Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

6 и ю н я 1 9 9 7 г . , № 1 0 9 - 1 1 0 ( 1 4 2 3 - 1 4 2 4 ) т т т М П Е Ц К Л Я г а ;зе та ж что ТАКОЕ МУЗЕЙ? Историко-крлбвбдмбскл я стрлницй ЛЕГЕНДЫ и БЫЛИ СТАРОГО ДОМА О предках Пушкина, друге Лермонтова и литературных баталиях Липчане хорошо знают этот дом на улице Ленина, бывшей Дворянской. Двух­ этажный, с белыми колонна- • ми, выходящими на все че­ тыре стороны, он не может не привлечь внимания. У домов, как у людей, есть своя родословная. Этот дом назы­ вают иногда домом ]^бина по имени последнего владель­ ца... ...В «Отчете Липецкого петровского общества» за 1911 год есть свидетельство о том, что в связи с 50-лети­ ем великой реформы 1861 года трудами краеведов ус­ троена была юбилейная вы­ ставка. Ее разместили в зда­ нии, где в 1837 году наслед­ ник-цесаревич, будущий ре­ форматор России, останавли­ вался во время своего путе­ шествия по необъятным про­ сторам державы. Есть в «От­ чете» любопытная пометка, сделанная М.П. Труновым, ^ что дом этот на Дворянской улице в 1837 году принадле- ^ В ж а л Н.Ф. Туровскому, «а ныне —К.Л. Губиной». Это дает основания полагать, что * речь идет как раз о том са­ мом доме на Дворянской. Кто же они, Туровские? В 1808 году в Липецке обос­ новался штаб-лекарь Федор ^ , Иванович Туровский. Вчине надворного советника он ушел в отставку. Избирался липецким уездным предводи­ телем дворянства. Его стар­ ший сын Николай Федорович родился в селе Покровское Задонского уезда, а детство его прошло в Липецке. Учил­ ся в Благородном пансионе при Московском университе­ те вместе с будущим великим поэтом М.Ю. Лермонтовым, был его приятелем. Затем многие годы служил в Петер­ бурге в департаменте просве­ щения, государственном за­ емном банке, государствен­ ном казначействе. По слу­ жебным делам в июле 1841 года посетил Пятигорск, и там произошла последняя встреча с другом юности: «не­ забвенные два часа с неза­ бвенным Лермонтовым». Это было как раз накануне роко­ вой дуэли поэта. В нашем музее среди мно- Г^жества старых русских жур­ налов хранится «Русская ста­ рина» за 1913 год. Там и на­ печатаны записки Н.Ф. Ту­ ровского «Дневник путешес- '*'твия по России в 1841 году». Николай Федорович описал и эту встречу. «Лермонтова уже нет, вчера оплакивали мы смерть его. Грустно было видеть пе­ чальную церемонию, еще грустней вспомнить: какой ничтожный случай отнял у друзей веселого друга, у нас лучшего поэта... Как недав­ но, увлеченные живой бе­ седой, мы переносились в студенческие годы, вспоми­ нали прошедшее, разгадыва­ ли будущее... Он высказывал мне свои надежды скоро по­ кинуть скучный юг и возвра­ титься к удовольствиям севе­ ра, я не утаил надежд наших литературных...» С 1852 года Н.Ф. Туров­ ский жил в Липецке. Слу­ жил директором Минераль­ ных вод, несколько лет был , предводителем дворянства Липецкого уезда. Такова одна страничка из родослов­ ной дома. В 1920-е годы, работая с материалами уездного архи­ ва, М.П. Трунов — основа­ тель и архива, и нашего му- когда-то лучшего среди уездных музеев Тамбовщи­ ны, выяснил, что, оказыва­ ется, Ф.И. Туровский купил усадебный участок с разо­ бранным деревянным здани- •* ем у некоей Гришиной, вдо­ вы уездного стряпчего. А та ранее приобрела старый де­ ревянный дом с этим участ­ ком у Пушкиных. Так вот где оно — начало родословной дома: Пушкины! Те самые липецкие Пушкины, что были предками великого по­ эта. Они владели имением Кореневщино в Сокольском уезде и другими землями в наших краях, но завели в конце XVIII — начале XIX веков дом с усадебным учас­ тком в Липецке. Когда Пуш­ кины продавали его Гриши­ ной, он был уже довольно ветхий. Да и сами Пушкины в начале XIX века были уже не столь богаты, как в те вре­ мена, когда родилась в на­ ших краях любимая бабуш­ ка поэта, его липецкая ба­ бушка Мария Алексеевна Ганнибал, урожденная Пуш­ кина. К моменту продажи дома она уже не жила здесь. В липецком доме обитали семьи ее братьев Юрия и Михаила. Ф.И. Туровский, прикупив к гришинскому участку еще несколько по улице Дворянской, построил в 1832-1836 гг. роскошный дом по типу итальянских палаццо. Так что Николай Федорович, его сын, как сви­ детельствует предисловие к его «Дневнику» в «Русской старине», поселившись в Липецке и сделавшись его старожилом, «имел дом с большим садом, открытым для всех обитателей Липец­ ка, жил очень широко и от­ крыто». И еще одно великое имя связано с этим домом. В 1837 году, когда будущий царь Александр II прибыл в Ли­ пецк, его сопровождал воспи­ татель царских детей поэт Василий Андреевич Жуков­ ский. Много душевных сил вложил он в наследника. И в том, что тот, короновав­ шись, отменил главное зло России :—крепостное право, есть заслуга и его воспитате­ ля. Они были в Липецке 4-5 июля 1837 года. Но этого оказалось достаточно, чтобы В.А. Жуковский, прекрас­ ный график, сделал несколь­ ко зарисовок особенно понра­ вившихся ему мест в городе: площади с Собором, Древне- Успенской церкви. Нового парка (сейчас мы его назы­ ваем Нижний). Оригиналы рисунков хранятся в Русском музее в Петербурге, а копии можно увидеть в литератур­ ной экспозиции областного краеведческого музея. Вообще-то с «липецкими водами» у В.А. Жуковского были связаны не очень при­ ятные воспоминания. В 1815 году в Петербурге произошел «липецкий потоп», так ос­ тряки назвали нашумевшее представление пьесы князя А.А. Шаховского «Урок ко­ кеткам, или Липецкие воды». Действие пьесы про­ исходило в Липецке, на но­ вом модном курорте. Острие своей комедии Шаховской, член известной «Беседы лю­ бителей русского слова», на­ правил против Жуковского. Один из персонажей, жалкий поэт Фиалкин, «прохладное творенье», без конца говорил строчками из баллад Жуков­ ского, подавая их так, что вызывал смех зрителей и гнев друзей Жуковского, ко­ торые немедленно покинули зал театра. Спустя некоторое время они создали литератур­ ное общество «Арзамас», объ­ единившее лучшие литера­ турные силы России. Птен­ цом этого общества был юный Пушкин, а одним из его членов — наш земляк, драматург и мемуарист С.П. Жихарев. Так Липецкие воды оказались причастными к литературной борьбе нача­ ла XIX века. «Ах, Липецк! Рай зем­ ной», — восклицает одна из героинь комедии. Каким уви­ дел этот «рай земной» в 1837 году В.А. Жуковский, мож­ но прочесть в его дорожном дневнике: «Липецк вдали на горе, покрытой пашнями. Внизу село с каменной цер­ ковью. Липецк весьма кра­ сивый город на высоте. Пре­ красно обустроенная Дворян­ ская улица для приезжаю­ щих лечиться. Осмотр ванн: красивое здание. Ванны де­ ревянные. Души. Зальце для танцев деревянное. Лавки. Каменная ротонда, где пьют воду. Гнилые мосты, из коих один обрушился под наро­ дом. Ныне больных 32 семей­ ства. Директор Романович чудак. Дворянский сад с пре­ красным видом на озеро». Такова история старого дома. Правда, было у нее про­ должение, о чем свидетель­ ствует мемориальная доска, где указано, что в 1917 году в нем происходил уездный съезд Советов. Но я решил рассказать здесь только о литературных страницах «дома Губина»... По иронии судьбы об этом весьма отда­ ленно напоминает название ресторана «Былина», распо­ ложившегося в подвале дома под фондохранилищем облас­ тного музея... Светлана КУКРАК, зав. литературным отделом Липецкого областного краеведческого музея. На проходившей в 1977 г одув Москве XI генеральн ой конфе­ ренции Международ-^ не г о сове т а музеев (1СОМ) было дано оп­ ределение музея, с т авшее своеобраз­ нымдевизомдля всех музейныхрабо т ников: «Музей—э т опос т оян­ ное учреждение, не преследу ющее цели извлечения доходов, находящееся на служз бе интересов общес­ тва и его развития, доступное для публи­ ки, занимающеесяис­ следовательской ра­ ботой, направленной на изучение матери­ альных ценностей на­ родовиих окружения. Музей приобретает эти материальные свидетельства, хранит их, знакомитс ними и экспонирует их в це­ ляхизучения, образо­ ванияиразвлечения». Вполноймере этооп­ ределение можно применить ко всем 14 находящимся на тер­ риториинашейоблас­ тимузеям. Ивпервую очередь — к областно­ му краеведческому^ За мизерную плату, в трудных условиях его сотрудники продол­ жают «сеять разум­ ное, доброе, вечное». Ониподлинныехрани­ тели истории. Сегод­ ня «ЛГ»предлагаетчи­ тателямознакомиться с материалами, под-^ готовленными этими учеными-энтузиаста- ми. А л е к с а н д р Г Р ИШ А Е В . Вфондах областного крае­ ведческого музея существует фонд липецкого поэта, ху­ дожника, общественного деятеля В.И. Жукова. Судь­ ба этого человека напомина­ ет судьбу романтического ге­ роя из книг XIX века. Мно­ гое из его биографии до сих пор окутано тайной. Он родился в семье быв­ шей крепостной и рабочего в Санкт-Петербурге, но с 1882 года воспитывался в семье ге­ нерал-майора Иллариона Жукова, о чем свидетель­ ствует указ «Его Император­ ского Величества Правитель­ ствующему Сенату» от 10 мая 1882 года: «снисходя на всеподданнейшее прошение генерала-майора Иллариона Жукова и его жены Елиза­ веты об усыновлении ими воспитанника Владимира, Всемилостивейши дозво- ля(ется) сему последнему принять фамилию воспитате­ лей и пользоваться правами их состояния, но без права наследования по закону». Владимиру было 12 лет. С ранних лет он писал стихи, рисовал. На него явно влиял родственник —фоль­ клорист, историк литературы Орест Федорович Миллер. В 1889 г. В.И. Жуков обу­ чался в студии художника Савича в Москве и работал в Малом театре под руководст­ вом декоратора Гельцера, был знаком со многими зна­ менитыми артистами. Вели­ кая русская актриса М.Н. А Р С Е Н А Л , А Н Е С К Л А Д Кто приходит в музей? Школьники. Студенты. Люди, которым инте­ ресна история родной страны. Ученые, исследова­ тели. Артисты, музыканты, художники. Поистине: проще перечислить тех, кто не ис­ пытывает потребности или нужды войти в эти две­ ри, потому что таких гораздо меньше. Вот посланцы ансамбля «Казаки России» изу­ чают в музейных фондах технику вышивки наро­ дных костюмов нашей местности, их покрой. Вот обращаются за исторической справкой из Акаде­ мического театра драмы имени Льва Толстого. Вот ищут редкий фотоснимок начала века журналис­ ты областной газеты. Вот вчитывается в выцвет­ шие строки документа историк-краевед... Только очень уж далекие от естественного же­ лания прикоснуться к прошлому люди полагают, что музей —это что-то вроде склада старья. Наря­ ду с традиционными функциями коллекциониро­ вания, сохранения и исследования мы все больше и настойчивее решаем социокультурные, образо­ вательные задачи. Музей сегодня —уникальный банк данных об опыте многих поколений народа. Он концентрирует память, без которой не осмыс­ лить ни нынешний день, ни день грядущий. Минули времена, когда все сводилось лишь к собиранию экспонатов, формированию экспозиций. Тишина музейных залов все чаще нарушается музыкой, голосами актеров. Здесь теперь не про­ сто созерцают и изучают свидетельства материаль­ ной и духовной культуры былых эпох, но и по­ гружаются в художественную атмосферу, пости­ гают художественный образ Времени. Например, в залах Пушкинского музея и в Кремле проходят симфонические концерты. Само оформление эк­ спозиций оценивается уже как раз с точки зрения создания художественного образа ушедшего. Го­ воря суховатым научным языком, музеи находят­ ся в центре тесного переплетения межкультурных связей, становятся катализаторами и проводника­ ми новых творческих идей. И наш музей тоже идет по этому пути. Мы стре­ мимся вести со зрителем диалог на уровне худо­ жественного восприятия. Создавая экспозиции, мы ориентируемся на мнение художника. Дизайн музейного зала рождается в плодотворных спорах. И от этого выигрывают все. В качестве примера назову литературную гостиную, выставку, посвя­ щенную П.П. Семенову-Тян-Шанскому... Вообще наша работа, в чьих-то глазах — ти­ хая, спокойная, как бы вырванная из острого, напряженного, динамичного контекста современ­ ности, на самом деле вовсе не такова. Она сугубо творческая, требующая страсти, увлеченности, поиска. И поиск этот нередко приводит к совер­ шенно вроде бы неожиданным поворотам и иде­ ям. Недавно, скажем, мои коллеги приоткрыли еще одну страничку истории —традиции русской кухни, а точнее —традиции кухни нашего края. Представьте себе: здесь обнаруживается удивитель­ но много интересного! Специалисты не зря утвер­ ждают: русская кухня —одна из самых богатых, разнообразных и технологически сложных. И это тоже — сфера культуры, о которой негоже забы­ вать. Если найдутся неравнодушные люди, обла^- дающие коммерческими возможностями, музей готов помочь им воскресить замечательный веко­ вой опыт, добрые традиции русского застолья. Итак, музей. Учреждение и научно-исследова-:: тельское, и просветительское, и культурное. Эта “ многогранность заложена в нашем деле изначаль­ но. Сегодняшние качественные изменения в дея­ тельности музеев — органическое продолжение творчества музейщиков прошлых поколений. А музееведение ныне —серьезная наука. И не слу-» чайно наряду с Международным советом музеев есть и Международный комитет по музееведению. - Разумеется, все это побуждает сотрудников музеев более требовательно относиться к своему, профессиональному росту. Видимо, пора проана^- лизировать и работу районных, общественных; школьных музеев, чтобы помочь им полностью соответствовать духу времени, закону о музейном фонде и музеях, где четко обозначены наши цели и задачи, неразрывно связанные с сохранением национального наследия великой русской культу­ ры. Лидия КАТЕРИНКИНА^ директор Липецкого областного краеведческого музея. Э П О X А ^ В ^ Ш 1 ^ ^ ^ « . . . Р А Б О Т А Л И СК Л Ю Ч И Т ЕЛ ЬН О Н А П О Л Ь З У О БЩ ЕСТВА» Ермолова сделала дарствен­ ную надпись В.И. Жукову на своей фотографии: «Один из двух миров избрать ты до­ лжен, и раз избрав, возврата нет тебе», подчеркнув много­ мерность таланта Жукова. Он прекрасно рисовал, писал стихи, конструировал и ре­ монтировал модели в Поли­ техническом музее. В 1891 г. Владимир Ил­ ларионович был избран сани­ тарным попечителем по борь­ бе с холерой и голодом по Ивовской волости Задонско­ го уезда. В самые тяжелые годы эпидемий он ездил по деревням с искренним жела­ нием помочь людям, облег­ чить их страдания. В одной из изб Жуков встретился с княжной Ма­ рией Аполлоновной Волкон­ ской, ухаживавшей за девоч­ кой и ее умирающей ма­ терью. Отец Марии Аполло­ новны принадлежал к обед­ невшей ветви рода знамени­ того декабриста. Молодые люди полюбили друг друга, но родители М.А. не давали согласия на брак, считая его неравным. И тут, в лучших традициях любовных рома­ нов, влюбленные бегут в Ли­ пецк и тайно венчаются. Только через полтора года родители смирились и отда­ ли им приданое. На эти день­ ги Жуковы открыли в Ивово первые детские ясли и шко­ лу. Жуков хотел даже отдать хутор крестьянам, но нотари­ ус отказался совершать сдел­ ку, и Владимир Илларионо­ вич продал хутор крестьянам по льготной цене в рассроч­ ку. Жуков, болевший тубер­ кулезом, неоднократно бывал в Севастополе на лечении. Хорошо изучив парусное дело, он в качестве матроса- любителя совершил четыре рейда на парусных шхунах в Турцию. В Севастополе он продолжил свое образование у художника Протопопова и академика живописи Федо- рова-Креченского. В 1912 г. принял участие в организа­ ции художественного круж­ ка «Среда». ВЛипецке Владимир Ил­ ларионович вел большую об­ щественную работу. В 1910 году он стал почетным чле­ ном Липецкого петровского общества. Им была оформле­ на первая экспозиция музея, собрано много экспонатов, ныне составляющих гордость коллекции ЛОКМ. В липец­ кой же типографии А.К. Ро­ зенберга напечатана и первая книга стихов Жукова. После революции 1917 г. он занимался различной де­ ятельностью: чинил огне­ стрельное оружие, работал декоратором курорта и ху­ дожником театра-курзала. В 1927-28 гг. оформил как ху­ дожник Музей революции им. Г.В. Плеханова. Жизнь Жукова тесно свя­ зана с Липецким музеем. До конца своих дней он собирал экспонаты по истории края. Но последней мечте его не удалось исполниться: В.И. Жуков хотел создать истори­ ко-бальнеологический музей при Липецком курорте. Но директор курорта не надеял­ ся, что эту коллекцию удас­ тся сохранить, и отказался ее принять. А жаль, ведь в ней были работы разных ученых о Липецком курорте со дня его основания, фотографии, рукописи. После смерти В.И. Жукова в 1946 г. этот бесцен­ ный материал был утерян. Возможно, что кое-что все же уцелело и ныне хранится у жителей нашего города, кол­ лекционеров. Музей готов приобрести эти раритеты. В 30-е годы Жуков попал под пристальное наблюдение ОГПУ. В его квартире прово­ дился обыск, а сам Владимир Илларионович оказался под следствием. К счастью, он остался на свободе. Но здо­ ровье его было окончательно ------ ! » подорвано. В заключение приведу слова из автонекролога В.И. Жукова, которые наиболее точно отражают его жизнен­ ный путь, пройденный им «честно и не для себя.., а только для общего блага, для Родины. Лично для себя ни­ чего не приобрел, работал исключительно на пользу общества». Лариса ЛОШКАРЕВА. На снимках; В.И. Жуков с женой М.А. Волконской. Модель шхуны XVIII века. Построена В.И. Жуковым в Нижнем парке Липецка к празднованию юбилея Пол­ тавской победы. ИЗ стихов ВЛАДИМИРАЖУКОВА НА МОТИВ МИРЗЫ ШАФФИ Я призывал людей к веселью, Я веру в лучшее вселял. Дворец и нищенскую келью Своим стихом я примирял. Меня торжественно встречали. Цветами, лаврами венчали... Все говорили: — он мудрец! Чтоб людям показать пример Я жить стал так, как в песнях пел... И все сказали: — он глупец! 1910 г. Липецк ЖЕНЕ —ДРУГУ Дай руку и пойдем вперед! Темно и жутко на пути, И мы не знаем, что нас ждет. Но чтоб дышала легче грудь. Мы позовем с собой идти Любовь, —она укажет путь. Она поможет, даст нам силы Дойти спокойно до могилы. 1894 г. УЧИТЕЛЮ*’ Учитель дорогой! Не раз среди дороги Я уставал и над собою власть Терял. Отказывали ноги. Изнемогала грудь, я был готов упасть... Но стоило мне вспомнить твои речи. На образ твой взглянуть, хранимый на груди,' Сейчас же выпрямлял усталые я плечи И бодро шел вперед по скользкому пути. 1898. Петербург. ЭКСПРОМТЫ, ПАРОДИИ РАЗНЬПС ЛЕТ Корректен, скромен и тактичен. Румян, как верный херувим. Но как-то чересчур приличен И чересчур неуязвим! Но я скажу вам наперед, —Он до больших чинов дойдет! Рано или поздно — Это все равно. Постучится совесть И к тебе в окно... Будет и возмездье. Будет и конец. Сам тогда узнаешь. Что ты был подлец... АЛЕКСЕЮ ЛИПЕЦКОМУ Красива твоя «Бездна», В ней бездна ярких мест. Она весьма полезна Как искренний протест. Как крик души свободной. Не замолчавшей зла Развратности холодной Блудливости козла! 1). Автор многим обязан' своему незабвенному учите­ лю и родственнику —извес­ тному профессору, писателю и добрейшему человеку Орес­ ту Федоровичу Миллеру, ко­ торый был руководителем в его первых литературных опытах. (Примечание сдела­ но В.И. Жуковым). Н А Ш И П У Б Л И К А Ц И И Д АЛ ЕК И М Л ЕТОМ 1 9 0 9 Г О Д А . . . Музеи возникли в Европе в конце XVI —начале XVII веков. Их предшествен­ никами были такназываемые «камерыраритетов», «кабинетынатуралиев», то есть коллекции отдельных ученых. Со второйполовиныXVIII в. деятельность музеев начала приобретать науч­ ныйхарактер. Музейные коллекциидали импульс развитиюмногихнаправле­ ний в научных исследованиях и даже оказали влияние на становление про­ фильных научныхдисциплин. В России сбор исторических и естественных научных коллекций начался благодарясозданнойПетромI Кунсткамере. Сталиколлекционироватьсядрев­ ние письменные источники, сниматься копии летописей... В конце XIX — нача­ ле XX веков среди российской интеллигенции была очень популярной идея «родиноведения». Понятие это включало изучение сравнительно небольшой территории (например, уезда) для составления ее комплексной характерис­ тики. В крупных промышленных и культурных центрах работой по изучению края занимались губернские статистические комитеты, отделения Русского географического общества, архивные комиссии, а в небольших городах — научно-просветительские общества. 31 января (старого стиля) 1909 года согласно постановлениютамбовского губернского по делам об обществах присутствия было зарегистрировано Ли­ пецкое петровское общество распространения научных и практических зна­ ний, которое утверждалось «впамять основателя г. Липецка и Курорта Импе­ ратора Петра Великого». Инициатором был врач М.П. Трунов. А 24 мая 1909 года вДоме Липецкого петровского общества (ул. Толстовская, 4, ныне дом снесен) открылся музей комплексного профиля. В Центрально-Черноземном регионе подобный существовал только в Воронеже. Музей вЛипецке состоял из четырех отделов: археологического, исторического, этнографического и природоведческого. В экспозиции было представлено 1200 экспонатов. Од­ новременно была открытаидоступная библиотека-читальня, при которойфун­ кционировал отдел учебников. Немало любопытного вдеятельности Петровского общества можно найтив липецких «Сезонных листках» и ежегодных отчетах общества, последний из которых датирован 1915 г. Вот, например, описание экскурсии в с. Соколь- ское, которая состоялась 26 июля 1909 г. ГЛи ПбЦКАГО П е ТРОВСК.МЧ! О ПЩ ЕС ТВ Л ктчихк я Ш ам *» оь ь л в д Е ш : » .. Ск МуквК4МА» 18П)ш :танткя!'|.»$цв ОТв РЫТ д ' |;ипл!<'И;1;,\Ч!пч.1Ы1;1 М У З Е Я «...В 10 1/2 часов утра многочисленные экскурсан­ ты собрались на пристани около купален. Посадка на лодки произошла довольно быстро и весело, двинулись одна за другой 15 лодок, из которых 11 были наняты от Петровского общества, а 4 взяты напрокат отдельными лицами за свой счет. По приезде в с. Соколь- ское экскурсанты направи­ лись в усадьбу местного свя­ щенника о. К. Орлова, ра­ душно предоставившего в их распоряжение свой дом и сад. Утолив жажду, возбуж­ денную длинной поездкой по реке, чаем и молоком, боль­ шинство экскурсантов отпра­ вились осматривать Соколь­ ский металлургический за­ вод ТАГИМО. Грустное впечатление производят величественные здания завода, в настоящее время бездействовавшего. Какая масса денег, физичес­ кого труда и научной энер­ гии была приложена к воз­ ведению завода, давшего в свое время окрестному насе­ лению огромный заработок! 3 года жизнь кипела на за­ воде и вокруг него, а теперь жуткое чувство вызывает безмолвная тишина среди осиротевших огромных зда­ ний с высящимися почти на 30 сажень трубами-гиганта­ ми... Совет Петровского общее... тва через членов общества А.И. Селезнева и П.И. Тисо- ва, в ближайшем хозяйствен­ ном заведовании которых на­ ходится в настоящее вре­ мя Сокольский завод, полу­ чил любезное разрешение от директора завода на осмотр его экскурсантами. Последние встретили очень теплый прием со сто­ роны вышеупомянутых лиц, и П. И. Тисов более часа по­ святил обходу завода вместе, с группой экскурсантов, сле­ довавших за ним по всем по­ мещениям и получивших от него объяснение всему виден­ ному. После осмотра завода воз­ вратившиеся на привал в усадьбу священника были оз­ накомлены с прядением ку­ дели, установленной во дво­ ре гостеприимного хозяина. В 6 1/2 ч. вечера после­ довало обратное возвращение на лодках в Липецк. В этой экскурсии участвовало 88 взрослых и 49 учащихся В средних учебных заведени­ ях, всего 137 человек...» Лариса ЛОШКАРЕВА, заместитель директора по научной работе. На снимках: экслибрис Липецкого петровского об­ щества, выполненный В. Жуковым; музейная афиша 1909 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz