Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

2 5 ию ня 1 9 97 г ., № 121 (1435 ) О Д Н О Э Т АЖ Н А Я Р О ССИ Я : ВР ЕМ Я СО Б И Р А Т Ь К АМ Н И К а к у ж е с о о б щ а л о с ь , о б о з р е в а т е л ь « Л и п е ц к о й г а з е т ы » А л е к с а н д р К о с я к и н п о б ы в а л в к о м а н д и р о в к е н а О р л о в ­ щ и н е , г д е о н з н а к о м и л с я с х о д о м р е ф о р м в с т р у к т у р а х А П К с р е д н е й п о л о с ы Р о с с и и . Ч а с т ь п о ч е р п н у т о й в о в р е м я п о е з д к и и н ф о р м а ц и и л е г л а в о с н о в у м а т е р и а л а « С е г о д н я р о с с и й с к а я д е р е в н я ж д е т т о л ь к о о д н о г о — х о з я и н а . . . » ( с м . н о м е р « Л Г » з а 1 6 м а я с . г . ) , о д н а к о в о п р о с р е ф о р м и р о в а ­ н и я а г р а р н о г о с е к т о р а э к о н о м и к и с т р а н ы с т о л ь ш и р о к и з и н о г о г р а н е н , ч т о у р е д а к ц и и р о д и л а с ь и д е я п о г о в о р и т ь о б э т о м б о л е е о с н о в а т е л ь н о . Т а к н а с в е т и п о я в и л и с ь п р е д ­ л а г а е м ы е н и ж е п у т е в ы е з а м е т к и о б о з р е в а т е л я г а з е т ы . «Чувство собственности столь же естествен­ но, как чувство голода, как влечение к продолже­ нию рода, как всякое другое природное свойство человека». ПА. Столыпин. «Искусство выживания принадлежит народу» Современный афоризм. В Орле сегодня цити­ руют Романова. Не последнего россий­ ского императора, а предсе­ дателя первого в области то­ варищества на вере. Цитиру­ ют, потому что он говорит толковые вещи. Впрочем, не только говорит, но и делает. Вообще реформами орлов­ ская деревня сегодня охваче - ^ ^ а , как июньский сад утрен- ^Аим туманом. Только по ито­ г а м 1995-96 годов 75 процен­ тов сельхозпредприятий, об­ разованных в ходе реоргани­ зации, выбрали для себя фор­ му товарищества на вере. А еще здесь проводят земель­ ные и имущественные аукци­ оны. Недавно в Верховском районе состоялся юбилей­ ный, пятидесятый... Если верить самим первоп­ роходцам, процесс неформаль­ ной глубокой реорганизации сельхозпредприятий на Орлов­ щине развивается и вширь, и вглубь, приобретая все более целенаправленный и качес­ твенный характер. Проводи­ мые реформы уже можно «по­ щупать», они дают эффект, несмотря на общую сложную ситуацию в аграрном секторе России. Сегодня реорганиза­ ция проходит во всех 24 рай- л в а х . Общее количество за- "вРок на участие в специально разработанной программе под­ али в начале года 135 хо­ зяйств. Количество изменив­ ших свой юридический статус к началу мая достигло 80. Опыт и практику аграрных преобразований одобряет и рекомендует к распростране­ нию уважаемая в ЦЧР Ассо­ циация «Черноземье». . . .А что же стоит за этой, преобразовательской лихо ­ радкой? С казать по правде, де­ ревеньки на Орлов­ щине сытостью да ухоженностью не запомни­ лись. Скорее напротив, в гла­ за бросалась какая-то патриар­ хальность и забытость, что ли. Глушью тянуло из забитых грязью проулков, колодцы с «журавлями» торчали возле каждого дома, как мета старо­ режимного единоличника, поленницы дров возле изб на­ мекали: природным газом тут и не пахнет. За околицей скор­ бно стояли громадные лужи — как невыплаканные слезы рус­ ской деревни. И этот фон как- то не очень вязался с послед­ ними достижениями орловчан в земельной реформе. Удивительная вещь: из всех последних начинаний в деревне самым худосочным оказалась деколлективиза ­ ция. Знать, не зря обобщес­ твляли, укрупняли, кулачи- ли, кружили голову успеха­ ми, а потом утрамбовывали, сажали и снова утаптывали — оно все впрок пошло. Те­ перь затюканный реформа­ ми, перекормленный посула­ ми, спивающийся и умира­ ющий до срока мужик рвет на пупу рубаху, как только слышит речи о разделе. Раз ­ бегаться ему некуда. Его сво­ бода все же ограничена с од­ ной стороны совсем не бес­ крайними полями, с другой — собственным плетнем. И потому, пригибаясь все ниже под гнетом перемен, он бур­ чит под нос: пропадать — так с музыкой, а еще веселей — «сообча». Только не надо думать, что противники почкований и делений ходят в литых са­ погах и пьют с утра самогон­ ку. Нет, среди них есть люди образованные и утонченные, одинаково хорошо знающие и политэкономию социализма, и грамматику капитализма. Характерный тому при­ мер йАуч^ с орловским .рщельхрэдррдцриятием «Роди­ на», где давно поняли: рас­ таскивать по углам совхоз, кооператив или товарищест­ во вовсе не обязательно. Однако вначале несколь­ ко слов о самом хозяйстве. Звезд с неба здесь, как гово­ рят, никогда не хватали. Планы хлебосдачи выполня­ ли нерегулярно, но в комму­ низм верили крепко, так как еле спео'31 долги государство регулярно списывало. Многое начало меняться, когда председате­ лем в «Родине» стал Рома­ нов, 26 лет от роду. Среди коллег он был салабоном, райком явно шел на крайнос­ ти, так как никого другого из резерва кадров не нашел. Но на этот раз не ошибся. За двенадцать лет Дмитрий Ива­ нович сделал из колхоза до­ бротное по оснастке и не по­ следнее по работоспособнос­ ти хозяйство. Как и все тол­ ковые выдвиженцы той во­ лны, много и охотно строил: нефтехранилище, машиноре­ монтные мастерские, зерно- ток, склады, клуб, дом быта, столовую, детсад, магазины. И еще немаловажный впо­ следствии факт — была куп­ лена и переоснащена райпот- ребсоюзовская пекарня. К 1991 году «Родина» по­ дошла с таким багЕоком. Все­ го сельхозугодий — 3164 гек­ тара, из них пашни — 2610. Поголовье крупного рогатого скота — 839 (из них коров 320), свиней — 244. Урожай­ ность зерновых — 24,1 цен­ тнера с гектара, сахарной свеклы — 137,2. Удой на ко­ рову — 2055 литра. Тракто­ ров различных марок — 28, грузовых автомобилей — 20, комбайнов (зерновых) — 13. Средняя численность работа­ ющих —218 человек. И на­ конец, очень важный показа­ тель —в 1991 году рентабель­ ность в хозяйстве достигла 200 процентов. Жить можно, не правда ли? Добавьте к этому выгод­ ную географию — 20 кило­ метров от райцентра и семь — от автотрассы республи­ канского значения. Но уже подули новые вет­ ры, и государство «сделало деревне ручкой». В моду вхо­ дили капитализм с фермер­ ским лицом и лозунг «Спа­ сение утопающих —дело рук самих утопающих!» В 1992 году над конторой колхоза приколотили новую вывеску: «Сельхозкоопера­ тив «Родина». Если бы Дмитрий Рома­ нов заботился о своей со­ бственной судьбе, он бы не потерялся. Тут группа его родственников создала фер­ мерское хозяйс’тй):,и'1сЛйкну- ла его верховодйТ|^,|^ Дело было надежным, но... мел­ ким, что ли. Во всяком слу­ чае для него. Тем более, что было жалко двенадцати лет неустанных трудов на благо коллективного хозяйства. И он, как капитан, до послед­ него оставался на палубе то­ нущего корабля. Более чем втрое сократи­ лось поголовье скота (коров вместо прежних стало всего 46). Урожайность зерновых упала в полтора раза. Пошел на убыль и машинно-трак­ торный парк. В результате рентабельность превратилась в отрицательную величину (-0,3 процента). Но особенно ярким свидетельством небла­ гополучия была кредитор ­ ская задолженность, выро­ сшая к концу 1994 года до 460 миллионов рублей, что составило 16 процентов акти­ вов предприятия. Эта грозо­ вая туча, нависшая над хо­ зяйством, напоминала о глав­ ном — грядущем снижении уровня жизни для 296 про­ живающих на территории «Родины» (работающих 177 и 119 пенсионеров). В ыступая перед нами, журналистами, на устроенной в Орле конференции, Дмитрий Ро­ манов вспоминал: «и понял я, что с такой оравой «хозя­ ев», как в бывшем колхозе, мне не справиться, надо ужи­ мать коллектив до разумных размеров, до размеров числа собственников». Тогда пред­ седатель еще не ведал, что из него прет капиталист и ле­ зет мелкобуржуазная психо­ логия. Но сегодня он освоил­ ся вполне и в договоре с на­ емниками (нанявшимися на работу) пишет: если ты не обеспечил плановые приве­ сы, расплачиваться будешь... имущественным паем. То же — на зерновых и свекле. Не хочешь подписывать — твоя воля, мы вместо тебя хохлов или белорусов возьмем. Кон­ куренция! Создавая свинофермы на дому (5-6 семей объединяют­ ся для этого дела), обеспечи­ вая их кормами и всем необ­ ходимым, снова диктуют жесткие условия: столько-то поросят приплода отдай хо­ зяйству или пожертвуешь личным состоянием. Это дей­ ствует, тем более, что за год даже неработающий гражда­ нин в «Родине» запросто за ­ рабатывает миллионы руб­ лей. Правда, в пересчете на натуроплату и услуги (пахо­ та огородов, посадка, подмо­ га в уборке и Т.Д.). Но я, кажется, забежал впер рвые попытки об судить варианты -реорганизации ко­ оператива показали: народ категорически против разде­ ления хозяйства. Налицо была классика, только вверх ногами: низы не могут, вер­ хи не хотят. А чего они хоте­ ли, эти самые верхи? Начи­ тавшись новой литературы, наслушавшись умных речей, поездив-посмотрев по горо- ед. ■'"■'■‘'■е I I ^ ^ ^ р е о дам и весям, Романов для себя решил: только товари­ щество на вере (ТНВ) может вывести «Родину» на столбо­ вую дорогу реформ. С П Р А В К А . Т о ва рищ е с ­ тво на вере п р е д у см ат р и ­ вает два ви д а у ч а ст н и к о в : полны е т оварищ и и члены - в к л а д ч и к и . И те, и другие в н о с я т и м у щ е с т в е н н ы е паи , оцениваемые в р у б л я х , в т а к н а зы ваемы й с кладоч ­ ны й к а п ит а л . Д о п у с к а ю т ­ ся и в з н о сы д е н ь г а м и , а т а кж е и им ущ е ст в ом (с а ­ ра ем , н а п р им е р , м аш и н о й , т а кж е э квив ал ент ны м ден ­ з н а к а м ) . П р и н ц и п и а л ь н е й ­ шее от л и чие Т Н В от в ся ­ к и х т а м А О , ООО, ТОО , И Ч П и к о о п е р а т и в о в в т ом , чт о пол ны е т ов ар и ­ щ и от в е ч а ю т п о о б я з а ­ т е л ь с т в а м ф и р м ы не только взносам и в с кла доч ­ ны й к а п ит а л , но и л и ч н ы м им ущ ест вом . Это з н а чит , чт о если н а хват аеш ь до ­ лгов и л и проешь кре дит ы , п рид ет с я от дат ь в счет п о г а ш е н и я с о б ст в е н н ы й « Ж и г ул е н о к » и л и изб у со всеми к у р ят н и к а м и . Зат о ! И м е н н о п ол ны е т оварищ и п р и н им аю т реш ения , зан и ­ мают ся предприним ат ель ­ с к о й д е ят е л ь н о ст ь ю н а п о л н ую к ат уш к у и п о л у ч а ­ ют ( в случае у сп е ха ) очень прил и ч ны е дивиденды . Всех о ст а л ь ны х , от д а вш и х по д о го в о р у в Т Н В сво и зе ­ мельные и им ущ ест венны е паи , просят не беспокоит ь ­ ся. Р и с к у н и х м и н и м а л ь ­ ны й , зато и р а зм е р д и в и ­ дендов т а ко й же . 22 ноября 1994 года об­ щее собрание кооператива «Родина» приняло решение провести реорганизацию. Ро­ манов объявил о создании товарищества на вере и при­ гласил желающих рискнуть своим капиталом. Откликну­ лась дюжина, в основном спе­ циалисты, проработавшие с председателем долгие годы и сумевшие оценить перспек­ тиву развития. Так их стало тринадцать — тьфу-тьфу! — управленцев, командиров, собственников. Ко всем ос­ тальным обратились с пред­ ложением сдать свои земель­ ные доли в аренду товари­ ществу, а имущественные паи внести в складочный ка ­ питал. И народ повалил к Романову и К°. Снова забегая вперед, от­ мечу прелюбопытнейший факт: в скором времени жи ­ тели соседней с «Родиной» деревни упросили Романова присоединить их земли к владениям ТНВ. К великой скорби соседа-председателя. Пока, правда, договорились взять эти гектары в аренду. Так что никакого раздела хозяйства не произошло, на­ оборот, оно даже несколько разрослось. Но реальных уп­ равленцев, истинных хозяев в нем осталось, напомню, все­ го тринадцать человек... Александр КОСЯКИН, обозреватель «Липецкой газеты». (П р о д о л ж е н и е следует ). И П Е Ц К А Я г а з е т а ТВ ОРЧЕСТВО { р и с у н к и ю н ы х л и п ч а н { о п я т ь ЕД У Т в Б Е Л Ь Г И Ю С о в е т М е ж д у н а р о д н о й Ф е д е р а ц и и д е т ­ с к и х о р г а н и з а ц и й в н о в ь п р и г л а с и л ю н ы х л и п ч а н — в о с п и т а н н и к о в и н т е р н а т а д л я с л а б о в и д я щ и х — п р и н я т ь у ч а с т и е в м е ж ­ д у н а р о д н о й в ы с т а в к е п о п р о г р а м м е « Д е т ­ с к о г о о р д е н а м и л о с е р д и я » в Б е л ь г и и . П е р ­ в ы й р а з п о р а з и в ш и е и п р о ф е с с и о н а л о в , и ш и р о к у ю п у б л и к у р и с у н к и н а ш и х р е б я т э к с п о н и р о в а л и с ь в Б е л ь г и и в ч и с л е р а ­ б о т и х р о в е с н и к о в и з н е с к о л ь к и х г о р о д о в Р о с с и и . Т е п е р ь ж е п р е п о д а в а т е л ь и з о б р а ­ з и т е л ь н о г о и с к у с с т в а и н т е р н а т а В я ч е с л а в К а н и щ е в , б л а г о д а р я к о т о р о м у д е т и д о б и ­ л и с ь т а к и х у с п е х о в , п о в е з е т в Б е л ь г и ю т о л ь к о п р о и з в е д е н и я с в о и х п и т о м ц е в . Е м у п р е д с т о и т п р о в е с т и р я д з а н я т и й в м е с т ­ н о м д е т с к о м л а г е р е о т д ы х а , п о с к о л ь к у е г о м е т о д и к а в ы з ы в а е т ж и в о й и н т е р е с у х о ­ з я е в . Н ы н е ш н я я в ы с т а в к а и н т е р н а т с к и х х у ­ д о ж н и к о в — у ж е д е в я т а я в э т о м г о д у . И х р и с у н к и д е м о н с т р и р о в а л и с ь и в Л и п е ц ­ к е , и з а е г о п р е д е л а м и , н е и з м е н н о п р и ­ в л е к а я з р и т е л е й в ы с о к и м м а с т е р с т в о м , с в е ж е с т ь ю , с а м о б ы т н о с т ь ю . « Л Г » н е р а з п и с а л а о К а н и щ е в е и е г о у ч е н и к а х , п ы т а ­ л а с ь о р г а н и з о в а т ь с п о н с о р с к у ю п о м о щ ь р е б я т а м , к о т о р ы е с т р у д о м н а х о д я т с р е д ­ с т в а н а с а м ы е н е д о р о г и е к р а с к и и б у м а ­ г у . Бы т ь м о ж е т , х о т я б ы н а с е й р а з к с у д ь ­ б е т а л а н т л и в ы х д е т е й , к о т о р ы м б о л ь н ы е г л а з а н е п о м е ш а л и т в о р и т ь к а р а н д а ш о м и к и с т ь ю , п р о я в я т и н т е р е с т е , к т о с п о с о ­ б е н п о д д е р ж а т ь и х м а т е р и а л ь н о ? ( С о б . и н ф . ) . В К Л А С С Е И З О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О Г О И С К У С С Т В А Ш К О Л Ы - И Н Т Е Р Н А Т А Д Л Я С Л А Б О В И Д Я Щ И Х Д Е Т Е Й я р и с у ю п е й з а ж в и н т е р н а т с к о м о к н е . М о ж е т , э т о т п е й з а ж н е в о в н е , а в о м н е ? В е т к а д е р е в а и л е п е с т к и н а ц в е т к е Н е х о т я т о т р а ж а т ь с я в у с т а в ш е м з р а ч к е . К т о - т о к о н т у р ы м е л к и х п о д р о б н о с т е й с т е р И о с т а в и л м н е п я т е н р а з м ы т ы х у з о р . П р о п а д а ю т в о к р у г з а д е т а л ь ю д е т а л ь . Т о л ь к о о б л а к о в н е б е , д о р о г а и д а л ь . Т о л ь к о у т р е н н и й с в е т и л и т е н и п р о л о м С о х р а н я е т о т н ы н е д е ш е в ы й а л ь б о м . В а м , н а в е р н о , п о д р о б н о с т и ж и з н и м и л ы . Н о я в и ж у к о с т р ы и н е в и ж у з о л ы . И р и с у ю я с к о р о с т ь — н е м а р к и м а ш и н , И р и с у ю у л ы б к у б е з с е т к и м о р щ и н . А е щ е я р и с у ю с т р а д а н ь я Х р и с т а П о с р е д и н е В с е л е н н о й , ч т о с т р а н н о п у с т а . Н а р и с у н к е н и п а л ь м , н и с о л д а т , н и т о л п ы . Н и в е д у щ е й к в е р ш и н е Г о л г о ф ы т р о п ы . Л и ш ь м а з к о в , т о ч н о в с п о л о х о в , я р о с т н ы й б е г . З н о й с т о л е т и й и к р е с т , а н а н е м — ч е л о в е к . Я н е з н а ю , о т к у д а в с е э т о в о м н е . . . Я р и с у ю п е й з а ж в и н т е р н а т с к о м о к н е . * * * К^ С| Т Ь и к р а с к и в с т р е ч а ю т с я с б е л ы м л и с т о м , I Ч т о б ы ч у д о п р о з р е н ь я с л у ч и л о с ь п о т о м . : И б о л е з н ь , ч т о , к а к п е п л о м , п р и с ы п а л а г л а з . Н е м е ш а е т т в о р ц у з а в о р а ж и в а т ь н а с . И н т е р н а т с л а б о в и д я щ и х в м и р е с л е п о м , Г д е с к у п я т с я к у п и т ь и м г у а ш ь и а л ь б о м . Г д е , с т р а д а я н е з р я ч е с т ь ю с к у д н о й д у ш и . Н а с к р е б а ю т г р о ш и и м н а к а р а н д а ш и . . . И.Н. ПО ГОРОДАМ аРАНЫ м ы НЕ ГАПРОЛИРУЕМ . НО ВЛИПЕЦК НЕПРИЕХАТЬ НЕМОГЛИ И это признание руководителя Московского театра «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза не случайно... Б ы с т р о , с л и ш к о м б ы с т р о п р о л е т е л и д н и г а с т р о л е й « Ш к о л ы » в Л и п е ц к е . И в о т л ю б и т е л и т е а т р а п р о с т и л и с ь с з а м е ч а т е л ь н ы м и м а с ­ т е р а м и с ц е н ы , б л и с т а т е л ь н ы м и а к т е р а м и , и з в е с т н ы м и в с е й Р о с ­ с и и п о к и н о - и т е л е э к р а н у , н о р е д к о п о я в л я ю щ и м и с я н а п р о в и н ц и ­ а л ь н ы х п о д м о с т к а х . К а к я в с т в у е т и з с л о в И о с и ф а Р а й х е л ь г а у з а , п р и е з д е г о к о л л е к т и в а в Л и п е ц к — и с к л ю ч е н и е и з п р а в и л . И в о з ­ м о ж н о о н о с т а л о , п р е ж д е в с е г о , б л а г о д а р я д а в н е й д р у ж б е Р а й ­ х е л ь г а у з а с х у д о ж е с т в е н н ы м р у к о в о д и т е л е м Л и п е ц к о г о а к а д е м и ­ ч е с к о г о т е а т р а д р а м ы В л а д и м и р о м П а х о м о в ы м . И х с в я з ы в а ю т и ч е л о в е ч е с к и е с и м п а т и и , и т в о р ч е с т в о . К о г д а в н е с а м ы е д о б р ы е д л я и щ у щ и х , д е р з к и х , н е п о с л у ш н ы х х у д о ж н и к о в в р е м е н а Р а й х е л ь - г а у з о к а з а л с я в н е м и л о с т и в с т о л и ц е , и м е н н о П а х о м о в п р е д л о ж и л е м у п о с т а в и т ь в Л и п е ц к е н е с к о л ь к о с п е к т а к л е й . А т е п е р ь , в п о р у р а с т у щ е й п о п у л я р н о с т и с о з д а н н о г о Р а й х е л ь г а у з о м т е а т р а , П а х о ­ м о в в н о в ь п о з в а л с в о е г о д р у г а и е г о а к т е р о в в г о с т и . И о н и п р и е х а ­ л и , п о д а р и в н а м с в о е и с к у с с т в о , м у д р о е и л е г к о м ы с л е н н о е , в е с е ­ л о е и г о р ь к о е , п а р а д о к с а л ь н о е и у в л е к а т е л ь н о е , п р е д н а з н а ч е н н о е с р а з у и и з ы с к а н н ы м з н а т о к а м , и н е с а м ы м и с к у ш е н н ы м з р и т е л я м . В о в р е м я г а с т р о л е й И о с и ф Р а й х е л ь г а у з д а л п р е с с - к о н ф е р е н ­ ц и ю д л я л и п е ц к и х ж у р н а л и с т о в . О н о х о т н о о т в е ч а л н а л ю б ы е в о ­ п р о с ы . И д а ж е к о г д а и с т е к л и п о л т о р а ч а с а , н и ч е г о н е и м е л п р о т и в п р о д о л ж е н и я д и а л о г а . М ы у с л ы ш а л и м н о г о л ю б о п ы т н о г о , н о ч и т а ­ т е л я м м о ж е м п р е д л о ж и т ь л и ш ь ф р а г м е н т ы , к о т о р ы е , н а н а ш в з г л я д , н а и б о л е е с у щ е с т в е н н ы . О характере «Школы». Не люблю слова «антреприза». Мы — не антреприза. Мы — муни­ ципальный театр с одной особен­ ностью: у нас совсем небольшой а.чтерский штат. Зато мы свобод­ но можем приглашать актеров со стороны. Да, мы — не антрепри­ за и потому, что не ставим себе целью зарабатывать деньги. Дру­ гое дело — сочинить интересный, рн ятны й для публики и для са- мих себя спектакль. На это мне дает карт-бланш администрация «Школы» во главе с директором Мариной Дружининой: пусть вас, Иосиф Леонидович, говорят они, не заботят проблемы, свя ­ занные с декорациями, костю­ мами, прокатом спектаклей и прочее. Репетируйте. Ну, о чем еще может мечтать режиссер? Как в театр приходят «звез­ ды» столичной сцены? Очень просто, я их всех знаю, ведь ра ­ ботаю в Москве давно и с самы­ ми разными труппами. Извест­ ные мастера приходят в «Шко­ лу» не с мыслью как бы подза­ работать. Они хотят иного: по­ работать в свое удовольствие, ре­ ализовать желание сыграть ка ­ кую-то роль, откликнуться на мое предложение. Вот Сергей Юрский давно хотел поставить пьесу Ионеско «Стулья». Ну, разве можно было не пойти на­ встречу этому прекрасному мас­ теру? Заглянула как-то Таня Ва­ сильева. У нее — не без слож­ ностей, и в стационарных теат­ рах она работать не хочет, как говорится, обожглась. А в ито­ ге я уговорил Таню войти в штат «Школы». Наш театр — это дом, а от­ нюдь не продуваемая сквозня­ ками антреприза или «команда» из нескольких человек на один спектакль. Дом, где у актера есть своя гримуборная. Дом, в котором работники любой на ­ шей службы сделают для него все, что необходимо. Где, нако­ нец, в одном из зальчиков мож­ но просто посидеть, попить кофе, пообщаться. Да, актеры у нас получают хорошо. При ус­ ловии, если наш зал на четы­ реста мест полон. И, как прави­ ло, он полон. Разумеется, наши гонорары несопоставимы с гоно­ рарами эстрадных «звезд». Легко ли репетировать с из ­ вестными артистами? По-раз­ ному бывает. Актерская про­ фессия, откровенно говоря, пло­ хая профессия. Она как бы про­ воцирует человека на всякие не­ ожиданные, а то и экстраваган­ тные поступки, реплики. Но в любом случае сразу видно, хо­ рош ли он на сцене, талантлив ли. Хороший артист чаще все­ го недоволен собой. Но ему не слишком нравятся и окружаю­ щие, а режиссер вообще кажет ­ ся лишним, мешающим ему. Зато во время работы он спол­ на предлагает себя, свой бога­ тейший «инструментарий», он не начинает, по примеру не слишком одаренных и умных коллег, предлагать лишь гени­ альные мысли, идеи... С ним не всегда легко, но всегда интерес­ но. Недавно с очень мною лю­ бимой актрисой, можно ска ­ зать, «раритетом» отечествен­ ной сцены, мы на репетиции до­ говорились до того, что у нас она, эта репетиция, будет по­ следней. Конечно, когда осты­ ли, то продолжили репетиро­ вать. Но, согласитесь, все это не так легко для меня, режис­ сера. О выборе пьесы. Мне — пятьдесят лет, около тридцати лет я занимаюсь режиссурой. Поставил, наверное, без малого шестьдесят спектаклей. И мне сейчас неинтересно ставить про­ сто очередную пьесу. Хочется выбрать что-то совсем не случай­ ное, с каким-то особым смыс­ лом. Так далеко не случайно возникла наша последняя пре­ мьера — «...С приветом, Дон Кихот!» Это вторая, после «А чой-то ты во фраке?», часть на ­ шего, пока еще не полностью осуществленного, разножанро­ вого, музыкального триптиха. Когда я наконец, уже мало что соображая, собрал воедино че ­ тыре акта «Дон Кихота», то по­ лучился вариант на целых шесть часов. Теперь спектакль идет вдвое меньше времени. А я смотрю, где бы его еще уре­ зать. Сейчас репетирую «Чайку». В Москве идет с десяток «Чаек». Я не стремлюсь их переплю­ нуть, соревноваться с ними, я хочу буквально, зримо «стол­ кнуть» на сцене театральные по­ коления. Треплевым вижу Вла­ димира Шамирова, сенсацион­ ного сейчас в Москве режиссе­ ра, который сам поставит треп- левскую пьесу. Остальные роли сыграют актеры других поколе­ ний — Ольга Яковлева, Алек ­ сей Баталов... Когда работалось лучше — раньше или теперь? Последние десять-двенадцать лет, при всех издержках происходящих пере­ мен, лично для меня — это вре­ мя творческой свободы. Теперь я сам, так сказать, автор моей жизни. Куда хочу, туда и еду, что хочу, то и делаю. Понятно, не в ущерб театру, не потакая собственной расслабленности, лени. Если приезжаю в США на постановку и мне почти сразу же объявляют, что, где, когда, во сколько, все расписав по мину­ там, я этому расписанию следую дисциплинированно и сосредото­ ченно. Кстати, сама по себе та ­ кая поездка, такая работа за ру ­ бежом лет пятнадцать-двадцать назад мне могла только при ­ сниться. О гастролях в Липецке. Наш театр не жалуется на невнима­ ние к себе. Мы участвовали во многих международных теат ­ ральных смотрах. Сейчас даже отказываемся от некоторых фес­ тивальных предложений. Таких гастролей, как в Липецке, мы по России не практикуем. Но... на сей раз случай особый. Я тут отдыхаю от столичной суеты. Если бы только не кончина Бу ­ лата Шалвовича. В последний раз он вышел на публику имен­ но в нашем театре. В компании с ним я так привык встречать Старый Новый год... Константип КЛЮТКИН. П Е В У Н Ь ! Учас т ница художес т венной с ам о ­ дея т ельнос т и села Вербилово Л и п е ц ­ ко г о р айона Оль га К оче т ова. Ф о т о А . Г И Р Е В А . СОВРЕМ ЕННИК « В Д О Х Н О В Е Н И Е - гоаья, КОТОРАЯ Н Е Л Ю Б И Т П О С Е Щ А Т Ь Л Е Н И В Ы Х . . . » в с в о и т р и д ц а т ь т р и г о д а о н , к а ж е т с я , д о с т и г т о г о , н а ч т о м н о г и е т р а т я т е д в а л и н е в с ю ж и з н ь : ч л е н П е т р о в с к о й А к а д е м и и н а у к и и и с к у с с т в а , ч л е н С о ю з а к о м п о з и т о р о в Р о с ­ с и и , л а у р е а т М е ж д у н а р о д н о г о к о н к у р с а и м е ­ н и С е р г е я П р о к о ф ь е в а в М о с к в е , л а у р е а т к о н ­ к у р с а « М о л о д ы е к о м п о з и т о р ы Р о с с и и » . . . Д о в о л ь н о д о л г о я и с к а л в о з м о ж н о с т ь в с т р е т и т ь с я с э т и м у д и в и т е л ь н ы м ч е л о в е к о м , к о т о р ы й п о с л е Ви к т о р а Г о р я н и н а с т а л в т о ­ р ы м в н а ш е й о б л а с т и , у д о с т о е н н ы м ч е с т и п р и е м а в С о ю з к о м п о з и т о р о в Р о с с и и . М н о ­ г о е х о т е л о с ь м н е у з н а т ь у А л е к с е я В е р ш и н и ­ н а , н о п е р в ы й в о п р о с п о л у ч и л с я д о н е п р и л и ­ ч и я т р и в и а л ь н ы м : — С ч е г о н а ч а л а с ь в а ш а ж и з н ь в м у з ы к е ? — Родом я из Пермской области. Учился в му­ зыкальной школе в Соликамске, поступил в Пер ­ мское музыкальное училище. Затем — служба в рядах Советской Армии, где участвовал в армей ­ ской художественной самодеятельности. В 1989 году поступил в «Гнесинку», в класс профессора Кирилла Волкова по специальности «композиция». Потом была и учеба в аспирантуре по классу ком­ позиции, котррую я так же успешно завершил., А начиналось все с, пения в детстве_Мой отец был баянистом-л’юбйтелём7'мама пела "в самоде­ ятельности. Сознательное решение профессио­ нально заняться музыкой пришло ко мне доволь­ но поздно — после службы в армии. Хотя с две ­ надцати лет я пробовал писать песни, романсы... Вокруг меня всегда была творческая атмос­ фера. Пожалуй, именно это и сказалось на выбо­ ре : очень важно, чем человек живет... А живет Алексей творчеством. Для творческо­ го человека, вне зависимости от того, состоит он в каких либо творческих Союзах или нет, сущес ­ твует одно основное жизненное правило — тво­ рить. А вот для того, чтобы стать членом Союза композиторов России, одной этой обязанности, пожалуй, маловато будет. Во-первых, для члена Союза композиторов России обязательно наличие высшего музыкаль­ ного образования по специальности «композиция», — продолжает мой собеседник. — Во-вторых, творческая одаренность. И, ко­ нечно же, необходимы сочинения разных жанров, характеризующие творческую личность. Прием в члены Союза осуществляется специальной комис­ сией, которая решает все перечисленные вопро­ сы. Т в о р ч е с т в о д л я А л е к с е я — е с т е с т в е н н о е с о с т о я н и е д у ш и . — Когда ко мне приходят ученики, я говорю им то, о чем должен сказать композитор, — об умении видеть, слышать и воспринимать все про­ исходящее вокруг, — рассказывает он. — Ну а так как процесс восприятия у каждого свой, то твор­ ческий человек, вне зависимости от того, чем он занимается, — личность сугубо индивидуальная. У Алексея Вершинина свои ориентиры в му­ зыке. Это композиторы Клод Дебюсси, Артур Онег­ гер, Бела Барток, Сергей Прокофьев, Николай Мясковский. Он не делает из них кумиров, просто они близки ему по духу. Сам Алексей больше склонен к лирическому жанру. Это чувствуется и в разговоре с ним: спо ­ койное, доверительное общение, стремление в каждой фразе найти основной смысловой стер­ жень, на котором строится все общение с собе­ седником. Исцеляющим бальзамом для себя Алек­ сей опять же считает творчество. В минуты уста­ лости он обычно садится за фортепьяно и что-то наигрывает, отдыхая в работе. В липецком музыкальном училище Вершинин работает на отделении народного хора, занима­ ется фольклором. Среди его подопечных есть че ­ тыре студента, которые под началом маэстро за ­ нимаются композицией. Несмотря на то, что уже многое Алексеем достигнуто, он, как это ни стран­ но, находит чему поучиться у своих студентов. «Ни дня без строки!» — таков девиз Алексея Вершинина, человека с интересной творческой судьбой. Великий Чайковский однажды сказал: «Вдохновение — такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Потому-то эта гостья всегда вместе с ним, что и сам он ни на минуту не остав­ ляет собственную душу в покое. Она беспрестан ­ но трудится во благо людей. Для тех, кто любит и понимает музыку. В л а д и м и р П Л Я С О В , ч л е н л и т е р а т у р н о й с т у д и и « Вд о х н о в е н и е » п р и Л и п е ц к о м о т д е л е н и и С о ю з а п и с а т е л е й Р о с с и и . ■ВРЕМЕНА И Н Р А ВЫ Ж И ВЫЕ Ф АК ЕЛ Ы « РУ БИ К О М » Ж и т е л ь В о р о н е ж а с д р у з ь я м и с ж е г в о д н о ч а с ь е в М о с к в е 1 1 ч е л о в е к и д в о и х и з у в е ч и л ЕУЕосковский г о р о д с к о й с у д п р и н я л к р а с с м о т р е ­ н ию г р о м к о е д е л о п о о б в и н е н и ю ж и т е л я г . В о р о н е ­ ж а Т о р о п ц е в а , к о т о р ы й в м е с т е с д в у м я п о д е л ь н и ­ к а м и з а о д и н в е ч е р с ж е г 11 ч е л о в е к и д в о и х и з у в е ­ ч и л , п р е в р а т и в в с е х в ж и в ы е ф а к е л ы . В о т ч то с о ­ о б щ а е т о б э т о м о б о з р е в а т е л ь « Л и п е ц к о й г а з е ты » . Это произошло 25 ав ­ густа прошлого года з сто­ личном ночном клубе «Ру ­ бикон». Клуб этот знаме ­ нит тем, что, помимо тра ­ диционных для таких за ­ ведений забав, предлагал п о сети т елям пои гр ать в бильярд. Торопцев и его приятели развлекались здесь на пол ­ ную катушку, изрядно вы ­ пили и ... решили отомстить хозяевам заведения за не со­ всем приличный, как пока ­ залось им, прием. Под ру ­ кой у них были привезенные с собой канистры с бензи­ ном, который они тут же вылили на пол. И полыхнул пож ар . Огонь отрезал от выхода 13 человек. Один­ надцать из них сгорели за ­ живо, двоих удалось спасти, доставив в критическом со­ стоянии в клинику. Матери­ альный ущерб был оценен прокуратурой Москвы в не­ сколько сот миллионов руб­ лей. Среди жертв, помимо гостей «Рубикона», скончав­ шиеся от ожогов генераль ­ ный директор клуба и двое человек из обслуживающе­ го персонала. По числу погибших сто­ личные пинкертоны счита ­ ют это делом № 1 в 1996 году. Впрочем, с ним рядом можно поставить и другую недавнюю трагедию . Она тоже связана с пожаром, и ее «герой» опять-таки поч ­ ти наш зем ляк — А л ек ­ сандр Ветров, механик из села Верхняя Ярославка на Тамбовщине. Он прямо в со­ вхозной конторе облил себя и еще пятерых односельчан бензином и чиркнул спич ­ кой. Так Ветров протесто­ вал против невыплаты за ­ работков... ЧП на Тамбов­ щине, однако, имеет хоть какое-то объяснение. А вот история в «Рубиконе» пора­ ж ает своей бессмы слен ­ ностью. Оказывается, все началось с ... банального конфликта между офици ­ анткой и пьяными клиен ­ тами, которым показалось, что их обсчитали... Сразу после пожара все трое махнули сперва в Во­ ронеж к Торопцеву, потом — под Одессу. Однако уже в октябре оказались за ре ­ ш еткой . Хотя Россия и подписала международную к о н в ен ц ию об отм ен е смертной казни, этой тро ­ ице, по мнению экспертов, ее не избежать... Юрий ДЮКАРЕВ. г. Москва. Универсальный компьютер для дом а и офиса на базе процессора 1п1е1 РепИит® 100-200 МНг, системная плата производства корпорации 1п1е1 по новейшему а стандарту АТХ, динамическая § память ЕОО от 8 до 128МВ 5 М1СНОМ, 64Ы1 РС1 графический ускоритель МРЕС, эргономичный корпус с1е8к1ор или т!с1с)!е1о\А/ег ^ О ч у в с Т В ^ ^ Новая с е р и я на б а з е н о в ейш и х п роц е с со ров 1Ме1 Р е п О и т * с т е х н о л о ги е й ММХ™ Беспла т но! С е р в и с н ы й и т ор г овый - Ш т!от В5 цент р в Липвцт — - т ика 4 . 0 ф и р м е ЙНСТ-Л В И С Т Широкий в ы б о р р а е ж о д н ы х м а т е р и а л о в и комплектующих Ж д е м ВВС с 8 . 0 0 д о 1В.00 п о а д р е с у ; у л . Т о л с т о г о , 1, 1 о т вж. Т е я . 77-17-03.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz