Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
Н е давно по телевидению в какой-то из пе ре дач о колдунах выступал один из них. Объясняя зрителям, где черпать чистую энергию, он звал их на трибуны стадиона. « Го л — это истина, —ве ща л колдун. —Истина, достигнутая вчестной борьбе Добра и З ла». Дескать, своя коман да— Добро, чужая—З ло, и если своя выигрывает, то Добро торжествует . Истина—на ладони. Сэтим, наверное, можно б ыло бы согласиться. Действите льно, миллионылюдей прилипают к экра нам в ожи дании этого самого гола, как грома небес ного . И когда «свои» побеждают, эти миллионы вы ходят наулицы и пло ща ди городов, будто бы встре чают вторично при шедшего Христа. Но давайте подумаем: действительно ли спорт нужен нам затем, чтобы вы игрывали свои? Конечно, я сильно переживаю, когда продувает мой клуб, и хочу на несколько дней за быть о неудаче. Я даже не покупаю спортив!^ газету, чтобыне читать о подробностях позора своего клу ба или своей сборной. Но через два дня все проходит, газета и теле программа снова со мной, и из-за того, чтолюбимая команда откуда- нибудь «вылетела»или куда-ниудь не попала, я не перестаю любить это странное зрелище — спорт. И, право, геометрия легкоатлети чески х дрожек или изумрудные квад рат ыфутбольного поля, татуировка Де ниса Ро дмана и ледяные глаза Анато лия Карпова, космическиеформы«Фор му лы-1» и волшебный обезьяний пры жок черного парня, вко лачиваю щего мяч в ко льцо едва ли не через левую колен ку, терминаторская экипировка хоккеис тов и американски х футболистов, заво раживающий по лет прыгуна с трампли на и траектория теннисного мяча, с ле з ы на глазах болель щиков совсем чу жой сборной и звуки совер шенно чужо го гимна—все это насто лько трогатель но, торжественно и красиво, что нет, в общем, речи ни о какой истине и ни о каки хпобедах. .. . сльноь вн оннв То есть побе ды, конечно, важны, но не так уж и важно, твои они или чужие. И ко гда здоровы е грубы е мужики тря сут ка ким -нибудь К ^ к о м под чемпион скую молитву Фредди Меркури , все рав но, кто победил . Я м о гу почувствовать себя счастливым — п рос то от то го , что я принадлежу к человечеству, сп о соб - З йзенштейнсравнивал те атр Кабуки с футболом: ♦Голос, колотушка, ми мическое движение, крик чтеца, складывающаяся декорация ка жутся бесчисленными беками, хавбеками, голкиперами, форвар дами, перебрасывающими друг другу дра матургический мяч и забивающими гол ошарашенному зрителю». Массовое искусство, будь то кино, рок- концерт или рекламный клип, как и фут болистов, заботят не средства, а результат —эмоциональный гол, потрясение чувств, метафизическое в своем пределе пережива ние, способное вывести зрителя за пределы обыденности и границы реальности... И раньше, и заметнее всего возвраще ние мистики сказалось в спорте. В своих мемуарах «Вчерашний мир» Стефан Цвейг пишет: «...если в годы моей молодости по- настоящему статный человек бросался в глаза на фоне толстых загривков, отвислых животов и впалых ребер, то теперь, следуя античным образцам, соревновались между собой гибкие, расправленные спортом тела. Между ними и нами лежат не сорок, а ты сячи лет». Спорт переводил часы XX века назад. Атлетизм вновь «склеивает» человека, раз деленного на две заведомо неравные части —дух и тело. Спортсмен доверяет не толь ко знанию, но и интуиции, полагается не только на чужой опыт, но и на свой ин стинкт. Он знает, что тело —не клетка для ума: он ведь привык им, телом, думать. Вместе с телом спорт возвращает чело веку искусство невербального общения. Наш язык приспособлен к описанию куль турных явлений, но попробуй внятно рас сказать о бане. Пожалуй, вообще все луч шее вжизни —от секса до заката —невоз можно выразить словами. Это и понятно — мир говорит с нами на своем, а не на на шем языке. Спорт обходит эту преграду, вовлекая нас в непосредственное общение. Единица «телесного» языка та же, что и в других видах массовой культуры. Это — целост ное переживание, такое, например, как спортивный азарт. Толпа знает, что делает, выбирая себе кумирами атлетов. В спорте произошел самый массовый и наиболее успешный пе реход от «научного» к «мистическому» мировоззрению. Доказательством тому служат стреми тельно растущие достижения спортсменов. С научной точки зрения история рекордов скандальна: она ежедневно переписывает ся, оставаясь необъяснимой. Мы привыкли к тому, что рекорды все время обновляют ся, но ведь совершенно непонятно, почему люди от поколения к поколению, да и из года в год, становятся быстрее и сильнее. Как-то я следил по телевизору за сорев нованием по триатлону —недавнее изобре тение, объединяющее три марафона —бег. ном у сходить с ума от спортивных побед ... Генис в кни ге «Вавилонская башня» ра ссказы вает, что в Северной Америке довольно популярна и гра ла крос (что -то вроде гандбола с клюш ками), которую нынешние хозяева континента позаимство вали, конечно, у индейцев. Правила похожи, но если у белых неизвестно , какая из команд победит , то у индейцев все ясно сразу . «Живые» и граю т с «мер твыми» и, разумеется, побеждают. «Выявлять п обе дителя в л акросе индейцам , казалось бы, так же не лепо , как нам выяснять, кто из двух партнеров побе дил в вальсе. И для белых, и для индейцев л а кр о с— и гра , но для одних это спортивное состязание , с о перничество , конкурентная борьба , а для др у ги х — ритуальное действо». К Т О П О Б Е Д И Т В В А Л Ь С Е ? Алек са ндр ГЕНИС Из кн иги в конце двадцатого века ритуал вновь на чинает играть в спорте решающую роль. Ко нечно, не так, как это было у индейцев. С уче том опыта столетий, да еще, конечно, с уче том того факта, что победитель все же полу чает большеденег, чем проигравший. Но и это правило действуетдалеко не всегда: извест но, что доходы отрекламы у многих спортив ных звезд превышаютсобственно спортивную зарплату. Гол уже не является непреложной истиной. Призы игрокам раздаютне только за количество забитых шайб и мячей, и контракт спортсмена зависит не столько от показате ля, сколько оттого, насколько громко ему ап лодирует публика и какое количество ф^бо- лок с его портретом она покупает. На прошлом рубеже веков несколь ко великих открытий в физике серьезно изменили картину мира. Квантовая меха ника доказала, что нельзя точно описать НИ ОДНО физическое явление. Можно лишь предполагать вероятные варианты, но какой из них то ч ен— !знает только Бог, А та к как Бога нет (еще Остап Бендер говорил, что это «медицинский факт»), не знает никто. И в мир поперла мистика: оккультизм, изощренное сектанство, символизм , ин терес к антрополо гии , к исследованию ди ки х народов , которых в начале века было еще достаточно. И з м е н и л о с ь в с е . В ся к у л ь т у р а вздрогнула. Везде задули ми стические ветра. И, конечно, не остался в стороне спор т ... «В сущности , спорт стал йогой Запада». С этой концепцией , конечно, можно и нужно спорить. Говорить, что вряд ли стоит особо верить исследова ниям о чемпионах, которые просто «кон центрирую т психическую энергию», к о г д а ш и р о ко и з в е с тн о , что че м пи о н о в сплошь и рядом ловят на до пин ге . Гово рить и о дру гом : современно го атлета вряд ли можно назвать гармонической личностью, которая «мыслит телом». Осо бенно если иметь в виду мно гочислен ные случаи «спорного пола», которые воз никаю т с дамами, занимающимися еди ноборствами , например, или тяжелой ат летикой . Спорт сплошь и рядом калечит человека, а не только лишь делает его возвышенным и прекрасным . Вячеслав Курицын. (Журнал «Гала-Спорт», № 2-96). плавание и велосипед. Глядя на этих могу чих амфибий, я думал, что бысказал о них Ницше, так презиравший своих заморен ных культурой современников. Атлетический прогресс нельзя объяс нить появлением новых снарядов, синтети ческих материалов и прочими технически ми усовершенствованиями. Главную роль играетразвитиедругойтехники—менталь ной. Тут, иногда сознательно, а чаще бес сознательно, произошломассовое возвраще ние к древним психофизическим практи кам, связанным с концентрацией «жизнен ной энергии». Американские ученые доку ментировали 4500 случаев паранормально го опыта у профессиональных атлетов. В сущности, спорт стал йогой Запада. Об этом, после неудачной для него драки, интересно рассуждает герой романа Робер та Музиля «Человек без свойств»: «Фено мен почти полного устранения сознатель ной личности или прорыва сквозь нее — это, в сущности, сродни утраченным фено менам, которые были знакомы мистикам всех религий, а потому это в какой-то мере современный заменитель вечных потребнос тей, пусть скверный, но все-таки замени тель; и, значит, бокс, иподобные видыспор та, приводящие все это в рациональную систему, представляют своего рода теоло гию*. Тема мистической атлетики ярче всего прозвучала в монументальном фильме «Олимпия», который сняла на Берлинской Олимпиаде 1936 года любимица Гитлера Лени Рифеншталь. Рифеншталь, профессиональная балери на и выдающаяся альпинистка, прекрасно понимала язык тела, поэтому в «Олимпии» ей удалось запечатлеть жизнь в предель ные, экстатические мгновения. Внутренний сюжет картины —прорыв к одухотворен ной телесности. УРифеншталь зритель всег да угадывает победителя, потому что каме ра еще дофиниша выявляет слагаемые три умфа: выигрывает тот, кто созвучен среде. Заметнее всего такой эффект проявля ется в прыжках в высоту. Сэтими съемка ми операторы долго мучились —одну из камер даже зарыли в яму с песком, куда приземлялись спортсмены. Рифеншталь показывает прыжки как левитацию. Сомна- булистические, бессознательные движения спортсменов —долговязые, как цапли, и нервные, как арабские скакуны, они подо лгураскачиваются передпрыжком, ловя не видимые нам, но ощущаемые ими колеба ния среды. Если атлету удается совместить свой ритм с ритмами природы, сила резо нанса переносит его через планку. Спорту Рифеншталь—это ме дитация в действии. Берлинская Олимпиада прово дилась вутрированно архаическом стиле. Не случайно там впервые со времен Эллады бьш зажжен — по предложению Гитлера —пере данный по эстафете олимпийский огонь. (Сейчас этот стиль опять входит волимпий скую моду: в 92-м на зимней Олимпиаде в норвежскомЛиллехаммере символами всех видов спорта служили стилизованные на скальные рисунки). В «Олимпии» архаика толковалась как возвращение к античной гармонии —фильм начинается с того, что греческая статуя на глазах у зрителя пере воплощается в немецкого спортсмена. Д у х мистического атлетизма нахо дил себе выход и в искусстве. Об этом много писал Ортега-и-Гассет, которого как раз спортивность X X века привела к мысли разграничить жизнь на две сферы: «Труду противоположен другой тип уси лия, рождающийся не по долгу, а как сво бодный и щедрый порыв жизненной потен ции: спорт». Соседство с «дикарями» своеобразно отразилось на общем строе американской культуры —больше, чем в других запад ных странах, она оказалась восприимчивой к архаическим влияниям. На протяжении нескольких веков индейцы служили аме риканцам живым примером альтернатив ного мышления. Индейская культура ока залась если не местом, то бродом, по кото рому Запад мог перебраться поближе к Азии, где то же мистическое мировосприя тие хранили традиционные религии Восто ка. Исподволь архаические элементы так глубоковошли всостав американской куль туры, что их можно обнаружить на всех ее уровнях. Взять, например, центральную сцену всех видов —ковбойскуюдуэль. Она всегда проходит в напряженной тишине и мучительно замедленномтемпе. Это—еди ноборстводвухволь, соперничествоне влов кости, быстроте или меткости, а в духов ной силе. Тут нет решительно ничего обще го с усладой европейского авантюрного жанра, мушкетерской дуэлью, построенной на веселом мельтешении шпаги и языка. Ковбойский поединок намного ближе япон ской борьбе сумо. Главное тут, как и в вес терне, происходит еще до начала поедин ка, когда, как пишет мастер дзэна Сэкида Кацуки, противники «собирают все свои силы в состоянии наивысшего внимания, чтобы бросить против соперника всю свою мощь, когда она достигает максимального уровня». Кстати, в Голливуде уже собира ются снимать американо-японский вестерн, описывающий приключения борца сумо на американском фронтире... В « И Н Т Е Л Л Е К Т Е » - ПЕРВЫ Й ВЫ П УС К Не частное дело Г Юрий ШАИДУЛИН «Детище Ш иш кина» — так н а зы вают в У см ан и частную ш к о л у «Ин теллект». Вы н ош е н н а я и выстра д а н н а я и д е я ее с о з д а н и я бы ла р е а л и зо в а н а в 1 9 92 году . Сам «ро дитель» — з а с л у ж е н н ы й учитель РФ Виктор Ш ИШ КИН е е к о н ц е п ц ию ф орм улирует так: «Интеллектуал д о л ж е н быть спортивен, спортсмен интеллектуален». На этих двух началах и строится учеб ный процесс. В его спортивной части ис пользуется система физподготовки, при нятая в школах Великобритании, США и Ка нады. А в интеллектуальной — все лучшее, что накоплено в отечественной педагоги ке и аккумулировано в Липецком педин ституте, являющемся шефом «Интеллек та». И, конечно, свои собственные подхо ды. Конкретно — занятия аэробикой и му зыкой по специальной программе, разра ботанной в педколледже. — В чем же главное отличие «Интел лекта» от обычных школ? — В первую очередь, — отвечает на этот вопрос Виктор Иванович, — это уг лубленное изучение иностранного языка всеми учащимися и занятия физкультурой восемь часов в неделю, причем, с ориен тацией на определенные виды спорта. У нас это баскетбол, волейбол, футбол и ху дожественная гимнастика по программе, специализированных ДЮСШ. " Есть в «Интеллекте» и свои подходы в преподавании общеобразовательных дис циплин. О них рассказывает директор шко лы Надежда ФИСУН. — Прежде всего, это творческие лабо ратории. В частности, преподаватели ли тературы плодотворно реализуют идею: «Через внеклассные занятия — к развитию интереса к русскому языку», а «трудови ки» в творческой лаборатории «Василинуш- ка» учат детей вязать на спицах, крючком, вышивке... Особая статья — английский язык, на изучение которого отводится вре мени вдвое больше, чем в обычных шко лах. Хорошим подспорьем в обучении раз говорному английскому стали встречи ка толического Рождества, на которые при глашаются иностранные студенты, обуча ющиеся в Воронежском государственном университете. А теперь от рассуждений вроде «Част ная школа — хорошо это или плохо?» пе рейдем к фактам. Первый— чисто спортив ный. Самый «старый» вид в «Интеллекте» — баскетбол. Именно в нем «интеллектуа лы» преуспели, став чемпионами (и маль чики, и девочки) в областной спартакиаде школьников. А в товарищеских и матчевых встречах со сверстниками липецких и во ронежских специализированных ДЮСШ «Интеллект» неизменно выходит победи телем. И заслуга в этом прежде всего тре неров — того же Шишкина и его зама по физической культуре и спорту Самойло ва. / Ну, а как насчет интеллекта? Судите сами. В 1996-97 учебном году учащиеся 9-х классов частной школы принимали участие в районных спартакиадах по рус скому язьп^, биологии, иностранному язы ку, информатике. И во всех разрядах ста ли победителями. Комментарии излишни. Итак, частная школа «Интеллект» се годня, это: 121 учащийся в восьми клас сах-комплектах; 34 учителя-преподавате ля педколледжа; шесть тренеров по четы рем видам спорта. А также спортзал, учеб ные аудитории, оборудованные почти по последнему слову техники. И главное — коллектив единомышленников, считающих, что школа частная, а интересы общие — растить молодое поколение, достойное своего Отечества. Необходимое послесловие. 24 мая для 33 выпускников «Интеллекта» прозве нел последний звонок. Кроме двоих, все они изъявили желание продолжать свое обучение в педколледже. Причем, боль шинство предпочло отделения физкульту ры и иностранного языка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz