Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)

в ) И з д а е т с я п о и н и ц и а т и в е К л у б а г л а в н ы х П 0 Д В И Ж Ш Ш 1 БЛ АГО СЛ О ВИ , П АХ АР Ь ! О СВЯЩЕННИКЕ-ФЕРМЕРЕ, ИКОНЕ ЧУДОТВОРНОЙ И ДЕЛАХ ЖИТЕЙСКИХ " Г Ж м о н о л о г и о Г Л АВНОМ ш Вл а д и м и р К АЛ АШ Н И К ОВ , д о к т о р и ст ор и ч е ск и х н а у к ОВЕРЕ I «в приходской церкви села Зимарово Рязанской гу­ бернии, недалеко от города Раненбурга, находится один очень древний местночтимый список с Боголюбской иконы Богоматери» — так начина­ ется в одной из книг обшир­ ной библиотеки зимаровско- го священника отца Анато­ лия рассказ о знаменитой в наших краях иконе. Устное предание гласит, что некогда эта икона стоя­ ла над воротами города Про- нска, разрушенного монголо­ татарскими завоевателями. Рухнули ворота, и расколов­ шаяся святыня оказалась за­ брошенной в кусты. Но чу­ десным образом она срослась. Причем сама собою. Сегодня лишь небольшое смещение изображения в месте раско­ ла напоминает о той беде. Кстати, все копии с этой ико­ ны так и пишутся —со сме­ щенным изображением, в память о чуде. Во второй половине XVIII века икона перешла в со­ бственность некоего Лопати­ на, помещика села Зимаро­ во, жившего в Москве. И тут снова пошла молва о чудодей­ ственной силе святого изобра­ жения. От тяжкой болезни исцелился сам Лопатин. В благодарность помещик ука­ зал в своем завещании: пос­ ле смерти передать икону в Зимарово, где выстроить для нее храм. Наследники его волю выполнили. И по сей день липчане, отправляющиеся на автома­ шинах в Москву, видят с «бе­ тонки» изумительно краси­ вую многокупольную цер­ ковь — храм в честь иконы Боголюбской Божьей матери. После образования Ли­ пецкой области церковь ока­ залась «не нашей» — рязан­ ской, но по-прежнему не­ сколько сел района относят­ ся к Зимаровскому приходу. Кроме того, до сих пор жива в Чаплыгине память о том, как 23 июня 1848 года в раз­ гар эпидемии холеры привез­ ли в Раненбург зимаровскую чудотворную икону. Ее несли впереди крестного хода по городским улицам. Вдруг нежданно поднялся вихрь, разразилась гроза... А на сле­ дующий день эпидемия ста­ ла ослабевать и вскоре вовсе прекратилась. Может быть, и простое совпадение, спорить не бу­ дем. Каждый верит в то, что ему по душе. Но в литерату­ ре этот случаи описан мно­ гократно. А вот с тем, что зимаров- ская церковь даже в нынеш­ нем, обветшавшем, виде кра­ сива, не будет спорить никто. Много лет здесь служил отец Иван, уважаемый не только жителями сел местного при­ хода, но и чаплыгинцами, которые также часто бывают в храме. Сейчас он, говоря мирским языком, переведен с повышением в Рязань, а в Зимарово теперь служит его сын Анатолий. Отец Анатолий—очень нетипичный поп. В дни, ког­ да в церкви нет службы, он становится... земледельцем. Образ жизни маленького Анатолия ничем не отличал­ ся от жизненного уклада его ровесников-односельчан. С шестого класса в страду он работал в местном колхозе «Знамя Ленина» помощни­ ком комбайнера. И другие сельские работы знал не по­ наслышке. После школы, как и большинство молодых селян в те годы, в колхозе задерживаться не собирался. Пошел учиться, стал кадро­ вым офицером. Но через де­ вять лет подал в отставку, вернулся к отцу. Учеба в Рязани, рукоположение в священники —ив 1989 году молодой отец Анатолий при­ нял из рук своего отца зима- ровский приход. — Понимаете, церковь наша в селе, приход невелик, службы идут лишь по воскре­ сеньям и праздничным дням. А в остгшьное время что де­ лать? Тут как раз фермерс­ кое движение началось, и ре­ шил я попробовать, — рас­ сказывает о. Анатолий. — Вернее, сначала пытался по­ лучить землю на церковь, местная администрация дала три гектара. Потом добави­ ли еще 10. Тогда зарегистри­ ровался сам как фермер, по­ лучил 65 гектаров. Выращивает он в основ­ ном зерновые. Озимая пше­ ница дает по 20 центнеров на круг, ячмень — по 50. Не­ много земли отвел под ого­ род, под кормовые культуры —на подворье ведь и корова есть, и пара поросят, птица. Постепенно обзавелся всей необходимой техникой. Чле­ нами фермерского хозяйства стали шурин и племянник, в последние годы все актив­ нее помогают старшие сы­ новья — Николай и Дмит­ рий. Особенно Николай, сту- : дент совхоза-колледжа; «Чаплыгинский», будущий ; агроном. Уже несколько лет, ; как он научился управлять ; имеющимся в хозяйстве ; ЗИЛом, и на жатве только ; ему и доверяет отец отвозить ; зерно от комбайна, на кото- ; ром работает сам. Конечно, ; как и в любом фермерском ; хозяйстве, каждый может ; выполнять любую работу, но ? так уж сложилось, что уби-; рают хлеба только отец с ; сыном. —А скажите, батюшка, ; не зазорно ли священнику в навозе ковыряться? —спра- ; шиваю. — Земля наша сотворе-; на Господом. Она кормит ; нас. И потому никакая ра- ;■ бота на земле не может быть ; ни для кого зазорной. Я ожидал, что отец Ана-; толий следом процитирует к ; случаю что-то вроде «в поте ; лица своего надо зарабаты- ; вать хлеб свой» — но нет, никаких монологов-поуче- ; ний. Пахарь сказал коротко ? —и достаточно. * * * Осматриваем технику. Что-то восстановлено из старья, что-то переделано, усовершенствовано, словом, как и в большинстве фермер­ ских хозяйств. И проблемы тоже для большинства ха­ рактерные: как реализовать урожай, как достать запчас­ ти... Прошлым летом один из соседей-фермеров не выдер­ жал, ликвидировал свое хо­ зяйство. Освободилось 70 гектаров. Отец Анатолий — с ходатайством в местную администрацию. Там не воз­ ражали. А это значит, что нынешний год для святого отца будет напряженнее предыдущих. — С Божьей помощью одолеем. Да и на руки свои надеемся, — священник- фермер взглянул на свои, такие нетипичные для боль­ шинства попов, мозолистые крестьянские руки. —А ра­ бота... Она никогда и нигде не бывает легкой, настоя- щая-то работа. Александр АНДРЕЕВ, соб.корр. «Липецкой газеты ». г. Чаплыгин. На снимках: отец Ана­ толий у чудотворной иконы: Николай часто помогает отцу работать на технике. Фото автора. ^ А -У) с осени прошлого года Госдума особенно настойчиво ищет ответ на «Русский вопрос». И, как всегда, всех прочих депутатов опередила фракция ЛДПР. Она не только быстро нашла ответ, но и инициировала проект Заявления «О пра­ вах русского народа на самоопределение, суверенитет на всей территории России и воссоединение в едином госу­ дарстве». Суть дела сводится к утверждению, что «русский народ... на свободной и демократической основе без внешнего и внут­ реннего вмешательства имеет право создать собственное государство». Нетрудно представить, как озадачит такое тре ­ бование рядового избирателя из Вологды, Омска или Ли ­ пецка, мало искушенного в политических играх и юридичес­ ких хитросплетениях, но обладающего трезвым и практич­ ным взглядом на вещи. — Выходит, я уже и не в России живу? — наверняка спро­ сит он. — Или Россия — это не страна преимущественно рус­ ских? А может, если следовать логике депутатов, русские должны вот-вот отделиться от России? Самое главное, однако, что «Русский вопрос» действи­ тельно существует. И имеет сегодня значение огромное, определяющее для судьбы страны. Проект госдумовского Комитета по геополитике возник не на пустом месте. В нем констатируются реальные и тревожные явления. Да, идет повсеместное вымирание русских как в России, так и за ее пределами. Да, воинствующий национализм провоцирует распад Российской Федерации, а в ряде национальных об­ разований русские подвергаются унижениям и гонению. Да, ослабляется влияние (феской Православной Церкви. Но можно ли считать лекарством от этих страшных неду­ гов умозрительную программу по самоопределению, суве­ ренитету и воссоединению русского народа в едином госу­ дарстве? И каковы реальные действия, каковы последствия, которые будут вытекать из отвечающих ее установкам доку­ ментов, прежде всего. Декларации о суверенитете, ежели она будет принята? Отзывы о думском проекте и разосланные в регионы Ре­ комендации парламентских слушаний вызвали разноречи­ вые отклики. Примечательно, что во многих областях и кра­ ях, как будто бы одобривших инициативу Комитета по гео ­ политике, на самом деле корректируют и существенно ре ­ дактируют названный проект. Региональную законодатель­ ную и исполнительную власть куда меньше волнуют фор­ мальные соображения и теории, нежели практическая сто ­ рона дела. «Не во вред, а во благо другим народам, — под­ черкивают, например, волгоградские депутаты, — должен возродиться и получить достойное развитие русский народ. Возродиться политически, социально, экономически, духов­ но. По принципу: «Что хорошо для русских, то хорошо для всех, для всей России». Предлагаемые столичными ревнителями шаги преиму­ щественно сводятся к игре словами и определениями. А игры вряд ли будут способствовать подлинному возрождению. Назовем ли мы себя «россиянами» или «гражданами Рос­ сии» (именно на официальном признании последнего соче ­ тания настаивают авторы проекта Заявления и Рекоменда­ ций), будем ли пользоваться категорией «нация» или прибе­ гать к менее привычному для нашего уха понятию «этнос», особых благ ни то, ни другое не сулит. И уж наверняка ника­ кие декларации не прибавят русским возможностей (цити­ руем проект Заявления) «свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами», не гарантируют «защиты принадлежащих ему (русскому народу) средств су­ ществования». То, что оказалось в руках российских, если угодно русских компаний или попало в цепкие пальцы со ­ бственников иных национальностей и государств, подобным способом уже не вернешь. А вот негативные последствия торжественно провозгла­ шенных требований касательно суверенитета, самоопреде­ ления (опять вплоть до отделения, что ли?) и т.д. вполне вероятны. Чем это оборачивалось в 1990-91 годах, мы все были свидетелями. И сегодня у самарского губернатора К. Титова на сей счет возникают опасения. «В такой многона­ циональной стране, как Россия, заключает он, — где нет ни одного мононационального государственного образования, а русские живут во всех республиках, краях и областях, го­ ворить о создании русского государственного образования можно только теоретически, абстрактно. Попытка осущес ­ твления подобной идеи может привести к обострению меж ­ национальных отношений, причем не на личностном уровне, а прежде всего на уровне субъектов Федерации». В редакционной почте «ЛГ» тоже есть письма по «Русско­ му вопросу». Очень интересное, однако достаточно сложное по манере и стилю исследование передал нам депутат об­ ластного Собрания ельчанин Борис Шестаков. Иронично, подчас зло и точно он показал, что изначально правомерные и принципиальные идеи, коими как будто бы руководствова­ лись авторы проекта Заявления, способны в определенной ситуации «привести к океану материального зла. Поштор- мистее, чем жириновско-индийский». Он напоминает о не­ возможности представить русский народ в России, так ска ­ зать, в чистом виде, «как он есть нагишом, да на ощупь». И прибегает к метафоре: государство — «стакан, в котором го ­ сударственнообразующая нация — Н^О и есть русский на­ род. Все остальные народы — природные соли, минералы и т.д. Теперь скажите, кому пришло бы в голову кристальную чистоту напитка разлагать на составные или выпаривать рус­ ских в конденсат? Другое дело, при мути и мусоре, когда без надежного фильтрационного аппарата не обойтись». Учитывая своеобразие текста, предложенного Б. Шеста­ ковым, редакция не считает целесообразным давать этот объ­ емный материал читателям, многие из которых сочтут его чересчур трудным для восприятия. Вместе с тем, идя на­ встречу их пожеланиям, мы связались с известным ученым и публицистом, доктором исторических наук Санкт-Петер ­ бургского государственного университета, заведующим ка ­ федрой истории государства и права Санкт-Петербургского электротехнического университета Владимиром Калашнико­ вым. Он и предложил нам свою статью-комментарий, свя­ занную с «Русской идеей» и «Русским вопросом». На наш взгляд, она содержит-мысли и выводы, заслуживающие вни­ мания каждого, кто хочет разобраться в нынешней противо­ речивой жизни русского общества. Российского государст­ ва. В октябре прошлого и феврале нынешнего года в Москве прошли парламент­ ские слушания, организо­ ванные Комитетом Государ­ ственной Думы по вопросам геополитики. Их тема — »Русский вопрос — пути правового решения», а цель —проведение общественной и научной экспертизы спо­ соба решить «Русский во­ прос», предложенного пред­ ставителями думской фрак­ ции ЛДПР. РАКУ14 Убедившись в невозмож­ ности реализовать идею В. Жириновского о превраще­ нии всех национально-госу­ дарственных образований в составе РФ в обычные губер­ нии в рамках унитарного го­ сударства, его сторонники предлагают начать кампа­ нию по принятию законода­ тельных актов, содержащих положения о суверенитете русского народа над всей территорией России, а так­ же о праве на воссоединение в едином государстве всех ' русских, проживающих на территории бывшего СССР. Исходным шагом на этом пути должно стать принятие специального заявления Го­ сударственной Думы (в де­ кабре прошлого года проект документа уже официально внесен на обсуждение). Его суть заключена в следую­ щих пунктах: — «русский народ имеет священное право на самооп­ ределение, суверенитет и воссоединение в едином го­ сударстве на конституцион­ ных принципах России, включая неприкосновенное право на определение со­ бственных форм политичес­ кой независимости»; — «русский народ, явля­ ясь государствообразующим и выступая как субъект международного права, на свободной и демократичес­ кой основе без внешнего и внутреннего вмешательства имеет право создать со­ бственное государство с пос­ ледующим определением от­ ношений с государствами, ранее входившими в состав Союза ССР, и иными госу­ дарственными образования­ ми». Вслед за принятием тако­ го заявления предлагается созвать Русское народное со­ брание, решения которого русские депутаты обязаны воплотить в соответствую­ щие законы. Мотивы авторов указан­ ного документа изложены в его констатирующей части. В ней говорится о повсемес­ тном ущемлении прав рус­ ского народа и физическом вымирании русских как в России, так и за ее предела­ ми. И это действительно так. Во всех субъектах РФ идет сокращение русского населе­ ния. Демографические поте­ ри за годы реформ уже впол­ не сравнимы с потерями в период самого страшного за всю историю России голода 1921-1922 гг., когда небыва­ лая засуха поразила несчас­ тную страну, где только что закончилась четырехлетняя гражданская война. Сокра­ щение происходит на фоне роста численности большин­ ства других народов России. В Российской Федерации многие национальные рес­ публики поставлены в куда более благоприятные соци­ ально-экономические усло­ вия, чем русские области. Никакого экономического равноправия нет и в поми­ не. В ряде регионов нараста­ ет национал-сепаратизм, чре­ ватый дальнейшим расчлене­ нием России. Местами идет физическое вытеснение рус­ ских. И речь не только о Чечне, откуда уже ушло бо­ лее 300 тыс. человек. В тя ­ желом положении 25 млн. русских за пределами России в странах ближнего зару­ бежья.' Все это реальные про­ блемы, их надо решать. Но каким путем? По нашему мнению, пред­ лагаемый план — это еще одно благое намерение, кото­ рое обернется дорогой в ад. Благое — потому, что рус­ ский народ действительно имеет неоспоримое с мораль­ ной и международно-право­ вой точек зрения право на то, чтобы жить в едином госу­ дарстве в условиях, когда его интересам никто не угрожа­ ет. ч-л'ч® V ТВОИ д о м к р а с н ы й у г о л в п р ош л о м вы п у с ке «Русского пол я» м ы н а ч а л и р а с ­ с ка з о к р е ст ь я н с к о м доме , без кот орого прост о н ем ы с ­ л и м а ж и з н ь в д р е в н е . И м е н н о он явл яет ся хра нит е л ем кре ст ьян с ко го быт а , к а к п р а в и л о , об уст раиваем ого р у ­ к а м и самого х о з я и н а избы . П о эт о м у все вещи в н ем от р о ж д е н и я наделены к а к бы х ар а кт ер ом и п о в а д ка м и , слов ­ но ж и вы е сущ ест ва . В со зн ан ии сельского человека они живитп своей самостпоятельной ж и з н ью . А н а ч и н а ет с я кр е ст ь я н с к и й д ом с порога . О н ем и ш ла р е ч ь в пр>ошлыи р а з . Теперь ж е давайте переш агнем порог и п р о й д ем в с а м у избу ... понятия, и только в глубин- Всякий, кто прожил жизнь в деревне, помнит, как молилась, устроившись на выскобленных половицах, бабка, как тихо просила у Господа здоровья деткам и заболевшей корове, лада в семье и милости председате­ ля. Зажженная в углу лам­ падка освещала строгие лики в черных с тусклой позоло­ той рамах. Образа висели в священном в доме месте, на­ зываемом красным углом. К сожалению, современ­ ное жилище человека, осо­ бенно городского, не счита­ ется с символическим значе­ нием вещей, не признает ни их ритуальной, ни эстетичес­ кой, ни воспитательной, ни­ какой иной сущности. И по­ тому чаще всего в «главном» месте жилища можно уви­ деть телевизор или «стенку» с горкой хрусталя. Ушли традиции вместе с верой, ушли сокровенный смысл и ной матушке России еще живы эти элементы старой культуры, они напоминают нам о наших корнях и обя­ занностях. Вот какую характеристи­ ку дает этим вещам А. Львов в одном из номеров журнала «Родина»: Красный угол — часть дома, в которой висят иконы и стоит стол. Это наиболее па­ радное и ритуально значимое место в жилище. Красный угол обращен, как правило, на юг или восток, что вводит его в круг пространственных и религиозно-этических пред­ ставлений, связанных с днев­ ным путем Солнца. В офор­ млении красного угла и его символике велика роль хрис­ тианских элементов: божни­ ца ассоциировалась с алтарем православного храма и осмыс­ лялась как место присутствия самого христианского Бога, а стол уподоблялся церковно­ му престолу. Помимо икон в божнице хранились освященные пред меты: сосуд с богоявленской водой, веточки освященной вербы и троицкой зелени четверговая свеча и четвер­ говая соль и другие. Место за столом в крас­ ном углу считалось наиболее почетным: оно предназнача лось для хозяина, священни­ ка или почетных гостей, при­ чем престижность места убы­ вала по мере удаления от красного угла. Во время ка­ лендарных обрядов в крас­ ный угол помещались пред­ меты, которым желали ока­ зать почет: горшок с кашей на святках, последний сноп, принесенный с поля по окон­ чании жатвы, вымытую и «обряженную» квашню в Чистый четверг и т.д. Войдя в дом, человек пре­ жде всего крестился, обра­ тившись к иконам, и лишь потом здоровался с хозяева­ ми. Красный угол связан и с культом предков. Головой к красному углу клали на стол или на лавку покойника, пока он находился в доме. По поверьям, в красном углу до 40 дней пребывала душа умершего после того, как она покидала тело. Во время по­ минального ужина здесь ста­ вили лишний прибор «для Души»... Александр КОСЯКИН. НО ОН А В СЕ НЕ УСТ АНЕТ Ж ДАТ Ь . . . П о м н и т е п е сню «но он а все не у ст а н ет ж д а т ь , п от о ­ м у чт о ве рит , п от о м у чт о — м ат ь . ..» ? И х м но го , песен о м ат е р и н с к о й лю б ви , вере, т е р п е н и и . И в ф и л ь м а х , и в к н и г а х об эт ом го в ор ит ся н еред ко . О д н а ко с ам а ж и з н ь п о р о й «пиш ет » т а ки е и ст о р и и , о к от о р ы х н и в о д н о й к н и ж к е не р а с с к а ж еш ь . . . ""I _ Щ Ш Ш 1 и » Вот и старая песня вспомнилась: Детство м о е , постой, Н е с п еш и , п о г о д и . Д а й м н е ответ прост ой : Что там в п е р е д и ? Да, в общем, извест­ но — что. Школа в семи верстах отдома, зава­ ленного зимой по самую крышу снегом, а летом —утопающего в яблоне­ вом саду. Физрук, пре­ подающий историю, ге­ ографию и немецкий вместе с рисованием. На дворе — полный закут живности, ее девчо ­ ночья забота, потомукак без живности никак не прожить вдеревне. Ста­ реющая матьи прибали­ вающий отец, а там — короткое девичество с бессонными ночами и нежданными сватами у порога, потом — заму­ жество и долгий бабий век: дети, «сам» (хоро­ шо, если малопьющий), редкие посиделки по по­ воду, сад-огород, зана­ чка на третьейполке ши­ фоньера и вечные моле­ ния за сынов-дочерей и за то, «чтобыне было во­ йны». И — случайно откры­ таякнижка из детства, а в ней — эти засушенные весной одна тысяча де­ вятьсотдевяносто седь­ мого года луговые цве­ точки. На самом пороге двадцать первого века... Фото Алексея ЩУРОВА. Подъезжая к маленькому — 18 дворов — поселку Гус- тый, что в пяти километрах от добровского села Волчье, я увидела одинокую жен­ скую фигуру на пригорке. Стоит, несмотря на сырой ветер. Укутавшись в теплый платок, неотрывно смотрит на опушку леса... Она стоит здесь каждый день, кроме воскресенья, уже семь лет. Ждет сына. Так получилось, что в Густом живет лишь один школьник. Сережа. Сын Пе­ лагеи Никифоровой. Учится он в седьмом классе. Шесть раз в неделю утром мальчиш­ ка торопится к трассе, по которой проезжает рейсовый автобус. А дорога-то идет че­ рез лес. Зимой — по снегу, весной и осенью — считай, что по болоту. Как не тревожиться мате­ ри? Вот и ждет его каждый день, встречает. Как увидит с пригорка, что вышел из леса на опушку —и на душе легче. А то ведь всякое бывает. К примеру, по весне «умные» головы отменили субботний рейс в Волчье, и по субботам топает теперь Сережа в шко­ лу все пять километров по лесу. Да и по будням быва­ ет: проедет мимо автобус, не притормозит даже. Хотя пора бы уже и запомнить, что живет в Густом такой Сере- га-школьник, торопится он по утрам в школу, за гаран­ тированным Конституцией средним образованием... А жить неделю в Волчь­ ем мальчик не может, пото­ му что тогда мама совсем одна останется. Восемь лет назад овдовела Пелагея, шесть детей осталось на ее руках материнских. Сергей — младшенький. Остальные дети уже вы­ росли, самостоятельными стали, улетели из Густого. С мамой остался Сережа. Так и живут, друг о друге забо­ тятся, друг друга поддержи­ вают, друг на друга надеют­ ся. А летом в Густом — бла­ годать. Красиво, раздольно. К тому же и старшие дети по­ гостить приезжают, внуков привозят. Но потом наступа­ ет осень, новый учебный год, и опять ежедневно мать сто­ ит на пригорке. На своем посту. Стоит и, кроме всего про­ чего, тревожится об автобу­ се: не сломался ли, не про­ ехал ли мимо Сережи? Эге-гей, шофер! Подумай над этим, ведь все мы —чьи- то дети. Эмма МЕНЬШИКОВА, корр. газеты «Знамя Октября» ОТ РЕДАКЦИИ: Публикуя это письмо, мы рассчитыва­ ем на твою реакцию, читатель. Проблема, поднятая авто­ ром, присуща многим районам области. Как она решается местной властью? Давайте разбираться вместе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz