Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
2 5 ию ня 1 9 97 г ., № 121 (1435 ) О Д Н О Э Т АЖ Н А Я Р О ССИ Я : ВР ЕМ Я СО Б И Р А Т Ь К АМ Н И К а к у ж е с о о б щ а л о с ь , о б о з р е в а т е л ь « Л и п е ц к о й г а з е т ы » А л е к с а н д р К о с я к и н п о б ы в а л в к о м а н д и р о в к е н а О р л о в щ и н е , г д е о н з н а к о м и л с я с х о д о м р е ф о р м в с т р у к т у р а х А П К с р е д н е й п о л о с ы Р о с с и и . Ч а с т ь п о ч е р п н у т о й в о в р е м я п о е з д к и и н ф о р м а ц и и л е г л а в о с н о в у м а т е р и а л а « С е г о д н я р о с с и й с к а я д е р е в н я ж д е т т о л ь к о о д н о г о — х о з я и н а . . . » ( с м . н о м е р « Л Г » з а 1 6 м а я с . г . ) , о д н а к о в о п р о с р е ф о р м и р о в а н и я а г р а р н о г о с е к т о р а э к о н о м и к и с т р а н ы с т о л ь ш и р о к и з и н о г о г р а н е н , ч т о у р е д а к ц и и р о д и л а с ь и д е я п о г о в о р и т ь о б э т о м б о л е е о с н о в а т е л ь н о . Т а к н а с в е т и п о я в и л и с ь п р е д л а г а е м ы е н и ж е п у т е в ы е з а м е т к и о б о з р е в а т е л я г а з е т ы . «Чувство собственности столь же естествен но, как чувство голода, как влечение к продолже нию рода, как всякое другое природное свойство человека». ПА. Столыпин. «Искусство выживания принадлежит народу» Современный афоризм. В Орле сегодня цити руют Романова. Не последнего россий ского императора, а предсе дателя первого в области то варищества на вере. Цитиру ют, потому что он говорит толковые вещи. Впрочем, не только говорит, но и делает. Вообще реформами орлов ская деревня сегодня охваче - ^ ^ а , как июньский сад утрен- ^Аим туманом. Только по ито г а м 1995-96 годов 75 процен тов сельхозпредприятий, об разованных в ходе реоргани зации, выбрали для себя фор му товарищества на вере. А еще здесь проводят земель ные и имущественные аукци оны. Недавно в Верховском районе состоялся юбилей ный, пятидесятый... Если верить самим первоп роходцам, процесс неформаль ной глубокой реорганизации сельхозпредприятий на Орлов щине развивается и вширь, и вглубь, приобретая все более целенаправленный и качес твенный характер. Проводи мые реформы уже можно «по щупать», они дают эффект, несмотря на общую сложную ситуацию в аграрном секторе России. Сегодня реорганиза ция проходит во всех 24 рай- л в а х . Общее количество за- "вРок на участие в специально разработанной программе под али в начале года 135 хо зяйств. Количество изменив ших свой юридический статус к началу мая достигло 80. Опыт и практику аграрных преобразований одобряет и рекомендует к распростране нию уважаемая в ЦЧР Ассо циация «Черноземье». . . .А что же стоит за этой, преобразовательской лихо радкой? С казать по правде, де ревеньки на Орлов щине сытостью да ухоженностью не запомни лись. Скорее напротив, в гла за бросалась какая-то патриар хальность и забытость, что ли. Глушью тянуло из забитых грязью проулков, колодцы с «журавлями» торчали возле каждого дома, как мета старо режимного единоличника, поленницы дров возле изб на мекали: природным газом тут и не пахнет. За околицей скор бно стояли громадные лужи — как невыплаканные слезы рус ской деревни. И этот фон как- то не очень вязался с послед ними достижениями орловчан в земельной реформе. Удивительная вещь: из всех последних начинаний в деревне самым худосочным оказалась деколлективиза ция. Знать, не зря обобщес твляли, укрупняли, кулачи- ли, кружили голову успеха ми, а потом утрамбовывали, сажали и снова утаптывали — оно все впрок пошло. Те перь затюканный реформа ми, перекормленный посула ми, спивающийся и умира ющий до срока мужик рвет на пупу рубаху, как только слышит речи о разделе. Раз бегаться ему некуда. Его сво бода все же ограничена с од ной стороны совсем не бес крайними полями, с другой — собственным плетнем. И потому, пригибаясь все ниже под гнетом перемен, он бур чит под нос: пропадать — так с музыкой, а еще веселей — «сообча». Только не надо думать, что противники почкований и делений ходят в литых са погах и пьют с утра самогон ку. Нет, среди них есть люди образованные и утонченные, одинаково хорошо знающие и политэкономию социализма, и грамматику капитализма. Характерный тому при мер йАуч^ с орловским .рщельхрэдррдцриятием «Роди на», где давно поняли: рас таскивать по углам совхоз, кооператив или товарищест во вовсе не обязательно. Однако вначале несколь ко слов о самом хозяйстве. Звезд с неба здесь, как гово рят, никогда не хватали. Планы хлебосдачи выполня ли нерегулярно, но в комму низм верили крепко, так как еле спео'31 долги государство регулярно списывало. Многое начало меняться, когда председате лем в «Родине» стал Рома нов, 26 лет от роду. Среди коллег он был салабоном, райком явно шел на крайнос ти, так как никого другого из резерва кадров не нашел. Но на этот раз не ошибся. За двенадцать лет Дмитрий Ива нович сделал из колхоза до бротное по оснастке и не по следнее по работоспособнос ти хозяйство. Как и все тол ковые выдвиженцы той во лны, много и охотно строил: нефтехранилище, машиноре монтные мастерские, зерно- ток, склады, клуб, дом быта, столовую, детсад, магазины. И еще немаловажный впо следствии факт — была куп лена и переоснащена райпот- ребсоюзовская пекарня. К 1991 году «Родина» по дошла с таким багЕоком. Все го сельхозугодий — 3164 гек тара, из них пашни — 2610. Поголовье крупного рогатого скота — 839 (из них коров 320), свиней — 244. Урожай ность зерновых — 24,1 цен тнера с гектара, сахарной свеклы — 137,2. Удой на ко рову — 2055 литра. Тракто ров различных марок — 28, грузовых автомобилей — 20, комбайнов (зерновых) — 13. Средняя численность работа ющих —218 человек. И на конец, очень важный показа тель —в 1991 году рентабель ность в хозяйстве достигла 200 процентов. Жить можно, не правда ли? Добавьте к этому выгод ную географию — 20 кило метров от райцентра и семь — от автотрассы республи канского значения. Но уже подули новые вет ры, и государство «сделало деревне ручкой». В моду вхо дили капитализм с фермер ским лицом и лозунг «Спа сение утопающих —дело рук самих утопающих!» В 1992 году над конторой колхоза приколотили новую вывеску: «Сельхозкоопера тив «Родина». Если бы Дмитрий Рома нов заботился о своей со бственной судьбе, он бы не потерялся. Тут группа его родственников создала фер мерское хозяйс’тй):,и'1сЛйкну- ла его верховодйТ|^,|^ Дело было надежным, но... мел ким, что ли. Во всяком слу чае для него. Тем более, что было жалко двенадцати лет неустанных трудов на благо коллективного хозяйства. И он, как капитан, до послед него оставался на палубе то нущего корабля. Более чем втрое сократи лось поголовье скота (коров вместо прежних стало всего 46). Урожайность зерновых упала в полтора раза. Пошел на убыль и машинно-трак торный парк. В результате рентабельность превратилась в отрицательную величину (-0,3 процента). Но особенно ярким свидетельством небла гополучия была кредитор ская задолженность, выро сшая к концу 1994 года до 460 миллионов рублей, что составило 16 процентов акти вов предприятия. Эта грозо вая туча, нависшая над хо зяйством, напоминала о глав ном — грядущем снижении уровня жизни для 296 про живающих на территории «Родины» (работающих 177 и 119 пенсионеров). В ыступая перед нами, журналистами, на устроенной в Орле конференции, Дмитрий Ро манов вспоминал: «и понял я, что с такой оравой «хозя ев», как в бывшем колхозе, мне не справиться, надо ужи мать коллектив до разумных размеров, до размеров числа собственников». Тогда пред седатель еще не ведал, что из него прет капиталист и ле зет мелкобуржуазная психо логия. Но сегодня он освоил ся вполне и в договоре с на емниками (нанявшимися на работу) пишет: если ты не обеспечил плановые приве сы, расплачиваться будешь... имущественным паем. То же — на зерновых и свекле. Не хочешь подписывать — твоя воля, мы вместо тебя хохлов или белорусов возьмем. Кон куренция! Создавая свинофермы на дому (5-6 семей объединяют ся для этого дела), обеспечи вая их кормами и всем необ ходимым, снова диктуют жесткие условия: столько-то поросят приплода отдай хо зяйству или пожертвуешь личным состоянием. Это дей ствует, тем более, что за год даже неработающий гражда нин в «Родине» запросто за рабатывает миллионы руб лей. Правда, в пересчете на натуроплату и услуги (пахо та огородов, посадка, подмо га в уборке и Т.Д.). Но я, кажется, забежал впер рвые попытки об судить варианты -реорганизации ко оператива показали: народ категорически против разде ления хозяйства. Налицо была классика, только вверх ногами: низы не могут, вер хи не хотят. А чего они хоте ли, эти самые верхи? Начи тавшись новой литературы, наслушавшись умных речей, поездив-посмотрев по горо- ед. ■'"■'■‘'■е I I ^ ^ ^ р е о дам и весям, Романов для себя решил: только товари щество на вере (ТНВ) может вывести «Родину» на столбо вую дорогу реформ. С П Р А В К А . Т о ва рищ е с тво на вере п р е д у см ат р и вает два ви д а у ч а ст н и к о в : полны е т оварищ и и члены - в к л а д ч и к и . И те, и другие в н о с я т и м у щ е с т в е н н ы е паи , оцениваемые в р у б л я х , в т а к н а зы ваемы й с кладоч ны й к а п ит а л . Д о п у с к а ю т ся и в з н о сы д е н ь г а м и , а т а кж е и им ущ е ст в ом (с а ра ем , н а п р им е р , м аш и н о й , т а кж е э квив ал ент ны м ден з н а к а м ) . П р и н ц и п и а л ь н е й шее от л и чие Т Н В от в ся к и х т а м А О , ООО, ТОО , И Ч П и к о о п е р а т и в о в в т ом , чт о пол ны е т ов ар и щ и от в е ч а ю т п о о б я з а т е л ь с т в а м ф и р м ы не только взносам и в с кла доч ны й к а п ит а л , но и л и ч н ы м им ущ ест вом . Это з н а чит , чт о если н а хват аеш ь до лгов и л и проешь кре дит ы , п рид ет с я от дат ь в счет п о г а ш е н и я с о б ст в е н н ы й « Ж и г ул е н о к » и л и изб у со всеми к у р ят н и к а м и . Зат о ! И м е н н о п ол ны е т оварищ и п р и н им аю т реш ения , зан и мают ся предприним ат ель с к о й д е ят е л ь н о ст ь ю н а п о л н ую к ат уш к у и п о л у ч а ют ( в случае у сп е ха ) очень прил и ч ны е дивиденды . Всех о ст а л ь ны х , от д а вш и х по д о го в о р у в Т Н В сво и зе мельные и им ущ ест венны е паи , просят не беспокоит ь ся. Р и с к у н и х м и н и м а л ь ны й , зато и р а зм е р д и в и дендов т а ко й же . 22 ноября 1994 года об щее собрание кооператива «Родина» приняло решение провести реорганизацию. Ро манов объявил о создании товарищества на вере и при гласил желающих рискнуть своим капиталом. Откликну лась дюжина, в основном спе циалисты, проработавшие с председателем долгие годы и сумевшие оценить перспек тиву развития. Так их стало тринадцать — тьфу-тьфу! — управленцев, командиров, собственников. Ко всем ос тальным обратились с пред ложением сдать свои земель ные доли в аренду товари ществу, а имущественные паи внести в складочный ка питал. И народ повалил к Романову и К°. Снова забегая вперед, от мечу прелюбопытнейший факт: в скором времени жи тели соседней с «Родиной» деревни упросили Романова присоединить их земли к владениям ТНВ. К великой скорби соседа-председателя. Пока, правда, договорились взять эти гектары в аренду. Так что никакого раздела хозяйства не произошло, на оборот, оно даже несколько разрослось. Но реальных уп равленцев, истинных хозяев в нем осталось, напомню, все го тринадцать человек... Александр КОСЯКИН, обозреватель «Липецкой газеты». (П р о д о л ж е н и е следует ). И П Е Ц К А Я г а з е т а ТВ ОРЧЕСТВО { р и с у н к и ю н ы х л и п ч а н { о п я т ь ЕД У Т в Б Е Л Ь Г И Ю С о в е т М е ж д у н а р о д н о й Ф е д е р а ц и и д е т с к и х о р г а н и з а ц и й в н о в ь п р и г л а с и л ю н ы х л и п ч а н — в о с п и т а н н и к о в и н т е р н а т а д л я с л а б о в и д я щ и х — п р и н я т ь у ч а с т и е в м е ж д у н а р о д н о й в ы с т а в к е п о п р о г р а м м е « Д е т с к о г о о р д е н а м и л о с е р д и я » в Б е л ь г и и . П е р в ы й р а з п о р а з и в ш и е и п р о ф е с с и о н а л о в , и ш и р о к у ю п у б л и к у р и с у н к и н а ш и х р е б я т э к с п о н и р о в а л и с ь в Б е л ь г и и в ч и с л е р а б о т и х р о в е с н и к о в и з н е с к о л ь к и х г о р о д о в Р о с с и и . Т е п е р ь ж е п р е п о д а в а т е л ь и з о б р а з и т е л ь н о г о и с к у с с т в а и н т е р н а т а В я ч е с л а в К а н и щ е в , б л а г о д а р я к о т о р о м у д е т и д о б и л и с ь т а к и х у с п е х о в , п о в е з е т в Б е л ь г и ю т о л ь к о п р о и з в е д е н и я с в о и х п и т о м ц е в . Е м у п р е д с т о и т п р о в е с т и р я д з а н я т и й в м е с т н о м д е т с к о м л а г е р е о т д ы х а , п о с к о л ь к у е г о м е т о д и к а в ы з ы в а е т ж и в о й и н т е р е с у х о з я е в . Н ы н е ш н я я в ы с т а в к а и н т е р н а т с к и х х у д о ж н и к о в — у ж е д е в я т а я в э т о м г о д у . И х р и с у н к и д е м о н с т р и р о в а л и с ь и в Л и п е ц к е , и з а е г о п р е д е л а м и , н е и з м е н н о п р и в л е к а я з р и т е л е й в ы с о к и м м а с т е р с т в о м , с в е ж е с т ь ю , с а м о б ы т н о с т ь ю . « Л Г » н е р а з п и с а л а о К а н и щ е в е и е г о у ч е н и к а х , п ы т а л а с ь о р г а н и з о в а т ь с п о н с о р с к у ю п о м о щ ь р е б я т а м , к о т о р ы е с т р у д о м н а х о д я т с р е д с т в а н а с а м ы е н е д о р о г и е к р а с к и и б у м а г у . Бы т ь м о ж е т , х о т я б ы н а с е й р а з к с у д ь б е т а л а н т л и в ы х д е т е й , к о т о р ы м б о л ь н ы е г л а з а н е п о м е ш а л и т в о р и т ь к а р а н д а ш о м и к и с т ь ю , п р о я в я т и н т е р е с т е , к т о с п о с о б е н п о д д е р ж а т ь и х м а т е р и а л ь н о ? ( С о б . и н ф . ) . В К Л А С С Е И З О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О Г О И С К У С С Т В А Ш К О Л Ы - И Н Т Е Р Н А Т А Д Л Я С Л А Б О В И Д Я Щ И Х Д Е Т Е Й я р и с у ю п е й з а ж в и н т е р н а т с к о м о к н е . М о ж е т , э т о т п е й з а ж н е в о в н е , а в о м н е ? В е т к а д е р е в а и л е п е с т к и н а ц в е т к е Н е х о т я т о т р а ж а т ь с я в у с т а в ш е м з р а ч к е . К т о - т о к о н т у р ы м е л к и х п о д р о б н о с т е й с т е р И о с т а в и л м н е п я т е н р а з м ы т ы х у з о р . П р о п а д а ю т в о к р у г з а д е т а л ь ю д е т а л ь . Т о л ь к о о б л а к о в н е б е , д о р о г а и д а л ь . Т о л ь к о у т р е н н и й с в е т и л и т е н и п р о л о м С о х р а н я е т о т н ы н е д е ш е в ы й а л ь б о м . В а м , н а в е р н о , п о д р о б н о с т и ж и з н и м и л ы . Н о я в и ж у к о с т р ы и н е в и ж у з о л ы . И р и с у ю я с к о р о с т ь — н е м а р к и м а ш и н , И р и с у ю у л ы б к у б е з с е т к и м о р щ и н . А е щ е я р и с у ю с т р а д а н ь я Х р и с т а П о с р е д и н е В с е л е н н о й , ч т о с т р а н н о п у с т а . Н а р и с у н к е н и п а л ь м , н и с о л д а т , н и т о л п ы . Н и в е д у щ е й к в е р ш и н е Г о л г о ф ы т р о п ы . Л и ш ь м а з к о в , т о ч н о в с п о л о х о в , я р о с т н ы й б е г . З н о й с т о л е т и й и к р е с т , а н а н е м — ч е л о в е к . Я н е з н а ю , о т к у д а в с е э т о в о м н е . . . Я р и с у ю п е й з а ж в и н т е р н а т с к о м о к н е . * * * К^ С| Т Ь и к р а с к и в с т р е ч а ю т с я с б е л ы м л и с т о м , I Ч т о б ы ч у д о п р о з р е н ь я с л у ч и л о с ь п о т о м . : И б о л е з н ь , ч т о , к а к п е п л о м , п р и с ы п а л а г л а з . Н е м е ш а е т т в о р ц у з а в о р а ж и в а т ь н а с . И н т е р н а т с л а б о в и д я щ и х в м и р е с л е п о м , Г д е с к у п я т с я к у п и т ь и м г у а ш ь и а л ь б о м . Г д е , с т р а д а я н е з р я ч е с т ь ю с к у д н о й д у ш и . Н а с к р е б а ю т г р о ш и и м н а к а р а н д а ш и . . . И.Н. ПО ГОРОДАМ аРАНЫ м ы НЕ ГАПРОЛИРУЕМ . НО ВЛИПЕЦК НЕПРИЕХАТЬ НЕМОГЛИ И это признание руководителя Московского театра «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза не случайно... Б ы с т р о , с л и ш к о м б ы с т р о п р о л е т е л и д н и г а с т р о л е й « Ш к о л ы » в Л и п е ц к е . И в о т л ю б и т е л и т е а т р а п р о с т и л и с ь с з а м е ч а т е л ь н ы м и м а с т е р а м и с ц е н ы , б л и с т а т е л ь н ы м и а к т е р а м и , и з в е с т н ы м и в с е й Р о с с и и п о к и н о - и т е л е э к р а н у , н о р е д к о п о я в л я ю щ и м и с я н а п р о в и н ц и а л ь н ы х п о д м о с т к а х . К а к я в с т в у е т и з с л о в И о с и ф а Р а й х е л ь г а у з а , п р и е з д е г о к о л л е к т и в а в Л и п е ц к — и с к л ю ч е н и е и з п р а в и л . И в о з м о ж н о о н о с т а л о , п р е ж д е в с е г о , б л а г о д а р я д а в н е й д р у ж б е Р а й х е л ь г а у з а с х у д о ж е с т в е н н ы м р у к о в о д и т е л е м Л и п е ц к о г о а к а д е м и ч е с к о г о т е а т р а д р а м ы В л а д и м и р о м П а х о м о в ы м . И х с в я з ы в а ю т и ч е л о в е ч е с к и е с и м п а т и и , и т в о р ч е с т в о . К о г д а в н е с а м ы е д о б р ы е д л я и щ у щ и х , д е р з к и х , н е п о с л у ш н ы х х у д о ж н и к о в в р е м е н а Р а й х е л ь - г а у з о к а з а л с я в н е м и л о с т и в с т о л и ц е , и м е н н о П а х о м о в п р е д л о ж и л е м у п о с т а в и т ь в Л и п е ц к е н е с к о л ь к о с п е к т а к л е й . А т е п е р ь , в п о р у р а с т у щ е й п о п у л я р н о с т и с о з д а н н о г о Р а й х е л ь г а у з о м т е а т р а , П а х о м о в в н о в ь п о з в а л с в о е г о д р у г а и е г о а к т е р о в в г о с т и . И о н и п р и е х а л и , п о д а р и в н а м с в о е и с к у с с т в о , м у д р о е и л е г к о м ы с л е н н о е , в е с е л о е и г о р ь к о е , п а р а д о к с а л ь н о е и у в л е к а т е л ь н о е , п р е д н а з н а ч е н н о е с р а з у и и з ы с к а н н ы м з н а т о к а м , и н е с а м ы м и с к у ш е н н ы м з р и т е л я м . В о в р е м я г а с т р о л е й И о с и ф Р а й х е л ь г а у з д а л п р е с с - к о н ф е р е н ц и ю д л я л и п е ц к и х ж у р н а л и с т о в . О н о х о т н о о т в е ч а л н а л ю б ы е в о п р о с ы . И д а ж е к о г д а и с т е к л и п о л т о р а ч а с а , н и ч е г о н е и м е л п р о т и в п р о д о л ж е н и я д и а л о г а . М ы у с л ы ш а л и м н о г о л ю б о п ы т н о г о , н о ч и т а т е л я м м о ж е м п р е д л о ж и т ь л и ш ь ф р а г м е н т ы , к о т о р ы е , н а н а ш в з г л я д , н а и б о л е е с у щ е с т в е н н ы . О характере «Школы». Не люблю слова «антреприза». Мы — не антреприза. Мы — муни ципальный театр с одной особен ностью: у нас совсем небольшой а.чтерский штат. Зато мы свобод но можем приглашать актеров со стороны. Да, мы — не антрепри за и потому, что не ставим себе целью зарабатывать деньги. Дру гое дело — сочинить интересный, рн ятны й для публики и для са- мих себя спектакль. На это мне дает карт-бланш администрация «Школы» во главе с директором Мариной Дружининой: пусть вас, Иосиф Леонидович, говорят они, не заботят проблемы, свя занные с декорациями, костю мами, прокатом спектаклей и прочее. Репетируйте. Ну, о чем еще может мечтать режиссер? Как в театр приходят «звез ды» столичной сцены? Очень просто, я их всех знаю, ведь ра ботаю в Москве давно и с самы ми разными труппами. Извест ные мастера приходят в «Шко лу» не с мыслью как бы подза работать. Они хотят иного: по работать в свое удовольствие, ре ализовать желание сыграть ка кую-то роль, откликнуться на мое предложение. Вот Сергей Юрский давно хотел поставить пьесу Ионеско «Стулья». Ну, разве можно было не пойти на встречу этому прекрасному мас теру? Заглянула как-то Таня Ва сильева. У нее — не без слож ностей, и в стационарных теат рах она работать не хочет, как говорится, обожглась. А в ито ге я уговорил Таню войти в штат «Школы». Наш театр — это дом, а от нюдь не продуваемая сквозня ками антреприза или «команда» из нескольких человек на один спектакль. Дом, где у актера есть своя гримуборная. Дом, в котором работники любой на шей службы сделают для него все, что необходимо. Где, нако нец, в одном из зальчиков мож но просто посидеть, попить кофе, пообщаться. Да, актеры у нас получают хорошо. При ус ловии, если наш зал на четы реста мест полон. И, как прави ло, он полон. Разумеется, наши гонорары несопоставимы с гоно рарами эстрадных «звезд». Легко ли репетировать с из вестными артистами? По-раз ному бывает. Актерская про фессия, откровенно говоря, пло хая профессия. Она как бы про воцирует человека на всякие не ожиданные, а то и экстраваган тные поступки, реплики. Но в любом случае сразу видно, хо рош ли он на сцене, талантлив ли. Хороший артист чаще все го недоволен собой. Но ему не слишком нравятся и окружаю щие, а режиссер вообще кажет ся лишним, мешающим ему. Зато во время работы он спол на предлагает себя, свой бога тейший «инструментарий», он не начинает, по примеру не слишком одаренных и умных коллег, предлагать лишь гени альные мысли, идеи... С ним не всегда легко, но всегда интерес но. Недавно с очень мною лю бимой актрисой, можно ска зать, «раритетом» отечествен ной сцены, мы на репетиции до говорились до того, что у нас она, эта репетиция, будет по следней. Конечно, когда осты ли, то продолжили репетиро вать. Но, согласитесь, все это не так легко для меня, режис сера. О выборе пьесы. Мне — пятьдесят лет, около тридцати лет я занимаюсь режиссурой. Поставил, наверное, без малого шестьдесят спектаклей. И мне сейчас неинтересно ставить про сто очередную пьесу. Хочется выбрать что-то совсем не случай ное, с каким-то особым смыс лом. Так далеко не случайно возникла наша последняя пре мьера — «...С приветом, Дон Кихот!» Это вторая, после «А чой-то ты во фраке?», часть на шего, пока еще не полностью осуществленного, разножанро вого, музыкального триптиха. Когда я наконец, уже мало что соображая, собрал воедино че тыре акта «Дон Кихота», то по лучился вариант на целых шесть часов. Теперь спектакль идет вдвое меньше времени. А я смотрю, где бы его еще уре зать. Сейчас репетирую «Чайку». В Москве идет с десяток «Чаек». Я не стремлюсь их переплю нуть, соревноваться с ними, я хочу буквально, зримо «стол кнуть» на сцене театральные по коления. Треплевым вижу Вла димира Шамирова, сенсацион ного сейчас в Москве режиссе ра, который сам поставит треп- левскую пьесу. Остальные роли сыграют актеры других поколе ний — Ольга Яковлева, Алек сей Баталов... Когда работалось лучше — раньше или теперь? Последние десять-двенадцать лет, при всех издержках происходящих пере мен, лично для меня — это вре мя творческой свободы. Теперь я сам, так сказать, автор моей жизни. Куда хочу, туда и еду, что хочу, то и делаю. Понятно, не в ущерб театру, не потакая собственной расслабленности, лени. Если приезжаю в США на постановку и мне почти сразу же объявляют, что, где, когда, во сколько, все расписав по мину там, я этому расписанию следую дисциплинированно и сосредото ченно. Кстати, сама по себе та кая поездка, такая работа за ру бежом лет пятнадцать-двадцать назад мне могла только при сниться. О гастролях в Липецке. Наш театр не жалуется на невнима ние к себе. Мы участвовали во многих международных теат ральных смотрах. Сейчас даже отказываемся от некоторых фес тивальных предложений. Таких гастролей, как в Липецке, мы по России не практикуем. Но... на сей раз случай особый. Я тут отдыхаю от столичной суеты. Если бы только не кончина Бу лата Шалвовича. В последний раз он вышел на публику имен но в нашем театре. В компании с ним я так привык встречать Старый Новый год... Константип КЛЮТКИН. П Е В У Н Ь ! Учас т ница художес т венной с ам о дея т ельнос т и села Вербилово Л и п е ц ко г о р айона Оль га К оче т ова. Ф о т о А . Г И Р Е В А . СОВРЕМ ЕННИК « В Д О Х Н О В Е Н И Е - гоаья, КОТОРАЯ Н Е Л Ю Б И Т П О С Е Щ А Т Ь Л Е Н И В Ы Х . . . » в с в о и т р и д ц а т ь т р и г о д а о н , к а ж е т с я , д о с т и г т о г о , н а ч т о м н о г и е т р а т я т е д в а л и н е в с ю ж и з н ь : ч л е н П е т р о в с к о й А к а д е м и и н а у к и и и с к у с с т в а , ч л е н С о ю з а к о м п о з и т о р о в Р о с с и и , л а у р е а т М е ж д у н а р о д н о г о к о н к у р с а и м е н и С е р г е я П р о к о ф ь е в а в М о с к в е , л а у р е а т к о н к у р с а « М о л о д ы е к о м п о з и т о р ы Р о с с и и » . . . Д о в о л ь н о д о л г о я и с к а л в о з м о ж н о с т ь в с т р е т и т ь с я с э т и м у д и в и т е л ь н ы м ч е л о в е к о м , к о т о р ы й п о с л е Ви к т о р а Г о р я н и н а с т а л в т о р ы м в н а ш е й о б л а с т и , у д о с т о е н н ы м ч е с т и п р и е м а в С о ю з к о м п о з и т о р о в Р о с с и и . М н о г о е х о т е л о с ь м н е у з н а т ь у А л е к с е я В е р ш и н и н а , н о п е р в ы й в о п р о с п о л у ч и л с я д о н е п р и л и ч и я т р и в и а л ь н ы м : — С ч е г о н а ч а л а с ь в а ш а ж и з н ь в м у з ы к е ? — Родом я из Пермской области. Учился в му зыкальной школе в Соликамске, поступил в Пер мское музыкальное училище. Затем — служба в рядах Советской Армии, где участвовал в армей ской художественной самодеятельности. В 1989 году поступил в «Гнесинку», в класс профессора Кирилла Волкова по специальности «композиция». Потом была и учеба в аспирантуре по классу ком позиции, котррую я так же успешно завершил., А начиналось все с, пения в детстве_Мой отец был баянистом-л’юбйтелём7'мама пела "в самоде ятельности. Сознательное решение профессио нально заняться музыкой пришло ко мне доволь но поздно — после службы в армии. Хотя с две надцати лет я пробовал писать песни, романсы... Вокруг меня всегда была творческая атмос фера. Пожалуй, именно это и сказалось на выбо ре : очень важно, чем человек живет... А живет Алексей творчеством. Для творческо го человека, вне зависимости от того, состоит он в каких либо творческих Союзах или нет, сущес твует одно основное жизненное правило — тво рить. А вот для того, чтобы стать членом Союза композиторов России, одной этой обязанности, пожалуй, маловато будет. Во-первых, для члена Союза композиторов России обязательно наличие высшего музыкаль ного образования по специальности «композиция», — продолжает мой собеседник. — Во-вторых, творческая одаренность. И, ко нечно же, необходимы сочинения разных жанров, характеризующие творческую личность. Прием в члены Союза осуществляется специальной комис сией, которая решает все перечисленные вопро сы. Т в о р ч е с т в о д л я А л е к с е я — е с т е с т в е н н о е с о с т о я н и е д у ш и . — Когда ко мне приходят ученики, я говорю им то, о чем должен сказать композитор, — об умении видеть, слышать и воспринимать все про исходящее вокруг, — рассказывает он. — Ну а так как процесс восприятия у каждого свой, то твор ческий человек, вне зависимости от того, чем он занимается, — личность сугубо индивидуальная. У Алексея Вершинина свои ориентиры в му зыке. Это композиторы Клод Дебюсси, Артур Онег гер, Бела Барток, Сергей Прокофьев, Николай Мясковский. Он не делает из них кумиров, просто они близки ему по духу. Сам Алексей больше склонен к лирическому жанру. Это чувствуется и в разговоре с ним: спо койное, доверительное общение, стремление в каждой фразе найти основной смысловой стер жень, на котором строится все общение с собе седником. Исцеляющим бальзамом для себя Алек сей опять же считает творчество. В минуты уста лости он обычно садится за фортепьяно и что-то наигрывает, отдыхая в работе. В липецком музыкальном училище Вершинин работает на отделении народного хора, занима ется фольклором. Среди его подопечных есть че тыре студента, которые под началом маэстро за нимаются композицией. Несмотря на то, что уже многое Алексеем достигнуто, он, как это ни стран но, находит чему поучиться у своих студентов. «Ни дня без строки!» — таков девиз Алексея Вершинина, человека с интересной творческой судьбой. Великий Чайковский однажды сказал: «Вдохновение — такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Потому-то эта гостья всегда вместе с ним, что и сам он ни на минуту не остав ляет собственную душу в покое. Она беспрестан но трудится во благо людей. Для тех, кто любит и понимает музыку. В л а д и м и р П Л Я С О В , ч л е н л и т е р а т у р н о й с т у д и и « Вд о х н о в е н и е » п р и Л и п е ц к о м о т д е л е н и и С о ю з а п и с а т е л е й Р о с с и и . ■ВРЕМЕНА И Н Р А ВЫ Ж И ВЫЕ Ф АК ЕЛ Ы « РУ БИ К О М » Ж и т е л ь В о р о н е ж а с д р у з ь я м и с ж е г в о д н о ч а с ь е в М о с к в е 1 1 ч е л о в е к и д в о и х и з у в е ч и л ЕУЕосковский г о р о д с к о й с у д п р и н я л к р а с с м о т р е н ию г р о м к о е д е л о п о о б в и н е н и ю ж и т е л я г . В о р о н е ж а Т о р о п ц е в а , к о т о р ы й в м е с т е с д в у м я п о д е л ь н и к а м и з а о д и н в е ч е р с ж е г 11 ч е л о в е к и д в о и х и з у в е ч и л , п р е в р а т и в в с е х в ж и в ы е ф а к е л ы . В о т ч то с о о б щ а е т о б э т о м о б о з р е в а т е л ь « Л и п е ц к о й г а з е ты » . Это произошло 25 ав густа прошлого года з сто личном ночном клубе «Ру бикон». Клуб этот знаме нит тем, что, помимо тра диционных для таких за ведений забав, предлагал п о сети т елям пои гр ать в бильярд. Торопцев и его приятели развлекались здесь на пол ную катушку, изрядно вы пили и ... решили отомстить хозяевам заведения за не со всем приличный, как пока залось им, прием. Под ру кой у них были привезенные с собой канистры с бензи ном, который они тут же вылили на пол. И полыхнул пож ар . Огонь отрезал от выхода 13 человек. Один надцать из них сгорели за живо, двоих удалось спасти, доставив в критическом со стоянии в клинику. Матери альный ущерб был оценен прокуратурой Москвы в не сколько сот миллионов руб лей. Среди жертв, помимо гостей «Рубикона», скончав шиеся от ожогов генераль ный директор клуба и двое человек из обслуживающе го персонала. По числу погибших сто личные пинкертоны счита ют это делом № 1 в 1996 году. Впрочем, с ним рядом можно поставить и другую недавнюю трагедию . Она тоже связана с пожаром, и ее «герой» опять-таки поч ти наш зем ляк — А л ек сандр Ветров, механик из села Верхняя Ярославка на Тамбовщине. Он прямо в со вхозной конторе облил себя и еще пятерых односельчан бензином и чиркнул спич кой. Так Ветров протесто вал против невыплаты за работков... ЧП на Тамбов щине, однако, имеет хоть какое-то объяснение. А вот история в «Рубиконе» пора ж ает своей бессмы слен ностью. Оказывается, все началось с ... банального конфликта между офици анткой и пьяными клиен тами, которым показалось, что их обсчитали... Сразу после пожара все трое махнули сперва в Во ронеж к Торопцеву, потом — под Одессу. Однако уже в октябре оказались за ре ш еткой . Хотя Россия и подписала международную к о н в ен ц ию об отм ен е смертной казни, этой тро ице, по мнению экспертов, ее не избежать... Юрий ДЮКАРЕВ. г. Москва. Универсальный компьютер для дом а и офиса на базе процессора 1п1е1 РепИит® 100-200 МНг, системная плата производства корпорации 1п1е1 по новейшему а стандарту АТХ, динамическая § память ЕОО от 8 до 128МВ 5 М1СНОМ, 64Ы1 РС1 графический ускоритель МРЕС, эргономичный корпус с1е8к1ор или т!с1с)!е1о\А/ег ^ О ч у в с Т В ^ ^ Новая с е р и я на б а з е н о в ейш и х п роц е с со ров 1Ме1 Р е п О и т * с т е х н о л о ги е й ММХ™ Беспла т но! С е р в и с н ы й и т ор г овый - Ш т!от В5 цент р в Липвцт — - т ика 4 . 0 ф и р м е ЙНСТ-Л В И С Т Широкий в ы б о р р а е ж о д н ы х м а т е р и а л о в и комплектующих Ж д е м ВВС с 8 . 0 0 д о 1В.00 п о а д р е с у ; у л . Т о л с т о г о , 1, 1 о т вж. Т е я . 77-17-03.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz