Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
в ) И з д а е т с я п о и н и ц и а т и в е К л у б а г л а в н ы х П 0 Д В И Ж Ш Ш 1 БЛ АГО СЛ О ВИ , П АХ АР Ь ! О СВЯЩЕННИКЕ-ФЕРМЕРЕ, ИКОНЕ ЧУДОТВОРНОЙ И ДЕЛАХ ЖИТЕЙСКИХ " Г Ж м о н о л о г и о Г Л АВНОМ ш Вл а д и м и р К АЛ АШ Н И К ОВ , д о к т о р и ст ор и ч е ск и х н а у к ОВЕРЕ I «в приходской церкви села Зимарово Рязанской гу бернии, недалеко от города Раненбурга, находится один очень древний местночтимый список с Боголюбской иконы Богоматери» — так начина ется в одной из книг обшир ной библиотеки зимаровско- го священника отца Анато лия рассказ о знаменитой в наших краях иконе. Устное предание гласит, что некогда эта икона стоя ла над воротами города Про- нска, разрушенного монголо татарскими завоевателями. Рухнули ворота, и расколов шаяся святыня оказалась за брошенной в кусты. Но чу десным образом она срослась. Причем сама собою. Сегодня лишь небольшое смещение изображения в месте раско ла напоминает о той беде. Кстати, все копии с этой ико ны так и пишутся —со сме щенным изображением, в память о чуде. Во второй половине XVIII века икона перешла в со бственность некоего Лопати на, помещика села Зимаро во, жившего в Москве. И тут снова пошла молва о чудодей ственной силе святого изобра жения. От тяжкой болезни исцелился сам Лопатин. В благодарность помещик ука зал в своем завещании: пос ле смерти передать икону в Зимарово, где выстроить для нее храм. Наследники его волю выполнили. И по сей день липчане, отправляющиеся на автома шинах в Москву, видят с «бе тонки» изумительно краси вую многокупольную цер ковь — храм в честь иконы Боголюбской Божьей матери. После образования Ли пецкой области церковь ока залась «не нашей» — рязан ской, но по-прежнему не сколько сел района относят ся к Зимаровскому приходу. Кроме того, до сих пор жива в Чаплыгине память о том, как 23 июня 1848 года в раз гар эпидемии холеры привез ли в Раненбург зимаровскую чудотворную икону. Ее несли впереди крестного хода по городским улицам. Вдруг нежданно поднялся вихрь, разразилась гроза... А на сле дующий день эпидемия ста ла ослабевать и вскоре вовсе прекратилась. Может быть, и простое совпадение, спорить не бу дем. Каждый верит в то, что ему по душе. Но в литерату ре этот случаи описан мно гократно. А вот с тем, что зимаров- ская церковь даже в нынеш нем, обветшавшем, виде кра сива, не будет спорить никто. Много лет здесь служил отец Иван, уважаемый не только жителями сел местного при хода, но и чаплыгинцами, которые также часто бывают в храме. Сейчас он, говоря мирским языком, переведен с повышением в Рязань, а в Зимарово теперь служит его сын Анатолий. Отец Анатолий—очень нетипичный поп. В дни, ког да в церкви нет службы, он становится... земледельцем. Образ жизни маленького Анатолия ничем не отличал ся от жизненного уклада его ровесников-односельчан. С шестого класса в страду он работал в местном колхозе «Знамя Ленина» помощни ком комбайнера. И другие сельские работы знал не по наслышке. После школы, как и большинство молодых селян в те годы, в колхозе задерживаться не собирался. Пошел учиться, стал кадро вым офицером. Но через де вять лет подал в отставку, вернулся к отцу. Учеба в Рязани, рукоположение в священники —ив 1989 году молодой отец Анатолий при нял из рук своего отца зима- ровский приход. — Понимаете, церковь наша в селе, приход невелик, службы идут лишь по воскре сеньям и праздничным дням. А в остгшьное время что де лать? Тут как раз фермерс кое движение началось, и ре шил я попробовать, — рас сказывает о. Анатолий. — Вернее, сначала пытался по лучить землю на церковь, местная администрация дала три гектара. Потом добави ли еще 10. Тогда зарегистри ровался сам как фермер, по лучил 65 гектаров. Выращивает он в основ ном зерновые. Озимая пше ница дает по 20 центнеров на круг, ячмень — по 50. Не много земли отвел под ого род, под кормовые культуры —на подворье ведь и корова есть, и пара поросят, птица. Постепенно обзавелся всей необходимой техникой. Чле нами фермерского хозяйства стали шурин и племянник, в последние годы все актив нее помогают старшие сы новья — Николай и Дмит рий. Особенно Николай, сту- : дент совхоза-колледжа; «Чаплыгинский», будущий ; агроном. Уже несколько лет, ; как он научился управлять ; имеющимся в хозяйстве ; ЗИЛом, и на жатве только ; ему и доверяет отец отвозить ; зерно от комбайна, на кото- ; ром работает сам. Конечно, ; как и в любом фермерском ; хозяйстве, каждый может ; выполнять любую работу, но ? так уж сложилось, что уби-; рают хлеба только отец с ; сыном. —А скажите, батюшка, ; не зазорно ли священнику в навозе ковыряться? —спра- ; шиваю. — Земля наша сотворе-; на Господом. Она кормит ; нас. И потому никакая ра- ;■ бота на земле не может быть ; ни для кого зазорной. Я ожидал, что отец Ана-; толий следом процитирует к ; случаю что-то вроде «в поте ; лица своего надо зарабаты- ; вать хлеб свой» — но нет, никаких монологов-поуче- ; ний. Пахарь сказал коротко ? —и достаточно. * * * Осматриваем технику. Что-то восстановлено из старья, что-то переделано, усовершенствовано, словом, как и в большинстве фермер ских хозяйств. И проблемы тоже для большинства ха рактерные: как реализовать урожай, как достать запчас ти... Прошлым летом один из соседей-фермеров не выдер жал, ликвидировал свое хо зяйство. Освободилось 70 гектаров. Отец Анатолий — с ходатайством в местную администрацию. Там не воз ражали. А это значит, что нынешний год для святого отца будет напряженнее предыдущих. — С Божьей помощью одолеем. Да и на руки свои надеемся, — священник- фермер взглянул на свои, такие нетипичные для боль шинства попов, мозолистые крестьянские руки. —А ра бота... Она никогда и нигде не бывает легкой, настоя- щая-то работа. Александр АНДРЕЕВ, соб.корр. «Липецкой газеты ». г. Чаплыгин. На снимках: отец Ана толий у чудотворной иконы: Николай часто помогает отцу работать на технике. Фото автора. ^ А -У) с осени прошлого года Госдума особенно настойчиво ищет ответ на «Русский вопрос». И, как всегда, всех прочих депутатов опередила фракция ЛДПР. Она не только быстро нашла ответ, но и инициировала проект Заявления «О пра вах русского народа на самоопределение, суверенитет на всей территории России и воссоединение в едином госу дарстве». Суть дела сводится к утверждению, что «русский народ... на свободной и демократической основе без внешнего и внут реннего вмешательства имеет право создать собственное государство». Нетрудно представить, как озадачит такое тре бование рядового избирателя из Вологды, Омска или Ли пецка, мало искушенного в политических играх и юридичес ких хитросплетениях, но обладающего трезвым и практич ным взглядом на вещи. — Выходит, я уже и не в России живу? — наверняка спро сит он. — Или Россия — это не страна преимущественно рус ских? А может, если следовать логике депутатов, русские должны вот-вот отделиться от России? Самое главное, однако, что «Русский вопрос» действи тельно существует. И имеет сегодня значение огромное, определяющее для судьбы страны. Проект госдумовского Комитета по геополитике возник не на пустом месте. В нем констатируются реальные и тревожные явления. Да, идет повсеместное вымирание русских как в России, так и за ее пределами. Да, воинствующий национализм провоцирует распад Российской Федерации, а в ряде национальных об разований русские подвергаются унижениям и гонению. Да, ослабляется влияние (феской Православной Церкви. Но можно ли считать лекарством от этих страшных неду гов умозрительную программу по самоопределению, суве ренитету и воссоединению русского народа в едином госу дарстве? И каковы реальные действия, каковы последствия, которые будут вытекать из отвечающих ее установкам доку ментов, прежде всего. Декларации о суверенитете, ежели она будет принята? Отзывы о думском проекте и разосланные в регионы Ре комендации парламентских слушаний вызвали разноречи вые отклики. Примечательно, что во многих областях и кра ях, как будто бы одобривших инициативу Комитета по гео политике, на самом деле корректируют и существенно ре дактируют названный проект. Региональную законодатель ную и исполнительную власть куда меньше волнуют фор мальные соображения и теории, нежели практическая сто рона дела. «Не во вред, а во благо другим народам, — под черкивают, например, волгоградские депутаты, — должен возродиться и получить достойное развитие русский народ. Возродиться политически, социально, экономически, духов но. По принципу: «Что хорошо для русских, то хорошо для всех, для всей России». Предлагаемые столичными ревнителями шаги преиму щественно сводятся к игре словами и определениями. А игры вряд ли будут способствовать подлинному возрождению. Назовем ли мы себя «россиянами» или «гражданами Рос сии» (именно на официальном признании последнего соче тания настаивают авторы проекта Заявления и Рекоменда ций), будем ли пользоваться категорией «нация» или прибе гать к менее привычному для нашего уха понятию «этнос», особых благ ни то, ни другое не сулит. И уж наверняка ника кие декларации не прибавят русским возможностей (цити руем проект Заявления) «свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами», не гарантируют «защиты принадлежащих ему (русскому народу) средств су ществования». То, что оказалось в руках российских, если угодно русских компаний или попало в цепкие пальцы со бственников иных национальностей и государств, подобным способом уже не вернешь. А вот негативные последствия торжественно провозгла шенных требований касательно суверенитета, самоопреде ления (опять вплоть до отделения, что ли?) и т.д. вполне вероятны. Чем это оборачивалось в 1990-91 годах, мы все были свидетелями. И сегодня у самарского губернатора К. Титова на сей счет возникают опасения. «В такой многона циональной стране, как Россия, заключает он, — где нет ни одного мононационального государственного образования, а русские живут во всех республиках, краях и областях, го ворить о создании русского государственного образования можно только теоретически, абстрактно. Попытка осущес твления подобной идеи может привести к обострению меж национальных отношений, причем не на личностном уровне, а прежде всего на уровне субъектов Федерации». В редакционной почте «ЛГ» тоже есть письма по «Русско му вопросу». Очень интересное, однако достаточно сложное по манере и стилю исследование передал нам депутат об ластного Собрания ельчанин Борис Шестаков. Иронично, подчас зло и точно он показал, что изначально правомерные и принципиальные идеи, коими как будто бы руководствова лись авторы проекта Заявления, способны в определенной ситуации «привести к океану материального зла. Поштор- мистее, чем жириновско-индийский». Он напоминает о не возможности представить русский народ в России, так ска зать, в чистом виде, «как он есть нагишом, да на ощупь». И прибегает к метафоре: государство — «стакан, в котором го сударственнообразующая нация — Н^О и есть русский на род. Все остальные народы — природные соли, минералы и т.д. Теперь скажите, кому пришло бы в голову кристальную чистоту напитка разлагать на составные или выпаривать рус ских в конденсат? Другое дело, при мути и мусоре, когда без надежного фильтрационного аппарата не обойтись». Учитывая своеобразие текста, предложенного Б. Шеста ковым, редакция не считает целесообразным давать этот объ емный материал читателям, многие из которых сочтут его чересчур трудным для восприятия. Вместе с тем, идя на встречу их пожеланиям, мы связались с известным ученым и публицистом, доктором исторических наук Санкт-Петер бургского государственного университета, заведующим ка федрой истории государства и права Санкт-Петербургского электротехнического университета Владимиром Калашнико вым. Он и предложил нам свою статью-комментарий, свя занную с «Русской идеей» и «Русским вопросом». На наш взгляд, она содержит-мысли и выводы, заслуживающие вни мания каждого, кто хочет разобраться в нынешней противо речивой жизни русского общества. Российского государст ва. В октябре прошлого и феврале нынешнего года в Москве прошли парламент ские слушания, организо ванные Комитетом Государ ственной Думы по вопросам геополитики. Их тема — »Русский вопрос — пути правового решения», а цель —проведение общественной и научной экспертизы спо соба решить «Русский во прос», предложенного пред ставителями думской фрак ции ЛДПР. РАКУ14 Убедившись в невозмож ности реализовать идею В. Жириновского о превраще нии всех национально-госу дарственных образований в составе РФ в обычные губер нии в рамках унитарного го сударства, его сторонники предлагают начать кампа нию по принятию законода тельных актов, содержащих положения о суверенитете русского народа над всей территорией России, а так же о праве на воссоединение в едином государстве всех ' русских, проживающих на территории бывшего СССР. Исходным шагом на этом пути должно стать принятие специального заявления Го сударственной Думы (в де кабре прошлого года проект документа уже официально внесен на обсуждение). Его суть заключена в следую щих пунктах: — «русский народ имеет священное право на самооп ределение, суверенитет и воссоединение в едином го сударстве на конституцион ных принципах России, включая неприкосновенное право на определение со бственных форм политичес кой независимости»; — «русский народ, явля ясь государствообразующим и выступая как субъект международного права, на свободной и демократичес кой основе без внешнего и внутреннего вмешательства имеет право создать со бственное государство с пос ледующим определением от ношений с государствами, ранее входившими в состав Союза ССР, и иными госу дарственными образования ми». Вслед за принятием тако го заявления предлагается созвать Русское народное со брание, решения которого русские депутаты обязаны воплотить в соответствую щие законы. Мотивы авторов указан ного документа изложены в его констатирующей части. В ней говорится о повсемес тном ущемлении прав рус ского народа и физическом вымирании русских как в России, так и за ее предела ми. И это действительно так. Во всех субъектах РФ идет сокращение русского населе ния. Демографические поте ри за годы реформ уже впол не сравнимы с потерями в период самого страшного за всю историю России голода 1921-1922 гг., когда небыва лая засуха поразила несчас тную страну, где только что закончилась четырехлетняя гражданская война. Сокра щение происходит на фоне роста численности большин ства других народов России. В Российской Федерации многие национальные рес публики поставлены в куда более благоприятные соци ально-экономические усло вия, чем русские области. Никакого экономического равноправия нет и в поми не. В ряде регионов нараста ет национал-сепаратизм, чре ватый дальнейшим расчлене нием России. Местами идет физическое вытеснение рус ских. И речь не только о Чечне, откуда уже ушло бо лее 300 тыс. человек. В тя желом положении 25 млн. русских за пределами России в странах ближнего зару бежья.' Все это реальные про блемы, их надо решать. Но каким путем? По нашему мнению, пред лагаемый план — это еще одно благое намерение, кото рое обернется дорогой в ад. Благое — потому, что рус ский народ действительно имеет неоспоримое с мораль ной и международно-право вой точек зрения право на то, чтобы жить в едином госу дарстве в условиях, когда его интересам никто не угрожа ет. ч-л'ч® V ТВОИ д о м к р а с н ы й у г о л в п р ош л о м вы п у с ке «Русского пол я» м ы н а ч а л и р а с с ка з о к р е ст ь я н с к о м доме , без кот орого прост о н ем ы с л и м а ж и з н ь в д р е в н е . И м е н н о он явл яет ся хра нит е л ем кре ст ьян с ко го быт а , к а к п р а в и л о , об уст раиваем ого р у к а м и самого х о з я и н а избы . П о эт о м у все вещи в н ем от р о ж д е н и я наделены к а к бы х ар а кт ер ом и п о в а д ка м и , слов но ж и вы е сущ ест ва . В со зн ан ии сельского человека они живитп своей самостпоятельной ж и з н ью . А н а ч и н а ет с я кр е ст ь я н с к и й д ом с порога . О н ем и ш ла р е ч ь в пр>ошлыи р а з . Теперь ж е давайте переш агнем порог и п р о й д ем в с а м у избу ... понятия, и только в глубин- Всякий, кто прожил жизнь в деревне, помнит, как молилась, устроившись на выскобленных половицах, бабка, как тихо просила у Господа здоровья деткам и заболевшей корове, лада в семье и милости председате ля. Зажженная в углу лам падка освещала строгие лики в черных с тусклой позоло той рамах. Образа висели в священном в доме месте, на зываемом красным углом. К сожалению, современ ное жилище человека, осо бенно городского, не счита ется с символическим значе нием вещей, не признает ни их ритуальной, ни эстетичес кой, ни воспитательной, ни какой иной сущности. И по тому чаще всего в «главном» месте жилища можно уви деть телевизор или «стенку» с горкой хрусталя. Ушли традиции вместе с верой, ушли сокровенный смысл и ной матушке России еще живы эти элементы старой культуры, они напоминают нам о наших корнях и обя занностях. Вот какую характеристи ку дает этим вещам А. Львов в одном из номеров журнала «Родина»: Красный угол — часть дома, в которой висят иконы и стоит стол. Это наиболее па радное и ритуально значимое место в жилище. Красный угол обращен, как правило, на юг или восток, что вводит его в круг пространственных и религиозно-этических пред ставлений, связанных с днев ным путем Солнца. В офор млении красного угла и его символике велика роль хрис тианских элементов: божни ца ассоциировалась с алтарем православного храма и осмыс лялась как место присутствия самого христианского Бога, а стол уподоблялся церковно му престолу. Помимо икон в божнице хранились освященные пред меты: сосуд с богоявленской водой, веточки освященной вербы и троицкой зелени четверговая свеча и четвер говая соль и другие. Место за столом в крас ном углу считалось наиболее почетным: оно предназнача лось для хозяина, священни ка или почетных гостей, при чем престижность места убы вала по мере удаления от красного угла. Во время ка лендарных обрядов в крас ный угол помещались пред меты, которым желали ока зать почет: горшок с кашей на святках, последний сноп, принесенный с поля по окон чании жатвы, вымытую и «обряженную» квашню в Чистый четверг и т.д. Войдя в дом, человек пре жде всего крестился, обра тившись к иконам, и лишь потом здоровался с хозяева ми. Красный угол связан и с культом предков. Головой к красному углу клали на стол или на лавку покойника, пока он находился в доме. По поверьям, в красном углу до 40 дней пребывала душа умершего после того, как она покидала тело. Во время по минального ужина здесь ста вили лишний прибор «для Души»... Александр КОСЯКИН. НО ОН А В СЕ НЕ УСТ АНЕТ Ж ДАТ Ь . . . П о м н и т е п е сню «но он а все не у ст а н ет ж д а т ь , п от о м у чт о ве рит , п от о м у чт о — м ат ь . ..» ? И х м но го , песен о м ат е р и н с к о й лю б ви , вере, т е р п е н и и . И в ф и л ь м а х , и в к н и г а х об эт ом го в ор ит ся н еред ко . О д н а ко с ам а ж и з н ь п о р о й «пиш ет » т а ки е и ст о р и и , о к от о р ы х н и в о д н о й к н и ж к е не р а с с к а ж еш ь . . . ""I _ Щ Ш Ш 1 и » Вот и старая песня вспомнилась: Детство м о е , постой, Н е с п еш и , п о г о д и . Д а й м н е ответ прост ой : Что там в п е р е д и ? Да, в общем, извест но — что. Школа в семи верстах отдома, зава ленного зимой по самую крышу снегом, а летом —утопающего в яблоне вом саду. Физрук, пре подающий историю, ге ографию и немецкий вместе с рисованием. На дворе — полный закут живности, ее девчо ночья забота, потомукак без живности никак не прожить вдеревне. Ста реющая матьи прибали вающий отец, а там — короткое девичество с бессонными ночами и нежданными сватами у порога, потом — заму жество и долгий бабий век: дети, «сам» (хоро шо, если малопьющий), редкие посиделки по по воду, сад-огород, зана чка на третьейполке ши фоньера и вечные моле ния за сынов-дочерей и за то, «чтобыне было во йны». И — случайно откры таякнижка из детства, а в ней — эти засушенные весной одна тысяча де вятьсотдевяносто седь мого года луговые цве точки. На самом пороге двадцать первого века... Фото Алексея ЩУРОВА. Подъезжая к маленькому — 18 дворов — поселку Гус- тый, что в пяти километрах от добровского села Волчье, я увидела одинокую жен скую фигуру на пригорке. Стоит, несмотря на сырой ветер. Укутавшись в теплый платок, неотрывно смотрит на опушку леса... Она стоит здесь каждый день, кроме воскресенья, уже семь лет. Ждет сына. Так получилось, что в Густом живет лишь один школьник. Сережа. Сын Пе лагеи Никифоровой. Учится он в седьмом классе. Шесть раз в неделю утром мальчиш ка торопится к трассе, по которой проезжает рейсовый автобус. А дорога-то идет че рез лес. Зимой — по снегу, весной и осенью — считай, что по болоту. Как не тревожиться мате ри? Вот и ждет его каждый день, встречает. Как увидит с пригорка, что вышел из леса на опушку —и на душе легче. А то ведь всякое бывает. К примеру, по весне «умные» головы отменили субботний рейс в Волчье, и по субботам топает теперь Сережа в шко лу все пять километров по лесу. Да и по будням быва ет: проедет мимо автобус, не притормозит даже. Хотя пора бы уже и запомнить, что живет в Густом такой Сере- га-школьник, торопится он по утрам в школу, за гаран тированным Конституцией средним образованием... А жить неделю в Волчь ем мальчик не может, пото му что тогда мама совсем одна останется. Восемь лет назад овдовела Пелагея, шесть детей осталось на ее руках материнских. Сергей — младшенький. Остальные дети уже вы росли, самостоятельными стали, улетели из Густого. С мамой остался Сережа. Так и живут, друг о друге забо тятся, друг друга поддержи вают, друг на друга надеют ся. А летом в Густом — бла годать. Красиво, раздольно. К тому же и старшие дети по гостить приезжают, внуков привозят. Но потом наступа ет осень, новый учебный год, и опять ежедневно мать сто ит на пригорке. На своем посту. Стоит и, кроме всего про чего, тревожится об автобу се: не сломался ли, не про ехал ли мимо Сережи? Эге-гей, шофер! Подумай над этим, ведь все мы —чьи- то дети. Эмма МЕНЬШИКОВА, корр. газеты «Знамя Октября» ОТ РЕДАКЦИИ: Публикуя это письмо, мы рассчитыва ем на твою реакцию, читатель. Проблема, поднятая авто ром, присуща многим районам области. Как она решается местной властью? Давайте разбираться вместе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz