Липецкая газета. 1997 г. (г. Липецк)
18 января Ш 7 и , Н* 1 0 - П О ПРОШЛОМ — БЕЗ РЕТУШИ ЭСЕРЫ- БУНТАРИ в н ач але н ы н еш н е г о век а в России ак тивно дей ст в о в а л а п о л и т и ч е ск ая партия социалистов -рево- люционеров ( эсеров) . Одна из ее ячеек работала в би- тюж ск их селах нынешнег о Д обринск ог о района. Рук о водили ею супруг и Князевы из села Самовец. Д еятель ными у ч аст н и к ами были братья Муравьевы и К .И. Орлов из села Паршиновк а. В годы первой русск ой революции эсеры орг анизо вали массовое выс^ пление к рестьян, охватившее мно гие села Добринск ог о рай она. Жители той ж е Парши- н овк и п од р у к о во дст вом упомянутых братьев с вила ми, направились в имение помещик а Марина. Усадьба была разг ромлена до осн о вания. А .через неск ольк о дней прибывший из Воро нежа отряд казак ов подавил беспорядк и . Зачинщик и, в том числе Муравьевы, были арестованы. В 1917 г оду эсеры вновь заявили о себе усиленной п р о п а г а н д о й в з ащ и т у к рестьянства. В Паршинов- ку п ри езж ал из Бобр о ва (Паршиновк а тог да входила в состав Бобровск ог о у ез да Воронеж ск ой губернии) видный деятель партии Ста- тешных. На выборах в Учре дительное собрание почти все ж ители села прог олосо вали за партийный сп исок эсеров. Ак тивным членом партии был такж е учитель из села Талицк ий Чамлык П.В. Чаа даев. В 30- X г одах большин ство эсеров было репресси ровано и погибло в тюрьмах и лагерях. «ВСТУПАЛИ» КРЕСТЬЯНЕ В КОЛХОЗ. . . В январе 1930 года, как свидетельствую т архивные дан ные, в селе Талицк ий Чамлык Д обрин ск ог о рай она было 1103 двора. При мерно 25 процентов из них сч и талось «к улацк ими хо зяй ст вами » . В со сед н ем селе Чамлы к -Ни к ольск и й прож ивали 3300 человек в б70 хозяйствах. 266 д в м о в были определены как «бед няцк ие», а 25 отнесены к г руппе «крупных кулацких» (какая судьба ждала «кула ков», хорошо известно из, истории) . В ян варе 1931 г ода в др у г ом добр и н ск ом селе Сафонове было 133 двора, к оторые затем почти все «вступили» в колхоз. Но пос ле появления знаменитой статьи Сталина о «перег и бах» в коллек тивизации «Го- ловок оуж ение от успехов» о б р ад о в ан н ы е сельч ан е друж но пок инули к олхоз. В нем осталось лишь 16 дво ров. Все пришлось начинать сначала... В. БАХТИН. Липчанам знаком памят ник участникам Липецкого съезда «Народной Воли» в Нижнем парке. На нем фа милии 9 революционеров, прибывших летом 1879 года в наш город под видом отды хающих на курорте. Но до подлинно известно, что в ра боте съезда участвовали 11 человек. Кто же те двое, что не удостоились чести остать ся в памяти потомков? Исто рия сохранила их имена — это Григорий Гольденберг и Лев Тихомиров. С Гольден- бергом все достаточно просто. Он впоследствии выдал жан дармам всю подпольную ор ганизацию. Потому и нет его фамилии на памятнике. Со вторым «забытым» народово льцем дело обстоит сложнее. Из всех знаменитостей, когда-либо побывавших на липецкой земле, Льву Алек сандровичу Тихомирову (1852-1923) повезло меньше других. Один из активистов и теоретиков революционной ор гани зации «Земля и Воля», а затем и партии «На родная воля», он стал впос ледствии непримиримым борцом с революционным движением в России, за что от бывших единомышленни ков получил ярлык «ренега- НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ П О Ч ЕМ У Н А ПА МЯТН ИКЕ НАРО Д О ВОЛЬЦАМ НЕТ Д ВУХ ИМЕН? та» и «ярого консерватора». В советское время само имя Тихомирова было предано забвению, он упоминался лишь как «печальный случай отступничества», объясни мый то ли «слабостью харак тера», то ли «нервной бо лезнью». В любом случае личность Тихомирова пред ставлялась едва ли не пато логической и потому не за служивающей никакого вни мания. Лишь в последние годы наблюдается переоцен ка того значения, которое в действительности имела его деятельность. Вкратце его «внешняя» биография такова. Родился в 1852 г. в семье военного вра ча. В 1870 становится студен том Московского университе та, где сразу же включился в революционную борьбу, прерванную в 1873 г. арес том и четырехлетним заклю чением . Из тюрьмы Лев Александрович вышел зака ленным революционером, ав торитетным теоретиком, луч шим писателем партии «На родная воля». Он действи тельно был блестящим пуб лицистом, автором многих программных документов 4 < ГГ | | л ТАМ, ГДЕ КУПАЛИСЬ НАШИ БАБУШКИ И ДЕДУШКИ Здание минеральных ванн — сам ая старая из сохранившихся гражданских построек Липец ка, памятник архитектуры и зримое свидетель ство возраста курорта «Липецкие минеральные воды». Как памятник истории и культуры пос тавлен на учет в 1927 году. Сооружение корпуса минеральных ванн на чато директором курорта И.Н. Новосильцевым по проекту архитектора Воронихина сразу же ^осле подписания Александром I сметы на стро ительство курорта в 1805 году и заверш ено в 1808 г. Здани е выстроено из красного кирпича в один этаж «длиною 45 аршин, шириною 16 а р шин, высотою 6 3 /4 аршина». Центральная часть ф асад а оформлена ризалитом с пилястрами. На всю ширину была возведена мансарда с полу циркульными окнами . П о зднее центральная часть ф асад а была закрыта пристройками, и красоту е е сегодня трудно оценить. Боковые крыль?: здания украшались двумя порталами в 1 ^иДе пилястр с колоннами, объ единенных парапетом сложной формы . Центральная часть здания первоначально вмещ ала большую печь с котлом для подогре ва минеральной воды, которая по чугунным тру бам поступала в 20 лечебных номеров, обору дованных деревянными ваннами. Минеральная вода поступала также в з д а ние ванн из каменного коридора, устроенного для сбора ее на глубине 2 -4 аршина. По о тдель ному трубопроводу , самотеком , осущ ествля лась подача воды из бювета. Использованная по специальному каналу отводилась в Липовку. В 1865 году здание было перестроено . В с р е д ней двухэтажной части разместили «спереди при емную ..., а сзади аппаратную, где паровик и на сосы». В номерах для лечащихся установлены ка фельные ванны, в стенках которых были проложе ны паровые трубы для подогрева. Четыре номера были переоборудованы под ду шевые с кафельными водоемами и русскую баню. Во время ремонта на западном торце здания была закреплена чугунная плита с изображением оттиска руки императора Петра I, сделанного во время посещения им Липецких заводов , когда, по преданию, и открыты им Липецкие минеральные воды. В 1903 г. рядом со зданием минеральных ванн построено новое, тоже в дв а этажа , но уже с паро вым отоплением и электрическим освещением . Его открытие состоялось в августе 1903 г. Минеральные воды пользовались необычайной популярностью. В последнее десятилетие прошлого века чис ло отпущенных ванн дошло до 12117 в год, доход составлял 12346 руб. В 1903 г. цены на услуги были следующими: ванна минеральная ~ 50 копеек, ванна хвойная — 90 копеек, ванна грязевая — 1р. 20 копеек. В настоящее время старое здание минераль ных ванн используется Липецким курортом и служ бами Нижнего парка. Александр КЛОКОВ. Районный музей в До лгорукова — украшение земли липецкой СКВОЗЬ г о д ы ш ш ш ш ш ш ш ш ти СВЯЩЕННОМ Неподалеку от Данкова, на правом берегу Дона, рас положено село Бигильдино. Ничем особенным оно вроде бы не отмечено, поскольку не подарило России и миру ни одного выдающегося героя, мыслителя, литератора или музыканта. Так считалось до недавних пор. Однако на стоятель Тихвинского собора иерей Андрей Гусев опро вергает это мнение. Опубликованная им недавно в рай онной газете «Заветы Ильича» заметка познакомила чи тателей с действительно выдающейся личностью. Это про тоиерей Иоанн Кочуров (Царскосельский). ЕИПШЬДИИО Его заслуги перед Рус ской Православной Цер ковью высоко оценены ос вященным Архиерейским Собором, состоявшимся в конце 1994 года. Решени ем Собора протоиерей Иоанн Кочуров причислен к лику священномучени- ков, его память Русская Православная Цтоковь чтит ежегодно 13 ноября. Остан ки первого священника, принявшего мученическую смерть в XX веке, имену ются теперь святыми моща ми. Иоанн Кочуров родился в селе Бигильдино Данков- ского уезда Рязанской гу бернии в 1871 году. Его отец был сельским священ ником. По его стопам по шел и сын. В двадцать лет он закончил Рязанскую Ду ховную семинарию. А в 1895 году — Санкт-Петер бургскую Духовную Акаде мию. Приведенные Андреем Гусевым факты из биографии отца Иоанна свидетельству ют о том, что он не искал теплого места и легкой жиз ни. Он мечтал нести слово Божие в самые отдаленные уголки России. Поэтому пос ле окончания духовной Ака демии без колебаний отпра вился на миссионерскую службу в Алеутскую и Аляс кинскую епархию . Здесь Иоанн был рукоположен в сан священника. Подвижнический труд ь тяжелейших условиях Край него Севера длился 12 лет. В 1907 году Иоанн вернулся в европейскую часть России и был назначен на должно^;ть законоучителя мужской и женской гимназий в Нарве. За девять лет преподаватель ской деятельности в полной мере раскрылся его талант педагога и церковного пропо ведника. Однако отец Иоанн не рас ставался с мечтой о службе в храме в качестве приходско го пастыря. В ноябре 1916 года он был назначен в Ека терининский собор Царского Села. Проповеди эрудирован ного священника, отличаю щиеся особой проникновен ностью и красноречием, со бирали под сводами Екатери нинского собора огромное количество прихожан. В это время Россия уже стояла на пороге революци онных потрясений. В октяб ре 1917 года Царское Село, ставшее последним прибежи щем императорской семьи, подверглось мощному артил лерийскому обстрелу. В па нике множество людей устре милось в православные хра мы в надежде спастись и най ти душевное успокоение. Со вершив молебен о прекраще нии междоусобной бойни, настоятель Екатерининского собора с другими священни ками, в числе которых был и Иоанн Кочуров, решил ор ганизовать Крестный ход. Он получился многолюдным. Священники читали пропове ди, призывающие людей к спокойствию и к прекраще нию братоубийства. Молитвы заглушались грохотом ко манд и воплями детей, жен щин. Утром следующего дня в городе начались аресты. Подвергались им и священ ники, в числе которых ока зался протоиерей Иоанн. Он пытался объяснить, что призывал людей к миру и спокойствию, но несколько ударов в лицо дали ему по нять, что воинствующие безбожники вовсе не нуж даются ни в каких объяс нениях. Под дулами винто вок, под улюлюкание и ру гательства разъяренной толпы отца Иоанна повели к царскосельскому аэродро му. Грянуло несколько вы стрелов, и священник упал на землю. Он был еще жив, и мучители некоторое вре мя продолжали глумиться над ними, а потом с безды ханного тела сорвали напер- стный крест. Так закончил свой зем ной путь один из самых до стойных и верных служи телей Русской Православ ной Цервки. Но убийцам не было дано лишить Иоанна Царскосельского нетленной славы священномученика. Анатолий МЕРЛЕВ. партии. Недаром среди учас тников Липецкого съезда Ти хомиров считался самым опытным и авторитетным. После убийства императо ра Александра II Тихомиров эмигрировал за границу. И именно там он начинает за думываться над целесообраз ностью революционной борь бы. Результатом его разду мий стала книга «Почему я перестал быть революционе ром», которая в 1881 г. про извела в России ошеломля ющее впечатление. В следу ющем году раскаявшийся народоволец подает на имя царя просьбу о помиловании и разрешении вернуться на Родину. В 1889 г. Лев Александро вич возвращается в Россию и становится активным за щ итником пр аво сл ави я , твердой государственной власти, самодержавных усто ев и русских национальных интересов. Вопреки прогно зам бывших товарищей, пос ле перехода в «стан реакции» Тихомиров не потерял ни душевного благородства, ни широты и гибкости ума. Де ятельная натура и талант публициста не позволили ему остаться в стороне от общес твенной жизни. О разнообра зии его интересов говорит перечень его трудов: «Демок ратия либеральная и соци альная», «Духовенство и об щество в современном рели гиозном движении», «Земля и Фабрика». В 1905 г. выхо дит основное исследование Тихомирова «Монархическая государственность», где он всесторонне обосновывает необходимость сохранения монархической власти, не разрывно связанной, по его^ убеждению , с историей , культурой и психологией народов. Однако все это лишь «внешняя сторона* жизни Льва Александровича, кото рой он сам не придавал осо бого значения. Гораздо более важным был для бывшего революционера процесс «внутренних», духовных, перемен, в результате чего Тихомиров внес значитель ный вклад в развитие рус ской религиозной филосо фии: его малоизвестная рабо та «Апокалипсическое уче ние о семи Вселенских Цер квах» высоко оценивается современными православны ми богословами. В эпоху великих потрясе ний, современником которых был Лев Тихомиров, главной задачей общества, по мнению мыслителя, должно стать направление своих усилий на воспитание «дисциплиниро ванных гармонических лич ностей». Но «где же самый источник нравственной силы, способной к развитию и дисциплине? Он только в религии. Все остальные вос питательные средства, каки ми располагает общество, лишь распределяют нрав ственную силу, порождаемую религией...» И никакие «об щ ественно -политические идеи» не могут сравниться с религией по силе своего вли яния на людей, а значит, и на «общество», ибо «всякий человек неистребимо чув ствует в себе нечто высшее, нежели общественная жизнь, так что общество вовсе не имеет для личности достаточ ного автотитета». Как 0 Ь 1 мы сегодня ни относились к личности, иде ям и д еятельности Льва Александровича Тихомиро ва, бесспорно одно: он любил Россию и в меру своих сил стремился уберечь, «охра нять» ее от грядущих ударов, главный из которых был на правлен против Правосла вия, стойким защитником которого Лев Александрович оставался до конца своей жизни. Как философ, он яв ляется одним из крупнейших идеологов Русской Нацио нальной Идеи, что признано как его почитателями, так и противниками. Поэтому ус- | тановка в Липецке двух «не достающих» памятных зна ков в честь «ренегатов» Льва Тихом 1 П)ова и Григория Гольденберга могла бы стать не только культурным собы тием, но и символом граж данского примирения, пока зателем общественной зре лости. Сергей СТРЕЛЬНИКОВ, студент ЛГПИ. Этот таинственный старый Донков... Предшественник ом города Данк ова, основанного по повелению Ивана Грозног о в 1571 г., был древний сла вянск ий г ород домонг ольск ой поры, от к оторого оста лось только городище у села Стреш нево. Неведомый г ород под именем Донк ов в древних летописях не упо минается. Донк овом его стали называть источники пят надцатого века. Археологическ им анализом Стародонк овск ог о г оро дищ а занимался известный ученый А. Монгайт. В мо- нофафии « Рязанск ая земля» он ук азывал, что это мес то было заселено издревле, а «Старый Донк ов — ...ныне г ородищ е у села Стреш нево, располож енное на левом возвышенном берег у ( высота до 50 саж ен) Дона. Раз меры городища — 500x250 саж ен. Ж ители соседних сел находили на городище старинное оруж ие, образ ки, браслеты из стекла, к рестики, вымываемые водой, а такж е остатки п р е ж н е г о ж илья—кирпич, уголь и т.п.» В 1237 году Рязанск ое кня ж ество, в к ото рое входил Д о нков, пало под ударами Батыя. На Русь обру ш ились н е и с числимые бед ст ви я . Не обош ли они и Д он к ов . Но взять его врагу было непросто. На самом вы со к ом м е ст е северной излу чины Дона воз выш ала сь ук - р е п л е н н а я часть города. С ^ запада естествейным'? 1 репятствиеМ стала рек а, с се вера — глубокйй'оёраТ с крутыми берегам14; Стены к ре пости надеж но защищали глубокие рвы шириной до десяти метров. Знаменитый европейск ий хронист Геберш тейн, пу теш ествуя по Дону, останавливался в старом Донк ове и в своем дневник е назвал его « полуразрушенным го родом» . Он был свидетелем того, как купцы с товара ми, направляясь в Кафу и Азов, грузили свои суда. Но уж е тогда Дон мелел и Донк овск ая гавань приходила в упадок . На противополож ной стороне реки находилась сторож евая городск ая слобода, впоследствии полож ив шая начало современному селу Сторож евое. На защ и щенной башне постоянно де> 1 ^ рили дозорные и вни мательно следили за степью. При приближ ении врага в движ ение приходили конные воины, держ авшие ло шадей наготове. На самом верху башни заж игали боч ку со смолой. Едкий и густой дым оповещал окрестных ж ителей о приближ ении кочевников... Сохранилось предание, что ж ители Донк ова сраж а лись против орд Мамая под знаменами Дмитрия Д о нского и первыми омыли раны князя, полученные в к ро вавой битве. Когда татары поднимались на крутой бе рег Дона, донковцы сбрасывали на них бревна и к ам ни. За владение Донк овым шла упорная борьба меж ду духовными и светск ими феодалами. Например, в чис ле лиц, выдавших грамоту на владение Донк овым, был и митрополит Алек сей — современник Дмитрия Донск о го. Город тогда занимал площадь длиной около кило метра и полк илометра шириной вдоль донск ог о бере га. К концу XVI века древний Донк ов перестал быть го родом. Его « перевели» на 36 километров юж нее. В «Кни ге Большому чертеж у» , относящ ейся к 1627 году, со общается: «А на Усть Вязовк и, с правой стороны, пос тавлен новый Донк ов, перенес со старог о места 20 верст...» К этому времени в старом Донк ове произо шел сильный пож ар. Восстанавливать ег о не было смысла. К тому ж е новая к репость заняла более удоб ное стратегическ ое полож ение. На Дону и Вязовне от крылись верфи, позволившие спуск ать на воду струги и плоск одонк и. Пристань стала более удобной , приро дные условия способствовали дальнейш ему освоению новых земель и продвиж ению на юг. Старое донк овск ое г ородищ е и ок руж ающие его земли пополнили вотчину боярина Р.М . Стрешнева. По его фамилии позднее село назвали Стрешневым... Старый Донк ов хранит множ ество тайн. Ни наши предки в прошлые века, ни мы пока не установили точ ное название исчезнувшего города и Донк овым име нуем его условно. Мы не знаем ни одного имени кого- либо из ж ителей, нет ник аких письменных данных о нем. Если бы удалось установить имя города, то лето писи открыли бы нам многое. Но пока все покрыто г ус тым туманом времени. Загадка города Дубок Заг адк ой из заг адок к раеведы и историк и считают биографию города Дубок . Несомненно одно: он нахо дился в липецк ом Подонье. А вот где располаг ался — ник то не знает! Впервые Дубок упоминается в Ник оновск ой лето писи под 1146 годом в повествовании о бег стве князя Святослава Ольговича, где названы города, в которых тот побывал, пробираясь к Рязани. Это — Мценск , Тула, Дубок , Елец, Пронск . « Град Дубок» числится такж е в « Списк е русск их г о родов» Рязанск ог о княж ества. Упоминается он и в дру гих док ументах и историческ их источник ах. Когда и по чему исчез Д убок — тож е ник ому неведомо. Историк В. Прохоров, например, считает, что « город Дубок на Дону не выдерж ал тяж елых ударов монгольск их завоевате лей и татарск их нашествии» . В поиск ах местонахож дения Дубк а археолог А.Л . Монг айт побывал в Данк овск ом районе и в книге «Ря занск ая земля» написал: « Среди южных г ородов Ря занск ой земли находился, вероятно. Дубок ... Возмож но, что Старо- Данк овск ое городище и представляет со бой остатк и древнерусск ог о города Дубок» . Данк овск ие краеведы И.А. Прасолов и В.П. Сосе - дов в своей книге «Данков» писали: « Старо- Данк овс кое городище представляет остатки древнерусск ог о го рода Дубок ... Невдалек е от Стародвинск ог о г ородищ а ДАЛЕКОЕ — БЛИЗКОЕ | находится деревня Дубки» . Конечно, ссылк а на сущ е с твование деревни с этим именем ещ е ничего не док а зывает. Населенных пунктов с так им названием пре достаточно. К тому ж е, если допустить, что старый Д о нков это Дубок , то он не был разрушен в XI I I век е, а сущ ествовал вплоть до 1570 года... Друг ие историк и и к раеведы полагают, что Дубок находился где- то на Д о 1 ^ меж ду Данк овом и Л е бе дянью, а возмож но, и на Тяпк инои лебедянск ой горе. Ученых сбивает с толк у и давняя лег енда о Ермак е Тимофеевиче, исследовавш ем сибирск ие просторы в 1581 году. Липчане из пок оления в пок оление док азы вают, что родословная Ермак а связана с нашим к ра ем. В старинной к репости / ^ убок ревностно исполнял свою нелегкую сл ^ б у к ак ой- то военачальник Варфо ломей — дальний предок пок орителя Сибири. Защ и щая город, он успеш но отбивал приступы татар, г ро мил шайки разбойник ов. Его военный талант почему- то вызвал не приязнь у во еводы Дубк а , и Варфоломей был вынуж ден беж а ть с семьей в мур манск ие леса, где его и осле пил ж есток ий тать по имени Волк . Ч е р е з к а к ое - то время сын Варфоло мея Тимофей Алень возвра тился на роди ну своег о отца и был принят на воен н ую служ бу. В Д уб ке он ж енился на к расавице М а трен е , и у Нйк 'родился сыН, нареченный'Ер'мо» а'ёКС"В простона'^ '’ роДье за ним зак репилось имй'Ермак . Ермак такж е стал воином, соверш ил немало подвигов в Ливонск ую во йну и был замечен Иваном Грозным, подарившим ему за верную служ бу «шубу с своег о плеча» ... В общ ем, Дубок пока упорно хранит свои сек реты. И так просто он их и не раск роет. А ж аль! Романцев - первый город Романовых на Дону Освоение земель нашей области издавна тесно свя зано с фамилией бояр Романовых. Их первым вотчин ным г ородом на Дону стал основанный в первой по ловине XV век а г ород Романцев. По сведениям про фессора истории Д .И . Иловайского, приведенным в его « Истории Рязанск ог о княж ества» , г. Романцев, «о ко тором говорится в дог оворе с Моск вой 1483 года и который по смыслу грамоты леж ал где- то по левую сторону Дона, был древним владением семьи Романо вых». С; него началась романовск ая к олонизация на шего края. Но потом Иван I V в период опричнины отобрал этот г ород из « земщины» и определил в свою собствен ность вместе с уездом ( « Романцев весь» ) . Правда, не задолго до смерти царь вновь его вернул преж ним вла дельцам. Романцев был возведен на высок ом берег у Дона невдалек е от старинного села Перехваль нынешнего Данк овск ого района «в двадцати верстах от Л ебедя ни» . С западной и северной сторон к репость окруж или рвом и насыпали вал. Городск ие ворота находились на западной стороне, с юга протянулся глубокий ов раг. За прочными деревянными стенами к репости были различные ж илые, хозяйственные и служ ебные по стройк и. В центре поставили православный храм со святым к олодцем. На Дону была оборудована г ородс кая пристань. Невдалек е от нее на верфях строили суда. По праздник ам ок рестные ж ители собирались на боль шой базар. Романцевск ий уезд относился к Рязанск о му княж еству и включал в себя значительные террито рии, переданные впоследствии Данк овск ому и Л е бе дянск ому уездам. В царствование Бориса Годунова возмож ные пре тенденты на российск ий престол Романовы вновь под верглись гонениям. Борис прик азал разрушить вотчин ные города бояр Романовых в (Ькопинском уезде и в Подонье. Когда к Романцеву приближ ался отряд царс ких к арателей, то хозяева города спеш но ск рылись в леса вокруг нынешнего г орода Липецк а. С ними ушли и их верные люди. Основная масса ж ителей Романцева, « почуяв сво боду» , быстро разбеж алась, освободивш ись от к ре постной зависимости . По утверж дению П.Н. Чедмен- ск ого, эти люди основали новые села на левом берег у Дона — Куймань, Вешеловк у, Лубну, Донск ое. А г ород постепенно ветшал и разрушался. На месте его оста лось село Романово Лебедянск ог о района. С г ородом Романцевым связаны различные лег ен ды и предания, особенно о борьбе с шайк ами гулящих людей. В те далек ие времена в лебедянск о- данк овс- ких местах разбойник ов было неисчислимое к оличес тво, и соверш али они набеги на места , где было чем пож ивиться. В лесах под Романцевым, говорят, свирепствовал « тать и чернокниж ник Тарас» . Зоной его действия были земли от Доброг о г ородищ а до границ Ефремовск ог о уезда. От ег о шайк и, наводившей страх на всю округу, спастись было трудно. Самог о ж е заг оворенног о гла варя не брала ни одна пуля — они просто отск ак ивали от тела. Но в одной схватк е с г рабителями служ илых людей из Романцева принял участие г ородск ой свя щенник отец Иван. Он зарядил пищаль медной пуго вицей от рясы и поразил ею Тараса прямо в лоб. О с тавш ись без предводителя, тати быстро разбеж ались.. Таковы к ратк ие сведения и лег енды. Более подроб но о Романцеве мож но узнать в Л ебедянск ом музее к раеведения. ^ ^ И г орь ВЕТЛ ОВСК И Й . Эт а п убли к а ц и я п родолж а е т ци к л к р а е ве д ч е с к их новелл о г ор од а х , и сч е з н увш и х с к арты Л и п ец к ог о к ра я . П е рва я се р и я р а сск а з о в И . Ве т л ов - ск о г о н а п е ч а та н а в се н т я бр ьск ом вып уск е « Было го» (№ 1 81 за 1 9 9 6 г .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz