Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
6 и ю н я 1 9 9 7 г . , № 1 0 9 - 1 1 0 ( 1 4 2 3 - 1 4 2 4 ) т т т М П Е Ц К Л Я г а ;зе та ж что ТАКОЕ МУЗЕЙ? Историко-крлбвбдмбскл я стрлницй ЛЕГЕНДЫ и БЫЛИ СТАРОГО ДОМА О предках Пушкина, друге Лермонтова и литературных баталиях Липчане хорошо знают этот дом на улице Ленина, бывшей Дворянской. Двух этажный, с белыми колонна- • ми, выходящими на все че тыре стороны, он не может не привлечь внимания. У домов, как у людей, есть своя родословная. Этот дом назы вают иногда домом ]^бина по имени последнего владель ца... ...В «Отчете Липецкого петровского общества» за 1911 год есть свидетельство о том, что в связи с 50-лети ем великой реформы 1861 года трудами краеведов ус троена была юбилейная вы ставка. Ее разместили в зда нии, где в 1837 году наслед ник-цесаревич, будущий ре форматор России, останавли вался во время своего путе шествия по необъятным про сторам державы. Есть в «От чете» любопытная пометка, сделанная М.П. Труновым, ^ что дом этот на Дворянской улице в 1837 году принадле- ^ В ж а л Н.Ф. Туровскому, «а ныне —К.Л. Губиной». Это дает основания полагать, что * речь идет как раз о том са мом доме на Дворянской. Кто же они, Туровские? В 1808 году в Липецке обос новался штаб-лекарь Федор ^ , Иванович Туровский. Вчине надворного советника он ушел в отставку. Избирался липецким уездным предводи телем дворянства. Его стар ший сын Николай Федорович родился в селе Покровское Задонского уезда, а детство его прошло в Липецке. Учил ся в Благородном пансионе при Московском университе те вместе с будущим великим поэтом М.Ю. Лермонтовым, был его приятелем. Затем многие годы служил в Петер бурге в департаменте просве щения, государственном за емном банке, государствен ном казначействе. По слу жебным делам в июле 1841 года посетил Пятигорск, и там произошла последняя встреча с другом юности: «не забвенные два часа с неза бвенным Лермонтовым». Это было как раз накануне роко вой дуэли поэта. В нашем музее среди мно- Г^жества старых русских жур налов хранится «Русская ста рина» за 1913 год. Там и на печатаны записки Н.Ф. Ту ровского «Дневник путешес- '*'твия по России в 1841 году». Николай Федорович описал и эту встречу. «Лермонтова уже нет, вчера оплакивали мы смерть его. Грустно было видеть пе чальную церемонию, еще грустней вспомнить: какой ничтожный случай отнял у друзей веселого друга, у нас лучшего поэта... Как недав но, увлеченные живой бе седой, мы переносились в студенческие годы, вспоми нали прошедшее, разгадыва ли будущее... Он высказывал мне свои надежды скоро по кинуть скучный юг и возвра титься к удовольствиям севе ра, я не утаил надежд наших литературных...» С 1852 года Н.Ф. Туров ский жил в Липецке. Слу жил директором Минераль ных вод, несколько лет был , предводителем дворянства Липецкого уезда. Такова одна страничка из родослов ной дома. В 1920-е годы, работая с материалами уездного архи ва, М.П. Трунов — основа тель и архива, и нашего му- когда-то лучшего среди уездных музеев Тамбовщи ны, выяснил, что, оказыва ется, Ф.И. Туровский купил усадебный участок с разо бранным деревянным здани- •* ем у некоей Гришиной, вдо вы уездного стряпчего. А та ранее приобрела старый де ревянный дом с этим участ ком у Пушкиных. Так вот где оно — начало родословной дома: Пушкины! Те самые липецкие Пушкины, что были предками великого по эта. Они владели имением Кореневщино в Сокольском уезде и другими землями в наших краях, но завели в конце XVIII — начале XIX веков дом с усадебным учас тком в Липецке. Когда Пуш кины продавали его Гриши ной, он был уже довольно ветхий. Да и сами Пушкины в начале XIX века были уже не столь богаты, как в те вре мена, когда родилась в на ших краях любимая бабуш ка поэта, его липецкая ба бушка Мария Алексеевна Ганнибал, урожденная Пуш кина. К моменту продажи дома она уже не жила здесь. В липецком доме обитали семьи ее братьев Юрия и Михаила. Ф.И. Туровский, прикупив к гришинскому участку еще несколько по улице Дворянской, построил в 1832-1836 гг. роскошный дом по типу итальянских палаццо. Так что Николай Федорович, его сын, как сви детельствует предисловие к его «Дневнику» в «Русской старине», поселившись в Липецке и сделавшись его старожилом, «имел дом с большим садом, открытым для всех обитателей Липец ка, жил очень широко и от крыто». И еще одно великое имя связано с этим домом. В 1837 году, когда будущий царь Александр II прибыл в Ли пецк, его сопровождал воспи татель царских детей поэт Василий Андреевич Жуков ский. Много душевных сил вложил он в наследника. И в том, что тот, короновав шись, отменил главное зло России :—крепостное право, есть заслуга и его воспитате ля. Они были в Липецке 4-5 июля 1837 года. Но этого оказалось достаточно, чтобы В.А. Жуковский, прекрас ный график, сделал несколь ко зарисовок особенно понра вившихся ему мест в городе: площади с Собором, Древне- Успенской церкви. Нового парка (сейчас мы его назы ваем Нижний). Оригиналы рисунков хранятся в Русском музее в Петербурге, а копии можно увидеть в литератур ной экспозиции областного краеведческого музея. Вообще-то с «липецкими водами» у В.А. Жуковского были связаны не очень при ятные воспоминания. В 1815 году в Петербурге произошел «липецкий потоп», так ос тряки назвали нашумевшее представление пьесы князя А.А. Шаховского «Урок ко кеткам, или Липецкие воды». Действие пьесы про исходило в Липецке, на но вом модном курорте. Острие своей комедии Шаховской, член известной «Беседы лю бителей русского слова», на правил против Жуковского. Один из персонажей, жалкий поэт Фиалкин, «прохладное творенье», без конца говорил строчками из баллад Жуков ского, подавая их так, что вызывал смех зрителей и гнев друзей Жуковского, ко торые немедленно покинули зал театра. Спустя некоторое время они создали литератур ное общество «Арзамас», объ единившее лучшие литера турные силы России. Птен цом этого общества был юный Пушкин, а одним из его членов — наш земляк, драматург и мемуарист С.П. Жихарев. Так Липецкие воды оказались причастными к литературной борьбе нача ла XIX века. «Ах, Липецк! Рай зем ной», — восклицает одна из героинь комедии. Каким уви дел этот «рай земной» в 1837 году В.А. Жуковский, мож но прочесть в его дорожном дневнике: «Липецк вдали на горе, покрытой пашнями. Внизу село с каменной цер ковью. Липецк весьма кра сивый город на высоте. Пре красно обустроенная Дворян ская улица для приезжаю щих лечиться. Осмотр ванн: красивое здание. Ванны де ревянные. Души. Зальце для танцев деревянное. Лавки. Каменная ротонда, где пьют воду. Гнилые мосты, из коих один обрушился под наро дом. Ныне больных 32 семей ства. Директор Романович чудак. Дворянский сад с пре красным видом на озеро». Такова история старого дома. Правда, было у нее про должение, о чем свидетель ствует мемориальная доска, где указано, что в 1917 году в нем происходил уездный съезд Советов. Но я решил рассказать здесь только о литературных страницах «дома Губина»... По иронии судьбы об этом весьма отда ленно напоминает название ресторана «Былина», распо ложившегося в подвале дома под фондохранилищем облас тного музея... Светлана КУКРАК, зав. литературным отделом Липецкого областного краеведческого музея. На проходившей в 1977 г одув Москве XI генеральн ой конфе ренции Международ-^ не г о сове т а музеев (1СОМ) было дано оп ределение музея, с т авшее своеобраз нымдевизомдля всех музейныхрабо т ников: «Музей—э т опос т оян ное учреждение, не преследу ющее цели извлечения доходов, находящееся на служз бе интересов общес тва и его развития, доступное для публи ки, занимающеесяис следовательской ра ботой, направленной на изучение матери альных ценностей на родовиих окружения. Музей приобретает эти материальные свидетельства, хранит их, знакомитс ними и экспонирует их в це ляхизучения, образо ванияиразвлечения». Вполноймере этооп ределение можно применить ко всем 14 находящимся на тер риториинашейоблас тимузеям. Ивпервую очередь — к областно му краеведческому^ За мизерную плату, в трудных условиях его сотрудники продол жают «сеять разум ное, доброе, вечное». Ониподлинныехрани тели истории. Сегод ня «ЛГ»предлагаетчи тателямознакомиться с материалами, под-^ готовленными этими учеными-энтузиаста- ми. А л е к с а н д р Г Р ИШ А Е В . Вфондах областного крае ведческого музея существует фонд липецкого поэта, ху дожника, общественного деятеля В.И. Жукова. Судь ба этого человека напомина ет судьбу романтического ге роя из книг XIX века. Мно гое из его биографии до сих пор окутано тайной. Он родился в семье быв шей крепостной и рабочего в Санкт-Петербурге, но с 1882 года воспитывался в семье ге нерал-майора Иллариона Жукова, о чем свидетель ствует указ «Его Император ского Величества Правитель ствующему Сенату» от 10 мая 1882 года: «снисходя на всеподданнейшее прошение генерала-майора Иллариона Жукова и его жены Елиза веты об усыновлении ими воспитанника Владимира, Всемилостивейши дозво- ля(ется) сему последнему принять фамилию воспитате лей и пользоваться правами их состояния, но без права наследования по закону». Владимиру было 12 лет. С ранних лет он писал стихи, рисовал. На него явно влиял родственник —фоль клорист, историк литературы Орест Федорович Миллер. В 1889 г. В.И. Жуков обу чался в студии художника Савича в Москве и работал в Малом театре под руководст вом декоратора Гельцера, был знаком со многими зна менитыми артистами. Вели кая русская актриса М.Н. А Р С Е Н А Л , А Н Е С К Л А Д Кто приходит в музей? Школьники. Студенты. Люди, которым инте ресна история родной страны. Ученые, исследова тели. Артисты, музыканты, художники. Поистине: проще перечислить тех, кто не ис пытывает потребности или нужды войти в эти две ри, потому что таких гораздо меньше. Вот посланцы ансамбля «Казаки России» изу чают в музейных фондах технику вышивки наро дных костюмов нашей местности, их покрой. Вот обращаются за исторической справкой из Акаде мического театра драмы имени Льва Толстого. Вот ищут редкий фотоснимок начала века журналис ты областной газеты. Вот вчитывается в выцвет шие строки документа историк-краевед... Только очень уж далекие от естественного же лания прикоснуться к прошлому люди полагают, что музей —это что-то вроде склада старья. Наря ду с традиционными функциями коллекциониро вания, сохранения и исследования мы все больше и настойчивее решаем социокультурные, образо вательные задачи. Музей сегодня —уникальный банк данных об опыте многих поколений народа. Он концентрирует память, без которой не осмыс лить ни нынешний день, ни день грядущий. Минули времена, когда все сводилось лишь к собиранию экспонатов, формированию экспозиций. Тишина музейных залов все чаще нарушается музыкой, голосами актеров. Здесь теперь не про сто созерцают и изучают свидетельства материаль ной и духовной культуры былых эпох, но и по гружаются в художественную атмосферу, пости гают художественный образ Времени. Например, в залах Пушкинского музея и в Кремле проходят симфонические концерты. Само оформление эк спозиций оценивается уже как раз с точки зрения создания художественного образа ушедшего. Го воря суховатым научным языком, музеи находят ся в центре тесного переплетения межкультурных связей, становятся катализаторами и проводника ми новых творческих идей. И наш музей тоже идет по этому пути. Мы стре мимся вести со зрителем диалог на уровне худо жественного восприятия. Создавая экспозиции, мы ориентируемся на мнение художника. Дизайн музейного зала рождается в плодотворных спорах. И от этого выигрывают все. В качестве примера назову литературную гостиную, выставку, посвя щенную П.П. Семенову-Тян-Шанскому... Вообще наша работа, в чьих-то глазах — ти хая, спокойная, как бы вырванная из острого, напряженного, динамичного контекста современ ности, на самом деле вовсе не такова. Она сугубо творческая, требующая страсти, увлеченности, поиска. И поиск этот нередко приводит к совер шенно вроде бы неожиданным поворотам и иде ям. Недавно, скажем, мои коллеги приоткрыли еще одну страничку истории —традиции русской кухни, а точнее —традиции кухни нашего края. Представьте себе: здесь обнаруживается удивитель но много интересного! Специалисты не зря утвер ждают: русская кухня —одна из самых богатых, разнообразных и технологически сложных. И это тоже — сфера культуры, о которой негоже забы вать. Если найдутся неравнодушные люди, обла^- дающие коммерческими возможностями, музей готов помочь им воскресить замечательный веко вой опыт, добрые традиции русского застолья. Итак, музей. Учреждение и научно-исследова-:: тельское, и просветительское, и культурное. Эта “ многогранность заложена в нашем деле изначаль но. Сегодняшние качественные изменения в дея тельности музеев — органическое продолжение творчества музейщиков прошлых поколений. А музееведение ныне —серьезная наука. И не слу-» чайно наряду с Международным советом музеев есть и Международный комитет по музееведению. - Разумеется, все это побуждает сотрудников музеев более требовательно относиться к своему, профессиональному росту. Видимо, пора проана^- лизировать и работу районных, общественных; школьных музеев, чтобы помочь им полностью соответствовать духу времени, закону о музейном фонде и музеях, где четко обозначены наши цели и задачи, неразрывно связанные с сохранением национального наследия великой русской культу ры. Лидия КАТЕРИНКИНА^ директор Липецкого областного краеведческого музея. Э П О X А ^ В ^ Ш 1 ^ ^ ^ « . . . Р А Б О Т А Л И СК Л Ю Ч И Т ЕЛ ЬН О Н А П О Л Ь З У О БЩ ЕСТВА» Ермолова сделала дарствен ную надпись В.И. Жукову на своей фотографии: «Один из двух миров избрать ты до лжен, и раз избрав, возврата нет тебе», подчеркнув много мерность таланта Жукова. Он прекрасно рисовал, писал стихи, конструировал и ре монтировал модели в Поли техническом музее. В 1891 г. Владимир Ил ларионович был избран сани тарным попечителем по борь бе с холерой и голодом по Ивовской волости Задонско го уезда. В самые тяжелые годы эпидемий он ездил по деревням с искренним жела нием помочь людям, облег чить их страдания. В одной из изб Жуков встретился с княжной Ма рией Аполлоновной Волкон ской, ухаживавшей за девоч кой и ее умирающей ма терью. Отец Марии Аполло новны принадлежал к обед невшей ветви рода знамени того декабриста. Молодые люди полюбили друг друга, но родители М.А. не давали согласия на брак, считая его неравным. И тут, в лучших традициях любовных рома нов, влюбленные бегут в Ли пецк и тайно венчаются. Только через полтора года родители смирились и отда ли им приданое. На эти день ги Жуковы открыли в Ивово первые детские ясли и шко лу. Жуков хотел даже отдать хутор крестьянам, но нотари ус отказался совершать сдел ку, и Владимир Илларионо вич продал хутор крестьянам по льготной цене в рассроч ку. Жуков, болевший тубер кулезом, неоднократно бывал в Севастополе на лечении. Хорошо изучив парусное дело, он в качестве матроса- любителя совершил четыре рейда на парусных шхунах в Турцию. В Севастополе он продолжил свое образование у художника Протопопова и академика живописи Федо- рова-Креченского. В 1912 г. принял участие в организа ции художественного круж ка «Среда». ВЛипецке Владимир Ил ларионович вел большую об щественную работу. В 1910 году он стал почетным чле ном Липецкого петровского общества. Им была оформле на первая экспозиция музея, собрано много экспонатов, ныне составляющих гордость коллекции ЛОКМ. В липец кой же типографии А.К. Ро зенберга напечатана и первая книга стихов Жукова. После революции 1917 г. он занимался различной де ятельностью: чинил огне стрельное оружие, работал декоратором курорта и ху дожником театра-курзала. В 1927-28 гг. оформил как ху дожник Музей революции им. Г.В. Плеханова. Жизнь Жукова тесно свя зана с Липецким музеем. До конца своих дней он собирал экспонаты по истории края. Но последней мечте его не удалось исполниться: В.И. Жуков хотел создать истори ко-бальнеологический музей при Липецком курорте. Но директор курорта не надеял ся, что эту коллекцию удас тся сохранить, и отказался ее принять. А жаль, ведь в ней были работы разных ученых о Липецком курорте со дня его основания, фотографии, рукописи. После смерти В.И. Жукова в 1946 г. этот бесцен ный материал был утерян. Возможно, что кое-что все же уцелело и ныне хранится у жителей нашего города, кол лекционеров. Музей готов приобрести эти раритеты. В 30-е годы Жуков попал под пристальное наблюдение ОГПУ. В его квартире прово дился обыск, а сам Владимир Илларионович оказался под следствием. К счастью, он остался на свободе. Но здо ровье его было окончательно ------ ! » подорвано. В заключение приведу слова из автонекролога В.И. Жукова, которые наиболее точно отражают его жизнен ный путь, пройденный им «честно и не для себя.., а только для общего блага, для Родины. Лично для себя ни чего не приобрел, работал исключительно на пользу общества». Лариса ЛОШКАРЕВА. На снимках; В.И. Жуков с женой М.А. Волконской. Модель шхуны XVIII века. Построена В.И. Жуковым в Нижнем парке Липецка к празднованию юбилея Пол тавской победы. ИЗ стихов ВЛАДИМИРАЖУКОВА НА МОТИВ МИРЗЫ ШАФФИ Я призывал людей к веселью, Я веру в лучшее вселял. Дворец и нищенскую келью Своим стихом я примирял. Меня торжественно встречали. Цветами, лаврами венчали... Все говорили: — он мудрец! Чтоб людям показать пример Я жить стал так, как в песнях пел... И все сказали: — он глупец! 1910 г. Липецк ЖЕНЕ —ДРУГУ Дай руку и пойдем вперед! Темно и жутко на пути, И мы не знаем, что нас ждет. Но чтоб дышала легче грудь. Мы позовем с собой идти Любовь, —она укажет путь. Она поможет, даст нам силы Дойти спокойно до могилы. 1894 г. УЧИТЕЛЮ*’ Учитель дорогой! Не раз среди дороги Я уставал и над собою власть Терял. Отказывали ноги. Изнемогала грудь, я был готов упасть... Но стоило мне вспомнить твои речи. На образ твой взглянуть, хранимый на груди,' Сейчас же выпрямлял усталые я плечи И бодро шел вперед по скользкому пути. 1898. Петербург. ЭКСПРОМТЫ, ПАРОДИИ РАЗНЬПС ЛЕТ Корректен, скромен и тактичен. Румян, как верный херувим. Но как-то чересчур приличен И чересчур неуязвим! Но я скажу вам наперед, —Он до больших чинов дойдет! Рано или поздно — Это все равно. Постучится совесть И к тебе в окно... Будет и возмездье. Будет и конец. Сам тогда узнаешь. Что ты был подлец... АЛЕКСЕЮ ЛИПЕЦКОМУ Красива твоя «Бездна», В ней бездна ярких мест. Она весьма полезна Как искренний протест. Как крик души свободной. Не замолчавшей зла Развратности холодной Блудливости козла! 1). Автор многим обязан' своему незабвенному учите лю и родственнику —извес тному профессору, писателю и добрейшему человеку Орес ту Федоровичу Миллеру, ко торый был руководителем в его первых литературных опытах. (Примечание сдела но В.И. Жуковым). Н А Ш И П У Б Л И К А Ц И И Д АЛ ЕК И М Л ЕТОМ 1 9 0 9 Г О Д А . . . Музеи возникли в Европе в конце XVI —начале XVII веков. Их предшествен никами были такназываемые «камерыраритетов», «кабинетынатуралиев», то есть коллекции отдельных ученых. Со второйполовиныXVIII в. деятельность музеев начала приобретать науч ныйхарактер. Музейные коллекциидали импульс развитиюмногихнаправле ний в научных исследованиях и даже оказали влияние на становление про фильных научныхдисциплин. В России сбор исторических и естественных научных коллекций начался благодарясозданнойПетромI Кунсткамере. Сталиколлекционироватьсядрев ние письменные источники, сниматься копии летописей... В конце XIX — нача ле XX веков среди российской интеллигенции была очень популярной идея «родиноведения». Понятие это включало изучение сравнительно небольшой территории (например, уезда) для составления ее комплексной характерис тики. В крупных промышленных и культурных центрах работой по изучению края занимались губернские статистические комитеты, отделения Русского географического общества, архивные комиссии, а в небольших городах — научно-просветительские общества. 31 января (старого стиля) 1909 года согласно постановлениютамбовского губернского по делам об обществах присутствия было зарегистрировано Ли пецкое петровское общество распространения научных и практических зна ний, которое утверждалось «впамять основателя г. Липецка и Курорта Импе ратора Петра Великого». Инициатором был врач М.П. Трунов. А 24 мая 1909 года вДоме Липецкого петровского общества (ул. Толстовская, 4, ныне дом снесен) открылся музей комплексного профиля. В Центрально-Черноземном регионе подобный существовал только в Воронеже. Музей вЛипецке состоял из четырех отделов: археологического, исторического, этнографического и природоведческого. В экспозиции было представлено 1200 экспонатов. Од новременно была открытаидоступная библиотека-читальня, при которойфун кционировал отдел учебников. Немало любопытного вдеятельности Петровского общества можно найтив липецких «Сезонных листках» и ежегодных отчетах общества, последний из которых датирован 1915 г. Вот, например, описание экскурсии в с. Соколь- ское, которая состоялась 26 июля 1909 г. ГЛи ПбЦКАГО П е ТРОВСК.МЧ! О ПЩ ЕС ТВ Л ктчихк я Ш ам *» оь ь л в д Е ш : » .. Ск МуквК4МА» 18П)ш :танткя!'|.»$цв ОТв РЫТ д ' |;ипл!<'И;1;,\Ч!пч.1Ы1;1 М У З Е Я «...В 10 1/2 часов утра многочисленные экскурсан ты собрались на пристани около купален. Посадка на лодки произошла довольно быстро и весело, двинулись одна за другой 15 лодок, из которых 11 были наняты от Петровского общества, а 4 взяты напрокат отдельными лицами за свой счет. По приезде в с. Соколь- ское экскурсанты направи лись в усадьбу местного свя щенника о. К. Орлова, ра душно предоставившего в их распоряжение свой дом и сад. Утолив жажду, возбуж денную длинной поездкой по реке, чаем и молоком, боль шинство экскурсантов отпра вились осматривать Соколь ский металлургический за вод ТАГИМО. Грустное впечатление производят величественные здания завода, в настоящее время бездействовавшего. Какая масса денег, физичес кого труда и научной энер гии была приложена к воз ведению завода, давшего в свое время окрестному насе лению огромный заработок! 3 года жизнь кипела на за воде и вокруг него, а теперь жуткое чувство вызывает безмолвная тишина среди осиротевших огромных зда ний с высящимися почти на 30 сажень трубами-гиганта ми... Совет Петровского общее... тва через членов общества А.И. Селезнева и П.И. Тисо- ва, в ближайшем хозяйствен ном заведовании которых на ходится в настоящее вре мя Сокольский завод, полу чил любезное разрешение от директора завода на осмотр его экскурсантами. Последние встретили очень теплый прием со сто роны вышеупомянутых лиц, и П. И. Тисов более часа по святил обходу завода вместе, с группой экскурсантов, сле довавших за ним по всем по мещениям и получивших от него объяснение всему виден ному. После осмотра завода воз вратившиеся на привал в усадьбу священника были оз накомлены с прядением ку дели, установленной во дво ре гостеприимного хозяина. В 6 1/2 ч. вечера после довало обратное возвращение на лодках в Липецк. В этой экскурсии участвовало 88 взрослых и 49 учащихся В средних учебных заведени ях, всего 137 человек...» Лариса ЛОШКАРЕВА, заместитель директора по научной работе. На снимках: экслибрис Липецкого петровского об щества, выполненный В. Жуковым; музейная афиша 1909 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz