Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
р е д а к т о р о в р а й о н н ы х г а з е т о б л а с т и Ш Ш & НА ДЕЖДЕИЛЮБВИ л ■ в ад оно приведет пото му, что в нынешних усло виях другие народы России воспримут такого рода борь бу русских за свои права как попытку ущемить их права. Так, провозглашение су веренитета русского народа на всей российской террито рии будет воспринято дру- кгими народами России как ^попытка устранить их суве ренные права на территории национальных образований. И тогда мы имеем шанс по лучить Чечню в общерос сийском масштабе. Случит ся то, о чем мечтают анти русские силы вблизи и вда ли от наших границ. Неужели не ясно, что в условиях глубокого эконо мического и духовного кри зиса, полуголодного сущес твования миллионов людей националистические лозун ги, замешанные на взаим ных подозрениях в желании одних народов решить свои проблемы за счет других, являются самым горючим материалом, самым легким путем развязывания граж данской войны? Казалось, что мы уже от Еподобных идей застрахова ны горьким опытом 1990 г., когда Б. Ельцин с Г. Бурбу лисом и С. Шахраем убедил депутатов Верховного Сове та РСФСР принять Деклара цию о суверенитете России в составе СССР. Он тоже хотел сделать вроде бы бла гое дело. Что получилось — известно. Эта Декларация стала главным инструмен том расчленения русского народа и СССР, который на деле был все той же Россией —новой, послереволюцион ной, формой многонацио нального Российского госу дарства. Теперь нам предла гают новую декларацию — о суверенитете русского на рода, провоцирующую оче редной тур борьбы суверени тетов в России с еще более тяжелыми последствиями. Постановка вопроса о праве русского народа на воссоединение в едином го сударстве в современных условиях также даст толь ко негативный результат. В частности, она является пре красным подарком для ук раинских националистов и их заокеанских «спонсо ров», которые спят и видят, как бы втянуть два братских народа в братоубийственный конфликт. А лучшего пово да для оправдания планов расширения Б1АТО, вплоть до включения в его состав Украины, просто не приду маешь. Но, может быть, у чле нов Комитета по геополити ке есть оригинальные мето ды решения этой сложней шей проблемы без риска по лучить страшные последст вия? Таких методов не пред ложено. Напротив, у меня сложилось впечатление, что внесенный в Думу проект заявления носит гораздо бо лее осторожный характер, чем настроения, владеющие его авторами. Документ представлял глава Комите та по геополитике Алексей Митрофанов. Он заявил, что Конституция РФ не защи щает прав русского народа, потому что в ней нет ни од ного специального упомина ния о правах русских. Сле довательно, надо пересмот реть Конституцию. Основ ной государственной до ктриной, по мнению главы Комитета, должна стать до ктрина русского националь ного эгоизма. Надо пере стать миндальничать и дей ствовать жестко по отноше нию ко всем, кто ущемляет права русских. Так, пробле му русского населения в Ка захстане надо решить путем раздела земель Казахстана между Россией и Китаем; в ответ на вступление Польши в НАТО надо потребовать от нее возвращения белорус ских земель; надо открыто признать, что США — это враг и с ним надо бороться, как с врагом... И все в та ком духе. При этом ни на мека на серьезный просчет ситуации и возможных пос ледствий. Я не могу поставить под сомнение искренность жела ния А. Митрофанова испра вить унизительное положе ние, в котором оказался рус ский народ. Но не могу и не сказать, что предлагаемые им пути и способы напоми нают действия слона в по судной лавке, где и так пе ребито много посуды. Не ужели непонятно, что нет ничего более проигрышного, чем угрожать какими-то радикальными решениями, когда нет реальных сил на их осуществление? Известно, что в полити ке все решает соотношение сил. Сильна Россия, сильны позиции русского народа — тогда нет и не может быть проблемы ущемления его прав при любой конститу ции, ибо никто не дерзнет на это. Очевидно и то, что сильная, процветающая Россия имеет наибольшие шансы мирно добиться и воссоединения русского на рода. Оптимальный вариант решения — воссоздание со юза России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Что сегодня мешает сде лать Россию сильной? От сутствие в Конституции спе циальной статьи о правах русского народа или соци ально-экономический курс правительства? По-моему, вопрос чисто риторический. Прошло пять лет, и всем ясно, что при этом курсе мы не будем сильными. Однако о смене социально-экономи ческого курса авторы проек та заявления на слушаниях не говорили. Не говорили и о кон кретных механизмах борь бы за права русских. А они есть и сейчас. Конституция РФ и целая серия между народных правовых актов дают солидную правовую базу для такой борьбы, ибо там заложен принцип рав ноправия всех граждан. Закономерен вопрос: что мешало депутатам в Думе все эти годы законодатель ными мерами бороться про тив ущемления прав рус ских, проживающих в лю бом регионе России и за ее пределами? Однако ни од ного реального шага не было сделано. Очевидно, что для реше ния «русского вопроса» не обходима и систематичес кая работа русской интел лигенции по пробуждению самосознания русского на рода. Необходимо выдви нуть идею, которая содер жала бы вдохновляющее и объединяющее начала. Для русских вполне естественно назвать ее Русской идеей. Каким может быть ее содер жание? Бо-первых. Весьма пло дотворным может быть об ращение к такой особой чер те русского национального сознания, как соборность. В сознании народа соборность и ДОБРИН СКИЙ Р АЙОН МАГАЗИН ПРИЕХАЛ НАСОВСЕМ ^^^Яагазин едет!» — ра достно восклицали жители Асташовки, Второго Ни кольского, Елизаветинки, Александровки, когда в клубах пыли появлялась ав толавка. Тем, кто не успе вал закупить все необходи мое, приходилось отправ ляться за солью, спичками, другими необходимыми то варами за шесть километров в Среднюю Матренку. Хоро шо хоть хлебовозка регуляр но посещала малые дере вушки. И вот недавно мытарст вам селян пришел конец. Магазин к ним приехал на совсем. Торжественно, в со провождении автомашины ГАИ сборный павильон был доставлен на специальном длинномере, который выде лил сахарный завод. Дово льно дорогостоящее приоб ретение профинансировала районная администрация, а, как говорят, до ума дело до вели специалисты Средне- матренской сельской адми нистрации. Такой наказ, кстати, они получили про шлой зимой на сходе граж дан, проходившем с участи ем представителей район ных служб. НА «КАРГИЛЛ» НАДЕЙСЯ, НО ПРО «СКОРОСПЕЛЫЙ» НЕ МВЫВАЙ ... ^ 11 астойчивая реклама гибридных семян подсол нечника, звучавшая на про шлогоднем всероссийском семинаре в совхозе «Петров ский», принесла свои ре зультаты. Если раньше гиб риды культивировались лишь на экспериментальных полях этого хозяйства, то теперь, как сообщил началь ник отдела растениеводства районной администрации Алексей Малыхин, весь рай он на них переходит. Особен но популярны гибриды аме риканской фирмы «Кар гилл», которые дали в рай оне в прошлом году до 28 центнеров подсолнечника — на 8 -10 центнеров больше, чем на самых урожайных полях отечественных сортов «Скороспелый» и «Казачий». Однако добринские земле дельцы не желают попадать в полную зависимость от за рубежных поставщиков, по этому практически в каждом хозяйстве нынешней весной засеяны участки отечес твенными сортами. На семе на... «СОРНЯК» из СЕМЕЙаВА ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ ^^Срму и не поймешь, о каком сорняке так много го ворили недавно в Средней Матренке. А оказалось, что он... из семейства веселых и находчивых. Такой аббревиатурой, ко торая расшифровывается как Современное Общество Реши тельных, Неукротимо-Ярост ных КВН-щиков, назвали свою команду молодые учи теля и старшеклассники Среднематренской средней школы. Умысел, видимо, за ключался в том, чтобы под задорить соперников. Попро буйте, мол, одолеть такой «сорняк»! Попытались сделать это работницы сельхозкоопера тива им. Чапаева, также со здавшие свою команду КВН- щиков. Борьба развернулась острая. И загадки загадыва ли друг другу, и вопросы ка верзные задавали, и даже известных артистов пароди ровали. Объявленная же строгим жюри ничья больше всего устраивала болельщиков, которым понравились обе команды. ПОаРАДАВШИЙ ПРОДЕМОНаРИРОВАЛ СУД ЬЕ... ДЫРКУ НА ШТАНАХ ^Ёлценедавно побывав шие за границей добринцы отмечали такой парадокс: у нас с жалобой на соседа че ловек идет в сельсовет, а у них самый завалящий кон фликт в суде разбирается, где истец норовит получить компенсацию за материаль ный и моральный ущерб. Ныне и в Добринке могут похвастаться этим достиже нием демократии. Совсем недавно в район ном нарсуде в качестве от ветчика выступал некто Б. Его пес покусал прохожего. Судья, внимательно изучив дело, принял решение взыс кать в пользу пострадавше го за дырку на его штанах 150 тысяч рублей. Однако истец настаивал на выпла те возмещения и за мораль ный вред. Суд был вынуж ден назначить специальную экспертизу, чтобы ответить на вопрос; был ли причинен в данном случае моральный вред и каковы его размеры? Информацию по району собрал Вячеслав ИСКОРНЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». понимается прежде всего как готовность объединить ся в годину испытаний и действовать вместе, жертво вать своими личными инте ресами и даже жизнью ради общего дела. Эта тяга к со вместному ратному и трудо вому подвигу является мощ ным фактором возрождения страны. Она должна быть противопоставлена насажда емому ныне культу частных интересов каждой отдельной личности, который на прак тике оборачивается форми рованием слоя компрадорс кой буржуазии, действую щей вопреки национальным интересам. Во-вторых. Важнейшей чертой русского националь ного характера является стремление к справедливос ти. Его истоки лежат в ве ковых общинных традици ях русского народа, в усто ях повседневной жизни рус ского крестьянства, которое в течение столетий сохраня ло традиции передела само го дорогого, земли-кормили цы, по количеству рабочих рук и ртов в каждой кресть янской семье. Каждому •— по заслугам, каждому по делу рук его —вот тот нрав ственный критерий, с кото рым жила крестьянская об щина и оценивала события в окружающем ее мире. На рушение принципа справед ливости всегда вызывало протест и являлось причи ной всех гражданских войн и революций в России. Рус ская идея должна быть со единена с идеей социальной справедливости. Только при этом условии будет эффек тивной апелляция к собор ности. Только на этом пути мы получим социальный мир и стабильность как ос нову быстрого экономичес кого развития и роста бла госостояния всего народа. Обращение к общинным традициям плодотворно и для развития самоорганиза ции, самоуправления и раз личных форм коллективной деятельности русского наро да. В-третьих. Русская идея не может быть идеей наци ональной исключительности и национального превосход ства русских над другими россиянами. Напротив, Рус ская идея должна быть идеей содружества народов России, и в этом смысле выступать как российская идея, объединяющая всех россиян. Такой подход свя зан с тем, что Русское го сударство всегда было мно гонациональным. Все наро ды России объединены об щей судьбой и не раз пле чом к плечу отражали внешнюю угрозу. Сам рус ский народ — сплав мно гих этносов, исконно про живающих на этой земле. Понимание русскими своей полиэтничности, общности судьбы и интересов со все ми народами России — лучший способ сохранения единого государства. Россия — единая и не делимая! Сегодня это дей ствительно непременное ус ловие возрождения страны и благосостояния всех наро дов, живущих на ее терри тории. Однако неделимость целого не означает единооб разия всех его частей. Един ство в многообразии —этот принцип должен стать важ нейшим компонентом Рус ской идеи. Естественно, что многообразие не есть нера венство. Мир и доверие не возможны без равенства экономических прав и обя занностей всех регионов и равенства гражданских прав каждого россиянина, где бы он ни находился. В-четвертых. Русская идея не должна быть на правлена против других народов мира. Она —лишь средство превращения Рос сии в достойного и уважае мого партнера других дер жав на мировой арене, партнера, с чьими интере сами считаются и не при меняют к нему «двойных стандартов». Таким образом. Рус скую идею следует рассмат ривать как сплав тех цен ностей, которые доказали свою созидательную силу на протяжении всех пери одов российской истории и которые действительно спо собны объединить заведомо большинство русского на рода. Эти ценности просты и понятны. Их легко выра зить тремя словами, столь дорогими русскому сердцу: ВЕРА в справедливость! НАДЕЖДА на свой народ, свои собственные силы! ЛЮБОВЬ к Отечеству! г. Санкт-Петербург. Я П о с л е д н и й а к к о р д , т р е п е т н о в з д о х н у в , в л е т е л в в е ч е р н е е н е б о . Д ы м о к о т к о с т р а , ч т о л и , з а с т а в и л н а с с м а х н у т ь с л е з и н к и с л и ц а ? Т о л ь к о ч т о м ы н а х о д и л и с ь в с ч а с т л и вы х и г о р ь к и х , л а с к о в ы х и ж е с т к и х т и с к а х О л ь г и н ы х п е с е н . А в е д ь в р о д е б ы н и о ч е м - т о о с о б е н н о м о н а н е п о е т . В с е о т е х ж е к р а с н о в с п ы х н у в ш и х п о о с е н и р я б и н а х , о з а г а д о ч н о й Ж а р - п т и ц е л ю б в и , о б у ш е д ш и х в н е б ы т и е м а л ь ч и к а х , к р о в ь к о т о р ы х я р к и м и м а к а м и р а с ц в е л а на с к л о н а х а ф г а н с к о г о Г и н д у к у ш а . Н о к п е с н я м е е у с л у ш а т е л е й в о з н и к а е т о с о б о е о т н о ш е н и е . П о п р о б у ю о б ъ я с н и т ь , п о ч е м у . Когда в Лебедяни про шел первый авторский ве чер Ольги Баклановой,где она читала свои стихи и пела свои песни, то среди многих в ответ благодар ностей прозвучала одна знаменательная фраза: «Спасибо тебе за волнение души!». Вот оно, пожалуй, глав ное! Многие из нас уже ра зучились волноваться от ощущения добра, заботы, человеколюбия. Неоткуда волноваться, время нынче не такое. А Ольга застав ляет людей находить и в себе, и в других неистра ченную доброту, она дарит всем лишь положительные эмоции, которых так нам сейчас не хватает. И за та кое волнение, право, сто ит поблагодарить. Ольга часто и охотно выступает. Ее знают во многих селах района, не редкий гость она и на об ластной сцене. С особен ным волнением Ольга го товилась к благотворитель ному концерту, деньги от которого пошли маленькой девочке на сложную и до рогостоящую операцию. А пела тогда Ольга о самом сокровенном и простом, о самом дорогом и всем по нятном: Я в этот мир пришла, как продолженье рода. Как продолженье человеческой любви. Люб овь меня нашла, и, покорясь природе. Жизнь продолжают сыновья мои... Ольга, по ее словам, ни когда себя вне творчества, вне музыки и не представ ляла. Наверное, гены та кие? Мама всю жизнь в ху дожественной самодея тельности участвовала, отец — художник. После окончания музыкальной • • • ЛЕБЕ ДЯН СКИМ Р АЙОН И М А К И НА СКЛОНАХ ГИНДУКУША школы (класс фортепьяно) училась в культпросветучи- лище, а в техникуме полу чила специальность «юрист». — Это еще зачем? — удивился я. — А я вообще люблю учиться, узнавать все новое. Вот даже на портниху вы училась. Может, предчув ствовала, как вскоре резко поменяются местами инди каторы на нашей шкале ценностей, и одними песня ми, как соловью, будет не прожить. Одними песнями — это, конечно, к слову. Офици ально работала она инспек тором районного Дома культуры, руководила дет ским фольклорным ансам блем. А песни сочиняла и пела «для волнения души», ибо есть у нас еще счастли вые, необыкновенные люди, которые считают, что если душа безмятежна, то она мертва, а как жить с мерт вой душой? Поскачу на коне. Поскачу по лугам. Полечу к разноцветным я снам... Но только сны-то скоро стали черно-белыми, а то и совсем серыми. У Ольги уже двое сыновей взросле ли, а разве прожить с ними на копеечную зарплату ин спектора... культуры? И Ольга стала бизнесме ном, заимела свой магазин, который так и называется — «У Ольги». —• Послушай, а ты зна ешь выражение: «Худож ник должен быть голод ным»? Дескать, только ли шения и невзгоды стимули руют творчество, расцвечи вают талант новыми крас ками. — Может быть, худож^ ник и должен быть голод ным, но только не его дети. Какие оптимистические стихи тогда пойдут на уй? Да возьми эстрадных звезд. «Чистое» искусство многим из них обеспечивают акулы шоу-бизнеса, отнюдь не бес корыстные меценаты. У меня их нет, вот и прихо дится, чтобы песни петь, самой себя спонсировать. Я ведь без гитары и песен уже не могу и только потому, чтобы иметь возможность заниматься творчеством, пошла в торговлю. — Наверняка бизнес от нимает у тебя много време ни? Когда же песни писать? — Времени, действи тельно, иногда и на сон не хватает. А песни — они сами приходят. Капусту на щи режешь, а в голове зву чит: Вспыхнул клен желто-красным огнем. Зарумянилась ярко рябина. Ну давай от забот отдохнем. С л ожим счастье из двух половинок. Вот так и живет, вот так и поет Ольга... Евгений ЗЕЛЕНЕВ. НОВОЕ ИМЯ « К О М У Н У Ж Н Ы м ы с н а ш е й б о л ь ю ? . . » / К руж ится воронье н ад полем, Полынью отчий к рай пропах . . . К ом у н у ж н ы м ы с нашей болью, С печалью русск ою в г лазах ? Нам, пробавляясь хлебной к орк ой . Одн им н ести свой тяж к ий к рест, И ж ить по давней по г оворк е: Не выдаст Бо г — свинья не съест! И ПРОСТО жили... Бывало, ск аж ут бабы: «Лешк а, Ты нам бы, что ли, пои г ра л» . И в р ук и бра л отец г армошк у , И п лясовую начинал . И в ся ок ру г а соби ралась . Чтоб посмотреть, похохотать . . . Ах, к ак плясалось, к ак плясалось — Ни расск азать , ни описать, И зак и пала в ж илах к ровь . И т етк а бой к ая Мар у ся Частушк и пела п ро любовь . Г армошк а з н ай себе и г ра ла Д о самых сумерек г у стых, И с ерд це слад к о зам и р ало От п ереборов озорных . Теперь не то . Г ода п ром ч а ли сь Мы р азобщен н ее ж ивем . Бывая в Становом, много хорошего слышал о Юрии Макарове: человек-де он многопланового таланта, организатор абсолютного большинства культурно-массовых мероприятий в районе. По должнос ти — заведующий автоклубом райотдела культуры, по призванию — сценарист, режиссер, оформитель, ведущий концертных программ и вечеров, исполнитель стихов, руководитель «Литературной гости ной» и вообще, считают становлянцы, это человек из ряда тех бес сребреников, на которых держится сельская культура. Но в Становом знают Юрия Макарова еще и как самобытного поэта, воспевающего деревню, ее людей. В конце 95-го он выпус тил свою первую и пока единственную книжку «Святая, как хлеб, деревенька моя». «Пробивать» свои литературные труды в печать Юрий не умеет. За свою книжку он во всем обязан областному Дому народного твор чества. А вот выступает он со своими стихами часто: на сценах До мов культуры, в мехмастерских и на животноводческих фермах, в школах, на региональных творческих конкурсах. В досье Макарова сотни стихотворных работ: «одних детских стихов хватит на толстую книжку». В жанровом репертуаре поэта не только чистая, как слеза, деревенская лирика. Немало у него удачных, на мой взгляд, миниатюр на злобу дня. Если говорить о его литературных пристрастиях, то следует отметить, что Юра — восторженный почитатель своих великих зем ляков Бунина и Пришвина, а равно Пушкина, Клычкова... Не вос принимает, как он их называет, «демократических христопродав цев», к которым относит Евтушенко и Окуджаву. Как говорится, сердцу не прикажешь. Юра Макаров еще молод и весь в планах. Исподволь собирает материалы «для серьезной вещицы» о Михаиле Стаховиче, оста вившем заметный след в русской литературе, и продолжает по полнять свою поэтическую копилку. Некоторые его работы мы и предлагаем сегодня читателям. Евгений КАРПУХИН, соб. корр. «Липецкой газеты». А в едь к о г д а- т о соби рали сь По г овор и ть о т ом, о сем . И ш ли с г армошк ой на луж айк у По г ож им , летним вечерк ом . И ж и ли просто, бе з утайк и, И весели ли сь всем селом . . . СТАРУШКА З ава лило сне г ом д еревушк у . Г лухо плачет ветер за стеной, В валенк ах залатанных старушк а Поп лелась с ведерк ом за водой . . . Обр о сло все инеем ведерк о . С ер д це ноет . Г о лова болит . По с тои т с тарушк а на при г орк е, На су г роб ы , в по ле по г лядит . И ч ему - т о ти х о у лыбнется, Пок ач ает г р у стно г о ловой . И на з ад, в зды хая, поп летется Ми м о и зб по стеж к е сне г овой . . . Тишина . Томи тельная дрема . Не проехать в поле, не пройти . . . Е й б ы т о льк о д обр е с ти д о д ом а И с водой ведерк о донести . . . Над базар ом бездон н о г о н еба Си н и й шелк ветерок к олыхал . П ел солдат, но не ради лишь хлеба Сн народн ую боль изливал . Чтобы мы, суетясь, пустословя, Ср ед и мелочных дел и заб о т Не забыли вели к ое г ор е Всех по г и бших , к а лек и сирот . И в ступая в эпох у иную Сохран или навек и в душе И ег о, и старушк у седую В э т ом си тцевом черном платк е . . . По ба з ар у с н ова ша г а ю . Реж ет слух перебран к а и к рик , А в душе все баян тот рыдает И надрывн о поет фронтовик . . . ДОМ Л ом ать не строить, Стр ои ть не ломать . На сходк ах г лотк у Зд о р ов о подрать! — А что п о т ом ? — Д а ниче г о по т ом , — Бы л дом к ак дом , Жи лось неплохо в нем . В н утри , снаруж и Прочный и надеж ный . Но, поднатуж ась, Д ом сломали все же. Тот, к то ломал, — Стр ои тель ник удышный . К то г лотк у драл. Юли т хвос том бесстыж е. . . НОСТАЛЬГИЯ Памяти И . А . Б у н и н а Париж . Д алек ая чуж бина. Непостиж имая уму, И с н ова белая р авн и на Се г одня сни лася ему. Бер е зы в поле и дорог и , Пр опахши й солн цем летний ден ь И вид отрадный и убог ий Д алек и х русск и х деревень. Так ясно ви дели сь при г орк и , В осен н ем небе ж уравли . И сер д цу ми лые Озерк и , Где г оды д е т с тва протек ли . . . Ах, эти сны, к ак утешенье, Ем у дар ованы судьбой . Но г орьк им будет пробуж ден ье Д уши , и змученной тоск ой . Как больно это и к ак г рустно— Влачи ть печально дн и свои . Быть сер д цем и д ушою русск им . И ж ить от Род и ны вдали . Ср е д ь суеты, ж и тей ск ой п р озы Хран и ть лю бовь к родн ой зем ле И видеть р усск и е бере зы Л ишь на м г н овен и е — во сне. НЕЗАБЫВАЕМЫЕ НОЧКИ... Д евч он к и в К ож енк е в ок ошк о Тук -тук , бывало, вечерк ом: — А ну-к а. Юр, бери г арм ошк у И за ок оли цу пойдем . Си рен ь цветет, а ты все дома. Гляди - к а, м есяц- то к ак ой! . . И с ер д це тотч ас ж е и с том а Ок ати т слад к ою волной . И с тан е т д ом р одимый тесен И ск учно от ученых книг . Зах оч е тся х ороши х песен. Час туше к новых, озорных . . . Идем по ули це с г армошк ой , Поем , н а р адос ть стари к ам . И сып ле т белую п ор ошу Черем ух а п од ног и нам. А з ве зд - то в небе, мать честная! В садах к олдуют соловьи . И с ер д це слад к о зам и р ае т И хочет счастья и любви . . . Зве н я т зад ор н ые частушк и . Гоня ноч н ую тишину . Взд ох н у т довольные старушк и : — И мы к о г да- то в с тари н у Во т так на выг он е плясали . Ед ва лиш ь солнышк о зайдет. . . Еще не ведая печали . Гарм он ь в рук ах мои х поет. . . Не забываем ые ночк и! . . Не р аз вздохн у о них тай к ом . И н ап ишу вот эти строчк и . Но это в будущем , потом. . .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz