Ельцин, «по-христианскому обычаю». Но Ленин не был верующим человеком. Он был не только вождем трудящихся, но и великим ученым в целом ряде общественных наук. И, естес твенно, был атеистом. Так почему же его надо хоронить по-христианскому обычаю? Враги Ленина выдумали легенду о том, что будто бы он завещал похоронить его рядом с могилой матери на Волковом кладбище в нынеш нем Петербурге. Долго иска ли повсюду это «завещание», но так и не нашли — его про сто не было. Историки окон чательно доказали, что это «завещание» — выдумка не другов В.И. Ленина. И тем не менее, президент, что назы вается, не моргнув глазом. вытащил эту нечистоплотную выдумку и повторил ее все народно по телевидению, как якобы действительное заве щание В.И. Ленина. Ученые, врачи на прохо дившем недавно конгрессе физиологов высказались о том, что тело В.И. Ленина не подверглось изменению и что его надо сохранить как вели чайший эксперимент в баль замировании. Конечно, нынешние влас ти, считающие огромным сво им достижением своевремеи ную выплату мизерных пен сий, от которых люди выми рают, хотели бы похоронит^ не тело, а дело Ленина. Но это им не дано. Отсюда «про грамма —минимум»—унич тожить хотя бы мавзолей В.И. Ленина, который посто янно мозолит им глаза, а тру дящимся напоминает, как они жили при Советской власти. Федор МЕЛИХОВ, г. Липецк. НЕ УСТ ОЯЛ И ПОСЕЛ ОК К АМ ЕННЫЙ Х О Ч У Б ЫТ Ь У СЛ Ы Ш АНН ЫМ К У Д А РУ Л И Т О Б Н О В Л ЕН Н О Е П РА В И Т ЕЛ Ь СТ В О ? Д еся ток лет назад здесь стоял посе лок Ключи . Сейчас на этом месте поле, а собирают урожай люди, специально приезжающие из соседнего Каликино. До сих пор п лу ги корежат останки былых строений, выворачивают из земли кам ни , еще недавно служившие фундамен том жилых домов. Рядом с небольшими Ключами сто я л поселок Каменный: около 80 дворов, начальная школа, магазин... А немного в сторону был поселок Касымово, кото рого тоже теперь нет. — Д л я меня это родные места, — грустно оглядывает поле председатель ТОО «Аграрник» Василий Сладкое. — Мать моя родом касымовская. Когда р у ководил добровской «Сельхозтехникой», то часто бывал в Каменном, помогал местной школе, хотя она и не была под шефной. Хорошо помню Ключи, краси вое было место. — А люди куда переселились? — В основном уехали в Лебедянь, Ли пецк, Доброе. Когда сносили «неперспек тивные» деревни, много добрых работ ников ушло в город. И тихо, с горечью, добавил: — Вот ведь, приказ «сверху» выпол нили , снесли селения, а теперь за десят ки километров возим сюда работников. Привы кли исполнять указ, не думая о последствиях. Александр АНДРЕЕВ. Фото автора. К ТО ПОБЕД ИТ : Н И К А ИЛ И М ЕРК УРИ Й ? Есть в Л ипец ке место, к которому следовало бы относиться с большим вниманием и заботой. Это площадь Победы . Если вы придете туда, интерес но, увидите вы е е или нет? Только развилки дорог , сплошной поток транспорта, охватывающий коль цом большое неорганизованное пространство, д а ещ е кучи мусора у книжного базара , у рынка и «Мер курия» ... По теперешнему состоя нию ее вернее было бы на звать Торговой или даже Ба зарной площадью, еще ей подошло бы название Тран спортной площади, посколь ку там развязки всех мар шрутов, стоянки машин. Ви димо, возникла она стихий но, как сложилось пересече ние улиц, так и ладно. Ни что не предусмотрено, не ор ганизовано. А ведь площадь Победы — это прежде всего мемори альное, памятное место. Ска жите, ну кто при виде ее ска жет, что она названа в честь такого великого историческо го события? Площадь мемо риальная, и она должна от вечать всем требованиям, предъявленным к такого рода уголкам города. Ее нуж но отделить от дорог низень кой оградкой, а за декоратив ной решеткой внутри поса дить цветущий кустарник. Еще хорошо бы посадить несколько декоративных де ревьев с широкой раскидис той кроной, таких, как липа, каштан, клен — с красными листьями осенью. Всего не сколько деревьев, чтобы все смотрелось не как сквер или парк, а как площадь. Сделать несколько небольших деко ративных клумб, дорожки и скамейки. В композицию мемори альных площадей, как пра вило, включают мемориаль ный памятник, вот и на на шей площади он должен быть. Любой, пусть очень скромный, учитывая наше безденежье, и поставить его так, чтобы к нему можно было подойти, возложить цветы, постоять, вспоминая своих близких, погибших на войне. Какой он будет, это решат архитектор и скульп тор — авторы мемориала, но желательно, чтобы липчане ознакомились с проектом предварительно. Дорогие наши старики! Вы, конечно, помните, как все ликовали, когда пришел День Победы, как смеялись и плакали от радости. Как твердили: «Никто не забыт, ничто не забыто». Мы не за были вас, просто души наши очерствели. Но мы исправим ся, верьте нам! Нива СЕРОВА, инженер-строитель. г. Липецк. Любой президент, любое правительство имеют право на власть при успешном осущес твлении хотя бы пяти функ ций государственного управ ления. Это — обеспечение су веренитета страны и достой ного положения ее в мировом сообществе, сохранение тер риториальной целостности страны и ее военной безопас ности, обеспечение экономи ческого развития страны и технологической безопаснос ти, обеспечение материально го благосостояния народа, вы сокого уровня его материаль ной и духовной культуры и наконец, защита прав граж дан на жизнь, труд, социаль ную помощь. Но если не вы полняются эти функции, то правительство не имеет ни мо рального, ни исторического права на власть. Наш прези дент, объявив своей целью воссоздать экономическое мо гущество страны, превратить ее в великую державу, за шесть лет правления низвел нас до положения граждан по луколониального государства третьего. (л‘йр4> с вымираю щим населением и разрушен ной экономикой. И сегодня все в страхе перед новой се рией непопулярных реформ, с помощью которых прави тельство надеется ликвидиро вать финансовую недееспособ ность государственной власти. Но, не создав ничего по лезного, правительство вы нуждено залезать в долговую кабалу, закладывать нацио нальные богатства, разрушать экономическую, финансовую, технологическую, продоволь ственную, военную мощь страны, проводить политику геноцида против собственно го народа. Инструментом этой политики является и комму нальная реформа. За годы пе рестройки больше всех пос традали трудящиеся России: они лишились права собствен ности на средства производст ва, национальные богатства. Б У Д ЕМ П Р О Д О Л Ж А Т Ь ? Н ациональной чертой характера российского I человека всегда было само забвенное увлечение различным и глобальными научными теориями. Со в р ем ен глубокой древности и д о наш их д н е й он обязательно ищет фундаментальное всеобщ ее н а чало , объясняющее все и вся. С одной стороны, [м но ги е всерьез полагают, что это практическое [проявл ение исторического предназначения Р ос си и — быть мировым центром духовных страстей и и с кани й . С другой , совместимость теоретичес ки х вы кладо к с реальной жизнью — это иллюзия , I потому что мир развивается, проходит чер ез сп а - \д ы и взлеты, не сверяясь с наш ими теориями. С этих позиций и делает свою попытку найти I н ад еж ны е точки соприкосновения н ауки и практи к и н аш новый автор, проф ессор кафешзы тегюии и истории педагогики Л ГПИ Иван ГУЗЕНКО . Про - ] блемы образования , которые он пытается осмы с - \лить, будут особенно актуальны в грядущ ем X X I I в е ке . П р и з н а ю с ь о т к р о в е н н о : н е б е з н е к о т о р о г о с о м н е н и я я р еш и л вы с ка за т ь с я п о п р о б л е м а м , к о т о р ы е , п о в с е й в и д и м о с т и , н а й д у т п р а к т и ч е с к о е в о п л ощ е н и е т о л ь к о в с л е д у ю щ е м в е ке . На ф о н е п о с т и гш и х Р о с с и ю б е д с т в и й в с е н а с т о л ь к о о б о с т р и л о с ь , мы т а к п о г л о щ е н ы з л о б о й д н я , ч т о с у ж д е н и я о н е о б х о д и м о с т и г л у б о к о г о р е ф о р м и р о в а н и я с и с т е м ы о б р а з о в а н и я , н о вы х п у т я х ее р а з в и т и я м о г у т п о к а з а т ь с я п р е ж д е в р е м е н н ы м и , а т о и в о в с е п у с ты м и р а з д р а ж а ю щ и м п р о ж е к т е р с т в о м . «Д а ч то вы , у в а ж а е м ы й п р о ф е с с о р , — с к а ж у т м н е ч и т а т е л и , — р и с у е т е в аш и п е р с п е к т и в ы , к о г д а ш к о л а с к а т и л а с ь к о с т а т о ч н о м у п р и н ц и п у с у щ е с т в о в а н и я , п е д а г о г и н е п о л у ч а ю т з а р п л а т у , а д е т и п р е в р а щ а ю т ся в го л о д н ы х вол ча т?» Ч то ж , т а к о е м о ж е т с л у ч и т ь с я . Но я и с к р е н н е н а д е ю с ь н а м у д р о с т ь и т в о р ч е с к и й п о т е н ц и а л л и п е ц к о г о у ч и т е л ь с т в а , ч у ж д о го и з л и ш н е м у к о н с е р в а т и з м у . Т ем б о л е е , ч то м н о го е , о ч ем я п иш у , уж е ш и р о к о о б с у ж д а е т с я в н а у ч н о й с р е д е , и я с б л а го д а р н о с т ь ю о п и р а ю с ь на р а з р а б о т к и и з в е с т н ы х у ч е ны х , с р е д и к о т о р ы х М .А . В ей т , Г .Н . В о л к о в , Ь .З . В у л ьф о в , В .П . З и н ч е н к о , Б .Т . Л и х а ч е в , А .Б . О р л о в , Д .Н . У з н а д з е , С .А . Ш м а к о в и д р у г и е . Т ем а , п о п о в о д у к о т о р о й я р еш и л в ы с к а з а т ь с я , в о б щ е м - т о , т р а д и ц и о н н а : о т н о ш е н и я в з р о с л ы х и д е т е й , о б р а з н о г о в ор я , м и р а в з р о с л ы х и м и р а д е т с т в а . И с т о р и ч е с к и и с т и х и й н о с л о ж и л о с ь т а к , ч то м и р в з р о с лы х ф о р м и р у е т м и р д е т с т в а по с в о е м у о б р а з у и п о д о б и ю . Э то в п о л н е с о з в у ч н о т е о р и и п р о гр е с с и в н о й э в о л ю ц и и в е с ьм а п о ч т е н н о г о в о з р а с т а . В е е и д е е « е д и н с т в а р а з в и в а ю щ е го с я м и ра » ч е л о в е к ф а к т и ч е с ки у п о д о б л я е т с я л ю б о м у д р у г о м у б и о л о г и ч е с к о м у в и д у , э в о л ю ц и о н н ы е и з м е н е н и я в к о т о р о м с о з д а ю т в з р о с л ы е о с о б и , т о гд а к а к д е т е н ы ш и — л иш ь о б ъ е к т дл я п е р е д а ч и и з а к р е п л е н и я о п ы т а . Н е л ь з я с к а з а т ь , ч то в т е о р и и э в о л ю ц и и не у ч и ты в а л и с ь о с о б е н н о с т и ч е л о в е ка р а з у м н о го . Но ф а к т и ч е с к и п о л у ч а л о с ь , ч то ч е л о в е ч е с т в о — э т о м и р в з р о с л ы х , а м и р д е т с т в а — п у с т ь в аж н ая , но т о л ь к о ч а с т ь е го . В п р о ч е м , б о л ьш и н с т в у и з н а с к а ж е т с я , н и ч е г о д р у г о г о н е л ь з я и п р и д у м а т ь . К а к ж е и н а че ? М и р д е т с т в а — н е р а в н о ц е н на я ч а с т ь м и р а в зр о слы х и п о д ч и н е н а в з р о с л ы м . С та р ш и е у ч а т и п р и к а з ы в а ю т , а д е т и б е зм о л в н о у с в а и в а ю т и в о с п р о и з в о д я т с к а з а н н о е . У че ны е н а зы в аю т э т о м о н о л о - ги з м о м . Но е с т ь и д р у г о е , б о л е е р е з к о е с л о в о : п р о и з в о л , п о с к о л ь к у м и р в з р о с л ы х н а в я з ы в а е т с в о и з а к о н ы м и р у д е т е й , за с та в л я я п р и н и м а т ь их б е з п р а в а на о т в е т . Но э т о и л лю зи я , ч то и н о го , н е м о ж е т и бы ть . П р и вы ч ны е п р е д с т а в л е н и я с е г о д н я с д е р ж и в а ю т в о з м о ж н о с т ь н а с ущ н ы х и з м е н е н и й в о б р а з о в а н и и , а з н а ч и т , п о б о л ьш о м у с ч е т у , т о р м о з я т р а з в и т и е о б щ е с т в а . М и р в з р о с л ы х с е г о д н я б о лен . С о ц и а л ь н о е н а п р я ж е н и е в н ем в о з р а с т а е т . П р е о б л а д а ю щ и м и ц е н н о с т я м и с т а н о в я т ся с т р е м л е н и е к п о л и т и ч е с к о м у и э к о н о м и ч е с к о м у г о с п о д с т в у , п о р о ж д а ю щ е е б о р ь б у за с ф е р ы в л и я н и я и п е р е д е л м и р а (л о ка л ь ны е и р е ги о н а л ь ны е в о й н ы , к о н ф л и к т ы , р а с ш и р е н и е в о е н н ы х с о ю з о в ) , б е з г р а н и ч н а я э к с п л у а т а ц и я п р и р о д ы в у го д у н а у ч н о -т е х н и ч е с к о м у п р о г р е с с у и м н о г о е д р у г о е , ч то в е д е т к то та л ьн о й к а та с тр оф е . П о э т ом у н е у д и в и те л ьн о , е с л и к аж д о е н о в о е п о к о л е н и е , о б у ч а я с ь и в о с п и т ы в а я с ь на о с н о в е т а к и х ц е н н о с тны х о р и е н т и р о в , н е у к л о н н о и с в о з р а с т а ю щ и м у с к о р е н и е м т о л к а е т ц и в и л и з а ц и ю на т у п и к о в ы й п у т ь р а з в и т и я . И та к , с т е р е о т и п ы т р а д и ц и о н ны х о т н ош е н и й м и р а в з р о с лы х и м и р а д е т е й с к о в а л и и р а з в и т и е т е о р и и о б р а з о в а н и я , в о гн а л и в ж е с т к и е р а м ки п р а к т и к у о б у че н и я . То , ч то з а л о ж е н о в «В ел и кой д и д а к т и к е » Яна А м о са К о м е н с к о го , сы гр а в п о и с т и н е о гр о м н ую р о л ь в п е д а г о ги к е , с XVII в е ка т а к и н е р е а л и зо в а н о п о л н о с тью . И з в с е го п е д а го ги ч е с к о го н а с л е д и я м н о г и х п р о с в е т и т е л е й п р о ш л о го в с о в е рш е н с т в е р а з р а б о т а н а и п р и м е н е н а л и ш ь к л а с с н о -у р о ч н а я с и с т е м а ! Ее п лю сы и м и н у сы и з в е с т н ы , но ч р е з м е р н а я к о н ц е н т р а ц и я в н им а н и я на ней с н а чал а в р о д е бы н е з ам е тн о , а п о то м в се н а с т о й ч и в е е с та л а о г р а н и ч и вать с в о б о д н о е р а з в и т и е д е тей . В чем проявл яю тся э ти о г р а н и ч е н и я ? П о с м о т р и м н а о б у ч е н и е не к а к на р е а л и з а ц и ю к а к и х - т о « н е зы б л ем ы х » п р и н ц и п о в (н а гл я д н о с т и , д о с т у п н о с т и , п о с л е д о в а т е л ь н о с т и , — к с т а т и , э т о о ч е р е д н о й с т е р е о т и п ) . З а н и м и т р у д н о «увидеть» р е б е н к а ( б е з д е т н а я п е д а го ги к а ) , не го в о р я у ж е о т ом , ч то бы с о с т а в и т ь п о л н о е п р е д с т а в л е н и е о м и р е д е т с т ва . Е сли ж е нам н уж ны не п р и н ц и п ы , а н е ч то б о л ьш е е — д е я те л ь н о с т ь и с а м о д е я т е л ь н о с т ь с а м и х д е т е й , т о с т а н д а р т н а я ф о р м а о р г а н и з а ц и и к л а с с н о - у р о ч н о й с и с т е м ы о б у ч е н и я с в о и м о д н о о б р а з и ем я в н о з а д е р ж и в а е т р а з в и т и е с о ц и а л ь н о й а к т и в н о с т и р е б е н к а , а ш а бл о ны п р о ц е с с а о б у че н и я гр о з я т п о д а в и т ь и р а зм ы т ь и н д и в и д у а л ь н о с т ь те х , к то не м о ж е т п р о т и в о с т о я ть т р е б о в а н ию бы ть « ка к все» ( к о нф о р м и зм ) . П о ч е м у -т о с т а л о н о р м о й с ч и та т ь , к п р и м е р у , у ч е н и е « о б я з а т е л ь н ы м и тяж е лы м т р уд ом » , н е с о в м е с т и м ы м с р а з в л е ч е н и е м и л и хо тя бы у в л е ч е н и ем . Э то т о ч н о п о д м е ч е н о п р о ф е с с о р о м Л Г П И С .А . Ш м а к о в ы м и в р я д л и н а й д у тс я в е с о м ы е в о з р а ж е н и я е г о с уж д е н и ям . В е д ь 4 0 п р о ц е н т о в ш к о л ь н и к о в , п о м н е н и ю с а н и т а р н ы х м е д и к о в , и м е ю т п о в ы ш е н н у ю с т е п е н ь н е в р о т и з а ц и и , с в я з а н н у ю с п о в ы ш е н н ы м и у ч е б н ы м и н а г р у з к а м и . С и с т е м а ц е н н о с т е й т в о р ц а «В ел и кой д и д а к т и к и » , не з н а вш а я т а к о го и зъ я н а , и з в р ащ е н а . К л а с с н ы е у р о к и во м н о го м з а м о р а л и з о в а н ы , н о т а ц и о н н ы , р е п р е с с и в н ы . Но к а к ж е в т а к и х у с л о в и я х д е й с т в о в а т ь у ч и те лю , к а к в х о д е п р е д м е тны х з а н я т и й о с у щ е с т ви ть н еф о рм а л ь н о е , с о д е р ж а те л ьн о е , к о л л е к т и в н о е о б щ е ние , е с л и х о т и т е — р а д о с тн о е с в и д а н и е с н а у ко й ? В о б щ е м - т о , с т а н о в и т с я по ня тны м , ч то о б р а з о в а н и е .н е м ож е т ос тава ться в и с т о р и ч е с ки с л о ж и вш и х с я р а м ка х , и мы б у д е м с в и д е те л ям и р о ж д е н и я н о вы х и д е й и п о д х о д о в е го о б н о вл ен и я . Но п о ка ки м н а п р а в л е н и ям н а с с о б и р а ю т с я в е с ти к с о в е рш е н с т в о в а н и ю о б р а з о в а н и я ? В е д ь с к о л ь к о с е й ч а с с о з д а е т с я и «новы х н а п р а в л е ний» в о б р а з о в а н и и , и новы х ш ко л с м о д ны м и и м п о р т ны м и д е в и з а м и и п р о гр а м м а м и . . . Но не гр е ш и м л и мы п е р е д о т е ч е с т в е н н о й о б р а з о в а т е л ь н о й с и с т е м о й , п е р е н о с я э ти н о в ш е с т в а в н аш и у с л о в и я ? П е д а г о г и м н о г и х п о к о л е н и й п р е т е р п е л и д о с т а т о ч н о неудач о т п о пы то к в ти сн у т ь в ж и в ую д е й с т в и т е л ь н о с т ь о б р а з о в а н и я н ем а л о п у с т ь д а ж е б л е с тящ и х т е о р и й , с ам ы х с о б л а з н и т е л ь н ы х п о с т у л а т о в и м е т о д и к . В с п ом н им хотя бы начало ш е с т и д е с я ты х , п о л е т Ю р ия Г а га р и н а — т о гд а мы и м е л и л у ч ш ую в м и р е с и с т е м у о б р а з о в а н и я . П о т о м мы у в л е к л и с ь м а т е м а т и з а ц и е й , з а т е м р е ф о р м и с т с к и й б ум с п р о г р а м м и р о в а н н ы м о б у ч е н и е м , з а х л е с т н у в ш и й п е д а г о г и ч е с к и й м и р , а с е г о д н я т о ж е с а м о е с кл а ды в а е т ся с к ом п ью те р ны м о б у ч е н и е м . В с е э т и н а ч и н а ни я в гр а н и т н ы х « б е р е га х » к л а с с н о - у р о ч н о й с и с т е м ы п р о с т о з а х л е б н у л и с ь , т а к к а к о к а з а л и с ь и ещ е не р а з о каж у т ся н е с о в м е с т и м ы м и с р е а л ь н о й ж и з н ь ю и п р а к т и к о й о б р а з о в а ния . О б р а з н о го в о р я , мы у л у ч ш а л и д о р о г у , ко т о р а я в е д е т в т у п и к . А м о ж е т , п о л у чи в б е с ц е н н ы й о т р и ц а т е л ь н ы й о п ы т н а л ож е н и я на п р а к т и ! ^ о б р а з о в а н и я в с я к и х т е о р и и , м е т о д о л о г и ч е с к и х к а т е го р и й и п р и н ц и п о в и , в з я в на в о о р у ж е н и е н ац ио н а л ь н о е р у с с к о е «авось», п е р е ж д е м , к а к -н и б у д ь п р о ж и вем ? Или , в д у хе с о в р е м е н н о с ти , с ош л е м с я , ч то в м о р е о б щ е с т в е н н ы х и ж и т е й с к и х н е в з г о д н ам не д о т о го ? Н о в е д ь о с т а ю т с я д е т и . Н аш е б у д ущ е е . И о н и в м а с с е с в о е й о з л о б л яю т с я и т у п ею т о т х р о н и ч е с к и х н е у д а ч , с т р а д а н и и , у н и ж е н и и и у п и р а ю т с я в те т у п и к и , д о р о ж к и к к о т о ры м п р о т о р е н ы в з р о с л ы м и . З н а чи т , с н о в а и с н о в а б уд ем и с ка т ь о т в е т на э т и н е п р о с ты е п р о б л е м ы . Т а к д а в а й т е в с е - та ки п о пы та е м с я , хо тя бы п о ка т е о р е т и ч е с к и , у й т и о т н а в я з а н ны х о б р а з о в а н и ю ц е л е й и ц е н н о с т е й , о т т р а д и ц и о н н ы х з а д а ч о б у ч е н и я и в о с п и т а н и я , и с т о р и ч е с к и с л о ж и в щ и х с я п р и н ц и п о в о т н о ш е н и й м и р а в з р о с л ы х и м и р а д е т е й . И т о г д а п о й м е м : м и р д е т с т в а с е го н е о р д и н а р н ы м у с т р е м л е н и е м к т в о р ч е с т в у , с е г о и с к р е н н о с т ью , ч и с т о т о й и у в л е ч е н н о с т ью д о л ж е н с т а т ь р а в н о п р а в н о й ч а с т ью в з р о с л о г о о б щ е с т в а . И не с у б о р д и н а ц и я , п р о и з в о л , м о н о л о ги з м , а р а в е н с т в о , с о р а з в и т и е , с в о б о д а и е д и н с т в о д о л ж н ы бы т ь в з я ты з а о с н о в у и х с о с у щ е с т в о в а н и я . Н е н а в я з ы в а т ь с в о и ц е н н о с т и д о л ж н ы в з р о с л ы е д е т я м , а с о з д а в а т ь у с л о в и я дл я р е гш и з а ц и и п р а в а р е б е н к а бы т ь у с л ы щ а н н ы м и п р и о б щ е н ны м к к у л ь т у р н о м у н а с л е д и ю с т а р ш и х п о к о л е н и й . Ч уть в н им а т е л ь н е е п р и г л я д и м с я к п е д а г о г и ч е с к о й п р а к т и к е п о -н а с т о я щ е м у т в о р ч е с ки х н а с т а в н и к о в ю н ош е с т в а . К и х н е т р и в и а л ь н ы м р еш е н и ям п е д а г о г и ч е с к и х з а д а ч . К и х у м е н и ю п е р е ш а г н у т ь ч е р е з ш л а гб а ум ы с т а н д а р т о в и с т е р е о т и п о в . В э м о ц и о н а л ь н о о к р а ш е н н ы е с о с т а в л я ю щ и е их н е л е г к о г о т р у д а : р а с к о в а н н о м у п о и с к у , ж и т е й с к о й м у д р о с ти , ю м о р у , п р о ф е с с и о н а л ь н о м у о п т и м и з м у . В о в с е м э том гл у б о к и й с м ы с л в о п р е д е л е н и и с в о е г о п у т и к м и р у д е т с т ва . Н о е с л и э т о у ж е е с т ь в ш к о л ь н о й п р а к т и к е , т о д о л ж но б ы т ь о с м ы с л е н н о н а у ко й ? — с п р о с и т д о г а д л и в ы й ч и т а тел ь . И з д е с ь я с к а ж у , ч то е с т ь та ка я п е д а го ги ч е с к а я си с тем а , к о т о р а я с п о с о б н а , п р е о д о л е в п р о т и в о р е ч и я м е ж д у н а у к о й и ж и з н ь ю , о б о с н о в а т ь з а к о н о м е р н о с т ь п е р е х о д а о т т р а д и ц и о н н ы х к н о вы м о т н ош е н и я м м и р а д е т е й и м и р а в з р о с л ы х . В н е й с о в с е м п о д р у г о м у ф о р м и р у ю т с я ц е л и о б р а з о в а ния , в н е й н е т м е с та г и п е р т р о ф и р о в а н н о й к л а с с н о - у р о ч н о й с и с т е м е , с о в с е м и с кл ю ч а е т с я потеряли право на труд и де нежные сбережения. Их бла госостояние снизилось в сотни и тысячи раз. Самым ярким показателем геноцида являет ся ежегодное сокращение на селения России на полтора миллиона человек. Но прези дент снова запускает руку в карманы трудящихся, чтобы получить в бюджет сто восемь триллионов рублей, предна значенных для дотаций ком мунальному хозяйству. Мо дернизация и реконструкция коммунального хозяйства ля гут дополнительным бреме нем на трудящихся. Так что процесс освобождения квар тир пойдет еще интенсивнее. Не зря же Борис Немцов ини циирует ликвидацию строи тельных огранизаций в армии — зачем строить, если города скоро опустеют. Ведь где-то уже определили будущую чис ленность населения России в 60 миллионов человек. Разго воры о том, что за коммуналь ную реформу заплатят бога тые —сладкая ложь, так как абсолютное большинстао на шего населения живе"^^ чер той бедности. Им и платить? Готовится прекращение дотаций по льготам, которое обрушится на самые бедные слои населения: на детей, па больных, на стариков, на учи телей и медиков, на ученых и артистов. Воистину, вели ка забота о благе народа! Лю бой здравомыслящий человек не позволит неумелому шофе- РУ управлять автомобилем, в котором едет его семья. По чему же все мы безропотно склоняем головы над занесен ной над нами бедой? Почему мы не можем потребовать, заставить президента и пра вительство нормально подни мать экономику страны, вмес то того, чтобы пополнять гос бюджет за счет ограбления народа? Владимир ПЕТРОВ, г. Липецк. — ОБРАЗОВАНИЕ ■ п р а к т и к у е м ы й ны н е с п о с о б о ц е н к и з н а н и й у ч ащ и х с я и д е я те л ь н о с ти п е д а го го в , с о в сем д р у г о й у р о в е н ь и ф о р мы с в я з и у ч и т е л я и у ч е н и ка . Э то б у д е т ш к о л а д е й с т вия , п е р с о н а л ь н о го , л и ч н о с т н о го з н а н и я . О н а п о с т р о е н а н а с т р у к т у р н ы х з в е н ь я х о б у че н и я : це л ь — д е й с т в и е — р е зул ь та т . Э то з н а ч и т , ч то у чи тел ь б у д е т д а в а ть зн а н и я не в о о бщ е , а с к о н к р е т н о й ц е л ью , н а п р а в л е н н о й н а б у д ущ ую д е я т е л ь н о с т ь и д а ж е п р о ф е с с и ю у ч ащ и х с я . С к а ж е м , к о м у - т о и з п е д а го го в в м е с те с у ч е н и к а м и т р е б у е т с я н е с к о л ь к о л е т и з у ч а т ь а р и ф м е т и к у , д р у г и м — на о с н о вы м а т а н а л и з а н уж н о в д е с я т ь р а з м е н ьш е . Р е з у л ь т а т и с п о л н е н и я д о л ж е н о б я з а те л ь н о п р о в е р я т ь с я с п о м ощ ью с п е ц и а л ь н ы х а н а л и т и ч е с к и х м е т о д и к . Э то и б у д е т о ц е н к о й т р у д а у ч и те л я , ч то , к с т а т и , о д н о в р е м е н н о и с к л ю ч и т и н т у и т и в н ы й с п о с о б в ы с т а в л е н и я о ц е н о к у ч е н и к а м . Р е а л и за ц и я ц е л е в о й д и а гн о с т и к и в о б р а з о в а н и и о з н а чал а бы н а ч а л о о д н о й и з с а м ы х р а д и к а л ь н ы х р еф о рм в и с т о р и и Р о с с и и . К о н е ч н о , т е п е р ь в с т а е т в о п р о с о т ом , к а к д о л ж н а ф у н к ц и о н и р о ва ть э т а с и с т е м а . Но э т о т е м а о т д е л ь н о го д о с т а т о ч н о н е п р о с т о г о р а з го в о р а о б и д е а л ь н о м о б щ е н и и д е т е й и в з р о с л ы х в п р о ц е с с е о б у ч е н и я и в о с п и т а н ия . Он б у д е т г о р а з д о и н т е р е с н е е , е с л и вы , у в аж а ем ы е ч и та те л и , к о л л е ги , п р е д п о ч т е т е н е ч т о б о л ь ш е е , ч е м т о л ь к о п р о ч т е н и е э т и х з а м е т о к . Б е з в аш и х п и с е м , о т к л и к о в , п р е д л о ж е н и й , д а ж е к р и т и ч е с к и х , п р о д о л ж е н и е м о и х р а з м ы ш л е н и й м о ж е т о к а з а т ь с я г л а с о м , в о п и ю щ и м в п у с т о т у . . . Иван ГУЗЕНКО , проф ессор ЛГПИ , доктор пед а го гичес ки х наук .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz