Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Н е давно по телевидению в какой-то из пе ­ ре дач о колдунах выступал один из них. Объясняя зрителям, где черпать чистую энергию, он звал их на трибуны стадиона. « Го л — это истина, —ве ща л колдун. —Истина, достигнутая вчестной борьбе Добра и З ла». Дескать, своя коман­ да— Добро, чужая—З ло, и если своя выигрывает, то Добро торжествует . Истина—на ладони. Сэтим, наверное, можно б ыло бы согласиться. Действите льно, миллионылюдей прилипают к экра ­ нам в ожи дании этого самого гола, как грома небес ­ ного . И когда «свои» побеждают, эти миллионы вы ­ ходят наулицы и пло ща ди городов, будто бы встре ­ чают вторично при шедшего Христа. Но давайте подумаем: действительно ли спорт нужен нам затем, чтобы вы­ игрывали свои? Конечно, я сильно переживаю, когда продувает мой клуб, и хочу на несколько дней за­ быть о неудаче. Я даже не покупаю спортив!^ газету, чтобыне читать о подробностях позора своего клу­ ба или своей сборной. Но через два дня все проходит, газета и теле­ программа снова со мной, и из-за того, чтолюбимая команда откуда- нибудь «вылетела»или куда-ниудь не попала, я не перестаю любить это странное зрелище — спорт. И, право, геометрия легкоатлети ­ чески х дрожек или изумрудные квад ­ рат ыфутбольного поля, татуировка Де­ ниса Ро дмана и ледяные глаза Анато­ лия Карпова, космическиеформы«Фор ­ му лы-1» и волшебный обезьяний пры ­ жок черного парня, вко лачиваю щего мяч в ко льцо едва ли не через левую колен ­ ку, терминаторская экипировка хоккеис ­ тов и американски х футболистов, заво ­ раживающий по лет прыгуна с трампли ­ на и траектория теннисного мяча, с ле ­ з ы на глазах болель щиков совсем чу­ жой сборной и звуки совер шенно чужо ­ го гимна—все это насто лько трогатель ­ но, торжественно и красиво, что нет, в общем, речи ни о какой истине и ни о каки хпобедах. .. . сльноь вн оннв То есть побе ды, конечно, важны, но не так уж и важно, твои они или чужие. И ко гда здоровы е грубы е мужики тря ­ сут ка ким -нибудь К ^ к о м под чемпион ­ скую молитву Фредди Меркури , все рав ­ но, кто победил . Я м о гу почувствовать себя счастливым — п рос то от то го , что я принадлежу к человечеству, сп о соб - З йзенштейнсравнивал те­ атр Кабуки с футболом: ♦Голос, колотушка, ми­ мическое движение, крик чтеца, складывающаяся декорация ка­ жутся бесчисленными беками, хавбеками, голкиперами, форвар­ дами, перебрасывающими друг другу дра­ матургический мяч и забивающими гол ошарашенному зрителю». Массовое искусство, будь то кино, рок- концерт или рекламный клип, как и фут­ болистов, заботят не средства, а результат —эмоциональный гол, потрясение чувств, метафизическое в своем пределе пережива­ ние, способное вывести зрителя за пределы обыденности и границы реальности... И раньше, и заметнее всего возвраще­ ние мистики сказалось в спорте. В своих мемуарах «Вчерашний мир» Стефан Цвейг пишет: «...если в годы моей молодости по- настоящему статный человек бросался в глаза на фоне толстых загривков, отвислых животов и впалых ребер, то теперь, следуя античным образцам, соревновались между собой гибкие, расправленные спортом тела. Между ними и нами лежат не сорок, а ты­ сячи лет». Спорт переводил часы XX века назад. Атлетизм вновь «склеивает» человека, раз­ деленного на две заведомо неравные части —дух и тело. Спортсмен доверяет не толь­ ко знанию, но и интуиции, полагается не только на чужой опыт, но и на свой ин­ стинкт. Он знает, что тело —не клетка для ума: он ведь привык им, телом, думать. Вместе с телом спорт возвращает чело­ веку искусство невербального общения. Наш язык приспособлен к описанию куль­ турных явлений, но попробуй внятно рас­ сказать о бане. Пожалуй, вообще все луч­ шее вжизни —от секса до заката —невоз­ можно выразить словами. Это и понятно — мир говорит с нами на своем, а не на на­ шем языке. Спорт обходит эту преграду, вовлекая нас в непосредственное общение. Единица «телесного» языка та же, что и в других видах массовой культуры. Это — целост­ ное переживание, такое, например, как спортивный азарт. Толпа знает, что делает, выбирая себе кумирами атлетов. В спорте произошел самый массовый и наиболее успешный пе­ реход от «научного» к «мистическому» мировоззрению. Доказательством тому служат стреми­ тельно растущие достижения спортсменов. С научной точки зрения история рекордов скандальна: она ежедневно переписывает­ ся, оставаясь необъяснимой. Мы привыкли к тому, что рекорды все время обновляют­ ся, но ведь совершенно непонятно, почему люди от поколения к поколению, да и из года в год, становятся быстрее и сильнее. Как-то я следил по телевизору за сорев­ нованием по триатлону —недавнее изобре­ тение, объединяющее три марафона —бег. ном у сходить с ума от спортивных побед ... Генис в кни ге «Вавилонская башня» ра ссказы ­ вает, что в Северной Америке довольно популярна и гра ла крос (что -то вроде гандбола с клюш ками), которую нынешние хозяева континента позаимство ­ вали, конечно, у индейцев. Правила похожи, но если у белых неизвестно , какая из команд победит , то у индейцев все ясно сразу . «Живые» и граю т с «мер ­ твыми» и, разумеется, побеждают. «Выявлять п обе ­ дителя в л акросе индейцам , казалось бы, так же не ­ лепо , как нам выяснять, кто из двух партнеров побе ­ дил в вальсе. И для белых, и для индейцев л а кр о с— и гра , но для одних это спортивное состязание , с о ­ перничество , конкурентная борьба , а для др у ги х — ритуальное действо». К Т О П О Б Е Д И Т В В А Л Ь С Е ? Алек са ндр ГЕНИС Из кн иги в конце двадцатого века ритуал вновь на­ чинает играть в спорте решающую роль. Ко­ нечно, не так, как это было у индейцев. С уче­ том опыта столетий, да еще, конечно, с уче­ том того факта, что победитель все же полу­ чает большеденег, чем проигравший. Но и это правило действуетдалеко не всегда: извест­ но, что доходы отрекламы у многих спортив­ ных звезд превышаютсобственно спортивную зарплату. Гол уже не является непреложной истиной. Призы игрокам раздаютне только за количество забитых шайб и мячей, и контракт спортсмена зависит не столько от показате­ ля, сколько оттого, насколько громко ему ап­ лодирует публика и какое количество ф^бо- лок с его портретом она покупает. На прошлом рубеже веков несколь ­ ко великих открытий в физике серьезно изменили картину мира. Квантовая меха ­ ника доказала, что нельзя точно описать НИ ОДНО физическое явление. Можно лишь предполагать вероятные варианты, но какой из них то ч ен— !знает только Бог, А та к как Бога нет (еще Остап Бендер говорил, что это «медицинский факт»), не знает никто. И в мир поперла мистика: оккультизм, изощренное сектанство, символизм , ин ­ терес к антрополо гии , к исследованию ди ки х народов , которых в начале века было еще достаточно. И з м е н и л о с ь в с е . В ся к у л ь т у р а вздрогнула. Везде задули ми стические ветра. И, конечно, не остался в стороне спор т ... «В сущности , спорт стал йогой Запада». С этой концепцией , конечно, можно и нужно спорить. Говорить, что вряд ли стоит особо верить исследова ­ ниям о чемпионах, которые просто «кон ­ центрирую т психическую энергию», к о г ­ д а ш и р о ко и з в е с тн о , что че м пи о н о в сплошь и рядом ловят на до пин ге . Гово ­ рить и о дру гом : современно го атлета вряд ли можно назвать гармонической личностью, которая «мыслит телом». Осо ­ бенно если иметь в виду мно гочислен ­ ные случаи «спорного пола», которые воз ­ никаю т с дамами, занимающимися еди ­ ноборствами , например, или тяжелой ат ­ летикой . Спорт сплошь и рядом калечит человека, а не только лишь делает его возвышенным и прекрасным . Вячеслав Курицын. (Журнал «Гала-Спорт», № 2-96). плавание и велосипед. Глядя на этих могу­ чих амфибий, я думал, что бысказал о них Ницше, так презиравший своих заморен­ ных культурой современников. Атлетический прогресс нельзя объяс­ нить появлением новых снарядов, синтети­ ческих материалов и прочими технически­ ми усовершенствованиями. Главную роль играетразвитиедругойтехники—менталь­ ной. Тут, иногда сознательно, а чаще бес­ сознательно, произошломассовое возвраще­ ние к древним психофизическим практи­ кам, связанным с концентрацией «жизнен­ ной энергии». Американские ученые доку­ ментировали 4500 случаев паранормально­ го опыта у профессиональных атлетов. В сущности, спорт стал йогой Запада. Об этом, после неудачной для него драки, интересно рассуждает герой романа Робер­ та Музиля «Человек без свойств»: «Фено­ мен почти полного устранения сознатель­ ной личности или прорыва сквозь нее — это, в сущности, сродни утраченным фено­ менам, которые были знакомы мистикам всех религий, а потому это в какой-то мере современный заменитель вечных потребнос­ тей, пусть скверный, но все-таки замени­ тель; и, значит, бокс, иподобные видыспор­ та, приводящие все это в рациональную систему, представляют своего рода теоло­ гию*. Тема мистической атлетики ярче всего прозвучала в монументальном фильме «Олимпия», который сняла на Берлинской Олимпиаде 1936 года любимица Гитлера Лени Рифеншталь. Рифеншталь, профессиональная балери­ на и выдающаяся альпинистка, прекрасно понимала язык тела, поэтому в «Олимпии» ей удалось запечатлеть жизнь в предель­ ные, экстатические мгновения. Внутренний сюжет картины —прорыв к одухотворен­ ной телесности. УРифеншталь зритель всег­ да угадывает победителя, потому что каме­ ра еще дофиниша выявляет слагаемые три­ умфа: выигрывает тот, кто созвучен среде. Заметнее всего такой эффект проявля­ ется в прыжках в высоту. Сэтими съемка­ ми операторы долго мучились —одну из камер даже зарыли в яму с песком, куда приземлялись спортсмены. Рифеншталь показывает прыжки как левитацию. Сомна- булистические, бессознательные движения спортсменов —долговязые, как цапли, и нервные, как арабские скакуны, они подо­ лгураскачиваются передпрыжком, ловя не­ видимые нам, но ощущаемые ими колеба­ ния среды. Если атлету удается совместить свой ритм с ритмами природы, сила резо­ нанса переносит его через планку. Спорту Рифеншталь—это ме­ дитация в действии. Берлинская Олимпиада прово­ дилась вутрированно архаическом стиле. Не случайно там впервые со времен Эллады бьш зажжен — по предложению Гитлера —пере­ данный по эстафете олимпийский огонь. (Сейчас этот стиль опять входит волимпий­ скую моду: в 92-м на зимней Олимпиаде в норвежскомЛиллехаммере символами всех видов спорта служили стилизованные на­ скальные рисунки). В «Олимпии» архаика толковалась как возвращение к античной гармонии —фильм начинается с того, что греческая статуя на глазах у зрителя пере­ воплощается в немецкого спортсмена. Д у х мистического атлетизма нахо ­ дил себе выход и в искусстве. Об этом много писал Ортега-и-Гассет, которого как раз спортивность X X века привела к мысли разграничить жизнь на две сферы: «Труду противоположен другой тип уси ­ лия, рождающийся не по долгу, а как сво­ бодный и щедрый порыв жизненной потен­ ции: спорт». Соседство с «дикарями» своеобразно отразилось на общем строе американской культуры —больше, чем в других запад­ ных странах, она оказалась восприимчивой к архаическим влияниям. На протяжении нескольких веков индейцы служили аме­ риканцам живым примером альтернатив­ ного мышления. Индейская культура ока­ залась если не местом, то бродом, по кото­ рому Запад мог перебраться поближе к Азии, где то же мистическое мировосприя­ тие хранили традиционные религии Восто­ ка. Исподволь архаические элементы так глубоковошли всостав американской куль­ туры, что их можно обнаружить на всех ее уровнях. Взять, например, центральную сцену всех видов —ковбойскуюдуэль. Она всегда проходит в напряженной тишине и мучительно замедленномтемпе. Это—еди­ ноборстводвухволь, соперничествоне влов­ кости, быстроте или меткости, а в духов­ ной силе. Тут нет решительно ничего обще­ го с усладой европейского авантюрного жанра, мушкетерской дуэлью, построенной на веселом мельтешении шпаги и языка. Ковбойский поединок намного ближе япон­ ской борьбе сумо. Главное тут, как и в вес­ терне, происходит еще до начала поедин­ ка, когда, как пишет мастер дзэна Сэкида Кацуки, противники «собирают все свои силы в состоянии наивысшего внимания, чтобы бросить против соперника всю свою мощь, когда она достигает максимального уровня». Кстати, в Голливуде уже собира­ ются снимать американо-японский вестерн, описывающий приключения борца сумо на американском фронтире... В « И Н Т Е Л Л Е К Т Е » - ПЕРВЫ Й ВЫ П УС К Не частное дело Г Юрий ШАИДУЛИН «Детище Ш иш кина» — так н а зы ­ вают в У см ан и частную ш к о л у «Ин ­ теллект». Вы н ош е н н а я и выстра ­ д а н н а я и д е я ее с о з д а н и я бы ла р е ­ а л и зо в а н а в 1 9 92 году . Сам «ро ­ дитель» — з а с л у ж е н н ы й учитель РФ Виктор Ш ИШ КИН е е к о н ц е п ц ию ф орм улирует так: «Интеллектуал д о л ж е н быть спортивен, спортсмен интеллектуален». На этих двух началах и строится учеб­ ный процесс. В его спортивной части ис­ пользуется система физподготовки, при­ нятая в школах Великобритании, США и Ка­ нады. А в интеллектуальной — все лучшее, что накоплено в отечественной педагоги­ ке и аккумулировано в Липецком педин­ ституте, являющемся шефом «Интеллек­ та». И, конечно, свои собственные подхо­ ды. Конкретно — занятия аэробикой и му­ зыкой по специальной программе, разра­ ботанной в педколледже. — В чем же главное отличие «Интел­ лекта» от обычных школ? — В первую очередь, — отвечает на этот вопрос Виктор Иванович, — это уг ­ лубленное изучение иностранного языка всеми учащимися и занятия физкультурой восемь часов в неделю, причем, с ориен­ тацией на определенные виды спорта. У нас это баскетбол, волейбол, футбол и ху­ дожественная гимнастика по программе, специализированных ДЮСШ. " Есть в «Интеллекте» и свои подходы в преподавании общеобразовательных дис­ циплин. О них рассказывает директор шко­ лы Надежда ФИСУН. — Прежде всего, это творческие лабо­ ратории. В частности, преподаватели ли­ тературы плодотворно реализуют идею: «Через внеклассные занятия — к развитию интереса к русскому языку», а «трудови­ ки» в творческой лаборатории «Василинуш- ка» учат детей вязать на спицах, крючком, вышивке... Особая статья — английский язык, на изучение которого отводится вре­ мени вдвое больше, чем в обычных шко­ лах. Хорошим подспорьем в обучении раз­ говорному английскому стали встречи ка­ толического Рождества, на которые при­ глашаются иностранные студенты, обуча­ ющиеся в Воронежском государственном университете. А теперь от рассуждений вроде «Част­ ная школа — хорошо это или плохо?» пе­ рейдем к фактам. Первый— чисто спортив­ ный. Самый «старый» вид в «Интеллекте» — баскетбол. Именно в нем «интеллектуа­ лы» преуспели, став чемпионами (и маль­ чики, и девочки) в областной спартакиаде школьников. А в товарищеских и матчевых встречах со сверстниками липецких и во­ ронежских специализированных ДЮСШ «Интеллект» неизменно выходит победи­ телем. И заслуга в этом прежде всего тре ­ неров — того же Шишкина и его зама по физической культуре и спорту Самойло­ ва. / Ну, а как насчет интеллекта? Судите сами. В 1996-97 учебном году учащиеся 9-х классов частной школы принимали участие в районных спартакиадах по рус­ скому язьп^, биологии, иностранному язы­ ку, информатике. И во всех разрядах ста­ ли победителями. Комментарии излишни. Итак, частная школа «Интеллект» се ­ годня, это: 121 учащийся в восьми клас­ сах-комплектах; 34 учителя-преподавате­ ля педколледжа; шесть тренеров по четы­ рем видам спорта. А также спортзал, учеб­ ные аудитории, оборудованные почти по последнему слову техники. И главное — коллектив единомышленников, считающих, что школа частная, а интересы общие — растить молодое поколение, достойное своего Отечества. Необходимое послесловие. 24 мая для 33 выпускников «Интеллекта» прозве­ нел последний звонок. Кроме двоих, все они изъявили желание продолжать свое обучение в педколледже. Причем, боль­ шинство предпочло отделения физкульту­ ры и иностранного языка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz